Подготовьте рассказ о жизни неандертальцев

Тема: про кошек и собак. цель урока: расширение представлений о домашних животных. задачи урока: познакомить учащихся с некоторыми породами

Тема: «Про кошек и
собак».

Цель урока: Расширение
представлений о домашних животных.

Задачи урока:

·       
Познакомить учащихся с некоторыми породами
кошек и собак,

·       
с ролью этих животных в жизни человека;

·       
учиться ответственному отношению к
домашним любимцам;

·       
 повторить правила ухода за домашними
животными.

1.Организация учебной деятельности.

Цель: включение учащихся в учебную
деятельность.

Встаньте ровно, ребятишки –

И девчонки, и мальчишки!

Руки вверх все, потянулись,

Мне все мило улыбнулись.

Здоровья всем мы пожелаем

И урок наш окружающего мира начинаем.   

– Желаю вам сегодня на уроке открыть новые
тайны окружающего мира!

2. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала.

-Вспомните, какой раздел мы изучаем?
(Природа)

— Что изучаем в этом разделе? (Растения и
животные)

-Вспомните, о ком говорили на прошлом
уроке?

— Сейчас, мы проверим, кто был самым внимательным на прошлом уроке? И кто хорошо
повторил материал дома?

Тест (с.31-32)

3. Формулировка темы урока. Постановка
учебной задачи.

Цель: определить тему и цели урока.

-Прежде чем узнать тему нашего
сегодняшнего урока, хочу предложить вам задание. Возьмите лист №1и закрасьте
фигуры, отмеченные точкой.

— Что у вас получилось? (Кошка и собака)

Доска

Сформулируйте
тему урока. (Про кошек и собак.)

— Что мы узнаем сегодня на уроке? (Научным
языком говорят:
Узнаем о породах кошек (собак), узнаем
о роли животных в жизни человека)

— Чему научимся на уроке? (Научимся
различать породы кошек (собак); научимся бережному и  ответственному отношению к
домашним животным)

— Что повторим на уроке? (Повторим 
правила ухода за домашними животными.)

— Что нам помогает на уроке?

– Возьмите цветной карандаш и закрасьте на
«Шкале знаний» слева первую часть делений где вы сейчас находитесь по этой
теме.

http://festival.1september.ru/articles/634490/img1.gif

5. «Открытие» новых знаний.

Цель: решение поставленной задачи.

— Я предлагаю совершить
небольшое путешествие в страну кошек и собак.

— Поднимите руку у кого из
вас есть кошки. Вы принесли их фотографии. (Слайд)

— Посмотрите на них.
Одинаковые ли они?

— Чем они отличаются друг от
друга? (У них разный окрас и разные породы.)

Доска

Отличие

1. окрас

2. длина шерсти

3. форма тела

4. размер

image002— А
как называется это отличие? Почему эти кошки разные?

Доска:    порода

— А кто знает значение этого
слова «порода»? Где об этом можем прочитать? (1 ученик читает значение
этого слова в Толковом словаре Ожегова)

— А какие породы кошек вы
знаете?

— Мирон у тебя какой породы
кошка? (Сфинкс) Назови отличительный признак. А у тебя Ян? (Бенгальская кошка)
Назови отличительный признак. А у Никиты, какой породы кошка?  (Британская
голубая) Назови отличительный признак.

— Какие еще породы кошек вы
видите на экране? (Персидская, сиамская,  сибирская)

— Отличительным признаком
персидской породы является маленький, широкий и курносый нос.

— К отличительным
особенностям кошек истинно сиамской породы относится  отсутствие переносицы —
если посмотреть на животное в профиль, то явно заметно расположение лба и носа
практически по прямой линии.

Сибирские кошки относятся к
длинношерстным животным. Отличить их от других пород кошек можно по шикарному
«воротнику» и пышным «штанишкам».

— Какие породы кошек вы
видите на следующем слайде? (Слайд)

— Этих кошек я объединила в
одну группу. Как вы думаете почему?

— Откройте учебник на с.84 и
среди фотографий найдите название этой кошки.

—  Как называется такая кошка?
(Домашняя)

— Прочитайте сверху второй
абзац текста. Что вы узнали о домашних кошках?

— Какую информацию о породах
кошках вы ещё узнали? (На свете около 60 разных пород кошек.)

— Мы с вами увидели и
познакомились только с малой частью кошек.

— А для чего нужны кошки?

— До сих пор главная
«профессия» кошки охотник. Об этом нам расскажет …

— Какую работу может
выполнять кошка? (Синоптики, ловят мышей, лечат, для общения)

— Вернёмся к целям урока. Каких
целей урока достигли? (
Узнали о некоторых
породах кошек и о роли в жизни человека, научились различать породы кошек)

Физкультминутка

-Вы, наверное,
устали?

И поэтому все
встали.

Дружно вытянули
шеи

И как кошки
зашипели «ш-ш»,

Коготочки
показали,

«Мяу-мяу»,- все
сказали,

Как щенята
поскакали,

Хвостиками
повиляли

И за кустиком
пропали.

— Какую цель мы ещё не достигли? (О
собаках)

— Откройте тетради на с. 58 и найдите
задание 2.

— Что нам надо сделать? (Разгадать
кроссворд)

— Что нам может помочь разгадать кроссворд?
(Атлас-определитель «От земли до неба») Откройте его по закладке.

(Фронтальная работа)

— Обратите внимание как пишутся эти слова.

— Назовите отличительный признак дога,
пекинеса.

— Что мы определили у собак? (Породу)

 — У ребят из нашего класса тоже есть
собаки. Давайте посмотрим, какой они породы. (Алексей — немецкая овчарка, Соня
— мопс, Денис — кокер-спаниель)
Назови
отличительный признак. (Слайд)

— А кто знает, как
называется эта порода собак? (Беспородная, дворняжка, двортерьер) (Слайд)

— А почему их так назвали?
(Это смесь разных собак.)

— Сейчас известно около 400 пород собак.
Они  отличаются друг от друга размером, формой тела, шерстью, окрасом, своим
поведением и предназначением.

— Я предлагаю вам  больше узнать о
собаках.

— Давайте разделимся на группы и выполним
задание на листе №2. Вспомните правила работы в группе. На эту работу вам
отводится 5 минут. За временем буду следить я.

— Послушаем выступление наших групп.

1 группа.

Найдите в атласе-определителе породы
собак: немецкая овчарка, колли, дог. Прочитайте и скажите, что у них общего и
какого они размера. (
Крупная, служебная.)

(Самооценка)

 Служебных собак
специально обучают в «собачьих» школах специалисты кинологи.

2 группа

Найдите в атласе-определителе  породы
собак: русская борзая, лайка, такса.  Прочитайте и скажите, что у них общего и
какого они размера. (Охотничья. Крупные, средние, маленькие)

(Самооценка)

3 группа

Найдите в атласе-определителе породы
собак: английский бульдог, чау-чау, пекинес. Прочитайте и скажите, что у них
общего и какого они размера. (
Декоративная.
Крупные, средние, маленькие)

(Самооценка)

— А что значит декоративные? (Специально
выведены для контакта с человеком.)

— Посмотрите на доску и скажите, чем же
они еще отличаются друг от друга? (Они разные по размеру и по назначению)

Доска

По размеру

По назначению

крупная

служебные

средняя

охотничьи

маленькая

декоративные

Собаки разные
бывают,

Но все они нам
помогают.

И преданнее друга
ты

Не встретишь
никогда, учти!

— А что узнали
ребята из  4 группы?

4
группа

Прочитайте текст в учебнике на с.84-85 и
расскажите, как собака помогает человеку. (

Перевозят в упряжках людей, служат слепым людям, разыскивают нарушителей
закона, пасут стада животных.)

-Вернёмся к целям нашего
урока. Каких целей урока достигли? (
Узнали о некоторых
породах  собак и  о роли этих животных в жизни человека, научились различать
породы собак)

— Продолжим наш разговор и поговорим о
кошках и собаках.

— Какое задание выполняла 5 группа?

5 группа:

Заполните памятку. Соедините стрелками
первый столбик со вторым.

(Слайд)

1.Надо иметь миску для воды и ……(миску для
еды)

2.Кормить взрослых животных нужно….(2-3
раза в день)

3. Надо расчесывать животных специальной…(
щеткой или гребнем)

4.У животного должно быть своё….(место в
доме).

5. Если животное заболеет надо отвести его
к …(ветеринару)

1.Надо
иметь миску для воды и …

2.Кормить
взрослых животных нужно…

3. Надо
расчесывать животных специальной…

4.У
животного должно быть своё…

5. Если
животное заболеет надо отвести его к …

2-3 раза
в день

ветеринару

место в
доме

миску
для еды

щеткой
или гребнем

—  Как можно назвать эту памятку? (Памятка
по уходу за домашними животными.)

— Вам понятны эти правила?  Надо их
соблюдать?

— А сейчас послушаем
ребят из 6 группы.

(Как
ребята прочитают задание, я прочитаю текст.)

