Подобрать материалы слова выражения для написания сочинения об осени

Правильное определение проблемы в сочинении по егэ или итоговом залог успешного его написания. если сформулировать проблему неправильно, то это

Правильное определение проблемы в сочинении по ЕГЭ (или итоговом) — залог успешного его написания. Если сформулировать проблему неправильно, то это приведет к тому, что комментарии по проблеме будут некорректными, как и формулировка авторской позиции. В этом случае есть риск за содержание сочинения не получить вообще никаких баллов.

Рассказываю, как сформулировать проблему в сочинении грамотно и легко.

Проблема — предмет обсуждения, вопрос, который автор выдвигает для обсуждения.

Определение проблемы является важнейшей частью работы над сочинением, поскольку она определяет ход мыслей и содержание будущего сочинения в целом.

Какие проблемы могут подниматься в тексте:

  • философские;
  • социальные;
  • политические;
  • нравственные;
  • экологические;
  • эстетические и др.

Как я уже писал, формулировка проблемы определяет ход работы над содержанием текста. Эта работа предполагает:

  • запись комментариев проблемы. Каждый комментарий основывается на 2 примерах, взятых из оригинального текста;
  • отражение авторской позиции;
  • обозначение своего отношения к авторской позиции.

Ваша задача — четко и емко сформулировать проблему, к которой можно привести аргументы (примеры-иллюстрации) с указанием их авторства.

Важно понимать, что в оригинальном тексте может быть и чаще всего есть сразу несколько проблем. Для написания сочинения нужно выбрать только одну. Как это сделать — тоже большой вопрос. Прежде всего нужно определить, какой из них уделяется большее внимание.

Есть 4 способа, с помощью которых можно найти и сформулировать проблему. Выбор конкретного способа зависит от стиля речи, места, в котором формулируется проблема в сочинении, а также от самого автора.

Подходит для текстов, написанных художественным и публицистическим стилем.

Если вам дали задачу сформулировать проблему как можно короче, то можно применить следующую схему:

слово «проблема» + имя существительное в родительном падеже (чего?).

Пример:

Чуковский вполне очевидно иллюстрирует проблему нехватки базового образования в области русского языка.

Такой способ тоже довольно распространен. После сформулированной с помощью риторических вопросов проблемы ссылаются на оригинальный текст.

Вот пример:

Что такое красота? Что она значит в современном мире? Этими и другими вопросами задается автор статьи П. А. Зинченко.

Публицистический текст может содержать формулировку проблемы, записанную самим автором.

Чтобы использовать ее в сочинении, можно взять и оформить ее как прямую или косвенную цитату. Еще один способ в рамках цитирования — вводная конструкция.

Примеры:

«Я все реже думаю о том, какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь», — начинает свой текст А. Б. Пупкин (прямая речь).

«А. Б. Пупкин задумывается о том, «какой скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (косвенная речь).

«По словам А. Б. Пупкина, «скоротечной и безрадостной является в целом жизнь» (вводная конструкция).

Если проблема, сформулированная в оригинальном тексте, вас полностью устраивает в том виде, в котором она есть, можно ее не цитировать, а просто указать соответствующие номера предложений.

Пример:

Проблема связи поколений четко обозначена Д. К. Декабристовым в 10 предложении.

Первый способ считается наиболее удобным и часто используемым.

Когда формулируете проблему с помощью первого способа, проверяйте, чтобы в предложении не было несколько существительных в родительном падеже, следующих друг за другом.

Некорректная формулировка проблемы:

В тексте обозначена проблема несоблюдения культуры речи носителей языка.

Такую конструкцию можно заменить риторическими вопросами.

Проблема может быть сформулирована в любом месте текста. Но, исходя из практики и здравого смысла, я бы рекомендовал размещать проблему во введении или в самом начале основной части.

Как правило, введение заканчивают формулировкой проблемы. Это нужно для того, чтобы связать вводную и основную части. Далее, в начале основной части текста, проблему нужно будет прокомментировать.

Чтобы все выглядело логично, последовательно и аккуратно, лучше всего выбрать вариант формулировки проблемы в виде риторических вопросов. Они позволят сконцентрировать внимание читателей на ключевые моменты текста.

Если вы работаете над сложным текстом, такой вариант — то, что нужно.

Пример:

Что лежит в основе борьбы поколений? Можно ли избежать столкновения отцов и детей? Именно эти вопросы задаешь себе во время чтения текста А. Б. Бобылева «Дети и отцы».

Формулировка в виде конструкции «проблема — существительное в родительном падеже» также рабочая.

Пример:

В основе текста А. Б. Бобылева «Дети и отцы» лежит проблема взаимоотношения отцов и детей.

Также подойдет цитирование.

Пример:

«А. Б. Бобылев показал всю остроту взаимоотношений разных поколений» — пишет К. И. Чуковский.

В основной части проблема располагается непосредственно перед ее же комментарием.

Располагать проблему в начале основной части удобно, так как потом можно сразу комментировать. Это продемонстрирует читателям, что умеете читать и анализировать текст.

