Подобрать 3 предложения с прямой речью из народных сказок

Способы передачи чужой речи вариант 1 часть а впишите цифру, соответствующую правильному ответу, в клетку под номером вопроса. а1 что

Способы передачи чужой речи

Вариант 1

Часть А

Впишите цифру, соответствующую правильному ответу, в клетку под номером вопроса.

А1 Что такое чужая речь?

1) Это речь собеседника, третьего лица или собственная речь говорящего, произнесённая ранее; то, о чём человек думает, что он пишет.

2) Это любая речь любого лица.

3) Это только речь собеседника.

А2 Какими способами передаётся чужая речь?

1) Прямой речью.

2) Прямой или косвенной речью.

3) Прямой речью, косвенной речью и простым предложением.

А3 Какое предложение имеет в своём составе прямую речь? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Петров признался что у него нет никакого технического образования.

2) Политрук Клочков умирая сказал легендарные слова Велика Россия а отступать некуда позади Москва.

3) Нехотя расстались мы с этой речкой названия которой не знали и не пытались узнать.

4) Гора была такая что с неё спускались весь день.

А4 Какое предложение имеет в своём составе косвенную речь? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Через мгновенье мы мчались с такой скоростью словно в машине был установлен реактивный двигатель.

2) Бесспорно, когда по лесу на лыжах идёшь тихо то больше видишь думаешь и чувствуешь.

3) Вот полянка где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал.

4) Андрей объявил что он будет участвовать в математической олимпиаде.

А5 В каком случае чужая речь передаётся простым предложением? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Мать спросила Марину приготовила она уроки.

2) Плотва брала как говорят рыболовы чуть ли не на голый крючок.

3) Кто ты? Что делаешь? спросил сердито Лев.

4) Русский народ был первым народом в истории который добровольно отказался от господства над другими народами.

А6 В каком предложении допущена ошибка смешение прямой и косвенной речи?

1) Мужчина поинтересовался, сколько лет Коле.

2) Тренер спросил ребят, почему они опоздали на занятия.

3) Прохожий спросил ребят, что как пройти на улицу Горького.

4) Ольга сказала, что она отказывается от участия в этом проекте.

А7 В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) Он говорит: «Насилу я на волю выбрался, друзья».

2) «Тихий ход вперёд!» — скомандовал капитан в переговорную трубку.

3) «В последние дни перед отъездом из Парижа, — рас сказывал А. И. Куприн — меня охватило такое нетерпение, что я готов был идти в Москву пешком».

4) «Молодец! — закричал радостно мастер. — Вот это работа!»

Часть В

Я начал расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных лицах.

В1 Каким способом передана чужая речь в данном предложении?

_________________________________________________________________________________

В2 Какой член предложения участвует в передаче чужой речи?

_______________________________________________________________________________

Часть С[1]

С1 Придумайте и запишите предложение с прямой речью, прерванной словами автора.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Вариант 2

Часть А

Впишите цифру, соответствующую правильному ответу, в клетку под номером вопроса.

А1 Что такое чужая речь?

1) Это только речь собеседника.

2) Это только внутренняя речь человека.

3) Это речь собеседника, третьего лица или собственная речь говорящего, произнесённая ранее; то, о чём человек думает, что он пишет.

А2 Какими способами передаётся чужая речь?

1) Прямой речью или простым предложением.

2) Прямой речью, косвенной речью и простым предложением.

3) Прямой или косвенной речью.

А3 Какое предложение имеет в своём составе прямую речь? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Ночью я проснулся от грохота гула и жуткого ощущения что изба наша с треском разваливается.

2) Вошла секретарь и доложила Инженеры ждут в кабинете директора.

3) Нет у него ни отца ни матери.

4) Вожатый крикнул ребятам чтобы они собирали хворост для костра.

А4 Какое предложение имеет в своём составе косвенную речь? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Золото золото падает с неба дети кричат и бегут за дождём.

2) Татьяна Андреевна попросила проводить её.

3) Усталый я сел отдохнуть под большим кедром.

4) Кто-то негромко сказал что нужно торопиться.

А5 В каком случае чужая речь передаётся простым предложением? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Учитель сказал что завтра вероятно будет хорошая погода и что можно будет сходить на экскурсию в лес.

2) Машенька попросила Нина расскажи нам что с тобой случилось.

3) По словам разведчика главный японский штаб стоял в Яковлевке.

4) Звуки музыки доносились с большого полного пассажирами парохода.

А6 В каком предложении допущена ошибка смешение прямой и косвенной речи?

1) Мария спросила, не холодно ли Мише.

2) Горький говорил, что: «Я нахожу в народном творчестве беспредельные богатства».

3) Осень говорит: «Я поля хлебом уряжу», а весна говорит: «Ещё я погляжу».

4) Учитель сказала, чтобы ученики подготовились к контрольной работе.

