Подкармливают как пишется правильно

Как правильно использовать карбамид внесение в грунт гранул карбамида необходимо провести правильно: их заделывают в грунт, чтобы поверх них оказался

Как правильно использовать карбамид

Внесение в грунт гранул карбамида необходимо провести правильно: их заделывают в грунт, чтобы поверх них оказался 3- или 4-сантиметровый почвенный слой. Если грунт отличается высокой биологической активностью, карбамид в нем за буквально пару дней совершит химическое преобразование — станет углекислым аммонием, а это соединение, подверженное легкому разложению на воздухе. Оно разложится, испаряя азот, но с образованием аммиака в газообразной форме. Так что поверхностно «раскладывать» карбамид на поверхности почвы бессмысленно, растениям не достанутся необходимые им вещества.

карбамид

Как правильно применять карбамид:

  1. В огородах, перед высаживанием овощных, а также ягодных культур, карбамид вносится заблаговременно, за 1-2 недели до посадок, чтобы выделение газообразного аммиака не навредило слабым молодым росткам. Овощные культуры подкармливают сухим карбамидом, вносить нужно от 5 до 20 г на 1 м2, в зависимости от культуры. Гороху и огурчикам достаточно от 5 до 9 г/м², патиссонам, кабачкам и баклажанам — от 10 до 15 г/м². Клубника требует дозировки от 13 до 20 г/м². Самой серьезной дозировки — от 19 до 23 г/м² — потребуют повсеместно распространенные картофель, лук и чеснок, капуста, свекла, томаты и перчики. Если вы хотите полить свои овощи мочевиной, нужно позволить гранулированному удобрению раствориться — 20 г на 10 л воды. 1 литром раствора поливают одно растение.
  2. В садовых условиях карбамид применяют, чтобы подкармливать деревья и кусты, как с плодами и ягодами, так и чисто декоративные. Достаточно подкормить их 1 или 2 раза в сезон. Карбамид помогает растению формировать красивую крону, это важно для декоративных кустов и деревьев. Внесение проводится исходя из проекции крон, до полива. Для взрослых груш и яблонь, уже начавших плодоносить, понадобится от 150 до 250 г на дерево, для вишен и слив от 100 до 150 г. Смородиновому кусту хватит дозы от 30 до 40 г. Часть садоводов рекомендует полить мочевиной в концентрации 12 г/л смородину и крыжовник до распускания почек.
  3. В цветнике карбамидом подкармливают многолетники в период роста. Подкормку проводят в формате полива, растворяя 20-30 г удобрения в 10 л воды. Одному взрослому растению — 1 л раствора. С первых дней жизни азотные подкормки требуются растениям: корневищным (каллам, флоксам, хостам, астильбам), луковичным (гладиолусам, гиацинтам, крокусам, галтониям, ирисам), древесным (фикусам, лимонам, апельсинам). Но клубневые цветы (бегонии, хохлатки, георгины, анемоны, крокосмии) лучше подкармливать карбамидом после выхода первых листочков.
  4. Комнатным растениям азот необходим — от него ускоряется их рост, образуется крепкая листва и пышная крона, листики не желтеют и не опадают. Комнатные цветы поливают раствором 20 г удобрения на 10 л воды. Следует учитывать, что мочевина способствует появлению красивой листвы, а не цветов. «Передоз» азота в составе минерального удобрения может помешать своевременному формированию бутонов цветка.
  5. Для защиты от вредителей карбамид также активно применяется опытными садоводами и огородниками. Средство для борьбы с зимующими вредителями (тлей, долгоносиком, медяницей) необходимо приготовить весной (0,5 концентрированного раствора карбамида добавить в 10 л воды, размешать). И применить его до того, как набухли почки — опрыскать растения. Осенью, когда начинается опадание листьев, точно таким же раствором обрабатывают как оставшуюся на растениях листву, так и опавшую. Это защитит посадки от нехороших болезней.

Преимущества и недостатки

Как и у любых других удобрений, у мочевины имеются свои плюсы и минусы. Любителям культивирования растений в садах, огородах и домашних условиях желательно ознакомиться с достоинствами и недостатками карбамида заранее.

Плюсы карбамида:

  • пригоден для использования на любых видах почвы, даже если она переувлажнена — карбамид прекрасно закрепляется в почве, его, в сравнении с той же аммиачной селитрой, не так легко вымывают осадки;
  • повышает урожайность практически любой культуры — в садах, огородах, при домашнем выращивании;
  • оперативно усваивается культурами, обладающими чувствительностью к высокому показателю кислотности (pH) грунтов;
  • в виде раствора защищает посадки, достойно противостоит от насекомым-вредителям, а также возбудителям опасных заболеваний растений;
  • в процессе внекорневой подкормки не опасен контакт удобрения с листвой растений — он не вызовет на листьях ожогов;
  • удобрение работает достаточно быстро: уже спустя 2 суток заметен его эффект: в растительный белок начинается поступление азота;
  • в ранневесенний период опрыскивание карбамидным раствором поможет «притормозить» начало цветения растений и не позволит цветам осыпаться, если грянут весенние заморозки.

Минусы применения:

  • если концентрация карбамида в грунте окажется повышена, это негативно скажется на всхожести семян;
  • некорректное (поверхностное) внесение провоцирует в грунте химические реакции, способствующие выделению аммиака в газообразной форме, а он способен навредить молодым, только вышедшим росткам;
  • карбамид крайне нежелательно сочетать и использовать в смеси с прочими видами удобрений — он совершенно «не дружит» с золой и удобрениями, созданными на основе извести или кальция;
  • необходимо тщательно соблюдать условия хранения мочевины, чтобы не лишиться удобрения.

мочевина

Инструкция по применению карбамида

  1. Чтобы применение карбамида было эффективным, требуется не забывать о простых правилах использования этого удобрения:
  2. Внекорневое внесение для подкормки растений оптимально, когда у них формируется зеленая масса, карбамид помогает развиваться вегетативной части. Следовательно, не рекомендуется вносить его в период, когда у растения происходит закладка бутонов — это нередко приводит к понижению урожайности.
  3. Подкормка карбамидом в осеннее время не всегда оказывается эффективной. В это время идет активное разложение микроорганизмов в составе грунта, и выделяемый удобрением аммоний подвергнется скорому разрушению. К началу весны азот частично опустится и окажется в глубоких слоях грунта, откуда растениям до него уже «не дотянуться». Осенью использование мочевины рекомендовано в прохладные и сухие дни. Удобрять растения нужно, если на участке песчаный или супесчаный грунт. Многолетние растения и озимые абсолютно не нуждаются в осенней подкормке карбамидом.
  4. Нужно помнить об испарении аммиака, попавшего на открытый воздух, и заделывать карбамид в грунт на глубине от 3 до 4 см. Также можно практиковать его внесение перед посадкой или посевом. Можно оставлять его прямо в лунках и бороздках, предназначенных для семян. Но обязательно обеспечить прослойку грунта между материалом для посева/посадки и удобрением, чтобы свежепосеянные семена не контактировали с ним. Чтобы уберечь семена и ростки от воздействия вредного для них газа аммиака, можно внести мочевину за 1-2 недели до начала посадочных работ.
  5. Единственный вид удобрений, рекомендуемый для использования совместно с мочевиной — это калийные. Они же помогут росточкам справиться с воздействием вредного аммиака. Эффективность в таком случае не понизится. Смешать карбамид с другим веществом допустимо, если оно полностью сухое, и непосредственно перед применением, так как мочевина сделает образовавшуюся смесь гигроскопичнее.
  6. Запомните ряд удобрений, категорически не подходящих для «микса» с мочевиной: это известь, мел, доломит, простой суперфосфат.
  7. Не пригодившиеся гранулы удобрения необходимо поместить в сухое место и беречь от влажности — мочевина имеет свойство моментального впитывания любой влаги.

Карбамид — несложное в применении и приносящее серьезную пользу удобрение. Важно применять его своевременно и в нужных количествах, не допуская передозировки. Если карбамид применяется правильно, растения будут не только прекрасно выглядеть, но и принесут богатый урожай.

НАШ АССОРТИМЕНТ

ПочвогрунтДренажЖидкие удобренияМинеральные удобренияОрганические удобренияОрганоминеральные удобрения

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНАМ

Предлагаю вашему вниманию
вторую серию промежуточных контрольных тестов,
цель которых – выявить пробелы, имеющиеся в
знаниях учащихся старших классов. Использовать
тесты можно по завершении повторения и обобщения
тем, связанных с правописанием различных частей
речи, при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Структура тестов одинакова, чтобы
учителю было удобнее проводить работу над
ошибками, ликвидировать пробелы, обнаружившиеся
в знаниях учеников. На занятии использую сразу
пять вариантов, так как ребята с большим
интересом выполняют задания, отличающиеся от
тех, что делают соседи. Тест помогает выявить
недостаточно проработанные или понятые темы.
После его разбора предлагаю выполнить
аналогичный, но созданный с привлечением иного
языкового материала. И так до получения высокого
результата.

С годами я поняла, что успех к ученику
приходит только в том случае, когда он не
страшится низкой оценки, не боится ошибиться.
Объясняю, что выгоднее допустить ошибку, чтобы
позднее ее разобрать и исправить. При выполнении
теста ученик имеет право заглядывать во все свои
справочные материалы, таблицы, схемы, однако ему
не разрешается советоваться с соседом и
подглядывать. Поэтому максимальная оценка может
быть поставлена лишь при наборе 20 баллов, «4» – за
17–19, «3» – за 15–17 баллов. На работу отводится 15–18
минут.