— Чтобы ответ был
полным, я хочу помочь и прочитать этот текст.

6
группа

Прочитайте текст, озаглавьте его  и
ответьте на вопросы.

Бездомные животные появляются из-за
равнодушия людей, из-за их безразличия. Каждое выброшенное на улицу животное –
это чье-то предательство. Сначала люди приручают животных, начинают заботиться
о них, а потом им это надоедает, животных просто выгоняют из дома. Каждое
животное, оказавшееся на улице, рано или поздно погибает, надо помнить, что мы
в ответе за тех, кого приручили.

— По чьей вине животные становятся бездомными?

— Как вы понимаете выражение: «Мы в ответе
за тех, кого приручили»?

— А вы как понимаете это выражение?

— Вернемся к целям нашего урока. Какой
цели вы достигли? (Научились бережному и  ответственному отношению к
домашним животным; повторили  правила ухода за домашними животными.

6.Первичное закрепление.

 Предлагаю вам
поиграть в игру. Если вы согласны хлопайте, а если нет топайте.

 Вопросы:

1

…кошки  и собаки
бывают только  черного окраса.

2

… в мире около
60 разных пород кошек.

3

…собак в мире
примерно 200 пород.

4

… собаки и кошки
не нуждаются в заботе и добром отношении человека.

5

…  кошки могут
состоять на государственной службе.

6

… на Крайнем
Севере сейчас не ездят на собачьих упряжках.

7.


кошки и собаки приносят пользу человеку

7. Подведение итогов урока.

— Давайте вспомним тему урока.

— Какие цели ставили перед собой в начале
урока? Достигли ли вы этих целей

— Кому из вас было
сложно при изучении этой темы?

— Возьмите цветной
карандаш и закрасьте на «Шкале знаний» справа вторую часть делений, где вы
сейчас находитесь по этой теме.

http://festival.1september.ru/articles/634490/img1.gif

Оценки!

— Молодцы, ребята,
вы отлично поработали. Большое спасибо всем ребятам за урок.

Домашнее задание по выбору. (с.87
учебника)

— Теперь давайте посмотрим на домашнее
задание в учебнике на с.87. вам предлагается 4 задания.

1) Если у вас есть кошка или собака,
нарисуйте её словесный портрет. (Вам поможет рассказ «Портрет кошки» на с.86)

2) Найти в дополнительной литературе
интересные факты о жизни кошек и собак.

3) Подготовьте рассказ о какой-нибудь
породе собак или кошек. (Учебник рассказ «Промокший до нитки». Тетрадь с.59
зад.5)

4) Составьте общий план рассказа о
домашнем питомце. (Тетрадь с.59 зад.4)

http://festival.1september.ru/articles/634490/img1.gif 
http://festival.1september.ru/articles/634490/img1.gif http://festival.1september.ru/articles/634490/img1.gif http://festival.1september.ru/articles/634490/img1.gif

«Как я буду его развлекать?» — ложная формулировка»

Девять дней дома — с 1 по 9 января. Обычно январские каникулы у родителей маленьких детей и младших школьников расписаны заранее — театральные постановки, елки, походы в музеи и на выставки. Но в начале 2022 года, когда из-за ограничительных мер, связанных с пандемией коронавирусной инфекции, культурных мероприятий не так много, как в доковидные времена, заботы о досуге детей лягут на плечи домашних. «Как развлечь ребенка?», «Чем заняться с ребенком?» — самые частые вопросы в родительских интернет-сообществах в декабре. Ведь раньше можно было купить билет на спектакль, отвести туда ребенка, занять и заинтересовать его. А чем заинтересовать дома? 

Педагог Дима Зицер считает, что ошибка кроется уже в постановке вопроса. 

«Мы говорим не о педагогическом процессе, а об общении с любимыми людьми. Это — отправная точка. Очень частая и ложная формулировка — а жаль — «как я буду его развлекать?». Вместо «как мы будем вместе развлекаться?» и «как мы будем вместе весело проводить время?», — говорит Дима. — Как вы понимаете, это не просто игра слов. «Как я буду его развлекать?» — в этом есть уже элемент вынужденности, как будто я кому-то это должен. Самый простой совет — ребята, просто на уровне слов поменяйте формулировку. Вы удивитесь, но в этот момент уже происходит маленькое чудо».

По мнению Димы, родителю стоит в первую очередь спросить самого себя, а что интересно лично ему. Это касается родителей, которые не любят играть с детьми, скучают, не могут вовлечься в детскую игру или придумать для них интересное занятие. 

«Не нужны искусственные конструкции, когда ради ребенка я должен заниматься тем, что мне не нравится. Важно понять, что вы любите, и подсоединить к этому ребенка. Это особенно легко с маленькими детьми. В возрасте пяти — семи лет мы воспринимаем родителей как богов, и ничего мы не можем такого сделать в его глазах, чего бы не стоило делать. Этот ключ — когда я делаю то, что я люблю, и делаю это увлеченно, и делаю это страстно, это, безусловно, рождает увлеченность в партнерах — в наших детях. Любите готовить — делайте это вместе с детьми. Любите ходить в походы — отправьтесь в него, пусть это будет даже соседний лес или парк».

«Вы должны сказать: «Как нам все это успеть?»

Педагог советует тем, кто привык к насыщенной культурной программе на каникулах, не изменять традиции. Просто в этот раз подготовиться придется чуть тщательнее. 

«Ничего не надо менять, — говорит Дима Зицер, — но придется планировать, даже если вы не привыкли к этому. К Новому году составьте список, что бы вы хотели увидеть, что бы хотели поделать, что долго-долго откладывали и вот наконец-то у вас есть такая возможность. Наверняка рядом с вашим городом есть достопримечательности, которые вы еще не видели. Отправились туда — и вот уже и погуляли, и посмотрели, и поели, и поболтали. Планируйте на несколько дней, это должен быть список из большого количества наименований, чтобы к концу этого списка мы сказали вместе с членами семьи: «Ого! Как нам все это успеть?» Чтобы было из чего выбирать, чтобы мы этот момент вынужденности убрали».

Подогреть ожидание Нового года можно уже сейчас, предложив детям новогодний адвент. Обычно эта европейская традиция сводится к открыванию каждый день окошек в календаре, в которых спрятаны шоколадки, игрушки или наклейки с пожеланиями. Если выйти за эти рамки, получится создать для ребенка атмосферу волшебства, увлечь книгами, познавательными играми. 

Детский книжный блогер Мария Вусс советует заранее придумать и прописать сценарий адвента. Он может занять десять дней, неделю, даже пять дней — главное, чтобы была концепция, ведь каждый день ребенок будет ждать продолжения истории. 

«К примеру, можно помочь Деду Морозу сразиться со Снежной королевой или улететь в чудесное путешествие по разным странам, чтобы узнать о новогодних обычаях и традициях этих государств. Адвент может быть любым: книжным, историческим, библейским, сказочным, музыкальным — все зависит от вашей фантазии и увлечений вашего ребенка!» — говорит Мария. 

Каждый день адвента предлагайте ребенку новые задания. Это могут быть готовые химические опыты для детей, отправка поздравительных открыток по почте близким и друзьям, изготовление поделок. Напишите заранее на крафтовой бумаге письма для детей с заданиями от сказочных героев — так вы не только увлечете их, но и сможете потренировать их навыки чтения. 

Чем заняться на каникулах дома? 

Кроме поездок за город или к окрестным достопримечательностям распишите заранее и подготовьте реквизит для занятий дома. Это может быть выпечка имбирного печенья, сборка и украшение пряничного домика, создание рождественского венка; сделайте из простых картонных коробок поезд, раскрасьте его и поиграйте в Полярный экспресс. Подберите тематические книжки с красивыми иллюстрациями, накануне Рождества зажгите свечи и почитайте детям вслух. Дети любят снимать видео, делать селфи? Попробуйте снять поздравительный клип, смонтируйте ролик и отправьте его друзьям и близким или устройте фотосессию в нарядных костюмах. Достаньте старый проектор и посмотрите с ребенком диафильмы. Это занятие увлекает даже тех детей, которые привыкли к мультикам в планшете и телефоне.

Впрочем, любовь к гаджетам можно обратить во благо: купите ребенку образовательный курс по предмету, который ему нравится больше всего, и тогда время, проведенное за компьютером, будет потрачено с пользой. Например, на сайте «ПостНаука» можно найти курсы, тексты, видеоэфиры, гиды и спецпроекты, посвященные самым разнообразным научным темам; онлайн-кинотеатр Ivi предлагает программы, посвященные географии, истории, космосу, биологии; приложение «Радио Арзамас» — подкасты по литературе, музыке, истории искусства; платформа «Умназия» — онлайн-курсы по географии, химии, физике, финансовой грамотности; сайт Logiclike — логические и математические задания для малышей пяти-семи лет. В интернете есть сотни мастер-классов, которые научат лепке из глины, шитью, приготовлению пряников, созданию собственного мультфильма и клипа и многому другому. Самые знаменитые музеи мира — петербургский Эрмитаж, мадридский музей Прадо, Британский музей и другие — предлагают отправиться в виртуальный тур по их залам. 

