Составление плана
Прежде чем приступить к работе, рекомендуется разбить будущий текст на смысловые блоки. Это может выглядеть примерно так:
- Почему дети любят школу и свой класс?
- Главные особенности кабинета языка и литературы.
- Список портретов поэтов и писателей.
- Какие книги есть в кабинете?
- Где что расположено?
- Несколько слов об учителе.
Если сочинение пишется прямо на уроке, работа будет более простой, ведь кабинет перед глазами и можно подробно описать все, что в нем расположено. Писать текст про класс дома сложнее, поскольку потребуется использовать зрительную память.
Наша классная комната
Во всей школе не найти класса уютнее и красивее, чем наш кабинет литературы и русского языка. Может быть, именно поэтому родная речь — мой самый любимый предмет.
Стены в кабинете раскрашены в приятный оттенок луговой травы — кажется, будто само солнце подарило свои лучики, чтобы сделать его таким уютным и теплым.
Даже если за окном метет метель, мне кажется, что вокруг царит лето. На окнах висят легкие оранжевые занавески, за которыми прячутся разноцветные горшки с цветами — хлорофитумами, алоэ, геранью, каланхое, эвкалиптом, миртом. Каждый учебный год мы выбираем двух учеников, ответственных за цветы — они следят, чтобы растения были вовремя политы, не болели и не засыхали. Обычно ухаживать за цветами вызываются девочки.
Во главе комнаты стоит стол нашей учительницы. Он очень красивый, темно-вишневого цвета. Стол гораздо больше, чем у нас, но это и понятно: на нем Алла Андреевна хранит наши тетради, классный журнал, учебные пособия и книги. Иногда, когда в классе никого нет, я сажусь за учительский стол и представляю себе, что веду урок. В будущем я хочу стать педагогом и тоже преподавать родной язык.
Рядом с учительским столом висит темно-зеленая доска с двумя складными створками. На стенах висят портреты известных писателей и поэтов:
- Пушкина,
- Маяковского,
- Шолохова,
- Толстого,
- Фета,
- Булгакова.
Также повсюду висят плакаты с распространенными правилами грамматики. Если забудешь, как правильно писать, всегда можно найти подсказку на таком плакате. В углу стоит большой книжный шкаф, где хранятся учебники русского языка и литературы для разных классов, интересные тематические журналы и газеты.
Но самый необычный атрибут нашего кабинета — старый рояль, который стоит у задней стены. Раньше в этом классе был кабинет музыки, но потом для музыкальных занятий выделили другое помещение. Для уроков купили новый красивый и современный рояль, а старый так и остался стоять на прежнем месте. У Аллы Андреевны музыкальное образование по классу фортепиано, и иногда на переменках она играет на рояле красивую классическую музыку — мне очень нравится ее слушать, потому что произведения великих композиторов наполняют душу спокойствием и радостью.
В нашем классе очень приятно и комфортно учиться, здесь всегда царит спокойная и легкая атмосфера, все дышит уютом и мудростью. Сразу заметно, что люди, которые его оформляли, с большим уважением относятся к нашему прекрасному и могучему языку.
Образец сочинения
Сегодня есть много готовых примеров, которые можно взять на вооружение, но сочинение на тему «Кабинет русского языка» все равно должно быть уникальным. Примерный его текст приведен ниже.
Я учусь в 7 классе общеобразовательной школы. Мой классный руководитель — учитель русского языка и литературы. В кабинете этих двух предметов мой класс проводит больше всего времени. Здесь проходят наши собрания, сюда мы прибегаем на переменах, чтобы обсудить с учителем математику, историю и другие предметы, в этом месте мы отмечаем праздники.
В нашей школе очень много кабинетов, но мой любимый именно этот. Сюда нас привели 1 сентября, когда я поступила в 5 класс, и рассказали, что не нужно бояться средней школы. Здесь учитель объясняет, что правильно, а что нет, как нужно вести себя, чтобы добиться большего в учебе. Тут мы изучаем правила родного языка и знакомимся с классикой русской литературы.
На стене кабинета напротив окна висят портреты великих писателей и поэтов — Пушкина, Есенина, Лермонтова, Достоевского и т. д. Под ними стоят стенды, где находятся рисунки учеников нашей школы, посвященные знаменитым литературным сюжетам.
В конце класса стоит огромный шкаф, полный книг. Каждый из нас может в перерыве между уроками или перед каникулами взять что-то почитать. Но обязательное условие — вернуть книгу на место вовремя, чтобы и другие могли в будущем с ней ознакомиться. В нашей небольшой библиотеке есть не только классические произведения, но и учебные пособия, которые помогут подготовиться к контрольным работам, семинарам или экзаменам.
Параллельно стене с портретами расположено окно. Оно выходит на наш школьный стадион. Вдоль окна стоит много цветов, многие из них принесли дети из дома и помогают ухаживать за ними. В остальном описание школьного кабинета мало чем отличается от других аудиторий — по пять парт в три ряда, доска и учительский стол. На нем часто стоят цветы, ведь наша учительница Ольга Андреевна очень их любит.
Я считаю, что язык и литература — это наиболее важные предметы для любого школьника. Они помогают развить в нас:
- грамотность;
- словарный запас;
- кругозор;
- умение отличать добро от зла;
- умение анализировать и т. д.
Все предметы в школе по-своему важны. Но язык, на мой взгляд, особая дисциплина, без которой человек не сможет научиться чему-то еще. И я очень рада, что мы изучаем его в таком красивом и опрятном кабинете с нашей классной руководительницей.
Характеристика классного коллектива (класс активный, творческий)
В ____ б классе обучается 22 человека, из них 13 мальчиков и 9 девочек. 2 детей (братья) из многодетной семьи, 2 — из малообеспеченных семей, детей, проживающих в неполных и асоциальных семьях нет.
19 человек обучаются вместе с 1 класса, 3 – прибыли 5 лет назад в 5 класс. Класс достаточно дружный и сплоченный.
Бесплатная консультация юриста
Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Бесплатная консультация юриста Ответим на ваш вопрос за 5 минут!
Звоните: 8 800 511-39-66
Задать вопрос
16 человек проживают в городе постоянно, 2 – сельские, уезжают на выходные, 4 — ежедневно приезжают в школу на автобусе.
Детей с серьезными нарушениями здоровья в классе нет, есть дети с проблемами зрения, опорно-двигательного аппарата. Освобожденных от физической культуры нет.
Из 22 учащихся на конец учебного года 5 отличников, 11 высоко успевающих. В классе есть группа учащихся с высокой степенью развития познавательного интереса. Уровень знаний этих учащихся возрастает из года в год, растет их активность и во внеклассной познавательной деятельности. Хорошие результаты показывают на предметных олимпиадах, как на школьном уровне, так и на муниципальном. У большинства учащихся широкий кругозор и разнообразные интересы. Интересы разносторонние. Есть учащиеся, которые увлекаются несколькими предметами, есть – с четко выраженными интересами. На уроках достаточно активны, охотно занимаются творческой деятельностью.
Ребята принимают активное участие в дистанционных конкурсах, в Интернет — олимпиадах: конкурс — игра по математике «Слон», молодежные чемпионаты по географии, по информатике, конкурс — игра по ОБЖ «Спасатели», всероссийский чемпионат по онлайн игре «Изучи Интернет — управляй им», олимпиады по математике и биологии «Альбус», всероссийский конкурс — игра по русскому языку «Еж», межрегиональный проект (с международным участием) по информатике «Новое поколение», всероссийский чемпионат «Всезнайка» и др. Девочки принимали участие в школьном конкурсе «Портфолио», получили диплом I степени, а затем ученица нашего класса стала победителем заочного районного конкурса «Портфолио учащихся – путь к успеху». Команда класса стала победителями межрегионального проекта (с международным участием) по информатике «Новое поколение» в двух номинациях: «Лучшее видеопредставление» и «Знатоки расследования».
