Подробный план итогового сочинения

Всем выпускникам становится чуть-чуть легче на душе, когда становится известна структура итогового сочинения. писать обо всем и ни о чем

Всем выпускникам становится чуть-чуть легче на душе, когда становится известна структура итогового сочинения. Писать обо всем и ни о чем сложно даже акулам пера, а когда есть конкретный план с набором клише и шаблонов, дело обстоит куда проще и для новичка. Чтобы выиграть допуск на ЕГЭ в честной схватке, нужно знать, что требуется проверяющим. И вот тут Многомудрый Литрекон представляет наиболее полную структуру ИС, план работы и вспомогательные слова и выражения для быстрой адаптации в теме. Приятного просвещения!

План

План итогового сочинения — это то, с чего надо начать неофиту. По нему очень просто раскрыть любую тему и при этом угодить проверяющему.

план итогового сочинения 2021-2022

Вступление (50-70 слов). Здесь нужно обозначить главную мысль сочинения, соответствующую заданной теме. Ее нужно окружить тезисами, обосновывающими ее. Пример вступления для итогового сочинения тут.

Основная часть (состоящая из двух подпунктов) — 200- 300 слов.

Тeзис 1 

  • Логическая связка между вступлением и аргументом 1. Вы начинаете свою мысль с обозначения названия книги и ФИО ее автора.
  • Текст примера. Не нужно пересказывать сюжет книги. Важно написать именно то из аргумента, что подкрепляет Вашу позицию — главную мысль сочинения. Например, если задача — доказать, что люди любят путешествовать, потому что в пути они видят красивые объекты архитектуры, то нужно привести пример из поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» и рассказать о том, как восторженно автор описал красоты Ханского дворца и древнего фонтана.
  • Микpoвывoд — это oбoбщeниe нaписaннoгo. Нужно объяснить, зачем Вы написали этот пример и что он доказывает.
  • Лoгичeская связка с нoвым аргументом.

Тeзис 2

  • Пpимep.
  • Микpoвывoд.
  • Лoгичeская связка.

Заключение (50-70 слов). Нужно повторить основную мысль, перефразировав ее.

Разбор пунктов

Структура итогового сочинения для 11 класса будет понятнее, если мы расшифруем каждый пункт и добавим немного полезной теории.

Вступление

Здесь Вам нужно сделать три шага:

  1. Дать определение термину, цитате или проблеме, чтобы конкретизировать свои авторские поиски. 
  2. Рассуждения о роли поставленной проблемы в мире, литературе или общественной жизни.
  3. Ответ-тезис на поставленный в формулировке темы вопрос.

Сохраняя эту простую последовательность, Вы упрощаете себе работу над идеальным вступлением. Вот пример.

Все темы мы можем классифицировать и объединить в три группы:

  1. Вопросы. Это самые легкие и понятные темы. Все, что нужно сделать, это ответить на поставленый вопрос с привлечением литературного материала. Нужно максимально точно и недвусмысленно отвечать на исходный вопрос, чтобы работа соответствовала теме и была оценена по достоинству. Для того чтобы облегчить муки творчества и не сидеть перед белым листом полчаса, запомните популярные шаблоны: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
  2. Утверждения (цитаты). Вам нужно доказать, что оно верно, или же опровергнуть его. Но лучше пойти по накатанной и согласиться с избитой истиной, чем пойти против течения и запутаться в собственных мыслях. В итоговом сочинении совсем не обязательно говорить правду и только правду. 
  3. Назывные предложения. Это когда тема состоит из пары слов в именительном падеже.

Основная часть

Вам нужно написать пример и тезис, которые связаны логическими узами. Тезис — это основная мысль, которая подкрепляется доказательством — аргументом из литературы. Одним примером Вы доказываете только одну мысль — это железное правило. Аргументы — это самая «жирная»часть сочинения, и она должна занимать от 60% всего объема. Всего в эссе должно быть два аргумента. По правилам можно и один, и три, но зачем усложнять себе жизнь? Большинство напишет по два, и это тот случай, когда лучше не выделяться из толпы.

Оформление аргумента в итоговом сочинении должно быть таким:

  1. Аргумент = отдельный абзац;
  2. Каждый аргумент заканчивается микровыводом.
  3. Один тезис = один аргумент. 

