Анализ героев произведения
Метод, прием: слово, учителя, ведущее слово учителя,
На этом уроке мы завершим изучение творчества М. Горького в целом и его пьесы «На дне», и дома вы должны будете написать сочинение-рассуждение на тему «Правда в пьесе М. Горького «На дне»».
Метод, прием: слово учителя, инструктирующее слово учителя, опрос, фронтальный опрос
Однако, прежде чем перейти к теме урока, вспомним главное правило литературы: нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания самого произведения.
Предлагаю вам маленькую разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому она принадлежит, для ответа поднимаете руку.
«На что совесть? Я не богатый». (Бубнов)
«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…» (Лука)
«Образование – чепуха, главное – талант!» (Актер)
«Мало знать, ты понимай…» (Наташа)
«Надоели мне, брат, все человеческие слова…все наши слова – надоели!» (Сатин)
«Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ». (Костылев)
«Любить живых надо, живых». (Лука)
«Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все сотрется!» (Бубнов)
«Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!» (Сатин)
Метод, прием: беседа, эвристическая беседа
Итак, сегодня на уроке мы проанализируем три взгляда на правду в пьесе и параллельно составим план к вашему будущему сочинению.
Но для начала давайте вспомним, какое сочинение называется сочинением-рассуждением?
У рассуждения есть своя особая структура, какая?
Верно, Следует помнить о том, что Вам нужно продемонстрировать не только умение размышлять, думать и рассуждать. Вам нужно еще пояснить и убедить. Сочинение-рассуждение имеет четкую структуру (тезис-доказательство-вывод), и ее необходимо строго придерживаться.
В течение урока мы с вами составим план будущего сочинения.
Итак, запишем первый пункт плана.
1. «Три правды» и их столкновение в драме
Оставим на время наш план и вспомним
1) Когда впервые звучит слово “правда” в пьесе? Кто и при каких обстоятельствах его произносит? Найдите эту реплику в тексте.
2) Это слово — излюбленное слово всех ночлежников? Как вы думаете, почему?
3)Кульминации конфликт реальной и вымышленной правды достигает в третьем действии в споре Бубнова, Клеща и Луки. Что говорит Клещ? Найдите его слова в тексте.
4) Кто в пьесе, кроме Клеща, по мнению автора, выступает выразителем тяжёлой, унижающей человека правды и поэтому не может претендовать на роль носителя истины?
5) Кто обобщает представления этой тяжёлой, безнадёжной правды в пьесе?
Обратимся к анализу образа Бубнова.
Скажите, каково значение его фамилии?
Верно, фамилия Бубнов, схожа с музыкальным инструментом – бубен. Отсюда переносно: говорун, тот, кто ‘бубнит’. Есть и второе значение — обнищавший, промотавшийся человек. Были пословицы: ‘Гол как бубен’, ‘Тяжбу завел стал как бубен гол’.
Есть еще одно значение, бубен в ярославских говорах, тучный лентяй, тунеядец, прихлебатель.
Как Бубнов оказался в ночлежке?
Как он относится к окружающим?
Какова правда Бубнова? Докажите примерами из текста.
Принимаете ли вы правду этого персонажа?
Все верно, от философии Бубнова веет безнадёжностью, равнодушным цинизмом. Правда Бубнова – правда внешних обстоятельств, полной зависимости человека от окружающего мира; Бубнов — человек, для которого нет ничего святого. Понятия чести и совести для него не имеют значения; он своего рода уж, рождённый лишь для того, чтобы ползать. Человек ничего не может изменить, поэтому должен смириться.
Что же мы запишем в план сочинения под буквой А?
А) Правда Бубнова: жестокая и бескрылая
Одним из самых сложных и противоречивых не только в драме Горького, но и в мировой литературе является образ странника Луки. С момента первой постановки пьесы на сцене обнаружилось резкое расхождение между восприятием Луки, критикой и авторским замыслом. В последние годы жизни Горький писал: “Весьма большое количество утешителей утешают только для того, чтоб им не надоедали своими жалобами, не тревожили привычного покоя ко всему притерпевшейся холодной души. Самое драгоценное для них — этот покой… Утешители этого ряда – самые умные, знающие и красноречивые. Они же потому и самые вредоносные. Именно таким утешителем должен быть Лука в пьесе “На дне”, но я, видно, не сумел сделать его таким”.
В чем правда Луки? Приведите примеры из текста.
Верно, для Луки бессмыслица жизни должна вызывать жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо утешать его, даже если ты лжёшь. Человек – странник в мироздании, как и сама земля, он не знает будущего и достоин утешения.
Итак, о чьей правде еще вы должны сказать в сочинении?
Б) Правда Луки: правда утешительной лжи
В уста какого персонажа вложены представления Горького об истине?
Ф.М. Достоевский как-то признался, что если бы ему пришлось выбирать междуправдой и Христом, он выбрал бы Христа. Горький своей пьесой заявлял, что выбор между правдой и человеком он делает в пользу человека. Многие критики считают, что и сама пьеса – это идейный спор Горького с Достоевским, который провозгласил в своей знаменитой речи по поводу открытия в Москве в 1880 году памятника А.Пушкину на заседании Общества любителей российской словесности: «Смирись, гордый человек!.. Не вне тебя правда, а в тебе самом, найди себя в себе…и узришь правду».
В чем, на ваш взгляд, правда Сатина?
Имеет ли право говорить о правде и высоком предназначении человека жулик,пьяница, убийца в прошлом? Докажите цитатой из речи Сатина о человеке.
Значит в план мы должны внести пункт о третьей правде. Какой?
В) Правда Сатина: правда веры в Человека
Писатель использовал свой художественный дар, чтобы провести проверку человеческих душ и ответить на насущный вопрос: кто из так называемых “лишних людей” способен к новой жизни, к воскресению, а кто погиб окончательно, бесповоротно. “На дне” — произведение о смысле существования человека, о путях его спасения. На словах Сатин предлагает бунтовать, бороться, помнить, что всё в жизни для человека. А на дела он не способен.
Каково его отношение к работе в целом? А ведь по отношению к делу оценивается человек. Приведите пример из текста.
Есть в пьесе персонажи, способные на борьбу?
Поэтому Сатин предлагает любовь к “дальнему”, к человеку будущей формации. Сатина и автора объединяет призыв – любить человека обновлённого, который ещё только появится.
Обратимся к плану, запишем второй пункт:
2. Авторская позиция в споре о правде
Что же провозглашают персонажи, к чему призывают? (после ответа учащихся открывается слайд)
На чьей стороне вы? Чьи убеждения разделяете? На эти вопросы вы ответите в сочинении, которое напишите дома.
И думаю, мы можем записать последний пункт нашего плана.
3. Ваш взгляд на правду в пьесе М. Горького «На дне»
Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое).
Слушание (детальное, нереф
лексивное, критическое, информативно-эмпатическое). Говорение
Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое). Говорение
Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи.
Тезис, доказательство, вывод.
Что в пьесе есть три взгляда на правду.
1) Квашня, торговка пельменями, произносит излюбленное ночлежниками слово, когда на её реплику, что Клещ заездил жену до полусмерти, тот обзывает её собакой и требует замолчать, а она и не думает молчать, наоборот, торжествующе заявляет ему: “А-а! Не терпишь правды”
2)В образах ночлежников Горький нарисовал особый тип людей, выброшенных на «дно» жизни, но сохранивших начала человечности. Не сумев реализовать себя в настоящем, они погружены либо в воспоминания о прошлом, либо в мечты о будущем. Их всех объединяют раздумья о правде и совести, о жизни и смерти, о Боге и Человеке.
3) Клещ обнажает правду реальную: “Какая – правда! Где – правда? Вот – правда! Работы нет… силы нет! Вот – правда. Пристанища…пристанища нету! Издыхать надо…вот она, правда! Дьявол…Жить-дьявол – жить нельзя…вот она, правда!
4) Барон, Пепел, Клещ, Бубнов
5) Бубнов
От бубнить или от бубен
Ушла жена, спился
Ему на них наплевать
«На что мне совесть? Я – не богатый!»
