Подготовка к сочинению по творчеству горького 11 класс конспект урока

Урок 16 урок-практикум. подготовка к сочинению по творчеству м. горького. обучение анализу эпизода эпического произведения 30.03.2013 35853 0 урок 16урок-практикум.

Урок 16 УРОК-ПРАКТИКУМ. ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО ТВОРЧЕСТВУ М. ГОРЬКОГО. ОБУЧЕНИЕ АНАЛИЗУ ЭПИЗОДА ЭПИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ


30.03.2013


35853


0



Урок 16
Урок-практикум. Подготовка к сочинению
по творчеству М. Горького. Обучение анализу
эпизода эпического произведения

Цели: повторить основные
литературоведческие термины, связанные с анализом произведения; обратить
внимание на особенности анализа эпизода эпического произведения; развивать
навык анализа драматического произведения, навык самостоятельной работы и
работы в группах.

Ход урока

I.
Вступительное слово учителя.

При подготовке к сочинению по
творчеству М. Горького больше внимания обратим на анализ эпизодов драмы «На
дне». Помним, что художественное произведение – это живой организм, в котором
все части взаимодействуют и соотносятся с целым.

В
процессе такого анализа нужно установить связь элементов, определив их функцию
в идейно-художественной системе всего произведения. Надеюсь, что анализ
произведения поможет вам войти в чудесный мир художественного слова.

II. Блицопрос «Кто лучший теоретик?»

Проверка знания терминов.

Эпос?

(Один
из трех родов литературы, повествование о жизни человека, событиях, в которых
он участвовал, его поведении, взаимоотношениях с другими людьми, переживаниях и
т. д.)

Тематика?

(Включает
главную тему и частные темы (мотивы).

Вечные темы?

(Имеют вневременное, всечеловеческое
значение: жизнь и смерть, любовь и ненависть, человек и природа и т. д.)

Проблематика?

(Совокупность
проблем (вопросов) – нравственных, философских, социальных,  политических, 
исторических, 
семейно-бытовых,  религиозных и т.
д.; она связана с мировоззрением автора, особенностями его творческого метода.)

Конфликт?

(Противопоставление,
противоречие, столкновение, борьба, лежащие в основе сюжета. Характер конфликта
– острый, вялый, интрига.

Его
тип – социальный, нравственный, психологический, социально-исторический,
интимно-психологический и т. д., обстоятельства. Конфликт характеров,
внутренний конфликт.)

Фабула?

(Конкретное
развитие событий в произведении; изложить фабулу – значит кратко пересказать
произведение, эпизод.)

Композиционное своеобразие?

(Состав
произведения (сколько частей и каковы они), соотношение частей, особые
композиционные приемы (контраст, обрамление, внесюжетные элементы и др.)

Структура сюжета?

(Экспозиция,  завязка, 
развитие  действия,  кульминация, 
развязка, эпилог.)

Авторская позиция?

(Понимание
жизни и выражение отношения к ней. Формы выражения авторской позиции: прямые
(авторская характеристика и авторские отступления), косвенные, позиция героя, название произведения, эпиграф,
посвящение. Проявляется также в выборе места действия, подборе персонажей,
образах природы, пафосе.)

Пафос?

(Глубокое,
страстное чувство, эмоциональный тон повествования.)

III. Работа в группах.

1. Практика анализа эпизода эпического произведения.

Сопоставьте анализ эпизода с примерной схемой анализа.

Что бы вы
добавили в работу? Какую бы часть сократили или убрали совсем?

Схема анализа эпизода

1.
Определить границы эпизода.

2. Проанализировать его содержание: герои, их поступки, авторские
размышления.

3. Обрамление эпизода (пейзаж, лирические отступления), стилевые
особенности, особенности композиции.

4. Вычленить другие эпизоды, логически связанные с анализируемым. Найти
сходные темы, мотивы, размышления автора.

5.
Указать,  какую  роль 
играет  анализируемый  эпизод 
в  идейном пространстве всего
произведения, как он помогает понять авторскую концепцию.

Анализ
эпизода пьесы М. Горького «На дне»
(раздаточный материал)

Жизнь ночлежников до появления Луки.
Анализ 1-й сцены

Правда о босяке, сказанная Горьким, заслуживает величайшего внимания.

Д. Мережковский

Отказ в подчинении высшей воле, стоящей над человеком, и понимание
значимости каждой отдельной личности создали широкую перспективу развития
европейского гуманизма. В России он начался в XVIII–XIX веках, получив
выражение в Петровских реформах и затем в идеологии и практике декабристов.

Наиболее
логически завершенное и вместе с тем глубоко парадоксальное выражение гуманизм
в России нашел в громадной фигуре Максима Горького, появившейся на русском
горизонте в 90-е годы девятнадцатого столетия.

Поистине
горький опыт детских и юношеских лет, описанный в трилогии «Детство», «В
людях», «Мои университеты», рано развившаяся ненависть к злу заставили писателя
искать более глубокие корни страдания человека, нежели те, что он наблюдал на
поверхности жизни.

Как никто
из русских писателей, Горький скоро столкнулся с несовершенством человеческой
природы. «В наши дни ужасно много людей, только нет человека», – заявил в одном
из писем молодой автор. Горьковский гуманизм – яростный бунт против всего, что
искажает «образ человека», стесняя его в бытовых, национальных, социальных и
прочих границах, – ярко отражен в его знаменитой пьесе «На дне».

«На дне»
– это карнавал «масок», в котором на «узкой житейской площадке» сошлись не
просто босяки, но «бывшие люди» в символическом значении этого слова.

Автор
знакомит нас со всеми обитателями ночлежки уже в 1-й сцене.

Дом для
них – «подвал, похожий на пещеру».

Еще
больше, мне кажется, он похож на каменный мешок, перегороженный тонкими переборками и грязными ситцевыми
занавесками.

Кто же
живет среди этих холодных закопченных стен?

Многие
персонажи носят не имена, а клички. Спившийся актер по имени
Сверчков-Заволжский (явно пародийное имя) называется просто Актер. Разорившийся
дворянин – просто Барон. Впрочем, его социальное прошлое весьма сомнительно,
похоже на пародию на мещанское представление о «благородной породе»: «Старая
фамилия… времен Екатерины… дворяне… вояки!.. Богатство… сотни
крепостных… лошади… повара…» – монотонно говорит Барон, будто вспоминает
забытый урок. Не исключено, что Барон просто придумал свое прошлое, и на самом
деле он был не барином, а, допустим, лакеем.

Теперь
это «бывшие» люди: бывший «образованный человек» Сатин, бывший актер, чей
«организм отравлен алкоголем», вор Пепел, умирающая Анна и другие – «братия
несчастная, никудышная, пропащая», как о них говорит Костылев.

Автор как
бы изображает бездонную пустоту, в которую постепенно падает человечество,
находя последнее пристанище в ночлежке, в сообществе людей, где не все еще
«слиняло» и «прогнило». Но в основном это только видимость жизни, которую
создают обитатели.