Структура аргумента проста и лаконична:

  • Называем произведение, автора, жанр и указываем, что упомянутая нами проблема поднималась в нем. Если не знаем жанра, заменяем его на «произведение».
  • Описываем конкретный эпизод из произведения (характеристику, ситуацию) и сразу подводим к тому, что автор хотел этим сказать. Пример должен быть ответом на поставленный вопрос. Если мы говорим, что насилие в отношении детей нельзя оправдать, то аргументируем свою точку зрения, описывая последствия этого преступления, которые описал М. Горький в повести «Детство»: сыновья Каширина стали такими же жестокими, как отец, и направили свою агрессию на него и на своих детей. Желательно не просто пересказывать содержание глав, а переходить на анализ, употребляя такие клише, как «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. 
  • Микровывод завершает аргумент и отвечает на вопрос о том, зачем мы привели этот пример. В нем содержится позиция автора по затронутой нами проблеме или итог нашего анализа ситуации. Например, М. Горький доказал, что насилие над детьми порождает лишь негативные последствия для общества и не может быть оправдано. В этой части используем клише вроде «писатель приходит к выводу… » и т. п.

Заключение

Заключение в итоговом сочинении — это окончательный ответ на поставленный вопрос, который опирается на наши аргументы. Чаще всего оно представляет собой вывод — логическое завершение мысли. Мы доказали то-то и то-то на основании того-то и того-то. Нельзя повторять одни и те же предложения и похожие фразы. Нужно перефразировать то, что уже есть.

Некоторые смельчаки завершают свою мысль призывом к решению проблемы и перебарщивают, призывая непосредственно проверяющих. Лучше всего писать безлично: фразу «давайте жить дружно» лучше написать по-другому — «необходимо жить дружно». «Нужно», «стоит», «лучше», «необходимо», «обязательно» — вот наши верные друзья. Можно написать «мы должны» или «нам необходимо». Но не «вам» или «им».

Можно закончить свое итоговое сочинение описанием Ваших светлых надежд: «Будем надеяться на то, что добро победит зло, а коммунизм наступит завтра». Это не очень то сложно, но при этом легко отклониться от курса и написать то, что вообще не нужно.

Цитаты в качестве заключения — спорный путь. Легко ошибиться и от стресса наделать фактических ошибок. И все же употребление цитат ценится некоторыми проверяющими весьма высоко. Важно не ошибиться и подобрать такую цитату, которая точно подойдет главной мысли сочинения.

Закрепляем материал

Итак, структура итогового сочинения в упрощенном виде выглядит так:

  • Вступление: формулировка тезиса (тезис = то, что доказываем)
  • Тезис 1

Доказательства, примеры

Микровывод

  • Тезис 2

Доказательства, примеры

Микровывод

  • Заключение: формулировка вывода.

Помните, что критерии оценивания ИС отличаются от той системы оценок, которая действует в вузе. Поэтому важно опираться на обе и уметь выжать из стандартной формы максимум баллов для поступления или хотя бы твердый зачет для допуска к ЕГЭ. Все подробности об итоговом сочинении этого года ждут Вас в этом обзоре. Ни пуха, ни пера!


Подборка по базе: ПЗ Тема 7. Финансовый план.docx, моделирование, структура и примеры.docx, 2021.10.18 План периода 31134 ЗПО 2022.docx, Өлкетану паур план-1.docx, Справка по итогам проверки планов воспитательной работы классных, Самостоятельная работа по теме 3.1 Планирование подготовки и тре, учебный план — 144 ч.docx, поурочный план Моли.docx, Поурочный план 3.docx, Задания по планиметрии на ЕГЭ.doc


Подробный план и структура итогового сочинения

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

  1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
    человека;
  3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

Вступления бывают:

  1. Историческое
  2. Биографическое
  3. Аналитическое
  4. Цитатное
  5. Личностное

А теперь рассмотрим каждое из них на примерах.

Биографическое вступление

Вся жизнь великого русского мыслителя и писателя Л. Н. Толстого — это бесконечный поиск самого себя. Пройдя через соблазны большого света, через ужасы войны, став знаменитым на весь мир писателем, Лев Николаевич ни на минуту не останавливался в поиске своего предназначения. Не случайно для ответа на вопрос «Какую жизненную цель можно считать достойной?» мы обращаемся к роману-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир».

Аналитическое вступление

Согласно толковому словарю, верность — это неизменность и стойкость чувств по отношению к чему- либо или кому-либо, способность твѐрдо, непоколебимо выполнять свой долг, сдерживать обещания. Это противоположность коварству, предательству, измене, обману. Верность не ждѐт ничего взамен, о ней не договариваются заранее, она всегда с человеком в любых его начинаниях, будь то отношения с людьми или со своим внутренним миром, мыслями, суждениями, верой.

