Подобрать музыкальный ряд к волшебной сказке 5 класс

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 3 класс, 1 часть, климанова, горецкий, страницы 128-129. укм школа россии1. если бы тебя

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 128-129. 

УКМ «Школа России»

1. Если бы тебя спросили, о чём эта сказка, что бы ты ответил?

Эта сказка о верности и семейных ценностях, о настоящей любви, помешать которой не могут никакие обманы и злодеяния.

2. Назови главных действующих лиц сказки. Какие человеческие качества они проявляют? Какие герои побеждают и почему?

Главными героями сказки являются:

  1. Гвидон. Мужественный, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  2. Царь Салтан. Доверчивый, добрый, умеющий прощать и любить близких.
  3. Царевна Лебедь. Добрая и благородная.
  4. Царица. Доверчивая, беззащитная, тихая.
  5. Бабариха, Ткакчиха, Повариха. Завистливые и жестокие.

Побеждают положительные герои, потому что добро в сказках всегда побеждает зло. Их положительные черты характера оказываются сильнее отрицательных, которыми обладают Бабариха и её подруги.

3. Какие чудеса происходят в сказке? Сколько раз и в кого превращается князь Гвидон? Какие волшебные дары получает Гвидон от царевны?

Чудеса в сказке: быстро вырос младенец в бочке, возникновение города, превращения Гвидона, дары царевны Гвидону, превращение лебедя в царевну.

Превращения Гвидона: три раза, в комара, муху и шмеля.

Волшебные дары: город, белка, тридцать три богатыря, сама царевна.

4. Найди в сказке строчки, при чтении которых ты представляешь себе царевну лебедь, её братьев богатырей, волшебный город, появившийся по велению царевны. Найди сравнения в описании царевны.

Царевна-лебедь: «…Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит…»

Богатыри: «В чешуе, как жар горя, идут витязи четами…»

Волшебный город: «Стены с частыми зубцами, и за белыми стенами блещут маковки церквей…»

Сравнения в описании царевны: выступает, словно пава; будто реченька журчит

5. Прочитай строки, в которых говорится об отчаянии царицы и мольбе её сына о помощи. Какие звуки помогают услышать шум волн и их плавное движение?

Шум волн и их плавное движение помогает услышать шипящий звук Ш. Он встречается в словах: Плещешь, захочешь, точишь, топишь, подымаешь.

6. Как царевна лебедь обращается к Гвидону?

Царевна называет Гвидона «Князь ты мой прекрасный»

7. Чем заканчивается сказка? Сравни с тем, как заканчиваются народные сказки, которые ты прочитал в этом году.

Концовка сказки: «Я там был; мёд, пиво пил, и усы лишь обмочил».

Концовки народных сказок: «Стали жить-поживать», «Я на том пиру был, мёд-пиво пил».

Видим, что Пушкин использовал традиционную концовку русских народных сказок.

8. Что сближает сказку Пушкина с народной волшебной сказкой? Есть ли различия?

У сказки Пушкина есть многие приметы народных волшебных сказок: зачин, присказка, концовка, противостояние добра и зла, испытание, которое предстоит выдержать герою, волшебные превращения, чудеса, волшебные существа, троекратные повторы.

Сказка написана народным языком, с использованием традиционных сказочных оборотов речи.

Но есть и различия. Так, Пушкин использовал оригинальный зачин, не взятый из народных сказок. Это литературная сказка, в которой невозможно поменять слова или сюжет, как часто случается в народных сказках.

9. Восстанови последовательность событий в сказке и перескажи её.

  1. Царь Салтан выбирает жену.
  2. Подмена грамоты.
  3. Морское путешествие царевны и Гвидона.
  4. Спасение царевны от коршуна.
  5. Приключения Гвидона.
  6. Встреча Салтана с семьёй.

Пример пересказа «Сказки о царе Салтане» по плану для 3 класса

Царь Салтан подслушал разговор трёх девиц и взял в жёны ту, что обещала родить ему сына. Двух других он сделал поварихой и ткачихой.

Вскоре царь отправился в поход, а в это время царица рожает сына. Ткачиха, Повариха и Бабариха пишут царю о неведомой зверушке, а потом подменяют грамоту, присланную царём, в которой он велел ожидать своего возвращения.

Царицу и младенца сажают в бочку и бросают в море. Младенец быстро вырос и бочку вынесло на берег. Гвидон делает лук и идёт по острову. Он убивает коршуна, напавшего на лебедь. А лебедь обещает отблагодарить его.

На следующее утро Гвидон видит чудесный город, жители которого выбирают его князем.

На остров приплывают купцы, которые следует в царство Салтана. Гвидон хочет увидеть отца и лебедь превращает его в комара.

Салтан удивлён известиями о новом городе, но Бабариха с кумушками отзываются про город пренебрежительно. Они рассказывают про чудесную белку. Гвидон жалит завистниц.

Лебедь дарит Гвидону белку. 

Гвидон ещё дважды летает к Салтану в образе мухи и шмеля, и каждый раз возвращается с описанием нового чуда. Так он получает богатырей и становится мужем царевны-лебеди.

Узнав про это, Салтан сам отправляется в гости и узнает супругу и сына. Он счастлив и милует Бабариху, Ткачиху и Повариху. Играется грандиозный пир.

10. Рассмотри иллюстрации Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 101

На ней показано пробуждение Гвидона и его матери. Ещё вчера остров был пустынным, а сейчас перед ними стоит белокаменный град, полный церквей и храмов, окружённый стенами с башнями. 