Всякий
персонаж носит какую-нибудь «маску», пытаясь спрятать свою внутреннюю опустошенность
в «лохмотьях» смыслов, понятий и определений. Бывший телеграфист Сатин не
утруждает себя работой, рассуждая: «Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша!
Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!» Вор Пепел утверждает, что «на ноги,
вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у
кого власть да сила есть…»

Клещ  презирает 
людей,  с  которыми 
живет  в  одном 
помещении: «Рвань, золотая рота… люди! Я – рабочий человек… мне
глядеть на них стыдно…», он совершенно равнодушен к страданиям тяжело больной
жены и, страшно сказать, даже ждет ее смерти: «вылезу… кожу сдеру, а
вылезу… Вот, погоди… умрет жена…»

Люди в
костылевском подвале живут разрозненно, не желая знать о проблемах друг друга,
хотя стараются создать видимость общежития: устанавливают «очередь убираться»,
выказывают некоторое сочувствие больной Анне.

Авторские
ремарки и реплики персонажей дают возможность представить  яркие 
картины  жизни  ночлежников, четкие образы героев пьесы «На
дне».

Дальнейший
ход пьесы поможет углубить представление героев о смысле жизни, о своем месте в
человеческом сообществе.

На самом
деле «На дне» – пьеса, заставляющая спорить, размышлять о правде и лжи, о
смысле человеческого существования, о сострадании, об ответственности за свою
личную судьбу. В ней отразилась вся многокрасочность творческой палитры
большого писателя, Максима Горького.

2. Проверка домашнего задания.
(Групповая работа по анализу выбранного эпизода.)

1) Рассказ Луки про «праведную землю». (Анализ эпизода из 3-го акта пьесы
Горького.)

2) Спор
ночлежников о человеке. (Анализ диалога в начале 3-го действия пьесы «На дне».)

3) В чем
смысл финала пьесы Горького «На дне»?

4)
Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены из 1-го акта пьесы.)

IV. Итог урока.

Домашнее задание.

Написать сочинение-анализ эпизода на выбранную тему (см. задания для
групповой работы).


Анализ героев произведения

Метод, прием: слово, учителя, ведущее слово учителя,

На этом уроке мы завершим изучение творчества М. Горького в целом и его пьесы «На дне», и дома вы должны будете написать сочинение-рассуждение на тему «Правда в пьесе М. Горького «На дне»».

Метод, прием: слово учителя, инструктирующее слово учителя, опрос, фронтальный опрос

Однако, прежде чем перейти к теме урока, вспомним главное правило литературы: нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания самого произведения.

Предлагаю вам маленькую разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому она принадлежит, для ответа поднимаете руку.

«На что совесть? Я не богатый». (Бубнов)

«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…» (Лука)

«Образование – чепуха, главное – талант!» (Актер)

«Мало знать, ты понимай…» (Наташа)

«Надоели мне, брат, все человеческие слова…все наши слова – надоели!» (Сатин)

«Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ». (Костылев)

«Любить живых надо, живых». (Лука)

«Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все сотрется!» (Бубнов)

«Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!» (Сатин)

Метод, прием: беседа, эвристическая беседа

Итак, сегодня на уроке мы проанализируем три взгляда на правду в пьесе и параллельно составим план к вашему будущему сочинению.

Но для начала давайте вспомним, какое сочинение называется сочинением-рассуждением?

У рассуждения есть своя особая структура, какая?

Верно, Следует помнить о том, что Вам нужно продемонстрировать не только умение размышлять, думать и рассуждать. Вам нужно еще пояснить и убедить. Сочинение-рассуждение имеет четкую структуру (тезис-доказательство-вывод), и ее необходимо строго придерживаться.

В течение урока мы с вами составим план будущего сочинения.

Итак, запишем первый пункт плана.

1. «Три правды» и их столкновение в драме

Оставим на время наш план и вспомним

1) Когда впервые звучит слово “правда” в пьесе? Кто и при каких обстоятельствах его произносит? Найдите эту реплику в тексте.

2) Это слово — излюбленное слово всех ночлежников? Как вы думаете, почему?

3)Кульминации конфликт реальной и вымышленной правды достигает в третьем действии в споре Бубнова, Клеща и Луки. Что говорит Клещ? Найдите его слова в тексте.

4) Кто в пьесе, кроме Клеща, по мнению автора, выступает выразителем тяжёлой, унижающей человека правды и поэтому не может претендовать на роль носителя истины?

5) Кто обобщает представления этой тяжёлой, безнадёжной правды в пьесе?

Обратимся к анализу образа Бубнова.

Скажите, каково значение его фамилии?

Верно, фамилия Бубнов, схожа с музыкальным инструментом – бубен. Отсюда переносно: говорун, тот, кто ‘бубнит’. Есть и второе значение — обнищавший, промотавшийся человек. Были пословицы: ‘Гол как бубен’, ‘Тяжбу завел стал как бубен гол’.
Есть еще одно значение, бубен в ярославских говорах, тучный лентяй, тунеядец, прихлебатель.

Как Бубнов оказался в ночлежке?

Как он относится к окружающим?

Какова правда Бубнова? Докажите примерами из текста.

Принимаете ли вы правду этого персонажа?

Все верно, от философии Бубнова веет безнадёжностью, равнодушным цинизмом. Правда Бубнова – правда внешних обстоятельств, полной зависимости человека от окружающего мира; Бубнов — человек, для которого нет ничего святого. Понятия чести и совести для него не имеют значения; он своего рода уж, рождённый лишь для того, чтобы ползать. Человек ничего не может изменить, поэтому должен смириться.

Что же мы запишем в план сочинения под буквой А?

А) Правда Бубнова: жестокая и бескрылая

Одним из самых сложных и противоречивых не только в драме Горького, но и в мировой литературе является образ странника Луки. С момента первой постановки пьесы на сцене обнаружилось резкое расхождение между восприятием Луки, критикой и авторским замыслом. В последние годы жизни Горький писал: “Весьма большое количество утешителей утешают только для того, чтоб им не надоедали своими жалобами, не тревожили привычного покоя ко всему притерпевшейся холодной души. Самое драгоценное для них — этот покой… Утешители этого ряда – самые умные, знающие и красноречивые. Они же потому и самые вредоносные. Именно таким утешителем должен быть Лука в пьесе “На дне”, но я, видно, не сумел сделать его таким”.

В чем правда Луки? Приведите примеры из текста.

Верно, для Луки бессмыслица жизни должна вызывать жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо утешать его, даже если ты лжёшь. Человек – странник в мироздании, как и сама земля, он не знает будущего и достоин утешения.

Итак, о чьей правде еще вы должны сказать в сочинении?

Б) Правда Луки: правда утешительной лжи

В уста какого персонажа вложены представления Горького об истине?

Ф.М. Достоевский как-то признался, что если бы ему пришлось выбирать междуправдой и Христом, он выбрал бы Христа. Горький своей пьесой заявлял, что выбор между правдой и человеком он делает в пользу человека. Многие критики считают, что и сама пьеса – это идейный спор Горького с Достоевским, который провозгласил в своей знаменитой речи по поводу открытия в Москве в 1880 году памятника А.Пушкину на заседании Общества любителей российской словесности: «Смирись, гордый человек!.. Не вне тебя правда, а в тебе самом, найди себя в себе…и узришь правду».

В чем, на ваш взгляд, правда Сатина?