Е.В. Юминова

ВАРИАНТ № 1

1. В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых пишется нн?

Большой стол, застла(1)ый голландской скатертью
с вышитым в центре гербом, был накрыт к ужину:
тарелки, стоящие по краям, расписа(2)ы нежным
узором, рядом с ними с достоинством покоились
серебря(3)ые ножи, вилки и десертные ложки
округлых форм; хрустальные вазы, стаканы, рюмки
дополняли сервировку; разброса(4)ые по столу
цветы придавали ему весе(5)ий вид.

1) 1, 2, 3, 4, 5; 2) 2, 3, 5; 3) 1, 3, 4, 5; 4) 1, 4, 5.

2. В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых пишется нн?

Жизне(1)ая участь человека может быть
представле(2)а последовательностью конкретных
фактов его биографии – своего рода «анкетными
да(3)ыми» его жизни, так или иначе стилизова(4)ыми и
как бы получившими новую жизнь в их образном
воплощении под пером исторического писателя.

1) 1, 2, 3, 4; 2) 1, 3, 4; 3) 2, 3, 4; 4) 1.

3. В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых пишется н?

День торжестве(1)о начался тем, что все дачники
были приглаше(2)ы к утре(3)ему чаю, а вечером
состоялся долгожда(4)ый детский костюмирова(5)ый
бал.

1) 1, 3, 4, 5; 2) 2, 4; 3) 2; 4) 4, 5.

4. В каком ряду во всех словах пропущена
проверяемая безударная гласная корня?

1) Подр_сли, сл_гаемое, разб_рательство;

2) вообр_жение, исп_щренный, зап_здавший;

3) раздв_иться, п_риметр, ин_циатива;

4) нав_ждение, ар_матный, доск_нально.

5. В каком ряду во всех трех словах пропущена
одна и та же буква?

1) От_грать, вз_скать, с_змальства;

2) в_тревожить, и_синя-черный, со_дание;

3) (седой) пр_вратник, пр_ходящее (явление),
пр_градить;

4) о_брошенный, по_писать, пре_горный.

6. В каком ряду во всех трех словах пропущена
одна и та же буква?

1) Жизнь без пр_крас, пр_дать (окраску),
пр_вередливый;

2) сверх_мпульсивный, сан_нспекция, пред-_с-тория;

3) ни_провергнуть, во_кликнуть, во_гордиться;

4) _борная, _дешний, _дельно-премиальная (оплата).

7. В каком ряду во всех трех словах пропущена
одна и та же буква?

1) Светопр_ставление, пр_неволить, пр_своение;

2) из_мать, двух_гольный, контр_гра;

3) и_подтишка, ди_квалифицировать, ро_сказни;

4) пар_нормальный, ультр_модный,
экстр_ординарный.

8. В каком ряду в обоих словах на месте
пропуска пишется буква е?

1) Состар_шься, предугадыва_мый;

2) выздорове_те, выкач_нный (из подвала
велосипед);

3) приумнож_шь, опостыл_вший;

4) погон_шься, измеря_мый.

9. В каком ряду в обоих словах на месте
пропуска пишется буква а(я)?

1) Колебл_тся, мел_щий;

2) предугадыва_т, знач_щийся;

3) тревож_тся, засе_нный;

4) нянч_тся, размер_нный.

10. В каком варианте ответа указаны все слова,
где пропущена буква и?

А. Стержн_вой;

Б. выспраш_вать;

В. остолб_неть;

Г. прожорл_вый.

1) а, г; 2) а, б, в, г; 3) б, г; 4) б, в, г.

11. В каком варианте ответа указаны все слова,
где пропущена буква и?

А. Сирен_ватый;

Б. намер_ваться;

В. сговорч_вый;

Г. бревенч_тый.

1) А, В, Г; 2) Б, В; 3) В; 4) А, Б, Г.

12. В каком варианте ответа указаны все слова,
где пропущена буква и?

А. Сер_нький;

Б. обур_вать;

В. заносч_вый;

Г. крут_зна.

1) А, В; 2) Б, Г; 3) В, Г; 4) А, В, Г.

13. В каком варианте ответа указаны все слова,
где пропущена буква е?

А.
Окост_неть;

Б. кокетл_вый;

В. елизавет_нский;

Г. забол_вать.

1) А, Г; 2) Б, В; 3) А, Б, Г; 4) А, В, Г.

14. В каком предложении не со словом
пишется слитно?

1) В густой темноте, обложившей тайгу,
перемешивались красными огоньками угли
(не)потухшего еще костра.

2) Привлеченные в качестве обвиняемых, Маслова,
Бочкова и Картинкин виновными себя (не) признали.

3) (Не)счастье помогает на приемных экзаменах в
вуз, а хорошее знание предмета.

4) Это обыкновенные травяные лягушки,
лягушки-турлушки. Они (не)красивы.

15. В каком предложении не со словом
пишется раздельно?

1) В Уссурийском крае водится черный заяц,
который до сих пор еще (не)описан.

2) Зайчонок оказался цел и (не)вредим.

3) Внизу, в закурившемся тумане, (не)видимый,
глухо шумел лес.

4) Всякая охота предполагает и удачу, и (не)удачу.

16. В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых в словах должно
писаться не?

Н(1) одно дикое животное н(2) когда н(3) подает
голоса около своего жилья, чтобы н(4) выдать его
врагам.

1) 1, 3, 4; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 3, 4; 4) 1, 2.

17. В каком варианте ответа все выделенные
слова пишутся раздельно?

1) (В)течение нескольких часов мы
разговаривали с ним (на)счет смысла жизни.

2) Я пришел не (за)тем, что(бы) упрекать тебя, а
что(бы) выработать план действий.

3) Физиономия этого человека мне что-то
подозрительна: уж не (за)тем(же) сюда пришел, (за)чем
и я.

4) (От)того поселка, что расположен за горой,
мы шли всего (пол)часа.

18. В каком варианте ответа все выделенные
слова пишутся слитно?

1) Если взять надутый пузырь и опустить его в
воду, то пузырь выскочит (на)верх воды и
станет по ней плавать. Точно так(же), если
кипятить чугун воды, то на дне чугуна вода
делается летучею, газом.

2) Перебрасываясь (на)скаку словами,
разведчики в то(же) время внимательно
осматривали местность.

3) Закончив дело, Юргин то(же) присел на пенек
(на)против Озерова.

4) Жара (в)течение дня невыносимая. Ночью так(же)
не было прохлады.

19. В каком варианте ответа все выделенные
слова пишутся раздельно?

1) (В)следствие дождей, ливших (в)продолжение
всего лета, болота налились водой и стали совсем
непроходимы.

2) Не для того(же) пахал он и сеял, что(бы)
нас ветер осенний развеял.

3) Хозяйка привела нас (в)пустую, чисто
вымытую комнату, которая (в)течение всего
лета сдавалась дачникам.

4) (С)начала далеко впереди, где небо
сходится с землей, около курганчиков и ветряной
мельницы, которая (из)дали похожа на
маленького человечка, размахивающего руками,
поползла по земле широкая ярко-желтая полоса.

20. В каком варианте ответа все выделенные
слова пишутся слитно?

1) К вечеру мы заторопились домой, (по)тому
что надо было завтра встать пораньше, что(бы)
повторить то(же) путешествие.

2) Изредка подымающийся ветерок пощипывает лицо
и уши, за(то) как красиво все вокруг! Как ни
колюч морозец, он то(же) приятен.

3) (В)течение двух месяцев я болел, не ходил в
школу и (в)следствие этого очень отстал.

4) (В)след (за)тем показалась шарманка.

ВАРИАНТ № 2

1. В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых пишется нн?

Еврейский мальчик, бежавший в ремесле(1)ое
училище, сапожный ученик, с выпачка(2)ым лицом и
босой, но с большим сапогом в руке, дли(3)ый
верзила, шедший с кнутом около воза с глиной,
наконец, бродячая собака, пробежавшая мимо меня с
опуще(4)ой головой, – все они, казалось мне, знают,
что я – маленький мальчик, что в первый раз
отпуще(5) матерью без провожатых, у которого
вдобавок в кармане лежит огромная сумма в 3 гроша
(полторы копейки).

1) 1, 2, 3, 4; 2) 2, 3, 4, 5; 3) 1, 3; 4) 2, 3.

2. В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых пишется н?

Когда погода была безветре(1)а, смотритель не
торопясь сворачивал папиросу из мелкокроше(2)ого
табака, надевал форме(3)ую бескозырку, почти
ненадева(4)ый бушлат и шел к морю.

1) 1, 2; 4; 2) 2, 4, 3; 3) 1; 4) 2.

3. В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых пишется н?

На краше(1)ом охрой столе, вынесе(2)ом из кухни,
были расставле(3)ы бутылки казе(4)ого вина, миски с
жаре(5)ой рыбой и кваше(6)ой прошлогодней капустой,
бочонки пива.

1) 1, 3, 4, 6; 2) 3, 5, 6; 3) 1, 3, 5, 6; 4) 2, 3, 4.

