Крылов — Волк на псарне — Свинья под дубом — Ворона и лисица (5 класс, Коровина, 1 часть, стр. 59, 62-63, 64-65, 67)
Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).
1. Что помогло И. А. Крылову стать начитанным, образованным человеком?
Иван Крылов полюбил чтение благодаря своей матери, о которой помнил всю жизнь и отзывался с особой нежностью. Страсть к чтению помогла ему стать начитанным и образованным человеком, а для этого нужно было быть настойчивым и усердным человеком.
2. Подготовьте рассказ о писателе, подчеркнув роль самообразования, самовоспитания и самостоятельного чтения.
Иван Андреевич Крылов – самый известный русский баснописец. Он родился в Москве хоть и в дворянской, но бедной семье, не имевшей даже постоянного места жительства. Воспитанием сына занималась мать, она же была для него поддержкой в стремлении получить образование. Крылову пришлось работать, помогая семье, с восьми лет. А когда умер отец, мальчик пошел в услужение, платой за работу была возможность учиться. В самообразовании сыну наставницей стала мать – она составила план учебы и помогала выбирать книги для чтения.
Жизненные трудности не помешали в самовоспитании и самообразовании будущему поэту, он старался всегда читать новые книги, изучал языки и всегда старался узнавать новое, потому что считал, что учиться никогда не поздно, и доказал это, выучив в 50 лет древнегреческий язык.
Иван Андреевич Крылов с детства считал важными качествами для человека: основательность, практичность и самостоятельность, потому что именно благодаря им человек может достичь поставленных целей. Цель Крылова – стать образованным человеком, и он достиг ее. Его работа всегда была связана со словом: Крылов писал стихи и прозу, переводил басни Лафонтена, был издателем и журналистом, но стал знаменит и остался в веках как великий русский баснописец.
стр. 62-63
Фонохрестоматия ((«Слушаем актёрское чтение »))
И. А. Крылов. «Волк на псарне»
1. Какими средствами звукозаписи передаётся переполох, возникший на псарне, когда туда внезапно забрался Волк?
Переполох, возникший на псарне, передается многочисленным злобным лаем собак.
2. Как актёр воспроизводит льстивую речь хищника? Каково отношение автора и актера к Волку?
Актёр льстивую речь волка передает вкрадчивыми, мягкими, заискивающими интонациями. Но и актёр, и автор не верят сладким речам волка, его уверениям в дружбе и верности, это мы чувствуем в словах и интонациях Ловчего.
3. Как меняется характер речи актёра, когда он начинает речь Ловчего? Как вы его представляете? Опишите устно внешность, характер Ловчего.
Голос актера при словах Ловчего приобретает старческие интонации человека, знающего свое дело, понимающего жизнь и твердого в своих решениях и действиях. Перед глазами сразу возникает крепкий, седой, пожилой, мудрый мужчина, решительный и смелый.
Размышляем о прочитанном
1. Рассмотрим эту басню подробнее: как перекликаются строчки басни И. А. Крылова с реальными событиями войны 1812 года – «Волк ночью, думая залезть в овчарню, / Попал на псарню…», «В минуту псарня стала адом…», «Огня! – кричат, – огня!», «И что приходит, наконец, / Ему расчесться за овец…», «И начал так: „Друзья! К чему весь этот шум? / Я, ваш старинный сват и кум…“», «Тут Ловчий перервал в ответ, – „Ты сер, а я, приятель, сед…»», «И тут же выпустил на Волка гончих стаю»?
Басня И.А. Крылова отражает события Отечественной войны 1812 года.
Строчка: «Волк ночью, думая залезть в овчарню, / Попал на псарню…» говорит о том, что при нападении на Россию Наполеон надеялся на скорую победу, как это у него получилось со странами Европы. В представлении Крылова, для французов русские люди были, как стадо овец.
«В минуту псарня стала адом…» – пишет Крылов. Надежды Наполеона не оправдались: в борьбу с непрошенными «гостями» вступила не только армия, но и простой народ в партизанских отрядах в тылу врага.
«Огня! – кричат, – огня!» можно понять как намек на пожар в Москве, после которого Наполеон почувствовал себя загнанным в угол, так как продолжать дальше войну он не мог по объективным причинам: армия была голодна и деморализована. Тогда французский император послал письмо Александру I.
«Друзья! К чему весь этот шум? / Я, ваш старинный сват и кум…» В письме русскому императору Наполеон предлагал условия для заключения мира.
