Просмотреть презентацию. Смотрите прикрепленный файл
Ответить на вопрос слайда 11-12:
Можем ли мы считать это письмо завещанием Пушкина нам, живущим в 21-м веке?
О чем говорит нам писатель? Перекликается ли это завещание с эпиграфом к роману?
Дата
Классная работа
Подготовка к домашнему сочинению по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Записать в тетради конспект , приведенный ниже.https://cloud.mail.ru/public/4×62/52BY1peG5
Внеклассное чтение А.С.Пушкин «Пиковая дама».
Просмотрите фильм-экранизацию по ссылке
https://www.youtube.com/watch?v=X4Cmrk5iTJc
Повторить и рассказать наизусть Калмыцкую сказку Пугачева
(учебник , 1 ч., стр.187) от слов «Однажды орел спрашивал..» до слов «.. какова тебе калмыцкая сказка?»
Конспект ОБЯЗАТЕЛЕН для тех, кто остался должен на 28.11!!!!!!!!!!!!!!! ОТ ЭТОГО ЗАВИСИТ ОЦЕНКА ЗА ТЕМУ
Образ Пугачева
“Капитанская дочка” повествует о драматическом отрезке времени в истории России — крестьянской войне под предводительством Пугачева. Этот человек, объявивший себя Петром III, сумел поднять и повести за собой огромные массы угнетенного народа.
А.С. Пушкин рисует его смелым и решительным, суровым и великодушным. Пугачев поднимается на борьбу за справедливость против жестокости царских чиновников, генералов и помещиков.
Мы видим его на расправе в Белгородской крепости жестокого, беспощадного: “Пугачев мрачно нахмурился и махнул белым платком. Несколько казаков подхватили старого капитана и потащили к виселице…”, но и помнящего добро. Он сохранил жизнь Гриневу и Савельичу, помогает вызволить Машу из рук Швабрина.
Пугачев видит гибельность своего пути. Он жертвует собой во имя людей, Для Пугачева жизнь невозможна без свободы. Недаром он рассказывает Гриневу калмыцкую сказку о вороне и орле. Орел завидует ворону, ведь тот живет триста лет, а сам орел только тридцать три года. Ворон отвечал, что питается мертвечиной, а орел пьет «живую кровь». Орел попытался перейти на падаль, но потом «клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: “Нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а потом, что Бог даст!»
Почувствовав свободу, нельзя мириться с рабством. В «Капитанской дочке» мы видим Пугачева в образе былинного героя, песенного разбойника, царя — избавителя для простого народа. Пушкин нам показал Пугачева не извергом, как представляли его читателям многие другие писатели.
Пугачев – сильная натура, поставив перед собой цель, он шел к ней, несмотря даже на то, что выбранный им путь привел его к гибели.
Для своих подчиненных Пугачев не устанавливает правил — они имеют право делать и говорить то, что пожелают. И, конечно, установив такой порядок, он должен всегда оставаться настороже: при первой возможности его люди могут предать и предают своего «вожака». Приписка «издателя» к запискам Гринева, от чьего лица ведется повествование, сообщает, что Пугачев узнал в толпе некогда спасенного им дворянина, «и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, была показана народу»
Образ Гринева
В семнадцать лет юноша отправился служить отечеству, но не в столицу, как ему хотелось. Отец отправил Петра в далёкий Оренбург, что совсем не радовало молодого человека.
Знакомство с Иваном Ивановичем Зуриным, который, подпоив неопытного Гринёва, обыграл его, стало для молодого человека хорошим уроком. В конфликте со Швабриным Пётр Андреевич проявил смелость на дуэли и способность постоять за честь девушки.
