Подобрать как пишется правильно

Неслучайно русский язык называют довольно сложным. что уж говорить, даже для нас, носителей, правильное написание некоторых слов является неразрешимой задачей.

Неслучайно русский язык называют довольно сложным. Что уж говорить, даже для нас, носителей, правильное написание некоторых слов является неразрешимой задачей. Между тем, задачи быть грамотным человеком никто не отменял. Давайте познакомимся с некоторыми действительно сложными словами, узнав их правильное написание.

Как поставить ударение в словах на iPhone, Android, Windows и Mac

♥ ПО ТЕМЕ: Янни или Лорл? Это невероятно, но люди слышат это слово по-разному. Что слышите Вы?

Трафик или траффик

Само это слово имеет английское происхождение. Там traffic обозначает «движение» или «транспорт» и пишется как раз с двойной гласной посередине. Но часто так бывает, что при заимствовании подобных слов из другого языка в русский парная буква теряется. Именно такую картину и можно наблюдать с «трафиком». В середине слова осталась только одна буква «ф».

♥ ПО ТЕМЕ: Как появилось слово Спам (Spam): удивительная история происхождения термина.

Будущий или будующий

Произнося это слово, так и хочется протянуть его за счет буквы «ю. Да и слово «следующий» кажется прямым аналогом и доказательством правильного размещения «ю» в слове. На самом деле в нем легко выделить корень «буд» и суффикс «ущ». Дополнительной букве там неоткуда появиться. Но если правильное написание слова все еще кажется сложным, попробуйте запомнить синоним «грядущий». Едва ли у кого-то поднимется рука написать «грядующий».

♥ПО ТЕМЕ: Как поставить ударение в словах на iPhone, Android, Windows и Mac.

Офлайн или оффлайн

Это слово, как и похожие на него внешне «офсайд» и «офшор», тоже потеряло удвоенную согласную при миграции в наш язык из английского. Как мы уже говорили – такая картина достаточно обычная для заимствований. Интересно, что путаница возникает как с написанием слова с удвоенной ф – «оффлайн» (это можно еще объяснить сопоставлением с оригинальным английским словом), так и с использованием дефиса – оф-лайн. Но это уже крайне странно, ведь в таком виде оно не употребляется даже в английском языке.

♥ ПО ТЕМЕ: Как правильно ставить ударение во множественном числе некоторых слов: 30 распространенных вариантов.

Полощи или полоскай

Как ни странно, но некоторые люди употребляют это слово в форме «полоскай». Такая неграмотность допустима разве что в общении со стиральной машиной. Если вы хотите показаться культурным человеком, то используйте словоформу «полощи».

♥ ПО ТЕМЕ: 200 слов с правильным ударением, в которых вы, возможно, делаете ошибки.

Продюсер или продюссер

Это слово относительно недавно пришло в наш язык. Продюсеров с тех пор развелось много, а вот как писать это слово – многим так и непонятно. Лишнюю «с» в середину слова ставят по аналогии с «режиссером». На самом деле даже в английском языке, откуда слово к нам и пришло, продюсер (producer) пишется без удвоенных согласных.

♥ ПО ТЕМЕ: Что такое сусеки, почему ножки курьи, а не куриные и из чего сделана лубяная избушка: слова из сказок, о происхождении которых вы могли не знать.

Прийти или придти

Это слово неоднократно меняло свою форму употребления. Если заглянуть в старые справочники, то можно найти даже такие варианты, как «придти» и «притти». Путает и явная аналогия со словом идти. Но современные словари дают однозначное трактовку – писать правильно надо «прийти».

♥ ПО ТЕМЕ: Как правильно произносить Xiaomi на русском и что обозначает это слово.

Грейпфрут или грейпфрукт

Сам внешний вид этого фрукта буквально требует полноценного упоминания «фрукта» в слове. Но произносить его надо точно так же, как и в языке, откуда оно было заимствовано. Точной русификации не произошло, в противном случае слово звучало бы совсем странно – виноградофрукт.

♥ ПО ТЕМЕ: 8 слов, которые не употребляют успешные люди.

Блогер или блоггер

Новомодная профессия сегодня очень популярна у молодежи. Но многие даже не могут правильно написать, кем они являются. На самом деле для иностранных слов с сомнительной сдвоенной согласной есть свое правило. Если можно найти однокоренное слово, то надо использовать только одну букву, отказавшись от желанного ее удвоения. Блогер же ведет блог, так что никаких лишних согласных в этом слове быть не должно!

♥ ПО ТЕМЕ: Как написать любую ссылку при помощи смайликов эмодзи.

Вряд ли или врядли

Вряд ли все точно знают, как правильно писать эту связку слов. В этимологическом словаре Фасмера можно узнать, что неизменяемая частица «вряд ли» берет свое начало от слова «ряд», которое и выступает проверочным. Частица «ли» в русском языке всегда пишется отдельно, так что слова вполне однозначно разделяются пробелом.

♥ ПО ТЕМЕ: «Тся» или «ться»: правило, которое позволит избежать ошибок в написании глаголов.

Воображуля или выбражуля

Это слово литературным явно не назовешь, вот в большинстве словарей оно и отсутствует. Но яркий смысловой оттенок «воображуля» явно несет, уместным кажется его употребление в разговоре. Но употребление слова в форме «выбражуля» может напугать не только лингвистов. На самом деле проверочное слово очевидно – «воображение».

♥ ПО ТЕМЕ: Что такое плацебо, как это работает и действительно ли есть эффект?

Мороженое или мороженное

Наше самое любимое слово из детства… Если оно относится к тому самому лакомству из замороженных молока или сливок, то употреблять надо одну букву «н». «Мороженое» произошло от глагола несовершенного вида, в такой ситуации удвоения согласных не происходит.

♥ ПО ТЕМЕ: 500, 1000, 5000 и 100 000 долларов — самые крупные и редкие купюры американской валюты.

Капучино или каппуччино

Это слово итальянского происхождения, где оно выглядит, как cappuccino. Что же, там у знаменитого кофе с молочной пенкой есть целых две сдвоенные согласные. А вот в русском языке слово упростили – удвоений нет вовсе. Так что, встретив в меню загадочные «каппучино» или «капуччино» можете недоуменно спрашивать – о каком напитке вообще идет речь?

♥ ПО ТЕМЕ: Какого размера метеорит способен уничтожить человечество.

Мозаика или мозайка

Еще одно слово помнится нам с самого детства. Но, будь то тесно уложенные кусочки стекла или головоломка, никаких зайцев внутри и буквы «й» быть не должно.

♥ ПО ТЕМЕ: 30 самых знаменитых фейковых фото, в которые вы могли поверить.

Почерк или подчерк

Так и хочется вставить букву «д» в это слово, оно словно просится сюда. На самом деле надо проявить волю – лишнему в «почерке» не место! Используя рукописный ввод текста мы, очевидно, стремимся не подчёркивать что-либо, а просто почеркать.

♥ ПО ТЕМЕ: Голландия и Нидерланды: какая разница и как правильно называть?

