Подробный план сказки о мертвой царевне и семи богатырях 5 класс

Развернутый план урока чтения в 5 классе специальной коррекционной школе viii вида.тема: а.с. пушкин, сказка о мертвой царевне и семи

Развернутый план урока чтения в 5 классе специальной коррекционной школе VIII вида.

Тема: А.С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи

Образовательные: закрепить умение читать стихотворный текст, используя выразительные стороны речи, находить нужные отрывки в тексте, отвечать на вопросы по тексту, определятьхарактер героев и поучительную роль сказки.

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся;
  • пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
  • развивать связную устную речь учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать доброе отношение друг к другу, умение оценивать свои поступки.

Оборудование

Картина мультипликайионный фильм: «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Словарь: инда, очи, сочельник, восхищенья не снесла, обедня, был грешен, горда, ломлива, своенравна.

Ход урока 1.

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

2. Подготовка к усвоению нового материала

а) Вступительная беседа:

— Какие сказки мы прочитали?

— Кто их написал?

б) Беседа об А. С. Пушкине.

3. Изучение нового материала

а) Чтение сказки учителем.

Учитель: сегодня мы прочитаем сказку, которую написал А. Пушкин

б) Проверка первичного восприятия.

  • Как можно назвать это произведение? 
  • Почему это произведение можно назвать сказкой? 
  • Назовите главных героев сказки? 
  • Кто в сказке отрицательный герой, кто положительный?

в) Речевая разминка.

Ти-хо-мол-ком, пе-ре-мол-ви-ла-ся.

г) Чтение сказки учащимися по цепочке с параллельным разбором трудных для понимания слов, встречающихся в тексте и данных в сносках. Перед началом чтения учитель напоминает детям про соблюдение знаков препинания при чтении.

    Физминутка

д) Первичный анализ содержания прочитанного.

  • Понравилась ли вам царица? Почему?
  • Понравилась ли вам царевна? 
  • Какое приданное дано было царице? 
  • Что умело зеркало? 
  • Почему царица захотела погубить царевну? 
  • Как описывал автор царицу, а как царевну? 

4. Закрепление изученного материала

а) Составление портрета царицы и царевны.

б) Повторное чтение стихотворения учащимися.

При чтении акцент делается на прямую речь, знаки препинания, идет работа над выразительным чтением.

    Физминутка

в) Анализ прочитанного. Выборочное чтение.

5. Подведение итогов урока

а) Обобщающие вопросы учителя:

  • Какое произведение мы читали сегодня на уроке? 
  • Кто автор этой сказки? 
  • Назовите положительных и отрицательных героев сказки? 
  • Какие новые слова узнали на уроке? 

Б) Итог урока.

в) Д/З стр. 29 — 31

Ход урока 2.

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

2. Проверка д/з

— Как автор описывает царицу?

— Как автор описал царевну?

— Сравните царицу и царевну по характеру, кого можно назвать положительной героиней, кого отрицательной героиней?

-Найдите и прочитайте разговор царицы с мачехой.

3. Изучение нового материала

а) Чтение сказки учителем.

Учитель: сегодня мы прочитаем  2-ую часть сказки, которую написал А. Пушкин

б) Проверка первичного восприятия.

  • Почему царица рассердилась на зеркало? 

в) Речевая разминка.

Белее, милее, румяней

г) Чтение сказки учащимися по цепочке с параллельным разбором трудных для понимания слов, встречающихся в тексте и данных в сносках. Перед началом чтения учитель напоминает детям про соблюдение знаков препинания при чтении. Словарь:  нрав, кроткая, сват, приданное, «я в ней дурь то успокою», черная зависть.

    Физминутка

д) Первичный анализ содержания прочитанного.

  • Какая стала царевна?
  • Что ответило зеркальце царице в этот раз? Как вы деумаете, почему так ответило зеркальце? 
  • Как автор показал гнев царицы? 
  • Что решила сделать царица с царевной? 
  • Почему царица захотела погубить царевну? 
  • Как описывал автор царицу, а как царевну? 

4. Закрепление изученного материала

а) Составление портрета царицы и царевны.

б) Повторное чтение стихотворения учащимися.

При чтении акцент делается на прямую речь, знаки препинания, идет работа над выразительным чтением.

    Физминутка

в) Анализ прочитанного. Выборочное чтение.

5. Подведение итогов урока

а) Обобщающие вопросы учителя:

  • Как заканчивается вторая часть сказки? 
  • Какие новые слова узнали на уроке? 

б) Выставление оценок за работу на уроке с комментированием каждой оценки.

в) Д/З стр. 31- 33

Ход урока 3.

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

2. Проверка д/з

— Как автор описывал царицу и царевну?

— чем закончилась вторая часть?

— Прочитайте выразительно разговор царицы и зеркальца

3. Изучение нового материала

а) Чтение сказки учителем.

Учитель: сегодня мы прочитаем  3-ью часть сказки, которую написал А. Пушкин

б) Проверка первичного восприятия.

  • Как царице удалось погубить царевну?

в) Речевая разминка.

Бла-го-дарст-ву-ю, ста-ру-шон-ка, по-шат-ну-лась, за-ка-ти-ли-ся.

г) Чтение сказки учащимися по цепочке с параллельным разбором трудных для понимания слов, встречающихся в тексте и данных в сносках. Перед началом чтения учитель напоминает детям про соблюдение знаков препинания при чтении. Словарь: пряла, черница, чуть до смерти не заел, .образа

    Физминутка

д) Первичный анализ содержания прочитанного.

  • Как царица узнала что царевна жива?
  • Что она приказала чернавке? 
  • Кто хотел спасти царевну? 
  • Почему царевна умерла? 
  • Как царица узнала, что ее приказ выполнили 

4. Закрепление изученного материала

а) . Повторное чтение стихотворения учащимися.

При чтении акцент делается на прямую речь, знаки препинания, идет работа над выразительным чтением.

    Физминутка

в) Анализ прочитанного. выборочное чтение: прочитай как пес хотел спасти царевну; найди и прочитай как автор описывает яблоко; прочитайте сцену смерти царевны, с каким выражением нужно читать этот отрывок?

