Подлое коварство рассказ на дзен

Тасс-досье. 29 ноября 2021 года на 94-м году жизни умер народный артист ссср режиссер владимир наумов. владимир наумович наумов родился

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 ноября 2021 года на 94-м году жизни ​умер народный артист СССР режиссер Владимир Наумов.

Владимир Наумович Наумов родился 6 декабря 1927 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в семье кинооператора Наума Соломоновича Наумова-Стража (1898-1957) и театральной актрисы Агнии Васильевны Бурмистровой (1906-1971).

В 1951 году окончил в Москве режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК; ныне Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова), где занимался в мастерской Игоря Савченко. В студенческие годы был его ассистентом на съемках фильма «Третий удар» (1948), в котором также дебютировал как киноактер. После смерти руководителя мастерской вместе с режиссером Александром Аловым завершил картину Игоря Савченко «Тарас Шевченко» (1951). С этого момента началось творческое сотрудничество Наумова и Алова. Среди их первых совместных работ — «Тревожная молодость» по трилогии Владимира Беляева «Старая крепость» (1954), «Павел Корчагин» по роману Николая Островского «Как закалялась сталь» (1956), «Ветер» (1958). В 1961 году на экраны вышла военная драма «Мир входящему», тогда же удостоенная специального приза жюри XXII Международного кинофестиваля в Венеции за лучшую режиссерскую работу и премии «Кубок Пазинетти» (приз итальянских кинокритиков за лучший иностранный фильм). В 1962 году в Брюсселе картина получила национальную бельгийскую кинопремию «Фемина».

В 1966 году режиссеры экранизировали рассказ Федора Достоевского «Скверный анекдот». Картина вызвала критику со стороны официальных властей: Наумова и Алова обвиняли в «сгущении красок», в «искажении идеи Достоевского» и др. По воспоминаниям Владимира Наумова, глава Госкино Алексей Романов сказал режиссерам, что из-за них может «лишиться партийного билета». В итоге фильм был запрещен к показу и вышел на экраны только в 1987 году.

Среди других совместных фильмов Владимира Наумова и Александра Алова: «Бег» по мотивам произведений Михаила Булгакова (1970, вошел в основной конкурс Каннского фестиваля 1971 года), «Легенда о Тиле» по мотивам романа Шарля Де Костера «Легенда об Уленшпигеле» (1976), «Тегеран-43» (1980, СССР — Швейцария — Франция), «Берег» по роману Юрия Бондарева (1983, СССР — ФРГ). В 1971 году они также выступили в качестве театральных режиссеров, поставив в Московском театре «Современник» спектакль «Тоот, другие и майор» по пьесе Иштвана Эркеня.

После смерти своего коллеги в 1983 году Владимир Наумов снял посвященную ему документальную ленту «Алов» (1985). Также продолжил режиссерскую деятельность в художественном кино, поставил фильмы: «Выбор» по произведению Юрия Бондарева (1987), «Закон» (1989), «Десять лет без права переписки» (1990), «Белый праздник» по мотивам повести Тонино Гуэрра «Сто птиц» (1994), «Часы без стрелок» (2001), «Джоконда на асфальте» (2007). В 2012 году Владимир Наумов приступил к съемкам картины «Сказка о царе Салтане». Планировалось, что она станет первым в киноцикле «Сказки Пушкина». Однако из-за недостатка средств ее производство не было завершено. Большинство фильмов Владимир Наумов снимал по собственным сценариям (всего он написал сценарии к 18 лентам).

Несколько раз Владимир Наумов выступал в качестве киноактера. После небольшой роли лейтенанта в картине «Третий удар» он сыграл штабс-капитана в трагикомедии Александра Митты «Гори, гори моя звезда» (1969), полковника милиции в телефильме Александра Гордона «Кража» (1970). Впоследствии снимался только в своих картинах («Часы без стрелок», «Джоконда на асфальте»).

В 1963 году Владимир Наумов стал художественным руководителем созданного при киностудии «Мосфильм» творческого объединения писателей и киноработников. После его преобразования в кинокомпанию «Союз Навона» занял пост ее генерального директора.

С 1976 года также являлся секретарем правления Союза кинематографистов СССР.

С 1980 года руководил мастерской во ВГИКе. Профессор (1986). В 2010-х годах вместе с супругой, известной российской актрисой Наталией Белохвостиковой, вел актерско-режиссерскую мастерскую в Московской школе нового кино.

Автор книги «В кадре» (2000, в соавторстве с Наталией Белохвостиковой).

В 2004 году Владимир Наумов в качестве продюсера работал над лентой «Год лошади. Созвездие Скорпиона», режиссером которой стала его дочь Наталия.

Являлся президентом Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

Был членом Союза кинематографистов РФ и Европейской киноакадемии.

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965). Народный артист СССР (1983).

Владимир Наумов был награжден орденами «Знак Почета» (1971), Трудового Красного Знамени (1977), Дружбы народов (1987), «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней (2007, 2018, 1997), Почета (2013).

Лауреат Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры (1985, за фильм «Берег»).

Обладатель кинопремии «Золотой орел» в почетной номинации «За выдающийся вклад в мировой кинематограф» (2008).

Являлся почетным членом Российской академии художеств.

Владимир Наумов был женат вторым браком на народной артистке РСФСР Наталии Белохвостиковой (род. 1951). Их дочь Наталия Наумова (род. 1974), в детстве снялась в фильме «Тегеран-43». Впоследствии окончила актерский факультет ВГИК и Высшие курсы сценаристов и режиссеров, снималась в фильмах отца, но выбрала карьеру режиссера. В 2007 году Владимир Наумов и Наталия Белохвостикова усыновили мальчика Кирилла (род. 2004). Первой супругой режиссера была заслуженная артистка РСФСР Эльза Леждей (1933-2001). От брака с ней — сын Алексей.

Жизни и творчеству кинематографиста посвящены документальные фильмы «Свидетель времени. Владимир Наумов» (2007, режиссер Наталия Наумова) и «Владимир Наумов. Монологи кинорежиссера» (2012, Наталия Урвачева), а также сборник «Алов и Наумов» (2016, составитель Любовь Алова). 

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Telegram

Gserg


Ну,даст бог — не последняя)

Утконосиха


После Нового года дяденька Скотт начнет снимать кино про Наполеона с Хоакином Фениксом и Джоди Комер в роли Жозефины. Вот, чую, будет пожива для Клим Саныча. Тем более что там опять обещают какой-то нестандартный взгляд.