Бюллетень или бюлетень

Это слово довольно коварное – если обычно удвоенная согласная при заимствовании пропадает, то в этом случае такого не произошло. Надо запомнить, что само слово произошло от латинского «bulla», означающего «печать» или «шарик».

♥ ПО ТЕМЕ: Самые популярные видео на YouTube: ТОП 25 самых просматриваемых роликов на Ютубе за все время.

Легитимность или легетимность

Вариантов написания этого непростого слова немало. Не пытайтесь доверять своей интуиции, а просто запомните правильную форму.

♥ ПО ТЕМЕ: Самые глубокие ямы в мире.

Риелтор или риэлтор

Каким бы знакомым слово не казалось, с ним легко будет ошибиться. Даже популярные текстовые редакторы не дают однозначного совета при проверке. Авторитетная «Российская гильдия риэлторов» настаивает на употреблении именно буквы «э», да и в словарях единого мнения так и не сложилось. Можно лишь выбрать наиболее авторитетный справочник – Русский орфографический словарь РАН под редакцией Лопатина. Там используется форма «риелтор», которую мы и рекомендуем использовать.

♥ ПО ТЕМЕ: Зачем на кнопках звонилки (номеронабирателя) iPhone нанесены буквы?

Регистрация или регестрация

Для правильного написания безударной гласной надо всего лишь обдуманно подобрать проверочное слово. Оно простое – регистр. Сразу становится понятным, как не ошибиться при написании этого слова.

♥ ПО ТЕМЕ: Как правильно заканчивать электронные письма, чтобы получить больше шансов на положительный ответ.

Гинеколог или генеколог

К слову «ген» гинеколог имеет слабое отношение, зато вот греческое «гинэка» (женщина) и лежит в основе названия медицинской специальности.

♥ ПО ТЕМЕ: Что читают миллиардеры? 10 любимых книг руководителей мировых корпораций.

Гастарбайтер или гастрабайтер

Чтобы понять и запомнить написание этого слова, надо проанализировать его немецкого предка. В слове gastarbeiter две части. Одна – gast, означает «гость», а вторая – arbeiter, означает рабочего.

♥ ПО ТЕМЕ: Брутто и нетто: что это такое и чем отличаются?

Дуршлаг или друшлаг

Такое популярное у нас слово на самом деле тоже имеет немецкое происхождение. Дуршлаг есть на кухне каждой хозяйки, но далеко не все знают его правильное написание. Немецкое слово durchschlagen тоже составное – durch означает «через» или «сквозь», а schlagen буквально – «ударять». Даже если история правильного сложения частей слова в одно целое не поможет, попробуйте использовать ассоциации. Созвучное с простым русским ругательством слово и пишется похоже.

♥ ПО ТЕМЕ: 50 примеров плохого дизайна.

Калории или каллории

Это слово пришло в наш язык из французского. Там оно пишется, как calorie. Собственно, никаких изменений слово и не претерпело, так что удвоенным согласным в нем взяться просто неоткуда.

♥ ПО ТЕМЕ: У кого больше всех подписчиков в Инстаграм – 35 самых популярных аккаунтов.

Винегрет или венегрет

Название знаменитый салата тоже имеет французское происхождение. Слово vinaigre изначально означает «уксус», но в его основе лежит более простое vin – вино. Знание этого позволит правильно использовать первую гласную в названии смеси из овощей. А о второй гласной надо лишь запомнить, что она не совпадает с первой. Таким образом написание слова винегрет уже не кажется сложным. Надо просто запомнить, что винегрет имеет дальнее родство с вином.

♥ ПО ТЕМЕ: На этой картинке 16 кругов, вы их видите?

Шопинг или шоппинг

И снова путаницу привносит первоисточник – в английском языке shopping употребляется с двойной согласной. Кажется естественным использовать такой вариант и в русском языке. Но стоит себя сдержать от такого порыва и снова попробовать найти однокоренные слова. Это может быть шоп-тур или шопоголик. В них явно используется одна буква «п», значит, удваивать ее в «шопинге» нельзя.

♥ ПО ТЕМЕ: Что можно сделать из старого монитора? 12 идей.

Теракт или терракт

Это слово явно является составным, на основе фразы «террористический акт». Но доверять естественному желанию употребить сдвоенную согласную нельзя. В правилах формирования подобных сокращений четко указано, что использовать надо только одну гласную из двух. Именно поэтому слово «теракт» пишется именно так.

Смотрите также:

  • 70 интересных фактов об IT-технологиях, о которых вы могли не знать.
  • Космические скорости — насколько быстро нужно лететь, чтобы покинуть Землю, планетную систему и галактику?
  • Лучшие триллеры: Список самых лучших 35 фильмов с описанием, трейлерами и ссылками.

Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат
(в правом нижнем углу экрана).

Понятие безударных гласных

Безударные гласные — это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на два типа:

  • проверяемые;

  • непроверяемые.

А еще есть безударные гласные в корнях с чередованием.

Ударение — это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных частях слова:

  • приставка;

  • корень;

  • суффикс;

  • окончание.

Чтобы верно выбрать правило, нужно определить, в какой морфеме находится гласная.

Проверяемые безударные гласные

В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Проверяемые безударные гласные в корне слова — это гласные, которые можно проверить ударением с помощью подбора родственных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно писать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить правило.

Правило для проверяемых безударных гласных в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова нужно изменить слово так, чтобы эта гласная стала ударной.

Если гласная под ударением, значит ее хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения — применяем специальные правила.

В качестве проверочного слова может выступать:

  • Однокоренное слово (уменьшительно-ласкательные варианты, слова другой части речи).

    дождливый — дождь, лесной — лес.

  • Измененная форма этого же слова.

    грибы — гриб, зима — зимы.

Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

  • молодой — молод, молоденький.

Давайте узнаем, в корне каких слов есть проверяемые безударные гласные. При произношении слов голосом выделяется один гласный звук, а все остальные гласные оказываются без ударения:

  • соло́ма;

  • украше́ние;

  • при́городный.

В русском языке ударение в словах может падать на гласную любой морфемы:

  1. Приставки:

    • на́дпись

    • о́тсвет

    • вы́линять

  2. Суффикса:

    • отпили́ть

    • свежо́

    • удивле́ние

  3. Окончания:

    • золото́й

    • трава́

    • морско́й

Все эти слова объединяет то, что без ударения остались гласные корня, которые слышатся плохо. По этой причине могут возникать сомнения в выборе букв «о» или «а», «е» или «и».

Способы проверки безударных гласных в корне

Самый простой способ для проверки безударных гласных в корне — найти однокоренное слово, где сомнительный звук будет под ударением.

Алгоритм проверки безударного гласного звука в корне выглядит так:

  1. Поставить в слове ударение.

  2. Выделить корень.

  3. Найди гласную, которая нуждается в проверке.

  4. Подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение:

    • Найти однокоренное слово.

    • Пешком — пеший.

    • Изменить грамматическую форму.

    • Написать — напишет.

  5. Если проверочное слово подобрать не удалось, значит это непроверяемая безударная гласная. В этом случае поможет словарь.

