Подготовка к сочинению по повести бедная лиза 9 класс конспект урока

Слайд 1и крестьянки любить умеют! по повести н. м. карамзина бедная лизаслайд 2цель урока: познакомить учащихся с повестью н.м.карамзина

Слайд 1

«И крестьянки любить умеют!» ( по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»)

Слайд 2

Цель урока: Познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярким образцом произведений сентиментализма

Слайд 3

Задачи: образовательные: закрепить знания о биографии Н.М.Карамзина; дать понятие сентиментализма как литературного направления; представить повесть «Бедная Лиза» Н.М.Карамзина как образец сентиментализма; воспитательные: способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения. воспитывать отношение к любви как к внесословной ценности человека. развивающие: развивать навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения; расширять словарный запас; способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма.

Слайд 4

Н.М.Карамзин Военная служба Смерть отца Отставка Симбирск Увлечение масонством Занятие литературой Изучение истории Симбирская губерния Родовитая, но небогатая дворянская семья Светское образование Знание иностранных языков Путешествие по Европе

Слайд 5

Сентиментализм Художественное направление (течение) в искусстве и литературе конца XVIII – начала XIX веков. От англ. SENTIMENTAL – чувствительный. «Изящное изображение основного и повседневного» (П.А.Вяземский)

Слайд 6

Работа с полотном Ф. Рокотов «Портрет Екатерины II » В. Боровиковский «Екатерина II »

Слайд 7

Классицизм Линия сравнения Сентиментализм Воспитание человека в духе верности государству, культ разума Основная идея Стремление представить человеческую личность в движениях души Гражданская , общественная Основная тематика Любовная Строгое деление на положительных и отрицательных, однолинейность Герои и характеры Отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям Вспомогательная, условная Роль пейзажа Средство психологической характеристики героев Трагедия, ода, эпопея, комедия, басня, сатира Основные жанры Повесть, путешествие, роман в письмах, дневник, элегия, послание, идиллия Сравнительная таблица

Слайд 8

История создания повести Повесть «Бедная Лиза» написана в 1792 году. В 1796 году повесть вышла отдельной книгой. Повесть «Бедная Лиза» потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово». Таким «новым словом» было в повести самоубийство героини.

Слайд 9

Эпигонство (от древнегреческого – «родившееся после») — нетворческое следование традиционным образам и назойливое повторение и варьирование известных литературных тем, сюжетов, мотивов, в частности — подражание писателям. Эпигонство

Слайд 10

«Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бродит пешком, без плана, без цели – куда глаза глядят – по лугам и рощам, по холмам и равнинам» Заочная экскурсия по окрестностям Москвы

Слайд 11

«Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные готические башни Си…нова монастыря». Симонов монастырь

Слайд 12

«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада: там молодые пастухи, сидя под тенью дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них однообразные». Москва-река

Слайд 13

«…подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь». Данилов монастырь

Слайд 14

«…ещё далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьёвы горы». Воробьёвы горы

Слайд 15

«… вдали село Коломенское с высоким дворцом своим». Село Коломенское

Слайд 16

Пейзаж у Карамзина не только фон действия, но и средство психологической характеристики героя, «зеркало души». Вся история любви Лизы и Эраста погружена в картину жизни природы, постоянно меняющуюся соответственно стадиям развития любовного чувства. Роль пейзажа в повести

Слайд 17

Рассказчик является полноценным героем повести. Посредник между читателем и жизнью героев, воплощенной его словом. Рассказчик задаёт эмоциональный тон повести своим переживанием за судьбы героев, его эмоции передаются читателю. Образ повествователя в повести

Слайд 18

«Золушка» «Повесть о Петре и Февронии Муромских» «Барышня-крестьянка» Шарль Перро А.С.Пушкин Ермолай-Еразм Тема любви и социального неравенства

Слайд 19

бедная Социальное положение небогатая, живущая в бедности Отношение автора несчастная, горемычная, её жалко Социальный статус героини

Слайд 20

Лиза Эраст Имя Елизавета означает «почитающая Бога» Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная…крестьянка. Имя Эраст означает «возлюбленный» Довольно богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную жизнь, думал только о своём удовольствии… Героев разделяют не только социальные, но и нравственные барьеры. Сопоставление героев

Слайд 21

Художник Кипренский «Бедная Лиза» В день своей первой встречи с Эрастом она появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан, вытертый белым полотенцем; в утро приезда Эраста на первое свидание Лиза, «…смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе». Мотив белизны, чистоты и свежести

Слайд 22

Первая встреча «…. Лиза пришла в Москву с ландышами. Молодой, хорошо одетый человек, приятного вида, встретился ей на улице. Она показала ему цветы – и закраснелась. «Ты продаешь их, девушка?» – спросил он с улыбкою. – «Продаю», — отвечала она. – «А что тебе надобно?» – «Пять копеек».- «Это слишком дешево…….»

Слайд 23

При первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти копеек ; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены »; перед уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег »; в армии он «вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на «пожилой богатой вдове». Мотив денег

Слайд 24

Герои повести Эраст Лиза автор мать Лизы богатая вдова подружка Анюта

Слайд 25

Лиза трудолюбивая кормилица Божеская милость отрада старости милая любезная нежная

Слайд 26

Лиза любила матушку трудолюбивая самоотверженная робкая чистая услужливая радостная душа прелестная

Слайд 27

«Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся, — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти». Сцена расставания героев

Слайд 28

Причины самоубийства Лизы Потеря смысла жизни Измена Эраста Легкомыслие Эраста Любовь к Эрасту Обманутое доверие

Слайд 29

«…Теперь, может быть, они уже примирились!»

Слайд 30

Почему герои не смогли быть счастливы, только ли социальное неравенство явилось препятствием их счастью? Как вы понимаете значение слов Карамзина: «И крестьянки любить умеют» ? Почему повесть Карамзина так полюбилась читателю? Как проявляются в повести черты сентиментализма? Какие ее эпизоды показались вам особенно трогательными? В чем смысл заглавия? Какие, на ваш взгляд, чувства воспитывает в читателях повесть Карамзина? Могут ли извлечь из нее современные молодые люди нравственные уроки? Если да, то какие? Итоги

Слайд 31

Домашнее задание Письменно ответить на вопрос: Какие чувства вызвала повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»?

МКОУ «ООШ п.Советский»

Новосибирская область

Искитимский район

Реферативно-исследовательская работа по теме:

«Изучение и анализ фабулы и сюжета в повести

Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

        Автор:

Ольга Александровна Богомазова

учитель русского языка и литературы

Оглавление

Введение        2

1. Фабула в повести «Бедная Лиза» Н.Карамзина        4

2. Сюжет повести Н.Карамзина «Бедная Лиза».        

Заключение        14

Список использованной литературы        16

Введение

Актуальность. Образ девушки по имени Лиза в русской литературе является одним из сквозных, часто повторяющихся. В истории традиционно использовали это имени для создания художественного образа; литературная жизнь девушки Лизы наполнена страданиями, жертвенностью, несчастной любовью.

Обращение к творчеству Н.М.Карамзина мотивировано рядом причин. Одной из важнейших выступает в преображении у Н.М. Карамзина устоявшегося образа девушки Лизы в современной литературе.

Прямыми предшественницами образа Лизы в русской литературе у Карамзина стали Лизы литераторов, близких к нему по творческим установкам; это прежде всего М.Н. Муравьев и И.Ф.Дмитриев-Мамонтов. Муравьев в своих стихах использует как имена реально существовавших женщин («Письмо к A.M. Брянчанинову на смерть супруги его Елисаветы Павловны», 1775), так и художественно откликается на Бедную Лизу Карамзина («К Музе», 1790-е).

 В повести «Бедная Лиза» Н.Карамзина главный герой – молодой дворянин, добрый, но ветреный. Его имя – Эраст — переводится с греческого как «любимый». Он и есть любимый бедной крестьянской девушкой, любовь к нему – единственное богатство в её жизни. Эраст же предпочитает любви богатое приданое.

Бедной Лизе у Карамзина она нужна, чтобы выжить в мире, где кроме Бога и его помощи ей не на что и не на кого надеяться, но, к сожалению, бедной девушке так и не удаётся её получить, она считает, что бог отвернулся от неё за то, что она согрешила. В повести дворянин и простая крестьянка никогда не смогут быть вместе. Но Карамзин показывает нам, что и «крестьянки любить умеют», а чувства простых людей ничем не отличаются от чувств аристократов.

Все вышеперечисленное обусловило цель исследовательской работы: изучение и анализ фабулы и сюжета в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Работа основана на исследованиях С.М. Аюпова, П.Н. Беркова, Л. Боевой, П. Вайля, Л.Л. Горелик, Л.Ю. Горнаковой, М.В. Иванова, А.В. Ильичева, С.Б. Каменецкой, Ф.З. Кануновой, Ю. Лотмана, И.В. Павленко, С.Е. Подлесовой, Л.А. Сапченко, Л.И. Сигида, В.С. Соловьевой, В.Н. Топорова, С. М. Шаврыгина.

