Подорожник трава рассказ для 2 класса по окружающему миру

Класс: 2. цель: учить детей выражать свою мысль устно и письменно, составлять предложения по опорным словам, развивать внимание, память, устную

Класс: 2.

Цель: учить детей выражать свою мысль устно и письменно, составлять предложения по опорным словам, развивать внимание, память, устную и письменную речь, использовать приобретенные знания по окружающему миру и чтению, применять изученные орфограммы, воспитывать любовь к окружающему миру и к Родине.

Планируемые результаты: учащиеся научаться составлять рассказ о картине, строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

I. Организационный момент

— Сегодня на уроке в центре нашего внимания картинная галерея художника Алексея Степановича Степанова и его картина.

II. Подготовительная работа

1) Знакомство с художником и его картинами.

— Кто автор картины?

Автором картины является известный русский живописец Алексей Степанович Степанов (1858-1923). Алексей Степанович Степанов родился в 1858г в Симферополе, в семье потомственного дворянина, офицера. Художник любил русскую природу, им написано много картин. Алексей Степанов являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок (передвижник), академиком Императорской Академии художеств. Художник был талантлив в различных жанрах — пейзажи, анимализм, жанровые и бытовые сцены. Картина, которую мы здесь рассматриваем, относится к анималистическому жанру живописи. Представляет собой зимний пейзаж на опушке леса, где возле стога сена собралось семейство лосей. Картина была написана в 1889 году. Холст, масло. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

2) Беседа о лосях.

— Почему картина так названа? (Главные на ней лоси)

— Что вы знаете о лосях?

Лось один из самых больших лесных зверей нашей Родины. Иногда его называют сохатым. В высоту достигает 2 метра и весит до 600 кг. Сам зверь имеет тёмно-бурый окрас, длинные ноги, туловище огромное, горбатое, голова крупная, с торчащими ушами. Самцы имеют характерное отличие — рога, и чем старше зверь, тем внушительнее рога. Лосята, их обычно двое, появляются в мае-начале июня. Маленькие лосята довольно быстро растут и набирают вес. Шестимесячный лосенок может весить 200 кг. Лосята имеют рыжий окрас, но в сентябре становятся бурыми как взрослые звери. Летом лоси питаются травой, молодыми деревьями и кустарниками, любят речные водоросли и грибы. Зимой же они обгладывают побеги ивы, рябины, акации, осины, молодые деревца сосны. Лоси не любят кормушки, поэтому подкормку лесники для них складируют в кучу.

III. Работа по картине А.С.Степанова «Лоси»

1) Постановка цели урока.

— Перед вами картина Степанова «Лоси». По этой картине мы будем писать сочинение. Кто знает, что такое сочинение? (Мы будем рассматривать картину и описывать, что на ней изображено).

2) Рассматривание сюжета картины.

Картина написана в анималистическо-пейзажном жанре. Здесь художник изобразил хмурую зиму и группу лосей, состоящую из лосихи и лосят. Холодной и снежной зимой таким большим животным непросто найти пропитание. Увидев на опушке леса стог сена, оставленный здесь лесниками специально для их подкормки, взрослые лоси привели сюда лосят, чтобы те вдоволь полакомились.

Действие картины происходит на опушке леса. Густой тёмный лес находится вдалеке. Здесь же растёт небольшой подлесок, состоящий из осин, берёз, кустарника. Ещё осенью люди косили здесь траву и заготовили на зиму стога сена. Лесные жители в поисках пропитания вышли из леса и решили полакомиться человеческими дарами. Два лосёнка с удовольствием поедают сено, а вот отец семейства стоит на страже. Главное для него, чтобы детки остались сытыми и у них было много сил, чтобы пережить все тяготы холодного времени года. Голые изогнутые деревца на переднем плане подчёркивают как непросто в это время года найти пропитание.

Вожак стоит на страже детей, готовый в любой момент применить силу и острые рога, чтобы справиться с любой возможной опасностью. Сохатый понимает, что сейчас они находятся на открытой местности, для всех «как на ладони». Возле стога сена пахнет человеческим духом. В любой момент из засады могут выйти хищники. Жизнь лесных зверей непростая, но с такой защитой лосята могут быть спокойны. Рядом со взрослым лосем стоит лосиха, она поменьше ростом и без рогов.

Многие ошибочно называют стоящего на страже самца-вожака — лосихой. На самом деле самки лосей безрогие и чуть меньше ростом. Самцы сбрасывают рога в ноябре-декабре, потому можно говорить о том, что на картине изображена либо поздняя осень, либо ранняя зима.

Атмосфера картины несколько сероватая, хмурая. Небо затянули серые тучи, которые скрывают яркое солнце. Таким образом художник подчеркнул промозглый холод, который царит вокруг. Повсюду лежит неглубокий снег. На открытой местности лосей со всех сторон обдувает холодный ветер.

3) Определение темы и основной мысли сюжета картины.

— О ком или о чем эта картина?

— Какова основная мысль? Что хотел сказать этой картиной художник?

— О чем будем писать сочинение? Как его назовете? Запишите заголовок сочинения.

