Подготовка к сочинению по роману капитанская дочка 8 класс презентация

Автор андрей измаилов на чтение 8 мин. просмотров 10 опубликовано 23.05.2021 определение и понятие совестливости совесть внутренняя потребность индивида

На чтение 8 мин. Просмотров 10 Опубликовано

Определение и понятие совестливости

Совесть — внутренняя потребность индивида нести ответственность за совершенные действия. Считается, что человек «слышит голос», когда нарушает свои нравственные принципы и моральные нормы.

Для чего нужен совестливый голос

Совестливость — это компас, помогающий личности не сбиться с верного пути. Когда человек поступает плохо, то совестливый голос укоряет его за это действие. Память об этом чувстве не дает совершить подобный поступок вновь. Индивид испытывает стыд и больше не желает совершать проступок.

Так, можно сказать, что совестливость оберегает людей от совершения плохих дел и регулирует человеческое поведение, основываясь на памяти и опыте. Только не всегда получается полностью полагаться на свою совесть. Например, бывают случаи, когда человек не совершает плохих дел (например, воровство), но в своей семье не заботится о детях. Ему не совестливо от этого, поэтому только серьезная помощь со стороны направит на верный путь. Со временем он поймет свои ошибки и предотвратит их повторение в будущем. Главное, чтобы не было слишком поздно.

Таким образом, совесть — инстинкт, позволяющий отличить добро от зла. Она позволяет не сожалеть о своих поступках.

Как использовать и слышать

slyshat_sovest.jpg

Личность должна понимать, что совесть работает в будущем, а не в прошлом. Это говорит о том, что не стоит ждать, пока она проснется. Нужно думать о возможных последствиях своих действий, заранее понимать, какое наказание ждет за проступок. Принятие ответственности за свои решения и дела поможет избавить себя от мук и укоров совести при воспоминаниях.

Для этого достаточно руководствоваться следующими правилами:

  1. Не спорить с внутренним голосом.
  2. Признавать ошибки спокойно, не отрицать их, так как это приведет к повтору неправильных действий.
  3. Осознанно принимать решения.

Долг и совесть — самые сильные мотивы, помогающие индивиду пережить тяжелые испытания, преодолеть страхи. Благодаря этим качествам люди способны создать прекрасное общество.

Моральные нормы и нравственность прививаются ребенку с детства. Если этого не происходит, то у детей совестливый голос может молчать. Родители должны своим примером показывать правильные поступки, а также объяснять, что только осознанные действия помогут избежать укоров совести и стыда.

Изменение чувства с возрастом

chelovek_rassuzhdaet.jpg

Ребенок растет. Меняется его мировоззрение. Соответственно, изменяется и совесть. Это понятие становится шире. Если в детстве человек осознает, что нельзя воровать, убивать, причинять страдание и так далее (то есть глобальные нравственные принципы), то с возрастом он рассуждает уже на более глубокие темы, например, как правильно жить, приносить пользу обществу. Развитие качеств личности, становление ее характера способствуют изменению совестливости. Человек задумывается о порядочности, смысле существования, самостоятельности, эффективности жизни.

Таким образом, можно сказать, что совесть обязывает людей делать только хорошие вещи, поступать правильно, не совершать порочных действий, способных привести к чувству стыда, страху и душевной муке.


Примеры совести из жизни человека

0fef7dce91008e2a0503b128d3426daa.jpg

Если школьник не помнит второй аргумент из литературы на экзамене, то он всегда может привести жизненный пример. Это может быть любой момент из его или жизни его близких или друзей.

Например он может рассказать о том, как обманывал маму или папу, говоря, что в школу нужно идти позже, или что заболел и не может пойти на важное мероприятие, или о том, как первый раз что-то украл из магазина, а потом вернул украденное обратно.

Также можно вспомнить любые милосердные поступки и коротко рассказать о них: о помощи бездомным, о кормлении бездомных животных, о помощи пожилым людям и т. д.

Также в качестве аргумента из жизни может выступить фрагмент из любого фильма или его характеристика. Например, достаточно вспомнить события фильма «Мальчик в полосатой пижаме», где героя терзает то, что у него есть на столе хлеб и вода, лучшие игрушки, а у ровесника нет даже крыши над головой.

Проблема совести в литературных произведениях

img30.jpg

В литературных произведениях часто поднимается такая проблема, поскольку авторы очень любят рассуждать о ней. Достаточно вспомнить романы, повести и рассказы великих авторов, как тут же найдется парочка примеров для рассуждения.

Так, в романе «Война и мир» Николай Ростов проигрывает астрономическую сумму денег Долохову, хотя обещал своему отцу, что больше никогда не будет играть за карточным столом, поскольку семья испытывает серьезные финансовые трудности.

Вначале Николай не чувствует свою вину, но затем, понимая, что отец не оставит в беде, слезно дает себе и ему слово, что больше так не поступит.

В повести В. Быкова «Сотников» главный герой перед казнью фашистами вспоминает слезно эпизод из детства, где однажды берет пистолет отца и он выстреливает дома. Мама, прибежавшая в комнату, поняла, что случилось и говорит сыну, чтобы тот все рассказал отцу.

Герой убеждает отца, что он сам додумался рассказать ему о случившемся. Но это была ложь, которая терзала всю жизнь. Тогда он поклялся себе больше никому и никогда не врать. Такой небольшой эпизод из детства сделал из Сотникова совестливым человеком.

Кроме перечисленных есть и другие, не менее яркие примеры из литературы. Перечислим их далее.

Ф. М. Достоевский “Преступление и наказание”

ec95-f502-4cbf-80c7-1bd71ce25709.jpg

Роман Федора Михайловича — самый яркий пример совести из книги и всей русской литературы в целом.

Главный герой Родион Раскольников, считая себя не «тварью дрожащей», а тем, кто имеет право, убивает алчную старушку, которая приносит окружающим горе.

Но затем он осознает, что, убив ее, он убил и себя тоже, преступив через закон и мораль. В результате он долго мучается и решает сознаться в убийстве, раскрывая свою бессовестность.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

В романе главные герои Пугачев и Гринев встречаются во время бури у постоялого двора.

Гринев проявляет милосердие перед незнакомым человеком, видит, что человеку холодно и он нуждается в деньгах.

Он отдает свой тулуп и пару монет, чтобы тот не умер.

Позднее, когда Гринева заключат под стражу, Пугачев вспомнит поступок и освободит Гринева от казни.

В. Астафьев «Конь с розовой гривой»

У В. Астафьева есть рассказ «Конь с розовой гривой».

В нем мальчик Витя поступает плохо, воруя у своей бабушки клубнику для соседских ребятишек, а вместо нее кладет в корзинку траву, чтобы бабушка не заметила.

Позднее он не спит ночью и решается признаться бабушке в своем поступке, тем самым раскаиваясь перед ней. За это она ему дарит пряник в виде коня, вознаграждая проявление голоса совести.

