Подготовьте рассказ по составленному вами плану об особенностях постановки ударения в русском языке

7-б выполненные работы присылать на электронную почту krylova.tatyana57gmail.com8 декабря 2021 г. русский язык тема урока деепричастие как часть речицель: сформировать

7-Б

Выполненные работы присылать на электронную почту    krylova.tatyana57@gmail.com

8 декабря 2021 г.                                         Русский язык

                                                                      Тема урока

                                                          Деепричастие как часть речи

Цель: сформировать понятие о деепричастии как части речи.

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок

2.Прочитайте материал учебника на стр.76 параграфа 28.

3.Выучите правило на стр.77.

4.Нажмите на ссылку и выполните тест

Домашнее задание: выполнить упр.181.

19 ноября                                         РОДНАЯ русская литература

                                                                      Тема урока

                                                             Города земли русской

Сибирский край: В. Г. Распутин. «Сибирь, Сибирь…» (глава «Тобольск»).
А. И. Солженицын. «Колокол Углича».
1.Откройте учебник «РОДНАЯ русская литература» и изучите материал на стр.27-47.
2.Прочитайте главу «Тобольск» из книги В.Г.Распутина «Сибирь,Сибирь…» (стр.31-33).
3.Прочитайте рассказ А.И.Солженицына «Колокол Углича» из цикла «Крохотки» (стр.44-45).
4.Подготовьте ответы на вопросы 1-5 из рубрики «Размышляем над прочитанным» (стр.47).
                                

18 ноября                                                   Русский язык

                                                                    Тема урока

                                                            Контрольная работа 3

                                                            Контрольный диктант

                                                     Преданность, идущая до конца

         Собака это преданность идущая до конца, преданность не знающая (ни) каких компроми(с,сс)ов преданность до последнего вздоха.

         Вот один из эп…зодов доказывающих это.

         Фрам был в…жаком упряжки, любимой собакой Георгия Седова выд…ющегося ру(с,сс)кого г…ографа, пут…шественн…ка. Со скудными средствами выд…ленными царской Россией Седов стр…мился достич… Северного полюса.

          Седов (не)перенес такого похода заб…лел и умер. Товарищи похоронили его на острове Рудольфа, в бе…молвной полярной пустын… И там же остался Фрам. Остался добр…вольно. (Не)захотел ра(с,сс)тат..ся с могилой х…зяина. Его ловили несколько раз но он уб…гал и вновь возвращался на могилу. И уходя, люди еще долго слышали надрывный, пр…тяжный плач…  Фрама.

Списать текст диктанта, вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки, расставить недостающие знаки препинания (особое внимание обратите на причастные обороты). Работы прислать на проверку.

17 ноября                                                     Русский язык

                                                                      Тема урока

                             Образование
действительных причастий прошедшего времени

Ожидаемые результаты
Скрывать – это глагол несовершенного вида, поэтому от него образуется действительное причастие настоящего времени скрывающий.
Скрыть – это глагол совершенного вида, поэтому от него может образовываться только причастие прошедшего времени – скрывший.
На этом уроке мы подробнее рассмотрим правила образования действительных причастий прошедшего времени.

1.Нажмите на ссылку и проанализируйте интерактивный материал и конспект к нему

2.Закрепите материал по учебнику: 

-Откройте параграф 19 и рассмотрите таблицу на стр.50.

-Выучите правило на стр.50 (под стрелочкой ниже таблицы).

3.Нажмите на ссылку и пройдите тест. Сверьте свои ответы с правильными.

Домашнее задание: выучить правило из параграфа 19 (стр.50), выполнить упр.114.

16 ноября                                                    Русский язык

                                                                    Тема урока

Культура
речи. Правильная постановка ударений в полных и кратких страдательных
причастиях.

Образование
действительных причастий настоящего времени. Гласные в суффиксах                                                               действительных причастий настоящего времени.

Ожидаемые результаты
На этом уроке вы вспомните определение спряжений и правописание личных окончаний глаголов; познакомитесь с правописанием гласных в суффиксах действительных причастий настоящего времени, научитесь образовывать от глаголов действительные причастия настоящего времени.

1.Выполните упр.103. Обратите внимание на причастия в рамочке. В краткой форме страдательных причастий в женском роде ударение падает на окончание.

2.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок

3.Закрепите материал по таблице из параграфа 18 (стр.47).

4.Выучите правило (орфограмма №49) на стр.48.

5.Проверьте себя: нажмите на ссылку и выполните тест

Домашнее задание: выполните упр.107 и пришлите на проверку.

16 ноября                                                    Литература

                                                                     Тема урока

А С Пушкин. «Станционный смотритель». Главные персонажи и их судьбы
в произведении.                                             Изображение «маленького человека» в повести.

Ожидаемые результаты

В ходе урока
— Вы продолжите знакомиться с пушкинским циклом рассказов «Повести Белкина» и темах, затронутых писателем в этой книге; об изображении «маленького человека» в повести «Станционный смотритель» и выражении гуманистического и трагического в ней;
— Вы научитесь анализировать образы героев и определять тему произведения;
— Вы сможете самостоятельно проанализировать фрагменты повести «Станционный смотритель», понять ее основную тему.

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок

2.Прочитайте в учебнике (стр.121-134) повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель».

3.Нажмите на ссылку и пройдите тест (продолжаем готовиться к контрольной работе)

Домашнее задание: выполните устно задание 5 (стр.134) из рубрики «Размышляем о прочитанном».

15 ноября                                                  РУССКИЙ ЯЗЫК

                                                                  ТЕМА УРОКА

                                                              Контрольная работа 2

                                    Контрольное изложение текста с описанием действия

 1.Прочитайте текст изложения.                                                                    

                                                                    Коновалов

          Работал он артистически. Нужно было видеть, как он управлялся с семипудовым куском теста, раскатывал его, или как, наклонившись над ларем, месил, по локоть погружая свои могучие руки в упругую массу, пищавшую в его стальных пальцах.

          Сначала,- видя, как он быстро мечет в печь сырые хлебы, которые я еле успевал подкидывать из чашек на лопату, — я боялся, что он насадит их друг на друга; но когда он выпек три печи и ни у одного из ста двадцати караваев — пышных, румяных и высоких —  не оказалось «притиска», я понял, что имею дело с артистом в своем роде. Он любил работать, увлекался делом, унывал, когда печь пекла плохо или тесто медленно всходило, сердился и ругал хозяина, если он покупал сырую муку, и был по-детски весел и доволен, если хлебы из печи выходили правильно круглые, высокие, «подъемистые», в меру румяные, с тонкой хрустящей коркой. Бывало, он брал с лопаты в руки самый удачный каравай и, перекидывая его с ладони на ладонь, обжигаясь, весело смеялся, говоря мне: «Эх, какого красавца мы с тобой сработали…»

             И мне было приятно смотреть на этого гигантского ребенка, влагавшего всю душу в работу свою, —  как это и следует делать каждому человеку во всякой работе…

                                                                                                                                      М. Горький

2.Словарная работа

Ларь — большой деревянный ящик для хранения муки или приготовления теста.

Каравай — большой круглый хлеб.

Метать — быстро бросать.

3.Составьте план текста и напишите его в тетрадь

4.Прочтите текст еще раз.

5.САМОСТОЯТЕЛЬНО, не списывая, напишите подробное изложение, уделив особое внимание описанию процесса труда. Работы пришлите на проверку.

15 ноября                                                  ЛИТЕРАТУРА

                                                                  ТЕМА УРОКА

 «Повести
покойного Ивана Петровича Белкина»:
книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как
художественный прием.«Барышня-крестьянка».
Сюжет и герои повести. Приём антитезы в сюжетной организации повести.
Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в
композиции повести.Теория
литературы.
Понятие о композиции произведения. Повесть (развитие представлений).

                                                               «Повести Белкина»

Кто такой Иван Петрович Белкин? Над этой литературной загадкой исследователи творчества поэта бьются уже не одно столетие. Казалось бы всё просто: Пушкин решил издать пять повестей и объединил их одним рассказчиком. Ан, нет, поэт упорно мистифицирует, утверждая в письмах к своему другу и издателю П. А. Плетнёву, например, что Белкин и славный малый, и его приятель и даже друг, то есть явно даёт понять, что знает его лично… Так что же такого было в этих повестях?
                                                     5d6a584e916c298818809a78     
                                                                Обложка книги

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок.

2.Прочитайте повесть А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».Найдите повесть самостоятельно,т.к. в учебнике ее нет.

3.Сделайте записи в тетради по литературе:

Повесть — один из видов эпического произведения. Повесть больше по объему и охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман.