Методы проверки безударных гласных в корне слова:

  1. Подобрать другое число. Вместо единственного — обратное, множественное и в обратную сторону.

    Трава — травы.

  2. Найти родственное слово по принципу «большой — маленький».

    Трава — травка.

  3. Подобрать уменьшительно-ласкательную форму.

    Трава — травушка.

  4. Найти другую часть речи с таким же корнем: к существительному — прилагательное, к глаголу — причастие.

    Трава — травяной.

Эти правила можно применять не всегда. Бывают случаи, когда ими нельзя воспользоваться — тогда можно обратиться к орфографическому словарю или выучить правила написания чередующихся гласных.

Безударные гласные в корне слова могут быть проверяемыми и непроверяемыми. Рассмотрим оба варианта.

Примеры проверки безударных гласных в корне с помощью подобранных родственных слов:

  • входи́ть — вход;

  • хитре́ц — хи́трый, хи́трость;

  • раздели́ть — разде́л;

  • загада́ть — зага́дка, зага́дочный.

Примеры проверки безударных гласных в корне с помощью изменения грамматической формы слов:

  • накорми́ть — нако́рмит;

  • хвали́ть — хва́лит;

  • нога́ — но́ги;

  • зализа́ть рану — ли́жет.

Теперь мы знаем, как определить безударную гласную в корне слова.

Чередующиеся безударные гласные

В русском языке часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются. Это правило проходят в 5 классе.

Написание чередующихся гласных зависит от таких условий:

  • ударение,

  • конечные согласные корня,

  • наличие суффикса -а-,

  • смыслового значения.

Корень

Правило

Примеры

-гар-

-гор-

Под ударением пишется А,

без ударения — О.

уга́рный, зага́р

загоре́лый, погоре́лец

Исключение: вы́гарки, и́згарь, при́гарь.

-клан-

-клон-

Без ударения пишется буква О,

под ударением то, что слышится

кла́няться

склоне́ние, укло́н,

наклони́ться

-твар-

-твор-

Без ударения пишется буква О,

под ударением в соответствии с произношением

тварь, сотвори́ть,

затво́р, притво́р

Исключение: у́тварь.

-зар-

-зор-

Без ударения пишется А,

под ударением то, что слышится

зарни́ца, за́рево

зо́ри, зо́ренька

Исключение: зорева́ть.

-плав-

-плав-

Всегда пишется буква А,

кроме двух слов: пловец, пловчиха

сплавля́ть, поплаво́к, плаву́честь

-кас-

-кос-

Буква А пишется, если за корнем следует -а-, О — в остальных случаях

касание, касательная

коснись, прикосновение

-мак-

-мок-

Буква А пишется в корне со значением «погружать в жидкость», буква О — «пропускать, впитывать жидкость»

макать

вымокнуть, намокнуть

-равн-

-ровн-

А пишется в корне со значением «одинаковый, равный», О — при значении «ровный, прямой»

равноправие, сравнять,

подровнять

Исключение: равнина,

уровень, поравняться,

поровну.

-раст-

-ращ-

-рос-

Буква А пишется перед ст, щ,

О — перед остальными буквами

отрасти, наращенный, поросль

Исключение: отрасль,

росток, ростовщик,

Ростов, Ростислав.

-скак-

-скоч-

Буква А пишется перед к, О — перед ч

скакалка, выскочка

Исключение: скачок.

-лаг-

-лож-

Буква А пишется перед г, О — перед ж

полагать, облагать

отложить, обложение

-бер-/-бир-

-дер-/-дир-

-мер-/-мир-

-пер-/-пир-

-тер-/-тир-

-жег-/-жиг-

-блест-/-блист-

-стел-/-стил-

-чет-/-чит-

Буква И пишется, если за корнем следует -а-, Е — в остальных случаях

набирать — наберу

отдирать — отдерешь

отмирать — отмереть

отпирать — отпереть

стирать — стереть

прижигать — прижег

блистать — блестящий

застилать — застелить

вычитать — вычеты

-им-/-а(я)

-ин-/-а(я)-

Сочетание -ИМ- или -ИН- пишется, если за корнем следует -а-

пережимать — пережать

занимать — занять

начинать — начать

Отработать новый материал на практике помогут онлайн-курсы по русскому языку в школе Skysmart.

Примеры слов с проверяемой безударной гласной в корне

Приведем примеры слов с безударными проверяемыми гласными А, О, И, Е, Я.

Буква «А» пишется в корне слов с проверяемой безударной гласной:

  • глаза́ — глаз, гла́зик;

  • частота́ — ча́стый;

  • накали́ть — накал;

  • испаре́ние — пар;

  • сократи́ть — кра́ткий;

  • плати́ть — опла́та, пла́тный;

  • окати́лась водой из ведра — ка́тит;

  • шаловли́вый — ша́лость;

  • начала́ — на́чал.

Букву «О» в корне слов проверим ударением:

  • наколи́ бабочку — ко́лет;

  • поглоща́ть — гло́тка;

  • угрожа́ть — угро́за;

  • умолять — мо́лит;

  • вышколи́ть — шко́ла;

  • топта́ть — то́пчет;

  • опоздать — по́здно

  • угомони́ть — го́мон.

Проверим букву «Е»:

  • учени́к — уче́ба;

  • обежа́ть дом — бег;

  • вперёд — спе́реди;

  • прореди́ть посевы — ре́дкий;

  • потеря́ть — поте́ря;

  • серьга́ — се́рьги;

  • освеще́ние — свет.

Если в корне проверочного слова пишется буква «ё», то в безударном положении поставим букву «е»:

  • пестрота́ — пёстрый;

  • весна́ — вёсны;

  • по́черк — зачёркнутый;

  • подвести́ — подвёл.

Буква «И» пишется в корне слов:

  • обижа́ть малыша — оби́да;

  • прожива́ть в доме — жить;

  • чистота́ в кухне — чи́стый;

  • списа́ть слова — пи́шет;

  • едине́ние — еди́нство.

Проверим букву «Я»:

  • разряди́ть ружьё — разря́д;

  • пристяжна́я лошадь — пристя́жка;

  • иссяка́ть — исся́кнуть;

  • посвятить поэму — свя́тость;

  • мячи́ — мяч;

  • увяда́ть от жары — вя́лый.

Примеры слов с непроверяемой безударной гласной в корне

Непроверяемую гласную в корне проверить нельзя — такие слова нужно просто запомнить. Нет правил, которые контролируют их написание. Часто это могут быть слова иностранного происхождения.

Слова с непроверяемым безударным гласным звуком в корне:

  • собака;

  • молоко;

  • карандаш;

  • картина;

  • диван;

  • бегемот;

  • человек;

  • горшок;

  • помидор;

  • огурец;

  • стакан;

  • крокодил;

  • потолок;

  • колодец;

  • кенгуру.

