Написание и сдача курсовой работы – обязательное задание практически во всех учебных заведениях среднего, высшего образования. Такой проект является результатом учебной деятельности, подтверждающим полученные за семестр знания учащегося.
Если вы ищете ответ на вопрос, как правильно оформить курсовую работу, вы на верном пути! Мы расскажем основные тонкости и нюансы, предоставим готовый образец для ориентации.
Правила оформления задания
Многие студенты не уделяют особого внимания оформлению, считая, что важна суть изложения, а не подача материала. Но в реальности без правильной подачи невозможно получить высокий бал, даже если проект имеет идеальное содержание.
Важно! Перед тем как оформить курсовую работу потребуется изучить действующие требования, правила. Даже с идеальным содержанием проект может быть не принят, поэтому нужно его правильно представить.
Существуют правила оформления документа. По ГОСТ курсовая работа 2021 кроме изложения по теме должна содержать и другую информацию.
Образец оформления
Курсовой проект – письменное задание, которое, как правило, пишется по профильной дисциплине по окончанию семестра. У нас вы найдете примеры оформления документа, информацию по его правильному представлению.
Шрифт, отступы, таблицы – все это сложно, особенно когда пишешь задание в первый раз. Разбираться в этом самостоятельно сложно и долго. Наглядный пример облегчит столь нелегкую задачу. На нашем сайте вы можете скачать образец курсовой работы по ГОСТу 2021. Наш портал представляет помощь школьникам и студентам г. Казань. Мы поможем получить высокий бал по предмету.
Преимущества использования образца с нашего сайта:
№ | Преимущество | Подробное описание |
1. | Экономия затрат времени | Готовый образец поможет сократить время на изучение требований, рекомендаций |
2. | Доступность | Информация подается просто, понятно и доступно |
3. | Точность | Только актуальные, свежие данные в соответствие с рекомендациями и ГОСТ |
Несмотря на обилие готовых проектов в сети, не каждую из них можно использовать в качестве образца. Студенты выкладывают свои документы в общий доступ, но не все они отвечают установленным правилам. На нашем сайте вы найдете достойный образец для правильного оформления задания. Конечно, можно самостоятельно изучить методичные требования и ГОСТ, но на это потребуется много времени. Наглядный пример – это значительно быстрее и проще.
Существующие стандарты оформления курсовой работы — их стоит придерживаться обязательно. В ином случае задание может быть не принято или низко оценено. Образец оформления используют многие студенты, так как данная задача нередко вызывает сложности. Стоит отметить, что нормы регулярно меняются, поэтому рекомендуется ознакомиться с информацией в методичках учебного заведения.
Основные требования
Достойно выполненное задание кроме тщательно отобранного, переработанного материала по теме должно иметь соответствующую подачу. Подбор, переработка информации требует много времени. Независимо от темы и предмета выполненное задание должно иметь правильное представление и определенные составные части.
Обратите внимание! Правильное оформление очень важно! Это первое, на что обращает внимание преподаватель. Если проект не отвечает стандартам, придется переделывать.
Методичные требования для большинства учебных заведений стандартные. Некоторые ВУЗы вводят свои дополнительные правила, которые также стоит соблюдать. Правильное оформление – это половина положительного результата!
Технические требования оформления документа:
№ | Параметры | Рекомендуемые требования и по ГОСТ |
1. | Поля | Левое – 30 мм, правое – 10 мм, вверх и низ – по 20 мм |
2. | Шрифт | Рекомендуется «Times New Roman» |
3. | Тип шрифта | Для текста – «обычный», название глав, разделов — «полужирный», прямое цитирование – «курсив» |
4. | Кегль | Текст – 14, сноски – 10, основной заголовок – 18 |
5. | Интервал между знаками | Интервал «обычный», выделение значимых терминов – можно использовать «разреженный» |
6. | Выравнивание текста | Основной текст – «по ширине», заголовок 1 и заголовок 2 – «по центру» |
7. | Нумерация страниц | Начинается с титульного листа, номер не ставится, со второй страницы номер ставится внизу правого угла |
Весь материал печатается на компьютере на стандартных листах с горизонтальным расположением. ГОСТ не регулирует некоторые параметры, такие как шрифт, абзацы, отступ, но принято использовать стандартные настройки, а также требования конкретного учебного заведения. Однако нормы регулируют поля, они должны отвечать определенным критериям.
В правильно оформленном документе каждый раздел начинается с очередной страницы. Существуют правила отступов между названием разделов и подразделов, требования к нумерации страниц.
Не все характеристики регулируются ГОСТ, некоторые остаются на усмотрение преподавателя. Дополнительные нюансы можно узнать в учебном заведении.
Поможет выполнить верное оформление курсовой работы по ГОСТу 2021 образец с нашего ресурса. К нам можно обратиться за помощью в написании, а также за уже готовыми проектами для учебных заведений г. Казань.
Объем
Одно из основных выдвигаемых требований – соответствие требуемому объему.
Показатель зависит от многих факторов, среди них:
- направление специальности – техническое или гуманитарное;
- курс обучения;
- индивидуальные предпочтения преподавателя;
- тематика задания.
В зависимости от специальности, готовое задание может включать 20-30, более или менее страниц. Как правило, объемные проекты содержат графики, схемы, таблицы и прочие варианты подачи информации. При этом проект должен быть оформлен согласно действующим стандартам. Учитывать правила оформления курсовой работы обязательно, чтобы получить высокий бал по предмету.
Подача информация
Задание выполняется на листах А4 с одной стороны. Информация подается в печатном виде. Ранее преподаватель мог задать написание от руки, но сегодня такая подача не практикуется. Современные правила оформления курсовой работы по ГОСТу предполагают готовое задание в печатном виде.
Нумерация страниц и расположение разделов документа
Начинается нумерация с титульного листа, при этом на самой первой странице номер не пишется. Правила оформления курсовой работы по ГОСТу 2021 указывают на необходимость размещения разделов документа на отдельных листах.
Что должна включать работа?
Грамотное оформление курсовой работы по ГОСТу 2021 включает такие сведения:
- титульный лист;
- содержание;
- основная часть;
- практическая часть;
- введение;
- заключение;
- список литературы;
- сноски;
- приложения.
Соответствующая подача документа – важный критерий оценки и обязательное условие для получения высокого бала. У нас вы найдете образец курсовой работы по ГОСТу, который поможет в правильном написании задания по разным специальностям.
Титульный лист
Любое письменное задание начинается с титульного листа. При его оформлении стоит принимать во внимание выданные методичные указания по написанию документа. Если особые указания отсутствуют, стоит провести оформление курсовой работы по ГОСТу.
Основная часть – содержание
Содержание – самая объемная часть документа. Согласно ГОСТ курсовой работы содержание должно иметь план – краткий перечень разделов и глав. План документа располагается на отдельном листе.
При написании основной части стоит придерживаться таких правил:
- каждая последующая глава должна иметь логическую связь с предыдущей;
- название раздела или параграфа должно давать понятие, о чем будет идти речь;
- каждый раздел, параграф должен иметь свое индивидуальное название, не допускается называть разные главы одинаково;
- раздел должен называться кратко и состоять из одного предложения.
