Подготовка к сочинению по роману обломов гончарова

Рассмотрим одно из самых неоднозначных и актуальных по сей день произведений ивана гончарова роман обломов. оно было написано в

Рассмотрим одно из самых неоднозначных и актуальных по сей день произведений Ивана Гончарова – роман «Обломов». Оно было написано в сложное время, когда за любую критику властей в произведениях авторов бросали в ссылки. Та пора стала переломной в стране, изменилось все – и социальные отношения, и экономические. Эти изменения нашли свое отражение в произведении Гончарова особо ярко. В нем заострено внимание на извечных проблемах человеческой жизни – любви, дружбе, смысле самой жизни каждого человека.

По сути, все проблемы этого произведения можно сформулировать всего одним словом – «обломовщиной», что значит безвольность и леность, тунеядство. Писатель это явление описывает как социальное бедствие, от него страдают все слои общества в разных формах. Однако, по мнению самого автора, это бедствие присуще сословию помещиков, именно в их среде это явление наиболее распространенно. Они привыкли вести феодальный – праздный образ жизни, который должен был давно уже выродиться. Обломовщина символизирует порочность высших сословий империи, которые живут по правилам, основанных на эксплуатации и угнетении других, более низких рангов. Кроме того, обломовщина – является олицетворением праздной жизни без забот.

Главный герой произведения является ярким примером общества, которое погрязло в обломовщине. Он родился и вырос в тихой деревне, а его сон показывает нам причины проблемы. Его родители вели несколько ленивый и беспечный образ жизни – их поместье пребывало частично в развалинах, мебель в помещениях застарелая и побитая, они жили в долгах, но всегда в полном довольствии. Жили они, ничего не делая, плывя по течению жизни. За них трудились крестьяне. К облененному образу жизни они приучили своего отпрыска с рождения.

Обломовщина противопоставляется активному образу жизни, который процветал в то время в Европе. Автор показал, что за границей труд более стоящий и более ценен, а еще там ценится образование и его развитие. К этим ценностям охотно стремится другой главный герой – Штольц, который выступает в роли антипода главного героя. Андрей сам выстраивает свою жизненную стезю, продвигаясь осознанно и целенаправленно, добивается исполнения своих целей, рассчитывая только на собственные силы.

Но и Штольца автор не особенно идеализирует, этому персонажу при его постоянном движении к цели не хватает внутренних качеств, таких как душевность, романтичность, мягкость, обходительность. Но зато эти черты есть у Ильи Обломова. Непрерывная суета нравится далеко не всем, не каждый человек может выдержать такой жизненный ритм. Но свою жизнь Андрей сделал гармоничной, деятельной, одухотворенной и осмысленной. С ним Ольга счастлива в браке, потому что их взгляды на жизнь и подходы к ней в основном похожи и жизненные цели тоже. Лишь на такой основе может сложиться крепкий семейный союз.

Большинство исследователей литературы считают, что роман Гончарова имеет социально-психологическую направленность, на это указывают поднимаемые в произведении проблемы и национальные вопросы. Писатель затрагивает национальные интересы, например особенности воспитания и формирования личностных качеств у героев – Обломова и Штольца, выросших на русских национальных ценностях дворянского общества и немецких. Андрею отец-немец привил основы своей культуры, а мать обогатила образ героя духовностью, русской культурой, знанием искусства.

Гончаров в своем романе также поднимает тему «лишнего в обществе человека». К этой категории людей относится Илья Обломов. Для него общество становится чуждым. Обломову сложно подстраиваться к быстро изменяющимся событиям в окружающем мире. Главный герой любит неторопливую, размеренную жизнь, ничегонеделание, предпочитает труду или посещению светских мероприятий лежание на диване. Обломову комфортнее находиться в прошлом.

В мечтах о будущем персонаж видит его таким же, каким было прошлое: безмятежным, неторопливым, спокойным. И в конечном итоге мечты Обломова сбываются: он женится на хозяйке съемного жилья Агафье Пшеницыной, которая принимает его таким, какой он есть, не пытаясь переделывать. Обстановка в их доме очень похожая на атмосферу прошлой жизни героя, его детства. У Агафьи и Обломова даже рос сын, но от переедания и праздной жизни здоровье героя сильно ухудшилось, и он умирает, едва дожив до сорока лет. Его сына воспитывает семья Штольц. Обломов является характерным отголоском изжившей себя прошлой эпохи.

