Отношение к положению в обществе
Все фамусовское общество представлено в произведении такими людьми, которые ценят в своей жизни только положение в обществе, богатства и чины. Деньги для представителей «века минувшего» являются основной жизненной ценностью. Именно поэтому Павел Афанасьевич Фамусов говорит своей дочери Софье, что бедный человек ей не пара. По мнению фамусовского общества, жених – это тот, у кого «наберется душ тысячки две родовых». А. С. Грибоедов демонстрирует то, что любовь для «века минувшего» не имеет значения, главенствует брак по расчету.
Чтобы показать свое значение, представители фамусовского общества все свое время тратили на балы и проведение роскошных мероприятий. Мотовство и стремление прыгнуть выше головы – отличительные черты «века минувшего».
Трагедия фамусовского общества
Александр Сергеевич Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» отражает состояние русского дворянства 19 века. Он иллюстрирует средоточие всех отрицательных черт помещичества того времени. Такое дворянство представляет Павел Афанасьевич Фамусов и его окружение.
Фамусовское общество представляет собой круг богатых дворян, центральное место в котором занимает Павел Афанасьевич Фамусов. Члены этого общества ведут праздный образ жизни.
В календаре Фамусова запланированы только обеды, погребения и крестины, в нем нет места для работы. В комедии присутствует множество персонажей с говорящими фамилиями. К примеру, фамилия Молчалина полностью раскрывает его главную черту — бессловесность, отсутствие собственного мнения. Своей цели он добивается путем подхалимства и угодничества. Про своей жизненный принцип Молчалин говорит: «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь». Он из личной выгоды делает вид, что любит Софью. Фамилия Фамусова происходит от латинского слова «молва». Действительно, реплики этого героя преобладают в комедии. Также фамилия Репетилова происходит от французского слова «повторять». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.
Ведь он не имеет собственного мнения, а лишь повторяет мысли, услышанные в обществе.
Идеалы членов фамусовского общества основываются на чинопочитании, корысти, лицемерии. Они ценят в людях лишь их социальное положение, не обращая внимания на личностные качества. Фамусов заявляет своей дочери Софии: «Кто беден тот, тебе не пара». Ему важно лишь материальное положение будущего мужа дочери и ничего больше. Дочери князя Тугоуховского, озадаченные поиском достойных спутников жизни, также ценят в людях деньги и высокий чин. Главной заботой фамусовского общества является сохранение порядков и законов, учиться, по мнению его членов, следует «на старших глядя». Кроме того, это общество презирает образование и науку. Чтение в нем является скучным занятием, не приносящим пользы: «Ей сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится». Такое общество не способно двигаться к прогрессу. оно следует идеалам прошлого. Современна ли трагедия фамусовского общества? К сожалению, да. Ведь люди, склонные к чинопочитанию, алчности, лжи существуют и в наше время.
Таким образом, комедия «Горе от ума» актуальна и по сей день, так как пороки, высмеянные Грибоедовым, находят место и в современном мире, и они вряд ли исчезнут в будущем.
Полезный материал по теме:
- Чацкий против фамусовского общества
- Характеристики членов «фамусовского общества»
- Отношение фамусовского общества к Чацкому
- Характеристика Фамусовского общества. Скалозуб, Тугоуховские, Хлестова.
- Проблемы светского общества Москвы
Отношение к службе
Получение чинов – вот на что направлена вся деятельность фамусовского общества. Всеми представителями «века минувшего» ценится Скалозуб, так как он «и золотой мешок, и метит в генералы». Стремлением получить чины, а с ними и высокое положение в обществе обладает Молчалин, который ради своих корыстных целей делает все: притворяется влюбленным в дочь Фамусова Софью, угождает всем подряд, включая и собаку дворника. Сам Молчалин придерживается мнения о том, что в его годы нельзя иметь свои суждения. Такие люди, по мнению представителя «века нынешнего» Чацкого, «блаженствуют на свете». Эту мысль подчеркивает не только образ Молчалина, но и внесценический персонаж – дядя Фамусова Максим Петрович, который готов «подслужиться», чтобы получить ордена и чины. Максим Петрович, а также Кузьма Петрович, который был «богат и на богатой был женат», являются идеалами для фамусовского общества.
При этом автор комедии отмечает, что на службу поступают только родственники или знакомые тех, кто уже имеет какое-то положение в обществе. Это выражается с помощью слов Фамусова: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки». «Многие каналы» – вот что помогает фамусовскому обществу получать чины.
Все представители «минувшего века» не понимают тех людей, которые не хотят получить чины. Сумасшедшим называется Чацкий, двоюродный брат Скалозуба.
Сочинение на тему представители фамусовского общества
Сочинение: Фамусовское общество Фамусовское общество
Комедия “Горе от ума” была написана Грибоедовым в 1824 году. Она дает общую картину всей русской жизни 10-20ых годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с особой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по всей России между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми “века нынешнего” и крепостниками (людьми “века минувшего”). Все образы, созданные Г-довым в комедии, глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлёстова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещения и прогресса, мысли их устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, они составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое. “Век минувший” в комедии представ-лен рядом ярких типов. Это и Фамусов, и Скалозуб, и Репетилов, и Молчалин. Ф-ое об-во традиционно. Жизненные устои его таковы, что учиться надо, “на старших глядя”, уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное – быть богатым. Идеалом этого общества являются в монологах Фамусова дядя Максим Петрович и Кузьма Петрович: … вот пример: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить; Богат, и на богатой был женат; Переженил детей, внучат; Скончался; все о нем прискорбно поминают. Кузьма Петрович! Мир ему! – Что за тузы в Москве живут и умирают!.. Во главе всего ф-ого об-ва стоит фигура Фамусова, старого московского дворянина, заслужившего общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел. Но это лишь внешняя сторона. Автор раскрывает образ Фамусова всесторонне. Это не только радушный хозяин, но и убежденный крепостник, яростный противник просвещения. “Забрать все книги бы да сжечь”, – говорит он. Чацкий же, представитель “века нынешнего”, мечтает “в науку впереть ум, алчуший познаний”. Его возмущают порядки, заведенные в ф-ом об-ве, так как оно расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ, имеющихся у него. Сам Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: “Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара”. А далее он добавляет: “Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених”. В отличие от представителей ф-ого об-ва, Чацкий жаждет “возвышенной любви, перед которой мир целый – прах и суета”. Во взаимоотношениях Чацкого и ф-го об-ва раскрываются и высмеиваются взгляды “века минувшего” на карьеру, на службу, на то, что больше всего ценится в людях. Иначе говоря, Чацкий презирает их. К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Он уважает лесть и низкопоклонность. Он хочет убедить Чацкого служить, “на старших глядя”, “подставить стул, поднять платок”. На это Чацкий возражает: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Чацкий очень серьезно относится к службе. И если Фамусов относится к ней формально, бюрократически (“подписано, так с плеч долой”), то Чацкий говорит: “Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа”. О делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, “чтоб множество не накоплялось их”. Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Таким образом, к службе представители ф-го об-ва относятся как к источнику личных выгод, службе лицам, а не делу. Чацкий же стремится служить отечеству, “делу, а не лицам”. Он презирает Молчалина, привыкшего “угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была”. Все в Молчалине: и поведение, и слова – подчеркивают молодушие делающего карьеру безнравственного человека. Чацкий с горечью говорит о таких людях: “Молчалины блаженствуют на свете!” Именно Молчалин лучше всех устраивает свою жизнь. По-своему он тоже талантлив. Он заслужил расположение Фамусова, любовь Софьи, получил три награды. Двумя качествами своего характера он дорожит больше всего: “умеренностью и аккуратностью”. Для Фамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего то, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” Другим ярким представителем ф-ого об-ва является Скалозуб. Именно такого зятя мечтал иметь Фамусов. Ведь Скалозуб – “и золотой мешок, и метит в генералы”. Этот персонаж заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. “Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки”, он такой же враг просвещения и науки, как и Фамусов. “Ученостью меня не обморочишь”, – говорит Скалозуб. Совершенно очевидно, что сама атмосфера ф-ого об-ва заставляет представителей молодого поколения проявлять свои негативные качества. Так, Софья использует свой острый ум для откровенной лжи, распространяет слух о сумасшествии Чацкого. Софья вполне соответствует морали “отцов”. И хотя она умная девушка, с сильным, независимым характером, горячим сердцем, мечтательной душой, все равно ложное воспитание привило Софье много негативных качеств, сделало ее представительницей общепринятых в этом кругу взглядов. Она не понимает Чацкого, она не доросла до него, до его острого ума, до его логичной беспощадной критики. Не понимает она и Молчалина, который “любит ее по должности”. В том, что Софья стала типичной барышней ф-ого об-ва, она не виновата. Виновато общество, в котором она родилась и жила, “она загублена, в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха” (Гончаров “Мильон терзаний”). Очень интересен еще один персонаж комедии. Это Репетилов. Он совершенно беспринципный человек, “пустомеля”, но он единственный считал Чацкого “высоким умом” и, не веря в его сумасшествие, назвал свору фамусовских гостей “химерами” и “дичью”. Таким образом, он хоть на одну ступеньку оказался выше их всех. “Так! отрезвился я сполна”, – говорит Чацкий в конце комедии. Что же это – поражение или прозрение? Да, конец у этого произведения далеко не веселый, но прав Гончаров, сказавший о финале так: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей”. И я полностью согласен с Гончаровым, считающим, что роль всех Чацких – “страдательная”, но в то же время всегда “победительная”. Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе “А судьи кто?..” он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики даже меняли крепостных на собак: Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменил борзые три собаки!!! Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он защищает русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого общества. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он защищает это в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии “Гоу”, направляя на это весь свой ум, остроумие, зло, вспыльчивость и решительность. Поэтому окружение мстит Чацкому за правду, которая глаза колет, за попытку нарушить привычный уклад жизни. “Век минувший”, то есть ф-ое об-во, боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой благополучия этого общества. Прошедший век, которым так восхищается Фамусов, Чацкий называет веком “покорности и страха”. Сильно ф-ое об-во, тверды его принципы, но единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба (“Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать”.), племянник княжны Тугоуховской. Сам Чацкий постоянно говорит “мы”, “один из нас”, выступая, таким образом, не только от своего лица. Так АСГ-дов хотел намекнуть читателю, что время “века минувшего” проходит, ему на смену приходит “век нынешний”, сильный, умный, образованный.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
Информационная Библиотека для Вас!
Отношение к образованию
Приверженцы старых порядков не принимают ничего нового. Преобразования для них – настоящая трагедия. Поэтому люди, которые имеют не похожие на их взгляды мнения, становятся настоящими врагами. С помощью рассуждения Фамусова по поводу образования А. С. Грибоедов показывает отношение «века минувшего» к книгам и обучению в целом: «Ученье – вот чума, ученость – вот причина», «Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь». Все образованные люди оцениваются фамусовским обществом негативно. Двоюродный брат Скалозуба, а также племянник княгини Тугоуховской Федор оказываются непонятыми обществом. Чацкого и вовсе принимают за сумасшедшего.
А. С. Грибоедов в «Горе от ума», показывая то, что фамусовское общество не ценило образование, а стремилось только к чинам и богатствам, подчеркивает нравственное падение представителей «века минувшего». За внешним блеском и красотой фамусовское общество скрывает ничтожность душ, их пустоту.
Данная статья, которая поможет написать сочинение на тему «Фамусовское общество», даст краткое описание фамусовского общества, рассматривая отношение представителей «века минувшего» к положению в обществе, к службе и к образованию.
Сочинение Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»
“В группе двадцати лиц отразилась. . . вся прежняя Москва. . . ” И. А. Гончаров Комедия “Горе от ума” принадлежит к тем немногим произведениям, которые не теряют своей ценности и в наше время. А. С. Грибоедов показывает широкую картину жизни 10—20 годов XIX века, воспроизводя общественную борьбу, развернувшуюся между передовыми, декабристски настроенными людьми; и консервативной массой дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество. Люди этого круга — убежденные сторонники самодержавно-крепостнического строя. Им дорог век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. В знаменитой “оде лакейству” Фамусов восхищается вельможей Максимом Петровичем, который “не то на серебре, на золоте едал”. Он добился почета, славы, накопил богатство, проявляя подобострастие, угодничество. Именно это ставит ему в заслугу Фамусов и считает его образцом для подражания. Представители фамусовского общества живут прошлым, свои “суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”. Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его происхождению, чинам, богатству, а не по деловым качествам. Фамусов говорит: “. . . у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь”. Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнает, что он не камер-юнкер и не богат. Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим крепостным, не считают их за людей, распоряжаются их судьбами по своему усмотрению. Так, например, Чацкий возмущается помещиком, который своих верных слуг, не раз спасавших “и честь и жизнь его”, обменял на “борзые три собаки”. А приехавшая на бал знатная барыня Хлёстова “от скуки взяла арапку — девку да собачку”. Она не делает между ними никакого различия и просит Софью: “Вели их накормить, дружочек мой, от ужина сошли подачку”. Автор комедии отмечает, что для Фамусова и его друзей служба является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам Фамусов относится к своему делу спустя рукава: “Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой”. Тепленькое местечко приберегает для своих родственников и способствует продвижению их по служебной лестнице. Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные интересы. Для него все средства хороши, лишь “только бы досталось в генералы”. Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, угодничество — все эти качества присущи чиновникам, изображенным в комедии. Наиболее ярко они проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, “делового человека”, который благодаря “услужливости”, “бессловесности” “три награжденья получил”. Следует отметить, что Фамусов и его гости являются яркими врагами просвещения, так как считают, что все зло идет от него. Фамусов утверждает: Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. . . Такого же мнения придерживаются Скалозуб, Хлёстова, княгиня Тугоуховская. Консервативное общество дворян-помещиков, изображенное А. С. Грибоедовым, боится прогресса, который угрожает его господствующему положению. Вот почему они так единодушно осуждают Чацкого и его взгляды, считают его проводником “безумных дел и мнений”. .
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
- для самых рациональных — Краткое содержание «Горе от ума»
- для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Горе от ума»
- для самых компанейских — Главные герои «Горе от ума»
- для самых занятых — Читательский дневник «Горе от ума»
- для самых любопытных — Анализ «Горе от ума» Грибоедов
- для самых крутых — Читать «Горе от ума» полностью
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 15
Цели:
- Обобщить и систематизировать материал по изучению комедии А.С. Грибоедова; развивать умение выявлять и формулировать основные, концептуальные идеи произведения; учить писать сочинение-рассуждение на заданную тему;
- Развивать умение анализировать, синтезировать, обобщать материал по теме, делать выводы, дополнять высказывания других, формировать аргументированную речь учащихся;
- Воспитывать внимательное отношение к слову, умение находить в каждом литературном произведении морально-эстетические ценности, ориентировать на современное прочтение произведений классической литературы.