Примеры слов с безударной в суффиксе

Чтобы проверить безударную гласную в суффиксе, нужно подобрать слово с аналогичным ударным суффиксом:

  • умник (ученик);

  • говядина (осетрина);

  • платьишко (домишка);

  • бездельник (ученик);

  • смелость (злость);

  • храбрость (злость);

  • воспитанность (злость);

  • громко (хорошо);

  • радость (злость);

  • апельсиновый (дубовый);

  • резиновый (дубовый);

  • медведица (сестрица);

  • совесть (злость);

  • царапина (морщина);

  • сверстник (ученик).

Примеры слов с безударной гласной в окончании

Безударную гласную в окончании прилагательных можно проверить через вопрос: какая гласная стоит в вопросе — такую и пишем в окончании прилагательного.

Если нужно проверить безударную гласную в окончании существительного, нужно подобрать существительное этого же склонения и рода с ударным окончанием: точно такое же окончание пишется в проверяемом слове.

Примеры слов с безударной гласной в окончании:

  • высокого (какого?);

  • озеро (село);

  • кони (пони);

  • колено (окно);

  • синим (каким?);

  • поле (ружье).

Безударные гласные со смыслом

При изучении безударных гласных можно заметить слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу. Вот примеры таких слов:

  • отварить (варить) — отворить (открыть).

  • полоскать (полощет) — поласкать (ласка).

  • посидела (сидеть) — поседела (седина).

  • примирять (мирить людей) — примерять (мерять одежду).

  • обежать (беш) — обижать (обида).

  • слезать (слезь) — слизать (облизывать).

  • запивать (пить) — запевать (петь).

  • посветить (свет) — посвятить (святость).

  • разредить (редкость) — разрядить (разряд).

  • спешите (спешить) — спишите (списать).

  • развевается (развеять) — развивается (развитие).

Парные согласные.

Парные звуки согласные
Бывают такие опасные!
Звук нечётко слышится…
Буква, какая, пишется?
Но поставил рядом гласный –
И согласный неопасный!

1.Знать парные по звонкости — глухости согласные:

Б — П, В — Ф, Г — К, Д — Т, З — С, Ж — Ш.


Парные глухие:



П, Ф, К, Т, С, Ш.


Непарные глухие:


Х, Ц, Ч, Щ.


hello html 4248ffdc

Парные звонкие:



Б, В, Г, Д, З, Ж.


Непарные звонкие:


Н, М, Л, Р, Й.


(Эти согласные ещё называют сонорными)


hello html m5d663903

2. Если

корень

слова заканчивается на один из парных согласных — это «ошибкоопасное место» (орфограмма парных согласных). (сне
г

, мос

т

.)

Если корень заканчивается на другой согласный — это не орфограмма! (ме
л

, со

н

.)

Орфограммы проверяются. Надо знать правило проверки написания парных согласных.

ПРАВИЛО:

Чтобы проверить парный согласный, надо подобрать такое проверочное слово, чтобы
после согласного


стоял

гласный


, либо

сонорный (Н, М, Л, Р, Й)


, либо

буква В.


Для проверки подбираем родственное слово, либо изменяем форму слова:

Сне

г


— сне

га


, сне

го


вик;

моро

з


— моро

зи


ще, моро

зн


ый.

Парный согласный может стоять на конце слова, но не находиться в корне —
смотр

и

т

. Парный согласный находится в окончании.

Мы работаем с орфограммами в
корне

!

Парный согласный может находиться на конце слова (но обязательно в корне) — ду
б

, либо в середине слова (но обязательно в корне) — берё
з

ка.

Услышав два глухих согласных подряд (берё
зк

а), тоже нужно выполнить проверку.

ИТОГ:

Парные согласные в
корне

требуют проверки, если они находятся в
«слабой позиции»:


1)в конце слова (чи
ж

)

2)в середине слова и после парного согласного стоит глухой согласный(лё
гк

ий).

«Сильная позиция» согласного-


когда после парного согласного стоит гласная или сонорная согласная Л,М,Н,Р. Проверка в этом случае не требуется.

Правильно

выделяйте орфограмму

парного согласного: выделить
дугой корень

слова,

подчеркнуть парный согласный

, требующий проверки
одной чертой,

а в

проверочном

слове выделить

корень

,

парный согласный

подчеркнуть

одной чертой,

а

букву за ним — двумя чертами

.

    Вот несколько примеров с парными согласными, стоящими в средине слова: сказка, броский, подружка, ягодка, узкий. Но слов, где парные согласные стоят на конце пожалую больше: дуб, гриб, бег, мороз, дрозд.

    Примеры с парными согласными в корне слова
    (с проверочными словами):

    дубки — дубочки,

    кадка — кадок,

    ложка — ложек,

    ходьба — ходит,

    свадьба — свадеб.

    Примеры с парными согласными на конце слова
    (с проверочными словами):

    Слова подходят и для первой категории.

    Дуб — дубы,

    гриб — грибы,

    дрозд — дрозды,

    мороз — морозы,

    бег — бегом.

    В середине слова такие как: ягодка — ягода, мягкий — мягонький, вражда — вражеский, ножки — ноженьки, броский — бросок.

    На конце слова такие как: луг — луга, столб — столбик, масштаб — масштабы, репортаж — репортажи, сад — сады, морковь — моркови, стог — стога.

    Парные согласные в конце слова: короб (коробочка), взрыв (взрывать), друг (подруга), поход (ходить), муляж (муляжи), показ (показывать).

    В середине слова: голубка (голуби), веревка (веревочка), легкий (легонький), оградка (оградить), дорожка (дороженька), указка (указывать).

    Звонкие и глухие согласные звуки бывают парными и непарными.

    • Примеры слов с парными согласными в корне слова:

    п — б — шубка — шуба,шубейка;

    ф — в — морковка — моркови;

    к(х) — г — легко — лгонький;

    т — д — обводка — обводить;

    ш — ж — рожки — рожок;

    • Примеры слов с парными согласными в конце слова
      :

    п — б — голубь — голуби;

    ф — в — остров — острова;

    к — г — снег — снега;

    т — д — лд — льды;

    ш — ж — страж — стража;

    с — з — мороз — морозы.

    Подобная мена парных по звонкости — глухости согласных звуков происходит из — за фонетического явления оглушения/озвончения.
    Когда рядом стоят два разных по звонкости/глухости согласных, второй всегда влияет на предыдущий. В слове quot;шубкаquot; глухой quot;кquot; влияет на звонкий quot;бquot;, и происходит оглушение. Оглушение происходит и на конце слова.

    Чтобы правильно написать букву, мы должны поставить слово в такую форму, чтобы после нужной согласной стоял гласный звук или буквы quot;р, л, м, нquot;, и согласный будет звучать отчтливо.

    Приведу несколько примеров слов с парными согласными:

    в корне слова — ягода — ягодка, вражеский — вражда, ложка — ложечка, рожок — рожки;

    в конце слова — бегом — бег, мороз — мороза, снег — снегу, враг — врага.

    Парные согласные

    Самые опасные.

    Парный в слове проверяй,

    Рядом гласный подставляй! Примеры слов: Мягкий-мягонький, крепкий-крепенький,редкий-реденький,столб-столбик, дуб, суп,снег,снеговик,морозище, морозный, березка.