Имеет ли право говорить о правде и высоком предназначении человека жулик,пьяница, убийца в прошлом? Докажите цитатой из речи Сатина о человеке.

Значит в план мы должны внести пункт о третьей правде. Какой?

В) Правда Сатина: правда веры в Человека

Писатель использовал свой художественный дар, чтобы провести проверку человеческих душ и ответить на насущный вопрос: кто из так называемых “лишних людей” способен к новой жизни, к воскресению, а кто погиб окончательно, бесповоротно. “На дне” — произведение о смысле существования человека, о путях его спасения. На словах Сатин предлагает бунтовать, бороться, помнить, что всё в жизни для человека. А на дела он не способен.

Каково его отношение к работе в целом? А ведь по отношению к делу оценивается человек. Приведите пример из текста.

Есть в пьесе персонажи, способные на борьбу?

Поэтому Сатин предлагает любовь к “дальнему”, к человеку будущей формации. Сатина и автора объединяет призыв – любить человека обновлённого, который ещё только появится.

Обратимся к плану, запишем второй пункт:

2. Авторская позиция в споре о правде

Что же провозглашают персонажи, к чему призывают? (после ответа учащихся открывается слайд)

На чьей стороне вы? Чьи убеждения разделяете? На эти вопросы вы ответите в сочинении, которое напишите дома.

И думаю, мы можем записать последний пункт нашего плана.

3. Ваш взгляд на правду в пьесе М. Горького «На дне»

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое).

Слушание (детальное, нереф

лексивное, критическое, информативно-эмпатическое). Говорение

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое). Говорение

Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи.

Тезис, доказательство, вывод.

Что в пьесе есть три взгляда на правду.

1) Квашня, торговка пельменями, произносит излюбленное ночлежниками слово, когда на её реплику, что Клещ заездил жену до полусмерти, тот обзывает её собакой и требует замолчать, а она и не думает молчать, наоборот, торжествующе заявляет ему: “А-а! Не терпишь правды”

2)В образах ночлежников Горький нарисовал особый тип людей, выброшенных на «дно» жизни, но сохранивших начала человечности. Не сумев реализовать себя в настоящем, они погружены либо в воспоминания о прошлом, либо в мечты о будущем. Их всех объединяют раздумья о правде и совести, о жизни и смерти, о Боге и Человеке.

3) Клещ обнажает правду реальную: “Какая – правда! Где – правда? Вот – правда! Работы нет… силы нет! Вот – правда. Пристанища…пристанища нету! Издыхать надо…вот она, правда! Дьявол…Жить-дьявол – жить нельзя…вот она, правда!

4) Барон, Пепел, Клещ, Бубнов

5) Бубнов

От бубнить или от бубен

Ушла жена, спился

Ему на них наплевать

«На что мне совесть? Я – не богатый!»

«Люди все живут… как щепки по реке плывут…»

«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…»

«Все люди на земле лишние…»

«Все сказки»

От философии Бубнова веет безнадёжностью, равнодушным цинизмом. Правда Бубнова – правда внешних обстоятельств, полной зависимости человека от окружающего мира; Бубнов — человек, для которого нет ничего святого. Понятия чести и совести для него не имеют значения; он своего рода уж, рождённый лишь для того, чтобы ползать. Человек ничего не может изменить, поэтому должен смириться

«Христос всех жалел и нам велел».

«Во что веришь, то и есть…»

«Человек – все может… Лишь бы захотел…»

«…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»

«Любить – живых надо…живых…»

«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…»

Сатина: “Человек – вот правда!.. Всё в человеке, всё для человека”

Вера в человека, в его интеллектуальное обновление, в величие разума. В его речи вера в то, что люди преобразуют жизнь на разумных началах.

«Человек за всё платит сам, поэтому он свободен…Человеку нужна правда, какая бы она ни была»

Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. Человек – выше! Человек – выше сытости!..

Нет

На слайде три записи

Сатин-Горький:
думать и вершить высокое, бунтовать – вот смысл жизни, люби человека будущего.
Лука:
смирись, люби ближнего, будь сердечным, будь осторожным.
Бубнов:
забудь о совести. Живи одним днём, будь безразличным ко всему и всем.

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Пушкин

Пушкин рассказывает нам правдоподобную историю о судьбе дворянина, незаконно лишённого родового поместья. У нас есть 2 абсолютно разных героя. Дубровский и Троекуров.

У них есть много общего. Они из дворянских семей, они служили царю, там они были товарищами. Оба нрава не выделялись покладистостью. Дубровский был жарким и нетерпеливым. А у Троекурова был «горячий характер». Их сходство наблюдалось в одном — приверженность к охоте. Не смотря на то, что они оба дворяне, их состояние в обществе абсолютно разное. Кирила Петрович состоятелен, у него много связей, а чиновники бояться его имени.

В то время, как Дубровский разорен, у него нет существенной роли в обществе. Когда Троекуров ведёт разгульный образ жизни, проводит деньки за трапезами, Андрей Гаврилович ведёт скромную жизнь. Так же немаловажно, что у них абсолютно разный нрав. Дубровский приличный человек, он не утрачивает самоуважение, говорит правду в глаза. Дубровский ведёт себя на равных в том числе и с Троекуровым, не смотря на то, что тот более состоятельнее. Андрей относится к крепостным требовательно, но уважительно. А Троекуров высокомерен, даже с людьми высокого положения. Он не даёт покоя своим крепостным, шутит над гостями. В какой-то момент у них завязался конфликт. По сути он начался из-за одного человека, работающего на Троекурова. Когда Андрей Петрович увидел псарню соседа, решил сделать замечание, но он даже думать не мог, к чему это приведёт. Сказав, что он даже крестьян своих так не жалует, как собак. Один из рабочих сказал, что ему прекрасно живётся у Троекурова. Так и стал его бывший друг, сосед и товарищ — врагом. Так же Троекуров решил отобрать имение. И ему удалось это сделать, с помощью денег, конечно же, и своего статуса. Он нанял другого не честного помещика, который дал ложные показания в суде. Из-за этого состояние Дубровского резко стало хуже. Вскоре он начал угасать и умер. Приехавший сын уже ничем не мог помочь. Троекурова таки стала мучить совесть, но уже было слишком поздно. Сын Дубровского устроил ночью поджог, чтобы имение не досталось Кирила Петровичу. Так же это привело к тому, что Дубросвкий-младший полюбил дочь Троекурова. Тот отдал свою дочь за пятидесятилетнего князя, разрушив жизнь Марии и Владимира. После свадьбы Дубровский-младший пропал.

К сожалению, роман так и не был закончен. Но четко показан глубокий реализм того времени. Хорошо видно в романе и противопоставления между высшими и нижними слоями общества.