Отправьтесь с детьми в маленькое, но реальное путешествие за новогодней елкой в лесничество, где вы сами сможете выбрать понравившееся дерево и спилить его. О том, как и где это сделать, мы подробно писали здесь. Накануне праздника займитесь украшением елки. 

«Можно сделать елочные игрушки из ваты или других подручных материалов и украсить ими домашнюю елку, — советует Мария Вусс. — А на елку во дворе повесьте баранки, золотые грецкие орехи или ледяные игрушки, которые вы предварительно заморозите дома».

Приготовьте морковь, старый шарф и ведерко и слепите во дворе красивого снеговика, смастерите с детьми кормушку из обрезков досок, фанеры или купите готовый набор для сборки. 

Займитесь планированием: напишите с ребенком список дел и достижений, которых бы обязательно хотелось добиться в наступившем году. Напишите вместе с ребенком новогодний рассказ или сказку, красиво оформите его в самодельную книжку, предложите нарисовать картинки для нее. 

Отталкивайтесь от увлечений ребенка и вводите в ваши повседневные дела его любимых сказочных героев.

По сути, не так важно, что вы будете делать, главное, что новогодние дни можно потратить на общение с близкими и уделить им персональное внимание — то, на что так редко остается время в повседневной жизни. 

Карина Салтыкова
​​​​​​

Раздел 3:

Вещества и их свойства (в контексте сквозной темы «В здоровом теле — здоровый дух!»)

Тема урока: «Без чего человеку не обойтись?»

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу):

2.3.4.1. Определять виды и источники природных ресурсов.

2.3.4.2. Классифицировать природные ресурсы по генезису (природные и антропогенные).

2.1.2.1. Объяснять понятие «источник информации» и его важность для проведения исследований.

Развитие навыков

— Объяснить понятие «источник информации» и его важность для проведения исследований.

— Классифицировать природные ресурсы по различным признакам.

— Охарактеризовать каждую группу природных ресурсов.

— Объяснять, почему землю (почву) называют кормилицей.

— Рассказывать о «зеленых» энергиях.

— Перечислять, какими ресурсами богата наша страна.

— Рассуждать о том, что могут сделать школьники для сохранения природных ресурсов.

— Дописывать стихотворение, используя слова подсказки.

Критерии успеха

(Предполагаемый результат)

Все учащиеся смогут:

— Определить тему и цель исследования на уроке

— Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию

— Объяснить понятие «природные ресурсы»

— Оценивать результаты своей работы на уроке

Большинство учащихся смогут:

— Разгадать ребус

— Объяснить понятие «источник информации» и его важность для проведения исследования

— Определить ведущие признаки наблюдения (цель, объект, план, сроки, результат)

— Классифицировать природные ресурсы по различным признакам, знать источники ресурсов

— Работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять самопроверку гипотез

— Фиксировать свои знания в виде записей и рисунков

Некоторые учащиеся смогут:

— Осуществлять поиск существенной информации в дополнительных источниках

— Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач

Языковая цель

Полиязычие:

менің елім — моя страна — my country.

Основные термины и словосочетания:

природные ресурсы, живые и неживые природные ресурсы, силы природы.

Используемый язык для диалога/письма на уроке:

Вопросы для обсуждения:

Где начинается жизнь предметов?

На какие группы делятся природные ресурсы?

Что значит словосочетание «кладовые земли»?

Какими ресурсами богата наша страна, твой край?

Что могут сделать школьники для сохранения природных ресурсов?

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные связи

Самопознание — обмениваться мнениями, слушать любого ученика в группе и учителя; согласовывать свои действия в паре, группе.

ИКТ — просмотр мульфильма, прослушивание песни, поиск информации в Интернете.

Экология — бережное отношение к природе, ее ресурсам.

Ранняя профилизация — ученые-экологи.

Изобразительное искусство — рисование природных ресурсов.

Навыки использования ИКТ

ИКТ — просмотр видеоролика, презентация урока.

Предварительные знания

Знают группы растений и животных. Понимают важность сохранения разнообразия растительного и животного мира. Знают свойства воды и воздуха.

Понимают значение воздуха и воды для нашей планеты и важность сохранения их чистоты.

Ход урока

Этапы урока, t

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

1 мин

I. Создание положительного эмоционального настроя

(К) Создание положительного эмоционального настроя.

Просмотр видеофрагмента мультфильма «Паровозик из Ромашково».

— Какое настроение вызвал этот мультфильм? (Веселое, задорное.)

— Кто главный герой? (Паровозик.)

— Почему Паровозик постоянно опаздывал? (Он радовался, любовался ярким миром природы.)

— Какое открытие сделали для себя пассажиры?

Мы тоже каждую минуту делаем для себя какие-то открытия. Желаю вам это делать с радостью и прекрасным настроением. Этот Паровозик предлагаю

сделать эмблемой нашего урока. А его вагончики мы используем для оценки ваших достижений на уроке.

Видеофрагмент

Мультфильма «Паровозик из Ромашково»

(СССР, 1967), parttv.r

u›572-

parovozik-izromashkovo.

html

2 мин

II. Введение в тему

(К) Разгадайте ребус и определите тему нашего исследования сегодня?

img1

Задание в учебнике

3 мин

III. Актуализация знаний. Целеполагание

Заинтересуйте учеников предметами, которые лежат на подносе. Это бусы, серьги, браслет, деньги.

— Как, одним словом, можно назвать эти предметы? (Драгоценности, богатства.) Добавьте на поднос яблоко, помидор, ракушка, кусочек угля.

— Почему эти предметы я положила рядом на поднос? Это можно назвать богатством? Чьи это богатства? (Богатства природы.)

— О чём мы будем говорить на уроке?

— Определите цели нашего урока.

img2

Поднос с бусами,

серьги,

браслет,

деньги,

яблоко,

помидор,

ракушка,

кусочек угля

Таблица в учебнике (можно вынести таблицу во флипчарт)

3 мин

IV. Домашнее задание

) — Перечислите свойства и состояния воды в природе.

— Расскажите о значении воды для живых существ.

— Расскажите, какое открытие вы для себя сделали, проведя совместно с родителями опыт «Облако в бутылке».

Середина урока

25 мин

V. Работа по теме урока

(К,И) Работа по учебнику.

Предложите ученикам рассмотреть картинки и ответить на вопросы: Где начинается жизнь этих предметов? Какие из них сделаны руками человека?

(К) Проблемный вопрос.

По вашему мнению, только ли заслуга человека в создании этих вещей?

(Ответы детей.)

(К,И) Работа по учебнику.

Предложите работу с текстом в учебнике. Попросите ребят найти в тексте два предложения, которые коротко раскрывают значение природы для человека. (Природа дает нам пищу, одежду, кров, топливо, энергию и материалы, из которых человек создает предметы быта, машины и лекарства.

Человек не может жить без природы и её богатств — ресурсов).

(К) Беседа.

— Как вы понимаете понятие — «ресурсы»? (Подсказка есть в сообщении Всезнамуса.)

Вывод. Все, что необходимо для жизни, человек получает от природы

— Какими, по вашему мнению, ресурсами богата наша земля?

— Назовите богатства природы.

— На какие группы их можно разбить?

(К,И) Работа по учебнику.

Обратите внимание учеников на схему, на какие группы делятся ресурсы.

Попросите дать характеристику каждой группе и привести свои примеры.

— Что относится к неживым природным богатствам? (Камни, вода, дождь, снег, песок.)

— Почему они являются природным богатствам?

— К живым природным богатствам относятся? (Животные, растения, грибы.)

Почему?

— Отгадать третью группу вам помогут загадки.

(К) Заинтересуйте детей загадками.

По небу ходит моляр

без кистей

Краской коричневой

красит людей.

(Солнечный свет)

Без рук, без ног по полю

рыщет,

Поёт да свищет

Деревья ломает

К земле траву приклоняет.

(Ветер)

О какой силе

природы мы не

сказали ещё?

(Течение рек)

— Что солнце дает человеку? (Тепло, энергию.)

— Как человек использует силу ветра? (Ветряные установки, парусники.)

— Как его использует человек течение рек?

img3

(И) Игра «Волшебный сундучок».

У вас на столах есть рисунки с изображением ресурсов. Давайте их разложим в сундучки: «Природные ресурсы» и «Антропогенные».

Информация для учителя.

Согласно природной классификации, ресурсы на основе их генезиса делятся на земельные (почвенные), лесные, водные, биологические, минерально-сырьевые (полезные ископаемые), энергетические, климатические.

Антропогенные — это ресурсы, созданные человеком и им же используемые.

(К) Динамическая пауза сопровождается песней «Здравствуй, столица»

(С. Мусалимов).

Serik_Musalimov_-_Zdravstvuj_stolica_(iPlayer.fm)

Здравствуй, столица, ты вольная птица, это Астана. Здравствуй, Медео, горы тянутся к небу, это Алма-Ата. Здравствуй, земля, здесь шахтёрская душа, это Караганда. Здравствуй, страна, это мой Казахстан, здесь моя земля.