А7 В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1) «Ну что же, — продолжает кошка. — Пропой, дружок, ещё немножко».

2) «Поняли вы эту сказку, милая девочка?» — вдруг обратился он опять к Ларисе.

3) Динамик вдруг объявил: «Экипаж вертолёта «МИ-8», на вылет».

4) «Дело в том, сказал он, что человеку положено жить сто пятьдесят лет».

Часть В

По словам Белинского, с появлением Гоголя литература наша обратилась к русской жизни, к русской действительности.

В1 Каким способом передана чужая речь в данном предложении?

__________________________________________________________________________________

В2 Какая конструкция участвует в передаче чужой речи?

_______________________________________________________________________________

Часть С[2]

С1 Придумайте и запишите предложение с косвенной речью.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Вариант 3

1. Отметьте знаком «+» ошибку в утверждениях.

1. Прямой речью называется точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс, подумал, написал.

2. Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица того, кто её говорил.

3. При замене прямой речи косвенной слова автора становятся главным предложением.

2. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+». (Знаки препинания не расставлены. Начало прямой речи прописной буквой не обозначено.)

I — предложение с косвенной речью

II — предложение с прямой речью

III — простое предложение

I

II

III

1. Врач с любопытством посмотрел на Алексея и спросил как он себя чувствует.

2. Она встала вышла на террасу весело поздоровалась и заявила что мамы и Зины нет дома.

3. Принцесса рассказала отцу о своём страшном сне.

4. Если бы я был рыцарь подумал он то никогда бы не ездил на извозчике всегда верхом.

5. По мнению Блока Пушкин весёлое имя.

6. Что же вы молчите? сказал ему учитель отвечайте урок.

3. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+». (Знаки препинания не расставлены. Начало прямой речи прописной буквой не обозначено.)

Слова автора после прямой речи

Слова автора перед прямой речью

1. Летописец записал кратко того же лета устроил мост через Днепр Владимир.

2. И всё-таки надо писать сказал Пушкин.

3. Вы обещали взять меня с собою на охоту сказал он.

4. Комиссар хрипловато спросил прочёл?

5. Андрей Павлович закричал не своим голосом стой!

4. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+». (Знаки препинания не расставлены.)

Соответствует схеме

«П, — а, — п.»

«П, — а. — П.»

1. Всё это пустяки Иван Гаврилович сказала Юлия Не в этом счастье.

2. Его можно приручить думала она и это будет прекрасная дружба.

3. Мать зовёт Ваня сказал Григорий Поедем.

4. Мамаша обратился Иван к старухе не бойтесь.

5. Прощайте говорила Катя Сегодня я не зайду к вам.

5. Отметьте знаком «+» предложения с пунктуационными ошибками.

1. «А я к вам, — сказал он, — Иду потолковать с вашим батюшкой».

2. «Доброе утро, парень!» — увидев меня, приветливо здоровается Себастьян.

3. Он слез с велосипеда и коротко потребовал: «Документы!»

4. «Вы здесь? — сказала она, — А мы Вас ищем».

Вариант 4

1. Отметьте знаком «+» ошибку в утверждениях.

1. Прямой речью называется точно воспроизведённая чужая речь, переданная от лица того, кто её произнёс, подумал, написал.

2. Предложение с косвенной речью — это сложносочинённое предложение.

3. Предложения с косвенной речью служат для передачи чужой речи от лица автора, а не того, кто её говорил.

2. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+». (Знаки препинания не расставлены. Начало прямой речи прописной буквой не обозначено.)

I — предложение с косвенной речью

II — предложение с прямой речью

III — простое предложение

I

II

III

1. Я спросил откуда ты?

2. Отец просил не беспокоиться.

3. Анатолий овладев собой сказал чтобы они уходили лесом к реке.

4. Капитан спросил с какой скоростью идёт корабль.

5. Я знаю проговорила она Вас не убедишь.

6. По словам Белинского за границей встречаются те же Чичиковы только в другом платье.

3. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+». (Знаки препинания не расставлены. Начало прямой речи прописной буквой не обозначено.)

Слова автора после прямой речи

Слова автора перед прямой речью

1. Фома Фомич заговорил вдруг мужик голосом глухим и разбитым.

2. У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром и качаясь шепчет шаловливо с добрым утром.

3. Здравствуйте капитан! сказал пришедший обратясь ко мне.

4. Старик снял с левой руки деревянный браслет и подавая его мне сказал возьми капитан береги он принесёт тебе счастье.

5. Ну-ка Федя плясовую! воскликнул Родилов.

4. Распределите предложения по колонкам, отметьте знаком «+». (Знаки препинания не расставлены.)

Соответствует схеме

«П? — а, — П.»

«П! — а. — П.»

1. Почему не разбудил почти с ужасом сказал Андрей. Одиннадцать часов скоро а я ещё не вставал не умылся до сих пор.