Но главнокомандующий русской армии Михаил Илларионович Кутузов, старый опытный полководец, не поверил уверениям Наполеона. Крылов в басне называет Кутузова Ловчим: «Тут Ловчий перервал в ответ, – /Ты сер, а я, приятель, сед…»
«И тут же выпустил на Волка гончих стаю». Русская армия заставила французов отступать по Смоленской дороге, которой они и шли на Москву, разоряя все на своем пути. Гончие в басне – это армия Кутузова и партизанские отряды, которые гнали противника до границы.
2. Что вы могли бы сказать о характерах Ловчего, Волка?
Волк проявляет коварство, вероломство, хитрость и трусость. Волк – хищник, и даже если он предлагает мирные переговоры, он все равно остается хищником. Народ хорошо понимает и чувствует это. Крылов в басне передает народное восприятие Наполеона как хищника, которого надо изгнать с родной земли. Ловчий – человек опытный, мудрый, предусмотрительный, он знает повадки Волка и не верит его хитростям.
Обогащаем свою речь
В книге «Басни Ивана Крылова» читаем: «Во что бы ни рядился хищник, он остаётся хищником. Вот это народное восприятие Наполеона Крылов передал своей басней. Поэтому, когда Ловчий говорит: „Ты сер, а я, приятель, сед», – то здесь содержится не только намёк на седину Кутузова, но и на народный опыт борьбы с захватчиками».
Так ли вы объяснили эти строки?
Постарайтесь продолжить рассуждение, подумайте над словами, словосочетаниями, рассмотрите иллюстрацию.
Объясните слова и выражения, подберите к ним синонимы, подумайте, какой дополнительный смысл появляется у этих слов в басне: попал на псарню, поднялся… двор, почуя серого, псы залились в хлевах, вмиг ворота на запор, ощетиня шерсть, глазами, кажется, хотел бы всех он съесть, расчесться за овец, пустился в переговоры, уставим общий лад, с другими грызться рад, не делать мировой, выпустил на Волка гончих стаю.
Какие выражения из текста басни могли бы применяться и в других обстоятельствах в виде крылатых выражений, пословиц?
Выражение «попал на псарню» имеет дополнительный смысл. Во-первых, слово «попал» несет оттенок неожиданности, а псарня – это не овчарня, псы могут защитить себя.
«Поднялся… двор» означает, что с Волком начал сражаться весь народ. Почувствовав, поняв коварные намерения захватчика, «псы залились в хлевах», то есть, в прямом значении, залаяли громко, в переносном – после долгого отступления от границы к Смоленску и дальше к Москве армия хотела сражения: «и рвутся вон на драку».
Прямое значение фразы «и вмиг ворота на запор» дополняется переносным: русская армия, совершив маневр и выйдя на Калужскую дорогу, закрыла для Наполеона пути отхода в области, где были запасы продовольствия.
Волк забился в угол, «ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть». У русского народа есть пословица: «Видит око, да зуб неймет». То есть Волк-Наполеон хочет завоевать всю Россию, но не может. Его возможности меньше его желаний.
Волку приходит черед «расчесться за овец». После освобождения России русская армия совершила заграничный поход, освободив все европейский страны, которые захватил Наполеон. Наполеон понимал, что если он не покорит Россию, то не сможет удержать и другие завоеванные страны.
«Пустился в переговоры», значит, начал переговоры. «Начал» – в данном случае синоним слова «пустился». Но слово «пустился» звучит выразительнее, чем «начал». «Уставим общий лад» значит «заключим мирный договор». Волк-Наполеон предлагает русскому царю стать союзником и «грызться», то есть воевать на стороне России.
«Не делать мировой» означает не заключать мирного договора. «Выпустить на Волка гончих стаю» значит дать армии команду преследовать отступающих французов, чтобы изгнать их за пределы страны.
Некоторые выражения из басни могли бы применяться в виде пословиц или крылатых выражений: «попал на псарню», «вмиг ворота на запор», «глазами, кажется, хотел бы всех он съесть», «пустился в переговоры», «не делать мировой», «выпустил на Волка гончих стаю».
Литература и изобразительное искусство
Какие иллюстрации к этой басне вам известны? Расскажите о них. Попробуйте нарисовать свои иллюстрации к басне «Волк на псарне».
Нам известна иллюстрация художника А. Лаптева к басне «Волк на псарне». Можно было бы подготовить несколько рисунков на эту тему, например: Волк принюхивается, собираясь лезть в овчарню; Волк хитро разговаривает с Ловчим; Ловчий решительно отвечает Волку.