(К) Прослушивание стихотворения.

Прочитайте стихотворение Ж.Жабаева о богатстве природы Казахстана.

Посмотри, мой жолдас, посмотри,

В чистом пламени ясной зари,

Перед хозяевами сполна

Все богатства раскрыла страна!

Каратау дает свинец,

Кокшетау гонит овец.

Тянет за золотом руки Алтай,

Медь обильно дает Карсакпай.

Белый хлопок дарит Чимкент,

Предлагает руно Жаркент,

Золотые, как в сказке, хлеба,

Для народа растит Актобе.

Дни и ночи грузит поезда,

Черным золотом Караганда.

В Эмбе вышки гордо стоят,

И кипит нефтяной водопад.

В Кармакчинской степи зреет рис,

В Алатау сады поднялись,

А в садах слаще сна и мечты,

Спеют яблоки Алма-Аты.

Все, что щедро цветет и поет,-

Это наше — твое и мое!

(К) Работа по учебнику.

Рассмотрите картинки с изображением природных и антропогенных ресурсов.

— Как связаны между собой эти ресурсы?

Предложите ребятам внимательно рассмотреть иллюстрацию и перечислить ресурсы, которыми богат Казахстан.

(К) Проблемные вопросы.

Вернитесь к проблемному вопросу: Только ли заслуга человека в создании тих вещей? (Ответы детей.)

Вывод. Все предметы, которые нас окружают, были когда-то частью природы и взяты у нее человеком. Природа щедро отдает свои богатства человеку. Человек активно пользуется всеми богатствами природы, зачастую

нанося вред природе.

(К) Работа по учебнику.

Заинтересуйте учеников картинками в учебнике.

— Как связаны эти природные и антропогенные ресурсы?

(Г) Работа по учебнику.

Предложите ученикам работу с текстом в учебнике. Посоветуйте обсудить в группах, что могут сделать школьники для сохранения природных ресурсов.

(К) Беседа.

— Приведите примеры негативного использования даров природы?

— Напомните экологические правила поведения человека в природе.

— Не рвите цветы.

— Не топчите траву.

— Не разрушайте муравейники.

— Не разоряйте гнезда.

— Не трогайте птенцов.

— Не рвите траву, не рубите деревья.

— Увидели родник — не засоряйте его.

— Не стреляйте в животных.

— Зря воду не тратьте.

Учебник

Три сундучка или их картинки, конверт с рисунками и надписями природных ресурсов

Музыкальное сопровождение

Учебник

Учебник

Учебник

Энциклопедии;

интернет-ресурсы,

СD-диск, «Природные ресурсы»

Конец урока

4 мин

VI. Обобщение

(К) Обобщение темы.

— О каких богатствах природы вы узнали сегодня на уроке?

— Почему нужно бережно относиться к богатствам природы?

— Как связаны природа и вещи? (Все вещи когда-то были частью природы и взяты у неё человеком.)

— Составьте синквейн к слову «природа».

1. Природа.

2. (Какая?) Красивая, добрая.

3. (Что делает?) Кормит, греет, одевает.

4. Природа помогает человеку

5.Жизнь

1. Природа.

2. (Какая?) Необходимая, заботливая.

3. (Что делает?) Сохраняется, делится, помогает.

4. Человек — часть природы.

5. Богатство.

(И) Задания в тетради по уровням. Обработка информации.

Задание№ 1 (1-й уровень) — дополни схему рисунками и словами.

Задание № 2 (2-й уровень) — зачеркни лишнее слово.

Задание № 3 (3-й уровень) — Айсулу выбрала живые природные ресурсы,

Куаныш — неживые. Покажи с помощью стрелок выбор детей.

Задание № 4. Допиши строчку стихотворения, используя слова-помощники.

Научный дневничок,

карандаш

1 мин

VII. Домашнее задание

1. Прочитайте тексты и подготовьте рассказ о природных ресурсах.

2. Проведи наблюдение «Берегут ли в моей семье воду?». Сделай вывод.

1 мин

VIII. Итог урока. Рефлексия

заключается в оценке своей работы на уроке.

В начале каждого урока педагог с детьми ставит цель: что должны узнать и чему научимся? На этапе рефлексии, ребенок должен проанализировать то, что он узнал и чему научился, то есть достиг ли поставленной в начале урока цели.

— Узнал ли ты, без чего человеку не обойтись?

— Смог ли составить схему природных ресурсов, синквейн, дополнить схемы рисунками и словами?

Попросите учащихся оценить свою работу на уроке, закрасить вагончики.

Тетрадь, цветные карандаши

Критерии успеха

Если на два вопроса ты отвечаешь «да» (то есть у вас два плюса), то закрашиваем три вагончика, если на один вопрос вы ответили «да», а на другой «нет» (один плюс и один минус), закрашиваем два вагончика, если два ответа «нет» (два минуса), закрашиваем один вагончик.

Дифференциация

Оценивание

Здоровье и соблюдение ТБ

Учитель по мере необходимости оказывает помощь учащимся, работающим в парах.

Ученики с высоким уровнем мотивации оказывают помощь одноклассникам в выполнении заданий в Научном дневничке.

Поощрение детей с выраженными умственными способностями к умозаключениям, доработки гипотез.

Сильным предложить самостоятельно найти информацию в энциклопедиях, в Интернете

Учитель:

обеспечивает обратную связь и поддержку каждому учащемуся;

задаёт вопросы по ходу урока;

просматривает работы учащихся в Научном дневнике (задания);

анализирует результаты ученической рефлексии.

Динамическая пауза.

Солнце глянуло в окошко

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Наклониться — три, четыре.

И на месте поскакать

Раз, два, три, четыре, пять.

Министерство образования и молодёжной политики Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Сборник заданий, направленных на развитие навыков смыслового чтения учащихся 4 класса на уроках литературного чтения

44.02.05. Коррекционная педагогика в начальном образовании

583796 1

Исполнитель:

Щелканова Я.В.

студентка 4кп группы

Руководитель:

Краснопёрова Л.М.,

преподаватель

Камышлов, 2021

583796 2

Сборник заданий, способствующих развитию навыков смыслового чтения обучающихся четвёртого класса на уроках литературного чтения/ сост. Щелканова Я. В. – Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2021.

Руководитель: Краснопёрова Л.М., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».

Рецензенты:

Касьянова А.В., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»;

Сергеева В.В., учитель начальных классов ГКОУ СО Каменск — Уральская школа, реализующая адаптированные общеобразовательные программы.

Сборник заданий предназначен для учителей начальных классов и сту­дентов специальностей: 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании.

Использовать сборник заданий целесо­образно как на занятиях для организации деятельности обучающихся четвёртого класса с тек­стами поэтических и прозаическими произведениями, так и для формирования навыков смыслового чтения у обучающихся в условиях домашнего обучения.

Задания, представленные в сборнике, разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО, способствуют развитию смыслового чтения при работе с текстами произведений, вошедших в разделы: (УМК «Школа России») «Природа и мы…», «Поэтическая тетрадь…», могут использоваться для организации деятельности детей с ОВЗ (ЗПР вариант 7.2 – умеренный дефицит познавательных способностей.

©583796 2 ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2021; с. 38

Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………………44

Раздел 1 «Природа и мы…» …………………..……………………………48

Д.Н Мамин — Сибиряк «Приёмыш»…………………..…………………….48

А.И Куприн «Барбос и Жулька » ……………………………………………49

М.М Пришвин «Выскочка» …………………………………………………51

Е.И Чарушин «Кабан» ……………………………………………………….52

В.П Астафьев «Стрижонок Скрип» …………..…………………………….53

Раздел 2 «Поэтическая тетрадь» ………………………………………………….53

Б.Л Пастернак «Золотая осень»………..……………………………………54

С.А Клычков «Весна в лесу»………………..……………………………….55

Д.Б Кедрин «Бабье лето»………………………..…………………………..56

Н.М Рубцов «Сентябрь»…………………………………………………….58

С.А Есенин «Лебёдушка»……………………………………………………………60

Раздел 3 «Задания для детей с ОВЗ»……………………………………..63

Список литературы……………………………….……………………….64

Приложения

Пояснительная записка

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении

младших школьников. Оно формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Младший школьник, в соответствии с требованиями ФГОС НОО,

должен не только использовать разные виды чтения, но и осознанно воспринимать, оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев, то есть, овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров

Именно поэтому, одна из приоритетных целей литературного

чтения — овладение выразительным, правильным, беглым и смысловым чтением, как базовым навыком в системе образования младших школьников.

В научно-педагогической и методической литературе встречаются разнообразные методики работы над смысловым чтением. Их авторы (М.П. Цукерман, Г.Н. Горльц, А.Н. Сернеева) считают, что одним из наиболее эффективных способов развития навыков смыслового чтения у младших школьников могут выступать задания, разработанные на основе современных методических приемов организации чтения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Цель заданий, вошедших в сборник – развитие и формирование навыков смыслового чтения учащихся 4 класса на уроках литературного чтения.