«Люди все живут… как щепки по реке плывут…»
«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…»
«Все люди на земле лишние…»
«Все сказки»
От философии Бубнова веет безнадёжностью, равнодушным цинизмом. Правда Бубнова – правда внешних обстоятельств, полной зависимости человека от окружающего мира; Бубнов — человек, для которого нет ничего святого. Понятия чести и совести для него не имеют значения; он своего рода уж, рождённый лишь для того, чтобы ползать. Человек ничего не может изменить, поэтому должен смириться
«Христос всех жалел и нам велел».
«Во что веришь, то и есть…»
«Человек – все может… Лишь бы захотел…»
«…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»
«Любить – живых надо…живых…»
«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…»
Сатина: “Человек – вот правда!.. Всё в человеке, всё для человека”
Вера в человека, в его интеллектуальное обновление, в величие разума. В его речи вера в то, что люди преобразуют жизнь на разумных началах.
«Человек за всё платит сам, поэтому он свободен…Человеку нужна правда, какая бы она ни была»
Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. Человек – выше! Человек – выше сытости!..
Нет
На слайде три записи
Сатин-Горький:
думать и вершить высокое, бунтовать – вот смысл жизни, люби человека будущего.
Лука:
смирись, люби ближнего, будь сердечным, будь осторожным.
Бубнов:
забудь о совести. Живи одним днём, будь безразличным ко всему и всем.
Пьеса «На дне» была написана М. Горьким в 1902 году. В этот период развиваются капиталистические отношения, что приводит к массовому разорению трудящихся. Тысячи людей остались без средств к существованию, поэтому многие из них оказались на «дне» жизни. Горький показывает условия жизни, что толкают на ее «дно».
Действие происходит в мрачном подвале, похожем на пещеру. Мы видим убогую обстановку, грязь, болезни, пьянство, озлобление. Люди, которые здесь обитают, никому не нужны. Все они попали сюда по разным причинам, но раньше все они чем-то занимались. Среди них есть те, кто сохранил свою работу — слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня. Хозяева их жизни – держатели ночлежки Костылевы.
Клещ, например, считает, что он здесь временный человек, хочет много, упорно и честно работать, чтобы выбраться отсюда. У него есть надежда, которой он живет. Сатин – бывший телеграфист, интеллигент, а сейчас превратился в пьяницу. Актер, которого все так и называют, — спившийся актер. Как мы видим, эти люди пьют, чтобы как-то скрасить свою безрадостную жизнь. Ведь им больше ничего не остается делать. Есть в этой ночлежке и другие обитатели: Настя, Барон, жена Клеща Анна, Пепел. В душе все эти люди друг друга ненавидят, они все озлоблены, но пытаются приладиться друг к другу.
С появлением странника Луки начинают развиваться события. Этот старик перевидал многое в своей жизни. Он понял, что нельзя прожить без сострадания, жалости к ближнему. И поэтому утешает всех, как может. Лука вселяет в души ночлежников новые мечты, иллюзии, которые, по его мнению, сглаживают их тяжелую жизнь. Он единственный, кто подходит к умирающей Анне и утешает ее в последние часы перед смертью. Он рисует перед Васькой Пеплом картины счастливой жизни в Сибири. Актера старик подбадривает рассказами о больницах, в которых лечат от алкоголизма. Почти для всех Лука находит доброе слово утешения и участия.
С исчезновением Луки жизнь обитателей ночлежки становится еще тяжелее. Разбередил Лука ночлежников, но их жизнь не в силах изменить ни «правда» Сатина, ни «сказки» старика. Васька Пепел арестован. Актер покончил с собой… Все возвращается на круги своя. Как жить? Во что верить?
Образом Луки Горький показывает, что путь примирения с действительностью несостоятелен. Другой путь – это борьба, и к этой борьбе призывает Сатин. Он осуждает ложь Луки и считает ее религией рабов и хозяев. Основная идея пьесы – вера в человека.
На дне. Сочинение 2
Произведения Максима Горького всегда были написаны с каких то реальных случаев или событий из жизни. Отличались они тем, что в них описывалась вся правда той жизни, которая окружала писателя. Это могли быть как интеллигентные люди, честно зарабатывающие свой кусок хлеба, так и бездомные скитающиеся от ночлежки к ночлежке и побирающиеся случайными подработками.
Пьеса «На дне» была создана М. Горьким в 1902 году. В ней были настолько красочно и реалистично отражены проблемы того времени, настолько актуальны, что произведение практически моментально получило широкую признательность публики. В пьесе автор показал проблему пьянства во всей неприглядности, окружающую нищету и жестокие условия существования людей, кто махнул на свою жизнь рукой и просто плывет по течению. До этого тема босячества, жизни на самом дне общества не поднималась и была для всех в новинку. Другие авторы освещали различную тематику жизни русского народа, но этот аспект обходили стороной.
Именно интерес М.Горького к людям живущих на дне общества превратил пьесу в настоящую психологическую драму. Герои произведения высказывают свои мысли о том каким должно быть добро, справедливость, счастье. Почему они несчастны, а жизнь к ним несправедлива. Например, в рассуждениях Сатина о роли человека в обществе, предназначении в жизни, о совести, добре и зле, есть фраза — «Человек звучит гордо». Фраза со временем стала крылатой и широко используется и в наши дни.
Сатин является поборником горькой правды, презирает нравственность, и во всю доказывает что не стоит и пытаться что-то делать, для того чтобы изменить свою жизнь или себя. Лука же, мечтатель, и считает что жителям ночлежек нужно дать мечту. Вранье для блага по его мнению имеет право на существование. На поверку он оказался пустозвоном, человеком который не умеет держать свое слово. Он сбежал из ночлежки, как только почувствовал что его вранье, которое он называл мечтой, может раскрыться. Горькая правда Сатина оказалась тоже не совсем тем, что нужно было людям с обочины жизни. Клещ из-за него лишился уверенности в себе, прекратил все попытки изменить себя и вернутся к нормальной жизни.
В пьесе М.Горький дает понять, что в мире могут выжить только сильные личности, которые умеет крепко стоять на ногах, несмотря на жизненные невзгоды. Слабым и беззащитным, лучше уйти с их пути, опуститься на дно. Однако смысл пьесы не естественный отбор. Идея — показать, что те кто оказались на дне, сами опустили руки, и даже не хотят попытаться что то сделать, чтобы подняться оттуда. И нужно понимать, никогда нельзя сдаваться в борьбе за свое существование, даже если на пути могут встретиться очень большие преграды.
Сочинение Мечта в произведении На дне
Мечта – это важный механизм, который заставляет человека жить и двигаться вперед. Многие русские писатели в своих произведениях делали акцент на теме грез. Максим Горький в своей пьесе «На дне» показывает, как потеря мечты может изменить человеческое существование. Несмотря на то, что книга написана в 1902 году, проблемы, которые автор озвучивает в произведении, актуальны и сегодня.
Главные герои драматической пьесы «На дне» – это низшие слои населения, которые живут в съемных квартирах. Хозяин ночлежки – Михаил Костылев и его жена Василиса Карповна. Этих персонажей нельзя отнести к положительным героям, но все же и у них есть мечта. Содержание ночлежки преследует собой корыстные цели. Обогащение – это предел грез Костылевых. Но в ночлежки, которая принадлежит семейной паре, живут люди, которые мечтают изменить свою жизнь.
Тема мечты больше всего раскрывается в эпизодах с участием Актера. Это бывший работник театра, который из-за болезни потерял доступ к сцене и стал много пить. В грезах он снова возвращается к своей театральной карьере. Благодаря страннику Луке актер верит в свое чудесное исцеление и возвращение к актерской деятельности. Но, когда Лука исчезает, актер не может самостоятельно завершить свой путь к мечте, ему не хватает силы.
