Подготовьте связный рассказ об архаизмах и историзмах

Автор на чтение 25 мин. просмотров 9 опубликовано 04.03.2021 2 января 2021 здравствуйте, уважаемые читатели блога ktonanovenkogo.ru. русский язык постоянно

На чтение 25 мин. Просмотров 9 Опубликовано

2 января 2021

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык постоянно обновляется, в него входят новые термины и понятия.

Ну, например, еще лет 30 назад многие из нас не знали такие слова, как смартфон, роуминг, криптовалюта, блокбастер и так далее.

А некоторые понятия, наоборот, со временем уходят из повседневной речи и начинают называться «архаизмами». О них и поговорим в этой статье.

Определение — что это такое

Архаизм – это устаревшие названия предметов, явлений или действий, которые потеряли свою уникальность и были вытеснены другими словами, обозначающими то же самое (синонимами).

Этот термин, как и многие другие в русском языке, зародился в Древней Греции. В дословном переводе слово «archaios» означает «древний».

У архаизмов есть две особенности, которые их характеризуют.

  1. Во-первых, у них обязательно должны быть современные синонимы (что это такое?).
  2. А во-вторых, эти слова не исчезают совсем. Они уходят из повседневной речи, но сохраняются на страницах книг, в виде цитат из фильмов и в пословицах (это как?).

Примеры архаизмов

Всем известна поговорка «ОКО ЗА ОКО» или песня «ОЧИ ЧЕРНЫЕ». И все мы понимает, что ОКО (ОЧИ) – это глаз (глаза). Но в обычной жизни мы так не говорим, ну или говорим крайне редко.

Так вот ОЧИ – это и есть архаизм, а ГЛАЗА – современный синоним.

Кстати, именно в обозначении частей тел человека встречается много архаизмов. Практически все, из чего мы состоим, раньше называлось по-другому. Некоторые слова нам по-прежнему хорошо знакомы, а другие и на страницах книг встретишь не часто.

  1. ГЛАЗА – ОЧИ.
  2. ЗРАЧОК – ЗЕНИЦА. Помните поговорку «Беречь как зеницу ока»;
  3. РОТ — УСТА. Известные выражения «У всех на устах» или «Из первых уст»;
  4. ЛОБ – ЧЕЛО. «Царь и Великий Князь Всея Руси челом бьет…» (х/ф «Иван Васильевич меняет профессию»;
  5. ПАЛЕЦ – ПЕРСТ. Еще одно известное выражение «Перст указующий»;
  6. ЛАДОНЬ – ДЛАНЬ. «Ты молоток возьмёшь во длань // И воззовёшь: свобода!» (Пушкин);
  7. ПРАВАЯ РУКА – ДЕСНИЦА. Выражение «Карающая десница», означающее «возмездие». Также «десницей» принято называть доверенное лицо;
  8. ЛЕВАЯ РУКА – ШУЙЦА. «Простите простака, но этот луч на смуглой шуйце вашей — не камень ли волшебный?» (Набоков);
  9. ЩЕКИ – ЛАНИТЫ. «Они тебя по ланите, а ты им на радостях всю спину подставишь» (Достоевский);
  10. ШЕЯ – ВЫЯ. «Прусский барон, опоясавши выю // Белым жабо в три вершка ширины» (Некрасов);
  11. ПЛЕЧО – РАМЕНА. «Копьё рамена прободает, // И хлещет кровь из них рекой» (Лермонтов);
  12. ВОЛОСЫ – ВЛАСЫ. «И на челе тогда моём // Власы седые не блистали» (Лермонтов);
  13. ГЛАВА – ГОЛОВА. «Склонитесь первые главой // Под сень надёжную закона» (Пушкин), плюс «главой» сегодня часто называют какого-нибудь руководителя (глава компании, глава региона);
  14. ГРУДЬ – ПЕРСИ.» К ней на перси тихо сел голубок, обнял их крылами» (Жуковский);
  15. ПЯТКА – ПЯТА. Выражение «до пят» применяют, объясняя длину платья или юбки. Или выражение «ходить по пятам», то есть «преследовать»;
  16. БЕДРА, ПОЯСНИЦА – ЧРЕСЛА. «И целомудренно и смело, // До чресл сияя наготой, // Цветёт божественное тело // Неувядающей красой» (Фет).

Стоит добавить, что архаизмами могут быть любые части речи. Мы привели примеры существительных.

А есть архаизмы:

  1. глаголы (ГЛАГОЛИТЬ – ГОВОРИТЬ)
  2. прилагательные (ЧЕРВОННЫЙ -КРАСНЫЙ)
  3. местоимения (АЗ – Я)
  4. числительное (ОСЬМНАДЦАТЬ – ВОСЕМНАДЦАТЬ
  5. наречие (ДОСЕЛЕ – ДО ТЕХ ПОР).

Разновидности архаизмов

Все устаревшие слова можно разделить на несколько категорий – в зависимости от того, как их воспринимают в русском языке, и как они соотносятся с современными синонимами.

Лексические архаизмы

Это слова, которые совсем не похожи на современные аналоги – нет ни схожести звучания, ни единого корня. Для «расшифровки» часто приходится лезть в словарь, или попытаться догадаться о чем идет речь исходя из общего контекста.

  1. ВЕТРИЛО – ПАРУС
  2. ТОЛМАЧ – ПЕРЕВОДЧИК
  3. БРАДОБРЕЙ – ПАРИКМАХЕР

Словообразовательные

Слова, у которых произошла лишь частичная замена. Например, остался единый корень, но добавился/убрался суффикс или окончание. Эти архаизмы не требуют проверки в словаре, они интуитивно понятны.

  1. ЗНАКОМЕЦ – ЗНАКОМЫЙ
  2. РЫБАРЬ – РЫБАК
  3. ДУШЕГУБЕЦ – ДУШЕГУБ
  4. ДРУЖЕСТВО – ДРУЖБА
  5. КОФЕЙ – КОФЕ

Фонетические архаизмы

Слова, которые со временем изменили свое звучание. Как правило, благодаря замене всего одной буквы. Такие архаизмы очень похожи на свои современные аналоги, и они также не требуют отдельного уточнения в словаре.

  1. ЗЕРЦАЛО – ЗЕРКАЛО
  2. СТОРА – ШТОРА
  3. НУМЕР – НОМЕР
  4. ФИЛОЗОФИЯ – ФИЛОСОФИЯ
  5. НОЩЬ – НОЧЬ
  6. ПРОЖЕКТ – ПРОЕКТ

Семантические

Это самая интересная группа устаревших слов. Со временем они не только обзавелись более ходовыми синонимами, но и полностью поменяли свое значение. Как говорится, «белое стало черным» и наоборот.

Определить такие архаизмы в тексте можно по одному признаку – они абсолютно не вписываются в контекст. А для «расшифровки» придется воспользоваться словарем.

  1. ПОЗОР – раньше этим словом обозначали «зрелище», а теперь это синоним стыда/бесчестья.
  2. УРОДЛИВЫЙ – раньше это обозначало «красивый», а теперь с точностью наоборот.
  3. ПЛЕСК – раньше так обозначали «аплодисменты» (до наших дней дошло слово «рукоплескание»), а теперь это «шум воды».
  4. ПОНЕСТИ – раньше так говорили о беременности, а теперь о перемещении чего-либо (понес невесту на руках) или каком-то испытании (понес наказание).

Архаизмы в литературе

Как мы уже говорили, архаизмы часто встречаются на страницах книг. Авторы пишут на том языке, который использовался в их время. То есть сегодня нам некоторые слова могут быть непонятны, а тогда ни у кого из читателей не возникло бы вопросов.

Но с другой стороны – устаревшие термины делают текст более выразительным, они помогают читателю мысленно перенестись именно в то время, которому соответствует повествование.

Возьмем, к примеру, известное произведение Грибоедова «Горе от ума», в котором архаизмы встречаются чуть ли не на каждой странице.

  1. «Но будь военный, будь он статский» — слово СТАТСКИЙ мы сегодня произносим как ШТАТСКИЙ.
  2. «Что за комиссия, Создатель, / Быть взрослой дочери отцом!» — слово КОМИССИЯ тогда обозначала ХЛОПОТЫ.
  3. «Но должников не согласил к отсрочке» — ДОЛЖНИКАМИ раньше называли кредиторов, а не тех, кто взял взаймы.

Чтобы современному читателю было понятно, о чем идет речь, в книгах делают сноски «примечание». Возможно, это не очень удобно, но тут уж ничего не поделаешь. Не переписывать же классику русской литературы!

Вместо заключения

Есть у устаревших слов особая разновидность, в которую входят различные названия вещей или понятий, которые в современном мире уже не используются — это историзмы. Например, это могут быть предметы одежды (камзол, лапти), ремесла (скобарь, скоморох), меры измерений (аршин, пуд) и так далее.