Другие темы: ← Нравственная красота Маши Мироновой↑ ПушкинТроекуров старинный русский барин →

`

Популярные сочинения

  • Сочинения по творчеству Есенина
    Порой зачитываешься проникновенными есенинскими стихами, и чувствуешь, он пишет близкому и родному человеку. И им становится любой, кто держит в руках сборник стихотворений Есенина.
  • Сочинения по картинам Нестерова
    Картины Нестерова
  • Образ и характеристика Миши в сказке Городок в табакерке Одоевского
    Городок в табакерке — сказка выдающегося русского писателя, ученого и педагога В.Ф.Одоевского. Произведение рассказывает об устройстве музыкальной табакерке
  • Автор: Свободная тема
  • Произведение: Дубровский
  • Это сочинение списано 111 864 раз

В основе романа «Дубровский» Пушкиным был положен случай, очень характерный для взаимоотношений между помещиками, существовавшими в то время. Чем влиятельнее был помещик, тем сильнее он способен был притеснить более слабого, бедного своего соседа, не говоря уже и о том, чтобы отнять у него имение. Александр Сергеевич очень заботился о правдоподобности своего романа.

Все действующие лица романа «Дубровский» поделены словно на социальные классы, каждый со своими признаками. К примеру, помещик Троекуров вначале кажется богатым «злодеем» и роль его — «злодейская». Но ведь натура его совсем не такая плохая, присутствуют в его душе и задатки благородства, великодушного отношения к людям. Он искренне уважает и любит своего бедного старого товарища — Дубровского, даже намеревается выдать свою дочь Марию замуж за сына Дубровского — Владимира.

Однако все задатки великодушия «убиваются» окружением помещика, которое потакает всем его выходкам и капризам. Троекуров — уже практически имя нарицательное, это типичный представитель породы людей, произрастающих в условиях собственного безграничного произвола при полнейшем бесправии окружающих.

А вот в старинном друге Троекурова — в Дубровском дворянская порода сказывается тоже, но в абсолютно других формах. Его бедность (довольно относительная, по правде говоря) не способна усмирить дворянскую гордость, напротив, она лишь обостряет её. В сущности, именно Дубровский — виновник столкновения с Троекуровым, именно «бедный» помещик оказывается стороной нападающей, он первый задевает старого друга. В нём говорила его охотничья натура: увидев блестящее состояние псарни Троекурова, Дубровский не сумел удержать зависти и колко высказал своё мнение по этому поводу.Поначалу Троекуров не обращает внимание на эту колкость. Ссора разгорается немного позже, после отказа прислать псаря, надерзившего дворянину, для наказания. Да ещё и ответ на это требование был достаточно резким. Одним словом, из обычного пустяка «раздувается» самая настоящая война двух помещиков.

Эта война приводит к серьёзным последствиям для всех главных героев романа, включая и Владимира с Марией, которых собирались поженить. Автору удалось показать, как постепенно разгоралась вражда, все события естественны в своей логической последовательности и изображены с величайшим мастерством настоящего художника пера.

Роман «Дубровский» так и не был закончен, оставшись лишь в рукописном варианте. Ему присуща несколько «разбойничья» романтическая окраска происходящих событий. И в то же время, глубокий реализм описания позволяет взглянуть на существующую социальную картину того времени. Образы главных героев довольно типичны, начиная от бесцеремонного самодура-Троекурова и заканчивая стариком Дубровским, честным и принципиальным человеком. Хорошо показано в романе и противопоставление между «сильными мира сего» и низшими слоями общества. Все эти представители разных социальных групп изображены с необычайной художественной точностью.