Н. Гоголь «Мертвые души»

Антиподом совести в романе Николая Васильевича является Чичиков. Главный герой не испытывает угрызения и нечестно обманывает людей, наживаясь на их бедах. Все действия говорят о том, что он низкий человек.

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

В романе Булгакова есть мифический эпизод, обращенный к показу истинных нравственных ценностей: миф о Понтии Пилате и Иешуа.

Пилат является римским чиновником и должен покарать Иешуа.

Он знает, что Иешуа ни в чем не виноват, но не может отпустить пленника, поскольку тогда он лишится своих чинов и работы.

В итоге, Иешуа казнят. После этого Пилат мучается. В конце он осознает свою вину и раскаивается, освобождая свое сердце и душу от угрызений.

М. Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть»

В романе известного писателя-сатирика обостренная совесть олицетворяется. Она ходит к каждому в гости и просит разрешения остаться. Но каждый житель большого города не желает ее брать себе и отвергает ее.

Тогда последнего странника она просит найти маленького ребенка, чтобы в нем раствориться. Так и случилось.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Главный герой в романе Михаила Юрьевича является страдающим эгоистом. Его мучают терзания, а он доказывает себе, что это только скука. В итоге, это чувство зарождается в душе и борется с пороком, постепенно становясь мерилом нравственности.

Что такое совесть — определение для сочинения

По толковому словарю Даля понятие «совесть» обозначает способность человека понимать мораль, нравственность, контролировать свои действия в рамках права и нравственности, требовать от себя их выполнения, давать отчет о своих поступках.

slide_9.jpg

Достоевский Ф. М. говорил, что это чувство есть действие Бога в человеке. Суворов А. В. дополнял эту мысль тем, что она трогает нежно душу и освещает человека, следует за ним везде, помогает осознать ошибки, не дает ему поступать неправильно.

Древнегреческий философ Демокрит давал определение совести как стыд перед собой.

Аргументы из литературы для сочинения на тему совести

8_666bd1d1dc13d8417b97c777b72759c1_1522412926.jpg

Тема совести актуальна в литературе. Практически в каждом произведении найдется герой, который старается жить по ней.

Например, у В. М. Шукшина главный герой Егор является бывшим уголовником, который принес своей матери много несчастий. Когда после долгих лет жизни он встречает мать, то долго не может признаться, что он является ее сыном.

Впоследствии друзья хотят его вновь вернуть на путь криминала, но он отказывается, не испытывая муки совести, даже под страхом смерти.

Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение на тему: Ошибки на жизненном пути. Аргументы, тезисы, вступления — все есть в двух экземплярах. Приятного просвещения!

Вариант 1

(337 слов) Каждый человек совершает ошибки на жизненном пути, это неизбежно. Развивается только тот, кто работает над собой, а в любом таком процессе возникают накладки и неполадки. Исправляя их, мы становимся опытнее и умнее. Это доказывают примеры героев из литературы.

Вспомним роман-эпопею Л.Н. Толстого «Война и мир». Андрей Болконский не раз ошибался на пути к постижению себя и достижению целей. В самом начале книги герой тешит себя тщеславными иллюзиями и мечтает о своем Тулоне. Его кумир — Наполеон, его призвание — война. Но как только князь оказывается на реальном поле боя, его мнение постепенно меняется. Грязь, кровь, жестокость — все это сильно отличается от его первоначальных преставлений о войне, где есть место только подвигам и благородству. Аустерлицкое сражение окончательно развеивает мираж. Андрей получает ранение и осознает, что вся эта ненужная суета не стоит человеческой жизни, что красота природы, любовь семьи, мирное поприще гораздо лучше, чем состязание, кто кого убьет. Вернувшись домой, Болконский переосмыслил свое мировоззрение и разочаровался в Наполеоне. Да, он ошибся, но понял свой просчет и исправился. И это непременное условие его личностного роста.

Однако не все ошибки исправимы. Бывает, что человек оступается лишь раз и больше не поднимается, потому что его заблуждение фатально. Вспомним рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра был сыном похищенной женщины и пленившего ее орла. Когда отец погиб, юноша пришел в племя людей вместе с матерью. Но законы человеческой общины показались ему неубедительными. Он убил девушку за то, что она отказалась принадлежать ему. Это преступление было трагической ошибкой героя, ведь оно перечеркнуло всю его жизнь. Старейшины приговорили его к вечному изгнанию, а Бог дополнил приговор бессмертием. Герой так и не признал вину, но судьба вынудила его изменить решение. Спустя годы Ларра настолько тяготился одиночеством, что желал смерти. Его заблуждения стоили ему очень дорого, потому что последствия его поступка неисправимы и очень болезненны для других.

Таким образом, все люди ошибаются, но некоторые только один раз. Важно помнить, что цена просчета может быть слишком высокой, и человек просто не сможет заплатить по счетам. Поэтому так важно стараться не оступаться и делать работу над ошибками после каждого падения.

Вариант 2

(406 слов) Все мы понимаем, что ошибки — это неотъемлемая часть нашей жизни. Совершая промах, мы получаем возможность изучить ситуацию, сделать выводы и стать лучше. В следующий раз мы обходим грабли стороной и быстрее доходим до цели. Только тот, кто прошел эту школу, может превратиться в того, чем мечтал стать. Это доказывают многочисленные литературные примеры.

Тему ошибок и их исправления затронул Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Его герой сделал чудовищный ложный шаг — совершил убийство. Казалось бы, теперь судьба Родиона загублена навсегда, ведь он уже не сможет смыть с себя этот позор. После таких грехов жизнь идет по наклонной плоскости, мало кто имеет возможность исправиться. Но автор описал путь нравственного исцеления персонажа. Раскольников не был плохим человеком, он всего лишь запутался и оступился. Раньше он совершал только благородные и добрые поступки: спас детей из горящего дома, помог обманутой девушке, отдал едва ли не последние деньги бедной семье. Именно нищета и бесперспективность свели его с ума, породили социальную болезнь в виде тяги к преступлению. И после рокового поступка герой стал мучительно осознавать собственную греховность и искать пути выхода из нравственного тупика. Знакомство с «грешницей» Соней и чтение Библии поспособствовали его преображению. Раскольников понял, что не принадлежит к «право имеющим», но полностью победить свою теорию ему удалось лишь на каторге, где рефлексия и изучение Священного писания исцелили его душу. Ошибка исказила путь Раскольникова, навсегда изменила его судьбу, но она же дала ему возможность продолжить личностный рост, избавиться от гордыни и высокомерия и стать нравственно чище.