    Действительно слов которые пишутся и произносятся по разному достаточно много, как пример можно привести следующие слова:

    Возможно и небольшой пример, но думаю тоже весьма будет полезен в ответе на данный вопрос автора.

    Примеры слов с парными согласными в середине слова:

    • сказка — сказание, сказочка
    • дорожка — дороженька
    • травка — трава, травушка
    • узкий — узенький, узок
    • березка — береза, березовый
    • мягкий — мягонький
    • ножки — ноженьки
    • ягодка — ягода
    • броский — бросок
    • вражда — вражеский
    • подружка — подруженька

    Примеры слов с парными согласными на конце слова:

    • луг — луга
    • морковь — моркови
    • сад — сады
    • столб — столбик
    • стог — стога
    • снег — снега
    • репортаж — репортажи
    • масштаб — масштабы

      враг — враги

      друг — друга

    Для того чтобы определить какую букву все-таки написать, необходимо подобрать такие проверочные слова, чтобы после спорной буквы стояла гласная или буквы М, Н, Л, Р (ошибка — ошиблись, мороз — морозный). Бывает достаточно сделать у проверяемого слова множественное число или поменять падеж, как спорная буква проявляет себя.

    Есть еще слова с парными согласными в корне, которые никак нельзя проверить. Такие слова-исключения нужно выписать отдельно и заучить, либо же каждый раз подглядывать в словарь.

    Примеры слов-исключений, которые нужно запомнить:

    Часто бывает так, что при произношении звучит не так как пишется. Слово quot;Стогquot;, слышится quot;Кquot;, проверяем quot;Стогаquot;, слово quot;Ножquot;, в конце нам слышится quot;Шquot;, проверить можно словом quot;Ножикquot;, слово quot;Врагquot;, слышится quot;Кquot;, проверим quot;Врагиquot;. Приведу несколько примеров где парная согласная в корне слова: quot;Грядкаquot; — проверочное слово quot;Грядаquot;. quot;Тетрадкаquot; — проверяем словом quot;Тетрадьquot;. Примеров можно привести много. Во всех случаях после подбора проверочного слова можно понять как правильно писать.

    Чтобы правильно написать согласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное слово, чтобы после проверяемого согласного была гласная или сонорная.

    Парная сомнительная согласная на конце слова: гриб (грибы), ров (рвы), мог (могу), род (родители), сторож (сторожи), наказ (наказывать).

    Парная сомнительная согласная в середине слова: губка (губок), ловко (ловок), мягкий (мягок), городки (городок), варежка (варежек), ладошка (ладошек), молотьба (молотить), просьба (просить) указка (указывать).

Класс:

2

Цель:
создание алгоритма подбора
проверочных слов с парными согласными в корне
слова.

  1. Формировать умение подбирать проверочные слова
    с парными согласными в корне слова, сравнивать
    искомую букву в проверочном и проверяемом
    словах.
  2. Развивать логическое мышление через приемы
    анализа, синтеза, сравнения, обобщения на этапах
    подготовки и усвоения нового материала, при
    работе в группах, в работе с деформированным
    текстом.
  3. Продолжать развивать орфографическую зоркость,
    применяя методику В.В. Лайло.
  4. Способствовать развитию письменной речи,
    обогащению словарного запаса учащихся.
  5. Способствовать развитию творческого мышления и
    воображения.
  6. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
  7. Развивать коммуникативные навыки через
    организацию работы в группах.
  8. Способствовать воспитанию у учащихся интереса
    к изучаемому предмету.

Оборудование:

Сигнальные карточки;

Учебник“Русский язык” для 2 класса
четырехлетней начальной школы, 2 часть, Т. Г.
Рамзаева, Москва, “Дрофа”, 2009 год;

Тетрадь;

Индивидуальные карточки, опоры;

Кораблики у каждого учащегося с разноцветными
парусами (красные – 1 уровень, синие – 2 уровень,
зеленые – 3 уровень).

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок
русского языка. Посмотрите, какая сегодня
хорошая погода, как нам улыбается солнышко.
Давайте и мы улыбнемся друг другу, и тихо сядем.

Запишите число и классная работа.

II. Подготовка к усвоению нового материала.

1. — Посмотрите на доску.

Назовите буквы, которые вы заметили.

(Т, Д, В, Г, К, Ж, Ш, З, Б)

Что вы можете сказать об этих буквах? (Эти
буквы обозначают согласные звуки)

2. — На какие две группы можно разделить эти
звуки? (Звонкие и глухие)

Записываю названные буквы на доску:

Давайте заполним пропуски.

3. – А сейчас красиво напишем данные пары букв,
но прежде подготовим пальчики к работе.

(Дети поочередно соединяют мизинцы, потом
безымянные пальцы и т.д. до больших пальцев под
счет:

Один, два, три, четыре, пять!
Вышли пальцы погулять!)

Чтобы парные согласные не разбежались мы
свяжем их веревочкой. Прописываем в воздухе за
учителем. Теперь самостоятельно записываем в
тетрадь.

Дети записывают с доски:

Придумайте слова, в которых буква из этих пар
стоит в корне, в конце или в середине слова
(голубь, холод, ягодка).

III. Постановка темы и задач урока.

Подумайте, какая сегодня тема урока? (Парные
согласные в корне слова)

Записываю тему на доске.

Сегодня мы будем учиться правильно писать
парную согласную в корне слова, подбирать
проверочные слова.

IV. Усвоение нового материала.

1. Наблюдение над языковым материалом.

Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Да)

Я буду загадывать загадки, а вы должны их
отгадать. Отгадки я запишу на доске.


1. Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице (морковь).


2. В лесу родилась
На воде живу (лодка).


3. Шел долговяз,
В землю увяз (дождь).


4. Показался желтый бок
Только я не колобок,
Не из мягкого я теста,
Покати – не тронусь с места.
Приросла к земле я крепко,
Назови меня. Я … (репка).

На доске:

морков
ь лод
ка дожд
ь реп
ка
ф
т
т
б

Посмотрите что у меня получилось. Какие буквы
мне записать?

А вы хотите научиться правильно записывать
согласные в словах? (Да)

Объединитесь в группы и попробуйте вывести
правило (алгоритм) правописания слов с парными
согласными в корне. Можно дать подсказку:

Изменить слово;

Подобрать однокоренное слово.

Работа группы обсуждается коллективно:

  1. Изменить слово – поставить его во
    множественное число, чтобы после согласного
    стоял гласный звук (дождь – дожди).
  2. Изменить слово – добавить слово “нет” (дождь –
    нет дождя).
  3. Подобрать однокоренное слово
    (уменьшительно-ласкательное) – (дождь – дождик).

Молодцы! Вы нашли много способов подбора
проверочных слов. Давайте запомним
стихотворение, которое объединяет все способы:


Все напишем правильно
И запомним правило:
Парный в слове проверяй
Рядом гласный подставляй.

3. Работа над определением.