Посмотрите эти сочинения

  • Троекуров — старинный русский барин (сочинение) А.С. Пушкин — величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу […]
  • Спицын в медвежьей комнате (сочинение) Об Антоне Пафнутьиче Спицыне мы узнаем ближе к середине повести. Он приезжает на храмовый праздник к Троекурову и производит, надо сказать, не самое благоприятное впечатление. Перед нами «толстый мужчина лет пятидесяти», имеющий круглое и рябое лицо с тройным подбородком. Подобострастно, с подхалимской улыбочкой «ввалился в столовую», извиняясь и кланяясь. Здесь же за столом мы узнаем, что храбростью он не отличается. Спицын боится разбойников, которые уже сожгли его амбар и подбираются к усадьбе. Страшиться […]
  • Сравнительная характеристика Троекурова и Дубровского (таблица) Троекуров Дубровский Качество персонажей Отрицательный герой Главный положительный герой Характер Избалованный, эгоистичный, распущенный. Благородный, великодушный, решительный. Имеет горячий характер. Человек, который умеет любить не за деньги, а за красоту души. Род занятий Богатый дворянин, проводит свое время в обжорстве, пьянстве, ведет распутную жизнь. Унижение слабых приносит ему большое удовольствие. Имеет хорошее образование, служил корнетом в гвардии. После того как […]
  • Благородный разбойник Владимир Дубровский (сочинение) Неоднозначная и даже несколько скандальная повесть «Дубровский» была написана А. С. Пушкиным в 1833 году. К тому времени автор уже успел повзрослеть, пожить в светском обществе, разочароваться им и существующими государственными порядками. Многие его произведения, к тому времени относящиеся, находились под цензурным запретом. И вот Пушкин пишет о некоем «Дубровском», молодом, но уже бывалом, разочарованном, но не сломленном житейскими «бурями», человеке 23-х лет. Пересказывать сюжет нет смыла — его читал и […]
  • Почему Дубровский стал разбойником (сочинение) Романтический «благородный» разбойник – образ, который хорошо известен в мировой литературной практике. Как правило, ими становились отверженные представители дворянского сословия, вероломно обманутые друзьями либо оскорбленные продажным законом. Пушкинский герой Владимир Дубровский – один из таких «благородных» рыцарей ночи. Но разбойником он стал не сразу. Читателю известно, что этот молодой человек получил воспитание в Кадетском корпусе, затем проходил службу в гвардейском полку города на Неве. Как типичный […]
  • Сочинение про березу Почему я люблю берёзки Берёза самое красивое дерево. Её ствол напоминает пятнистую юбку, а листья кудряшки. Она похожа на высокую девушку. Берёзовые рощи всегда светлые. В них приятно гулять. Поэты и музыканты любят сочинять песни про это дерево. Русские художники с удовольствием рисуют берёзы. Я люблю берёзы, потому что они напоминают мне о моём доме. Это русское дерево. Мама говорит, что у него русская душа. Я с нею согласен, потому что, когда смотрю на дерево, слышу русские народные песни. Мне кажется, что […]
  • Кто он — сильный человек? (сочинение) Каждый человек понимает слово “сила” по своему. Для кого-то сильный — это физически развитый человек, который может дать отпор любому нападающему в переулке. Но есть и совсем иное значение слова “сильный”. И связано оно с внутренним стержнем человека, его силой духа. В жизни каждого из нас встречались люди, достигшие успеха, невзирая на препятствия и сложности, которые никогда не сдавались. Таких людей как раз и можно назвать “сильными”. Так какой же он, сильный духом человек? В наше время сильным представителем […]
  • Сочинение на тему «Письмо водителю» Здравствуй, дорогой водитель! С детства я мечтаю быть как ты – повелителем машин. Это одна из самых лучших и интересных профессий, потому что водитель выполняет свою работу и одновременно смотрит мир, узнает новые места. Когда мы ездили с семьей в лес или на другие мероприятия, папа иногда разрешал мне садиться с ним вместе и рулить. Мне это всегда очень нравилось. А еще я считаю, что водителем быть очень здорово и полезно. Водитель ведь может помогать людям. Например, встретив бабушку или взрослую женщину с […]
  • Сочинение на тему «Фразеологизмы» Достоянием русского языка можно считать фразеологизмы. У этих устойчивых речевых выражений нет автора. Они неделимы по смыслу и являются единым целым. В своей речи каждый из нас применяет их часто, хотя и не замечает. С помощью фразеологизмов показывают свое отношение, речь становится яркой и образной. Все фразеологизмы появились для выражения определенного события или явления. Позднее по различным причинам их стали применять в переносном смысле, но сходном с первоначальным значением. Фразеологизмы бывают как […]
  • Плюсы и минусы компьютера (сочинение) В большинстве из сфер своей жизни человек не может обойтись без компьютера. Такое положение обусловлено его возможностями. Хранение и обмен информацией, связь между людьми, многочисленные вычислительные программы – все это делает его незаменимым для современного человека. Однако использование компьютера имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Плюсы компьютера: при возможности подключения к интернету компьютер становится незаменимым источником информации: энциклопедии, словари, справочники […]
  • Сочинение на тему «Поход в дельфинарий» Сегодня исполнилась моя маленькая мечта – я смог увидеть дельфинов не по телевизору, а в жизни. Мы ходили на новое представление и видели множество запоминающихся трюков, которые показывали эти умные животные. Сам дельфинарий очень красивый – современный зал, веселая ведущая, задорная музыка. Целый час шла концертная программа: дельфины, морские львы и морские котики живо крутили мячи на носу, долго играли в волейбол, возили своего тренера у себя на спине, а один дельфин даже делал в воздухе сальто! Но больше […]
  • Сочинение на тему «Поход в зоопарк» На прошлых выходных мы с родителями ходили в зоопарк. Этого дня я ждал всю неделю. На улице была чудесная осенняя погода, светило теплое солнышко, дул легкий ветерок. Настроение у всех было отличное. При входе в зоопарк мы купили билеты, различные лакомства для животных и прошли внутрь. Наш поход начался с осмотра вольеров с волками. Некоторые из них ходили по клетке и скалили свои острые клыки. Другие спали и никак на нас не реагировали. Постояв немного у их вольеров, мы пошли дальше. В нашем зоопарке очень […]
  • Сочинение по пословице «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь» Русский язык очень богат пословицами и поговорками. Одна из них звучит так: «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». Эта фраза имеет очень правильный смысл, и запомнить ее должен каждый. Значение пословицы можно выразить в нескольких словах: никогда не вернуть сказанное. Прежде, чем что-то произнести, нужно как следует подумать. Часто бывает, что при большой ссоре люди говорят некрасивые, злые слова. Когда помирятся, жалеют об этом, но уже поздно. И человек надолго запомнит не только ссору, но и те плохие […]
  • Сочинение на тему «Моя мама» Я очень люблю свою маму – она самый близкий человек и всегда помогает. Даже когда она ругает меня, я знаю, что она меня любит. Моя мама очень любит готовить, и я с удовольствием ей помогаю. Моя мама всегда улыбается, я очень редко видела ее грустной. Еще, моя мама очень любит животных и цветы. У нас дома есть очень много красивых цветов, за которыми ухаживает мама. Некоторые цветут, а некоторые нет, но мама всегда говорит, что если хорошо ухаживать за цветами, они будут всегда радовать глаз, даже без […]
  • Сочинение-рассуждение на тему «Чтение – вот лучшее учение!» Взрослые любят повторять слова русского поэта А.С. Пушкина «Чтение — вот лучшее умение». Меня научили читать в 4 года. И я очень люблю читать разные книжки. Особенно настоящие, которые напечатаны на бумаге. Мне нравится сначала рассмотреть картинки в книжке и представлять, о чем в ней рассказывается. Потом я начинаю читать. Сюжет книги меня захватывает полностью. Из книг можно узнать много интересного. Есть книги-энциклопедии. В них рассказывают обо всем что есть в мире. Из них самые занимательные о разных […]
  • Сочинение-рассуждение на тему «Мой дом – моя крепость» Мой дом – моя крепость. Это правда! Он не имеет толстых стен и башен. Но в нем живет моя маленькая и дружная семья. Мой дом – это простая квартира с окнами. От того, что моя мама всегда шутит, а папа ей подыгрывает, стены нашей квартиры всегда наполняются светом и теплом. У меня есть старшая сестра. Мы не всегда с ней ладим, но я все равно скучаю по смеху сестры. После школы мне хочется бежать домой по ступенькам подъезда. Я знаю, что открою дверь и почувствую запах мамы и папиного крема для туфель. Перешагну […]
  • Сочинение-рассуждение на тему «Моя Россия» Родная и самая лучшая в мире, моя Россия. Этим летом я с родителями и сестрой ездил отдыхать на море в город Сочи. Там, где мы жили, было ещё несколько семей. Молодая пара (они недавно поженились) приехали из Татарстана, рассказывали, что познакомились, когда работали на строительстве спортивных объектов к Универсиаде. В соседней с нами комнате жила семья с четырьмя маленькими детками из Кузбасса, папа у них шахтёр, добывает уголь (он называл его «чёрное золото»). Ещё одна семья приехала из Воронежской области, […]
  • Сочинение про интернет на русском языке Сегодня, интернет есть почти в каждом доме. В интернете можно найти много очень полезной информации для учебы или для чего-нибудь другого. Многие люди смотрят в интернете фильмы и играют в игры. Также, в интернете можно найти работу или даже новых друзей. Интернет помогает не терять связь с родственниками и друзьями, которые живут далеко. Благодаря интернету с ними можно связаться в любую минуту. Мама очень часто готовит вкусные блюда, которые нашла в интернете. Еще, интернет поможет и тем, кто любит читать, но […]
  • Сочинение-рассуждение на тему: «Ученье свет, а неученье – тьма» С детства мы ходим в школу и изучаем разные предметы. Некоторые считают, что это ненужное дело и только забирает свободное время, которое можно потратить на компьютерные игры и что-то еще. Я думаю по-другому. Есть такая русская пословица: «Ученье свет, а неученье – тьма». Это значит, что для тех, кто узнает много нового и стремится к этому, впереди открывается светлая дорога в будущее. А те, кто ленится и не учится в школе, останутся всю свою жизнь во тьме глупости и невежества. Люди, которые стремятся к […]
  • Сочинение на тему «Поход в Эрмитаж» Мой последний поход в Эрмитаж Я живу в Санкт-Петербурге, потому для меня Эрмитаж не является диковинкой. С пяти лет я хотя бы раз в году посещаю музей вместе с семьёй. Последний мой поход в Эрмитаж был с классом. И он оказался самым удивительным экскурсом, потому что меня поражали не только картины, но и мои одноклассники, многие из которых впервые пришли в Эрмитаж. Если честно, больше всего в музее меня привлекает архитектура. Высочайшие потолки, лепка, позолота, всё это смотрится грандиозно. Ещё маленьким я […]

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Подготовка к сочинению. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького «На дне».)

Человек — каков ни есть — а всегда своей цены стоит…

Лука («На дне»)

Цели урока: 1) учить ребят анализировать указанный эпизод из
произведения, видеть его роль в контексте данного произведения;

  1. создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собст­венной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, тексты пьесы М.Горького «На дне»

Ход урока.

