Подорожник трава рассказ для детей

3кл. мир природы и человека. тема. травы полезные и травы опасные. цель: закрепить знания о полезных и опасных травах. ход

3кл. Мир природы и человека.

Тема. Травы полезные и травы опасные.

Цель: Закрепить знания о полезных и
опасных травах.

Ход
урока.

-Здравствуйте ребята!

-Присаживайтесь!

— Ребята, а какой у нас сейчас урок?
(ответы детей. У нас сейчас урок мир природы и человека)

— Скажите, а о чем мы говорим на этом
уроке? (ответы детей. Говорим о живой и неживой природе)

— Что относится к неживой природе? (ответы
детей)

— Что относится к живой природе? (ответы
детей)

— А теперь послушайте загадку

На лугу растёт она

Высока и зелена.

С лугом простится,

В сено превратится. (Трава)

— Как вы думаете, о чём будем говорить
сегодня на уроке? (ответы детей)

— Тема нашего урока «Травы полезные и
травы опасные».

—  Какую цель поставим себе на уроке? О
чём расширим свои знания? Цель урока: расширить знания о травах.

А для этого мы с вами вспомним, какие травы
бывают и из каких частей они состоят. Познакомимся с  травами  полезными  и
травами опасными.


Сегодня на уроке оценивать себя будете с помощью листов самооценки. Кто
правильно будет отвечать, правильно выполнит задание, и будет отвечать полными
ответами, получит 2 снежинки.

Кто
допустит ошибку, исправление и будет отвечать не полным ответом, получит 1
снежинку.

Ну,
а тот, кто с заданием не справится снежинку не получит.

Кто
наберёт 10 и более снежинок – оценка «5»

От
8 -9 снежинок – оценка «4»

И
оценку «3» получит, тот, у кого будет до 7 снежинок.


как вы должны работать на уроке, что получить хорошие оценки? (Отвечать полными
ответами, правильно выполнять задания)


Ребята, скажите какую тему мы изучали на прошлом уроке?(ответы детей. Лесные
ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные )


Сейчас вы будете работать в парах. У вас на партах лежат карточки с рисунками
ягод, вы должны выбрать где съедобные ягоды, а где несъедобные ягоды.


Давайте проверим как вы справились с заданием. Какие ягоды на рисунке
съедобные? Первая отвечает Люба.


Следующим отвечает Трофим.

Следующей
отвечает Ксюша.

— какие ягоды на рисунках несъедобные?-
молодцы.  … снежинки получает …, потому что отвечал … ответом.

Ребята, что мы сейчас делали? ( ответы
детей. Повторяли какие ягоды съедобные, а какие несъедобные.)

— Рассказ о полезных травах

Ребята,
что такое трава? (Это растение)

— Травами называют растения, у которых не
прочного, жесткого ствола.  Их стебли зелёные.  Некоторые травы имеют
достаточно крепкий стебель.

— Какие части травы вы уже знаете?
(Корень)

—  Из земли травы получают питательные
вещества и воду.

-Травы растут всюду: в лесах, на полях, на
газонах. У некоторых трав есть красивые, яркие цветы, у других мелкие,
незаметные.

1. Колокольчик – это трава. Растёт
колокольчик в полях и на лугах. У этой травы есть корень, стебель, листья. А
узнаём мы колокольчик по красивым фиолетовым цветам.

— Какую траву мы сейчас рассматривали? 
(Колокольчик)

2. Пастушья сумка. Это тоже трава. Она
имеет корень, стебель, листья и цветы.

3. Следующая трава – это подорожник. Кто
видел подорожник? У подорожника есть корень, стебель и листья. Посмотрите, как
цветёт подорожник.

4. Иван – чай.  Рассмотрите эту траву. Что
есть у этой травы? (Корень, стебель, листья и цветы).

 — Каких травах мы сейчас говорили?
(Колокольчик.     Пастушья сумка. Подорожник. Иван – чай)

— Назовите среди этих растений, травы с
яркими цветами? (Колокольчик,  иван – чай)

— У каких растений цветы незаметные?
(Пастушья сумка, подорожник)

— Ребята, многие травы полезны для
человека. Они обладают лечебными свойствами , используются в медицине.

Например, трава валериана, пустырник. Эти
травы называют полезными. Их собирают и высушивают. В аптеке можно купить
лекарства, которые приготовили из этих трав.

— О каких травах мы сейчас говорили?
(Валериана, пустырник)

— Какими свойствами обладают полезные
травы и что они приносят человеку?(ответы детей. Они обладают лечебными
свойствами и приносят человеку пользу.)

— Ребята, вы уже знали, что некоторые
растения опасные. Существуют и травы, опасные для здоровья человека. Их нельзя
рвать, брать в руки.

— Рассмотрите растение, кто помнит его
название? (Это лесной ландыш)

— У ландыша после цветения, образуются  красные
я годы. Они очень ядовиты. Поэтому ландыш – опасная трава.

— А сейчас посмотрите на это растение, вы
тоже с ним знакомы. Это вороний глаз)

У растения вороний глаз созревает ягода и
она очень опасна. Это трава также, опасна для человека.

— Ребята, можно ли срывать в лесу, на лугу
растения? (нет).

— Что может быть ядовитым у этих трав?
(Ягоды, листья)

— При отравлении этими растениями
необходимо срочно вызвать скорую помощь.

-Ребята, какие опасные для человека
растения, вы сейчас узнали? (ландыш, вороний глаз)

— Ребята о каких травах мы говорили?
(ответы детей. Мы говорили об опасных травах, ядовитых.)

— Почему они опасны?(ответы детей. )

— за участие в беседе снежинки получают…

ФИЗМИНУТКА

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо,

Ветерок все тише, тише, а деревья выше, выше.


А сейчас давайте посмотрим на экран и определим, какие травы опасные, какие
травы полезные.(ответы детей.)


Рассмотрите рисунок , угадайте название травы и скажите, это полезная или
опасная трава? И т.д.


молодцы ребята. Снежинки получают … .


Сейчас будем работать в группах. Каждая группа получит своё задание.  Первая
группа выбирает только рисунки с опасными травами. Вторая группа выбирает
картинки с полезными травами.


Давайте вспомним правила работы в группах.


Итак давайте проверять задание. Отвечает первая группа. (ответы детей.)


Ребята сколько снежинок получает первая группа?(оценивают дети)


отвечает вторая группа. (ответы детей)

 —
Ребята сколько снежинок получает вторая группа?(оценивают дети)


Скажите, как мы сейчас работали? ( ответы детей. Мы работали в группах)


Что мы делали в этом задании?(ответы детей. Выбирали опасные и полезные травы)

-Скажите
какие травы относятся к полезным?


Какие травы называют опасными?


Сейчас будем работать самостоятельно по таблицам. У вас на партах лежат
карточки с таблицами. Послушайте задание, заполни таблицу, используя слова для
справок.

В
первый столбик нужно записать, лекарственные травы, а во второй – опасные
травы. Давайте прочитаем слова для справок.

Лекарственные
травы

Опасные
травы

Слова для справок: ландыш,
валериана, вороний глаз, пустырник.


давайте проверим, как вы справились с заданием.