MrGrum


То что написано позже — в любом случае фигня.

Но французы утверждают, что оригинальные записи адвоката Гри, известного в те времена персонажа, содержат утверждения, что пОциент виновен и адвокат испытывает двоякие чуйства (как добрый христианин), выступая в его защиту.

Я по французски не читаю (и тем более на старофранкском), проверить не могу, но если это так, то особых сомнений в этом быть не может несмотря на любые сказки, записанные через 100 лет после событий.

Утконосиха


Слушайте, ну я так не играю! Даже в Википедии эта самая дуэль описана гораздо бодрее, чем в фильме. И ещё там очень трогательный рассказ о том как Карруж попрощался с женой перед дуэлью, а она его благословила, говоря, что он идёт сражаться за правое дело. В фильме же, как я и опасалась, что ле Гри тварь, что Карруж абьюзер. Ну и материальная культура воссоздана — убиться можно. Я про доспехи ничего не могу сказать, но платья там очень сильно по мотивам четырнадцатого века. И, как неоднократно говорил Клим Саныч, отсутствие головного убора на замужней женщине восхищает несказанно. Я человек закалённый историческими сериалами, много чего насмотрелись, но от фильма самого Ридли Скотта ожидала более бережного подхода к историческому антуражу.

В общем, не пойду я на это в кино. Подожду выхода известно где.

ayaks


Боюсь, монитор треснет от накала разоблачений)

exolon


Вот намедни смотрел старый фильм «Беккет» 1964-го года, и почему в старых фильмах костюмы знати красочные, доспехи блестят, и король выглядит, как король, а не выродок.

Sejio


Я уж подумал, это специально регламентированные божественно-поединочные доспехи. Дескать, если случайно прилетит в открытую часть хлебала турнирное копье — то это не случайно, а по велению Божию.

Утконосиха


Кому: exolon, #6

> Вот намедни смотрел старый фильм «Беккет» 1964-го года

Так надо ещё «Лев зимой» посмотреть, только кошерный, с Питером О’Тулом в той же роли Генриха Второго и бесподобной Кэтрин Хепберн. Вот там тоже и король выглядит как король, и королева восхитительна, и антураж вполне себе на уровне.

Я днями смотрела фильм «Леопард», а потом прочитала, как его снимали. Режиссер Висконти, сам итальянский аристократ, дрессировал актеров от и до, даже учил их курить как было положено благородным итальянским донам в 19 веке. И какой великолепный, красочный, изящный фильм получился.

Basilevs


ЕМНИП, благородная женщина в феодальном обществе рассматривалась как в каком то смысле вассал своего мужа. Она ему служила — вела хозяйство, рожала детей, — а он обязан был её защищать и обеспечивать. То есть кроме прав у мужа была и куча обязанностей перед ней.

Это в какой то мере сохранилось в околофеодальных современных обществах типа Саудовской Аравии. Где да, женщина не может водить машину и закрывает лицо — но и муж супротив неё на самом деле отнюдь не свободен. И многие вещи даже вообще не имеет права делать . Ну и то, что жена — она представитель рода — это в СА тоже играет и сегодня, причём довольно сильно.

Занятно смотреть в магазинах, как они вместе шопятся — платит за всё муж, но что именно покупать и в каком количестве, это решает жена.

УниверСол


А несостоявшийся монолог графа — не из Покровского ли позаимствован? Академический интерес.

Uncle Le


Кому: УниверСол, #10

> А несостоявшийся монолог графа — не из Покровского ли позаимствован? Академический интерес.

Мне тоже так показалось.

ПТУРщик


Кому: Утконосиха, #4

> но от фильма самого Ридли Скотта ожидала более бережного подхода к историческому антуражу.

ну здрасьте!

Это вы от Ридли Скотта, который снял в 2010 году «Робин Гуда», где на замок Электродрели напали звероподобные хрен-знает-кто; где любовница короля Иоанна говорит по-французски и для этого нужны субтитры, а Иоанн и его мать – французы по крови – на другом языке; где некий каменщик составил Великую хартию вольностей и тщательно нарисовал там гербы всех будущих баронов-подписантов и много чего ещё — ждали более бережного подхода к историческому антуражу ???

Колька


Кому: УниверСол, #10

> А несостоявшийся монолог графа — не из Покровского ли позаимствован? Академический интерес.

Местами точно из Покровского. «Как проститутку, не меняя белья», «кожа на лице, как на жопе у носорога», «кака синяя». У Покровского диалог был высказан при схожих обстоятельствах.

УниверСол


Кому: Колька, #13

> У Покровского диалог был высказан при схожих обстоятельствах.

Да. Довольно ловкая и удачная аллюзия.60

ЧГКшник


Мне кажется, гоголевская ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем раскрыта более глубоко и содержит больше интриги, чем это поделие.

Утконосиха


Кому: ПТУРщик, #12

> ну здрасьте!

И правда, что это я. Ну была надежда, что хоть платьишки сделают более-менее соответствующими эпохе, а вот шиш.

Sejio


Кому: ЧГКшник, #15

> Мне кажется, гоголевская ссора Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем раскрыта более глубоко и содержит больше интриги, чем это поделие.

Буквально третьего дня посмотрел этот фильм 1959 года выпуска. Просто шедевр!

Вот только звук подкачал. Что, его ремастернуть не могут? Неужели это так дорого стоит, что Министерства Культурки денег нет? Или это просто никому не надо?

УниверСол


Кому: Sejio, #17

> Что, его ремастернуть не могут?

Ради всего святого — не надо!!!

Тутошние ремастеры вооружёны эффектом Амидаса, а потому бессмысленны и беспощадны. Эмпирический вывод.

Kashtak


Кому: Sejio, #17

Вот пример ремастера «Золотой антилопы»:

https://www.youtube.com/watch?v=-qip4uUHFgs

Вместо восстановления оригинального звука творцы переозвучили персонажей и переиграли музыку.

Чудовища.

Такой же позор постиг и другие шедевры советской мультипликации.

Хорошо хоть на известных ресурсах сохранились оригиналы.

Вот и от Ридли Скотта уже не жду ничего хорошего. Удивительно, что «Марсианин» вышел вменяемым, хотя автор уже проявил себя в «Прометее» и вовсю готовил «Чужой: Помёт». Возможно, сказалась литературная основа фильма.

Большое спасибо Клим Санычу за интересный рассказ.