  1. Орг, Момент.

II.Обращение к новомуматериалу.

  1. Вступительное слово учителя.

Анализ эпизода — разновидность школьного сочинения в жанре литературно-критической статьи. Кроме того, элементы анализа эпизода — обязательная составная часть любого школьного сочинения.

— Давайте определим: что же такое эпизод?

Эпизод — основной структурный элемент в сюжете эпического, лиро-эпического и драматического произведения. Будучи, с одной стороны, некоторым законченным целым, в котором воплощено какое-либо событие, он в то же время является звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом (причинно-следственными или причинно-временными связями).

  1. Составление общего плана анализа эпизода. (Коллективное).

Анализ эпизода.

План.

  1. Место и роль данного эпизода в произведении, его связь с основной идеей и проблематикой (насколько важен этот эпизод в понимании смысла всего произведения).

  2. Основные герои.

  1. Что нового дает нам наблюдение за этими героями в данном эпизоде для понимания их взглядов на жизнь, характеров, поступков?

  2. Какие средства использует автор для раскрытия внутреннего мира героев, смысла их действий?

  1. Способы создания образа.

б) Художественные особенности языка, их значение.

  1. Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?

Помните: анализ эпизода не должен быть его пересказом!

Ребята, как вы считаете, что должно стать составными частями любого сочинения — анализа эпизода, по какому плану такое сочинение должно строиться?

Раздаются памятки «Как писать сочинение — анализ эпизода».

  1. Предлагается план анализа эпизода «Появление Луки в ночлежке». (От­крывается на доске и зачитывается учителем).

  1. Знакомство с обитателями ночлежки. Экспозиция пьесы.

  2. Новый постоялец в ночлежке.

  1. Завязка конфликта — появление Луки в ночлежке.

  2. В каждом из героев Лука видит человека.

  3. Философская позиция Луки.

  4. Жизнь Луки — загадка.

  5. Речевая характеристика героя.

  6. Приемы и средства создания образа Луки.

  1. Значение данного эпизода для дальнейшего развития событий.

  1. Проверка опережающего задания.

Составление цитатного плана данного эпизода. (Запись на доске). Ольге Б. и Елене Е. было дано задание: составить ци­татный план данного эпизода. Одна записывает его на доске, другая — комментирует по пунктам.

  1. Место и роль данного эпизода в контексте всего произведения.

  2. Появление Луки в ночлежке.

  1. «Вот новый постоялец…».

  2. «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — ни плоха: все — черненькие, все — прыгают… так-то».

  3. «Все мы на земле странники…».

  4. «Человек — каков ни есть — а всегда своей цены стоит…».

  5. «Мяли много, оттого и мягок…».

  6. Особенности языка героя.

  7. Средства, используемые автором для раскрытия внутреннего мира героя.

  1. Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?

  1. Слово учителя.

Перед нами тема. С чего надо начать работу над ней? Пожалуй, преж­де всего определить, какой вопрос мы будем решать на материале эпи­зода из первого действия.

Вопрос должен быть емкий, проблемный. Подчинение всего материала решению этого вопроса придаст нашей работе цельность и сосредото­ченность.

  • Так какой же проблемный вопрос мы будем решать?

  • (Повлияло ли появление Луки в ночлежке на жизнь обитателей дна?)

  • Как бы вы начали свое сочинение?

Ученица: Я бы свое сочинение хотела начать вот с чего: «В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим унизительным положением.

Учитель: И в это время входит Наташа. За нею — Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса.

  1. Инсценирование эпизода.

Текст стр. 16-17

  1. Итак, завязкой конфликта является появление Луки. И что же?

Ученик: Он сразу объявляет свои взгляды на жизнь…

Ученица:Я хотела бы дополнить о том, как Лука говорит о себе. Зачитать диалог.

  1. Продолжите. — В каждом из ночлежников Лука видит человека…

  • Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры, да и просто пожалеть. Сцена с Анной. Он же ее не знает, а с такой теплотой, душевностью обращается с ней.

Текст стр. 23 Зачитать

  • И последние реплики диалога Луки и Анны дополняют характеристику героя.

Текст стр. 24

Мягкость, доброта героя проявляются потом ко многим обитателям ноч­лежки.

Зачитать

  1. Особенности языка героя.

Ученица: А мне бы хотелось обратить внимание на язык героя. Речь Луки изобилует пословицами и поговорками. Она меткая и выразительная, близка к народ­ной, к фольклору. Это все говорит о том, что Лука умный, наблюдатель­ный, мудрый человек. Он много повидал в жизни, много пережил. Об этом говорит его последняя фраза: «Мяли много, оттого и мягок…» (Сравнение с тестом). В речи встречаются сравнения, народные выражения.

— Привести примеры из текста.

Ученик: А я обратил внимание на построение предложений — реплик героя, на знаки препинания внутри предложений — тире, многоточие. Все это под­черкивает, что речь похожа на раздумье, рассуждение о судьбе другого.

  1. Приемы и средства создания образа.

Учитель: М. Горький очень тонко и ненавязчиво

представляет нам Луку. Сначала даже не все обитатели обращают на него внимание или не хотят обратить. Реплики героев говорят об этом.

или уже спустя время, после разговора довольно длительного.

Автор не навязывает обитателям Луку. И внешне он никак не влияет на жизнь ночлежников, но в их сознании начинается напряженная работа. Лука сразу же оказывается в центре внимания.

  1. Учитель: — Как же мы будем заканчивать сочинение?

Ученик: Я считаю, что можно переходить к заключению. Лука оказывается в цен­тре внимания, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем. В каждом из героев он видит светлые стороны его личности, находит ключ и подход ко всем обитателям дна. Развитие внутреннего действия начинает­ся в тот момент, когда герои обнаруживают в себе способность мечтать о новой и лучшей жизни. Позднее выясняется, что те светлые стороны, что угадал Лука в каждом персонаже пьесы, и составляют его истинную суть. Так появляется еще одна грань социального конфликта: глубина личности героев Горького, их благородные устремления оказываются в противоре­чии с их теперешним социальным положением. Устройство общества та­ково, что человек не имеет возможности реализовать свою истинную суть.

  1. Заключительное слово учителя.

Итак, мы подходим к завершению нашего разговора. Приход Луки осве­тил ночлежку лучом доброты и ласки к людям, желанием помочь им. Дан­ный эпизод является как бы отправным моментом в завязке и затем реше­нии основного конфликта. Но об этом разговор впереди. И когда вам будут предложены темы сочинений, среди них будет и эта. Вы можете написать такое сочинение.

Оценки:

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • По произведению На дне

Еще в годы существования Российской империи Горький прославился как народный писатель, выразитель чаяний простых людей огромной страны.

Герои его произведений – зачастую обычные персонажи, присущие тем годам. Но в их душе тлеет огонек протеста против существующей действительности и нужно лишь немного духовного «угля», чтобы костер запылал уже в полную силу. Часто в них есть и душевный надлом, полученный в прошлые года, и они всячески пытаются нивелировать его последствия. Перечисленному выше описанию отчасти, хоть и в меньшей степени, подходят герои легендарной пьесы «На дне». На театральных подмостках ее визуализировал сам К. Станиславский на сцене МХТ. Это тоже показатель уровня произведения. Эксклюзивности добавляло и то, что пьеса имела ограниченное распространение из-за остросоциальной тематики.