первый столбик читает Люба. (ответ ребенка)


Второй столбик читает Илья.(ответ ребенка)


О каких травах мы говорили ещё на уроке? (Колокольчик, пастушья сумка,
подорожник, иван-чай)


Ребята, что мы делали в этом задании? В какие два столбика мы расписывали
травы? (ответы детей)


В листах самооценки подчеркивает две снежинки тот, кто задание выполнил
правильно без ошибок. Одну снежинку подчеркивает  тот, у кого есть одна ошибка.


Ребята давайте вспомним по какой теме мы сегодня работали?(ответы детей. Мы
работали сегодня по теме « Травы полезные и травы опасные. )


Мы достигли цели урока? (ответы детей)


О каких полезных травах мы узнали? (ответы детей. Мы узнали  о полезных травах:
колокольчик, подорожник, иван-чай, пастушья сумка, пустырник, валериана)


Почему эти травы полезные? (ответы детей. Они приносят пользу человеку и
обладают лечебными свойствами.)


А какие травы опасные?(ответы детей. Ландыш, вороний глаз)


Почему мы их называем опасными?(ответы детей. Они ядовиты и приносят вред
человеку)


Молодцы ребята!

А
сейчас послушаем домашнее задание. В учебнике читаем текс на странице 24-27 и
отвечаем на вопросы.


Теперь возьмем свои  листы самооценки и посчитаем снежинки. Каждый назовет
оценку, которую сегодня получил.(дети оценивают себя)

-Спасибо
за работу, урок окончен!

Известный детям и старшим поколениям подорожник относится к травянистым растениям. Мы привыкли видеть его повсюду: в огородах, на полянах, рядом с дорожными трассами, на пустыре, в районе водоемов, даже в песчаных карьерах и на улицах

О растениях России для младших школьников. Подорожник

Растёт по всей стране, кроме Крайнего Севера, вдоль дорог, на лугах, пустырях.

Двулетнее растение с пучком корней вместо главного корня и розеткой голых листьев, имеющих длинные черешки, по которым вода, попадающая на лист, сбегает к корню.

Соцветия – узкие длинные колосья длиной до 50 см. Цветёт растение с мая по август. Опыляется подорожник в основном ветром. Плод – коробочка с многочисленными семенами.

Подорожник растёт по дорогам. А мы часто проходим мимо, не замечая его. Подумаешь, невидаль – подорожник! Но если кто-нибудь в пути обрежется, поцарапается, натрёт ногу, сразу вспоминает о подорожнике. И начинает его искать. А он тут как тут, ждёт, притаившись у дороги, и будто говорит: «Сорви мои листья, сполосни их в воде и приложи к ранке – они успокоят боль, помогут ранке скорее затянуться».

В безлюдных местах подорожника не бывает. Чем ближе к населённому пункту, тем его больше. Осенью, во время дождей, из оболочек семян выделяется слизь. Семена становятся клейкими и цепляются к обуви и к копытам домашних животных.

Цветки у подорожника мелкие, неприметные, а листья к земле прижаты. Неспроста они так растут. Подорожник мал, да с хитринкой. Летом солнышко печёт, а под его листьями влага сохраняется. Когда же влаги будет много, подорожник приподнимет свои листочки, и она испарится.

Подорожник – путешественник, хотя вроде и сидит в земле неподвижно. Один экземпляр осенью даёт примерно 14 тысяч семян. Растение очень быстро расселяется по всем дорогам.

Семена переправились через океан и попали в Америку вместе с грязью на сапогах завоевателей и первых поселенцев. В Америке не было такого растения; оно появилось вместе с европейцами, вокруг их жилищ и по дорогам, где они ходили. Индейцы с ужасом смотрели на подорожник и метко назвали его «след белого». Он быстро распространился по континенту.

Отвар из листьев подорожника в народной медицине используют как эффективное средство при болезнях желудка.

Похожие статьи:

Рассказ про растение тростник для детей, 2-3 класс. Окружающий мир

Доклад про цикорий, 3 класс

Рассказ про тысячелистник, 2-3 класс. Окружающий мир

Рассказ про пихту для детей, 2-3 класс

Рассказ про хохлатку для 2 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Доклад Подорожник сообщение

Подорожник относится к семейству подорожниковых. Если их посчитать, то наберется около двухсот видов и о каждом из них знают в каждом уголке мира. Конечно, среди других видов есть и такие, которые относятся к сорнякам. А есть лечебные, всего их два вида: блошиный и большой. Оба вида являются ценными. Они растут возле дороги, на пустыре, в степи, а некоторые виды можно встретить в песках. Многие бабочки питаются подорожником, потому что питательный и вкусный.

Высота растения составляет всего десять или сорок сантиметров. Немного погодя от него в разные стороны вырастают стрелки, на которых появляются цветки.

По-другому он еще называется попутчиком, потому что растет возле дороги и когда человек проходит мимо, то он остается у него на подошве и распространяется на дальние расстояния.

ПодорожникОн может снять воспаление, остановить кровь и заживить любые раны. Вот только для получения результата лист подорожника нужно сначала разжевать или растолочь и полученным соком намазать рану.

А вот в Европе растет подорожник с зубчатыми листьями, и употребляется в салатах. Встретить его можно прямо в огороде или на даче.

Кроме этого про подорожник даже слагают легенды, как о знаменитом растении. Возле дороги на солнышке грелись две змеи. И вот из-за угла неожиданно появилась повозка, одна змея успела уползти, а вот вторая нет, и ее раздавило. Первая змея не бросила ее и, взяв лист подорожника, вернулась к ней.

Как уже стало понятно, что подорожник является лекарственным растением, который может вылечить от ран или изжоги. Впервые его стали собирать в Древнем Китае, потому что узнали о его лечебных свойствах. А вот в Греции жителям он лечил воспаление желудка и дизентерию, и еще ряд других заболеваний. Немного позже узнали и о том, что при помощи него можно вылечить язву.

Молодой подорожник можно использовать в суп или для легких салатов. Кроме этого некоторые его используют и для приготовления винегретов, и гарниром для приготовления овощных, рыбных или мясных блюд. Если сквасить его при помощи молока, то можно получить приправу. А вот если засушить, то при помощи подорожника можно вылечить сибирскую язву.

Описание для детей 1, 2, 3, 5, 6 класса, лекарственное растение

Разновидности

Всего существует около 150 видов этого растения, например, подорожник большой, средний, прямой, песчаный, ланцетолистный, азиатский, австралийский, индийский, оленорогий, яйцевидный и другие. Все они отличаются формой и размерами листьев, высотой, корневищем, циклом жизни — бывают однолетние или многолетние.

Сообщение про лекарственное растение подорожник.

Подорожник обыкновенный — таким мы его и привыкли видеть.

Распространение[править | править код]

Подорожники растут в умеренных и субтропических поясах Европы, Азии, Африки и Америки. В бывшем СССР — около 30 видов. Наиболее известны: Подорожник средний (Plantago media), Подорожник большой (Plantago major) и Подорожник ланцетолистный (Plantago lanceolata) — многолетние травы[4]. В Закавказье и Средней Азии встречается Подорожник песчаный (Plantago arenaria) — ветвящееся травянистое растение до 40 см высотой.

Подорожники встречаются вдоль дорог (отсюда и название), на сорных местах, пустырях, в степях, на лугах, песках[4].