Цитатное вступление

«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть». Мне кажется, эти слова Антона Павловича Чехова очень точно характеризуют равнодушных людей. Действительно, как иначе назвать состояние нравственной глухоты, безразличия, с которым всѐ чаще приходится сталкиваться в обществе?

Личностное вступление

Я не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения…

Рекомендации по вступлению в итоговом сочинении

  • Не стоит начинать сочинения с «атаки вопросами». (Пр. Что такое верность? Какую роль играет верность в отношениях? Что значит быть по-настоящему верным?) При таком подходе даются общие ответы обо всем и ни о чем. Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, этого будет достаточно.
  • Во вступлении часто используются определения из словаря. Необходимо использовать их с умом. Они должны быть мотивированы темой.
  • Не увеличивайте объем вступления. Вступление должно составлять не более 15 % от всего сочинения.
  • Во вступлении должен быть обозначен проблемный вопрос  (это сама тема) и формулировка ключевого тезиса, который будете доказывать 

Заключение должно соответствовать  вступлению / теме / основному тексту сочинения по содержанию.

Перед написанием заключения нужно перечитать вступление, вспомнив проблемы, поставленные в нем, и сделать так, чтобы заключение обязательно перекликалось со вступлением, так как отсутствие связи между вступлением и заключением является одной из самых распространенных содержательно-композиционных ошибок.

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

  1. тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
  2. тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
  3. тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)

Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.

Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
  • Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

  1. Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
  2. Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
  3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

4 способа закончить сочинение:

  1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
  2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .
  3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
  4. Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

В заключении можно:

  • подвести итог всего рассуждения
  • использовать уместную цитату, содержащую суть главной мысли сочинения
  • дать краткий и точный ответ на вопрос темы.

Объем заключения: не более 15% от всего сочинения.

Заключение ТРАДИЦИОННОЕ

Существует несколько стандартных способов закончить сочинение:

  • Вывод.

Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространенный способ закончить сочинение. Однако одновременно это и самый трудный способ, т.к. сложно, с одной стороны, не продублировать в выводе то, о чем уже было сказано, и, с другой стороны, не уйти в сторону от темы сочинения.

  • Призыв.

Это еще один достаточно распространенный вариант концовки. Здесь желательно НЕ использовать глаголы 2 лица типа «берегите», «уважайте», «помните». Почему? Да все очень просто: каждое сочинение имеет адресата – того, кто его прочитает и к кому будут обращены призывы. В нашем случае это учитель, который будет проверять работу. Получается, что именно его мы и призываем беречь, помнить и т.д. Честно сказать, не очень-то это этично. Поэтому лучше использовать слово «давайте»: «давайте беречь природу», «давайте помнить о ветеранах» и т.д.

  • Выражение надежды.

Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, т.к. позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Важно: выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Писать: «Хочется надеяться, что природа отомстит за себя и все люди умрут», — не стоит, сами понимаете.

Варианты заключения

  • Вывод

Итак, чем же живы люди? Я думаю, любовью. Люди живы любовью к своим близким и друзьям, любовью к родной земле и природе. Их ведет по жизни мечта, надежда на лучшее, вера в свои силы. А помогают идти по жизни добрые чувства: сочувствие, милосердие, чуткость, отзывчивость. Это и есть то, без чего немыслима наша жизнь.

  • Призыв

В заключение хочется призвать людей не забывать о том, что природа — наша мать, которая дает нам все необходимое для жизни. Без нее мы не смогли бы существовать. И поэтому наш долг — отвечать ей добром на добро. Давайте заботиться о ее сохранении, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

  • Выражение надежды

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что в каждой семье будут царить гармония и взаимопонимание. Хочется верить, что любовь, забота, чуткость станут главными в отношениях поколений.

Заключение ОРИГИНАЛЬНОЕ

Цитата, подходящая по смыслу. Можно запастись заранее цитатами по всем тематическим направлениям, может случиться, какая-нибудь подойдет. Важно: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения. Нельзя использовать цитату только потому, что в ней встречается ключевое слово, (например, в сочинении о природе цитата со словом «природа») и не учитывать ее общий смысл.

  • Зарисовка, которая возвращает к вступлению

Я смотрю на освещенные окна домов и думаю о том, как было бы хорошо, если бы за ними не было одиночества, если бы каждый, кто живет там, был окружен заботой.

Перебирая старые фронтовые письма, я мечтаю о том, чтобы в мире никогда не было больше войн, разлучающих семьи.