5. Подведение итогов урока

а) Обобщающие вопросы учителя:

  • Как заканчивается третья часть сказки? 
  • Какие новые слова узнали на уроке? 

б) Выставление оценок за работу на уроке с комментированием каждой оценки.

в)Д/З стр. 33 — 35

Ход урока 4.

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

2. Проверка д/з

— Расскажите, как царица узнала, что царевна жива?

— Опишите сцену встречи царевны и чернавки.

— Прочитайте выразительно разговор

3. Изучение нового материала

а) Чтение сказки учителем.

Учитель: сегодня мы прочитаем  4-ью часть сказки, которую написал А. Пушкин

б) Проверка первичного восприятия.

  • Какой герой появился в сказке?
  • К кому обратился Елисей за помощью в поисках невесты?

в) Речевая разминка.

От-вер-нет- ся, по-зо-ло-чен-ный, взы-вая, ти-хо-струй-ной

г) Чтение сказки учащимися по цепочке с параллельным разбором трудных для понимания слов, встречающихся в тексте и данных в сносках. Перед началом чтения учитель напоминает детям про соблюдение знаков препинания при чтении. Словарь: мудрен, позолоченный рожок, светлоокий, круглолицый, обычай, стою на стороже, тьма печальная.

    Физминутка

д) Первичный анализ содержания прочитанного.

  • Кто отправился искать царевну?
  • К кому обратился царевич за помощью? 
  • Как он обращался к месяцу? Солнцу? Ветру?
  • Кто помог Елисею найти невесту?

4. Закрепление изученного материала

а) . Повторное чтение стихотворения учащимися.

При чтении акцент делается на прямую речь, знаки препинания, идет работа над выразительным чтением.

    Физминутка

в) Анализ прочитанного. Чтение по ролям.

5. Подведение итогов урока

а) Обобщающие вопросы учителя:

  • Как заканчивается четвертая часть сказки? можно ли назвать ее конец печальным? Почему? 
  • Какие новые слова узнали на уроке? 

б) Выставление оценок за работу на уроке с комментированием каждой оценки.

в) Д/З стр. 36, 37 выучить отрывок наиз.

Ход урока 5

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу.

2. Проверка д/з

Чтение отрывков наизусть

3. Изучение нового материала

а) Чтение сказки учителем.

Учитель: сегодня мы прочитаем  5ую часть сказки, которую написал А. Пушкин

б) Проверка первичного восприятия.

  • Как закончилась сказка?
  • Можно ли сказать, что добро победило зло?

в) Речевая разминка.

Изумленными, привздохнув, повстречала, обвенчался.

г) Чтение сказки учащимися по цепочке с параллельным разбором трудных для понимания слов, встречающихся в тексте и данных в сносках. Перед началом чтения учитель напоминает детям про соблюдение знаков препинания при чтении. Словарь: вкруг, страна пустая, молва, тоска взяла, учинили, пир

    Физминутка

д) Первичный анализ содержания прочитанного.

  • Где Елисей нашел царевну?
  • Какую награду получил Елисей за смелость и верность невесте?
  • Как он разбудил свою невесту? 
  • Почему умерла царица?
  • Как закончилась сказка?

4. Закрепление изученного материала

а) . Повторное чтение стихотворения учащимися.

При чтении акцент делается на прямую речь, знаки препинания, идет работа над выразительным чтением.

    Физминутка

в) Анализ прочитанного. Выборочное чтение по всему тексту сказки. Вопросы по сказке:

— Назовите пол. И отриц.героев.

— можно ли назвать сказку волшебной? Почему?

— Чем сказка А. Пушкина напоминает народную?

— Вспомните как говорили наши предки? Какие слова вы помните?

-Выберите отрывки из текста к иллюстрациям.

5. Подведение итогов урока

а) Обобщающие вопросы учителя:

  • Можно ли сказать, что в сказке добро победило зло?  Почему? 
  • Какие новые слова узнали на уроке? 

б) Выставление оценок за работу на уроке с комментированием каждой оценки.

в) Д/З прочитать всю сказку.

Развернуты план  урока чтения в 5 классе специальной коррекционной школе VIII вида.

Тема: по Д. Мамину-Сибиряку, «Серая Шейка»

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи

Образовательные: закрепить умение читать прозаический текст, используя выразительные стороны речи, находить нужные отрывки в тексте, отвечать на вопросы по тексту, определять характер героев и поучительную роль сказки, озаглавливать части сказки, выбирать словарные слова согласно плану составлять описательные рассказы.

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся, развивать фонематический слух;
  • пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
  • развивать связную устную речь учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать доброе отношение друг к другу, умение оценивать свои поступки.

Оборудование: Мультипликационный фильм: «Серая Шейка», презентация по сказке.

Ход урока 1.

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу, упражнения на развитие ритма.

2. Подготовка к усвоению нового материала

а) Вступительная беседа:

— Какую сказку мы прочитали на прошлой неделе?

— Кто ее написал?

— К какому виду относится сказка А. Пушкина?

б) Беседа о поздней осени.

3. Изучение нового материала

а) Чтение 1-ой части сказки учителем.

Учитель: сегодня мы прочитаем1-ую часть  сказки, которую написал М. Мамин-Сибиряк

а) Рассказ об авторе сказки.

б) словарь: утренники, озабоченный, бывалые.

б) Проверка первичного восприятия.

  • Как можно назвать это произведение?
  • Почему это произведение можно назвать сказкой?
  • Назовите главных героев сказки?
  • О каком времени года говорится в сказке?

в) Речевая разминка.

Ут-рен-ни-ки, слу-чай-нос-ти, по-кры-ва-лось, ро-няв-ши-ми.

г) Чтение сказки учащимися по цепочке с параллельным разбором трудных для понимания слов, встречающихся в тексте и данных в сносках. Перед началом чтения учитель напоминает детям про соблюдение знаков препинания при чтении.

    Физминутка

д) Первичный анализ содержания прочитанного.

  • Какие признаки поздней осени описаны в сказке? Назовите их.
  • Почему болотные птицы улетают первыми?
  • Почему Серая Шейка не могла полететь со всеми? 
  • Объясните значения слов: косяки, вожаки, иней, поросль, роковой день, изболелось сердце? 
  • Почему Старая Утка не могла остаться с Серой Шейкой? 
  • Почему  плакала Серая Шейка? 
  • Как можно озаглавить эту часть сказки? 