В зависимости от индивидуальных требований ВУЗа, специальности и требований конкретного преподавателя, основная часть может состоять из двух составляющих – практика и теория. Для нумерации глав можно применять римские цифры, для обозначения параграфов – арабские. Такая подача информации упрощает чтение и указывает, что в документе рассмотрены многие аспекты темы.
Введение
По введению многие преподаватели оценивают уровень ознакомления студента с темой, поэтому к написанию данной части документа стоит отнестись с полной ответственностью. Правильное оформление курсовой работы влияет на итоговый бал.
Стандартная структура введения к проекту:
- актуальность исследования;
- рассматриваемые проблемы;
- цели, задачи проекта;
- объект, предмет исследования;
- гипотеза;
- методы.
Именно с введения многие преподаватели начинают ознакомление с проектом студента.
Написание основной части
При написании основной части стоит соблюдать требования к курсовой работе ГОСТ. Разделить проект необходимо на две основные части – теоретическая, практическая.
В отдельных случаях документ подразделяется на 3 раздела:
- 1 теоретический;
- 2 практических.
Можно провести оформление курсовой работы по-другому, учитывая конкретные требования преподавателя.
В теоретической части рассматривается тема исследования с учетом источников других авторов. В аналитической части проводится поиск, определение факторов, влияющих на предмет исследования.
Практический раздел включает разработку, практическое применение вариантов решения существующих проблем и результаты их применения.
Заключение
Включают требования к оформлению курсовой работы обязательное написание заключения. Данная часть должна в полной мере отражать краткую выжимку документа. В заключении отражается суть, актуальность, цели, проблемы и задачи.
Оформление текста
Существуют специальные параметры курсовой работы. При печати стоит установить книжную ориентацию документа. Рекомендуется использовать стандартный шрифт, кегль 14. Расстановка переносов допускается автоматическая, основной текст, ссылки стоит располагать «по ширине».
Оформить поля в курсовой работе также стоит правильно, согласно установленным стандартам. Каждая строчка текста должна начинаться на установленном расстоянии от полей. Рекомендуется использовать полуторный отступ между строчками.
Стоит располагать поля для курсовой работы по ГОСТу:
- 20 мм – верхнее и нижнее;
- 30 мм – левое;
- 10 мм – правое.
Для оформления ссылок используется стандартный шрифт, кегль 12, рекомендуется одинарный отступ.
Оформить правильно документ поможет пример курсовой работы по ГОСТу, который вы найдете на нашем сайте.
Список литературы и приложения
Список литературы – обязательные требования к курсовой работе 2021. В данной части стоит перечислить используемые при написании задания литературные издания, информационные листы, документы.
При оформлении списка литературы к каждой книге, статьи стоит указать такие сведения:
- автор;
- название, заголовок книги или издания;
- название издательства;
- год выпуска в печать;
- количество страниц.
Наличие приложений дает существенные преимущества. Они указывают, что студент подробно рассмотрел тему. Это видно по вынесенной за рамки задания информации.
В приложения вносятся таблицы, газетные вырезки, фотографии и прочие материалы. Располагать каждое приложение стоит на отдельном листе. В тексте на каждое приложение стоит разместить ссылку.
Уникальность документа
Современные требования к курсовой работе указывают на необходимость проверки информации на уникальность. Для этого используются специальные программы. Не существует общего стандарта, каким конкретно критериям должно отвечать изложение, поэтому преподаватели ВУЗов самостоятельно выдвигают требования.
Даже правильно оформленное задание может быть не принято преподавателем. Кроме соответствия стандартам, нужно представить уникальный документ, то есть пройти успешную проверку на уникальность. Повысить уникальность изложения просто. Для этого нужно просто писать своими словами, а не копировать информацию дословно. Гарантия положительного результата — обращение к профессионалам.
Соблюдение всех требований очень важно для получения высокой оценки. Наш портал поможет в нелегком процессе обучения, чтобы гордо перейти на другой курс. Обращайтесь, чтобы без пересдач сдать задание на отлично!
Насколько важно правильное оформление?
Эта часть в работе, как ни странно очень много весит. Многие преподаватели могут просто не принять работу иззу отсутствия правильного вида работы.
Важно каким способом я сошью работу?
Нет, этот вопрос остается на ваше рассуждение и желание.
Если моя работа не содержит примечаний это плохо?
Не всегда. Всё зависит от ситуации или ото тематики. Но вы также можете добавить тут фотографии для ироничного примера.
Бывший возлюбленный, с которым нет отношений второй год, заносит моё имя и фамилию в хэштеги и завершает ими различные тексты со 100% ложной информацией (как мы продолжаем жить вместе, ездим в путешествия и тд) , а так же тексты унижающие достоинство и угрожающие репутации (как он занимается со мной сексом в подробностях и курит наркотики) . И всё это распространяет по свои пяти страницам в интернете. Я работаю в такой области, где меня постоянно проверяет служба безопасности работодателей и они сами. При наборе моих данных в поиск.. вся первая страница усеяна его постами с абсолютно ложной информацией о моей жизни.
На данный момент уволена с работы в связи с этим… (формулировка проста » в связи с потерей доверия «) и боюсь куда-либо устраиваться т.к. там обязательно будет проверка.
Из всех соцсетей на связь вышла только Служба Поддержки Вконтакта и то, они удалили лишь мои фото на постах, которые он использовал без разрешения и один пост с откровенной пахабщиной. С другими соцсетями вообще глухо и моё имя / фамилия продолжают индексироваться в поиске на его тексты, а он выдает все новые и новые.
Подскажите как завершить весь этот ад.
Ответы на вопрос:
Вам необходимо обратиться в полицию и написать заявление о клевете (ст. 128.1 Уголовного кодекса РФ). Заранее сделайте скриншоты и распечатайте их, чтобы приложить к заявлению.
Надеюсь, у вас всё наладится в жизни.
Вам помог ответ?ДаНет
Иск в суд о защите чести и достоинства.
Взыскивайте компенсацию и он перестанет это делать.
Вам помог ответ?ДаНет
Софья, во-первых, Вы в месячный срок, ст. 392 ТК РФ, справе оспорить увольнение. Оно основано на ложных данных.
Во-вторых, Вы вправе обратиться с заявлением в ОВД
Цитата:
Согласно ст. 128.1 УК РФ уголовная ответственность за клевету наступает в том случае, если виновный заведомо осознавал ложность сообщаемых им сведений, порочащих честь и достоинство других лиц или подрывающих их репутацию, и желал их распространить.
Более строгое наказание следует за клевету, содержащуюся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (ч. 2 ст. 128.1 УК РФ).
В-третьих, есть еще такой способ защиты Ваших прав, как иск о защите чести и достоинства, где требованиями могут быть убрать соответствующую информацию и взыскание морального вреда.
Цитата:
ГК РФ Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутации
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ)
1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом.
По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести, достоинства и деловой репутации гражданина и после его смерти.
2. Сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации.
3. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.
4. В случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения, если без уничтожения таких экземпляров материальных носителей удаление соответствующей информации невозможно.
5. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет».
6. Порядок опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, в иных случаях, кроме указанных в пунктах 2 — 5 настоящей статьи, устанавливается судом.
7. Применение к нарушителю мер ответственности за неисполнение судебного решения не освобождает его от обязанности совершить предусмотренное решением суда действие.
8. Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, гражданин, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности.
9. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений.
10. Правила пунктов 1 — 9 настоящей статьи, за исключением положений о компенсации морального вреда, могут быть применены судом также к случаям распространения любых не соответствующих действительности сведений о гражданине, если такой гражданин докажет несоответствие указанных сведений действительности. Срок исковой давности по требованиям, предъявляемым в связи с распространением указанных сведений в средствах массовой информации, составляет один год со дня опубликования таких сведений в соответствующих средствах массовой информации.
11. Правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина, за исключением положений о компенсации морального вреда, соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица.
Это предполагает необходимость грамотного обращения в суд: составления иска в соответствии с нормами ст.ст. 131-132 ГПК РФ, по нужным в Вашей ситуации правовым основаниям, доказывания своей позиции (ст.ст. 55-57 ГПК РФ) и т.д.
Обратитесь к одному из ответивших Вам юристов за грамотным ведением дела в суде. Расходы на юриста можно будет (в случае успеха по делу) взыскать в порядке ст.ст. 98, 100 ГПК РФ с другой стороны по делу.
Вам помог ответ?ДаНет
Похожие вопросы
Нужна ваша помощь, вопрос в следующем в отношении меня ведётся служебная проверка я на данный момент являюсь военнослужащим по контракту. При устройстве на военную службу это лет 15 назад я предьявил поддельный аттестат об окончании школы, какие последствия для меня могут быть.
Является ли разглашение фамилии-имени-отчества человека без его согласия нарушением его прав? Не чиновник. Может ли подобное быть оспорено и как на это реагировать по закону? Спасибо!
Мое имя и фотографии используют в соц сетях, общаются от моего имени с людьми, какая то ответственность за это есть?
Тут у меня даже не вопрос, тут у меня полжизни ушло на борьбу с администрацией нашего города с нынешней полицией… ранее милицией… Просто ум мой уже не понимает ничего… Помогите мне разрешить сложную ситуацию которую по моему мнению создали мне наши власти местного назначения… Мне от мамы достался домик с участком в 12 соток… В 86 году мама внезапно умирает и остаются ещё двое младших которых я возьму на свое попечение… В 87 году без всякого разрешение на моем огороде начинается строительство подстанции… куда я только не бегала с жалобами что внаглую открыли огород и распахали мне под строительство мой участок… вы только поверьте мне, я не нагнетаю, я говорю чистую правду.. Мало того мне наш тогдашней мэр сказал что это не мой участок… и мне не принадлежит… Я ему показываю, домовую книгу, тех.паспорт. Право свидетельство на наследство, похозяйственная книгу, нотариально заверенный документ о выделении земельного участка в 12 соток моей семье а именно деду… А он мне в ответ… так это ж не тебе дали… Это было 93 году! Понимаете! И я как то даже усомнилась, мне власть внушает что у меня нет и не было земли… Соответственно и в 98 году они мне отказали в постановке на регистрацию участка,, а жизнь идёт,я одна поднимаю троих ребятишек…90 е и так тяжёлые годы были, мэры менялись и совсем им не до народа было как и сейчас… Но я всё ходила, скандалила и добилась того что архитектура местная выдала мне бумаги о том, что я должна официально поставить на кадастровый номер в Росреестр свои участок… Так как налог за участок я платила регулярно до 2004 года… Иду опять в МФЦ и опять пошли отказы… ни чем не мотивируют… но постоянно отказывают… Домик старый его необходимо было чинить, но участок мне не принадлежит и расстроить дом так как дети подрастали и нам было тесно мне дали… В итоге дом упал, я выбила кое как временно общежитие.. проживаю в общежитии… участок так и стоит а местные власти после очередной моей жалобы отписали мне ответ что в скором времени они сформируют мне участок… Прошло полтора года а воз и ныне там… Я действительно юридически не грамотна… понимаю что они просто ждут когда я умру.. Что мне делать? Мне нужен очень грамотный смелый адвокат который разгребет это их осиное гнездо… Ни каких мер не хотят принимать, в 15 году по суду принудила местную администрацию признать что дом износился на 90% понимаете, по суду… на квартиру на очередь не ставят говорят собственник частный сама все запустила… сплошные оскорбления и унижения… сколько их тут поменялось и каждый на один и тот же лад… Заняли кусок земли самовольно, проложили сети… я даже со стороны огорода загородиться не смогла, говорят не имеешь права…
Заполняю анкету на участие в получении грин Карты, замужем уже 3 года, но заграничный паспорт с девичьей фамилией (не было надобности менять, он действующий) как быть в такой ситуации? Какую фамилию указывать в анкете? По российскому и по заграничному? Или только по заграничному?
Ситуация такая.
Отчим и мать мужа в браке, их квартира покупалась в браке, но по егрн собственник только отчим, доли никому не выделены. Муж не усыновлён отчимом. Фамилия у мужа другая.
Я с мужем купили эту квартиру в ипотеку с мат капиталом. Я единственный собственник по егрн. Вроде получается, я купила квартиру у чужого человека.
Можно ли мне и моему мужу получить налоговый вычет?
Слышала, что при покупке у родственников, не положен налоговый вычет. В нашем случае непонятно..
У знакомой мать замужем в Финляндии, они не общаются. Но периодически мать клинит, она начинает писать друзьям дочери, так как заблокирована везде у той, потом коллегам, даже дошла до руководства на работе, мол дочь не выходит на связь, про внука не рассказывает и прочее. Конечно дочери приходится ее разблокировать, чтобы услышать и прочитать от себе поток мата и грязи. Было такое, что мать и на Первый канал звонила, а оттуда на дочь выходили, предлагали сюжет на тв сделать. Есть ли какие-то способы это прекратить, потому что жизни нет: девушка постоянно в страхе за свое будущее, что могут с работы «попросить» из-за неадекватной матери, которая сама психолог по образованию?
Мне нужна жилищная помощь, дядя помог купить квартиру маме с условием что у меня будет доля но дядя умер и мама долю не дала, у меня скоро родится ребенок, сейчас мы снимаем квартиру за 13000, а мама купила дом у застройщика и даже не прописала меня, когда просили помощи она не помогала, буквально просили 10 000 она не дала ещё и унизила нас, а деньги у нее есть продала квартиру 4200 млн и за 2500 млн купила дом. Как мне быть? Что делать?
Администратор печатает сообщение
Как правильно пишется слово «обидевший»
/>Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: дурашливый — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «обидевший»
Предложения со словом «обидевший»
- Подай нам сегодня хлеб, необходимый нам для жизни; и прости нам наши грехи, как и мы прощаем обидевшим нас, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (диавола).