Оборудование: текст произведения, презентация, видеоролик.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы с вами обобщим всё, что узнали в процессе работы над бессмертной комедией Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Прошу внимания на экран.
(сюжет из фильма-спектакля «Монолог Чацкого «Уж точно начал свет глупеть…»)
Приложение 1
II. Индуктор.
Как вы думаете, кто и что станет предметом нашего исследования? (Чацкий и фамусовское общество).
Да, сегодня нам предстоит составить суждение об этих двух противоборствующих лагерях комедии Александра Сергеевича Грибоедова. Вы, конечно же, уже поняли, зачем разделились на группы. Вы – исследователи. Одна из групп будет собирать материал о Чацком, а вторая – о фамусовском обществе. (разыгрывание разноцветных карточек).
Приложение 2
Слайд 2 (иллюстрация Чацкого и Фамусова)
Чем будет заниматься третья группа, вы догадаетесь, когда вспомните, чем богат язык комедии. Конечно же, афоризмами. Вот подбором цитат и афоризмов будет заниматься третья группа филологов-энциклопедистов.
Какое бы суждение о личности мы не составляли, письменное или устное, его структура всегда подчиняется определённым нормам. Вспомним, какие составляющие должны быть обязательными при рисовании портрета литературного персонажа.
План Слайд 3
Общая характеристика
- Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе).
- Говорящие имена, отчества, фамилии;
- Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни;
- Афоризмы, цитаты.
Для того, чтобы составить портрет общества, надо знать, что включает в себя это понятие.
Нам помогут энциклопедисты.
Общество – это круг людей, объединённых общностью положения, происхождения, интересов.
Итак, общество состоит из людей, которые близки друг другу взглядами на жизнь.
Можно ли тогда использовать для характеристики общества тот же план, что и для отдельного персонажа? Конечно да, так как мы будем отражать те черты, которые определяют сходство людей, объединённых в общий круг.
Запишите этот план в тетради, но перед ним оставьте 2-3 строчки для записи темы.
III. Погружение в текст.
Итак, задача исследователей – составить связное суждение о Чацком и фомусовском обществе, дать им характеристику. А энциклопедисты подбирают афоризмы, которые помогут глубже понять характер персонажей, их отношение к окружающему миру.
IV. Обсуждение.
1 группа читает свой материал, энциклопедисты добавляют афоризмы.
1. Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе).
Чацкий – молодой человек примерно двадцати лет, вернувшийся после трехлетнего отсутствия в дом, где провёл счастливые юные годы. Он вернулся к своей возлюбленной Софье, горя желанием возобновить их отношения. За время своего отсутствия Чацкий получил хорошее образование (он славно пишет, переводит), мог бы продвинуться по карьерной лестнице (служил в министерстве), но не стал служить (в том пользы не находит), есть имение, но, по разумению Фамусова, он плохо ведёт в нём дела (не гонится за богатством). Приехав в Москву, Чацкий понимает, что он чужой здесь, не подходит ни под одно «требование» московских тузов.
2. Говорящие имена, отчества, фамилии;
А.С. Грибоедов не зря выбрал имя Александр Андреевич Чацкий. В переводе с греческого имя значит «мужественная защита», а отчество Андреевич – сын «мужественного, храброго». Отсюда и темперамент, мужество, его умение отстаивать свои мнения. Кстати, кроме всего прочего, его фамилия указывает на то, что он потомственный дворянин, принадлежащий к знатному и старинному роду, так же, как и Трубецкие, Волконские, Оболенские. Ну а ассоциативно она указывает на Чаадаева, близкого Чацкому по взглядам и убеждениям.
3. Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни
Чацкий вернулся из просвещённой Европы и, конечно же, не мог не привезти оттуда вольнодумных мыслей. Он резко высказывается по поводу всех сторон жизни фамусовского общества, людей, среди которых он до недавнего времени жил: это и отношение к службе, к добыванию чинов; это и взгляды на крепостное право и отношение к личности человека; это и высказывания по поводу просвещения.
4. Афоризмы, цитаты
- И я у ваших ног!
- Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
- Что нового покажет мне Москва?
Вчера был бал, а завтра будет два. - Где ж лучше?
Где нас нет. - Сам толст, его артисты тощи.
- И дым Отечества нам сладок и приятен.
- Числом поболее, ценою подешевле.
- В России под великим штрафом
Нам каждого велят признать историком и географом. - Ведь нынче любят бессловесных.
- Служить бы рад, прислуживаться тошно.
- И точно начал свет глупеть.
- Свежо предание, а верится с трудом.
- Смех страшит и держит стыд в узде.
- Дома новы, но предрассудки стары.
- А судьи кто?
- Грабительством богаты.
- Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве.
- Прошедшего житья подлейшие черты.
- Как платья, волосы, так и умы коротки.
- Молчалины блаженствуют на свете.
- Мильон терзаний!
Слайд 4
В своей статье «Мильон терзаний» И.А. Гончаров сказал о Чацком, что «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер».
А.С. Пушкин считал иначе: «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён».
Как вы думаете, почему А.С. Пушкин столь резко выступил против Чацкого? Что привело его к таким выводам? (Дело, действительно, в горе от ума. Чацкий высказывает умные и правильные мысли, но не замечает, что среди его слушателей нет людей, которые могли бы его понять).
Кто же Чацкий – борец или жертва? Попросим помощи у наших филологов.
Борец – это человек, который борется во имя защиты, осуществления чего-нибудь передового, прогрессивного.
Можно ли назвать Чацкого борцом?
Жертва – это человек, страдающий от насилия, несчастья, неудачи.
Можно ли сказать, что Чацкий – жертва? Потерпел ли он какое-либо несчастье или неудачу? (разочарование в любви, не находит места в обществе, в котором рос и воспитывался).
Учитель: И в наше время без борьбы не бывает жертв, удар на себя принимает тот человек, который идёт первым. Он жертвует собой ради своих идей и других людей. Забывая себя, он отдаёт всё для достижения цели. Была ли жертвенность Чацкого напрасна? Дала ли она плоды?
Вспомните, были ли у Чацкого последователи? (Брат Скалозуба «Чин следовал ему, он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать»; племянник княгини «Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Фёдор, мой племянник»)
Жертва и мильон терзаний Чацкого были не зря, его борьба, пусть и медленно, но приносит плоды. Все, с кем столкнулся Чацкий, так или иначе, почувствовали это столкновение: Софья поняла, что обманулась; Молчалин разоблачён; покой Фамусова нарушен; все остальные тоже «попали под град его выстрелов», по словам И.А. Гончарова. Это только начало борьбы, начало перемен.
Отразим выводы в тетради (общий вид).
Слайд 5 (первая часть плана)
Слайд 6
А теперь перенесёмся в дом Фамусова…
Мини-инсценировка подготовленными детьми (действие 3, явление 6, с. 19)
- Наталья Дмитриевна
- Платон Михайлович
- Чацкий
Слайд 7
2 группа представит своё исследование, филологи добавляют афоризмы и цитаты.
1. Характерные черты (возраст, образование, занятия, положение в обществе).