Гвидон и царица с удивлением смотрят на город.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 103

Купеческий корабль покидает остров Буян. Он несётся по волнам, подгоняемый ветром. Следом летит обратившийся в комара Гвидон.

Вдали виден остров с красивым городом, окружённым крепостной стеной.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 109

На этой картине показан приём купцов царём Салтаном.

Царь восседает на огромном троне, его голова увенчана тяжёлой короной. Богатые купцы на красной дорожке кланяются царю.

С боку от царя сидят коварные Бабариха, ткачиха и повариха, далее видны бояре.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 113

На этой иллюстрации мы видим, как из пучин вод выходят ровным строем могучие витязи. Они все равны как на подбор, все одинаково вооружены копьями.

Над ними горят звёзды, а берег кажется безлюдным и пустым.

Описание иллюстрации Билибина на стр. 127

На ней мы видим праздничный пир. За столом сидят царь Салтан, Гвидон, царица и царевна. Царь не сводить глаз с сына, которого считал погибшим. Он очень счастлив.

На столе разнообразные яства, перед столом сидит шут, играющий с собакой. Вокруг стоят суровые стрельцы.

1

Галкина Марина Вениаминовна

Музыкальный руководитель

МБДОУ №162 «Сказка»

Город Ульяновск

«Игрушки из бабушкиного сундука»

Сценарий музыкально – тематического досуга в мини-музее

«Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста.

Цели, задачи:

  1. Обогащать и расширять представление о быте и ремеслах наших предков – славян, об игрушках славянских детей.

  2. Воспитывать любовь и уважение к народному быту, к народной музыке, к народным ремеслам, к народной игрушке.

  3. Познакомить с технологией изготовления народной куклы из соломы «Стригушка».

Музыкальный ряд:

  1. К.Тидеман «Пойте гусли».

  2. Варламов «Красный сарафан».

  3. Р.н.м. «Во поле береза стояла»

  4. Р.н.м. «Матрешкины потешки»

  5. Песня Ю. Верижникова «Матрешка»

  6. Р.н.п. «В камышах лебедушка»

  7. Р.н.п. «Пошла Дуня по дороге»

  8. Хоровод «Хорошо пастух играет» р.н.п.

Звучат гусли. К детям — гостям выходит Хозяйка с детьми: Хозяйка: Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйста!

Веселья вам да радости!

Гостей приветствуют хозяйские дети:

1 ребенок: Проходите, не спешите, рассаживайтесь.

2 ребенок: Сядем рядком,

Поговорим ладком.

Хозяйка: Дорогие гости, вы знаете, что наши предки славяне занимались разными ремеслами и были большими мастерами. И сегодня мы с вами поговорим о том, в какие игрушки играли славянские дети.

Звучит музыка «Пойте гусли».

Хозяйка обращает внимание на сундучок:

— Посмотрите, сундучок стоит. Какой он красивый, расписной, старинный.

Что за странный сундучок?

И закрыт он на замок.

Если ключик подберем,

В прошлый век мы попадем.

А чтобы сундучок открылся, нужно потрудиться – отгадать загадки. Слушайте внимательно.

3 ребенок: Не лает, не кусает, а в дом не пускает.

Дети: Замок.

4 ребенок: Может напоить водою,

Может гайку отвинтить,

А еще замок откроет.

Чтоб хозяев в дом пустить.

Дети: Ключ.

Хозяйка: Позвонили в бубенец (замок отщелкивается)

И попали во дворец.

Открывается палата (поднимается крышка сундука).

Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища?

Нет ли там чудовища?

Звучит музыка Варламова «Красный сарафан».

Хозяйка достает из сундука по одной кукле, расставляет их на столе и читает стихотворение Ники Харламовой «Тряпичная кукла»:

Куклы-самоделки выстроились в ряд.

И у каждой имя, а за ним обряд.

Славою покрыли куклы наш народ.

Делаем как символ их из года в год.

Куклу — зерновушку мастерили все.

В голод появлялась кукла на окне.

Видел люд прохожий куклу по весне.

И спешил на помощь. Хлеб несли семье.

Молодым дарили куклу – оберег.

Чтоб не разлучались с милыми вовек.

На одной основе муж, его жена.

С ними пеленашка, то же не одна.

Травница висела в люльке малыша.

Так он благовоньем мог всегда дышать.

Куклой оберегом стала день и ночь.

Кукла – колокольчик гнала слёзы прочь.

Звучит р.н.м. «Во поле береза стояла». К сундуку подходят хозяйские девочки:

1 девочка вынимает куклу- полено из сундука и рассказывает о ней:

— Раньше куклой могло стать простое березовое полено, белая кора становилась личиком куклы. Повязала девочка полешку платочек, надела юбочку – и кукла готова.

Звучит народная мелодия «Матрешкины потешки»

Хозяйка: Дети, а вы знаете, что самым любимым народным сувениром стала матрешка.

2 девочка вынимает из сундука матрёшку, расставляет её на столе:

Русская матрешка – славный сувенир!

Русскую матрешку знает целый мир!

Русская матрешка – русская душа.

Русская матрешка очень хороша!

Все девочки исполняют песню Ю. Верижникова «Матрешка»:

1. Мой дружок Андрюшка

Мне принес игрушку

Яркая красавица

Сразу мне понравилась.

Разрисована узором

И совсем без разговора,

Что игрушка просто чудо,

И со мной она повсюду.

Припев: Матрешка, матрешечка нарядная.

Забавная, круглая, ладная.

Игрушка моя деревянная

Красивая, добрая, славная.