  • Цитата

Таким образом, дружба имеет огромное значение в жизни человека. Недаром Цицерон утверждал: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу — все равно что лишить мир солнечного света».

Разбираем детально план и структуру написания итогового сочинения в 11 классе по литературе. Следование этому плану поможет вам написать сочинение максимально правильно и получить все баллы за его проверку.


Общая структура итогового сочинения

I. Вступление (60-70 слов). Отразите идею будущего сочинения и основные тезисы.

II. Основная часть (включающая несколько подпунктов) — 200- 250 слов.

Тeзис 1 (20-30 слов)

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы (oдин или нeскoлькo)
  • Микpoвывoд (oбoбщeниe нaписaннoгo)
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

Тeзис 2

  • Дoкaзaтeльствa, пpимepы
  • Микpoвывoд
  • Лoгичeский пepeхoд к нoвoй мысли

III. Заключение (60-70 слов)

А теперь рассмотрим подробный план и структуру итогового сочинения

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

  1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;
  2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни
    человека;
  3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.


Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

  1. тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что… », «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли… » и т. д.,
  2. тема-утверждение (в т.ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
  3. тема — назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Основная часть = Тезис + Аргумент(ы)
Тезис — это основная мысль сочинения, которую нужно аргументировано доказывать. Формулировка тезиса зависит от темы сочинения.


Помни!

  • По oбъeму oснoвнaя чaсть дoлжнa быть бoльшe, чeм вступлeниe и зaключeниe, вмeстe взятыe.
  • Тeзис, пoдкpeплeнный apгумeнтoм, мoжeт быть всeгo oдин.
  • Оптимaльнoe кoличeствo литературных аргументов – 2.
  • Кaждoму тeзису – свoй apгумeнт!
  • Связка — это переход от одной мысли к другой. Нужно плавно переходить от тезиса к аргументации.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого аргумента написать микровывод.
  • к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два.
  • если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!

Аргумент состоит из 3 элементов:

  1. Обращение к литературному произведению — называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
  2. Его интерпретацию — здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то» ? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
  3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу… » и т. п.

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки

4 способа закончить сочинение:

  1. Вывод. Принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного, но нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов.
  2. Заключение-призыв. Не используй пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!» . Лучше не использовать глаголы 2 -го лица: «берегите», «уважайте», «помните» . Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. .
  3. Заключение — выражение надежды, позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное.
  4. Цитата, подходящая по смыслу и высказана уместно. Рекомендуем заранее подготовить цитаты по всем тематическим направлениям, чтобы соответствовало главной мысли сочинения.

Помни: смысл цитаты обязательно должен соответствовать главной мысли сочинения.

Что вас ждёт в документе ниже:

  • какое должно быть вступление,
  • из чего состоит основная часть сочинения,
  • как сформулировать тезисы и аргументы,
  • как правильно сделать связку между абзацами,
  • как правильно написать заключение в итоговом сочинении,
  • как добиться уникальности сочинения.

Обращаем ваше внимание, что у ВУЗов (при поступлении) очень часто используются собственные критерии проверки, имейте это в виду (и они существенно отличаются от проверки школьного уровня).

Скачать в формате PDF: Скачать


Представленная здесь структура сочинения актуальная для любого года и не зависит от темы и направления итогового сочинения. Поэтому вы можете смело использовать этот материал при подготовке в любом году.

Структуру сочинения условно можно разделить на два вида:

  1. Композиционная.
  2. Логическая.

Композиционная структура

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение

Логическая структура

Зачин. Подготовка к восприятию основных мыслей работы

Тезис 1
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 2
Доказательства, примеры
Микровывод
Тезис 3
Доказательства, примеры
Микровывод
(…)
Вывод. Обобщение по всей теме


Официальные темы итогового сочинения

Готовые аргументы к итоговому сочинению

Готовые сочинения к итоговому сочинению

Для написания итогового сочинения 1 декабря за парты сядут 7762 молодых людей, в том числе выпускники прошлых лет, для написания итогового изложения — 219 обучающихся 11-х классов, сообщает ЯСИА пресс-служба Минобрнауки Якутии.

Напомним, что итоговое сочинение (изложение) является условием допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования. Итоговое сочинение (изложение) оценивается по системе «зачёт/незачёт». Итоговое сочинение (изложение) как допуск к ГИА – бессрочно.