Сравните слова записанные на доске:

морко…ь – морко…ный

В каком слове вы не сомневаетесь в написании
парной согласной? (Морковный)

Почему? (Звучит четко)

Что заставляет этот звук звучать четко, ведь
гласного рядом нет? (Согласный звук “н”)

Сделайте вывод четвертого способа проверки
написания парных согласных в корне слова.
(Подобрать проверочное слово, чтобы после
парного согласного стоял звук “н”.)

Алгоритм подбора проверочных слов с парными
согласными:

  1. Изменить слово – поставить его во
    множественное число,
    чтобы после согласного стоял
    гласный звук.
  2. Изменить слово – добавить слово “нет”.
  3. Подобрать однокоренное слово

    (уменьшительно-ласкательное).
  4. Изменить слово – подобрать однокоренное слово,в котором после этого согласного стоит
    согласный звук [н].

Молодцы ребята! Сравните наши выводы с
выводами в учебнике на странице 60.

Приведите свои примеры. Остальные дети
внимательно слушают и сигнальными карточками
показывают свое отношение.

А сейчас ребята, мы с вами послушаем сказку,
которую покажут нам ваши товарищи.
Инсценирование сказки. “Сказка о парных
согласных”.

Сказка о парных согласных

Жили- были в Стране Русского языка парные
согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Жили они
дружно, но вот характер у них был разный: звонкие
согласные были веселыми, голосистыми, а вот
глухие – немножко сердитыми.Чуть что – сразу
начинают шипеть, свистеть, ворчать. И звонкие, и
глухие согласные были ужасными спорщиками. Очень
часто не могли решить, кому из двух согласных
встать в слово. Так и получилось, когда парные
согласные отправились на прогулку. Бегут они по
дорожке, а там телеграфный столб стоит, только
одной буквы в этом слове не хватает. Столб просит:
“Помогите мне!”. Буквы Б
и П
начали
громко спорить о том, кому быть в этом слове.

СТОЛ(Б)?(П)?

Рядом был фруктовый сад. Последней буквы в этом
слове тоже нет. Взялись помогать саду буквы Д

и Т
, но заспорили – кто лучше с этой работой
справится.

Неподалеку строился дом. К дому вела дорожка.
Решили взяться за дело буквы Ж
и Ш,
но тоже
не могут договориться: кто из них будет стоять в
этом слове.

ДОРО(Ж)?(Ш)?КА

Тем временем З
и С
отыскали на грядке
спелый арбуз, но никак не поделят его. Каждому
хочется встать в это вкусное слово. В
и Ф
никак
не разделят травку, которую накосили. Буквы Г

и К
разворошили целый стог сена, тоже никак не
договорятся, кому из них быть в этом слове.

АРБУ(З)?(С)? ТРА(В)?(Ф)?КА СТО(Г)?(К)?

Шел мимо дед Буквоед, услышал шум, крики, споры и
решил навести порядок. Позвал он на помощь
гласные буквы и сказал: “В этих словах в конце
поставьте гласную букву, или после согласного
поставьте гласную букву в середине слова, она и
укажет, кто из вас будет стоять в этом слове.

Так и сделали: столбы – столб, сады – сад,
дорожка – дороженька, арбуз – арбузы, травка –
трава, стога – стог.

Все встало на свои места. С тех пор парные
согласные всегда зовут на помощь гласные, чтобы
проверить написание слов.

V. Физкультминутка.

Буратино шел – шел

Белый гриб нашел.

Раз – грибок,

Два – грибок,

Три – грибок,

Положи их в кузовок.

Назовите слово из физкультминутки с парной
согласной. (Гриб, а еще мы услышали проверочное
слово – грибок)

Молодцы!

VI. Закрепление изученного.

1. Сейчас я буду диктовать предложения, а вы
записывайте в тетрадь только слова с парными
согласными, вместе с проверочными словами,
используя разные способы подбора.


Выпал первый пушистый снег.
У кошки зоркие глаза и острые зубки.

Какие слова вы записали? (Снег – снега, кошки –
кошечка, глазки – глазик, зубки – зубов)

Ребята, я еще раз прочитаю первое предложение,
а вы назовите главные члены предложения.

2. Словарная работа.

Отгадайте загадку:

Дуйся, не дуйся.

Через голову суйся.

Попляши день-деньской

И пойдешь на покой (кофта).

Подберите проверочное слово к слову кофта. (К
этому слову нельзя подобрать проверочное слово.
Это слово – словарное)

Как мы помогаем памяти запомнить в словах
именно эти буквы? (Мы используем “усиление”,
“уярчение” буквы в слове)

Давайте попробуем в слове кофта “усилить”
букву “ф”. Какие у вас предложения?

(- Я предлагаю “усилить” букву путем написания
орфограммы по аналогии с внешним видом.)

КО ТА

Молодец!

(- А я думаю так. Кофту надевают на фигуру,
поэтому я предлагаю усилить орфограмму с помощью
слова “фигура”.

(Есть еще один вариант “усиления” буквы. Кофты
бывают разных фасонов)

Молодцы! А сейчас запишите слово в словарик
и на месте запоминаемой орфограммы нарисуйте
предмет.

Придумайте предложение со словарным словом.

3. Физкультминутка на зрение по методике
Базарнова.

4. Дифференцированная работа.

Задание для каждого уровня записано на
карточках. Для ребят, у которых на парте лежат
кораблики с красными парусами, выполняют задание
№ 1.

Задание № 1.

Расположите
предложения так, чтобы получилось стихотворение.
Найти слова с парными согласными и написать
проверочные тремя способами.


Не набрать мне столько за год
В лес ходила я с Мариной
Набрала подружка ягод
За черникой и малиной.

Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с
синими парусами, выполняют задание № 2.

Задание № 2.
Выписать слова с
парными согласными, подобрать проверочные тремя
способами.


В ле… ходила я с Мариной,
За черникой и малиной.
Набрала подру…ка яго…

Для ребят, у которых на парте лежат кораблики с
зелеными парусами, выполняют задание № 3.

Задание № 3.

Выписать слова с
парными согласными, подобрать проверочные любым
способом.

В ле… ходила я с Мариной,
За черникой и малиной.
Набрала подру…ка яго…
Не набрать мне столько за го…

Какие слова с парными согласными вы выписали?
(Лес, подружка, ягод, год)

Какое стихотворение получилось в первом
задании? Прочитайте.

Можно ли это назвать стихотворением? Почему?
(Дети называют признаки стихотворения: рифма и
т.д.)

Ребята, давайте вспомним, как правильно
подобрать проверочное слово (ответы детей).

Хорошо! Давайте проверим ваше задание. Если не
согласны с ответами друг друга, сигнальте.

Учащиеся 3 группы называют проверочные слова,
их дополняют учащиеся 2 и 1 групп.

VII. Подведение итогов.

Что узнали нового?

Что вам было интересно?

На каком этапе вам было трудно?

Что бы вы рассказали родителям об уроке?

Что бы вы изменили в уроке?

Обозначьте свое отношение к работе на наших
традиционных палочках успеха.

VIII. Домашнее задание.

1 группа. Упражнение 322.