4. Закрепление изученного материала

а) Составление рассказа о поздней осени.

б) Повторное чтение стихотворения учащимися.

При чтении акцент делается на прямую речь, знаки препинания, идет работа над выразительным чтением.

    Физминутка

в) Анализ прочитанного. Выборочное чтение.

5. Подведение итогов урока

а) Обобщающие вопросы учителя:

  • Какое произведение мы читали сегодня на уроке? 
  • Кто автор этой сказки? 
  • Назовите признаки поздней осени? 
  • Какие новые слова узнали на уроке? 

Б) Итог урока.

в) Д/З стр. 41 — 43

Ход урока 2.

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу, упражнения на развитие ритма.

2. Проверка домашнего задания

а) Беседа по содержанию 1-ой части:

б) Подпор словаря к отрывку сказки стр 43. В № 7.

в) Озаглавливание 1-ой части.

3. Изучение нового материала

а) Чтение 2-ой части сказки учителем.

Учитель: сегодня мы прочитаем2-ую часть  сказки, которую написал М. Мамин-Сибиряк

а)  словарь: одиночество.

б) Проверка первичного восприятия.

  • Как жилось Серой шейке одной?
  • Как она познакомилась с зайцем?

в) Речевая разминка.

О-ди-но-чест-во, по-свис-ты-ва-ли, ус-по-ко-ив-шись, .

г) Чтение сказки учащимися по цепочке с параллельным разбором трудных для понимания слов, встречающихся в тексте и данных в сносках. Перед началом чтения учитель напоминает детям про соблюдение знаков препинания при чтении.

    Физминутка

д) Первичный анализ содержания прочитанного.

  • Какие признаки поздней осени описаны в сказке? Назовите их.
  • Что пугало Серую Шейку?
  • Почему Серая Шейка чувствовала одиночество? 
  • Объясните значения слов: кто такие рябчики, вылетел кубарем, душа в пятки ушла, толчешься, борьба шла не на жизнь, а на смерть? 
  • Как произошла встреча с Зайцем? 
  • Почему  Заяц боялся лисы? 
  • Как можно озаглавить эту часть сказки? 

4. Закрепление изученного материала

а) Озаглавливание 2-ой части сказки.

б) Повторное чтение стихотворения учащимися.

При чтении акцент делается на прямую речь, знаки препинания, идет работа над выразительным чтением.

    Физминутка

в) Анализ прочитанного. Чтение абзацами с пересказом.

5. Подведение итогов урока

а) Обобщающие вопросы учителя:

  • Какое произведение мы читали сегодня на уроке? 
  • Чем закончилась 2-ая часть сказки?

Б) Итог урока.

в) Д/З стр. 43 -45.

Тема: Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество»

Тип урока: обобщение полученных знаний.

Задачи

Образовательные: закрепить умение анализировать прочитанные тексты, используя выразительные стороны речи, находить нужные тексты, отрывки в тексте, отвечать на вопросы по тексту, определять характер героев и поучительную роль сказки, определять виды сказок, мотивировать выбор любимого героя.

Коррекционно-развивающие:

  • корригировать и развивать устойчивое внимание и воображение учащихся, развивать фонематический слух;
  • пополнять активный и пассивный словарь учащихся;
  • развивать связную устную речь учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать доброе отношение друг к другу, умение оценивать свои поступки.

Оборудование: Мультипликационный фильм: «Серая Шейка», презентация по сказке.

Ход урока 1.

1. Организация начала урока

Проверка готовности к уроку. Настрой учащихся на работу, упражнения на развитие ритма.

2. Проверка домашнего задания:

а) – пересказ текста сказки «Серая Шейка» по плану.

3. Виды народного фольклера

а) потешки

б) заклички.

в) считалки.

г) загадки

д) пословицы и поговорки

г) Чтение сказки учащимися по цепочке с параллельным разбором трудных для понимания слов, встречающихся в тексте и данных в сносках. Перед началом чтения учитель напоминает детям про соблюдение знаков препинания при чтении.

    Физминутка

4. народные и авторские сказки

а) народные сказки.

б) авторские сказки.

. Физминутка

5. Выбор главного любимого героя и составление рассказа о нем

а) Обобщающие вопросы учителя:

  • Какое произведения мы читали в этом разделе? 
  • Назовите сказки, которые читали? 
  • Какая сказка вам понравилось больше всего? 
  • Кто ваш любимый сказочный герой? 

7.Итог урока.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Пушкин
  4. Анализ Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях

Знакомая всем с детства сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» описывает чудеса любви, доброты, нравственности, верности.

В центре произведения поставлен конфликт между молодой царевной и ее мачехой, прекрасной царицей. Конфликт возникает из-за ревности царицы к своей падчерице.

Прекрасная царица хочет быть единственной красавицей во всем «белом свете». Стремясь в этой цели, она полностью забывает о таких качествах как доброта, порядочность, отзывчивость. Подрастающая молодая царевна становится главной конкуренткой перед поставленной задачей, стать «всех красивей, всех милей».

Гоняясь за званием «самой красивой» царица идет на преступление, забывая обо всем. Она слишком «своенравна и горда», чтобы думать о других. Царица враждебно относится ко всему своему окружению.

Когда узнает, что служанка не убила в лесу молодую царевну, и та спокойно живет среди 7 богатырей, решается на преступление. Царица хочет отравить молодую царевну. В своем порыве быть «самой, самой» решает убить молодую девушку, что в результате у царицы не получилось.

Обладая решимостью, царица в то же время не уверенна в себе. Ей требуются похвалы «зеркальца» в своей красоте, неповторимости. Когда она узнает от зеркала, что падчерица жива и здорова, то ее сердце разрывается на части от ужаса, царица умирает.

Воскресшая прекрасная молодая царевна, обладающая добродетелью, кротостью, отзывчивостью, верностью, становится женой царевича Елисея. Царевну все любят отец, каждый из 7 богатырей рад взять ее в жены, царевич Елисей. Но она остается верной своему возлюбленному, ждет, когда Елисей отыщет свою невесту. В конце сказке они играют пышную свадьбу.