2. Пляшет под гармошку

Русская матрешка,

Заодно с игрушкою

Пляшем мы с Андрюшкою.

Посмотрите в наши лица,

Как приятно веселиться,

Мы усталости не знаем,

Всех на танец приглашаем.

Звучит русская народная мелодия «В камышах лебедушка».

Хозяюшка: Посмотрите, какая необычная кукла. Из чего она сделана?

Дети: Из соломы.

Хозяюшка: Правильно – это соломенная кукла и родилась она в деревне.

Делали её из соломы, которая оставалась после жатвы. Матушка брала своего ребеночка в поле, там его надо было чем-то занять. А под рукой всегда была солома да травка.

А делать ее очень просто.

Хозяюшка предлагает всем желающим детям сделать вместе с ней куклу из соломы «Стригушку», берет в руки пучок соломы, делает куклу и

читает стихи Розы Агафоновой:

В те давние времена

Комбайнов не было когда.
Рожь серпами жали, да в снопы вязали.
Детей постарше иногда в поле брали.
Пусть знают, не на деревьях караваи вырастают,
Тяжким трудом хлебушек добывают.

Сидела девчушка наблюдала,

Как ее мама снопы ловко вязала.
Колоски — кудрявая головка,

Солома на солнце сверкает,

Золотом отливает,
Будто просит:

«Со скуки возьми  меня в руки»

Девчушка взяла соломы пучок,

И показалось ей, что слышит голосок.
Подсказывает кто-то, как солому согнуть,

Связать, соединить, чтобы куклу смастерить.

Солома в руках гнулась — не ломалась,
Как надо ложилась, переплеталась,

Словно помочь ей старалась.
А может,  все это девчушке казалось.

Играть-то нечем было,
Вот куклу из соломы она и мастерила.

Звучит р.н.п. «Пошла Дуня по дороге» дети мастерят кукол.

После окончания работы, дети с куклами в руках выстраиваются на полукруг.
Ребенок: Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

Выходи честной народ,

Затевайте хоровод.

Дети с куклами исполняют хоровод «Хорошо пастух играет» р.н.п.

Каникулы

Реализация школьных целевых программ «Лето-2015»                                                                       

   Лето в Центре «ТЮЗ»

Жаркие летние каникулы с каждым днём уходят в прошлое, а сентябрьское утро потихоньку напоминает, что осень рано или поздно станет полноправной хозяйкой наступающего учебного года.

По традиции, подводя итоги лета, мы хотим рассказать, что было интересного и нового в ЦЭВД «ТЮЗ». Подобрать музыкальный ряд к волшебной сказке 5 класс

1 июня 2014 года  в международный день защиты детей на большой сцене РДК 650 зрителей были приглашены на музыкальную, весёлую, романтичную сказку «Орех из волшебной страны»,  режиссёр —  Т.Мигулёва. 

Спектакли для детей и взрослых  — это традиция Центра в рамках отчётных мероприятий муниципального фестиваля творчества детей села «Белая акация», учредителем которого является наш «ТЮЗ».  В представлении приняли участие: народный театр «Ренессанс», народная студия «Академия звёзд», а также студии нашего центра.

7 июня 2014 года  в городе Геленджик на карнавале 2014 года «Геленджику улыбается солнце» ярко и оригинально представили Тбилисский район народный театр «Ренессанс» — рук. Т.Мигулёва, В.Зажарская, театр танца «Лик» — рук. Л.Хартюнова, студия художественного слова «Сказание» — рук. В.Зажарская, народный театр костюма «Грации» — рук. О.Шейко, Л.Хартюнова, О.Ротман, С.Чаус.  Подобрать музыкальный ряд к волшебной сказке 5 класс

С 7 по 12 июня 2014 года в городе Париже, Обервилье проходил международный конкурс-фестиваль «Парижские ритмы». Студия «Интересный французский» —  рук. Е.Шалимова и 4 её воспитанницы не только приняли участие в этом сложном испытании, но и привезли 6 дипломов 2-ой степени, 2 диплома 3-й степени. Е.В.Шалимова для организаторов конкурса выполняла роль переводчика в мэрии г. Обервилье. Рушник, выполненный в технике «Русский стиль», который подготовила студия «Юный художник» — рук. О.Ротман стал достойным и уместным сюрпризом для администрации мэрии от наших ребят.

16 июня 2014 года в рамках открытия первой смены летних оздоровительных лагерей 300 девчонок и мальчишек увидели сказку «Царь Тарас и его семья или любовь Кощея Бессмертного» эта весёлая, музыкальная история, созданная по мотивам русских народных сказок, поставлена главным режиссёром центра Т.Мигулёвой. Над костюмами и декорациями к спектаклю потрудилась народная кафедра декоративно-прикладного искусства. Подобрать музыкальный ряд к волшебной сказке 5 класс

Помимо больших полнометражных спектаклей хочется еще рассказать о инновационном нашумевшем проекте «Из искры возгорится пламя».

Событийный туризм сейчас уже стал обыденным явлением. Реконструкция значимых для России исторических дат с привлечением актёрских коллективов, костюмов, декораций и реквизита достоверно выполненных с исторической точки зрения.  Подобрать музыкальный ряд к волшебной сказке 5 класс

Целью нашего мероприятия мы не ставили пропаганду прошлых лет. Современная жизнь  диктует свои правила. И то, что было когда-то, ещё в памяти нас, взрослых, но дети знают об этом лишь только в общих чертах. Иллюстрированный рассказ об истоках пионерского движения на Кубани, посвящения на один час в ряды Всесоюзной пионерской организации, поход к барской усадьбе в пос. Мирный Гулькевичского района под кураторством пионерских вожатых, пионерская комната с барабаном и горном, пионерская газета — всё это экскурсия в прошлое.