Результат итогового сочинения как форма индивидуальных достижений абитуриента может быть использован при приеме в образовательные организации высшего образования по программам бакалавриата и программам специалитета (если вуз такое решение принял). В этом случае результат действителен в течение четырех лет, следующих за годом написания такого сочинения.

Темы итогового сочинения будут связаны с объявленными еще в начале 2021-2022 учебного года 5 открытыми направлениями:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание — вечная тема.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Данные тематические направления с комментариями можно найти на сайте Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie.

В преддверии дня проведения итогового сочинения (изложения) мы поговорили с одиннадцатиклассниками и узнали, как они готовились к данному событию.

Ученик 11 класса Республиканского лицея-интерната Степан Лебедев отметил, что они начали подготовку к итоговому сочинению еще в 10 классе: «Помимо школьной программы, мы читали произведения зарубежных авторов, таких, как Кен Лю, Рэй Брэдбери, Уильям Голдинг… и произведения современных русских писателей: М. Гелприна, В. Крупина и Д. Рубиной и других. Мне близки темы по направлениям «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» и «Книга (музыка, спектакль, фильм) про меня». Когда писали пробное итоговое сочинение, я выбрал тему «Как музыка влияет на человека» и получил «зачет». Музыка играет огромную роль в нашей жизни, обостряет духовное состояние, раскрывая эмоции, чувства, и заряжает энергией. Я хочу связать свою жизнь с историей, поэтому хочу поступить в ДВФУ или СПБГУ».

Анастасия Андреева, ученица 11 класса этой же школы, не скрывает своего волнения. Но она уверена, что все получат «зачет», так как к подготовке к итоговому сочинению подошли со всей серьезностью: «Мне близки темы по второму направлению – “Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?” Эти темы позволяют задуматься о “плюсах” и “минусах” цивилизационного процесса, ведь мы живем в 21 веке. Я прочитала много произведений на эти темы. Мне больше всего понравились рассказы Р.Брэдберри “Улыбка”, “И грянул гром”, “Вельд”. После школы я планирую поступить в ДВФУ или СПБГУ на факультет педагогики. Моя мечта — стать учителем”.

Готовятся писать итоговое сочинение и обучающиеся Республиканской специальной (коррекционной) школы-интернат. Данил Максимов, обучающийся 12 «Б» класса  сказал, что давно изучает материалы об итоговом сочинении: «Я давно изучаю материалы об итоговом сочинении и время от времени пишу сочинения, чтобы проверить себя. Читаю произведения и учусь. Для меня близко второе направление – «Человек путешествующий: дорога в жизни человека». Я хочу связать свою жизнь с журналистикой или стать сценаристом». А Александр Ефимов, обучающийся 12 «а» класса, будет сдавать итоговое изложение, так как он выбрал экзамен в форме государственного выпускного экзамена (ГВЭ): «Мы пишем разные тексты и составляем план изложения. Мне близка тема о животных (тексты изложений о животных). Я планирую поступить в СВФУ, хочу стать тренером по шашкам”.

Выпускники Экспериментальной школы-интернат «Арктика» тоже серьезно готовятся к итоговому сочинению. Ирина Михайлова обозначила для себя второе направление и стала искать произведения, которые нужны для аргументации для сочинения по данному направлению: «Мне близки темы направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека». Что человек ищет в путешествиях? Как путешествия развивают личность? По данным темам я написала несколько сочинений, прочитала много произведений из русской литературы XIX века”. Ирина планирует поступить на юридический факультет Казанского юридического института МВД России.  В свою очередь Степан Сивцев, ученик 11 «а» класса, говорит: “При подготовке к итоговому сочинению я смотрел видеоуроки, много готовился сам и на консультациях с учителем. Я бы хотел выбрать направление «Преступление и наказание – вечная тема». На данный момент я ещё не выбрал учебное заведение, но хочу в будущем стать графическим художником”.

Исполняющая обязанности министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Ирина Любимова желает всем участникам успешной сдачи итогового сочинения (изложения) и заверила, что в местах проведения итогового сочинения (изложения) будут созданы все необходимые условия:

Итоговое сочинение носит надпредметный характер. Если участник умеет рассуждать по выбранной теме, доказывать свою позицию, формулировать аргументы и подкреплять их примерами из литературного материала, плюс- выдержит необходимый объем и напишет работу самостоятельно, то получит «зачет». По итоговому изложению для получения «зачета» участнику необходимо написать подробное изложение, обеспечить необходимый объем и выполнить работу самостоятельно.