Пример:

Говоря об отношениях отцов и детей, автор в своем тексте затрагивает проблему доверия и разницы в восприятии жизни. Об этом свидетельствует тот факт, что старший сын рассказал о своем поступке не отцу, а совершенно постороннему человеку.

Помимо способа обозначения проблемы в виде конструкции «проблема + существительное в родительном падеже», можно использовать любой другой способ.

Комментарий представляет собой пояснительное замечание или рассуждения по поводу обозначенной в тексте проблемы.

К комментарию предъявляются следующие требования:

  • он должен быть написан на основе прочитанного текста;
  • он должен отражать последовательность авторской мысли;
  • он должен связывать проблему и авторскую позицию.

Исходя из этих требований, можно обозначить, чего делать не стоит при написании комментария:

  • комментировать, не основываясь на исходный текст;
  • просто пересказывать прочитанный текст. Чтобы этого избежать, нужно обобщать и указывать, что именно делает автор (делает акцент, подчеркивает и др);
  • приводить в качестве цитат чересчур большие фрагменты текста.

Что помогает раскрывать проблему:

  • личный опыт и наблюдения;
  • факты, взятые из истории;
  • пословицы, поговорки, афоризмы;
  • высказывания авторитетных людей;
  • статистика;
  • источники литературы.

Вот как может выглядеть комментарий:

как выглядит комментарий в сочинении

Для формулирования проблемы проще всего использовать устоявшиеся речевые конструкции.

Вот некоторые из них:

типичные речевые конструкции в сочинении

Обратите внимание, что все и сразу использовать не стоит: это может привести к загромождению вашего сочинения. К тому же, читатели могут подумать, что ваше сочинение — просто набор шаблонных фраз.

3 простых правила работы с шаблонами:

  1. Если у вас есть список шаблонных конструкций, посмотрите внимательно, какие из них больше подходят для вашей темы.
  2. Конструкции можно изменять, разбавляя их исходным текстом. Но важно убедиться, что нет нарушений в формах слов, требований грамматики и культуры речи.
  3. Продумайте переходы от мысли к мысли. Все должно быть логично и последовательно. В итоге должно получится одно целое.

Надеюсь, эти советы и рекомендации помогут вам справиться с сочинением по ЕГЭ в 2021 году.

Многомудрый Литрекон знает, что для успешного завершения череды экзаменов необходимо знать те шаблоны, по которым обычно гоняют выпускников. Вы можете быть не самым умным учеником, но сдать лучше отличника, если сумеете понять, что от Вас требуется на практике. Так, чтобы написать сочинение на ЕГЭ по обществознанию на максимум, необходимо изучить структуру эссе и писать работу строго по плану. Только так Вы не запутаетесь в собственных мыслях и раскроете тему так, как нужно. Ниже Вы увидите структуру сочинения на ЕГЭ по обществознанию и описание каждого пункта.

Раскрытие проблемы и обоснование идеи автора

В первом абзаце необходимо сформулировать основную идею автора и обосновать ее. Желательно уже здесь употребить термины по теме, значение которых Вам хорошо известно. Этот абзац состоит их 3-4 предложений и демонстрирует то, как Вы поняли главную мысль цитаты. Важно использовать в этой части вводные слова и выражения.

Приведем пример. Итак, мы пишем сочинение ЕГЭ: «Свобода — это, в первую очередь, не привилегии, а обязанности». Вот наше вступление:

Французский философ-экзистенциалист Альбер Камю в своем изречении говорит о том, что свобода – это, в первую очередь, не привилегия, а обязанность. Смысл выбранной мной цитаты заключается в том, что свобода подразумевает ответственность за свои поступки и заканчивается там, где начинается свобода другого человека. Более того, чем свободнее личность, тем больше на ней лежит обязательств по отношению к обществу, государству и семье.

Итак, что мы написали? Мы употребили такие термины, как «личность», «общество», «государство», «философ-экзистенциалист» и т.д. Мы дали развернутое определение главной мысли автора. Что же дальше?

Теоретическая аргументация

Это самая сложная часть эссе. Все мы можем понять, о чем говорится в цитатах, но далеко не каждый зубрил определения из учебников на сон грядущий. Поэтому перед тем, как выбрать тему на ЕГЭ, выпишите на черновик те термины, которые Вы знаете и которые соответствуют теме. Чем больше наберете, тем лучше эта тема Вам подходит. 

В данной части нужно не только перечислить термины, но и сделать логический мостик, ведущий к ним. Лучше всего сказать об актуальности темы и Вашем отношение к ней.

Я полностью согласна с высказыванием автора: выбирая свой путь самостоятельно, человек принимает на себя бремя ответственности за последствия каждого своего шага. Считаю проблему свободы крайне актуальной, так как реализация прав человека возможна только в условиях настоящей свободы. Но что это такое? Приведу несколько теоретических обоснований. Свобода — самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой. Но что будет, если личность распорядится чужими жизнями? Данное действие выходит за рамки данного определения и попадает под другое — вседозволенность, что означает отсутствие каких-либо общепринятых норм. Но Всеобщая декларация прав человека ясно дает понять, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание прав других. Значит, свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого. Вот поэтому мерилом свободы считается ответственность — характер взаимоотношений между личностью и обществом с точки зрения осуществления взаимных требований, обеспечивающих гармоничное сосуществование людей.