Принимали участие во всероссийском конкурсе рисунков «Учитель глазами ребенка», в межрайонном конкурсе видеороликов «Осенняя пора – очей очарование», в региональном этапе международного конкурса детского рисунка «Радуга», в Торопецком межрегиональном Рождественском фестивале «Вечно свято, вечно ново Рождество для нас Христово», в межрегиональном сетевом творческом конкурсе «Идет волшебница зима», в дистанционном конкурсе «Созвездие закладок», в школьных фестивалях: электронных газет и плэйкастов, в межшкольном фестивале инсценированной песни «Доблесть русского народа».
Это тоже важно знать:
Характеристика на руководителя, директора предприятия:образец и порядок составления
В конце мая приняли участие в городской экологической акции «Убери свой город», убирали берег реки в районе улицы Ломоносова. Участие в данной акции уже стало для нас традиционным.
Такое количество конкурсов, мероприятий, и активное участие в них обучающихся говорит о большом круге интересов учащихся класса и их активной жизненной позиции.
Несколько человек продолжают свою работу в составе школьного научного общества, работают над проектами, принимают участие в научно-практических конференциях.
В классе есть и проблемные в обучении ребята, которые учатся без интереса, не имеют мотивации к обучению. Регулярно проводятся беседы с родителями, с самими ребятами. За данный учебный год 18 раз были официально вызваны родители в школу, более 10 раз родители приходили сами, было за год проведено четыре родительских собрания, где так же обсуждались вопросы успеваемости.
В классе есть ребята, которые занимаются активно спортом. Многие мальчики ходят в спортивную школу и имеют награды за спортивные достижения. Команда мальчиков заняла призовое место в спортивных соревнованиях по волейболу, ребята неоднократно принимали участие в районном легкоатлетическом кроссе, где занимали призовые места.
Класс достаточно общительный, проблемных детей в этом плане нет. Есть ребята, которые немного в стороне от коллектива, но это особенности их характера. Во внеурочной деятельности и во всех классных делах они принимают участие. Ребята хорошо общаются и дружат с ребятами из других классов, из других школ. Коммуникативные навыки сформированы неплохо. Личные качества ребят – доброта и порядочность, они умеют сделать выводы и исправлять свои ошибки. Большая часть класса ребят правильно реагируют на критику. Отзывчивы на похвалу. Умеют взаимодействовать с педагогами.
Родители (большая часть) и родительский комитет активно участвуют в жизни класса. Организуют чаепития, подарки детям к праздникам, оказывают помощь в организации мероприятий. Многие бывают в школе, интересуются успехами и неудачами своих детей.
Явка на собрания – более 60% родителей.
В целом, можно сделать вывод: класс работоспособный, активный, ребята творческие, разносторонне развитые, умеют и хотят учиться, очень доброжелательные.
Сравнительный анализ классов
Кроме классической схемы сочинения с описанием школьного кабинета можно представить работу в виде сравнения с другими классами. В таком тексте план можно дополнить. После вступительной части идет блок с кратким описанием кабинетов по другим дисциплинам. Если это будет уместно по смыслу, тогда вставить его можно перед заключительной частью.
Хоть русский язык и литература — мои любимые предметы, я по-своему люблю и другие дисциплины, ведь понимаю, что человек должен развиваться не только в одном направлении. Каждый предмет мы изучаем в разных кабинетах. И все они оформлены по-разному:
- Математика. Стены кабинета пестрят разными формулами и примерами. На самом видном месте — таблица умножения. Ее должен знать каждый ученик.
- Химия. Портрет Менделеева и большой стенд с таблицей химических элементов есть в любой аудитории, где изучают этот предмет. На большом столе можно разложить все колбы для экспериментов.
- Труд — единственный предмет, у которого есть два кабинета. Один из них предназначен для девочек, а второй — для мальчиков. Будущие мужчины учатся столярному делу, изучают основы сантехники и т. д. Девочки в это время учатся готовить и шить.
- Биология. В первый раз мы боялись сюда заходить, поскольку у входа стоит муляж скелета. Но со временем привыкли.
- Информатика. Такой класс отличается от других наличием компьютеров. Здесь нас учат основам программирования и работе с программами и технологиями. А если остается немного времени в конце урока, разрешают даже поиграть в игры.
И это далеко не полное описание кабинетов нашей школы. Еще мы изучаем музыку, физику, историю. Конечно же, все любят физкультуру. В холодное время года этот урок проходит в зале, а летом мы занимаемся на стадионе.
Современный кабинет начальных классов: какой он?
Школьная жизнь каждого ребенка начинается с учебного кабинета. И от того, насколько правильно и грамотно он будет оснащен, зависит, станет ли интересно маленькому ученику в школе и захочется ли ему бежать сюда каждое утро. Современный кабинет начальных классов можно сравнить с «умной» классной комнатой, в которой находится интерактивная доска, меловая доска, компьютер, телевизор, магнитофон, оборудованы зоны развития и т.д. Педагоги заняты школьным дизайном: меняют таблицы, вешают новые плакаты, памятки и инструкции, перекрашивают стены и экспериментируют с декором. Давно подмечено, что в одной классной комнате ученики с удовольствием учатся и ведут себя активно, в другой – пассивны и не хотят работать. В оформлении кабинета начальных классов должны гармонично сочетаться методические материалы по изучаемым предметам и игровые элементы. Предметно-развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.
Считаю, что проблема организации образовательного пространства школьника актуальна. В учебном кабинете должны быть созданы все условия для выполнения образовательной программы школы. Современный кабинет начальной школы – это пространство, которое требует особого подхода к оформлению и оснащению для «проживания» учителя и младших школьников, их развития, творчества, индивидуальной, групповой и коллективной деятельности. Студенты нашей группы это прекрасно понимали, но не знали, как правильно организовать работу в этом направлении. Поэтому мы с большим интересом, энтузиазмом и желанием решили включиться в реализацию проекта «Современный кабинет начальных классов: какой он?», который направлен на формирование представлений о педагогических, гигиенических, специальных требованиях к кабинету начальных классов, умений создавать в кабинете предметно-развивающую среду, разрабатывать документацию кабинета.
Цель проекта:
способствовать формированию представлений о педагогических, гигиенических, специальных требованиях к кабинету начальных классов, умению создавать в кабинете предметно-развивающую среду, разрабатывать документацию кабинета.
Начали реализацию проекта на занятиях по МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальной школ. Мы разделились на 5 групп, нас было по 4-5 человек. Каждая группа подготовила публичное выступление, освещающее различные направления оснащения кабинета. Наша группа представила материал по теме «Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды кабинета начальных классов». Выступление сопровождалось мультимедиапрезентацией, в ходе выступления также мы использовали дидактический, раздаточный материал.
Выслушав сообщения всех групп, мы не только получили запас теоретических знаний, которые смогли затем использовать на практике, но и развивали навыки сотрудничества, учились договариваться друг с другом, планировать работу группы, распределять обязанности, работали с различными источниками информации, совершенствовали ИКТ-компетентность и многое другое. Нам было важно не подвести друг друга, вовремя выполнить свою часть работы и сделать это качественно.
На следующем этапе в период учебной практики мы начали разрабатывать эскиз кабинета начальных классов с учетом требований ФГОС НОО. Эту работу мы выполняли уже в парах. Эскиз мы делали на компьютере в виде схематичного изображения кабинета в различных проекциях:
вид кабинета сверху, который дает представление о зонировании кабинета, расположении мебели,
передняя стена, на которой размещена меловая доска, интерактивная доска, шкаф для документов учителя, наглядный материал и зона чистоты.