Важной проблемой произведения является любовь. На примерах образов героев и особенностей их отношений автор демонстрирует различные типы любви. Первый тип – Ольга Ильинская и Илья Обломов – отношения романтичные и нежные, но непродолжительные. Для Обломова любовь – это лишь отражение какого-то далекого недосягаемого идеала. Для Ильинской же — это новый путь. В любви женщина активна, а Обломов так же, как и во всем остальном, ленив и пассивен. В данном типе отношений сошлись две противоположности, быть вместе они не смогли. Обломов сначала потянулся к Ольге, он был счастлив, романтичен, тактичен, трепетно ухаживал за нею. Но такая жизнь ему быстро надоела, опять же из-за его лени, и дальше ему все меньше хотелось ухаживать за девушкой, он все тянул со свадьбой, а она долгое время ждала этого его ответственного шага, но так и не дождалась.

Другой тип любовных отношений – это Обломов и Агафья Пшеницына. Их семейный союз был похож на отношения родственников, например, матери и сына. В нем была гармония, но семейные обязательства распределялись в нем неравномерно. Жертвенность Агафьи и ее чрезмерная опека привела Обломова к серьезным проблемам со здоровьем и к еще большей душевной деградации.

Третий тип отношений – это любовь Ильинской и Штольца. Она строится на доверии и понимании друг друга. Их взгляды на жизнь и окружающий мир совпадали, у них не было духовных разногласий, и вместе им было хорошо. Партнеры проводили много времени вдвоем и душевно сблизились. Для писателя их союз – идеальная форма полноценной семьи. Они воспитывают вместе со своими детьми и ребенка Обломова, которого им отдает Агафья после смерти мужа.

Одной из важных проблем в книге является проблема поиска смысла жизни и человеческого предназначения. Гончаров считает, что у каждого человека должна быть своя жизненная цель, смысл его существования. А если ее нет, и человек живет бесцельно, то он деградирует. Этот процесс деградации и самоуничтожения И.А. Гончаров и показал читателям на примере беззаботного существования своего главного персонажа Ильи Обломова.

Также на примере житейского подхода другого центрального героя Андрея Штольца писатель учит нас жить целенаправленно, планировать свое время, стремиться к достижению поставленных целей, добиваться успехов, исполнения мечты.

В заключение можно сказать, что И.А. Гончаров в своем творении поднимает извечные злободневные проблемы, существующие во все времена в любом обществе. Произведение актуально и в наши дни, потому что есть среди нас и «обломовы», и «штольцы». Роман «Обломов» помогает читателю увидеть эти проблемы и на основе примеров литературных героев сделать свой правильный жизненный выбор.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

(736 слов) Одним из наиболее весомых и значимых творений Ивана Андреевича Гончарова является его роман «Обломов». С момента издания книги и до наших дней, она заслуживает большое внимание и признание разновозрастной читательской аудитории. Писатель мастерски выстроил вокруг героев 3 истории сюжета: любовь и романтические отношения между персонажами, афера с поместьем Ильи Обломова, сравнение судеб двух героев – Ильи Обломова и Андрея Штольца, их противопоставление.

Также писатель смог интересно и ярко изобразить всех героев романа, с личностями которых на протяжении всего текста знакомится  читатель. Особенно его внимание привлекает героиня Агафья Пшеницына, настоящая русская женщина. Образ Агафьи представлен Гончаровым довольно подробно и детально, и является цельным и законченным.

Пшеницына – истинная русская женщина, надежная, сильная, бесстрашная. О таких, как она, говорят: «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет».  У Агафьи крепкое, ладное тело, сильные, привыкшие к труду руки, она имеет пышные формы и обладает кротким и незлобивым нравом. Женщина она религиозная, послушная, скромная, отличная хозяйка. Ее отличают практичность и трудолюбие. Она работает, не покладая рук, ей нравятся домашний уют и чистота.