На Белогорскую крепость, куда его отправили служить Гринёва, нападают восставшие под командованием Емельяна Пугачева. Из-за отказа присоединяться к бунтарям Гринёву грозит смерть, и только случай помог ему выжить. Пугачёв оказался тем самым спутником, который помог Гринёву уцелеть в буран и которому Петр Андреевич в благодарность подарил заячий тулуп. В те дни Гринев проявляет смелость и решительность характера. Он под угрозой смерти отказывается присягать на верность Пугачеву, потому что «присягал государыне императрице» и не может изменить присяге из чувства долга и чести. Петр способен испытывать сочувствие к тому, кто для всех был врагом; способен воспринимать слугу как надежного и незаменимого друга и рисковать своей жизнью ради спасения близких. Гринев уезжает из крепости, а его любимая девушка Маша Миронова попадает в беду: её насильно удерживает Швабрин и требует стать его женой. Петр Андреевич, рискуя жизнью, преодолевает все трудности и спасает Марью Ивановну. На суде он не пытается оправдываться, прикрываясь именем Маши Мироновой, в отличие от Швабрина, который предает и клевещет, чтобы спасти свою жизнь.
Характер Гринёва изменяется. В самом начале перед нами возникает беззаботный мальчишка с наивной душой. А в конце повести перед нами сложившийся, повзрослевший мужчина, образец мужества, честности, великодушия, благородства, тех качеств, которые были присущи лучшим офицерам.
Образ Маши Мироновой.
Маша родилась в семье коменданта Белогорской крепости Ивана Кузьмича Миронова и его жены Василисы Егоровны. Родители воспитывали дочку, опираясь на традиционные требования и принципы воспитания. Она была единственным ребенком в семье. Маша Миронова – внешне скромная милая девушка, круглолицая и румяная. Одевалась Маша всегда просто, но в то же время очень мило. Маша – умная и воспитанная, не умеет жеманничать и кокетничать, как большинство девушек дворянского происхождения. Это качество особенно нравилось Гриневу.
Маша Миронова искренне переживает за Гринева после дуэли и сама ухаживает за раненым, однако по мере выздоровления Гринева девушка отдаляется от Петра Андреевича, ведет себя благопристойно и не выходит за рамки допустимого. Узнав, что родители Гринева против их свадьбы, Маша просит Гринева оставить ее и не идти против воли семьи. После захвата Пугачевым крепости отца ее Ивана Кузьмича повесили, мать Василису Егоровну убили, и тело женщины долго «валялось посреди двора, затем, впрочем, было оттянуто в сторону и накрыто рогожей». От пережитого девушка слегла в горячке.
Влюбленный в нее Швабрин, осознав невозможность «получить» Машу честным путем, решается воспользоваться случаем. Он перешел на сторону бунтовщиков и стал комендантом крепости. Швабрин держит Машу под стражей, в надежде сломить волю девушки: «На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба». Пугачеву Швабрин говорит, что Маша его жена, а когда обман был раскрыт, просит у «государя» помилования за свой поступок.
Гринев, рискуя своей жизнью, спасает Машу от плена Швабрина, чем наживает себе окончательного врага. На суде Швабрин клевещет на Гринева, и Петр Андреевич попадает на скамью подсудимых. От наказания и расправы его спасает самоотверженная Маша, она совершает, кажется, невозможное: ради своего любимого – она отправляется к императрице и добивается справедливости.
Маша Миронова — классический вариант идеальной русской женщины
Читайте также:
Рекомендуемые страницы:
Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда…
©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных
Поиск по сайту:
Мы поможем в написании ваших работ!
Тема урока
Подготовка к написанию сочинения
по повести А.С.Пушкина
«Капитанская дочка»
Цели и задачи
Дать характеристики главным героям повести: П.Гриневу, М.Мироновой, Г.Швабрину и Е.Пугачеву.
Составить план написания сочинения.
Найти в тексте описание героев, их поведение в разных жизненных ситуациях.
Развивать речь учащихся, умение работать с учебником.
Воспитывать чувство справедливости, уважения, ответственности.
Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка»
План
I.Вступление. Петр Гринев – главное действу-ющее лицо.
II.Основная часть.
1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя.
2.Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.
3. Жизнь Гринева в Белогорской крепости.
а) семья Мироновых;
б) любовь к Маше;
в) ссора со Швабриным.
4. Встреча с Пугачевым. Отношение Пуга- чева к Маше и Гриневу.
III. Заключение. Значение Белогорской крепости в жизни Петра Гринева.
Петр Гринев – главное действующее лицо.