Композиция — расположение, то есть построение произведения.

Домашнее задание:.нажмите на ссылку и пройдите тест (готовимся к контрольной работе)

12 ноября                                         РУССКИЙ РОДНОЙ ЯЗЫК

                                                                    ТЕМА УРОКА

        Архаизмы
в составе устаревших слов русского языка и их особенности.Употребление                                                         устаревшей лексики в новом
контексте.

1.Откройте в учебнике «Русский родной язык» параграф 3 (стр.19), выполните упр.28.

2.Изучите информацию в рубрике «Лингвистические заметки» (стр.19).

3.Рассмотрите схему в упр.29 и устно подготовьте сообщение о типах архаизмов в русском языке.

4.Письменно выполните упр.32.

5.Прочитайте сведения на стр.22 («Из истории языка»), стр.23-24 («Лингвистические заметки»).

6.Изучите информацию из параграфа 4, устно выполните упр.46.

Домашнее задание: выполните упр.54 и пришлите на проверку.

11 ноября                                                 РУССКИЙ ЯЗЫК

                                                                 ТЕМА УРОКА

                         Урок развития речи. Изложение текста с описанием действия.

1. Прочитайте текст из упр.260 (стр.108).

2.Ответьте на вопросы, указанные в этом упражнении.

3. Прочитайте памятку «Как готовиться к изложению» на стр.203 учебника.

4. Спишите текст упр.260 и пришлите на проверку.

10 ноября                                              РУССКИЙ ЯЗЫК

                                                               ТЕМА УРОКА

                                        Полные
и краткие страдательные причастия

Ожидаемые результаты
Эти пары слов «приведенный — приведен» состоят из краткой и полной формы страдательного причастия. Причастие рисующий является действительным, поэтому у него нет краткой формы.

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок.

2. Нажмите на ссылку и пройдите тест. Сверьте свои ответы с правильными в конце теста.

3. Прочитайте информацию из параграфа 17 на стр.45.

4.Ответьте на вопрос на стр.46 (вверху под стрелочкой). Приведите свои примеры и запишите их в тетради.

Домашнее задание: выучить правила на стр.45, выполнить упр.104 и прислать на проверку.

9 ноября                                                 РУССКИЙ ЯЗЫК

                                                                ТЕМА УРОКА

                                          Действительные
и страдательные причастия.

Ожидаемые результаты

Первое слово в паре называется действительным причастием, а второе – страдательным. На этом уроке мы не только узнаем, чем они отличаются, но и научимся находить их в тексте.

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок.

2.Нажмите на ссылку и пройдите тест. В конце сверьте свои ответы с правильными.

3.Выучите правило на стр.44 из параграфа 16.

Домашнее задание: выполнить упр.99 и прислать на проверку.

9 ноября                                                  ЛИТЕРАТУРА

                                                                 ТЕМА УРОКА

 «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Поэтическое изображение быта и нравов
Киевской Руси. Столкновение человека со своей судьбой. Образы князя Олега и
кудесника. Возвышенность поэтического языка произведения.

Ожидаемые результаты

На этом уроке
— Вы узнаете, какие произведения Пушкина отражают историческое прошлое России; продолжите изучение жанра баллады и его особенностей; получите представление о летописном источнике, послужившем Пушкину основой для создания баллады «Песнь о вещем Олеге»; об особенностях композиции баллады «Песнь о вещем Олеге» и ее поэтическом языке.
— Вы сможете произвести анализ представленного художественного текста; определить смысл сопоставления героев баллады «Песнь о вещем Олеге» — Олега и волхва. 

1.Нажмите на ссылку и посмотрите первую часть видеоурока.

2.Нажмите на ссылку и проверьте себя, выполнив 1-4 задания теста.

3.Прочитайте «Песнь о вещем Олеге» (стр.103-107 учебника).

Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из баллады «Песнь о вещем Олеге» ( от слов «Скажи мне, кудесник, любимец богов» , заканчивая словами «Но примешь ты смерть от коня своего».)

8 ноября 2021 г.                                      РУССКИЙ ЯЗЫК

                                                                  ТЕМА УРОКА

                                       Урок развития речи. Диалог как текст. Виды диалога.

Ожидаемые результаты:

Узнаем о разновидностях диалога, потренируемся в создании диалогов.

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2649/main/

2.Прочитайте материал учебника из параграфа 8 на стр.23 (под стрелочкой), параграфа 9.

3.Выучите правило на стр.23 (под стрелочкой на голубом фоне).

4.Нажмите на ссылку и пройдите тест, сверьте свои ответы с правильными в конце теста.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2649/train/#197557

Домашнее задание: выучить правило на стр.23, знать виды диалога, выполнить упр.54 (списывать только диалог; помните, что каждая реплика диалога начинается с новой строки и перед ней ставится тире). Работы прислать на проверку.

8 ноября 2021 г.                                    ЛИТЕРАТУРА

                                                              ТЕМА УРОКА

Александр Сергеевич ПУШКИН (1799-1837). Краткий рассказ о писателе.
«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн…»). Интерес
А.С. Пушкина к истории России. Авторское отношение к героям. 

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок.

https://resh.edu.ru/subject/lesson/2317/main/

2.Прочитайте материал учебника на стр.93-94.

3.Ответьте на вопросы из рубрики «Проверьте себя» (стр.95).

4.Прочитайте отрывок из поэмы «Медный всадник» (стр.98-100).

5.Поясним значение некоторых слов.

Полнощных- полночных (северных).

Блат- болот.Русское полногласие оло соответствует старославянскому неполногласию ла.

Порфироносная- облаченная в порфиру, пурпурную мантию, надеваемую монархами в торжественных случаях; царственная.

Домашнее задание: выразительно читать отрывок из поэмы Медный всадник»; отвечать на вопросы 1-3 из рубрики «Размышляем о прочитанном».

3 ноября 2021 г.                                        РУССКИЙ ЯЗЫК

                                                                   ТЕМА УРОКА

              ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. ВЫДЕЛЕНИЕ ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА ЗАПЯТЫМИ.

Цель урока: закрепить знания по теме.

1.Ответьте на вопросы:

-Какая часть речи называется причастием?

-Что обозначает причастие?

-Что такое причастный оборот?

-В каких случаях причастный оборот выделяется запятыми, а в каких -нет?

2.Если при ответах вы испытываете затруднения, посмотрите внимательно еще раз видеоурок

3.Повторите материал из $12 (стр.33), $14 (стр.37-38).

4.Выполните упр.86.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выполнить упр.89 и прислать на проверку.

2 ноября 2021 г.                                          ЛИТЕРАТУРА

                                                                    ТЕМА УРОКА

                                 ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ. ИЗ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»:

                                               «ПОУЧЕНИЕ ВЛАДИМИРА МОНОМАХА»

1.Откройте стр.72 учебника и прочитайте из «Поучения Владимира Мономаха».

2.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок, обратите особое внимание на вышеназванное произведение и нравственные заветы потомкам Владимира Мономаха.

3.Подготовьте устный ответ на вопрос 1 из рубрики «Размышляем о прочитанном»(стр.73).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выполнить задание 1 из рубрики «Творческое задание» на стр.73.

2 ноября 2021 г.                                     РУССКИЙ ЯЗЫК 

                                                                ТЕМА УРОКА

             ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ. ВЫДЕЛЕНИЕ ПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА ЗАПЯТЫМИ.                                                                           

Ожидаемые результаты

Причастие с зависимыми от него словами называется причастным оборотом. На этом уроке мы не только узнаем, что такое причастный оборот, но и научимся распознавать причастный оборот в тексте.

1.Пройдите по ссылке и посмотрите видеоурок

2.Нажмите на ссылку и выполните тренировочные задания, в конце теста узнайте правильные ответы и сравните их со своими.Сделайте вывод: усвоили вы тему урока или нет.

3.Откройте $14 учебника, проанализируйте информацию на стр.37, выучите правила, расположенные на голубом фоне на стр.37-38 под стрелочками.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выучить правила, выполнить упр.88 и прислать на проверку.

1 ноября 2021 г.                                     ТЕМА УРОКА

                                            ИЗ
ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» – жемчужина древнерусской повествовательной литературы. Гуманистический пафос повести, назидательный и религиозный смысл произведения. Углубление интереса к жизни отдельной человеческой личности независимо от её социального положения.
На этом уроке вы познакомитесь с произведением, в котором поэтизируется земная любовь, прославляется душевная красота и взаимопонимание, утверждается святость брачных уз и семейных ценностей.

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок.

2. Прочитайте в учебнике «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (стр.73-82).