Еще один мечтатель, живущий в ночлежке, вор Васька Пепел. Этот человек мечтает забыть свое воровское прошлое и начать новую жизнь с Натальей, где-нибудь в Сибири. Васька пример того, что если не работать над поставленной целью, то мечта так и не станет реальностью. В этом пристанище для нищих и обездоленных живет юная Настя, которая мечтает обрести любовь, о которой пишут книги. Но ее мечтам противоречит ее профессия падшей женщины. Анастасия не в силах бросить ночлежку и начать новую жизнь.
Такая же судьба ожидает и остальных обитателей костылевской ночлежки. Мечтой Клеща, старого слесаря, было обрести свободу и благополучие. Но после смерти жены его жизнь стала еще хуже, ему пришлось продать свои инструменты, и он потерял последний способ заработка.
Максим Горький, в своем произведении, рисует не радужную картину: все герои пьесы не могут обрести желаемое и исполнить собственные мечты. Именно мечта является объединяющим ключом всего произведения. Постоянные неудачи и жизнь на «дне» социальной лестницы убивает мечты жителей ночлежки. Текст произведения дает понять, что жизнь без мечты теряет истинный смысл.
`
По пьесе На дне
Популярные сочинения
- Сочинение на тему Онегин и Татьяна (9 класс)
Во многих произведениях присутствует любовная линия, интриги, романы, измены, любовь. И произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» не стало исключением.
- Примеры милосердия из литературы (аргументы)
Милосердием называют способность помочь человеку, который нуждается в этом. При чем помочь безвозмездно, не ожидая никакой благодарности или обратной услуги в ответ.
- Сочинение Герои повести Царь-рыба Астафьева
Произведение «Царь – рыба» писателя Астафьева посвящена людям живущим на севере они выросли и живут в единстве, но, к сожалению, не в гармонии с природой.
Я иду на урок
Татьяна Соловьёва
Татьяна Викторовна СОЛОВЬЁВА(1959) — учитель
русского языка и литературы высшей категории МОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 21 с
углублённым изучением предметов» г. Череповца
Вологодской области, член городского
методсовета; работает в рамках программы
«Одарённые дети»; среди учеников — победители
областных и всероссийских предметных олимпиад. В
2004 году ученик Татьяны Викторовны Эдвард
Чесноков (11-й класс) занял второе место на
Всероссийской олимпиаде по литературе.
На прилавках книжных магазинов
сегодняшние школьники могут найти разнообразные
сборники готовых сочинений. Эти издания
привлекают заманчивыми заголовками: «500 золотых
сочинений», «2000 лучших», «Лучшие выпускные
сочинения»… Не секрет, что старшеклассники
активно используют подобные книжки — и учителю
литературы всё сложнее работать над этим трудным
и в то же время интересным жанром — школьным
сочинением.Следует заметить, что в
большинстве своём готовые работы излишне
академичны, лишены индивидуальности, а иногда
откровенно слабы, но их можно с пользой применять
в процессе обучения сочинению в старших классах.
Вашему вниманию предлагается один из таких
уроков.
Цели урока. Подготовка к сочинению по пьесе
М.Горького «На дне»; устное рецензирование
готовой работы, анализ её с точки зрения
требований, предъявляемых к школьному сочинению
как особому жанру.
Подготовительный материал (на доске).
Анализ сочинения (критерии оценки):
— формулировка темы;
— композиция;
— соразмерность частей сочинения;
— логика рассуждения;
— последовательность;
— доказательность;
— цитирование;
— идея автора работы;
— стилевое единство;
— речевое оформление.
Схема сочинения
I. Вступление. (Подход к теме сочинения.)
II. Основная часть. (Тезис, который надо
доказать.)
1. (Доказательства и примеры).
2.
3…
III. Заключение. (Вывод по теме.)
Толкование слова
Философия
1) Наука о наиболее общих законах развития
природы, общества и мышления.
2) Методологические принципы, лежащие в
основе какой-нибудь науки.
3) Отвлечённые, не относящиеся к делу
рассуждения.
Философский (см. философия).
План (на обратной стороне или свободной
части доски)
I. Философская мудрость пьесы Горького «На
дне»: осмысление сложных вопросов жизни.
II. “Три правды” и их столкновение в драме:
правда факта, правда утешительной лжи и правда
веры в Человека.
1. Образ Луки. Значение имени.
2. Правда и мудрость странника: необходимость
“золотого сна”.
3. Правда “голого факта” Барона.
4. Жестокая, бескрылая правда Бубнова.
5. Сатин и его отношение ко лжи.
6. Правда о свободном Человеке.
7. Сатин о Луке.
III. Правда и смысл жизни в наши дни.
Предварительное домашнее задание (тексты
работы выданы учащимся накануне).
1. Дать оценку формулировке темы.
2. Составить сложный план данного сочинения.
3. Проанализировать речевое оформление
работы, отметить ошибки.
Философские проблемы пьесы
М.Горького «На дне»
Если бы меня спросили, что больше всего
привлекло меня в горьковской пьесе, я бы сказала:
её философская мудрость. Меня поразило, как
Горькому удалось погрузить нас в быт
костылёвской ночлежки, заставить задуматься над
теми проблемами, которые волнуют его, драматурга,
и некоторых из его героев. И ещё меня захватило
то, что среди грязи, тряпья, пьяных криков,
карточных игр, шулерства, денежных расчётов
живут и не растворяются в том быте люди,
способные подниматься до философских высот в
осмыслении сложных и трудных вопросов жизни.
Прежде всего обращает на себя внимание Лука,
явившийся в середине первого действия в
костылёвскую ночлежку. Примечательно имя этого
героя. С одной стороны, оно явно происходит от
слова “лукавый”, которое имеет двоякий смысл.
Это хитрый, себе на уме, скрытный, обманывающий —
и в то же время добродушный, игривый, шутливый
человек. Оба эти смысловые полюса заключены в
слове “лукавый” и в характере этого персонажа. С
другой стороны, имя это напоминает об одном из
апостолов, создателе Евангелия от Луки. Значит,
перед нами некий носитель мудрости, несущий
людям какое-то новое, своё евангелие —
определённую правду. Не зря ведь он странник.
Понятие это часто соприкасалось с понятием
“правдоискатель”.
В чём же состоит правда мудрости Луки? Этот
герой убеждён, что человека надо пожалеть,
особенно когда ему тяжело, что нужно нести ему
сострадание. Эта позиция по-своему близка нам
сегодня, когда мы много думаем о милосердии, о
помощи обездоленным людям; но это сострадание
обретает у Луки весьма своеобразную форму. Он
полагает, что людям страшнее подлинная правда
жизни, ибо она слишком сурова, “обух для людей”.
Чтобы облегчить их положение, нужно приукрасить
их жизнь, привнести в неё сказку, красивый обман,
розовую мечту, “золотой сон”. Любопытно, что
после рассуждений Луки Актёр, который
внимательно слушает его, неожиданно вспоминает
стихи на эту тему.
Господа, если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой.
Эти стихи французского поэта Беранже, конечно
же, адресуются Луке или таким, как он. В роли
безумца, навевающего золотой сон для каждого из
ночлежников, выступает именно Лука. Поэтому он
так ласков с людьми, называя их “милый”,
“голубка”, “детынька”; поэтому он рассказывает
Анне о загробной жизни, Пеплу — о золотой стране
Сибири, а Актёру — о лечебнице с мраморными
полами. Всё это разновидности того же самого
“золотого сна”. На вопрос Пепла: “Зачем ты всё
врёшь?” — Лука отвечает: “И что тебе правда
больно нужна, подумай-ка! Она, правда-то, может,
обух для тебя”.
Совершенно иной точки зрения придерживаются в
ночлежке два других её обитателя — Барон и
Бубнов. Некогда богатый аристократ, опустившийся
до положения сутенёра, Барон оставил далеко в
прошлом сотни крепостных, кареты с гербами, кофе
со сливками по утрам в постели и прекрасно
понимает, что всего этого уже не вернуть. Да и
Сатин метко замечает ему: “В карете прошлого
далеко не уедешь”. И ныне Барон полностью
опустошённый, ни во что не верит, ни о чём не
мечтает. И это стало его позицией, философией. Он
произносит, например, такую заветную свою фразу:
“Я — ничего не жду. Всё уже… было! Прошло…
кончено!” Поэтому он никого не утешает,
настаивает на голых фактах, от которых никуда не
уйдёшь.