4. В каком ряду во всех словах пропущена
проверяемая безударная гласная корня?

1) М_рщинистый, р_скошный, спл_ченный;

2) г_рмонировать, угн_тение, пригл_шение;

3) пл_вчиха, подск_чить, несг_раемый;

4) просв_щение, ч_стотность (употребления),
б_чевка.

5. В каком ряду во всех трех словах пропущена
одна и та же буква?

1) З_морозить, пр_родитель, п_дкупать;

2) пр_давать (значение), пр_ручить (зверя),
пр_терпеться (к изменениям);

3) сан_нспекция, контр_гра, без_скусный;

4) в_тряхнуть, ни_вести, чре_мерный.

6. В каком ряду во всех трех словах пропущена
одна и та же буква?

1) Непр_ложный (закон), пр_зрительно,
пр_пирательство;

2) об_ндеветь, с_мпровизировать,
дез_нформировать;

3) бли_поверхностный, во_создание, бе_славно;

4) ни_падать (складками), _доровый, _дание.

7. В каком ряду во всех трех словах пропущена
одна и та же буква?

1) Пр_смыкаться, пр_следование, пр_переть (к
стенке);

2) пан_сламизм, четырех_мпульсный, об_ндеветь;

3) ра_грызть, и_зелена-синий, бли_поверхностный;

4) о_ложить (на завтра), по_твердить, пре_писание.

8. В каком ряду во всех трех словах пропущена
одна и та же буква?

1) Пр_мять, пр_дание (= легенда), пр_ходящий (=
временный);

2) меж_гровой, вз_скательный, с_мпровизировать;

3) ра_сол, ди_функция, бли_стоящий;

4) р_продукция, суп_робложка, гип_ртрофированный.

9. В каком ряду в обоих словах на месте
пропуска пишется буква е?

1) Высп_шься, посе_нный;

2) сменя_шь, законч_вший;

3) гон_шься, почу_вший;

4) стон_шь, се_мый.

10. В каком ряду в обоих словах на месте
пропуска пишется буква у(ю)?

1) Дремл_т, дыш_щий;

2) гон_тся, услыш_нный;

3) бормоч_т, меч_щийся;

4) завис_т, удаля_щийся.

11. В каком варианте ответа указаны все слова,
где пропущена буква и?

А. Похаж_вать;

Б. желт_зна;

В. окост_неть;

Г. забывч_вый.

1) Б, В; 2) Б, В, Г; 3) А, В, Г; 4) А, Б, Г.

12. В каком варианте ответа указаны все слова,
где пропущена буква е?

А. Юрод_вый;

Б. застр_вать;

В. расчетл_вый;

Г. ноздр_ватый.

1) А, Б, В, Г; 2) Б, В, Г; 3) А, В; 4) Б, Г.

13. В каком варианте ответа указаны все слова,
где пропущена буква е?

А. Скромн_нький;

Б. увещ_вать;

В. варень_це;

Г. забывч_вый.

1) А, Б; 2) А, В; 3) Б, В; 4) В, Г.

14. В каком предложении не со словом
пишется раздельно?

1) Разнообразие трав в лугах (не)слыханное.

2) Высоко в небе летели птицы, туда, к
(не)замерзающим берегам.

3) Анна (не)спеша пошла в огород, поглядывая на
небо.

4) Пете страшно и жутко одному в лесу до
(не)возможности.

15. В каком предложении не со всеми словами
пишется слитно?

1) Новорожденный койот (не)уклюж, глуп и для
каждого, кроме своей матери, довольно
(не)привлекателен.

2) Кругом были (не)поля, хорошо нам знакомые, и
(не)холмы, за которыми мы были бы под защитой, –
это были болота и леса.

3) Лопухов (не)стал бы поступать так (не)лепо и
смешно.

4) Портрет, (не)передающий главных,
выразительнейших черт лица, (не)верен.

16. В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых в словах должно
писаться не?

Н(1) раз мне приходилось наблюдать за выводком
лисят, и я н(2) мог н(3 )удивляться тому, как лиса
ухитряется командовать своей детворой, н(4)
издавая н(5) звука, и как они неизменно понимают и
слушаются ее.

1) 1, 2, 4, 5; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 2, 3, 4; 4) 3, 4.

17. В
каком варианте ответа все выделенные слова
пишутся слитно?

1) Я уверен, наши северные деревья, (на)пример
березы, не сочетались бы с архитектурой
ханойских улиц так(же) удачно и так(же)
точно.

2) (В)след машинам и (на)встречу им
двигались толпы людей.

3) (В)отношении к интересам подчиненных (то)же
проявляются качества руководителя.

4) Озеро показалось (в)дали (в)виде
маленькой лужицы.

18. В каком варианте ответа все выделенные
слова пишутся раздельно?

1) (С)боку и (по)зади себя она слышала шаги
бегущих.

2) Летом (во)время уборки сена (в)продолжение
дня все заняты.

3) Грустные мысли бродили у меня в голове. Отец
был так(же) печален. Ему так(же), как и мне,
жалко было покидать Багрово.

4) Что(бы) как-нибудь не вздумал удерживать
хозяин, он (по)тихоньку вышел.

19. В каком варианте ответа все выделенные
слова пишутся слитно?

1) Теперь я (со)всем перестал бояться; в моей
груди защекотало что-то (в)роде задорного
дерзкого вызова.

2) Все будет зависеть (от)того, (на)сколько
опыты подтвердят правильность наших
предположений.

3) Через минуту такая(же) полоса засветилась
несколько ближе, поползла (в)право и охватила
холмы.

4) (В)догонку была послана телеграмма с
предложением немедленно вернуться (из)(за)границы.

20. В
каком варианте ответа все выделенные слова
пишутся слитно?

1) Дело (с)разу пошло (на)лад.

2) (Во)что(бы) то (ни)стало мне необходимо
повторить всю программу, пройденную (в)продолжение
года.

3) Солнце теперь почти не уходит с неба (в)течение
всех суток. Узенькая полоска света не исчезает (со)всем,
только передвинется на восток и начнет (в)новь
разгораться.

4) Когда земля слегка просохнет, пойдут
трактора, потащат (в)след за собой бороны,
которые расчесывают землю, что(бы) посевам
было легче расти.

ВАРИАНТ № 3

1. В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых пишется нн?

И вот ра(1)им сумеречным утром машина внезапно
затихла, пассажиры были разбуже(2)ы этой
неожида(3)ой остановкой, громкими свистками и
топотом ног по палубе и, полусо(4)ые, озябшие и
встревоже(5)ые, один за другим стали появляться у
рубки.

1) 1, 2, 4, 5; 2) 1, 4, 5; 3) 1, 3, 4, 5; 4) 2, 5.

2. В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых пишется н?

Вместе с кукольником появились разрисова(1)ый
масля(2)ыми красками флейтщик и барабанщик,
украше(3)ый павли(4)ьими перьями.

1) 1, 2, 3; 2) 2, 4; 3) 2; 4) 1, 4.

3. В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых пишется нн?

Самое бесце(1)ое, что осталось от ра(2)их
обитателей пещер, – это найде(3)ые рисунки,
которые сдела(4)ы черной краской на стенах.

1) 1, 2, 3; 2) 3, 4; 3) 4; 4) 1, 2.

4. В каком ряду во всех словах пропущена
проверяемая безударная гласная корня?

1) Пост_лить, пир_жки, подск_зать;

2) привл_кательный, непрех_дящий (успех),
гарм_ничное (сочетание);

3) медик_менты, р_цензия, пом_щение;

4) пл_вучий, к_лодец, кол_ссальный.

5. В каком ряду во всех трех словах пропущена
одна и та же буква?

1) Пр_тендовать, пр_амбула, пр_двидеть;

2) из_скать, сверх_зобретательный, раз_граться;

3) во_кликнуть, и_коверкать, чре_мерный;

4) пре_писание, о_брить, по_твердить.

6. В каком ряду во всех трех словах пропущена
одна и та же буква?

1) (Старинное) пр_дание, пр_ступление,
пр_вратности (судьбы);

2) от_граться, меж_нститутский, под_тожить;

3) бе_печно, ра_считать, ни_ложение;

4) д_бежать, _брубить, р_списание.

7. В каком ряду во всех трех словах пропущена
одна и та же буква?

1) Пр_рвать, пр_дставить, пр_смиреть;

2) культ_нвентарь, небез_звестный, с_кономить;

3) _держанность, не_доровый, _доба;

4) пре_ставление, по_считать, на_писанный.

8. В каком ряду в обоих словах на месте
пропуска пишется буква и?

1) Выздорове_м, зате_нный;

2) колыш_шься, обиж_нный;

3) представ_мся, постро_вший;

4) выйд_шь, втач_нный.

9. В каком ряду в обоих словах на месте
пропуска пишется буква у(ю)?

1) Колыш_т, гон_щий;

2) стел_т, курлыч_щий;

3) тащ_т, накач_нные (мускулы);

4) наполн_т, вер_щий.

10. В каком варианте ответа указаны все слова,
где пропущена буква и?

А. Одол_вать;

Б. голуб_зна;

В. обессил_ть (противника);

Г. уживч_вый.

1) А, Б, Г; 2) Б, В, Г; 3) А; 4) В, Г.

11. В каком варианте ответа указаны все слова,
где пропущена буква и?

