Подготовка к сочинению по пьесе гроза 10 класс урок

Тема урока: душевная драма катерины в пьесе а.н.островского гроза. цель урока: проанализировать образ героини; понять, почему она решилась на любовь

Тема урока:                                                  Душевная драма Катерины в пьесе

А.Н.Островского «Гроза».

Цель урока: проанализировать образ героини; понять, почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь.
— выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость.
— выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства».
— учить проводить исследовательскую работу по тексту.
— учить высказывать свое мнение.
Форма урока: диспут.
Методические приемы: беседа с анализом эпизодов, доклады учащихся, использование иллюстраций.
Оборудование: пьеса А.Н.Островского «Гроза», иллюстрации к пьесе, портреты актрис, сыгравших Катерину, тетради для работ по литературе.

Учащиеся должны знать:

— содержание пьесы А.Н.Островского «Гроза»;

— основную мысль пьесы;

— главные образы;

Учащиеся должны уметь:

— правильно отвечать на поставленные вопросы;

— выразительно читать указанные учителем эпизоды и цитаты из текста пьесы;

— обобщать и систематизировать учебный материал;

— выделять главное в тексте.

Ход урока

I. Оргмомент (сообщение темы и цели урока).

II. Подготовка к восприятию.

Среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги раскинулся утопающий в зелени садов город Калинов. А за Волгой виднеются селения, поля и леса. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу», — восхищается Кулигин, глубоко чувствующий поэтическую прелесть родного пейзажа. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и счастливой. Однако богатые купцы создали в нём мир «тупой ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия»).

Красив город Калинов… Но почему в этом городе молодая женщина кончает жизнь самоубийством? Нравы в этом городе какие?

Учащиеся: Жестокие. «Самодуры правят бал» в городе Калинове.

Учитель: Познакомившись ближе с главными людьми Калинова, ясно понимаешь, что никакие красоты природы не способны  смягчить той тирании и жестокости, которые позволяют себе купец-самодур Дикой и помешанная на «Домосторое» Кабаниха. И вот в этом «тёмном царстве» вынуждена жить Катерина.

Задача урока – выяснить, почему именно Катерина оказалась способна противостоять «тёмному царству»; проследить, как формировался её характер, какие черты являются в нём главными, как постепенно развивался её конфликт с миром Кабанихи; понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.

Представим Катерину.

Учащиеся: Катерина – натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, в котором ей приходится жить, эти качества не только не присущи большинству людей, им просто недоступно их понимание. Не случайно в разговоре с Катериной Варвара сказала: «Ты какая-то мудрёная», т.е. странная, сложная, непонятная.

      Натура мечтательная, впечатлительная, К. в то же время обладает пылкой и страстной душой. «Такая уж я зародилась горячая!

Решительность, сила воли. (см. план)

      «Я ещё лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли вёрст за десять!»

        Катерина – женщина не только со странным, но и с сильным характером. Она способна на полный разрыв с опостылевшей средой и жизнью. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру!…

Условия жизни после замужества.

Учащиеся: Катерину отдали замуж молодой, судьбу её решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в дом Кабановых, готовая любить и почитать свою свекровь, заранее ожидая, что муж её будет над ней властелином, но также опорой и защитой. Однако Тихон не отвечает этой роли. Незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Тихон любит Катерину, но совсем не так, как по нормам патриархальной морали должен любить свою жену настоящий муж. И чувство Катерины к нему совсем не такое, какое она должна питать к нему по её же собственным представлениям.

— Что рассказывает Катерина Варваре о своей жизни до замужества, в родительском доме?

1 учащийся читает наизусть монолог Катерины «Отчего люди не летают?..» о жизни в родительском доме.

2 учащийся читает 2 часть этого монолога о религиозности Катерины.

Учитель: — В разговоре с Варварой какие ещё черты характера Катерины мы видим?

— Контраст между Катериной и семьёй Кабановых. Вывод можно представить в виде таблицы.

— Как мы можем это представить в сочинении? (обращение к тезисно-цитатному плану сочинения).

Учащиеся: Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всём: в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в мотивах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве, совсем не так, как в доме Кабановых, где всё то же самое, только «всё как будто из-под неволи». «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит разрушает мир Катерины.