Thunderbringer


Кому: Kashtak, #19

> Вместо восстановления оригинального звука творцы переозвучили персонажей и переиграли музыку.

> Чудовища.

> Такой же позор постиг и другие шедевры советской мультипликации.

Это даже не переиграли, а кота по балалайке Casio за 200 баксов пустили. Отдали на аутсорс какому-то студенту, которому сто медведей уши отдавили наверное. Денег на оркестр-то жалко.

Но в чем была проблема восстановить оригинальный звук? Там работы на несколько дней, если работать как улитка — оригинальные дорожки не в таком уж и плохом состоянии. Это не с запиленного воскового цилиндра фонографа звук восстанавливать, и даже не с разбитой и склеенной пластинки. Что нам приходилось делать в свое время, причем пришлось оборудование делать.

Хотя вполне возможно, что родственничков подрядили или просто экономили по полной.

>Вот и от Ридли Скотта уже не жду ничего хорошего.

Ну да, результат аналогичный выйдет.

Несколько разные причины правда. В первом случае — желание сэкономить, поэтому отдали рукожопам.

В случае Ридли Скотта — дедушка старый, выдохся уже. Ему бы того, отдыхать надо, рыбу там ловить.

Steel Rat


Кому: Kashtak, #19

> Вот пример ремастера «Золотой антилопы»:

Пиздец, я в детстве озвучивал с друганом игру (Wing Commander 2, комп на божественном 386ом, микрофон от бобинника Маяк) и то лучше получилось.

toron


Странно, как можно проникнуть в замок своего уже давно врага? В замок! Это уже не говоря о том, как узнать, что все уехали (зачем?!). Попахивает подставой.

Видимо умелый информационный шум уже тогда мог сделать человека виновным независимо от фактов и логики.

Ulkizz


Кому: toron, #22

во-первых не врага, а в худшем случае неприятеля.

во-вторых, когда куда-то едет большое уважаемое семейство со всеми слугами… Утаить такое тяжело, особенно если цели такой нет. Этож готовиться к такому надо. Даже сейчас.

в-третьих, гражданин насильник мог мимокрокодилить по своим делам, а тут такое.

Чудовищное совпадение никогда нельзя исключать.

Конечно, всё перечисленное не исключает и подставы. В конце концов, у Карружа помимо некоторых проблем с головой, были и феодальные закидоны.

хмырь


Благодарю Клим Саныч, приятно было слушать.

А про дуэль Жарнака хотелось бы услышать. Я про не у Хаттона читал, но там все уж больно идеализированное.

знакомая тема — я жду, когда мужа не будет полдня точно, но чтобы и я была дома. Мне мастер починит кровать, повесит полочку и что-то еще. Хочу, чтобы было идеально, а не «ой, свёрла у меня только такие, тут дырочка оказалась случайно небольшая, но ее почти не видно.» а про кровать муж вообще сказал, что так нормально.
29.11.2021 10:11:34, Лада Иванова

Ну в этом случае я бы объявила это подарком со словами ,что лучше мы с тобой в спальне что-нибудь вместе соберем,чем ты будешь со шкафом возиться.))
28.11.2021 23:32:45, птичка певч

KengaLu

И? Это радость? Это сожаление? Какой посыл у этого сообщения?
28.11.2021 19:35:54, KengaLu

NLU

Вот когда готовый шкаф займет своё место, то возникнет посыл облегчения и радости. А пока так, предвкушение.

28.11.2021 23:46:59, NLU

я тут никакого обмана не вижу вообще. когда и как вам удобно собирать, так и делаете. мужу еще и приятнее будет, что не надо ковыряться со сборкой. у меня младшая дочь в принципе собирать мебель, но не потому что это так захватывающе, а потому что она не любит ни к кому обращаться за помощью, тем более за деньги. купили недавно с ней маленький столик на лоджию. ей на след. день на работу. я пригласила соседа, который его и собрал. дочь только рада была.

28.11.2021 19:15:52, ALora

ландыш

у нас свободная страна свободных людей, кто хочет сам собирать шкаф — то сам его и собирает.
а не ждет, когда жена с дочкой ему подгонят всё необходимое

28.11.2021 19:07:53, ландыш

Ага… Конструктор для взрослых мальчиков лучше самому купить :)
28.11.2021 23:08:03, av10

А муж хочет сам почему? чтобы сэкономить или ему это в радость, как конструктор?

Я бы из этого исходила. Но у меня рукастый и я не сомневаюсь, что собрал бы как надо, порой лучше профессионалов.
Если бы сэкономить хотел, то может и пошла бы вашим путем


28.11.2021 17:39:15, ЁЁЁЁЁ

Мой бы оценил это, как заботу. Ну не фанат он шкафы собирать, нам с сыном собирать и чинить больше по вкусу.
Это такое времяпровождение… Что-то совместно собрать, это не про качество, а что-то вроде командной игры. Не всегда хочется играть, порой просто хочется, чтобы шкаф стоял и им уже можно было пользоваться.

28.11.2021 16:10:56, av10

Обман — это всегда плохо и какими бы благими намерениями ты его не прикрывал, он всегда останется обманом
28.11.2021 16:10:39, да уж…

А вы точно знаете что хорошо,что плохо?Судя по тому как в теме рядом отписались что дети болеют и умирают от грехов родителей?
28.11.2021 20:23:58, Алевтина я

Вы, вы видимо, намеренно упустили моё дополнение, что я ничего не утверждаю, просто верю в это сама. А что такое хорошо и что такое плохо — дети с первого класса знают, когда с одноименным стихотворением Маяковского знакомятся.
28.11.2021 21:49:28, да уж…

Лиметт

Без всякого обмана прошу не собирать новую кровать самому, если будем заказывать. В прошлый раз нам доставщики собрали очень крепко, за 5 лет ничего не разболталось у детей, как бы они ни прыгали на ней)

28.11.2021 15:39:46, Лиметт

Я за, муж так собрал кухню, что уже 4 года злюсь((((

28.11.2021 14:00:48, рица

Мой бы оскорбился не на шутку. До сих пор припоминает мне, что шкафы-купе собирал сборщик.
28.11.2021 13:58:43, бим-бом

Я такие вещи обманом не считаю. Тем более идея и финансирование дочкино. «Дочери так удобно» и все.
28.11.2021 13:35:52, ШаНуар