Родственных позиций придерживается Бубнов.
Когда-то этот человек много натерпелся в жизни.
Он потерпел крах как владелец скорняжного
заведения, полностью разорившись, пережил
большую личную неудачу: ему изменила жена, и он
ушёл в запой. Жизнь сделала его равнодушным
циником, ни во что не верящим человеком. Бубнов
признаёт только то, что есть. Для него абсурдны
рассказы Луки, наивная фантазия Насти, и он
констатирует суровую правду жизни: “А я вот не
умею врать! Зачем? По-моему, вали всю правду, как
она есть! Чего стесняться?” И Бубнов не
стесняется. Он изрекает свои истины, словно
каркающий ворон. И не случайно Пепел так его и
называет: “Ворон”. Вот Анна умоляет ночлежников
не шуметь, дать ей умереть спокойно, а Бубнов
констатирует: “Шум — смерти не помеха”. Вот
Пепел говорит Наташе о своей любви, обещает
сделать её счастливой. А Бубнов изрекает: “А
ниточки-то гнилые”. Он вроде говорит о своём, ибо
шьёт картуз, пользуясь гнилыми нитками, но фраза
эта получает дополнительный, глубокий смысл. Всё,
о чём говорит Пепел, шито гнилыми нитками. Настя,
задумавшая оставить подвал, восклицает: “Лишняя
я здесь!”, на что Бубнов реагирует так: “Ты везде
лишняя”. Сообщают о смерти Анны, а Бубнов роняет
такие слова: “Кашлять перестала, значит”. Все
мечтания людей Бубнов объявляет ненужными,
лживыми. “Раскрашивай, ворона, перья… валяй!” —
говорит он Насте в ответ на её мечтания о любви
студента. Бубнов глубоко убеждён в том, что
подобные “раскрашивания” ему не нужны, и в
назидание другим рассказывает о том, как он,
Бубнов, когда-то в красильной мастерской собак в
енотов перекрашивал, отчего руки были постоянно
красные, а теперь они стали просто грязными. Так
что “как себя ни раскрашивай, всё сотрётся, один
голый человек останется”.
Нетрудно увидеть в этих рассуждениях ту
философию голого факта, которую Бубнов
исповедует. Он говорит: “Люди все живут… как
щепки по реке плывут”. Правда Бубнова — это
очень жестокая, бескрылая правда.
Третью философскую позицию в пьесе выражает и
отстаивает Сатин. Это бывший телеграфист,
который когда-то много читал, выступал на сцене.
Читая, он не слепо доверял написанному, а
анализировал, проверял усвоенное своим
незаурядным критическим умом. Сатин отвергает
ложь, разного рода иллюзии, золотые сны, сказки о
жизни. По его словам, “ложь — это религия рабов и
хозяев”. Костылёвым ложь нужна, чтобы обманывать
таких, как ночлежники. А последним она нужна,
чтобы оправдать своё униженное и бесправное
положение или чтобы утешать себя жалкими и
тщетными надеждами. Поэтому Сатин совершенно
откровенно говорит, что Лука врал, вводил всех в
заблуждение.
В то же время Сатин выступает и против
бесчеловечной “правды” Бубнова и Барона. По
мнению Сатина, надо жить настоящим, трезво
оценивая реальную действительность, но
одновременно и мечтой о будущем, отрывающейся от
реальной жизни. И в этом состоит подлинная
Правда. Такая правда, в основе которой лежит
глубокая вера в человека, в его бесконечные
возможности, в его исключительные потенциальные
силы, является “Богом свободного человека”.
Сатин размышляет не о конкретном человеке, ныне
задавленном нуждой, угнетением, а о человеке
вообще. Это именно философский взгляд на жизнь. И
тут вспоминается замечательный сатинский
монолог: “Что такое человек? Это не ты, не я, не
они, нет — это ты, я, они, старик, Наполеон,
Магомет… в одном. Это — огромно! В этом — все
начала и концы”. Это значит, что не будет
одинокого, обособленного, отчуждённого человека.
Настанет такое время, когда люди будут сплочены и
объединены общими делами и идеями. Более всего в
этом обществе будет цениться человек. Он станет
свободным, полноправным, гармонически развитым,
прекрасным и величественным. Всё будет в
человеке и всё — для человека. Вот почему,
утверждает Сатин, нужно уважать человека; не
жалеть, не унижать его жалостью, а именно уважать.
Это будет основой морали общества будущего,
поэтому имя Человека будет звучать гордо.
Пожалуй, Сатин напрасно отрицает сострадание,
жалость, милосердие. Эти чувства, мне кажется,
могут прекрасно уживаться с уважением к
человеку. Но Сатину дорого то внимание к
человеческой личности, чуткость к ней, которые
проявлял Лука. Именно поэтому Сатин заявляет:
“Старик не шарлатан… он подействовал на меня,
как кислота на старую и грязную монету”; иначе
говоря, Лука дал горьковскому герою импульс для
размышлений и для его широких обобщений, которые
вобрали в себя высокую философскую правду жизни.
Горький здесь доверил Сатину свои собственные
сокровенные мысли.
Вот это столкновение трёх основных позиций в
горьковской пьесе высекает удивительные искры.
Они дают пищу уму. Они глубоко волнуют меня и не
оставляют равнодушной. Ведь и сегодня, через
девяносто пять лет после написания пьесы, мы
размышляем о том, в чём правда и смысл жизни,
нужно ли постоянно говорить в газетах, по радио и
телевидению, в быту о её трудностях, не скрывая
правды от людей, или, может быть, нужно доверяться
оптимистическим прогнозам, пророчествам
экстрасенсов, политологов, гадалок. И сегодня мы
размышляем о сострадании к человеку, которому
особенно тяжко живётся в наши дни. А разобраться
во всём этом помогает горьковская пьеса, её
глубокая философская мудрость.
Ход урока
Коллективная работа над текстом сочинения
Учитель читает работу вслух. Задание:
слушаем и соотносим содержание работы с планом,
который каждый составил дома, с требованиями,
предъявляемыми к сочинению на литературную тему;
думаем, о каких философских проблемах идёт речь в
данном сочинении.
— Как работалось над планом? Что получилось?
(Зачитываются два-три плана. Ребята отмечают,
что трудно было сформулировать тезис II.)
Открывается план на доске.
Обсуждение (устное рецензирование) готового
сочинения
- Формулирование темы
— У вас не возникло вопросов по поводу
правильности формулировки темы?
(Правильнее будет сказать “в пьесе” или
“философская проблематика”.)
- Вступление
(Отмечается, что оно довольно удачно.)
- Основная часть
(Главный недостаток: не сформулирован тезис —
основная мысль, идея сочинения. Рассуждение
начинается сразу с образа Луки.)
— Удачно ли сформулирован тезис в плане,
представленном на доске? Ваши варианты.
(Ответы.)
— Проанализируем композицию основной части
рассуждения. Что удачно? Ваши замечания.
(Содержание достаточно логично, доказательно.
Отмечаются неоправданно выделенный маленький
абзац перед пятой частью и отсутствие
логического перехода между шестой и седьмой
частями.)
- Заключение
(Содержит вывод по теме сочинения и может быть
принято.)
Идея сочинения
— Какова, по-вашему, идея автора сочинения?
(“Три правды” в пьесе Горького.)
— Не слишком ли узко для раскрытия темы
«Философская проблематика…»? Обратимся к
толкованию слов “философия” и “философский”.
Только ли в вопросе о “трёх правдах”
заключается философская проблематика пьесы «На
дне»?
(Она гораздо шире. Драматург поднимает и
другие философские проблемы:
- смысл человеческого существования;
- выбор жизненного пути;
- ответственность человека за свою судьбу, за
жизнь близких; - любовь и ненависть;
- добро и зло;
- жизнь и смерть;
- проблема рока.)