Задняя стена, вдоль которой размещена мебель для наглядного, дидактического, методического материала, зона психической разгрузки и зона для работы в группах.
Время на занятиях пролетало незаметно. Эта работа была интересной для нас, мы проявили творчество, развивалось наше воображение.
Также нам предстояло разработать паспорт кабинета начальных классов. С этой задачей мы успешно справились, потому что пользовались шаблоном. Мы поняли, что оформлять документы нужно грамотно, аккуратно, в соответствии с требованиями.
Выполнение эскиза и разработка паспорта кабинета позволили нам все полученные ранее знания повторить, закрепить, прочно усвоить. Перед выходом на производственную практику мы совершенно не волновались, так как были уверены в своих силах и знаниях.
На практике в школе № 38 города Кургана нам предстояло окончательно разобраться в требованиях к учебному кабинету, мы анализировали обеспеченность кабинета № 14 школы. Выяснили, что кабинет соответствует требованиям, но есть некоторые недочеты, которые студенты помогли устранить, например, убрали с подоконников цветы.
Далее по заявке учителя начальных классов Худяковой Елены Владимировны мы разработали уголок безопасности «Осторожно, терроризм». По мнению учителя, он был выполнен в соответствии с возрастными особенностями школьников.
Таким образом, план реализации проекта полностью выполнен. Проект длился более месяца, работа осуществлялась и на теоретических занятиях по МДК, на учебной и производственной практике. В ходе проекта мы многому
научились, например, планировать работу кабинета, осуществлять его зонирование, осуществлять поиск, анализ, обработку информации; составлять план действия, применять средства ИКТ для создания проектных продуктов, взаимодействовать друг с другом и социальными партнерами (учителями начальных классов); получили практический опыт участия в создании предметно-развивающей среды кабинета начальных классов.
Считаю, что участие в проекте «Современный кабинет начальных классов: какой он» позволило мне и всей нашей группе сформировать умения и навыки в профессиональной компетенции 4.2 Создавать в кабинете начальных классов предметно-развивающую среду, причем эта работа была для группы увлекательной, необычной, кропотливой, интенсивной и изумительной, для нас были созданы комфортные условия преподавателем, нетрадиционные подход к решению учебной задачи.
Другие варианты
Если ребенок пишет сочинение про кабинет русского языка, то сравнительный анализ в тексте разрешается сделать и по-другому. Например, работа может быть параллельно посвящена классу музыки или информатики. В таком случае в тексте должно быть уделено одинаковое количество места описанию двух аудиторий.
Сравнительная характеристика может быть оформлена в виде списка. Пример следующий:
- В кабинете литературы на стене висят портреты писателей и поэтов, а в классе музыки — великих композиторов.
- Парты в классе информатики стоят не так, как в других. Они поставлены не в три ряда, а вдоль стены, чтобы можно было удобно расположить компьютеры. Провода при этом никому не будут мешать.
- В кабинете английского есть шкаф с книгами. Это известные произведения американской или британской литературы на языке оригинала, с которыми можно при желании ознакомиться любому ученику.
Школьник может проявить фантазию и сделать сочинение более интересным. Например, добавить в него какую-нибудь шутку или интересную школьную историю. Важно, чтобы текст был написан грамотно и логично, тогда его будет легко читать учителю. Все это станет залогом высокой оценки.
Сочинение на тему кабинет русского языка и литературы 6 класс
Утверждаю Директор гимназии № 184 ________________________ Т.А. Куликова Паспорт кабинета русского языка №21 МОУ гимназии № 184 Зав. кабинета Алешина Г.Н. Характеристика кабинета русского языка № 21 Площадь кабинета – 49, 1 кв.м. В кабинете 3 окна, выходящие на юго-восточную сторону, светопроемы оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, сочетающиеся с цветом стен. Для искусственного освещения используются семь светильников с энергосберегающими лампами на 60 вт. Светильники установлены рядами вдоль комнаты параллельно окнам. Предусмотрено раздельное включение. Классная доска освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками, лампы люминесцентные трубчатые двухцокольные « OSRAM», «IKEA»( сертификат соответствия прилагается). Светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3м и на 0,6м в сторону класса перед доской. Наименьший уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении составляет не менее 300 лк, над классной доской – 500лк. Стены учебной комнаты окрашены в желтый цвет слабой насыщенности, гладкие, допускающие уборку влажным способом. Оконные рамы окрашены в белый цвет. Кабинет обеспечен отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, что температура поддерживается в пределах 18-21 градусов Цельсия; влажность воздуха в пределах 40-60%. Естественная вентиляция осуществляется с помощью фрамуг и форточек, которые снабжены приспособлениями, удобными для закрывания и открывания. Пол имеет линолеумное покрытие. Мебель в кабинете расположена таким образом: трехрядная расстановка ученических столов по пять столов в каждом ряду. Расстояние между столами в ряду 0,6м, между рядами столов – 0,5-0,7м, от первых столов до передней стены – около2,6-2,7м, наибольшая удаленность последнего места обучающихся от классной доски – 8,6м. Вдоль задней стены размещены два шкафа для хранения учебного материала (справочники, словари, художественная литература). На передней стене расположена классная доска с пятью рабочими поверхностями, состоящими из основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500 х 1000мм, откидных щитов: 750 х 1000мм. Эта доска имеет магнитную поверхность. Также на передней стене располагается экспозиционный подвесной экран. Рабочее место учителя оборудовано столом , который имеет поверхность достаточной площади для размещения нескольких книг, отделений для комплектов тетрадей и комплектов раздаточного материал , используемого на конкретном уроке. Рядом находится компьютерный стол. Для рациональной организации рабочего места учащихся соблюдены следующие условия: Достаточная поверхность для письма, чтения и других видов самостоятельной работы; Удобное размещение оборудования, используемого на уроке; Соответствие стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобной рабочей позы обучающегося; Необходимый уровень освещенности на рабочей поверхности стола(300лк) Группа мебели Высота переднего края сиденья стула, мм Группа роста, мм Цвет маркировки Высота стола, мм 4 380 1460 до1600 красный 640 5 420 1600 до 1750 зеленый 700 6 460 1750 до 1800 голубой 760 Инвентарная ведомость кабинета № 21 № Наименование Год приобретения Количество Инвентарный номер 1. Н/п « Русский язык» 2008 1 2. Стол ученический 2-х местный 2008 15 3. Стул ученический регулируемый 2008 30 4. Стул учителя 2008 1 5. Компьютер 2008 1 1040000076 6. Доска аудиторная 3-х эл. Доска немеловая 2008 2009 1 1 1060000360 7. Мультимидийный проектор. Документ-камера 2008 2009 1 1 1060000359 8. Стол 2-х тумбовый 2008 1 1060000363 9. Стол компьютерный 2008 1 1060000364 10. Тумба для доски 2008 1 1060000362 11. Тумба для плакатов 2008 1 1060000361 12. Шкаф для учебных пособий 2008 2 1060000365 1060000366 Перечень (типовой) перевязочных средств и медикаментов для аптечки школьного кабинета русского языка и литературы Индивидуальные перевязочные антисептические средства – 3 шт., пакеты без бинтов(3 шт.), с бинтами(3 шт.). Бинты(3 шт.). Вата (2 пакета). Жгут(1 шт.). Настойка йода – 1 флакон Нашатырный спирт – 1 флакон Сода питьевая – 1 пачка. 2 – 4 % -ный раствор борной кислоты – 1 флакон(250 мл). 