Даже Бог здесь другой: из доброго и милосердного друга превратился в жестокого старика, который вызывает не любовь, а страх. Вся жизнь построена на «Домострое», основным законом которого является слепое и беспрекословное подчинение Богу, родителям, мужу. Атмосфера накалена до предела, в воздухе уж пахнет грозой. И Катерина это понимает:

        «…Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю… или уж и не знаю… Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от неё не уйду… Перед бедой перед какой-нибудь это!» 

Сердце Катерины жаждет любви, на любое обращённое к ней ласковое слово она готова ответить сильным чувством. И беда пришла. Катерина полюбила. Полюбила первый раз в жизни и всю себя без остатка отдала этому прекрасному чувству.

— Кого полюбила Катерина? (Бориса, племянника Дикого)

— Почему она выбрала именно его?

Учащиеся: Катерина выбрала его, потому что он отличался от её привычного окружения. Сам про себя Борис рассказывал Кулигину, что бабка невзлюбила его отца за то, что «он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой жили в Москве». Мать «трёх дней не могла ужиться с роднёй» мужа. Зато образование Борис получил отличное, но родители его умерли от холеры, «мы с сестрой сиротами и остались». Умерла и бабка, оставив наследство дяде с тем, чтобы выплатил долю племянникам в совершеннолетие, если они с ним будут почтительны. Но не видать Борису денег. Дикой никогда не отдаст того, что однажды попало ему в руки. Напрасно Борис унижается и ждёт благодеяния от дяди, ему ничего не получить.

— А разве Тихон не любит Катерину?

Учащиеся: Тихон любит Катерину, но по-своему, по-человечески. Однако он не способен уберечь Катерину от грозящего ей несчастья. Когда Катерина, просит Тихона взять её в поездку, он считает эту просьбу проявлением глупых женских страхов. Он не может понять какая тяжёлая борьба происходит в душе Катерины. Катерина не признаёт житейских компромиссов, она не может разрешить противоречие, возникающее в её душе между стремлением к воле, против бездушной жизни в Калинове, и присущими ей высокими моральными устоями. В её душе зарождается новое чувство, неясное ей самой: «Что-то происходит необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю» Чувство принимает форму страсти, страсти одухотворённой, связанной в сознании героини с освобождением: «Если я хоть раз с ним увижусь, я убегу из дому и уж не пойду домой ни за что на свете».

Любовь Катерины к Борису, продиктована тем, что Борис отличается от остальных калиновцев. Он – новый человек в городе, ему не привычны нравы Калинова. Борис жалуется Кулигину: «…больно, трудно … без привычки-то! Все на свете как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им». Однако Борис признаёт над собой законы Калинова, подчиняется самодурству Дикого, хотя все окружающие и утверждают, что тот никогда не отдаст Борису бабушкиного наследства.

Чтение наизусть монолога «Сцена с ключом» (действие 2, явление 10).

Учащиеся: Катерина – замужняя женщина, она не имеет права изменять своему мужу, потому что дала клятву верности перед Богом. Но брак был совершенен, и как ни старалась героиня, она не могла полюбить своего законного мужа, который не был способен ни защитить свою жену от нападок свекрови, ни понять её. Катерина жаждала любви, и эти порывы её сердца нашли выход в привязанности к Борису. Он был единственным обитателем города Калинова, который не вырос в нём. Он единственный, кто понимал Катерину, но помочь ей не мог, так как ему не хватало решимости.

Учитель: — Уже в сцене с ключом мы видим сложность внутреннего состояния героини, её мучения, борьба с собой. Свою любовь религиозная Катерина считает грехом. Почему?

Учащиеся: Не людской суд, а угрызения совести для Катерины настоящим возмездием. И первое, что пришло ей на ум, — это кара Божья. Ведь героиня с самого детства верила, что Бог видит всё, что от него не укрыть ни один грех, и на «Страшном суде» ничем нельзя будет оправдаться. Такое положение невыносимо для Катерины: дни и ночи она всё думала, страдала и решила, что ей необходимо покаяться, объявить о своём поступке. И это будет не признанием своей вины, не отказом от права на свободу, а, наоборот, единственной формой защиты внутренней свободы – свободы её совести. Гроза, пророчество сумасшедшей барыни, картина «Страшного суда», которую она видит на стенах галереи, — всё это доводит её до исступления, и в таком состоянии героиня при всех признаётся мужу в своём «грехе». Катерина не раскаивается в том, что она совершила в отсутствие мужа, а только открывается, чтобы признанием искупить свою вину.