Правда, некоторые лингвисты считают, что это совершенно отдельная группа слов. И они не могут считаться архаизмами. Дело в том, что у этих терминов нет современных синонимов. А это, как мы писали в самом начале, одно из базовых определений архаизма.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Комментарии и отзывы (1)

«>

С архаизмами нужно быть осторожными — если вы будете говорить, что у вас дома есть отличный комод, то вас могут принять за коллекционера антиквариата. Однако если вы ездите на велосипеде и пользуетесь кнопочной «звонилкой», то скорее примут за лоха, которому только коров пасти! Я уж не говорю о том, что современная девушка при слове сударыня с вами не в кино пойдёт, а пошлёт на три буквы! В сад — груши околачивать. ))

Архаизмы в русском языке это устаревшие слова, которые больше не употребляются. И обязательно все архаизмы обозначают что-то такое, для чего в современном русском языке есть синонимы.

Например, слово «веки» в современной разговорной речи не употребляется вне контекста отсылок к ушедшим временам. Можно придумать и другие поводы употребить слово, но это все равно будет какой-то особый случай.

Вместо «век» современный человек говорит о глазах. Впрочем, слово «веки» используется и поныне, но означает уже не глаза, как таковые, а только определенную их часть. Чаще всего слово «веки» в этом смысле можно встретить у представителей медицинского сообщества или профессиональных художников, которым жизненно необходимо знать особенности строения человеческого тела.

Краткая теория языка

Откуда берутся архаизмы? Почему мы долгое время могли говорить «уста», а в какой-то момент людям это не понравилось и появился «рот»? Кажется, что это совершенно бессмысленная затея — пытаться придумать новое слово, если старое вполне себе существует и используется.

Но, на самом деле архаизмы появляются именно потому что язык постоянно меняется, а самое главное в том, что изменениям подлежит среда, в которой язык формируется и развивается.

Язык — явление духовной культуры. Он не существует сам по себе подобно ложке, чашке, компьютеру или самолету. Язык — продукт человеческих отношений и человеческого общения. Слова, нормы поведения, лексические значения фраз существуют только в головах людей.

Это очень важно усвоить чтобы лучше понять, что такое архаизмы. Даже толковый словарь, который сообщает о значении отдельных слов для объяснений использует… слова! Если представить, что завтра все люди на планете забудут русский язык, его придется расшифровывать, используя книги и другую информацию.

Но в этом и проявляется идеальный характер русского языка! Он превращается в инструмент в тот самый момент, когда становится понятен людям. Информация о содержании слов находится в головах конкретных людей. В противном случае, язык превратился бы в простой набор ничего не значащих звуков.

Появление архаизмов

Откуда же берется архаизм, если учесть озвученную выше краткую информацию о языке? Оказывается, существует несколько способов того, как может появиться архаизм в языке. Среди наиболее известных:

  1. Заимствование новых смыслов из других языков. Такое может быть в узкоспециализированной области или в известной всем. Читатель, наверняка, знает такой архаизм как «ЭВМ» или «электронно-счетная машина». Эти слова обозначают знакомый всем компьютер. Слово «компьютер» иностранного происхождения. Оно пришло в русский язык относительно недавно вместе с иностранной культурой и западными товарами. Такие архаизмы появились не столько из-за потребностей языка как такового, сколько из-за изменившейся среды, в которой язык формируется и развивается. Слово «ЭВМ» было понятно всем в Советском Союзе. Тем не менее, сейчас оно не используется за исключением некоторых специфических случаев.
  2. Наполнение старых слов новыми смыслами. Возьмем знакомое всем слово «тьма». В русском языке оно обозначает как просто темное время суток, так и нечто ужасное, невообразимое горе и страдание. Второе значение это архаизм. В современном русском языке фраза «грядет тьма» служит для придания тексту большей выразительности. Но откуда появилось слово «тьма»? Оказывается, со времен татаро-монгольского ига. Тьма это не что иное, как татаро-монгольские войска. Как бы сейчас сказали, это группа армий. Именно они пришли на русскую землю, оставив после себя множество слов. Некоторые из них со временем исчезли, заменившись на другие. Иные используются до сих пор. Например, слово «деньги» это производное от «тенге», валюты татаро-монголов.

Существуют другие методы и способы появления указанных слов. В любом случае, важно понимать: архаизмы это не просто слова, которые вышли из оборота. Любые архаизмы это слова, которые что-то означают и для которых в русском языке существуют синонимы.

Значение архаизмов

Некоторые утверждают, что архаизмы это пережитки старины, от которых пора бы избавиться. Это не совсем так. Архаизм это еще и инструмент для придания дополнительного колорита речи.

Или подчеркнуть время действия. Как автор сообщает читателю между строк о том, что время действия относится к средневековью? Отсутствия таких слов как «компьютер» оказывается недостаточным. Мало сообщить читателю о том, чего нет. Надо еще рассказать о том, что есть.

Для этого используются архаизмы примеры которых можно посмотреть ниже:

  1. Десница. Очень интересное слово, сочетающее много значений сразу. Если бы хоть одно сохранилось, сейчас бы другие архаизмы примеры бы тоже отличались. Что такое десница? Это одновременно и правая рука и доверенное лицо. Слово «десница» употребляется также в словосочетании «карающая десница». Выражение означает справедливое, но подчас жестокое возмездие. В этом смысле выражение можно иногда встретить. Но даже несмотря на это, оно имеет смысл только вместе с прилагательным.
  2. Перст. Все знают выражение «перст указующий». Но, что такое перст? Это палец. Совсем не обязательно указательный. Перстом можно назвать и мизинец, например. Интересно, что слово «перст», хотя и вышло из оборота, но оставило в наследство другие. Что женщины носят на пальцах? Конечно, кольца. И перстни.
  3. Зеница. Это зрачок. Интересно, что поговорка «беречь как зеницу ока» наполовину состоит из архаизмов.

Читатель самостоятельно может вспомнить архаизмы примеры привести тоже не составит большого труда.

Виды архаизмов

Мы уже узнали, что такое архаизмы. Но все ли они абсолютно одинаковы? Зная, насколько широкие возможности дарит русский язык и представляя о его постоянной изменчивости напрашивается ответ о различии разных архаизмов. Это верное замечание.

Оказывается, в русском языке существует целых две большие группы архаизмов. Читателю будет легче понять, если посмотреть на таблицу ниже.

Группа

Примеры

Описание

Лексические архаизмы.

Вышедшие из употребления слова. Полностью изменилась структура, но присутствуют синонимы в современном языке

Семантические арахаизмы

Живот. Архаизм «живот» означает «жизнь». Современное понимание слова — часть человеческого организма.

Позор. Архаизм «позор» означает «зрелище». Современное понимание слова — поступок или состояние, которое приводит к моральному осуждению.

Слова, которые встречаются в современной разговорной или письменной речи в точно такой же форме, но иным смысловым содержанием.

Лексико-фонетические арахизмы

Пиит. Сегодня это «поэт».

Зерцало. Сегодня это «зеркало».

Слова, которые сохранили значение, но иначе произносятся.

Лексико-словообразовательные архаизмы

Действо — действие.

Ответствовать — отвечать.

Слова, которые сохранили значение, но поменялось строение слова. Легче всего узнаются неспециалистами среди других архаизмов.

Грамматические архаизмы

Притча во языцех. Современные правила склонения однозначно трактовали бы слово «во языцех» склоненным неправильно.

В действительности, это не ошибка, а застывшая форма слова «язык». Если бы слова, подобно костям, могли окаменеть, «во языцех» было бы именно таким ценным живым ископаемым.

Слова, полностью вышедшие из употребления и существующие исключительно в виде устойчивых выражений.

Теперь читатель не только узнал, что такое архаизмы, но и научился отличать одни слова архаизмы от других.

Значение архаизмов

Не следует путать историзмы и архаизмы. Если с архаизмами все более или менее понятно, то с историзмами возникает вопросы. Что это это такое? Оказывается, историзм это устаревшее слово, полностью вышедшее из употребления. Примером историзма служит

«непман»

Можно привести другие историзмы и архаизмы примеры слов подберет любой читатель. Достаточно вспомнить кинофильм «Иван Васильевич меняет профессию» чтобы указать на еще одно такое слово

«боярин»

Архаизмы и историзмы это разные вещи, имеют разное значение. Все архаизмы и историзмы примеры слов которые были даны выше нужны и обогащают русский язык. Но с историзмами можно разобраться как-нибудь в другой раз. О них было чтобы читатель не перепутал примеры архаизмов, не стал рассматривать одно явление, думая о совершенно ином.

Итак, нам известно, что такое архаизм. И знаем, чем архаизмы отличаются от историзмов. Но в чем значение архаизма? Зачем нужно слово, которое не употребляется и для которого существует синоним?

Допустим, слово «ЭВМ» в разговорной речи. Почему бы не называть все компьютеры компьютерами, а словарь архаизмов выкинуть за ненадобностью? Но не все так просто.