стр. 64-65
Фонохрестоматия («Слушаем актёрское чтение»)
«Свинья под Дубом»
1. Передал ли актёр авторское отношение к персонажам, действующим лицам басни? Какими исполнительскими средствами?
Актер смог передать авторское отношение к персонажам этой басни. Голос Ворона очень похож на голос автора, потому что он здесь выполняет схожую роль. Голос Свиньи визгливый, со срывами, неприятный. Голос Дуба низкий, в нем звучат интонации сожаления.
Размышляем о прочитанном
1. Что в басне аллегорического, иносказательного, а что могло бы произойти в жизни?
Басня «Свинья под Дубом» иносказательно (аллегорически) описывает ситуацию, в которой главное действующее лицо не понимает, где причина, а где следствие. Свинья не понимает, что желуди, которые она ест, растут на Дубе. Из-за своего невежества она начинает подрывать корни Дуба, то есть разрушать то, что дает ей питание. Такие ситуации в жизни могут происходить очень часто. О них говорит народная поговорка «рубить сук, на котором сидишь».
Аллегоричен разговор Свиньи с Вороном и Дубом; свиньи, птицы и растения не умеют разговаривать. В действительности свинья могла бы есть желуди и подкапывать корни у дуба.
2. Какой описывает Крылов Свинью?
Крылов описывает Свинью без симпатии. Свинья глупая, невежественная, ленивая, эгоистичная. Она думает только о собственном желудке.
3. В каких строчках заключена мораль басни? Приведите различные случаи, ситуации, когда можно использовать мораль этой басни.
Мораль басни заключена в последних четырех строчках:
Невежда так же в ослепленье
Бранит науки и ученье,
И все ученые труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды.
Мораль этой басни можно проиллюстрировать примером: когда ученик не хочет учиться, ругает школу и учебу, но не понимает, что он пользуется тем, что сделано с помощью науки.
4. Литературоведы считают, что в басне противопоставляется истинное просвещение, с одной стороны, и невежество – с другой. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Какие строчки говорят об истинном просвещении, какие – о невежестве?
Конечно, в этой басне истинное просвещение противопоставляется невежеству. О невежестве говорит позиция свиньи, которая в безразличии не желает понять, откуда берутся желуди:
«Пусть сохнет, – говорит Свинья, –
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».
Об истинном просвещении говорят заботливые слова Ворона:
«Ведь это дереву вредит, –
Ей с дубу Ворон говорит, –
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может».
Литература и изобразительное искусство
1. Назовите художников, чьи иллюстрации к этой басне известны вам. Какая из иллюстраций вам понравилась больше? Почему?
Эту басню иллюстрировали Алексей Лаптев и Георгий Куприянов.
2. Нарисуйте иллюстрации к этой басне или расскажите, как бы вы изобразили ситуацию, о которой рассказал Крылов.
К этой басне можно было бы нарисовать несколько иллюстраций.
Первая: Свинья под Дубом ест желуди.
Вторая: Свинья под Дубом спит.
Третья: Свинья бездумно подрывает корни Дуба.
Четвертая: Ворон укоризненно обращается к Свинье с ветки Дуба.
Пятая: Свинья самодовольно отвечает Ворону.
Шестая: сам Дуб возмущенно обращается к Свинье.
Размышляем о прочитанном «Ворона и лисица»
1. Кто главные герои басни? В каких строчках заключена мораль басни? В чём смысл морали?
Главные герои басни: Ворона и Лисица.
Мораль басни заключена в первых трех строках:
«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
Смысл морали в том, чтобы дать урок нравственности: льстить плохо, вредно, но люди любят лесть. Однако лесть никогда не используют люди с чистым сердцем.
2. Какая ситуация подтверждает эту мораль? Как относится автор к Вороне и Лисице? Как он называет Лисицу? Какие хитрости пускает в ход Лисица, чтобы отобрать у Вороны сыр? Как передаёт баснописец состояние Вороны, услышавшей слова лести? Кого осуждает Крылов? Кого высмеивает? Могло ли что-то подобное произойти с людьми? Были ли у вас похожие ситуации?
Ситуация, когда Лисица обманывает Ворону, подтверждает эту мораль. Автор относится к Вороне с насмешкой и легким сочувствием, а к Лисице с осуждением.
Крылов называет Лисицу «плутовкой». Чтобы отобрать у Вороны сыр, Лисица пускается на хитрости: она льстит Вороне, хвалит ее мнимую красоту, голос и провоцирует ее на то, чтобы она спела.