2. Вот он воскликнул рыбак окончательно выдернув снасть и снимая с крючка ерша Попался сударик ступай-ка теперь в корзину.

3. Встречай гостей хозяин сказала Ксения Познакомься это Иван Книга.

4. Теперь я не пропаду обрадовался я Тропинка куда-нибудь приведёт.

5. Что будем делать спросил я Ветер начинает дуть с юга.

5. Отметьте знаком «+» предложения с пунктуационными ошибками.

1. «Так вот он, океан!» — мысленно повторял Ашанин, увидевший его впервые на своей утренней вахте.

2. «Скажите — спросила его Елена, — между вашими товарищами были замечательные люди?»

3. Прощаясь с Токаревым, Рита крепко пожала ему руку и тихо сказала: «Желаем удачи».

4. «Я приду к тебе в октябре, сказал Лаптев, — Выздоравливай, дорогая».

Обобщающий тест по изученным темам

Вариант 1

Часть А

Впишите цифру, соответствующую правильному ответу, в клетку под номером вопроса.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

А1 Какое из данных предложений осложнено однородны ми дополнениями?

1) Сосны, берёзы, лиственницы мелькают по сторонам.

2) Люди ближних сёл несли на базар овощи, хлеб, птицу, фрукты, мёд.

3) Были это весёлые, сильные и смелые люди.

4) Ни рыба ни мясо был этот человек.

А2 В каком из данных предложений необходимо поставить одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Раньше он либо не замечал окружающей природы либо она имела для него чисто практический интерес.

2) Метель бушевала всю ночь и утро и день.

3) Нет огней ни на палубе ни на мачтах ни кругом на море.

4) Он очень долго говорил с ней то громко то тихо то печально то весело.

А3 В каком из данных предложений необходимо поставить двоеточие и тире? (Знаки препинания расставлены частично.)

1) Всё ликовало и пело вокруг меня вспышки жнивья, и ромашки на меже, и пламя подсолнечников в разных местах среди ржей.

2) В числе посуды привозят много глиняных и стеклянных ребячьих игрушек, как-то уточек, дудочек и брызгалок.

3) Повсюду в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах происходили шумные разговоры.

4) Столы, лавки и кровати выстроганы из чистого белого дерева.

А4 В каком из данных предложений допущена пунктуационная ошибка?

1) Ни знатный род, ни красота, ни сила, ни богатство — ничто беды не может миновать.

2) В этом лесу есть как лиственные, так и хвойные деревья.

3) Ему сейчас казалось, что ничего не было: ни погони за бандитами, ни вьюги, ни мрачной тайги, ничего.

4) Лиственные деревья: осины, ольха, берёзки — ещё голы.

А5 Какое из данных предложений осложнено обращением? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Автор этого стихотворения Лермонтов.

2) Дай Пушкин мне свою певучесть свою раскованную речь свою пленительную участь.

3) Развитие интеллекта наиважнейшая задача семьи и школы и особенно литературы.

4) Между прочим в этом году из всего села из садов целой округи только у нас уродился терновник.

А6 Какое из данных предложений осложнено вводным словом? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Я земля низко кланяюсь в пояс тебе.

2) Действительно его постоянно и неудержимо тянуло в путь.

3) Солнце висело казалось прямо в зените хотя было уже три часа пополудни.

4) Душа моя я помню с детских лет чудесного искала.

А7 Какое из данных предложений осложнено вводным предложением? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Задача решена верно и без всяких исправлений.

2) Работал он небрежно нехотя и казалось что железо принимает разнообразные формы помимо его воли.

3) В это время показалось ему мелькнул перед ним какой-то странный образ человеческого лица.

4) Учёба правда ему была не в тягость.

А8 Какое из данных предложений осложнено вставной конструкцией? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Мы вдруг взглянули друг на друга и вспоминаю я кажется покраснел.

2) Все жители были одеты по-праздничному и говорят это было одно из красивейших зрелищ на всём побережье.

3) По его словам неизвестных людей было трое.

4) Мать и дочь Павловские это была их фамилия всё время сидели в своём флигельке и в саду не появлялись.

А9 В каком из данных предложений допущена пунктуационная ошибка?

1) Он кажется моложе своих лет.

2) Ехал инженер-путеец или, может быть, архитектор с круглым деревянным футляром, в котором, наверно, были скатаны кальки.

3) Начальник был тучен и кажется строг.

4) Тишина на рассвете не успокаивала, а, наоборот, усиливала его волнение.

А10 В каком из данных предложений есть обособленное определение? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Поднявшаяся стая птиц медленно пролетела над полем.

2) Солнце давно золотило верхушки леса а я бессонный сидел на верхней палубе и любовался всё новыми и новыми уголками.

3) Я лёг на кушетку ничком положив голову на руки и стал думать.