Как и во всех сказках, в данном произведении зло наказывается, добро побеждает.

Сказка А.С.Пушкина учит нас добру, что нельзя ради красоты, карьеры, пренебрегать важнейшими качествами людей, нельзя «перешагивать через людей». Только доброта, понимание, взаимовыручка, дружба, любовь могут творить чудеса не только в сказках, но и в реальной жизни.

Вариант 2

Пушкин Александр Сергеевич самый великий поэт. Он с детства заслушивался рассказами своей няни Арины Родионовны. Стал записывать народные песни и сказки, любил фольклор. А потом начал сочинять и свои. Он автор многих произведений. «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях» написал Александр Сергеевич в 1833 году в Болдино.

В сказке Пушкина А.С. описываются такие качества человека, как доброта, верность, нравственность, любовь, которая творит чудеса. Главный корень в произведении: зависть мачехи (царицы) к молодой царевне. Царица ревнует свою падчерицу. А всё из-за чего? Всего лишь красота становится виной. Царица мечтает быть самой красивой во всём свете, хотя она, итак, очень красива. Но она впала в полное забвение о том, что есть добро, чувство любви, милосердия, отзывчивости. Ей надо устранить свою первую соперницу царевну, которая год за годом подрастает и становится всех краше и милее.

Царица совершает тяжкий грех. Хочет убить царевну ради своего титула «Красавица во всём свете». Она «горда и своенравна», ей некогда подумать о других людях. Всё окружающее ей чуждо, лучше сеять вокруг зло, враждебность.

Служанка по приказу царицы не смогла убить царевну, оставила её одну в глухом лесу. Царевна, блуждая, вышла к дому семи богатырей и начала жить там, дожидаясь своего любимого царевича Елисея. Царица, конечно же, узнала об этом с помощью своего говорящего зеркала. И злая мачеха сама идёт в далёкий путь, чтобы убить падчерицу. Но добро побеждает зло. И царевна всеми чудесами остаётся жива.

Полная решимости, но всё же не уверенная в себе, царица вновь обращается к своему зеркальцу. Зеркало опять ей ответило, что царевна лучше неё. Ужас охватывает царицу. Гнев и жестокость, сидящие внутри царицы настолько охватывают разум, что сердце не выдерживает и наступает смерть.

Царевна, имеющая все хорошие качества, душевная, любящая, верная, кроткая выходит замуж за царевича Елисея. Семь богатырей, у которых она жила, были влюблены в неё. Но она была верна только Елисею. Его любовь помогла ему разыскать свою возлюбленную. Их свадьба была пышной.

Добро победило зло, как это всегда бывает. Сказка на том и стоит, чтобы показать насколько бессильно зло. А добро всегда в цене.

Сказка «О мёртвой царевне и о семи богатырях» показывает нам, что нельзя думать только о себе, печься о красоте наружной. Нужно хранить в себе и красоту духовную. Беречь и ценить друзей. Относиться к людям с пониманием, потом может случиться и так, что они тебе тоже в нужный момент протянут руку помощи.

Несостоятельная языческая подоплека сказки

Школьные мифы о сказке

Начиная изучать «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», школьникам часто даются пояснения тем или иным мотивам, образам и поступкам, не учитывая все то, о чем мы писали выше. Действительно, как можно говорить детям что королевич Елисей был язычником, так как он обращался к солнцу, ветру и луне? Как можно говорить детям, что сказка отражает собою языческие верования народа? Как можно вообще объяснять сказку, не учитывая ее христианские мотивы, которые заложил в нее Пушкин? Как можно не учитывать христоцентричность русского человека, которая отражена в сказке? Как можно не учитывать то, что Пушкин не только отлично знал Священные Писание и Предание, но и к концу жизни был глубоко верующим человеком и просто не мог превозносить язычество в том понимании, в котором понимают сказку сегодня?

Почему королевича зовут Елисей?

Разбивается миф о язычестве Елисея очень просто, если мы найдем ответ на вопрос, заданный выше. В инвариантах сказки такого имени вы не найдете, значит, Александр Сергеевич вставил это имя намеренно, вложив в него, несомненно, какой-то смысл.

Если внимательно читать сказку, то можно обратить внимание, что имя есть только у одного персонажа – королевича Елисея. Другие герои только отождествляются: Царь, Царица, Царевна, богатыри, Чернавка и собака по кличке Соколко.

Елисей, безусловно, положительный персонаж, на плечи которого ложится спасение Царевны от мертвого сна. Кто мог быть прототипом или образом Царевича и какая аллюзия должна возникать при восприятии его имени?

Самый известный человек, носивший имя Елисей – это пророк Елисей, живший в IX веке до Р.Х., который был учеником другого пророка – Илии. Самым известным чудом, которым прославился пророк Елисей – это воскрешение мертвых (! а Царевич Елисей разбудил Царевну от мертвого сна), об этом вы можете прочитать в его житии. Пророк Елисей прославился также тем, что мог повелевать силами природы (! а Царевич Елисей просил помощи у сил природы), в частности, разделял воды реки Иордан. Имя Елисей переводится как «Бог – спасение» (! а Роль Царевича Елисея в сказке – это спасение Царевны). Оно было весьма популярно среди христиан, в том числе на Руси.

Согласитесь, здесь совпадения быть не может, автор намеренно выбрал главному герою подчеркнуто–христианское имя Елисей, что в корне разрушает мнение о языческой природе Королевича.

Разрушая миф о язычестве

Стоить также вспомнить как Королевич Елисей собирался в путь:

Королевич Елисей, Помолясь усердно Богу, Отправляется в дорогу За красавицей душой, За невестой молодой.

Согласитесь, что язычник, скорее всего, молился бы «богам».

Обращаясь к силам природы, стоит сказать, что Елисей называет их следующими словами: «солнышко», «месяц», «ветер». У Пушкина все эти обращения написаны с маленькой буквы (если обращение не попадает на начало предложения или строки), что, конечно, не позволительно при обращении к «богам» если таковы подразумеваются. Наоборот, слово Бог у Пушкина всегда с большой буквы. К сожалению, со времен советского книгопечатания практически по всем изданиям «гуляет» вариант сказки, в котором слова: «Бог», «Царь», «Царица» написаны с маленькой буквы. Как было напечатано в первом издании 1834 года можете посмотреть здесь. В последнем обращении к силе природы – к ветру, Королевич Елисей и вовсе говорит следующее:

“Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе, Не боишься никого, Кроме Бога одного.