Объект работы – повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Предмет работы – анализ фабулы и сюжета в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

В работе решались следующие задачи:

– изучить сюжет повести Н.Карамзина «Бедная Лиза»;

– определить фабульные особенности повести «Бедная Лиза» Н.Карамзина.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Фабула повести «Бедная Лиза» Н.Карамзина

«Бедная Лиза» – это повесть, поражающая нас глубиной своих чувств. Н. Карамзин не ставит своей целью изобразить реалистично картину из жизни крестьянской девушке. Главное для него – это возбудить в читателе ощущение причастности к этой картине, возбудить в нем искренние чувства по отношению к героям романа, прежде всего к Лизе.

Это небольшое произведение описывает нам историю любви между бедной крестьянской девушкой Лизой и дворянином Эрастом. Лиза мгновенно полюбила этого доброго, молодого человека. И ее чувство не осталось безответным. Когда Эраст сказал, что сам будет приходить к Лизе, «в глазах ее блеснула радость, которую она тщетно сокрыть хотела; щеки ее пылали, как заря в летний ясный вечер; она смотрела на левый рукав свой и щипала его правою рукой». Любовь мгновенно вскружила голову Лизе, и она окунулась полностью в этот омут[1].

Каждый вечер встречались молодые люди, тайно от Лизиной матушки. Эраст «был любим, любим страстно новым, чистым, откровенным чувством». Их любовь Карамзиным изображается идеальной. Сегодня, как кажется, редко можно встретить такую робкую, и в то же время страстную любовь всем сердцем. Но именно поэтому сама повесть и главная ее героиня не могут оставить нас равнодушными.

Лиза отдается полностью своему любимому. И в эту роковую минуту, когда «ни одной звездочки не сияло на небе, никакой луч не мог осветить заблуждения», и когда «мрак питал желания», Лиза теряет свою непорочность.

Лиза, в которой все чувства накалены до предела, и которая прекрасно ощущает природу, чувствует себя «преступницей». Она боится грозы, боится ее как кары за свершенный грех.

Наконец, момент кульминации заканчивается. Любовь, которая питала души героев, больше не выдерживает испытаний. Эраст больше не любит Лизу так же нежно, как прежде. Но Лиза остается ему верной. 

В конце концов, Эраст вынужден отказаться от своей любви к Лизе. Он предает ее и выходит замуж за старую богатую женщину. Любовь, которая уже стала смыслом жизни Лизы, рушится о бездушие Эраста. Бедная Лиза не имеет больше другого выхода, кроме как умереть.

И Лиза, потеряв любовь, потеряв смысл своей жизни, кончает с собой. И в том самом месте, где однажды они с Эрастом любили друг друга, Лиза бросается в пруд. «На берегу глубокого пруда, под тенью древних дубов, которые когда-то были безмолвными свидетелями ее восторгов». Этот трагический выход возбуждает в читателе сострадание к Бедной Лизе.

Трагически заканчивается повесть Н. Карамзина. Но именно эта трагичность не может не оставить равнодушным ни одного читателя[2].

Фабула «Бедной Лизы» максимально обобщена и сжата. Возможные линии развития содержатся в зародышевом состоянии, многоточия и тире подчас заменяют собой текст, становятся его «эквивалентом», «значимым минусом». Подобная конспективность отражается и на уровне персонажей. Образ Лизы намечен пунктиром, каждая черта ее характера — тема для рассказа, но еще не сам рассказ. Это не мешает дуэту Лизы и Эраста оставаться сюжетным центром повести, вокруг которого организованы все остальные персонажи. Для расстановки персонажей в повести существенно и то, что повествователь узнает историю бедной Лизы непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилу». Сосуществование автора и его героя в одном повествовательном пространстве до Карамзина не было знакомо русской литературе.

Автор не был свидетелем происходившего, он всего лишь пересказывает историю Лизы со слов Эраста. Значит, мы видим происходящее в повести одновременно глазами двух героев: Эраста и повествователя. Эраст присутствовал непосредственно во многих описываемых эпизодах, видел выражение лица Лизы, запомнил ее жесты, слова и передал их автору. А автор, пропустив его рассказ через свое личное восприятие, поделился им с читателем.

Каким образом автору удается представить читателю те моменты в жизни Лизы, когда Эраста не было рядом? Например, откуда он узнал о переживаниях Лизы в момент расставания с Эрастом? Вспомним данный эпизод: «Она пришла в себя  и свет показался ей уныл и печален. Все приятности натуры сокрылись для нее вместе с любезным ее сердцу. «Ах!  думала она.  Для чего я осталась в этой пустыне? Что удерживает меня лететь вслед за милым Эрастом? Война не страшна для меня; страшно там, где нет моего друга. С ним жить, с ним умереть хочу или смертию своею спасти его драгоценную жизнь. Постой, постой, любезный! Я лечу к тебе!»  Уже хотела она бежать за Эрастом, но мысль: «У меня есть мать!»  остановила ее. Лиза вздохнула и, преклонив голову, тихими шагами пошла к своей хижине» (618). Ведь впоследствии у Лизы уже не было возможности поделиться с возлюбленным своими мыслями и чувствами?

Еще более характерен в данном отношении эпизод самоубийства: «Лиза очутилась на улице и в таком положении, которого никакое перо описать не может. «Он, он выгнал меня? Он любит другую? Я погибла!»  вот ее мысли, ее чувства! Жестокий обморок перервал их на время. Одна добрая женщина, которая шла по улице, остановилась над Лизою, лежавшею на земле, и старалась привести ее в память. Несчастная открыла глаза  встала с помощию сей доброй женщины,  благодарила ее и пошла, сама не зная куда. «Мне нельзя жить,  думала Лиза,  нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!.. Нет! небо не падает; земля не колеблется! Горе мне!»» (620).

С нашей точки зрения, в подобных эпизодах повествователь как бы додумывает, домысливает, фантазирует, восполняя недостаток информации, и представляет нам не столько реальную картину, имевшую место в действительности, сколько образы, возникшие в его сознании. «В этом отношении вся повесть оказывается в значительной степени плодом фантазии повествователя, а исповедь Эраста выполняет роль импульса, спровоцировавшего его творческую инициативу»[3]. Следовательно, Лиза и Эраст предстают перед читателями одновременно и как не зависимые от повествователя персонажи, объективированные от него в достаточной степени, чтобы самостоятельно выстраивать свою жизнь, и как плод его воображения, его мечты, творческой фантазии. Благодаря этому все произведение в большой степени оказывается «зеркалом души» повествователя.

Но есть в повести моменты, когда автор останавливает порыв своего воображения и умолкает, давая читателю возможность самостоятельно поразмышлять над происходящим, всмотреться и, так сказать, «вчувствоваться» в него, ощутить особую эмоциональную близость с героями.

Прием умолчания оказывается весьма эффективным в том случае, когда Карамзин стремится раскрыть особо сложные для изображения эмоциональные состояния героев: «Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на неё. Читатель легко может вообразить себе, что она чувствовала в эту минуту» (618).

Иногда повествователь может открыто отказаться от словесного обозначения переживаний героев: «Она едва смела верить ушам своим и … Но я бросаю кисть. Скажу только, что в сию минуту восторга исчезла Лизина робость  Эраст узнал, что он любим, любим страстно новым, чистым, открытым сердцем» (612). Далее читатель волен представить себе мизансцену, сам придумывать и выбирать те способы, которыми Лиза дала понять Эрасту, как сильно она любит его.

Как отмечает О.Павлова, обращение к воображению и опыту читателя позволяет сделать изображение психологических моментов более сложным, поскольку характер ассоциаций воспринимающего художественный текст сознания весьма индивидуален. Благодаря такой субъективизации восприятия художественных образов активизируются эмоции читателя  он начинает сочувствовать героям[4].

С этой точки зрения, принципиально показателен, на наш взгляд, финал повести. Перечитаем его внимательно: «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле. Теперь, может быть, они уже примирились!» (621).

Почему автор-повествователь ни словом не обмолвился о том, каким образом Эраст узнал о самоубийстве Лизы, когда и при каких обстоятельствах это произошло?

Нам думается, что данное умолчание несет в себе глубокий психологический смысл. Читатель получает возможность сам поразмышлять над ситуацией. Опираясь на некоторое знание человеческой психологии, например, можно предположить, что, дав Лизе деньги, Эраст какое-то время считал, что «позаботился» о благополучии бывшей возлюбленной (испорченный средой мальчишка-дворянин придает деньгам определяющее значение в решении любого вопроса).

Однако муки совести, принимаемые за желание убедиться в том, что все действительно улажено, и Лиза, например, вышла замуж, или, на худой конец, живет, ни в чем не нуждаясь, по прошествии времени, достаточного, по расчетам Эраста, для обретения ею душевного спокойствия, побуждают его «прогуляться» в знакомых местах. Можно даже заглянуть еще глубже в душу одного из самых сложных героев в русской литературе XVIII века и предположить, что Эраст лишь убеждает себя, что заботится о благополучии Лизы, на самом же деле не желает признаться себе в том, что жаждет доказательств ее верности. Таков лишь один из возможных психологических сценариев[5]. Читатель имеет право нарисовать в собственном воображении иные его варианты. Например, через того самого слугу, которому было приказано «выпроводить» Лизу со двора, до Эраста донеслись городские слухи о том, что на днях какая-то девушка бросилась в пруд, и неясное чувство тревоги погнало его в знакомые места, где его ждало ужасное открытие.