3%-ный раствор уксусной кислоты – 1 флакон(250мл) Валидол – 1 упаковка. Перманганат калия (свежеприготовленный раствор). Перекись водорода. Перспективный план развития кабинета русского языка (№ 21) на 2008-2018 гг. № Что планируется Сроки Ответственный Итог 1. Оборудование стационарного кабинета русского языка, ремонт кабинета. Приобретение компьютера и мультимедийного проектора, установка жалюзи. 2008 Алешина Г.Н. выполнено 2. Установка и подключение к мультимедийному оборудованию документ- камеры. 2009 Алешина Г.Н. выполнено 3. Подключение к локальной сети Интернет. 2009 Алешина Г.Н. выполнено 4. Приобретение дисков по предмету Периодически обновлять методическую литературу 2009 Алешина Г.Н. выполнено 5. Установка дополнительного освещения над учебной доской установленного образца. 2009 Алешина Г.Н. выполнено 6. Приобретение мультимедийных учебных пособий. 2010 Алешина Г.Н выполнено 7. Приобретение дисков по предмету Периодически обновлять методическую литературу Стационарная установка мультимедийного проектора. 2011 Алешина Г.Н Выполнено выполнено 8. 9. 10. 11 12. Приобретение экранно-звуковых пособий, видеофильмов. «Большая энциклопедия». КиМ, «Весёлая азбука», «Репетитор по русскому языку». Создать папку с нормативными документами. Создать творческую базу на основе работ учащихся. Собрать материалы для подготовки детей к олимпиадам. Установка пластиковых окон. Приобретение копировальной аппаратуры (ксерокс). Кресло учительское поворачивающееся. 2012 2013-14 2015-2018 Алешина Г.Н Алешина Г.Н. Алешина Г.Н. Спонсорская помощь Материально-техническое обеспечение кабинета русского языка Для определения количественных показателей материально-технического обеспечения используется следующая система символических обозначений: Д – демонстрационный экземпляр(1 шт.); К – полный комплект (исходя из наполняемости класса); Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экс. на двух учащихся); П – комплект, необходимый для практической работы в группах. № Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Основная школа Старшая школа Базовое Профильное 1. Федеральный Закон « Об образовании». Д Д Д 2. Государственный стандарт общего образования по русскому языку. Д 3. Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (базовый уровень). Д 4. Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный уровень). Д 5. Программа среднего (полного) образования по русскому языку и литературе. Д Д Д 6. Дидактический материал для 5-11 классов по русскому языку((раздаточные таблицы) Ф Ф Ф 7. Таблицы по русскому языку и литературе по всем разделам школьного курса 5-11 классов (см. приложение) Д/ Ф Д/ Ф Д/ Ф 8. Репродукции картин русской живописи для уроков развития речи Д/ Ф Д/ Ф Д 9. Портреты выдающихся русских писателей (цветной вариант) Д Д Д 10. Портреты русских писателей ( черно-белый вариант) Д Д Д 11. Портреты детских писателей (черно-белый вариант) Д Д Д 12. Анализ лирического произведения ((подготовка к ЕГЭ по литературы) Ф Ф Ф 13. КИМ по подготовке к ЕГЭ по русскому языку 9-11 классы (см. приложение) К К К 14. Рабочие тетради по русскому языку 5-6 классы (по программе С.И.Львовой) К 15. Справочники, словари и энциклопедии по русскому языку и литературе (см. приложение) ФП ФП ФП 16. Комплект художественной литературы из серии « Классики и современники», « Школьная библиотека» (см. приложение) ФП ФП ФП 17. Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса русского языка и литературы ДП ДП ДП 18. Мультимедийные тренинговые, контролирующие программы по некоторым разделам русского языка. ДП ДП ДП 19. Электронные библиотеки по курсу литературы. Д Д Д 20. Игровые компьютерные программы ((по разделам курса русского языка) Д Д Д 21. Видеофильмы по творчеству некоторых писателей (см. приложение) Д Д Д 22. Аудиозаписи по разным разделам литературы Д Д Д 23. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц Д Д Д 24. Экспозиционный экран навесной. Д Д Д 25. Мультимедийный компьютер и проектор. Д Д Д 26. Документ-камера Д Д Д Инструкция по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях ТОИ Р- 200-22-95 1. Каждый сотрудник должен знать и уметь оказывать первую доврачебную помощь при несчастном случае. 2. При ушибе следует обеспечить покой ушибленной части тела, к ушибленному месту приложить холод. Не допускается смазывать ушибленное место йодом, растирать его, делать массаж. При подозрении на ушибы внутренних органов до прибытия скорой помощи необходимо освободить пострадавшего от стесняющей его одежды и положить на ровное место. 3. При вывихе суставов необходимо обеспечить полную неподвижность в суставе. Вправлять вывихнутый сустав самостоятельно запрещается. 4. При любом повреждении кожи и тканей тела следует смазать йодом кожу вокруг раны, закрыть рану стерильным материалом и наложить повязку. 5. При переломе конечностей необходимо обеспечить неподвижность кости путем наложения шины из специальных и подручных средств (доски, планки, фанеры, палки). При открытом переломе на поврежденное место следует дополнительно наложить стерильную повязку. 6. При термическом ожоге без пузырей обожженное место промывают струей чистой воды, обрабатывают пораженный участок слабым раствором марганцовокислого калия. Нельзя при ожогах прикасаться к обожженной части тела грязными руками, прокалывать или снимать пузыри. 7. При поражении электрическим током необходимо немедленно отсоединить пострадавшего от электросети. Запрещается пользоваться в таких случаях мокрыми или неизолированными металлическими предметами. 8. При отравлении газами пострадавшего следует вывести на свежий воздух или в другое помещение, открыв там форточки, окна, двери, дать понюхать нашатырный спирт.
Тема: “Подготовка к сочинению-описанию
“Унылая пора! Очей очарованье!…” (по картинам
И.И. Левитана).
Цели:
- научить детей собирать рабочий материал к
сочинению-описанию; - углубить знания учащихся о тексте, смысловой и
грамматической связи предложений в тексте; - расширить активный словарь учащихся за счёт
введения в него слов, обозначающих оттенки
цветов, связанных с темой “Осень”; - развивать умение редактировать тексты;
- способствовать формированию интереса к
живописи; - воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование:
- Портрет И.И. Левитана.
- Репродукции картин И.И. Левитана: “Золотая
осень”, “Слободка”, “Октябрь”, “Осень. Долина
реки”, “Саввинская слободка”. - Раздаточный материал со стихами А.С. Пушкина,
Ф.И. Тютчева, И. Бунина, А Фета.
План урока:
- Вступительное слово учителя.
- Рассказ о художнике И.И. Левитане, демонстрация
репродукций его картин. - Словарно-стилистическая работа по отрывкам из
стихов. - Собирание рабочих материалов.
- Составление плана сочинения.
- Работа над текстом сочинения.
- Самостоятельное написание сочинения.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя.
– Сегодня на уроке мы будем работать с
картинами художника И.И. Левитана, с его
удивительными осенними пейзажами. Их много.
Здесь на репродукциях представлены только
некоторые из них. Наша задача заключается в том,
чтобы ответить на вопрос, как относится к осени
художник, какими красками он сумел показать, что
осень – прекрасная пора, “очей очарованье”. В
этом нам помогут, поэты: А.. Пушкин, И. Бунин,
Ф.Тютчев, А. Фет.
2. Рассказ о художнике И.И. Левитане,
демонстрация репродукций его картин.
(Рассказ подготовлен группой учащихся)
Учитель:
— Понравились ли вам картины И.И. Левитана?
— Что общего в этих картинах, в чём разница?
(Время года одно — осень, но на одних картинах
осень ранняя, а на других – поздняя)
— Левитан на этих картинах говорит нам не только
о календарном времени года, но и передаёт своё
настроение. Какое настроение передано в этих
картина? (В картинах: “Золотая осень”,
“Слободка”, “Осень. Долина реки”, “Осень” —
художник передаёт нам радость, восторг при виде
этой торжественной красоты. Картины: “Октябрь”,
“Саввинская слободка”, “Деревня” — очень
грустные)
Мы чувствуем это настроение потому, что
художник сумел передать его нам с помощью красок.
