Сочинения
Материалы для подготовки к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Подготовительные вопросы к сочинению
- Кто является основными участниками конфликта в романе?
- Каковы внешние различия между Базаровым и П. П. Кирсановым?
- Какие черты характера их объединяют, и что разделяет?
- В чем трагедия Базарова и Кирсановых?
- Является ли Базаров «героем своего времени»?
- Как относится автор к своему герою?
Ответы
- И. С. Тургенев обладал замечательным даром видеть и чувствовать то, что происходило в русской общественной жизни. Свое понимание назревающего социального конфликта между либералами-аристократами и революционными демократами писатель выразил в романе «Отцы и дети». Носителями этого конфликта стали нигилист Базаров и дворянин Павел Петрович Кирсанов.
- Подробное описание внешности героев показывает, насколько они противоположны друг другу. Весь «изящный и породистый» облик Павла Петровича, его точеные, классические черты лица, белоснежные накрахмаленные воротнички, «красивая рука с длинными розовыми ногтями» обличают в нем богатого изнеженного дворянина-аристократа. В портрете Базарова автор настойчиво подчеркивает такие детали, как «широкий лоб», «крупные выпуклости просторного черепа», которые говорят о том, что перед нами человек умственного труда, представитель разночинной, трудовой интеллигенции. Внешность героев, их одежда и манера поведения сразу вызывают сильную взаимную неприязнь, которая и определяет их дальнейшие отношения. Значит, при первом знакомстве с ними бросается в глаза их противоположность, тем более , что автор настойчиво противопоставляет «плебейские манеры» Базарова изысканному аристократизму Павла Петровича.
- Но нельзя не заметить и сходства между ними. И Базаров, и Кирсанов две умные, сильные и волевые личности, которые не поддаются чужому влиянию, а, наоборот, умеют подчинить себе других. Павел Петрович явно подавляет своего кроткого, добродушного брата. А Аркадий находится в сильной зависимости у своего друга, воспринимая все его высказывания как непреложную истину. Павел Петрович горд и самолюбив, называя аналогичные черты своего противника «сатанинской гордостью». Что же все-таки разделяет этих героев? Конечно, их совершенно разные взгляды, различное отношение к окружающим людям, народу, дворянству, науке, искусству, любви, семье, всему государственному укладу современной русской жизни. Эти разногласия отчетливо проявляются в их спорах, которые затрагивают многие социальные, экономические, философские, культурные вопросы, которые волновали русское общество в начале 60-х годов XIX века. Но обращает на себя внимание особый характер споров Кирсанова с Базаровым, их пристрастие к отвлеченным, общим предметам, таким, например, как авторитеты и принципы. Если Павел Петрович утверждает незыблемость авторитетов, то Базаров не признает этого, считая, что всякая истина должна подвергаться проверке сомнением. Во взглядах Павла Петровича проявляется его консерватизм, благоговение перед старыми авторитетами. Сословная барская спесь не позволяет ему воспринимать новые общественные явления, относиться к ним с пониманием. Все новое он принимает в штыки, твердо отстаивая устоявшиеся жизненные принципы. Если бы Кирсанов по-отечески мудро относился к молодому поколению, прощая ему масимализм и заносчивость, то, возможно, он смог бы понять и оценить Базарова. Но и герой-разночинец отнюдь не по-сыновнему относится к старшему поколению, с гордым презрением отрицая все культурные и нравственные ценности прошлого. Он смеется, видя Николая Петровича, играющего на виолончели, раздражается, когда Аркадий, по его мнению, «говорит красиво». Он не понимает деликатной вежливости Николая Петровича и барского высокомерия его брата.
- В тихом «дворянском гнезде» Кирсановых царит культ преклонения перед красотой, искусством, любовью, природой. Красивые изысканные фразы лишены конкретных значимых дел. А нигилист Базаров жаждет настоящей гигантской деятельности, которая бы разрушила весь ненавистный ему уклад жизни. Но никаких созидательных целей герой перед собой не ставит, слишком далеко зайдя в своем отрицании. Вспомним его парадоксальные афоризмы: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», «Рафаэль гроша медного не стоит» и т.д. Вообще возникает ощущение, что Базаров произносит эти фразы в полемическом задоре, чтобы шокировать своего противника. Кроме того, Евгений слишком резко нападает на поэзию, музыку, любовь. Это заставляет нас усомниться в искренности его отрицания. Создается впечатление, что Базаров пытается убедить прежде всего самого себя в том, что искусство, чувства это чепуха, «романтизм». Он как бы пытается убить в себе и способность любить, и умение чувствовать красоту и поэзию. В правильности такого предположения убеждает нас финал романа, повествующий о безвременной случайной смерти этой могучей, недюжинной натуры. Именно здесь мы видим настоящего Базарова, в котором уже нет раздражающей самоуверенности и развязности, резкости и категоричности суждений. Он прост и человечен перед лицом надвигающейся смерти. Герой не скрывает больше свой «романтизм», трогательно прощаясь с любимой женщиной, заботясь об осиротевших стариках-родителях, думая о загадочной России, переосмысливая свое отношение к жизни. В этом последнем испытании Базаров обретает цельность и стойкость духа, которые помогают ему достойно встретить смерть.
Громадные силы этой могучей, неординарной натуры остались без применения. Узость и ограниченность базаровского нигилизма не дали ему возможности совершить что-то значительное, оставившее след в истории. Кирсановы тоже живут в своем замкнутом мире любви, поэзии, музыки, красоты, отгородившись от окружающей действительности с ее социальными проблемами. Их жизнь нельзя назвать состоявшейся. Таким образом, мы видим в романе Тургенева трагический разлад между поколениями, которые отказываются понять друг друга, и их деятельность оказывается парализованной.