— Достаточно ли полно раскрывается в работе
заявленная тема? Ваши варианты формулировки
темы.
(1. Три правды и их трагическое столкновение в
пьесе А.М. Горького «На дне». 2. Спор о человеке
в пьесе М.Горького «На дне».)
— Что необходимо изменить в плане, чтобы
отредактировать сочинение, сделать его
соответствующим заявленной теме?
(Вступление. Социально-философская пьеса
А.М. Горького «На дне», но можно оставить
прежний вариант. 2. Тезис. Философские проблемы и
их решение в драме «На дне». Первое
доказательство: костылёвская ночлежка и её
обитатели.)
Запишем необходимые изменения в план,
прочитаем отредактированный вариант плана.
Стилевое единство
— Теперь обратимся к ещё одному важному
критерию — стилевому единству. Ваши наблюдения
над речью, грамматикой.
(Учащиеся отмечают речевые и грамматические
ошибки — неоправданные повторы, лишние слова,
употребление слов в несвойственном значении,
неправильное построение словосочетаний и
предложений.)
— Вернёмся к началу урока, а затем подведём
итоги работы.
Домашнее задание. Сочинение по творчеству
М.Горького (темы берутся из комплектов
экзаменационных сочинений).
Одним из самых значительных произведений Максима Горького считается пьеса «На дне». Он получила признание публики и литературных критиков еще при жизни автора, не утратила пьеса своей актуальности и в наши дни. В приведенном ниже анализе произведения попытаемся разобраться, чем так примечательна данная работа.
История создания
Над пьесой «На дне» Максим Горький работал целенаправленно, и написал ее за достаточно короткий промежуток времени (конец 1901 – начало 1902 года). Это не был творческий порыв творца – Горький создал пьесу специально для труппы актеров из Московского художественного театра. Писатель должен был написать пьесу о бедняках, представителей низших социальных групп, в которой бы было задействовано не менее двух десятков актеров. В результате Горький блестяще справился с поставленной задачей.
Уже после первой постановки пьеса «На дне» вызвала весьма неоднозначную реакцию у зрителей. Кому-то она сразу пришлась по душе, а кто-то люто критиковал противоречивое произведение, которому пришлось пережить на своем веку и цензуру, и запреты. Однако пьеса до сих пор регулярно ставится в современных театрах, и каждый человек воспринимает по-своему эту непростую историю.
Смысл названия
Название пьесы указывает на то, что главными действующими лицами в ней являются представители социального дна – опустившиеся люди, не имеющие никакой надежды и возможностей влиться в полноценное общество. Они находятся в тяжелом положении, их жизнь тускла и беспросветна. По ходу пьесы становится понятно, что в понятие «дна» автор заложил не только падение в социальном плане, но и полную потерю нравственности главных героев. Образ жизни, окружение, отложили тяжелую печать на их моральные качества.
Жанр, направление, композиция
Жанр произведения – социально-философская драма. Это объясняется тем, что в пьесе автор раскрывает темы и проблемы устройства социума, размышляет над его недостатками, ищет пути решения проблемы.
Направление – критический реализм, хотя некоторые исследователи творчества Максима Горького настаивают на том, что это соцреализм, поскольку писатель намеренно продемонстрировал острое противостояние двух параллельных миров – богатых и бедных, сделав акцент на социальном неравенстве. Вследствие этого пьеса имеет явно идеологический подтекст, поскольку в начале ХХ столетия противостояние между простым народом и знатью в России стало накаляться.
Композиция – линейная, так как все события развиваются в хронологическом порядке, они последовательны, с единой нитью повествования.
Суть произведения
Смысл произведения заключается в том, чтобы без прикрас показать жизнь людей, опустившихся на самое дно. Персонажи пьесы – это люди, жестоко униженные судьбой, полностью разорвавшие связь с обществом, которое отвергло их самым бессердечным образом. Однако в них еще тлеет слабая искра веры в жизнь, в будущее. По воле судьбы оказавшиеся в одной ночлежке, они спорят о справедливости, любви, правде, однако их мысли и переживания остаются лишь пустым звуком для холодного внешнего мира.
Суть пьесы – демонстрация философских взглядов и жизненных ценностей отверженных людей, обреченных влачить жалкое существование без надежды на лучшую жизнь.
Главные герои и их характеристики
Главные герои отличаются характерами и своими личными драмами, однако всех их объединяет одно – беспросветная нищета, которая, словно ржавчина металл, разъедает их души, поглощая их моральные принципы, нравственные качества, веру в себя и надежду на лучшее будущее. Жизнь героев беспросветна, и они просто доживают свой век в компании таких же отверженных, как и они сами.
- Клещ – слесарь примерно сорока лет. Главной характеристикой персонажа являются его отношения с женой Анной, умирающей от чахотки. Несмотря на болезнь супруги, Клещ совершенно не заботится о ее самочувствии, и даже регулярно избивает ее. Это свидетельствует о его душевной черствости и жестокости. Героя выбивает из равновесия даже не смерть жены, а необходимость продать инструменты, чтобы похоронить ее. У него нет совершенно никаких шансов выбраться из топкого болота, в котором он оказался.
- Бубнов – мужчина средних лет, в прошлом владелец прибыльной меховой мастерской. После развода потерял все свое имущество, поскольку документы были оформлены на супругу. Оказавшись без средств к существованию, вынужден жить в ночлежке и шить на заказ шапки.
- Сатин – сорокалетний мужчина, алкоголик, карточный игрок. Зарабатывает на жизнь тем, что ловко жульничает во время игры. Отсидел пять лет тюрьме за непреднамеренное убийство. Он защищал честь сестры, но случайно убил обидчика. Его единственным утешением являются воспоминания о том, как много книг он прочел в прошлом. Будучи образованным и неглупым человеком, он не хочет жить честной жизнью, поскольку не признает честные способы заработка.
- Лука – пожилой странник, случайный обитатель ночлежки. Интеллигентный, добрый, удивительно милосердный человек, который взял на себя миссию по утешению отверженных. Он каждому пытается помочь дельным советом, однако тем самым еще больше разжигает споры среди отщепенцев. Из рассказов Луки можно предположить, что он отбывал длительный тюремный срок, но затем совершил побег.
- Пепел (Василий) – молодой парень, вор, за плечами которого несколько тюремных сроков. Несмотря на нечестный образ жизни, имеет собственные моральные принципы. Мечтает выбраться из злополучной ночлежки, чтобы начать новую жизнь. Имеет непростые отношения с замужней Василисой, а затем и с Натальей. В итоге заканчивает плохо.
- Настя – молодая девушка, которая зарабатывает на жизнь своим телом. Отчаянно нуждается во внимании, и постоянно требует его, жалуясь на собственную жизнь. Находится в любовной связи с Бароном, давая ему деньги на алкоголь и молча снося его грубость и хамство.
- Барон – барон молодой привлекательный мужчина, спившийся из-за жизненных проблем. Не устает напоминать жителям ночлежки о своем высоком дворянском происхождении, благодаря которому он в свое время получил отличную должность чиновника. Однако его тяга к легким деньгам поставила крест на удачной карьере. Оказавшись в тюрьме по обвинению в растрате казенных средств, герой тут же лишился всего, чем обладал. К Насте, с которой находится в любовной связи, не испытывает никаких светлых чувств. Девушка нужна ему только для того, чтобы решать его бытовые проблема и регулярно давать деньги на выпивку.
- Анна – жена Клеща, тридцатилетняя женщина, страдающая чахоткой. Она тяжело больна уже в самом начале пьесы, и досаждает всем обитателям ночлежки своими стонами и хрипами. До самой последней минуты надеется, что Клещ опомнится, и будет с ней нежен и ласков. В итоге умирает в темном углу, так и не дождавшись проявления любви от мужа.