А. Расш_вать;

Б. прям_зна;

В. стар_нький;

Г. обезглав_ть.

1) А, В, Г; 2) А, Б, Г; 3) Б, В; 4) Б, Г.

12. В каком варианте ответа указаны все слова,
где пропущена буква и?

А. Забол_вать;

Б. пестр_нький;

В. плать_це;

Г. велич_на.

1) А, Б; 2) Б, В, Г; 3) В, Г; 4) Г.

13. В каком варианте ответа указаны все слова,
где пропущена буква и?

А. Обид_вшись;

Б. просе_нный;

В. совестл_вый;

Г. владел_ца.

1) А; 2) А, Б, Г; 3) Б, Г; 4) В, Г.

14. В каком предложении не со всеми словами
пишется слитно?

1) Стрелки (не)поняли, в чем дело, и в (не)доумении
смотрели на мои движения.

2) Видя, что (не)настье принимает затяжной
характер, я решил идти дальше (не)взирая на
(не)погоду.

3) Чувствуя близкий конец скитаний, Алексей
пополз, (не)жалея сил, (не)отдыхая.

4) То правда: город (не)широк, (не)длинен.

15. В каком предложении не со всеми словами
пишется раздельно?

1) Но (не)удача, или, как говорят у нас, (не)задача,
моя продолжалась, и я с одним коростелем вернулся
в выселки.

2) (Не)смерть страшна – страшна твоя (не)милость.

3) Денисов был (не)в духе: от дождя, и от голода (с
утра никто ничего (не)ел), и главное оттого, что от
Долохова до сих пор (не)было известий.

4) К каким только ухищрениям (не)прибегают дети,
чтобы скрыть от матери и отца свои (не)удачи в
школе, а от учителя – (не)радивость.

16. В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых в словах должно
писаться не?

Сколько н(1) езжу я по нашим степям, как н(2) темны
бывают иногда безлунные ночи, мне н(3) одного разу
еще н(4) случалось сбиться с пути.

1) 1, 2, 4; 2) 1, 2, 3, 4; 3) 4; 4) 1, 3.

17. В каком варианте ответа все выделенные
слова пишутся раздельно?

1) Девицы и дамы почти (то)же самое думали (на)счет
сибирского молодого человека.

2) Имейте (в)виду: работа должна быть
выполнена (в)течение недели.

3) (В)заключение старики просили, что(бы)
Мироныча не трогать и что всякий на его месте
будет гораздо хуже.

4) (За)тем лесом обширный луг; мы отдохнем
здесь, а (за)тем пройдем туда.

18. В каком варианте ответа все выделенные
слова пишутся слитно?

1) Сверкнула яркая молния, и (в)след (за)тем
послышался резкий удар грома.

2) Наполеон рассчитывал (с)разу на границе
встретиться с русскими войсками, разъединить их
и разбить (по)одиночке.

3) (В)продолжение всей дороги мы шли бодро,
рассказывая друг другу о своих подвигах и
закусывая (на)ходу оставшимся у нас хлебом.

4) В Южной Америке и Африке наводнения редко
приносят большие бедствия, (по)тому что они
происходят каждый год в одно и то(же) время.

19. В каком варианте ответа все выделенные
слова пишутся раздельно?

1) (В)начале сражения они [русские] только
стояли по дороге на Москву, загораживая ее, и
точно так(же) они продолжали стоять при конце
сражения, как они стояли при начале его.

2) (В)первые увидав трактор, Василий решил (во)что(бы)
то (ни)стало
стать трактористом.

3) Когда он подъезжал к заднему возу, Егорушка
напряг свое зрение, что(бы) (по)лучше
рассмотреть его.

4) (В)течении реки интересно отметить
наледи… Плавать по ней опасно (в)следствие
быстрого течения.

20. В каком варианте ответа все выделенные
слова пишутся раздельно?

1) Я рассчитал, (по)скольку страниц надо
читать в день, что(бы) глаза не слишком
уставали, но мне (ни)как не удается выполнить
эти расчеты.

2) Чего(бы) я только не отдал (за)то, что(бы)
экзамены остались позади и наступили желанные
каникулы!

3) Не (за)то ли все мы любим зиму, что она так(же),
как и весна, наполняет грудь волнующим чувством.

4) Подкармливают посевы (в)ручную или с
помощью самолета, рассыпая (с)верху
удобрения, похожие (с)виду на сероватый
порошок.

ВАРИАНТ № 4

1. В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых пишется нн?

Испуга(1)о вскакиваю, торопливо забираю вещи и
через большую, но со(2)ую и тускло освеще(3)ую
станцию иду на какую-то дли(4)ую платформу, что
занесе(5)а свежим глубоким снегом, к маленькому
поезду, составле(6)ому из самых разнокалиберных
вагонов…

1) 2, 3, 4, 5, 6; 2) 2, 4, 6; 3) 1, 2, 4; 4) 1, 2, 3, 4, 6.

2. В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых пишется н?

В торговых рядах за продавцами в белых фартуках
летали по ветру полутораметровые домотка(1)ые
льня(2)ые полотенца, с которых кричали петухи,
полыхала гроздьями калина; расстилались
полотня(3)ые скатерти, украше(4)ые вышитыми
аллегорическими картинами.

1) 1, 2, 3; 2) 2, 3; 3) 2, 3, 4; 4) 1, 4.

3. В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых пишется нн?

Глиня(1)ые и воща(2)ые пластинки, берестя(3)ые
шелковые полоски, тщательно выровне(4)ые доски,
применявшиеся для письма, были неудобны в
пользовании и непригодны для длительного
хранения.

1) 1, 2, 3, 4; 2) 1, 2, 4; 3) 4; 4) 1, 2, 3.

4. В каком ряду во всех словах пропущена
безударная гласная корня?

1) М_золь, вд_ли, зан_чевать;

2) опл_тить, кр_тковременный, прод_лговатый;

3) бл_городство, зап_чатлеть, пр_бабушка;

4) зам_рать (платье), разв_ваться, накл_нившись.

5. В каком ряду во всех трех словах пропущена
одна и та же буква?

1) Пр_рогатива, пр_цедент, пр_тензия;

2) до_сторический, раз_скные (мероприятия),
сверх_зысканный;

3) ни_провержение, ра_звонить, воссо_дание;

4) прев_змочь (усталость), ок_лолитературный,
р_захаться.

6. В каком ряду во всех трех словах пропущена
одна и та же буква?

1) Непр_ступный, пр_входящие (обстоятельства),
пр_клонить (голову);

2) над_ндивидуальный, на_гранный (мотив),
без_нвентарный;

3) ди_гармония, бли_стоящий, и_чезновение;

4) пр_дедушка, с_здание, з_ведовать.

7. В каком ряду во всех трех словах пропущена
одна и та же буква?

1) Пр_скорбный, пр_украсить, пр_чудливый;

2) меж_здательский, сверх_нтересный, без_тоговый;

3) ра_стегай, и_чезновение, бе_вкусица;

4) д_стабилизация, д_сквалификация,
д_зертировать.

8. В каком ряду в обоих словах на месте
пропуска пишется буква е?

1) Утеша_шься, восстанавлива_мый;

2) въезжа_м, усе_нный;

3) представ_шься, цитиру_мый;

4) выполня_шь, завис_мый.

9. В каком ряду в обоих словах на месте
пропуска пишется буква а(я)?

1) Колебл_тся, ре_вший (на ветру);

2) осуш_т, меч_щийся;

3) завис_т, будораж_щий;

4) выстел_т, прострел_нный.

10. В каком варианте ответа указаны все слова,
где пропущена буква и?

А. Дожд_вой;

Б. расчерч_вать;

В. залед_неть;

Г. непоседл_вый.

1) А, Г; 2) А, Б, В, Г; 3) Б, Г; 4) Б, В, Г.

11. В каком варианте ответа указаны все слова,
где пропущена буква и?

А. Быстр_на;

Б. затм_вать;

В. блюд_чко;

Г. жалостл_вый.

1) А, Б, Г; 2) А, Г; 3) Б, В, Г; 4) А, В.

12. В каком варианте ответа указаны все слова,
где пропущена буква и?

А. Усп_вать;

Б. стихотворень_це;

В. облед_неть;

Г. отзывч_вый.

1) А, В; 2) Б, Г; 3) А, Б, Г; 4) В, Г.

13. В каком варианте ответа указаны все слова,
где пропущена буква е?

А. Бездел_ца;

Б. подытож_вать;

В. кош_чка;

Г. сем_чко.

1) А, Б; 2) В, Г; 3) Б, В, Г; 4) А, Б, В.

14. В каком предложении не со всеми словами
пишется раздельно?

1) В отворенную дверь вошла (не)знакомая пожилая
сестра, в очках, а за ней – (не)высокий плотный
человек в докторском халате.

2. Страх на море зависит от привычки или
(не)привычки к морю, то есть от знакомства или
(не)знакомства с его характером.

3) Чего только (не)умеют делать золотые руки этой
(не)балованной жизнью женщины!

4) Так-таки я и (не)мог понять, почему
(не)приязненно отзывается о Захаре Алеша.

15. В каком предложении не со словом
пишется раздельно?

1) Лодка приближалась к тому месту, где
(не)защищенное от ветра море кипело и металось во
мраке.