Практика прошлых лет показывает, что в ходе подготовки к итоговому сочинению (изложению) обучающиеся не только расширяют свой кругозор, но и приобретают полезные навыки, необходимые для успешной сдачи государственных экзаменов и в целом для жизни.

Для проведения итогового сочинения (изложения) проведены все необходимые организационные работы. Особое внимание обращается на то, чтобы участники писали итоговое сочинение (изложение) в безопасных санитарно-эпидемиологических условиях. Накануне все школьные аудитории будут обработаны специальными дезинфицирующими средствами. При проведении мероприятия будут соблюдены все меры профилактики в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора.

Я желаю всем участникам итогового сочинения (изложения) успеха и поддержки от самых близких и родных людей. Настройтесь на то, что у вас все получится. Будьте спокойны и уверены в своих знаниях и умениях».

Тема:Нужно ли проявлять милосердие к преступнику?
     Действительно ли преступник заслуживает милосердия?На самом деле,это достаточно противоречивый вопрос.Конечно,каждый ответит на него по-своему.На мой взгляд,проявляя милосердие по отношению к преступнику,человек закрывает глаза на его деяния.Поэтому я считаю,что преступник не заслуживает милосердия.
     Чтобы доказать свою точку зрения,обратимся к художественной литературе.Так,в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников,разочаровавшийся в жизни,совершает преступление.Автор повествует о нищете Раскольникова,как он живет в каморке,одевается в лохмотья.И вот,решившись выйти из нищеты,герой закладывает часы пожилой женщине-процентщице,которая давала кредит под большими процентами и обманывала людей.Как оказалось,он не получает за них желаемую сумму,поэтому готовится к ее убийству.В произведении подробно описывается,как Родион Раскольников разрабатывает план,длиной в несколько дней.Таким образом,когда Раскольников убил процентщицу,он ни капли не пожалел об этом,ведь считал,что сделал  доброе дело. Этот поступок героя говорит о том,что человек,который совершает преступление,целенаправленно подходит к его подготовке.Еще одним примером,доказывающим мои мысли,является произведение Максима Горького «Старуха Изергиль».В нем героиня рассказывает историю о Ларре,сыне орла,совершившего преступление.Ларра,эгоистичный,самовлюбленный юноша бездушно убивает девушку,наступив ей на грудь.Также подчеркивается,что Ларра возгордился рядом с мертвой девушкой.Таким образом,автор хочет донести до читателей мысль о том,что в некоторых случаях человек решается на преступление,чтобы доказать свое превосходство над другими.
     Подводя итоги сказанному,можно сделать вывод,что никакое преступление не заслуживает милосердия,ведь преступление вредит человечеству.

Здравствуйте, Зульфия!

Ваше сочинение соответствует установленному требованию «Самостоятельность написания итогового сочинения». Однако вы нарушаете условие второго требования — «Объём итогового сочинения». В вашем сочинении 192 слова. Если в сочинении менее 250 слов, то выставляется «незачёт». Обратите внимание на то, что рекомендуемое количество слов – от 350.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа могла быть оценена следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

Обоснование: в сочинении вы демонстрируете способность рассуждать на предложенную тему.

К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Доказывая свою позицию и формулируя аргументы, вы подкрепляете их примерами из литературного материала. Однако предложенный вами анализ художественных произведений выглядит весьма поверхностным. Возникает справедливый вопрос: читали ли вы произведения в полном объёме?

Как оказалось,он не получает за них желаемую сумму,поэтому готовится к ее убийству.

Первый литературный аргумент (роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского) засчитан быть не может, так как вы значительно искажаете суть художественного произведения. Считать, что Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу из-за того, что «не получает за часы желаемую сумму», — серьёзная ошибка в интерпретации романа.

И вот,решившись выйти из нищеты,герой закладывает часы пожилой женщине-процентщице,которая давала кредит под большими процентами и обманывала людей.

Характеризуя героиню, обычно пишут «старуха-процентщица».

Таким образом,когда Раскольников убил процентщицу,он ни капли не пожалел об этом,ведь считал,что сделал  доброе дело.

Неужели Раскольников нисколько не раскаивается в содеянном? Он говорит Соне: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!»

Второй литературный аргумент (рассказ «Старуха Изергиль» М. Горького) может быть засчитан с большой натяжкой, так как текст осмыслен вами на уровне самых общих рассуждений о его содержании.

Также подчеркивается,что Ларра возгордился рядом с мертвой девушкой.

Кем «подчёркивается»? В тексте не говорится о том, что Ларра «возгордился», убив девушку.