Вдоль дорог растение встречается благодаря тому, что проходящие разносят его семена на вещах и подошвах обуви. Будучи занесен подобным образом в Америку, он получил у индейцев прозвище «след белого человека».

Схемы для танграма на 23 февраля

Кто из мальчишек не любит играть в солдатики и войнушки? Особенно в такой праздник – День Защитника. 

Совместим эту игру с развитием!

схемы танграма для мальчиков

По опыту знаю: детей не так просто уговорить решать задачки на логику. Это и полезно, и нужно… но им скучно(((

Поэтому мне в свое время пришлось проявить чудеса изобретательности во время занятий с сыном. Он обожал машинки и солдатиков, к остальным темам был равнодушен. И чтобы его заинтересовать я все “переводила” на язык войны и техники.

Например, он бы ни в какую не стал собирать из танграма зайчиков и домики. А большинство схем в этой головоломке именно такие((( Поэтому я специально для него переделывала стандартные схемы на картинки из военной темы.

И о чудо – дело пошло!

Теперь я схемы для Танграмма, нарисованные мною вручную, переделала для компьютера и делюсь ими с вами.

В файле по ссылке ниже 14 схем фигур солдат, оружия и военной техники, которые надо собрать из деталек Танграма.

6 солдатиков, 3 пистолета, 5 единиц техники.

Сложность разная – есть совсем простые, есть сложные, над которыми придется подумать.

0_f7908_f84b19f9_orig.png

Подорожник большой описание

Подорожник большой – популярное лекарственное растение, которое распространено практически во всем северном полушарии. Этот вид – единственный из рода Подорожников, имеющий в себе такой огромный лечебный потенциал. Для лечения различных заболеваний подорожник применяется уже свыше 2-х тысячелетий.

Подорожник большой – описание, польза и вред, рецепты, отзывы

С недавних пор применение подорожника получило еще большее распространение – фармакология изучила детально состав и свойства растения, в результате чего были разработаны различные лекарственные препараты с его применением.

Практически каждый человек на нашей планете, хотя бы однажды встречал заросли подорожника большого. Его можно встретить где угодно – на лесных тропинках и лужайках, в полях, на садовом участке, вдоль рек и дорог. К климатическим условиям и составу почвы это растение неприхотливо, поэтому произрастает в любой местности.

Кроме этого, подорожник большой отличается хорошим потенциалом в семенном размножении и поэтому разрастается и с каждым годом занимает все большие территории. Для фармацевтической индустрии выращивается подорожник большими плантациями.

Подорожник большой – описание, польза и вред, рецепты, отзывы

Как выглядит подорожник

У подорожника нет выраженных декоративных качеств, но он неплохо вписывается в цветочные композиции за счет ярко-зеленых листьев, имеющих необычную форму. Рассмотрим детально подробное описание внешних признаков, по которых можно распознать подорожник большой.

  • Корневище подорожника большого укороченное, распространяется горизонтально за счет мелких, нитевидных корешков, которые и обеспечивают полноценное питание микроэлементами из почвы.
  • Основная часть растения – крупные овальные или яйцевидные листья с ярко-выраженными прожилками. Листья формируют прикорневую розетку, имеют короткие черешки, а из центра их скопления вырастает соцветие.
  • Соцветие – удлиненной формы, прямостоячее, колосовидное, имеют форму цилиндра.
  • Соцветие покрыто мельчайшими цветками, которые имеют буроватый оттенок, но при этом окружены ярко-зелеными околоцветниками.
  • После того, как завершается цветение, образуются плоды – коробочки с множеством мелких семян.

Подорожник большой – описание, польза и вред, рецепты, отзывы

Описание

Подорожник вырастает до 40 см (иногда и выше). Его листья — широкие, гладкие, с ровными или волнистыми краями, ярко-зелёного цвета. Их характерная особенность — дугообразное жилкование. Благодаря своим крепким жилкам листья не ломаются и не вытаптываются. Они всегда собраны у корня в большой пучок (розетку), сидят на коротких ломких черешках.

Эта трава цветёт все лето. Во время цветения она выбрасывает высокие голые и прямые стебли-цветоносы. Сверху цветонос заканчивается густым колоском из очень мелких и невзрачных цветочков. Они опыляются ветром. Запаха не имеют.

После отцветания в начале сентября на колоске остаются плоды в виде мелких яйцевидных коробочек, внутри которых спрятаны семена. Всего одно растение дает 50-60 тысяч семян.

Растение имеет густой и раскидистый пучок тонких корней, который уходит вглубь земли на 5-7 см.

Популярные сегодня темы

  • Углич (Золотое кольцо России)

    На изгибе полноводной Волги стоит древний город Углич, который имел немалую роль в формировании российской государственности. Город всегда имел относительно небольшое количество жителей, к пр

  • Леонардо да Винчи

    Леонардо да Винчи родился в самой простой семье. Ему не даны были сверхъестественные материальные блага или же возможность обучаться в лучших учебных заведениях страны.

  • Интересные факты о Пушкине

    А.С. Пушкин – поэт, имя которого известно не только в России, но и далеко за её пределами. Его творчество является грандиозным богатством всей мировой литературы, а биография пестрит многими

  • Финики

    Финиками называют съедобные плоды нескольких видов финиковых пальм, но в первую очередь плоды Пальчатого финика. Это дерево исторически произрастает на территории Ближнего Востока и Северной

  • Ракообразные

    Ракообразные относятся к подтипу жабродышащих. Этот представитель фауны довольно распространен в настоящее время. Класс ракообразных включает свыше 30000 видов животных.

  • Компьютерная мышь

    Мало кто знает, что привычная нам компьютерная мышь существует еще с далекого 1968-го года. 9 декабря она была представлена на показе интерактивных устройств в Калифорнии, и впоследствии полу

Популярные темы сообщений

  • Творчество Леонида Леонова

    Леонид Максимович Леонов был рождён в городе Москве весной 1899 года. Он был прекрасным писателем и очень талантливым драматургом. На протяжении шестидесяти лет являлся

  • Животные степи

    Степи – необозримые пространства, покрытые травой. Невероятно красивы бывают весной, когда покрыты ковром цветущих тюльпанов и ирисов. Но с наступлением жары, все меняется. Трава жухнет и желтеет.

  • Библиотека

    Домашняя полка с книгами или привычная библиотека – это книжный храм для любителей чтения. Библиотеки существуют много столетий. Впервые в нашей стране они появились в период образования Киевской Руси. В прошлых веках позволить себе содержать

Народная медицина

В народной медицине смоченными компрессами из растения лечат онкологические опухоли, а настоями — рак желудка и легких. При проблемах с зачатием у мужчин и женщин на помощь придут семена. От кашля при туберкулезе, от простуды и укусов насекомых поможет экстракт корня.

Отвар из листьев подорожника

Хороший отвар из листьев подорожника: ½ столовой ложки зеленой массы заливается ¼ стакана горячей воды и на слабом огне кипятится на протяжении 10 мин. Готовое лекарство нужно пить 3 раза в день по ½ стакана. Оно применяется при заболеваниях ЖКТ, как средство для отхаркивания, а также при несильных внутренних кровотечениях. Кроме того, из этого отвара делаются заживляющие компрессы для наружного применения.