Все архаизмы примеры слов которых можно было видеть выше обогащает речь и позволяет легче передать дух эпохи. Сравните:

«Поднял Александр Невский десницу и указал перстом направление похода»

с

«Поднял Александр Невский руку и показал пальцем направление похода»

В обоих случаях рассказывается об одном и том же действии. В обоих случаях читателю понятно о чем речь. Но эмоциональное наполнение разительно отличается. В первом случае читатель, будто, переносится во времена Александра Невского и воочию наблюдает за событиями. Даже рассказ о предложении побуждать использовать архаизмы, пусть и в меру чтобы не перегнуть палку.

Второе предложение просто передает информацию. Оно не хуже и не лучше, но если первая фраза скорей найдет применение в художественной литературе, то вторая больше будет востребована в научной, публицистической или просто пересказе сведений.

Архаизмы и части слова

Не все архаизмы исчезают бесследно. Если повнимательней приглядеться к тем словам и выражениям, которые используются каждый день, можно найти немало интересного.

Например, такой архаизм как

«сей»

в смысле «этот». По сию пору мы постоянно его используем. Но уже не в качестве самостоятельного слова, а только лишь как часть нового, более современного слова. Приглядимся повнимательней:

«сейчас, сегодня»

Удивительное дело получается! Архаизм исчез и в то же время остался. Так в русском языке проявляется известное правило, гораздо более универсальное, на бытовом языке звучащее как «никто никогда не уходит бесследно».

Если уж что-нибудь возникло, так просто от этого уже не избавиться! Явление может изменяться, подстраиваться, становиться частью чего-то большего, но никогда не исчезнет до конца.

Даже в самом современном слове всегда находится крупица древности. Не забывайте об этом, потому что человек, забывший прошлое обречен на повторение его ошибок.

Архаизмы и современные слова

Подобно герою известного произведения, который всю жизнь говорил прозой и не подозревал об этом, так и некоторые наши современники могут говорить архаизмами и не подозревать об этом.

Не существует никакой меры, с помощью которой можно было бы сказать, что вчера, в пятницу слово еще не было архаизмом, но зато сегодня, в субботу им стало. Слово может стать архаизмом буквально за несколько лет, а может столетиями бороться за собственное существование.

Раз так, могут быть люди, использующие архаизмы в повседневной речи из-за привычки. Если кто-то привык называть компьютер «ЭВМ», он так и будет использовать известное слово и никто его не убедит, что это архаизм.

Напротив, он может сказать, что «компьютер» это что-то непонятное, а вот «ЭВМ» это совсем другое дело. В самом деле, что есть компьютер как не электронно-вычислительная машина? Каким бы мощным и производительным он ни был, все равно это электронно-вычислительная машина.

Наш гипотетический современник будет совершенно прав, но и вы будете правы, говоря об архаизме. Таков уж русский язык и всякая другая живая изменяющаяся система.

Русский язык постоянно изменяется, многие слова выходят из употребления. Для того чтобы понимать язык прошлого, нужно знать, что такое архаизмы в русском языке.+

arhaizmy.jpg

Содержание

  1. Общие сведения
  2. Типы архаизмов
  3. Примеры
  4. Что мы узнали?
  • Тест по теме

Общие сведения

Архаизмы – это слова или словосочетания, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, при этом понятие, которое обозначает архаизм, до сих пор существует.

Следует разграничивать архаизмы от историзмов, которые обозначают предметы, уже вышедшие из современного употребления.

Архаизмы имеют синонимы в современном русском языке. Именно новыми словами заменяются в языке архаизмы. Например, архаизм «перст» имеет синоним «палец».

Определение архаизмов тесно связано с развитием языка: новые слова заменяют старые.

Типы архаизмов

Архаизмы бывают нескольких типов: лексико-фонетические, лексико-словообразовательные, лексические, грамматические, лексико-семантические.

Лексико-фонетические архаизмы связаны с изменением произношения: гишпанский – испанский, брег – берег.

Лексико-словообразовательные архаизмы связаны с изменением частей слова: дружество – дружба, ввечеру – вечером.

Собственно лексические архаизмы – это устаревшие целиком слова: дабы – чтобы, алкать – голодать.

Грамматические архаизмы связаны с изменением формы слова: песнь – песня, пиит – поэт.

Грамматические архаизмы часто используются в художественных произведениях для создания старинного колорита.

Лексико-семантические архаизмы связаны с изменением предмета названия: живот – жизнь, позор – зрелище.

Примеры

Архаизмами являются следующие слова: зерцало (зеркало), дщерь (дочь), гистория (история), пиит (поэт), ланиты (щеки), ветрило (парус), вирши (стихи), уста (рот), град (город), пламень (пламя), зело (очень), отрок (подросток), лепота (красота), дошлый (хитрый), ушкан (заяц).

Примером архаичного фразеологизма является выражение «Беречь как зеницу ока», где зеница – зрачок, а око – глаз.

Что мы узнали?

Архаизмы – это устаревшие слова, которые имеют синонимы в современном русском языке. Их следует отличать от историзмов, которые обозначают те предметы, которые уже вышли из употребления. Все архаизмы можно поделить на 5 групп: лексико-фонетические (брег), лексико-словообразовательные (дружество), собственно лексические (алкать), грамматические (пиит), лексико-семантические (живот в значении «жизнь»).

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    С чем связано явление архаизации слов?</h3>

    • <label>Постоянство русского языка</label>
    • <label>Обращение к словам, вышедшим из употребления</label>
    • <label>Замена старых слов новыми</label>
    • <label>Стремление к абсолютному сохранению языка</label>

(новая вкладка)

Среди всего разнообразия стилистических средств русского языка особое место занимают устаревшие слова — архаизмы и историзмы. Их трудно встретить в разговорной речи, но они часто употребляются в письменном языке, в первую очередь – в произведениях художественной литературы. 

Вводя их в тексты, писатели создают для читателя атмосферу ушедшей эпохи, делают рассказ более ярким и правдоподобным. К тому же, предложения с ними обретают торжественное и возвышенное звучание. Наконец, из устаревших слов образованы многие образные выражения, фразеологизмы.

Что такое архаизмы?

Так называются слова, которые по каким-либо причинам вышли из употребления в разговорной речи. 

Будучи вытеснены более современными синонимами, архаизмы перестали употребляться в повседневной речи, зато обрели яркую стилистическую окраску. 

Если раньше эти слова были нейтральными и общеупотребительными, то теперь стали редкими и выразительными.

Отличие архаизмов от историзмов

Следует понимать разницу между архаизмами и историзмами. Вторые отличаются от первых тем, что не имеют синонимов в современном языке. 

Историзмы – это названия предметов и явлений, которые существовали в определенную историческую эпоху, но отсутствуют сейчас. В первую очередь это старинные предметы быта и инструменты, которые перестали использоваться. Как правило, в книгах к историзмам даются сноски, объясняющие их значение.

И архаизмы, и историзмы относятся к так называемому пассивному запасу лексики и приводятся в толковых словарях со стилистической пометкой – устар. (устаревшее).

Неологизмы

В противопоставление устаревшим словам в лексике выделяется класс слов, называемых неологизмами. Это новые слова, которые еще не стали общеупотребительными, что придает им стилистическую окраску и выразительность.

Со временем неологизмы могут как выйти из языка, так и закрепиться в нем и стать повседневными. В таком случае они становятся стилистически нейтральными.

Примеры устаревших слов и их значение в русском языке

Архаизмы:

  • вседневно – всегда, постоянно;

  • перси – грудь;

  • толмач – переводчик;

  • перст – палец;

  • глаголить – говорить, рассказывать;

  • поведать – рассказать, доложить;

  • зело – очень;

  • тать – вор;

  • доселе – до сих пор;

  • ибо – потому что;

  • ветрило – парус;

  • льзя – можно;

  • брадобрей, цирюльник – парикмахер;

  • острог – тюрьма;

  • длань – ладонь;

  • чресла – бедра и поясница;

  • червонный – красный;

  • грядет – наступает, приближается;

  • око – глаз;

  • зеница – зрачок;

  • лобзание – поцелуй;

  • вирши – тексты.

Некоторые архаизмы устарели не целиком, но лишь в одном или нескольких значениях:

  • свет – высшее, привилегированное общество;

  • позор – зрелище;

  • вещий – мудрый;

  • плеск – аплодисменты;

  • аттестат – свидетельство о службе;

  • гость – купец;

  • пошлый – обычный, неоригинальный, избитый;

  • понести – забеременеть;

  • мечта – мысль. 

Также есть слова, которые в современном языке видоизменились, а их устаревшая форма стала архаизмом:

  • град – город;

  • рыбарь – рыбак;

  • хоробрый – храбрый;

  • младой – молодой;

  • брег – берег;

  • аглицкий – английский;

  • гишпанский – испанский;

  • свейский – шведский.