IV. Работа по составлению предложений

1) Беседа по вопросам учебника (стр. 118, упр.191).

— Сейчас мы рассматриваем картину:

— Что изобразил художник на картине? (зимний лес и семью лосей)

— Почему картина так названа? (Главные на ней лоси)

— Какое время года изображено на картине? (Наступила зима.)

— Расскажите, какие изменения произошли в неживой природе?(Серые тучи затянули небо. Вся земля покрыта снегом. На снегу видны следы животных.)

— Какие цвета автор использует на картине и почему? При помощи таких цветовых гамм художник пытается передать ту печаль и грусть которые испытывают лоси. О том, как нелегко, зимой добывать себе пищу. Глядя на это полотно становится грустно и печально, хочется помочь животным пережить эту холодную зиму.

— Кого художник изобразил в центре картины? (Это лоси. Они проголодались и пришли на поляну.)

— Откуда вышли лоси? (Лоси вышли из леса.)

— Чем они заняты? (Они увидели сено и едят его).

— Что такое стог сена? (Стог — это большая копна. Ее заготовили люди, которые работают в этом лесничестве).

— Посмотрите на лосят. Какие они?

— Чем занялись лосята? (Они увидели сено. Маленькие лосята с удовольствием жуют.)

— Как вы думаете, почему взрослые лоси не едят?

— Посмотрите на лося-самца. Какой он?

— Посмотрите, большой лось внимательно смотрит по сторонам. Почему? (Он их сторожит)

— Что мы видим на заднем плане картины?

— Какое общее впечатление от картины? Понравилась ли вам картина? Чем?

2) Составление плана.

— Из каких частей состоит текст? (Вступление, основная часть, концовка (мои впечатления)).

План сочинения по картине «Лоси», 2 класс

  1. Художник А.С.Степанов
  2. Природа, время года
  3. Передний план, лоси
  4. Мои впечатления от картины

План

I. Вступление.

  • О художнике и его творчестве.

II. Основная часть.

1) На переднем плане репродукции картины

2) На дальнем плане репродукции картины

III. Заключение.

  • Какие чувства вызывает картина?
  • Каждая часть пишется с красной строки.
  • Устное составление предложений.

— На доске вы видите вопросы и опорные слова. Эти слова вы можете использовать при составлении своих предложений. Составьте устный рассказ.

Вопросы

Опорные слова

1 часть

Кто такой А.С.Степанов?

известный русский художник

талантливый русский художник

знаменитый русский художник

Какие картины создавал А.С.Степанов?

о русской природе и животных

про животных и русскую природу

о красоте родной природы

Что изобразил художник на картине?

семью лосей

Какой день изображён на этом полотне?

пасмурный зимний день

В каких тонах написана картина?

в серых и коричневых

темные серые краски

мрачные цвета

Почему картина так названа?

потому, что на ней изображены лоси

2 часть

Что виднеется на дальнем плане картины?

зимний лес

Какое небо нависло над зимним лесом?

серое и пасмурное

хмурое

серое и темное

Трудно зимой в лесу лосям найти корм?

трудно

Кто помогает животным?

Лесники

Что делают люди?

подкармливают зверей

Что изображено в центре картины?

стог сена, занесённый снегом

стог сена

большой стог душистого сена

Кого мы видим рядом со стогом сена?

семья лосей

семья сохатых

Откуда она вышла?

из леса

Чем занялись лосята?

принялись есть вкусное душистое сено

с аппетитом едят душистое сено

с жадностью едят сено

наслаждаются вкусным угощением

Что делает мама-лосиха?

протянула голову к сену

ест сено и посматривает по сторонам

прячет от холодного ветра маленького лосёнка

Кто охраняет свою семью?

старый сильный лось

Какой папа-лось?

большой, сильный, с красивыми рогами

Какая шерсть у лося?

Грубая, короткая, темного цвета

Какая голова у этих животных?

большая с вытянутой мордой

Какие у него ноги?

Стройные, высокие

Какие рога у старого лося?

Огромные ветвистые

О чём говорят его огромные ветвистые рога?

о силе главы семьи

Что он делает?

настороженно прислушивается, нет ли опасности

охраняет свою семью

прислушивается к каждому шороху

настороженно стоит и прислушивается

внимательно вглядывается вдаль

следит, чтобы никто не подкрался незаметно

3 часть

Какое чувство вызвала эта картина?

чувство жалости, потому что лосям трудно приходится зимой

грустное чувство, потому что появляется желание помочь семейству лосей пережить это трудное зимнее время

чувство восторга, потому что изображена красота и величие лесных красавцев-лосей

О чём вы задумались?

Я задумался (лась), что всё живое требует внимания и заботы со стороны человека;

Очень хочется помочь семье лосей спастись от голода.

Какие общие впечатления от картины?

Мне картина понравилась, потому что…

3) Орфографическая работа.

— Прочитайте еще раз опорные слова. Слова на какие правила встретятся в тексте? О чем нужно помнить? Как проверить слова?

VI. Практическая работа

— Используя опорные слова, запишите текст. После выполнения, проверьте свою работу.

VII. Итог

— Что вы сегодня нового узнали и чему вы научились на уроке?