При малярии, коклюше, астме и для очищения крови принимают по одной столовой ложке три раза в сутки сок подорожника. Приготовление: 1 кг чистых невялых листьев перекрутить через мясорубку, отжать сок через марлю и смешать его с 1 кг сахарного песка, а лучше меда. Его понадобится 1,5 кг. Полученную смесь проварить на медленном огне до получения густой массы. Затем это лекарственное средство раскладывается в емкости, и хранится в холодильнике.

Для лечения рака желудка сок подорожника большого готовится немного иначе: мелко порезать листья и соединить в одинаковых долях с сахаром, ½ месяца настоять в темном теплом месте. Смесь по истечении срока превратится в жидкость, которую нужно принимать по одной столовой ложке трижды в сутки перед едой (за двадцать мин). Сок подорожника, алтеи лекарственной, корня живокости, смешанный в равных долях и разбавленный ½ стакана воды избавит от ларингита. Полоскание следует делать не менее четырех раз в сутки.

Чай для укрепления иммунитета

Помимо отваров и настоев, с подорожником готовятся множество лечебных чаев, например: чай для укрепления иммунитета — по 300 г подорожника и корня солодки, 400 г мать-и-мачехи перемешать, залить одну столовую ложку такой смеси ½ литра кипятка и настоять в течение двадцати минут. Принимать его нужно теплым, каждые полчаса по сто миллилитров. Для поддержания желудка подойдет сбор из спорыша, лапчатки гусиной и подорожника (1:1:2). Заваривается эта смесь так же, как и общеукрепляющий чай, а принимать необходимо три раза в сутки.

Бузина, подорожник, трава трехцветной фиалки и росянки, взятые в равных долях, избавят от заболеваний бронхов. Четыре столовых ложки этого сбора заваривать один час в 200 мл кипятка. Чай процедить и пить три раза в день по 70 мл. И конечно же, чай из свежих листьев подорожника. Он избавит от диареи, а также первых признаков простуды. Один к двум залить чистые просушенные листья кипятком и настоять под плотно закрытой крышкой до полного остывания.

Размножение

Размножение происходит в основном семенами, которые после созревания прилипают к ногам  человека или лапам животных и разносятся на многие километры от материнского растения. Семена очень живучие. Могут дать полноценные всходы и после 10-ти лет пребывания в земле.

Семена растения.

В одном колоске несколько тысяч семян.

Разделы

  • Животные
  • Растения
  • Птицы
  • Насекомые
  • Рыбы
  • Биология
  • География
  • Разные
  • Люди
  • История
  • Окружающий мир
  • Физкультура
  • Астрономия
  • Экология
  • Физика
  • Экономика
  • Праздники
  • Культура
  • Математика
  • Музыка
  • Информатика

Выращивание

К посадке подорожника на своем участке следует подготовиться заранее – еще в конце января уложить пакет с семенами в морозильную камеру. Конечно же, можно избавить себя от такого действия, посеяв семена под зиму – тогда они пройдут естественную стратификацию. Перед посевом можно залить семена водой на 10-12 часов.

Очень важный нюанс – выбор подходящего для роста подорожника, участка. Не стоит высаживать в слишком глинистой или заболоченной почве это растение. Почва должна бы хорошо дренированной и воздухопроницаемой.

Для посадки желательно перекопать участок и внести перегной или компост, а затем на расстоянии 50 см сделать неглубокие лунки. В лунки засеять семена и прикрыть небольшим слоем земли, смешанной с песком, после чего осуществить полив. Поливать ежедневно до тех пор, пока не появятся всходы, а после можно уменьшить частоту увлажнения.

Когда появятся и окрепнут первые ростки можно проредить их, чтобы расстояние между ними было около 15-20 см, позже, спустя месяц можно подливать первую минеральную подкормку. В принципе, и без дополнительных удобрений на плодородной, не истощенной почве подорожник будет расти великолепно.

Важно следить за тем, чтобы растение не были атакованы вредителями, но не желательно использовать химические инсектициды, так как лекарственное сырье впитает в себя опасные вещества. С вредителями можно бороться щелочной водой (раствором хозяйственного мыла), отваром из апельсиновых корок (тля и другие вредители не переносят запах цитрусовых).

Подорожник большой – описание, польза и вред, рецепты, отзывы

Противопоказания к применению

Нельзя принимать лекарства на основе подорожника тем людям, у которых есть склонность к образованию тромбов или сильная свертываемость крови (высокий показатель коагуляции). Особенно сок из свежих листьев растения, так как он больше всего сгущает кровь.

Применение отвара из подорожника

Если нет индивидуальной непереносимости подорожника, то наружно можно применять любые отвары, настойки, порошки, экстракты и вытяжки независимо от возраста. Индивидуальная непереносимость по статистике встречается очень в редких случаях.

Противопоказано принимать растение внутрь тем, у кого повышена кислотность желудочного сока. А также если настой спиртовой, то не стоит его давать детям, не достигшим 14 лет.

Перед тем как начать лечение препаратами на основе подорожника, нужно проконсультироваться с лечащим врачом, особенно если имеются патологии, заболевания крови и принимаются другие лекарственные средства.

Благодаря уникальности данного растения, его активно изучают в начальной школе. Читают книги о нем, страницы в учебниках, раскрашивают раскраски, готовят доклады, изучают ботаническое строение и особенности произрастания. На уроках биологии проводят наблюдение за данным растением, делясь на группы. На основе поэтапно собранной информации пишут эссе.

Отзывы

Лечиться подорожником следует осторожно, желательно под наблюдением врача, так как это очень сильнодействующее средство. Тем не менее, отзывы о лечении подорожником в большинстве случаев положительные. Рассмотрим, как отзываются люди о применении этого растения.

Подорожник большой – описание, польза и вред, рецепты, отзывы

Инструкцию по применению подорожника из аптеки читайте на сайте Новости Медицины.

Помогите вашим родным и близким – поделитесь с ними этой статьей в социальных сетях! Подписывайтесь на обновления сайта и первыми узнавайте много нового и интересного о лекарственных травах!

Будьте здоровы!

https://fs00.infourok.ru/images/doc/271/276012/img0.jpg

Экологический проект

Познавательный для детей

«Лекарственные растения»

Место
проведения исследования:
 территория МБДОУ «Золотая
рыбка»№143

Автор:Тимофеева
Ольга Ивановна, воспитатель МБДОУ«Золотая
рыбка»№143,городУлан-Удэ.                                                                    
Сроки выполнения проекта: 
месяц май-август

Актуальность. Экологическое
воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ
воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники
испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать,
сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так
как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны
беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное
воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник
понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть
забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, я увидела,
что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В
ходе работы с родителями,  также выявили, что многие из них плохо разбираются в
многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их
родителями был разработан экологический проект «Лекарственные растения».

Гипотеза: Если
дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь
здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться.

Участники
проекта:
 дети старшей группы, воспитатели, родители.

Цель
проекта: 
создание условий для ознакомления детей с
миром целебных растений, сформировать представления о роли растений в
оздоровлении и сохранении здоровья человека.

Задачи проекта:

 Образовательные задачи: Уточнить
и расширить знания детей  о названиях лекарственных растений, их ценности
для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных
растений, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной
литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь
дошкольников в природоохранную деятельность.