Цитаты из русской классики со словом «обидевший»
- Она теперь только поняла эту усилившуюся к ней, после признания, нежность и ласки бабушки. Да, бабушка взяла ее неудобоносимое горе на свои старые плечи, стерла своей виной ее вину и не сочла последнюю за «потерю чести». Потеря чести! Эта справедливая, мудрая, нежнейшая женщина в мире, всех любящая, исполняющая так свято все свои обязанности, никого никогда не обидевшая, никого не обманувшая, всю жизнь отдавшая другим, — эта всеми чтимая женщина «пала, потеряла честь»!
Значение слова «обидевший»
1. прич. прош. вр. от обидеть (Викисловарь)
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «обидевший»
1. прич. прош. вр. от обидеть
Предложения со словом «обидевший»
Подай нам сегодня хлеб, необходимый нам для жизни; и прости нам наши грехи, как и мы прощаем обидевшим нас, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого (диавола).
Одни спят бесчувственно, другие бодрствуют к сожалению и несчастию, составляя козни, заботясь о деньгах, придумывая, как бы отомстить обидевшим их, питая вражду, припоминая оскорбительные слова, сказанные днём, и таким образом воспламеняют огонь гнева и совершают непростительные дела.
Когда обидевший видит, что его удар не достигает до души оскорбляемых им, тогда сам он сильно терзается; и как обижаемые молчат, то удар обид сам собой обращается назад и поражает того, кем он послан.
Синонимы к слову «обидевший»
- оскорбивший
- обижавший
- обиженный
- обижаемый
- обижающий
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
«ОбидЕвший» или «обидИвший» – как правильно пишется?
Правила написания гласных – одна из самых больших загвоздок русского языка. Чаще всего ошибки в правописании допускаются именно в словах, где тяжело определить правильную гласную. Правила бывают неоднозначны, а учитель во время диктанта строго исправляет ошибки красной пастой. Запомнить правописание помогут, в первую очередь, правила, а также некоторые советы, которые помогут понять состав слова и облегчат запоминание. Обидевший как пишется – вопрос, который вызывает сомнения даже у взрослых.
- Грамматическое и лексическое значение слова
- Орфографическое правило
- Примеры для запоминания правописания
Грамматическое и лексическое значение слова
Частью речи является причастие, которое образовалось от другой части речи – глагола «обидеть». Причастие находится в начальной форме, в именительном падеже, единственном числе. Причастие мужского рода. К постоянным признакам относятся следующие:
В прошедшем времени.
В совершенном виде.
Непостоянные признаки включают единственное число, мужской род, полную форму и именительный падеж.
Лексическое значение слова: человек, который кого-то обидел, обидчик.
Орфографическое правило
Теперь размеремся, как правильно — обидевший или обидивший. Причастие образовано от глагола «обидеть». Мы можем определить, что глагол относится ко второму спряжению – является исключением. В начальной форме в окончании глагола стоит гласная буква «е». Эта же гласная сохраняется и в других частях речи, образованных от данного глагола, в том числе, причастия и деепричастия. Это распространяется не только на настоящее время, но и на прошедшее, в котором использовано причастие.
Примеры для запоминания правописания
Используя примеры предложений, будет легче запомнить правильно написание слова:
Хулиган, обидевший мою сестру, получил от меня очень ценный урок на всю жизнь о том, что не стоит трогать маленьких девочек».
Человек, обидевший меня ради смеха, не может быть моим другом.
Дворовый пес, обидевший домашнюю собаку во время прогулки, убежал, поджав хвост при виде ее хозяина.
Старшеклассники, обидевшие учителя по математике, получили на следующий день сложную контрольную работу.
Используйте правила и примеры, чтобы навсегда запомнить правописание слова «обидевший».
ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА «ОБИДЕВШИЙ»
См. тж. инфинитив обидеть, от которого образовано слово «обидевший».
- 1-ый вариант
1) Транскрипция слова «об и́ девший»: [об❜ и́ д❜и е фшыj❜].
БУКВА/ [ЗВУК] | ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА | |||
---|---|---|---|---|
о | — | [о] | — | гласн., безударный ; ниже см. § 23, прим. к § 69. |
б | — | [б❜] | — | согл., мягк. (парн.), звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. § 66, абз. 2, 3. |
и | — | [ и́ ] | — | гласн., ударный ; ниже см. § 5. |
д | — | [д❜] | — | согл., мягк. (парн.), звон. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. § 66, абз. 2, 3. |
е | — | [и е ] | — | гласн., безударный ; ниже см. §§ 52, 55. |
в | — | [ф] | — | согл., твёрд. (парн.) , глух. (парн.). Звонкий парный перед глухим оглушается (см. ниже § 85). Таким образом, звонкий парный [в] перед глухим [ш] заменяется на глухой [ф]. Парный по твёрдости/мягкости звук перед твердым всегда твёрдый. |
ш | — | [ш] | — | согл., тверд. (непарн.) , глух. (парн.). Перед гласным звуком не происходит замены согласного по звонкости/глухости. Ниже см. §§ 68, 106. |
и | — | [ы] | — | гласн., безударный ; ниже см. § 7. |
й | — | [j❜] | — | согл., мягк. (непарн.), звон. (непарн.), сонорный. На конце слова замена звука приосходит только у звонких парных. Ниже см. § 69. |
9 букв, 9 звуков
ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ 1
§ 5. Гласные [и], [ы] как под ударением, так и в безударных слогах произносятся в соответствии с написанием. Они обозначаются на письме буквами и и ы.
Буква и обозначает звук [и] в следующих положениях: а) в начале слова: и́ ва, и́ скра, изб а́ , игр а́ ть, издав а́ ть; б) после гласных: кро и́ ть, сто и́ т, ст о́ ит, поигр а́ ть; в) после мягких согласных: с и́ ла, т и́ на, вить, ч и́ стый, щи, стир а́ ть, пил а́ , щип а́ ть, в ы́ бить.
§ 7. Буква и после твердых шипящих [ш], [ж] и после [ц] обозначает звук [ы]. Ср. шил, жир, жил а́ , в ы́ шить, цинк (произносится [шыл, жыр, жыла, в ы́ шыт ❜ , цынк]).
§ 23. Буква ё (или буква е в тех случаях, когда над ней возможна постановка двух точек) в начале слова и после гласных обозначает сочетание [йо], т. е. ударяемый гласный [о] с предшествующим [й]: ёлки, ёж, даём, заём (произносится [й о́ лки, йош, дай о́ м, эайом`]). То же обозначает буква ё после ь и ъ: льёт, пьёшь, вьём, муравьём, съёмки (произносится [л ❜ йот, п ❜ йош, в ❜ йом, мурав ❜ й о́ м, с ❜ й о́ мки и сй о́ мки]).