Эта женщина – идеальная кандидатура в супруги  главному персонажу Илье Ильичу Обломову, так как она может воссоздать картину детства Ильи Ильича в его Обломовке, окружить мужчину вниманием и заботой.

Жизнь Агафьи складывалась совсем не просто.  Женщина рано стала вдовой,  и ей не на что было содержать двух своих детей. Она старалась прокормить семью за счет своего труда, что женщине в то время сделать было очень сложно.  И они жили в основном на средства, получаемые от сдачи дома, да вырученные с яиц и цыплят.

Агафья не смогла получить достойное образование, как Ольга Ильинская, она не разбирается во многих житейских вопросах, ее кругозор узок и ограничен. Но свою некомпетентность героиня научилась скрывать либо за молчанием в определенный момент, либо за милой улыбкой.

В круг интересов Агафьи входили ведение домашнего хозяйства,  кухонные работы, распоряжение прислугой. Позже  круг интересов пополнился заботами о муже и сыне.

Гончаров  подчеркивает положительные качества этой женщины. Она оберегает своего супруга от всяких проблем и волнений. В их доме всегда уют и спокойствие, он полон еды, душевной теплоты и гостеприимства. Женившись на Агафье Пшеницыной, главный герой, наконец, дождался исполнения мечты всей его жизни – обретения желанного покоя, умиротворения и счастья.

В своем романе автор дает понять, что любовь бывает разной, это он показывает на примерах отношений Обломова с Пшеницыной и Обломова с Ильинской. В первом случае Агафья искренне любит Илью Ильича, просто так, ничего не требуя взамен за то, что он рядом. Она не пытается его перевоспитать, изменить, подстроить под себя. Ей радостно чувствовать его благодарность, видеть, что он ценит ее самопожертвование и внимание. Пшеницыну устраивает Обломов такой, какой он есть. В их семейном союзе лидирует женщина. Супруга занимается бытом, домом, улаживанием проблем и решением финансовых вопросов. Обломова изрядно измучили отношения с Ольгой Ильинской, и в союзе с Агафьей он просто отдыхает душой рядом с ней, обретает покой, живет в мире своих грез, отгородившись от реальной жизни.

Образ этой героини Гончаров наделяет набором всех жизненных  установок главного героя. Ей не надо соответствовать, ее не надо завоевывать, носить на руках, поддерживать, она Обломова понесет сама, станет ему надежной поддержкой и опорой, да еще и будет благодарна. Связав свою жизнь с этой женщиной, Обломов больше не пытался себя изменить, стать настоящим мужем, его устраивала в семье роль ребенка. Такой бесцельный и безмятежный образ жизни  Обломова наносит вред его здоровью. Но герой не хочет следовать советам докторов и умирает, едва дожив до сорокалетия.

Агафья очень любит их сына, но после смерти Обломова отдает мальчика в семью Штольц на воспитание, считая, что именно Андрей и Ольга смогут правильно воспитать ребенка и дать ему достойное образование. В этом решении прослеживаются основные положительные качества Пшеницыной: практическое мышление, бескорыстие, жертвенность материнской любви, сила духа.

Нужно отметить, что на протяжении романа писатель проводит сравнение Агафьи  с Ольгой. И зачастую эта простая русская женщина, набожная и недостаточно образованная, по многим своим душевным качествам и  чертам характера превосходит образованную и воспитанную карьеристку Ильинскую. Пшеницыну делает счастливой бескорыстная и безвозмездная любовь, но здесь есть и отрицательная сторона отношений: мирясь со всеми слабостями супруга и потакая ему в них, она же таким своим поведением и губит его, позволив Обломову окончательно облениться.

Создавая образ Агафьи Пшеницыной, Гончаров наделил его всеми позитивными чертами и качествами истинно русской женщины: бескорыстием, искренней любовью к сыну и супругу, к окружающему миру, надежностью, силой духа, самопожертвованием.  Героиня не ставила жизненной целью материальное благополучие, выстраивание карьеры, личные интересы, и это отличает ее от других героев романа. Но, не будучи эгоисткой, обладая добротой, открытостью, самоотдачей, искренностью, женщине удается обрести настоящее счастье.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Человек путешествующий:
дорога в жизни человека

Поэма М.
Лермонтова «Мцыри»

Главный
герой:

Мцыри, монах, грузинка, барс.