Но не все ошибки настолько серьезны и фатальны. Более бытовой и близкий нам пример описал А.С. Пушкин в книге «Капитанская дочка». Петр Гринев, впервые покинув отчий дом и возомнив себя самостоятельным, сделал немало просчётов по дороге в военную часть. Герой напился, проиграл крупную сумму на бильярде и накричал на слугу. Проснувшись и отрезвев, Петр понял, что вел себя неправильно. Ему было стыдно за то, что он натворил. И Гринев смог перебороть себя и извиниться перед Савельичем. Разговор с наставником и раздумья о совершенном поступке побудили героя в дальнейшем отказаться от спиртных напитков и азартных игр. Если бы Петр не ошибся в начале пути, он так и не понял бы, что эти плохие привычки ведут к ужасным последствиям. Ложный шаг дал герою бесценный опыт.

Таким образом, ошибки — это наши ступени к успеху, познанию себя и своей роли в жизни. Преодолевая преграды, исправляя просчеты и избавляясь от недостатков, мы становимся лучше и приобретаем полезные навыки и знания. Именно так люди взрослеют и реализуют свои мечты.

На чтение 19 мин. Просмотров 7 Опубликовано

«Капитанская дочка» – произведение А. С. Пушкина о чести, достоинстве и, конечно же, любви. Одна из ярких сцен произведения – дуэль Гринева и Швабрина.

Причины дуэли

Алексей Швабрин был инициатором дуэли. Но его истинные мотивы заключались не в том, что Петр задел его честь, а в том, что он хотел избавиться от Петра, как можно скорее сделать так, чтобы Гринев покинул крепость. Он видел зарождающиеся чувства между Машей и Петром. Но основная причина для дуэли – вовсе не любовь или ревность, не задетая честь, а тщеславие, расчетливость, мстительность Швабрина. Он хотел наказать девушку, которая ответила ему отказом на предложение руки и сердца. Поэтому повод для дуэли оказался совершенно надуманным – Гринев сочинил небольшую любовную песенку, а Швабрин зацепился за имя в нем. Он наговорил Гриневу о Маше гадостей, но Петр понял, что это клевета, и назвал Швабрина мерзавцев. Таким образом, Швабрин сам стал инициатором ситуации, в которой дуэль оказалась неизбежна.

Неудавшаяся попытка

С первого раза провести дуэль не удалось. На дуэли обязан быть секундант. Но Иван Игнатьич, которого попросил об этом Гринев, отказался. Он мотивировал это тем, что Швабрина не жалко. а вот его подлость очевидна, а может случиться так, что Гринев пострадает. Старый поручик не хотел участвовать в том, что могло принести несчастье. Он настоятельно рекомендовал Гриневу отказаться от этой затеи.

В то утро, когда дуэлянты встретились, готовые к сражению, поручик явился на место дуэли с пятью инвалидами. Шпаги были отняты и спрятаны. Василиса Егоровна отчитала Гринева и Швабрина. У всех создалось впечатление, что конфликт исчерпан.

Но вскоре Маша рассказала ему о том, что раньше Швабрин сватался к ней, но он ей неприятен, и она отказала ему. Тогда для Гринева открылись истинные мотивы нападок Швабрина. Его решение участвовать в дуэли стало еще тверже.

Ход дуэли

Но поединок Гринева и Швабрина все-таки состоялся. Швабрин был настроен решительно. Он улучил момент, когда Гринев был один дома, за ним никто не следил. Швабрин был уверен, что Гринев не опытен в вопросах битвы на шпагах, но уроки французского учителя не прошли зря. Петр орудовал шпагой смело и уверенно. К тому же Гринев превосходил Швабрина по молодости и здоровью, и когда Швабрин уже устал, Петр был еще полон сил и энергии. У Петра были все шансы победить, но внезапно его окликнул Савельич. Петр обернулся, а Швабрин воспользовался возможность и подло нанес удар «в спину», когда противник был беззащитен и отвлечен.

Петр пролежал несколько дней без сознания, но очнувшись все же простил Швабрина. А вот Алексей не проявил достоинства, и откровенно донес отцу Пети на то, то случилось в крепости. Отец был разъярен и потребовал перевести сына как можно дальше от Белгорода.

Швабрин уже давно зарекомендовал себя как подлый, невоспитанный человек с некрасивым и бесчестным поведением. Гринев никогда не был выдающимся борцом за справедливость, но все же его поступки говорят о том, что для него важна честь собственная и честь любимой девушки, что он не трус не бежит от обстоятельств.

Таким образом, в произведении «Капитанская дочка» поднимаются вопросы чести и достоинства. А. С. Пушкин на ярком контрасте характера и поведения персонажей показывает, что для одних честь и любовь значат много, а для других это лишь пустые слова.

Данная статья поможет грамотно написать сочинение на тему «Дуэль Гринева и Швабрина», кратко описать ход событий, причины и исход дуэли, показать, насколько по-разному относятся к понятию «честь» и «достоинство» такие персонажи, как Швабрин и Гринев.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

    Где происходят события, описанные в повести «Капитанская дочка»?</h3>

    • <label>В Оренбургской губернии;</label>
    • <label>В Орловской губернии;</label>
    • <label>В Московской губернии;</label>
    • <label>В Ярославской губернии.</label>

(новая вкладка)

Duel-na-shpagah-300x194.jpg

Поединок между офицерами Белогорской крепости Гриневым и Швабриным в повести «Капитанская дочка» помогает раскрытию характеров обоих литературных героев. Инициатором поединка стал Швабрин, якобы оскорбившийся на слова Гринева. Истинная же причина заключалась лишь в том, что Швабрин стремился всеми правдами и неправдами удалить Гринева из крепости, видя зарождающиеся чувства между Машей и Петром Андреевичем.

Только не любовь двигала Швабриным в его поступках, а тщеставие, мстительность, стремление наказать девушку, отказавшуюся выйти за него замуж.

Дело началось с того, что увлекшийся литературными занятиями, Гринев написал небольшую любовную песенку. Надо сказать, что произведение было так себе, шедевром его трудно было назвать. Но Швабрина кольнуло имя, упомянутое в стихотворении, и он поспешил наговорить о Маше Мироновой гадости. Гринев за время пребывания в крепости уже успел узнать Машу поближе, и понимал, что это клевета. Он назвал Швабрина мерзавцем.

Причин обижаться на Гринева у Швабрина не было. Ведь он в самом деле оболгал Машу в глазах Петра. Как бы там ни было, а Швабрин сделал все возможное, чтобы дуэль состоялась. Правда, было сделано две попытки. По правилам дуэли нужны были секунданты и Гринев попросил быть секундантом Ивана Игнатьича. Старый поручик отказался. Примечательно его высказывание:

И добро б уж закололи вы его: бог с ним, с Алексеем Иванычем; я и сам до него не охотник. Ну, а если он вас просверлит? На что это будет похоже?

Это «я и сам до него не охотник» говорит о том, что Швабрина в крепости не уважали. Очевидно, своими пошлыми высказываниями и поступками он успел проявить себя не с лучшей стороны.

Наутро, когда дуэлянты встретились, чтобы скрестить шпаги, поручик явился к месту дуэли с пятью инвалидами. Шпаги были конфискованы и заперты в чулан.