- Действительность начала 60-х годов давала Тургеневу обильный материал для создания «героя своего времени», образа «нового человека», разночинца, демократа, нигилиста. С людьми такого типа сотрудничал Тургенев в редакции журнала «Современник». Он был знаком с атеистами и материалистами, которые отличались прямотой и резкостью суждений, увлекались естественными науками, отрицали культурное наследие прошлого. В плане романа «Отцы и дети» Тургенев называет трех прототипов своего будущего героя Добролюбова, Павлова и Преображенского, представителей новой разночинной интеллигенции.
- Дворянин-аристократ Тургенев не разделял взглядов нигилистов, но пытался понять их. Свое представление о революционных демократах писатель воплотил в образе главного героя Евгения Базарова. Отношение автора к герою было сложным. Он, безусловно, ценил многие его качества: независимый ум, честность, трудолюбие, демократизм, силу воли. Недаром он писал о своем герое, что тот «подавляет все остальные лица романа». Действительно, когда читаешь тургеневский роман, то воспринимаешь Базарова как победителя, который торжествует над «отцами». Но внимательно вчитавшись в споры Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым, обнаруживаешь в его высказываниях много противоречий, общих мест и откровенно нелепых утверждений, типа «Рафаэль гроша медного не стоит». По выражению Писарева, «Базаров завирается», то есть отрицает вещи, которые не знает или не понимает, поэзию, музыку, искусство, любовь. Наделив своего героя острым критическим умом, Тургенев лишает его широты кругозора. Его развитие грешит односторонностью. Базаров признает только естественные науки, которые, по его мнению, достаточно ясно и четко объясняют все жизненные явления, например, любовь герой сводит к естественной физиологической потребности. (Желая показать несостоятельность взглядов героя, Тургенев переносит его в новые условия, заставляя пережить испытание любовью. Возникает ситуация , в которой Базаров вынужден действовать в полном противоречии со своими взглядами. Он одержим страстью к красивой, умной, холодной женщине, совершенно чуждой ему и по общественному положению, и по мировоззрению. Сильное впечатление, произведенное Анной Сергеевной Одинцовой, Евгений пытается уничтожить циничными замечаниями о ней. Но любовь оказывается сильнее его рационализма и нигилизма и остается с ним до самой его смерти.) Искусство он отрицает потому, что оно бесполезно. Таким образом, Базаров до предела сужает все многообразие, красоту и прелесть жизни, в которой нет места эмоциям, наслаждению красотой природы, поэзии, музыки. То есть он обедняет жизнь своим практическим рационализмом. Именно в этом автор не согласен со своим героем. Он считает неприемлемыми такие стороны в мировоззрении Базарова, как рассудочность, непонимание огромной роли чувств в человеческой жизни, отрицательное отношение к искусству.
- Сочинения
- По литературе
- Тургенев
- По роману Отцы и дети
Взаимоотношения между взрослыми и детьми остается вечной проблемой, и Тургенев решил попытаться ее раскрыть в произведении «Отцы и дети». Кроме этого она является для автора не только главной, но и серьезной, которую нужно как можно скорее решить. И ее никто не может решить, хотя многие и старались. Это были писатели и критики, журналисты и психологи, а также и художники и композиторы. Проблема звучит прямо в самом названии произведения. Больше всего на свете автору произведения хочется отыскать ответ на данный вопрос.
Оно было выпущено в свет как раз в тот момент, когда в мире назревали данные проблемы и с ними никто не мог справиться.
Здесь идет война между Кирсановым и Базаровым. Когда эти два человека встретились впервые, то ни один из них не подал другому руки. Немного позже читатели начинают различать вид каждого из героев.
По тому, как ссора между ними разрастается, и их отношение друг к другу также растет. Евгений старается всех убедить в том, что он нигилист, а вот его Аркадий во всем его поддерживает и помогает. Вот только немного позже открывается все на высшем уровне и все что они говорят не правда.
И завершить свою ссору они решают дуэлью. Кирсанов получает очень сильно ранение, а тем временем Базаров навсегда старается покинуть это место и забыть все, что здесь произошло.
Эти споры и ссоры никогда не закончатся между молодым и старым поколением. Ведь молодые уверены в том, что все нужно менять и чем быстрее это произойдет, тем лучше им будет жить. А вот старые наоборот уверены в том, что новое ни к чему новому их не приведет и все будет плохо. Именно поэтому нужно жить только по старым законам и правилам, которые уже проверило время.
Николай старается стать ближе к своим родителям и стал чаще приезжать к отцу. Кроме этого ему хочется рассказать о том, что у него уже давно появилась своя семья. Вот только об этом он рассказывать стесняется.
А вот у Евгения появилась любовь, о которой он давно мечтал. И этим ему хочется поделиться с родителями, вот только самому обо всем рассказывать не хочется и он ждет, когда спросят родители. Мать старается ничего не говорить своему сыну лишнего, хотя очень хочет узнать про личную жизнь, этого же не делает и отец. А вот когда он приезжает к ним в следующий раз, то на все смотрит совсем по-другому. Кроме этого любовь уже прошла, и рассказывать сильно не о чем.
В конце Аркадий находит свою любовь в лице Екатерины и живет с ней счастливо. А вот Павел Петрович уезжает навсегда за границу.