Историзмы:

  • кулак – после отмены крепостного права — богатый, зажиточный крестьянин;

  • середняк – крестьянин среднего достатка;

  • институтка – в дореволюционной России воспитанница элитного учебного заведения;

  • бандо – накладные пряди волос;

  • смерд – крестьянин на Руси IX – XIV веков;

  • продналог – в Советском Союзе особый налог на продовольственную продукцию;

  • ликбез – борьба с неграмотностью населения в Советском Союзе;

  • боярин – представитель высшего сословия в Древнерусском государстве;

  • братина – славянский сосуд шаровидной формы для алкогольных напитков.

Для поиска определенных архаизмов можно пользоваться онлайн словарями. Особенно это полезно делать с детьми младшего возраста. 

Если встречается незнакомое слово, устаревшее или вышедшее из употребления (например, в сказках), для понимания смысла написанного следует проверить значение.

Автор статьи: Косогорский Андрей Павлович

Еще тесты

Читайте также

Фонетический разбор слова [листья]Цифры прописью — правила написания в русском языкеМестоимения в русском языкеМорфологический разбор имени существительного — правило, схема и примеры

Архаизмы — это уста­рев­шие сло­ва, кото­рые были вытес­не­ны из актив­но­го упо­треб­ле­ния в речи дру­ги­ми сло­ва­ми с тем же значением.

Узнаем, что такое арха­из­мы в рус­ском язы­ке. Приведем при­ме­ры слов-архаизмов. Укажем груп­пы архаизмов.

Основную часть лек­си­ки рус­ско­го язы­ка состав­ля­ет актив­ный запас слов, кото­рый при­вы­чен и поня­тен всем. Активная лек­си­ка не име­ет оттен­ка уста­ре­ло­сти или новизны.

Наряду с повсе­днев­ной и при­выч­ной лек­си­кой суще­ству­ет пас­сив­ная лек­си­ка, в соста­ве кото­рой раз­ли­ча­ют арха­из­мы и исто­риз­мы, а так­же нео­ло­гиз­мы.

Архаизмы (греч. archaios -древ­ний) — уста­рев­шие назва­ния совре­мен­ных пред­ме­тов и понятий. 

Устаревшие сло­ва с тече­ни­ем вре­ме­ни пере­ста­ли быть акту­аль­ны­ми и были вытес­не­ны из упо­треб­ле­ния дру­ги­ми сло­ва­ми, кото­рые назы­ва­ют те же поня­тия и пред­ме­ты. У арха­из­мов обя­за­тель­но име­ют­ся совре­мен­ные слова-аналоги, то есть сино­ни­мы.

В совре­мен­ной речи арха­из­мы, как пра­ви­ло. уже не исполь­зу­ют­ся. Они попол­ни­ли пас­сив­ную лек­си­ку рус­ско­го языка.

Устаревшие сло­ва, арха­из­мы, широ­ко исполь­зу­ют­ся в про­из­ве­де­ни­ях лите­ра­ту­ры, теат­ра или кино для созда­ния коло­ри­та эпохи.

Arhaizmyi_1.jpg

В рус­ском язы­ке сло­ва уста­ре­ва­ли по-разному. Одни лек­се­мы были пол­но­стью заме­не­ны новы­ми сло­ва­ми с тем же зна­че­ни­ем, но с дру­гим кор­нем,  а в дру­гих изме­ни­лись  толь­ко сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные мор­фе­мы или отдель­ные зву­ки. В зави­си­мо­сти от это­го в рус­ской лек­си­ке арха­из­мы делят на несколь­ко  групп. Рассмотрим груп­пы арха­из­мов и при­ве­дем примеры.

  1. лек­си­че­ские арха­из­мы —  уста­рев­шие сло­ва, на сме­ну кото­рым при­шли сло­ва с дру­ги­ми кор­ня­ми. Без пере­во­да на совре­мен­ный рус­ский язык эти сло­ва непо­нят­ны мно­гим людям, например:
  • веж­ды — веки;
  • лани­ты — щёки;
  • раме­на — плечи;
  • выя — шея;
  • уста — губы;
  • гла­го­лить — говорить;
  • бра­до­брей, цирюль­ник — парикмахер;
  • вет­ри­ло — парус;
  • опе­ра­тор — хирург;
  • перст — палец;
  • тол­мач — переводчик;
  • лич­ба — цифра;
  • лоб­за­ние — поцелуй;
  • пер­си — грудь;

Arhaizmyi_2.jpg

Устаревшие назва­ния частей тела человека

  1. лексико-словообразовательные арха­из­мыуста­рев­шие сло­ва одно­го кор­ня с совре­мен­ны­ми сло­ва­ми, отли­ча­ю­щи­е­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми морфемами:
  • дру­же­ство — дружба;
  • душе­гу­бец — душегуб;
  • рыбарь — рыбак;
  • зна­ко­мец — знакомый;
  • нер­ви­че­ский — нервный;
  1. лексико-фонетические арха­из­мы — уста­рев­шие сло­ва, отли­ча­ю­щи­е­ся фоне­ти­че­ским обликом:
  • зер­ца­ло — зеркало;
  • пиит — поэт;
  • нощь — ночь;
  • нумер — номер;
  • сто­ра — штора;
  • нужа — нужда;
  • дщерь — дочь;
  • гисто­рия — история;
  • фило­зо­фия — философия;
  1. лексико-семантические арха­из­мы — сло­ва, поме­няв­шие свое зна­че­ние в совре­мен­ном язы­ке, сравните:
  • арха­изм позор — зре­ли­ще и совре­мен­ное сло­во позор — стыд, бес­че­стье;
  • арха­изм урод — кра­со­та, уро­жай и урод — чело­век с физи­че­ским недо­стат­ком;
  • арха­изм плеск — апло­дис­мен­ты и совре­мен­ное плеск воды, вол­ны.

Видеоурок «Устаревшие слова»

Скачать ста­тью: Оцените статью:Используемые источники:

  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/arhaizm-chto-ehto-takoe-primery.html
  • https://russkiy-pravilno.ru/arhaizmy/
  • https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/arhaizmy-primery.html
  • https://nauka.club/russkiy-yazyk/arkhaizmy.html
  • https://russkiiyazyk.ru/leksika/chto-takoe-arhaizmyi.html

Образовательные ресурсы: учебник Вигасин А.А. и др. История Древнего мира, 5 кл, М. «Просвещение», — 2014 г., электронное приложение к учебнику, учебная презентация, рабочая тетрадь № 1, карточки с заданиями на группы

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма контроля

Характеристика основных видов деятельности

Формируемые УУД

I. Организационный момент

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Читая стихотворение на фоне слайдов, включает эмоциональный настрой учащихся на изучение темы

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место

Быстрое включение в деловой ритм

II. Контроль знаний

Индивидуальная, фронтальная работа

Осуществляет контроль знаний по заданиям в презентации, поощряет ответивших баллами в в форме знака:жука-скарабея

Отвечают на вопросы и задания

Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Фронтальный опрос

III.Постановка учебной задачи

Фронтальная. Вопросы учителя

Задаёт наводящие вопросы по искусству первобытной эпохи, чтобы помочь ученикам сформулировать тему урока; предлагает попробовать себя в роли экскурсоводов по достопримечательностям Древнего Египта

Отвечают на вопросы, приходят к самостоятельному выводу о теме урока.

Регулятивные: формируют учебную тему, принимают учебную задачу, предложенную учителем

IV. Усвоение новых знаний и способов действий

Групповая, фронтальная. Словесный, наглядный, творческий. Работа с текстами, тетрадью, беседа, рассказ

1. Рассказ учителя о пирамидах и загадках пирамиды Хеопса по электронному приложению к учебнику

2. Организует работу по группам с текстом учебника и дополнительным материалом по изучению гробницы Тутанхамона, искусства художников и скульпторов Египта

Слушают учителя, пытаются разгадать загадки Большой пирамиды, высказывают свои предположения

Работают в группах, составляют связный рассказ об обряде захоронения в Египте, о работе художников и скульпторов

Регулятивные: составляют план и последовательность своих действий

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации в учебнике и дополнительном материале

Коммуникативные: принимают участие в работе группами, договариваются, приходят к общему решению

Выполняют задание № 34 в рабочей тетради

Рассказ групп

V. Закрепление знаний и способов действий

Фронтальная. Словесный, наглядный

Задаёт вопросы о следах Древнего Египта в Санкт-Петербурге, предлагает эту тему в качестве исследовательской работы

Предлагает выступить в роли экскурсовода и кратко рассказать план своей экскурсии

Отвечают на вопросы, высказываются и выступают в роли экскурсоводов, перечисляя достопримечательности Древнего Египта

Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание

Выступления учащихся

VI. Информация о домашнем задании

Сообщение учителя

Параграф 11 на пересказ или подготовить виртуальную экскурсию по Древнему Египту для учеников параллельного класса

Уточняют и записывают дом. задание

Регулятивные: принимают учебную задачу. Определяют способы действий

Слайд №1-2:

Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения: (читает на фоне картинок Древнего Египта и музыкального сопровождения)

Как картинка из книжки старинной,

Услаждавшей мои вечера,

Изумрудные эти равнины

И раскидистых пальм веера

Вот таким ты увидишь Египет

В час божественный трижды, когда

Солнцем день человеческий выпит

И, колдуя, дымится вода

Это взор благосклонный Исиды

Иль мерцанье встающей луны?