В любом случае, по прошествии некоторого времени Эраст оказался недалеко от дома Лизы и увидел его заколоченным, опустевшим. Что испытал герой в ту минуту? Какое душевное потрясение? У кого попытался узнать об исчезнувших обитательницах? Очевидно, у соседей  добрых «поселян», похоронивших и Лизу, и ее мать? Какие чувства хлынули в его душу, когда он услышал о самоубийстве героини? Кто показал ему могилу Лизы? Что пережил он, стоя возле нее? Как часто он впоследствии приходил на эту могилу? Личный повествователь умолчал об этом.

Возможно, причина в том, что сам Эраст не смог выразить свои чувства. Но ведь мы знаем, что автор в таких случаях обычно давал волю своему воображению и додумывал, домысливал недостающие звенья в цепочке изображаемых душевных движений. Ему удалось донести до читателя даже переживания Лизы в последние минуты ее жизни, когда героиня находилась в состоянии сильнейшего аффекта. Почему же о переживаниях Эраста не сказано ни слова?

Мы можем предположить, что потрясение, которое испытал Эраст, было столь сильным, что рассказ о нем оказался абсолютно невозможным и для него самого, и для личного повествователя, и для автора произведения. В самом деле, какими средствами в момент работы над повестью мог воспользоваться Карамзин? Написать о том, что герой побледнел, залился слезами, даже упал в обморок? Придумать ему внутренний монолог, в котором он клянет себя как убийцу любимой девушки? Скорее всего, Эраст в тот страшный момент не смог связать мелькавшие в его голове обрывки мыслей, а потому внутренний монолог выглядел бы искусственно, психологически недостоверно. Все привычные и хорошо освоенные Карамзиным приемы оказываются слишком скудными, они не удовлетворяют писателя, поскольку не способны передать глубину и силу пережитого героем потрясения. Но если его нельзя «изобразить», «передать», то на него можно намекнуть многозначительным молчанием[6]. Наконец, умалчивает автор и об обстоятельствах смерти Эраста.

Таким образом, найденный писателем прием умолчания позволяет блестяще справиться со сложнейшей психологической задачей. Интуитивно прозревая глубины психологической драмы героя, читатель вольно или невольно начинает сочувствовать ему и смягчает собственное сердце: становится возможным не только загробное примирение любящих, но и примирение читателя и Эраста.

2. Сюжет повести Н.Карамзина «Бедная Лиза»

В русской литературе XVIII в. широкое распространение получили многотомные классические романы. Карамзин впервые ввел жанр короткой новеллы — «чувствительной повести», которая пользовалась особенным успехом среди современников. Малый объем делает сюжет повести более четким и динамичным.

Н.М. Карамзин выступил в повести «Бедная Лиза» как мастер психологического анализа. Он сумел передать процесс зарождения и развития любовного чувства через слово, интонацию, жест, мимику, поступок показал психологическую сложность образов Лизы и Эраста. Карамзин, обращаясь к традиции «говорящего имени», сумел подчеркнуть несоответствие внешнего и внутреннего в образах героев повести. Лиза превосходит Эраста («любящий») в таланте любить и жить любовью; «кроткая», «тихая». Лиза совершает поступки, которые требуют решительности и силы воли, идут вразрез с общественными законами морали, религиозно-нравственными нормами поведения.

 Большую  роль в произведении играет описание природы, традиционно встречающееся в произведениях сентименталистов. Природа становится как бы еще одним героем повести, она смотрит на все происходящее и становится отражением душевных переживаний героини. Однако в судьбоносный час природа не смогла ничем помочь Бедной Лизе. «Мрак вечера питал желания», и «ни одной звездочки не сияло на небе – никакой луч не мог осветить заблуждения». Лиза полностью окунается в любовь, и только после этого разражается гроза, «грозно шумит буря, дождь льет из черных облаков — казалось, вся натура сетовала о потерянной Лизиной невинности». 

В раскрытии художественного образа Лизы в повести Карамзин использует такой прием как изображение эмоционального мира человека, создание его психологического портрета. Прямая характеристика, даваемая главным героям автором, и косвенная, содержащаяся в словах второстепенных действующих лиц, являются важным средством раскрытия образов. Изображение человека в действии, нравственном или безнравственном поступке, побуждении, чувстве помогает писателю в создании живых, психологически достоверных героев.

В начале произведения мы практически не знакомы с Лизой, но уже можем понять то, что она положительно относится к всякому труду и готова на абсолютно любые жертвы ради благополучия своих родных.

При описании главной героини, Карамзин уделил внимание  и ее речи, она не выдает в ней бедную крестьянку, скорее она похожа на барышню родом из благополучной и богатой семьи. Именно этот небольшой факт наводит на мысль о социальном подтексте, который был вложен в основу данного произведения.

Стоит обратить внимание и на чувства Лизы. Автор разрешил влюбиться своей главной героине, и возлюбить безответно, по велению своего пылкого сердца, страстно и навсегда. Н.Карамзин не пытается осудить девушку за это, наоборот, именно Эраст кажется читателю подлецом и злодеем, который обманул Лизу, пренебрёг таким сильным чувством как любовь. 

Лиза с честью проходит такое испытание любовью. Образ ее чувств раскрывается полно и красиво, ведь даже в тяжелые мгновения обнаруживаются такие качества, как уважение к своим родителем и готовность пожертвовать абсолютно всем ради своего любимого[7], пишет Л.Ю. Горнакова.

Очень важным моментом для полного раскрытия образа Лизы является ее самоубийство. Невинная, наичистейшая душа в порыве грусти совершает самый настоящий грех, который, считался в христианстве самым страшным. Героиня буквально сошла с ума от горя и ужаса, она не продумывала свои действия наперед, просто поддалась эмоциям, которые переполняли ее в те минуты.

Самоубийство юной героини делает ее нежный образ более печальным, она показывает нам себя совсем другую, не сумевшей выдержать большого горя, полностью ушедшей в свои мысли и поникшей. Убито главное в ее жизни, растоптан смысл ее жизни – светлая и чистая любовь. Важное значение имеет и отношение автора к гибели своей героини. Зная о том, что самоубийство – это ужасный грех, он не дает душе Лизы спокойствия. Стоит обратить внимание на описание хижины, в которой дуют ветра и будто слышны стоны Лизы.

Это самое первое произведение Карамзина, где женщина выступает в роли нравственного идеала. Именно молодой девушке автор позволил ввести в русскую литературу такую тему, как возвышение человека через страдания. Очень важным является и то, что именно Карамзин определил, что женские образы и являются прародителями всех чувств[8].

Главные черты образа Лизы — умение любить искренне и сильно, несмотря на сословные препятствия, пылкость и горячность, то есть та чувствительность, которая была важнейшей особенностью героев литературы сентиментализма, причем у Карамзина такой чувствительностью обладает не дама из высшего общества, а девушка простого звания.

Новым в образе Лизы у Карамзина было не только смелое утверждение равноправия чувств — «И крестьянки любить умеют». Карамзин первым показал самоубийство от любви как возможное развитие сюжета. Ведь, по замечанию Ю.Лотмана, ранее «литература, посвященная темам любви, — как поэзия, так и проза, — обладала в XVIII веке устойчивым, но весьма ограниченным набором сюжетных ситуаций»; в то время как «падение» женщины, самоубийство от любви, любовный треугольник или инцест, оказывались вне литературной любви, которая напоминала сборник шахматных этюдов. Карамзин (следуя за Руссо и предромантической литературой) широко вводил в свои произведения тематику «заблуждения сердца». «Читатели 1790-х годов воспринимали это как головокружительную смелость автора»[9].

То, что самоубийство героини не было осуждено автором, само по себе было новаторским ходом в литературе. Ю.Лотман приводит следующий пример: «уж совсем неожиданными были заключительные слова: «Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою и телом. Когда мы там, в новой жизни увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза!». Современные нам читатели не чувствуют степени вызывающей кощунственности этих слов, в которых «новую жизнь», т. е. душевное спасение, Карамзин своей волей дарует самоубийце, окончившей жизнь без покаяния и похороненной в неосвященной земле», пишет Ю.Лотман «Сотворение Карамзина». Новым для русской литературы стало и существование автора в одном повествовательном пространстве с героями.

Заключение

Девушка по имени Лиза стала одним из сквозных образов русской литературы.

В дальнейшем мотивы этого образа будут встречаться у Е.А.Баратынского, А.А.Дельвига, А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского. Пушкин развивает карамзинскую тему: его «бедная Лиза» в «Пиковой даме»  переживает катастрофу: потеряв надежду на любовь, выходит замуж за другого, вполне достойного человека. Пушкинский образ Лизы в повести  неотделим от идеи социального страдания, мотива неразделённой любви, темы косвенной вины, пафоса искренности и сердечности. Все это сконцентрировано в судьбе и образе Лизаветы Ивановны, которая, однако, не гибнет в жизненном омуте, но обретает счастье.

Имя Лизы со времен «Бедной Лизы» стало знаком эпохи сентиментализма. Главные черты образа Лизы — умение любить искренне и сильно, несмотря на сословные препятствия, пылкость и горячность.