Правда, после того, как Василиса Егоровна отчитала дуэлянтов, все посчитали, что конфликт исчерпан, и шпаги были возвращены. Но Швабрин не хотел успокаиваться и мириться. Когда все разошлись, а Маша и Гринев остались наедине, Маша рассказала Петру Андреевичу о том, что в прошлом году Швабрин сватался к ней, но он ей не нравится. Тогда Гриневу стали понятны нападки Швабрина на Машу. Он еще более окреп в решимости драться с клеветником. Швабрин вызвал его, когда Петр был дома и за ними никто не следил.

Противник был уверен в том, что молодой человек не умеет держать шпагу, и он быстро разделается с неопытным фехтовальщиком. Но уроки французского гувернера пошли впрок. Гринев уверенно действовал шпагой, а молодость и здоровье позволяли ему держатся на поле боя, в то время, как Швабрин заметно устал.

И не окликни Савельич молодого человека, исход поединка мог быть иным. Швабрин воспользовался тем, что Гринев обернулся на зов верного слуги. В какой-то степени он нанес удар в спину.

От полученной раны Гринев несколько дней пролежал без сознания. А когда очнулся и пошел на поправку, он со всем юношеским великодушием простил Швабрина.

Но будучи инициатором дуэли, тот не поленился написать отцу Гринева о поединке. Старый майор был разгневан, готов написать генералу в Оренбург просьбу о переводе сына подальше от Белогорской.

В целом, поведение Швабрина до, во время и после поединка  показывает его недостойным офицерского звания и дворянского сословия. Такие понятия как честь, великодушие, порядочность, чужды для него.

Вместе с тем результат дуэли между Швабриным и Гриневым доказывают правоту Ивана Игнатьича. И к тому же они в очередной раз показывают, что, как правило, подлецы стараются рассчитать  свои действия (обычно на несколько шагов вперед) и порой получают преимущество перед честными людьми, действующими спонтанно, по велению сердца.

Опубликовано 09.12.2014 — 19:40 —

Матариал может помочь учащимся в подготовке к сочинению.

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.pnggrinyov_i_shvabrin.docx 12.66 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина

Гринёв

Швабрин

1. Отношение к семье капитана Миронова

С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй.

Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету.

2. Поведение на поединке

Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.

Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.

3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами

Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать Пугачёву руку.

Становится на сторону бунтовщиков, нарушает военную присягу.

4. Отношение к Маше Мироновой

Любит её, но даёт свободу выбора, уважает её решение, ни к чему не принуждает. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая её из лагеря пугачёвцев. Наконец, не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство.

Описывает Машу “совершенною дурочкою”, клевещет на неё. Держит взаперти, морит голодом. И в последний момент выдаёт Пугачёву.

5. Поведение с Пугачёвым

Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека.

Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История создания повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Детство и первые самостоятельные шаги Петра Гринёва. Урок литературы в 8 классе

Разработка первого урока по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»…

Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва

Урок литературы в 8 классе по произведению А.С. Пушкина «Капитанская дочка»…

Пример сочинения » Гринёв и Швабрин»

Материал может помочь в ходе подготовки к сочинению….

таблица к сочинению » Гринёв и Швабрин»

помощь в подготовке к сочинению…

Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»

(Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА:  Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  (Гринёв и Швабрин), выявить  черты сходства и…

Конспект урока литературы в 7 классе «Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва. Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина»

Данный конспект можно применить в системе уроков по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка&quot…

Урок литературы в 9 классе на тему Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва

Урок литературы в 9 классе на тему Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина. Тема чести, мужества и благородства на примере развития характера Петра Гринёва….

  • Мне нравится

Дуэли Петра Гринева и Швабрина в романе «Капитанская дочка» являются одними из самых ярких и напряженных эпизодов.  В этой статье представлены материалы о двух дуэлях Петра Гринева и Швабрина в романе «Капитанская дочка» Пушкина: текст эпизодов, описание и анализ.Смотрите: Все материалы по роману «Капитанская дочка»

Дуэли Петра Гринева и Швабрина в романе «Капитанская дочка»

Молодые офицеры Петр Гринев и Алексей Швабрин встречаются на дуэли дважды по ходу действия романа.Первая дуэль Гринева и Швабрина (несостоявшаяся) Первая дуэль Гринева и Швабрина прерывается благодаря старому офицеру Ивану Игнатьичу. Ниже представлен текст с описанием первой дуэли Гринева и Швабрина:

«…На другой день в назначенное время я стоял уже за скирдами, ожидая моего противника. Вскоре и он явился. «Нас могут застать, – сказал он мне, – надобно поспешить». Мы сняли мундиры, остались в одних камзолах и обнажили шпаги. В эту минуту из‑за скирда вдруг появился Иван Игнатьич и человек пять инвалидов. Он потребовал нас к коменданту. Мы повиновались с досадою; солдаты нас окружили, и мы отправились в крепость вслед за Иваном Игнатьичем…<…>  

Мало‑помалу буря утихла; комендантша успокоилась и заставила нас друг друга поцеловать. Палашка принесла нам наши шпаги. Мы вышли от коменданта по‑видимому примиренные. <…> Швабрин и я остались наедине. «Наше дело этим кончиться не может», – сказал я ему. «Конечно, – отвечал Швабрин, – вы своею кровью будете отвечать мне за вашу дерзость; но за нами, вероятно, станут присматривать. Несколько дней нам должно будет притворяться. До свидания!» И мы расстались, как ни в чем не бывали.»

Вторая дуэль Гринева и Швабрина (поединок у реки)Причиной второй дуэли Петра Гринева и Швабрина является капитанская дочка Марья Миронова. Когда-то Марья отказалась стать женой Швабрина. Самолюбивый Швабрин не может ей простить этого. Он завидует Гриневу, к которому Марья более благосклонна. Злой и подлый Швабрин оскорбительно отзывается о Марье за ее спиной. Гриневу это не нравится. Он довольно жестко ставит Швабрина на место. Тот в ответ вызывает Гринева на дуэль. Эта дуэль Гринева и Швабрина происходит у реки. Швабрин ранит Гринева шпагой. В результате тот несколько дней лежит без сознания. Ниже представлен текст эпизода с описанием второй дуэли Петра Гринева и Швабрина:

«…На другой день, когда сидел я за элегией и грыз перо в ожидании рифмы, Швабрин постучал под моим окошком. Я оставил перо, взял шпагу и к нему вышел. «Зачем откладывать? – сказал мне Швабрин, – за нами не смотрят. Сойдем к реке. Там никто нам не помешает». Мы отправились молча. Спустясь по крутой тропинке, мы остановились у самой реки и обнажили шпаги. Швабрин был искуснее меня, но я сильнее и смелее, и monsieur Бопре, бывший некогда солдатом, дал мне несколько уроков в фехтовании, которыми я и воспользовался. Швабрин не ожидал найти во мне столь опасного противника. Долго мы не могли сделать друг другу никакого вреда; наконец, приметя, что Швабрин ослабевает, я стал с живостию на него наступать и загнал его почти в самую реку. Вдруг услышал я свое имя, громко произнесенное. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке… В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже правого плеча; я упал и лишился чувств…»