Мцыри
сидел в заточении и мечтал о свободе. Он представлял, как вернётся на Родину
и будет счастлив.
Иногда для того чтобы с честью пройти путь духовных
исканий, необходимо покинуть место, в котором ты сейчас находишься. Мир широк
и необъятен, поэтому знакомство с ним открывает перед человеком новые
горизонты.

Александр
Сергеевич Грибоедов пьеса «Горе от ума».

Герои:
Александр
Андреевич Чацкий,
Павел Афанасьевич Фамусов, Софья
Фамусова, Алексей Молчалин, Скалозуб, Лизанька

3 года
«странствий по свету», хорошее образование, оказали огромное влияние на
мировоззрение главного героя. Если бы Чацкий не отправился за границу, он бы
остался близок с Софьей, так как стал бы типичным представителем
«фамусовского общества».

Путешествия расширили кругозор Чацкого
и сделали его совершеннее.

Практический и духовный опыт не приобретается теми, кто не выходит из зоны
комфорта и не пробует что-то новое.

Роман
Ивана Александровича Гончарова «Обломов».

Герои: Илья Ильич
Обломов, Ольга Сергеевна Ильинская, Андрей Иванович Штольц,

Илья
Ильич  мечтает о том, как поедет за границу, будет путешествовать, у него
окажутся жена-красавица и дети. Но мечты трудноосуществимы, поскольку Обломов
не строит никаких планов, не предпринимает какие-либо действия. Воображаемая
дорога дарила покой и радость, а реальная дорога вызвала лишь негативные
чувства.

 

А.С.Пушкин «Капитанская дочка».

Герои: Петр Андреевич Гринев, Марья Ивановна Миронова,
Архип Савальев (Савельич), Алексей Иванович Швабрин, капитан Миронов.

Гринев уехал из
родительского дома в Белогорскую крепость и только там возмужал, повзрослел и
нашел свою судьбу.

 

 

 

Максим Горький «Старуха Изергиль».

Герои: Старуха Изергиль, Ларра,
Данко.

Данко решил, что необходимо браться за дело и
добиваться решения проблемы. Он
пожертвовал собственной жизнью ради
счастья и свободы целого народа.
Как бы люди
не осуждали методы юноши, не жаловались на свою слабость, они все равно
пришли к цели благодаря его инициативе и конкретным действиям, направленным
им на достижение успеха.

 

Максим Горький пьеса «На дне».

Герои: Сатин,
Бубнов, Актер, Васька Пепел, Наташа, Клещ, Анна, Барон, Настя, Квашня,
Алешка, Кривой Зоб и Татарин («кривая дорожка»).

Жители
костылевской ночлежки мирятся с тем положением, в котором они оказались из-за
нежелания что-либо менять. Одни герои с рождения живут бессмысленной жизнью,
но есть и те, которые раньше жили весьма неплохо, однако даже они не хотят
ничего делать для того, чтобы вернуть свое прежнее положение.
Все герои выбрали вариант попроще и побыстрее — это и есть
«кривая дорожка», ведь она ведет к цели ценой отказа от своих правил и
установок.

 

Иван Алексеевич Бунин рассказ
«Господин из Сан-Франциско».

Герои: Господин из Сан-Франциско, жена и дочь.

Всю жизнь он стремился к богатству, примером
для себя поставив самых богатых людей мира, пытался достичь того же
благополучия. Наконец, ему кажется, что поставленная цель близка и, наконец,
пора отдохнуть, пожить в свое удовольствие.

 

Михаил Александрович Шолохов  роман-эпопея «Тихий Дон».

Герои: Григорий Пантелеевич
Мелехов, жена Наталья, Аксинья Астахова.

Новые
знакомства и впечатления убедили Григория, что его картина мира была неполной
и незрелой.
Смятения
в душе сопровождали многих людей, на жизнь которых повлияла Гражданская
война. Григорий: «От белых отбился, к красным не пристал, так и плаваю, как
навоз в проруби».