Развивающие задачи: Развивать
у дошкольников любознательность, наблюдательность,  речь, а также умение
сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о
лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в
процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.

Воспитательные задачи: Воспитывать
коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, а также
бережное отношение к природе.

Этапы осуществления проекта: 
Организационный этап. Реализация проекта. Обобщающий этап.

Организационныйэтап.                                                                     
1.
Донести до участников проекта важность данной проблемы.

2.Подбор методической и
художественной литературы.

3. Создать
развивающую среду: подбор картин, дидактических игр, энциклопедий.

4. Изготовление
пособий.

5. Работа с
родителями по взаимодействию в рамках проекта.

6. Разработка
бесед,  викторины.

7.Составить
перспективный план мероприятий.

Реализация
проекта.

Работа с детьми

Познавательная деятельность

1.    
Занятие «Путешествие в мир Лекарственных растений ».

2.    
Беседа «Для чего нужны лекарственные растения?»

3.    
Занятие «В гостях у Доктора Айболита»

4.    
Беседа «Друг или враг»

5.    
Наблюдение «Наш верный друг – подорожник»

6.    
Викторина «Знатоки лечебных трав»

7.    
Рассматривание альбома «Зелёная аптека»

8.    
Загадки о лекарственных растениях.                       9.Сказка
«Старый подорожник»

Продуктивная деятельность

1.Рисование «Наш друг — подорожник»

2.Аппликация  «Ромашковое поле»

3. Рисование
«Одуванчик –чудо растение»

Художественно – речевая деятельность

Чтение литературных произведений:

— Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

— Н. Павлова «Загадки цветов»,

— А, Плешакова «Зеленые страницы»,

— А. Онегова «Тропинка полевая»,

А. Плешакова «Зеленые страницы»,

— Заучивание загадок и стихов о растениях

— Составление
рассказов детей от имени растений (перевоплощение): «Я-подорожник…»,
«Я-ромашка…», «Я-крапива…»,слушание музыки Чичкова Ю «Волшебный цветок»

Игровая деятельность

Дидактическая
игры«Съедобное – Несъедобное», «Вершки корешки», «Что лечит это
растение?», «От какого растения часть», «Узнай растение», «Фитодоктор»,
«Вылечи человека».  Игры: “Цветы и ветерок”, “Цветок-имя”, “Узнай по
описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Бал цветов”,упражнения на дыхание.

Поисково – исследовательская деятельность

1.Составление рассказа «Путешествие семечки» (схематическое
изображение).

2.«На участке ищем полезные растения»

3.«Где лучше посадить растения?»

4. Составление схем «Что лечит растение»

Работа с родителями

1.  
Альбом- ширма «Лекарственные растения при лечении ОРВИ»

2.  
Консультация «Полезные рецепты из лекарственных трав»

3.  
Памятка «Правила сбора лекарственных растений»

4.  
Оформление альбома «Зеленая аптека»

5.  
Экскурсия в аптеку.

6.  
Подобрать полезные рецепты с использованием лекарственных
растений.

Вывод:

Лекарственные
растения – важнейший источник производства медицинских препаратов. Около
половины всех лекарств готовят из растений. Выращивание лекарственных растений
на участке детского сада может оказать значительную практическую помощь людям,
оно имеет большое познавательное и воспитательное значение для детей.

Вот так постепенно
в процессе работы мы старались воспитывать у детей доброту, экологически
грамотное поведение, отзывчивость. В ходе работы над проектом предполагаемые
результаты были достигнуты: мы обогатили и обобщили опыт детей в сфере
экологического воспитания путем применения научных методов и приемов.

В период работы
над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу
работы над проектом дети знали 3-4 названия лекарственных растений, то к концу
– более 8. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивали воображение,
мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.

Библиографический
список:

1. “Цветы – какие
они”. Т.А. Шорыгина.

2. “Как знакомить
дошкольников с природой”. П.Г.Саморугова.

3. “Лекарственные
растения”. С.Е. Землинский.

4. “Ядовитые
растения, их польза и вред”. Л.М.Кречетович.

5. “Травянистые
растения”. Е.Я. Люкшенкова.

6. “Зеленые
странички”. А. Плешаков.

7.      “Зеленая аптека”. Н.Н. Кислова.

8.      “Все обо всем.” Энциклопедия.
Растения.

9.      “Лесная аптека”. З.В.
Коробцова.

10.  “Красная книга”. Учебное пособие.

      
Обобщающий этап.

1.  
Выставка рисунков «Наш друг – подорожник»

2.  
Выставка рисунков «Одуванчик -чудо  растение»

3.  
Альбом «Зеленая аптека»

4.  
Консультации для родителей

5.  
Дидактическая игра «Фитодоктор»

6.  
Загадки о лекарственных растениях

7.  
Викторина «Знатоки лечебных трав»

Результаты
реализации проекта:


Осознанно правильное отношение детей к растениям, помогающим здоровью человека.


У детей развился познавательный интерес, расширились представления о природе.

-Сформировались
знания о лекарственных растениях.


Обогатился опыт детей в сфере экологического воспитания.

Приложение 1 :                                                                                                 
Конспект занятия «Путешествие в мир лекарственных растений»

Цели: 1. Научить
детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.

2. Научить детей
делать соответствующие выводы, какое значение имеют растения для здоровья.

Воспитатель: Луг
всегда прекрасен и молод! Всегда был и будет другом человека. Когда выйдешь на
луг в любое время года, хочется молчать и слушать тишину, пение птиц. А как
приятно побегать по лугу в летнюю пору и подышать полной грудью живительным
воздухом, наполненным ароматом трав и цветов. Прогулка на луг в любое время
года — это источник радости и здоровья.

— Когда вы заболеете,
мама лечит вас микстурой и отварами из лекарственных трав. Эти травы называют
зеленой аптекой. Почему? — Потому что, они помогают нам избавиться от болезней.
Особую помощь они оказывают человеку в походе, на прогулке вдали от дома.
Растительной аптекой пользуются и животные. А теперь познакомимся с вами с
некоторыми лекарственными травами.

Путника друг —
подорожник,

Скромный, невзрачный
листок, —

Ты на порезанный
палец

Влажной заплаткою
лег.

Многим из нас
невдомек,

Что отыскалось
лекарство

Тут же, на тропке, у
ног.

Свежий
лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и приложить к ранке
или ожогу. Вскоре станет легче. — Никто не любит лечиться таблетками, ведь они
горькие и неприятные. Но есть и сладкие лекарства, их можно съесть целую
тарелку. Ну, конечно же — это ягоды! Летом созревает вкусная ягода черника. Она
помогает при расстройствах желудка, нервной системы, малокровии (Показать).
Растет ягодный кустарник очень медленно, поэтому собирать ягоды черники нужно
осторожно, чтобы не повредить корни, стебли и ветви. А эту ягоду вы, конечно,
все знаете.

На проталинке лесной

Земляничка под
сосной.

Земляничка —
невеличка

Хорошо цвела весной.

Солнце грело много
дней

Пушистый кустик у
камней.

Становилась
земляничка

Все пригожей, да
крупней.

Покраснела каждым
боком,

Налилась душистым
соком. (Е. Трутнева).