У Вороны, услышавшей похвалы Лисицы, кружится голова от счастья, «От радости в зобу дыханье сперло», то есть Ворона надулась от важности.
Крылов осуждает Лисицу и высмеивает глупую Ворону. Подобные ситуации часто происходят с людьми.
3. Прочитайте самостоятельно басни «Квартет», «Лебедь, Щука и Рак», «Две бочки». Подготовьте анализ одной из них, определите мораль, аллегорический смысл басен, подготовьте вопросы для викторины, например:
1. «Квартет».
Мораль (выражена в словах Соловья):
«…А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
Аллегорический смысл этой басни в том, что никакие внешние изменения не помогут человеку, если у него нет способностей, таланта и умения.
2. «Лебедь, Щука и Рак».
Мораль:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Аллегорический смысл: общее дело можно сделать, только объединив совместные усилия.
3. «Две бочки».
Мораль:
Кто про свои дела кричит всем без умолку,
В том, верно, мало толку;
Кто делов истинно, – тих часто на словах.
Великий человек лишь громок на делах,
И думает свою он крепко думу. Без шуму.
Аллегорический смысл басни в том, чтобы показать различие между трудолюбивым человеком, который молча делает свое дело, и пустым, бесполезным человеком, который громко шумит о . своих якобы делах.
Вопросы для викторины.
1. Из каких басен слова?
а) «…Так поди же, попляши!»
б) Избави бог и нас от этаких судей.
в) «…Слона-то я и не приметил».
г) «…Сильнее кошки зверя нет!»
2. Из каких басен мораль?
а) Случается нередко нам
И груд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться,
За дело просто взяться.
б) Примолвить к речи здесь годится,
Но ничьего не трогая лица,
Что делом, не сведя конца,
Не надобно хвалиться.
в) Свет полон дружбою такою.
Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,
Что в дружбе все они едва ль не одиноки:
Послушать – кажется, одна у них душа, –
А только кинь им кость, так что твои собаки!
г) Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то все у них пустяк.
3. Из каких басен эти герои?
а) Слон, овцы, волки.
б) Крестьянин, Дерево, Змея.
в) Мужик, гуси, прохожий.
г) Собака, Лев, Волк, Лиса.
Фонохрестоматия «Зеркало и Обезьяна»
1. Актриса живо и выразительно воспроизвела речь персонажей басни. Расскажите, какими вы представили Обезьяну и Медведя.
Обезьяна представилась мне важной, с большим самомнением, не сидящей ни минуту на месте, кривляющейся, но при этом смотрящей свысока на свое отражение. Медведь спокоен, мудр.
3. Встречались ли вам в жизни персонажи, подобные мартышке? Попробуйте написать сатирическую заметку в стенгазету под названием «Чем кумушек считать трудиться…».
Леночка каждый день приходила из школы и на вопрос мамы: «Как дела в школе?» рассказывала о том, как шалят ее одноклассники на уроках и переменах. Мама постоянно слышала, что Вероника украдкой сидит в телефоне, Маша заснула на рисовании, Катя не выучила слова, Аня опоздала. И так продолжалось до тех пор, пока однажды учительница не позвонила маме и не вызвала ее в школу.
Лена с замиранием сердца ожидала возвращения мамы. Как только мать переступила порог, она напомнила дочери строчку из недавно изученной басни Крылова: «Чем кумушек считать трудиться…». Лена сразу поняла, что мама знает о ее опозданиях, невыученных уроках и о том, что дочь заснула на уроке.
Литература и изобразительное искусство
Рассмотрите иллюстрации Е. Рачёва. Прочитайте отрывки из басен. Назовите эти басни. Какие иллюстрации наиболее полно и ярко раскрывают характеры героев И. А. Крылова? Вспомните эти басни. В чём заключается мораль каждой из них?
1. Басня «Осел и Соловей», Мораль:
«Избави бог и нас от этаких судей».
2. Басня «Волк и Ягненок». Мораль такова:
У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим,
Но мы истории не пишем,
А вот о том как в баснях говорят.
3. Басня «Лебедь, Щука и Рак». Мораль:
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
4. Басня «Квартет». Мораль:
«…А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь».
На мой взгляд, иллюстрации Е. Рачева полно и ярко раскрывают характеры героев И.А. Крылова.
Рекомендуем также ознакомиться:
- Все материалы с раздела: ГДЗ по русской литературе 5 класса. Коровина, 1 и 2 часть (Ответы на вопросы).