Список использованных источников:

  1. Абрамова Татьяна Анатольевна Обучающее сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси»: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/12/06/obuchayushchee-sochinenie-po-kartine-asstepanova-losi
  2. Блинцов А.А. Картина «Лоси» Степанова: https://art-assorty.ru/63219-kartina-losi-stepanova.html
  3. Малых Галина Викторовна Опорная карточка к сочинению по картине А.С.Степанова «Лоси»: https://koncpekt.ru/nachalnye-klassy/konspekty-urokov/russkij-yazyk-2klass/2709-opornaya-kartochka-k-sochineniyu-po-kartine-a-s-stepanova-losi.html
  4. Русский живописец Алексей Степанов: https://www.liveinternet.ru/users/nianfora_n/post248544703
  5. Чернова Людмила Николаевна Конспект урока русского языка Тема: «Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси»: https://infourok.ru/konspekt_uroka_russkogo_yazyka_tema_sochinenie_po_kartine_a.s.stepanova_losi-374847.htm

Конспект урока по окружающему миру по программе А.А.Плешакова

«Человек – существо разумное» 3 класс

Цели урока:

1. Обучающая – познакомить с учащихся с человеком, как существом разумным, и дать знания особенностям познания человеком окружающего мира, показать отличия человека от животного, как существа разумного.

         2. Развивающая —         развивать логическое мышление, речь, память, внимание.

         3. Воспитывающая – воспитывать любовь и уважение к друг другу.

Оборудование: учебник А.А.Плешакова, рисунки с изображением собаки, человека, кошки, дельфина, карточки с определениями погоды, листочки для самостоятельной работы, доска.

Ход урока:

I.Орг. момент.

II.Минутка календаря.

— Итак, дети проведем сейчас с вами «минутку календаря». Кто сегодня хочет быть синоптиком и мы узнаем какая же погода наблюдается у нас сегодня на улице. Я надеюсь, что вы были внимательные, когда шли сегодня в школу.

— Ответьте мне на некоторые вопросы:

— Какое сегодня число?

— Какое сейчас время года?

— Чем это время года вам нравится?

— Какая же температура сейчас у нас на улице?

— Какие осадки вы видели, что появилось на улице?

— Давайте охарактеризуем погоду на сегодня: ясно или пасмурно, температура, какую погоду обещали синоптики на сегодня, ветрено или безветренно, осадки есть или нет.

— Какой есть период в ранней осени?

— Знаете дети, что действительно температура стала незначительно спадать с наступлением осени, но все же с вами может понаблюдать еще несколько теплых денечков, т.к. в начале сентября и до 21 сентября наступает «бабье лето».

— Чем характерен этот период, вы знаете, что наблюдаете на улице?

— По улице, на деревьях, в воздухе весят паутинки, на которые мы с вами все время натыкаемся, то лицом, то руками. Но все-таки это прекрасное время года, а тем более «бабье лето», т.к. стоит такая замечательная теплая погода. Разве это не замечательно?

— И почему же дети называется это время года «бабье лето»?

— Теперь посмотрим на доску и проверим правильно ли разложены карточки погоды на следующий день.

III. Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос.

— Сейчас мы с вами проверим, как вы поняли материал, который изучили на прошлом уроке с помощью графического диктанта.

— Посмотрите на доску, на ней изображены треугольник и кружок, при ответе на мои вопросы напишите на листочке: при ответе да   —    (треугольник), а при ответе нет —      (кружок). Все понятно?

Вопросы:

  1. Из указанных слов выберите те, которые относятся к живой природе: трава, лиса, муравей, кузнечик, подорожник. (   )
  2. Из указанных слов, выберите те, которые относятся к тому, что было «создано человеком»: книга, лифт, зерно, яблочный сок, автомобиль.

(    )

  1. Живую природу изучает особая наука – биология. (   )
  2. Из указанных ниже слов, выберите те, которые относятся к неживой природе: одуванчик, облако, луна, почва, солнце. (   )
  3. Из указанных слов к царству растений относится: одуванчик, мухомор, лиственница, фиалки, подберезовик, дуб. (   )
  4. Крошечные организмы, живущие везде и повсюду, называются бактериями. (   )
  5. Бактерии можно увидеть в увеличительный прибор – микроскоп. (   )

Проверка: самопроверка с доской.

— Получилась такая схема:

Учитель предлагает детям поменяться друг с другом листочками и свериться с доской, предварительно на доску вывешивается ключ с правильными ответами.

Происходит проверка. Итог проверки домашнего задания – выставление оценок.

Учитель спрашивает у учащихся, кто допустил ошибки, которые затем разбираются вместе с классом.

IV. Изучение нового материала.

Учитель предлагает рассмотреть на доске рисунки с изображением животных и человека. И задает вопросы касающиеся их.

— Что общего у человека и животного?

— В чем существенное различие человека и животного?

— Как разум помогает человеку строить свою жизнь?

— Прочитаем текст на стр. 10 и первый абзац на стр.11.

Рассказ учителя.