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подготовить устные ответы на вопросы 1-5 (стр.82) из раздела «Размышляем о прочитанном».

 1 ноября 2021 г.                            РУССКИЙ ЯЗЫК

                                                                    ТЕМА УРОКА

                   СКЛОНЕНИЕ ПРИЧАСТИЙ И ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В ПАДЕЖНЫХ                                                                    ОКОНЧАНИЯХ ПРИЧАСТИЙ

 На этом уроке мы познакомимся с особенностями склонения причастий, а также научимся правильно писать их окончания.

1.Нажмите на ссылку и посмотрите видеоурок

2.Нажмите на ссылку и выполните тренировочные задания, в конце теста узнайте правильный ответ

3.Прочитайте по учебнику информацию под стрелочкой на стр.35,выучите правило на стр.36 (орфограмма №19).

4.Выполните упр.80.

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: выучить правило на стр.36, выполнить упр.82.

Выполненную домашнюю работу прислать на проверку на электронную почту 

                                                    krylova.tatyana57@gmail.com

И назовёт меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.

92

101. image437 1) Проанализируйте таблицу. Проследите нормы и варианты нормы произношения сочетания чн, отмеченные в словарях.

Слово 1935—1940 годы Начало XXI века
     
будничный [шн] [ч’н] и доп. [шн]
     
булочная [шн] [шн] и доп. [ч’н]
     
игрушечный [шн] [ч’н]
     
нарочно [шн] [шн]
     
порядочно [шн] [шн] и [ч’н]
     
порядочный [шн] [шн] и [ч’н]
     
сливочный [шн] [ч’н] и доп. устар. [шн]
     
яблочный [шн] [ч’н] и доп. устар. [шн]
     
яичница [шн] [шн]
     

2) Составьте словосочетания

 

Говорите правильно

     

со словами из таблицы и прочи-

       
 

Произношение [шн] вместо орфо-

 

тайте в соответствии с современ-

   
 

графического чн в настоящее время

 

ными орфоэпическими нормами.

     
   

требуется в женских отчествах: Иль-

 
             

102. Распределите данные слова

  ини[шн]а, Лукини[шн]а,

Никити-

 

по группам в зависимости от осо-

 

[шн]а, Савви[шн]а, Фомини[шн]а —

 

бенностей произношения сочета-

 

и сохраняется в отдельных словах:

 

ния чн. Используйте орфоэпиче-

  горчи[шн]ый, коне[шн]о,   копее-  

ский словарь.

       

[шн]ый, пере[шн]ица, праче[шн]ая,

 

Булочная,

горчичник,

 

пустя[шн]ый, скворе[шн]ик, яи[шн]и-

 
 

ца и др.

     

дачник, игрушечный, конеч-

       
         

но, крошечный, коричневый,

         

молочная, Кузьминична, Никитична, Саввична, ночной, по-

 

рядочный, пустячный, пушечный, прачечная, речной, скуч-

 

но, стрелочник, скворечник, шапочный, яблочный, яичница,

 

ячневая.

               
                   

[шн]

 

[ч’н]

      [ч’н] и [шн]      
     

(вариантное произношение)

     
               
               
було[шн]ик   зада[ч’н]ик  

порядо[шн]ый и порядо[ч’н]ый

     
                   

image264

103.1) Прочитайте слова правильно. В случае затруднения обращай-тесь к орфоэпическому словарю.


93

компью[т]ер‚ [т]ембр‚ [т’]ермин‚ ши[н’]ель

image476Дефис, модель, лотерея, майонез, помощник, бутерброд, гололедица, коттедж, депо, индекс, галантерея, бухгалтер, бизнесмен, компьютер, акварель, житие, свитер, яичница, темп, сканер.

2) Составьте и запишите четыре-пять словосочетаний с этими словами. Правильно прочитайте эти словосочетания.

104.1) Произнесите слова в соответствии с современными орфоэпи-ческими нормами.

Замёр[шш]ий, ра[шш]итый, произнё[шш]ий, ра[шш]и-рять, бе[жж]алостный, [жж]атый, ра[жж]ать, уе[ж’ж’]ать и уе[жж]ать, расска[щ’щ’]ик, ре[щ’щ’]ик, три[ц]ать, уча[сл’]и-вый и уча[с’л’]ивый, уча[с’н’]ик, изве[c’н’]як, безуча[сн]ый, гру[сн]ый, изве[сн]ый.

2) Составьте словосочетания, включив произнесённые вами сло-ва. Запишите получившиеся словосочетания.

105.1) Прочитайте текст. Какова его тема?

Есть языки, в которых уда-рение, как правило, падает на [т]емп‚ определённый слог: в финском, например, на первый, во фран-цузском — на последний. Напри-

мер, слова «мáркетинг» и «мéнеджмент» пришли к нам из английского языка, где ударение ставится на первом слоге, а «гравёр», «диспансéр», «жалюз́», «каучýк», «партéр», «пю-п́тр», «шасс́» — из французского, где ударение ставится на последнем слоге. В словах, оканчивающихся на «-лог» (от греч. «логос» — слово), ударение падает тоже, как правило, на последний слог: «диалóг», «каталóг», «монолóг», «не-кролóг».

640 1

В некоторых зарубежных именах и фамилиях, где непра-вильное ударение закрепилось ещё в XIX, а то и в XVIII веке

и стало традиционным, допускаются варианты. Можно гово-рить Рéмбрандт (так имя художника произносят в Нидерлан-дах) и Рембрáндт (так оно традиционно звучит в России).

В русском языке ударение может падать на любой слог и любую часть слова; кроме того, оно подвижно: в разных грамматических формах слов ударение может переходить с одного слога на другой: головá, гóлову; прин́ть, принялá, пр́нято; вáжный, важнá, важн́ и так далее.

94

Встречается в словах рус-ского языка и второе ударе-ние, связанное не с «нажи-мом» или понижением тона голоса (как обычно), а с его повышением. Второе ударение можно заметить в словах с приставками «анти-», «меж-», «около-», «контр-», «сверх-», «супер-», «экс-» и другими и

Говорите правильно

image478

газопров`д, досýг, жалюз́, ин-струмéнт, квартáл, киломéтр, крáны, т́фля, хоз́ева, христиан́н, щавéль

включ́шь, вруч́шь, дозвон́шь-ся, звон́т

крас́вее, опт`вый

в некоторых сложных словах, например: «кóнтратáка», «са-молётостроéние», «вóдонепроницáемый», «глáвврáч», «мéжоб-ластн`й», «сýпероблóжка», «в́це-президéнт» и так далее.

Больше того: ударение может меняться с ходом времени. В XIX и в начале ХХ века при спряжении глаголов на «-ить» ударение стало «перемещаться» с последнего слога к началу слова. Например, у Александра Сергеевича Пушкина (1799— 1837) в «Сказке о царе Салтане» есть строка: «он их кóрмит и по́т», где в первом слове «перемещение» уже произошло, а во втором — ещё нет. Сейчас правильно будет сказать только «дáрит», «кóрмит», «пóит». С глаголом «звон́ть» этого пре-вращения не произошло: говорить «звóнит» неправильно. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающихся на «-метр», ударение падает на последний слог: «киломéтр», «сантимéтр», «миллимéтр».

В отглагольных существительных ударение сохраняется на том же месте, что и в исходном глаголе, от которого они образованы: «исповéдать — вероисповéдание», «обеспé-чить — обеспéчение».

(Е. Первушина)

2) Выделите в тексте смысловые части. О чём говорится в каж-дой из них?

3) Составьте и запишите сложный план текста.

4) Найдите и ещё раз прочитайте предложения‚ где говорится об особенностях русского ударения.

5) Подготовьте рассказ по составленному вами плану об особен-ностях постановки ударения в русском языке.

6) Используя примеры из текста‚ составьте орфоэпический сло-варик. Дополните словарик тремя-четырьмя словами. Используйте ре-сурсы порталов «Грамота.ру» и «Словари.ру».

image286

95

106. image443 Расставьте ударение в следующих словах. Составьте с ними предложения.

Куприн «Скворцы» читательский дневник по рассказу поможет записать кратко какой жанр, главная мысль, краткое содержание, кто главные герои, чему учит произведение, какой план рассказа для пересказа, сколько страниц всего, и какие пословицы подходят. Чем понравилось произведение и почему оно так называется также можно записать в читательский дневник.

Куприн «Скворцы» читательский дневник 4 класс

  • Автор — Александр Куприн
  • Год — 1895
  • Жанр: рассказ о природе
  • Сколько страниц — 11
  • «Скворцы» главные герои

Скворцы — небольшие, смелые и гордые птицы. Они умные, дружные, веселые. Хорошо поют и легко приручаются. Помнят добро.