2 группа. Упражнение 322 (по заданию,
дополнительно придумать с проверяемыми словами
словосочетания)

3 группы. Упражнение 321.

Зрительные и слуховые предупредительные диктанты.

Дуб, герб, голубь, гриб, зуб, клуб, лоб, столб, сугроб, хлеб, суп, серп, тулуп, цепь, укроп.

Бровь, клюв, кровь, лев, морковь, обрыв, обувь, остров, сев, рев, рукав, улов, хлев, шарф, шкаф, штраф.

Берег, враг, друг, круг, луг, овраг, пирог, снег, сапог, слог, стог, рог, творог, утюг, флаг, шаг, юг, бак, бок, бык, волк, галстук, гудок, дневник, звук, жук, крик, крюк, лак, лук, мак, молоток, охотник, песок, рак, рыбак, парк, сок, урок, танк, фартук, язык.

Год, гвоздь, город, дед, дождь, доклад, дрозд, завод, мед, лошадь, медведь, лед, народ, наряд, огород, обед, отряд, парад, плод, площадь, поход, поезд, пруд, рад, ряд, сад, след, склад, тетрадь, труд, холод, хоровод, бант, бинт, брат, буфет, винт, гость, букет, кость, кисть, кит, кот, крот, куст, балет, лифт, молот, мост, плот, прут, рост, рот, салат, салют, свет, свист, самолет, сеть, флот, фронт, халат, хвост.

Арбуз, воз, груз, глаз, грязь, колхоз, мороз, низ, приз, рассказ, совхоз, таз, вальс, вкус, вес, голос, гусь, колос, лес, лось, матрос, нос, овес, пес, час.

Багаж, гараж, еж, нож, пляж, стриж, сторож, уж, чиж, стаж, ерш, камыш, карандаш, ландыш, марш, шалаш.

1. Вот тебе прут. Гони гусей на пруд. 2. В огороде вырос лук. Луг покрылся сочной травой.

1. По реке плывет плот. С дерева упал спелый плод. 2. У отца в руках молот. В зимний холод мы кормили птиц.

1. За домом рос старый дуб. 2. Лена терла морковь для салата. 3. Рак жил под камнем. 4. Мы идем на балет.

1. Я люблю арбуз, а брат — дыню. 2. В вагоны грузили багаж. 3. У дедушки лисий тулуп. 4. Мама свяжет брату шарф.

1. Собака — верный друг. 2. Начался учебный год. 3. Зазвучал школьный вальс. 4. В лесу рос душистый ландыш.

1. На окно сел голубь. 2. Дети встали в круг. 3. Гриб рос под елкой. 4. Это шкаф для книг.

1. Налей воду в таз. 2. Брат ставит машину в гараж. 3. В суп положили укроп. 4. Учитель ставит в дневник оценки.

1. Тетрадь стоит две копейки. 2. Мороз сковал реки льдом. 3. Охотник набрел на большой шалаш. 4. На лугу стоял стог сена.

1. Обрыв зарос густым ельником. 2. В слове «конь» один слог. 3. Наш герб — серп и молот. 4. Отлично служит матрос Орлов.

1. Утром купили свежий хлеб. 2. Надо детям купить обувь.

3. На первый ряд сели наши гости. 4. В лесу много берез.

1. Учитель делал доклад. 2. Один рог у быка сломан. 3. У берега рос камыш. 4. У Веры в клетке жил чиж.

1. Наш народ строит новую жизнь. 2. Наш отряд идет на парад. 3. Город Москва очень большой.

1. Возьми нож и вилку. 2. В траве полз уж. 3. Собака напала на след. 4. Дрозд клюет ягоды.

1. Я получил первый приз. 2. На обед дали пирог с капустой. 3. У Вали сильный голос. 4. За лесом большой луг.

Дети встали в круг. Они играют. Миша — волк. Волк ловит гусей. Один гусь у волка. Миша рад.

Ваня нес хлеб. Он устал. Сел Ваня под куст и уснул. А Рекс тут как тут. Ест пес хлеб и рычит. Проснулся Ваня. Нет хлеба. Плачет Ваня. А Рекс скулит. Жалко Ваню.

Был мороз. Выпал пушистый снег. Дети взяли коньки и лыжи. Они вышли в парк. Там горка и пруд. Легко бегут коньки по льду. Быстро едут лыжи с горки. Хорошо зимой!

Выборочные диктанты.

Идет отряд.

Барабанщик

Очень рад.

(А. Барто.)

За оградой виден сад —

Молодые яблони.

Там работает отряд

С тачками и граблями.

(А. Барто.)

Щуря глаз

И хмуря брови,

Поворчав себе в усы,

Часовщик Иван Петрович

Осторожно взял часы.

(С. Михалков.)

Год прошел, как день вчерашний.

Над Москвою в этот час

Бьют часы Кремлевской башни

Свой салют — двенадцать раз.

(С. Маршак.)

Под березой на пригорке

Старый еж устроил норку…

(Г. Ладонщиков.)

Снег расстроился до слез:

Дом сосульками оброс.

(Л. Зубкова.)

Говорят прохожие:

Вот весна идет!

А это я работаю,

Разбиваю лед.

(А. Барто.)

Флот плывет к большой земле;

Флаг на каждом корабле.

(С. Маршак.)

Мед медведь в лесу нашел —

Мало меду, много пчел.

(С. Маршак.)

Вот какой у нас арбуз

Замечательный на вкус!

Даже нос и щеки

Все в арбузном соке.

(3. Александрова.)

На иглу нацепит ежик

Грушу, сливу — всякий плод,

Что под деревом найдет.

(П. Воронько.)

Тихо, тихо снег идет,

Белый снег мохнатый.

Мы расчистим снег и лед

Во дворе лопатой.

(М. Познанская.)

Самодиктанты.

Светофор мигнул и — раз!

Вдруг открыл зеленый… (глаз).

Замечательный на вкус!

Алый, сахарный … (арбуз).

Дружно выстроившись в ряд,

Дети вышли на … (парад).

Береги нос

В сильный … (мороз).

Жили-были сто ребят,

Все ходили в детский… (сад).

Всякий молод

В зимний… (холод).

Пришел домой художник наш,

Он взял тетрадь и … (карандаш).

Это в небо голубое

В честь победы пушки бьют,

И звучит над всей страною

Майский, праздничный… (салют).

Нору день и ночь копаю,

Вовсе солнышка не знаю.

Кто найдет мой длинный ход,

Сразу скажет — это … (крот).

То я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать.

Что такое я? … (тетрадь)

Солнце жарче припечет,

С неба дождь на нас польет.

Зацветет, зазеленеет

Наш веселый … (огород).

Что такое звук? Это минимальная составляющая человеческой речи. Изображается буквами. В письменной форме звуки от букв отличаются наличием у первых квадратных скобок , использующихся в фонетической транскрипции. Буква – о, звук – [о]. Транскрипция показывает различия написания и произношения. Апостроф [
] свидетельствует о мягкости произношения.