4) Одежда их обыкновенные штаны и белые кучки рубашек лежала тут же на песке.

А11 В каком из данных предложений есть обособленное приложение? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Костя мальчик лет десяти возбуждал мое любопытство своим задумчивым и печальным взором.

2) Утомлённый событиями прошедшего дня я быстро заснул.

3) Незамерзающий залив привлекает огромные стаи перелётных птиц.

4) Начиная беседу молодой человек даже не рассчитывал на подобную удачу.

А12 В каком из данных предложений есть обособленное обстоятельство? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Кругом вместо прозрачной рощи темнела непролазная чащоба.

2) Я привыкший уже ко всякого рода неожиданностям был ошеломлён этим известием.

3) Современник Пушкина и Лермонтова Жуковский сумел сохранить своё особое неповторимое поэтическое лицо.

4) И несмотря на пот обильный все гости тянут чай фамильный.

А13 В каком из данных предложений допущена пунктуационная ошибка?

1) Дойдя до расщелины, он шагнул через похожий на порог каменный выступ.

2) Она высокая красивая стройная казалась теперь рядом с ним очень здоровой и нарядной.

3) Со мной шёл ещё один пассажир, молодой человек в кепке и с портфелем.

4) Вопреки предсказаниям моего спутника погода прояснилась и обещала нам тихое утро.

А14 На месте каких цифр в предложении нужны запятые?

Улыбаясь (1) и что-то мурлыкая себе под нос (2) она (3) с удовольствием принялась за уборку квартиры (4) удивляясь сама себе.

1) 1, 2, 4;

2) 2, 4;

3) 2, 3, 4;

4) 1, 2, 3, 4.

А15 На месте каких цифр в предложении нужны запятые?

Несмотря (1) на мою почтительную вежливость (2) он уходил от прямых ответов (3) как бы давая понять мне разницу(4) в служебном положении.

1) 1, 2, 3, 4;

2) 1, 2, 3;

3) 2, 3;

4) 2, 3, 4.

А16 На месте каких цифр в предложении нужны запятые?

Тропа вилась вверх (1) следуя изгибам каменного откоса (2) и (3) делаясь то уже (4) то шире.

1) 1, 4;

2) 1, 2, 3, 4;

3) 1, 2, 4;

4) 4.

А17 Какое из данных предложений содержит уточняющее обстоятельство?

1) В хозяйстве есть звероферма песцов, или полярных лисиц.

2) У крутой поперечной горки, то есть у задней стены овражка, травы буйствовали невероятно.

3) Самый большой щит, метров в пять шириной, занимал середину ряда.

4) Многие газы, например кислород, тяжелее воздуха.

А18 Какое из данных предложений содержит уточняющее определение?

1) Он довольно хорошо, даже с каким-то особенным произношением, говорил по-русски.

2) Петя знал, что, кроме пассажиров классных, есть ещё и палубные.

3) У каждого из нас, санитаров, был свой пассажирский вагон на сорок раненых.

4) Всю четвёртую, последнюю, ночь слева и справа гремела отчаянная канонада.

А19 В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1) Решая свои проблемы, не забывайте об окружающих.

2) Устав после занятий, мне не читалось.

3) Проснувшись от холода, я увидел, что было уже семь часов.

4) Прочитав пьесу, я отчётливо представил образы персонажей.

А20 Найдите предложение, соответствующее данной схеме: «П, — а, — п». (Знаки препинания расставлены частично.)

1) Ну, вам надо идти, заторопила Ирина. Мне пора в цех.

2) Катя, говорю я строго, прошу тебя замолчать.

3) Странный Вы человек, прошептала она, отходя от окна.

4) Молодец! закричал радостно Андрей Петрович крановщику. Вот это работа!

А21 В каком предложении допущена ошибка при передаче чужой речи?

1) М. Ю. Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно».

2) Женщина сказала, что знает о готовящемся спектакле и хотела бы встретиться с исполнительницей главной роли.

3) Преподаватель спросил студента, какие проблемы были у него во время работы над дипломом.

4) Сократ сказал: «Я знаю, что ничего не знаю».

Часть В

А в лесу, (1) казалось, (2) шёл говор тысячи могучих, (3) хотя и глухих голосов, (4) о чем-то грозно перекликавшихся во мраке.

В1 Чем осложнено данное предложение?

______________________________________________________________________________

В2 Объясните (с использованием нумерации запятых) постановку в нём знаков препинания.

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

В3 Составьте схему данного предложения.

______________________________________________________________________________

Часть С[3]

С1 Придумайте и запишите текст из 4—5 предложений, осложнённых однородными членами, обращениями, вводными словами, на тему «Скоро лето».

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Вариант 2

Часть А

Впишите цифру, соответствующую правильному ответу, в клетку под номером вопроса.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

А1 Какое из данных предложений осложнено однородными определениями?