Вскоре после дуэли Петр Гринев выздоравливает и прощает Швабрина. Между героями происходит перемирие:

«…Со Швабриным я помирился в первые дни моего выздоровления <…> Швабрин пришел ко мне; он изъявил глубокое сожаление о том, что случилось между нами; признался, что был кругом виноват, и просил меня забыть о прошедшем. Будучи от природы не злопамятен, я искренно простил ему и нашу ссору, и рану, мною от него полученную. В клевете его видел я досаду оскорбленного самолюбия и отвергнутой любви и великодушно извинял своего несчастного соперника…»

Это были материалы о дуэлях Петра Гринева и Швабрина в романе «Капитанская дочка» Пушкина: текст эпизодов, описание и анализ.Смотрите: Все материалы по роману «Капитанская дочка»Содержание:

В глазах порядочного человека он подлец и ничтожество. И всякий уважающий себя офицер обязан в такой ситуации защищать честь дамы. Особенно если любит её.

У каждого свой путь

Оренбургская область — это уже окраина Российской империи, дальше расстилаются бесконечные киргизские степи. Так случилось, что в пограничной Белогорской крепости накануне пугачёвского бунта довелось служить именно этим двум офицерам, и конфликт между ними Пушкин описал в «Капитанской дочке». Кто они и как попали туда?

Из гвардии прямиком в глухомань

Алексей Швабрин — молодой дворянин, получивший хорошее образование. Его родителями были довольно богатые люди. Вероятно, поэтому офицер ранее служил в армейской элите. Но вскоре его жизнь резко изменилась. Об этом сказано кратко: мол, убил на дуэли поручика, своего противника и сослуживца. За этот поступок Алексея Ивановича «выписали из гвардии».

Ссылка длилась уже пятый год. Разумеется, такие перемены в жизни совсем не радовали офицера, и ничего интересного для себя Алексей не находил в богом забытой крепости.

Ему недоставало того, с чем давно сжился:

  • светского общества;
  • офицерских пирушек и привычных развлечений.

Завышенная самооценка и пренебрежительное отношение к окружающим способствовали тому, что молодой человек чувствовал себя всё более одиноким. А унылое прозябание в глуши могло вызвать лишь жесточайшую хандру и ожесточение.

Звание, которое имел Швабрин, автор не упомянул. Известно лишь, что офицер был разжалован после инцидента в гвардии. Вполне возможно, что он также был поручиком (это младший чин, но ещё офицерский).

Почему Пушкин не упоминает о звании, доподлинно неизвестно. Можно предположить, что из-за совершённого предательства во время бунта и перехода под предводительство Пугачёва.

Служить Отчизне по совести

Юный Пётр Гринёв — сын помещика и бедной дворянки. Семья жила по патриархальным порядкам, много лет не выезжала в свет. Молодой человек вырос в отцовском имении где-то под Симбирском, воспитывался в строгом соответствии с понятиями отца, отставного премьер-майора, о долге, чести и совести. Несмотря на то что мальчиком особо не занимались, свободу барчука (в том числе и внутреннюю) никто не ограничивал, кое-какое образование отрок всё же получил:

  • сначала подрастал под присмотром слуги Савельича;
  • позже для воспитания наследника из самой Франции учителя выписали.

Последнего, правда, назвать учителем можно лишь с большой натяжкой, так как своими обязанностями он практически не занимался. Но такие нравы царили в те времена: модно было заграничных «специалистов» приглашать.

Можно по-разному исполнять долг перед отечеством. Многие дети дворян, обретаясь в столице, большую часть времени и сил растрачивали на гораздо более свободные занятия, нежели военная служба, на которой они числились. Куда интереснее, чем марши на плацу, им были:

  • балы;
  • бильярд;
  • дружеские пирушки;
  • светские салоны и прочие приятные вещи.

А Пётр Андреевич Гринёв по воле своего родителя послужить царице-матушке отправился в Белогорскую крепость в чине прапорщика. И было ему тогда целых 17 лет!

О том, что юноша слегка расстроился из-за того, что ехать нужно не в Семёновский полк, а бог знает куда, можно сказать после анализа отрывка, в котором Пётр рассуждает о решении отца.

У чести подлость не в фаворе

На первых порах отношения между юным офицером из Симбирской губернии и его более старшим сослуживцем даже напоминали дружбу. В принципе, это предсказуемо: чем чище и порядочнее человек, тем сложнее ему заподозрить кого-то в отсутствии чести.

Пётр был по-юношески открыт и неопытен. Но даже он вскоре начал замечать, что описания и высказывания Швабрина, особенно о членах семьи коменданта крепости Миронова, носят весьма неприятный характер. Причём чем дальше, тем чаще повторялись подобные сцены.

Когда между Марьей Ивановной, дочерью капитана Миронова, и Петром Андреевичем начала зарождаться симпатия, Швабрин ещё пользовался расположением Гринёва. Но можно предположить, какие чувства бушевали в душе Алексея Швабрина.

Причина конфликта между офицерами

Разумеется, юный прапорщик совершенно искренне рассказывал товарищу о понравившейся барышне, поэтому даже прочёл ему одно из собственных сочинений, которое посвятил Маше.

Гринёву было неприятно, что сослуживец начал критиковать опус, Мало того, Швабрин допустил непозволительные высказывания в адрес дочери коменданта с пошлыми намёками на её моральный облик. Этого юноша стерпеть не мог. Вспыхнувшая ссора завершилась вызовом на дуэль. Так внешне выглядит причина дуэли Гринёва и Швабрина.

Петр Андреевич ничего не знал о том, что произошло в крепости за год до его приезда. Тогда Швабрин пытался свататься к дочери коменданта, но безуспешно. Марье Ивановне он категорически не понравился — внешние данные не располагали, а особенности характера Алексея Ивановича не могли убедить девушку согласиться на его предложение.

Имей Гринёв такую информацию, возможно, именно этого разговора не произошло бы. Но конфликт был неизбежен, нашёлся бы иной повод для ссоры, ведь благородство с подлостью не уживаются.

Сударь, прошу к барьеру!

Дуэль назначили, но первая попытка закончилась ничем: их увидели, не медля и секунды препроводили к Миронову. Там офицерам была уготована взбучка, но это не остудило ни одного, ни другого.

И уже на следующий день поединок состоялся на берегу реки. Без секундантов и свидетелей. Это уже указывает на попытку совершить убийство юного противника. Швабрин, как опытный дуэлянт, не ожидал серьёзного сопротивления и рассчитывал на лёгкую победу.