 Учащиеся СОШ № 1, 2, 8, 9, 10, 16 в количестве 236 человек стали участниками этого проекта. Он получил большой резонанс и, анализируя отклики от педагогических коллективов, ЦЭВД «ТЮЗ» вводит это мероприятие в план работы Центра в течение всего года.

15 июня 2014 года на площади РДК состоялся бал главы  муниципального образования Тбилисский район. 480 зрителей стали очевидцами вручения золотых и серебряных медалей выпускникам 11 классов, получили удовольствие от концерта, в котором приняли участие хореографические коллективы МАОУ ДОД ЦЭВД «ТЮЗ». В голубом вечернем небе взвился алый парус и вслед за ним каждый выпускник, загадав желание, отпустил свой воздушный шарик такого же цвета в небо.

С 20 по 29 июня 2014 года  в  Южно-российским международном фестивале скульпторов и резчиков по дереву «Черноморский бобёр — IV» в пос. Архипо-Осиповка 32 воспитанника из студии «Резьба по дереву» — рук. С.Чаюков защищали честь нашего учреждения, награждены 3 дипломами за 1-е место и 3 – за 2-е место в возрастных категориях: 8-10 лет, 10-12 лет, 12-15 лет.

 Все участники были награждены памятными сувенирами и медалями.

В течение 1-ой и 2-ой смены летних оздоровительных лагерей «ТЮЗ» предложил также новые музыкальные проекты для учащихся начальной школы:  «В мире музыкальных сказок», «Приключение в музыкальном мире», «Бал насекомых», которые также стали оригинальными находками в образовательных и воспитательных предложениях Центра.

Подводя итоги лета, мы говорим и о статистике: 2572 человека стали не только зрителями, но и непосредственно приняли участие в 23 больших и малых театрализованных проектах в МАОУ ДОД ЦЭВД «ТЮЗ».  Подобрать музыкальный ряд к волшебной сказке 5 класс

Впереди новый учебный год, а это новые спектакли, игровые программы, многочасовые репетиции и ежедневные занятия в студиях.

Подобрать музыкальный ряд к волшебной сказке 5 класс        Подобрать музыкальный ряд к волшебной сказке 5 класс

5 КЛАСС

IV ЧЕТВЕРТЬ

Урок 2 (29). Волшебная красочность музыкальных сказок

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

—  определение ценности и красоты воплощения сказочных тем и образов в разных видах искусства.

Личностные:

—  укрепление патриотических чувств, гордости и восхищения произведениями русских композиторов и отечественного фольклора.

Предметные:

— качественное освоение и художественное исполнение песни.

Форма проведения занятия: Урок-представление сказочных образов в музыке.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Музыка: Н. Римский-Корсаков. «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко», фрагмент (№ 41 аудиоприложения); П. Чайковский. Паде-де из балета «Щелкунчик» (№ 42 аудиоприложения).

Изобразительное искусство: Б. Анисфельд. Эскизы костюмов к опере «Садко».

Песенный материал: С. Никитин, стихи Ю. Мориц. «Сказка по лесу идёт».

Дополнительный материал: Портреты композиторов.

Виды деятельности учащихся: Прослушивание музыкальных фрагментов. Сравнительный анализ музыки и эскизов костюмов к опере «Садко». Пение песни.

Формы педагогического контроля: Контроль за выполнением рубрики «Вопросы». Проверка знаний учащихся в ходе интерактивного общения. Проверка качества пения песни. Проверка формирования у учащихся познавательных, логических, коммуникативных универсальных учебных действий.

ХОД УРОКА

  1. Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Звучит фрагмент пьесы «Гном» из цикла «Картинки с выставки» М. Мусоргского.

— Вспомните, кого изображает эта музыка?

— Сказочного героя. Гнома.

— Ранее на уроках мы с вами много раз слушали различные музыкальные фрагменты на сюжеты сказок и мифов. Назовите, какие вам запомнились?

— Сцена таяния Снегурочки из оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, музыка из балета «Петрушка» И. Стравинского, «Фея Драже» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского, «Жалоба Эвридики» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка.

— Достоверно ли композиторы «рисуют» музыкальными звуками портреты героев и события, с ними происходящие?

— Да. Например, шутовская маска Петрушки изображена угловатыми, неуклюжими интонациями, а хрупкие, хрустальные звуки танца Феи Драже будто «рисуют» сказочное новогоднее царство с мерцанием снежинок и ёлочных игрушек.

2. Постановка темы урока. Целеполагание

— Роль сказки в музыке очень велика. Облик сказочных героев, лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, птицы и животные – всё богатство волшебного мира получило своё музыкальное выражение.

Музыка, написанная к музыкальным сказкам, рисует нам волшебный, сказочный мир, она помогает окунуться в атмосферу необычную, нереальную. Благодаря музыке можно узнать, что в сказке все звуки особенные, волшебные. Необычно шуршат падающие снежинки, и золотые рыбки пляшут в воде по-особенному, и лесное озеро не простое, а волшебное.

Причудливый и фантастический мир сказок по-разному находил своё выражение в музыке. Сказка могла стать основой сюжета оперы, балета или инструментального сочинения.

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы его понимаете?