1) Не то чтобы страх, а какая-то неловкость теснила моё сердце.

2) Он начал свою речь на русском языке, затем продолжил на немецком, французском, итальянском и закончил традиционной для учёных латынью.

3) Не перестают радовать глаз голубые незабудки, белые маргаритки, многоцветные анютины глазки.

4) Солнце давно уже поднялось, нежарко стояло над лесом.

А2 В каком из данных предложений необходимо поставить две запятые? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Собранная здесь уникальная коллекция лекарственных трав известна сейчас не только отечественным но и зарубежным специалистам.

2) Тяжёлую наполненную до краёв корзину чёрной смородины Марина принесла к стану накрыла листьями лопуха.

3) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.

4) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.

А3 В каком из данных предложений необходимо поставить двоеточие и тире? (Знаки препинания расставлены частично.)

1) Гимнастика, обтирание и обливание холодной водой всё это укрепляет и закаляет человека.

2) Среди птиц, насекомых, в сухой траве словом, всюду, даже в воздухе, чувствовалось приближение осени.

3) Всё пахло кусты акации, листья сирени, листья смородины, лопухи, чернобыльник, цветы, трава, земля.

4) Многие звери, как-то лоси и медведи, волки и лисы водятся здесь.

А4 В каком из данных предложений допущена пунктуационная ошибка?

1) Ярославль — самый старый русский город на Волге.

2) Память накапливает добрый опыт, и традиции, и постоянно противостоит уничтожающей силе времени.

3) Хорошие манеры и правильно выработанное поведение принесут человеку как хорошее настроение, так и уважение окружающих.

4) Ученье да труд всё перетрут.

А5 Какое из данных предложений осложнено обращением? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Да ты готов!

2) Синие горы Кавказа приветствую вас!

3) Волга легла врагу преградой.

4) Ты здесь ты со мной.

А6 Какое из данных предложений осложнено вводным словом? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Однако нынешней весной всё шло как-то не так.

2) Он был даже рад случаю остаться наконец в одиночестве.

3) Становилось однако жарко.

4) Всем казалось странным его поведение.

А7 Какое из данных предложений осложнено вводным предложением? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Словом ни одного часа не приходилось оставаться ему одному дома.

2) Идти во время пурги положительно нельзя.

3) Случалось мне быть на Волге и в непогоду.

4) Я помнится принимался читать работать ничего не клеилось.

А8 Какое из данных предложений осложнено вставной конструкцией? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Все ядовитые грибы как известно называются в народе поганками.

2) Быстро но горячо прошла в душе моей страсть иначе я не могу назвать её ловить и собирать бабочек.

3) К счастью мы успели ухватиться за корни старых елей.

4) Мы носим в себе источник всего что только может быть.

А9 В каком из данных предложений допущена пунктуационная ошибка?

1) Солнце висело, казалось, прямо в зените, хотя было уже три часа пополудни.

2) Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу, первый признак богатой деревни, и были все высокие, большие и белые как лунь.

3) Я, к сожалению, не имею возможности Вам помочь.

4) Становилось, однако, жарко.

А10 В каком из данных предложений есть обособленное определение? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Разъезженная дорога внезапно сворачивала вправо.

2) Меня мокрого до последней нитки сняли с лошади почти без памяти.

3) Кипренский встречался по вечерам со своим другом гравёром Иорданским.

4) Волки достигли дороги метрах в ста позади саней и вытянувшись цепочкой стали легко нагонять.

А11 В каком из данных предложений есть обособленное приложение? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Все уже собирались и он скрепя сердце тоже стал собираться.

2) Он говорил как специалист своего дела.

3) У него как у опытного охотника не было сомнений в успехе.

4) Люди начали расходиться притихшие смущённые.

А12 В каком из данных предложений есть обособленное обстоятельство? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Вот и сейчас какие-то новые чувства глубокие и сложные наполняли всё существо учёного.

2) Он ушёй не солоно хлебавши.

3) Больная провела ночь не смыкая глаз.

4) А где-то в тёмной вышине посвистывал крыльями уносясь к обледенелым горам быстрый голубь.

А1З В каком из данных предложений допущена пунктуационная ошибка?

1) Нельзя жить сложа руки.

2) Имея хорошие семена, рано радоваться хорошему урожаю.

3) Стены его сарая бывшего курятника были сверху донизу завешены этюдами.

4) С луны, видной в просвете туч, протягивается широкий луч света и падает на утёс.

А14 На месте каких цифр в предложении нужны запятые?

Журавли-сторожа дремлют (1) не закладывал головы под крылья (2) и (3) заметив опасность (4) зычным криком будят товарищей.

1) 1, 2, 4;

2) 1, 2, 3, 4;

3) 2, 3, 4;

4) 1, 2, 4.

А15 На месте каких цифр в предложении нужны запятые?