Представители фамусовского общества принадлежат разным возрастным группам: среди них есть и люди в возрасте (Фамусов, графиня-бабушка Хрюмина, Хлёстова, князь и княгиня), и молодые (Молчалин, Софья, Горичи, Загорецкий, Скалозуб, Репетилов, княгини-дочери). Всех их объединяет достаточно высокое положение в обществе (кроме Молчалина), сходный образ жизни.
2. Говорящие имена, отчества, фамилии;
Фамилии этих персонажей говорят сами за себя: они их оценивают и дают им прямую характеристику. Так, Фамусов – от слова «молва, известный», а значит, и распространяет слухи и сам зависит от них; Репетилов – от выражения «повторять», а значит, не иметь собственного мнения; Софья – мудрость, но мудрость мнимая; фамилия Хлёстова указывает на жёсткость, грубость и т.д. Иначе говоря, это сбор всех отрицательных черт характеров.
3. Мысли, отношение к различным сторонам общественной жизни
В монологах и диалогах действующих лиц прямо даётся их отношение к окружающей действительности. Это и негативное отношение к просвещению, пренебрежение достоинством других людей, восхваление крепостного права, деление законов на две части: одна для богатых и знатных, другая для неимущих и бесправных: отношение к любви и браку и т.д.
4. Афоризмы, цитаты
- Монашеским известен поведеньем!
- Кто беден, тот тебе не пара!
- Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой! - Грех не беда, молва не хороша.
- Желал бы зятя он с с звездами, да чинами.
- И золотой мешок, и метит в генералы.
- Сам толст, его артисты тощи.
- Что за тузы в Москве живут и умирают!
- И он сгибался в перегиб.
- Ну как не порадеть родному человечку!
- В мои лета не должно сметь
Своё суждение иметь. - Ученье – вот чума, учёность – вот причина!
- Забрать все книги бы, да сжечь!
- Ах! Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!
Можно ли сказать, что А.С. Грибоедов изобразил трагедию московского общества, а вместе с тем и всей России? (московское общество – это верхушка, знатные люди, поэтому их принципы проецируются на всю страну).
Трагедия, да, люди застыли в своём мирке, живут по созданным им законам, не видя ничего, что творится вокруг. Нет развития, движения вперёд. У таких людей нет будущего. Это болото, в котором не пробиться чистой родниковой воде. Это катастрофа, т.к. упадок нравов и жизненных представлений несёт за собой вымирание всей нации.
Узнаем у энциклопедистов, правильно ли мы понимаем понятие «трагедия».
Трагедия – это тяжкое переживание, несчастье, несущее за собою личную или общественную катастрофу.
Как этот вывод подтверждается эпизодом инсценировки? Какой скрытый смысл содержится в обыгрывании слов «сквозняк и ветер»? (сквозняк, ветер – то новое, чего страшатся эти люди и от чего хотят оградить себя, а отсюда – душевная и нравственная духота).
Почему же комедия, пройдя огромный временной отрезок, остаётся бессмертной? Можно ли говорить о её актуальности? (такие люди, нравы и отношение к окружающей действительности можно встретить и в наше время, когда основным занятием является добывание денег, званий и власти; когда во главу угла ставится «Я», а другие люди не воспринимаются как личность)
Слайд 8 (вторая часть плана)
Пришло время сделать записи под второй стрелкой нашего плана.
V. Самоанализ, выводы.
Вы уже догадались, что наш урок – это подготовка к сочинению. Материал к нему мы собрали, осталось подобрать темы сочинений. Постарайтесь сделать это.
Итак, первая тема…
Вторая тема…
Вы оставили место перед записью плана. Здесь мы и запишем темы сочинений.
Слайд 9
- Чацкий – борец или жертва?
- Трагедия фамусовского общества осталась в прошлом?
VI. Д.З.
Темы определены, план записан, дома вы напишете сочинение-рассуждение на одну из тем, используя материалы урока.
Подготовка к Итоговому сочинению.
Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
- Рекомендуемое количество слов – от 350.
- Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
- Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
- Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
- Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
- «Соответствие теме»;
- «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
- «Композиция и логика рассуждения»;
- «Качество письменной речи»;
- «Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными. Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» по одному из других критериев.
Критерий № 1 «Соответствие теме»
Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
- Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.
- Участник должен рассуждать на предложенную тему, выбрав путь ее раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой и т.п.).
- «Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
- Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники) для аргументации своей позиции.
- Участник должен строить рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; при этом он может показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.
- «Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
- Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Участник должен выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.
- «Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
- Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
- «Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 «Грамотность»
- Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
- «Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных
Универсальная литература
- «Война и мир» Л.Н. Толстой.
- «Капитанская дочка» А.С. Пушкин
- «Евгений Онегин» А.С. Пушкин
- «Шинель» Н.В. Гоголь
- «Мертвые души» Н.В. Гоголь
- «Вишневый сад» А.П. Чехов
- «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
- «Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков
- «Горе от ума» А.С. Грибоедов
- «Мцыри» М.Ю. Лермонтов
- «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов
- «Судьба человека» М.А. Шолохов
- «На дне» М. Горький
- «Отцы и дети» И.С. Тургенев
- «Гроза» А.Н. Островский
- «Премудрый пескарь» М.Е. Салтыков-Щедрин
- «Обломов» И.А. Гончаров
- «Матренин двор» А.И. Солженицын
- «Господин из Сан-Франциско» И.А. Бунин
- «И дольше века длится день» Ч.Т. Айтматов
- «Уроки французского» В.Г. Распутин
- «Обелиск» В.В. Быков
- «Недоросль» Д.И. Фонвизин
Общий план сочинения имеет вид:
I. Вступление.
II. Основная часть.
1. Тезис.
2. Первый аргумент.
3. Второй аргумент.
III. Заключение.Классическое вступление состоит из нескольких элементов:
- Объяснение ключевых слов темы или цитаты;
- Общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;
- Ответ-тезис на главный вопрос темы
Вступление
Рассмотрим несколько примеров вступлений с учётом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений.
Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на три типа:
- тема-вопрос
- тема-утверждение
- тема — назывное предложение.
Тема в виде вопроса
Например: «Что приносит любовь человеку: радость или страдание?»
Ключевые слова темы: Любовь, радость, страдание…
Общие рассуждения на тему
Любовь — это, пожалуй, самое необъяснимое из всех человеческих чувств. Кто-то пытается объяснить её природу при помощи науки, кто-то говорит о том, что любовь — то, что даётся богом или судьбой. Так или иначе, именно любовь управляет жизнью большинства людей. Недаром Иван Сергеевич Тургенев говорил: «Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
Вопрос (задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части)
Но всегда ли это чувство несёт нам радостные минуты или же часто приносит разочарование, страдание?
Будьте аккуратны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать стандартные формулировки, начинающиеся словами: «можно ли утверждать, что…», «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли…» и т. д.
Например, к теме «Писатель — судья своего времени» можно задать вопрос: «Можно ли утверждать, что писатель является судьёй своего времени? Действительно ли он всегда опережает его (идёт в ногу со временем или анализирует прошлое)?».
Если тема сформулирована в виде цитаты, то можно её повторить и далее разъяснить смысл фразы, выделенной в цитату
Тема — назывное предложение (ключевые слова)
Например: «Преходящее и вечное». В этом случае действуем уже знакомым путём: ключевые слова — общие рассуждения — вопрос.