Чтобы удовлетворить любопытство проверяющих, мы перечислили несколько терминов: свобода, вседозволенность, ответственность. Мы также упомянули ссылку на документ — Всеобщую декларацию прав человека. Вот так мы обосновали справедливость высказыванию Камю.

Фактическая аргументация

«Аргументы и факты» — это не название газеты, а содержание данного абзаца. Вы должны привести хотя бы два примера из разных источников. Какие источники мы имеем в виду?

  1. Аргументы из современной жизни. Их можно черпать из СМИ, социологических опросов и т.д. Важно упомянуть реальные факты и детали, необходимые для понимания взаимосвязи темы и факта.
  2. Аргументы из истории. Тут все понятно: важно не путать даты, имена и события. Не уверены — не беритесь.
  3. Аргументы из личного опыта. Сюда же относим книги и фильмы. Здесь важно не растечься мыслью по древу и аргументировать связь описываемого материала и темы.

Каждый аргумент нужно определить в отдельный абзац, чтобы проверяющему было проще пробежаться по эссе и его одобрить.

Итак, приведем примеры:

Говоря об истинной сущности свободы, приведу пример из истории. В 1649 году в России появилось крепостное право: многие люди стали рабами своих хозяев. Казалось бы, помещики были свободны делать с ними все, что пожелают. Но вместе с новыми правами у них появилось больше обязанностей, чем свобод. За каждого крепостного барин платил налог, каждого человека ему нужно было обеспечить жильем, одеждой, едой. Помещик нередко организовывал браки, разрешал споры, выслушивал жалобы. Если он этого не делал, хозяйство разорялось. В отношения барина и крепостного были не только финансовые регуляторы, но и государственные. Вспомним резонансное дело против помещицы Дарьи Салтыковой. В июне 1762 года императрица Екатерина Вторая получила жалобу от крестьян, который обвиняли барыню в расправе над крепостными девушками. Жертв было больше сотни! Спустя три года следствия Салтыкова получила суровое наказание — пожизненное заключение в темнице. Этот пример доказывает, что исключительная свобода помещиков в распоряжении крестьянами была не столько привилегией, сколько обязанностью, ведь они были вынуждены взять на себя полную ответственность за их жизнь.

Итак, в этом примере мы упомянули даты, имена и фамилии действующих лиц, исторические факты. Завершили все это мы микровыводом, связывающим пример с темой.

Рассмотрим пример из современной жизни: 

Второй аргумент – из нашего времени. В современном демократическом государстве человек имеет права и свободы. Например, каждый может высказать свое мнение, имеет свободу выбора и вероисповедания. Он волен распоряжаться своей судьбой, как ему хочется, но не нарушая прав и свобод других людей. Если мы подробнее проанализируем свободы личности, то поймем, что каждая из них подразумевает, прежде всего, обязанность, а не привилегию. Например, политические права граждан в нашей стране выражаются в участии в выборах. Мы имеем право выбрать того кандидата, которого хотим. Но ведь мы же и несем ответственность за будущее страны. На нас и возложена обязанность разбираться политических программах и оценивать того или иного кандидата. В данном случае свободный выбор требует от нас вполне конкретных действий, усилий и даже ограничений, ведь не можем же мы голосовать, не разобравшись в ситуации и не потратив время на ее анализ. Этот пример подтверждает, что свобода — это столько привилегия, сколько обязанность.

Вывод

Это последний абзац, в котором Вы лишь обобщаете выше сказанное и завершаете свою мысль. Его не нужно делать большим, хоть объем сочинения на ЕГЭ по обществознанию и не ограничен. Лучше не обременять проверяющих излишками информации. Здесь важно перефразировать цитату и натыкать еще вводных слов.  

Таким образом, автор абсолютно прав, говоря о том, что свобода – это, в первую очередь, не привилегии, а определённые обязанности по отношению к окружающим, ведь границы границы свободы всегда заканчиваются там, где начинается свобода других людей.

Как видите, структура сочинения на ЕГЭ по обществознанию не очень-то сложная. Ни пуха, ни пера на экзамене!

Автор: Наталья Еремеева

В конце февраля передохнем от холода…  Звучит двусмысленно. 29 ноября новорождённая или новоро́жденная (вспомним, пройдя небольшой тест) буква «ё» празднует свой день рождения. Нужна ли она в русском алфавите? Ведь на письме мы легко обходимся без нее. А споры на этот счет не утихают. Например, как вы прочитали первое предложение – с «ё» или без нее? Всегда ли можно обойтись без ловкой буквы? Что делать, если буква «ё» есть в имени или фамилии? Сетевое издание «Учительская газета» и «Грамотатор» вместе со своими читателями разберутся в этом спорном вопросе.

