—гар- — -гор-
под ударением пишется а
, без ударения — о
: загар, угар -загорелый, угореть.
Исключения:
выгарки, изгарь, пригарь
(специальные и диалектные слова).
В корне -зар- — зор-
а
: зарево, зорька — зарница, озарять
. Исключение:
зоревать.
В корне -кас- — кос (н)-
пишется о
, если дальше следует согласная н
, в остальных случаях — а
: касаться, касательная-коснуться, прикосновение
.
В корне -клан- — -клон-
под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — о
: кланяться, поклон — поклониться, поклонение
.
В безударном корне -лаг- — -лож-
перед г
пишется а
, перед ж
— о
: предлагать, прилагательное — предложить, обложение.
Исключение:
полог
.
Корень -мак-
содержится в глаголах , имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила
. Корень -мок-
содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокнуть написанное
. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ
.
В источниках бюрое перводов , указано что в корне -плав-
гласный звук может быть ударяемым и безударным: плавать, плавучесть, поплавок
. Корень -плов-
содержится в словах пловец
и пловчиха
, корень —плыв
— — в слове плывуны
.
Корень -равн-
имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнивать
. Корень -ровн-
— в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»: заровнять, ровесник, сровнять, уровень
. Сравните: подравнять
(сделать равным) — подровнять
(сделать ровным); выравнен
(сделан равным) — выровнен
(сделан ровным).
В корне -раст- — -рос-
пишется а
перед последующим сочетанием ст
(также перед щ
), в остальных случаях пишется о
: расти, наращение — выросший, заросль, поросль
. Исключения:
отрасль; росток, выросток, ростовщик, Ростов.
В безударном корне -скак- — -скоч-
перед к
пишется а
, перед ч
— о
: подскакать — подскочить.
Исключения:
скачок, скачу.
В корне -твар- — -твор-
под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — о
: тварь, творчество — творить, творец
. Исключение:
утварь.
В корнях -бер- — -бир-, -дер- — -дир-, -мер- — -мир-, -пер- — -пир-, -тер- — -тир-, -блест- — -блист-, -жег- — -жиг-, -стел- — -стил-, -чет- — -чит-
пишется и,
если дальше следует суффикс -а-
: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать
; в противном случае пишется е
: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить
. Исключения:
сочетать, сочетание.
В корнях с чередованием —а- (-я-) — -им-, -а- (-я-)
— -ин-
пишутся —им-
и —ин-
, если дальше следует суффикс -а-:
сжать — сжимать, понять — понимать, начать -начинать
. Сравните: внимательный, заклинать, напоминать, приминать
и другие. В производных формах сохраняется —им-
, даже если дальше не следует суффикс -а-,
например: сниму, сними, подниму, подними
и так далее.
При образовании различных словоформ звучание слова может измениться. Обычно это явление объясняется историческим чередованием и гласных. Эту особенность следует учитывать в процессе выделения главных морфем или подборе однокоренных проверочных слов.
Вконтакте
Основные правила
Согласно морфологическому принципу , написание морфем соответствует тому, как они звучат, если их поставить под ударение. Не подчиняются этому закону корни с чередованием о-а, е-и, а-я/им, а-я/ин. Их правописание определяется следующими условиями:
- наличием суффикса -а-;
- согласным, стоящим после гласной;
- позицией — под или нет;
- смысловым значением.
Рассмотрим случаи правописания слов, где присутствует чередование гласных в корне: гор-гар, клон-клан, твор-твар,зор-зар. Без ударения в указанных морфемах надо писать «о», кроме -зар-, в котором пишется безударная чередующаяся гласная «а». Под ударением, разумеется, пишем ту букву, которую слышим. Исключениями считаются: зоревать, утварь, пригарь, изгарь.
Ошибки в рассматриваемой орфограмме бывают связаны с тем, что способ проверки определяется неверно, поскольку чередующиеся гласные не проверяются с помощью ударения. Пример типичной ошибки: в глаголе наклоняться пишут букву «а»
, подбирая однокоренное слово «кланяться».
Важно!
Следует различать безударные гласные и чередующиеся. Если при выполнении задания требуется найти слово, где присутствует чередование, следует запомнить, что различие определяется смысловым значением.