Михаил Александрович Шолохов рассказ «Судьба
человека».

Герои: Андрей Соколов, жена Ирина, дети
Анатолий, Настенька и Олюшка.

Особое внимание в рассказе уделяется описанию
жизненного пути центрального персонажа Андрея Соколова. Одним из главных
военных испытаний был плен у немцев. Но самая болезненная трудность, которая
настигла Андрея Соколова, заключалась в том, что он потерял тех, кто был ему
дорог-свою семью.

 

Антон Павлович Чехов  рассказ
«Крыжовник»

Герои: Николай
Иваныч, рассказчик Иван Иваныч
Чимша-Гималайский,
Буркин (друг И.И.), Павел Алехин.

Николай Иванович всю
жизнь мечтал о приобретении усадьбы и статусе дворянина. Чтобы осуществить
задуманное, ему пришлось ограничивать себя даже в самом необходимом.

Автор описал путь к цели,
который вовсе не мотивирует, а вызывает презрение. Николай Иванович пришел к
своей цели и чувствовал себя счастливым человеком.     Идя к своему идеалу по
головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с манией
дворянского величия. Средства исказили цель, и мечта об успехе привела
человека к нравственному падению, а не триумфу.

 

Повесть А.И. Куприна «Олеся».

Герои: Иван, Олеся, Мануйлиха.

Иван поехал в Полесье для поиска материала
для повести или романа. Он познакомился с Олесей и полюбил ее, получив много
ярких впечатлений. В поездке человек узнает себя лучше, и новые сведения об
окружающем мире расширяют горизонты личности, помогают определить дальнейшие
пути развития.

 

Николай Васильевич Гоголь, поэма «Мертвые души».

Герои: Павел Иванович Чичиков, Господин Манилов, Настасья Петровна
Коробочка, Господин Ноздрёв, Михаил Семёнович Собакевич, Степан Плюшкин.

Павел Иванович Чичиков ездил по
окрестностям города, чтобы договориться с помещиками о фиктивной покупке
крестьян, которые уже умерли. Новые впечатления и открытия заставляли его
задумываться о своем будущем. Приобретенные сведения и опыт помогли бы герою
и дальше развивать свою авантюру, если бы его не разоблачили. Путешествие
дарит человеку новые возможности, но то, как он ими распорядится, зависит
только от него.

И.С. Тургенев «Отцы и дети». В путешествии по губернии Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов
находят свою судьбу. Встреча с Одинцовой меняет их жизнь навсегда.

А.С.Пушкин
«Капитанская дочка»
. Герои: Петр Гринев, Маша Миронова,
Савельич, Пугачев, Зурин.

На
протяжении повествования система ценностей Петра претерпевает важнейшие
изменения: любовь к Маше Мироновой пробуждает в его сердце способность к
состраданию и готовность к самопожертвованию. Путешествие, в которое
отправляет Гринёва отец, помогает юноше стать сильным духом и нравственно
чистым человеком.

М.Ю. Лермонтов психологический
роман «Герой нашего времени»
. Григорий Печорин
разочаровался в жизни и спасался от тоски только одним способом —
путешествием, которое дарило новые эмоции и развлекало его.

А.С. Пушкин роман
«Дубровский».

Герои: Андрей Гаврилович Дубровский —
помещик, имение которого пытается отобрать Троекуров. Кирила Петрович
Троекуров — помещик. Маша Троекурова — молодая девушка.

Владимир Дубровский смог
получить образование и знание манер только в столице, этот отъезд из родного
дома сделал его человеком просвещенным и развитым.

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Рэй Брэдбери
рассказ «Улыбка»

Герои: Том — мальчик
с чуткой душой,
Григсби — типичный представитель разрушенной цивилизации.

Мона Лиза
(Джоконда )
Леонардо да Винчи.

Писатель показывает мир, в котором результатом научно-технического
прогресса стала деградация человечества.

Р.
Брэдбери, рассказ «Вельд».

Герои:
Джордж и Лидия Хедли – родители, Питер и Венди
–дети.