Но опомнись! Растут пирамиды

Пред тобою, черны и страшны

Сфинкс улёгся на страже святыни

И с улыбкой глядит с высоты

Ожидая гостей из пустыни,

О которых не ведаешь ты.

Ребята, о какой стране идёт речь? (дети отвечают)

Слайд №3

Учитель: Мы уже не первый урок изучаем с вами эту удивительную страну, а какие из перечисленных понятий относятся к Древнему Египту?

Ответ: саркофаг, богиня-кошка, мумия, фараон, пирамиды, сфинкс

Учитель: а за ответы я сегодня буду вам давать символ мудрости в Египте – изображение жука-скарабея ( в данном случае за полностью правильный ответ – двух жуков, за одну ошибку – одного)

Слайды №4-5

Учитель: на прошлом уроке вы узнали о религиозных верованиях древних египтян. Вспомните мифы и ответьте на вопросы

Ученики отвечают, получают за ответы «жуков-скарабеев»

Слайды №6-10

Учитель: вспомните сказания о богах. Кто из них мог бы сказать о себе такие слова?

Ученики отвечают

Учитель: Молодцы! Сегодня мы продолжим с вами путешествие по удивительной стране -Древнему Египту. А что именно мы будем изучать вы назовёте мне сами после моих вопросов:

  1. Что изображали чаще всего на своих рисунках первобытные люди?
  2. Почему они часто изображали раненых или убитых животных?
  3. Какие виды искусства я называю:
  • Умение красиво строить здания? (архитектура)
  • Умение красиво рисовать? (живопись)
  • Умение делать фигуры из разных материалов? (скульптура)
  1. Архитектура, живопись, скульптура – это всё виды…. (искусства)

Египтяне тоже были очень искусными архитекторами, живописцами, скульпторами, следовательно как называется наша тема сегодня?

Слайд №11

Ученики называют тему

Учитель: Представьте себе, что вы – экскурсовод и вам предстоит познакомить группу экскурсантов с главными достопримечательностями Древнего Египта. О чём бы вы им рассказали? Ответ на этот вопрос вы дадите мне в конце нашего урока

Вы вспомнили некоторых египетских богов. Но египтяне верили, что на земле живёт один живой бог, кто это? (фараон) Для всех богов египтяне строили жилища, как они называются? (храмы), а для живого бога строили пирамиды

Слайды № 12-13

Рассказ учителя о строительстве пирамиды Хеопса

“Величайшая из пирамид – пирамида Хеопса  Она была построена около 2600г. до н. э. Высота этой пирамиды 147 м. Это соответствует современному зданию высотой около 50 этажей. Длина основания пирамиды 250 м. Пирамида сложена из блоков золотистого известняка весом от 2,5 до 30 т. Они ничем не скреплены и держатся на месте силой собственной тяжести. Даже в наше время невозможно объяснить ту невероятную точность, с которой древние египтяне обрабатывали и ставили один на другой эти каменные блоки. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра.

Ее сооружение длилось 30 лет. Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света, так как по сравнению с ними постройки самих греков и архитектурные строения последующих эпох кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза больше ширины Красной площади в Москве.

Рядом с пирамидами находится знаменитый лежащий большой сфинкс – вырубленное из скалы изображение льва с человеческим лицом.

Длина большого сфинкса 57 м., а высота — 20 м. Уже в глубокой древности сфинкса засыпали пески. Молодой царевич, будущий фараон Тутмос однажды после охоты задремал в его тени и услышал голос каменного исполина. Сфинкс попросил освободить его от тяжести песка. Став фараоном, Тутмос исполнил эту просьбу и приказал украсить сфинкс плитой с рельефом и надписью, повествующей об этом событии.

Арабы называли большой сфинкс “отцом ужаса”.

У современного человека эта фигура вызывает ощущение спокойной силы.

Сфинкс, как и пирамиды, является символом египетской культуры.

А теперь давайте ответим на вопросы.

Выполняют задание: 

  • Когда была построена пирамида Хеопса?
  • Подсчитайте, каков приблизительный возраст пирамиды
  • Чему могли бы поучиться современные строители у древних египтян?

Электронное приложение к учебнику

Учитель рассказывает о загадках пирамиды Хеопса (см. Годер Г.И Методическое пособие  по истории Древнего мира, М.,»Просвещение», 2009 – стр.74-75)

Учитель предлагает детям высказать свои предположения – как разрешить эти загадки (дети высказываются). Вы молодцы, но учёные на самом деле до сих пор не знают ответов на эти вопросы

А теперь выполните задание в рабочей тетради № 34 (дети выполняют)

Вы убедились, что все пирамиды были разграблены, поэтому египтяне перестали хоронить фараонов в пирамидах. Как вы думаете, где можно спрятать гробницу так, чтобы её не нашли грабители? (дети высказываются)  Как не старались спрятать гробницы египтяне, большинство их всё-таки были найдены грабителями, и всё-таки учёным повезло!

Слайд №14

Электронное приложение к учебнику

В 1922 г. английские учёные открыли нетронутую, целиком сохранившуюся гробницу фараона Тутанхамона

(далее просмотр видео сюжета «Как была открыта гробница Тутанхамона» по электронному приложению к учебнику или чтение вслух пункта 3 в параграфе)

Учитель ставит учебную задачу: давайте попробуем представить себя египтянами времени Тутанхамона. В стране большое горе. Умер фараон! Его нужно захоронить по всем правилам, со всеми почестями и притом так, чтобы не нашли грабители.

Далее дети разбиваются на 4 группы:

  • Вельможи
  • Жрецы
  • Скульпторы
  • Художники

Каждая группа получает карточки с заданиями и ссылками на учебный материал

Вельможи:

  1. Подготовьте хвалебную речь для фараона (3 предложения)
  2. Определите место захоронения Тутанхамона (слова- подсказки: скалы, пески, горы, заклинания)
  3. Как отпугнуть грабителей?

Жрецы: (стр.54-55 в учебнике)

  1. Как готовили Тутанхамона к захоронению?
  2. Какие представления были у египтян о загробной жизни?
  3. Зачем из тела делали мумию и клали её в несколько саркофагов?

Скульпторы (стр.60)

  1. Для чего необходима статуя фараона в гробнице?
  2. Как скульпторы изображали фараонов?
  3. Почему статуя должна быть похожей на человека?

Художники?(стр.42-43)

  1. Что вы будете изображать на стенах гробницы?
  2. Зачем нужны эти рисунки?
  3. Какие правила выработали художники в Египте?

Учитель даёт задание всем группам: слушая выступление своих одноклассников, исправить ошибки в тексте:

«У египтян большое горе: умер фараон Тутанхамон, который правил Египтом 30лет. (Тутанхамон умер совсем молодым) Для него была возведена самая большая пирамида в Древнем Египте, построенная около 2600 г. до н.э. (это пирамида Хеопса, Тутанхамон похоронен не в пирамиде, а в гробнице в скале) На церемонию погребения собралось много людей. Вот несут тело фараона на погребальный костёр. (тело не сжигали, а мумифицировали) После обряда, пепел соберут в специальный сосуд и поместят внутрь гробницы. Погребальная камера тщательно подготовлена скульпторами и художниками. Внутри неё статуи богов. ( в гробнице ставили только статуи умершего) На стенах рисунки египетских художников, изображающие Тутанхамона. Как живо и точно, с фотографической точностью  передан облик фараона, как будто рисовал современный художник.( египетские художники искажали действительность)  К сожалению, гробница Тутанхамона была разграблена ещё в древности (гробница Тутанхамона не была разграблена), поэтому современники не могут увидеть её сокровищ»

(все ошибки подчёркнуты, в скобках комментарии)

Слайды №15-18

Рассказы и выступления групп на фоне слайдов

Вельможи – слайд №15

Жрецы- №16

Скульпторы- №17

Художники-№18

Учитель: конечно, как интересно было бы увидеть своими глазами все сокровища гробницы Тутанхамона. Но все они разбросаны по разным музеям мира – в Каире, Лондоне, Париже. Не каждый может это себе позволить. Но нам с вами очень повезло! Ведь мы живём в городе Санкт-Петербурге. А где в нашем городе можно увидеть «следы» Древнего Египта? (дети сразу же называют Эрмитаж, тем более, если накануне состоялась экскурсия в египетский зал)

Слайды   № 19-20

Рефлексия

Учитель: В Эрмитаже собрано не мало произведений египетского искусства. Но их можно увидеть даже под открытым небом. (открывается слад 20)

И через кровли низких зданий,
Все озирая пред собой,
Ты видишь в сумрачном тумане
Двух древних сфинксов над Невой.