Подобрать материалы слова выражения для написания сочинения об осени

О хитрой и загадочной букве «ё» мы писали не раз. Как она появилась на свет и долго скиталась, пока не нашла свое место в алфавите, подробно рассказывается в материалах «Расставим точки над Ё» и «Ё-мое».

Мы освещали и ситуацию, когда буква «ё» есть в имени или фамилии, но вот в документах она превратилась в «е».

Если наши читатели хотят проверить свои знания – в каких словах буква «ё» нужна, а в каких мы употребляем ее неверно, можно пройти небольшой тест (пройти тест можно в «Расставим точки над ё» или по ссылке, если тест отображается некорректно).

Справились с заданиями? Предлагаем закрепить свои знания и повторить правильное произношение слов с «ё» и без нее вместе с нами.

Ненужная буква «ё»

Как вы прочитали строки о «передохнем от холода»? А что делать с предложением: берет маркер берет и садится на галеру…

Набор слов, бессмыслица? Давайте посмотрим. Прочитать можно по-разному. Например, «бере́т садится на корабль (галеру) с ма́ркером». Действительно, ерунда. Как берет может садиться на корабль?

Попробуем еще раз: ма́ркер берёт бере́т? А, может, и садится-то на галёру?

Опять не сходится. Теперь маркер никак не сможет взять берет. Выходит, что и впрямь бессмыслица? А вот и нет! Мы имели в виду, что «берёт маркёр берет и садится на галеру».

Ну и как разобраться без буквы «ё»? А вот еще (или ещё?): «Василий радостно сказал: «Все поем!» О чем он? Спрашивает: всё поем? Или все поём? А, возможно, всё поём?

Вспомним еще падеж, мел, отсек и осел. Что первое пришло на ум? Падеж (в словах) и падёж (скота), мел и мёл (улицу), отсек и отсёк, осел и осёл!

Нужна буква «ё» или нет? Какого мнения придерживаются наши читатели? Напишите об этом в комментариях, зарегистрировавшись на сайте сетевого издания «Учительская газета».

А мы разберем слова, в которых очень часто опускается «ё» и сдвигается ударение. В результате произносят их неверно.

Включённый

Уже не раз рассматривали мы слово «включить» и производные от него. Вот и «включённый» здесь  Произносится он с «ё», как и включён. Никаких вклю́ченный и вклю́чен.

Дом ярко освещённый,

Здесь свет везде включённый.

Заключённый

Очень распространенная ошибка – заклю́ченный. Слышали мы даже версию, что договор заклю́чен/заклю́ченный, а человек под стражу – заключён/заключённый.

Однако букве «ё» неважно, о ком или о чем речь: «заключён» – единственно верный вариант. И брак заключён, и договор, и преступник под стражу.

На товар уценённый

Договор заключённый.

Оговорённый

Оговорённым может быть человек. А могут и условия договора. Здесь, как и в предыдущем случае, многие считают, что о человеке, которого оговорили, верно – оговорённый, а об условиях – огово́ренные. Это не так – во всех случаях с буквой «ё» и с ударением на нее же. Так же и со словом приговорённый. 

Дом на части разделённый,

Их размер оговорённый.

Осуждённый

Именно так. А не осу́жденный. Откуда пошло такое произношение? Может, сбивает с толку корень и «проверочное» суд. А, возможно, это профессиональный сленг сотрудников правоохранительных органов – они нередко говорят «осу́жденный». А к нему еще и дело возбу́ждено или возбу́жденное. А правильно только возбуждённое.

Манёвренный

Зачастую говорят мане́вренный! Откуда взялось такое произношение? Возможно, с давних времен, когда существовали мане́вры, а не манёвры. В настоящее время Орфоэпический словарь под редакцией Р. И. Аванесова дает как допустимое «маневр», но с пометкой «устаревшее». Да и слуху привычнее «манёвр». А отсюда и запомнить легко – манёвр-манёвренный.

Заворожённый

«Я заворо́жен», «Смотрел, как заворо́женный». Но нет! Смотреть можно только заворожённо и быть заворожённым.

На замок, в море отражённый,

Смотрел я как заворожённый.

Посеребрённый

По какой-то причине и кустарник инеем посере́бренный, и кольцо, и другие вещи, связанные с серебром. Однако все, что покрыто слоем этого металла (даже в переносном значении, как в случае с инеем), является посеребрённым.

Опытом умудрённый –

Сединой посеребрённый

Углублённый

Кто-то помнит, что в середине-конце 80-х годов прошлого века с экранов телевизоров часто можно было услышать: углу́бить или углу́бленный. Возможно, проверяют словом «глубь», поэтому выходит путаница. Но правильно только углублённый.

Скабрёзный

Часто превращается в «скабрезный». Скабрёзный же многим режет слух. А ведь правильно именно через «ё».

Человек он несерьёзный,

Анекдот рассказал скабрёзный.

Новорождённый

Ах, как же часто можно услышать «новоро́жденный»! Но наши читатели уже прошли тест и твердо знают, что правильно только «новорождённый». Новый и рождён – все просто!