Петр Гринев занимает особое место в романе. Это не только главное действую-щее лицо, но и «автор» записок, повест-вователь. В нем как бы совмещаются два образа: образ молодого офицера, рас-крывающийся в истории по жизни, в по-ступках и образ старого помещика, офи-цера в отставке, уже умудренного житей-ским опытом, теперь на досуге вспоми-нающего историю своей молодости.
II. Основная часть. 1. Детство и юность, среда, воспитавшая героя.
Вспомните юного Петрушу Гринева. Кто оказал большое влияние на формирование его личности?
Какие уроки герой получил от отца?
(«…пускай послужит он в армии, …да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон»; «… помни пословицу: береги платье снову, а честь с молоду»; «на службу не напрашивайся», «от службы не отговаривайся»).
Расскажите о матери Гринева.
Уроки преданного Савельича и «доброго малого» мосье Бопре.
2.Проявление характера при первом вступлении в самостоятельную жизнь.
Как проявляется характер молодого Гринева в эпизодах встреч с Зуриным и бродягой – «вожатым»?
(мечта о веселой беззаботной жизни быстро исчезает после пирушки с Зуриным, сме-няясь глубоким стыдом и раскаянием. Зато встреча с «вожатым» помогает проснуться в душе Гринева тому хорошему, доброму и светлому, что вынес он из родительского дома).
3. Жизнь Гринева в Белогорской крепости.
Какое впечатление произвела на Гринева Бело-горская крепость?
Какими видит Гринев Ивана Кузьмича и Васили-су Егоровну?
(Гринев умеет по достоинству оценить людей. В людях он видит прежде всего хорошее, поэтому супруги Мироновы для него – люди самые поч-тенные. Иван Кузьмич – человек необразован-ный, но самый честный и добрый, а Маша Миро-нова – девушка благоразумная и чувствительная).
Какое первое впечатление героя о Марье Ива-новне?
Какие черты героя раскрываются в любви к Ма-ше?
Что стало причиной ссоры со Швабриным?
( Петра Гринева возмутила пошлость Швабрина, поэтому он вступается за честь девушки. В его чувствах к Маше раскрываются лучшие качества характера: искренность и прямота, мужество, верность в любви. Эти чувства в трагические дни еще больше закалились и окрепли).
4. Встреча с Пугачевым. Отношение Пугачева к Гриневу и Маше.
Почему Пугачев пощадил Гринева после падения Белогорской крепости?
Какие изменения происходят в душе Гринева под влиянием встреч с Пугачевым?
( Гринев видит в Пугачеве отнюдь не кровожадного злодея, а человека умного, энергичного, сильного и незлого)
Что чувствует Гринев во время казни Пугачева?
( возможно, в эту минуту Гриневу хотелось поддержать его хотя бы взглядом, разделить его участь, ведь жизнью, счастьем своим он обязан был ему, Емельяну Пугачеву).
III. Заключение. Значение Белогорской крепости в жизни Гринева.
Гринев приехал в Белогорскую крепость недорослем, не знающим жизни. А расстается с ней молодым человеком с утвердившимися нравственными принципами, закаленным в жизненных испытаниях. Из неопытного юноши Гринев превращается в молодого человека, способного защитить свою любовь, сохранить верность и честь, умеющего здраво судить о людях.
Цели: развитие связной речи
учащихся, совершенствование навыка написания
сочинения на заданную тему.
ЗУН: учащиеся должны знать содержание
и проблематику изученного произведения;
уметь выбрать тему и жанр сочинения, составить
план к теме, сформулировать идею, подобрать
цитатный материал, аргументировать свою точку
зрения; редактировать написанное.
Оборудование: компьютер, мультимедиа,
экран, карточки для групповой работы, распечатки
плана для каждого ученика, 2 буклета на
каждого ученика: «Пугачев в истории и повести
Пушкина» (как результат проектной работы) и «Как
писать сочинение».
Опережающие задания: проектная работа
«Пугачев в исторических документах и повести
А.С.Пушкина «Капитанская дочка», сообщение на
тему «Неизвестные портреты Пугачева».