«Мой род – это сказка, былина, и непременно русские». Н.А. Римский-Корсаков

Сегодня мы вновь полюбуемся красотой воплощения сказочных образов в музыке русских композиторов и сравним с воплощением сказочных тем в искусстве живописи, — наш сегодняшний урок мы посвятим музыкальным сказкам.

Тема урока так и звучит: «Волшебная красочность музыкальных сказок».

3. Работа по теме урока

1) Сказка в музыке Н. Римского-Корсакова

1668126 1Н.А. Римский-Корсаков

Великим сказочником в музыке, чародеем музыкальной живописи по праву считается русский композитор Н. Римский-Корсаков. Девять опер из 15, созданных им, написаны на сюжеты сказок и легенд: «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Сказка о царе Салтане», «Кащей Бессмертный», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

Один из примеров сказочной музыки – «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко».

Уже в самом названии этого фрагмента видна изобразительность и живописность музыкального замысла: композитор воспроизводит не просто весёлую пляску рыбок, резвящихся в подводном царстве, — он воспроизводит своеобразный танец красок и бликов: золотых, серебряных, сверкающих, изменчивых, переливающихся.

В качестве сюжета для оперы Н.  Римский-Корсаков использовал старинную былину, а  также русскую народную сказку «Василиса Премудрая и Морской царь». Главный герой оперы — новгородский певец и гусляр Садко во время своих странствий по свету на корабле попадает на дно морское, в Подводное царство. Его встречают Морской царь и его дочь, морская царевна Волхова. Обитатели морских глубин устраивают торжество, посвящённое свадьбе Садко и Волховы. Звучат «Шествие чуд морских», «Свадебная песня», «Пляска речек и ручейков», «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок», общая пляска с участием хора, солистов, оркестра.

Кстати, «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» — не единственное изображение рыб в музыке: вспомните, например, песню «Форель» Ф. Шуберта, «Аквариум» К. Сен-Санса из цикла «Карнавал животных», с которыми знакомились на уроках в начальной школе.

В народном сознании далёких лет фантастическое крепко-накрепко связано с миром природы. Так и в музыке Римского-Корсакова — будь то гениальная «Снегурочка» или простодушная и трагичная «Майская ночь», оперы на пушкинские сюжеты «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о Золотом петушке» или опера-былина о Садко Новгородском, или величавое сказание о невидимом граде Китеже — везде живёт, дышит, поёт свою заветную песню могучая природа.

Опера «Садко» Н.А. Римского-Корсакова названа энциклопедией сказочного музыкального языка. «Фантастический элемент для музыки, — говорил Римский-Корсаков, — всегда элемент прекрасный и благородный».

Послушайте этот живописный пример сказочной музыки — «Плеск златопёрых и сереброчешуйных рыбок» из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова.

А) Слушание. Музыкальный анализ

Расскажите, какие особенные сказочные звуки, рисующие рыбок, вы услышали?

— Музыка рисует подводное сказочное царство, игривых весёлых рыбок, резвящихся в нём. Но кроме этого он изображает своеобразный танец цвета и бликов подводного мира — сверкающих, изменчивых.

— Использование различных тембров, гибких мелодических линий создаёт красочную музыкальную картину.

Б) Работа над нотным примером

При изучении нотного примера 43 «Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок» ученики отмечают изобразительные моменты — форшлаги, трели, звучание мелодии в высоком регистре. Всё это создаёт впечатление блеска чешуи, плеска мелких быстрых движений рыбок. Общее настроение музыки — игривое, беззаботное, шутливое.

Также и портретные образы, присутствующие в опере «Садко», сказочны. И они, конечно, отличаются от музыкальных портретов реальных людей. Как думаете, почему?

— Наверное потому, что эти сказочные герои — тоже таинственные, загадочные, волшебные.

Рассмотрите эскизы костюмов к опере Садко», созданные российским и американским художником Борисом Анисфельдом.

Б. Анисфельд. Три эскиза костюмов к опере Н. Римского-Корсакова «Садко»

1668126 21668126 31668126 4

Золотая рыбка Ручей Морское чудище

Самого Римского-Корсакова очень привлекала былина о новгородском гусляре Садко.

В начале своей творческой деятельности он написал симфоническую картину «Садко», музыка которой через несколько десятков лет целиком вошла в его одноимённую оперу: «Сказка-небывальщина о том, как новгородский гусляр погостил у царя. И как разудалой игрой своей пустил трепаком (трепак — русский народный танец) всё подводное царство».

2) Портретные сказочные образы

Многие известные и любимые сказки обогатились музыкальными звучаниями. Послушайте фрагмент из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

А) Слушание: П. Чайковский. Па-де-де (из балета «Щелкунчик»).

— Скажите, образы, созданные в литературе, отличаются чем-то от образов, созданных музыкой?

Ответы учащихся.

— Сами образы, конечно, не меняются. Но музыка обогащает и дополняет их, делает более зримыми персонажей тех или иных произведений.

Мы услышали, под какую мелодию танцевала Маша в «Щелкунчике». Услышали не только музыку самого танца, но всего празднично убранного зала — ёлки, новогодних игрушек, снежинок за окном.

А дал нам эту возможность услышать добрый волшебник П.И. Чайковский, прикоснувшись к сказке волшебной палочкой музыканта: сказка сразу ожила, наполнилась очарованием новогоднего праздника.

1668126 5П. Чайковский

Но ведь даже и на сказочном празднике всё происходит по-настоящему. Герои «Щелкунчика» совершают подвиги, поддерживают друг друга в минуты испытаний. Наградой становится тёплое и глубокое чувство, которое рождается между девочкой Машей и Щелкунчиком, превратившимся в конце сказки из уродливой куклы в прекрасного принца. Поэтому и в музыке мы слышим не только сказочные звуки, но и выражение живой человеческой любви.