§ 52. В заударных слогах после мягких согласных, кроме гласных [и] и [у] (о них см. §§ 5 — 13), произносятся гласные [ ь ] и [ъ]. Гласный [ ь ] обозначается обычно буквой е, но в некоторых случаях также и буквой я (а после [ч] и [щ] буквой а). Гласный [ъ] обозначается буквой я (а после [ч] и [щ] буквой а), но в некоторых случаях также буквой е
Примечание. Гласные [ ь ] и [ъ] отличаются друг от друга прежде всего местом образования, которое является более передним у [ ь ] и более задним у [ъ]. Кроме того, они отличаются и степенью подъема языка — более высоким у [ ь ] (близким к подъему языка при [и]) и более низким у [ ь ] (при произношении гласного [ъ] подъем языка заметно ниже, чем при [ы]). Ср. к а́ пля и по к а́ пле (произносится [к а́ пл ❜ ъ] и [па-к а́ плъ]).
§ 55. На месте буквы е, за исключением некоторых падежных окончаний (о них см. ниже в этом параграфе), в заударных слогах произносится гласный [ ь ] 1 . Ср. в ы́ беру (произносится [в ы́ б ь ру]), в ы́ лезу (произносится [в ы́ л ь зу]), в ы́ чет (произносится [в ы́ ч ь т]), п а́ лец (произносится [п а́ л ь ц]); ол е́ ней, сос е́ дей (произносится [ал е́ н ь й], [сас е́ д ь й]); к а́ плей, б а́ ней, т у́ чей, р о́ щей (произносится [к а́ пл ь й], [б а́ н ь й], [т у́ ч ь й], [р о́ щ ь й]); арм я́ не, горож а́ не (произносится [арм ❜ а́ н ь ], [гъраж а́ н ь ]); в д о́ ме, в п о́ ле, на с е́ не (произносится [в-д о́ м ь ], [ф-п о́ л ь ], [на-с е́ н ь ]); к раб о́ те, в б а́ не, в р о́ ще (произносится [к-раб о́ т ь ], [в-б а́ н ь ], [в-р о́ щ ь ]); крас и́ вее, угр ю́ мее (произносится [крас и́ в ь й ь ], [угр ❜ у́ м ь й ь ]); деш е́ вле, бог а́ че (произносится [де е ш е́ вл ь ], [баг а́ ч ь ]), ст а́ нешь, б у́ дешь, пл а́ чешь (произносится [ст а́ н ь ш], [б у́ д ь ш], [пл а́ ч ь ш]); ст а́ нет, б у́ дет, пл а́ чет (произносится [ст а́ н ь т], [б у́ д ь т], [пл а́ ч ь т]); ст а́ нем, б у́ дем, пл а́ чем (произносится [ст а́ н ь м], [б у́ дем], [пл а́ ч ь м]); ст а́ нете, б у́ дете, пл а́ чете (произносится [ст а́ н ❜ те], [б у́ д ь те], [пл а́ ч ь т ь ]); ст а́ ньте, б у́ дьте, пл а́ чьте, куп и́ те, клад и́ те (произносится [ст а́ н ❜ т ь ], [б у́ т ❜ т ь ], [пл а́ чт ь ], [куп и́ т ❜ ], [клад и́ т ь ]).
В некоторых падежных окончаниях в заударном слоге на месте буквы е может произноситься гласный [ъ] (наряду с [ ь ]):
в им. п. ед. ч. средн. рода прилагательных: зл о́ е, друг о́ е (может произноситься [зл о́ йъ], [друг о́ йъ]); ст а́ рое, д о́ брое (может произноситься [ст а́ ръйъ], [д о́ бръйъ]); бар а́ нье, пт и́ чье (может произноситься [бар а́ н ❜ йъ], [пт и́ чйъ]);
в словах дв о́ е, тр о́ е (может произноситься [дв о́ йъ], [тр о́ йъ]);
в тв. п. ед. ч. существительных: к а́ мнем, уч и́ телем, пл а́ чем (может произноситься [к а́ мн ❜ ем], [уч и́ т ь л ❜ ъм], [пл а́ чъм]);
в род. п. мн. ч. существительных: бр а́ тьев, ст у́ льев, с у́ чьев (может произноситься [бр а́ т ❜ йъф], [ст у́ л ❜ йъф]. [с у́ чйъф]);
в им. п. ед. ч. существительных средн. рода: м о́ ре, п о́ ле, сч а́ стье (может произноситься [м о́ р ❜ ъ], [п о́ л ❜ ъ], [щ а́ с ❜ т ❜ йъ]).
Произношение перечисленных форм с гласным [ъ] характеризует старые нормы и сейчас употребляется наряду с произношением их с гласным [ ь ]: [зл о́ й ь ], [дв о́ й ь ], [к а́ мн ь м], [ст у́ л ❜ й ь ф], [м о́ р ь ].
1 Гласный [ ь ] заменен на сайте звуком [и э ], которым в настоящее время в вузовской и школьной литературе принято обозначать произношение букв е, я в безударных слогах после мягкого согласного.
§ 66. Следующие согласные бывают как твердыми, так и мягкими: [л] и [б], [ф] и [в], [т] и [д], [с] и [з], [м], [р], [л], [н]. Для каждого из этих согласных в русской графике имеется соответствующая буква. Мягкость этих согласных на конце слова обозначается буквой ь. Ср. топ и топь (произносится [топ ❜ ]), экон о́ м и экон о́ мь (произносится [экан о́ м ❜ ]), уд а́ р и уд а́ рь (произносится [уд а́ р ❜ ]), был и быль (произносится [был ❜ ]). Так же обозначается мягкость этих согласных перед согласными: уголк а́ и угольк а́ (произносится [угал ❜ к а́ ]), б а́ нку и б а́ ньку (произносится [б а́ н ❜ ку]), р е́ дко и р е́ дька (произносится [р е́ т ❜ къ]).
Мягкость этих согласных перед гласными обозначается буквами следующих за ними гласных: буква я (в отличие от а) обозначает гласный [а] после мягкого согласного; ср. мал и мял (произносится [м ❜ ал]); буква ё (в отличие от о) обозначает гласный [о] после мягкого согласного; ср. мол и мёл (произносится [м ❜ ол]); буква ю (в отличие от у) обозначает гласный [у] после мягкого согласного; ср. тук и тюк (произносится [т ❜ ук]). Приблизительно так же распределяется употребление букв и и ы: буква и употребляется после мягких согласных и в начале слова, а буква ы после твердых согласных, которые имеют мягкую пару; ср. игр а́ , изб а́ , чист, шит, пил и пыл, мил и мыл, вил и выл, нить и ныть, нос и́ и нос ы́ .
Примеры на различение твердых и мягких согласных: топ и топь (произносится [топ ❜ ]), б о́ дро и бёдра (произносится [б ❜ о́ дръ]), граф а́ и граф я́ (произносится [граф ❜ а́ ]), вал и вял (произносится [в ❜ ал]), плот и плоть (произносится [плот ❜ ]), стыд а́ и стыд я́ (произносится [стыд ❜ а́ ]), ос и ось (произносится [ос ❜ ]); гроз а́ и гроз я́ (произносится [граз ❜ а́ ]), вол и вёл (произносится [в ❜ ол]), гроб и грёб (произносится [гр ❜ оп]), стал и сталь (произносится [стал ❜ ]), нос и нёс (произносится [н ❜ ос]), лук и люк (произносится [л ❜ ук]), г о́ рка и г о́ рько (произносится [г о́ р ❜ къ]).