Земляника — не только
вкусная, но и очень полезная ягода. Ее применяют при простудных заболеваниях,
при малокровии. Очень полезны земляничное варенье и чай, заваренный с листьями
земляники. Следующая душистая и сладкая ягода, которую очень приятно съесть не
только больному, но и здоровому человеку — это лесная малина. Любят ее и лесные
животные — насекомые, птицы, звери. Малина хорошо помогает при простуде. Многие
растения — настоящие кладовые витаминов. Их употребление в пищу быстро
восстанавливает силы человека. Это одуванчик. Из его листьев делают салат.
Крапиву используют для салатов и супов. Много витаминаС содержат плоды
шиповника. А ягоды этого растения помогают людям, у которых больное сердце.

А вот еще один
рецепт:

Если случится тебе
простудиться,

Привяжется кашель,
поднимется жар,

Придвинь к себе
кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый,
душистый отвар.

Так говорится об
отваре из ромашки аптечной. О лекарственных растениях можно рассказывать очень
долго, ведь их в природе очень много — в огороде, в саду, на лугу, у водоема, в
лесу. Это еще и деревья, многие кустарники.

Нужно только не
лениться,

Нужно только
научиться,

Находить в лесу
растенья,

Те, что для людей
полезны, —

И отступят все
болезни!

Приложение 2
:                                                                                                     Занятие
«В гостях у доктора Айболита»

Цель:

— Развивать
познавательную активность детей в процессе формирования представлений о
лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения; —
Развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности,
творческое воображение.

Ход занятия.

Экологическая игра
«Узнай целебную траву».

Цель: Развивать
экологическое мышление в процессе мыслительной деятельности, творческое мышление.

Развивающая
среда: иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива,
подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка; засушенные растения; отвары
трав, картинки зверей или игрушки.

Воспитатель
предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав
которые, дети узнают, какие это растения:

Ах, не трогайте меня,
Обожгу я без огня.(Крапива).

Рос шар бел, дунул
ветер – Шар улетел. (Одуванчик).

Нарядные платьица,
Жёлтые брошки, Ни пятнышка нет На красной одёжке. (Ромашка).

Каждый лист мой любит
тропки, У обочины дорог. Он однажды людям добрым Раны вылечить помог.
(Подорожник).

Ребята, как
называются эти растения? Для чего они нужны человеку? Давайте побольше узнаем о
лекарственных растениях.Издавна люди замечали, что больные животные уходят,
чтобы найти какую-то траву, съев которую, они выздоравливали. Так и человек
стал искать помощи у разных растений.

Посмотрите на это
растение (картинки или засушенные растения). Его можно встретить на лугах,
лесных опушках, и называется оно – тысячелистник. Посмотрите на его листья.
Подумайте, почему он так называется. (Каждый лист состоит из множества
крохотных листков и у каждого листика – ажурные края). Тысячелистник –
лекарственное растение. Его используют для остановки кровотечения, для
улучшения аппетита.

Воспитатель
предлагает посмотреть на другое растение.

Кто знает, как оно
называется?(Подорожник). Почему оно так называется? Подорожник растёт вдоль
дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который
надёжно укрепляется в почве, стебелёк с соцветием. Они тоже жёсткие и упругие.
Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения.
Подорожник – великий путешественник. Приклеившись к ногам людей, он без труда
перебирается в другие места. Подорожник называется зелёным бинтом. Если
разобьёшь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем немного
поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

О каком растении
говорят, что оно жжёт? Правильно, это крапива. Но почему же всё-таки крапива
обжигает? На листьях и стеблях растения имеют особые волоски. Каждый волосок –
как игла шприца. Внутри волосков – едкая жидкость. Дотронулся – получай уколы.
Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят
щи. В крапиве содержаться вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает
кровь. А ещё она укрепляет волосы. Из неё делают бумагу, мешковину. В стеблях
этого растения очень прочные волоски.

Все эти лекарственные
растения произрастают во многих местах нашего города.

Есть много трав
полезных,

На земле страны
родной,

Могут справиться с
болезнью

Ромашка, мята,
крапива

Подорожник,
ландыш, зверобой.

Физкультминутка
«Дождик, лей веселей».

Дождик, дождик,
веселей!

Тёплых капель не
жалей

Для лесов, для полей.

И для маленьких
детей,

И для мам, и для пап.

Кап – кап! Кап – кап!

Как вы думаете, где и
когда собирают лекарственные травы? Как правильно их сушить? Цветки собирают,
когда растение цветёт. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались.
Собирают в сухую погоду.

Воспитатель
предлагает поиграть в больницу.

Так как доктор
Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы. 1. У нашего Мишки болит
горло. (Дети советуют). Очень полезен отвар ромашки. 2. А у нашей Лисички
простуда – очень полезен отвар мать-и-мачехи, чабреца. 3. У обезьянки нет сил.
– Ей поможет отвар шиповника, зверобоя, боярышника.

Подведение итогов
занятия.

Приложение 3:Дидактическая
игра «Вершки корешки».

Цель: дать детям
представления о том, какие части лекарственных растений используются для
лечения.

Укроп – листья и
молодые стрелки;

Одуванчик – листья,
корень;

Календула – цветы и
семена;

Ромашка – цветы;

Мелисса – листья;

Зверобой – цветы,
листья;

Мать-и-мачеха –
листья;

Пастушья сумка – цветы;

Мята – листья;

Лопух – листья и
корни.

Приложение 4:Беседа
«Лекарственные растения»

Рано весной на
оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы (рассматривание
лекарственного растения). Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение.
Сначала она цветет, а потом отращивает листья. И листья у нее необычные.
Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми
волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха.
Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это
лекарственное растение. Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от
кашля и простуды.

«А если кашель у
тебя,

Ты кипятком залей
меня.

Отвар лечебный
нацеди,

Выпей, и в кровать
иди»

Такой вот замечательный
цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением
из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.

Демонстрация картинки
подорожника. Подорожник такой привычный, что не обращаешь на него внимания. Где
люди ходят, там и подорожник растет. Это растение – доктор. Приложи чистый
листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит
кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.

«Подорожник у дороги

Листики да лопушки.

Применяй меня от
боли,

Зажили раны чтоб
твои!»

Рассказ
о подорожнике: Один подорожник рос возле дороги, ему было скучно. Вдруг он
увидел едущего по дороге мальчика. На дороге мальчику попался камень, и не
успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой
бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал
листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и
поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в
быстрой помощи.

Показ картинки –
ромашка.

«Я – ромашка –
красота.

По мне гадает
детвора.

Но и в другом полезна
я:

Простуда если у тебя,

То завари ромашку в
кружке

(Я через час уже
готова).

Рекомендуй меня
подружке –

И обе будете здоровы»

Ромашка растет на
полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и
сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее
применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай
из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.

Приложение
5:                                                                                                      
Загадки о лекарственных растениях.

Длинноногие сестрички

Вышли стайкой на
лужок.

Словно снег у них
реснички,

И, как солнышко,
глазок.

(ромашка)

Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший …

(одуванчик)

Поранил ты в дороге
ногу,

Усталость не дает
идти,

Нагнись, солдатик у
дороги

Готов помочь тебе в
пути.