— А сейчас я вам расскажу, что когда нас спрашивают, чем человек отличается от животного, мы обычно отвечаем: человек существо разумное, мыслящее. Хотя такой ответ и согласуется с узаконенными в зоологии названием вида «человек» (Homo sapiens – человек разумный), он не вполне точен. Зачатки «разума», примитивного мышления имеются и у животного. Поэтому следует сказать, какое содержание вкладывается в понятие «разум». Чтобы уточнить свою мысль, мы должны будем объяснить: разумом человека мы называем его способность к целенаправленному воздействию на окружающую природу, к сознательно планируемой трудовой деятельности.

В самом деле, животные тоже «трудятся», но какая громадная граница между их интенсивной деятельностью и трудом человека! «Паук совершает операции, напоминающие операции ткача, и пчела постройкой своих восковых ячеек посрамляет некоторых людей – архитекторов. Но и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове».

— Итак, как вы думаете, где «помещается» разум человека?

— А есть ли головной мозг у животных?

— Головной мозг человека особенно развит в отличии от головного мозга животного. Мозг способен вам подсказывать удивительные картины окружающего мира, ведь в любую минуту мы с вами можем представить, что угодно: звездное небо, глубокое синее море, горячий желтый песок.

— А давайте теперь сядем поудобнее, расслабимся, закроем глаза и попробуем представить звездное небо, густую траву, глубокое синее море, белый пушистый снег.

— А теперь откроем глазки. Какие чувства вы испытывали представляя эти картины?

— О том, что происходит в душе человека во время общения с окружающими, рассказывает особая наука – психология.

— Прочитайте текст на стр. 11-12 и подумайте, что же я упустила в своем рассказе?

— Проверка, что же я упустила в своем рассказе. Каждый из вас живет в семье. Посмотрите, как много семей в нашем классе. Если все эти семьи пригласить в наш кабинет, то получится очень много народа.

— Подумайте, а что же такое народ. Как об этом говорит автор учебника?

— Прочитайте последний абзац на стр. 16. Народ объединяет язык, национальные традиции, фольклор, а что объединяет семью?

— Прочитайте третий абзац на стр. 16 и подумайте, что такое человеческое общество. Семья и народ – это часть общества.

— А что же такое общество? Для этого прочитайте первый и второй абзацы на стр. 16 дома.

V. Физкультминутка.

Топай мишка, хлопай мишка,

Приседай со мной братишка.

Руки вверх, вперед и вниз

Улыбайся и садись.

VI. Первичное закрепление материала.

— Сейчас мы  с вами закрепим полученные знания, отгадывая вот этот кроссворд.

1. Чем человек выражает свои эмоции? (Чувства)

2. Крошечные организмы, живущие везде и по всюду? (Бактерии)

3. Наука, изучающая душевный мир человека? (Психология)

4. Где «помещается» человеческий разум? (Мозг)

5. Ученые-биологи, все живое делят на … (Царства). А какие еще царства есть?

6. Одно из царств живой природы? (Растения)

7. Увеличительный прибор, позволяющий увидеть все до мелочей? (Микроскоп)

8. Часть природы, ее животного мира, от остальных отличается разумом? (Человек)

 
 

VII. Домашнее задание.

VIII. Итог урока.

— Какую темы мы сегодня изучали на уроке?

— Что нового вы для себя узнали в течении нашего урока?

— Прочитаем урок на стр. 14.

Использованная литература:

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: учебник для 3 класса А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”. Часть1. И.В. Цветкова “Экологический светофор”. Методическое пособие по воспитанию экологической культуры детей младшего школьного возраста. Москва – 1999. издательский дом “НООСФЕРА”. В.В. Петров “Растительный мир нашей Родины”. Книга для учителя. Москва “Просвещение” — 1991. “Планета – наш дом”. Мир вокруг нас. Учебник-хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Издательство “Лайда” Москва – 1995.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ: учебник для 3 класса А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”; Б.А. Александров “В стране зелёной”. Москва, “Просвещение” — 1973.А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова “Почемучка”. Москва, “ПЕДАГОГИКА-ПРЕСС” — 1995.

Конспект урока по окружающему миру 2 класс
Тема: 
«Какие бывают животные?»

Цель: обобщить знания о животных; научить разделять животных на группы (птица, рыбы, звери, насекомые); показать зависимость строения животных от их образа жизни.

Планируемые результаты: учащиеся осознают необходимость бережного отношения к животным; научатся приводить примеры животных разных групп; выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; находить в рассказах новую информацию; выступать с сообщениями.

Оборудование: картинки с изображением животных разных групп, учебники.

Ход урока

I. Организационный момент.

         1. Приветствие.

         2. Психологический настрой.

— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, и с таким хорошим настроением начнем наш урок.

II. Актуализация опорных знаний.

         1. Викторина «Какие бывают растения?».

 — Ребята, я хотела бы начать наш урок с викторины, которая связана с темой предыдущего урока.

а) эти растения имеют мягкие сочные стебли (травы).

б) эти растения имеют листья в виде пластинок (лиственные).

в) эти растения имеют несколько довольно тонких одревесневших стеблей — стволиков (кустарники).

г) у этих растений листья в виде иголок (хвойные).

д) у этих растений от корня отходит один толстый стебель — ствол (деревья).