В сборнике представлены 2 раздела, которые соответствуют разделам учебника литературного чтения для 4 класса 2 часть УМК «Школа России»:

— «Природа и мы…»: Д.Н Мамин — Сибиряк «Приёмыш»; А.И Куприн «Барбос и Жулька»; М.М Пришвин «Выскочка»; Е.И Чарушин «Кабан»; В.П Астафьев «Стрижонок Скрип»;

— «Поэтическая тетрадь…»: Б.Л Пастернак «Золотая осень»; С.А Клычков «Весна в лесу»; Д.Б Кедрин «Бабье лето»; Н.М Рубцов «Сентябрь»; С.А Есенин «Лебёдушка»;

В 3 разделе сборника даны адаптированные задания для детей с ОВЗ (ЗПР — вариант 7.2 – умеренный дефицит познавательных способностей).

Цель сборника – подбор и систематизация различных заданий по литературному чтению, способствующих развитию навыков смыслового чтения у учащихся четвёртого класса.

Задания, представленные в сборнике:

— предназначены для организации деятельности учащихся четвертого класса на уроках литературного чтения;

— разработаны в соответствии с требованиями ФГОС НОО;

— объединены общей целью – развитие навыков смыслового чтения у обучающихся;

— структурированы в соответствии с направлениями деятельности;

— различны по степени сложности (от репродуктивного до творческого характера);

— разноплановые по содержанию;

— могут использоваться в качестве тестовых, практических, контрольных заданий при систематизации, обобщении, закреплении и проверке изученного ранее материала.

При разработке и подборе заданий сборника учитывались следующие принципы:

1) научности – использование в речи обучающихся таких слов как «смысловое чтение», «чтение», «паузы», «логическое ударение» и т.п.;

2) систематичности и последовательности – задания будут реализо­ваться на уроках литературного (конструкты уроков) в соответствии с очеред­ностью изучения произведений, к которым они разработаны;

3) доступности – при разработке заданий учитывались возрастные осо­бенности обучающихся;

4) рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм работы – выполнение работы обучающимися в парах, группах и индивидуально при ответах на вопросы и при выполнении заданий к произведениям.

Разработанный методический продукт призван помочь обучающимся в развитии навыков смыслового чтения и оптимизации работы педагогов начального образования при организации учебного процесса, т.к. развитие навыка смыслового чтения является метапредметными результатом начального этапа образования детей.

Организация работы с заданиями из сборника при чтении и анализе поэтических и прозаических произведений на уроках литературного чтения будет способствовать развитию смысловой стороны чтения.

Раздел 1 «Природа и мы…»

Д.Н Мамин — Сибиряк «Приёмыш …»

583796 4

Задание 1. Внимательно посмотрите на иллюстрацию и представьте описываемое событие. Воспроизведите свои представления устно (для детей с ОВЗ) письменно.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Назовите произведения (сказки, басни), автора, в которых встречаются эти герои.

Задание 3. Составьте ребус к данному произведению (обратите внимание на образец ребуса, который приведён ниже).

583796 5

Задание 4. Придумайте небольшой рассказ сказку, главными героями которой будут Дед Тарас и Приёмыш.

Задание 5. Вычеркните пословицы, которые не подходят к содержанию сказки. Обоснуйте свою точку зрения (см. Ответы к заданиям).

  1. Жизнь дана на добрые дела.

  2. Верная дружба сродни богатству.

  3. Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

  4. Легко подружиться, тяжело разлучиться.

  5. Воля птичке дороже золотой клетки.

  6. Хитрость и жадность до добра не доведут.

  7. На всякую беду страха не напасёшься.

Задание 6. Составьте характеристику одного из героев рассказа «Приемыш» (по выбору учащихся).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А.И Куприн «Барбос и Жулька …»

583796 6

Задание 1. Внимательно прочитайте слова «рассказ», «текст», «повествование». Объясните их лексическое значение. При затруднении обратитесь к словарю (см. Приложение 1).

Задание 2. Предположите, можно ли данное произведение назвать рассказом? Подумайте, от лица кого из героев ведется повествование.

Внимательно прослушайте аудиозапись отрывка из произведения и ответьте на эти вопросы, обосновав свою точку зрения.

Задание 3. Заполните таблицу перед прочтением произведения и после.

Что я узнаю из данного

произведения

Что я нового узнал после

прочтения произведения

Задание 4. Подумайте и расскажите, чем запомнилось данное произведение? Определите, какое настроение передает автор этого рассказа? (веселое, грустное, радостное, торжественное, праздничное и т.п.). Обоснуйте свою точку зрения с опорой на текст.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Назовите героев этого рассказа. Прочитайте предложения эпизод, который поможет вам найти ответ на вопросы: «Что вы знаете о Барбосе? (Как он выглядит? Где он живет?». Опишите характер пса (какой он?)

______________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Сформулируйте вопросы к тексту, используя кубик Блума. Начните свой вопрос со слов: как?, кто?, почему?, когда?, зачем?. Задайте их одноклассникам.

Объясните!

Что помог вам понять автор рассказа?

Чем интересен этот рассказ?

Зачем нужно читать рассказы о животных?

583796 7

Как?

Кто?

Когда?

Зачем?

Почему?

М.М Пришвин «Выскочка …»

583796 8

Задание 1. Как вы думаете, кого и почему можно назвать «выскочкой»? Определите с помощью словаря (см. Приложение 1) лексическое значение слова «выскочка».

Задание 2. Найдите в тексте и прочитайте строчки, в которых рассказывается, как все шесть сорок повели наступление на Вьюшку. Подумайте и обоснуйте, почему автор называет это наступление «правильным», а одну из сорок «выскочкой».

Задание 3. Найдите в тексте и зачитайте, как автор описывает Вьюшку, её поведение и повадки. Расскажите о том, как Вьюшка проявила себя в ситуации с сорокой.

Задание 4. Подумайте, и ответьте на вопрос: «Как автор относится к Выскочке, Вьюшке?» Обоснуйте свою точку зрения.

Задание 5. Вспомните содержание рассказа, подберите и запишите строчки из текста, которые подходят к иллюстрации из учебника. Перескажите данный эпизод, опираясь на иллюстрацию, от лица одной из сорок.

______________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6. Прочитайте отрывок из рассказа и выделите ключевые слова данного отрывка. Опираясь на выделенные слова, подготовьте краткий пересказ данного отрывка.

Задание 7. Составьте кроссворд по рассказу М.М Пришвина «Выскочка» (из 5 вопросов и ответов на них по горизонтали, 5 вопросов и ответов на них по вертикали).

Задание 8. Объясните, почему вы бы посоветовали прочитать данный рассказ своим близким, знакомым, друзьям? Считаете ли вы чтение данного рассказа полезным? Обоснуйте свой ответ.

Е.И Чарушин «Кабан …»

583796 9

Задание 1. Найдите в тесте слова, значение которых вам не понятно. Найдите их лексическое значение в словаре (см. Приложение 1). Подберите к этому слову синоним (слово схожее по значению). Со­ставьте предложение с этим словом.

______________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Подумайте, кто является главным героем рассказа? Обоснуйте свою точку.

Задание 3. Найдите в тексте и подготовьте выразительное чтение эпизода, который заставил вас улыбнуться или задуматься. Обоснуйте свой выбор.

Задание 4. Восстановите последовательность событий, используйте слова — помощники.

Загнал в ________ и запер.

Тут я быстро-быстро с __________ слез,

чтобы парнишка не __________,

и ходу из________.

Стыдно стало. Кабаны-то ___________!

(Слова помощники: решётки, клетку, ручные, заметил, сада.)

Задание 5. Найдите и прочитайте в тексте строчки, которые сооб­щают нам главную мысль рассказа. Обоснуйте свой ответ.

В.П Астафьев «Стрижонок Скрип»

583796 10

Задание 1. Посмотрите на картинку. Предположите, как будет называться рассказ, который мы сегодня будем изучать, о чём и о ком мы узнаем, прочитав текст? Обоснуйте свой ответ (работа с иллюстрацией стрижа, до знакомства с заглавием и текстом рассказа).

Задание 2. Предположите, что могут означать слова «яр» и «скрёб». Обсудите их значение с соседом по парте. Обратитесь к словарю и проверьте правильность своих предположений (см. Приложение 1). Подберите к новым словам, значение которых вы только что узнали, слова, похожие по значению.

__________________________________________________

Задание 3. Расскажите, что вы знаете о стрижах (как выглядят, где живут, чем питаются). Опишите, как вы представляете себе эту птицу.

Сравните свои предположения с описанием стрижа в тексте из энциклопедии (см. Ответы к заданиям).

Задание 4. Подумайте, почему автор назвал стрижонка «Скрипом»? Обсудите свой ответ в паре, обоснуйте его строчками из произведения.