§ 68. Согласные [ш], [ж], [ц], обозначаемые буквами ш, ж, ц, являются только твердыми и всегда произносятся твердо, например: шил (произносится [шыл]), шёлк (произносится [шолк]), шум; жил (произносится [жыл]), жар, жук; цинк (произносится [цынк]), ц а́ пля (произносится [ц а́ пл ❜ ъ]).
§ 69. Согласные [ч], [щ], [ж ❜ ж ❜ ], [й] являются только мягкими. Для звуков [ч] и [щ] в русской графике имеются особые буквы ч и щ: ср. чин, чан, чуб, чёлн (произносится [чолн]), чернь, шит, щ у́ ка, шёлка (произносится [щ о́ лкъ]), щ е́ пка, пищ а́ ть. Однако согласный [щ] обозначается на письме также сочетаниями сч, зч и некоторыми другими (об этом см. § 124): счёт (произносится [щот], изв о́ зчик (произносится [изв о́ щик]).
§ 85. На месте звонких согласных перед глухими произносятся соответствующие глухие. Таким образом, на месте букв б, в, г, д, ж, з произносятся согласные [п], [ф], [к], [т], [ш], [с]. Например: на месте б: [тр у́ пки] (тр у́ бки), [ск о́ бки] (ск о́ бки), [р о́ пкъ] (р о́ бко), [дупк и́ ] (дубк и́ ), [хл е́ пцъ] (хл е́ бца), [аз ❜ а́ пшый] (оз я́ бший);
на месте в: [тр а́ фк ❜ ] (тр а́ вка), [л а́ фка] (л а́ вка), [кан а́ фкъ] (кан а́ вка), [л о́ фкъ] (ловко), [лафц а́ ] (ловц а́ ), [з а́ фтръ] (з а́ втра), [фс ❜ о] (всё), [фсх о́ ды] (всх о́ ды), [фхот] (вход), [фтар о́ й] (втор о́ й), [фскип и́ т] (вскип и́ т), [ф-шк о́ лу] (в шк о́ лу);
на месте г: [астр и́ кшыс ❜ ] (остр и́ гшись), [прадр о́ кший] (продр о́ гший);
на месте д: [л о́ тк ❜ ] (л о́ дка), [р е́ ткъ] (р е́ дко), [скл а́ тки] (скл а́ дки), [сл а́ ткъ] (сл а́ дко), [гр ❜ а́ тки] (гр я́ дки), [п о́ тпис ❜ ] (п о́ дпись);
на месте ж: [кн и́ шки], [л о́ шки], [бум а́ шки], [р о́ шки-дъ-н о́ шки] (р о́ жки да н о́ жки), [стар о́ шкъ] (стор о́ жка), [падр у́ шкъ] (подр у́ жка);
на месте з: [н и́ скъ] (н и́ зко), [ у́ ск ❜ ] ( у́ зко), [р е́ скъ] (р е́ зко), [ск о́ л ❜ скъ] (ск о́ льзко), [лес ❜ ст ❜ ] (лезть).
§ 106. Согласные [ж] и [ш] произносятся всегда твердо, в том числе в сочетаниях [жд ❜ ], [жн ❜ ], [жл ❜ ], [шн ❜ ], [шл ❜ ]:
[жд ❜ ]: пр е́ жде, хожд е́ ние, осуждён, награждён;
[жн ❜ ]: худ о́ жник, сап о́ жник, пр е́ жний, бл и́ жний, в а́ жничать;
[жл ❜ ]: в е́ жливый, бережл и́ вый;
[шн ❜ ]: л и́ шний, вн е́ шний, зд е́ шний;
[шл ❜ ]: пром ы́ шленный, к а́ шлять, пришл и́ .
1 Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз., 1988. — 704 с..
обидевший
Симеон Иванович Можайский — сын известного московского беглеца Ивана Андреевича князя Можайского, долго враждовавшего с великим князем Василием Тёмным . Служил Литве, куда бежал раньше его отец. Когда в 1493 году князь Воротынский бежал в Москву из Литвы, Симеон и воевода… … Биографический словарь
Симеон Иванович Можайский — сын известного московского беглеца Ивана Андреевича кн. Можайского, долго враждовавшего с вел. князем Василием Темным. Служил Литве, куда бежал раньше его отец. Когда в 1493 г. кн. Воротынский бежал в Москву из Литвы, С. и воевода Юрий Глебович… … Большая биографическая энциклопедия
Обида личная — (injuria римского права), как частноправовой деликт, есть всякое сознательное противозаконное действие, в котором содержится проявление неуважения к чужой личности. Цели нанести оскорбление для состава понятия не требуется; достаточно сознания… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Симеон Иванович Можайский — сын известного московского беглеца Ивана Андреевича кн. Можайского, долго враждовавшего с вел. князем Василием Темным. Служил Литве, куда бежал раньше его отец. Когда в 1493 г. кн. Воротынский бежал в Москву из Литвы, С. и воевода Юрий Глебович… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
КОНАН-ВАРВАР — «КОНАН ВАРВАР» (Conan the Barbarian) США, 1981, 129 мин. Исторический фильм, приключенческий фильм. В давние времена, за 12 тысяч лет до нашей эры, молодой воин Конан, атлетически сложенный и сильный духом, мстит злому правителю Талсе Думу за… … Энциклопедия кино
Личная обида — Обида изначально: событие, которое оценивается как несправедливое и оскорбительное отношение, нанесение ущерба для чести (статуса). На сегодняшний день понятие обиды стало расплывчатым, оно может означать и само событие, и эмоциональные… … Википедия
Обида — Обида изначально: событие, которое оценивается, как несправедливое и оскорбительное отношение, нанесение ущерба для чести (статуса). На сегодняшний день понятие обиды стало расплывчатым, оно может означать и само событие, и эмоциональные… … Википедия
Национальный парк Казахстана Бурабай.
Эта тема озвучена мной в видео, текст ниже:
Ссылка на видео: https://youtu.be/-sB8OfOgtP0
* * *
В Казахстане есть пустыни, степи. Горы имеются и, наоборот, впадины. И еще в Казахстане есть совершенно сказочный уголок природы. Среди бескрайней пустынной степи поднимается изумительный сосновый бор, а в том бору — ожерелье синих озер в оправе из золотых пляжей и причудливых скал. И грибы, и ягоды, и звонкая тишина. Место для отдыха — идеальное. Если кому посчастливится побывать в Золотом бору, то потом в Крым или на Кавказ он даже в командировку не поедет.
Ясно, что этот благословенный уголок пользуется безграничной любовью казахстанцев. С каждым годом тут становится все оживленнее. Построены санаторий, дома отдыха, пионерские лагеря, туристская база. Все довольны: гуляют, поют. Только два человека не разделяли общего восторга по этому поводу: директор заповедно-охотничьего хозяйства Н. Т. Тугов и главный лесничий Д. И. Федоров. Люди здесь не по их ведомству. Одно беспокойство от них…
— С утра до ночи по лесу шастают, — докладывал лесничий директору. — Беспорядок. Меры бы какие-то принять.