         2. Проверка домашнего задания.

— Ребята, что вам было задано на дом?

— Давайте проверим задание в тетради.

— Кто приготовил фоторассказ на тему «Красота растений»?

— Кто подготовил рассказ о растениях по книге «Зеленые страницы»?

III. Самоопределение к деятельности.

— Ребята, посмотрите на доску. Что вы видите? Это анаграмма.

КАУЛШЯГ

ИЖФАР

ЛООКС

ЗАКОСРТЕ

УРАМЙЕВ

— Расшифруйте слова, и вы узнаете тему урока. (Лягушка, жираф, сокол, стрекоза, муравей).

— Прочитайте тему нашего урока в учебнике на стр.60.

— Что вы уже знаете о животных?

— А хотели бы еще что-то новое о них узнать?

— Как вы думаете, какие учебные задачи поставим перед собой? (ответы детей).

— Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка.

IV. Работа по теме урока.

         1. Работа по учебнику.

— Ребята, откройте учебник на странице 60. Прочитайте задание. Рассмотрите животных, изображенных на рисунке. Выполните задание в парах. Воспользуйтесь текстом приведенным ниже.

         2. Выполнение задания в рабочей тетради.

— Ребята, а сейчас давайте поработаем в тетрадях.

— Открой тетради на стр.21 и самостоятельно выполните задание №1,3.

— Молодцы, справились.

         3. Беседа, работа по учебнику.

— Ребята, а сейчас давайте вернемся к учебнику.

— Откройте учебник на стр.61. Рассмотрите иллюстрации.

— Поделитесь с одноклассниками информацией. О чем вы узнали? (О том, что есть еще две группы животных пресмыкающиеся и земноводные).

— Почему их так назвали? Выскажите свои предложения.

— Земноводные — это так называют знакомых вам лягушек и тритонов, которых можно обнаружить в пруду, озере и речке. Само название «земноводные» говорит о том, что живут эти животные и на земле, и в воде.

 Пресмыкающиеся обитают преимущественно на суше. Существуют, однако, такие животные этой группы, которые часть времени проводят в воде (болотные и морские черепахи, морские, змеи, крокодилы). Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. У некоторых пресмыкающихся роговые пластинки срослись с костями. Пресмыкающиеся мало зависят от влажности окружающего воздуха и встречаются везде — от болот до пустынь. Передние и задние ноги у пресмыкающихся выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или вовсе отсутствуют.

         4. Выполнение заданий в рабочей тетради.

— Ребята, давайте выполним самостоятельно задание №5 на стр.22 в наших тетрадях.

         5. Игра «Фантазеры».

— Ребята, а давайте немного поиграем.

— Что за чудо-зверь смотрит на нас с картинки учебнике на стр.61? Как бы вы его назвали?

— Как он умеет передвигаться?

— Части тела каких животных объединены на этом рисунке.

         6. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим (Бег на месте).

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки (Прыжки на месте)

Стоп. Немного отдохнем

И домой пешком пойдем. (Ходьба на месте).

V. Закрепление изученного материала.

         1. Работа по учебнику.

— Давайте разделимся с вами на три команды.

— Первая команда будет читать о насекомых, вторая о рыбах, третья о птицах. Затем по одному представителю выйдут к доске, и выступит с сообщением перед классом, но это еще не все. Вам нужно будет назвать как можно больше представителей своего класса.

         2. Беседа.

— Подумайте, какую пользу человеку приносят животные?

— Какие группы животных можно выделить?

— Почему их так назвали?

— Назовите животных каждой группы.

VI. Подведение итогов. Рефлексия.

— О чем мы говорили сегодня на уроке?

— Какая информация была для вас новой?

— Что особенно вам понравилось на уроке?

— Что было трудно?

— За что вы можете себя похвалить на уроке?

— Спасибо! Урок окончен.

Конспект урока по окружающему миру для 4 класса

Тема урока: «Лес и человек»

Тип урока: «открытия» новых знаний.

Цель: формировать экологические знания учащихся, воспитывать у них гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле.

Задачи:

Образовательные:

  • сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы;

  • ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека;

  • ознакомить с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

Развивающие:

  • способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления;

  • привлекать учащихся к разноплановой творческой деятельности экологического содержания.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к миру природы, эстетические чувства, умение видеть красоту окружающего мира, умение восхищаться ею.

Планируемые результаты.

Личностные результаты.

У обучающегося будут сформированы:

— основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;

— самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы;

Метапредметные результаты.

Регулятивные.

Обучающийся научится:

— сохранять учебную задачу в течение всего урока;

— ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

— планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);

— самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

— осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные.

Обучающийся научится:

— понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;

— осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;

— использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;

— устанавливать причинно-следственные связи;

— строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;

— проявлять творческие способности при выполнении схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектной работы;

Коммуникативные.

Обучающийся научится:

— включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;

— формулировать ответы на вопросы;

— слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;

— аргументировать свою позицию;

— договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Предметные результаты.

Обучающийся научится:

— анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;

— оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;

— рассказывать об охране природы в своём крае;

— оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения.