В «гористый» нет чередования, на что указывает его смысловое значение. Здесь безударная гласная проверяется благодаря ударной позиции: горочка, пригорок. Имена существительные: погорелец, самовозгорание — сближаются по смыслу с глаголом «гореть», следовательно, здесь присутствует чередование.
Когда выбор способа написания зависит от согласных
Есть морфемы, в которых условием выбора гласных о/а становятся согласные, стоящие за ней. В корнях -раст-, — ращ-, — рос — пишется «а»
перед ‑ «ст» или «щ» (растениеводство, сращение). При их отсутствии пишется буква «о»:
молодая поросль. Имена существительные: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль – это исключения. Та же буква сохраняется в родственных словах: Ростиславович, ростовчане, росточек, ростовщический, отраслевик, подростковый.
Неумение применять правило приводит к следующим ошибкам:
- Иногда вместо слова с чередующимися гласными выписывают другое, к примеру, прилагательное «роскошный», не учитывая, что — рос- в данном случае слог, а корню — роскош- не свойственно значение «расти».
- Часто не видят сочетания «ст»
, замечают только согласный «с»
, поэтому могут причастие «подрастающий» написать с «о»
.
Трудности вызывает правописание -скак-, -скоч-, в которых «а»
употребляется перед «к»
, а согласный «ч»
требует написания «о»
. Применяя это правило, важно определить, какая буква (к
или ч
) стоит в инфинитиве, от которого образовано рассматриваемое слово.
Исходя из того, что в неопределённой форме «проскакать» в корне слова перед согласным «к»
пишется буква «а»
, в глаголах из словосочетаний «проскачу» на одной ножке или на коне следует выбрать «а».
В других случаях: заскочу на минутку, проскочу в щель ‑ нужно написать букву «о»
, поскольку в неопределенной форме «заскочить» (значит «забежать») тоже присутствует «о»
перед согласным «ч»
.
Наличие суффикса -а-
Написание таких слов определяется суффиксом -а- и лексическим значением слова.
Корни | Условия выбора | Примеры | Исключения |
кос/кас в корне со значением «дотронуться, касаться» | а – есть суффикс –а-; о – нет суффикса -а- | касающийся соприкосновение | |
лаг/лож | предположение возлагать | полог | |
тер/тир в значении «трёт» мер/мир в значении «умер, замрёт» блест/блист стел/стил | и – присутствует -а-; е – отсутствует -а- | Протирание, вытерший перила, подпирать выберет, выбирать вымирание, умер выдернувший, придирающийся собирание, неразбериха выжегший, сжигание блистающий, заблестевший выстилать, постеливший вычесть, вычитание, почести, почитание перенимать, приминать, перенять, примять | сочетание, сочетать, словосочета-ние, бракосочета-ние и другие производные слова |
Чаще всего неправильные написания встречаются из-за отсутствия умения различать омонимичные корни с проверяемой безударной и чередующейся гласной. Ниже приведены ошибочные рассуждения:
- Не отличают от безударной гласной чаще всего чередование им/ин- а/я. Избежать подобных ошибок можно, подобрав парный пример чередования: понимать ‑ понять; обнимавший ‑ объятия, сжимать ‑ сжать, проклясть- проклинать, проклятия. Убедившись, что есть чередование, вы вряд ли глагол «снимать» будете проверять другой его формой ‑ «снимет».
- Корень с чередованием мер/мир имеет значение «умирать, замирать». Только в этом случае мы пишем «и»
, если есть суффикс —а-,
когда его нет ‑ «е»
. Многие применяют это правило к словам: примирить друзей, примерять ботфорты, а результат – ошибка в тесте. - Такое происходит при написании корня тер/тир в значении «трёт», которое ошибочно объединяют со словом «потерять», обозначающим «утратить».
- Встречаются даже комичные случаи: имя существительное «оперение» соотносят с глаголом «опираться», хотя смысл у них разный, в первом случае пишем «е»
, проверочные слова – «перья», «пёрышко», во втором примере другая орфограмма ‑ чередующаяся гласная, выбор которой определяется суффиксом —а-.