Сочинение-рассуждение 3
Пожалуй, самым долгим конфликтом является борьба между детьми и их родителями. И особое внимание этой проблеме уделяет писатель Тургенев в своем произведении под названием «Отцы и дети»
Сюжет этого романа заключается в конфликте, который происходит в одной семье между старым и молодым поколением. Молодое поколение имеет свои ценности и принципы, не желает жить под диктовку старших. Ведь старшее поколение привыкло давать советы и указывать как нужно жить и действовать молодежи. Это противостояние длится долгими годами, и происходит и по сей день. Сейчас же молодежь и вовсе высмеивает мысли и поступки старшего поколения, и вовсе перестало уважать старших.
Одними из важных героев, участвовавших в конфликте являются Кирсанов и Базаров. Персонаж Евгения Базарова довольно мрачный, он отстранен от мира, но он все же ведет борьбу. Он трудолюбив и ему чужды манеры аристократов. Он достаточно умен и ненавидит рабство. Он независимый человек не способен подвергаться чему-либо мнению, особенно аристократам. Базаров является сильной личностью. Кирсанов же положительный герой, он педант. Старается выглядеть опрятно и безупречно со всех сторон. Он настоящий аристократ, не любящий трудиться.
Молодой герой старается всегда и во всем помогать людям. Он решает их проблемы.
Герой Кирсанова защищает и встает на сторону старого режима. Он относится к старшему поколению. А вот Евгений, напротив, имеет большое желание сломать этот режим, все расчистить, прежде строить. С самой первой встречи Кирсанов начал чувствовать неприязнь к Базарову, а позже и вовсе возненавидел. Ведь между героев были совсем разные жизненные взгляды.
Также в произведении идет речь о споре Базарова со своими родителями. Он хоть и любит своих родителей, но не желает соглашаться с их жизненными принципами, считает их глупыми.
Кроме конфликта, также автор затрагивал и тему любви. Герои также по-разному относились и к этому прекрасному чувству. Базаров считал, что любовь это что-то примитивное. А вот его противоположный герой может полностью открыть душу. Базаров описывается, как хитроумный, ему были важны собственные принципы.
Конфликт между этими двумя поколениями распространился абсолютно на всех. Старшее поколение же продолжает мыслить консервативно, а молодежь хочет всегда двигаться вперед, она желает сами познавать мир, хоть и совершают ошибки, но их это не останавливает.
Популярные сочинения
- Сочинение Бедность не порок по пьесе Островского
Что такое классическое произведение? Это сочинения, которые перечитываются не одним поколением. Эти произведения бессмертны. Они поднимают вопросы бытия - Духовные искания Евгения Онегина сочинение
Произведение начинается с того, как автор Александр Сергеевич Пушкин, начинает описывать главного персонажа произведения, Евгения Онегина. Описание персонажа, начинается с его восемнадцатилетнего возраста - История любви Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой в романе Отцы и дети
Любовь между Базаровым и Одинцовой не является ключевой линией сюжета романа. Однако она добавляет образу главного героя, Евгения, новые черты, которые он так тщательно скрывает от окружающих и даже близких ― способность к глубоким чувствам.
Вариант 4
Итак, «дети» — Евгений Васильевич Базаров и Аркадий Кирсанов. Базаров окончил медицинский факультет местного университета. Они – друзья. Внешнее описание Базарова – нескладный человек высокого роста в длинном одеянии с кистями. Худое лицо, широкий «сократовский» лоб, заострённый хищный нос, круглые зелёные глаза и модные по тому времени рыжие бакенбарды, тонкие губы. Темно-русые длинные, густые волосы прикрыты фуражкой.
Какой вывод можно сделать о человеке с таким описанием? Не следит за своей внешностью, скрытный, не любит проявлять свои чувства, не располагает к себе, всегда уверенный в своей правоте, умный.
Аркадий Кирсанов тоже окончил университет, и едет в деревню к отцу. Тургенев не даёт точного его описания. Видимо, это не имеет значения. Известно лишь одно – это приятный юноша.
«Отцы» — Кирсанов Николай Петрович. Это отец Аркадия, дворянин, живёт в своей усадьбе. У него есть земля и 200 крепостных крестьян. Родом с южных районов России, имеет высшее образование. В армии не служил из-за травмы ноги, приведшей к хромоте. Его отец был генералом без образования. Но в семье всеми командовала мать Николая Петровича. Женщина жила в своё удовольствие, заправляла всеми делами — этакий генерал в юбке. Изредка вспоминала, что у неё есть дети.
Отец не уделял должного внимания воспитанию детей, поэтому Николай Петрович рос хилым, болезненным ребёнком, не дрался со сверстниками, всё больше читал. Был добрым, спокойным мальчиком. Окончил университет, взял в жёны дочь чиновника. Они прожили в своём родовом гнезде в любви и согласии 10 лет.
Жили душа в душу, вместе занимались хозяйством, отец любил читать и ездить на охоту. Мать Аркадия умерла, когда он был ещё ребёнком. Отец сам взялся за воспитание сына. Потом он поступил в университет. И отец первые два года учёбы жил с сыном в городе. А потом вернулся назад, в деревню. Теперь вот сын закончил учёбу и едет к отцу.
Про Николая Петровича Базаров отозвался хорошо, он ему понравился. Он его назвал «славным малым и добряком». И добавил, что стихи ему явно не пригодятся в хозяйстве, в котором он ничего не смыслит.
У Николая Петровича есть старший брат Павел, который живёт вместе с ним. Он офицер в отставке, старый преданный служака. Долг и честь офицера для него превыше всего. Это был человек сорока пяти лет невысокого роста, спортивного телосложения. Любил английскую одежду, носил модный галстук и лаковые полусапожки.