Издали (1) он увидел дом (2) непохожий на другие (3) построенный (4) каким-то итальянским архитектором.

1) 1, 2, 3, 4;

2) 1, 2, 3;

3) 2, 3;

4) 2, 3, 4.

А16 На месте каких цифр в предложении нужны запятые?

Над ещё не улегшимся (1) после недавней бури (2) бескрайним морем (3) возвышалось небо (4) унизанное (5) ярко мерцавшими звёздами.

1) 1, 4;

2) 1, 2, 3, 4;

3) 1, 2, 4;

4) 4.

А17 Какое из данных предложений содержит уточняющее обстоятельство?

1) На левом, высоком, берегу реки чернели подводы.

2) Косили дальние, заливные, луга.

3) У них, молодых, свои дела, свои непонятные интересы, своё счастье.

4) От просеки вправо, в глубь леса, шла узкая тропинка.

А18 Какое из данных предложений содержит уточняющее дополнение?

1) Все оперативные документы, исключая журналы боевых действий, уничтожались.

2) Весной, чаще всего между седьмым и двенадцатым апреля, начинает буйствовать Ворша.

3) Вдруг впереди, на валежнике, показалась белка.

4) Идут мальчики по двое, тихо-тихо.

А19 В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

1) Прочитав эту роль, я в первый момент рассмеялся.

2) Чувствуешь ширь, взглянув с высокого берега на Оку.

3) Слушая музыку Скрябина, нас не покидает ощущение искренности композитора.

4) Пройдя по дорожке вдоль края поля, они сели на поваленное дерево.

А20 Найдите предложение, соответствующее данной схеме: «П, — а. — П». (Знаки препинания расставлены частично.)’

1) Гурин прав, подумал я, нужно расширять мастерские, делать навес над двором.

2) Совсем не хочется спать, сказал я. Здесь, под этим ночным солнцем, по-настоящему осознаешь, что люди созданы для деятельности, а не для сна.

3) Умею коротко говорить о длинных вещах, как-то сказал о себе Чехов.

4) Из всех моих сражений, говорил позже Наполеон, самое ужасное то, которое я дал под Москвой.

А21 В каком предложении допущена ошибка при передаче чужой речи?

1) Паренёк поинтересовался у нас, как долго мы ещё будем заняты и сможем ли помочь ему.

2) Студент спросил на экзамене, что сможет ли он взять дополнительное время на подготовку.

3) А. М. Горький писал, что «язык — инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть».

4) В 1830 году Лермонтов записал в своей тетради: «Как жалко, что у меня была мамушкой немка, а не русская — я не слыхал сказок народных».

Часть В

Стайки неприятельских пикировщиков, (1) или «козлов», (2) как их называли, (3) покружив в высоте, (4) ринулись вниз.

В1 Чем осложнено данное предложение?

______________________________________________________________________________

В2 Объясните постановку в нем знаков препинания (с использованием нумерации запятых).

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

В3 Составьте схему данного предложения.

______________________________________________________________________________

Часть С[4]

С1 Придумайте и запишите текст из 4—5 предложений, осложнённых обособленными членами, на тему «Летние радости».

Предложил журавль цапле замуж за него пойти. Цапля не согласилась, а потом передумала и сама предложила посвататься журавлю… Так они ходят друг к дружке постоянно, да никто гордыню свою отбросить не хочет. Это смешная и бесконечная сказка, которая развеселит ребенка.

Сказка Журавль и цапля скачать:

Сказка Журавль и цапля читать

Летела сова — веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала…

Это присказка, а сказка вот какая.

Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.

Дай, пойду посватаюсь к цапле!

Пошел журавль, — тяп-тяп! — семь верст болото месил.

Приходит и говорит:

Дома ли цапля?

Выдь за меня замуж!

Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась и сказала:

«Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля».

Приходит к журавлю и говорит:

Журавль, возьми меня замуж!

Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся.

Цапля заплакала со стыда и воротилась назад.

Журавль раздумался и сказал:

«Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж».

Приходит и говорит:

Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!

Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:

«Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду».

Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.

Андреева Галина

Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля»

Анализ русской народной сказки
«Журавль и цапля
»

Летела сова — веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала.

Это присказка
, а сказка вот какая
.

Жили-были на болоте журавль да цапля
. Построили они себе по концам избушки. Журавлю
показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.

Дай, пойду посватаюсь к цапле
!

Пошел журавль
, — тяп-тяп! — семь верст болото месил.

Приходит и говорит
:

Дома ли цапля
?

Выдь за меня замуж!

Нет, журавль
,не пойду за тебя замуж
: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел журавль
домой несолоно хлебавши. Цапля
после раздумалась и сказала
:

«Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля
«.

Приходит к журавлю и говорит
:

Журавль
, возьми меня замуж!

Нет, цапля
, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся.

Цапля
заплакала со стыда и воротилась назад.