Автор описывает скворцов как смелых и трудолюбивых птиц. Скворцы не боятся воробьев и галок, держатся друг за друга. Они красиво поют и не жалеют своего голоса, чтобы подарить радость окружающим. Автор описывает скворцов с любовью, добродушно. Ему нравятся эти птицы.

 «Скворцы» план

  1. Весна
  2. Путь домой
  3. Перелет над морем
  4. Излюбленное место отдыха
  5. Скворцы прилетели
  6. Наглые воробьи
  7. Пение скворцов
  8. Появление на свет птенцов
  9. Охрана птенцов
  10. Подготовка к отлету
  11. Дальняя дорога

«Скворцы» краткое содержание для читательского дневника

Была ранняя весна и люди ожидали прилета скворцов. Скворцов ждет долгий, полный опасностей путь на Родину.

Скворцы возвращаются в свои прошлогодние знакомые места, находят старые гнезда и выселяют оттуда воробьев очень хитрым способом.

Затем скворцы обустроили свои гнезда, искали пропитание на земле и в земле, выискивая червяков, гусениц, слизней, жучков и личинок.

Птицы отложили яйца в середине мая, а к началу июня из яиц вылупляются птенцы. Родители защитили их от нападений галок и кошек. Скворец в течении лета истребляет всяких вредных для сада и огорода насекомых, в тысячу раз больше собственного веса! Молодые скворцы собирались в стаи в лесах и на полях.  Пение скворцов милое,веселое,юмористичное,а также нежное,простое и очень мелодичное.

С наступлением первых осенних холодов скворцы улетают на юг.

Главная мысль рассказа «Скворцы»

Главная мысль – любовь к живой природе, бережное и трепетное сохранение ее

Чему учит рассказ «Скворцы»?

Рассказ учит нас любить и понимать природу, никогда не обижать наших меньших братьев, ведь жизнь каждого живого существа — бесценна.

«Скворцы» отзыв

Мне понравился рассказ, ведь автор с великой любовью рассказал об этих птицах, о том, как происходит перелет скворцов, как они обосновываются на своих прежних местах, как они питаются и выводят птенцов.

Автору удается описать жизнь птиц во всех ее деталях, уделив должное внимание красоте и богатству живой природы.

В реальной жизни люди часто не обращают внимания на птиц, не осознавая, как скудна станет без них живая природа.

Пословицы к рассказу «Скворцы»

  1. Скворцы прилетели — весну на крыльях принесли.
  2. Борись с трудностями умом, а с опасностями опытом.
  3. Все за одного, один за всех.
  4. Верный товарищ — половина дороги.
  5. Мал телом, да велик делом.

А.И. Куприн «Скворцы»

Тема урока:  А.И. Куприн  «Скворцы».

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием произведения  А.Куприна «Скворцы».

  • Задачи урока: 
  • Образовательная –  формировать слуховое восприятие художественного произведения, учить осознанному выразительному чтению;
  • Развивающая– расширять читательский кругозор и обогащать словарный запас учащихся;
  • Воспитательная – воспитывать любовь и бережное отношение к природе
  • Информационные умения:
  • умение находить информацию;
  • умение представлять информацию в разной форме;
  • соотнесение разных видов информации   (текстовой, схематичной; табличной и визуальной);
  • умение находить  ошибкоопасное место, выделение которого связано с недостатком информации.
  • Коммуникативные умения:
  • умение четко и грамотно выражать свои мысли;
  • умение аргументировать своё мнение;
  • умение принимать позицию другого;
  • умение задавать вопросы;
  • умение отвечать на вопросы.
  • Регулятивные умения:
  • умение контролировать способ чтения других учеников;
  • умение находить ошибки и неточности в процессе чтения;
  • умение исправлять некоторые ошибки и неточности во время чтения (выделение ключевых слов, расстановка пауз, соблюдение интонации в середине и конце высказывания, постановка ударения в слове).
  • Личностные результаты:
  • умение выражать свои ценностные ориентиры как реакцию на предложенный материал;
  • умение терпимо относиться к советам рекомендациям других читателей (учителя, одноклассников).
  • Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» 4 класс, мультимедийная презентация, видеофайл, аудиозапись.

  1. Психологический настрой на работу. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
  2. Изучение нового материала

Сегодня мы продолжаем  знакомство с творчества А.И.  Куприна.

Рассказ учащихся о жизни и творчестве А.И. Куприна.

Современники Куприна не раз писали о поразительном отношении писателя к животным: перебиваясь с хлеба на воду, он мог приютить бездомную собаку. Куприн постоянно восхищался лошадьми, их грациозностью и благородством; на каком-то своем особом языке разговаривал с птицами.

Куприна всегда волновал вопрос о том, каково место человека в природе, как он влияет на нее. Безусловно, технический прогресс несет человеку благо, но при этом не следует забывать обо всем живом и беззащитном, что нас окружает, потому что, разрушая природу, человек губит и себя самого.

  1. Просмотр видеоролика «Капель».
  2. Беседа (по примерным вопросам)

– Какие изменения происходят в природе весной (оживает)?- Что происходит с животными после зимы? (просыпаются после зимней спячки)- А с птицами? (прилетают из теплых стран)- Какие птицы прилетают из теплых стран раньше других? (скворцы)

– Как говорят о скворцах в народе? («Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли»).

–  Как вы думаете, в чем мудрость животных и почему она не понятна людям? Ответ на этот вопрос и станет эпиграфом  к нашему уроку.

Сегодня мы познакомимся с произведением А. Куприна. Догадались,  как может называться произведение? (А.. Куприн  «Скв…рцы»).- Ой, ребята, в записи названия исчезла буква. А  какая, не пойму то ли «о», то ли «а»?- Почему слово «скворцы» нужно писать с безударной гласной буквой «о»?- Как человек должен относиться птицам?- Чем мы можем им помочь?

– Как называется домик для скворцов?

Словарная работа

  • Беспечный – беззаботный, легкомысленный.
  •  Истребить – уничтожить, погубить.
  •  Плешина – лысина.
  •  Становище – место стоянки.
  •  Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
  •  Рубка – надстройка на палубе.
  •  Застреха  – в крестьянских избах нижний свисающий край крыши.
  •  Подзадоривают – побуждают к действиям.
  •  Взмывали – высоко взлетали.  
  •  Озимые – растения засеваемые осенью, зимующие под снегом.
  •  Конница – конное войско.  
  • Упражнения на постановку дыхания перед чтением.
  • Комбинированное чтение (текст читают учитель и подготовленные ученики)
  • Анализ.
  • Первый фрагмент (до слов «где впервые проклюнулась из яйца и увидела солнечный свет и зелень»). 

– Каких «старых знакомых» ждали люди? (Скворцов). 

– Почему у стрелков, по мнению автор, нет сердца? (Они убивают птиц).

Второй фрагмент (до слов «особенно ночью и в туман»). 

-Как относятся к птицам моряки? (Они никогда не причиняют им вреда).

– Какие явления из мира людей губят птиц? (телеграфные провода и маяки).

Третий фрагмент (до слов «с двумя-тремя остановками среди дня»).

-Как вели себя птицы после долгого перелета? (ссорились, шумели, чистили перья).

Четвертый фрагмент (до слов «даже мальчишки дерутся гораздо больше, чем зимой»). 

-Как готовятся люди к прилету скворцов? (готовят скворечники). 

-Как характеризует автор воробьев? (плуты, воришки, забияки, драчуны).

Пятый фрагмент (до слов «смотришь на него подолгу и невольно улыбаешься»). 

-Как обустраивают скворцы свое жилище? (укрепляют и утепляют его). 

-Чем питаются скворцы? (насекомыми).

Шестой фрагмент (до слов «страшно отлучиться далеко от скворечника»). 

-Как ведет себя папаша-скворец, когда мамаша-скворец высиживает яйца? (Развлекает ее, охраняет гнездо).

Седьмой фрагмент (до конца). 

-Почему скворцы хорошие товарищи? (они предупреждают друг друга об опасности).

– Какую особенность вы заметили в этом рассказе? (Здесь много фактического материала, основанного на личных наблюдениях). Такой эпический жанр называется очерком. Но можно ли «Скворцов» назвать в полной мере очерком? (Нет, тут много эмоциональных моментов, очерк не только о скворцах, но и о людях. Это рассказ с элементами очерка).