На свет произведённый

Малыш новорождённый.

Не ровён час

Это устойчивое словосочетание многие произносят через «е». А час все-таки не ровён!

Чёрно-бурый

Да и не только чёрно-бурый, но и чёрно-белый и все сложные слова с «чёрно» произносятся с «ё». Здесь тоже все просто: вспоминаем название цвета – чёрный – и не ошибаемся.

Забытьё

Именно так оно произносится. А распространенный вариант «забытье» словари отмечают как неправильный.

В ванне пенной про мытьё

Я забыл, впав в забытьё.

Остриё

Здесь есть хитрость: «ё» произносится только в именительном падеже. В винительном и предложном «ё» превращается в «е».

Жёлоб

Да-да! А не желоб, как часто говорят. Однако надо помнить, что маленький – желобок.

Свёкла

С детства слышим это слово. А  правильное произношение запомнили не все. И порой свёкла превращается в свеклу́. Нормам русского языка это не соответствует. А вот производные от «свёклы», напротив, произносятся через «е»: свекольный, свеклорезка, свекловодческий.

Вот уж и земля намокла,

Осень – собираем свёклу.

Вёшенки

Это грибы, которые называют и ве́шенки, и веше́нки, и вешенки́. Проблема в том, что многие словари грибы эти пока не фиксируют. Но там, где слово есть, указан единственно верный вариант – вёшенки.

Устали наши ноженьки,

Мы собирали вёшенки.

Подоплёка

Изначально так называли подкладку мужской крестьянской рубашки – от плеч до половины груди (спереди) и половины спины  (сзади). Сейчас а данном значении слово употребляется, наверное, только в книгах. Но есть и переносное значение – скрытый смысл какого-либо явления. Его-то употребляют часто и так же часто через «е» – подопле́ка. Однако такой вариант произношения словари не фиксируют – только подоплёка.

А теперь рассмотрим слова, которые безосновательно, но очень часто, наоборот, произносят с «ё».

Гренаде́р

Это солдат или офицер высокого роста в пехотных или кавалерийских частях некоторых армий. Нашему слуху привычнее гренадёр. Однако словари единогласно указывают вариант с «ё» как неверный. Только гренаде́р.

А, может, тогда и мушкетер? Было и так. Когда-то произносили именно мушкете́р. Но со временем мушкетёр такое произношение вытеснил.

Вполне возможно, и гренадёр в скором времени подвинет гренаде́ра. Но пока правильно произносить без «ё».

Афе́ра

И почему многие так любят употреблять слово «афёра». Ведь даже «аферист» намекает, что говорить надо с «е». А уж словари просто кричат, что «афёра» не соответствует нормам русской речи – только афе́ра.

Опе́ка

Еще одно слово, где «ё» пытается занять не свое место. Как и в предыдущем случае – говорить опёка неправильно. Ну а, чтобы запомнить, вспомним слово «опекун».

Многоже́нец

Тут посложнее. Вроде много у этого человека жён, логично же, что он многожёнец (как было с новорождённым). А нет – жён много, а сам он без «е». Но в слове «многожёнство» буква «ё» место себе всё-таки отвоевала.

Гололе́дица

Именно через «е». С гололёдом не путаем. Явления, слова и произношение разные. Гололёд – это ровный, очень скользкий лёд – осадки, которые не успели растаять и легли ледяной коркой, а не снегом или дождем.

А гололедица наступает в результате резкого похолодания. Вчера шел дождь – сегодня мороз, а на дороге гололе́дица с буквой «е».

Житие́

Сразу продолжим словами из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»: «…мое́». Так и запомним «житие́ мое́». Кто-то вспомнит сказки и скажет, что там упоминается житьё-бытьё». Этот вариант «сказочный», устойчивое словосочетание. Только в таком виде допустимо употребление с «ё». В остальных случаях правильно именно житие, как, впрочем, и бытие́.

Здесь, правда, возможны варианты: бытие как философский термин с «ё» произносить не рекомендуется, а вот как жизнь, существование – возможно и бытиё.

Гру́шевый

Помните песню Ю.Антонова про улицы «вишнёвые, грушёвые..»? Ошибочка вышла! Запомним, что «грушёвые» неверно. Заодно и в написании не ошибемся – грушо́вый тоже неправильно. А гру́шевый через «ё» или «о» написать будет сложно.

Осе́длый

Не осёдлый! Буква «ё» и здесь норовит проникнуть в речь. Но тот, кто проживает на одном месте, осе́л в той или иной местности, ведёт осе́длый образ жизни. Вспоминайте слово «седло» и не ошибетесь.

А напоследок очень спорное слово.

Жёлчь-желчь

Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение (под редакцией И.Л. Резниченко, 2003 года) приводит оба варианта. Причем желчь стоит на первом месте как предпочтительная форма.