Журавль раздумался и сказал
:

«Напрасно не взял за себя цаплю
! Ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж».

Приходит и говорит
:

Цапля
! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

Нет, журавль
, не пойду за тебя замуж!

Пошел журавль домой
. Тут цапля раздумалась
:

«Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду
«.

Приходит она свататься, а журавль не хочет
. Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.

Анализ

Русская народная сказка Журавль и Цапля это сказка о животных
, потому что в ней нет людей и волшебных вещей. Главными героями данной сказки
являются две птицы –это журавль и цапля
. Они обе живут на болоте. Эти два персонажа положительные, но самовлюблённые. В один прекрасный день пошёл журавль к цапле свататься
. Но цапля не захотела
,потому что у журавля
ноги длинные и платье короткое. Когда журавль ушёл
, она горько пожалела,что отказала и пошла сама к нему. Самовлюблённый журавль
,вспомнив обиду, тоже отказал цапле
. С тех пор и ходят они друг к другу.

У этой сказки нет конца
, зато есть присказка
. А присказка такая же как и сказка без конца
. Сова летела,хвостиком повертела, села,по сторонам посмотрела и опять полетела, летела летела….т. д.

Эта сказка учит тому
,что иногда свою гордость нужно спрятать подальше, нужно быть более решительным,чётко понимать чего ты хочешь.

Сказка Журавль и цапля о проблеме выбора
. Ни цапле
, ни журавлю
не стоило было делать упор на идеального супруга, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.

Год написания:
неизвестно

Жанр произведения:
сказка

Главные герои:
Журавль
и Цапля
— птицы

Сюжет

Журавль и цапля жили в разных концах болота. Однажды, журавль решил жениться. Целых семь верст довелось идти свататься. Тогда предложил цапле выйти за него замуж. Ее лишь рассмешило такое предложение. Сказала, что не нравятся его длинные ноги и короткая одежда. И жену нечем прокормить. Но цапля пожалела о своих словах. Подумала, что все равно вдвоем лучше, чем одной. И пошла мириться. Журавль категорично отказал, он был в обиде. Но потом подумал, что зря отказал, скучно одному. Вот и обратно пошел. Получил отказ. А цапля вновь хотела все вернуть. Вот так и ходят до сих пор друг к дружке. Пожениться не удалось.

Вывод (мое мнение)

Простая детская сказка содержит важные уроки для взрослых. Перед принятием решения, нужно хорошенько подумать. Сделав выбор держаться его. Думать о чувствах других, относиться с добротой. Гордость, неуступчивость, упрямство ограничивают человека, делают неспособным изменить жизнь к лучшему.

Урок 5 класс дата

Тема: Народная сказка «Журавль и цапля». Особенности сюжета.

Цели:

формирование представления о жанровых признаках различных

видов народных сказок; формирование представления о композиции сказки;

развитие умений анализировать текст, сравнивать, делать обобщение;

развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с новыми словами;

формирование осознанного, грамотного, выразительного чтения сказки;

формирование действий контроля и оценки; формирование межличностных отношений учащихся в групповой работе; воспитание познавательной активности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, тетрадь

Ход урока

    Орг. Момент.

    Артикуляционная разминка, выразительное чтение

Выделим в классе две группы детей с хорошими навыками чтения: три и два человека, которые выходят на 5-7 минут из класса и готовят выразительное чтение сказок. Три человека по ролям читают сказку «Журавль и цапля».

    Обсудим сказку

    «Журавль и цапля»

    с помощью вопросов и заданий учебника
    (с. 40)

    .

«Журавль и цапля» — сказка о животных. Начинается она с забавной присказки, главный персонаж которой — «сова — веселая голова». Концовка — краткое (лаконичное) завершение истории журавля и цапли: «Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся».

В этой сказке есть повторы: журавль два раза ходит свататься к цапле, цапля тоже ходит к журавлю два раза, и обращаются они друг к другу похожими или точно совпадающими фразами. Например, цапля говорит журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж…»

Постоянных эпитетов в сказке нет.

Народные выражения, т.е. устойчивые выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как несолоно похлебал, ушел домой».

В волшебных сказках рассказывается о необыкновенных, чудесных событиях. Сказка «Журавль и цапля» — о животных, но похожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, если бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в сказке действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем увидеть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, скрытый смех, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.

    Сказочники

Читаем и обсуждаем статью учебника «Из рассказов о сказочниках»
(с. 42-43)

.

Как вы будете сказывать волшебную сказку и сказку о животных?

В волшебных сказках происходят чудеса. Это само по себе удивительно, и не надо особенных приемов, чтобы поразить и увлечь слушателей. В сказках о животных чудеса иного рода. Чтобы слушатели лучше представили себе новых героев, сказитель начинает говорить как бы по ролям. Действие волшебной сказки происходит в тридевятом царстве, а действие сказки о животных — как будто в реальном мире. Изменяя интонацию, сказитель дает возможность лучше понять характер каждого животного.