Основную эстетическую ценность повести Карамзина обычно видят в художественно убедительном изображении чувств обыкновенного человека. Конечно, любовь изображали и до Карамзина. Высокая нравственная основа сюжета позволяет автору поэтизировать это чувство. Новаторским был и подход к его изображению. Повесть, с одной стороны, вписывалась в уже успевшие сложиться к тому времени жанровые каноны, а с другой  ознаменовала собой новый этап их формирования. В отличие от предшественников, предлагавших читателям умозрительные, идущие от рационалистических схем, в определенном отношении условные рассуждения о сложностях человеческих отношений, Карамзин представил в своей повести их живую реальность. Каждый поворот в судьбе героев, каждое их действие (например, влюбленность Лизы в Эраста, или ее самоубийство) психологически оправданы.

Встреча влюблённой пары происходит на природе, и она помогает раскрыться их естественным чувствам. Любовь – вот что объединяет героев этого произведения. Но она же, дав миг счастья бедной Лизе, приводит её к гибели.

Список использованной литературы

  1. Аюпов С. М. Стилевые формулы Карамзина в романах Тургенева // Карамзинский сборник. Национальные традиции и европеизм в русской культуре.  Ульяновск: УлГПУ, 1999.  С. 434.
  2. Батюто А.И. Тургенев-романист. — Л.: Наука, 1972. — 394 с.
  3. Берков П.Н. Жизнь и творчество Н.М. Карамзина : [вступ. ст.] / П. Берков, Г. Макогоненко // Карамзин Н.М. Избранные сочинения : в 2 т. — М.; Л., 1964. – С. 5-76.
  4. Боева Л. Сентиментальная повесть Н.М. Карамзина // Проблемы стиля и жанра в русской литературе XIX века. — Екатеринбург, 1994. — С. 3-10.
  5. Вайль П. Родная речь : наследство «Бедной Лизы» / П. Вайль; А. Генис // Звезда. — 1991. — № 1. — С. 201-204.
  6. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе.  М. : Ин-трада, 1999. 415 с.
  7. Горелик Л.Л. Полемика с Ж.-Ж. Руссо в «Бедной Лизе» Н.М. Карамзина : художественное пространство повести // Проблемы изучения русской литературы XVIII века. — СПб., 2003. — С. 37-49.
  8. Горнакова Л.Ю. Аллюзивный русский поэтоним Лиза: опыт интертекстуального и лингвокультурологического анализа: дисс. … канд. филол. наук. — Иваново, 2010.- 229 с.
  9. Иванов М.В. Карамзин и проблемы русской сентиментальной прозы 1790-х – 1800-х годов : автореф. дис. … канд. филол наук / Иванов М.В. — Л., 1976.
  10. Ильичев А.В. Поэтика «противоречия» в творчестве Н.М. Карамзина : (к характеристике мировоззренческих позиций и творческого метода писателя)// Социал. и гуманитар. науки на Дальнем Востоке = Social a. humanity sciences of the Far East. — Хабаровск, 2004. — № 1. — С. 134-138.
  11. Каменецкая С.Б. Н.М. Карамзин: Два героя, два литературных типа эпохи Просвещения // Человек эпохи Просвещения. — М., 1999. — С. 105-119.
  12. Канунова Ф. З. Из истории русской повести: историко-литературное значение повестей Н. М. Карамзина.  Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1967.  188 с.
  13. Карамзин : Рro et contra. Деятельность и творчество Н.М. Карамзина в оценке русских писателей, критиков, исследователей : Антология. — СПб., 2006.
  14. Карамзин Н. М. Избранные сочинения: в 2-х т.  М.; Л.: Худож. лит., 1964. Т. 1.  142 с.
  15. Карамзинский сборник / Ульян. гос. ун-т ; отв. ред. Шаврыгин С.М. — Ульяновск, 1997. — Ч. 1 : Биография. Творчество. Традиции. XVIII век. — 134 с.
  16. Косулина Л.Г. «Подвиг честного человека» : [о жизни и творчестве Н.М. Карамзина] // Лит. в шк. — 1993. — № 6. — С. 20-30.
  17. Кубанов И. Одержимость и резонанс : От «классицизма» к «сентиментализму» : ист.-лит. факт в свете учения об аффектах : [поэтика повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»] // Логос. — М., 2001. — Вып. 3. — С. 4-18.
  18. Лебедева О.Б. Эстетика и поэтика повествовательной прозы Н.М. Карамзина (1766—1826) // Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века : учебник для вузов / О.Б. Лебедева. — М. : Высш. шк., 2003. — 415 с.
  19. Лотман Ю. Сотворение Карамзина. — М.: Книга, 1987. — 336 с.
  20.  Магазаник Э.Б. Ономапоэтика, или «говорящие имена» в литературе. — Ташкент: Фон, 1978. — 146 с.
  21. Николаев Н.И. Литературный герой в мире поступка // Дискуссия. – 2012. — № 3. – С. 173-176.
  22. Павленко И.В. Воплощение нравственно-эстетических идеалов Н.М. Карамзина в художественной системе сказочного творчества писателя // Вестн. Армавир. ин-та социал. образования (фил.) РГСУ. — Армавир, 2007. — Вып. 5. — С. 232-237.
  23. Павлова О. «Бедная Лиза» Карамзина и «Барышня-крестьянка» Пушкина // Литература — приложение к газете «Первое сентября». — 2001. — № 2. — С. 13.
  24. Павлович С. Э. Пути развития русской сентиментальной прозы XVIII века / под ред. А. В. Западова.  Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1974. — 125 с.
  25. Подлесова С.Е. Автор, герой и рассказчик в сентиментально-исторических повестях Н.М. Карамзина // Русский язык в контексте межкультурной коммуникации. — Самара, 2011. — С. 94-102.
  26. Пурыскина Н. Г. Слово и жест в сентиментальной повести («Бедная Лиза» Н. М. Карамзина) // Проблемы изучения русской литературы XVIII века: метод и жанр.  Л.: ЛГПИ, 1985. С. 113-117.
  27. Розова З.Г. «Новая Элоиза» Руссо и «Бедная Лиза» Карамзина // Державин и Карамзин в литературном движении XVIII — начала XIX века. — Л.: Наука, 1969.-С. 259-268.
  28. Сапченко Л.А. Н.М. Карамзин: Судьба наследия: (Век ХIХ) / Моск. пед. гос. ун-т. — Ульяновск, 2003. — 379 с.
  29. Сапченко Л.А. Судьба «Бедной Лизы» // Филол. науки. — 2002. — № 5. — С. 53-63.
  30. Сигида Л.И. Об истоках разочарования и скепсиса героев Карамзина // XVIII век:  искусство жить и жизнь искусства. — М., 2004. — С. 327-343.
  31. Соловьева В. С. Перифразы в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» // Карамзинский сборник. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»: Проблемы изучения и преподавания.  Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 1999.С. 14-16.
  32. Страхов И. В. Психологический анализ в литературном творчестве: в 2 ч.  Саратов: Изд. Сарат. ун-та, 1973.Ч. 1. 105 с.
  33. Топоров В. Н. О «Бедной Лизе» Карамзина // Славяноведение.  1992.  № 5.  С. 3-36.
  34. Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина : Опыт прочтения : К двухсотлетию со дня выхода в свет / В.Н. Топоров ; Ин-т высш. гуманит. исслед. РГГУ. — М. : Рос. гос. гуманит. ун-т, 1995. — 511 с.: ил.
  35. Шаврыгин С. М. Жанровое своеобразие повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» // Карамзинский сборник: Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»: проблемы изучения и преподавания.  Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 1999. С.  17-28.
  36. Эстетический идеал и проблема положительного героя : (сборник) / Мар. гос. ун-т. — Йошкар-Ола, 1991. — 153 с. — Библиогр.: с. 151-152.

[1] Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения: К двухсотлетию со дня выхода в свет. — М., 1995. – с. 133.

[2] Павлова О. «Бедная Лиза» Карамзина и «Барышня-крестьянка» Пушкина // Литература — приложение к газете «Первое сентября». — 2001. — № 2. – с. 65.

[3] Ильичев А.В. Поэтика «противоречия» в творчестве Н.М. Карамзина : [к характеристике мировоззренческих позиций и творческого метода писателя] // Социал. и гуманитар. науки на Дальнем Востоке = Social a. humanity sciences of the Far East. — Хабаровск, 2004. — № 1. — С. 134.

[4] Павлова О. «Бедная Лиза» Карамзина и «Барышня-крестьянка» Пушкина // Литература — приложение к газете «Первое сентября». — 2001. — № 2. — С. 13.

[5] Берков П.Н. Г. Жизнь и творчество Н.М. Карамзина : [вступ. ст.] / П. Берков, Г. Макогоненко // Карамзин Н.М. Избранные сочинения : в 2 т. — М.; Л., 1964. – С. 5.

[6] Кубанов И. Одержимость и резонанс : От «классицизма» к «сентиментализму» : ист.-лит. факт в свете учения об аффектах : [поэтика повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»] // Логос. — М., 2001. — Вып. 3. — С. 4.