Бога одного или Бога единого. Здесь в принципе разговоры о «язычнике Елисее» можно закрывать. Вы, конечно, понимаете, что «Бог один» может подразумеваться только у монотеистической религии, которой является Христианство, но никак не язычество, имеющим целый сонм богов.

Анализ сказки 3

Александр Пушкин один из величайших писателей русской литературы. С раннего детства он увлекался народными песнями и сказками. А рассказывала ему их его няня Арина Родионовна. И уже во взрослой жизни Пушкин использовал фольклорные сюжеты услышаны с детства при создании своих замечательных сказок. Он был известным автором стихов, поэм, романов, поэтому для многих показалось странным, что писатель взялся писать сказки. На самом деле это не была обычная обработка народной сказки, Пушкин в произведении нарушил вечные вопросы, на которые мудрецы многих поколений не могли дать ответа.

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана в Болдино в1833 году. В сказке рассказывается о том, что в одном королевстве жили-были царь и царица. Однажды правитель отправился в дальний путь, а пока его не было царица родила дочь. Как только царь возвращается, его жена умирает. Царь тоскует, но со временем он находит себе новую жену. Она прекрасна, но бессердечная, завистливая.

Также у нее есть магическое зеркальце, которое ежедневно говорит ей, что она самая красивая в мире. Но проходят годы, ее падчерица подрастает, у нее уже есть жених. И как-то раз зеркало сказало царице, что нет никого прекраснее на свете, чем ее падчерица. Царица как будто сходит с ума от гнева, немедленно зовет служанку и приказывает ей отвести падчерицу в лес и оставить ее волкам. Служанка не хочет этого делать, но не может идти против ее воли. Царевна обо всем догадывается и просит ее отпустить.

Царь горюет, что потерял дочь, Елисей, невеста царевны, отправляется на ее поиски. А царевна наткнулась на дом семи братьев богатырей и остается в них. Царица узнает, что царевна жива и решает сама ее убить. Притворяется старой нищей и идет к дому братьев богатырей и дарит царевне яблоко, пропитанное ядом. Только она откусила кусочек яблока, как упала не дыша. Братья увидев ее тело, решили положить ее в хрустальный гроб в пещере. Между тем ее жених ее повсюду ищет, спрашивает помощи у солнца, луны и ветра. Ветер рассказал ему о пещере. Елесей мчится туда. От отчаяния он разбивает гроб, и царевна оживает. Они возвращаются в королевства и когда царица встречает свою соперницу, то умирает он злобы и зависти. Сказка заканчивается свадьбой царевны и королевича.

Сравнивая образы царевны и ее мачехи читатели хорошо понимают, что внешняя красота ничего не стоит без красоты внутренней, доброты и искренности. А зависть, коварство теряют красавицу — царицу. В мире, где искренние чувства, преданность и любовь побеждают, нет и не может быть места коварства. Концовка пушкинского произведения, как и полагается в сказке, — счастлив. Человеческие добродетели — вознаграждаются. Красота, Добро и Справедливость — побеждают.

Другие сочинения: ← Народ в произведении Капитанская дочка↑ ПушкинИстория создания Повестей Белкина →

Что сделал Пушкин с народной сказкой?

Для Александра Сергеевича, народные сказки оказались неограненным алмазом, из которого он творил свои произведения. Действительно, многие народные сказки записаны простым языком, порою не имеют вообще никакой литературной обработки. В этом их и ценность и недостаток. Например, в сборнике сказок А.Н. Афанасьева вы можете найти много грубых или простоватых выражений, местечковых слов, что сильно мешает восприятию сказки. Впоследствии многие литераторы специально обрабатывали сказки, например, Алексей Толстой, Лев Толстой, Владимир Одоевский и другие, придавая им литературный лоск.

Пушкин не просто обработал сюжет народной сказки о мертвой царевне.., переложив записанную с устных рассказов сказку на стихи, а вдохнул в нее Евангельский дух, запечатлел в ней русскую самобытность. Это выразилось в созданных персонажах, характерах главных героев, в деталях, по которым легко можно идентифицировать русскость сказки. Когда читаешь сказки Пушкина, чувствуешь необыкновенную легкость слова, его текучесть, плавность и певучесть.

Обрабатывая таким образом народные сказки, Пушкин оказался у истоков русского языка, создав тот литературный эталон, который оказался фундаментом последующей русской литературы. Можно сказать, что Поэт поднял обычные народные сказки, близких к устной разговорной речи (что можно назвать низким уровнем языка), до уровня литературного, не являющимся самым высоким типом (есть еще более сложный, высший уровень – церковнославянский), но который стал главенствующим для все более секуляризирующегося общества.

Несколько интересных сочинений

  • Грибоедов А.С.
  • Сочинение Язык это путь цивилизации и культуры (Куприн)
    Первобытные люди не могли общаться между собой так, как можем мы.Они пользовались невербальным видом общения, используя вместо полноценного грамотного языка жесты, мимику, различные звуки
  • Сочинение Авторское отношение к Мцыри
    Талантливый писатель Лермонтов в произведении не указывает на своё отношение к главному герою поэмы. Если сравнивать это произведение с поэмой «Евгений Онегин» не менее выдающегося автора А. С. Пушкина,
  • Сочинение по поэме Василий Теркин 8 класс
    Александр Твардовский написал поэму «Василий Теркин» в 1941 году в марте. Поэма посвящена вечно теме, которая всегда остается актуальной. Это тема – война. И имеется в виду даже не только война на поле боя, но и война
  • Образ и характеристика Жени Комельковой в повести А зори здесь тихие Васильева сочинение
    Евгения Комелькова — одна из ключевых фигур повести «А зори здесь тихие…». История её жизни трагична. Зенитчица, поступившая со своим батальоном на попечение Федота Евграфыча, вместе с такими же молодыми девушками, как и она сама.

Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Основные образы сказки.

Цель урока: ознакомить с текстом литературной сказки, с историей сюжета, центральными образами сказки; развивать навыки выразительного чтения поэтического текста; отметить художественные особенности произведения.

Планируемые результаты изучения темы:

Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности; желает приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся..

Метапредметные УУД:

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Предметные: знать: сюжет и содержание «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»; уметь: выразительно читать и пересказывать сказку; характеризовать героев и их поступки.

Сказка – ложь, да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

ХОД УРОКА:

I. Актуализация знаний и умений. Поверка д/з.

1. Вопросы:

1) В каком году родился А.С. Пушкин? (1799 год)

2) Расскажите о его родителях. (Отец – отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему дворянскому роду. Мать – Надежа Осиповна – внучка любимца Петра Первого арапа Ганнибала.)

3) Благодаря кому из-под пера Александра Сергеевича вышло огромное количество сказок? (Благодаря няне Арине Родионовне Яковлевой.)

4) Что такое сказка? Дайте определение жанру. (Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.)

5) Какие вы знаете виды сказок? (Сказки о животных, бытовые, волшебные.)

6)Чем отличается литературная сказка от народной? (Литературная сказка – это обработанная автором народная сказка.)

2. Проверка план развития сюжета сказки.

Цитатный план сюжета

1. Возвращение царя, рождение дочери, смерть царицы.

2. «Царь женился на другой».

3. «Но царевна молодая … между тем росла…»

4. «А царевна всё ж милее…»

5. «… вот чернавка в лес пошла…»

6. «Будь нам милая сестрица».

7. «Царица злая … положила иль не жить, иль царевну погубить».

8. «… нищая черница ходит по двору с клюкой…»

9. «В руки яблочко взяла».

10. «Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили…»

11. «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет».

12. «Гроб разбился. Дева вдруг ожила».

13. «Лишь её похоронили, свадьбу тотчас учинили».

II. Объявление темы и целей урока.

III. Работа над темой урока.

1. Слово учителя.

— Мы продолжим знакомство со сказкой, особое внимание обратим на основные образы в произведении, выделим в них общие черты и различные.

2. Работа по усвоению содержания сказки и характеристике центральных образов.

А) Работа с текстом сказки

— Есть ли в сказке традиционная присказка? («Это не сказка, не присказка, сказка будет впереди», «Начинается, начинается добрая повесть от Сивка, от Бурка, от вещего Каурка»)

— О каких событиях мы узнаём в завязке к сказочной истории? (Пересказ текста)

— Какой предстаёт перед нами родная мать царевны? Какие слова помогают составить её характеристику? (Находим слова, подчёркивающие верность царицы, её любовь к мужу)

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждёт-пождёт с утра до ночи,

Смотрит в поле, инда очи (инда – даже)

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи;

Не видать милого друга!

Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

Рано утром гость желанный,

День и ночь так долго жданный,

Издалече наконец

Воротился царь-отец.

(Царица – мать царевны – верная жена, любит мужа, с нетерпением ожидает его возвращения).

-А можем мы то же самое сказать о муже?

Б) Собираем материал о царице-мачехе.

Кто такая мачеха? В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы, которую хотела бы извести мачеха? («Морозко», «Крошечка-Хаврошечка»и др.)

В толковом словаре читаем: «Мачеха – жена отца по отношению к его детям от первого брака».

Как царица-мачеха описана Пушкиным? (с.92) Что в описании царицы вызывает восхищение, но почему эта красота не радует окружающих? (Внешняя красота скрывает злой, упрямый, сварливый характер. У неё нет настоящих друзей, даже зеркалу, с которым одним была «добродушна и мила», не прощает истины.)

Найдите глаголы, с помощью которых А.С. Пушкин характеризует царицу, рассказывая об общении её с зеркальцем. (Ученики читают по ролям диалог, в котором зеркало хвалит царицу. Отмечают глаголы: «красуясь, говорила»; «хохотать», «пожимать», «подмигивать», «прищёлкивать», «вертеться», «подбочась», «гордо глядясь».

А теперь посмотрим, какая царица, когда зеркало говорит правду. (Ученики отмечают глаголы: «отпрыгнет», «замахнет», «хлопнет», «притопнет»).

Какой предстаёт мачеха? (Мачеха злая, завистливая, гордая, своенравная, ленивая, грубая, надменная. У неё нет настоящих друзей, и даже зеркалу, с которым «одним была добродушна и мила», не прощает истины).

Как отмстила мачеха царевне и что подтолкнуло её к этому? (Мачеха приказала чернавке отвести царевну в лес. А подтолкнула её к этому «чёрная зависть» — злостная, коварная, преступная.

Чем закончится история злобной мачехи? За что она была наказана? («Тут тоска её взяла и царица умерла». Наказана она за жестокое сердце).

В) Охарактеризуем царевну молодую. Используем план рассказа о царевне.

План описания царевны

1. Описание внешности царевны и её внутренних качеств.

2. Отношение к ней других персонажей сказки:

А) Чернавки;

Б) пса Соколки;

В) семи богатырей,

Г) Черницы (послушаем отрывок из фонохрестоматии)

д) королевича Елисея.

3. Поведение царевны:

А) в тереме богатырей,

Б) по отношению к окружающим её людям.

4. Отношение автора к героине.

Для того чтобы дать характеристику образа царевны, мы выполним поиск материала по группам. Каждая группа отбирает материал по одному пункту плана, который распечатан на отдельных листах.

1 группа Описание внешности царевны и её внутренних качеств.

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась – и расцвела,

Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала… (трудолюбивая)

От зелёного вина отрекалася она;

Пирожок лишь разломила

Да кусочек откусила… (благовоспитанная, сдержанная)

«…Как мне быть? ведь я невеста.

Для меня вы все равны,

Все удалы и умны,

Всех я вас люблю сердечно;

Но другому я навечно

Отдана. Мне всех милей

Королевич Елисей». (верна жениху)

2 группа Отношение к царевне других персонажей сказки:

1) Чернавки:

Та (Чернавка), в душе её любя,

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала:

«Не кручинься, Бог с тобой».

А сама пошла домой.