Короткая стрижка, желчное лицо, правильные черты лица, полное отсутствие морщин. Лицо ещё не потеряло следы былой красоты. Особую выразительность ему придавали черные миндалевидные глаза. Во всём облике угадывалось изящность и породистость.
Ясно, что ему Базаров не понравился с первого взгляда. Прямая противоположность. Он олицетворяет собой всё, что так ненавистно Павлу Петровичу.
Базаров отнёсся к нему равнодушно. И охарактеризовал его в разговоре с Аркадием, «деревенским щёголем». Слава Богу, Павел Петрович этого не слышал, иначе сразу бы вызвал его на дуэль.
Есть ещё красивая молодая женщина Анна Сергеевна Одинцова. Красавица. Наверное, унаследовала красоту от матери, она была из обедневшего княжеского рода. Но порода просматривается, несмотря на толщину кошелька. А вот, кстати, их семейный кошелёк батюшка мадам Одинцовой благополучно проиграл.
Но Анна Сергеевна удачно вышла замуж за богатого, старше себя, человека. А после его смерти унаследовала всё его состояние. И благополучно жила вместе со своей младшей сестрой.
Базаров с лёгкостью оценивает совершенно не знакомых ему людей. Что это – смелость, честность в высказывании мнений или самоуверенность и предвзятое отношение к окружающим? Или просто невоспитанность, неумение прощать другим их слабости, чёрствость?
Сочинение на тему «Отцы и дети»
С каждым годом социум стремительно развивается. На смену старым взглядам и устоям приходят новые вещи, идеи. Именно из-за этого возникает проблема «войны» поколений, так хорошо описанная в романе Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». Несмотря на то, что написан этот роман в 1861 году, проблема, описанная в нем, всегда будет оставаться актуальной. Представителем «отцов» в данном романе является дворянин Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович очень умен и талантлив, развит во многих сферах, всегда аккуратно выглядит и грамотно говорит, считает, что нужно жить по установленным в обществе канонам.
Поколение «детей» представляет молодой студент — медик Евгений Базаров, который является нигилистом. Он умен, остроумен и совершенно не признает все то, что так дорого поколению «отцов». Он абсолютно не принимает искусство, природу, не верит в любовь. Верит он только в науку.
Кирсанов и Базаров — это обобщенные образы поколений, которые они представляют. Причем описанный конфликт существует с начала времен и будет, наверное, существовать вечно, так как поколение «отцов» всегда пытается как бы навязать свою точку зрения, а поколение «детей» не принимает абсолютно ничего.
Изначально кажется, что проблема их конфликта кроется в личной неприязни, но на самом деле это только повод, а не причина. Причина противостояния — абсолютно разные взгляды на жизнь и абсолютная уверенность в собственной правоте.
Конфликт Базарова и Кирсанова так и останется неразрешенным. А вот взгляды Базарова пошатнутся в тот момент, когда в его жизни появится настоящая любовь — молодая вдова Анна Сергеевна Одинцова. Он всегда презирал людей, которые теряют голову от любви, совсем не ожидая, что это случится с ним. Именно этим поступком автор показал нам, что, каких взглядов бы не придерживался человек, природа всегда возьмет верх.
Я считаю, что есть аспекты, в которых прав и Базаров и Кирсанов. Ведь если общество не будет ориентироваться на прошлое, то оно будет совершать одни и те же ошибки постоянно. А если не принимать ничего нового и не развивать науку, то общество замрет в одном состоянии навсегда, что также не приведет ни к чему хорошему.
Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Отцы и дети» читают:
Сочинение на тему: Образ Базарова в романе «Отцы и дети»
Популярные страницы
Сочинение по картине Тутунова «Зима пришла. Детство», 2 класс
На картине художника С.А. Тутунова «Зима пришла. Детство» изображён мальчик. Он стоит у окна и с интересом наблюдает за волшебной Читать далее…
Сочинение по картине Герасимова «После дождя» (Мокрая терраса), 6 класс
На картине А.М. Герасимова «После дождя» изображена терраса в летний день. Совсем недавно прошёл дождь, а возможно и гроза. Всё Читать далее…
Сочинение на тему «Жилин и Костылин: разные судьбы», 5 класс (кратко)
Главный герой рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» – русский офицер Жилин, случайно оказавшийся в плену у татар. Есть в рассказе Читать далее…
Сочинение по картине Пластова «Первый снег», 9 класс
Пластов Аркадий Александрович — великий русский художник (1893-1972), родился в Ульяновской области в семье деревенского иконописца. Своё творчество посвятил изображению Читать далее…
Сочинение на тему «Слово как источник счастья»
Социальная жизнь каждого из нас начинается со слова. Без него сложно представить себе жизнь. Когда ребёнок впервые начинает произносить что-либо Читать далее…
Сочинение: Женские образы в романе «Герой нашего времени»
Лермонтов в своем романе «Герой нашего времени» использовал четыре очень интересных и неординарных образа абсолютно не схожих между собой девушек. Каждая Читать далее…
Краткое содержание романа Тургенева И.С. «Отцы и дети»
Произведение начинается с событий, которые происходили 20 мая 1859 года. Барин Николай Петрович Кирсанов ожидает приезд своего сына Аркадия, который только что закончил университет.
Николай Петрович был сыном генерала, но по стопам отца ему не удалось пойти из-за детской травмы. Женился он рано и был счастлив в браке. Но, к сожалению, его жена умерла. Все свое время и силы он посвятил воспитанию сына Аркадия.