Для них, детей тысячелетий,
Лишь сон — виденья этих мест,
И эта твердь, и стены эти,
И твой, взнесенный к небу крест.

И, видя, что багряным диском
На запад солнце склонено,
Они мечтают, как, — давно, —
В песках, над падшим обелиском,
Горело золотом оно.

Где находятся эти сфинксы? Удивительно, что эти сфинксы старше самой реки Невы, на берегу которой они стоят. А может кто-то из вас хочет отыскать и другие «следы» Древнего Египта в Санкт-Петербурге? Это могло бы стать темой исследовательской работы

Вот мы и совершили с вами путешествие в далёкое прошлое. Я возвращаюсь к вопросу начала урока. Представьте, что вы – экскурсоводы, вам нужно для параллельного класса (5 б) провести экскурсию по достопримечательностям Древнего Египта, о чём бы вы рассказали? (Дети высказываются)

дз

Параграф 11 на пересказ или виртуальная экскурсия для 5 б по Древнему Египту

Далее подводятся итоги урока: те, кто получил трёх и более скарабеев, получают пятерки

Цели: расширить  знания учащихся об историзмах и архаизмах, углубить представления  о сфере употребления диалектной лексики, причинах возникновения в языке неологизмов;

воспитание внимательного отношения к слову, к русской языковой культуре.

Оборудование: дидактический материал, словари, учебник.

Тип урока: закрепление знаний.

Проект урока

№п/п

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный

3 мин

Сообщает о целях и задачах урока и порядке работы

Определяют для себя задачи, которые должны решить в ходе работы

2.

Орфографический диктант — молчанка.

7

Показывает слова с пропусками

Записывают слова в тетрадь, вставляя буквы

3.

Самостоятельная работа

25 мин

По мере необходимости консультирует учащихся

Пользуясь словарями и учебниками, выполняют упражнения  1 — 8

4

Рефлексия. Составление синквейна

8 минут

Инструктирует учащихся

Составляют по плану синквейн

5

Подведение итогов

2 мин

Задаёт вопросы

Отвечают, определяют степень своего участия в уроке

Пояснения к ходу урока.

I. Организационный момент. Учитель знакомит учащихся с  целями  и задачами урока и  с порядком  работы.
-В ходе выполнения самостоятельной работы вам будут необходимы  знания теоретического материала. Всё это вы найдёте в своих учебниках (стр. 40 — 44), словарях.

II. Орфографический диктант — молчанка с последующей проверкой.
Запишите данные слова, вставляя пропущенные буквы.
Л…нгвистика, пре…почтение, ни…провергнуть, племян…ик,  велик…душный, (не)зд…ровится,  конституц…я, к…мфорт , п…лнощный,, фл…мастер, к…пьют…р.

III. Самостоятельная работа. Выполнение упражнений №1 — 8.
За 5 выполненных заданий –«3», за 6-7  заданий — «4»,  8 заданий — «5»

№ задания

1

   2

   3

   4

  5

   6

   7

   8

выполнение

  +

  +

….

  +

Упражнение №1. Найдите в предложениях устаревшие слова и подчеркните их.
В семидесятых годах  Х1Х века в Москве не было ни конок, ни трамваев, ни пролёток — ездили на линейках и в кабриолетах.

Упражнение №2. Найдите в этих отрывках диалектные слова и подчеркните их.
Родное слово.                                                        Родные  слова
Кладь, медунка, подполозок, соты,-               Родные, знакомые с детства слова
С детства мил мне этот лексикон.                    Уходят из обихода:
Чувства меры нету у кого-то –                         В полях  поляши — тетерева,
Говорили: «Обудоха он»                                  Летятина — дичь, пересмешки — молва,
Из какого древнего запечья                              Залавок — подобье комода.
Это слово вышло за порог?                              Не допускаются в словари
Даже Даль — сподвижник русской речи,         Из сельского лексикона:
Натакаться на него не смог…                           Сугрёвушка, фыпики — снегири,   
Я. Вохменцев               

Дежень, воркуны вне закона.
Слова исчезают, как пестери,
Как прясницы, как веретёна.
Н. Браун

Упражнение №3. Найдите в тексте «старые» слова. Выпишите их и  определите, диалектные они или устаревшие.  Образец: поднёбица (полка под потолком) — диалектное.
Хотя вошли в права Пью белое вино
И формулы, и термины,                                   Не рюмкой, а лафитником
Но старые слова народом не потеряны.         Сидим , слегка хмельны,
Над речкой синий дом,                                    Средь разговоров искренних,
Где добрый друг мой — лодочник.                  И смотрит со стены
Всё просто в доме том,                                    Не календарь, а численник.
Не штопор там, а пробочник.                          И верьте, в этом всём нет никакого вызова
Сидим уже давно, закусываем ситником.     Машинам за окном, экрану телевизора.
А. Яшин

Упражнение №4. Запишите, как называются такие слова. Составьте  и запишите с ними словосочетания. Образец: предоставить слово — представить отчёт
Уплатить — оплатить                 безответный — безответственный
длинный — длительный             наследство — наследие
желанный — желательный        экономичное — экономическое
жизненное — житейское            эскалатор — экскаватор

Упражнение №5. Какая разновидность омонимов использована для рифмы? Запишите предложением. Я к вам пишу случайно; право,
Не знаю как и для чего.
Я потерял уж это право
И что скажу вам? — ничего!
                           
Упражнение №6. Запищите слова, распределяя по группам
Дискотека, целинник, макияж, флорист, ранец, видеомагнитофон,  плейер, инфляция, аккредитация, спонсор, банкрот, предприниматель, купец, колледж, лицей, коммуна, райком, брифинг, джинсы, информатика, круиз, менеджер, телевидение, соцсоревнование, перестройка, милосердие, парламент, президент, мэр, сериал. 
общеупотребительные                          устаревшие                               неологизмы
Упражнение №7.  Выясните  при  помощи  словаря,   какому  лексическому  пласту  принадлежат антонимы: Ответы сформулируйте предложением.
 Хвалить — порицать,  труд  —  праздность, творить — разрушать,  смертный — бессмертный.
Упражнение №8. Интернет — Светозар. Найдите материал об индивидуально — авторских неологизмах. Запишите примеры. Подготовьте устное сообщение.

IV.Рефлексия.
1. Назовите неологизмы из диктанта — молчанки:                 (фломастер, компьютер)
2. Слова  со старославянскими элементами:                     ( великодушный, полнощный,
3. Древнерусское слово:                                                       (племянник)
4. Какие слова относятся  к архаизмам?                             (ланиты, перст, выя и т. д. )
5. Назовите историзмы.                                                        (армяк, лапти, камзол и др.)

V. Подведение итогов урока.

Домашнее задание — по учебнику

Кошелева Евдокия Павловна
МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
Кушмангортский УКП

Архаизмы

Архаизмы — это те слова которые вышли из употребления благодаря появлению их современных аналогов. Мы и сегодня употребляем их, но обозначаем другим словом. Так ланиты превратились в «щёки», а чресла стали «поясницей». Важно отметить, что некоторые архаизмы имеют отличия от современных слов-синонимов. Слово живот раньше обозначало «жизнь», а не часть тела. А гостем называли купца.

Существуют и грамматические архаизмы. Раньше принято было говорить на бале, теперь грамотно сказать «на балу». Некоторые слова полностью выходят из употребления, например слово дабы, но у нас есть сходное по значению «чтобы». Ошибок в употреблении архаизмов поможет избежать толковый словарь.

Видео

Ш

Шабала, шебала – баклуша, осиновый чурбан, из которого точат деревянную посуду.

Шабур – сермяжина, домотканая оджда из грубого домотканого материала; плохая, грубая одежда.

Шайка – скопище людей, ватага; деревянная посудина с ручкой для зачерпываняя и носки воды.

Шалыга (шелыга) – плетеный мяч; деревянный шар; плеть, кнут, погонялка.

Шаль – шалость, баловство, от слова «шалить».

Шанцы – окопы.

Шаньга – ватрушка, сочень, простая лепешка.

Шафран – в Домострое обозначает всякую вообще пряность.

Шеломчатый – с выпуклой шляпкой.

Шерстни – шершни.

Шерстобит – тот, кто бьет, треплет, пушит шерсть.

Шестная говядина – то есть вяленная на шестах.

Шесток – площадка перед устьем русской печи.

Шестокрыл – таблицы для гадания но знакам Зодиака и по звездам.

Шехонская осетрина – выловленная в Шексне.

Шипок, шипковый – роза, розовый.

Ширинка – женский носовой или шейный платок, расшитый, иногда с кисточками.

Ширинка – полотенце, полотнище, кусок ткани во всю ширину.

Шишки – сладкие булочки или печенье круглой формы.

Шолом – крыша; навес, крыша на столбах.

Шолуди – сыпь по телу, струпья, короста.

Шпага – оружие, состоящее из прямого клинка и эфеса.