— Какие тут меры! Проволокой ведь не отгородишь санатории…
— А может, фигурным частокольчиком? Да повыше. И вывески написать: «Вход на территорию заповедника запрещен».
— Не разрешат, — вздыхал директор. — Если бы это в порядке охраны самих отдыхающих. Так от чего их охранять? Не везет нам. В других хозяйствах даже тигры попадаются. А у нас что? Есть маралы, есть олени… А хищников — ни одного! Хоть бы какой завалящий медведишка объявился…
— А может, купим медведя? Для пополнения фауны…
— Ну, если для пополнения… Могут и разрешить. Начальство разрешило. И даже присоветовало: отчего, мол, одного, купите пять медведей.
На зообазе в городе Фрунзе удивились: почему пять, а не шесть? Распри еще начнутся. Да и не гуманно это. Для круглого счета послали десять.
Весь наличный состав хозяйства с двухстволками наизготовку вышел встречать медведей. Распахнули двери вагона, и на перрон посыпались пушистые черные шарики.
— Вот очковтиратели! — в сердцах топнул ногой директор. — Разве это медведи? Их же пионеры всех переловят.
— Ничего, подрастут, — мечтательно улыбнулся главный лесничий. — А там, смотришь, шатун объявится. — И он вздрогнул от удовольствия.
Медведей пустили в бор. И оповестили об этом отдыхающих. Те присмирели, в лес — ни ногой.
Шли дни, медвежата подрастали. И вот однажды в солнечный день они пожаловали в санаторий. Когда переполох утих и с крыш поснимали отдыхающих, выяснилось, что гости в общем-то милые. Свои в доску медведи. Они мирно отобедали в столовой, сфотографировались и скромно убрались восвояси.
Через неделю медведи знали распорядок лучше, чем те, кто его составлял. Они с удовольствием принимали участие в забавах отдыхающих, вместе со всеми гуляли по лесу, а если какой-нибудь компанейский курортник предлагал им по рюмочке, они не отказывались, выпивали. Когда звери долго не приходили в санаторий, отдыхающие, разбившись на отряды, разыскивали их в лесу. Находили, затевали игры на свежем воздухе.
Славные медведи стали одной из самых приятных достопримечательностей Золотого бора, и всякий уважающий себя отдыхающий не уезжал из этих мест до тех пор, пока пе покатается на медведе и не сфотографируется с ним.
Время от времени директор спрашивал про медведей у лесничего:
— Где эти алкоголики?
— На рыбалку с отдыхающими ушли, — вздыхал лесничий. — Совсем от рук отбились… Разве что с годами поумнеют! — И он опять вздрогнул.
Лесничий как в воду смотрел. Через два года медведи преобразились. Настала пора и вывески писать. Один из отдыхающих направился по старой памяти к своим косолапым друзьям с бутылкой. Вернувшись из леса, он до сих пор не может вспомнить свою фамилию. Директор одного из совхозов избежал такой неприятности, своевременно выпрыгнув в окно, когда в комнату ввалился шатун. А один медведь забрался на кухню.
Кое-кто из работников здравницы, сообразуясь с создавшейся обстановкой, стал заново переписывать проспекты. Жирным шрифтом подчеркивалось: «При желании отдыхающего гарантируем сбавление в весе». Делалось это очень просто. Врач спрашивал:
— Похудеть желаете?
— Еще бы!
— Тогда побегайте по лесу.
— Да что вы, доктор! Разве я смогу бегать? — И он тоскливо смотрит на брюшко.
— Сможете! У нас тут все бегают, — сатанински улыбается врач. — Иной у нас так драпанет, что в соседней области разыскивать приходится.
Вскоре в местной газете появилось объявление:
«Администрация заповедно-охотничьего хозяйства доводит до сведения всех граждан района, что, в связи с имеющимся случаем нападения медведей на дикое копытное животное… и ведением медведями обособленного образа обитания после зимней спячки (наконец), дальние прогулки по лесу многочисленных групп и одиночек опасны для жизни».
В лесу сейчас пусто.
Некому любоваться живописными полянками. Без пользы пропадают грибы, истекают соком ягоды. Лишь изредка под охраной егерей появляются здесь группы самоотверженных любителей природы. Все молчаливы, сосредоточенны. Задумчиво читают красочные вывески на соснах:
«Граждане! Будьте осторожны! В данной местности обитают медведи».
Точно, обитают. Злющие, как черти. Подойдут ночью к палатам, рявкнут по разочку — и тишина в санатории. Да еще и жуткая.
Местное руководство сейчас недоуменно задает вопросы: «Что делать? Как быть?»
В данном случае вопрос решается очень просто! Надо закрыть санатории, дома отдыха, лагеря, вывезти людей из Золотого бора.
И пусть там обитают одни медведи. Под чутким руководством товарищей Тугова и Фёдорова.
Это рассказ — Медвежья услуга, из сборника рассказов — Ради смеха. Автор Геннадий Толмачёв. Книга издана в 1983 году.
ИСТОЧНИК
На этом всё, всего хорошего, канал Веб Рассказ, Юрий Шатохин, Новосибирск.
До свидания.
Из-за чего вообще рушится функционирование семьи? Когда классические варианты семей были тысячелетиями, мужчина отвечал за два вопроса – за результат и за гибкость. Женщина отвечала за администрирование, потому что мужчина приносил в дом либо деньги, либо пищу. У женщины была задача – администрирование и объединение в семью с детьми. А сейчас женщины получили права мужчин. Как результат, женщина должна и зарабатывать, и выполнять женские функции. Получается, что с мужчины и с женщины требования возросли. Человек должен находиться сразу в четырех позициях, причём успешно для функционирования семьи. Но это невозможно сделать физически.
Нарушается функционирование семьи по ролям.
Произошел психологический разрыв. Если раньше роли устанавливались традициями, правилами поведения, то сейчас это все разрушено, надо создавать новые правила и регламенты внутри семьи. Даже я пришел к функционированию семьи. Если раньше, когда молодые люди подрастали, они всегда с родителями жили. Были бабушки и дедушки, которые говорили, когда рожать, когда на работу устроиться, когда жениться, как растить детей. Они задавали регламентные позиции. Сейчас этого нет. Сейчас пары живут отдельно от родителей, и эти правила никто не передает, не понимает, что надо делать. Из-за этого функционирование семей начинает разрушаться.
Я по многим знакомым вижу, кто в парах давно, что там две проблемы чаще всего с двумя позициями. Первая позиция – это вопрос администрирования очень слабый, а вторая позиция – это объединение. Администрирование и объединение очень слабо развито в функционировании семьи. В первую очередь, надо эти моменты проверить.
Страдают две роли в функционировании семьи.