Что же, на мой взгляд, можно отнести к таким явлениям, как преходящее и вечное?
Формулировка тезиса
Тезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во время дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать.
Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от особенностей темы.
Тема-вопрос
Если тема уже представляет собой вопрос, то требуется дать на него непосредственный ответ. В этом случае не нужно ничего дополнительно придумывать и переделывать, просто дать ответ. Как правило, именно этим вопросом заканчивается вступительная часть сочинения.
«Счастлив ли человек, влюблённый в свою профессию?»
Тезисы:
Когда человек трудится с удовольствием, тогда этот труд приносит ему только радость, а значит, и сам человек становится счастливым. Не зря М. Горький говорил: «Когда труд — удовольствие, жизнь хороша!..»
Тема-утверждение (в том числе цитата)
В этом случае требуется обосновать уже имеющееся утверждение. Вступительную часть мы закончили вопросами, почему так, а не иначе. В тезисной части нужно объяснить, почему так.
«Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М. Достоевский). (Во вступительной части задаём вопросы: «Почему любовь заставляет человека перерождаться?» Или «Можно ли говорить о том, что любовь всесильна, так как она заставляет перерождаться нас самих?»)
Когда человек влюблён, ему хочется быть лучше и, соответственно, делать этот мир тоже лучше, а значит, даже при наличии каких-то пороков, он будет стараться от них избавиться, потому что любовь перерождает человека. Любовь — это самая необъяснимая сила на земле. Она может заставлять людей идти на подвиги.
Тема в виде назывного предложения
или просто ключевые слова, нуждающиеся в комментарии Вступительная часть, как правило, заканчивается вопросами о каждом из ключевых понятий. Нужно постараться сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.
«Ваш выбор: книга или компьютер?» (Во вступительной части задаём вопросы: «А что в нашем современном мире можно считать наиболее важным: книгу или компьютер?», «Можно ли говорить, что компьютер вытеснил из нашей жизни книгу?»)
Время и технический прогресс идут вперёд. Поэтому появляются новые формы передачи информации. Конечно, компьютер сейчас занимает огромное пространство в нашей жизни. Но разве можно сравнивать книгу и компьютер? И то и другое является источником знаний для человека. И всё же книга, с её приятным шелестом страниц, с её иногда пожелтевшими от времени листами, всё равно оказывается в руках того или иного человека. Потому что книга — это живая свидетельница истории человечества!
Способы формулировки тезиса
Прямая формулировка основной мысли. Чёткий ответ на вопрос.
Тема: «Что важнее: любить или быть любимым?»
Тезис: «Важнее любить, чем быть любимым, на мой взгляд. Но быть любимым тоже очень важно»
Образ-аналогия
Тема: «Должен ли человек следовать за своей мечтой?»
Тезис: «Человек должен обязательно следовать за своей мечтой, потому что она окрыляет его, даёт ему силы, помогает делать новые важные шаги вперёд по жизни к достижению своего счастья»
Вопросно-ответная форма
(пожалуй, самый удобный и лёгкий способ: мы сами себе задаём вопрос и сами на него отвечаем, это помогает не уйти от темы).
В чём проявляется любовь к Родине? Наверное, у каждого она проявляется по-своему. Кто-то, не жалея себя, не задумываясь, встаёт на защиту в самые трудные для Родины минуты. Кто-то воспевает её в своих произведениях, в стихах, в песнях. Кто-то старается сделать пусть небольшой островок земли около своего дома прекрасным, сажая цветы и ухаживая за ними.
Основная часть Аргументация
Итак, тезис сформулирован, теперь нужно привести аргумент из литературных источников. Основная часть, как мы помним, состоит из одного или нескольких аргументов на литературной основе, подкрепляющих тезис. Каждый аргумент выделяется в отдельный абзац. В конце каждого абзаца должен быть микровывод. Можно к одному тезису привести один литературный аргумент, но лучше, чтобы аргументов было два. Если тезисов несколько, то к каждому из них приводится свой аргумент!
Структура аргумента
Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:
1. Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
2. Его интерпретацию:
здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т.п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
3. Микровывод
(он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу…» и т.п.
Заключение
Вот мы и добрались до заключительной части нашего итогового сочинения. Существует несколько способов закончить сочинение:
Вывод. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами!
Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.
Заключение-призыв.
Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это не должны быть пафосные лозунги «Берегите нашу Землю!». Лучше не использовать глаголы 2-го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. Тогда никто вас не сможет упрекнуть в неэтичном отношении к адресату
Заключение — выражение надежды.
Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное. Нельзя писать, к примеру, что «природа отомстит за себя будущим поколениям».
Источник: vk.com
Литература для школьников
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА | ||||||||||||||
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ Уроки литературы в 9 классе[1] | ||||||||||||||
В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового Урок 20. А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя Урок 21. А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт Урок 22. А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: фамусовская Москва Урок 23. А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого Урок 24. А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии Урок 25. А. С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике Урок 26. А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Урок развития речи 2 УРОК 20 Основное содержание урока
Основные виды деятельности. I. Многогранный талант, блестящее образование и дипломатическая карьера Грибоедова. Актуализация имеющихся знаний об А. С. Грибоедове: — Что вам известно о жизни, творчестве и судьбе Грибоедова? — Прочитайте стихотворение Д. Кедрина «Грибоедов». О каких фактах судьбы Грибоедова говорится в стихотворении? — Сообщения о портретах (см. Портреты А. С. Грибоедова) и памятниках писателю (по выбору учителя). — *Назовите литературные и музыкальные произведения Грибоедова. — В чём заслуга Грибоедова перед Россией? Почему спектакли по пьесе «Горе от ума» до сих пор идут на сцене многих российских театров? II. Чтение и обсуждение отрывка из очерков А. С. Пушкина «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года»: «Его меланхолический характер, его озлобленный ум, его добродушие, самые слабости и пороки, неизбежные спутники человечества, — всё в нём было необыкновенно Вступительная беседа: — Что в личности и судьбе Грибоедова привлекало Пушкина? — Какую оценку он даёт Грибоедову? Как понять такие выражения: меланхолический характер, озлобленный ум, рождённый с честолюбием, равным его дарованиям, холодная… храбрость и др.? III. Конспектирование лекции учителя об А. С. Грибоедове. Тезисы лекции учителя: 1. Происхождение, воспитание, образование А. С. Грибоедова. 