_______________________________________________________________

Задание 5. Отметьте в тексте слова, отражающие эмоциональное состояние героя (стр.100; 106) прочитайте их вслух. Подумайте, почему герой испытывал данные эмоции? Какие эмоции испытывали бы вы в описанных ситуациях?

Задание 6. Подумайте и подготовьте рассказ о том, как автор относится к стрижонку по имени Скрип. Совпадает ли ваше отношение к герою с отношением автора? Обоснуйте свою точку зрения примерами из текста.

Раздел 2. «Поэтическая тетрадь»

Б.Л Пастернак «Золотая осень…»

583796 11

Задание 1. Прослушайте аудиозапись стихотворения, обратите внимание на интонацию, подумайте, почему автор дал своему стихотворению именно такое заглавие.

Задание 2. Найдите и зачитайте в стихотворении строчки, которые сообщают нам о настроении осени.

Задание 3. Поразмышляйте, с чем Б.Пастернак сравнивает осень во второй строфе стихотворения. Подумайте, почему автор называет осень «золотой»? Найдите в тексте и прочитайте эти строчки выразительно, передавая настроение автора.

Задание 4. Восстановите четверостишье, заполнив пропуски:

Где __________ в сентябре

____ заре стоят _________,

И закат на их _________

___________ след янтарный.

Задание 5. Вспомните, что такое сравнение, эпитет или обратитесь к словарю (см. Приложение 1).

Найдите эпитеты и сравнения, которые использует Б.Пастернак для создания картины осени. Подумайте и ответьте на вопрос: «Что эпитеты и сравнения помогают понять, увидеть читателю?»

Задание 6. Подумайте и ответьте, почему поэт воспринимает осень, как «сказочный чертог»? Докажите, что осень похожа на сказку. Какими картинами вы бы дополнили стихотворение, чтобы рассказать о сказочной осени?

Задание 7. Сравните стихотворение Б.Л Пастернак «Золотая осень» со стихотворением и Е. Арсенина «Наступила осень» (Приложение 8). Подготовьте ответы на вопросы: «Как два разных автора описывают осень?», «Чем эти стихотворения похожи и чем различны?». Обоснуйте свой ответ строчками из стихотворения.

Задание 8. Подготовьте выразительное чтение одного из стихотворений. Обоснуйте свой выбор.

С.А Клычков «Весна в лесу»

Задание 1. Прочитайте название стихотворения. Предположите, о каком настроении расскажет нам автор в этом стихотворении?

Задание 2. Прослушайте аудиозапись стихотворения, обратите внимание на интонацию. Оправдались ли ваши предположения? В каких строчках стихотворения выражено отношение автора к этому времени года.

Задание 3. Прочитайте еще раз стихотворение С.А Клычкова «Весна в лесу». Найдите в тексте приметы весны, художественно – выразительные средства, которые автор использует для описания весны и выражения своих чувств к этому времени года.

Задание 4. Расскажите, о чём говорится в первом четверостишии?

Представьте на мгновение, что вы — поэт. Какими приметами весны вы бы дополнили текст стихотворения?

Задание 5. Найдите и выпишите из стихотворения С.А. Клычкова слова, которые поэт использует для описания (какой? как выглядит? ) и поведения лесных обитателей (что делает (-ют)?).

Составьте небольшой рассказ о жизни леса весной, дополнив его своими наблюдениями за природой в это время года.

Лесные обитатели

Какой(-ие)? Как выгдят (-ит)?

Что делает ( — ют)?

Пример: Зайцы (что сделают? – соберутся гурьбой).

Задание 6. Разделите стихотворение на четверостишия. Расскажите первое четверостишие стихотворения, используя мнемотаблицу.

Задание 7. Опишите картину к стихотворению из учебника, используя вопросы – подсказки.

  • Что вы видите на картине?

  • Какое время года представлено на картине?

  • Каких птиц художник изображает на картине?

  • Что представлено на переднем плане?

  • Присутствуют ли животные на картине?

  • Какое настроение передаёт художник в изображении природы (тревожное, грустное, яркое, красочное, радостное)?

Обоснуйте свой ответ конкретными примерами.

Задание 8. Подберите к картине слова из стихотворения С.А Клычкова «Весна в лесу». Воспользуйтесь словами для справок, выделите только верные слова.

(Слова для справок: обтаял, весною, капелью, заяц, звёздным, красногрудый, багровым, клохчут, золотых)

583796 20

Д.Б Кедрин «Бабье лето…»

583796 21

Задание 1. Посмотрите на картинку. Предположите, как будет называться стихотворение, которое мы сегодня будем изучать, о чем о ком оно нам расскажет? (Работа с иллюстрацией, до знакомства с заглавием и текстом стихотворения). Обоснуйте свой ответ.

Задание 2. Придумайте своё стихотворение, заполнив пропуски подходящими по смыслу словами. Сравните свой текст с оригиналом (Приложение 7). Ответьте на вопрос: «Почему именно эти слова автор использует для описания лета?»

Задание 3. На каждой карточке написан номер четверостишия. Восстановите последовательность событий, о которых говорится в тексте стихотворения. Внимательно перечитайте текст. Найдите ошибки в каждой строфе, поменяйте строки местами так, чтобы получился связный текст стихотворения. Откройте учебник, сравните свой текст с оригиналом. (Приложение 6)

Тучей солнце заслоня.

Паутинкам серебристым

Завтра хлынет дождик быстрый,

Жить осталось два-три дня.

Задание 4. Подумайте, почему автор назвал стихотворение «Бабье лето», обсудите свой вариант ответа с соседом по парте. Аргументируйте свою точку зрения строчками из текста.

Задание 5. Стихотворение поэта называется «Бабье лето». Найдите в тексте приметы «бабьего лета». Назовите известные вам приметы этого времени года, которые помогут поэту написать еще одно стихотворение о лете.

Задание 6. Выделите в тексте стихотворения слова (Приложение 9), которые помогают понять настроение и чувства автора.

Задание 7. Вспомните критерии оценки выразительного чтения. Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Бабье лето».

Н.М Рубцов «Сентябрь…»

Задание 1. Загибая палец на руке, прочтите стихотворение по четверостишиям! Попробуйте точно также, но уже с выражением, прочитать стихотворение соседу по парте (1 четверостишие – указательный; 2 четверостишие – средний…)

583796 22

Задание на развитие памяти, восприятия, осознание прочитанного стихотворения.

З

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

адание 2. Придумайте несколько строк об одном из прекрасных осенних месяцев – сентябре. Запишите их в этом окошке (воспользуйтесь словами помощниками).

(Слова помощники: сентябрь, золотой, цветёт, школьники, идут в школу, прекрасная пора, уже прохладно, сухая листва, яркие краски)

Задание 3. Подумайте, к какому четверостишию может относиться эта иллюстрация, и выберите верный ответ (2). Обоснуйте свою точку зрения с опорой на текст.

583796 23

Задание 4. Выпишите из стихотворения все прилагательные, которые, на ваш взгляд, относятся к сентябрю.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5. Нарисуйте рисунок к тексту стихотворения. Подпишите его строчками из теста. Объясните свой выбор.

С.А Есенин «Лебёдушка…»

Задание 1. Прослушайте аудиозапись стихотворения и определите настроение автора, его отношение к героям произведения «Лебёдушка».

583796 24

Задание 2. Подумайте и прочитайте слова, которые помогают представить лебедь? Какая она? Опишите, как вы себе её представляете.

Задание 3. Назовите в стихотворении слова, которые помогли вам представить лес. Расскажите, опираясь на текст, каким его видит автор?

Задание 4. Расскажите, как Лебедушка относится к своим птенцам. В каком эпизоде автор рассказывает об опасности, которая угрожает ее птенцам, что Лебедушка делает для их спасения.

Задание 5. Найдите в тексте сцену нападения на Лебедушку и ее птенцов. Прочитайте выразительно описание орла. Кто еще, с вашей точки зрения, может быть опасен для этих птиц? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на знания о природе и её обитателях.

Задание 6. Выберите только те посло­вицы, которые подходят к дан­ному стихотворению, обоснуйте свою точку зрения.

  • Баба с возу – кобыле легче.

  • Куда мать, туда и дитя.

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  • Материнская ласка конца не знает.

  • Кто матери не послушает, в беду попадет.

  • Нет лучше дружка, чем родимая матушка.

  • Ради деток мать, готова себя продать.

Раздел 3 «Задания для детей с ОВЗ

А.И Куприн «Барбос и Жулька …»

Задание 1. Найдите в предложенном вам словарике (см. Приложение 1) понятия «рассказ», «сказка», «повесть», «повествование», «описание», «рассуждение». Прочитайте их. Подумайте и соотнесите название произведения с одним из понятий.

«Барбос и Жулька …»

Рассказ

Сказка

Повесть

Описание

Повествование

Рассуждение

Задание 2. Прочитайте предложение (пример предложения приведён ниже). Вспомните этот эпизод из рассказа, нарисуйте у себя в тетради, где или с кем происходят эти события (слова взяты из рассказа А.И Куприна «Барбос и Жулька»).