Оборудование: мультимедийная презентация, карточка для работы в группах

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Приём «Утреннее послание»

— Ребята! Я приготовила для вас утреннее послание. Давайте хором прочитаем его: «Новый день – новые знания». Я желаю вам успехов в приобретении знаний! На уроке окружающего мира вам понадобится внимание, поддержка и взаимопомощь.

Ребята, какое время года за окном? Какие изменения произошли в природе?

Молодцы!

2. Актуализация знаний.

Работа с картой.

— Чтобы получить на уроке новые знания, нам нужно вспомнить ранее изученный материал.

— Где находится зона лесов ?

-Каким цветом она обозначена на карте?

-Какая она по сравнении с другими природными зонами?

Давайте подведем итог: Закончите мое предложение одним прилагательным. Зона лесов по размеру …., растительный мир…, животный мир…

Откройте тетради, запишите дату и вид работы.

 А сейчас углубимся в нашу тему и проведём Блиц – турнир. На эту работу вам отводится 2 минуты.

А оценивать себя вы будите сами в листе самооценки. Итак, за работу!

«Я знаю лес»

1. Какое дерево является символом России? (Береза.)

2. Хвойное дерево, которое сбрасывает иголки. (Лиственница.)

3. Это животное имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. (Рысь.)

4. Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)

5. Какой лес мы называем тайгой?. (Хвойный.)

6.У какого животного пять черных полосок на спине? ( У бурундука.)

7. Живет в глуши лесной, и летом и зимой старательный работник, лесной носатый плотник. (Дятел.)

8. Хвойное дерево с короткими хвоинками, расположенными поодиночке. (Ель.)

9. Дерево с листьями в форме сердечка. (Липа.)

10. Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)

Самопроверка работы.

— Проверьте правильность выполненного задания, выставляем себе в листе самооценки заслуженный балл.

— Поднимите руку те, кто набрал 2 балла? У кого одна, две ошибки? Остальным нужно будет доработать изученную тему.

3. Введение в тему. Приём «Собери мозаику».

— На ваших столах находится разрезная мозаика. Соберите из неё картинку. Назовите, что на ней изображено.

(лес, человек.)

Оцените свою работу в листе самооценки. Вид работы «Мозайка»

— Все картинки разные. Но всё же есть что-то, что их объединяет. Это и поможет нам всем вместе понять, о чем же пойдет речь на уроке?

(О лесе, его взаимодействии с человеком)

— Тема нашего урока «Лес и человек». Цель урока читаем на слайде. Вспомните, что называют лесом? Ведь лес от верхушек деревьев до земли заселен животными. А какое многообразие растений! И все это живет совместно, тесно связанно между собой и выполняет огромную работу.

Физ. минутка.

Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.

4.Работа о теме урока.

Рассказ учителя.

— Мы странно, неправильно живем на Земле: охраняем ценное и драгоценное, а бесценное не храним. Бриллианты, алмазы, золото, деньги охраняем, а озера, родники, облака, зоны чистого воздуха, безлюдные места — нет. Это совершенно непонятно. Прекрасен мир живой природы, но ведь мы — часть его. У природы живые краски. Миллионы лучистых соцветий. Для чего чудеса из сказки, если в жизни их можно встретить. И эти чудеса мы можем увидеть, войдя в лес. Будьте внимательны, и вы услышите веселое журчание ручейка, пение птиц, дуновение ветра, танец цветов.

Но лес смотрит на человека с опаской: с чем ты пожаловал сюда, не обидишь ли?

Давайте определим роль леса в жизни человека. Для этого обратимся к нашему помощнику- учебнику. стр. 103

— С помощью схемы расскажите о роли леса в природе и жизни людей, раскрывая их подробнее с помощью учебника. В тексте вы познакомьтесь с новым для вас словом, которое имеет огромное значение для леса и человека: фитонциды. Это вещества, которые выделяют листья растений. От них погибают болезнетворные бактерии. За работу! ( Ученики читают текст самостоятельно.)

Каждый ответ мы будем размещать на нашем дереве.

Ученики:

1) Лес – это место отдыха человека, потому что только в лесу такое многообразие растительного и животного мира. Лес дарит красоту птичьих песен, цветущих растений.

2) В лесу много лекарственных растений: подорожник, валерьяна, липа.

3) В лесу чистая вода и пища: здесь много ягод, орехов, грибов. Много родников с вкусной и холодной водой.

4) Человек дровами обогревает дом, а дрова – это деревья, которые росли в лесу. Значит, лес – источник тепла.

5) Нас окружают вещи, сделанные из древесины: это мебель, пол, двери. Карандаш, линейка, тетради и книги тоже сделаны из дерева. Лес – источник древесины.

6) В лесу растут цветы, кусты, грибы. Это их дом. Лес является домом для птиц, животных, насекомых.

7) Лес – защитник воздуха, потому что лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли. От фитонцидов погибают болезнетворные бактерии.

8) Лес – защитник водоемов, так как там, где растет лес, не мелеют реки.

9) Лес – защитник почв. Лес защищает почвы от ветров, а корни растений не дают почве разрушаться.