2. Вступление добровольцем в действующую армию. 3. С 1816 года — служба в Коллегии иностранных дел, интерес к драматургии и театру, знакомство с театральными деятелями, коллективное сочинительство 4. В 1818 году Грибоедов выслан из Петербурга за участие секундантом в дуэли и назначен секретарём русской дипломатической миссии в Персии. В конце 1821 5. В конце 1825 года Грибоедов возвращается на Кавказ, но за близость к декабристам он арестован и отослан в Петербург, где четыре месяца находится на Составление историко-культурных комментариев к стихотворению Грибоедова, написанному во время ареста: По духу времени и вкусу 6. В 1826 году царь Николай I произвёл Грибоедова в чин надворного советника. Но он снова отправлен на Кавказ. Грибоедов-дипломат стал одним из авторов IV. Любовь и смерть писателя 7. В 1828 году А. С. Грибоедов женился на Нине Чавчавадзе, дочери грузинского поэта и общественного деятеля, и вместе с 8. В начале января 1829 года Грибоедов убит толпой фанатичных мусульман, разгромивших русскую миссию в Тегеране. Изуродованное тело писателя перевезено V. Чтение и инсценирование фрагментов из книги Ю. Н. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара» Сообщение о визите М. Ю. Лермонтова к Нине Чавчавадзе, подарившей ему кинжал с надписью «Будь твёрд душой» VI. История создания, публикации и первых постановок комедии. Герои и прототипы 9. В 1822 — начале 1823 года в Тифлисе написаны два первых акта комедии «Горе от ума». Летом 1823 года А. С. Грибоедов проводит VII. Чтение и обсуждение статьи учебника «Замысел комедии „Горе от ума“ и ход работы над ней. Источники текста» (Сообщение на тему «Герои комедии и их прототипы».) См. также страницу: Грибоедовская Москва. Фрагмент книги М.О.Гершензона. Обобщающий вопрос: Что дало основание А. С. Пушкину сказать: «Его рукописная комедия „Горе от ума“ произвела неописанное действие и вдруг поставила его VIII. Практическая работа. Используя материалы учебника и лекции учителя, составьте хронологическую таблицу основных дат жизни А. С. Грибоедова (см. также страницу
Работа с таблицей может быть завершена дома. Итоговые вопросы: В чём исключительность личности Грибоедова? Вопрос 1 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Домашнее задание Подготовить сообщение о жизни и творчестве А. С. Грибоедова, используя статью учебника «Александр Сергеевич Грибоедов» Завершить составление хронологической таблицы. Дочитать комедию «Горе от ума». Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся). Индивидуальные задания. Составить словарь культурно-биографических реалий к стихотворению Д. Кедрина «Грибоедов». Подготовить сообщение на тему «Говорящие имена и фамилии в комедии». Групповые задания. Подготовить выразительное чтение или инсценирование ключевых сцен пьесы (см. следующий урок). УРОК 21 Основное содержание урока
Основные виды деятельности. I. Обзор содержания комедии. Фрагменты комедии в актёрском исполнении Проверка знания содержания пьесы: — Расставьте основные события пьесы в хронологическом порядке: 1. Диалог Молчалина и Чацкого о добродетелях. 2. Приезд Чацкого. 3. Разговор Чацкого, Фамусова и Скалозуба о службе и наградах. 4. Разговор Фамусова с Лизой, Софьей и Молчалиным о воспитании, снах и деловых бумагах. 5. Сплетня о безумии Чацкого. 6. Разговор Чацкого и Репетилова. 7. Прозрение Софьи. 8. Отъезд гостей. 9. Отъезд Чацкого из Москвы. 10. Бал у Фамусова. Правильный ответ: 4; 2; 3; 1; 10; 5; 8; 6; 7; 9. II. Слово учителя о замысле комедии, особенностях её сюжета и жанра. — Вопрос 2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Определение родовой принадлежности пьесы, выделение характерных признаков драмы: — Назовите основные признаки драмы как рода литературы. — Какой драматический жанр мы называем комедией? Каковы характерные жанровые признаки комедии? Обсуждение списка действующих лиц и их говорящих фамилий: «Фамусов (от лат. Fama — молва) — человек, зависящий от общественного мнения. Молчалин — фамилия говорит сама за себя, у героя мало реплик, он скучен, не имеет своего мнения о ситуации. Горич — производное от слова горе, под горем понимается его женитьба, которая превратила его из энергичного офицера в равнодушного к жизни человека, не Скалозуб — герой достаточно грубый… у него много резких реплик. Чацкий (от фамилии Чадский) — пребывающий в чаду борьбы, недовольный окружающим миром. Репетилов (от фр. répéter — повторять) — сплетник, что узнает — то разносит, повторяет то, что сказано другими. Хлёстова — изначально речь идёт о силе характера этой женщины. Тугоуховский — фамилия закономерна по причине глухости персонажа». — Для какого литературного направления характерны говорящие фамилии? — С какой целью использован этот приём? III. Групповая работа. Группа 1. Какие причины объясняют настроение Софьи и Чацкого в сцене их первой встречи? Какой видится Чацкому Москва? Почему? Группа 2. Каковы жизненные идеалы Фамусова, как их оценивает Чацкий? Группа 3. Какие качества в людях ценит Молчалин? Что ему нужно для счастья? Каковы жизненные принципы Чацкого? Группа 4. Как распространялась сплетня о безумии Чацкого? Почему каждый из героев якобы видел «безумие» в разных проявлениях поведения Чацкого? Группа 5. Почему Софья узнаёт о низком поведении Молчалина из его собственных слов? Каковы роли Лизы и Чацкого в этой сцене? IV. Смысл названия и проблема ума в пьесе — Откуда пришло выражение «горе от ума» и как изменился в пьесе его смысл? — В чём разница названий комедии «Горе уму» и «Горе от ума»? — *Чем отличается жанр высокой комедии от других разновидностей комедийных жанров: лёгкой светской комедии и комедии нравов? V. Особенности развития комедийной интриги — *В чём общность и различия «Горя от ума» и пьесы Ж.-Б. Мольера «Мизантроп»? Чем сходны и различны их главные герои: Альцест и Чацкий? — *Какие театральные амплуа использовал Грибоедов, создавая героев комедии? *Как он переосмыслил традиционные комедийные маски? — Как трансформируется в комедии теория трёх единств? — Вопросы 7, 8, 9 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». — В чём особенности комедийной интриги в «Горе от ума»? — Какие правила классицизма, касающиеся языка комедии, нарушает Грибоедов? С какой целью? VI. Своеобразие общественного и личного конфликта в пьесе — Как развивается в комедии личный конфликт? — Как тема «безумия от любви» сменяется темой безумия от московского «воздуха»? — На какие идейные лагеря можно разделить героев комедии? — Каковы характерные черты каждого лагеря? — Чем заканчивается пьеса и каков пафос финальной сцены? — Как развивается в пьесе общественный конфликт? — Почему в конце концов любовная и общественная линии сливаются? VII. Практическая работа. Продолжите формулировки, выражающие сущность личного и общественного конфликта в комедии «Горе от ума». Подберите цитаты, подтверждающие ваше мнение.