- Ещё один наглядный образец ошибки: в существительном «косоглазие» находят чередующуюся гласную, но оно образовано от сочетания «косой глаз», не имеет ничего общего со словом «коснуться».
Чередующиеся гласные в корне с суффиксом -а-
Какое правило применить для -равн-ровн- и -мак-мок-
Выбор способа написания определяется лексическим значением слов. -Мак- можно обнаружить в словах, примыкающих по смыслу к глаголу обмакивать: макать галушки в сметану. У морфем -мок-; -моч- иная семантика, она связана с глаголом мокнуть, что означает «пропитаться влагой, стать мокрым», к примеру: промокашка, непромокаемый комбинезон.
Значение -равн- восходит к прилагательным равный, одинаковый, морфема -ровн- сближается по смыслу с прилагательными ровный, гладкий, плоский. Сравним примеры:
- выровнять края ткани, подровнять подол платья (сделать ровными);
- уравнять в правах (сделать равными), поравняться с телегой (идти на равном расстоянии с телегой).
Исключение: имя существительное «равнина», «поровну».
Иначе говоря, если что-то надо сделать прямым, ровным, мы выбираем глаголы: сровнять. Когда же речь идёт о предметах похожих, одинаковых по возрасту, весу, другим признакам, пишем корень -равн-: уравнение, сравнение, равнение на середину, равнозначность, равновесие.
Внимание
! Только учитывая контекст, можно верно решить вопрос о правописании глаголов с -ровн-; -равн-.
Приведем примеры:
- Выровнялась тропинка. (Стала гладкой).
- Десятиклассники выравнялись по качеству успеваемости. (Учащиеся стали равными в учёбе).
- Парикмахер подровнял волосы горячими ножницами.
- Новобранцы подравнялись в строю по команде взводного.
Нередко делают ошибки, используя слова в переносном значении: уровень воды (ровная поверхность), уровень образованности. Нужно помнить, что написание гласных остаётся неизменным.
Корень -плав-
В рассматриваемой морфеме, близкой по смыслу глаголу «плавать», всегда пишется гласная «а»
. Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Дело в том, что есть имена существительные «пловец» и «пловчиха», которые пишутся по-разному. Следовательно, здесь налицо чередования о/а (водоплавающие, плавники). К примеру, не нужно смешивать их с причастием «плавящийся», родственному словам: плавить, тугоплавкий, плавка (металла).
Чередующиеся безударные гласные в корне
Правописание чередующихся гласных О и А в корнях -КОС- и -КАС-
Итог
Подводя итог, отметим, что все чередующиеся гласные в корне вызывают определённые трудности. Несмотря на это, ошибок на письме можно избежать, выучив корни, в которых наблюдается данное чередование, учитывая условия выбора гласной и лексическое значение рассматриваемых морфем.
Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.
1.Проверяемые безударные гласные в корне слова
Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данному слову однокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением.
2.Проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова
Чтобы проверить правописание сомнительных и непроизносимых согласных, нужно изменить слово или подобрать к нему такое однокоренное, в котором после них следует гласный. Проверяемый согласный в этом слове должен произноситься отчетливо.
3.Буквы И, А, У после шипящих
После шипящих не пишутся буквы Ы, Я, Ю, а пишутся буквы И, А, У.
Исключения: жюри, брошюра, парашют.
4.Буквы И (Ы) после Ц
После Ц в корне пишется И.
Исключения: цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц.
5.Буквы Ё, О после шипящих в корне слова
Если в корне после шипящего под ударением слышится [О], то надо писать Ё.
Исключения: крыжовник, капюшон, трущоба, чащоба, шов, чопорный, шомпол, шорох, шоры, обжора, чокаться, трещотка.
В иноязычных словах возможно написание О после шипящих в неударяемых слогах: жокей, жонглер, шоколад, шоссе, шофер и др.
6. Буквы А — О в корнях -ЛАГ -/-ЛОЖ, -КАС-/-КОС-
В корнях -лаг-/-лож-, -кас-/-кос- пишется буква А, если после корня стоит суффикс -А- , и буква О, если этого суффикса нет.