Зрительный ряд (Приложение 1). | Деятельность | |
Слайд 1 «Учимся писать сочинение». Что кажется вам | Вступительное слово учителя. Добрый день! Сегодня последний урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Мы прочитали текст произведения, много работали над содержанием и формой, композицией и выразительными средствами. Сегодня мы подошли к новому виду деятельности – к сочинению. Тема нашего урока: «Учимся писать сочинение». Как вам кажется, сочинение – это творчество? Написать сочинение легко? Рефлексия: Возьмите маленькие листочки и напишите, что вам кажется трудным в написании сочинения (очень кратко: составить план, сделать правку, подобрать материал) | |
Слайд 2 | Внутренняя мотивация: ребята, над чем надо поработать, чтобы написать хорошее сочинение. Формулировка целей урока. | |
Слайд 3 Китайская мудрость | Эпиграфом к уроку я взяла слова из китайской мудрости: «Когда я слышу – я забываю, когда я смотрю – вижу, когда я делаю – я понимаю» | |
Слайд 4 размышление над темой сочинения | Итак, начинаем работать. Первое условие хорошего текста (сочинения, доклада, выступления) – подчиненность определенной мысли. Для этого необходимо вдумываться в формулировку темы сочинения. Давайте сравним три темы, на первый взгляд, очень похожие. Чтобы удобнее было их сравнивать, попробуем переформулировать тему в вопрос. Одинаковые ли темы? Какими оттенками они отличаются, на что необходимо обратить внимание? Следует обдумать формулировку темы. Что в ней: вопрос, или утверждение, или упор на ваше личное отношение? (В этих темах главное действующее лицо – Пугачев. В первой теме надо раскрыть роль Пугачева в истории и повести. Во второй теме надо сопоставить героев повести, посмотреть, какую роль они играют в судьбах друг друга. Третья тема – личное восприятие.) | |
Слайд 5 ПРОЕКТ «Пугачев в исторических документах и повести А.С.Пушкина» Слайд 6 | Тема «Пугачев в истории и повести Пушкина» заинтересовала группу ребят. Они выбрали эту тему для своей проектной деятельности. Презентация проекта (Приложение 2). Выступление учащихся. | |
Задание: подумайте, к каким темам можно использовать материал, который вы услышали? (к 1и 3 темам). Учащиеся, | ||
Слайд 7 | Выводы по композиции произведения и роли Пугачева (по слайду) | |
Слайд 8 | Формулировка темы для написания сочинения: «Каким мне представляется Пугачев после прочтения повести «Капитанская дочка»?» | |
Слайд 9 | В сочинениях очень многое зависит от индивидуальных особенностей автора. Но существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать и нарушение которых сразу сказывается на качестве работы. Как построить сочинение? Наиболее просто требования к композиции (построению сочинения) можно сформулировать так. 1. | |
Ребята, скажите, как легче писать сочинение: как «само придет» или по определенному плану? Почему легче по плану? Для чего нам нужен план? (План дисциплинирует мысль, определяет круг вопросов и позволяет отобрать нужный материал. “Кто ясно мыслит – ясно излагает”, – сказано давно. Если вы в состоянии составить план в уме – прекрасно. Но часто план необходим уже потому, что нужно расставить мысли в определенной последовательности и по степени важности. Наша цель – составление, разработка плана, подбор материала к каждой части.) | ||
Слайд 10 вступление, виды вступлений | Какой вид вступления подходит для нашей темы? | |
Слайд 12 Основная часть | Основная часть сочинения также имеет собственную композицию. Она зависит от особенностей темы и избранной вами формы. | |
Проблемная ситуация для работы в группах: выбор плана из двух возможных. Задание: выбрать из двух планов тот, который подходит к теме. Объяснить недостатки другого плана. Может ли план №1 быть составной частью плана №2? План №1. 1. Вступление.
3. Заключение. Как я отношусь к Пугачеву? План №2. 1. Вступление.