В рассказе говорится о том, как изменилась
жизнь семьи Хедли, когда появился умный дом «Всё для счастья». Достижения
науки и техники произведены для того, чтобы облегчить жизнь людям, но они не
могут дать счастье, скорее наоборот — это уничтожит всю человечность: забота
и искренность во взаимоотношениях между людьми совсем исчезнут.

Андрей Платонов
«Песчаная учительница».

Герои: Мария Никифоровна Нарышкина. . Она
стала изучать новейшие способы борьбы с песком и получила технические знания. Новые технологии
позволяют Марии спасти жителей пустыни от голода и нищеты.
Прогресс
открыл им научные методы борьбы с неблагоприятными погодными условиями и
практические советы по сооружению баррикад от песка.

А.П. Чехов рассказ «Крыжовник»

Герои: Николай Иваныч, рассказчик Иван Иваныч Чимша-Гималайский, Буркин (друг И.И.), Павел
Алехин.

Смыслом
жизни Н.И. была покупка участка с собственным насаждением крыжовника. Пришлось
ограничивать себя даже в самом необходимом. Ради цели Н.И. решается на
подлость, женится по расчету.
Идя к своему
идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с
манией дворянского величия.

Александр
Беляев «Человек-амфибия»

Герои: доктор Сальватор, Ихтиандр, Гуттиэра, Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра.

С одной
стороны, доктор Сальватор, пользуясь достижениями науки и своими открытиями,
спасает неизлечимо больного индейского мальчика, проводя уникальную операцию.
Теперь страдавший пороком дыхательных путей Ихтиандр может жить под водой и
выходить на сушу на непродолжительное время. Однако человек существо
социальное и духовное. Помимо физического тела он обладает целым рядом
психологических и эмоциональных особенностей.

Михаил Афанасьевич Булгаков повесть
«Собачье сердце»

Герои: пес
Шарик
, профессор
Филипп Филиппович Преображенский, Доктор Борменталь,
алкоголик и дебошир Клим
Чугункин (Полиграф Полиграфович
Шариков).

В повести продемонстрировано настоящее явление научно-технического
прогресса: над псом Шариком известным ученым была проведена уникальная
операция по пересадке человеческого гипофиза, благодаря чему собака
превратилась в человека Полиграфа Полиграфовича Шарикова.

Эксперимент
оказался неудачным, поскольку профессору удалось лишь физически перевоплотить
собаку в человека, человечностью Шарика ему наделить не удалось. Чтобы быть
человеком, важно обладать человеческими качествами, которые развиваются в
процессе социализации, рядом с другими людьми.

 

Валентин Распутин повесть «Прощание с Матерой»

Герои:
Дарья Пинигина —
самая старая и крепкая жительница Матеры, Павел Пинигин (сын Дарьи, тракторист), Андрей Пинигин младший сын
Павла Пинигина,
Настасья – старуха.

На месте деревни-острова Матеры собираются
строить гидроэлектростанцию (ГЭС). С одной стороны, данное событие идет на
благо общества, поскольку ГЭС будет оснащать всю страну энергией. С другой
стороны, ради строительства гидроэлектростанции люди готовы затопить целую
деревню.

 

Рассказ А. П. Чехова «Хирургия»

Герои: Сергей Кузьмич Курятин –
фельдшер земской больницы, сорокалетний толстый мужчина. Ефим Михеич
Вонмигласов – дьячок, высокий коренастый старик.

Александр
Иванович Египетский – богатый и образованный помещик, которому Курятин рвал
зуб. В рассказе показано
насколько важны знания для врача.
Фельдшер Курятин измучил своего пациента, дьяка Вонмигласова, пытаясь вырвать
ему зуб.

Главная
функция прогресса — облегчение и усовершенствование жизни людей.

Роман Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и
дети»

Герои: Евгений
Васильевич Базаров, Аркадий Николаевич Кирсанов, Николай Петрович Кирсанов,
Павел Петрович Кирсанов, Анна Сергеевна Одинцова.

Практическое
применение научных знаний действительно может изменить мир к лучшему: Базаров
действительно смог помочь многим людям, ведь был талантливым медиком и двигал
науку вперед.