[7] Горнакова Л.Ю. Аллюзивный русский поэтоним Лиза: опыт интертекстуального и лингвокультурологического анализа: дисс. … канд. филол. наук. — Иваново, 2010.- с. 8.

[8] Павлова О. «Бедная Лиза» Карамзина и «Барышня-крестьянка» Пушкина // Литература — приложение к газете «Первое сентября». — 2001. — № 2. – с. 66.

[9] Топоров В.Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения: К двухсотлетию со дня выхода в свет. — М., 1995. – с. 142.

Сочинение по рассказу А.Костюнина «Рукавичка»
материал по литературе (9 класс) на тему

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Рассказ с незатейливым названием и глубоким содержанием «Рукавичка» заставляет подумать, прочувствовать многое.

Сразу очень трудно сказать, о чём он: речь идет о конкретных людях, конкретных ситуациях, но сразу понимаешь, что за всем этим что-то большее, стоящее вне времени. Как будто запутывая еще больше, Костюнин и время в рассказе «размножил» и обобщил (начинает с настоящего, затем вспоминает детство «…тридцать лет прошло…», после переходит к «роковым девяностым», заканчивает настоящим). Автор созерцает события жизни, себя, переоценивая прошедшее, чувствуя заново, переживая: « Но заглушать эту боль я почему-то не хочу…».

О чем? О том, как легко приклеить человеку ярлык и этим перевернуть его жизнь, загубить жизнь. О том, как переворачивают учителя сознание детей, подстраивая их под свои уродливые правила. О том, что для детей становится чудом обыкновенная рукавичка, толкнувшая одного из них, не самого счастливого, на воровство. О том, как люди, испытывая нужду, теряют способность прощать, жалеть. О заповедях, перевернутых людьми с ног на голову.

И герои рассказа такие же неоднозначные, вернее отношение к ним двоякое, если оценивать с обывательской позиции и позиции Высшего.

Юрка – фактически вор, украл рукавичку. Но, зная то немногое, что написал автор о его жизни («Юрка был из большой семьи, кроме него ещё три брата и две младшие сестры. Отец у него крепко пил, и Юрка частенько, по-соседски, спасался у нас», «Купить одёжу точно в свой размер было негде. Перешивали или донашивали оставшееся от старших. Жили все тогда туго. Бедовали.), учитывая сам предмет воровства («кукольного размера, даже новорождённому младенцу было бы мало…»), уже хочется его оправдать. Автор и делает это: подробно описывает состояние детей, созерцающих чудо: « Мы, нетерпеливо перегибаясь через чужую голову, разглядывали это чудо с завистью, пока оно на соседней парте, и с удовольствием, сколь можно дольше, на полных правах рассматривали диковинку, когда она попадала нам в руки». Вырывает детей из этого состояния резко прогремевший звонок. («Звонок прогремел резко. Нежданно»). Юрка, державший в этот момент в своих руках чудо, сам не зная, не понимая, каким образом это произошло, вырвал рукавичку из альбома. Это его состояние, как во сне, и выливается потом в –« Миня эн тийе! Миня эн тийе! Миня эн тийе… – лепетал запуганный Юрка, от волнения перейдя на карельский язык».

Как его судить по земным законам? Э то и поступком не назовешь: ребенок душой тянулся к чему-то, отсутствующему в его жизни, интуитивно.

А осудили ребенка, резко, жестко: « А, не знаешь. Ты не знаешь. Ну, так я знаю! Ты украл её. Вор!»

« Больше Юрка в школе никогда ничего не крал, но это уже не имело значения. «Вор» – раскалённым тавром было навеки поставлено деревней на нём и на всей его семье. Можно смело сказать, что восемь школьных лет обернулись для него тюремным сроком.

Он стал изгоем». Учитель, на которого смотрели дети, открыв рот, ожидая и веря, что этот человек всегда прав, он самый умный, сломал жизнь одного из них. «Мел крошится. Белые хрупкие кусочки мелкой пылью струятся из-под руки» — точно так же из-под руки её слетела сломанная жизнь Юрки и не его одного.

«Его по-человечески унижали, считалось подвигом» поиздеваться над изгоем. Вот они перевертыши. По-человечески поддержать, понять, пойти против всех – быть вместе, но нет, «биологическая потребность возвыситься над слабым брала верх».

Дальше больше, Роковые девяностые годы стали для всей России тяжёлым испытанием. Замолкали целые города, останавливались заводы, закрывались фабрики и совхозы. Люди , как крысы в бочке , зверели, вырывая пайку друг у друга. Безысходность топили в палёном спирте. Воровство крутой высокой волной накрыло карельские деревни и сёла».

Учинив расправу над бандой воров , « Мы пили за победу над злом». То, что автор часто прибегает к оксюморону, еще раз наводит на мысль о перевернутых заповедях: люди придумывают свои законы, по ним судят, учиняют расправу над другими людьми – зло порождает зло…

Замкнутый круг. И композиция рассказа кольцевая, словно бумеранг, возвращающий все на круги своя. «Юрка, Юрка… твоя судьба для меня – укор… И чувство вины растёт». Юрка с тавром вора, поставленным навечно, Леха Силин, червоточину которого пропустили, не заметили. А он тогда, в детстве, один смеялся над унижением своей одноклассницы. Почему-то не кажется удивительным, что он был в числе тех пяти воров, над которыми тоже учинили самосуд.

Тяжелый рассказ. Говорит в нем каждое слово, в каждом слове подтекст, в каждой цифре. И разговор о нем долгий и выстроить его логично тяжело. Поэтому прочитав со своими учениками «Рукавичку», не просила их писать сочинение: мыслей много, все они сходятся к тому, что словами трудно высказать – жить по законам Божьим, по-человечески.

Рада была, когда после урока дети пошли в библиотеку искать рассказы Костюнина.

Русская народная сказка «Рукавичка»

Читательский дневник по русской народной сказке «Рукавичка»

Число страниц: 4

Главные герои: дед, собака, лесные звери.

Характеристика главных героев:

Дед — Рассеянный охотник, забывший своё имущество.

Собака — Громкоголосая.

Лесные звери — мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, кабан, медведь.

Всем хочется домашнего тепла и уюта.

Краткое содержание сказки «Рукавичка»

Потерял дед в лесу свою рукавичку.

Приглянулась рукавичка мышке, и осталась попрыгушка в ней жить.

Следом прискакала лягушка, а за ней припрыгал зайчик.

Стали они жить втроём.

Но потом к ним добавились лиса и волк, и уже пять зверей живут в рукавичке.

Потом пришёл кабан и звери боялись, что он не войдёт к ним в домик.

И наконец пришёл медведь, который сел на рукавичку сверху.

Тут вернулся дед, натравил на зверей собаку, и забрал свою потерю.

План сказки:

  1. Потеря.
  2. Первые жильцы.
  3. Новые жильцы.
  4. Медведь на крыше.
  5. Дед с собакой.

Основная мысль сказки «Рукавичка»

Главная мысль сказки в том, что хозяин свою вещь всегда найдёт.

Основная идея произведения в том, что вместе всегда лучше.

Чему учит сказка

Сказка учит уметь жить всем вместе, не ругаясь и не ссорясь.

Учит тому, что дома лучше, чем где бы то ни было.

Учит не быть рассеянным и не терять свои вещи, а если потерял, искать их и находить.

Учит не брать чужое.

Краткий отзыв по сказке «Рукавичка» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что мы часто не ценим того, что имеем.

И понимаем цену вещи только после того, как потеряем её.

Вот и старик не знал цены рукавичке.

А для зверей она оказалась хорошим домом.

Это интересная и весёлая сказка.

В неё рассказывается о том, как различные животные выбрали своим домом потерянную рукавицу.

Мне понравились звери, потому что они были дружными.

Они были согласны жить в тесноте, зато в тепле.

И вместе им было весело.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, как важно жить в дружбе и согласии с окружающими.

Пословицы к произведению:

  • В тесноте, да не в обиде.
  • Лучше своё отдать, чем чужое взять.
  • На чужой каравай рот не разевай.
  • Вместе — тесно, врозь — тошно.
  • Вместе мокли, вместе сохли.

Словарь неизвестных слов

Незнакомых слов нет.

Отрывок, поразивший больше всего:

А тем временем дед хватился — нет рукавички.

Он тогда вернулся искать её.

А собачка вперёд побежала.

Бежала, бежала, смотрит — лежит рукавичка и пошевеливается.

Собачка тогда:

— Гав-гав-гав!

Звери испугались, из рукавички вырвались — да врассыпную по лесу.

Сочинения по сказке «Рукавичка»

По заснеженной дороге, ехал герой русской народной сказки «Рукавичка» — Дед. Устало погоняя измученную лошадь, мечтает об одном, скорее добраться до дому и согреться. Задумавшись, не заметил старый, как упала с возу его здоровенная шерстяная рукавица…

Сочинения по сказке «Рукавичка»

Анализ сказки «Рукавичка»

Жанровая направленность произведения представляет собой украинскую народную сказку, повествующую о животных, имеющую аналогом в русском творчестве в виде сказки «Теремок», немного с измененным сюжетом.

Сюжетная линия сказки является незамысловатой, а также распространенной, и состоит в поиске зверями дома, где они могут согреться и жить в дружбе с соседями.