Эпиграфом к нашему уроку стали слова самого Куприна. Как вы думаете, в чем мудрость животных и почему она не понятна людям? (Животные бескорыстны и добры, они никому не причиняют зла).

V Итог урока:

Беседа:

Но у нас с вами есть еще один эпиграф, который звучал на первом уроке о Куприне. Скажите, почему талант Куприна называют ДОБРЫМ? (Он нес в своих произведениях свет и радость жизни).

Рефлексия (карточки)

Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Для чего писатели изображают природу?»

Куприн А. «Скворцы» Читательский дневник, краткое содержание

  • Куприн Александр Иванович
  • Название: «Скворцы»
  • Жанр: Рассказ
  • Тема произведения: жизнь скворцов.
  • Число страниц: 19

Главные герои и их характеристики:

  1. Скворцы – очень умные маленькие птицы, хорошие товарищи, не бояться трудностей, смелые и весёлые.
  2. Автор – любит птиц, знает о них очень много.

О чем произведение:

Рассказ о жизни скворцов, первых вестников весны, о том, как они прилетают с тёплых краёв в свои родные дома. У скворцов рождаются птенцы, малыши крепнут, и с первыми холодами птицы снова улетают на юг.

Сюжет — краткое содержание:

  1. Люди каждый год с нетерпение ждут прилёта домой скворцов, первых вестников весны.
  2. Скворцы преодолевают трудный путь с юга домой. Они делают остановки и продолжают перелёт несмотря ни на что.
  3. Они возвращаются в свои скворечники, но перед этим выгоняют из них воробьёв.
  4. Вскоре у скворцов появляются птенцы, которых охраняет от нападения кошек и галок специально назначенный дежурный скворец.
  5. Когда птенцы крепнут, скворцы отправляются в леса и в поля, готовят своих детей к предстоящему дальнему полёту.
  6. С первыми осенними холодами скворцы отправляются в дальний путь на юг до следующей весны.

Понравившийся эпизод:

Мне больше всего понравился эпизод, когда скворцы хитро выгоняли воробьёв из своих скворечников. Без столкновений, а просто наблюдая за воробьями, скворцы ожидали, пока те не вылетят по необходимости из домика.

План произведения для пересказа:

  1. Вестники весны.
  2. Трудный путь домой.
  3. Скворечники и воробьи.
  4. Песни скворцов.
  5. Охрана птенцов.
  6. Осенний перелёт.

Главная мысль:

Скворцы – удивительные птицы, умные, смелые и ловкие.

Чему учит эта книга:

Рассказ учит нас тому, насколько удивительна и необыкновенна наша природа, стоит только не проходить мимо, наблюдать, и тогда можно узнать очень много интересного. Учит нас уважительно относиться к каждому живому существу.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:

Мне понравился рассказ, благодаря ему можно узнать столько интересных фактов о скворцах и в целом о птицах. Автор так хорошо знает характер, способности и привычки этих удивительных существ.

Новые слова и выражения:

  1. Становище – место стоянки, временного расположения.
  2. Золотник – единица измерения массы русской системы мер, равен примерно 4,3 граммам.
  3. Сажень – старорусская единица измерения расстояния, равен примерно 2,13 метрам.

Пословицы к произведению:

  • У каждой пташки – свои замашки.
  • Увидел скворца – весна у крыльца.
  • Лес без птиц и птицы без леса не живут.
  • Другие читательские дневники здесь

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал.

Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей – еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью.

Страница для сбора здесь

Похожее

Куприн – Скворцы: краткое содержание, пересказ для читательского дневника – РуСтих Кратко

Середина марта. Снег держится только в лесу. На деревьях набухают почки, цветут подснежники. Семья рассказчика ждет прилета из Африки, Азии и Европы милых веселых скворцов. Путь некоторых из них – больше 3 тысяч верст (км). А сколько опасностей: попасть в когти хищных птиц или под выстрел охотника. «Нет сердца у стрелков, уничтожающих птицу во время трудного пути» на родину.

Птицы предугадывают погоду. Но иногда и они среди моря попадают в бурю. Только корабль человека, врага может укрыть их. И моряки не трогают птиц. Фонарь маяка – тоже убийца усталых птиц. Как и «телеграфные провода» в туман. Передышки в пути птицы делают в одних и тех же местах. Рассказчик видел отдых птиц в Одессе на одном из домов. Уже утром они полетели дальше.

В саду рассказчика птиц ждали 12 скворечников. Но первыми их заняли забияки и воришки воробьи. Зиму сидели «под застрехой» или в еловых лапах, а весной поселились в чужих домиках. Воробьев гонят, а те чирикают себе: «Жив, жив, жив!»

А 19 марта домики заняли настоящие хозяева – 15 черных скворцов! Пару дней они набирались сил. А потом, дождавшись отлучек воробьев, расселились у себя. И по очереди стерегли гнезда. Воробьи от обиды подрались между собой.

Пока скворцы усыпают пол гнезда мхом и соломой, на солнышко вылезают червяки и жуки. Скворец не ест на лету, он берет пищу с земли и в земле. За лето он съедает огромное количество вредных для сада насекомых.

Ходит вразвалочку и клюет.

Скворец умен и умеет дружить. Он может брать пищу из рук человека, которому доверяет. Лучше всего скворец поет рано утром. Его песня – подражание песне соловья, иволги, синицы и даже кудахтанью кур. А один скворец в саду мастерски подражал аисту.

Середина мая. В гнезде 4-5 голубых яичек. Две недели самка сидит на них, а самец ее кормит и развлекает нежной скворчиной песенкой. В начале июня у пары появляются прожорливые птенцы. Скворец-сторож следит за всеми гнездами. Чуть что – все сообща гонят кошку или галок.

В конце июля гнезда пустеют. Птицы до осени поселяются в лесах. С первыми холодами – в путь на юг. Молодые скворцы проделают его в первый раз. Вожак взмывает в воздух, а за ним вся стая, «как воздушная конница». «До свиданья, милые скворцы!» До новой весны!

Читательский дневник по рассказу «Скворцы» Куприна

Сюжет

Весной скворцы летят из теплых стран на родину. Часть стаи гибнет в пути. Некоторых стреляют охотники. В саду рассказчика развешаны скворечники. Сперва их занимают драчуны воробьи, потом – скворцы.

Птицы уничтожают вредителей сада, выводят птенцов, вместе защищают их от кошек. И поют, подражая другим птицам или просто звукам. С июля скворцы в лесу. А осенью летят на юг. Чтобы весной вернуться домой.

Отзыв

Описание жизни скворцов, веселых, деловых, умных и полезных птиц. Тема – наблюдение за скворцами с весны по осень, дружба с ними. Автор сравнивает повадки скворца и воробья.

Главная мысль: нельзя убивать птиц, пока они через опасности летят домой.

Рассказ учит любить родину и природу, изучать ее, видеть чудо в обычных вещах, жалеть все живое, заботиться о птицах весной, брать с них пример в дружбе и взаимовыручке.

Тема: «А. Куприн «Скворцы»

скачатьУрок литературного чтения во 2 классе по программе «Школа ХХІ века»

Тема: « А.Куприн «Скворцы»

Цель: знакомство с произведением о весне А.Куприна «Скворцы».

  • Задачи: обучать осознанному выразительному чтению; обогащать словарный запас; расширять
  • Оборудование: мультимедийный проектор, запись голоса скворца, модель обложки книги,
  • Ход урока:

читательский кругозор; воспитывать любовь и бережное отношение к природе. картинки с изображением скворца, карточки со словами, тесты.

І. Организация урока. Мотивация. (слайд 1)

Пахнет в воздухе весной. Солнце греет нас с тобой. Улыбнемся, детвора! Заниматься нам пора. Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок.