Я против . Думаю ему не понравится.Надо мужа нагружать физически. У каждого мужчины должна быть постройка своего сарая на даче,говорят психологи и я согласна. Что ему делать в этой городской жизни? Пусть почувствует себя мужчиной и человеком. Займется и отвлечется от своих проблем часа на 3.
28.11.2021 13:19:21, а я против такого сюрприза

Ужас какой, я бы сбежала на стадии дачи, а еще и сарайчик
Для физической нагрузки есть спорт
И я бы предпочла сходит с мужем в ресторан, кино или просто погулять, а не ждать целый день пока он шкаф собирет

29.11.2021 15:50:11, Пирожки

anny_panda

Совершенно правильно сказали — преподнести как подарок. И залакировать Хорошим ужином , вином или чего там ещё человек любит

28.11.2021 12:58:22, anny_panda

Businka

Можно сказать что за перенос срока доставки сборку предложили в подарок. Не стали отказываться
28.11.2021 12:56:26, Businka

я б в такой ситуации на месте папы разобрал бы и собрал заново. А жену наказал бы.

28.11.2021 12:50:36, AleXXX

Cat-S

А как наказал бы?

28.11.2021 13:40:58, Cat-S

[Cообщение удалено модератором на основании пункта правил:
-спам, флуд, провокации, сообщения, носящие навязчивый характер
После 5-ти нарушений Вы будете переведены в режим чтения!]

28.11.2021 15:57:09, ))))

казакова

Вероятно там папа и разобрать вряд ли сможет, не то что собрать. Такие папы для порядка обижаются, но в душе рады, что не надо ковыряться с мебелью.
28.11.2021 13:00:24, казакова

NLU

Я готова. Наказать меня трудно, не удавалось даже родителям.
28.11.2021 12:55:39, NLU

тебя не били?

28.11.2021 12:58:32, AleXXX

NLU

любимых не бьют
28.11.2021 13:00:54, NLU

любимые не портят мужу развлечения

28.11.2021 13:02:02, AleXXX

NLU

Развлечениями я всегда могу обеспечить.
28.11.2021 13:07:34, NLU

и именно тебе решать, как ему развлекаться? ) просит муж у тебя колбаски — а ты ему скалкой по рукам — «на, рыбку кушай, зайка!» :)

28.11.2021 13:15:01, AleXXX

NLU

У меня есть ффсё, и колбаска, и рыбка, и сборка.
Хотела сама сделать мольберт, но в качестве развлечения поручила мужу. Всё необходимое уже приготовлено, брусочки, инструменты…, включая суперский клей для дерева.

28.11.2021 13:20:20, NLU

ну так и есть — скалкой. Он шкаф хочет собирать, а ты ему — хлобысь по рукам!- мольберт собирай. Я сказала :))

28.11.2021 13:24:24, AleXXX

Лиметт

))

28.11.2021 15:40:29, Лиметт

Если идея и финансирование дочкино, пусть она потом скажет, что это подарок. К чему угодно.
И пусть делает вид, что обидится, что подарок не оценили

28.11.2021 12:48:01, Sp

NLU

Спасибо, воспользуемся.
28.11.2021 12:54:40, NLU

УникаЛьнаЯ

Вот очень понимаю, да :)
28.11.2021 12:44:49, УникаЛьнаЯ

а почему вы этого хотите?
28.11.2021 12:41:20, Шерлок

NLU

Про то, как папа вешает картину весело смотреть в кино или читать у Джерома, но играть в эту игру не хочется.
28.11.2021 12:54:02, NLU

те у вас криворукий муж и процесс затянется надолго, вокруг будут разрушения, а шкаф срочно необходим?
28.11.2021 13:00:32, Шерлок

Лиметт

не в криворукости тут дело, а в опыте. Если собираешь такие шкафы каждый день, то шансы на успешную сборку повышаются. И другое дело. если раз в пять лет. Оно получится, конечно, но если нет задачи экономить, то лучше не рисковать.

28.11.2021 15:42:37, Лиметт

я вот криворукий :) Но шкаф на балкон собрал :) Каждый раз, выходя на балкон, радуюсь — МОЙ ШКАФЧИК :)

28.11.2021 15:45:25, AleXXX

Реклама

Лиметт

Ой, у нас таких точек приложения сил полно, только в путь!) Шкафы большие и кровати могут в этом не участвовать))
29.11.2021 09:36:38, Лиметт

LoraEf

у меня бм мог все починить, но ему нравилось вместе. поэтому мне надо было подавать инструменты, или помогать держать что-то. в общем, мне это очень не нравилось.

28.11.2021 13:18:24, LoraEf

нет такого слово «надо»
28.11.2021 13:45:11, Шерлок

NLU

Просто шкаф в прихожей и очень большой. В своей комнате будет собирать сам.
Шкаф необходим, без него очень неудобно. Пакеты видеть не могу.

28.11.2021 13:06:18, NLU

и что что большой? что это меняет?
28.11.2021 13:11:46, Шерлок

NLU

Одному собирать неудобно, придётся работать на подхвате.
28.11.2021 13:21:38, NLU

не хотите, не работайте
28.11.2021 13:37:51, Шерлок

нлу запуталась в показаниях ))

28.11.2021 13:05:52, AleXXX

хочет изящно сказать мужу — «Чудило ты криворукое» ))

28.11.2021 12:52:40, AleXXX

NLU

Неправда. Он уже собрал много всякого. Просто мне приятнее его видеть с гитарой или за столом, а не в поисках укатившейся гайки.
28.11.2021 12:58:47, NLU

казакова

Ну и прекрасно, гитару в руки, барабан на шею, и пусть играет, и вам приятнее и сборщикам работать веселее)
28.11.2021 13:10:08, казакова

Mary M.

А он возьмет и поменяет планы или доставку перенесут)))

28.11.2021 12:40:10, Mary M.