Главными героями сказки представляются дикие животные в количестве семи персонажей в лице мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, кабана и медведя. Кроме того, в качестве второстепенных персонажей в сказке изображаются дед, потерявший в лесу рукавичку, а также его верная собака по кличке Жучка.

Прозвища главных героев сказки имеют двойную структуру, поскольку состоят из названия зверя, а также его внешних признаков, повадок, мест обитания. К примеру, мышка называется серым шалунишкой, поскребушкой, норушкой, а кабан именуется зубаном, клыканом.

Герои в сказке отличаются доброжелательностью и уступчивостью, соглашаясь приютить в рукавичке каждого следующего гостя, несмотря на тесноту.

Отличительной особенностью произведения является авторское отношение к героям сказки, заключающееся в ласке и добром внимании, которые выражаются путем использования в прозвищах зверей уменьшительно-ласкательных слов и фраз.

События произведения разворачиваются на территории леса в зимний период времени, при этом название сказки отражает ее место развития повествовательного действия.

Финал сказки отличается грустью, поскольку животные вынуждены покинуть вновь обретенный дом по причине обнаружения пропавшей рукавички собакой деда.

Смысл сказки заключается в проявлении дружелюбия и гостеприимства, заботясь о ближних и преодолевая трудности и испытания совместными усилиями.

О чем сказка Рукавичка – сюжет

Однажды холодным зимним утром дед отравляется в лес рубить дрова вместе со своей собачкой. На лесной тропинке от теряет своего рукавицу, но не замечает этого. Рукавицу обнаруживает мышка — о, это же прекрасный теплый дом! — и залезает в нее, теперь она там будет жить.

Мимо проходит лягушка, и она тоже остается жить в рукавице вместе с мышкой, потом к этой компании добавляется заяц, лиса, кабан и медведь.

Рукавица растет вместо с жителями, всем тепло и хорошо, всем хватает места(!). Но тут вдруг на другом краю леса дед обнаруживает пропажу и отправляется на поиски, собачка убегает вперед и находит рукавицу, начинает громко лаять, а все животные от страха разбегаются.

Дед подошел, поднял рукавичку, собачку свою погладил, да похвалил.

Мне очень нравится тема волшебства, которая не доступна человеку. Собака лает, когда хозяин теряет рукавицу, «словно хочет что-то сказать» и в конце, когда находит ее и возвращает хозяину. Хозяин хвалит собаку за найденную рукавичку, а она гавкает снова «словно хочет что-то сказать».

Таким образом, все, что произошло, эта такая мистерия, которая возможна только в мире животных, не доступная и не постижимая человеческому глазу. И было это или нет, мы не знаем, ибо язык животных нам не доступен.

Сочинение о сказке Рукавичка

Потерял дед в лесу рукавичку, и в ней мышка поселилась. Вскоре пустила мышка к себе лягушку, а потом и зайчика жить. Следом поселились в рукавичке лисичка, волк и кабан.

Медведь не мог залезть в рукавичку и сел на нее сверху. Вспомнил дед про рукавичку и вернулся в лес. Собака залаяла, звери разбежались, и забрал дед рукавичку.

Мне понравилась эта смешная сказка про зверей, которые вздумали все вместе жить в потерянной рукавчике. Им было хорошо, но они не сумели защитить свое имущество, и дед вернул себе рукавичку. Это кажется справедливым, все-таки рукавичка была его.

Главная мысль сказки «Рукавичка» – свое не теряй, чужое не отбирай.

Русская народная сказка учит не быть рассеянным, не терять своих вещей, а потеряв, искать их. Учит жить дружно и помогать другим. Учит делиться тем, что имеешь. Учит не желать чужого.

Читайте также: «Бедная Лиза» герои повести Карамзина – характеристика образов.

Сказка учит быть гостеприимным, дружелюбным, заботиться о ближних. Звери жалеют друг друга, не дают замёрзнуть, пускают в жилище каждого нового товарища, при этом сами теснятся, испытывают неудобства. Текст её наполнен красочными именами животных, логическими повторами, которые быстро запоминаются малышами и развивают их речь.

На чтение 14 мин Просмотров 20.9к.
Обновлено

Для качественного написания сочинения 9.3 ОГЭ по русскому языку «Что значит прийти на помощь» необходимы аргументы из художественной литературы и жизни. Данная работа относится к морально-этической тематике, поэтому основу сочинения должны составлять рассуждения учащихся, подтверждённые опытом других людей. Команда сайта Литеровед подготовила подборку по данному направлению и рада представить её вашему вниманию. Желаем успехов!

Проблема

Что значит прийти на помощь?

Отношение автора к проблеме

Находясь в постоянных заботах, ежедневной суете и своих проблемах, мы редко замечаем, что окружающим людям нужна помощь. Помочь можно только от чистого сердца, это те поступки, которые помогают другим справиться с их трудностями, преодолеть какое-то несчастье. Однако далеко не у каждого есть желание и умение помогать. Зачастую люди думают только о себе самих и своих судьбах, поэтому не способны помочь другому бескорыстно, ничего не требуя взамен. Важно помнить, что сочувствие, отзывчивость и взаимопомощь – это те качества, которые делают человека человеком.

Аргументы

  1. Прийти на помощь – значит проявить неравнодушие к человеку, взять на себя ответственность за его судьбу.
  2. Прийти на помощь – значит проявить своё благородство.
  3. Способность прийти на помощь – это бесценное человеческое качество.
  4. Неравнодушных и ответственных людей очень мало, гораздо больше эгоистов.
  5. Далеко не всегда людям нужна материальная помощь, чаще они нуждаются в простой поддержке и участии в их судьбе.
  6. Помощь заключается в заботе о своих родных и близких.
  7. Помощь может потребоваться абсолютно постороннему человеку в любом месте.
  8. Необходимость помогать другим должна воспитываться в человеке с детства.
  9. У каждого человека бывает сложный период, когда он нуждается в помощи.
  10.  Помогая другим, мы становимся лучше и счастливее.

Эпитеты к слову «помощь»

Своевременная, надлежащая, безотлагательная, временная, запоздалая, квалифицированная, кратковременная, незамедлительная, немедленная, неожиданная, нежданная, неотложная, непрошенная, периодическая, повседневная, постоянная, посторонняя, регулярная, своевременная, скорая, традиционная, экстренная, активная, безвозмездная, бескорыстная, бесплатная, бесценная,  благодетельная, благородная, благотворительная, большая, братская, великодушная, верная, всемерная, всенародная, всесторонняя, всеобщая, горячая, громадная, действенная, действительная, деловая, деятельная, добровольная, долгожданная, дружеская, дружественная, дружная, значимая, значительная, изрядная, искренняя, колоссальная, конкретная, международная, минимальная, моральная, любезная, неоценимая, непосредственная, неумелая, огромная, основательная, полезная, посильная, разумная, результативная, самоотверженная, скромная, солидная, товарищеская, чистосердечная, щедрая, умелая, успешная, филантропическая, экстренная, энергичная, эффективная, неуклюжая, скучная, сомнительная, тяжелая, холодная, взаимная, военная, вооруженная, врачебная, государственная, гуманитарная, денежная, коллективная, материальная, медицинская, научная, общественная, посторонняя, практическая, скорая, терапевтическая, техническая, финансовая.

Синонимы к слову «помощь»

Участие, услуга, поддержка, опора, содействие, выручка, взаимопомощь, благодеяние, пособничество, подмога, милосердие, вмешательство, подспорье, сотрудничество.

Примеры из художественной литературы

  1. В.Г. Короленко «Дети подземелья».

Повесть В.Г. Короленко «Дети подземелья» не может кого-нибудь оставить равнодушным. Милосердие и сострадание, на которые оказался способен главный герой, поражают до глубины души. По воле случая он познакомился с нищими детьми, живущими под развалинами старого замка. Вася был сыном городского судьи и жил сытой обеспеченной жизнью, но после смерти своей мамы чувствовал себя одиноким и ненужным. Его отец закрылся в себе, а сестрёнка Соня была ещё слишком мала, поэтому мальчик основную часть времени проводил вне дома, подолгу развлекаясь с соседскими мальчишками или исследуя новые местности. В один из таких дней он и встретил в заброшенной часовне своих новых друзей.

Так уж получилось, что Вася быстро сблизился с Валеком и Марусей. Он стал часто бывать у них дома, хотел хоть чем-то помочь обездоленным детям. Мальчик впервые столкнулся с голодом, он никогда не задумывался о том, откуда дома берётся еда. Это был само собой разумеющийся факт, а Валеку приходилось воровать, лишь бы прокормить свою младшую больную сестрёнку. Вася никогда не приходил с пустыми руками, он приносил яблоки, хлеб, сладости. Он всей душой хотел помочь своим друзьям и делал всё, что было в его силах. Маруся была ровесницей его родной сестры, поэтому главный герой остро чувствовал разницу между больной худенькой девчушкой и полнощекой, пышущей жизнью Сонечкой.