(подорожник)

Бусы красные висят

Из кустов на нас
глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и
медведи.

(малина)

Ах, не трогайте меня.

Обожгу и без огня.

(крапива)

Он шипы свои выставил
колко.

Шипы у него как
иголки.

Но мы не шипы у него
соберем

Полезных плодов для
аптеки нарвем.

(шиповник)

Приложение 6
:                                                                                       
Дидактическая игра «Съедобное — несъедобное»

Приложение
7:                                                                                                        Игра
«Определи по запаху» (мята, ромашка, душица, сирень, одуванчик, черемуха
–мешочки льяные -саше)

Цель: упражнять детей
узнавать лекарственные растения по запаху, закреплять знания о лекарственных
растениях.

Приложение 8:
Экологическая игра «Узнай целебную траву»             
                 

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0de7/0009aad6-73d8d342/img13.jpghttps://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0de0/00118687-f4845b64/img10.jpg

Приложение
9:                      

https://myslide.ru/documents_3/5fa1160f0b7a133549a2da6c0559d508/img6.jpghttps://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/1703733/pub_5e501b1240e9c554bad56b73_5e501ebd95ed5c05adb35766/scale_1200

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/u/uK9Q0xOdApBhgZfiloEWUTVtS28qaRDnH4X6Iyc3J/slide-51.jpg

https://pbs.twimg.com/media/Eb8Q3nfUEAAFRVA.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/02d4/00173453-ec213d96/img1.jpghttps://cf2.ppt-online.org/files2/slide/n/NADCjSgki7pzrhUvQuJ816dMwEIKXycRsxnfmH/slide-37.jpg

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-328125-1442158886.jpghttps://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-594914-1465226087.jpg

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-1823204-1570766671.jpg

Проектная
работа – создание брошюры

Аннотация: В
статье рассмотрена методика изучения удмуртского языка через природоведческий
материал, а также создание брошюры «Эмъюмтурын-куаръёс (Лечебные травы)». Уроки
удмуртского языка ведутся в УР по двум направлениям – обучение языку как
предмету и обучение разговорному языку. Тему «Растения» можно изучить через
лекарственные травы, так как они в жизни удмуртов занимали значительное место.
На уроках изучения трав можно использовать занимательный материал в виде игр,
кроссвордов, загадок, сказок, рассказов, песен, стихов и т.д. – это все можно
будет найти в брошюре «Лечебные травы». Кроме того, представленный материал
можно использовать во внеурочных мероприятиях, связанными с языком, обычаями
удмуртского народа.

Изучение удмуртского языка как
неродного через использование лекарственных трав будет эффективным и
интересным.

Раньше из-за отсутствия аптек,
больниц, медикаментов наши бабушки лечились только лекарственными травами. Многие
знали полезные свойства растений. В наше время большинство уже не владеет
подобной информацией и не интересуется травами. Так вслед за рецептами и многие
удмуртские названия растений уходят их жизни удмуртов.

Уроки удмуртского языка ведутся в УР
по двум направлениям – обучение языку как предмету и обучение разговорному
языку. В обоих же направлениях встречается тема «Растения». Данную тему можно
рассмотреть через изучение лекарственных трав, так как они занимали в жизни
удмуртов значительное место.

Роль растений в жизни человека всегда была исключительно велика.
Именно растения стали первыми лекарственными средствами.

Названия лекарственных растений воплощают в себе их определенные
характеристики, отражают духовную и материальную культуру народов.

На наш взгляд, изучение лекарственных растений на уроках
удмуртского языка является необходимым вопросом для детей, обучающихся в школе,
так как большинство из них не знают окружающие их лекарственные растения и их
свойства.

На уроках изучения трав
можно использовать занимательный материал в виде
загадок, рассказов про травы, стихов, сказок, видео(аудио)материалов и т.д. Для
того, чтобы учителю не пришлось искать информацию о травах, было решено создать
брошюру «Эмъюмтурын-куаръёс» (Лекарственные травы).

О
брошюре «Эмъюмтурын-куаръёс»:
данное пособие будет
актуально как для детей удмуртов, так и для детей, не владеющих удмуртским
языком. На каждой странице представлено описание одного лекарственного
растения. У каждого растения есть свое изображение, для того, чтобы читатель
мог представить полную картину о растении – к великому сожалению, мы очень
плохо знаем растительность нашего региона. Названия растений даны как на
русском, так и на удмуртском языках. Под каждымизображением можно найти
сведения о полезных свойствах растений (материал подается на русском языке). На
каждой странице также можно прочитать сказки, загадки, рецепты, стихотворения и
т.д. о данных растениях (эти тексты на удмуртском языке).

Например,
сказка «Унябей но Люгы» («Одуванчик и Лопух»), как одуванчик менял свой цвет, а
репейнику ничего не нравилось; как сама природа помогала цветку украсить этот
мир. Главная мысль сказки: радоваться тому, что есть. Захочешь – будет больше!

image001image002

Некоторые
сказки, стихи, загадки, рассказы и т. д. придуманы самим автором, так как на
удмуртском языке очень мало информации, некоторые направления и вовсе не
представлены; также хотелось добавить нотки своего творчества.

Под
некоторыми изображениями и текстами встречаются
qr-коды,
где спрятаны видео, песни, стихи о данных лекарственных растениях и вопросы к читателю
о данном растении. Последняя страница представляет собой словарь (кыллюкам),
где можно без труда найти названия лекарственных трав на русском и удмуртском
языках (в некоторых случаях кроме литературных терминов даны диалектные
варианты названий).

image003

image004

На примере
рассмотрения материала о душице (пыштурын) можно провести небольшой анализ, каким
образом провести урок на тему «Растения». Учитель предлагает обратить внимание
детей на название растения. Чем они отличаются и чем схожи. Дети, которые не
владеют удмуртским языком, будут искать в названии сочетание букв, дети-удмурты
предположат, что  душица и пыштурын вкусно пахнут. Также
необходимо обратить внимание на изображения растения, сравнить с другим
растением для того, чтобы образно запомнилось детям. Под каждой картинкой дана
информация о полезных свойствах растения, прочитав их, можно обсудить, при
каких болезнях помогает данное растение; можно дать перевести текст. Учитель
может интегрировать урок с биологией. Следующее задание, которое может
предложить учитель детям, это придумать стихотворение по образцу, либо выучить
наизусть стихотворение Иосифа Боброва, которое спряталось под
qr-кодом. В некоторых qr-кодах есть песни и видео о
лекарственных растениях, что поможет детям расслабиться в конце урока. После
изучения материалов о некоторых травах можно с детьми устроить чаепитие,
заварив настоящий чай из лекарственных растений, таких как душица, мята,
мелисса. Таким образом, у детей будет больше мотивации к изучению удмуртского
языка и интерес к данному предмету.

Данная
брошюра может послужить лишь образцом для создания, продемонстрировав или
использовав одну страницу, можно предложить развить детям данный проект, чтобы
они создали свой вариант брошюры, представив в нём свой материал. Это может
быть и небольшой гербарий, а под
qr-кодом дети смогут
спрятать тот материал, который им наиболее интересен.

Сценарий внеклассного мероприятия

Данное
мероприятие приурочено ко дню бабушек.