Итоговые вопросы: В чём своеобразие конфликта комедии? Что в сюжетных коллизиях комедии близко читателю XXI века? Домашнее задание Подготовить сообщение о своеобразии жанра, сюжета и конфликта комедии. Письменно ответить на итоговые вопросы урока (по выбору учащихся). Выписать из монологов Чацкого и Фамусова цитаты о Москве. Индивидуальные задания. Составить словарик историко-культурных реалий к первому действию, используя материалы книги А. А. Кунарёва «Комедия А. С. Грибоедова „Горе от ума“: Комментарий» Ответить на вопросы викторины № 5 (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»). Следующий урок: А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: фамусовская Москва >>> Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014. | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
БИОГРАФИЯ В биографии А. С. Грибоедова до сих пор много неясного. Точно неизвестно, когда родился Грибоедов — в 1790 или в 1795 году. Сейчас годом рождения принят Происхождение и ранняя одаренность Грибоедова Круг знакомых Грибоедова Во время Отечественной войны 1812 года Грибоедов добровольно записался в Московский гусарский полк (корнет), но в боях не участвовал. После войны служил Ранние комедии Грибоедова В 1816 году Грибоедов вышел в отставку с военной службы и на следующий год (1817) занял место губернского секретаря в Коллегии иностранных дел (там служили В кругу петербургской молодежи он упивается духом вольнолюбия, появляется на веселых пирушках. Однажды он оказался замешанным в дуэльную историю. На поединке Вскоре он принял место секретаря русской дипломатической миссии в Персии и в августе 1818 г. выехал на Восток. Сразу по прибытии в Тавриз Грибоедов вступился за русских пленных и деятельно хлопотал об их отправке на родину. Свой отъезд на Восток писатель рассматривал Замысел комедии «Горе от ума» и ход работы над ней. В начале 1822 года Грибоедов оставил Персию и прибыл в Тифлис. Его определили в ставку главноуправляющего Грузией генерала А. П. Ермолова «по дипломатической Осенью 1823 года в Москве Грибоедов сочинил оперу-водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом». Музыку к опере написал композитор А. Н. Верстовский. В 1824 году Грибоедов уехал в Петербург и поселился у своего родственника, поэта А. И. Одоевского. По дороге из Москвы в Петербург драматурга, по его признанию, Грибоедов был лично знаком с великим князем Николаем Павловичем (будущим императором Николаем I), с генерал-губернатором Петербурга Милорадовичем, с Неожиданно удача все-таки улыбнулась Грибоедову: дружески настроенный к нему Ф. В. Булгарин собрался издавать театральный альманах «Русская Талия на 1825 год». При жизни драматурга комедия так и не была полностью издана, но автор продолжал над ней работать. Следы правки сохранились в рукописи, которую Грибоедов, уезжая в 1828 году, в Персию, подарил Булгарину. На ней есть надпись: «Горе мое поручаю Булгарину. После завершения комедии «Горе от ума». И писатель, и дипломат, полный новых замыслов, летом 1825 года он возвратился на Кавказ. Здесь его застало известие о восстании декабристов на Сенатской площади. Летом 1826 года драматург был освобожден с «очистительным» аттестатом и принят Николаем I, который вскоре произвел его в чин надворного советника. Осенью 1826 Последний год жизни А. С. Грибоедова В 1828 году к Грибоедову пришла большая любовь. Он женился на Н. А. Чавчавадзе, дочери известного поэта и общественного деятеля Грузии. Вместе с женой драматург Дипломатическая служба Грибоедова состояла в наблюдении за исполнением Туркманчайского договора, по которому Персии полагалось выплатить России контрибуцию В начале декабря 1828 года Грибоедов выехал в Тегеран для встречи с шахом. Он уже собирался в обратный путь, когда к нему за помощью обратились две армянки и Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. О КОМЕДИИ Комедия «Горе от ума» была задумана Грибоедовым в 1818 или в 1820 году и закончена в 1824 году. Полностью при жизни автора она не была напечатана. ЗАМЫСЕЛ КОМЕДИИ Судьба, проказница-шалунья, Выражение «горе от ума» пришло из водевиля, но лишилось того шаловливого оттенка, который оно несло там, и его смысл стал более серьезным, более драматичным, СЮЖЕТ И ЖАНР Сюжетную схему «Мизантропа» Грибоедов не повторял, но учитывал. Оба и Альцест, и Чацкий — носят в душах идеал человека и человечества. Они любят людей и хотят, Кроме комедийных жанров, в «Горе от ума» легко найти и другие. На комедию оказала влияние ода, высокий, торжественный или обличительный жанр лирической поэзии Продолжая традиции «высокой» комедии, которая, по словам Пушкина, «нередко близко подходит к трагедии», наполняя ее новым жизненным содержанием, Грибоедов Целостное восприятие сюжета требовало соблюдения драматургических правил, дисциплины мысли, законов композиции, организации комедийного материала. Такие Традиция «высокой» комедии в «Горе от ума» понадобилась Грибоедову для построения интриги. Чацкий находится в резком противоречии с обществом. Например, Однако общественная линия, составляющая сюжет, не сразу выступает наружу. Интрига завязывается любовью. Действие начинает развертываться благодаря интимным Наряду с содержательным переосмыслением классицистической драматургии Грибоедов смело и решительно нарушил одно из условий комедии классицизма. Он написал КОНФЛИКТ И СИСТЕМА ПЕРСОНАЖЕЙ Вы правы: из огня тот выйдет невредим. Тема безумия от любви, сначала игривая, легкая в словах Лизы, постепенно наполняется широким и глубоким содержанием и получает даже зловещий оттенок. В соответствии с конфликтом строится и система персонажей. На одном полюсе — Чацкий, его незримые, но упоминаемые в комедии малочисленные единомышленники, на Чем возвышеннее и трагичнее обрисовывается Чацкий, тем более глупыми, нелепыми и пошлыми изображаются обстоятельства, в которые он попадает. Грибоедов очень тонко и точно подметил, откуда фамусовское общество черпает пополнение. Кроме главного антагониста Фамусова, пародийного антагониста Репетилова, Человеческие качества Молчалина прямо согласуются с его жизненными правилами, которые он четко формулирует: умеренность и аккуратность, зависимость от других, В языке Молчалина угадываются два речевых потока: один — мещанско-чиновничий, свидетельствующий о низком происхождении и связанный с грубостью чувств, Некоторые переклички образов и мотивов в словах Молчалина и Софьи намекают на то, что Молчалин легко усваивает искусственную книжную культуру и что уроки Софьи Софьи (по-гречески — мудрость) вовсе не глупа, и ей совсем не чужда новизна. Но новизна новизне рознь. Грибоедов, как и его герой Чацкий,— сторонник далеко Французское влияние — мода, лавки Кузнецкого моста, чтение французских книг — все это стало потребностью Софьи. Невиданная смелость — приглашение Молчалина Своеобразной пародией на любовь Софьи к Молчалину и на сюжет, придуманный Софьей, оказывается рассказанный ею «сон», очень похожий на баллады Жуковского. В лице Софьи Грибоедов раскритиковал сентиментализм, в лице Чацкого — просветительские и романтические мечтания, слишком безмятежное приятие жизни. Как писатель, КРИТИКА О КОМЕДИИ. 1. Чацкого связывают с Грибоедовым некоторые общие ощущения: автор «Горя от ума», так же как его герой, переживал драматический разлад между Конечно, Пушкин хорошо понимал, что дискредитация Чацкого не входила в намерение Грибоедова, но невольно произошла потому, что Грибоедов не преодолел до Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Расскажите о жизни Грибоедова и о его работе над комедией «Горе от ума». Какие источники текста комедии дошли до нас? 2. Ваше общее впечатление после чтения комедии «Горе от ума». Печальны или смешны для Вас события пьесы? Почему комедия называется «Горе от ума»? 3. Опишите гостей Фамусова. В чем своеобразие каждого из них, что их сближает? 