7.Буквы А — О в корнях -РАСТ-(-РАЩ-) / -РОС-
В корне -раст-(-ращ-)/-рос- в безударном положении перед СТ и Щ пишется А, а перед С — О.
Исключения: отрасль, росток, Ростов, Ростислав.
8.Буквы А — О в корнях -ЗАР-/-ЗОР-, -ГАР-/-ГОР-, -ТВАР-/-ТВОР-, -КЛАН-/-КЛОН-
В корне -зар-/-зор- безударный гласный обозначается буквой А. В корнях -гар-/-гор-, -твар-/-твор-, -клан-/-клон- безударный гласный обозначается буквой О.
Исключения: зорев`ать, `утварь, пр`игарь.
9.Буквы Е — И в корнях с чередованием
В корнях -бер-/-бир-, -дер-/-дир-, -мер-/-мир-, -пер-/-пир-, -тер-/-тир-, а также -блест-/-блист-, -стел-/-стил-, -жеч-/-жиг-, -чет-/-чит- пишется И, если дальше следует суффикс -А-, в противном случае пишется Е.
Исключение: сочетание.
10.Буквы Ы — И после приставок
После приставок, оканчивающихся на согласную, вместо И пишется Ы в соответствии с произношением.
После приставок сверх-, меж- сохраняется И. Сохраняется И и после иноязычных приставок дез-, суб-, контр-, транс-, пан-.
11.Соединительные О, Е в сложных словах
В сложных словах после твердых согласных пишется соединительное О, а после мягких согласных, шипящих и Ц — соединительное Е.
12. Буквы А — О в корнях -ПАЙ-/-ПОЙ
(в глаголе паять
и однокоренных словах). Без ударения пишется а
: паять, запаять, распаяться, паяльник
и т. п. Под ударением — а
и о
: ср. запаянный, запайка, спайка, спайный
и припой, напой
.
13. Буквы А — О в корнях -РАВН -/-РОВН
Буква а пишется в словах, связанных по значению с прилагательным равный
‘одинаковый’, напр.: равнять
(кого-что-н. с кемчем?н.), равняться
(чему-н. или с кем-чем-н.), приравнять, поравняться, сравнить
(ся
), сравнение, сравняться
(в чем-н.), сравнять
(счёт), подравнять, выравнять
(напр., строчки
— ‘сделать равными по длине’), уравнять, уравнение, уравниловка, равноправный, равносильный, равноценный, равновесие, равноденствие, наравне, равно
.
Буква о
пишется в словах, связанных по значению с прилагательным ровный
‘гладкий, прямой, без неровностей’, напр.: ровнять
(грядку, поверхность дороги), заровнять, разровнять, подровнять, выровнять
(сделать ровным, гладким, прямым).
Однако в словах поровну, ровесник
, связанных по значению с равный
, пишется буква о
; в слове равнина
, связанном по значению с ровный
, — буква а
. В словах с неясной соотнесенностью пишутся: буква а
— в глаголе равняться
(в шеренге, при построении) и производных от него словах равнение, подравняться, выровняться
(в строю); буква о
— в сочетании не ровён час
, в слове уровень
.
14. Буквы А — О в корнях -ПЛОВ -/-ПЛАВ
Без ударения пишется а
: плавучий, плавник, поплавок, плавун
(трава; жук; водяной опоссум), плавунец
(жук), плавунчик
(птица), сплавлять, сплавной, на плаву, наплавной
; но: пловец
и пловчиха
с буквой о
. Под ударением — только а
: плавать, лесосплав
.
В слове плывун
(грунт) пишется буква ы
, как и в других словах, производных от глагола плыть — плыву: наплывать, подплывать, расплываться
и т. п.
15. Буквы А — О в корнях -РАЗН -/-РОЗН
В многочисленных сложных словах с первой частью разно-
(разнородный, разносторонний, разноголосица
и т. п.) без ударения пишется буква а
, в слове порознь
— буква о
. Под ударением — а
(разный, разница, разниться
) и о
(рознь, розниться, разрозненный
).
15. Буквы А — О в корнях —СКАК — СКОК — СКАЧ — СКОЧ
Если корень оканчивается на к
, то на месте безударного гласного пишется буква а
, напр.: скакать, прискакать, ускакать, скакнуть, скакалка, скакун, на скаку, скаковой
, хотя под ударением — о
, напр.: скок, наскок, отскок, поскок, соскок
.