  1. ІІ. Проверка домашнего задания
  2. ( Учитель показывает карточки со словами: солнышко, ручей, дерево, кораблик, дети,
  3. ІІІ. Актуализация знаний
  4. Тест :
  5. ΥІ. Постановка задач урока

1. Игра «Ассоциации» облака, скворечник. Дети называют свои ассоциации ) -Ребята, произведения на какую тему мы с вами изучаем вот уже несколько уроков? – А как называется весь раздел? – Давайте сейчас и послушаем стихотворение о весне, над которым вы работали дома. 2.Слушание выразительного чтения стихотворения Ф.Тютчева «Зима недаром злится…» ( 2 учениками по частям). 3. Чтение стихотворения наизусть по – желанию (2 ученика) – Ребята, мы продолжаем чтение произведений о весне. И сегодня на уроке у нас будет необыкновенный гость. Послушайте запись его голоса и попробуйте догадаться кто он. ( Слушают запись с голосом скворца. Затем на экране появляется изображение скворца и в конце картинка скворечника. Слайд 2) -Кто же сегодня будет нашим гостем? Правильно, скворец. Он хочет узнать, что вы про него знаете и принес вам задание на карточках. ( Дети самостоятельно выполняют работу. Для ее проверки на экране дается ключ. Слайд 3) 1. Когда прилетают скворцы? ( в марте, апреле, мае) 2. Где живут скворцы? ( в дупле, в гнезде, в скворечнике) 3. Чем питаются скворцы? (семенами, насекомыми, зерном) – Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством А.Куприна и его произведением «Скворцы». Узнаем новое о жизни этих птиц. А за работу на уроке вы будете получать картинки с изображением скворца. Так мы сможем узнать как вы работали на уроке и сколько картинок смогли заработать. – А еще у вас на партах лежат карточки для того, чтобы в конце урока вы отметили интересно ли вам было или вам показалось трудно. (Слайд 4) У У меня все получилось! Р Работал с интересом! О Очень понравилось! К Казалось сложным.

Υ. Работа над произведением А.Куприна «Скворцы»

1. Слушание сообщения, подготовленного учеником о творчестве А.Куприна ( Слайд 5. На экране портрет писателя и его биография) 2. Комбинированное чтение рассказа учителем и хорошо читающими детьми по абзацам с заданием: отмечать непонятные слова и выражения. 3. Обмен впечатлениями: – Какие слова вам были непонятны? – Какое настроение вызвал у вас этот рассказ? – Можете определить его тему?

  • 4. Физминутка (Слайд 6)
  • А.Куприн
  • Скворцы
  • Скворцы

Руки подняли и покачали- это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули – это ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – крылья мы сложим вот так! 5. Выполнение заданий учебника к тексту Выборочное чтение ответов на задания учебника на стр.99 6. Моделирование обложки произведения Групповое моделирование обложки: на доске лист бумаги для обложки, наверху листа Ф.И.О. автора, внизу – название произведения, а посередине, с помощью условных знаков и цвета, определяют его жанр и тему. Работают с ми. __ Автор __ Жанр и тема произведения __ Заголовок

  1. ΥІ. Работа в печатной тетради
  2. ΥІІ. Итог урока
  3. ΥІІІ. Выставление оценок с ми
  4. ІХ. Домашнее задание
  5. ^
  6. ^
  7. Всем спасибо за урок!

1.Отгадывание загадки на стр. 64 №4 2.Творческое задание в подарок скворцу №5: сочинить стихотворение с предложенной рифмой ( дворец-скворец) – Ребята, скворцу пора улетать. Давайте ему в подарок сочиним стихотворение! Все работают в тетрадях самостоятельно, а двое слабых учеников работают в паре у доски. Они составляют стихотворение из готовых слов на карточках. 3. Заслушивание вариантов: – Ребята, послушаем ваши варианты стихов. А теперь проверим, что получилось у ребят на доске: Мы построили дворец. Поселился в нем скворец. – Молодцы! Скворцу очень понравился наш подарок. Ему пора улетать, ведь у него еще много дел. ( Слайд 7) -Чему мы сегодня учились на уроке? – Что нового узнали? – Покажите свои картинки. Молодцы! Хорошо поработали. Ну, а у тех ребят, у которых пока нет птичек, надеюсь, что на следующем уроке вы постараетесь и они тоже к вам «прилетят». 1.Выразительное чтение рассказа А.Куприна «Скворцы» на стр.97-99 2. Задания № 1-3 в тетради на стр.64 – Ребята, отметьте на карточках, как вам работалось на уроке. – Поднимите руки те, кому сегодня было интересно и кого все получилось! – А кому сегодня было трудно на уроке? – Повторите пройденный материал, чтобы на следующем уроке у вас тоже все получилось.

  • ^
  • Солнце греет нас с тобой.
  • Улыбнемся, детвора!
  • Заниматься нам пора.
  • Прозвенел уже звонок,
  • Начинаем наш урок.
  1. Проверка теста:
  2. ( в марте, апреле, мае)
  3. ( в дупле, в гнезде, в скворечнике)
  4. (семенами, насекомыми, зерном)

1. Когда прилетают скворцы? 2. Где живут скворцы? 3. Чем питаются скворцы?

Писатель

Куприн Александр Иванович 1870, г. Наровчат Пензенской губ. – 1938, Ленинград

  • “Мы должны быть благодарны Куприну за все – за его глубокую человечность,за его тончайший талант, за любовь к своей стране,за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и
  • свободно и легко писать об этом”

  Константин Паустовский

Александр Куприн, талантливый писатель начала XX века.

(26.08.1870 – 25.08.1938)

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в маленьком городке Наровчате Пензенской губернии. Отца своего, умершего от болезни, Куприн не помнил. В 1874 году он переезжает с матерью в Москву и поселяется в Сиротском пансионе. Огромную роль в его воспитании сыграла мать Любовь Алексеевна Куприна, которая обладала сильным характером и высоким благородством. В 1876 году из-за тяжелого материального положения мать была вынуждена отдать сына в сиротское училище. В 1880 году он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию. Уже там родилась настоящая, глубокая любовь будущего писателя к литературе. Позже он начал печатать свои очерки и рассказы в местной газете.

Одним из первых произведений стал рассказ из его военной жизни. В героях этих рассказов автор восхищается стойкостью, верностью в дружбе, неподкупным достоинством простых людей. Куприн писал “обо всех и для всех”…

В августе 1938 года от тяжелой болезни писатель скончался.

А.И. Куприн «Скворцы»

Тема урока: А.И. Куприн «Скворцы».

Цель урока: познакомить учащихся с содержанием произведения  А.Куприна «Скворцы».

  • Задачи урока:
  • Образовательная – формировать слуховое восприятие художественного произведения, учить осознанному выразительному чтению;
  • Развивающая– рсширять читательский кругозор и обогащать словарный запас учащихся;
  • Воспитательная – воспитывать любовь и бережное отношение к природе
  • Информационные умения:
  • умение находить информацию;
  • умение представлять информацию в разной форме;
  • соотнесение разных видов информации   (текстовой, схематичной; табличной и визуальной);
  • умение находить  ошибкоопасное место, выделение которого связано с недостатком информации.
  • Коммуникативные УУД:
  • умение четко и грамотно выражать свои мысли;
  • умение аргументировать своё мнение;
  • умение принимать позицию другого;
  • умение задавать вопросы;
  • умение отвечать на вопросы.
  • Регулятивные умения:
  • умение контролировать способ чтения других учеников;
  • умение находить ошибки и неточности в процессе чтения;
  • умение исправлять некоторые ошибки и неточности во время чтения (выделение ключевых слов, расстановка пауз, соблюдение интонации в середине и конце высказывания, постановка ударения в слове).
  • Личностные результаты:
  • умение выражать свои ценностные ориентиры как реакцию на предложенный материал;
  • умение терпимо относиться к советам рекомендациям других читателей (учителя, одноклассников).
  • Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник и рабочая тетрадь Л.А.Ефросинина «Литературное чтение» 4 класс, мультимедийная презентация, видеофайл, аудиозапись.

  1. Психологический настрой на работу. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

  2. Изучение нового материала

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчества А.И. Куприна.

Рассказ о жизни и творчестве А.И. Куприна (заранее подготовленной группой учащихся).

Современники Куприна не раз писали о поразительном отношении писателя к животным: перебиваясь с хлеба на воду, он мог приютить бездомную собаку. Куприн постоянно восхищался лошадьми, их грациозностью и благородством; на каком-то своем особом языке разговаривал с птицами.

Куприна всегда волновал вопрос о том, каково место человека в природе, как он влияет на нее. Безусловно, технический прогресс несет человеку благо, но при этом не следует забывать обо всем живом и беззащитном, что нас окружает, потому что, разрушая природу, человек губит и себя самого.

Просмотр видеоролика «Капель».

Беседа (по примерным вопросам)

– Какие изменения происходят в природе весной (оживает)?- Что происходит с животными после зимы? (просыпаются после зимней спячки)- А с птицами? (прилетают из теплых стран)- Какие птицы прилетают из теплых стран раньше других? (скворцы)

– Как говорят о скворцах в народе? («Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли»).

–  Как вы думаете, в чем мудрость животных и почему она не понятна людям? Ответ на этот вопрос и станет эпиграфом к нашему уроку.

Сегодня мы познакомимся с произведением А. Куприна. Догадались, как может называться произведение? (А.. Куприн  «Скв…рцы»).- Ой, ребята, в записи названия исчезла буква. А  какая, не пойму то ли «о», то ли «а»?- Почему слово «скворцы» нужно писать с безударной гласной буквой «о»?- Как человек должен относиться птицам?- Чем мы можем им помочь?