Русское словесное ударение М.В. Зарвы (2001 года) предлагает только жёлчь, а Орфоэпический словарь русского языка: произношение, ударение, грамматические формы (под редакцией Р.И. Аванесова, 1987 года) форму «желчь» дает как допустимую. Основной же является – жёлчь. В Словаре трудностей русского языка под редакцией Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой, наоборот – желчь – основной вариант, а жёлчь – допустимый.

И как же быть? Выбор за вами, дорогие читатели. И желчь, и жёлчь соответствуют нормам русского языка.

И все-таки. Вернёмся к началу статьи. Как же прочитать –

Передохнем или передохнём?

Тут можно вспомнить известную строчку из стихотворения Д. Бедного «Передохнем все мы вскоре!…»

Из-за своей двусмысленности эта фраза стала фольклором. А в продолжение приведем пример Татьяны Гартман из книги «Речь как меч» (именно он и лег в основу нашего заголовка): в одной из газет было написано: «в конце февраля мы все передохнем от холода!». Что? Какой ужас! Что нас ждет? И только после прочтения статьи стало понятно, что от холода все-таки передохнём. Ох, гора с плеч.

Наверняка наши читатели не раз встречали в многочисленных интернет-источниках фразу: «При этаком-то государе мы все передохнем».

Авторство ее приписывают А.Толстому. Якобы есть она в романе «Петр Первый».

Отметим, что ни героя, произносящего эти слова, ни страницу мы ни разу не обнаружили. Но ссылаются везде и всегда. Очень уверенно!

И захотелось нам найти эту цитату, так, чтобы была она и со ссылкой на страницу и с информацией о произнесшем ее герое. Однако здесь потерпели мы неудачу. И что интересно! В процессе поиска встретилась нам книга Валерия Василева «Истоки русского слова. Очерки о русском слове». Автор приводит все ту же фразу про «государя и передохнем», только ссылается уже не на А.Толстого, а на … Н.Карамзина и его известное произведение. Какое? А это, похоже, стимул перекопать все сочинения Карамзина. Название осталось тайной.

Мы пришли к выводу, что нет такой цитаты. Ни у А.Толстого, ни у Н.Карамзина, ни у кого-то другого из известных писателей. Является она вымыслом, хорошим примером важности употребления буквы «ё». А авторство известного писателя придает ему больший вес.

Но если наши читатели знают, в каком произведении и у кого из авторов есть данная фраза, то они, надеемся, поделятся с нами информацией. А от холода мы все-таки передохнём!

Интересные факты, касающиеся буквы «ё» можно, узнать в наших материалах.

Как видим, обойтись без буквы «ё» можно не всегда. Особенно сложно понять смысл вне контекста. Зарегистрировавшись на сайте сетевого издания «Учительская газета» , читатели могут поделиться своим отношением к букве «ё», мнением о ее месте в русском алфавите, нужности в речи и на письме.

Алёхина А. В.

МБОУ «Морская кадетская школа им. адмирала Котова П. Г.», г. Северодвинск,

Учитель русского языка и литературы

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме

 «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)»

Тип урока: мини-проект создания текста на основе концептуального анализа слова

Тип урока по ФГОС – комплексное применение знаний и умений.

Цель урока: воспитание этического восприятия, нравственной активности, познавательной самостоятельности через организацию разных видов деятельности.

Планируемые результаты:

Предметные – определяют типы речи и доказывают принадлежность текстов к данному типу, создают собственный текст, используя материалы и свой жизненный и читательский опыт, комментируют орфограммы, используют навыки правописания при написании сочинения.

Метапредметные:

— Личностные – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и «незнания», самоопределяются в жизненных ценностях, осознают важность человеческих отношений, понимают ценность дружбы.

— Познавательные – комплексно применяют полученные знания о типах речи и умения воспринимать и понимать смысл текста, извлекают из текста личный смысл, осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме, читают и слушают, делают обобщение и выводы.

— Регулятивные – реализуют учебную задачу, планируют учебные действия, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе учета характера сделанных ошибок, умеют оценивать правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

— Коммуникативные – умеют формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, понимают и согласуют свои интересы для совместной деятельности.

Ход урока.

1 этап – организационный.

Слово учителя:

-Что ж, проверьте-ка, друзья. Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Ручки, головы, тетрадки?

Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать только лишь оценку- 5!

Народная мудрость предлагает варианты — фразеологизмы: шевелить мозгами, хлопать ушами (ловить ворон), слушать в пол-уха.

Инструктаж: на листах имя, работаем в таблице, самооценка в течение урока в табличках. Поехали!

2 этап Проверка дз (упр.52, задание 5) и актуализация знаний о типах речи.

Учебник (Параграф 6, стр. 29-33)

  • Прочитайте тексты, определите тип речи и стиль каждого. Приведите доказательства.

Что же есть настоящая дружба?

Исти…ая дружба проламывает одиночество, преодолевает его и освобождает человека к живой и творческой любви. Люди без сердца и духа неспособны к дружбе: их холодные «союзы» всегда остаются условными и полупредательскими.