Название не случайно, ведь все персонажи действительно находятся на дне жизни. Они раздавлены, их социальный статус оставляет желать лучшего. Здесь и бывшие актеры, и воры, и разорившиеся дворяне. Во главе ночлежки стоят такие же «опустившиеся» люди, только с наличием некоторого достатка и постоянной работой.

Удивительно, как нищета и бедность придавливает героев, не оставляя место жалости и состраданию. В одном помещении умирает женщина Анна, но ее мужу и всем остальным плевать, потому что в такой среде смерть – дело обычное. Это скорее освобождение от проблем, чем трагедия.

Общество давно не считает их за людей, но они сохранили остатки гордости. Друг друга герои презирают, считая, что положение каждого из них еще хуже, чем у него самого. Герои перестали бороться за свой статус: психическое ли это отклонение или просто ночлежное общество им ближе – непонятно.

Некую частицу веры в себя им возвращает одинокий странник Лука, всячески поддерживающий местных обитателей словом и делом. Особенно примечателен его постулат о том, что ложь на благое дело не так уж и предосудительна.

В грязи сырой ночлежки персонажи находят время, чтобы пофилосовствовать и подумать о смысле бытия. Это показатель того, что в любых условиях человек задумывается о своем предназначении.

Сочинение по пьесе На дне

Максим Горький жил необычной жизнью. Всю свою жизнь он отдал творчеству. Все его произведения пронизаны глубоким смыслом. Самой главной в его жизни стала пьеса «На дне», которую он написал в 1902 году.

Горький писал о своей пьесе: «Это будет страшно». Он проводил свое время в размышлении над названием пьесы, учитывая все тонкости, меняя названия: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно». Само произведение выступает как спор о правде. Абсолютно у всех действующих лиц свое мировоззрение.

Мнение Сатина является важным. Он придерживается правил, что обман является религией рабов, а правда — богом свободных людей. Он утверждал, что человека не нужно жалеть, а нужно почитать. И вообще, по его мнению, каждый должен рассчитывать только на себя.

Лука, еще один герой пьесы, который является полной противоположностью Сатина, уверен, что ложь во благо. Своей ложью он пытается обнадежить человека. Он добр и отзывчив, но его методы всего лишь иллюзия, которую он рисует окружающим.

Нужно понимать, что всё зависит от человека, от того, что он выберет силу или слабость. Ведь постоянная ложь ничему хорошему не приводит. В центре оказались люди, которые находятся в низах общества. Эти люди не могут решать все вопросы самостоятельно.

И что же является самым печальным в произведении? Самым печальным является то, что персонажи недовольны реальностью, которая окружает их. Они не принимают мир, который их окружает, и не принимают, что их жизнь – дно, и хуже уже некуда.

Максим Горький своим произведение пытался донести, что сила в истине, и каждый человек кузнец своего счастья. Не нужно выстраивать перед собой иллюзии, и если человек опустился на дно из-за каких-либо обстоятельств нужно брать себя в руки, а не плыть по течению. Автор в своей пьесе изобразил безвольных, слабых людей, которые не могут противостоять горести, а только пытаются вызвать сострадание. Горький призывал людей задуматься, как не оказаться на «социальном дне», что не стоит спускать все на тормозах, нужно верить в себя и стараться всё изменить. Ведь всё происходящее в произведении, и сейчас может произойти, не нужно опускать руки.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Умен ли Чацкий?
    В любом произведении название играет ключевую роль, поэтому является также тезисом главной мысли, заключенной в повествовании. Первым названием Грибоедов как бы говорит: «Горе уму»
  • Сочинение на тему Взаимоотношение человека и природы
    Человек на протяжении всего своего существования взаимодействует с природой. Природа для него играет очень большую роль. Она служит и средой обитания, и источником ресурсов для производства
  • Сочинение Что такое Гениальность
    Среди людей иногда возникают споры, кто же на самом деле те люди, которые называют себя гениальными. А ведь многие их считают простыми везунчиками, которые оказались в нужное время и в нужном месте.

Аргументы из художественной литературы

Как уже сказано выше, аргументы по теме «Надежда и отчаяние» мы собрали из пьесы «На дне» М.Горького. Каждый из героев этого произведения испытывает и надежду, и отчаяние.

Анна.

Анна – одна из отчаявшихся героинь произведения. В пьесе она молодая тридцатилетняя женщина, но читатель не может отогнать от себя мысль о том, что Анна – уже глубокая старушка. Тяжелая жизнь, непростой характер мужа, слесаря Клеща, болезнь высосали из нее все ее силы, жизненные соки, превратили ее в старуху. Женщина при смерти. Страдая от тяжелой болезни, она терпеливо сносит жестокость, равнодушие мужа, не перестает заботиться о нем. Даже ту скудную пищу, которую оставляет Квашня для нее, она отдает мужу. Она уже устала от такой жизни, глубоко отчаялась, единственный выход – смерть. Перед смертью ее утешает Лука, странник, который появился в ночлежке. Он внушает ей мысль, что Бог справедлив и милостив, и за земные страдания, тяжелую жизнь отправит ее в рай, где она будет спокойна и счастлива. «Ты – верь! Ты – с радостью помирай, без тревоги… Смерть, я те говорю, она нам – как мать малым детям…», – говорит Лука героине. После этих слов Анна принимает свою смерть спокойно, без ропота. Отчаяние, которое не давало ей покоя, сменяется на зыбкую надежду обрести счастье в потустороннем мире. Так хоть и слабая надежда, но помогает справиться с горьким отчаянием.

Клещ.

Клещ Андрей Дмитриевич – слесарь, муж Анны. Ему сорок лет. Он трудолюбивый человек, работает с малых лет, ненавидит бездельников, шулеров, воров за то, что они зарабатывают деньги нечестным путем. В течение полугода он с женой вынужден жить в ночлежке Костылева. Обитатели ночлежки его не любят за особую злобу, жестокость, излишнюю гордость, называют его «злыднем», «злым духом», «злым». В душе Клеща теплится надежда, что он обязательно выберется из мрачного подвала, не перестает работать, чтобы вырваться из ночлежки. «Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…», – горячо убеждает он ночлежников и снова не выпускает инструмент из рук. Он считал, что со «дна» можно подняться, много и упорно работая. Но тот маленький огонек надежды, который был в его душе, гаснет вместе со смертью Анны. Клещ вынужден продать свой инструмент, чтобы похоронить жену. Умирая, надежда опустошает душу человека. Так случилось и с героем. Сначала на него нападает тупое равнодушие, а потом оно сменяется глубоким отчаянием. У Клеща не остается ни сил, ни средств, ни желания бороться с обстоятельствами. Смирившись, он пьет вместе с Сатиным. Образ Клеща – яркая иллюстрация мысли о том, что, когда надежда умирает, она оставляет после себя пустоту.