К осени сестрёнка Валека стала чувствовать себя совсем плохо и Вася, не зная как помочь девочке, попросил у своей сестры куклу, подаренную ей её матерью перед смертью. Красивая игрушка принесла радость Марусе, сделала её счастливой, хоть и ненадолго. К сожалению, малышка вскоре умерла, а Васе этот искренний поступок принёс сплошные неприятности. Отец узнал о пропаже куклы и наказал своего сына, запретив ему выходить из дома. Его мнение изменилось только после прихода Тыбурция, который поведал всю правду о взаимоотношениях своих детей и Васи, а также о благородном поступке мальчика. Судье стало совестно за своё поведение, он жалел, что усомнился в родном сыне и с этих пор их отношения наладились. Смерть маленькой девочки и реалии другого жестокого мира помогли Васе и его отцу пересмотреть свои жизненные ценности, понять, что взаимопомощь и милосердие имеют очень большую силу. Материальная составляющая жизни – совсем не главное, существуют вещи гораздо важнее.

  1. В.Г. Распутин «Уроки французского».

Сюжет рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского» основан на реальных событиях. Писатель родился в очень бедной семье, и часто денег не хватало даже на еду. Прототипом Лидии Михайловны была его собственная учительница, которой он искренне восхищался, а образ главного героя взят с него самого.

Семья мальчика жила в нищете, поэтому не могла обеспечить ему безбедное существование. Постоянная нехватка денег вынудила его искать способ самостоятельного заработка. Ввиду своего малого возраста он не мог пойти на нормальную работу, а о бесчестных занятиях вроде воровства он даже не задумывался. Единственным возможным вариантом стала игра с другими школьниками в «чику» на деньги, и даже здесь главный герой проявил своё благородство. Он прекращал играть сразу же, как получал деньги, необходимые на лечебный стакан молока.

Вскоре о трудностях мальчика узнала его учительница французского языка. Лидия Михайловна не смогла пройти мимо несчастья своего ученика, которому гордость не позволяла брать у неё еду или деньги. Она придумала план, согласно которому снабжала его деньгами при помощи игры, где всё время поддавалась. Получая необходимое, мальчик отстранился от дурной компании, способной его испортить, а Лидии Михайловне пришлось уйти из школы, так как директору стало известно об её участии в азартных играх с учащимися. На протяжении всей жизни главный герой вспоминал бескорыстный поступок своей учительницы, которая благодаря своей отзывчивости и хитрости смогла помочь ему. Возможно, именно этот урок доброты не позволил ему вырасти злым и равнодушным человеком.

  1. А.И. Куприн «Чудесный доктор».

Основной темой рассказа И.А. Куприна «Чудесный доктор» является человеческая отзывчивость и бескорыстная помощь тем, кто в ней нуждается. Трудно найти человека, который готов помочь другим людям без личной выгоды. Гораздо проще пройти мимо чужой беды, отмахнуться и закрыть глаза на несчастья окружающих. Мерцалову посчастливилось встретить именно такого небезразличного и добросердечного человека в лице профессора Пирогова. Все его поступки относительно этой семьи были искренними и бескорыстными. Он просто захотел помочь людям, попавшим в безвыходное положение. Кроме того, он не считал себя благодетелем и совершенно не гордился своим поступком, поэтому не стал говорить свою фамилию.

Профессор Пирогов повстречался Мерцалову в самый трудный момент его жизни. Отец семейства  собирался повеситься от безысходности, но ему помешал это сделать случайный прохожий, прогуливающийся в парке. Подсев на скамейку, профессор заговорил с Мерцаловым и узнав о его проблемах, захотел принять участие в их решении. Он не просто спас от неминуемой гибели больную дочку своего нового знакомого, он дал денег на дрова, лекарства и еду, которые были так необходимы семье Мерцаловых. Именно в этом желании помочь незнакомому человеку и заключается истинная доброта, исходящая от самого сердца. Автор хотел показать, что один хороший поступок способен спасти чью-то жизнь и изменить будущее другого человека в лучшую сторону.

Примеры из жизни

  1. Елизавета Петровна Глинка, известная как доктор Лиза, была очень доброй, отзывчивой и милосердной. Вся её жизнь была подчинена одной цели – помогать людям. Она жила этим, воспринимала чужую беду как свою собственную. По специальности доктор Лиза была детским реаниматологом-анестезиологом. В 1986 году она переехала вместе с мужем в США. Там она приступила к работе в хосписах и окончила Дартмутскую медицинскую школу по специальности «Помощь неизлечимым больным». Вернувшись на родину, участвовала в работе Первого Московского хосписа, а затем переехала в Киев и занялась организацией патронажной службы помощи для неизлечимо больных людей в киевском Онкологическом центре. Позже в Киеве был открыт первый в Украине бесплатный хоспис. В Москву Елизавета Петровна вернулась из-за тяжёлой болезни матери в 2007 году и спустя недолгое время стала учредителем благотворительного фонда «Справедливая помощь», который был создан для оказания помощи неонкологическим больным, однако впоследствии сфера его деятельности расширилась. В настоящее время его основной задачей является помощь бездомным, неизлечимо больным людям, малообеспеченным семьям, а также одиноким пенсионерам и инвалидам, которые оказались в трудной ситуации. Известность Елизавете Глинке принесла акция, проведенная в 2010 году для сбора гуманитарной помощи пострадавшим от лесных пожаров. С 2012 года она стала заниматься общественно-политической деятельностью. С началом вооружённого конфликта на юго-востоке Украины доктор Лиза занялась организацией и лечением тяжелобольных и раненых в зоне боевых действий детей. За свою благотворительную деятельность она награждена орденом Дружбы и медалью «Спешите делать добро», также стала лауреатом Государственной премии за выдающиеся действия в области правозащитной деятельности. 25 декабря 2016 года самолёт на котором доктор Лиза летела в Сирию с гуманитарной миссией, потерпел крушение. Никто не выжил. О жизни Елизаветы Петровны Глинки снят фильм «Доктор Лиза», вышедший осенью 2020 года.  
  2. Монахиня мать Тереза стала легендарной женщиной. Она посвятила всю свою жизнь служению бедным и обездоленным. Её пример демонстрирует, как можно бескорыстно получить всеобщую любовь и признание. Настоящее имя матери Терезы, данное ей при крещении – Агнес Гондже. Стремление к милосердию образовалось у неё ещё в раннем детстве. Родители девочки были отзывчивыми людьми, которые всегда были готовы помочь даже незнакомцам. Они стали примером самоотверженной помощи для своей дочери, воспитав в ней любовь к ближним. Когда Агнес было четыре года – началась Первая Мировая война, во время которой погиб её отец. Мать девочки трудилась не покладая рук и смогла прокормить свою семью. После окончания войны осталось много сирот, и заботливая женщина взяла под свою опеку ещё шестерых детей. Агнес проводила много времени в молитвах и служении Богу. Прочитав в газетах о миссионерах в Индии, всем сердцем захотела стать одной из них. Она мечтала стать монахиней и 1928 году отправилась в Париж, где вступила в орден сестёр Лоретто. Оставаясь верной своему желанию попасть в Индию, Агнес занялась активным изучением английского языка и спустя год попала в Калькутту, которая надолго заменила ей родной дом. В 1931 году она стала послушницей под именем Мария Тереза и начала преподавать в монастырской школе. Монахиня переживала о том, что находится далеко от людских бед, ведь именно желание помогать нуждающимся руководило ею в жизни. На протяжении всей Второй Мировой войны мать Тереза помогала голодающим и раненым. После её окончания она получила возможность самостоятельно заниматься благотворительностью. Самоотверженная женщина решила, что сможет помогать тем, кто действительно нуждается в её помощи, только находясь рядом с ними. Поэтому она оставила стены монастыря и посвятила себя больным, нищим и умирающим, деля с ними кров и пищу. В течение нескольких лет к ней присоединились другие монахини, и вокруг матери Терезы создалась целая община, которая стала называться Орденом миссионерок любви. Сёстры давали обет нестяжания и трудились на бескорыстной основе. Им было непозволительно принимать любую благодарность за свою помощь. Это движение стремительно разворачивалось по всему миру и в скором времени под руководством матери Терезы стали строиться приюты, больницы и школы. Деятельность монахини получила широкое признание и в возрасте 69 лет она получила Нобелевскую премию за дела милосердия и помощь страдающим людям.

Народная мудрость

  1. «Кто скоро помог, тот дважды помог». В данной пословице идёт речь о ценности своевременной помощи. Оказанная вовремя помощь избавляет человека от лишних страданий.
  2. «И комар лошадь свалит, если волк пособит». В этой пословице говорится о том, что любой человек способен на великие дела, если рядом есть помощники.
  3. «Веревка крепка с повивкой, а человек с помощью». В этой пословице говорится о том, что человек способен преодолеть все невзгоды, если рядом есть тот, кто поможет ему подняться в трудную минуту.
  4. «Дорога помощь вовремя». Смысл данной пословицы заключается в том, что любая помощь должна быть своевременной. От неё не будет толка, если человек уже не нуждается в поддержке.
  5. «Чем хвалиться своей силой, лучше слабым помоги». В этой пословице говорится о том, что нет смысла хвалиться своей силой, если не применять ей во благо окружающих.
  6. «Кто друг другу помогает, тот врага одолевает». Наши предки считали, что людям, которые готовы друг другу помочь, не страшен никакой враг. Только сплочённый народ способен победить.
  7. «Кто сам ко всем лицом, к тому и добрые люди не спиной». В данной пословице идёт речь о взаимопомощи. Если человек отзывчивый и неравнодушный, то и другие люди помогут ему в трудную минуту.
  8. «Птица держится крыльями, а человек – помощью». В этой пословице говорится о том, что помощь помогает человеку удержаться на ногах в трудную минуту.
  9. «Дорого при пожаре и ведро воды». Смысл данной пословицы заключается в том, что любая помощь имеет ценность. Даже если не получается помочь человеку, попавшему в беду, полностью, нужно сделать хотя бы то, что в твоих силах.
  10.  «Свинья в помощниках не ходит». В данной пословице равнодушные люди сравниваются с грязным животным. Человек с чистой душой всегда придёт на помощь.