При встрече оказалось, что сын приехал не один, а с другом Евгением Базаровым. Аркадий был рад приезду, но не подавал виду. Николай Петрович рассказал все новости, и они отправились в Марьино, где их ждал Павел Петрович, старший брат отца. Между Кирсановым-старшим и Базаровым сразу возникла какая-то неприязнь.
На следующее утро Базаров отправился осмотреть окрестность, а позже с местной ребятней пошел ловить лягушек. В доме Кирсановых все собрались пить чай. В это время Аркадий узнает, что у Фенечки есть ребенок от его отца. Эта новость его ничуть не огорчила. Далее старшее семейство начинает расспрашивать о Базарове. Аркадий рассказывает, что его друг нигилист – человек, который ни во что не верит, и что для него никто не является авторитетом.
Между Евгением и Павлом Петровичем возникает очередная словесная стычка. Чтобы как-то исправить эти нелепые ссоры Аркадий решает рассказать лучшему другу историю дяди. Кирсанов-старший был офицером и любимцем женщин. Но однажды он влюбился, и эта история закончилась печально. После таких событий в его жизни, он стал жить с братом, мало с кем общался и начал читать английские книги.
Спустя две недели к Базарову все начали привыкать, но относились по-разному: дворовые его любили, Николай Петрович сомневался в его влиянии на сына, а Павел Петрович его просто ненавидел.
Однажды очередные высказывания Базарова относительно семьи Кирсановых привели к обидам и очередным спорам, которые спровоцировали конфликт между старшим поколением и младшим.
Спустя время друзья отправляются в губернский город, где встречаются с другом Базарова Ситниковым. Он приглашает их в гости к Евдокии Кукшиной. Там им не понравилась, так как хозяйка выглядела неопрятно и вела себя неподобающе.
На балу угубернатора они знакомятся с миловидной женщиной Одинцовой, и она приглашаетих к себе в гости. Дома у Анны Сергеевны Аркадию показалось поведение Базарова странным. Он вел беседу с хозяйкой, рассуждал на разные темы. Заинтересовавшись общением, Одинцова приглашает парней к себе в имение, где знакомит с ее младшей сестрой Катей.
Базаров начал влюбляться. Для него это чувство было новым, так как он изначально не признавал его и считал белибердой. Спустя время ему необходимо было отправляться домой. Он решил признаться в своих чувствах, но получил отказ. Друзья отправляются к родителям Евгения, где их хорошо принимают. Дома Базаров погостевал недолго, потому что ему стало скучно.
Евгений с другом вновь отправляются к Кирсановым, по дороге они заезжают к Одинцовой, но там, как оказалось, им были не рады. В доме Аркадия их все ждали с нетерпением. Здесь Евгений проводил опыты над лягушками, а Кирсанов помогал отцу в управлении.
От жары и скуки Базаров начал обращать внимание на Фенечку. Однажды разговорившись в беседке он поцеловал ее в губы. Это увидел Павел Петрович. Обозлившись на парня, Кирсанов решает вызвать его на дуэль. Домашним они сообщают, что стрельба из-за политических разногласий. Базаров принимает вызов. Дуэль завершается ранением Павла Петровича в ногу. После всех этих событий Базаров уезжает, а Аркадий увлекается Катей. Изначально они испугались своих чувств, но позже решили пожениться.
Со временем, Евгений рассказывает другу всю правду, которая произошла в Марьино. Во время встречи с Одинцовой, Базаров признает свои ошибки и предлагает остаться просто друзьями. Прощаясь с другом Евгений не сказал ничего доброго, а лишь обвинил его в том, что тот не годится для важных дел.
Базаров живет у родителей, а спустя время начинает помогать отцу лечить больных. Однажды, при вскрытии трупа, он случайно ранит себя и заражается тифом. Перед смертью герой встречается с Одинцовой, сообщает ей о своих чувствах и умирает.
Через полгода отыграли две свадьбы: Аркадия с Катей и Николая Петровича с Фенечкой. Дела в семействе пошли хорошо. Кирсанов-старший уехал за границу, а Анна Сергеевна вновь вышла замуж, но уже не по любви.
Жизнь продолжается, на могилу Базарова приходят два старичка и молятся за упокоение усопшей души.
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Матосян А.В. |
Дата | 07.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Поделитесь с коллегами:
Урок-подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Цели: 1.Выработка навыков работы над сочинением.
-
Формирование и развитие навыков анализа литературного произведения.
-
Развитие литературно-творческих способностей учащихся.
-
Приобщение учащихся к литературе как к виду искусства.
-
Формирование личностного подхода к проблеме.
-
Развитие речи учащихся.
Ход урока.
1. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не всегда можно сказать вслух. И цель сегодняшнего урока — выявить ваше отношение «вечно живому роману» И.С. Тургеневу «Отцы и дети» и научить вас самостоятельно мыслить, творить, сочинять, излагая на бумаге примеры ученической мудрости. Итак, начинаем.
2. Работа по новой теме. «Аукцион тем» (опрос домашнего задания).
Учитель: Хочется понять, что взволновало вас, что заинтересовало вас в романе Тургенева, о чём бы вы хотели поразмышлять в своём сочинении. Тема, сформулированная и представленная вами, поможет понять это.
Ученики представляют и защищают темы сочинений. Под руководством учителя. Они выбирают наиболее интересные темы и обосновывают свой выбор. Одна из тем предусматривает работу по образу главного героя романа — Базарова, поэтому она становится ключевой темой подготовительной работы в классе.
3. Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров — «новый герой» или трагическая личность?»
а) Работа по подбору эпиграфа к сочинению.
б) работа в группах.
Класс делится на группы по равному количеству учащихся. Начинается работа над составлением плана сочинения. Из предложенного учащимися необходимо «собрать» один, наиболее полный и приемлемый, например,
План.
-
Причины появления в русском обществе и литературе 2 половины 19 века образа «нового» героя.
-
Базаров — «новый» герой или трагическая личность?
-
«И весь портрет его вызывал неприятие…».
-
Программа жизни Базарова — нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
-
Испытание любовью.
-
Одинок ли Базаров?
-
Автор и его герой.
3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
4. Работа с карточками.
Задание: в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. Можно менять текст в целом. Таким образом, возникает несколько вариантов вступления к сочинению. Количество вариантов зависит от количества творческих групп. Понравившиеся варианты вступлений каждый ученик заносит в рабочие тетради.
1. Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на _________ деле русский народ по-прежнему оставался __________________.
Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и дети».
2. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева — роман __________________. Со станиц романа ______________ ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ — взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________ образ ______________.
3. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый» тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою — _______________ Базарову.
г) работа с высказываниями. Учитель предлагает учащимся набор опорных предложений, которые можно использовать в сочинении. Цель — ученики должны найти в данном наборе ошибки и записать предложения, противоположные по смыслу исходным.
-
Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;
-
Базаров не был честен ни с самим собой, ни с Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем;
-
Базаров не способен на сильное чувство и не выдерживает испытание любовью;
-
Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его смерти;
-
Базаров не является «новым» героем своего времени и не может быть примером для подражания.
д) Каждая группа получает карточки с текстом, в опорных словах пропущены буквы и знаки препинания. Задача команд — рецензировать материал.
1. Впервые мы ___________ в __________ начале __________. Перед нами __________ человек лет ______ с п…дпояса…ой беч…вкой рубах… С первого взгляда мы понимаем что _________________________________________ к трагич…ской ра…вязке так (как) Павел Петрович _______________________________.
2. Благодаря этому роману _________________________________ слово «нигилист». Име(н, нн)о философия _____________________ легла в основу ____________________ но я (бы) ___________ остановиться на слабых и сильных ст…ронах философии Базарова.
-
И свё(таки) _________________ меняе(ться, тся) что связано с _______________.
Посмотрите как _________________ взгляды _________________ на любовь и жен…щин. Автор заставляет героя ___________________. Выдерживает ли он _________________ любовью?
4. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.
е) работа над заключительной частью сочинения. Учитель зачитывает только начало блочных предложений, а каждый ученик придумывает свой вариант окончания предложения.
— В мировой литературе существует понятие «вечного образа»…(Это герои, которые не умирают, а живут в веках).
— К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева).
— В своей критической статье Писарев назвал Базарова…(«…человеком замечательно умным, равного которому нет»).
— Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).
— Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________
— Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … (время его ещё не пришло).
— Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________
— Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________
Таким образом, мы одновременно напишем заключительную часть сочинения.
-
Комментирование оценок.
-
Домашнее задание. Написать сочинение по роману, используя материалы урока.
средняя общеобразовательная школа № 28 ст. Еремизино-
Борисовской Тихорецкого района Краснодарского края
на Всероссийский конкурс
«Современный урок»
2007 год.
Цели:
-
Выработка навыков работы над сочинением.
-
Формирование и развитие навыков анализа литературного произведения.
-
Развитие литературно-творческих способностей учащихся.
-
Приобщение учащихся к литературе как к виду искусства.
-
Формирование личностного подхода к проблеме.
-
Развитие речи учащихся.
Оборудование:
— В.Н. Александров. Знаю, понимаю, могу. Пособие-тетрадь по литературному моделированию. М., «Школа-пресс», 1999;
— Теория и практика сочинений разных жанров. Методические указания к факультативному курсу под ред. Ладыженской Т.А., Зепаловой Т.С. М., «Просвещение», 1977;
— «Раздумье перед сочинением». Ю.А. Озерова. М., «Высшая школа», 1990;
— рабочие тетради по литературе;
— карточки для капитанов команд.
Ход урока.
1. Мотивация учебной деятельности.
Слово учителя о сочинении вообще и особенностях работы на уроке.
Учитель: Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не всегда можно сказать вслух. И цель сегодняшнего урока – выявить ваше отношение «вечно живому роману» И.С. Тургеневу «Отцы и дети» и научить вас самостоятельно мыслить, творить, сочинять, излагая на бумаге примеры ученической мудрости. Итак, начинаем.
2. Работа по новой теме.
«Аукцион тем» (опрос домашнего задания).
Учитель: Хочется понять, что вас взволновало и заинтересовало в романе Тургенева, о чём бы вы хотели поразмышлять в своём сочинении. Тема, сформулированная и представленная вами, поможет нам понять это.
Ученики представляют и защищают темы сочинений. Под руководством учителя Они выбирают наиболее интересные темы и обосновывают свой выбор. Одна из тем предусматривает работу по образу главного героя романа — Базарова, поэтому она становится ключевой темой подготовительной работы в классе.
3. Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров – «новый герой» или трагическая личность?»
а) Работа по подбору эпиграфа к сочинению.
б) работа в группах.
Класс делится на группы по равному количеству учащихся. Начинается работа над составлением плана сочинения. Из предложенного учащимися необходимо «собрать» один, наиболее полный и приемлемый, например:
План.
-
Причины появления в русском обществе и литературе 2 половины 19 века образа «нового» героя.