Но оказалось, что юный прапорщик неплохо фехтует, спасибо учителю-французу. Пожалуй, это самое важное, чему иностранец научил своего воспитанника.

Показательно поведение на поединке Гринёва и Швабрина. Молодой офицер оказался более опасным и выносливым противником, нежели рассчитывал Алексей Иванович. И кто знает, чем могла бы закончиться дуэль, если бы Гринёв не отвлёкся на крики своего Савельича.

Подлая натура Швабрина проявилась ещё раз. Воспользовавшись ситуацией, он тяжело ранил противника. Этот эпизод характеризует Алексея Ивановича как человека без чести. Равно, как и письмо к отцу юного соперника, и попытка указать на Гринёва как на приспешника Пугачёва.

Антиподы практически во всём

Пушкин создал совершенно противоположные образы двух молодых офицеров. Один молод, горяч и неосторожен, но безупречно честен в отношениях с людьми, верен долгу перед Отечеством даже в ситуациях, угрожающих жизни.

Другой постарше и образованнее, богаче своего сослуживца. Однако любить несмотря на знатное происхождение, готов лишь себя. Да и клятвопреступником, предателем станет без особых угрызений совести. И даже займёт пост коменданта крепости по воле бунтовщика. А получив власть, будет использовать её в своих низменных целях.

Ведь, встреться ему провинциалка Марья Ивановна Миронова где-нибудь в столице, он вряд ли даже взгляд на неё бросил. Но в этой глухомани всё виделось иначе: ему (!) отказали, предпочли юнца, какого-то захудалого дворянчика из провинции. Покорить волю девушки, подчинить её себе — это стало очень важным для самоутверждения Швабрина.

Описанная Пушкиным дуэль Гринёва со Швабриным — не просто поединок двух повздоривших мужчин. Если рассмотреть не только повод, но и причины, становится понятно: этот поединок был практически неизбежным. Рано или поздно шпаги зазвенели бы.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/kapitanskaya-dochka/duel-grineva-i-shvabrina.html
  • https://poetpushkin.ru/proza/kapitanskaya-dochka/duel-grineva-i-shvabrina.html
  • https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2014/12/09/tablitsa-grinyov-i-shvabrin
  • https://www.literaturus.ru/2015/09/dujel-grinev-shvabrin-kapitanskaja-dochka-pushkin.html
  • https://nauka.club/literatura/duel-grinyeva-i-shvabrina.html

Примером авторитета мирового масштаба может служить личность русского писателя Л.Н. Толстого. Так, М. Горький писал о Толстом: «Весь мир, вся земля смотрит на него; из Китая, Индии, Америки — отовсюду к нему протянуты живые, трепетные нити…». Прославленный художник, подлинный друг простых тружеников, Толстой был непримиримым и страстным противником угнетателей и деспотов. Безбоязненная критика несправедливости, стремление до конца исследовать причины зла снискали Толстому огромное уважение со стороны людей, живущих в разных точках земного шара. Как к «гражданину мира» — к Толстому обращались за советом и помощью не только частные лица, но и многие общественные организации, в первую очередь те, которые выступали против войны. Толстого радовало, что взгляд на войну как на зло «все более проникает в общественное сознание», это вселяло в него надежду, что недалеко то время, «когда войны станут невозможны — никто не станет воевать». Смело выдвигая на первый план борьбу за мир как важнейшую проблему современности и стремясь найти реальные способы ее решения, Толстой завоевал признательность и уважение всех искренних сторонников мира. Толстой принадлежал к тем художникам и мыслителям, в натуре которых, как говорил Белинский, лежит все, чем живет человечество. «Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, — писал Белинский, — она не полна, если не усвоит в свое содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества».

Настоящая любовь – это чувство, лишенное эгоизма, способное преодолеть любые преграды. Пример истинной любви можно найти на страницах трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Отпрыски враждующих кланов, вопреки всем обстоятельствам, влюбляются друг в друга. Впервые встретившись на балу, молодые люди больше хотят расставаться. Чувство, поглотившее их, важнее предрассудков, важнее родовой вражды. К сожалению, влюбленным не суждено быть вместе: ряд трагических событий приводит к смерти молодых. Сила любви так потрясает их семьи, что Монтекки и Капулетти заключают мир, а герцог под занавес изрекает бессмертную сентенцию: «Нет повести печальнее на свете, / Чем повесть о Ромео и Джульетте».

Маленький принц – герой одноименной повести-сказки А. де Сент-Экзюпери только на земле осознал, что любить означает видеть не только то, что на поверхности, но и хрупкую душу, спрятанную за капризами. «Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения». Любовь не терпит сомнения в любимом существе. Так мы понимаем, что принц убежал от своей любви из-за того, что не до конца любил. И это очень скоро он понимает: «Я не должен был бежать! За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность». Принц перестает жалеть себя, он начинает рассматривать события с точки зрения любимого существа и тем самым приближается к истинной любви. Маленький принц попадает в розовый сад, где сначала чувствует себя «очень-очень несчастным» оттого, что его роза оказалась не единственной, таких цветов целый сад. . И он плакал и думал о своей ничтожности, о том, какой же он «после этого принц…». И тут появляется Лис, который и научил принца замечательному правилу, которое теперь стало крылатым выражением: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». что любить — это отдавать себя всего другому, любимому существу. И принц всего себя отдавал розе, а понял это, только убежав от нее. И только благодаря Лису. Он понял, что любить — это ответственность, самое главное именно это. Приручить — это и есть любить».
 Любовь к розе перерастает у принца в любовь ко всему живому. «Это как с цветком. Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо глядеть на небо. Все звезды расцветают». Если по-настоящему любишь кого-то, то это и есть, что ты любишь все.

Зависть не даёт человеку покоя, толкает его на дурные поступки, заставляет предавать друзей и родных. Так, зависть к своей сестре, ставшей женой царя, толкает двух оставшихся девиц из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина на преступление. Они обрекают царицу и младенца на смерть в бочке посреди моря. К счастью, все заканчивается благополучно, а завистницы получают по заслугам. Князь Гвидон, перевоплощаясь в насекомых, кусает каждую женщину по очереди за их враньё.

Одна из самых замечательных установок произведений А. Платонова – признание за нравственностью, составляющей смысл искусства, созидательной силы не только саморазвития, духовного, социального самодвижения личности, но и производительной силы в масштабах общества, государства, человечества. Производительной силы, которая может иметь и положительное и разрушительное действие. Именно это конечное действие и составляет главную заботу художника: «Рабочий человек должен глубоко понимать, что ведер и паровозов можно наделать сколько угодно, а песню и волнение сделать нельзя. Песня дороже вещей, она человека к человеку приближает. А это трудней и нужнее всего». В этом и выражается созидательная сила искусства, производящая главное – человеческое, бессмертное в людях – их единение в усилии к жизни, их силу жизни.