Самый слабый луч благожелательства, сострадания, бережного и чуткого отношения человека к человеку содержит уже зерно исти…ой дружбы (по И. А. Ильину)

Рассуждение (почему?), стиль – публицистический – автор убеждает нас в своей позиция, ярко выраженная авторская позиция – настоящая дружба, оценка действительности, эмоционально окрашенные слов.

— Санька, постой! Не уходи-и-и! — завопил я и попытался шагать. Бабушка поддерживала меня и уже робко, жалостливо уговаривала:

— Ну, куда пойдешь-то? Куда?

— Пойду-у-у! Давай рубаху! Шапку давай!..

Вид мой поверг и Саньку в удручение. Он помялся, помялся, потоптался, потоптался и скинул с себя новую коричневую телогрейку, выданную ему дядей Левонтием по случаю фотографирования.

— Ладно! — решительно сказал Санька. — Ладно! — еще решительней повторил он. — Раз так, я тоже не пойду! Все! (В. П. Астафьев)

Повествование (почему?), стиль – художественный – автор изображает картину жизни, авторская позиция выражена через оценочные слова. В репликах присутствует разговорный стиль.

Вот и сегодня Ёжик сказал Медвежонку:

— Как всё-таки хорошо, что мы друг у друга есть!

Медвежонок кивнул.

— Ты только представь себе: меня нет, ты сидишь один и поговорить не с кем.

— А ты где?

— А меня нет.

— Так не бывает, — сказал Медвежонок.

— Я тоже так думаю, — сказал Ёжик. — Но вдруг вот — меня совсем нет. Ты один. Ну что ты будешь делать?..

— Переверну все вверх дном, и ты отыщешься!

— Нет меня, нигде нет!!!

— Тогда, тогда… Тогда я выбегу в поле, — сказал Медвежонок. — И закричу: «Ё-ё-ё-жи-и-и–к!», и ты услышишь и закричишь: «Медвежоно-о-о–ок!..» Вот.

— Нет, — сказал Ёжик. — Меня ни капельки нет. Понимаешь?

— Что ты ко мне пристал? — рассердился Медвежонок. — Если тебя нет, то и меня нет. Понял?.. (С. Козлов)

Рассуждение (почему?), стиль – художественный – автор изображает картину жизни, авторская позиция выражена через оценочные слова. Диалог — разговорный стиль.

— Отношения героев можно определить словом, которое спрятано в загадке: пополам — печали, беды, счастье, радость и победы. (Дружба)

Какие фразеологизмы характеризует отношения героев 2-го и 3-го отрывка? Не разлей вода (есть помета простор.  неразлучно, очень дружно), рука об руку.

  • Слово —  ДРУЖБА. 

2. Ассоциативно – интуитивный этап

  • Мотивация к учебной деятельности и целеполагание 

В центре нашего внимания сегодня ключевое СЛОВО — ДРУЖБА

  • Напишите свои ассоциации  к слову (тепло, верность, искренность, доверие), чтение. (Ассоциативно-смысловое поле) Как Вы представляете себе это слово? В подборе слов ваше отношение. Обратить внимание, что не все отношения – дружба.

 История слова. Этимологическая справка:

  Производное от слова «друг», древнерусское слово, фиксируемое в ХI веке в значении «товарищи«, «спутник». Отсюда «дружъба» — товарищество, дружить – соединяться, составлять товарищество, компанию.

  • Современное значение слова  шире того значения, которое существовало  в Древней Руси. Цель нашего урока – создать словарный портрет слова.

Какие задачи  вы поставите перед собой, исходя из цели урока? 

  • 1.ЗНАТЬ, УМЕТЬ   …
  • 2. ОТОБРАТЬ …
  • 3.ОБЪЯСНИТЬ…
  • 4. ИСПОЛЬЗОВАТЬ В…
  • 5.ОЦЕНИТЬ собств. деятельность, одноклассников, корректировать

Перед Вами таблицы с алгоритмом построения текста сочинения на тему, связанную с объяснением значения  слова, это задание Вы будете (как 1 из трех вариантов) выполнять на экзамене.

3. Этап словарного воплощения концепта (моделирование словарного портрета концепта)

Давайте определим, какие пути решения можно предложить для решения проблемы.

  • Работа в парах:
  1. – подбор синонимов, оценочных слов
  2. – Пословицы доносят до нас представление наших предков о слове – дружба. Выберите ту пословицу, которая близка вашему пониманию этого слова.
  3. – высказывание, объяснение – о каких отношениях идет речь?

Составление (заполнение) таблицы

ассоциация

Этимологическая справка

Пословица, поговорка

загадка

Фразеологизм

синонимы

— это

высказывание

Оценочные слова

Заслушивание. (вариант)

Честность

Доверие

Равноправие

Бескорыстность

Искренность

Сочувствие

поддержка

Производное от слова «друг», древнерусское слово, фиксируемое в ХI веке в значении «товарищи«, «спутник». Отсюда «дружъба» — товарищество, дружить – соединяться, составлять товарищество, компанию.

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Друг познается в беде.

Дружбой друг друга не обидишь, а защитишь.

Дружба да братство дороже всякого богатства.