Вконтакте

Звуки разделены на:

  • Гласные. Их можно легко тянуть. При их создании язык не принимает активного участия, фиксируясь в одном положении. Звучание создается благодаря изменениям положения языка, губ, различным вибрациям голосовых связок и силе подачи воздуха. Протяжность гласных – основа вокального искусства
    (распевания, «пения гладью»).
  • Согласные звуки а выговариваются с участием языка, который, занимая определенное положение и форму, создает препятствие движению воздуха из легких. Это приводит к появлению шумов в полости рта. На выходе они преобразуется в звучание. Также свободному прохождению воздуха препятствуют губы, которые смыкаются-размыкаются во время речи.

Согласные разделяют на:

  • глухие и звонкие. Глухость и звонкость звучания зависит от работы речевого аппарата;
  • твердые и мягкие. Звучание определяется положением буквы в слове.

Буквы, обозначающие согласные звуки

Глухие

Глухие в русском: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ш]. Проще всего запомнить фразу, а не набор букв, «Стёпка, хочешь щец? Фи!», содержащую их все.

Пример, в котором все согласные звуки глухие: петух, соты, штифт.

Звонкие

При их образовании форма языка близка к форме, производящей глухие, но добавляются вибрации. Звонкие согласные звуки создают активные вибрации связок. Вибрации деформируют звуковую волну
, и в полость рта попадает не чистый поток воздуха, а звучание. В дальнейшем он дополнительно преобразовывается языком и губами.

К звонким согласным принадлежат: б, в, г, д, ж, з, й, л, м, н, р.

При их произношении в области гортани явно чувствуется напряжение. Кроме того, проговорить их четко шепотом практически невозможно.

Слово, в котором все согласные звуки звонкие: Рим, гордыня, зола, лиман.

Сводная таблица согласных (глухие и звонкие).

Именно за счет смены звучания русская речь обогащена различными словами, близкими по написанию и произношению, но абсолютно разными по значению
. К примеру: дом — том, суд — зуд, код — год.

s000299 403643

Парные согласные

Что означает парность ? Две буквы, близкие по звучанию, при произношении которых язык занимает схожие положения, называют парные согласные звуки. Произношение согласных можно условно разделить на одноэтапные (в их создании участвуют губы и языки) и двуэтапные – первыми подключаются связки, затем рот. Те случаи, когда при произношении движения рта совпадают, и создают пары.

Сводная таблица парных согласных с учетом твердости и мягкости

В речи свойственно не выговаривать каждую букву, а «съедать» ее. Это не является исключением только русской речи. Подобное встречается практически во всех языках мира и особо контрастно заметно в английском. В русском этот эффект подвластен правилу: парные согласные звуки подменяют (на слух) друг друга во время речи. К примеру: любовь – [л’ у б о ф’].

Но не все имеют свою пару. Есть не похожие по произношению ни на какие другие – это непарные согласные
. Техника воспроизведения отличается от произношения прочих звуков и объединяет их в группы.

img1 2

Парные согласные

Непарные согласные

Первая группа может произноситься с мягкостью. Вторая не имеет аналогов в произношении.

Непарные согласные разделяются на:

  • соноры – [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’]. При их произношении поток воздуха ударяется о верхнее небо, как о купол;
  • шипящие – [х], [х’], [ц], [ч’], [щ’].

Русского языка содержит буквы, которые в контексте сложны для восприятия. Звуки [ч], [й], [ц], [н] звонкие или глухие? Выучите эти 4 буквы!

Важно!
[ч] – глухой! [й] – звонкий! [ц] – это глухой! [н] – звонкий!

img9 1

Непарные согласные

Твердые и мягкие

Они одинаковы по написанию, но различны по звучанию. Глухие и звонкие согласные, за исключением шипящих, могут произноситься твердо или мягко. Например: [ б ] был – [ б` ] бил; [ т ] ток – [ т` ] тёк.

При произношении твердых к небу прижимается кончик языка. Мягкие образуются благодаря прижатию к верхнему небу средней части языка
.

В речи звучание определяет последующая за согласным буква.

Гласные образуют пары: а-я, у-ю, э-е, ы-и, о-ё.

Двузвучные гласные (я, ё, ю, е) произносятся по одной из двух комбинаций: звук [й] и парная гласная из Э, О, У, А либо мягкий знак и парная гласная. К примеру, слово юнга. Оно произносится как [й] [у] [н] [г] [а]. Или слово мята. Оно произносится как: [м’] [а] [т] [а]. Гласные А, О, У, Э, Ы не имеют двойного звучания, поэтому не влияют на произношение впереди стоящей согласной
.

Пример различия:

Ложка – люк, мед – море, дом – дятел.

Фонетическая транскрипция:

[Л о ж к а] – [Л’ у к], [м’ о д ] – [м о р’ э], [д о м] – [д’ а т е л].

Правила произношения:

  • твердые произносятся перед А, О, У, Э, Ы. Нарыв, бок, бук, бэнтли, былое;
  • мягкие произносятся перед Я, Ё, Ю, Е, И. Месть, мёд, кит, пюре, мята;
  • твердые произносятся, если после них стоит другая согласная: смерть. После согласного [с] стоит согласная [м]. Не зависимо от того, мягкая М, звонкая или твердая, С произносится твердо;
  • твердые произносятся, если буква стоит последней в слове
    : класс, дом;
  • согласные перед гласной [е] в заимствованных словах произносятся твердо, как перед [э]. Например: кашне – [к] [а] [ш] [н] [э];
  • всегда мягкие перед Ь: лось, мякоть.
  • исключения из правил:
    • всегда твердые Ж, Ш, Ц: жизнь, шипы, цианид;
    • всегда мягкие Й, Ч, Щ: белый, черный, щука.

Внимание!
Глухая буква не всегда обозначает такой же звук. Это зависит от положения в слове.

hello html 64099706

Твердые и мягкие звуки

Оглушение

Русский язык обладает понятием оглушения – некоторые звонкие звучат, как глухие
согласные звуки из пары.

Это не является дефектом речи, а наоборот – считается критерием ее чистоты и правильности. Но это правило работает только с парными согласными. К примеру, [г] в речи часто заменяется на [х]. Это относится к дефекту, так как [г], приближенное к [х], считается отличительной чертой украинского языка. Употребление его в русской речи неверно. Исключение – слово Бог.

Правила и примеры:

  • буква стоит последней в слове: зуб – [зуп], прорубь – [п р о р у п’];
  • после буквы стоит глухой согласный: сыроежка – [с ы р о е Ш к а].

Есть обратный процесс – озвончение. Означает, что в речи глухие произносятся как парные им звонкие
. Озвончение оправданно, когда они стоят перед звонкими согласными: сделка – [з д’ э л к а].

Согласные звонкие и глухие твердые и мягкие

Согласные звуки звонкие и глухие. Урок русского языка в 5 классе

  • Поднять наверх как пишется
  • Подняться наверх как пишется слитно или раздельно
  • Поднять на смех как пишется слитно или раздельно
  • Подняться на верх или наверх как пишется
  • Подо мной как пишется слитно или раздельно