- Актер – мужчина лет сорока, страдающий алкоголизмом. Как и все герои, утешает себя воспоминаниями о былой жизни. Это справедливый и добрый человек, в котором еще остались хорошие качества. Однако Актер чрезмерно жалеет себя, и, как следствие, много пьет. Он пытается справиться со своей слабостью, и решает лечь в лечебницу для алкоголиков. Актер даже начинает копить деньги на лечение, но в итоге отчаяние берет над ним верх, и он кончает жизнь самоубийством.
- Костылев – владелец ночлежки, мужчина 54-ех лет, супруг Василисы. Самоутверждается за счет отверженных обитателей, в которых видит лишь способ своего заработка. Однако при этом лицемерен, пытается скрыться за маской доброты и благодушия. Уверен, что постояльцы должны быть безмерно благодарны ему за предоставленную крышу над головой. Подозревает Василису в интрижке с Пеплом, постоянно за ней следит. На деле же относится к жене и ее сестре Наташе не лучше, чем к обитателям ночлежки. Втайне ото всех скупает краденые вещи, которые продает ему Пепел. Погибает в драке от руки молодого вора.
- Василиса Карповна – молодая женщина, супруга Костылева. Злобная, завистливая, жадная женщина, которая во всем видит выгоду. Люто ненавидит старого мужа, и подбивает своего любовника Пепла убить его, обещая, что скроет его от тюрьмы. К младшей сестре Наташе испытывает лишь зависть и раздражение, отчего девушке постоянно достается.
- Наташа – младшая сестра Василисы, которая безропотно сносит все ее издевательства. Самый чистый и светлый персонаж пьесы. Старается помочь жителям ночлежки, которых искренне жалеет. Получает предложение от Пепла бежать, чтобы начать новую жизнь, но боится сделать решительный шаг. После смерти Костылева пропадает без вести.
- Квашня – сорокалетняя торговка пельменями, за плечами которой был неудачный брак. Муж-тиран люто бил ее в течение восьми лет, пока не скончался. По этой причине даже не задумывается больше о браке, но в итоге выходит замуж за полицейского Медведева, которого уже сама бьет из-за сильного пристрастия к алкоголю. Квашня – добрая, хозяйственная женщина, которая оказывает помощь жителям ночлежки.
- Медведев – мужчина пятидесяти лет, полицейский, родной дядя Василисы и Наташи. Зная о том, что Наташа терпит страшные унижения и побои от сестры, никогда не встает на ее защиту. Прекрасно уведомлен обо всех противозаконных махинациях Пепла и Костылева, но также предпочитает не вмешиваться. Испытывает нежные чувства к Квашне, и просит ее выйти за него замуж. В итоге он уговаривает женщину связать себя узами брака, но сам начинает пить, за что Квашня его немилосердно бьет.
- Алешка – пьющий молодой сапожник, глубоко разочарованный в жизни. Борется с тоской при помощи гармошки. Во время алкогольного опьянения становится буйным, из-за чего часто попадает в полицейский участок.
- Татарин – честный мужчин, ключник, который свято чтит букву закона. Не прочь сыграть в карты с Бароном и Сатиным, при этом всегда возмущаясь их жульничеством. В конце пьесы становится жертвой Кривого Зоба, который ломает ему руку.
- Кривой Зоб – темная личность, ключник, но, в отличие от Татарина, не такой честный и правильный. Также любит карточные игры, в которых находит утешение. Спокойно относится к жульничеству Барона и Сатина, и даже оправдывает шулеров.
Темы
Сюжет пьесы «На дне» только на первый взгляд может показаться простым и ясным. На деле произведение включает в себя множество острых тем, которые дают пищу для размышлений, заставляют переосмыслить жизненные ценности.
- Тема надежды является центральной в произведении. Она чувствуется в каждом диалоге, но ни один из героев не смеет открыто выражать ее. Они понимают, что очутились на дне по своей вине, и выбраться з этой западни практически невозможно. Однако в каждом персонаже все же теплится слабый огонек надежды на то, что жизнь изменится в лучшую сторону.
- Тема судьбы – одна из немаловажных тем в произведении, определяющая роль злого провидения в судьбах героев. Она является той неумолимой силой, которую невозможно ни изменить, ни направить в иное русло. Именно так считают обитатели ночлежки, которые даже не пытаются изменить свою судьбу. На самом деле у них нет ни сил, ни большого желания сделать это. Они смирились со своей горькой участью, и даже не пробуют сделать шаг навстречу светлому будущему. Возможно, таким образом автор хотел показать, что герои сами заслужили свою судьбу, ведь ни один из них не ничего не предпринимал, чтобы жить лучше.
- Тема смысла жизни красной нитью проходит через все произведение. Герои, оказавшиеся на самом дне, уже не видят никакого смысла в своем жалком существовании. Они оказались в топком смердящем болоте, которое все больше засасывало их, не давая никакой надежды на то, что что-то может измениться к лучшему. Герои пьесы утратили интерес к жизни, которая превратилась для них в вереницу серых унылых будней. Лишь алкоголь способен на некоторое время осветить ее яркими красками. Именно по этой причине большинство героев находят в нем утешение, и становятся алкоголиками.
- Тема правды и лжи является одним из важных философских вопросов, которые так любил ставить в своих произведениях Максим Горький. В уста героев он вкладывает собственные размышления по этому поводу. Он полагает, что только в истине кроется ключ к спасению Богом забытых отщепенцев. Однако вместе с тем предлагает не замечать правду, пусть и горькую, смотреть на мир сквозь призму собственных иллюзий. Так, безусловно, проще, однако привычка ко лжи и лицемерию отравляют сознание человека, не дают ему реально оценивать действительность. Так что же выбрать – путь сладкой лжи или горькой правды? Ответ на этот вопрос каждый человек должен сам выбрать для себя.
- Тема любви и искренних чувств позволяет лучше понять характеры героев, их внутреннюю мотивацию. В таком страшном месте, как ночлежка для нищих, любовь вряд ли может надеяться на существование. Здесь царят лишь такие чувства как уныние, равнодушие, злоба, раздражение, чувство острой несправедливости судьбы. Герои оживляются лишь только во время бесконечных перебранок. Утрата интереса к жизни, оскудение лучших человеческих качеств приводит к тому, что жители ночлежки превращаются в животных, ничего не знающих о таких чувствах как любовь, милосердие, дружба.
Проблемы
Нравственные проблемы, затронутые Горьким в произведении, были актуальными в начале ХХ века, и при этом не перестают быть злободневными и сто лет спустя.
- Наиболее острой проблемой в произведении является перманентное состояние конфликта, в котором пребывают обитатели ночлежки. При этом они конфликтуют не только друг с другом, но и с самой жизнью. Между ними царит чувство непонимания и даже вражда, а вечные склоки, споры и перепалки не дают им успокоиться и попытаться прийти к спокойному сосуществованию под одной крышей. Ведь не секрет, что только благодаря взаимным компромиссам можно облегчить совместную жизнь: наладить общий быт, улучшить отношения, сделать жизнь более комфортной и приятной. Героев объединяет общая проблема, но они не способны решить ее совместными усилиями. Напротив – они делают все возможное, чтобы еще больше усугубить ее. Неадекватное восприятие жизни ведет к конфликту, которое неизменно приводит к разрушению как отдельно взятой личности, так и социума в целом. Обиженные на жизнь, герои выбирают путь бездействия, и просто плывут по течению, не делая попыток для создания иного будущего.
- «Истина или сострадание?» — другая, не менее важная проблема, затронутая в пьесе. Автор предлагает читателям выбор – посочувствовать горькой судьбе главных героев или же открыть им глаза на реалии жизни. В пьесе достаточно много персонажей, вызывающих неподдельную жалость. Кто-то страдает от психологического и физического насилия, кто-то умирает в тяжких муках, кто-то оказывается в плену страшных пороков. Казалось бы, жалость – это единственная реакция, которую вызывают эти люди. Но так ли на самом деле? Писатель предлагает каждому ответить на этот непростой вопрос. Отношение же самого Максима Горького выражается в монологе Сатина, в котором он очень четко указывает, на чьей он стороне.