Внеклассное
мероприятие по теме:
презентация брошюры
«Эмъюмтурын-куаръёс» (Лекарственные травы) и поздравление бабушек.

Тип
внеклассного мероприятия:
обобщение и систематизация
знаний.

Цель: расширить и углубить знания учащихся о  лекарственных
растениях на основании рассказов старшего поколения.

Задачи:

1) Расширить знания учащихся о многообразии
лекарственных растений и способах их применения человеком;

2) продолжать воспитывать
доброжелательность, уважение и любовь к старшему поколению;

3) развивать память, воображение;

4) Развивать актёрские способности.

Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы:наглядные, словесные, практические.

Приемы:беседа, драматизация (инсценировка).

Оборудование:интерактивная доска, брошюра «Эмъюмтурын-куаръёс»
(Лекарственные травы), колонка, мешочки с травами (подарок бабушкам), чай с
травами.

Участвующие лица: ведущий, в роли ЛопшоПедунь,
одетый в национальную удмуртскую рубаху, брюки и лапти, на голове – шляпа.
(ЛопшоПедунь–
популярный
герой удмуртского фольклора); дети, которые будут показывать сценку
«Полынь-трава», мальчик, рассказывающий стих про подорожник,учитель.

Ход внеклассного мероприятия:

ЛопшоПедунь(выходит подтанцовывая, поет частушки на
удмуртском языке. См. приложение 1)
:

 Здравствуйте, мои дорогие! Мне сообщили,
что у вас сегодня отмечается день бабушек. Немедля примчался к вам. Только где
же они – бабушки?

Ааа… вот эти прекрасные добрые девушки– наши
гости торжества? Какие вы красивые и вечно молодые!

Учитель: Да,
согласна с тобой,ЛопшоПедунь. Наши бабушки такие!
Мы узнали их главный  секрет вечной
молодости, красоты и крепкого здоровья. Очень долго изучали и пришли к такому
выводу, что это сила лекарственных трав. Свои изучения, предположения и
наблюдения мы собрали в одной брошюре, под названием «Эмъюмтурын-куаръёс»,
поэтому по особому поводу, хотелось бы с детьми презентовать наше творение.
Также мы очень хотим послушать вас, бабушки, ваши наблюдения, мудрые советы о
травах и их полезных свойствах.

ЛопшоПедунь: Замечательно! И бабушек поздравим, и много
интересного узнаем! 

Я тоже очень много времени провожу в лесу,
хожу по полям, подпевая свои любимые частушки. Только никогда не интересовался,
какие там травы растут. А в один день мне леший такоооооое рассказал..! Отныне
никогда не забуду про полынь-траву. Хочу вам поведать свой рассказ. Ребята, вы
мне поможете?

(Дети показывают инсценировку про
«Полынь-траву» на удмуртском языке, взятую из брошюры «Эмъюмтурын-куаръёс». См.
приложение 2).

Учитель: Данную траву в разных местах Удмуртии
называют по-разному. Например, южные удмурты говорят: курытпот, средние:
зынтурын, а северные удмурты говорят: куттурын. (В презентации
показан кыллюкам (словарь) из брошюры).
Вы, бабушки, как называете? Почему
такие названия? И для чего вы использовали полынь? В каких целях? (Бабушки
высказывают свое мнение).

ЛопшоПедунь: Как хорошо, что у нас есть бабушки! Вот
они сколько всего интересного знают! Сейчас в наше время столько аптек,
больниц, перестаем использовать лекарственные травы в жизни, а как они, оказывается,
помогают! Но главное знать, когда и при каких случаях их использовать. Вот у
меня случай был, как обычно занимался своим любимым делом, ходил, подпевая
песню, не заметил камень, споткнулся и упал. Вот прямо из этого пальчика
(показывает) кровь пошла. Не знаю, что делать, кого позвать на помощь, как
остановить кровь. Вокруг какая-то трава растет, приложил траву, представляете,
кровь остановилась! Но название этой травы до сих пор не знаю, а вы ребята
знаете? (Подорожник)

Мальчик из класса выходит и рассказывает
стихотворение про подорожник на удмуртском языке. (В презентации страница из
брошюры про подорожник. См. приложение 3).

Учитель: Столько удмуртских названий подорожника мы
нашли. Может, есть еще какие-то названия данного растения? Для чего еще вы
использовали подорожник? (Ответы бабушек).

ЛопшоПедунь: Хорошо, что я попал сюда! Так много
интересного уже узнал! Пора бы и отдохнуть.

Учитель: ЛопшоПедунь, мы знаем, что ты любишь петь.
В нашей брошюре есть
qr-код, где спрятаны аудио и видео
материалы. Давайте посмотрим небольшой видео-материал, песню Богдана
Анфиногенова «Унябей» и будем подпевать (одуванчик). (Открывается песня
Богдана Анфиногенова «Унябей». См. приложение 4)

Послушав эту песню про цветы, хочется пожелать
вам, наши бабушки, чтоб вы всегда оставались красивыми цветками!

(Дети поют песню «Мемие» (Алена
Тимерханова) см. приложение 5)

Дорогие наши бабушки, спасибо вам за ваши
советы, за интересную информацию. В этот день мы хотели бы вас поздравить от
чистого сердца и пожелать вам крепкого здоровья.
Только вы помогаете нам даже в самое
нелегкое время жить и радоваться жизни, учите нас оптимизму и упорству. Пусть
же счастье не покидает ваш дом! Пусть любовь ваших детей и смех ваших внуков
наполняют радостью душу! Примите от нас небольшие подарочки в виде мешочков с
травами, которые очень вкусно пахнут и эти мешочки будут вашими талисманами.

А сейчас предлагаю всем насладиться
вкусным травяным чаем!

(Чаепитие под задорные удмуртские напевы и
конкурсы. Участники пытаются разгадать состав чудо-чая – какие лекарственные
растения вошли в состав сбора. ЛопшоПедунь во время чаепития загадывает загадки
о растениях. Проводит беседу с детьми, а с каким растением (цветком) вы бы
сравнили свою бабушку? Почему?).

Приложение 1

Аудиофайл:
Кузнецов Геннадий, Серебренников Евгений «Кырзасалэзем али но» https://sharkmp3.net/search/%D0%BA%D1%83%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%86%D0%BE%D0%B2%20%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B9%20%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%20%D0%B5%D0%B2%D0%B3%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20-%20%D0%BA%D1%8B%D1%80%D0%B7%D0%B0%D1%81%D0%B0%20%D0%BB%D1%8D%D0%B7%20%D0%BC%20%D0%B0%D0%BB%D0%B8%20%D0%BD%D0%BE

Приложение 2

image005

image006

image007

image008

История о
том, как полынь-трава помогла парню вернуть память, рассудку не дал помутиться;
как он смог найти дорогу к своей невесте.

Приложение 3

image009

Приложение 4

Видеофайл: https://www.youtube.com/watch?v=O1qt—NJrDQ

image010

image011

Приложение 5

Аудиофайл: Алена Тимерханова «Мемие»

https://ruc.hotmo.org/song/63362509

  • Подольдом или подо льдом как пишется правильно
  • Подороже как пишется вместе или раздельно
  • Подонок как правильно пишется слово падонок или
  • Подорожке или по дорожке как пишется
  • Подогреть на костре как пишется