Родителям необходимо внимание детей, участие. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» мы видим трагическую судьбу «маленького человека», обиженного не только обществом , но и собственной дочерью. Самсон Вырин любит Дуню, желает ей счастья. Однако девушка жестко поступает по отношению к отцу: бросает его одного. Дуня вспоминает о дочернем долге слишком поздно: отца уже нет в живых.

Герои романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показывают нам своим примером, что значит «помощь», «взаимовыручка», «благодарность». Когда Гринев оказывается в беде, его выручает Пугачев. Из благодарности Гринев дарит Пугачеву заячий тулуп, наливает ему вина. Впоследствии Пугачев еще не раз поможет Гриневу только потому, что тот в свое время не проявил пренебрежения к простому крестьянину.  Он милует Гринева во время расправы над офицерами белогорского гарнизона за его «добродетель». Когда Гринев отказывается присягнуть самозванцу, то Пугачев, пораженный искренностью Петра, отпускает его «на все четыре стороны». Когда Гринева схватили казаки, Пугачев снова приходит ему на помощь. Несмотря на то что Пугачев знал, что Маша – дочь казненного капитана Миронова, он простил Гринева и, благословив молодых людей, отпустил их.

Повесть-феерия, как сам ее назвал автор, сюжетно нехитра: молодая девушка Ассоль дожидается своего прекрасного принца на берегу Каперны.
В повести «Алые паруса» А. Грин развивает свою давнюю мысль о том, насколько важным элементом в жизни человека является мечта. Она вдохновляет на подвиги, делает жизнь ярче, помогает отвлечься от серости будней. Маленькая мечтательница Ассоль живет в нехитром мире среди игрушек, созданных ее отцом Лонгреном. У нее нет друзей, а в городе к ним относятся недружелюбно. Единственным лучом света для героини становится мечта. Вдохновленная предсказанием волшебника Эгля, героиня обретает мечту о том, как приплывет за ней принц на корабле с алыми парусами. У Грея тоже есть мечта – увидеть мир. Ему хочется изменить судьбу: стать мореплавателем, выбраться из тесного фамильного замка. 
Вера в мечту позволяет героям справиться с жизненными трудностями: помогает Ассоль вытерпеть насмешки и жестокость жителей Каперны, а Грею придает смелости и наделяет его даром – способностью воплощать чудо в жизнь, что он и делает, превращая сказку Ассоль в реальность.
Эта история поражает воображение читателя, помогая поверить в то, что все на свете возможно. Два человека встретились совершенно случайно, но их объединила способность мечтать, стремление к свободе и жажда любви.
 Благодаря замечательному произведению А. Грина, мы понимаем, что мечтать, действительно, не вредно. Мечта украшает жизнь, позволяет человеку ставить высокие цели и идти к ним.

Ярким примером бескорыстности, является, безусловно, праведница Матрена, героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». Много лет она не получала никакой помощи: Матрену отправили на покой по болезни без пенсии, а с соседей, которым она помогает, она не берет денег. Несмотря на постоянную нехватку средств, она не пытается заработать на людских бедах, для нее чужда идея наживы. Например, она не раз отказывала квартиранту, обещавшему платить ей и привезти машину торфа. Единственной заботой, связанной с деньгами, стали для Матрены хлопоты о пенсии за погибшего мужа. Ее невероятная любовь к окружающим совершенно бескорыстна. 

Любовь к жизни особенно ярко проявляется в детстве. Так, герой рассказа «Железная старуха» Егор даже спать старался меньше, потому любил жить без перерыва, чтоб видеть все, что живет без него, и жалел, что ночью надо закрывать глаза и звезды тогда горят на небе одни, без его участия». Егору хотелось участвовать во всем, быть ко всему причастным, во всем разобраться, принимать во всем участие, быть полезным. Именно такое отношение к миру и можно назвать любовью к жизни.

У В. П. Астафьева есть сборник рассказов, который называется «Затеси» («затесь» – это зарубка на дереве, которую делает человек, чтобы не заблудиться в незнакомом месте). Название этой книги символично: в жизни человека тоже должны быть какие-то «затеси», то есть ориентиры, по которым он должен прокладывать свой путь. Вот такие «затеси» в душе и оставляют книги В.П. Астафьева: повесть «Кража» о беспризорном детстве мальчика-сироты, повесть «Пастух и пастушка», рассказывающая о любви, трагически обреченной войной на разлуку, удивительная книга «Царь-рыба», проникнутая страстной любовью к родной природе и многие другие.

Семнадцатилетний Гринев по воле судьбы оказался в центре пугачевского восстания, которое повлияло на его жизнь самым чудесным образом.  Участвуя в кровопролитных событиях, он сохранил честь – проявил храбрость, благородство, доброту, искренность. Честь, которую сберег Гринев по завету отца, позволила герою на склоне его жизни, когда он писал воспоминания, быть честным в описании всего виденного, быть, быть благодарным за добро Пугачеву. Честь помогла быть искренним и в неприятии вооруженной борьбы народа, и в симпатиях к своему «странному приятелю» Пугачеву. Несмотря на то что социальный инстинкт подсказывал отрицательное отношение к «бунтовщикам», мятежникам, «преступникам», Гринев в реально возникавших ситуациях больше доверял личным впечатлениям. Как дворянин он считал, что бунтовщик Пугачев – злодей и враг. Как человек, испытавший на себе его милости, он полагал своим долгом сказать правду о его поведении, не считаясь с тем, что она противоречит официальному мнению о Пугачеве. Личный опыт оказывался более значимым, чем социальный. Способность быть благодарным характеризует Гринева как человека с высокими моральными устоями, как самостоятельного, не зависящего от обстоятельств и времени, человека.

Жизненные ценности формируются еще в детстве. Фундаментом будущего ребенка становятся не только воспитание и образование, которое родители дают ребенку, но и пример, который они показывают. В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» мы видим, к чему может привести родительский пример. Простакова – мать главного героя – самовластна, груба и невежественна, но для сына находит и ласку, и доброе слово. В такие моменты в ней даже проступает что-то человеческое. К сожалению, ее отношения недостаточно для того, чтобы воспитать достойного человека. Митрофан вырастает грубым, глупым лентяем. Однако это не его вина, он лишь зеркало Простаковой с ее грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим людям. Так же, как и мать, Митрофан признает лишь право сильного. Пока мать держит в своих руках власть, он с ней; как только она эту власть утрачивает, сын ее предает. Простакова минуты не живет без брани. Митрофан вслед за матерью кричит на кормилицу, грубит учителям. Во время урока математики Простакова так прокомментирует решение задачи: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка». Слова героини продиктованы заботой о сыне, а в результате лишь воспитывается эгоизм. Пренебрежение к чувствам других людей, к закону проявляет Простакова в сцене похищения Софьи. Митрофан в этой ситуации оказывается заодно с матерью. Таким образом, Митрофан, как достойный сын своей матери, не умеет любить, переживать, сочувствовать. Его вырастили эгоистом, способным любить только себя.