4. Как Чацкий в своих монологах обличает невежество, угодничество, низкопоклонство? Почему Софья решила отомстить Чацкому? Почему ей это удалось? Какова 5. Какой конфликт определяет столкновение Чацкого с обществом? Как отразился в комедии исторический конфликт эпохи? Кто из героев принадлежит к «веку минувшему», 6. Подготовьте устную характеристику Чацкого, воссоздайте его биографию. В чем состоит «мильон терзаний» Чацкого? Кто же Чацкий — победитель или побежденный? 7. Прочитайте статью И. А. Гончарова «Мильон терзаний» (в сокращении) и составьте простой план начала статьи (до слов «…и родилась вся комедия»), определите 8. Какие две линии составляют сюжет комедии «Горе от ума»? 9. Какой конфликт — личный или общественный — выступает основным и где они пересекаются? 10. Как Вы думаете, почему «общественная комедия» начинается с любовной интриги? 11. Прочитайте наизусть выбранный Вами монолог и сделайте его краткий анализ. 12. Какую роль играет тема «ума» в комедии? 13. Почему Пушкин считал, что Чацкий не умный человек? Каково Ваше мнение? Попробуйте ответить на этот вопрос, рассматривая Чацкого как живое человеческое 14. Какие постановки «Горя от ума» и в каких театрах Вы видели? Оцените их с точки зрения понимания авторского замысла. Чем интересны иллюстрации к комедии? Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. РАЗВИВАЙТЕ ДАР СЛОВА Известно, как много новых поговорок и пословиц рождено с появлением комедии «Горе от ума». Найдите их, подумайте, когда можно использовать их в обычной Ей сна нет от французских книг, У девушек сон утренний так тонок… Минуй нас пуще всех печалей Нельзя ли для прогулок Обычай мой такой: Ах! Если любит кто кого, Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног. Объясните крылатые выражения в комедии. Введите их в предложения собственной конструкции. Продолжите список крылатых выражений из текста комедии. Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. ГРИБОЕДОВ Помыкает Паскевич, На груди его орден. Прокляв английский клоб,[4] От мечты о равенстве, Лишь упрятанный в ящик, Кто же в ящике этом? И покуда всклокоченный, | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. Поурочные 2. Помыкает Паскевич, клевещет опальный Ермолов… — <...> 3. Фуля́р — 1) легкая шелковая ткань для платков, косынок и др. вещей. 4. Английский клоб — англи́йский клуб – общество столичных аристократов в России, 5. Пётр Я́ковлевич Чаада́ев — (27 мая [7 июня] 1794, Москва — 14 [26] апреля 1856, там же) — 5. Фаддей — Фадде́й Венеди́ктович Булга́рин (24 июня [5 июля] 1789, имение Перышево, 6. Курур — в XIX веке персидская крупная денежная единица = 2 миллиона рублей серебром. 6. Туркменчайским трактатом… — Туркманчайский договор (Туркманчайский трактат) — мирный 8. Некто спросит с коня… — Пушкин в «Путешествии в Арзрум во время похода 1829 года» | ||||||||||||||
Свидание И. Ф. Паскевича с Аббас-Мирзой. 21 июля 1827 г. Грибоедов – пятый. | ||||||||||||||
Кадоль О. Москва. Кузнецкий мост. Около 1825. | ||||||||||||||
Материалы к изучению | ||||||||||||||
Беляева Н.В. | ||||||||||||||
вернуться в начало | ||||||||||||||
(558 слов) Известная комедия «Горе от ума» принесла Александру Сергеевичу Грибоедову небывалую славу. В своем знаменитом произведении писатель показал мировоззрение и ментальность общества дворян девятнадцатого столетия. Данная комедия наглядно демонстрирует читателю ту ситуацию, когда вдруг в привычном традиционном обществе стали появляться люди с совсем иными убеждениями и взглядами на жизнь. Таким образом, главную тему данного произведения можно сформулировать, как противостояние и борьба старых и новых идеалов. Что отразить его, Александр Сергеевич описал множество ярких и многогранных персонажей. Одним из самых интересных героев произведения «Горе от ума» является Скалозуб. Рассмотрим подробнее характеристику этого персонажа.
В образе Скалозуба писатель изобразил состоявшегося человека, который имеет высокий чин. Автор показывает, что герой является эталоном среди московского дворянства. Он богат, влиятелен, недурен собой, но на его невежество и грубость никто не обращает внимания. Подобно Фамусову, Скалозуб является приверженцем старого уклада жизни и традиционных ценностей. Главный персонаж не желает менять свои убеждения. Старый мир для Скалозуба является твёрдой опорой, на которую он сможет положиться в нужный момент. Ведь герой попросту не разбирается в революциях и инновациях, он слишком примитивен для этого. В связи с этим, Александр Сергеевич даёт Скалозубу не такую сильную характеристику, как Фамусову. Скалозуб — яркий представитель консервативного общества, как и Фамусов, но он в прямом смысле не ведает, что творит. Его представления о мире ограничены служебными и военными терминами, а в остальном он ничего не понимает, так как крайне глуп. В абсолютном невежестве выражен один из важных аспектов личности Скалозуба. Однако существует ещё один не менее важный аспект, который является более существенным и мрачным. Методы, предложения и взгляды этого героя значительно радикальнее и жёстче, чем у Фамусова. Типичный солдафон Скалозуб считает, книги надобно сжечь, а всех недовольных — заставить замолчать. «Собрать бы книги все, да сжечь»— вот что предлагает Скалозуб. Читатель замечает, что Фамусов тормозит прогресс, но его влияние на него ограничивается личным невмешательством в служебные дела и гражданской пассивности. А вот Скалозуб всей душой ненавидит тех инакомыслящих людей, которые стремятся привнести в этот мир что-то новое. Герой принижает и на свой манер высмеивает их. Персонаж воспринимает любые намеки на инновации как явный признак того, что изменения, которых он так не хочет, уже идут полным ходом. А Скалозуб не желает мириться с данным фактом. Он — цепной пес консервативного общества, который может в любой момент взять шашку и разогнать недовольных. Таким образом, автор в образе Скалозуба показывает читателю человека, который состоялся в фамусовском обществе, добился успеха, но не состоялся как личность. Ведь он умеет приспосабливаться к сложившейся обстановке и принимать ее как должное, но мыслить глобально и анализировать ситуацию он не в силах.
Также писатель наглядно демонстрирует читателю, каково отношение Скалозуба к простым жизненным вещам. Так, например, к чувству любви персонаж относится довольно скептически. По его мнению, не стоит обращать особого внимания на эти категории, потому что в них нельзя найти никакой пользы. Брак для него — взаимовыгодное соглашение ради приобретения влияния. Также не вызывает одобрения и отношение Скалозуба к окружающим людям. Главный герой полагает, что лишь успешные люди являются полезными. А остальных он в упор не видит.
Можно утверждать, что в образе Скалозуба Александр Сергеевич Грибоедов показал читателю невежественного и жестокого человека, которого высоко поставили связи и деньги. Для фамусовского общества этого вполне достаточно, чтобы стать эталоном. Скалозуба волнует только лишь успешное продвижение по службе, как и всех, кто его уважает. Образ Скалозуба олицетворяет типичного представителя русской армии, который получил медали не за свои прямые обязанности, а за влияние и умение дружить с нужными людьми.
Черты характера и характеристики Скалозуба | Цитаты |
Богатство и успешность | И золотой мешок, и метит в генералы…» |
Внешняя красота | И прямизною стана, Лицом и голосом герой…» |
Ограниченность кругозора | Созвездие манёвров и мазурки!.. |
Невежество | Он слова умного не выговорил сроду… |
Хитрость, умение добиться своего нечестными методами | «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; Об них как истинный философ я сужу: Мне только бы досталось в генералы…» |
Целеустремленность и амбициозность | «И знаков тьму отличья нахватал; Не по летам и чин завидный, Не нынче завтра генерал…» |
Враждебное отношение к просвещению | «Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий.» |
Автор: Виктория Комарова