2) Пса Соколки:

Вдруг сердито под крыльцом

Пёс залаял…

Но с крылечка лишь сошла,

Пёс ей под ноги — и лает,

И к старухе не пускает,

Лишь пойдёт старуха к ней,

Он, лесного зверя злей,

На старуху…

Прямо яблочко летит…

Пёс как прыгнет, завизжит…

И с царевной на крыльцо

Пёс бежит и ей в лицо

Жалко смотрит, грозно воет,

Словно сердце пёсье ноет,

Словно хочет ей сказать:

Брось!..

3) Семи богатырей:

Братья милую девицу

Полюбили…

Перед мёртвою царевной

Братья в горести душевной

Все поникли головой…

4) Королевича Елисея:

Королевич Елисей,

Помолясь усердно Богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей душой,

За невестой молодой…

Нет как нет! Он горько плачет.

Тёмной ночки Елисей

Дождался в тоске своей…

Елисей, не унывая,

К ветру кинулся, взывая.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой…

3 группа Поведение царевны: 1)в тереме богатырей;

2)по отношению к окружающим её людям.

1) В тереме богатырей:

Дом царевна обошла,

Всё порядком убрала,

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку…

Им она не прекословит,

Не перечут ей они.

Так идут за днями дни.

А хозяюшкой она

В терему меж тем одна

Приберёт и приготовит.

2) Отношение царевны к Чернавке:

«Жизнь моя!

В чем, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя!»

Отношение царевны к семи богатырям:

И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась,

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была.

Отношение к нище чернице (монахине):

«Постой,

Бабушка, постой немножко, —

Ей кричит она в окошко, —

Пригрожу сама я псу

И кой-что тебе снесу».

4 группа Отношение автора к героине.

С любовью присматриваясь к героине, Пушкин показывает как её внешнюю («белолица, черноброва»), так и внутреннюю красоту («нраву кроткого такого», «красавица душа»), подчёркивает трудолюбие, внутренне достоинство, деликатность, терпение, покладистость, искренность, верность, внутреннюю бесхитростность, доброту. Не случайно для поэта он «царевна молодая», «моя душа».

Г) — Можно ли сравнить царицу-мачеху и царевну-падчерицу?

Запишем в тетрадь термин: «Сравнение – образное определение предмета, понятия или явления при помощи сопоставления его с другим. В сравнении содержится то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнить – найти черты сходства и различия».

— Проведем сравнительную характеристику героинь и отразим ее в таблице.

Итогом сравнительной характеристики станет таблица, которую мы будем заполнять в процессе работы над образами.

Черты

Царица

Царевна

Общие

Царского происхождения, красивы внешне, умны

Черты различия

злая

завистливая

гордая

своенравная

ленивая

грубая

надменная

жестокосердная

добрая

бескорыстная

скромная

кроткая

трудолюбивая

вежливая

простая

добросердечная

— Каких черт больше, сходства или различия? Какой приём помогает раскрыть эти образы?

Мы с вами увидели, что черты характера героинь противопоставляются. Такой приём в литературе называется антитезой

Запишем в тетрадь ещё один термин из литературоведческого словаря.

Антитеза – противопоставление слов, образов, понятий.

Дайте устную характеристику одного из образов, используя записи в таблице и примеры из текста.

Д) Анализ образа Королевича Енисея.

— Расскажите, куда же отправляется Елисей? С кем встречается? Что значит «мудрел»? Почему ему приходится обратиться к Солнцу, Месяцу, Ветру?

Учащиеся зачитывают обращение королевича ко всем трем героям.

Обратите внимание на интонацию и чувства героя при обращении: к Солнцу — с отчаянием, затем возникает надежда, и он мчится к Месяцу; к Месяцу «с мольбой», и вновь надежда и совет; к Ветру — «кинулся, взывая», очень огорчен, разочарован. Понравился вам Елисей? Какими качествами характера он обладает? (Терпеливый, смелый, настойчивый, умеет добиваться цели.)

IV. Итоги урока.

1. О СКАЗКАХ ПУШКИНА

Несомненно, А. С. Пушкин при написании своих сказок опирался на народное творчество, на рассказы Арины Родионовны, на произведения немецких сказочников братьев Гримм («Белоснежка и семь гномов») и, конечно, не забыл о шутливом соревновании с В. А. Жуковским на лучшую литературную обработку народной сказки.

Чем сходны литературные и народные сказки?

Есть концовка и зачин, как в народной сказке, в тексте много так называемых фольклорных слов и выражений. Добро торжествует над Злом; отношения между главными героями такие же, как в народной сказке. («Морозко», «Сказка о мертвой царевне…».)

Так какова она, сказка Пушкина? Можно ответить словами С. Я. Маршака: «Свободно и стремительно движется сказка, создавая на лету беглые, но навсегда запоминающиеся картины природы, образы людей, зверей, волшебных существ. А между тем, за этой веселой свободой сказочного повествования, ничуть не отяжеляя его, кроется серьезная мысль, глубокая мораль…».

2. Чтение и обсуждение статьи «О сказках Пушкина», с. 117—118.

3. Заключительное слово учителя.

— За все страдания царевна и королевич вознаграждены судьбою. Мертвый волшебный сон оказывается ложным, девушка жива. Можно ли сказать, что добро в сказке победило и торжествует? Справедливо ли наказана судьбою царица-мачеха? Почему Пушкин на протяжении сказки называет коварную женщину «царицей», «гневной бабой», «злой царицей», «злой мачехой»? Какова главная мысль сказки? Чему сказка вас научила?

4. Выставление оценок за урок.

V. Д/з. 1) с. 95-101 читать (сверить с учебником)

І. Организационный момент.

Целеполагание.

Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2.Анализ содержания сказки.

Слово учителя об истории создания сказки.

В статье «Возражение на статью «Атенея» А.С.Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, «Песни о Стеньке Разине») принимали за подлинно народные.

Со слов Арины Родионовны А.С.Пушкин сделал следующую запись: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра»… Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапоги и шапку. «Если кровию нальются, то не жди нас». – Первый раз – 12 дней, второй – 24, третий – 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель. Мачеха приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в её труп и проч.»