2) (Не)опрятная шерсть бурыми клочьями торчала
на впалых боках медведя.

3) Особенно хорош был сад, (не)большой, но густой
и приятно запутанный.

4) (Не) смотря на сходство с Элен, он был
поразительно дурен собой.

16. В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых в словах должно
писаться ни?

Как н(1) смел путник, но он н(2) может н(3)
испытывать чувства страха, когда начинает
неистовствовать н(4)чем н(5) сдерживаемый ветер,
когда ему нет дороги н(6) взад, н(7) вперед, потому
что все занесено снегом.

1) 1, 3, 6, 7; 2) 3, 4, 6, 7; 3) 1, 4, 6, 7; 4) 2, 3, 4.

17. В каком варианте ответа все выделенные
слова пишутся раздельно?

1) Он говорил то(же), что мы читали когда-то в
газетах, но что(бы) он ни рассказывал, все он
умел передать по-новому.

2) Гагин (в)течение разговора намекнул мне на
какие(то) затруднения.

3) Старик задумчиво смотрел на лесника (с)боку
и молча соображал, что(же) сказать.

4) Потом я поблагодарил Дерсу (за)то, что он (во)время
столкнул меня с плота.

18. В каком варианте ответа все выделенные
слова пишутся слитно?

1) Получив замечание, Вася (в)течение всего
дня сторонился меня и глядел на меня (ис)(под)лобья.

2) (По)тому, как шумел лес, можно было сказать,
что жизнь в нем не (со)всем еще замерла.

3) Людям Павла Ивановича деревня то(же)
понравилась. Они так(же), как и он, обжились в
ней.

4) Полоса света, подкравшись (с)зади,
шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась (на)встречу
другим полосам, и вдруг вся широкая степь
сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и
засверкала росой.

19. В каком варианте ответа все выделенные
слова пишутся слитно?

1) Уже (из)давна было известно, что в разных
городах часы в один и тот(же) момент
показывают не одно и то(же) время.

2) Мы шли сначала по лесу, (за)тем вдоль озера,
(по)тому лужку, о котором говорили ребята.

3) (И)так, на российском Диомиде,
представляющем (не)что иное, как крайнюю
точку восточного полушария, раньше, чем в каком
бы то ни было другом месте земного шара, в полночь
«рождается» новый год.

4) Высокое напряжение опасно для жизни, (по)этому
на территории станции (по)всюду на столбах
висят предупреждения.

20. В каком варианте ответа все выделенные
слова пишутся раздельно?

1) Волей-неволей мы, завороженные красотой леса,
останавливаемся, а (за)тем шагаем (на)прямик
в чащобу.

2) Провести плоты по своенравным поворотам (в)течении
реки не (по)одиночке, а караванами –
большое искусство.

3) Мы ехали (в)глубь леса по узкой дороге, по
которой до нас вряд(ли) кто проехал бы
предыдущие два месяца.

4) (В)течение всей ночи спасения от мошек и
комаров не было так(же), как и днем.

ВАРИАНТ № 5

1. В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых пишется нн?

Кажется, здесь не ступала нога человека, но вот
виден свежий след трехто(1)ки, проехавшей по
песча(2)ому берегу, да вон чей-то полуразруше(3)ый
доща(4)ик.

1) 3, 4; 2) 3; 3) 1, 3, 4; 4) 2, 3, 4.

2. В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых пишется н?

По затопта(1)ой лестнице Поля поднялась на
третий этаж и через казарме(2)ый коридор,
несколько неопрятный из-за множества расклее(3)ых
на краше(4)ых стенах уведомлений, вместе со всеми
вошла в аудиторию.

1) 1, 2, 3; 2) 1, 3, 4; 3) 2, 3; 4) 4.

3. В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых пишется нн?

Ошеломле(1)ый, Василий остановился, пригляделся,
и даже такого притерпевшегося ко всяким
превратностям судьбы, такого стреля(2)ого
воробья, как он, все-таки охватил ужас: он увидел
еще почти не замете(3)ый са(4)ый след.

1) 1, 3, 4; 2) 2, 3; 3) 1, 3; 4) 1, 2, 3, 4.

4. В каком ряду во всех словах пропущена
проверяемая безударная гласная корня?

1) Ч_тальная, дил_тантский, ц_кличный;

2) д_шевка, х_лщовый, г_рнист;

3) д_лина, скл_нение, ч_родейка;

4) ш_лестят, бл_стящий, с_док.

5. В каком ряду во всех трех словах пропущена
одна и та же буква?

1) Пр_беречь, пр_небрежение, пр_образовать;

2) супер_нтендантский, четырех_глый, от_грать;

3) со_дание, _житься, в_бираться;

4) ан_логия, прот_тип, п_ддельный.

6. В каком ряду во всех трех словах пропущена
одна и та же буква?

1) Пр_даваться (веселью), пр_бытие, пр_терпеться;

2) небез_злишне, с_мпровизировать, пред_дущий;

3) в_дохнуть, и_сохнуть, мирово_приятие;

4) по_писать, пре_видеть, о_дохнувший.

7. В каком ряду во всех трех словах пропущена
одна и та же буква?

1) Пр_пирательство, непр_творный, непр_-клонный;

2) пред_стория, с_скной, без_зъянный;

3) ди_квалификация, бе_славный, ра_задорить;

4) п_мрачение, _бессмертить, _кклиматизироваться.

8. В каком ряду в обоих словах на месте
пропуска пишется буква у(ю)?

1) Колыш_тся, шепч_щийся;

2) дремл_т, знач_щий;

3) пен_тся, та_щий;

4) тащ_т, мерещ_щийся.

9. В каком ряду в обоих словах на месте
пропуска пишется буква а(я)?

1) Кле_т, пол_щий;

2) завис_т, вывал_нный (в снегу);

3) колебл_т, леч_щий;

4) побре_тся, наде_вшийся.

10. В каком варианте ответа указаны все слова,
где пропущена буква е?

А. Обусловл_вать;

Б. горноста_вый;

В. обеззуб_ть;

Г. привередл_вый.

1) А, Б, В; 2) Б, В; 3) В, Г; 4) Б, В, Г.

11. В каком варианте ответа указаны все слова,
где пропущена буква е?

А. Каракул_вый;

Б. застр_вать;

В. обессслав_ть;

Г. опрометч_вый.

1) А, Б; 2) Б, В; 3) Б, В, Г; 4) А, Б, Г.

12. В каком варианте ответа указаны все слова,
где пропущена буква и?

А. Засе_вать;

Б. протал_нка;

В. обеззараз_ть;

Г. крупитч_тый.

1) А, Б, Г; 2) А, Б, В; 3) Б, В; 4) А, Б, В, Г.

13. В каком варианте ответа указаны все слова,
где пропущена буква и?

А.
Обезобраз_ть;

Б. непоседл_вый;

В. славн_нький;

Г. застр_вать.

1) Б, В, Г; 2) Б; 3) А, Б; 4) А, Б, В, Г.

14. В каком предложении не со всеми словами
пишется раздельно?

1) Дежурная была (не)высокая, уже (не)молодая, с
коричнево-загорелым за лето лицом, она стояла со
своим флажком в руке, и поезд проходил мимо.

2) (Не)прикрытые листвой деревья, оголенные
ветви и сучья говорили, что зима уже (не)за горами.

3) (Не)скошенные луга так душисты, что с
(не)привычки туманится и тяжелеет голова.

4) Небо над волжской крепостью, вечно бурое,
никогда (не)прояснявшееся от дыма пожарищ и
разрывов, было ареной (не)прерывных воздушных
схваток, боев, перераставших в целые битвы.

15. В каком предложении не со словами
пишется раздельно?

1) Яков Никитич, расстроенный своей неудачей,
был мрачен и (не)разговорчив.

2) Выпало два холодных утренника, и (не)успевшие
отцвести лесные цветы поблекли.

3) Полковник (не)торопливо остановил полк.

4) Нежданов чувствовал себя одиноким, (не)смотря
на привязанность друзей.

16. В каком варианте ответа правильно указаны
все цифры, на месте которых в словах должно
писаться ни?

Он н(1) умел н(2) петь, н(3) плясать, отроду н(4)
сказал н(5) только умного, даже путного слова: все
«лотошил» да врал что н(6) попало.

1) 2, 3, 6; 2) 1, 4, 5; 3) 2, 3, 5; 4) 1, 2, 3, 6.

17. В каком варианте ответа все выделенные
слова пишутся раздельно?

1) Так(же), как и вы, я не буду долго
собираться и выеду так(же) часа в три.

2) (По)чему вы судите о сочинении: по
содержанию или по грамотности? И (по)тому и (по)другому?

3) Алексей услышал голос друга и тут(же)
обнаружил, что тьма вокруг как будто поредела,
свет (с)боку проникал к нему сквозь снежную
толщу.

4) Мальчик думал: что(бы) изменить в модели
аэроплана, что(бы) она дольше держалась в
воздухе.

18. В каком варианте ответа все выделенные
слова пишутся слитно?

1) Точно так(же), как вчера, мы с хозяевами до
самого обеда осматривали основную часть сада,
посетили так(же) оранжереи и теплицы.

2) (По)тому, как Дерсу отнесся к моим словам,
видно было, что он не считал спасение чужой жизни
геройством. (За)то я был ему искренне
благодарен.