Штоф – стеклянный четырехугольный сосуд с коротким горлом; мера, содержащая в себе кружку, или восьмую часть ведра.

Шубка женская – покроем напоминала сорочку до пят, без разреза на полы.

Роль историзмов и архаизмов в литературных произведениях

Специальная лексика помогает воссоздать исторический колорит в произведениях, чтобы читатель мог полностью погрузиться в атмосферу описываемого времени. Также поэты не брезгуют специальной лексикой. Она помогает создать торжественную атмосферу в стихотворении. Обычно поэты используют архаизмы для придания речи более высокого поэтического звучания. Еще одна важная деталь, которую помогает подчеркивать специальная лексика — это отображение комических и сатирических моментов. Особо часто этим свойством пользовался Салтыков-Щедрин для создания иронических ситуаций и высмеивания человеческих пороков.

Н

Наветки – клевета, наговор, намек.

Навколо – около.

Нагольные шубы – не покрытые тканью, состоящие из одного меха.

Надолба – столбик, тумба, вкопанные в землю.

Назем – навоз.

Назола – тоска, грусть, досада, огорчение.

Накопыльник – продольный брус у саней, в который вставлены верхние концы копыльев (см. копыл)

Нань – на него.

Наперсники – друзья и доверенные лица, те, кому поверяют сокровенные мысли и тайны.

Напредки – вперед, в будущем.

Напуски – брань, нападки.

Нареченная – здесь: объявленная, признанная невеста.

Наст – подмороженный крепкий слой снега; лед при первых морозах у берегов рек, озер.

Настить – стелить холсты для отбелки.

Натекать – набежать, набегать.

Нать – надо (сокращенное от «надеть» – надобно).

Натяться – наткнуться, напасть.

Наузы – гадальные книги: это слово обозначало такж и завороженный от исчистой силы амулет.

Начальник – основоположник, зачинатель.

Наямиться – напастись припасов на большой расход.

Небоже, небога – нищий, убогий.

Небылые слова – напраслина, ложь.

Необлыжный – настоящий, неложный.

Несть – нет.

Неудольный – неодолимый; обделенный, несчастный.

Нехристь – недоброжелательное обозначение нехристианина, неправославного; басурман.

Неча – ничего.

Ниже – и не, отнюдь не, также не.

Никола-зимний – праздник в честь христианского святого Николая-угодника (6 декабря по ст. ст.). Никола-летний – 9 мая по ст. ст.

Новина – крестьянский сотканный холст; суровая небеленая холстина; зерно нового урожая.

Новина – хлеб, а также любые продукты и изделия из первого урожая.

Ногавицы – узкие брюки или род обуви, сшитой наподобие голенишь обычно ярко раскрашенные.

Ноугородки золочены – серебряный новгородский рубль по стоимости и весу был в то время вдвое дороже московского.

Ночвы – неглубокое деревянное корыто.

Ночесь – прошлой ночью.

Нравный – сердитый, с крутым нравом.

Нудить – принуждать.

Нужа – бедность, крайность, недостаток.

Значение архаизмов

Не следует путать историзмы и архаизмы. Если с архаизмами все более или менее понятно, то с историзмами возникает вопросы. Что это это такое? Оказывается, историзм это устаревшее слово, полностью вышедшее из употребления. Примером историзма служит

«непман»

Можно привести другие историзмы и архаизмы примеры слов подберет любой читатель. Достаточно вспомнить кинофильм «Иван Васильевич меняет профессию» чтобы указать на еще одно такое слово

«боярин»

Архаизмы и историзмы это разные вещи, имеют разное значение. Все архаизмы и историзмы примеры слов которые были даны выше нужны и обогащают русский язык. Но с историзмами можно разобраться как-нибудь в другой раз. О них было чтобы читатель не перепутал примеры архаизмов, не стал рассматривать одно явление, думая о совершенно ином.

Подготовьте связный рассказ об архаизмах и историзмах

Итак, нам известно, что такое архаизм. И знаем, чем архаизмы отличаются от историзмов. Но в чем значение архаизма? Зачем нужно слово, которое не употребляется и для которого существует синоним?

Допустим, слово «ЭВМ» в разговорной речи. Почему бы не называть все компьютеры компьютерами, а словарь архаизмов выкинуть за ненадобностью? Но не все так просто.

Все архаизмы примеры слов которых можно было видеть выше обогащает речь и позволяет легче передать дух эпохи. Сравните:

«Поднял Александр Невский десницу и указал перстом направление похода»

с

«Поднял Александр Невский руку и показал пальцем направление похода»

В обоих случаях рассказывается об одном и том же действии. В обоих случаях читателю понятно о чем речь. Но эмоциональное наполнение разительно отличается. В первом случае читатель, будто, переносится во времена Александра Невского и воочию наблюдает за событиями. Даже рассказ о предложении побуждать использовать архаизмы, пусть и в меру чтобы не перегнуть палку.

Второе предложение просто передает информацию. Оно не хуже и не лучше, но если первая фраза скорей найдет применение в художественной литературе, то вторая больше будет востребована в научной, публицистической или просто пересказе сведений.

Какие существуют типы архаизмов

Собственно лексические архаизмы — это слова, которые во всех своих формах устарели и носителями языка осознаются как относящиеся к далекой эпохе. Подвергаться архаизации могут не только слова, но и их произношение, и грамматические формы. В связи с этим выделяют несколько групп устаревших слов. 

Типы архаизмов в русском языке:

  1. Лексические, целиком перешедшие в раздел пассивной лексики. Льзя — можно, кров — крыша, грядет — наступает
  2. Лексико-словообразовательные, которые имеют по сравнению с современным синонимом другую словообразовательную модель или отличаются аффиксами. Пастырь — пастух, дружество — дружба, рыбарь — рыбак
  3. Лексико-фонетические, в процессе развития изменившие свой звуковой образ. Пиит — поэт, нощь — ночь, аглицкий — английский
  4. Семантические, устаревшие частично, изменившие свое значение. Гость — купец, позорный — зрелищный, живот — жизнь
  5. Грамматические — утраченные формы слов, продолжающих активно использоваться в языке. Например, звательный падеж слов отче, друже, брате.

Смотри также: Историзмы, архаизмы и неологизмы: что это, применение, примеры

Теги

Цель: формирование умения находить в
тексте устаревшую лексику и новые слова –
неологизмы.

Задачи: уметь употреблять в речи
данные лексемы, находить в тексте, в справочных
пособиях (словарях), знать лексические значения,
уметь дифференцировать архаизмы/историзмы.

Ход урока

“Величайшее богатство народа – его язык!
Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в
слове несметные сокровища человеческой мысли и
опыта” / М. А. Шолохов

1. Вводное слово учителя.

2. Организация наблюдения

— Ребята, давайте улыбнемся друг другу,
посмотрим за окно, увидим прекрасный яркий
солнечный день, и с отличным настроением
приступим к нашему новому исследованию.
Обратимся к цитате на доске, прочитаем ее и
узнаем, о чем сегодня пойдет наш разговор. Как вы
думаете? Конечно, о языке. О русском языке. О
словах, из которых он и состоит.

Мы с вами уже знаем, что наш язык живой,
изменяется, откликается на каждое новое открытие
или событие, происходящее в мире. Слова в языке,
как и люди, живут в нем, рождаются и умирают. Одни
существуют столетиями и не собираются покидать
свой дом, другие – исчезают со своей эпохой.
Многие постепенно уходят из употребления, из
нашего с вами общения, так как многие явления,
предметы, которые они обозначали, исчезли из
нашей жизни. К примеру, “секира”, “волость”,
“боярин”, “холоп” и др. Другие же, исчезнув,
оставили своих братьев и сестер — синонимов,
например, “уста” — губы, “извозчик” — водитель.

С каждым десятилетием новые слова появляются в
нашем языке. Как вы думаете, почему? Правильно,
мир не стоит на месте, по мнению ученых, за
последние полвека было совершено столько
открытий как никогда ранее. Поэтому – то и нужны
новые слова для обозначения новых предметов,
процессов и явлений.

— Как вы думаете, как мы определим тему нашего
урока? (Ученики отвечают: “старые” и “новые”
слова”).

3. Решение проблемной задачи.

— Ребята, скажите, а зачем нужно помнить о старых
словах? Многие ученые создают различные словари
устаревших слов, посвящают этому занятию всю
свою жизнь, не кажется ли вам, что они попусту
тратят свое время? (Учащиеся отвечают, что знать
значения слов — значит, верно их употреблять в
речи, быть грамотным человеком, и, наконец, это
необходимо, т.к. в каждом слове отражается
история народа, нашей страны).

— Хорошо, а чему мы должны научиться сегодня с
вами? Каждый ряд, посовещавшись, скажет нам об
этом. (Учащиеся называют задачи урока: уметь
находить, знать значение, различать виды
устаревших слов, верно употреблять в речи).
Учитель на доске открывает поочередно лепестки
цветка, на каждом из которого отражена
поставленная задача:

— уметь находить в тексте;

— знать значение;

— различать виды устаревших слов;

— уметь пользоваться словарями устаревших и
новых слов.