У меня проблема с администрированием колоссальная. Я ненавижу учет, цифры, таблицы, планирование. Это для меня сущий ад. У моей жены администрирование получается хорошо. Я могу к ней обратиться с какой-то цифрой, вопросом, разложить факты, и она сможет это упорядочить. Это хорошее взаимовыгодное дополнение функционировании семьи. Это нельзя делегировать помощнику. У тебя семья – это замкнутая система. Я терпеть не могу отчеты, у меня их с каждым годом становится их все больше. Логически я понимаю, что мне нужна аналитика, определённые показатели. У меня реально все сложнее становятся эти вещи. Но я это не люблю. Мне проще придумать, как работать денег, что сделать, найти решение на сложные вопросы. Администратор из меня плохой. Меня нельзя взять как наемного сотрудника, который должен выполнять формальные ежедневные действия. Когда я в продажах работал, старался все формы отчетности сделать проще, нагляднее, а все остальное отдавал делать девочкам на ресепшене, чтобы они вели этот учет, или в отделе. На второй работе я это скинул на парня, у которого хорошо получалось, он вел таблицы и подавал отчетность руководителю. Я не хотел этим заниматься, лучше мне пойти на встречу с клиентом. Из меня бухгалтер бы не вышел.
Нужно распределить роли для успешного функционирования семьи.
В решении сложных задач, когда я с 1С работал, меня звали в компании бухгалтера и различные расчетчики зарплаты на заводе. Они не могли что-то посчитать, найти какую-то цифру, у них плыли налоги. Я находил им эту ошибку, показывал, как в программе реализовать. Это мое, а ежедневные данные вносить – это не мое. Это моя слабая сторона. Мне нужен человек, который дополняет это.
Как разрешать конфликты, чтобы их не было, или они переходили в адекватное русло, которое усиливает функционирование семьи. Во-первых, надо распределить эти роли, причем осознанно. В идеале по две роли на человека – кто в чем силен, за что отвечает. Сразу становится понятно, кто какими делами в функционировании семьи занимается, на что делается упор. Второй момент – это надо в семье проводить совещания. На первый взгляд – это звучит смешно или странно. Как и в бизнесе, если ты не будешь общаться, озвучивать, что надо, какая проблема сейчас стоит, то бизнес не стартует. При его ведении, надо проводить совещания, хотя бы короткие.
Функционирование семьи с ролями каждому.
Объединение – это команда образования. Если в бизнесе не поставлены цели, не обговаривать, что надо делать, ничего двигаться не будет. То же происходит в семье, где нужны такие совещания для функционирования семьи. Каждый из членов семьи пишет список, какие есть проблемы, чего не хватает или что не нравится, и это обсуждается. При этом все должно быть структурировано, на каждую проблему должно быть найдено решение. Вместо того, чтобы бегать, орать, бить посуду, хлопать дверьми, просто обсуждаешь, чего не хватает, как это исправить. Чаще люди это записывают в негативное, а потом переписывать надо, как это подправить, что для этого необходимо. Причем, как и в бизнесе делается, пишешь, кто отвечает за эту задачу, что надо сделать, в какие сроки. Такой мини отчет функционирования семьи, и проблема уходит.
Поэтому надо доверие, чтобы человек мог рассказать, в чем проблема, и взаимоуважение, чтобы не кричать на другого человека, обидно не высказываться. Ты понимаешь, что у человека есть какие-то минусы и какие-то плюсы. Объясняешь, что не хватает, не устраивает, как надо решить задачу, назначается ответственный, за какие сроки делать.
Мини совещание для функционирования семьи.
Это звучит для семьи немного странно, но прекрасно работает. У меня такое внедрено в семье. Попробуй этот вариант функционирования семьи запустить. То есть запланировать время, когда можно спокойно пообщаться, объяснить, что есть четыре роли, распределить их. Если есть какие-то реальные проблемы или задачи, которые перед семьей стоят, то надо выписать их на лист бумаги. Дальше надо решать, кто из вас будет это делать, и за какие сроки. Переводится в позитивное русло. Вы не треплете друг другу нервы, сразу становится понятно, чего не хватает.
Главное на поток поставить, что ты два или один раз в неделю такие совещания проводишь. Функционирование семьи прекрасно работает. Порой мы с женой проводим такие совещания, от 15 минут до часа решаем, кому чего не хватает, кого что оскорбляет или задевает, что-то раздражает. Все это выписывается, потом придумывается решение. Это не накапливается, не создает негативные эмоции.
Совещание по функционированию семьи сглаживает конфликты.
Я на своем опыте заметил, что есть цикличность ссор. У нас раньше доходило до того, что я говорил, что она свободна, не держу. Если раньше это было раз в полтора года, потом циклы ускорились, тратили много эмоциональных сил. Любые споры, конфликты, примирения – это много эмоций и сил уходит впустую. Если что-то накапливается, то рассказывается только на совещании, нет длительного конфликта.
Возникают эти конфликты циклически. Я сначала думал, что это женская природа такая, проверять самца, насколько он устойчивый. Но сколько можно проверять? И так понятно, что я выше среднего. Впустую тратятся силы. Должно быть какое-то решение. Начал разбираться, чтобы найти способ, что позволит не растрачивать силы семьи, а их направить на отдых, здоровье, заработок денег, бизнес, не на ругань. В этом заключается задача распределения ролей и проведения семейных совещаний для функционирования семьи, на которых решаются все вопросы.
Распределение задач для эффективного функционирования семьи.
Если заработок жены отличается в 30 раз, то ее задача – понять человека и вытащить его на свой уровень. У семьи тоже есть определённая этапность. Она, как система, может быть неэффективной, то есть тратить время, силы, эмоции. Лучше быть одному, чем в такой семье. Другой вариант, когда семья малоэффективная или высокоэффективная, как команда. То же в бизнесе происходит. Кто-то впустую время тратит, пиво пьет, оскорбляет других, а есть люди, которые могут что-то сделать, быстро, просто и на хорошем уровне.
У семьи есть определенный уровень поддержания тонуса, в котором семья становится эффективным инструментом функционирования семьи. Я в свое время задумался, как сделать, чтобы семья с позиции системы, даже не с позиции личностей или плюсов-минусов, а именно с позиции системы усиливала. У меня изначально была такая позиция, что семья должна усиливать, иначе, зачем эти отношения. Зачем это надо, если семья ослабляет и в минус уводит человека.
Вывести функционирование семьи на приличный уровень.
Возник у меня вопрос, как вывести функционирование семьи на приличный уровень, когда каждый член семьи усиливает другого, и вместе этого дает еще больший результат. На что надо обратить внимание, чтобы семья заработала, как система? Ты распределяешь роли, чтобы каждый человек знал свои сильные стороны. Другой приходит к партнеру, чтобы воспользоваться его инструментом, которым он хорошо владеет. Потому что все четыре инструмента функционирования семьи в себе сосредоточить физически невозможно. Каждый должен понимать слабые и сильные стороны партнера, чтобы его поддержать. В этом и заключается суть командной работы. Ты знаешь, что это твоя сильная сторона, а у партнера это слабая сторона, поэтому помогаешь ему в этом.