— Вы согласны с ответами? Какой у нас получился познавательный плакат. Оцените свою работу на этом этапе.

Молодцы! Вот как много дает человеку лес!

-А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

-Вы ответите на этот вопрос , посмотрев слайд.( ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Часто очень не справедлив!

Мир-это неразрывное единство природы и человека. В результате деятельности человека на земле возникли экологические проблемы.

А теперь давайте уточним , какие экологические проблемы бывают в лесу.

-Давайте поработаем в группах. Учащиеся делятся на группы.

      1. ГРУППА и 2 ГРУППА

    Учащиеся получают карточки со стихотворением или текстом ,составляют экологическую проблему и правила поведения в лесу с частицей не.

    Карточка 1.

    Н.Некрасов.

    Плакала Саша, как лес вырубали, В этом стихотворении речь идет

    Ей и теперь его жалко до слёз. о такой экологической проблеме, как

    вырубка леса. Правило. Не руби деревья.

    Сколько здесь было кудрявых берёз!

    Там из-за старой нахмуренной ели

    Красные гроздья калины глядели.

    Там поднимался дубок молодой,

    Птицы царили в вершине лесной,

    Понизу всякие звери таились.

    Вдруг мужики с топорами явились.

    Лес зазвенел, застонал, затрещал.

    Заяц послушал и в лес убежал.

    -Всё правильно! Молодцы.

    -Людям казалось, что лесов очень много и их невозможно вырубить. Теперь стало ясно: леса в опасности!

    Карточка 2.

    Ещё с древних времен человек убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас существует опасность исчезновения некоторых видов животных. Почему?

    -Многие из животных занесены в Красную книгу (презентация животные и растения, занесённых в Красную книгу, показ слайдов).

    Проблема изчезновение редких видов животных. Правило. Не убивай животных.

    Карточка 3.

    Забывчивый охотник на привале

    Не заметал, не растоптал костра.

    Он в лес ушел, а ветки догорали

    И нехотя чадили до утра…

    А утром ветер разогнал туманы,

    И ожил потухающий костер.

    И, сыпля искры посреди поляны,

    Багровые лохмотья распростёр.

    Он всю траву с цветами вместе выжег,

    Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

    Как вспугнутая стая белок рыжих,

    Он заметался со ствола на ствол.

    И лес гудел от огненной метели,

    С морозным треском падали стволы,

    И, как снежинки, искры с них летели

    Над серыми сугробами золы.

    Экологическая проблема- лесные пожары. Правило. Не забудь погасить костер!

      1. ГРУППА

      Подготовиться к сценки « У реки» и сформировать еще одно правила поведения в лесу и экологическую проблему.

      — Как вы думаете, правильно вели себя отдыхающие?

      — Как должны были поступить дети?

      Давайте мы приведем нашу импровизированную поляну в порядок! ( мусор убирают в мусорные пакеты).

      Правило. Не оставляй в лесу мусор.

      — Вот теперь вы молодцы!

       Вот во что может превратиться лес.

      -Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, пластиковые и стеклянные бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу.

      4.ГРУППА

      Собери пословицу. Много леса – не губи,

      Мало леса – береги,

      Нет леса – посади.

      Молодцы ребята! Хорошо потрудились. Внимательно посмотрите на правила, которые вы сами сформулировали, запомните их и соблюдайте. Оцените свою работу.

      Физкультминутка для глаз:

      1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти.

      2. Крепко зажмурить глаза ( считать до 3 ), открыть глаза.

      3. Закрываем глаза и представляем, что гуляем в лесу … открываем глаза и рисуем глазами большой круг, квадрат; закрываем глаза, считаем до 3 и начинаем заниматься.

      — Кому нужен лес? ( людям, животным, птицам)

      — А как мы можем помочь природе? (На плакате фиксируем ответы, вывешивая картинки)

      (посадить деревья, развесить кормушки для птиц и подкармливать их зимой, ведь они являются защитниками леса)

      Выставление отметок. Подсчитайте свои баллы, и оценит себя.

      Рефлексия. Итог урока.

      — Ребята, мы с вами создали вот такую листовку. Но ей необходимо название, только такое, чтобы звучало как призыв к действию!

      — Я тоже не остаюсь равнодушной к проблеме защиты леса и хочу поделиться с вами своим названием: «Человек! Будь лесу другом!»

      — А для того, чтобы наш призыв был услышан, мы разместим листовку при входе в школу .

      — Каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через века, через столетия и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Ведь лес – это ещё и источник познания. Всё зависит от нас с вами. Мы должны беречь лес и охранять его.

      Наш урок подходит к концу. Без продолжения осмысления важной темы урока не обойтись. Я предлагаю вам домашнее задание на выбор, каждый оценит свои возможности.

      «Традиционное задание» — дать развёрнутые ответы на вопросы учебника (стр. 108))

      «Особое задание» — подготовить сообщение о заповеднике, расположенном на территории нашего края.

      — Спасибо вам за хорошую работу на уроке и внимание.