3. Заключение. Мои мысли по поводу | ||
Учитель раздает подробный план сочинения всем учащимся. В ходе урока дети вносят дополнения, комментарий к плану. | ||
Беседа. | ||
План сочинения | Возможный комментарий к | |
1. Вступление. 2. Основная часть. Как изображен Пугачев в повести? 1) Портрет героя («наружность его показалась мне замечательна»); | Портрет героя – косвенная | |
2) Пугачев – талантливый руководитель военных действий, народный герой; | Приведите примеры (жители встречают с хлебом-солью, присягают лжецарю). | |
3) Речь Пугачева (пословицы, поговорки); | Речь яркая, образная и чисто народная, в ней много поговорок: «В огород летал, конопли клевал, швырнула бабушка камушком – да мимо», «Стали было к вечерни звонить, да попадья не велит: поп в гостях, черти на погосте». – «Молчи, дядя, – возразил мой бродяга, – будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузов. А теперь заткни топор за спину: лесничий ходит» Диалог Гринева и Пугачева: «Долг платежом красен», «Казнить, так казнить, миловать, так миловать». Они выражают размах, широту его богатой натуры. | |
Калмыцкая сказка Слайд 13 | Выразительное чтение наизусть, объяснение символики сказки. Сказка объясняет жизненную позицию самозванца: орел не может жить по законам ворона. Сказка имеет иносказательный смысл, это разговор о возможности выбора жизненного пути: долгого, размеренного, небогатого яркими событиями, и другого: яркого, насыщенного, но краткого. Символика: орел – птица царственная; ворон – птица мудрая, но прозаичная, земная. Для Пугачева лучше короткий, но яркий путь. Сказка показывает обреченность Пугачева. Так жить долго и счастливо нельзя. Гриневу отвратителен разбой и злодейство, он создан для мирной жизни среди дорогих людей. Поэтому Гринев отвечает Пугачеву: «Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину.» Пушкин: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» | |
4) Сопоставление: царь – царица, преобразование образа героя; | В Пугачеве одновременно живут и Гришка Отрепьев, пример которого вдохновляет и обнадеживает («Как знать? Авось и удастся! Гришка Отрепьев ведь поцарствовал же над Москвой»), и Борис Годунов с его попыткой утвердить добро злодейством! В нем и укоры совести, знакомые крестьянскому «царю». Доклад на тему | |
5) Отношения героя с другими действующими лицами повести (роль Пугачева в судьбе Гринева и Маши Мироновой); | Отношение к герою других действующих лиц – тоже характеристика героя. Гринев: «присягать не могу». Маша Миронова: «отомщу за сироту». Для Савельича: «проходимец» | |
6) Черты характера Пугачева-человека. | Задание по группам: 1) подобрать определения для характеристики Пугачева (мятежный, смелый, героический, добрый, щедрый, великодушный, милосердный) 2) подобрать существительные для характеристики Пугачева (мятежник, народный герой, бунтовщик, бунтарь, спаситель, лжецарь, государственный преступник) | |
Слайд 20 3. Заключение. Мои мысли по поводу характера Пугачева, его образа жизни. | Иногда в теме сочинения прямо заложен вопрос, как в данном случае. Тогда в конце сочинения должен быть прямой ответ на него. Иначе сочинение не раскроет главной своей мысли. Хорошо бы, написав все необходимое, в конце поставить тот же вопрос, что был в заголовке темы. А потом сформулировать краткий ответ. Концовка сочинения должна быть не менее эффектной, чем начало. Эффектной по форме и очень четкой и выразительной по содержанию. Это может быть сжатый в несколько строк итог всего сочинения (концовка–вывод). В конце сочинения можно использовать яркую цитату. | Я думаю, Мне кажется, Интересно отметить, Я согласен с … Каким мне показался Пугачев? (Ответ) |
Слайд 21 редактирование (обработка информации, правка) | Работа над ошибками. Задание: замените повторяющиеся слова синонимами. Текст для правки (карточки): Пушкин рассказывает нам историю семьи Гриневых. Пушкин рассказывает о судьбе Пугачева. Пушкин показывает, что Пугачев спас Гринева и Машу. | |
Слайд 22 | Подведем итоги. Что сегодня на уроке было интересным? Чему вы научились? Удалось ли нам выполнить поставленные задачи? | |
Слайд 23 | Итог урока в художественной форме – синквейн. Пугачев. Пример синквейна. Пугачев, Бунтующий, страдающий, Разбойничает, казнит или милует. Спасает Машу и Гринева. Мятежник. Пугачев, Пугачев. | |
Слайд 24 | Домашнее задание: написать сочинение. Для того, чтобы Ваша работа была интересной и продуктивной, предлагаю вам буклеты «Как писать сочинение» (раздать всем учащимся в качестве памятки). |
4,267
просмотров
Текст этой презентации
Слайд 1
Проблема чести, долга, нравственного выбора в повести А.С.Пушкина«Капитанская дочка».