Эта запись стала основой «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», созданной осенью 1833 г.

ЗАДАНИЕ:

  1. Беседа по первичному восприятию «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

  2. — Какое настроение вызвала у вас сказка А.С.Пушкина?

  3. — Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?

  4. — Составьте цитатный план.

«Царь с царицею простился..»

«Царь женился на другой..»

«Но царевна молодая тихомолком расцветая..»

«А царевна все ж милее..»

«Вот Чернавка в лес пошла..»

«Будь нам милая сестрица»

«Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»

«..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»

«В руки яблочко взяла»

«..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»

«За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»

«Гроб разбился. Дева вдруг ожила»

«Свадьбу тотчас учинили»

В сказке А.С.Пушкина встречаются слова, которые были широко распространены в народной речи первой половины XIX в. Объясните значение слов и выражений: приданое, терем, кручиниться, трезвонить, подворье, лежанка, клюка, рогатка, всем взяла.

Выразительное чтение отрывка из сказки от слов «Царь с царицею простился…» до слов «И к обедне умерла».

— Назовите слова и выражения, свойственные народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька, издалече, тяжелёшенько).

Данному отрывку свойственна особая интонация. Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая няня.

– Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы? (Ожидание царицы томительно: она «ждёт-пождёт», «Очи разболелись глядючи». Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение героини.)

— Какие слова передают отношение автора к героине? (Ласково звучащие слова «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла» проникнуты искренней симпатией к кроткой и милой царице).

П

Ф «Словесная похвала»

Выразительное чтение отрывка от слов «Правду молвить, молодица…» до слов «Гордо в зеркальце глядясь».

— Какие слова передают отношение автора к другой царице? (Горда, ломлива, своенравна, ревнива).

— Объясните лексическое значение слова «ломлива»? (Капризная, кривляющаяся).

— Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркалу? Почему? («Ты, царица, всех милее…» Царица тщеславна, она считает себя самой красивой и постоянно хочет слышать подтверждение этому. Однако при всей своей красоте она не уверена в себе. Зеркальце необходимо ей для самоутверждения. Таким образом, автор показывает внутреннюю несостоятельность и обречённость зла).

— Какова роль повторов в данном фрагменте сказки?

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться подбочась.

(Слова, соединённые повторяющимся союзом «и», раскрывают самые разные значения слова «ломлива». Царица любуется собой, она подвижна и весела).

— В глаголах из приведённого отрывка определите значение суффиксов. Какой суффикс обозначает многократность действия? (Суффикс «-а-»).

— Какие приставки усиливают эти значения, делают описания действия более яркими и выразительными? (Приставки «под-», «по-», «при-»).

Ф. Словесная похвала

Слово учителя.

Образы царицы-матери и царицы-мачехи контрастны. Царица-мать сидит у окна, ожидая царя, она видит огромный мир за окном; царица-мачеха глядится в зеркало и видит только себя, думает только о себе. В образах героинь противопоставлены мягкость и надменность, любовь и эгоизм.

Выразительное чтение отрывка от слов «Но царевна молодая…» до слов «Да сто сорок теремов».

— Почему повествование о царевне поэт начинает с противительного союза «но»? (Своенравию царицы-мачехи противопоставлена кротость царевны).

— Объясните лексическое значение слова «кротость». (Спокойствие, доброта, незлобливость).

— С кем сравнивает поэт царевну?

— Назовите слова, с помощью которых можно воссоздать характер и портрет царевны.

— Почему мачеха решила расправиться с царевной?

Выразительное чтение отрывка от слов «На девичник собираясь…» до слов «Всё ж румяней и белее».

— Как меняется настроение царицы в разговоре с зеркальцем? Найдите обращения, которые выражают изменения настроения царицы. Какие слова появляются в её речи? Как это характеризует героиню?

— Какие приставки помогают А.С.Пушкину передать гнев и возмущение царицы?

Выразительное чтение эпизода от слов «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» до слов «За невестой молодой».

— Что в сказке противопоставлено злобе царицы?

— В каких словах проявляется отношение автора к царице?

Выразительное чтение фрагмента от слов «И царевна очутилась…» до слов «И тихонько улеглась».

— О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?

Слово учителя.

Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную и, главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, «дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…».

Пушкин, перевоплотившись в народного рассказчика, уверенного, что именно так ведут себя «хорошие» царевны, продолжает: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…». Подробно развивается эпизод пребывания красавицы царевны в доме семи богатырей, «румяных усачей», которые скоро полюбили её.

— Каково лексическое значение слова «богатырь»?

— Какими мы видим богатырей? Что можно о них рассказать?

Выразительное чтение отрывка от слов «Братья милую девицу полюбили…» до слов «Стали жить да поживать».

— Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая нравственность, чистота).

— Как злой царице удалось узнать о том, что царевна жива?

Выразительное чтение эпизода от слов «Между тем царица злая…» до слов «Иль царевну погубить».

— Почему в данном эпизоде дважды повторяются слова «царица злая»?

Выразительное чтение по ролям эпизода от слов «Раз царевна молодая…» до слов «И тиха, недвижна стала».

— Почему автор называет черницу «старушонкой», «старушоночкой», а царевна – «бабушкой»? (Автор знает о намерениях черницы и презирает её. Царевна не подозревает о намерениях гости и относится к ней с почтением, как к любому старому человеку).

— Почему так подробно описывает автор яблочко?

— Определите роль повторов в фрагменте сказки. (Повторы подчёркивают привлекательность спелого яблочка. Царевна не может удержаться от искушения попробовать его. Автор показывает, как беззащитны бывают доверчивость и доброта перед жестокостью и коварством).

— Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини? В каких строчках проявляется отношение автора к героине?

— Найдите в указанном отрывке существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?

Выразительное чтение фрагмента сказки от слов «Братья в ту пору домой…» до слов «Только гробу одному».

— Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?

— Почему царевна даже мёртвая так прекрасна?

Ф. Две звезды. Одно пожелание

IV. Подведение итогов урока.

— В сказке царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.

Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).

  • Подоконник как пишется и почему
  • Подлиннее волосы как пишется
  • Подлинное искусство как пишется
  • Подметенная улица как пишется
  • Поделить неодинаково как пишется