NLU

Мне расхлёбывать.
28.11.2021 12:40:49, NLU

LoraEf

сами уйдите на время доставки. пусть дочка все принимает.
особенно, если папа ей лично не говорил про сборку шкафа

28.11.2021 12:38:57, LoraEf

NLU

Дочки-то точно в этот день не будет на горизонте.Выкрутимся как-нибудь.
28.11.2021 12:42:49, NLU

Далекое-далеко. Я в гостях. Хозяйка, в соседней комнате, разучивает что-то за роялем. Наши дети — четвероклассники, тоже уединились в пространстве большой трехкомнатной квартиры, и сокровенно разговаривают о смысле жизни. А я, в кабинете напротив, рассматриваю подшивку Русской музыкальной газеты — периодического издания, родившегося в XIX веке. Такое богатство! Семейная реликвия моих знакомых! За окном дождь, почти ливень, но я рада ему. Я с восторгом читаю, опубликованные в газете позапрошлого века, письма Вагнера к Матильде Везендонк и хочу только одного: чтобы дождь не кончался! Ведь тогда придется прервать чтение и засобираться домой.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

(Матильда Везендонк)

Музыку Вагнера знаю неплохо, но, кажется, впервые начинаю проникаться харизмой этого великого человека, ибо его письма — это не просто «литературные шедевры», но такая прорвавшаяся сердечная страстность, что можно тотчас попасть в плен, даже через века.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

И вот я в знаменитом Баварском Байройте — в городе, а скорее городке, который для каждого человека, причастного мировой культуре, является обителью Рихарда Вагнера.

Здесь находится знаменитый на весь мир театр «Фестшпильхаус», что был построен под руководством самого композитора, для постановки только его опер и потому, воплотивший важные особенности его знаменитой оперной реформы.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Я никогда не была «вагнерианкой». Известно — сколько у этого композитора, еще при его жизни, было, как сейчас говорят — фанатов. Да и сейчас, их — сотворивших из Рихарда Вагнера кумира для поклонения, наверное, тысячи и тысячи, по всему миру. А на летние фестивали, когда только и оживает его знаменитый театр (особой конструкции) — послушать оперы Вагнера съезжается мировая элита.

Дресс-код? Конечно! Если каратность ваших бриллиантов не столь впечатляющая — можете и не стараться купить билет на спектакль… (В каждой шутке, есть доля шутки).

Не верите? Так вот вам: Билеты на фестиваль продают по записи, и очередь может быть лет на десять вперед (и здесь я нисколько не шучу — проверяла сама).

Правда, этот рассказ я начала писать еще до пандемии, которая внесла свои коррективы, но так было!

Думаю, что после такого своеобразного вступления, небольшому кругу заинтересовавшихся читателей, станет вполне понятно, что в Байройт я ехала с душевным трепетом и даже восторгом.

Гений этого места могуч! Я имею в виду понятие «genius loci» — в римских древних верованиях — это дух-покровитель конкретного места на земле.

Впечатления от того путешествия оказались столь объемным, что я долго откладывала написание этого рассказа. Еще и трех лет не прошло, с момента посещения, а я и сейчас, не уверена, что смогу перелить все свои впечатления в слова. Сколько раз начинала писать этот рассказ, но все кончалось тем, что включала музыку Вагнера и, углубившись в прослушивание, вновь забывала о своем рассказе.

Рихард Вагнер — фигура противоречивая, это, несомненно. Признаюсь, постоянно увлекаешься, через знакомство с его публицистикой то восторгом, то возмущением (он обладал литературным талантом, несомненно). Его поклонники и хулители в веках легко доказывали свои позиции — почитания или ненависти, обращаясь и к фактам жизни композитора, и к его литературному творчеству, где, кажется, можно было найти обоснования, позиции любой из враждующих сторон — «вагнерианцев и антивагнерианцев».

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

В Израиле и сейчас, Вагнер — запрещенный композитор…

Мне же хотелось проникнуть в глубину мироощущения гения, и понять его, прикоснувшись к жизни его семьи именно в Байройте, где, он наконец-то обрел, как ему казалось, настоящий покой.

Вилла в Байройте строилась под его руководством и должна признаться, архитектурная задумка жилища вполне оригинальна!

Талантливый человек, как правило, талантлив в разных областях. У меня такое впечатление, что он мог бы стать и гениальным архитектором, инженером, не случайно в его музее так много чертежей, которые занимают свое место рядом с партитурами нотного текста.

Сегодня вилла Рихарда Вагнера — это музей композитора, в который я и желала попасть (ни о чем другом, как-то даже и не мечталось).

Свою виллу он назвал «Ванфрид» — иллюзия мира и покоя, к которому он вроде бы стремился всю жизнь. Но так ли это!

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Родился в 1803 году, воспитывался отчимом, который был причастен театру и, кажется немало вложил в названного сына. К несчастью, мальчик осиротел второй раз в восемь лет, но слова, которые произнес отчим умирая: «а нет ли у него, в самом деле, таланта к музыке!» оказались прозорливыми.

Мать, уже всецело взявшая на себя заботы о сыне, после смерти мужа, была против театральных и музыкальных увлечений Рихарда.

Однако, запреты, нередко формируют и закаляют характер.

В 15 лет будущий композитор, более мечтающий о театре, нежели музыкальном поприще, написал большую трагедию «Лойбальд и Аделаида». Матери и пятерым сестрам, которые были музыкантами и солистами оперы (и как тут не стать оперным композитором, несмотря на запреты), его драма не понравилась.

Тогда он решил написать к тексту еще и музыку — чтобы трагедия лучше воспринималась зрителями и слушателями. Вот тогда все и началось! Полный синтез музыки и драмы! Написание либретто опер самим композитором, да и опера отныне переименовывается в музыкальную драму… Это лишь некоторые постулаты его авторского credo, которое формировалось постепенно.

Великий самоучка, в области музыки, он в неполные 30 лет, становится придворным капельмейстером Дрезденского оперного театра!

Тогда в его авторском портфеле уже были и оперы, и симфонические произведения, опыт руководства разными музыкальными театрами и пестрые впечатления от публичных исполнений его произведений в разных городах Германии и не только Германии — например, первое знакомство с парижской публикой…

Когда-то одним из методов обучения музыке (сам придумал), были его переписывания чужих музыкальных партитур, которые он, конечно же, анализировал и постепенно музыкально вразумлялся.

Он, конечно, пытался в свое время получить профессиональное музыкальное образование и поступил в Лейпцигский университет, но беспутная студенческая жизнь его захватила всецело, так что времени на занятия, постоянно не хватало. Тогда он бросил университет и стал брать частные уроки у Теодора Вейнлига — кантора церкви св. Фомы (должность, которую когда-то занимал сам Иоганн Себастьян Бах).

Нет ничего более скучного, чем чтение и нудный пересказ биографии гения. Сама жизнь всегда намного интереснее!