Актер

История Актера – еще одного из героев пьесы «На дне» – наглядный пример того, к чему приводит отчаяние. Когда-то у него была слава, он был известным актером театра, выходил на сцену, декламировал стихи, был любим публикой. Но из-за пристрастия к алкоголю опустился, забыл стихи, которые когда-то читал со сцены, потерял работу и однажды оказался в мрачной ночлежке. С появлением Луки у Актера появляется надежда на излечение от пагубной привычки. Старик рассказал, что есть бесплатные лечебницы для зависимых: «Ну, чего? Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает!». Зерно надежды, которое заронил странник в душу Актера, начинает расти и дает даже свои первые плоды. Герой вспомнил свой псевдоним, свое любимое стихотворение, перестал пить, он полон желания найти город с бесплатной лечебницей. Но старик исчез, так и не назвав город, где, якобы, находилась больница. Ночлежники смеются над Актером, открывают ему горькую правду. Та робкая надежда, которая затеплилась в сердце героя, была убита, и горькое отчаяние вновь обрушивается на него. Не в силах вынести этого Актер повесился. Эта история подтверждает мысль о том, что отчаяние способно привести даже к смерти.

Настя

Настя – еще одна героиня пьесы. О ее прошлом мы знаем немного. Родители ее были люди бедные, необразованные, оставить наследство или дать образование дочери не смогли. Оказавшись в крайней нищете, девушка вынуждена зарабатывать на жизнь непристойной работой: она продает себя. Несмотря на это Настя не утратила доброту в сердце, она мягкая, мечтательная, романтичная девушка, любит читать дешевые книги о любви, плачет от жалости к героям. Очень часто она пересказывает сюжеты прочитанных книг, выдавая желаемое за действительное. Она говорит ночлежникам, что обязательно уйдет из ночлежки, будет странствовать, дойдет до самого края света. Но тех денег, которые она зарабатывает страшной, унизительной ценой, едва хватает на мелкие расходы, на крайние нужды. Ее судьба, путь предрешены: впереди ее ждет горькое одиночество, болезни, смерть. Но все же в ее душе живет надежда на то, что она встретит человека, который ее полюбит и вырвет из мрачного сырого подвала ночлежки. А пока такой человек не нашелся, девушка читает книги и представляет себя героиней романов. Именно в этом она находит спасение от отчаяния, именно это дает ей надежду на счастливое будущее.

Васька Пепел.

Васька Пепел – герой пьесы, один из ночлежников. Ему двадцать восемь лет. Он вор, его отец тоже был вором. Два раза Васька был в тюрьме за воровство, но продолжает заниматься этим делом, а краденное продает Костылеву, хозяину ночлежки, за что и пользуется небольшими привилегиями. Он не любит грубость и жестокость, поэтому всегда делает замечания Клещу. Васька не верит в совесть, говорит, что совесть нужна только тем, кто имеет власть. Но в его душе тоже живет робкая надежда. Он желает завязать с воровством, уехать туда, где его никто не знает, и начать новую жизнь. Он предлагает Наташе выйти за него замуж, зовет ее с собой. Его поддерживает Лука, рассказывает о «золотой стороне» Сибири. Странник видит, что Васька Пепел – добрый, крепкий парень, и советует Наташе выйти за него замуж. Но надеждам героя не суждено сбыться. Во время скандала был убит Костылев, а Ваську обвиняют в его убийстве. Так герой попадает в Сибирь, но начать новую, светлую, честную жизнь не получается.

Бедняк из легенды Луки.

Легенда о бедняке, рассказанная странником Лукой, еще раз подталкивает читателей к мысли, что отчаяние способно убивать. Этот бедняк жил в Сибири. Жизнь у него была очень тяжелая, настолько тяжелая, что «хоть ложись и помирай», но он верил, что есть на свете праведная земля, где живут сытые счастливые люди, что жизнь там прекрасна и справедлива. И он готов был терпеть все лишения, тяготы, трудности своей судьбы, потому что надеялся, что однажды попадет на ту праведную прекрасную землю. Однажды случай свел его с ученым, который по картам доказал бедному крестьянину, что никакой праведной земли нет, это просто миф. Это открытие лишило бедного старика надежды, жизнь потеряла всякий смысл для него, и бедняк удавился. Отчаяние, которое испытывает бедняк, невыносимо, оно не дает ему ни единого шанса жить дальше.

Вариант сочинения 3

Максим Горький – это поистине великий писатель, создавший множество произведений, которые вошли в классику мировой литературы. Пьеса «На дне» до сих пор остаётся одним из наиболее глубоких и сильных произведений, заставляя задуматься над многими вещами.

На написание этого произведения Горького вдохновила жизнь в России в 20-е годы. В это время в стране был переломный момент, бушевал кризис. По улице бродили обнищавшие крестьяне, нищие, бродяги и воры в писках еды или ночлега. Так и было создано произведение «На дне», характеризующее жизнь большинства людей.

Сюжет пьесы построен на конфликте между героями. Горький плавно вводит читателя в жизнь людей, «опустившихся на дно». К этим людям относится барон, актер, картузник и вор. Каждый из них желает в душе снова вернуться в мир «настоящих» людей.

Название пьесы «На дне» имеет несколько значений: предельный уровень жизни, в котором находятся все герои. Название уже имеет огромное значение. Люди, попавшие на дно, уже никогда не смогут подняться к свету, и вернуться к старой жизни. Они уже смирились со своим состоянием, и измениться они уже не смогут.

Данное произведение несёт в себе глубокую социально-экономическую мысль. У каждого из героев пьесы есть своя история, каждый несёт определенный посыл. Они все имеют разные судьбы, но есть то, что сближает их всех. Это их нищета, горе. Горький в одном произведении собрал вместе множество разнообразных лиц. Каждый из героев обладает какими-либо определенными качествами. .

Пьеса относится к философскому жанру, так как все герои рассуждают на глубокие и социальные темы, выдвигают философские теории и умозаключения. Однако больше всех выделился Сатин, бывший телеграфный служащий, у которого появился истинный талант к философствованию. Он рассуждает о добре и зле, о предназначении человека. Большинство его фраз стали крылатыми. Он проповедует презрение ко многим нравственным ценностям.

Главная идея пьесы — конфликт между идеализмом и материализмом. Один из главных героев, Лука, идеалист, истинно верующий человек. А Сатин наоборот материалист, который возвышает человека и человеческое превосходство.

Он лжет не ради собственной выгоды, а чтобы дать обитателям дома надежду и веру. Лука как человек «лжет во спасение». Сатин, в отличие от Луки, возвышает человека, воспевает все человечество в целом: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Чело-век!». Лука всех утешает и вселяет веру: «Ты надейся!» «Ты поверь!».

Таким образом, данное произведение является нравственным путеводителем для людей. Эта пьеса рассказывает о нелегкой жизни и участи героев и одновременно учит моральным ценностям.

  • Подготовка к сочинению по сказке пушкина сказка о мертвой царевне 5 класс презентация
  • Подготовка к сочинению по творчеству пушкина 6 класс
  • Подготовка к сочинению по сказкам пушкина 5 класс урок презентация
  • Подготовка к сочинению по сказкам а с пушкина конспект урока 5 класс
  • Подготовка к сочинению по слову о полку игореве 9 класс