Прослушайте ещё раз этот фрагмент – Па-де-де из балета «Щелкунчик», являющийся самым ярким, восторженным номером спектакля — настоящим гимном любви.

Па-де-де — одна из основных музыкально-танцевальных форм в балете. Па-де-де (в переводе с французского — «танец вдвоём») состоит из выхода танцовщиков, их совместного танца, сольных вариаций танцовщика и танцовщицы, совместного заключительного танца (коды).

Б) Повторное прослушивание Па-де-де из балета Чайковского «Щелкунчик»

Подробнее о балете «Щелкунчик» см. Приложение.

В) Работа над нотным примером

Исследуя нотную запись 44 Па-де-де, ученики обращают внимание на динамический оттенок ff, музыка звучит в исполнении всего оркестра tutti. Педагог отмечает, что величественная мелодия имеет очень простое запоминающееся строение: она спускается вниз по ступеням мажорной гаммы. Благодаря этому создаётся впечатление, что музыка повествует не только об истории Маши и Щелкунчика, но обобщённо воспевает добро и счастье.

4. Разучивание и пение: С. Никитин, стихи Ю. Мориц. «Сказка по лесу идёт» — https://youtu.be/LenH36EI97E

Текст песни:

  1. Сказка по лесу идёт —

Сказку за руку ведет,

Из реки выходит сказка!

Из трамвая! Из ворот!

Это что за хоровод?

Это сказок хоровод.

Сказка — умница и прелесть,

С нами рядышком живёт.

Припев: Чтобы-чтобы-чтобы снова

Добрый злого победил,

Чтобы добрый чтобы злого

Стать хорошим убедил!

Чтобы добрый чтобы злого

Стать хорошим убедил!

  1. Ах, за мной и за тобой

Сказки бегают гурьбой!

Обожаемые сказки —

Слаще ягоды любой!

В сказке солнышко горит,

Справедливость в ней царит!

Сказка — умница и прелесть,

Ей повсюду путь открыт,

Припев.

  1. Сказка по лесу идёт,

Сказку за руку ведёт,

Из реки выходит сказка,

Из трамвая, из ворот.

Припев.

5. Итог

Подведём итог урока.

Итак, мы с вами увидели, что волшебный мир сказочного творчества по-разному находил своё выражение в музыке, что сказочные образы разнообразны и что эти прекрасные сказочные образы в фантазии художников превосходят всю мыслимую красоту, которая существует в реальности.

Сказка, положенная в основу сюжета оперы, балета или какого-либо другого инструментального сочинения, становится более зримой, более живописной. И сказочные герои, и лесные, подводные и горные сказочные пейзажи и царства, сказочные животные и птицы — всё богатство видимого мира получило своё звуковое выражение. Даже звуки природы, будь то плеск волн, шелест весны, кружащиеся снежинки, стучащие по подоконнику капли дождя — все они имеют свои особенные звуки, отличающиеся от звуков живой природы: они тоже, как и всё в сказках, наделены волшебством. Ведь сказки сами по себе очень музыкальны: герои в них и танцуют, и поют, и часто всё это становится частью волшебства, праздников, светлых надежд. А музыка помогает гораздо глубже проникнуть в волшебный, сказочный мир и при помощи необыкновенной красочности вновь и вновь создаёт непередаваемые, чудесные ощущения погружения в неземное воплощение мечты.

И может быть, сказочная музыка оттого так живописна, что она действительно воплощает представления о волшебном, чудесном, что она — мечта человека о прекрасном.

6. Рефлексия. Вопросы

  1. Какими средствами передаётся красочность образа в «Пляске златопёрых и сереброчешуйных рыбок» Н. Римского-Корсакова?

  2. Что, кроме новогоднего волшебства, звучит в музыке П. Чайковского «Щелкунчик»?

Приложение

Из книги: Балетные либретто: краткое изложение содержания балетов

Краткое содержание балета «Щелкунчик»

I действие. 1-я картина. В доме Зильбергауза хозяева и взрослые гости убирают ёлку. Бьют часы, двери открывают, и в зал вбегают восторженные дети. Все любуются огромной сверкающей ёлкой и получают подарки. И взрослые, и дети весело танцуют. Но все ждут особенных подарков крёстного Дроссельмейера, выдумщика и мастера на все руки. Фриц получает кусок пирога, из которого выходит солдат, а Клара — капусту, из её листьев показывается кукла. Однако это не всё. Из кармана крёстный достаёт маленького человечка — Щелкунчика, который может раскалывать орехи. Фриц, шаля, засовывает в рот Щелкунчика такой большой орех, что игрушка ломается. Мальчик, смеясь, бросает её. Дети ссорятся, и  Клара, жалея сломанного уродца, укачивает Щелкунчика и укладывает в игрушечную кровать.

Бал окончен, и все расходятся по домам. Луна освещает комнату. Входит Клара, чтобы покачать Щелкунчика. Часы бьют полночь, и всё преображается. Начинается волшебство. Сова на часах превращается в насмешливого Дроссельмейера, а в ночной тишине вдруг становится слышно, как скребутся мыши. Потом они появляются, и Клара хочет убежать, но от страха забирается в кресло. Неожиданно растёт вверх и вширь ёлка. Оживают куклы и игрушки, а зайчики бьют в барабаны тревогу. Появляются оловянные солдатики, и Щелкунчик, становясь впереди них, отдаёт команды, ведя на битву с мышами. Их вождь, Мышиный король, видя, что солдатики и игрушки одолевают мышей, вступает в единоборство с Щелкунчиком. В этот момент Клара, желая помочь ему, бросает свою туфельку в Мышиного короля. Щелкунчик тяжело ранит своего врага, и все мыши спасаются бегством. И тут совершается главное чудо — Щелкунчик превращается в статного, красивого юношу. Он подходит к Кларе, подаёт ей руку и предлагает отправиться с ним в странствие. Их ждут чудеса.