Каковы особенности сказывания сказок у разных исполнителей?

Какими приемами сказителей вы будете пользоваться при подготовке пересказа разных видов сказок?

При подготовке пересказа волшебной сказки лучше пользоваться спокойной, несколько торжественной манерой и рассказывать точно, стараясь ничего не перепутать. В сказках о животных и в бытовых сказках можно использовать шутки, с помощью интонации передать особенности речи героев, выразить свое отношение к ним.

    Выразительное чтение и пересказ русских народных сказок

Урок завершим обсуждением вопроса:

Какие особенности народных сказок кажутся вам наиболее важными?

У каждого вида народной сказки свои особенности. В сказках о животных важным кажется то, что они учат понимать характеры людей на примере историй о лисах и волках, медведях и зайцах. Бытовые сказки дают пример смекалки, находчивости, веселой шутки. Их герои не поддаются унынию и печали. Волшебные сказки учат мужеству, настойчивости в достижении благородной цели, помогают верить в добро.

    Вспомним, какие особенности сказки нам известны? (заполнение таблицы)

животные

человек и несуществующие герои

человек и животное (человек и человек)

Какие события происходят в сказке?

из реальной жизни

фантастические

реальные

Какова задача сказки?

высмеять поведение героев

показать, что добро побеждает зло

высмеять недостатки героев

    Домашнее задание

Оформить в читательском дневнике (или рабочей тетради) страницы с отзывами о трех сказках: волшебной, бытовой и о животных (из тех, что не изучались в классе).

Жили-были Журавль и Цапля. Они были со­седями, часто ходили друг к другу в гости. Жу­равлю было скучно жить одному. Он решил же­ниться. Посватался он к Цапле. Но Цапля посмеялась над ним. Сказала она, что не пара ей Журавль. Обиделся тот и ушел домой.

Цапля подумала, зачем же она прогнала Жу­равля. Ведь одной жить скучно. Пошла она к Журавлю, стала просить: “Возьми меня за­муж!” Журавль сказал ей, что она некрасива, и не хочет он на ней жениться. Заплакала Цапля и вернулась домой.

Журавль спохватился и подумал, что зря

оби­дел Цаплю. Пошел к ней и сказал, что решил же­ниться. Но теперь Цапля сказала, что не желает за него идти.

Только ушел Журавль, как Цапля стала жа­леть о своем отказе. И пошла она сама к Журав­лю. Но теперь он отказал ей. Так и ходят они друг за другом по болоту, никак не могут догово­риться. И все оттого, что слишком гордые.

Народные сказки о животных обычно бывают сатирическими или юмористическими. В них высмеиваются те или иные человеческие недо­статки. Каждая сказка о животных показывает определенные человеческие характеры и ситуа­ции, в которых эти характеры раскрываются. Животные наделяются всеми человеческими

ка­чествами. Сказка “Журавль и Цапля” высмеи­вает такие качества, как гордость, высокомерие, неумение найти общий язык с ближними, эго­изм.

Глоссарий:

        • Анализ Сказки журавль и цапля
        • журавль и цапля краткое содержание
        • краткое содержание журавль и цапля
        • краткое содержание сказки журавль и цапля
        • сказка журавль и цапля анализ

Другие работы по этой теме:

  1. Даже вступив на территорию камакурского храма, Кикудзи все еще продолжал колебаться, идти ему или не идти на эту чайную церемонию. Устраивая чайные церемонии в павильоне…
  2. Сказка-анекдот Жил бедный мужик, у него была большая семья, а из добра — один-единственный гусь. Од­нажды осталась семья мужика без еды, и при­шлось зарезать и…
  3. Ворона и Лисица В этой басне мораль предваряет повествова­ние: Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в…
  4. Певцы Прелюбопытные крестьянские типы привлекли вни­мание автора в маленьком селе Колотовка. Здесь находит­ся кабак “Притынный”, который славится на всю округу и собирает больше всего народу,…
  5. Краткое содержание-анализ: И. И. Пущину (Пушкин) И. И. Пущину В первых строках своего стихотворения лири­ческий герой Пушкина обращается к другу, на­зывает его “бесценным”. Герой радуется…
  6. Часть восьмая Каренин забирает дочь Анны и Вронского и вос­питывает ее. У Левиных растет сын, в семье царят мир и благополучие. Левины помогают Долли, от­дают…
  7. Бирюк Как-то во время охоты автора застала сильная гроза и ему пришлось искать укрытия в избе лесника. Лесник оказался невероятного роста и огромной силы. Звали…

  • Поднять насмех как пишется
  • Подниматься ввысь как пишется
  • Подмочить репутацию как пишется и почему
  • Поднимемся как пишется поднимемся или
  • Поднимаешься как пишется правильно