Первый раз он женился в 22 года на примадонне из Магдебурга, Минне Планер. Он добивался ее руки два года и его не смущало то, что дама его сердца — еврейка.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Поэтому оставим в стороне антисемитские настроения Вагнера, которые впоследствии взяли на щит его потомки — наци в Германии. Но отметим, что сам он, к сожалению, достаточно решительно декларировал определенные, спорные взгляды, в своих письмах и литературных эссе. При этом в окружении Вагнера было много евреев, которые помогали ему в его профессиональном становлении, поддерживали и морально, и материально. Вагнер не был скромником. С раннего возраста, он верил в свою гениальность, так что мог бы догадаться, что его архивы будут читать потомки… Но он всегда был во власти эмоций и страстей. Часто высказывал прямо противоположные мнения, ибо его эстетические позиции претерпевали изменения, а он не стремился к их корректировке в своих дальнейших публикациях.

Писал о том, как чувствовал и о чем думал. Это, кстати, всегда интересно!

Так в своей серьезной статье «Немецкая опера», он в одном случае отдавал дань итальянцам, их музыкальности: «… именно голос является тем органом, посредством которого человек может музыкально высказаться… В этом отношении итальянцы имеют по сравнению с нами огромное преимущество: красивое пение — их вторая натура».

В то же время, ранее он писал: «Разговор и пение на итальянском языке казались мне изобретением дьявольской машины… Во мне сложилось настолько прочное отвращение ко всему итальянскому, что даже очень много времени спустя я доходил в этом отношении до проявлений самой страстной вражды».

Но вернемся к его первой влюбленности.

Их брак с Минной длился 30 лет, хотя отношения были порою и бурные, и странные, так как измены происходили с обоих сторон. Вообще Вагнер влюблялся постоянно и эти состояния влюбленности в прекрасных женщин, давали ему импульс для творчества.

Сейчас молодые люди, наверное, сказали бы, что Рихард и Минна были немножечко «crazy».

Но кто в молодости не бывает crazy!

В начале своей супружеской жизни они жили в Риге, но так задолжали кредиторам, что вынуждены были спасаться бегством, причем с помощью контрабандистов. Переходили границу под пулями пограничников.

Достигнув Пиллау, решили отправиться морем в Лондон, а потом в Париж, который, как музыкальная столица того времени, манил особенно.

Морем решили отправиться в первую очередь ради огромного пса, по имени Роббер, которого им недавно подарили.

В путешествии их застал шторм. Тогда Вагнер впервые услышал легенду о Летучем голландце, а в результате впоследствии появилась одноименная замечательная опера.

Так что знакомиться с событиями жизни великих творцов важно не из любопытства, а чтобы лучше понять их замыслы и воплощения.

Но, кажется, я увлеклась рассказом о Вагнере, а целью рассказа является все же воспоминание о поездке и ярких посещениях заповедных мест.

Готовясь к поездке, я многое читала и узнала, что рядом с виллой Рихарда Вагнера находится и вилла Ференца Листа. Как-то сразу вспомнилось, что Вагнер женился на Козиме — дочери великого Листа и хотя «отец и сын» были «одногодками» и друзьями, но в этом случае, они оказались в Байройте, на соседних виллах не случайно, а по зову родства.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

(Козима)

Впрочем, уже в то время, Байройт стал местом притяжения музыкантов всего мира и Листу, который принимал огромное участие в судьбе Вагнера, в продвижении его произведений, Байройтские фестивали были родными, как и семья Вагнера.

Поскольку, бывая в Байройте, все сразу же бегут в музей Вагнера, работа этого музея даже в низкий сезон дает благоприятную возможность для посещения в разное время, а вот музей Листа часто бывает закрыт — посетителей значительно меньше.

Поэтому, «сорентировавшись на местности» и удивившись тому, что вилла Листа не то, чтобы рядом, а просто находится «бок о бок», я вошла в ворота виллы «Ванфрид», но прошла мимо вагнеровской территории, где находится и могила Вагнера.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Я прошла в музей Листа, что находился слева, через узкую асфальтированную дорожку.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Издали вилла (музей) Листа казались вполне скромными.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Полдень еще не наступил. Было солнечное радостное утро. Рядом с музеем проходила группа немецких детей-школьников. Видимо у них был какой-то урок, типа «сбережем экологию края». Дети искали мусор (окурок или фантик от конфетки). Если кто-то что-то находил — звал других. Подходила учительница с приспособленными на палке щипцами схватывала найденное «безобразие». Тут же на подмогу спешил учитель-мужчина (исполнитель грязной, мужской работы). В его руках была емкость, куда учительница складывала находку. Я полюбовалась на детей. Все они жаждали найти хоть что-то! Но за все время это случилось только единожды и, несомненно, стало событием для всех. Кругом была чистота и аккуратность.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Музей оказался открыт, и я с удовольствием походила по скромному жилищу великого маэстро, которого когда-то называли «Паганини фортепьяно».

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Там в Байройте я как-то совсем иначе посмотрела и во многом рассмотрела и Листа, и Вагнера. Их первое знакомство состоялось в Париже.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Вагнер — начинающий, жаждущий знакомства с великим маэстро Листом, надеялся заинтересовать его собой, своими произведениями и может быть в будущем получить в его лице могущественного покровителя.

Однако Лист, при всей учтивости беседы, в которой участвовала еще целая толпа поклонников и воздыхателей маэстро Ференца Листа, тогда просто не обратил внимание на «какого-то» Вагнера…

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

(Ференц Лист в молодости)

Но прошло время, постепенно познакомившись с творчеством, они оценили масштаб дарования друг друга. С тех пор Лист начал помогать Вагнеру, как он помогал и другим талантам во всем мире (не были исключением и русские музыканты).

Один гений помогал другому! Оба были темпераментными натурами, а Вагнер при этом еще и не отличался сдержанностью. И Хотя Лист помогал Вагнеру и пропагандируя его творчество, и вкладывая огромные суммы в своего друга-Вагнера, когда-то должно было наступить и охлаждение.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

(Ференц Лист)

Оно случилось. В первую очередь из-за дочери Листа Козимы, которая ушла от мужа — красавца, талантливого дирижера Ганса Гвидо фон Бюлова (друга Вагнера) к тому же… Вагнеру.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Надо сказать, что Бюлов простил Вагнера (как прощали многие). Он продолжал дирижировать его произведениями, однако никогда не приезжал в Байройт, в том числе и на фестивали.

Его отношение, даже в самый критический период он выразил лишь одной короткой фразой: «Как человек Вагнер низок, но как творец — велик».