Афоризмы

  1. «Людям, не слушающим советов, нельзя помочь». Американский политический деятель Бенджамин Франклин говорил о том, что помочь можно только тому человеку, который прислушивается к чужому мнению.
  2. «Тот, кто не желает поднять упавшего, пусть страшится упасть сам, ибо, когда он упадет, никто не протянет ему руку». Персидский поэт и мыслитель Саади писал о том, что человек, который не помогает другим, не должен рассчитывать о помощи в трудную минуту.
  3. «Мы не столько нуждаемся в помощи друзей, сколько в уверенности, что мы ее получим». Древнегреческий философ Демокрит считал, что человеку для полного спокойствия достаточно лишь уверенности в том, что он получит помощь от друзей в трудную минуту.
  4. «Лучше стать жертвой неблагодарности, чем отказать в помощи несчастному». Французский моралист Жан де Лабрюйер говорил, что лучше получить в ответ на свою помощь неблагодарность, чем отказать в ней. Помогать нужно бескорыстно, только тогда в этом есть смысл.
  5. «Мы не поможем людям, делая за них то, что они могли бы сделать сами». Шестнадцатый президент США Авраам Линкольн считал, что нельзя помогать людям в том, что они способны сделать сами. Так человек лишается способности проявить себя, по его мнению.
  6. «Для чего мы живем, если не стараемся облегчить жизнь друг другу?». Английская писательница Джордж Элиот считала, что в бескорыстной взаимопомощи и заключается смысл человеческой жизни. Не помогая окружающим, человек не выполняет своего предназначения.
  7. «Нельзя помочь всем!», — говорит бессердечный, — и не помогает никому». Австрийская писательница баронесса Мария Эбнер фон Эшенбах говорила, что люди, которые не помогают окружающим – всегда находят себе оправдание. Например, считают, что нельзя помочь всем нуждающимся.
  8. «Если человек без конца получает помощь, то в конечном итоге он остаётся беспомощным». Один из самых уважаемых греческих старцев монахов Паисий Святогорец считал, что помогать человеку нужно только в действительно трудных ситуациях. Постоянная помощь лишает людей способности самостоятельно решать даже малейшие проблемы.
  9. «Пытаться помочь другим никогда не бывает глупо». Американский писатель Стивен Кинг говорил, что не нужно стыдиться пробовать помогать другим людям. Любая помощь – это хороший поступок, достойный уважения.
  10.  «Одно из прекраснейших утешений, которые предлагает нам жизнь, то, что человек не может искренне пытаться помочь другому, не помогая самому себе». Великий английский поэт Уильям Шекспир писал о том, что человек, который искренне хочет помочь другому, помогает самому себе.

Внеклассное мероприятие для 9-х классов в рамках предметной декады русского языка и литературы «Интеллектуальный марафон»

Цели и задачи:

—  расширить и углубить знания учащихся о литературе 19 века

-развитие творческих способностей, логического мышления детей;

-повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;

-повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;

-формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;

-формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

-воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.

Формируются четыре команды по 5 человек. В качестве домашнего задания они должны придумать название, эмблему и девиз своей команды, оригинальное представление.

Оборудование: презентация, жетоны, карточки с разными цветами

Ход турнира:

  1. Организационный момент. Вступление. Слайд 1

Молчат гробницы, мумии и кости, —

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный – речь.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком, словом, литературой. Мы растем, идем в школу, поступаем в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Мы можем гордиться русским языком и русской литературой. Нашими соотечественниками созданы замечательные произведения литературы и искусства. Сегодня мы прикоснемся к их красоте и непреходящей ценности.

Давайте вместе приоткроем таинственный занавес – проведем турнир знатоков литературы среди учащихся 9-х классов. Команды будут бороться за звание победителя.

В каждой команде по 5 человек. Интеллектуальный марафон будет состоять из 7 туров. У вас на столах лежат карточки, у каждой команды свой цвет. Прежде, чем ответить, вы ее поднимаете, и тогда я вас спрашиваю За каждый ответ вы будете получать жетоны. По итогам выявим команду победителей.

Итак, начинаем.

1 тур. «Узнай писателя» (смотрите на портрет, поднимаете карточку) слайд 2-9

М.В. Ломоносов, Н.М. Карамзин, В.А. Жуковский, Д.И. Фонвизин, А.С. Пушкин, М.Б. Лермонтов, Н.В. Гоголь, М.Е. Салтыков-Щедрин

2 тур. «Продолжи пословицу» Литература каждого народа начинается с устного народного творчества. Второй тур называется «Продолжи пословицу». Каждой команде предлагается продолжить пословицу (команды по очереди продолжают пословицы, названные ведущим):

Взялся за гуж … (не говори, что не дюж).

Заставь дурака молиться … (он себе и лоб расшибёт).

Кто обжёгся на молоке,( дует на воду).

Баба с возу – (кобыле легче).

Двум смертям не бывать, (а одной не миновать).

Голова завита, (да делом не занята).

Хочешь есть калачи — (не сиди на печи).

Бодливой корове (бог рог не дает).

В чужой монастырь (со своим уставом не лезь).

Ворон ворону( глаз не выклюет).

Всяк сверчок (знай свой шесток).

Длинный язык (до Киева доведет)

3 тур. «Шерлок Холмс» по описанию портрета литературного персонажа назовите героя, а также произведение и автора, кто первый поднимает карточку, та команда и отвечает

  1. Настоящий маменькин сынок, любит поесть, А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал […] Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню…» , несмотря на свои 15 лет, для своих родителей является «дитем» и «ребенком», избалованный, разнеженный, ленивый, любит голубей. (Фонвизин «Недоросль»)

  2. Простая крестьянская девушка, очень красивая. Совершила самоубийство. (Карамзин «Бедная Лиза»)

  3. Молодой князь, храбрый удалой войн, который пошел на половцев и проиграл (князь Игорь «Слово о полку Игореве»

  4. молодой человек, дворянин, сын состоятельного помещика, владеющего 300 крепостными крестьянами: получил домашнее воспитание. К сожалению, его учителя плохо выполняли свои обязанности и мальчик учился кое-как: человек чести, несмотря на то, что ему грозила смерть, не перешел на сторону врага.

4 тур. «Факты из жизни поэтов и писателей». 18 и 19 веков. Я называю деталь из биографии писателя, вы должны назвать фамилию.

  1. Страшная смерть, повешен два раза, поэт — декабрист (К. Рылеев)

  2. Ушел с обозом в Москву, основатель московского университета, где могли учиться и крестьянские дети. Один из представителей классицизма (Ломоносов)

  3. Один из представителей сентиментализма, книга «Письма русского путешественника» после поездки за границу, «История государства Российского», одни из первых начал использовать букву Ё (Николай Михайлович Карамзин)

5 тур. «Цепочка слов» по литературным направлениям. Я называю слова, вы должны по ним назвать что это за литературное направление. Ели назовете после первого слова то получаете 3 жетона, по двум словам – два жетона, по рем словам—один жетон. Не забудьте сначала поднять карточку.

Романтизм- отрицание действительности, изображение идеальных героев, Жуковский

Классицизм – разум, закон трех единств, Ломоносов

Сентиментализм – чувства, внутренний мир человека, Бедная Лиза.

6 тур «Черный ящик» — по картине должны угадать произведение (Ландыши, море, кафтан, заячий тулуп) слайды 10-13

7 тур — «Перевёртыши», не забывайте поднимать карточки.

Задание: отгадать название и автора произведения.

1. «Сказка о том, как 2 министра 1 чиновника заморили ———- «Повесть о том, как 1 мужик 2 генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина.

2.  «Казахские мужчины» ——————— «Русские женщины Н.А. Некрасова».

3. «Большой король» ————————- «Маленький принц» А. де Сент- Экзюпери.

4. «Гав-гав» ————————————«Муму» И.С. Тургенева.     

5. переросток ———————————-«Недоросль» Фонвизин

6. Шуба……………………………………. «Шинель» Гоголь   

Слайды 14

Подведение итогов— учащиеся подсчитывают жетоны, выявляется команда победителей, награждение.

Рефлексия (слайд с фразеологизмами). Слайд 15

  • Подготовка к сочинению по пьесе горького на дне урок в 11 классе
  • Подготовка к итоговому сочинению 2022 11 класс презентация
  • Подготовка к сочинению по драме островского гроза
  • Подготовка к сочинению горе от ума 9 класс по литературе
  • Подготовка к сочинению герасимов после дождя 6 класс