      Международный игровой конкурс по естествознанию «Человек и природа» (ЧИП) проводится в школах России с 2010 года, для детей 5-7 лет (дошкольников и первоклассников) – с 2014 года. В настоящее время наши игровые конкурсы доступны и в режиме онлайн. Конкурс ЧИП «Сказки о временах года» будет проходить с 17 ноября по 26 ноября 2021 года. Официальный сайт конкурса — МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИГРОВОЙ КОНКУРС «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» ОНЛАЙН. 

      Основная цель данного проекта – развитие детей:

      • расширение кругозора;
      • повышение интереса к окружающему их миру – нашему природному дому;
      • развитие любознательности и желания познавать новое;
      • формирование экологической культуры.

      Для участия в конкурсе необходимо:

      • зарегистрироваться на сайте — ссылка «Регистрация» (регистрируется организатор);
      • авторизоваться на сайте (ввести логин и пароль);
      • выбрать тему конкурса;
      • подать заявку;
      • оплатить регистрационный взнос (онлайн на сайте или по квитанции);
      • после проведения оплаты заявка отображается в личном кабинете, как выбранный конкурс;
      • перейдите в конкурс и заполните таблицу участников (необходимо заполнить фамилию, имя и класс, если конкурс для школьников);
      • при заполнении фамилии и класса участника генерируются логин и пароль, используйте их для прохождения конкурса.
      • Обращаем Ваше внимание, что наградные материалы в печатном виде не высылаются за пределы Российской федерации. Участникам из других стран наградные материалы доступны только в электронном виде.

      «Человек и природа» 2021 год — Сказки о временах года, возможные ответы

      1. В «Осенней сказке» Сергея Григорьевича Козлова Ежик и Медвежонок разговаривали о листьях:
      — Вот если бы на мне весной вырастали листья? — сказал Ежик. — Я бы осенью сидел у печки, и они бы ни за что не облетели.
      — А какие бы ты хотел листья? — спросил Медвежонок. — Березовые или ясеневые?
      — Как у клена. Тогда бы я осенью был рыжий-рыжий, и ты бы меня принял за маленького Лисенка.
      На каком рисунке нарисован Ежик с кленовыми листьями?

      Правильный ответ: Б

      2. На какой березке осталось столько листиков, сколько пришил Медвежонок иголкой, которую ему подарил Ежик?

      Правильный ответ: Г

      3. В сказке «Осенние корабли» Волк сделал Ежику кораблики. Из чего Волк сделал паруса для корабликов?

      Правильный ответ: Г

      4. Великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов часто на своих картинах изображал сказочных героев. На каком из фрагментов его картин изображена Снегурочка?

      Правильный ответ: В

      5. В сказке Виталия Валентиновича Бианки «Синичкин календарь» синичка Зинька наблюдала за жизнью леса и его обитателями целый год. Кто увидел и рассказал синичке Зиньке о берлоге медведицы с медвежатами?

      Правильный ответ: А

      6. Какие следы помогли Никите вывести ребят из леса к жилью в рассказе Евгения Андреевича Пермяка «Знакомые следы»?

      Правильный ответ: А

      7. На какой картинке изображена зима, о которой рассказал удод котенку в сказке Натальи Корнельевны Абрамцевой «Что такое зима»?

      Правильный ответ: А

      8. Как в русской народной сказке «Два Мороза» мужик спасся от Мороза – Синего носа?

      Правильный ответ: Г

      9. Какое из этих животных не является героем сказки «Что такое зима»?

      • котенок
      • щенок
      • птица удод
      • мышка

      10. В сказке Михаила Спартаковича Пляцковского «Ромашки в январе» щенок Тявка нарисовал такой рисунок: «На листке зеленела трава, и повсюду светились маленькие солнышки ромашек. А над ними в углу рисунка сверкало настоящее летнее солнце». Какой из этих рисунков похож на рисунок Тявки?

      Правильный ответ: Б

      11. Кто перебирается зимой в теплые края, спасаясь от нападок старухи-зимы в сказке Константина Дмитриевича Ушинского «Проказы старухи-зимы»?

      Правильный ответ: Г

      12. В сказке «Двенадцать месяцев» мачехина дочка, придя в лес к братьям-месяцам, потребовала у них подарки. Что она потребовала у Августа-месяца?

      Правильный ответ: А. Яблоки и груши

      13. В сказке «Синичкин календарь» синичка Зинька весной наблюдала за жизнью леса. Какое из событий, изображенных на этих рисунках, Зинька не могла увидеть весной?

      Правильный ответ: Б

      14. В сказке «Двенадцать месяцев» Самуила Яковлевича Маршака девочка встретила зимой в лесу всех братьев-месяцев. На каком кадре из мультфильма «Двенадцать месяцев» весенние братья-месяцы?

      Правильный ответ: Б

      15. В «Сказке про лето» Ирис Ревю дедушка соловушки перечисляет ему признаки лета. На каком рисунке художницы Любови Новоселовой изображен один из признаков лета, о котором говорил дедушка?

      Правильный ответ: В

    • Подостыли чувства как пишется
    • Подостаю тебя как пишется
    • Подосиновик рассказ рассуждение 3 класс
    • Подорожник рассказ для детей 2 класса окружающий мир кратко
    • Подоставать человека как пишется