В то время, охлаждения отношений с Листом, Вагнер жил в Венеции и работал над «Тристаном и Изольдой». Как всегда, он нуждался в деньгах и просил у Листа содействия в постановке оперы «Риенци» в Веймаре.

Лист пытался помочь, хотя в это время переживал личную драму — прошел лишь месяц с той поры, когда он потерял любимого сына. Однако организовать постановку оперы не получилось.

Несдержанный Вагнер высказался в адрес Листа оскорбительно, на что, всегда учтивый Лист, впервые ответил в своем письме, с горечью: «Поскольку моя симфония и месса все равно не могут заменить тебе хрустящие банкноты, с моей стороны было бы излишним посылать их тебе. Но отныне я считаю также излишним получать от тебя торопящие меня телеграммы и оскорбительные письма».

Они примирились спустя время. Лист умел прощать и оба они умели ценить гений друг друга.

Я, как мне казалось, многое знала о Вагнере и Листе, но все же, как важны путешествия! Только в том посещении двух вилл, в Байройте, что находятся рядом, я приблизилась и к пониманию душевного устройства этих двух великих людей.

Зная мировой триумф Листа, мне было как-то удивительно ходить по скромной вилле, которая и не принадлежала маэстро, а только арендовалась Листом.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Он был скромен и отдавал намного больше, чем стремился получать. Это был не просто великий музыкант (я это знала), это была великая душа!

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Я рада, что в том путешествии избрала правильный путь — сначала в гости к Листу, а уж потом к Вагнеру…

Лист скончался на этой вилле. Его последними словами были «Тристан» — название оперы, которую готовили к постановке на фестивале и в ответ на вопрос о самочувствии — страдает ли он», прошептал: «Теперь уже нет…»

Лист не хотел, чтобы из-за его кончины отменили поставку оперы…

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Лист пережил Вагнера всего на три года.

Вагнер скончался в Венеции 13 февраля 1883 года (еще в январе Лист гостил у Вагнера в Венеции).

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Лист ушел из жизни 31 июля 1886 года в Байройте, в организации которого принимал самое активное участие.

Я довольно подробно рассказала о своем посещении двух вилл, которые сегодня стали музеями. В моих фотоальбомах достаточно много фотографий, иллюстрирующих впечатления, полученные мною при посещении и полезные комментарии — не буду повторяться.

Здесь мой альбом, а на самом деле в подтекстовках и рассказ о музее Листа:

https://elenarossi.tourister.ru/photoalbum/40982

А здесь альбом с фотографиями посещения виллы Вагнера:

https://elenarossi.tourister.ru/photoalbum/40998

Эти альбомы хорошо дополнят мое повествование для тех, кто заинтересовался темой, но, все же, я советовала бы сначала закончить чтение этого рассказа, а уж потом, если захочется, перейти к просмотру альбомов.

Рассказывая о Бойройте и о Вагнере, я постоянно упоминала о театре Вагнера и знаменитых фестивалях. Мне посчастливилось — я побывала в театре Вагнера! Конечно же, не на спектакле — театр зимой закрыт (отопление отсутствует, практически) ибо театр устроен с таким вниманием к акустике, что отоплением пожертвовали, именно ради нее.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Я побывала в театре на экскурсии, и это «случилось случайно». Тавтология используется здесь вполне осознанно, и сочетание слов звучит здесь музыкально (или мне только так кажется…)

Я не знаю немецкого языка, но, видимо с такой заинтересованностью рассматривала экспонаты музея «Ванфрид», что величественный смотритель стал мне подробно, с симпатией к моему интересу рассказывать. Общение было на незнакомом мне немецком и плохом английском, но я все понимала. Может быть потому, что о Вагнере и сама знала многое, а экспонаты музея, только дополняли мои знания.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Однако постепенно я познакомилась и с другими служителями музея, нашелся даже парень с «казакскими» корнями, который говорил по русски. Так я случайно узнала, что буквально через 20 минут в театре Вагнера начнется экскурсия. Уже дорогие моему сердцу сотрудники музея (по-немецки сдержанные вначале) махали мне руками и дарили искренние улыбки, а я мчалась за пределы виллы, на ходу звонила новому чешскому другу, который и привез меня в Байройт, дабы он срочно подъехал к вилле и успел «подкинуть» меня к знаменитому Bayreuth Festspielhaus.

Все случилось. Были куплены билеты (даже не помню, по какой цене — недорого), и я, еще не веря своему счастью, стала ожидать экскурсию вместе с небольшой группой немцев.

Экскурсия была на немецком языке. Я ничего не должна была понимать, но с такой жадностью впитывала незнакомую речь, что пожилой экскурсовод стал обращаться ко мне даже чаще, чем к остальным, а я… почти все понимала. Наверное, потому, что и о театре знала довольно много, поэтому догадывалась о том, что объяснялось другим.

О театре Вагнера написано немало (в том числе не только музыкантами, но и архитекторами — удивительное сочетание!)

Это макет театра Вагнера.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Оперы Вагнера, которые он называл «торжественными сценическими представлениями» должны были звучать в особых условиях какого-то особого архитектурного сооружения и композитор приступил к воплощению замысла — построить свой оперный театр «для всего человечества».

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

(Вагнер рассказывает друзьям о проекте нового театра).

Приступил к воплощению замысла он при полном (как всегда) денежном fiasco (много долгов и никаких перспектив расплатиться). Но это же был Вагнер! В результате все получилось.

Фанаты со всего света (начиная с баварского короля ЛюдвигаII — друга, почитателя, дарителя) организовали сбор средств.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

(Вагнер и его покровитель и почитатель король Баварии ЛюдвигII)

Многие музыканты участвовали в этом мероприятии. Так Ганс фон Бюлов, у которого Вагнер «увел» жену устраивал концерты, сбор от которых шел на строительство театра. Подобных примеров было немало.

Боюсь показаться скучной и долго объяснять архитектурные причуды здания, и основы оперной реформы, поэтому попытаюсь объяснить проще.

Вы можете сегодня представить, чтобы оркестр во время исполнения оперы восседал на самой сцене (отвлекая зрителей), а дирижер стоял к оркестру спиной, потому что должен был оказывать уважение публике!

Но ведь именно так и было до Вагнера!