-
Базаров – «новый» герой или трагическая личность?
-
«И весь портрет его вызывал неприятие…».
-
Программа жизни Базарова – нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
-
Испытание любовью.
-
Одинок ли Базаров?
-
Автор и его герой.
3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
4. Работа с капитанами команд.
Капитаны команд получают карточки – лакуны.
Задание: в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. В сильном классе возможен пропуск целых предложений. Объём вставляемой конструкции задаётся длиной лакуны. Можно менять текст в целом. Таким образом, возникает несколько вариантов вступления к сочинению. Количество вариантов зависит от количества творческих групп. Затем капитаны команд представляют варианты вступления, а «соперники» корректируют их. Понравившиеся варианты вступлений каждый ученик заносит в рабочие тетради. Например:
План.
-
Причины появления в обществе и литературе 2-ой половины 19 века «нового» героя.
-
Базаров — «новый» герой или трагическая личность?
-
«И весь портрет его вызывал неприятие…»
-
Программа жизни Базарова — нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.
-
Испытание любовью.
-
Одинок ли Базаров?
-
Автор и его герой.
-
«Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
в) индивидуальная работа с капитанами команд.
Капитаны получают карточки – лакуны.
Задание: в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. Иногда можно допустить пропуск целых предложений, но это возможно только в сильном классе. Объём вставляемой конструкции задаётся длиной лакуны. Можно менять и текст в целом. Таким образом, каждая группа создаст свой вариант 1- ой части сочинения – вступления. Затем капитаны команд представляют варианты своих групп, после чего остальные учащиеся корректируют их. Понравившиеся проекты вступления ребята записывают в рабочие тетради по литературе. Например:
1. Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на _________ деле русский народ по-прежнему оставался __________________.
Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и дети».
2. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева — роман __________________. Со станиц романа ______________ ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ — взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________ образ ______________.
3. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый» тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою — _______________ Базарову.
г) работа по команде «Зеркальное отражение».
Учитель предлагает учащимся набор опорных предложений, которые можно использовать в сочинении. Цель – ученики должны найти в данном наборе ошибки и записать предложения, противоположные по смыслу исходным.
-
Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;
-
Базаров не был честен ни с самим собой, ни с Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем;
-
Базаров не способен на сильное чувство и не выдерживает испытание любовью;
-
Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его смерти;
-
Базаров не является «новым» героем своего времени и не может быть примером для подражания.
Ответы перерастают в мини беседу по плану 2-ой части сочинения, которая оформляется в черновике секретарями каждой группы.
д) работа в группах по командам «Осколки» и «Проверь свою грамотность».
Каждая группа получает карточки с текстом, в котором даны только опорные слова или предложения. Команды заполняют «пустоты», используя материала мини – беседы и команды «Зеркальное отражение».
В опорных словах пропущены буквы и знаки препинания. Задача команд – рецензировать материалы товарищей, исправить допущенные ошибки.
«Осколки»
1. Впервые мы ___________ в __________ начале __________. Перед нами __________ человек лет ______ с п…дпояса…ой беч…вкой рубах… С первого взгляда мы понимаем что _________________________________________ к трагич…ской ра…вязке так (как) Павел Петрович _______________________________.
2. Благодаря этому роману _________________________________ слово «нигилист». Име(н, нн)о философия _____________________ легла в основу ____________________ но я (бы) ___________ остановиться на слабых и сильных ст…ронах философии Базарова.
-
И свё(таки) _________________ меняе(ться, тся) что связано с _______________.
Посмотрите как _________________ взгляды _________________ на любовь и жен…щин. Автор заставляет героя ___________________. Выдерживает ли он _________________ любовью?
4. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.
Каждая группа обрабатывает все дополнения и уточнения и затем зачитывает (защищает) готовый материал. У каждой команды – один пункт основной части. Во время защиты команды работают в черновиках.
е) работа над заключительной частью сочинения.
Ученикам предлагается команда «Клише».
Учитель зачитывает только начало блочных предложений, а каждый ученик придумывает свой вариант окончания предложения. Можно это задание разнообразить задание: учитель называет того ученика, который должен закончить предложенное выражение. Остальные высказывают согласие с его вариантом или предлагают свой вариант.
— В мировой литературе существует понятие «вечного образа»…(Это герои, которые не умирают, а живут в веках).
— К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева).
— В своей критической статье Писарев назвал Базарова…(«…человеком замечательно умным, равного которому нет»).
— Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).
— Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________
— Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … (время его ещё не пришло).
— Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________
— Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________
— Писарев назвал Базарова _________________________________________________
Таким образом, мы одновременно напишем заключительную часть сочинения.
5. Мини-беседа по итогу урока.
-
Комментирование оценок.
-
Домашнее задание.
Написать сочинение по роману, используя материалы урока.
Урок-подготовка к сочинению по роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»
Цели: 1.Выработка навыков работы над сочинением.
Формирование и развитие навыков анализа литературного произведения.Развитие литературно-творческих способностей учащихся.Приобщение учащихся к литературе как к виду искусства.Формирование личностного подхода к проблеме.Развитие речи учащихся.Ход урока.
1. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: Умение убедительно, ярко, красиво говорить и писать необходимо каждому человеку, шахтёру и врачу, рабочему и колхознику. Сочинение- это возможность красиво и эмоционально высказать то, что не всегда можно сказать вслух. И цель сегодняшнего урока – выявить ваше отношение «вечно живому роману» И.С. Тургеневу «Отцы и дети» и научить вас самостоятельно мыслить, творить, сочинять, излагая на бумаге примеры ученической мудрости. Итак, начинаем.