Гринев и Швабрин.
Презентация к уроку литературы в 8 классе
Слайд 2
Выяснить значение слова «честь». Мини-сочинение «Что значит слово «Честь» в моём понимании?»
Опережающие задания:
Слайд 3
образовательные:
обобщить, систематизировать знания по образу Петра Гринёва;
проследить развитие характера Петра Андреевича;
обучение сравнительной характеристике героев;
познакомить с понятиями «долг» и «честь»;
дать понятие о преемственности пушкинских традиций в русской литературе;
развивающие:
развивать умение учащихся анализировать текст;
— развивать способности к умозаключениям;
развивать навыки работы со словарями;
воспитывающие:
воспитывать чувство чести и собственного достоинства, верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, самопожертвование;
включить учащихся в философский поиск;
— воспитывать любовь к художественным произведениям.
Цели урока:
Слайд 4
Смерть лучше бесчестья. Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает. Честь головою оберегают. Честь дворянин не кинет, хоть головушка сгинет.
Пословицы:
Слайд 5
Словарная работа:честь, достоинство, присяга, верность слову, самопожертвование.
Слайд 6
Честь — это «внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистую совесть», и как «условное, светское, житейское благородство, нередко ложное, мнимое».
Долг- все должное, что должно исполнить, обязанность. Общий долг человека вмещает долг гражданина и долг семьянина; исполнением этих обязанностей он в долгу, они составляют долг его, как взятые у кого взаймы деньги или вещи, или все то, чем обязан он, по обещанью или какому условию.
Военная присяга – клятва воина на верность Родине – России.
САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ — это пожертвование собой, своими личными интересами для пользы, благополучия других. Материнское самопожертвование. Самопожертвование во имя революции.
Слайд 7
Когда, с какого момента судьба Петруши переменилась?
Какими словами напутствует отец сына, ставшими впоследствии ключевыми повести?
− С чего начал Петруша свою самостоятельную жизнь?
Как вы расцениваете поведение Петра Андреевича в 2 главе?
Становление характера главного героя
Слайд 8
Общее. Оба дворяне, офицеры, служат в Белогорской крепости, влюблены в Машу Миронову
Критерий сравнения
1. Отношение к семье капитана Миронова
Гринев:
С симпатией и любовью, с дружеской улыбкой, искренне любит и считает своей семьёй.
Швабрин: Насмешливо, с издёвкой, распространяет клевету.
Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина
Слайд 9
Слайд 10
2. Поведение на поединке
Гринев
Сражается честно, отважно, защищая честь девушки.
Швабрин
Наносит предательский удар беззащитному Гринёву, когда тот обернулся на голос Савельича.
Критерий сравнения
Слайд 11
Слайд 12
3. Поведение во время захвата крепости пугачёвцами
Гринев
Отказывается принести присягу самозванцу. Готов мужественно умереть. Отказывается целовать Пугачёву руку.
Швабрин:
Становится на сторону бунтовщиков, нарушает военную присягу.
Критерий сравнения
Слайд 13
5. Поведение с Пугачёвым
Гринев
Держится смело, честно, искренне отвечая на опасные вопросы. Ведёт себя достойно дворянина и человека.
Швабрин
Унижается, выкручивается, ползает в ногах у Пугачёва, вымаливая прощение.
Критерий сравнения
Слайд 14
Слайд 15
4. Отношение к Маше Мироновой
Гринев
Любит её, но даёт свободу выбора, уважает её решение, ни к чему не принуждает. Готов бороться за любовь. Готов отдать жизнь за неё. Рискует собой, спасая её из лагеря пугачёвцев. Наконец, не называет её имя на следствии, не желая впутывать Машу в разбирательство.