Товарищество, братство

ДРУЖБА

Не разлей вода

Рука об руку

Истинная

Крепкая

Настоящая

Верная

Искренняя

Честная

— ЭТО ОТНОШЕНИЯ…(близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов – Ожегов С.)

отношения, основанные на принципах доверия, откровенности, привязанности, общности интересов, разделения одних и тех же ценностей. Проявление дружбы – внутренняя близость и взаимная симпатия.

Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное (Платон)

Искренность отношений, правда в общении – вот дружба. (А. Суворов)

Перед нами идеальная модель лучших отношений людей. А в жизни? Всегда ли так безупречно выстраиваются отношения между друзьями?  Если есть понимание – мир.

-Все ли сочетания слов соответствуют вашему пониманию дружбы?

 -Выберите из данного текста те выражения, которые, на ваш взгляд, характеризуют истинную дружбу. Вставьте пропущенные буквы.

Самоотверже…ость и бе…корыстие, глубина и искре…ость, общ…ность жизне…ых интересов, к..варная лесть, пр..творное сла..коречие, высокая нравстве..ая требовательность, холодный пр..гматизм, г..рячее сердце, пр..модушие и (не)рушимая верность, духовное ро…ство, вн..мание и чу…кость,мелоч..ный эгоизм, ш..роко открытая душа, душевная ч..рствость и безразличие, полное д…верие, лучистый взгляд, чес…ность и открытость, прочность, провере…ая временем, ра…четливые поступки.

Прочитайте получившееся высказывание:

У дружбы_______сердце,_________взгляд,________душа. Подлинная дружба всегда основана на_______.  В настоящей дружбе нет места ни_______, ни__________..

  1. Этап индивидуального  смыслотворчества

Составление синквейна

Синквейн:

это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней ( что автор думает о теме?).

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Варианты:

Дружба

Искренняя, несокрушимая

Помогать, поддерживать, радоваться

Верный друг лучше сотни слуг

Доверие

Дружба

Чистая, искренняя

Помогать, радоваться, верить

Друг познается в беде

Поддержка

Дружба

Преданная, бескорыстная

Поддерживает, выручает, дарит

Дружба крепка заботой и подмогой

Помощь

Дружба

Крепкая, настоящая

Доверять, помогать, радоваться

Человека делает счастливее

Душа

Дружба

Верная, искренняя

Радоваться, понимать, помогать

Делает человека лучше

Сердце

Дружба

Верный, заботливый

Помочь, выслушать, поддержать

Настоящая дружба – одна из самых важных ценностей для человека

Взаимность

Дружба

Верная, лучистая

Поддержит, защитит, не предаст

Огонь не сжигающий, а согревающий

Помощь

Дружба

Искренняя, преданная

Помогать, радовать, поднимать настроение

Не разлей вода

Взаимность

Дружба

Честная, бескорыстная

Понимать, помогать, сохранять

Человек без дружбы, что дерево без корня

Верность

Готовясь к написанию сочинения части 15.3, вспомним композицию рассуждения

Напишите часть сочинения, связанную с толкованием слова.

Заслушать.

(Варианты)

— По моему мнению. Дружба – это крепкая связь между людьми, соединенная нитями доверия. Понимания. Друзья — это родственные души. Дружба – это искренние,  бескорыстные, верные, проверенные временем и поступками  отношения. Друг поможет и спасет тебя, когда трудно, согреет своей улыбкой, будет радоваться с тобой.

-Что такое дружба? По моему мнению, дружба – это искренние отношения между близкими людьми. Дружба должна быть преданной и настоящей. Это взаимопомощь, бескорыстие, в некоторых случаях взаимопонимание и бескорыстие.  Друзья всегда придут на помощь в трудную минуту и ,если случилось какое-то несчастье, поддержат .

— Я считаю, что дружба – это доверительные отношения между людьми. Это общие интересы и увлечения. Дружба должна быть искренняя, крепкая. Настоящий друг не подведет в трудную минуту и не попросит что-то взамен. Друг познается в беде. Он поймет, простит и примет тебя таким, какой ты есть.

 (Домашнее задание)

— Написать сочинение, по заданию 15.3 (пример из жизни, вывод)

6 этап (Рефлексия)

Оцените свою работу на сегодняшнем уроке и работу одноклассников.  Над чем стоит поработать, свою степень самостоятельности и активности.

Подведение итогов работы на табличках — опрос.

Доволен своей работой

Много вопросов, трудно

сочинение

самостоятельность

активность

Может   быть поднята рука:

— Кому на уроке сегодня было трудно, кто был активен?

—  Кто поставил себе отлично за активность.

— Над чем предстоит работать?

— Где применим знания?

-Хочется пожелать Вам, чтобы у каждого из вас обязательно были настоящие друзья.

  • Подкашливает или покашливает как правильно пишется
  • Поднимит или поднимет как пишется
  • Подножия или подножья как правильно пишется
  • Подлинная рукопись как пишется
  • Подготовьте электронную презентацию иллюстрации к сказке погорельского черная курица или подземные