К3 (логика и композиция) + 0 баллов.

Обоснование: в сочинении грубые логические нарушения, которые существенно препятствуют пониманию смысла написанного.

Ошибки:

Действительно ли преступник заслуживает милосердия?

Предложение немного искажает заявленную тему сочинения, сужает её.

Чтобы доказать свою точку зрения,обратимся к художественной литературе.Так,в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников,разочаровавшийся в жизни,совершает преступление.Автор повествует о нищете Раскольникова,как он живет в каморке,одевается в лохмотья.И вот,решившись выйти из нищеты,герой закладывает часы пожилой женщине-процентщице,которая давала кредит под большими процентами и обманывала людей.Как оказалось,он не получает за них желаемую сумму,поэтому готовится к ее убийству.В произведении подробно описывается,как Родион Раскольников разрабатывает план,длиной в несколько дней.Таким образом,когда Раскольников убил процентщицу,он ни капли не пожалел об этом,ведь считал,что сделал доброе дело. Этот поступок героя говорит о том,что человек,который совершает преступление,целенаправленно подходит к его подготовке.Еще одним примером,доказывающим мои мысли,является произведение Максима Горького «Старуха Изергиль».В нем героиня рассказывает историю о Ларре,сыне орла,совершившего преступление.Ларра,эгоистичный,самовлюбленный юноша бездушно убивает девушку,наступив ей на грудь.Также подчеркивается,что Ларра возгордился рядом с мертвой девушкой.Таким образом,автор хочет донести до читателей мысль о том,что в некоторых случаях человек решается на преступление,чтобы доказать свое превосходство над другими.

Ошибка в делении текста на абзацы. Объем первого примера превалирует над вторым. Следите за композиционной стройностью своего сочинения.

Действительно ли преступник заслуживает милосердия?На самом деле,это достаточно противоречивый вопрос.Конечно,каждый ответит на него по-своему.На мой взгляд,проявляя милосердие по отношению к преступнику,человек закрывает глаза на его деяния.Поэтому я считаю,что преступник не заслуживает милосердия.

Подводя итоги сказанному,можно сделать вывод,что никакое преступление не заслуживает милосердия,ведь преступление вредит человечеству.

Логическая ошибка. Во вступлении и заключении повторяется одна и та же мысль. Последнее предложение повисает в воздухе. В ваших примерах эта мысль не находит подтверждения.

Конечно,каждый ответит на него по-своему.

Утверждение, противоречащее действительности. Можно ли с уверенностью говорить о том, что «КАЖДЫЙ человек» ответит на этот вопрос «по-своему»?

На мой взгляд,проявляя милосердие по отношению к преступнику,человек закрывает глаза на его деяния.Поэтому я считаю,что преступник не заслуживает милосердия.

Нарушение причинно-следственных отношений. Получается, вы считаете, что «преступник не заслуживает милосердия» потому, что «человек закрывает глаза на деяния преступника»?

Таким образом,когда Раскольников убил процентщицу,он ни капли не пожалел об этом,ведь считал,что сделал доброе дело. Этот поступок героя говорит о том,что человек,который совершает преступление,целенаправленно подходит к его подготовке.

Нарушение причинно-следственных отношений. Как убийство старухи-процентщицы может говорить о том, что что «человек,который совершает преступление,целенаправленно подходит к его подготовке»?

К4 (речь) + 0 баллов.

Обоснование: в сочинении присутствуют предложения с речевыми ошибками, которые затрудняют понимание смысла высказываний.

Ошибки:

На самом деле,это достаточно противоречивый вопрос.

Противоречивым является не вопрос, а предполагаемые ответы.

На мой взгляд,проявляя милосердие по отношению к преступнику,человек закрывает глаза на его деяния.

Неудачное словоупотребление. Правильно: злодеяние. Обратите внимание на значение слова «деяние».

ДЕЯНИЕ, -я; ср. Высок. Действие, поступок, дело. Деяния великих людей. Гордиться деяниями предков. Героические деяния. (Источник: Грамота.ру)

На мой взгляд,проявляя милосердие по отношению к преступнику,человек закрывает глаза на его деяния.Поэтому я считаю,что преступник не заслуживает милосердия.

Повтор.

Автор повествует о нищете Раскольникова,как он живет в каморке,одевается в лохмотья.

Неудачное словоупотребление. Синим отмечена ошибка в употреблении местоимения.

И вот,решившись выйти из нищеты,герой закладывает часы пожилой женщине-процентщице,которая давала кредит под большими процентами и обманывала людей.