Если корень оканчивается на ч
, то пишутся: буква а
в формах глагола скакать
и производных от него глаголов (напр.: скачу, скачи, обскачу, обскачи, поскачу, поскачи
), а также в слове скачок
(проверкой служат формы тех же глаголов — напр., скачет, поскачем
, и производные скачка, вскачь
); буква о
— в приставочных глаголах на скочить
(напр.: вскочить, вскочу, вскочи, выскочить, выскочу, выскочи, соскочить, подскочить
) и в слове выскочка
(проверка — формами тех же глаголов, кроме выскочить: вскочит, соскочат
и т. п.).
Ср.: проскачу
(сто вёрст), проскачи
(формы глагола проскакать, проскачет)
и проскочу, проскочи
(формы глагола проскочить, проскочит
); подскачу, подскачи
(формы глагола подскакать, подскачет
‘приблизиться вскачь’) и подскочу, подскочи
(формы глагола подскочить, подскочит
‘быстрым движением приблизиться к кому-чему-н. или резко подняться’).
Чередование а
и о
1. В корне гар- — гор- под ударением пишется а, без ударения — о; зага́
р, уга́
р — загоре́
лый, угоре́
ть.
Исключения:
вы́
гарки, и́
згарь, при́
гарь (специальные и диалектные слова).
2. В корне зар- — зор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — а: за́
рево, зо́
рька — зарни́
ца, озаря́
ть.
Исключение:
зорева́
ть.
3. В корне кас- — кос(н)- пишется о, если дальше следует согласная н, в остальных случаях — а: касаться, касательная — коснуться, прикосновение.
4. В корне клан- — клон- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — о: кла́
няться, покло́
н — поклони́
ться, поклоне́
ние.
5. В безударном корне лаг- — лож- перед г пишется а, перед ж — о: предлага́
ть, прилага́
тельное — предложи́
ть, обложе́
ние.
Исключение:
по́
лог (семантически уже не связывается с корнем лаг- — лож-).
6. Корень мак- содержится в глаголах, имеющих значение «погружать в жидкость»: макать сухарь в чай, обмакнуть перо в чернила. Корень мок- содержится в глаголах со значением «пропускать жидкость»: вымокнуть под дождем, промокну́
ть написанное. Правило распространяется на производные слова: макание, промокательная бумага, непромокаемый плащ.
7. В корне плав- гласный звук может быть ударяемым и безударным: пла́
вать, плаву́
честь, поплаво́
к. Корень плов- содержится в словах пловец и пловчиха; корень плыв- — в слове плывуны.
8. Корень равн- имеется в словах со значением «равный, одинаковый, наравне»: уравнение, сравнить, поравняться (стать наравне). Корень ровн- — в словах со значением «ровный, прямой, гладкий»; заровнять, ровесник, сровнять, уровень. Ср.: подравнять (сделать равным) — подровнять (сделать ровным); выравнен (сделан равным) — выровнен (сделан ровным).
9. В корне раст- — рос- пишется а перед последующим сочетанием ст (также перед щ), в остальных случаях пишется о: расти, наращение — выросший, заросль, поросль.
Исключения:
отрасль (хотя нет cm); росток, выросток, ростовщик, Ростов и др. (хотя есть cm).
10. В безударном корне скак- — скоч- перед к пишется а, перед ч — о: подскака́
ть — подскочи́
ть.
Исключения:
скачо́
к, скачу́
.
11. В корне твар- — твор- под ударением пишется гласная в соответствии с произношением, без ударения — о: тварь, тво́
рчество — твори́
ть, творе́
ц.
Исключение:
у́
тварь (семантически уже не связывается с корнем твар- — твор-). В корнях некоторых глаголов при образовании видовых пар наблюдается чередование как безударного, так и ударного о: уговори́
ть — угова́
ривать, затро́
нуть — затра́
гивать, зарабо́
тать — зараба́
тывать.