  1. – Как называется домик для скворцов?
  2. Словарная работа
  • Беспечный – беззаботный, легкомысленный.
  • Истребить – уничтожить, погубить.
  • Плешина – лысина.
  • Становище – место стоянки.
  • Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
  • Рубка – надстройка на палубе.
  • Застреха – в крестьянских избах нижний свисающий край крыши.
  • Подзадоривают – побуждают к действиям.
  • Взмывали – высоко взлетали.
  • Озимые – растения засеваемые осенью, зимующие под снегом.
  • Конница – конное войско.
  • Упражнения на постановку дыхания перед чтением.
  • Комбинированное чтение (текст читают учитель и подготовленные ученики)
  • Физминутка
  • Анализ.
  • Первый фрагмент (до слов «где впервые проклюнулась из яйца и увидела солнечный свет и зелень»). 

Каких «старых знакомых» ждали люди?(Скворцов).

Почему у стрелков, по мнению автор, нет сердца? (Они убивают птиц).

Второй фрагмент (до слов «особенно ночью и в туман»). 

Как относятся к птицам моряки? (Они никогда не причиняют им вреда).

Какие явления из мира людей губят птиц? (телеграфные провода и маяки).

Третий фрагмент (до слов «с двумя-тремя остановками среди дня»).

-Как вели себя птицы после долгого перелета?(ссорились, шумели, чистили перья).

Четвертый фрагмент (до слов «даже мальчишки дерутся гораздо больше, чем зимой»). 

-Как готовятся люди к прилету скворцов?(готовят скворечники).

-Как характеризует автор воробьев?(плуты, воришки, забияки, драчуны).

Пятый фрагмент (до слов «смотришь на него подолгу и невольно улыбаешься»). 

-Как обустраивают скворцы свое жилище? (укрепляют и утепляют его).

Чем питаются скворцы?(насекомыми).

Шестой фрагмент (до слов «страшно отлучиться далеко от скворечника»). 

Как ведет себя папаша-скворец, когда мамаша-скворец высиживает яйца?(Развлекает ее, охраняет гнездо).

Седьмой фрагмент (до конца). 

Почему скворцы хорошие товарищи?(они предупреждают друг друга об опасности).

– Какую особенность вы заметили в этом рассказе?(Здесь много фактического материала, основанного на личных наблюдениях). Такой эпический жанр называется очерком. Но можно ли «Скворцов» назвать в полной мере очерком?(Нет, тут много эмоциональных моментов, очерк не только о скворцах, но и о людях. Это рассказ с элементами очерка).

Работа в группах – составление кроссворда по прочитанному произведению

Эпиграфом к нашему уроку стали слова самого Куприна. Как вы думаете, в чем мудрость животных и почему она не понятна людям? (Животные бескорыстны и добры, они никому не причиняют зла).

V Итог урока:

Беседа:

Но у нас с вами есть еще один эпиграф, который звучал на первом уроке о Куприне. Скажите, почему талант Куприна называют ДОБРЫМ? (Он нес в своих произведениях свет и радость жизни).

Рефлексия (карточки)

Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Для чего писатели изображают природу?»

Анализ произведения «Скворцы» (А.И. Куприн)

  • Краткие содержания
  • /
  • Куприн
  • /
  • Скворцы

Год: 1895 Жанр: рассказ

Главные герои: лесные скворцы

Начинается рассказ о скворцах с общего замечания о том, что животные и птицы хорошо чувствуют природу. Могут, например, предугадывать землетрясения, а человек по их поведению беспокойному сам догадывается о грозящем бедствии. Впрочем, иногда и животные не могут всего предугадать.

Например, скворцов иногда застает в их долгом весеннем и осеннем перелёте могут попасть в шторм. Когда это происходит над морем стае ничего не остаётся, только садиться на корабли. Множество птиц садится на палубу… Существует даже морская примета, что нельзя обидеть птицу, которая старается спастись на борту – переждать шторм.

Это похоже на традицию на суше – давать приют странникам.

Дальше Куприн рассказывает об особенностях скворцов, насколько они умные и добрые создания. Он сравнивает их с воробьями, которые везде одинаковы. В любой стране воробей – хулиган, драчун и мошенник. Воробьи иногда пытаются то отобрать корм у скворцов, то согнать их с места… Но скворцы всегда выходят победителями!

Автор вспоминает, как люди ждут прилёта скворцов, подготавливают кормушки. Он сам в своём доме с семьёй чинит старые кормушки, ставит новые. Пусть на корм сразу слетаются воробьи, но благородные скворцы не дадут себя в обиду.

  Краткое содержание трагедии Сумарокова «Хорев»

Куприн любит пенье скворцов, восхищается их умением парадировать звуки. Иногда не отличишь скворца-пародиста по голосу от настоящей птицы другой породы.

Ещё писатель и любитель природы заметил, что когда скворец поёт около своей самки, то песня его лишена обычной «ироничности», а мелодична и нежна. Александр Иванович описывает, как скворец охотится в огороде. Также рассказывает о птенцах, у которых, кажется, одна прожорливая голова.

Все описания и рассуждения проникнуты искренней любовью к природе.

Жанр, направление

Куприн писал, преимущественно, в направлении реализм, который стремится к правдивому изображению действительности в её типичных чертах. В этой работе автор приводит множество информации о повадках, особенностях, образе жизни птиц, что позволяет нам отнести её к этому направлению.

Произведение «Скворцы» занимает всего несколько страниц, по этому критерию мы можем отнести его к жанру рассказ. Также, несмотря на направление, в нем есть не только фактический материал, но и чувственный: переживания, эмоции и впечатления. Поэтому мы относим его к эпическому жанру малой формы.

Смысл названия

Почему произведение «Скворцы» так называется? Оно названо в честь певчих птиц, населяющих довольно большую территорию, в том числе и Европу. В северной и восточной её части являются перелетными, мигрируя в зимние месяцы на юг. Внешне слегка напоминают дроздов, но по земле скворцы ходят, а не прыгают.

Никакой загадки и метафоры в названии не содержится. Автор назвал свою работу «Скворцы», потому что она от начала и до конца о скворцах – их перелетах, обживании знакомых мест, заведении птенцов, их взрослении и возвращении на юга.

Композиция

Произведение «Скворцы» начинается с ранней весны, люди ждут, они знают, вот-вот прилетят скворцы. Ведь это так волнительно: эти маленькие черные птички являются первым знаком, что весна, наконец, наступила.

Повествование до завязки тянется долго, мы будто бы вместе со скворцами переживаем долгий, полный опасностей и препятствий, перелет с юга, обратно, домой, где они впервые увидели солнечный свет. Но мы дождались.

После мы наблюдаем, как главные герои выгоняют из своих жилищ чужаков-воробьев, обустраивают жилище, кормятся. Скворцы заводят долгожданных птенцов, и вот тут мы подходим к кульминации.

Этих самых деток нужно не только кормить, но ещё защищать от множества врагов с варварскими характерами.

Мы читаем и четко себе представляем описанную Александром Ивановичем картину погони за тремя галками, что пугливо и довольно неуклюже пытаются скрыться от своих умных и ловких преследователей.

Не успевает читатель и моргнуть глазом, как птенцы уже выросли и учатся летать, изредка навещая старые гнезда в скворечниках. Им не до этого: им учиться надо, чтобы пережить выпускной экзамен – перелет на юг. На развязке композиция рассказа «Скворцы» резко прерывается – скворцы улетели.

Суть: о чем рассказ?

Рассказ Александр Иванович начинает с описания природы в весенний период. Лирический герой и все люди, его окружающие, ждут появления своих «старых знакомых».

Так как зимой скворцы находятся в южной части Европы, в Малой Азии и в северной части Африки, им необходимо преодолеть довольно тяжелый путь, где они когда-то проклюнулись на свет. Но так приказывает природа, так что Куприну остается только описать этот нелегкий путь, этот подвиг, что они совершают каждый год, и призвать уважать его.

Для автора скворцы – желанные гости, он любуется ими, удивляется их грациозному, и в то же время смелому поведению. В его описаниях сквозят отеческая гордость и забота.

После преодоления всех трудностей миграции, скворцов ждет не меньше работы, хоть уже и менее опасной. Они вьют гнезда, самки высиживают потомство, после появления небольшого кладки из примерно пяти яиц и из вылупления, они охраняют выводок, таким образом наблюдатели видят в скворцах образцовых родителей.