3) У меня была верховая лошадка, я сам ее седлал и
уезжал куда-нибудь (по)дальше, пускался (в)скачь
и воображал себя рыцарем на турнире.

4) Молодцами казаки держали себя (по)прежнему,
(не)смотря на все трудности и лишения.

19. В каком варианте ответа все выделенные
слова пишутся слитно?

1) Уже (из)давна было известно, что в разных
городах часы в один и тот(же) момент
показывают не одно и то(же) время.

2) Мы шли сначала по лесу, (за)тем вдоль озера,
(по)тому лужку, о котором говорили ребята.

3) (И)так, на российском Диомиде,
представляющем (не)что иное, как крайнюю
точку восточного полушария, раньше, чем в каком
бы то ни было другом месте земного шара, в полночь
рождается новый год.

4) Высокое напряжение опасно для жизни, (по)этому
на территории станции (по)всюду на столбах
висят предупреждения.

20. В каком варианте ответа все выделенные
слова пишутся слитно?

1) По-моему, надо идти дальше (в)глубь леса, но
мои подружки (в)рассыпную разбегаются по
поляне и уже сыплют в корзинки кроваво-красные
ягоды.

2) Светило (по)весеннему яркое солнце,
которого так не хватало (в)течение сорока
девяти дней, проведенных в океане.

3) В глубине леса раздается испуганный заячий
крик, (по)видимому, какой-то хищник застал
зверька (в)расплох.

4) (Не)смотря на то, что архангельский порт (в)тридорога
покупал уголь у англичан, Сидоров с трудом убедил
Морское ведомство направить на Печору
специальную разведочную партию.

ОТВЕТЫ

Вариант № 1 Вариант № 2 Вариант № 3 Вариант № 4 Вариант № 5
1 – 4 1 – 1 1 – 3 1 – 4 1 – 2
2 – 2 2 – 4 2 – 2 2 – 1 2 – 4
3 – 3 3 – 2 3 – 1 3 – 3 3 – 1
4 – 2 4 – 1 4 – 2 4 – 2 4 – 2
5 – 1 5 – 2 5 – 1 5 – 1 5 – 4
6 – 1 6 – 1 6 – 1 6 – 1 6 – 2
7 – 3 7 – 3 7 – 4 7 – 1 7 – 2
8 – 2 8 – 4 8 – 3 8 – 1 8 – 1
9 – 3 9 – 4 9 – 2 9 – 3 9 – 2
10 –3 10 – 3 10 – 2 10 – 3 10 – 2
11 – 3 11 – 4 11 – 2 11 – 2 11 – 1
12 – 3 12 – 4 12 – 3 12 – 2 12 – 2
13 – 1 13 – 1 13 – 4 13 – 2 13 – 3
14 – 4 14 – 3 14 – 2 14 – 3 14 – 2
15 – 1 15 – 1 15 – 3 15 – 1 15 – 2
16 – 3 16 – 2 16 – 3 16 – 3 16 – 1
17 – 3 17 – 2 17 – 2 17 – 1 17 – 2
18 – 3 18 – 2 18 – 2 18 – 4 18 – 3
19 – 3 19 – 1 19 – 1 19 – 4 19 – 4
20 – 2 20 – 4 20 – 3 20 – 4 20 – 4

Е.В. ЮМИНОВА,
г. Ижевск

Шпажники или гладиолусы украшали сады еще в Древнем Риме. И сегодня эти величественные и безумно красивые цветы очень популярны. Их цветение в конце лета и осенью можно увидеть практически в любом саду, а школьники дарят букеты из гладиолусов 1 сентября свои учителям.

Подготовка луковиц гладиолусов весной
Если вы еще не выращивали у себя на участке шпажники, и у вас нет посадочного материала, его легко можно приобрести в специализированном магазине или на рынке.

Внимание! Покупайте только адаптированные под наши климатические условия луковки! Не рекомендуется покупать выращенные в тропических условиях голландские луковицы, так как в нашем климате такие растения в большинстве случаев цветут только в первый год или могут вообще не зацвести.

Высаживать в грунт луковицы нужно уже с проросшим ростком, поэтому за три-четыре недели до посадки их достают и очищают от плотной чешуи. Посадочный материал нужно обязательно осмотреть и уничтожить пораженные и больные луковки. Если очаг поражения небольшой, то его можно вырезать и смазать зеленкой.

Для прорастания побега посадочный материал раскладывают в один ряд в светлом, теплом месте. Луковки должны лежать ростком вверх.

В день посадки гладиолусы нужно обработать, чтобы защитить их от грибковых заболеваний и вредителей. Для этого можно использовать 0,3% раствор препарата Фундазол и замочить в нем луковицы на час, после чего ополоснуть под проточной водой. Если специального препарата нет, то воспользуйтесь марганцовкой, полграмма которой разводят в одном литре воды. В этом растворе посадочный материал выдерживают 30 минут и высаживают в клумбу не ополаскивая.

Детки гладиолусов начинают подготавливать за две недели до посадки. Для этого необходимо:
отобрать деток с заметными корневыми бутонами и диаметром около 8 мм;
освободить луковки от оболочки;
разложить на рассеянном свете;
в день посадки проросшие детки обеззараживаются в течение 9 часов в растворе марганцовки (на один литр воды – один грамм).

Выращивание гладиолусов в открытом грунте
Выбирая участок для посадки шпажника, следует помнить:

Место посадки гладиолусов каждые два-три года рекомендуется менять, так как эти растения не любят несколько лет подряд расти на одном и том же участке. Обязательно нужно соблюдать севооборот, иначе растения будут болеть.
Примерно раз в три года шпажникам нужно менять состав почвы. Например, их можно три года выращивать на участке с глиноземом, а затем на супесчаной почве.
Клумба для посадки гладиолусов должна находиться на хорошо освещенном месте, иначе цветение наступит поздно или не наступит совсем.
На участке не должны высоко залегать грунтовые воды, иначе луковицы могут сгнить.
Грядка с цветами должна располагаться на проветриваемом месте, в противном случае есть вероятность поражения растений грибковыми заболеваниями.
Лучше всего шпажники растут на супесчаных и суглинистых почвах. Поэтому при перекопке грядки в песчаные почвы рекомендуется добавлять глину, а в глинистые – песок.
Очень важна для гладиолусов кислотность почвы, которая должна быть в пределах 6,5-6,8 pH. В щелочной почве растения будут желтеть и плохо расти. Если почва кислая, в нее нужно добавлять доломитовую муку или мел (на 1 кв. метр грядки – 150 грамм), иначе растения будут поражаться фузариозом, цветы не будут раскрываться, а листья начнут темнеть и вянуть.
Выбрав участок для посадки гладиолусов, его следует осенью глубоко перекопать и удобрить каждый квадратный метр:

хлористым калием – 30 г;
суперфосфатом – 100 г.
Весной клумбу разравнивают и вносят в грунт калийные удобрения.

Когда можно сажать гладиолусы
Сроки посадки зависят от климата региона и погодных условий.

Это важно! Перемещенная из теплого помещения в холодную почву луковица будет себя плохо «чувствовать», поэтому посадками следует заниматься только после того, как земля на глубине в 10-15 см прогреется до +10 градусов. В противном случае растения могут не зацвести или зацветут поздно.

В южных районах гладиолусы в отрытый грунт можно сажать уже в конце апреля — начале мая, а на Урале и в Сибири примерно с середины мая и до начала июня.

На какую глубину сажать гладиолусы
Чтобы гладиолусы не падали, их нужно сажать на определенную глубину. Если луковицу поместить неглубоко, то высокое растение с большим количеством цветов начнет заваливаться и может поломаться. Чтобы этого не произошло, мелкие луковки помещают на глубину в 8-10 см, а крупные – 10-15 см.

Величина заглубления гладиолусов должна быть равна четырем диаметрам высаживаемой луковицы.

Как правильно посадить гладиолусы весной: секреты посадки и ухода, сроки посадки
Правильная посадка гладиолусов
Для посадки гладиолусов на клумбе делают бороздки с дистанцией около 20 см, в которые помещают луковки с ростками в 6-8 см. Расстояние между растениями зависит от размера луковиц – маленькие сажают с дистанцией около 8 см, а большие – не менее 15 см.

Посадочный материал помещают в бороздки на слой песка, засыпают сверху сначала песком, а затем почвой. Посадки рекомендуется замульчировать пяти сантиметровым слоем перегноя, который защитит их от перегрева, заморозков и обезвоживания.

С целью профилактики появления грибковых заболеваний при посадке на луковки можно положить пропитанный фунгицидом мох-сфагнум.