Изображение на холсте – это отражение того, что
звучит в душе художника. Свои душевные
переживания он передаёт в картинах.
3. Словарно-стилистическая работа по отрывкам
из стихов.
— Подобрать слова для описания картин и своих
впечатлений нам помогут строки из стихотворений
наших любимых поэтов. Вспомните и прочитайте
строки из стихотворений, которые приходят на
память, когда вы смотрите на картины Левитана
(учащиеся читают известные им строки).
— Отрывки из некоторых стихотворений русских
поэтов русских поэтов даны вам на карточках.
Прочитайте выразительно эти отрывки и найдите
среди них те, которые созвучны по настроению
левитановским картинам.
1) Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера… Ф. И. Тютчев
2) Унылая пора! Очей очарованье…
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса! А.С.Пушкин
3) Лес точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. И.А.Бунин
4) Когда на серый, мутный небосклон
Осенний ветер нагоняет тучи
И крупный дождь в стекло моих окон
Стучится глухо, в поле вихрь летучий
Гоняет жёлтый лист…
Тогда я сам осенняя пора… А. Фет
— Какие картины наиболее контрастны по
настроению? (“Золотая осень” и “Октябрь”)
— Какие отрывки стихотворений созвучны этим
картинам? (“Унылая пора!…” и “Когда на серый,
мутный небосклон…”
— Какие цвета осени отметил Пушкин? (Багрец и
золото)
— Что обозначает слово багрец? Подберите
однокоренные слова, запишите в тетрадь. (Работа
по словарю В.И. Даля)
Запись в тетради: Багрец – багряный, цвет,
цвет пламени.
— Какой цвет передаёт слово золото? (Жёлтый,
золотистый, цвета золота, с блеском золота)
— Какая осень у Пушкина в целом? (Багряная,
пламенная, огненная, золотая, яркая)
— В первой строке стихотворения, взятой в
заголовок сочинения, поэт говорит об осени:
“…Очей очарованье!”. Что обозначает слово очарованье?
(Очарованье – чарующая сила, прелесть осени. Чары
– волшебство, колдовство, очаровать –
обворожить, околдовать, пленить кого-то)
— Теперь представьте, какой показалась поэту
осень? (Осень для Пушкина – волшебница, колдунья,
обладающая пленительной силой, очаровательная и
красивая)
— Какие цвета, краски осени отметил А. Фет? (Серый
и жёлтый)
— Какой цвет преобладает? (Серый)
— А как вы это поняли? (Все предметы, о которых
говорит автор, серые: и небо, и тучи, и дождь, и
стёкла окон, и поле).
— Раз все предметы серые, то какова погода,
которую описывает автор? (Погода тоже серая, т.е.
ненастная, пасмурная)
— Подумайте над последней строкой этого
стихотворения “Тогда я сам осенняя пора…” Что
ещё “серое” в этом стихотворении? (Серое
настроение автора)
— Что означает это слово применительно к
настроению автора? (Грустное, тоскливое)
— Обратите внимание на сочетание цветов в этом
стихотворении. Жёлтый цвет – тёплый цвет,
солнечный, яркий. А каким он становится в
сочетании с серым цветом? (Жёлтый цвет теряет
свою яркость, бледнеет, становится более
холодным)
— Есть ли в стихотворении А. Фета слово или
слова, которые не обозначают цвет, но дополняют
наше восприятие цветовой гаммы стихотворных
строк? (Прилагательное “мутный” — непрозрачный,
потускневший, затуманенный, неяркий, бесцветный)
— Итак, осень у Фета преимущественно серая,
пасмурная, грустная. От “золотой осени” остался
только неяркий жёлтый цвет.
4. Собирание рабочих материалов.
Учащиеся под руководством учителя подбирают
слова, обозначающие оттенки цвета различных
предметов и объектов, изображённых на картине
художника, и записывают на доске и в тетради.
По картине “Золотая осень”
Осень – пламенная, огненная, золотая, яркая,
праздничная, торжественная.
Настроение – праздничное, радостное,
приподнятое.
Деревья – жёлтые, золотые, багряные,
разноцветные, отливающие бронзой.
Травы – Изумрудные, зелёные, жёлтые,
желтовато-коричневые.
Небо – голубое, светло-голубое, лазурное, с
лёгкими белыми облаками.
Река, берега – синяя, тёмная, более светлая,
голубая вдали, берега – обрывистые, рыжеватые,
желтовато-коричневые.
Воздух – бесцветный, прозрачный, чистый.
По картине “Октябрь”.
Осень – неяркая, неброская.
Настроение – грустное, печальное, тихое.
Деревья – жёлто-коричневые, облетевшие, голые,
лес – тёмный, мрачный.
Трава – жёлтая, серая, сухая.
Небо – мутное, серое, пепельное, тучи низкие,
темные, тяжёлые.
Воздух – туманный, непрозрачный, размывающий
очертания.
5. Составление плана сочинения (коллективное).
1) Художник, очарованный осенью.
2) Краски осени в картине И.И. Левитана “Золотая
осень”.
3) Гамма цветов на полотне “Октябрь”.
4) Говорящие краски.
6. Работа над текстом сочинения, редактирование.
— Итак, в заголовок нашего сочинения вошли слова
А. Пушкина: “Унылая пора! Очей очарованье!”. Как
вы понимаете выражение “унылая пора”? (Грустная
пора). Как понять выражение “очей очарованье”?
(Осень, хоть и грустное время года, но прекрасное)
— На какой основной вопрос мы будем отвечать в
своём сочинении? (Какими красками художник
показал очарование осени?)
— Для какого типа речи характерен такой вопрос?
(Описание)
— Какой вопрос неизбежно возникает при
внимательном прочтении заголовка? (Как художник
И.И. Левитан относится к осени?)
— Для какого типа речи характерен такой вопрос?
(Рассуждение)
— Следовательно, для нашего сочинения мы
выбираем тип – описание с элементами
рассуждения.
— Какие части сочинения будут содержать
элементы описания? (Вторая и третья), а элементы
рассуждения? (Первая и четвёртая)
Далее обсуждаются возможные варианты
микротекстов.
Учащиеся устно рассказывают, о чём будут писать
в сочинении.
7. Самостоятельное написание сочинения.
Презентация
Автор: Парчевская Надежда Сергеевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: СОГБОУ «Кардымовский детский дом-школа
Населённый пункт: д. Пищулино, Кардымовский р-н. Смоленская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: «Подготовка к сочинению-описанию природы» 6 класс
Раздел: среднее образование
Тема
урока:
Подготовка
к
сочинению
–
описанию
природы по личным впечатлениям. (Урок развития речи в 6
классе).
Парчевская Надежда Сергеевна, учитель русского языка и литературы
Цели урока:
1.
образовательная
–
закрепить
и
углубить
представление
об
описании;
подготовить
учащихся
к
самостоятельному
сочинению
текста
—
описания
природы на основе жизненного опыта;
2. развивающая — развитие познавательных способностей и интеллектуального
мышления;
3.воспитывающая
–
воспитание
бережного
отношения
к
природе,
формирование
эстетического
вкуса
учащихся,
совершенствование
эмоционального восприятия прекрасного.
Задачи:
1.
научить
шестиклассников
собирать
и
систематизировать
материал
к
сочинению, использовать его при описании природы;
2. научить школьников пользоваться синонимами и образно-выразительными
средствами языка в собственной речи.
3.