Стилистические ошибки. «И вот» больше свойственно разговорной речи. Синим отмечено смешение лексики разных исторических эпох. Слово «кредит» в данном контексте неуместно. Правильно: давала деньги в долг под большие проценты.

В произведении подробно описывается,как Родион Раскольников разрабатывает план,длиной в несколько дней.

Неудачное сочетание слов. У плана не может быть длины. Возможно, вы имели в виду, что Раскольников планировал преступление несколько дней.

Этот поступок героя говорит о том,что человек,который совершает преступление,целенаправленно подходит к его подготовке.

Использование канцелярита.

Еще одним примером,доказывающим мои мысли,является произведение Максима Горького «Старуха Изергиль».В нем героиня рассказывает историю о Ларре,сыне орла,совершившего преступление.

Неудачное употребление местоимений.

В нем героиня рассказывает историю о Ларре,сыне орла,совершившего преступление.Ларра,эгоистичный,самовлюбленный юноша бездушно убивает девушку,наступив ей на грудь.

Повтор слова.

Также подчеркивается,что Ларра возгордился рядом с мертвой девушкой.

Семантическая неполнота. Вряд ли Ларра «возгордился» только из-за того, что оказался рядом с мёртвой девушкой. Возможно, вы имели в виду, что герой, убив девушку, испытал чувство собственного превосходства.

Подводя итоги сказанному,можно сделать вывод,что никакое преступление не заслуживает милосердия,ведь преступление вредит человечеству.

Неудачное сочетание слов. Проявить милосердие можно не к преступлению, а к преступнику. Синим отмечен повтор слова.

К5 (грамотность) + 1 балл. Количество ошибок не превышает допустимую норму (в тексте сочинения менее 10 ошибок).

Ошибки:

Орфография

Орфографических ошибок нет.

Пунктуация

Ларра,эгоистичный,самовлюбленный юноша ЗПТ бездушно убивает девушку,наступив ей на грудь.

Пропущена запятая.

Грамматика

Так,в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников,разочаровавшийся в жизни,совершает преступление.

Деепричастный оборот был бы уместнее. Правильно: разочаровавшись в жизни.

Автор повествует о нищете Раскольникова,как он живет в каморке,одевается в лохмотья.

Ошибка в построении предложения. Правильно: о нищете…, о том, как…

И вот,решившись выйти из нищеты,герой закладывает часы пожилой женщине-процентщице,которая давала кредит под большими процентами и обманывала людей.

Правильно: под большие проценты.

В нем героиня рассказывает историю о Ларре,сыне орла,совершившего преступление.

Ошибка в окончании причастия. Правильно: Ларре, …, совершившЕМ преступление. Грамматическая ошибка привела к искажению смысла.

Так,в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников,разочаровавшийся в жизни,совершает преступление.Автор повествует о нищете Раскольникова,как он живет в каморке,одевается в лохмотья.И вот,решившись выйти из нищеты,герой закладывает часы пожилой женщине-процентщице,которая давала кредит под большими процентами и обманывала людей.Как оказалось,он не получает за них желаемую сумму,поэтому готовится к ее убийству.В произведении подробно описывается,как Родион Раскольников разрабатывает план,длиной в несколько дней.Таким образом,когда Раскольников убил процентщицу,он ни капли не пожалел об этом,ведь считал,что сделал доброе дело. Этот поступок героя говорит о том,что человек,который совершает преступление,целенаправленно подходит к его подготовке.Еще одним примером,доказывающим мои мысли,является произведение Максима Горького «Старуха Изергиль».В нем героиня рассказывает историю о Ларре,сыне орла,совершившего преступление.Ларра,эгоистичный,самовлюбленный юноша бездушно убивает девушку,наступив ей на грудь.Также подчеркивается,что Ларра возгордился рядом с мертвой девушкой.

Нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм. Помните о том, что, говоря о действиях героя, мы используем глаголы в прошедшем времени.

Общий вывод по работе

Итак, Зульфия, ваше сочинение оценивается на «незачет», несмотря на выставленные мной баллы. Вам следует тщательно поработать над анализом художественных произведений и речевым оформлением. Постарайтесь логически выстраивать своё рассуждение.

Удачи!

  • Подробный план рассказа васюткино озеро 5 класс
  • Подробный пересказ сказки черная курица или подземные жители
  • Подробный пересказ рассказа выстрел
  • Подробный пересказ сказки царевна лягушка
  • Подробное сочинение на тему моя комната