Работа с текстом.

— Ребята, давайте поработаем в парах. Возьмите
карточки, которые лежат на Ваших партах и найдите
новые и старые слова, поработайте “саперами”.
“Включаем миноискатели” и вперед! При ответе
постарайтесь объяснить значение каждого слова.

Хлад Джинсы
Кавалергард Мультиварка
Шуя Кварки
Витязь Плеер
Упиваться (=наслаждаться) Кофеварка
Нивы Программировать

— Молодцы, думаю вам то задание не показалось
сложным, попробуем теперь поработать с группой
старых слов. Все эти слова можно разделить на
историзмы и архаизмы. (Учитель наклеивает на
доску карточки с названиями).

— Давайте запишем и выделим корень в этих словах
и подумаем, чем они отличаются друг от друга.
Попутно вспомним, что такое корень, что заключено
в нем. Кто может нам помочь? А вы что добавите?
(Каждый высказывает свое мнение). Подберем
однокоренные слова к слову “историзмы”:
история, историк, исторический. Значит, какой мы
можем сделать вывод? (Ребята объясняют, что эти
слова связаны с теми предметами, явлениями,
которые употреблялись раньше, в далеком прошлом).

— А как вы думаете, есть ли в нашей жизни место
таким словам как, гусары, алебарда, кафтан,
кокошник, стрельцы, стенать, брашна? Ребята
отвечают, что нет.

— Мы можем подобрать синонимы к этим словам? Нет.
Правильно, они обозначают предметы и явления,
которые уже ушли из нашей жизни.

— Где мы можем их встретить? Для чего они нужны,
какова их роль?

— В речи героев исторического фильма, книгах.
Для создания картинки того времени, ушедшей
эпохи.

— Ребята, а сможете ли вы начертить небольшую
схему-опору для того, как найти нам и не ошибиться
со словами-историзмами? (Ребята рисуют в парах)

Учитель закрепляет на доске карточку:
ИСТОРИЗМЫ=СИНОНИМЫ. Вы согласны, ребята? Да,
согласны. Записываем.

— Ребята, а архаизмы, по вашему мнению, как
отличить от историзмов. Понаблюдайте за парами
слов в следующей карточке и сделайте вывод.

Ветрило — ветер
Щеки-ланиты
Лапти-сапоги
Говяд — скот
Отрок- мальчик- подросток

— Правильно, они заменяются синонимами. Какая
будет опорная схема? Пишем: АРХАИЗМЫ=СИНОНИМЫ.
Для чего они необходимы? Правильно для колорита
древности, изображения старины.

4. Закрепление.

— Рассмотрите картину “Царевна-лягушка” В.М.
Васнецова. Эта картина написана по сюжету
русской народной сказки. О чем она? Какой эпизод
запечатлен на картине? Как смог художник
передать атмосферу пира, веселья, красоту и
выразительность танца героини? Что они
чувствуют. Попробуйте в нескольких предложениях
описать картину, используя устаревшие слова:
парча, гусляры, пищали, жемчуг скатный, яхонты.
Значение этих слов можно найти в особых книгах.
Каких, по вашему мнению? (Толковых словарях,
Словаре В.И.Даля). У вас на столах лежит словарь,
попробуйте найти в нем данные слова. Обратите
внимание на стилистические пометы: устар., высок.
Как вы думаете, что они обозначают?

— Прочитайте предложения. Выпишите архаизмы.

I в. Опять я в деревне. Хожу на охоту. Пишу мои
вирши – живется легко. (Н.Некрасов). Видит око
далеко, а ум еще дальше. Твоими бы устами да мед бы
пить.

II в. Шуми, шуми, послушное ветрило, волнуйся подо
мной, угрюмый океан. (А.С. Пушкин). Устами младенца
глаголет истина. Один как перст.

5. Знакомство обучающихся с неологизмами.

— Хорошо, ребята, вы справились, а теперь,
настало время поговорить и о “молодых” словах.
Как они называются? Обратимся к теоретическому
материалу учебника.

— Запишем, неологизмы (“новые слова”). Вашим
домашним заданием было найти слова, которые
появились недавно, разбив их на группы: НАУКА,
ТЕХНИКА, МОДА. Давайте посмотрим, что у вас
получилось (Наука: космический, кварки,
программировать и т.д.; техника: компьютер,
планшет, смартфон и т.п., мода: джинсы, танкетка,
фэшн и т.п.). В каких группах больше всего слов
получилось? Почему? Кто как думает? (Больше всего
слов в группах наука и техника, т.к. в наше время
эти направления стремительно развиваются и
трансформируются).

6. Рефлексия.

— С какими словами мы познакомились сегодня?

— Что вы знали о теме урока раньше? Что узнали
нового?

— Каких успехов вы достигли на уроке?

— С какими заданиями нелегко было справиться?
Почему?

— Что, по вашему мнению, нужно повторить дома?

— Как вы можете применить эти знания после
урока?

— Итак, ребята, как вы считаете, прав ли был
М.А.Шолохов, назвав слова величайшим богатством
языка?

Напоследок, наш с вами любимый этап работы —
составление синквейна о словах, с которыми мы
сегодня познакомились:

Историзмы

Древние, русские

Описывают, выражают

Исчезнувшие явления и предметы из сегодняшней
жизни

Колорит

Архаизмы

Древние, русские

Изображают, описывают

Явления, предметы прошлого, которые можно
заменить синонимами

Поэтичность

Неологизмы

Новые, современные

Описывают, характеризуют Открытия, предметы,
явления нового времени

Прогресс

7. Дифференцированное домашнее задание.

1 ряд — составить связный текст (5-6 предложений) с
неологизмами.

2 ряд – составить связный текст с историзмами
либо выписать из поэзии, художественной прозы.

3 ряд – составить связный текст с архаизмами
либо выписать из поэзии, художественной прозы.

Справка по итогам проверки тетрадей

Согласно плану внутришкольного контроля во 2
семестре  проводилось изучение состояния
проверки тетрадей по математике, информатике,
физике, технологии.

Цель: проверка ведения учащимися тетрадей по
предмету, регулярность и качество проверки
домашних и классных работ, качество проверки
контрольных и лабораторных работ.

Проверка показала, что все учащиеся школы имеют
необходимое количество тетрадей для работы в
классе и дома. Ведение тетрадей учащимися,
оформление титульного листа соответствуют
единым требованиям.  В основном тетради
ведутся учащимися аккуратно.

Учителя  добились того, что все тетради их
учеников  грамотно подписаны. Учителя
  следят за графической культурой учащихся –
все чертежи выполняются только карандашом и по
линейке.

Практически во всех тетрадях по математике,
физике отражены разнообразные формы работы,
такие как  диктанты, самостоятельные и
проверочные работы, контрольные срезы, работа с
дидактическим материалом. Объем классных и
домашних работ соответствует норме. Качество
проверки ученических работ удовлетворительное.

Сбор информации, и ее анализ показали, что
учителями выполняются требования к проверке
тетрадей. В целом состояние проверки тетрадей
находится на удовлетворительном уровне. 
Регулярно проверяют работы учащихся учителя
математики, информатики, физики. Учителя
трудового обучения регулярно проверяют альбомы
с образцами тканей, швов, мелких деталей изделий,
тетради на печатной основе.

Вместе с тем в ходе проверки выявлены следующие
недостатки:

Не соблюдены единые требования при оформлении
титульного листа рабочих тетрадей по
информатике (учителя).

Учитель математики  (9, 10 кл.) проверяет в
тетрадях только самостоятельные работы, мало
уделяя  внимания классным и домашним
работам.

Учащиеся позволяют себе неаккуратно вести
записи, не всегда записывают дату, тему урока, не
соблюдают графическую культуру при выполнении
блок-схем.

Выявлен пропуск орфографических ошибок  у
отдельных учащихся  учителями.

 В тетрадях по информатике допущены
отдельные нарушения единого орфорграфического
режима (проверка работ чернилами
несоответствующего цвета) учителем .

Рекомендации:

1.  Регулярно проверять домашние работы
учащихся.  

2. Воспитание культуры ведения тетрадей
начинать с 5 класса.

3.  Рекомендовать учителям математики и
физики использование дифференцированных
домашних заданий для сильных и слабых учащихся.

4.  Использовать большее количество
задач  повышенного уровня для учащихся
математических классов.

  • Подготовьте рассказ по одной из следующих пословиц прилежание отец счастья
  • Подготовьте связанный рассказ о тихоне ответив на вопросы о чем говорит его имя
  • Подготовьте с помощью интернета рассказ об известном человеке с ограниченными возможностями лина по
  • Подготовьте рассказ об одном из героев сказки ашик кериб
  • Подготовьте рассказ об отдыхе летом о моем друге моя любимая книга на выбор