2-я картина. Клара и Щелкунчик  — на пороге взрослой жизни, открыты для новых впечатлений. Перед ними волшебный зимний лес. Кружит метель, и из её облака возникают живые нежные кружащиеся в ритме вальса снежинки.

II действие. 3-я картина. Странствия Клары и Щелкунчика продолжаются. Он приводит её в фантастический дворец Конфитюренбурга, города мечты детства. Владельцы дворца, фея Драже и принц Коклюш, радостно встречают Клару и Щелкунчика.

Начинается праздник. Перед гостями выступают Шоколад (испанский танец), Кофе (арабский танец), Чай (китайский танец).

Но кульминацией праздника становится танец Клары и Щелкунчика. (С. 170, 171.)

Цели:

  • продолжить изучение темы “Что стало бы с
    литературой, если бы не было музыки”;
  • показать, как музыка, являясь главным героем
    сказки, проявляет свою волшебную силу — помогает
    в тяжелую минуту;
  • через рабочую наглядность (слайд-фильм)
    раскрыть тему урока в увлекательной и доступной
    форме.

Задачи:

  • направить учащихся на осмысление музыкального
    образа в литературе, в частности в сказках;
  • познакомить со скрипкой и выявить ее звуковые
    выразительные и изобразительные возможности;
  • развивать образное восприятие,
    самостоятельность мышления. Умения слышать и
    выделять главное. Через песенный материал
    развивать вокально-хоровые навыки
    выразительного исполнения;
  • воспитывать чувство прекрасного через
    произведения искусства.

Тип урока: урок углубления и
расширения темы.

Методы:

  • организации и осуществления
    учебно-познавательной деятельности:

    • объяснительно-иллюстративный
    • частично-поисковый
    • репродуктивный
  • стимулирования и мотивации
    учебно-познавательной деятельности:

    • метод эмоциональной драматургии
    • создание нравственных переживаний
    • ситуация занимательности
    • прием сопоставления
    • сравнение, анализ, обобщение
  • по источнику информации и характеру
    деятельности:

    • словесные
    • наглядные
    • практические
  • по назначению и дидактическим задачам
    • приобретение знаний
    • формирование умений и навыков
    • применение знаний
    • повторение
  • методы педагогики искусства:
    • побуждение к переживанию в обстановке
      внутреннего эмоционального приятия
      художественного произведения

Форма обучения: фронтальная.

Структура урока:

  • организационный момент;
  • подготовка к изучению нового материала, через
    повторение и актуализацию опорных знаний;
  • сообщение темы и цели урока;
  • ознакомление с новым материалом;
  • осмысление и закрепление связей и отношений в
    объектах изучения;
  • подведение итогов урока;
  • постановка задания на дом.

Музыкальный материал:

Норвежская народная песня “Волшебный смычок”
— работа над выразительностью исполнения

Белорусская народная сказка
“Музыкант-чародей” — слушание

А. Аладов “Мелодия для скрипки” — слушание

Г. Гладков “Песенка друзей” – исполнение

В. Шаинский “В мире много сказок” — слушание
(фрагмент)

И.С. Бах “Street prelude” — слушание

Оборудование: мультимедиапроэктор,
слайд-фильм, проигрыватель, грамзаписи, CD –
записи.

Ход урока

Image46

Оргмомент. Со звонком дети входят в
класс под музыку.

На экране проектора приветствие (слайд №1) “Доброе
утро, юные любители музыки!”

Image47

Учитель: На предыдущих уроках мы увидели,
как много бы потеряла музыка, если бы не было
литературы, и начали разговор о том, важна ли
музыка в литературе. Напомните проблемный
вопрос, на который мы с вами пытались ответить?

Дети: «Что стало бы с литературой, если бы
не было музыки?»

(слайд № 2)

Image48

Учитель: Давайте вспомним, какие
литературные жанры мы знаем, разгадав кроссворд

(слайд № 3)

(1- стих, 2- сказка, 3- басня,

4- рассказ, 5- повесть, 6- роман ,7- миф, 8- легенда)

Учитель: Как вы считаете, какой из
литературных жанров самый музыкальный?

Что было бы со стихами, если бы не было музыки?

Image49

Дети: Стихи, поэзия. Если бы не было музыки,
многие стихи так и не стали бы песнями. А ведь
многие из них писались специально для того, чтобы
стать песней. Народные стихи часто появлялись
вместе с музыкой, т.к. могут существовать только
вместе с музыкой.

Учитель: (слайд № 4) Обратите внимание на
слова неизвестного автора. Давайте подумаем,
почему именно поэзия является самым музыкальным
жанром в литературе, и что роднит её с музыкой?

Дети: Поэзию с музыкой роднит очень многое,
наблюдаются черты сходства — интонация, рифма,
паузы, ритм, темп, динамика, виды развития,
мелодичность фраз.