Как правильно посадить гладиолусы весной: секреты посадки и ухода, сроки посадки
Как ухаживать за гладиолусами
Чтобы получить красивоцветущий цветник из гладиолусов, в течение всего сезона необходимо соблюдать правила ухода за гладиолусами. В них входят:

Регулярные поливы. При отсутствии дождей растения поливают один раз в неделю, выливая на каждый квадратный метр грядки два-три ведра воды. Если погода стоит сухая и жаркая, поливать может понадобиться каждые три дня. Лить воду лучше в междурядья. Когда шпажники отцветут, частоту поливов сокращают, а затем прекращают совсем.
Прополка и рыхление. Грядки со шпажниками обязательно следует освобождать от сорной травы и рыхлить. Процедуру рыхления проводят примерно каждые десять день.
Подкормка гладиолусов. Подкармливают растения до середины августа три раза. Как только появится второй листок, посадки поливают раствором из 10 литров воды и 20 грамм карбамита, в котором содержится необходимый для листьев азот. Фосфор, калий и азот добавляют в грунт при появлении 5 или 6 листка (на 1 кв. метр – по 15-20 грамм сернокислого калия, сульфата аммония и суперфосфата). Для цветения гладиолусам нужен калий и фосфор, поэтому после появления цветоноса на каждый квадратный метр грядки вносят хлористый калий (20 грамм) и суперфосфат (30 грамм).
Внекорневые подкормки. Увеличит декоративность, и улучшит цветение опрыскивание листьев раствором минеральных комплексных удобрений. Очень хорошо отзываются на внекорневые подкормки растения, посаженные в супесчаную почву.
Удобрение гладиолусов органикой. Минеральные подкормки можно чередовать с органическими удобрениями, которые вносят только в жидком виде. Рекомендуется использовать органику в начале роста шпажников. Готовить органические удобрения лучше всего из раствора куриного помета (ведро помета разводят 1,5 ветрами воды и настаивают десять дней). Перед использованием каждый литр настоя разводят в десяти литрах воды.
Опоры. Как бы глубоко не были посажены луковицы, обильно цветущие растения все равно могут заваливаться, поэтому около них рекомендуется устанавливать опоры или организовать шпалеру.
Профилактика от вредителей. Шпажники очень любят трипсы, поэтому для защиты растений используют инсектицидные препараты. Раствором из Актары или Инта-Вира посадки обрабатывают в период появления цветоносов.
Срезают гладиолусы утром или вечером, используя острый нож или секатор. Чтобы сохранить луковицу, которая должна еще подрасти, после среза должно остаться не менее 4 листьев и глубоко спрятанный в них остаток цветоноса.

Отношение к еде всегда дело личное. Кому-то нравятся чипсы и газировка, всё сладкое. При этом человек может даже недобирать по весу. Кто-то тяготеет больше к здоровому питанию и следит за калориями. Такие обычно еще занимаются спортом или просто худеют. А кому-то когда-то бабушка испекла пирожки — и всё. Без мучного человек не может прожить и дня.

чистая еда© Depositphotos

Кроме того, не стоит забывать о качестве продуктов и их чистоте. Многие любители плотно поесть морщатся от шаурмы в ближайшем киоске. Зато готовы переплачивать в несколько раз, чтобы отведать это блюдо в ресторане. С непонятным названием типа «дёнер по-алжирски».

Бабушка испекла пирожки

История читательницы

«Я вообще не привередлива в еде. Могу есть, что дают. Домашняя кухня или ресторанная — какая разница? Ингредиенты ведь все покупаются на рынке», — так рассуждает моя подруга и в чём-то, наверное, она права. Но я с недавних пор стала гастрономической ханжой и привередой.

Начну сначала. Мне 26 лет, замужем, имею маленькую дочь. Живем мы в квартире мужа втроем и нас, в принципе, это устраивает. Квартира двухкомнатная, жаль хрущевка. Но недавно сделали ремонт и стало немного полегче.

чистая еда это© Depositphotos

С наступлением пандемии и нескончаемых карантинов я превратилась в настоящую домохозяйку, да еще и с ребенком на руках. Вечная готовка, уборка и ходьба по магазинам стала прерываться занятиями с дочкой. Мы учимся читать и писать. Делаем всякие упражнения на логику и так далее. Словом, рутина, а что поделать.

Муж мой на вечных вахтах, поэтому ему, думаю, намного тяжелее. Хотя, возможно, и повеселей. Мы время от времени связываемся через видео-звонки, но сами понимаете, этого не хватает. Из-за плохого качества сети общение сходит на нет, а тем более доченька любит долгие разговоры с папой.

чистая и грязная еда© Depositphotos

Близких подруг у меня нет, а пойти пообщаться ни о чём с кем-нибудь из знакомых лень, да и совсем не хочется. Но всё изменил один случай. Пришла однажды ко мне соседка, бабушка божий одуванчик, жаловаться, что телевизор громко играет. Звук действительно был, но исходил он из квартиры за соседней дверью. Конфликт был быстро улажен, а с соседкой мы как-то подружились, что ли.

Она стала часто к нам приходить и делиться домашними угощениями: пирожков иногда принесет или запеканку. Ну и заодно перекинемся последними новостями из телевизора или соседнего двора. В Арктике ледники тают, а через дом от нас кошка родила четверых котят. Обычные в общем разговоры.

Я покупала иногда тортик или еще чего и передавала бабуле, когда та приходила. Самой стучаться к ней было как-то стеснительно, да и ребенок в квартире один. И вот однажды малая уснула, а мне приспичило поделиться со старушкой формочками для вафель. Ну помните, были такие когда-то. Я и решила к ней зайти лично.

чистая и нечистая еда

© Pixabay

Соседка была дома и очень обрадовалась моему приходу. Сразу поблагодарила за формочки и пообещала наделать много таких сладостей мне и дочери. Но я была не в восторге.

Ее квартира, хоть и находилась в нашем подъезде, имела всего одну комнату. А кроме бабули, в ней обитали еще две маленькие дворняжки и одна кошка, лениво распластавшаяся на диване. В квартирке, в принципе, было убрано. Мебель была только самая необходимая и кое-какая допотопная техника.

Но вот на кухне… Стол завален мукой, вареньями и каким-то фаршем. Понятное дело, всё в шерсти животных. Даже их миски стояли не где-то в уголке, а прям посреди помещения. Как я потом узнала, собаки просто растаскивали еду из мисок и бабуля уже с этим смирилась. Пару раз я видела, как кусочки теста падали на пол, но затем возвращались обратно, к основной массе.

гигиена еда© Depositphotos

Нет, вы поймите меня правильно, я понимаю, что бабуся всё это делала не со зла, такой уж возраст. Но и меня тоже можно понять. А ведь и дочура ела практически всё, что было приготовлено на той кухне. В общем, я поблагодарила и сослалась на то, что должна бежать к дочери, пошла домой. В тот день я впервые не открыла соседке дверь, когда она приходила.

Короче говоря, для меня это был настоящий шок. Я человек не очень брезгливый, но антисанитария — это неприемлемо. Пока я вспоминала этот тихий ужас, мои мысли привели меня к тому, что и молоко, и творог я теперь буду брать только в магазине. А ведь раньше я часто покупала домашнюю молочку у старушек возле супермаркета. Мол, и человеку помогу, и домашнее есть вкуснее. Теперь уже не вкуснее.

еда и гигиенаGettyImages

Вот такие дела. Единственное, мне совестно, что я перестала общаться с бабушкой, своей соседкой. Она же не виновата, что выражает свою симпатию приготовлением еды. А брать и выкидывать продукты я не умею. Посоветуйте, что делать. Может, просто всё ей объяснить, а вдруг она обидится?

Совет

Спасибо тебе за интересную историю. По-своему она, конечно, печальная. Но мы рады, что у бабушки всё хорошо со здоровьем и она может себе позволить не только готовить по желанию, но и подкармливать еще и домашнюю живность, и даже соседей. Постарайся просто продолжать общаться с ней, как и раньше. А на попытки поделиться едой отвечай, мол, села на диету и теперь можешь есть только какие-то фрукты, которые нигде поблизости не купить. Думаем, это должно подействовать.

Класс: 2.

Цель: учить детей выражать свою мысль устно и письменно, составлять предложения по опорным словам, развивать внимание, память, устную и письменную речь, использовать приобретенные знания по окружающему миру и чтению, применять изученные орфограммы, воспитывать любовь к окружающему миру и к Родине.

Планируемые результаты: учащиеся научаться составлять рассказ о картине, строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

I. Организационный момент

— Сегодня на уроке в центре нашего внимания картинная галерея художника Алексея Степановича Степанова и его картина.

II. Подготовительная работа

1) Знакомство с художником и его картинами.

— Кто автор картины?

Автором картины является известный русский живописец Алексей Степанович Степанов (1858-1923). Алексей Степанович Степанов родился в 1858г в Симферополе, в семье потомственного дворянина, офицера. Художник любил русскую природу, им написано много картин. Алексей Степанов являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок (передвижник), академиком Императорской Академии художеств. Художник был талантлив в различных жанрах — пейзажи, анимализм, жанровые и бытовые сцены. Картина, которую мы здесь рассматриваем, относится к анималистическому жанру живописи. Представляет собой зимний пейзаж на опушке леса, где возле стога сена собралось семейство лосей. Картина была написана в 1889 году. Холст, масло. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

2) Беседа о лосях.

— Почему картина так названа? (Главные на ней лоси)

— Что вы знаете о лосях?

Лось один из самых больших лесных зверей нашей Родины. Иногда его называют сохатым. В высоту достигает 2 метра и весит до 600 кг. Сам зверь имеет тёмно-бурый окрас, длинные ноги, туловище огромное, горбатое, голова крупная, с торчащими ушами. Самцы имеют характерное отличие — рога, и чем старше зверь, тем внушительнее рога. Лосята, их обычно двое, появляются в мае-начале июня. Маленькие лосята довольно быстро растут и набирают вес. Шестимесячный лосенок может весить 200 кг. Лосята имеют рыжий окрас, но в сентябре становятся бурыми как взрослые звери. Летом лоси питаются травой, молодыми деревьями и кустарниками, любят речные водоросли и грибы. Зимой же они обгладывают побеги ивы, рябины, акации, осины, молодые деревца сосны. Лоси не любят кормушки, поэтому подкормку лесники для них складируют в кучу.