Швабрин
Описывает Машу «совершенною дурочкою», клевещет на неё. Держит взаперти, морит голодом. В последний момент выдаёт Пугачёву.
Критерий сравнения
Слайд 16
Слайд 17
− А теперь давайте в тетрадях вычертим схему взросления главного героя.
− Как вы думаете, с какой отправной точки надо начать? (Уплата долга за проигрыш, далее – благодарность за спасение).
6) Самопожертвование ради доброго имени Маши Мироновой.
5) Рискует жизнью ради спасения Маши, не оставляет в беде Савельича.
4) Отказ присягнуть бунтовщику.
3) Поединок за честь девушки.
2) Благодарность за спасение.
Слайд 18
самое главное для человека во всех жизненных обстоятельствах — сохранять доброту и благородство. Не зря эпиграфом к своей повести автор взял русскую пословицу «Береги честь смолоду!». Вы доказали, что благородство Гринёва проявилось в выполнении долга, в его честности и преданности, в уважении к любимой девушке, в ответственности за её судьбу, в чувстве собственного достоинства.
И вся повесть, как исповедь, обращена к новому поколению, в ней рассказчик сознаётся в своих грехах и отдаёт себя на суд людской.
Вывод:
Слайд 19
Слайд 20
Выполнила: учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с.Куртат МО Пригородный районБикоева Елена Гавриловна
Спасибо за внимание.
Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека.
В. Г. Белинский
Подготовка к сочинению по повести «Капитанская дочка»
8 класс
Совесть, благородство и достоинство –
вот оно, святое наше воинство…
Сохранить честь… Важно ли это?
Легко ли жить по законам чести?
Какой жизненный опыт можно приобрести, читая роман?
Как человеку сберечь честь в самых критических жизненных ситуациях?
Кодекс чести русского офицера. Составлен в 1804 году
Душа — Богу, сердце — женщине, жизнь — Отечеству, честь — никому!
Пословица «Береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.
ЗАГЛЯНИ В ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ШКАТУЛКУ!
Слово «честь» в произведениях Пушкина – одно из самых употребляемых. В словаре языка Пушкина оно употребляется 340 раз.
Оно менялось в зависимости от времени, обстоятельств, общественного строя, страны, сословия.
В словарях можно подсчитать число слов и выражений, связанных с этим понятием в различных языках:
– в русском – 27;
– в английском – 14;
– португальском – 31;
– японском – 64.
Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное.
А.С. Пушкин
Честь – вот истинная красота.
Ромен Роллан
Честь нельзя отнять, её можно потерять.
А.П.Чехов
Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.
Пьер Корнель
Сформулируйте правила воспитания в семье Гринёвых
Заниматься воспитанием …..
Дети должны почитать ….
Личный пример ……-
Нужно приучать ребенка ……..
Умел дитя родить, умей и научить.
Каков отец, таковы и дети.
Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.
Родители трудолюбивы – и дети не ленивы.
Каково дерево, таков и клин; каков батька, таков и сын.
Узнав о дуэли сына, в письме к нему отец пишет: “Собираюсь до тебя добраться да проучить тебя как путем, как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще не достоин:”
Узнав о предстоящем наказании сына, отец с отчаянием восклицает: “Не казнь страшна: пращур мой умер на лобном месте, отстаивая то, что почитал святынею своей совести: Но дворянину изменить своей присяге: Стыд и срам нашему роду!”
ПРОДОЛЖИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ!
Человек чести всегда ……..
Он всегда готов прийти на помощь ……….
Для настоящего дворянина не должно быть ….
Остаётся верен…
Всегда готов встать на защиту ………
Человек чести проявляет ……. , готов …….