Image50

Учитель: Отгадайте загадку:

Движенья плавные смычка
Приводит в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поет про ветер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит … (СКРИПКА)

(слайд № 5)

(Информация о создании скрипки и
характеристика её звуковых возможностей, с
прослушиванием музыкальных фрагментов. Источник
— CD «Интерактивный мир»- «Энциклопедия
классической музыки»)

Учитель: Кто и кому отказался продать этот
волшебный инструмент и почему?

Image51

Дети: Старичок отказался продать скрипку
богачу за амбар хлеба. Потому что она была нужна
не только ему одному. В Норвежской песне
говорится о необыкновенной силе музыки, которая
необходима человеку, как и пища. (слайд № 6)

Учитель: Почему песня называется
«Волшебный смычок»?

Какой характер музыкального языка песни?

Найдите кульминацию песни (самый яркий, главный
момент)

Можно назвать песню музыкальной сказкой?

(ребятам предлагается придумать
исполнительский план песни, предусмотрев
солистов, отдельные группы, хор. Далее работа над
выразительностью исполнения).

Изучение нового материала.

Учитель: Не только музыка и поэзия имеют
схожие черты. И не только песнями обогащает
музыка литературу. Музыке и музыкантам
посвящаются целые поэмы, повести и романы. Все
это означает, что музыка не только содружествует
с литературой, но и находиться среди важнейших
тем самой литературы. Часто музыка становиться
главным героем литературных произведений, где
проявляет свою волшебную силу: помогает в
трудную минуту. Пробуждает чувства,
останавливает зло. И уж конечно невозможно
представить себе сказки, в которых бы не звучала
музыка.

Image52

(На фоне звучания песни В.Шаинского «В мире
много сказок» появляется (слайд № 7), на котором
содержится тема урока и припев песни, где
говорится о значимости сказок.)

Учитель: Почему нельзя прожить на свете без
сказок?

Чему учат сказки?

Назовите сказки, в которых звучит музыка.

Image53

Дети: Ответы учащихся.

Учитель: Отправимся на выставку в картинную
галерею (слайд № 8). Сегодня там представлены
живописные произведения из различных сказок
(«Соловей» Г.Х. Андерсен, «Садко»
сказка-былина, «Золушка» Ш. Перро). Назовите,
из каких они сказок и какую роль в них играет
музыка?

Image54

Учитель: Музыка «звучит» во многих
сказках народов мира. Одна из лучших сказок
белорусского народа — «Музыкант — чародей».

(во время слушания сказки, на рабочем слайде
№ 9, появляется название сказки, иллюстрация и
сведения о композиторе, музыка которого звучит в
сказке)

Анализ прослушанного произведения:

Почему сказка названа «Музыкант-чародей»?

Какое место занимает музыка в сказке и какую
роль играет?

Почему музыка в сказке сделала чудо?

Как вы думаете, о чем пела скрипка в последний
раз?

Что было бы, если бы музыкант играл на другом
инструменте?

Что произошло бы со сказкой, если из неё
исключить музыку?

Image55

(слайд № 10)

Учитель: Из какой сказки эти герои, кто
является её автором? («Бременские
музыканты» Братья Гримм)

Какое место в ней занимает музыка и почему?

Какие герои появились после создания
мультфильма? (Трубадур, Принцесса, Король)

Какие песни звучат в мультфильме и кто является
их композитором? (Г. Гладков)

(исполнение песни с инсценировкой)

Итог урока.

Вывод:

Сказка и правда жизни. Сказка и быль.
Необыкновенная сила искусства, воспетая в
литературе, способствовала появлению сказок у
разных народов мира. Во многих сказках музыка
помогает героям, побеждает зло, возвеличивает
добро и справедливость. Музыка в сказках
усиливает эмоциональные переживания героев.
Музыка часто является темой самой литературы.

Домашнее задание.

1 группа — сочинить сказку, в которой музыка
играла бы главную роль.

2 группа — инсценировать эту сказку.

3 группа — подобрать музыку и исполнить её во
время инсценировки сказки.

Учитель: Закончить сегодняшний урок
помогут мне ребята, которые прочитают
стихотворение

Б. Окуджавы «Музыкант», рассказывающее о
волшебной силе музыке и чарующих звуках скрипки,
способной творить с душой человека невозможное.

( читают стихотворение на фоне музыки И.С.
Баха “Street prelude”)

Музыкант играл на скрипке.
Я в глаза его глядел.
Я не то, чтоб любопытствовал —
Я по небу летел.
Я не, чтобы от скуки,
Я надеялся понять,
Как умеют эти руки
Эти звуки извлекать

Из какой-то деревяшки,
Из каких-то грубых жил,
Из какой-то там фантазии,
Которой он служил.
Да еще ведь надо в душу
К нам проникнуть и поджечь…
А чего с ней церемониться,
Чего её беречь?

Счастлив дом, где пенье скрипки
Наставляет нас на путь
И вселяет в нас надежду.
Остальное — как-нибудь.
Счастлив инструмент,
Прижатый к угловатому плечу,
По чему благословенью
Я по небу лечу.

Счастлив тот, чей путь не долог,
Пальцы злы, смычок остер,
Музыкант, соорудивший
Из души моей костер!
А душа (уж это точно),
Ежели обожжена…
Справедливей, милосердней
И праведней она!

Image56

Слайд № 11 – “В добрый путь, юные любители
музыки!”

Учащиеся выходят из класса под музыку.

  • Подобрать материал к сочинению почему маша троекурова отказалась от помощи дубровского
  • Подобрать как пишется правильно
  • Поднять наверх как пишется
  • Подняться наверх как пишется слитно или раздельно
  • Поднять на смех как пишется слитно или раздельно