подбор
оптимальных
видов
учебной
деятельности,
их
чередование
в
соответствии с требованиями здоровьесбережения учащихся
Оборудование
урока:
репродукции
картин
И.Э.
Грабаря
«Февральская
лазурь», «Зимний день», «Мартовский снег», А.А. Пластов «Первый снег»;
музыкальные иллюстрации Г.Свиридова к повести А.С.Пушкина «Метель»:
«Тройка», «Вальс».
Ход урока.
I.Вступительное слово учителя. Сообщение темы урока.
-Сегодня у нас необычный урок. В этом году выдалась щедрая на мороз и
снег зима. Проснешься утром, посмотришь в окно и сразу же всплывают в
памяти
любимые
строчки.
(Спрашиваю
у
класса:
«Какие
строчки
стихотворений о зиме вы вспоминаете?»)
Мороз и солнце; день чудесный!
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
А.С.Пушкин.
Эти строчки – творение великого Пушкина. Оно нам близко, дорого, но
мне и «ваше дорого творенье», поэтому предлагаю: попутешествовать по
великолепному
пышному
зимнему
царству.
А
для
того
чтобы
ничего
не
пропустить, возьмем в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд
натуралиста, зоркий – художника. Пусть будет вместе с нами образное слово
поэта и писателя. Надеюсь, в конце путешествия каждый из вас станет творцом:
поделится впечатлениями, своим взглядом на зиму – красавицу.
II.Словарно – стилистическая работа
1.-Сначала
выясним
значение
слова
творенье,
подберем
и
запишем
однокоренные
слова:
(творец,
творить,
творчество,
творческий,
натворить,
сотворить); выясняем смысловые оттенки однокоренных слов.
2.Работа с художественными образцами.
-Раз мы будем творить (создавать) работу о зиме, окунемся в снега.
(Звучит музыкальная пьеса Г. Свиридова «Тройка».) Чтение отрывка из
«Разговора о снеге» Б. Петрова:
…Вдруг
земля
становится
белой.
На
долгие
месяцы.
Покрыта
чем-то
пушистым,
холодным,
духовитым.
Снег.
Снега…Белы
снеги,
снегурка,
снежень, снеговик…снега во всю Россию.
Сами
эти
слова
своим
звучанием
вызывают
у меня
ощущение,
будто
возносишься
на
качелях.
Представятся
вдруг
молчаливые
заснеженные
просеки, оснеженные поля с темными лесными островами…
Снег ты наш, снежище, снежик…снега во всю Россию.
-Вот и мы с вами постараемся сегодня на уроке научиться передавать
красоту окружающего мира, находя слова, достойные того, чтобы выразить его
неповторимость. Тема сочинения, над которым вы будете работать «Снег да
снег…» Можно будет озаглавить сочинение своей темой.
-Какие слова в тексте рисуют снег? Выпишите их в тетради. (Снег, снега,
снеги,
снегурка,
снежень,
снеговик,
снежище,
снежик,
заснеженные,
оснеженные; белый, пушистый, холодный, духовитый.)
-Всегда ли снег одинаков? От чего это зависит? (От времени года, времени
суток, погоды.)
-Вспомним начало зимы. (Звучит «Вальс» Г.Свиридова – музыкальные
иллюстрации
к
повести
А.С.Пушкина
«Метель».)
Выразительно
прочитаем
отрывки из произведений о снеге. (Тексты распечатаны. Учащиеся набирают
лексику к сочинению, записывают в тетради.)
1.Утром кот Он кружится,
Принес на лапках легкий,
Первый снег! новый,
Первый снег! У ребят над головой,
Он имеет Он успел
Вкус и запах Платок пуховый
Первый снег! Расстелить
Первый снег! На мостовой…
(Я. Аким.)
2. Самый первый снег робок и тих. Ложится на черную октябрьскую
землю: «Ой! Извините!» И тает. Лишь кое-где
притаится
по
бороздкам,
оставшимся от змеиного следа последнего велосипедиста.
Первый
снег.
Он
лежит
словно
просто
для
красоты
–
чтобы
лишь
подчеркнуть, как черна напившаяся осенней воды земля, как озимое поле
свежо сверкает…Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном
рисунке…
(С.Иванов.)
3.Спит первый снег.
Открыт букварь зимы.
Его еще не прочитали мы.
Но вот уже на первую страницу
Вспорхнула пестрой буковкой синица.
Она звенит, как маленький звонок.
Как будто первый начался урок…
(А.Горбунова.)
4.Наконец-то выпал на землю снег. Такой чистый. Такой белый, что кругом
сразу стало светлее. Поле и луг сделались чистыми и ровными.
А в лесу стало нарядно – каждое дерево и каждый кустик надели снежные
шапки.
(По Э. Шиму.)
-Созвучны ли описания настроению музыки?
-Как охарактеризован первый снег в прослушанных произведениях?
-Какие слова и выражения вам показались интересными, необычными?
Прочтите, что вы выписали в тетрадь. (Признаки: легкий, новый, робок и тих,
белый, чистый; действия: кружится, расстелить, спит, ложится, тает, притаился
,лежит, сверкает; слова с переносным значением: пуховый платок, снежные
шапки.)
-Так было в начале зимы. Что изменилось сейчас? Поделитесь вашими
наблюдениями. (Сейчас снега много. Он укрывает землю пушистым одеялом.
Деревья надели снежные шапки. Им тепло в таком наряде.)
-Вот каким увидел январский снег С. Иванов (текст распечатан):
(Понравившиеся слова, словосочетания можно записывать к себе в тетрадь.
Это – материал к вашим творческим работам.)
Силен и спокоен январский снег. Тяжелым холодным одеялом накрывает
он поля. Тянет к земле деревья…
Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо
сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна!
Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял
вторых рукавиц…Мороз, ну и морозище! Много снегу – много и холоду.
Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.
Через поле проложена синяя тропинка. Идешь по ней – ногу ставишь
осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс
провалился в сыпучее снежное болото…
-Каким увидел автор январский снег?
-Что
еще показалось
вам
интересным в этой
зарисовке?
Какие
слова,
рисующие январский снег, вы выписали? (Признаки: силен, спокоен; действия:
накрывает,
занесло,
белеет;
слова
с
переносным
значением:
тяжелым
холодным одеялом, сыпучее снежное болото, великолепными коврами.)
III. Беседа по картинам. Собирание рабочих материалов.
-А теперь посмотрим на зиму глазами художников. Какие краски выбрали
они, чтобы изобразить снег? Не забывайте вести записи в тетрадях того, что
покажется вам необычным, интересным.
1. Работа по картине А.А.Пластова «Первый снег».
-Что
означает
слово
первый
в
названии
картины?
(Первый
–
значит
выпавший впервые в этом году.)
-Какое время года отобразил на своей картине художник? (Начало зимы.)
-Какого цвета снег на этой картине? (Белый, чистый, свежий снег.)
-Подберите
синонимы
к
прилагательному
чистый.
(Неиспачканный,
незагрязненный, нетронутый.)
—
Снег
на
картине
белый.
Присмотритесь
внимательно,
какие
краски
использовал художник, чтобы показать нам белый снег? (Художник использует
голубоватые,
серые,
зеленоватые
краски.)
Оказывается,
для
того
чтобы
показать белый снег, художник пользуется самыми разными красками, которые
в совокупности и создают впечатление белого цвета.
-Итак, какого цвета снег на картине А.А.Пластова? (Белый, свежий, с
голубоватыми, серыми, зеленоватыми оттенками. Он нетронутый, только что
выпавший, чистый.)
2.Работа по картине И.Э.Грабаря «Мартовский снег».
-Почему
автор
именно
так
назвал
картину?
(Главное
в
картине
–
мартовский снег, снег уходящей зимы, снег приближающейся весны. Снег
занимает все пространство картины, он начинается прямо перед нами, и
вдали мы видим только снег.)