Какие качества проявляет Гринев в ситуациях:
- в степи во время бурана
- с вожатым
- в поединке со Швабриным
- во время захвата крепости
- в диалогах с Пугачевым
- при аресте
- в отношениях в Машей
— уплаты долга за проигрыш
А.С. Пушкин был убеждён, что высшие проявления чести можно понять только тогда, когда проникнешься уважением к чести семейной. Семейная честь — это общественная оценка семьи, это фамильная святыня. “По отцу и сыну честь”. Место человека в обществе определялось не только личными заслугами, но и уважением к его предкам.
Пословица “Береги честь смолоду”, вынесенная в эпиграф, говорит о чести во всей её многомерности, прежде всего о той, которая достаётся человеку от предыдущих поколений.
«Любезный внук мой Петруша!
Часто рассказывал я тебе некоторые происшествия моей жизни, и замечал, что ты всегда слушал меня со вниманием, несмотря на то, что случалось мне может быть в сотый раз пересказывать одно. На некоторые вопросы я никогда тебе не отвечал, обещая со временем удовлетворить твоему любопытству. Ныне решился я исполнить мое обещание. Начинаю для тебя свои записки, или лучше искреннюю исповедь, с полным уверением, что признания мои послужат к пользе твоей. Ты знаешь, что, несмотря на твои проказы, я все полагаю, что в тебе прок будет, и главным тому доказательством почитаю сходство твоей молодости с моею. Конечно, твой батюшка никогда не причинял мне таких огорчений, какие терпели от тебя твои родители. Он всегда вел себя порядочно и добронравно, и всего бы лучше было, если б ты на него походил. Но ты уродился не в него, а в дедушку, и по-моему это еще не беда. Ты увидишь, что завлеченный пылкостию моих страстей во многие заблуждения, находясь несколько раз в самых затруднительных обстоятельствах, я выплыл наконец и слава богу дожил до старости, заслужив и почтение моих ближних и добрых знакомых. То же пророчу и тебе, любезный Петруша, если сохранишь в сердце твоем два прекрасные качества, мною в тебе замеченные: доброту и благородство»
Можем ли мы считать это письмо завещанием Пушкина нам, живущим в 21-м веке?
О чем говорит нам писатель? Перекликается ли это завещание с эпиграфом к роману?
В каждом произведении А.С.Пушкина мы найдем откровение, совет, наказ.
БЕССМЕРТЕН ТОТ, ЧЬЯ МУЗА ДО КОНЦА
ДОБРУ И КРАСОТЕ НЕ ИЗМЕНЯЛА,
КТО ВОЛНОВАТЬ УМЕЛ ЛЮДЕЙ СЕРДЦА
И В НИХ БУДИТЬ СТРЕМЛЕНЬЕ К ИДЕАЛУ.
Что направляет и определяет наш жизненный путь?
Цель записок Петра Андреевича Гринёва — дать своим потомкам представление о чести семьи, рассказать о трудностях, с которыми удалось сохранить честь в жестокие эпохи, и призыв беречь её.
Нравственные уроки Пушкина мы должны запомнить на всю жизнь и постараться передать их своим потомкам.
источники
http://www.lenagold.ru/fon/rast/geze/rast103.jpg
http://ramki-kartinki.ru/_ph/29/2/536474325.jpg
http://gif-kartinki.ru/ramki/azhurnaja-ramka_06.png
https://pp.vk.me/c421723/v421723088/8b53/4qHupw-X8vw.jpg
https://img-fotki.yandex.ru/get/51592/200418627.167/0_171c32_94979ac9_orig.png
https://www.proza.ru/pics/2013/01/21/611.jpg
https://artchive.ru/res/media/img/oy800/work/cdb/283150.jpg
http://lifeactor.ru/uploads/posts/2015-11/1446447560_p_f.jpg
http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_8/18/d-17565/17565_html_m74906ac0.png
http://www.ovideo.ru/images/gallery/0001/6762/0001.png
http://berdskasloboda.ru/wp-content/uploads/2014/11/rusbunt014.jpg
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/b/3/17/61/17061832_Grinev.jpg
http://5sec.info/files/images/large/vasilij-tropinin-pushkin.jpg
Методические рекомендации к урокам литературы Н.Егоровой, Москва, 2013 год
Фрагменты урока Сагайдулиной Н.Е
Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Моздок РСО-Алания Погребняк Н.М.