Иван Алексеевич Бунин
рассказ «Господин из Сан-Франциско».

Герои: Господин из Сан-Франциско, жена и дочь.

Природа,
ее естественность является силой, противоположной богатству, человеческой
самоуверенности, цивилизации. За деньги можно попытаться не замечать ее
неудобств, но это не всегда получается. И переезд на Капри становится для
всех пассажиров “Атлантиды” страшным испытанием.

 

А.И. Куприн «Олеся»

Герои:
Иван Тимофеевич, Олеся, Мануйлиха, слуга Ярмола.

Вдали от цивилизации облагораживает людей, помогает им
оставаться такими, какие они есть на самом деле. Автор хотел показать, что
общество способно поглотить в себе лучшие человеческие качества, безжалостно
перемолоть их.

А.С.Пушкин «Евгений
Онегин» (К ДОРОГЕ)

Герои: Евгений Онегин (около
26 лет) — молодой повеса, страдающий от скуки. 

Татьяна Ларина, Владимир Ленский, 

Ольга Ларина.

 

А. Платонов  «В прекрасном и яростном мире».

·        
Герои: Александр
Васильевич Мальцев
 – опытный
машинист, который всем сердцем любит свое дело.

·        
Константин – помощник
Мальцева, ответственный, порядочный молодой человек.

Новые технологии — это вызов
для людей, ведь они требуют повышенной ответственности.

 

 

Сочинение на тему «Обломов и Штольц: сопоставление или противопоставление? (И.А. Гончаров)» заставило нас задуматься над вопросом: сопоставляет главных героев автор или противопоставляет и с какой целью он это делает.

Летом 1957 года в Мариенбаде русский писатель И.А. Гончаров читал И.С. Тургеневу и А.А. Фету свое новое произведение – роман «Обломов», который был опубликован чуть позже, в 1959 году, и принес автору мировую известность. Произведение перевели  почти на все языки мира, спектакли по «Обломову» до сегодняшнего времени идут на сценах как российских, так и зарубежных театров, по роману снят фильм. Написание произведения и его издание предшествовали одному из главных событий в русской истории – отмене крепостного права. Это были непростые годы, полные раздумий о путях развития России, время мучительного ожидания перемен. И.А. Гончарова тоже волновали эти непростые вопросы, которые он пытается решить в романе «Обломов». На примере частной жизни он показал все пагубное влияние крепостного права на российское общество.

В композиционной основе произведения лежит прием антитезы, то есть противопоставления, при помощи которого автор помогает читателям понять душу героев, выделяет их неповторимые, особенные личностные качества. В Илье Ильиче Обломове и  Андрее Штольце – главных персонажах романа – противопоставляется все, вплоть до мельчайших деталей: происхождение, воспитание, образ и стиль жизни, отношение к службе, внутренние человеческие качества.

Илья Ильич Обломов – молодой барин, единственный сын и наследник своих родителей. Он рос и воспитывался в родовом имении Обломовке, расположенном в тихом и спокойном местечке. После окончания частного пансиона Ивана Богдановича Штольца переехал в Петербург, окончил университет и три года служил в одном из многочисленных департаментов столицы. Потом герой, придумав незначительную причину, уволился и засел в квартире на Гороховой улице, проводя время в пустых мечтаниях и снах. Халат превратился в его вторую кожу, а его широкий диван, казалось, навсегда сросся с героем.

Еще в детстве, наблюдая за жизнью родителей, маленький Илюша приучался к лени, покою и праздности. Барскому сыну не разрешали самому ни умываться, ни расчесываться, ни одеваться или поднимать уроненную вещь. Все за него выполняли сначала няньки, потом Захар. С раннего возраста Илье Обломову внушали мысль, что труд – это тяжкое наказание. Родители, потакая любимому сыну, убили в нем стремление к знаниям, познанию нового. Сначала они не разрешали «исследовать» мир вокруг имения, который был так интересен маленькому Илюше, потом целыми неделями позволяли гостить дома и не посещать по разным причинам занятия в пансионате. Такое воспитание сделало героя апатичным, ленивым, не умеющим найти выход в трудной ситуации, решить какую-либо проблему. У него нет никакой цели в жизни, никаких живых интересов. Он живет, словно по инерции, не задумываясь и не переживая о завтрашнем дне. Илья Ильич дорожит только своим спокойствием и удобством и даже ради любви не готов от них отказаться.