-Какого цвета снег на картине? (На переднем плане снег голубоватый и
ярко-голубой
в
тени
деревьев.
Снег
многоцветный,
переливающийся,
искрящийся. На заднем плане снег более светлый, однотонный. Поверхность
снега неровная, бугристая, изрытая.)
-Почему цвет снега такой разный? ( Снег на картине пропитан солнцем, он
как
бы
отражает
тепло
солнечных
лучей.
Сверкающие
краски
картины
создают радостное весеннее настроение. Пусть снег еще лежит, но это
последний снег, скоро наступит весна.)
3. Работа со словарём настроений.
— Посмотрите на карточки, выберите слова— названия чувств, которые помогут
вам передать ваше настроение от рассмотренных произведений искусств:
радость
восторг
волнение
удивление
интерес
восхищение
беспокойство
испуг
грусть
(Восхищение образами, красками картин; интерес к словам, прозвучавшим
при описании зимы, снега; радость и волнение от звуков музыки.)
IY. Словарно – орфографическая работа и работа с синтаксическими
конструкциями.
1. В результате проделанной работы у
учащихся в тетрадях остаются
записи.
Они
комментируются,
объясняется
правописание
прилагательных,
выясняется написание трудных слов.
2. Работа с синтаксическими конструкциями, использованными авторами
текстов о зиме.
-Обратимся
снова
к
текстам.
Понаблюдайте,
с
помощью
каких
предложений писатели передают восхищение зимней природой?
(Часто
используются
восклицательные
предложения,
передающие
восторг,
восхищение
красотой
зимы.
«День
чудесный!»
«Первый
снег!»
«Мороз, ну и морозище!»)
— Запишем и проанализируем предложение: «Небо серое, снежок белый и
легкий, словно на акварельном рисунке.»
(Предложение сложное, состоит из двух частей, каждая из них имеет
грамматическую основу: подлежащее выражено именем существительным,
сказуемое – прилагательным.)
-Зачем понадобились автору имена прилагательные?
(Они рисуют, словно красками, цвет неба, снега. Картина первого снега
дорисовывается с помощью сравнительного оборота «словно на акварельном
рисунке».)
-Вспомните правило постановки знаков препинания при сравнительных
оборотах, в сложных предложениях.
Y. Заключение.
-Мы услышали и увидели зимние картины. Очень хочется, чтобы и мы с
вами научились так же красиво «рисовать» словами, создавать картины зимней
природы. Приступая к сочинению, мы должны определить порядок работы.
1.Подумайте, что вы хотите нарисовать словами.
2.Какова
будет
главная
мысль
сочинения?
Какие
чувства
вы
хотите
передать читателям?
3.Какие средства выразительности вы используете в своей работе?
Итак, рисуем картины зимы – пишем сочинение. Можно придумать,
как красочно оформить ваши работы (по желанию). Оформление работы тоже
будет оцениваться.
YI. Итог урока.
—Исследование какой темы велось на уроке?
-Удалось ли решить поставленную задачу?
-Сможете ли вы использовать новые знания при выполнении домашнего
задания?
Фрагменты сочинениий.
Январское утро.
«Январское утро. Выхожу на улицу и отправляюсь на прогулку. Как красив
зимний лес! Пушистый снежок белый и легкий, словно пух лебяжий. Лес,
надежно укрытый таким одеялом, тих и спокоен. Каждое дерево и каждый
кустик прикрылись снежными шапками.
Тишина.
Все
кругом
замерло
в
снежном
безмолвии.
Вдруг
с
тихим
шелестом
с
ветки
посыпался
серебристый
снежок.
Он
переливается
на
солнце и сверкает всеми цветами радуги. Дух захватывает от восторга.»
Зимний лес.
«Зимний лес окутан пушистым, блестящим на солнце снегом. Пышные
сугробики удобно пристроились на зеленых ветках елей. Снежные пригорки
горят, как алмазы, под яркими лучами солнца. Нарядный лес очаровывает
своей сказочной красотой.»
Лес в январе.
«Как красив лес в январе! Снега глубокие, пышные. Лес как будто утонул в
дремучих сугробах. Деревья склонили головы под такой тяжестью, пригнулись
к земле и застыли. Настоящее сказочное царство. Идешь по узкой тропинке и
ждешь чуда.»
Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Урок развития речи. Подготовка к написанию домашнего сочинения по повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С.Пушкина «Дубровский»
-
2 слайд
Описание слайда:
Что такое сочинение?
Зачем мы их пишем?
Чем, по-вашему, может быть ценно сочинение?
Как сделать так, чтобы ваше сочинение было содержательным, интересным, понравилось, произвело впечатление? -
3 слайд
Описание слайда:
Тема: «Почему Владимир Дубровский стал разбойником?»
Краткая история героя:
родители;
воспитание;
характер. -
4 слайд
Описание слайда:
2. Почему Владимир Дубровский стал разбойником?
Письмо из дома, нарушившее налаженную жизнь. Чувство вины и ответственности.
Болезнь и смерть отца, смутные сведения о виновнике всех несчастий- Троекурове.
Самодурство Троекурова (несправедливый суд, лжесвидетельства, подкупленные чиновники).
Последняя ночь Владимира в родном доме, желание отомстить Троекурову.
Ответственность за крепостных, разделивших их судьбу.
Дубровский открывается Маше, объясняя, почему стал разбойником.
Дубровский- «благородный разбойник» -
5 слайд
Описание слайда:
3. Позиция автора и учащегося к Дубровскому- разбойнику.
-
6 слайд
Описание слайда:
Тема: «Почему Маша Троекурова не приняла «освобождения» из рук Дубровского?»
Маша Троекурова на пороге замужества:
Предложение старого волокиты Верейского.
Признание Владимира, что он- Дубровский, готов прийти на помощь. -
7 слайд
Описание слайда:
2. Кирила Петрович ускоряет ход событий:
«Завтра быть свадьбе и точка…»
Пойти за Верейского- послушать отца.
Броситься за Дубровским- решение против отца. -
8 слайд
Описание слайда:
3. Влюблённость, но не любовь Маши.
-
9 слайд
Описание слайда:
Тема: «Неистребимое благородство душ!»
Благородный- способный жертвовать личными интересами, безукоризненно честный.
С 13 века до начала 2- века слово БЛАГОРОДНЫЙ означало «принадлежащий дворянскому сословию, дворянский».
В каком значении слово БЛАГОРОДНЫЙ употребляется в названии темы? -
10 слайд
Описание слайда:
Чем и ради чего жертвуют Владимир и Маша?
Какие цитаты из романа можно привести в своём сочинении в доказательство благородства этих героев? -
11 слайд
Описание слайда:
Есть ли другие благородные герои в романе?
Благороден ли Архип? -
12 слайд
Описание слайда:
План.
Что такое благородство?
Благородные герои и поступки в романе.
Бывает ли разбойник «славным»?
Встречал ли я благородных людей? -
13 слайд
Описание слайда:
Итоги
Какую тему выберете?
Почему? -
14 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание
Написать сочинение по повести А.С.Пушкина «Дубровский»
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.
Тема:
«Дубровский»
Похожие материалы
-
Презентация » Л. Р.Толстой. Жизнь и творчество.