III. Работа по картине А.С.Степанова «Лоси»

1) Постановка цели урока.

— Перед вами картина Степанова «Лоси». По этой картине мы будем писать сочинение. Кто знает, что такое сочинение? (Мы будем рассматривать картину и описывать, что на ней изображено).

2) Рассматривание сюжета картины.

Картина написана в анималистическо-пейзажном жанре. Здесь художник изобразил хмурую зиму и группу лосей, состоящую из лосихи и лосят. Холодной и снежной зимой таким большим животным непросто найти пропитание. Увидев на опушке леса стог сена, оставленный здесь лесниками специально для их подкормки, взрослые лоси привели сюда лосят, чтобы те вдоволь полакомились.

Действие картины происходит на опушке леса. Густой тёмный лес находится вдалеке. Здесь же растёт небольшой подлесок, состоящий из осин, берёз, кустарника. Ещё осенью люди косили здесь траву и заготовили на зиму стога сена. Лесные жители в поисках пропитания вышли из леса и решили полакомиться человеческими дарами. Два лосёнка с удовольствием поедают сено, а вот отец семейства стоит на страже. Главное для него, чтобы детки остались сытыми и у них было много сил, чтобы пережить все тяготы холодного времени года. Голые изогнутые деревца на переднем плане подчёркивают как непросто в это время года найти пропитание.

Вожак стоит на страже детей, готовый в любой момент применить силу и острые рога, чтобы справиться с любой возможной опасностью. Сохатый понимает, что сейчас они находятся на открытой местности, для всех «как на ладони». Возле стога сена пахнет человеческим духом. В любой момент из засады могут выйти хищники. Жизнь лесных зверей непростая, но с такой защитой лосята могут быть спокойны. Рядом со взрослым лосем стоит лосиха, она поменьше ростом и без рогов.

Многие ошибочно называют стоящего на страже самца-вожака — лосихой. На самом деле самки лосей безрогие и чуть меньше ростом. Самцы сбрасывают рога в ноябре-декабре, потому можно говорить о том, что на картине изображена либо поздняя осень, либо ранняя зима.

Атмосфера картины несколько сероватая, хмурая. Небо затянули серые тучи, которые скрывают яркое солнце. Таким образом художник подчеркнул промозглый холод, который царит вокруг. Повсюду лежит неглубокий снег. На открытой местности лосей со всех сторон обдувает холодный ветер.

3) Определение темы и основной мысли сюжета картины.

— О ком или о чем эта картина?

— Какова основная мысль? Что хотел сказать этой картиной художник?

— О чем будем писать сочинение? Как его назовете? Запишите заголовок сочинения.

IV. Работа по составлению предложений

1) Беседа по вопросам учебника (стр. 118, упр.191).

— Сейчас мы рассматриваем картину:

— Что изобразил художник на картине? (зимний лес и семью лосей)

— Почему картина так названа? (Главные на ней лоси)

— Какое время года изображено на картине? (Наступила зима.)

— Расскажите, какие изменения произошли в неживой природе?(Серые тучи затянули небо. Вся земля покрыта снегом. На снегу видны следы животных.)

— Какие цвета автор использует на картине и почему? При помощи таких цветовых гамм художник пытается передать ту печаль и грусть которые испытывают лоси. О том, как нелегко, зимой добывать себе пищу. Глядя на это полотно становится грустно и печально, хочется помочь животным пережить эту холодную зиму.

— Кого художник изобразил в центре картины? (Это лоси. Они проголодались и пришли на поляну.)

— Откуда вышли лоси? (Лоси вышли из леса.)

— Чем они заняты? (Они увидели сено и едят его).

— Что такое стог сена? (Стог — это большая копна. Ее заготовили люди, которые работают в этом лесничестве).

— Посмотрите на лосят. Какие они?

— Чем занялись лосята? (Они увидели сено. Маленькие лосята с удовольствием жуют.)

— Как вы думаете, почему взрослые лоси не едят?

— Посмотрите на лося-самца. Какой он?

— Посмотрите, большой лось внимательно смотрит по сторонам. Почему? (Он их сторожит)

— Что мы видим на заднем плане картины?

— Какое общее впечатление от картины? Понравилась ли вам картина? Чем?

2) Составление плана.

— Из каких частей состоит текст? (Вступление, основная часть, концовка (мои впечатления)).

План сочинения по картине «Лоси», 2 класс

  1. Художник А.С.Степанов
  2. Природа, время года
  3. Передний план, лоси
  4. Мои впечатления от картины

План

I. Вступление.

  • О художнике и его творчестве.

II. Основная часть.

1) На переднем плане репродукции картины

2) На дальнем плане репродукции картины

III. Заключение.

  • Какие чувства вызывает картина?
  • Каждая часть пишется с красной строки.
  • Устное составление предложений.

— На доске вы видите вопросы и опорные слова. Эти слова вы можете использовать при составлении своих предложений. Составьте устный рассказ.

Вопросы

Опорные слова

1 часть

Кто такой А.С.Степанов?

известный русский художник

талантливый русский художник

знаменитый русский художник

Какие картины создавал А.С.Степанов?

о русской природе и животных

про животных и русскую природу

о красоте родной природы

Что изобразил художник на картине?

семью лосей

Какой день изображён на этом полотне?

пасмурный зимний день

В каких тонах написана картина?

в серых и коричневых

темные серые краски

мрачные цвета

Почему картина так названа?

потому, что на ней изображены лоси

2 часть

Что виднеется на дальнем плане картины?

зимний лес

Какое небо нависло над зимним лесом?

серое и пасмурное

хмурое

серое и темное

Трудно зимой в лесу лосям найти корм?

трудно

Кто помогает животным?

Лесники

Что делают люди?

подкармливают зверей

Что изображено в центре картины?

стог сена, занесённый снегом

стог сена

большой стог душистого сена

Кого мы видим рядом со стогом сена?

семья лосей

семья сохатых

Откуда она вышла?

из леса

Чем занялись лосята?

принялись есть вкусное душистое сено

с аппетитом едят душистое сено

с жадностью едят сено

наслаждаются вкусным угощением

Что делает мама-лосиха?

протянула голову к сену

ест сено и посматривает по сторонам

прячет от холодного ветра маленького лосёнка

Кто охраняет свою семью?

старый сильный лось

Какой папа-лось?

большой, сильный, с красивыми рогами

Какая шерсть у лося?

Грубая, короткая, темного цвета

Какая голова у этих животных?

большая с вытянутой мордой

Какие у него ноги?

Стройные, высокие

Какие рога у старого лося?

Огромные ветвистые

О чём говорят его огромные ветвистые рога?

о силе главы семьи

Что он делает?

настороженно прислушивается, нет ли опасности

охраняет свою семью

прислушивается к каждому шороху

настороженно стоит и прислушивается

внимательно вглядывается вдаль

следит, чтобы никто не подкрался незаметно

3 часть

Какое чувство вызвала эта картина?

чувство жалости, потому что лосям трудно приходится зимой

грустное чувство, потому что появляется желание помочь семейству лосей пережить это трудное зимнее время

чувство восторга, потому что изображена красота и величие лесных красавцев-лосей

О чём вы задумались?

Я задумался (лась), что всё живое требует внимания и заботы со стороны человека;

Очень хочется помочь семье лосей спастись от голода.

Какие общие впечатления от картины?

Мне картина понравилась, потому что…

3) Орфографическая работа.

— Прочитайте еще раз опорные слова. Слова на какие правила встретятся в тексте? О чем нужно помнить? Как проверить слова?

VI. Практическая работа

— Используя опорные слова, запишите текст. После выполнения, проверьте свою работу.

VII. Итог

— Что вы сегодня нового узнали и чему вы научились на уроке?

Список использованных источников:

  1. Абрамова Татьяна Анатольевна Обучающее сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси»: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2013/12/06/obuchayushchee-sochinenie-po-kartine-asstepanova-losi
  2. Блинцов А.А. Картина «Лоси» Степанова: https://art-assorty.ru/63219-kartina-losi-stepanova.html
  3. Малых Галина Викторовна Опорная карточка к сочинению по картине А.С.Степанова «Лоси»: https://koncpekt.ru/nachalnye-klassy/konspekty-urokov/russkij-yazyk-2klass/2709-opornaya-kartochka-k-sochineniyu-po-kartine-a-s-stepanova-losi.html
  4. Русский живописец Алексей Степанов: https://www.liveinternet.ru/users/nianfora_n/post248544703
  5. Чернова Людмила Николаевна Конспект урока русского языка Тема: «Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси»: https://infourok.ru/konspekt_uroka_russkogo_yazyka_tema_sochinenie_po_kartine_a.s.stepanova_losi-374847.htm

  • Подкаст это вам не сказки слушать
  • Подкатить как правильно пишется
  • Подкидыш рассказ бианки краткое содержание
  • Подкаст сказки народов мира
  • Подкасты сказки на ночь