Пример предложения:

Его пробовали отзывать от сарая, но это не помогало…

Задание 3. Соберите пазлы.

583796 25

Расскажите об одном из героев этого рассказа. Какое настроение вызвал у вас данный рассказ? (выберите пример эмоции и подчеркните)

Пример эмоции:

веселое, грустное, радостное, торжественное, праздничное

Задание 4. Найдите в тексте и прочитайте предложения, в которых говорится о Барбосе (стр. 85,1) Расскажите, как описывает его автор?

Слова – помощники: какой он ? на кого похож?…

Задание 5. Ответьте на вопросы к. тексту. Попробуйте краткр передать содержание своими словами.

  • Как окружающие относились к Барбосу?

  • Почему изменилось поведение Барбоса?

  • Какие слова выбрал И.А Куприн для описания своих героев?

М.М Пришвин «Выскочка …»

Задание 1. Найдите и прочитайте строчки рассказа, которые рассказывают нам, где все шесть сорок повели правильное наступлении (стр 93).

Задание 2. Зачитайте, как автор описывает Вьюшку, её поведение и повадки. Подготовьте с опорой на текст ответ на вопрос о том, как Вьюшка проявила себя в ситуации с сорокой.

Задание 3. Раскрасьте изображение (Приложение 3). Вспомните рассказ, подберите и запишите правильные строчки из текста к иллюстрации.

Задание 4. Расскажите, о чем данный рассказ. Свой ответ обоснуйте примерами из текста.

Задание 5. Поразмышляйте, какое настроение передает нам автор этого рассказа? Свой ответ обоснуйте.

Е.И Чарушин «Кабан …»

Задание 1. Найдите в рассказе слова, значение которых вам не понятно. Прочитайте их в тексте. Обратитесь к толковому словарю (Приложение 1), найдите значение незнакомого слова (заранее представлены словарики). Прочитайте значение неизвестного слова, праильно поставив ударение. Составьте устно предложение или словосочетание с этим словом.

Задание 2. Подумайте, кто является самым главным героем рассказа? Объясните, почему вы так решили?

Задание 3. Зачитайте эпизоды, которые при чтении текста у вас на лице вызвали улыбку. Обоснуйте свой ответ.

Задание 4. Восстановите последовательность событий, используя слова помощники.

Загнал в ________ и запер.

Тут я быстро-быстро с __________ слез,

чтобы парнишка не __________,

и ходу из________.

Стыдно стало. Кабаны-то ___________!

(Слова помощники: решётки, клетку, ручные, заметил, сада.)

Задание 5. Найдите и прочитайте в рассказе те строчки, которые сообщают нам главную мысль рассказа. Обоснуйте свой ответ.

В.П Астафьев «Стрижонок Скрип»

Задание 1. Посмотрите на картинку. Предположите, как будет называться рассказ, который мы сегодня будем изучать? (работа с иллюстрацией стрижа, до знаком­ства с заглавием и текстом рассказа).

Задание 2. Обратитесь к словарю (Приложение 1) прочитайте значение слов «яр» и «скрёб». Обсудите ваши предположения о значении этих слов с соседом по парте. Проверьте свои догадки, обратившись к словарю

Задание 3. Подберите к новым сло­вам, значение которых вы только что узнали в словаре, слова, похожие по значению.

Задание 4. Подумайте, почему автор назвал стрижонка «Скрипом»? Обоснуйте свой ответ строчками из текста на стр. 100

Задание 5. Ответьте на вопрос, опираясь на текст произведения: «С каким событием из рассказа автор сравнивает представление о стрижоноке?»

Задание 6. Соедините стрелками автора и его произведение. Обоснуйте свой ответ.

А.С Пушкин Стрижонок скрип

В.П Астафьев Золотая рыбка

Е.И Чарушин Кабан

А.И Куприн Выскочка

М.М Пришвин Барбос и Жулька

Список литературы

  1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. М, Просвещение, 2012. (электронный ресурс) URL:https://atomkrkam.edusite.ru/DswMedia/univers_uchebn_dejstv.pdf (дата обращения: 20.03.21)

  2. Беленький Г.П. Комментированное чтение текста / Г.П. Беленький ; под ред. Н.И. Кудряшева и Н.Д. Молдавской // Изучение художественного текста.

  3. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г.И.Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после (электронный ресурс) URL: http://school2100.com/ (дата обращения: 20.11.20)

  4. Головановой М. В. 4 класс (В комплекте с учебником) Климанова, Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 4 класс. В 2-х ч. Ч. 1Климанова

  5. Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. 4 класс. В 2-х ч. Ч. 2 // Начальная школа.

  6. Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах! школа, 1999. № (электронный ресурс)URL: https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00412408_0.html (дата обращения: 19.04.21)

  7. Лисенкова Л. Н. Развитие и коррекция навыков чтения. – М.: Школьная пресса, 2002. – 195 с. (электронный ресурс) URL: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=45 (дата обращения: 6.04.21)

  8. Максудова Н.С «Формирование навыка смыслового чтения на уроках литературного чтения в начальной школе» (электронный ресурс) URL:https://infourok.ru/formirovanie-navika-smislovogo-chteniya-na-urokah-literaturnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole-3799428.html (дата обращения: 7.04.21)

  9. Мосунова Л.А. Структура и психологические условия развития смыслового понимания художественных текстов: дис. … д-ра психол. наук / Л.А. Мосунова. – Москва, 2006. – 291 с.

  10. Светловская Н.Н. О литературном произведении и проблемах, связанных с его осмыслением при обучении младших школьников чтению. // Начальная школа. 2013. №4

  11. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст – М. 2012г.

  12. Федеральный Государственный Образовательный стандарт начального общего образования (электронный ресурс) URL: https://fgos.ru/(дата обращения: 6.03.20)

  13. Эльконин Д.Б. Как научить детей читать / Д.Б. Эльконин // Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. – М. : Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – С. 323-

Приложение 1.

Словарик

  1. Выскочка — человек, который, желая выслужиться, выдвинуть себя, вмешивается во все раньше других.

  2. Запер — закрыл на замок, засов или другое приспособление.

  3. Описание – словесное изображение предмета, явления, события. В описании перечисляются и раскрываются основные признаки выбранного.

  4. Повествование — это рассказ автора о чём либо, о его чувствах, событиях или переживаниях, данное описание (текст) это некая частичка автора, ведь не секрет, что при написание повествовательных текстов часто вкладывают всю душу, чтобы рассказать о каком-то важном событий и моменте, который хотелось бы запомнить на всю жизнь и запечатлеть на бумаге.

  5. Повесть – это литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.

  6. Рассказ — это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

  7. Рассуждение – это последовательный ряд мыслей и умозаключений по определённой темы, изложенных в логически последовательной форме.

  8. Сказка – это повествовательное, обычно народно — поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

  9. Скрёб — более крупное и иногда менее функционально выраженное, чем скребок, скоблящее — режущее каменное орудие из кремня, обсидиана, кварцита и других видов камня.

  10. Сравне́ние — троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому — либо общему для них признаку.

  11. Текст — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.

  12. Эпи́тет — определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.

  13. Яр — может означать: высокий, обрывистый, вогнутый, обычно речной и не затопляемый в половодье берег. то же, что и балка — сухая или с временным водотоком долина с задернованными склонами, глубокий заросший овраг.

Приложение 2.

  1. Жизнь дана на добрые дела.

  2. Верная дружба сродни богатству.

3. Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

4. Легко подружиться, тяжело разлучиться.

5. Воля птичке дороже золотой клетки.

6. Хитрость и жадность до добра не доведут.

7. На всякую беду страха не напасёшься.

Приложение 3.

583796 26

Приложение 4.

Короткая пауза — /;

Длинная пауза — //;

Повышение голоса — ↑;

Понижение голоса — ↓;

Смысловое ударение подчеркивается одной чертой ____.

Приложение 5.

583796 27

____Здравствуй, осень

Здравствуй, осень золотая.

Красота кругом.

Лист, опавший с клёна,

Машет мне крылом.

Созревает клюква,

Выросли грибы.

Мы берём лукошко,

В лес гулять пошли.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 6.

Тучей солнце заслоня.

Паутинкам серебристым

Завтра хлынет дождик быстрый,

Жить осталось два-три дня.

Обвилась вокруг сучка.

После зябкого денька?..

Солнце! Что на свете краше

Наступило бабье лето —

В щелке муха ожила.

Поздним солнцем отогрета,

Сжалься, осень! Дай нам света!

Паутинки эти — мы.

Защити от зимней тьмы!

Приложение 7.

«Бабье лето…» Д.Б Кедрин

Наступило бабье лето —
Дни прощального тепла.
Поздним солнцем отогрета,
В щелке муха ожила.

Солнце! Что на свете краше
После зябкого денька?..
Паутинок легких пряжа
Обвилась вокруг сучка.

Завтра хлынет дождик быстрый,
Тучей солнце заслоня.
Паутинкам серебристым
Жить осталось два-три дня.