Вагнер не только повернулся лицом к оркестру, увидев в нем великого творца своих, уже не столько «прикладных оперных», но симфонических партитур — у Вагнера действие происходит не только на сцене, но именно в музыке.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

(Вагнер и Козима в кругу единомышленников)

Например, герой замышляет коварство, и в музыке развивается тема «коварства» — звучит, так называемый лейт-мотив «коварства», который уже знаком слушателям-зрителям и они понимают то, о чем только еще думает герой (хотя его сценическое поведение и его озвученные речи не раскрывают его замыслов). Таким образом, у Вагнера оперу не столько смотрят, сколько слушают. Казалось бы — надо оказать особое уважение и почитание оркестру, как это водится, через внешние признаки. Однако Вагнер наоборот прячет оркестр «под сцену» устраивая в своем театре глубокую оркестровую яму, которая чуть спускается, продолжая амфитеатр зрительного зала (новшество!) Все для того, чтобы оркестр не был виден, но только слышен, чтобы ничего не отвлекало от сценического действия. Действительно! Синтез музыки и драмы!

На вилле Вагнера располагается целый музей сохранившихся костюмов, музыкальных инструментов, эскизов декораций (хотя здесь уже стоит говорить о сценографии), прочей атрибутики из оперных постановок разных лет (начиная с XIX века).

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Причем его стремление к правде заметно даже в выборе материала костюмов — дорогие меха, натуральные камни, золото… Все должно быть натуральным.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Конечно, о театре Вагнера можно рассказывать долго и для многих это будет очень интересно.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Однако далеко не каждый путешественник интересуется этой темой. Так в интернете нашла несколько комментариев о посещении Байройта типа: «городок милый, шоп-тур вполне удался»…

Так что отпустим таких незаинтересованных лиц (пусть, к примеру, посидят в кафе).

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Или погуляют в саду, что напротив театра.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Ну, а мы войдем в театр с теми, кому это интересно.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Внешне театр выглядит просто (архитектор Готфрид Земпер — друг композитора) не стремился к украшательству. Впрочем, и внутри вас ничего не поразит — все просто. Знаете! Я была удивлена…

Вот такое фойе.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Все это не случайно, ведь театр Вагнера для посвященных. Ничто не должно было отвлекать от музыки и действа — так задумывалось. Спектакли Вагнера длинные. Я посидела в кресле зрительного зала и тайно решила, что застыть в одной позе «благоговения» на жестковатом стуле, в продолжении многочасового спектакля, мне было бы трудно.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Вот почему для того, чтобы купить билет на спектакль вы вначале должны написать письмо с обоснованием своего решения посетить фестиваль и доказать, что вы достойны того, чтобы вас поставили в длинную очередь на билет.

Так Петр Ильич Чайковский «оказался достоин» и в свое время на фестивале побывал. А Канцлер (теперь уже бывшая) Ангела Меркель ради посещения спектакля облачилась в вечернее платье (длинное и с декольте)!

В интернете нашло фото, где Меркель даже меняет вечерние платья дважды! Видимо была на двух спектаклях…

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

(Фото из интернета)

Кажется в таком образе, очень женственном, вы ее еще не видели. Но что ни сделаешь ради того, чтобы попасть на фестиваль!

Посмотрите на балкон — он тоже функционален.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Спектакли в театре продолжаются с 16 часов до 23-х. Имеется два антракта. Звонков к продолжению спектакля нет. На балкон выходит часть медной группы оркестра и трижды «играет сбор» — конечно это из музыки Вагнера.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

(Фото из интернета)

Теперь вы понимаете — что такое театр Вагнера…

Я внимательно рассмотрела зал. Говорят, что акустика здесь потрясающая, в этом помогает даже форма зала и специальные акустические стенки с (деревянными?) колоннами, которые разделяют боковые пространства.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Традиции! И еще раз традиции. Здесь даже полы не меняли — они те же, что были и во времена Вагнера.

Особенно интересно мне было побывать за кулисами.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Здесь во времена Вагнера творились чудеса технических выдумок (правда сейчас этим уже не удивить), но для того время, это было зрелищно.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Наш водитель по театру рассказывал о том, как общались работники, обеспечивающие смену декораций и отвечающие за технические новшества, но я, признаюсь, не поняла, только оглядывала множественные пульты.

Особый трепет вызвало посещение знаменитой оркестровой ямы.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Закрытая полукружьем со стороны зрительного зала, несколько наклонная, она была необычна.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Большое значение имела и имеет посадка оркестра. Ударники располагаются так, что их звучание чуть приглушается конструкцией сцены и возникает особое выравненное звучание, особенно в моменты tutti. Музыка словно клубится из-под сцены… Это, конечно же надо слышать.

Когда-то Вагнер мечтал, что театр и фестивали станут поприщем наследника — сына Зигфрида. Однако в момент кончины композитора тот был еще мал, так что в течение 20 лет эта забота легла на плечи Козимы, которая несла это бремя с радостью и творческой ответственностью.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Впоследствии сын все же стал наследником дела (он тоже был композитором и довольно известным, но только в Германии). Затем эстафету приняли потомки, которые и до сей поры содержат дело в своих руках.

Проблем у театра и сегодня немало. Так Вагнер когда-то мечтал о театре демократическом, он строил его «для всего Человечества», а в результате театр стал местом собрания мировой элиты…

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Долгое время театр жил неукоснительным сохранением традиций, а сегодня, когда каждый новый молодой режиссер стремится «стать первым в какой-либо выдумке», когда в оперу проникло так много пошлости и безвкусицы, трудно надеяться, что спектакли Вагнера и в его театре останутся «неповрежденными».

Подобный опыт уже был, но к счастью получил негативную реакцию критики.

Байройт Вагнера. Музыка и страсти

Зимний день подходил к концу. Экскурсия закончилась, мне вручили диск с записью музыки Вагнера — совершенно бесплатно, как участнице экскурсии.

Мы возвращались в Чехию уже в сумерках. Я молчала и слушала музыку Вагнера, которая в тот день так нигде и не прозвучала, кроме как в моем сердце. Я ехала в авто и слушала свое сердце. И в этой музыке, несомненно преобладал лейтмотив Любви.

А еще предлагаю посмотреть видео иллюстрации на музыку Вагнера — Вступление к его знаменитой опере «Лоэнгрин».

Как можно рассуждать о музыке не слушая ее…

Фотоальбомы к рассказу

Теги:
Самостоятельные путешествия, Культурно-познавательный туризм

  • Подлинник как пишется правильно и почему
  • Подлечиться как пишется правильно
  • Подкованный жеребец как пишется правильно
  • Подколола как пишется правильно
  • Подлинная картина как пишется