Однако, кроме лени, равнодушия к жизни и инертности, Обломов не лишен и положительных качеств. Он мечтательный, мягкий, простой, неподдельно добрый человек с огромным сердцем и чистой, неиспорченной  душой. Может быть, именно поэтому Андрей Штольц спешит к нему в гости после долгих поездок, чтобы отдохнуть душой рядом с великодушным и добрым товарищем.  

Несмотря на крепкую, многолетнюю дружбу, друзья совершенно разные. Андрей Штольц родился в семье с другими устоями и традициями. Его мать была русской дворянкой, мечтающей видеть в единственном сыне молодого барина, однако большую роль в его воспитании сыграл отец – Иван Богданович Штольц, немец по происхождению. С ранних лет Андрей изучал окружающий мир, пропадая, бывало, по несколько дней где-то, но каждый раз открывая для себя что-то новое. Он усердно учился, много читал, переводил, ни минуты не оставаясь без дела. Иван Богданович Штольц воспитывал в сыне любовь к знаниям, привычку думать, работать. Андрею часто приходилось выполнять поручения отца, и ни разу сын не подвел его. Все это развивало в нем умение ставить цели и достигать их, жить своим умом, надеяться только на себя в решении жизненных вопросов. Старший Штольц часто брал с собой подросшего сына на фабрику, на поля, заезжал с ним к купцам, даже устроил работать учителем в своем пансионате. Труд был основой жизни в семье Штольцев. После окончания университета Андрей не стал задерживаться около отца, а отправился в Петербург со ста рублями денег ассигнациями. В столице он устроился на службу, сделал блестящую карьеру, добился уважения, определенного веса в обществе. Все, чего достиг Андрей в жизни, он достиг своим умом и трудом, благодаря своей предприимчивости и настойчивости. Выйдя в отставку, он занимался коммерцией, различными проектами, много путешествовал, общался с людьми, был все время в движении и позволял себе отдохнуть только у Ильи Обломова на его широком и удобном диване. И сам И.А. Гончаров, и читатели романа  любуются кипучей энергией Штольца, настроенного против спячки и лени, за просвещение и труд. Однако в его характере нет той поэзии, мечтательности и мягкости, какие есть у Обломова. Андрея интересуют только собственные интересы, у него нет программы служения обществу.

Читатель обращает внимания на то, что герои Гончарова не похожи друг на друга даже внешне. Рисуя портрет Обломова, автор отмечает мягкость в выражениях его лица, линиях тела, движениях. У героя мягкие пухлые руки, такие же плечи, не по летам обрюзгшее тело, что говорит о неприспособленности к труду, частом безделье, лени. На его светлом лице и темно-серых глазах почти никогда не было и тени мыслей.

Андрей Штольц был стройным, немного худощавым, мускулистым молодым человеком. Казалось, он весь состоял из мускулов, нервов и костей и этим походил на чистокровную английскую лошадь. В его теле не было ничего лишнего, оно было физически крепкое и здоровое. Герой никогда не делал резких движений, был всегда спокоен. Его зеленые выразительные глаза смотрели на мир с большим интересом. Весь его внешний вид говорил о том, что Штольц натренировал тело постоянным движением.

Таким образом, мы убеждаемся, что автор не сопоставляет героев, а противопоставляет их. Через этот художественный прием И.А. Гончаров смог показать всю глубину внутреннего мира Ильи Обломова и Андрея Штольца, черты их характера.    

  • Подготовка к сочинению по роману а с пушкина капитанская дочка
  • Подготовка к сочинению по роману дубровский 6 класс видеоурок
  • Подготовка к сочинению по пьесе гроза 10 класс урок
  • Подготовка к сочинению по пьесе гроза конспект урока
  • Подготовка к сочинению по роману дубровский 6 класс по плану по литературе