Сжалься, осень! Дай нам света!
Защити от зимней тьмы!
Пожалей нас, бабье лето:
Паутинки эти — мы.

Приложение 8.

Наступила осень

Осень наступила,
Начались дожди.
До чего ж уныло
Выглядят сады.

Потянулись птицы
В тёплые края.
Слышится прощальный
Клёкот журавля.

Солнышко не балует
Нас своим теплом.
Северным, морозным
Дует холодком.

Очень уж печально,
Грустно на душе
От того, что лето
Не вернуть уже.

© Автор: Е. Арсенина

Приложение 9.

583796 28

Ответы к заданиям

Раздел 1 «Природа и мы…»

Д.Н Мамин — Сибиряк «Приёмыш …»

Задание 5. Вычеркните пословицы, которые не подходят к содержанию сказки. Обоснуйте свою точку зрения

  1. Жизнь дана на добрые дела.

  2. Верная дружба сродни богатству.

  3. Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

  4. Легко подружиться, тяжело разлучиться.

  5. Воля птичке дороже золотой клетки.

  6. Хитрость и жадность до добра не доведут.

  7. На всякую беду страха не напасёшься.

В.П Астафьев «Стрижонок Скрип»

Задание 3. Расскажите, что вы знаете о стрижах (как выглядят, где живут, чем питаются). Опишите, как вы представляете себе эту птицу.

Сравните свои предположения с описанием стрижа в тексте из энциклопедии.

583796 29

38

Тема: Наш край

Цель: познакомить с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира своего края, раскрыть их значе­ние в природе и жизни человека.

Формируемые УУД: познавательные — осознавать познава­тельную задачу, читать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить ее в материалах учебника; коммуника­тивные — с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные — принимать и сохранять учебную задачу, плани­ровать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необхо­димые действия; личностные — устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: электронное приложение к учебнику, аудио­запись песни «Наш край» (ел. А. Пришельца, муз. Д. Кабалев­ского), политико-административная карта России, карта своего края (области, республики), толковый словарь В.И. Даля или СИ. Ожегова.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний ‘ Анализ проверочной работы

(Учитель подводит итоги работы, которая была проведена на прошлом уроке, останавливается на заданиях, в которых было допущено наибольшее количество ошибок. При необходимости выполнить работу над ошибками. Можно предложить учащимся аналогичные задания.)

— Определите, о какой природной зоне идет речь.

• Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом полярный день. Почва почти совсем не образуется, суша промер­зает на много метров в глубину. (Арктическая зона.)

• Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая тем­пература воздуха, сильные ветры — все это препятствует росту больших деревьев. (Тундра.)

• Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая вес­на, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жар­кое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые. (Зона степей.)

• Корни растений очень длинные и достают воду с большой глу­бины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров. (Зона пустынь.)

— Исправьте ошибки в цепи питания. (Подорожник сли­зень змея сова. Клевер кузнечик ящерица орел.)

Сова —»змея — подорожник —»слизень. Кузнечик — орел —»ящерица — клевер.

III. Самоопределение к деятельности

(Звучит аудиозапись песни «Наш край» («То березка, то ря­бина…»).)

— Как вы думаете, почему сегодня наш урок начался так не­обычно, почему прозвучала эта песня? (Потому что гово­рить сегодня мы будем о нашем крае.)

— Совершенно верно. Мы начинаем изучение нового разде­ла — «Родной край — часть большой страны». Прочитаем, чему будем учиться, изучая этот раздел.

(Ученики читают по цепочке текст на с. 135.)

— Что вас особенно заинтересовало, а может быть, удивило? (Высказывания детей.)

О чудесном нашем крае

Будет разговор,

О прекрасном милом крае,

Где мы все живем!

(На доске учитель записывает тему урока: «Наш край».)

— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

— Что мы будем делать для достижения этой цели?

— Что вы хотели бы узнать о родном крае? (Вопросы детей.) На некоторые вопросы мы ответим сегодня, а на другие — Родной край — часть большой страны

IV. Открытие нового знания

1. Работа со словарем

Край — слово многозначное. Посмотрим все его значения в толковом словаре Владимира Даля. (1) Конечная линия, пре­дельная часть чего-либо. Например: край одежды, на краю обры­ва, налить стакан до краев. 2) Страна, область. Например: теплые края, в наших краях (в нашей местности). 3) В России: крупная административно-территориальная единица. Например: Примор­ский край.)

— Какие определения для нас подходят? (Второе и третье.)

2. Работа с картой

— Давайте познакомимся с картой России на с. 136—137 учеб­ника. Узнайте ее название на с. 138. (Политико-админист­ративная.)

— Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет карта? (На ней показаны границы краев и областей. Границы выделены с помощью линии, состоящей из чередующихся точек и тире. Территории субъек­тов Российской Федерации закрашены определенным цветом, и указаны их названия. Можно увидеть их центры и столицы.)

— Посмотрите, сколько республик, краев, автономных окру­гов и областей в составе нашей страны. Найдите самые крупные республики, края, округа. (Якутия, Хабаровский край, Краснодарский край и т. д.)

— Где в основном находятся эти большие по территории края, республики, округа? (Они находятся на Западно-Сибирской равнине и Среднесибирском плоскогорье.)

— А что вы можете сказать о Восточно-Европейской равни­не? (На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей.) Еще мы можем сказать, что Восточно-Европейская равнина густо населена. Посмотрите, как много здесь населенных пунктов, городов. Бывают очень маленькие субъекты, тогда на карте даже нет места, чтобы написать их название. В таком случае на карте ставится цифра, а внизу дается расшифровка, что обозначает эта цифра. — Найдите на ваших картах территорию Республики Адыгея. Она обозначена цифрой 1. Назовите столицу этой респуб­лики. (Майкоп.) (Можно предложить найти на карте и другие области.)

V. Первичное закрепление

1. Работа с картой своего края

— Найдите на карте территорию, где мы живем.

(Ученик с помощью учителя показывает на стенной карте, остальные находят у себя в учебнике.)

— Какой город является главным на нашей территории? (Называют и находят на карте.)

— Это наш край, наша малая Родина. Где расположен наш край? Кто наши соседи? Каков наш край в сравнении с со­седями? с другими округами, республиками, краями? В ка­кой природной зоне мы живем?

(Ученики, работая по карте, отвечают на все вопросы.)

— А сейчас познакомимся подробнее с картой нашего края. Что можно сказать о нашей территории, глядя на эту карту? Перечислите города, реки, населенные пункты. Найдите город, в котором мы живем.

2. Работа в группах

— Узнаем больше о своем родном крае. Для этого поработаем в группах: 1-я группа узнает и расскажет о растительном мире республики (края); 2-я — о животном мире; 3-я — о до­стопримечательностях нашего края.

(Ученики готовятся по дополнительной литературе, рассма­тривают гербарий, открытки своего края. Если есть возможность, работают с ресурсами сети Интернет.)

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Сообщения учащихся

— Узнаем, какие растения есть в нашем крае.

(После выступления групп можно провести игру «Узнай ра­стение». Учитель показывает растение из гербария (или слайд), ученики его называют.)

— А сейчас послушаем рассказы, которые подготовили ребята о животном мире республики.

(После выступления — загадки о животных своего края.)

— Что нужно делать, чтобы сберечь в нашем крае такую кра­сивую природу?

— А вы что можете сделать для этого? (Не мусорить, не ломать деревья и т. д.)

— Какие достопримечательности есть в нашем крае? Чем он знаменит? Об этом расскажет третья группа.

2. Выполнение заданий в рабочей тетради

— Выполните самостоятельно задания 1-3 на с. 65.

3. Творческая работа

— Подготовьте рассказ на тему «Что расскажу иностранцам о моем крае». Можете воспользоваться своими записями в тетради.

(Работа ведется в парах.)

План рассказа о родном крае

1. Географическое положение (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона).

2. Природа края (растения, животные).

3. Достопримечательности края. (Выслушать рассказы учащихся.)

— Чей рассказ, на ваш взгляд, был более подробным? Ваши дополнения.

VIII. Подведение итогов урока

— Какие карты вы знаете?

— С какими новыми картами мы сегодня работали?

— Что можно узнать с помощью политико-административной карты России?

— Какие условные обозначения используют в этих картах?

— Достигли мы цель урока? (Высказывания детей.)

IX. Рефлексия

— Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать? (Самооценка. Комментарий учителя.)

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 138 учебника.

2. Выполнить задания 4—6 на с. 66 рабочей тетради.

3. Найти (выучить) стихи и песни о родном крае.

  • Подготовьте рассказ о детстве поэта на основе прочитанного в классе или о лицейских годах на
  • Подготовьте рассказ о детстве поэта александра сергеевича пушкина
  • Подготовьте рассказ о дружбе ивана и конька горбунка 4 класс литературное чтение
  • Подготовьте рассказ о кише сопроводите его рисунками
  • Подготовьте рассказ о каком нибудь национальном блюде твоего народа или любого другого народа россии