2. Работа по новой теме. «Аукцион тем» (опрос домашнего задания).
Учитель: Хочется понять, что взволновало вас, что заинтересовало вас в романе Тургенева, о чём бы вы хотели поразмышлять в своём сочинении. Тема, сформулированная и представленная вами, поможет понять это.
Ученики представляют и защищают темы сочинений. Под руководством учителя. Они выбирают наиболее интересные темы и обосновывают свой выбор. Одна из тем предусматривает работу по образу главного героя романа — Базарова, поэтому она становится ключевой темой подготовительной работы в классе.
3. Работа над сочинением по теме «Евгений Базаров – «новый герой» или трагическая личность?»
а) Работа по подбору эпиграфа к сочинению.
б) работа в группах.
Класс делится на группы по равному количеству учащихся. Начинается работа над составлением плана сочинения. Из предложенного учащимися необходимо «собрать» один, наиболее полный и приемлемый, например,
План.
Причины появления в русском обществе и литературе 2 половины 19 века образа «нового» героя.Базаров – «новый» герой или трагическая личность?«И весь портрет его вызывал неприятие…».Программа жизни Базарова – нигилиста. Слабые и сильные стороны его философии.Испытание любовью.Одинок ли Базаров?Автор и его герой.3. «Вечно живой образ». Писарев о Базарове.
4. Работа с карточками.
Задание: в предложенном тексте пропущены слова или целые словосочетания. Можно менять текст в целом. Таким образом, возникает несколько вариантов вступления к сочинению. Количество вариантов зависит от количества творческих групп. Понравившиеся варианты вступлений каждый ученик заносит в рабочие тетради.
1. Грозовая эпоха 60-х годов 19 века… Отмена крепостного права «произошла» лишь ___ ________, на _________ деле русский народ по-прежнему оставался __________________.
Конфликт сторон грозил _____________ в настоящую ________________. И.С. Тургенев был свидетелем этого конфликта и сумел __________________ ________________ его в своём ___________ «Отцы и дети».
2. Главный труд жизни ________________ русского писателя И.С. Тургенева — роман __________________. Со станиц романа ______________ ______________ нас в атмосферу грозовой эпохи. Его герои: _________________________________________ — взяты из жизни, у них есть реальные ______________________. Центральное место в романе ___________ образ ______________.
3. В русской литературе 2-ой половины 19 века ____________________ «новый» тип героя, отличного во всём от его _____________________: «лишних» героев Грибоедова, Пушкина и ________________. Тургенев почувствовал веяния времени и ___________ их, несмотря на неоднозначное ____________________ к своему герою — _______________ Базарову.
г) работа с высказываниями. Учитель предлагает учащимся набор опорных предложений, которые можно использовать в сочинении. Цель – ученики должны найти в данном наборе ошибки и записать предложения, противоположные по смыслу исходным.
Базаров не отрицал искусство, любовь, религию;Базаров не был честен ни с самим собой, ни с Аркадием, ни с Одинцовой, ни с Павлом Петровичем;Базаров не способен на сильное чувство и не выдерживает испытание любовью;Тургенев не любит своего героя и не жалеет о его смерти;Базаров не является «новым» героем своего времени и не может быть примером для подражания.
д) Каждая группа получает карточки с текстом, в опорных словах пропущены буквы и знаки препинания. Задача команд – рецензировать материал.
1. Впервые мы ___________ в __________ начале __________. Перед нами __________ человек лет ______ с п…дпояса…ой беч…вкой рубах… С первого взгляда мы понимаем что _________________________________________ к трагич…ской ра…вязке так (как) Павел Петрович _______________________________.
2. Благодаря этому роману _________________________________ слово «нигилист». Име(н, нн)о философия _____________________ легла в основу ____________________ но я (бы) ___________ остановиться на слабых и сильных ст…ронах философии Базарова.
И свё(таки) _________________ меняе(ться, тся) что связано с _______________.Посмотрите как _________________ взгляды _________________ на любовь и жен…щин. Автор заставляет героя ___________________. Выдерживает ли он _________________ любовью?
4. Своевременен ли Базаров? Я думаю что _________________. Опасно в нём то что ____________________________. Кому (то) такие герои ____________________ но ___________________. Может из(за) таких Базаровых ______________________________.
е) работа над заключительной частью сочинения. Учитель зачитывает только начало блочных предложений, а каждый ученик придумывает свой вариант окончания предложения.
— В мировой литературе существует понятие «вечного образа»…(Это герои, которые не умирают, а живут в веках).
— К таким образам относятся… (Гамлет Шекспира и Онегин Пушкина, Дон Кихот Сервантеса и Печорин Лермонтова, Чайльд-Гарольд Байрона и Базаров Тургенева).
— В своей критической статье Писарев назвал Базарова…(«…человеком замечательно умным, равного которому нет»).
— Базаров был нужен своему времени, потому что… (воплотил в себе черты людей, готовых пожертвовать собой ради общего блага).
— Мне близок (не понятен) Базаров тем, что __________________________________
— Автор закономерно «уводит» своего героя со сцены, потому что … (время его ещё не пришло).
— Нужны ли Базаровы сегодня? Да (нет), потому что ___________________________
— Я не могу согласиться с мнением ___________________ о том, что ______________
Таким образом, мы одновременно напишем заключительную часть сочинения.
Комментирование оценок.Домашнее задание. Написать сочинение по роману, используя материалы урока.
Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта — свяжитесь, пожалуйста, с нами.