- Одной из важных проблем в произведении является тема гуманизма, вернее, его полного отсутствия. Герои проявляют абсолютное равнодушие по отношению друг к другу. Особенно остро это проявляется в эпизоде с умирающей в муках Анной. Никто не обращает внимания на несчастную женщину, не пытается облегчить ее последние часы жизни. Та же история повторяется и с Наташей, вынужденной терпеть унижения и побои от старшей сестры. Создается впечатление, что люди, оказавшись на дне, настолько духовно зачерствели, что уже не способны проявлять нормальные человеческие чувства – теперь, словно в волчьей стае, каждый за себя! Такую жестокость по отношению к себе и близким можно объяснить скотским образом жизни, которую вынуждены вести герои. Бесконечные пьянки, драки и склоки усиливают разочарование в жизни. Утратив смысл существования, люди морально разлагаются, утрачивают свой человеческий облик.
- Проблема безнравственности является вполне закономерной на фоне образа жизни, который ведут главные герои пьесы. Мошеннические картежные игры, продажа собственного тела, воровство, алкоголизм – все это является следствием нищеты и безысходности. Такое поведение является абсолютно типичным для всех тех, кто оказался на дне социума.
Смысл пьесы
Своим произведением Максим Горький хотел донести до читателей простую мысль – все люди, независимо от толщины кошелька и социального статуса, одинаковы и имеют равные права на жизнь и счастье. Отличие может заключаться лишь в характере и воспитании, благодаря которым проявляются особенности личности каждого из нас. В любой момент жизнь может обернуться так, что тот, кто еще вчера чувствовал себя любимчиком Фортуны, может оказаться на самом дне. И вот здесь кроется главное коварство – потеряв все ценности, утратив смысл жизни, человек перестает держать себя в рамках, в нем просыпаются самые отвратительные черты и качества.
Главная мысль пьесы заключается в том, что жизнь – это страшная мясорубка, безжалостно перемалывающая людские судьбы. Она способна сломать даже самого сильного духом, сделав из него жалкое ничтожество, ожесточенное на весь мир и равнодушное к чужой боли. Виновным же в таком падении будет не только сам человек, но и все общество, которое вместо того, чтобы протянуть руку помощи, подло сделает подножку. Но не стоит жалеть тех, кто оказался на дне. В подавляющем большинстве случаев они сами виноваты в том, что оказались в таком положении. Их лень, равнодушие и порочность являются тем замкнутым кругом, из которого они попросту не хотят вырваться. Ведь гораздо проще обвинять во всех бедах судьбу, нежели самого себя.
Максим Горький дает очень четкую авторскую позицию. Он уверен, что жалость лишь еще больше развратит бедняка, усугубит его пороки. Ему нужно оказывать реальную помощь, а именно – предлагать работу, чтобы он мог честно трудиться и зарабатывать себе на жизнь. Только так можно выйти на новый уровень, изменить жизнь к лучшему. В этом и заключается философский смысл произведения. В противостоянии истинного и ложного гуманизма победа всегда будет за тем, кто не боится открыто говорить правду, даже в ущерб себе. Независимость дается непростой ценой, а именно – с готовности преодолеть себя, свою лень и страхи.
Вывод
Пьеса «На дне» задумана таким образом, чтобы каждый читатель смог сделать свой собственный вывод. Она не предлагает готовых ответов, но помогает понять истину – чтобы чего-то добиться, нужно неустанно трудиться и, прежде всего, над самим собой. Нужно не поддаваться упадническому настроению, отгонять унылые мысли о том, что что-то может не получиться. Только вера в себя и труд способны сделать жизнь лучше во всех смыслах.
На примере главных героев Максим Горький продемонстрировал, к чему может привести инфантильность и равнодушие. Независимо от пола, внешности и рода занятий, все персонажи оказались на дне жизни только потому, что не сопротивлялись негативным переменам, а безоговорочно принимали свою участь как данность. Проблемы даются человеку для того, чтобы он преодолевал их, и при этом становился более сильным и уверенным в себе. Обитатели ночлежки считают иначе. Они ждут, когда счастье и благополучие свалятся на них, словно манна небесная, а сами же не готовы делать что-то толковое для улучшения качества жизни.
Критика
Пьеса Максима Горького «На дне» стала тем знаковым произведением в творчестве писателя, которая еще больше прибавили ему популярности, закрепив славу борца за социальную справедливость.
Горький прекрасно разбирался в данной теме, поскольку ему самому довелось хлебнуть немало невзгод, преодолеть множество испытаний на своем жизненном пути. Будучи выходцем из простой семьи, сиротой, писатель отлично разбирался в насущных проблемах простонародья.
Произведения Максима Горького всегда производили сильное впечатление на публику, никого не оставляя равнодушным. Он стал популярным писателем еще при жизни: среди прогрессивно мыслящей публики было модным читать его произведения, посещать театральные выступления на основе его творений. Максим Горький работал в непростое время, когда в России зарождался и с каждым годом все более усиливался дух противостояния разных социальных слоев, недовольство действующей властью приобретало поистине огромный масштаб. Монархия уже не удовлетворяла потребности народа, и общество было готово к серьезным переменам. Именно поэтому произведения Горького, в которых он поднимал насущные проблемы, так были популярны в начале ХХ столетия. Одной из таких работ и стала пьеса «На дне», которая очень точно и метко показывала обществу те проблемы, который существовали в социуме и никак не решались. Благодаря писательскому таланту Горького все персонажи пьесы поражают воображение колоритностью образов и вместе с тем пугающей реальностью. Возможно, именно поэтому произведение не перестает быть востребованным и интересным для публики вот уже более ста лет.
- Сочинения
- По литературе
- Горький
- По произведению На дне
Еще в годы существования Российской империи Горький прославился как народный писатель, выразитель чаяний простых людей огромной страны.
Герои его произведений – зачастую обычные персонажи, присущие тем годам. Но в их душе тлеет огонек протеста против существующей действительности и нужно лишь немного духовного «угля», чтобы костер запылал уже в полную силу. Часто в них есть и душевный надлом, полученный в прошлые года, и они всячески пытаются нивелировать его последствия. Перечисленному выше описанию отчасти, хоть и в меньшей степени, подходят герои легендарной пьесы «На дне». На театральных подмостках ее визуализировал сам К. Станиславский на сцене МХТ. Это тоже показатель уровня произведения. Эксклюзивности добавляло и то, что пьеса имела ограниченное распространение из-за остросоциальной тематики.
Название не случайно, ведь все персонажи действительно находятся на дне жизни. Они раздавлены, их социальный статус оставляет желать лучшего. Здесь и бывшие актеры, и воры, и разорившиеся дворяне. Во главе ночлежки стоят такие же «опустившиеся» люди, только с наличием некоторого достатка и постоянной работой.
Удивительно, как нищета и бедность придавливает героев, не оставляя место жалости и состраданию. В одном помещении умирает женщина Анна, но ее мужу и всем остальным плевать, потому что в такой среде смерть – дело обычное. Это скорее освобождение от проблем, чем трагедия.
Общество давно не считает их за людей, но они сохранили остатки гордости. Друг друга герои презирают, считая, что положение каждого из них еще хуже, чем у него самого. Герои перестали бороться за свой статус: психическое ли это отклонение или просто ночлежное общество им ближе – непонятно.
Некую частицу веры в себя им возвращает одинокий странник Лука, всячески поддерживающий местных обитателей словом и делом. Особенно примечателен его постулат о том, что ложь на благое дело не так уж и предосудительна.
В грязи сырой ночлежки персонажи находят время, чтобы пофилосовствовать и подумать о смысле бытия. Это показатель того, что в любых условиях человек задумывается о своем предназначении.
2 вариант
Гениальнейший русский и советский писатель под псевдонимом Максим Горький создал широкое множество прекрасных, поучительных, учащих нравственности произведений. К числу таких горьковских творений можно отнести пьесу «На дне». По школьной программе она изучается учащимися 10 класса. И неспроста, ведь данное произведение можно назвать максимально глубокомысленным, красивым с точки зрения стилистики языка, но, к огромному сожалению, правдивым и печальным, так как в нем описаны реалии жизни.