Чередование е
и и
12. В корнях бер- — бир-, дер- — дир-, мер- — мир-, пер- — пир-, тер- — тир-, блест- — блист-, жег- — жиг-, стел— стил-, чет- — чит- пишется и, если дальше следует суффикс -а-: собирать, задирать, замирать, запирать, стирать, блистать, сжигать, вычитать, расстилать; в противном случае пишется е: беру, деру, умереть, запереть, стереть, блестеть, выжегший, вычет, расстелить.
Исключения:
сочетать, сочетание.
Чередование а(я)
и им
, а(я)
и ин
13. В корнях с чередованием а(я) — им, а(я) — ин пишутся им и ин, если дальше следует суффикс -а-: сжать — сжимать, понять — понимать, начать — начинать. Ср.: внимательный, заклинать, напоминать, принимать и др. В производных формах сохраняется им, даже если дальше и не следует суффикс -а-, например: сниму, сними, подниму, подними и т.д.
От чего | Корни с | Выбор гласной | Исключения | |
1. От последующей | перед перед Ж | `поло | изла | |
раст-/рос- | перед СТ перед С | ро Ро Ро ро отра | ра выра выро | |
скак-/скоч- | перед К перед Ч | ска ска ска ска | ска выско | |
2. От наличия или | блест-/блист- стел-/стил- | И | соче словосоче | Выби |
кля-/клин- | если есть | вни | ||
если есть | ка ко | |||
3. От ударения | клон-/клан- твор-/твар- | О | `утва | заго` укло` тво` |
плов-/плав- | в безударном | зо пло` пло пло плы | оза` спла | |
4. От лексического | О | непромо обма | ||
ровн-/равн- | О А | ра | заро сра |
Задание 3.
Вставьте
пропущенные буквы. Распределите слова
на группы в зависимости от того, чем
определяется выбор той или иной гласной
в корне.
Оз…рение,
прик…сновение, выск…чка, выж…гание,
р…стовщичество, скл…нение, з…рница,
пог…релец, неприк…сновенность, пл…вчиха,
тв…рение, соч…тание, вск…чить,
зар…стание, бл…стящий, ур…вновешенность,
откл…нение, разг…еться, м…крота,
зад…рать, зан…мательный, удовлетв…рение,
м…кание, благотв…рительность,
быстрораств…римый, спл…влять,
р…вноденствие, самовозг…раемость,
неук…снительно, безотл…гательный,
местопол…жение, подм…чивший, пл…вунец,
прир…внять, ср…внительно-исторический,
нар…щение, подр…стковый, р…внозначный,
повзр…слеть, обск…кать, отр…слевой,
одухотв…ренность, бл…стательный,
нач…нающий, бракосоч…тание, рассч…тать,
пон…тийный, расст…лающийся, обсч…таться,
обм…реть.
Задание 4.
Перепишите,
вставляя пропущенные буквы.
Объясните написание слов с чередующимися
гласными в корне.
1. Сквозь волнистые
туманы проб…рается луна. 2. Бывало,
жалуешься, если от супа пахнет дымом,
или жаркое перег…рело, или вода не
бл…стит, как хрусталь. 3. Картина была
чудесная: около огней дрожало и как
будто зам…рало, уп…раясь в темноту,
круглое красноватое отражение. 4. Молодые
деревья р…сли очень тесно, ничей топор
еще не к…снулся до их стройных стволов.
5. И голод и холод выносит, всегда
терпелива, р…вна. 6. Все почтительно
прекл…нили головы. 7. Гости Анны Павловны
долго еще говорили о пол…жении отечества
и делали различные предпол…жения об
исходе сражения, которое
на днях должно было быть дано. 8. Мы с
Павлом приб…рали мастерскую, а вечером
меня заставляли раст…рать краски. 9.
Наружность артиста сначала как будто
невыразительная, ничего не говорящая,
но всегда готовая претв…риться в самый
неожиданный сказочный образ. 10. Мастерство
и сердце – вот два р…вновеликих
сл…гаемых, которые в своем соч…тании
и создали живопись Репина. 11. Ольга
Николаевна обм…кнула ручку в чернильницу
и сделала надпись на фотографии. 12. Как
раз в это время на луговину, где г…рел
костер, выск…чил игривый жеребец.