Лирический герой советует устраивать наблюдение за ними рано утром, когда первые лучи солнца только стали освещать сонную землю, а главное – заглядывать в скворечники, что всегда повернуты на восток.

Отношение этих птиц к людям напрямую зависит от человека, хоть писатель в самом начале и говорит, что мы – «вечные враги» скворцов. Завоевать доверие их — задача очень непростая, но в общем и целом вполне выполнимая, если знать к ним подход и не предавать их доверия, даже через год, после своего возвращения, они возобновят с Вами теплую дружбу.

Содержание произведения

Герой, от лица которого ведется повествование в «Скворцах», описывает читателю весенний период, создавая ощущение ожидания «старых друзей». Так как птицы улетают в холодное время года на юг, им предстоит преодолеть большое расстояние для возвращения домой.

Природа зовет пернатых туда, где они родились, а Куприн просто описывает их приключения, говорит о сложном отрезке времени в жизни скворцов. После того, как птицы окажутся дома, их ждет не меньше сложностей. Предстоит свить гнездо и защитить его от неприятеля.

Самочки-скворцы высиживают яйца, охраняют вылупившийся выводок, заботятся об обучении малышей. В рассказе скворцы выглядят, словно идеальные родители. Герой рассказа говорит о том, что наблюдать за скворцами лучше всего рано утром, как только сквозь тьму пробираются первые солнечные лучики.

Свет сразу падает на гнезда, которые птицы всегда располагают с Востока. В самом начале рассказа Куприн называет людей врагами скворцов, хотя потом утверждает, что хорошее отношение птиц можно заслужить. Регулярный добродушный подход, забота о птицах позволяет заполучить их доверие.

Скворцы имеют хорошую память, поэтому даже после зимовки на юге они легко вспомнят старых друзей.

Главные герои и их характеристика

Героев как таковых, в «Скворцах» нет, но тех, что смог выделить, Многомудрый Литрекон отразил в таблице:

Герои рассказа «Скворцы» Характеристика героев
Скворцы Они – старые знакомые, милые, веселые, общительные, «первые радостные вестники весны», умнее воробьев, им удается их перехитрить. Скворцы подстрекают воробьиные бои между собой. Они уничтожают огромное кол-во вредных насекомых, постоянно находятся в движении, «походка его очень быстра и чуть-чуть неуклюжа, с перевалочкой с боку на бок», «черная спинка его отливает на солнце металлическим зеленым или фиолетовым цветом, грудь в бурых крапинках. и столько в нем во время этого промысла чего-то делового, суетливого и забавного…», у них хорошая память, они наблюдательны и умеют быть благодарными, в их пении содержатся копии других звуков. Птенцы крайне прожорливы, а их ответственные родители – работяги и хорошие товарищи для других скворцов. Когда гнали галок, скворцы: «подобны каким-то сверкающим, прозрачным веретенам, мелькавшим в воздухе»
Воробьи «юркий, плут, воришка, забияка, драчун, сплетник и первейший нахал», от робости или легкомыслия теряют места в скворечниках, «ветреная, пустая, несерьезная птица», гордые и импульсивные.
Хищники кошки, длинноклювые вороны, галки: «казались трусливыми, неуклюжими, грубыми и беспомощными в своем тяжелом лете».
Люди «вечный враг» скворцов, но моряк, например, никогда не обидит эту птицу, а лирический герой и его соседи чинили, делали новые скворечники, он умеет найти подход к птицам и завоевать их доверие

Происхождение названия

Название произведения Куприна непосредственно связано с главными героями рассказа – скворцами. Эти певучие птицы распространены практически по всему земному шару. В холодных странах они предпочитают проводить летние, осенние и весенние месяца, в то время, как перед зимой мигрируют даже к солнцу.

С виду скворцы похожи на дроздов, но в отличие от первых, они передвигаются уверенным шагом, избегая прыжков. Название рассказа не хранит никакой тайны. Автор в одном слове смог отразить все содержание книги.

Во время чтения произведения можно узнать о самых интересных повадках скворцов: их местах обитания, процесс рождения и взросления, момента перелета.

Темы

Тематика рассказа «Скворцы» очень необычна для своего времени, что на контрасте и выделяет его из всех других:

  1. Тема взаимодействия человека с природой – Александр Иванович, очевидно, находился в среде, которая уважает окружающий их мир и его обитателей. Помощь в поиске жилья и пропитания является естественной для этого общества. К тому же Куприн выказывает уважение морякам, которые никогда не обидят скворца, севшего на корабль по время перелета и попавшего в шторм. И, конечно же, он осуждает охотников, палящих по уставшим в путешествии птицам, и тех, кто обманывает их доверие.
  2. Тема работы в команде – в произведении неизменно скворец сравнивается с другими птицами, акцентируя тем самым внимание на том, что, умея содействовать друг другу, они выигрывают как у наглых воробьев, так и у многих хищников. Крыло товарища помогает не только выживать, но чувствовать себя вполне комфортно.
  3. Тема любви – как бы это ни было удивительно, такая тема в работе тоже есть. Пока вся страна охвачена революцией, насилием, попытками выжить, автор выносит в свет «Скворцов». Он, как и многие, призывает к миру через любовь. И делает это не традиционным способом – не через любовь мужчины к женщине или наоборот, а через любовь к миру, к животным, к потомкам, к друзьям и товарищам, к родине.

«Скворцы» — читательский дневник по рассказу А. Куприна

Рассказ «Скворцы» русского писателя Александра Куприна был написан в 1895 году.

Описание книги для читательского дневника

  • Александр Иванович КупринНазвание произведения: «Скворцы»
  • Жанр:
  • Год написания:
  • Издательство:
  • Год издания:

рассказ 1895 ЭКСМО 2006

Главные герои и их краткая характеристика

Скворцы — маленькие, смелые и гордые птицы. Очень умные, дружные, веселые. Хорошо поют и легко приручаются. Помнят добро.

Краткое содержание и сюжет

В тот год весна выдалась дружной, снег осел, часто шли дожди, в лесу появились подснежники. Все с нетерпением ждали прилета старых друзей — скворцов.

Далеко предстояло лететь это маленькой птице — с южных берегов Европы, из Малой Азии и Африки. Много опасностей поджидает птицу на ее пути. Дожди, град, хищники, охотники.

Последние совершенно бессердечные люди, уничтожающие крошек во время трудного пути.

Птицы хорошо предчувствуют погоду, но и их может застать во время перелета над морем шквал. И хорошо если попадется им какое судно. Сядет на палубу вся стая и моряки никогда их не тронут. Есть у них поверье, что беда ждет корабль, на котором была убита птица.

Да и над сушей опасностей не меньше. Разбиваются птицы о каменные маяки, налетают на телеграфные провода. Перелетев море, скворцы день отдыхают в излюбленном месте. Например, есть такой дом в Одессе, весь усеянный по весне веселыми скворцами. Птицы отдохнут денек, а до зари снова отправляются в путь.

А люди их уже ждут. Подправили скворечники, наделали новых, в некоторых из которых тут же поселились наглые воробьи. И девятнадцатого вечером скворцы прилетели. Расселились на деревьях, притихли, осматривают родные места.

А потом началось выселение воробьев. Два скворца сядут сверху и ждут, пока воробей, мучимый голодом, не вылетит. И тут же занимают его место. А уж свой дом скворцы сторожат по очереди.

Куда да такого додуматься глупым воробьям! Потом скворцы строят в скворечнике гнездо, а там и пахота начинается. Появляется много жучков и червячков, много пищи.

Бродят скворцы меж грядок вперевалочку, клюют червячков.

Лучше всего наблюдать скворцов рано утром. Их можно приручить, давая крошек и червяков, и птица с вами подружиться. И даже на следующий год возобновит эти отношения. Да и настоящую песню скворца можно услышать лишь утром.

В начале мая скворчиха откладывает несколько голубых яиц, из которых через несколько недель появляются птенцы, состоящие из одного голодного рта. Тяжело приходится родителям, ведь есть еще кошки и галки. Но скворцы дружное племя и всегда оставляют дозорного, который поднимает тревогу. И тут уже вся стая летит на защиту молодого поколения.

  • Подготовьте рассказы о действующих лицах романа капитанская дочка
  • Подготовьте рассказ об отдыхе летом с использованием нескольких пословиц на избранную вами тему
  • Подготовьте рассказ об одном из них опираясь на текст слова о полку игореве
  • Подготовьте рассказ об отдыхе летом о моем друге моя любимая книга с использованием пословиц
  • Подготовьте рассказ об одном из доминионов англии по плану открытие земель методы освоения