Читая Пушкина, можно превосход­ным образом воспитать в себе человека.

В. Г. Белинский

Подготовка к сочинению по повести «Капитанская дочка»

8 класс

Совесть, благородство и достоинство –

вот оно, святое наше воинство…

Сохранить честь… Важно ли это?

Легко ли жить по законам чести?

Какой жизненный опыт можно приобрести, читая роман?

Как человеку сберечь честь в самых критических жизненных ситуациях?

Кодекс чести русского офицера. Составлен в 1804 году

Душа — Богу, сердце — женщине, жизнь — Отечеству, честь — никому!

Пословица «Береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

ЗАГЛЯНИ В ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ШКАТУЛКУ!

Слово «честь» в произведениях Пушкина – одно из самых употребляемых. В словаре языка Пушкина оно употребляется 340 раз.

Оно менялось в зависимости от времени, обстоятельств, общественного строя, страны, сословия.

В словарях можно подсчитать число слов и выражений, связанных с этим понятием в различных языках:

 – в русском – 27;

 – в английском – 14;

 – португальском – 31;

  японском 64.

Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное.

                                        А.С. Пушкин

Честь – вот истинная красота.

                                       Ромен Роллан

Честь нельзя отнять, её можно потерять.

                                          А.П.Чехов

Я всякую беду согласен перенесть,

Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.

                                              Пьер Корнель

Сформулируйте правила воспитания в семье Гринёвых

Заниматься воспитанием  ….. 

Дети должны почитать ….  

Личный пример ……-  

Нужно приучать ребенка …….. 

Умел дитя родить, умей и научить.

Каков отец, таковы и дети.

Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

Родители трудолюбивы – и дети не ленивы.

Каково дерево, таков и клин; каков батька, таков и сын.

Узнав о дуэли сына, в письме к нему отец пишет: “Собираюсь до тебя добраться да проучить тебя как путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще не достоин:”

Узнав о предстоящем наказании сына, отец с отчаянием восклицает: “Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести: Но дворянину изменить своей присяге: Стыд и срам нашему роду!”

ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ!

Человек чести всегда ……..  

Он всегда готов прийти на помощь ……….

Для настоящего дворянина не должно быть ….

Остаётся верен… 

Всегда готов встать на защиту ……… 

Человек чести проявляет   …….  , готов …….   

Какие качества проявляет Гринев в ситуациях:

  • в степи во время бурана
  • с вожатым
  • в поединке со Швабриным
  • во время захвата крепости
  • в диалогах с Пугачевым
  • при аресте
  • в отношениях в Машей

— уплаты долга за проигрыш

А.С. Пушкин был убеждён, что высшие проявления чести можно понять только тогда, когда проникнешься уважением к чести семейной. Семейная честь — это общественная оценка семьи, это фамильная святыня. “По отцу и сыну честь”. Место человека в обществе определялось не только личными заслугами, но и уважением к его предкам.

Пословица “Береги честь смолоду”, вынесенная в эпиграф, говорит о чести во всей её многомерности, прежде всего о той, которая достаётся человеку от предыдущих поколений.

«Любезный внук мой Петруша!

Часто рассказывал я тебе некоторые происшествия моей жизни, и замечал, что ты всегда слушал меня со вниманием, несмотря на то, что случалось мне может быть в сотый раз пересказывать одно. На некоторые вопросы я никогда тебе не отвечал, обещая со временем удовлетворить твоему любопытству. Ныне решился я исполнить мое обещание. Начинаю для тебя свои записки, или лучше искреннюю исповедь, с полным уверением, что признания мои послужат к пользе твоей. Ты знаешь, что, несмотря на твои проказы, я все полагаю, что в тебе прок будет, и главным тому доказательством почитаю сходство твоей молодости с моею. Конечно, твой батюшка никогда не причинял мне таких огорчений, какие терпели от тебя твои родители. Он всегда вел себя порядочно и добронравно, и всего бы лучше было, если б ты на него походил. Но ты уродился не в него, а в дедушку, и по-моему это еще не беда. Ты увидишь, что завлеченный пылкостию моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл наконец и слава богу дожил до старости, заслужив и почтение моих ближних и добрых знакомых. То же пророчу и тебе, любезный Петруша, если сохранишь в сердце твоем два прекрасные качества, мною в тебе замеченные: доброту и благородство»

Можем ли мы считать это письмо завещанием Пушкина нам, живущим в 21-м веке?

О чем говорит нам писатель? Перекликается ли это завещание с эпиграфом к роману?

В каждом произведении А.С.Пушкина мы найдем откровение, совет, наказ.

БЕССМЕРТЕН ТОТ, ЧЬЯ МУЗА ДО КОНЦА

ДОБРУ И КРАСОТЕ НЕ ИЗМЕНЯЛА,

КТО ВОЛНОВАТЬ УМЕЛ ЛЮДЕЙ СЕРДЦА

И В НИХ БУДИТЬ СТРЕМЛЕНЬЕ К ИДЕАЛУ.

Что направляет и определяет наш жизненный путь?

   Цель записок Петра Андреевича Гринёва — дать своим потомкам представление о чести семьи, рассказать о трудностях, с которыми удалось сохранить честь в жестокие эпохи, и призыв беречь её.

Нравственные уроки Пушкина мы должны запомнить на всю жизнь и постараться передать их своим потомкам.

источники

http://www.lenagold.ru/fon/rast/geze/rast103.jpg

http://ramki-kartinki.ru/_ph/29/2/536474325.jpg

http://gif-kartinki.ru/ramki/azhurnaja-ramka_06.png

https://pp.vk.me/c421723/v421723088/8b53/4qHupw-X8vw.jpg

https://img-fotki.yandex.ru/get/51592/200418627.167/0_171c32_94979ac9_orig.png

https://www.proza.ru/pics/2013/01/21/611.jpg

https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/cdb/283150.jpg

http://lifeactor.ru/uploads/posts/2015-11/1446447560_p_f.jpg

http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_8/18/d-17565/17565_html_m74906ac0.png

http://www.ovideo.ru/images/gallery/0001/6762/0001.png

http://berdskasloboda.ru/wp-content/uploads/2014/11/rusbunt014.jpg

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/17/61/17061832_Grinev.jpg

http://5sec.info/files/images/large/vasilij-tropinin-pushkin.jpg

Методические рекомендации к урокам литературы Н.Егоровой, Москва, 2013 год

Фрагменты урока Сагайдулиной Н.Е

Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Моздок РСО-Алания Погребняк Н.М.

  • Подготовка к сочинению по пьесе островского гроза 10 класс
  • Подготовка к сочинению по произведению горе от ума
  • Подготовка к сочинению по картине герасимова после дождя 6 класс конспект урока
  • Подготовка к сочинению по произведениям пушкина 7 класс
  • Подготовка к сочинению по повести бедная лиза 9 класс конспект урока