-
Тест по разделу «Русская литература 20 века» для 7 класса, 2 вариант
-
Тест по разделу «Русская литература 20 века» для 7 класса, 1 вариант
-
Презентация по литературе по теме «А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»(5 класс)
-
Урок литературы «Борьба добрых и злых сил (по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (5 класс)
-
Картотека «Теневой театр для детей дошкольников»
-
Презентация по русской литературе, 6 класс «М.Ю.Лермонтов. Русалка»
-
Урок русской литературы. Анализ произведения В. О. Богомолова «Иван»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5435615 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы студентов в соответствии с требованиями ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»
-
Курс повышения квалификации «Этика делового общения»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация процесса страхования (перестрахования)»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 19 г. Феодосии Республики Крым»
Урок развития речи в 6 классе
Подготовка
к сочинению-описанию природы
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Проскурина Людмила Леонидовна
Феодосия – 2016
Урок развития речи в 6 классе
по теме «Подготовка к сочинению-описанию природы».
Цель урока: организовать творческую деятельность учащихся по подготовке к написанию сочинения, используя личные наблюдения, произведения признанных мастеров слова, репродукции картин художников.
Задачи урока: —
- образовательные: закрепить понятие об описании как типе речи, продолжив формировать навыки работы над сочинением-описанием;
- развивающие: совершенствовать умение сознательно использовать в речи изобразительно-выразительные средства языка;
- воспитательные: способствовать формированию внимательного отношения к природе, поэтическому восприятию природы; воспитывать чувство прекрасного и любви к природе в процессе общения с музыкой и изобразительным искусством.
Оборудование: проектор, экран, презентация для сопровождения урока, карточки с рабочими материалами.
Эпиграф: « Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые». (К.Г.Паустовский)
Ход урока
- Актуализация опорных знаний учащихся.
- Беседа:
- Какие типы текста мы знаем?
- Чем отличается описание от других типов текстов?
- Какой вопрос можно задать к тексту — описанию?
- Как называется описание природы в литературе?
Пейзаж в литературном произведении – это словесное описание природы.
Пейзаж
- зимний
- весенний
- летний
- осенний
- природа леса
- природа степей
- река, озеро
- море…
Всё, что нас окружает и радует своей красотой.
- Мотивация учебной деятельности. Объявление темы и цели урока.
- Восприятие и усвоение учебного материала.
- Эвристическая беседа.
Многие русские поэты и писатели посвятили свои произведения описанию родной природы.
- Какие эпитеты использует поэт для описания осенней природы?
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
А.С.Пушкин «Осень»
Эпитет – это художественное определение (какой?). Золотая (какая?) листва
- О каком времени года написал Ф.И.Тютчев?
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…
- Какие выразительные средства использует поэт, чтобы изобразить не красками, а словами красоту родной природы?
(метафоры, эпитеты, сравнения)
- Чем отличается художественное описание от всех других?
- Назовите средства выразительности?
- Как узнать метафору?
- Что такое олицетворение?
- Что такое эпитет?
- Как узнать сравнение?
Соотнесите высказывания о природе со временем года.
Клейкие нежно-з…лёные л…сточки, с..гнулась под тяжестью снега, хмурое серое небо, разн..цветье лугов, хрустальные иголочки инея, укутались в т..ж..лые бел..снежные шубы, з…л…тые и багряные леса, з..ркальная гладь замёрзшего пруда, свинц..вые тучи, пр..зрачные н…беса, м..хнатая белая ша..ка на ёлке, лё…кая рябь на реке, густые тени в зар..слях ивняка, ярко-красные яго…ы з…мляники.
Проверьте себя.
ЗИМА:
СОгнулась под тяжестью снега, хрустальные иголочки инея, укутались в тЯжЁлые белОснежные шубы, зЕркальная гладь замёрзшего пруда, мОхнатая белая шаПка на ёлке.
ВЕСНА:
Клейкие нежно-зЕлёные лИсточки, свинцОвые тучи, прОзрачные нЕбеса, лёГкая рябь на реке.
ЛЕТО:
РазнОцветье лугов, грОзовые тучи, лёгкая рябь на реке, густые тени в зарОслях ивняка, ярко-красные ягоДы зЕмляники.
ОСЕНЬ:
Хмурое серое небо, зОлОтые и багряные леса.
- Подберите подходящие эпитеты.
Земля покрылась (какой?) травкой. Кое-где виднеются (какие?) цветы. Я поднялся на холм по (какой?) дорожке, и передо мной открылся (какой?) вид. На металлической решётке забора алеют (какие?) цветы. Мы оказались в (каком?) лесу. Всюду высятся (какие?) деревья, трепещет (какая?) зелень их листвы. Сквозь(какие?) ветви проглядывает (какое?) небо.
- План сочинения – описания природы.
- Вводная часть.
- Наблюдения.
- Ощущения.
- Авторитетное мнение.
- Моё мнение.
- Составьте сочинение-описание по опорным словосочетаниям.
Лесная полянка; мягкая зеленая трава; белая кашка и голубые колокольчики; сердитое жужжание шмеля; неподалеку куст орешника; исполинские дубы; тенистая прохлада; юркие ящерицы; невысокие елочки; нарядные березы; в нескольких шагах от…; причудливые облака.
- Беседа по фотографии.
- Что изображено на фотографии?
- Какие чувства вызывает этот пейзаж?
- Как вы можете передать свои чувства?
- Работа над содержанием и оформлением сочинения.
Вводная часть.
- Я стою над обрывом…
- Я сижу перед окном…
- Я вышел прогуляться…
- Ночью выпал первый снег…
- Распустились первые нежные, клейкие листочки…
- Вдруг набежала тяжёлая серая туча…
- Передо мной красуются золотые, багряные осенние деревья…
Наблюдения.
- Наступила зима…
- Пришла весна…
- Всё вокруг изменилось…
- Солнце светит ярко…
- Ярко выделяются на фоне зелёной травы…
- Искрится и переливается на весеннем солнце…
- На землю опустилась мгла…
- Тёмный лес вдруг озарился…
- По нежно-голубому небу плывут лёгкие облака…
Ощущения.
- Душа наполняется радостью…
- Пора кататься на лыжах, лепить снеговика…
- Хочется остановиться и внимательно приглядеться…
- Как же прекрасна наша природа…
- Вдохнуть полной грудью…
- Не хочется уходить отсюда…
- Стою и любуюсь, забыв обо всём…
Авторитетное мнение.
- Радостные ожидания и новые надежды наполняют мою душу. Вспоминаются строки А.Н.Плещеева:
Как будто счастье впереди
И унесла зима заботы!
- Сияет солнце, воды блещут,
На всём улыбка, жизнь во всём!
Ф.И.Тютчев
- Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
А.С.Пушкин
Моё мнение.
- Мне близко и понятно…
- Испытываю похожие чувства…
- Вызывает восторг…
- Каждый год с нетерпением жду наступления лета…
- Связано со счастливыми надеждами и незабываемыми впечатлениями…
- Хочется поделиться с друзьями своей радостью…
- Образец сочинения
Яблони цветут.
Я очень люблю весну. Люблю пробуждение природы, тонкий аромат нежной листвы и травы, первые цветы…
Май близится к концу. Всё ярче светит солнце. Вокруг сияет молодая зелень. Я иду в гости к бабушке. За её домом густо разрослись яблони, широко раскинули свои ветви, усыпанные белыми цветами. Они особенно ярко и красочно смотрятся на фоне безоблачного лазурного неба. Восхитительная картина! Издалека кажется, что деревья наряжены не цветами, а чистым, сверкающим снегом. Лучи солнца играют между ветвями, а лёгкий ветерок доносит до меня тонкий незабываемый аромат.
Яблони цветут.
Мне радостно. Не хочется уходить из этого прелестного уголка. Я долго стою и любуюсь красотой весеннего сада.
Чудесные ожидания и новые надежды наполняют мою душу. Вспоминаются строки А.Н.Плещеева:
Как будто счастье впереди,
И унесла зима заботы!
Настроение поэта мне близко и понятно. При виде цветущих яблонь я испытываю похожие чувства.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание.
- Выбрать тему для сочинения – описания природы.
- Подобрать материалы к сочинению.