Главными героями произведения являются люди, оказавшиеся на социальном дне общества. к их числу относятся бомжи, проститутки, бедняки и другие. Они обитают в ночлежке, которую содержит местный относительно состоятельный человек. Но как получилось так, что все персонажи оказались здесь? Каким образом судьба завернула их так? Это грустно и печально. Ответы на эти вопросы Горький дает в своем произведении четкие и ясные.
У каждого свой путь жизненный.
Мне кажется, что Максим Горький хотел донести к читателю мысль, что несколько пороков могут полностью сломать жизнь человека. Сменить ее полюс с положительного на отрицательный. И тотально. К таким человеческим слабостям и недостаткам, а также порокам относятся алкоголизм, чревоугодие, проституция, лень, отсутствие силы воли и мягкотелость.
Печальный пример Клеща. Но если по правде сказать, то он заслужил такое отношение жизни к себе. Он был злым, жадным и потому оказался в ночлежке. Клещ – это такой тип людей, который извечно чем-то недоволен, портит настроение окружающим, думает лишь о себе. Таких людей должно быть поменьше.
К примеру Настя. Она натура тонкая, душевная. Но живет в грязи и разврате. Ее не уважает никто, даже соседи в обиталище. Девушка занимается выдумкой романтических историй о своем молодом человеке, мечтает о любви, но при этом с нее все смеются. Жизнь ее треплет.
Думаю, что одна из основных идей произведения состоит в том, что человек сам летит на дно и сам сможет подняться, если этого захочет. Это и перспектива, и опасность.
Каждый из обитателей ночлежки губил и губит себя самостоятельно. И тут им ничто извне не сможет оказать помощь.
Великий писатель Максим Горький дает иллюстрированное и словесное объяснение таким гнусным поступков. Надо стремиться к саморазвитию и прийти от саморазрушения к нормальной жизни.
Сочинение по пьесе На дне
Максим Горький жил необычной жизнью. Всю свою жизнь он отдал творчеству. Все его произведения пронизаны глубоким смыслом. Самой главной в его жизни стала пьеса «На дне», которую он написал в 1902 году.
Горький писал о своей пьесе: «Это будет страшно». Он проводил свое время в размышлении над названием пьесы, учитывая все тонкости, меняя названия: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно». Само произведение выступает как спор о правде. Абсолютно у всех действующих лиц свое мировоззрение.
Мнение Сатина является важным. Он придерживается правил, что обман является религией рабов, а правда — богом свободных людей. Он утверждал, что человека не нужно жалеть, а нужно почитать. И вообще, по его мнению, каждый должен рассчитывать только на себя.
Лука, еще один герой пьесы, который является полной противоположностью Сатина, уверен, что ложь во благо. Своей ложью он пытается обнадежить человека. Он добр и отзывчив, но его методы всего лишь иллюзия, которую он рисует окружающим.
Нужно понимать, что всё зависит от человека, от того, что он выберет силу или слабость. Ведь постоянная ложь ничему хорошему не приводит. В центре оказались люди, которые находятся в низах общества. Эти люди не могут решать все вопросы самостоятельно.
И что же является самым печальным в произведении? Самым печальным является то, что персонажи недовольны реальностью, которая окружает их. Они не принимают мир, который их окружает, и не принимают, что их жизнь – дно, и хуже уже некуда.
Максим Горький своим произведение пытался донести, что сила в истине, и каждый человек кузнец своего счастья. Не нужно выстраивать перед собой иллюзии, и если человек опустился на дно из-за каких-либо обстоятельств нужно брать себя в руки, а не плыть по течению. Автор в своей пьесе изобразил безвольных, слабых людей, которые не могут противостоять горести, а только пытаются вызвать сострадание. Горький призывал людей задуматься, как не оказаться на «социальном дне», что не стоит спускать все на тормозах, нужно верить в себя и стараться всё изменить. Ведь всё происходящее в произведении, и сейчас может произойти, не нужно опускать руки.
4 вариант
Многие писатели в своих произведениях описывали противоборство реальности и мечты. Максим Горький не стал исключением. В 1902 году прозаик написал одну из самых знаменитых своих пьес «На дне». Произведение не только «разошлось на цитаты», но и было показано на многих мировых театральных площадках.
Действие пьесы разворачивается в ночлежке, которой владеет Михаил Костылев. Постояльцы этого заведения в основном люди без постоянного дохода, пьяницы и воры. Горький показывает читателю «дно» жизни, но многие обитатели этого заведения все еще не потеряли надежду, которая и дает им силы жить дальше. Но писатель дает понять, что во многом реальность преобладает над мечтой.
Максим Горький описывает острые и актуальные социальные проблемы того времени. Одна из героинь произведения мечтает о любви, но реальность для двадцатичетырехлетней Насти – это книга «Роковая любовь» и непристойная работа. Еще один персонаж – Васька Пепел. Молодой человек, в свои 28 лет, уже был заядлым вором и «отсидел» несколько сроков. Но все же герой мечтал о нормальной жизни, постоянной работе и семье с Наташей. Для того чтобы избавиться от воровского прошлого, Ваське надо уехать в Сибирь. Но по воле обстоятельств он вновь попадает в тюрьму за убийство хозяина ночлежки – Михаила Костылева. Жестокая действительность «давит» на Василия, а Наталья не верит в искренность его чувств. С трагизмом реальности сталкивается и Андрей Митрич, по прозвищу Клещ. Всю жизнь он проработал слесарем, но смерть жены усугубляет его положения, и для того чтобы хоть как-то существовать, Клещ продает свои рабочие инструменты и обрекает себя на еще большую нищету. Так Андрей Митрич стал полноправным жителем ночлежки, с таким же социальным статусом, как и все ее обитатели.
Многим персонажам автор намеренно не дает имен. Например, Горький рисует образ бывшего Актера, ни разу не называя его по имени, а из собственных воспоминаний актера читатель узнает, что на афишах его фамилия звучала как Сверчков-Задунайский. Благодаря одному из жителей ночлежки, страннику Луке, у актера появляется мечта – излечиться от пьянства. Но и здесь в жизнь актера «вмешивается» суровая реальность – бесплатных больниц для алкоголиков не существовало.
Максим Горький, на примере персонажей пьесы «На дне», описывает нищую и жестокую реальность, показывает читателю конфликт действительности и мечты. Автор дает понять, что человек может оказаться на «дне» даже из-за собственной слабости, а эта проблема актуальна и сегодня.
Также читают:
Картинка к сочинению По произведению На дне
Популярные сегодня темы
- Главная мысль рассказа Чудесный доктор Куприна
Этот доктор очень добрый. Он сразу решил помочь человеку, который в беду попал. Но он и очень умный – он не помогал бандиту, который бы его обманул. Не обиделся на грубияна… И вообще, он много учился, чтобы стать доктором.
- Сочинение Лонгрен, его судьба и характер (Алые паруса) (6 класс)
Произведение представляет собой романтическую повесть, являющуюся символом первой любви. Основная тема повести заключается в ожидании девушкой своего прекрасного принца.
- Сочинение Мечты Обломова по одноименному роману Гончарова
Как известно, для того чтобы понять человека, нужно понять его мечты. Этот незримый внешним взором идеал, является по сути целью, к которой летит та стрела жизни, пущенная когда-то нашим рождением и стремящаяся не только к своему
- Рецензия на роман Степной волк Гессе
Роман Гессе Германа «Степной волк», был написан в 1927 году и опубликован в этот же год. Для всего литературного общества, появление на свет этого произведения, стало новым уровнем в развитии литературы
- Главные герои сказки Волшебник Изумрудного города
Книга «Волшебник Изумрудного Города» немного похожа на жанр «фэнтези» — по большей части, тем, что там существует определенная группа человепокодобных (и не очень) персонажей, которые борются со злом