Чтение наизусть монолога «Сцена признания в грехе». (действие 4, явление 6).

Учащиеся: Катерина, совершив грех под влиянием сильнейшего чувства, испытывает такие страшные мучения и упрёки совести и ищет облегчения в покаянии пред всем народом. Это подсказано ей самим христианством, но калиновцы шокированы: для них суд людской так же высок (если не выше), как и Божий. Катерина настолько выше этих людей, что не может быть понята ими.

Но до самой смерти, тоже страшно греховной, она верит в истинное гуманное христианство: Она говорит: «Грех. Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…» То же подтверждает и Кулигин: «…а душа теперь не ваша: она теперь перед судиёй, который милосерднее вас!» Для Катерины без веры потерян смысл жизни. Только на чувствах и воображении не может создаться душа человека. А душа-то у Катерины такая чистая, светлая, что наполняет всё её существо свечением, которое замечают все, даже Кудряш; по словам Бориса, «у неё на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится».

Учитель: — Какие душевные муки испытывает Катерина?

Чтение наизусть монолога «Нет, нигде нет!..». (действие 5, явление 2).

Учитель: — Как ведёт себя Борис в сцене прощания? Действие 5, явление 3.

Учащиеся: Мы видим, как слабохарактерный Борис плачет при прощании с любимой, вроде бы он ей сочувствует, жалеет. Однако Борис бежит от своей любви, не думая о том, каково Катерине оставаться в доме Кабановых рядом с нелюби­мым мужем и ненавистной свекровью. Герои понимают, что их встречи были ошибкой, и реплики персонажей говорят читателю об этом. Катерина: «На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да впереди еще сколько!»; Борис: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!»

Однако Катерине намного тяжелее расстаться с Борисом. Не случайно она не отпускает его: «Постой, постой! Дай мне наглядеться на тебя в последний раз». А Борис стремиться поскорее уехать, чтобы больше не видеть Катерину, и считает, что лучшим избавлением от страданий для нее будет смерть. Однако спасти ее, увезти от ненавистной Кабанихи Борис не может. Я думаю, что его чувство к Катерине не было настолько сильным, чтобы ослушаться дяди. И он, так как сам человек слабохарактерный, не верит в то, что любимая женщина способна совершить самоубийство.

Учащиеся: Итак, Катерина остается одна. После этой сцены прощания она решается на самоубийство. Возможно, такой выход из ситуации уже давно был у нее. Не слу­чайно она просит Бориса: «Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропусти, всякому подай, чтоб молились за мою грешную душу». Катерина очень набожна, религиозна. А с точки зрения церкви самоубийство — тяжкий грех, са­моубийцу даже не отпевают. И мы видим, как тяжело ей совершить этот шаг, однако, именно предательство самого близкого человека толкнуло ее на само­убийство. Катерина разочаровалась в своем возлюбленном, поняла, что он чело­век слабый, безвольный. Посмотрите, как Борис ведет себя в сцене прощания: сначала он жалеет Катерину, а в конце уже сам желает ей смерти. Возможно, не такой страшной, но все же смерть Катерины заставит Бориса быстрее ее забыть.

Конечно же, самоубийство можно расценить как поступок слабохарактер­ного человека. Но с другой стороны, жизнь в доме Кабанихи для нее невыно­сима. И в этом поступке — сила ее характера. Если Борис бежит от своей любви, бросает Катерину, то, как же ей поступить, как жить дальше? И поэтому она решается на самоубийство, так как не может и разлюбить Бориса, и простить ему предательство. Не случайно ее последние слова обращены именно к нему: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Учитель: Любовь её – «всепрощающая», она прощает Борису то, чего она не простила Тихону, — трусость. Ослеплённая, она не смогла почувствовать малодушия Бориса; любовь её самоотверженна: не о своей гибели думает – о его, не о своём бесчестии – о его «вечном покоре». Не молится она перед гибелью потому, что силы и думы отданы любимому человеку, о другом не может думать.

Борис уезжает…Катерина обречена. Лгать она не может, правды же ей не простят. Но смерть Катерины – это ещё не кульминация. Идейная кульминация пьесы – это её конец. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело её здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судьёй, который милосерднее вас! – это взорвался негодованием непротивленец Кулигин. И Тихон, безответный Тихон вторит ему: «Маменька, это вы её погубили! Вы! Вы».Видимо, совсем плохи дела старого порядка, коль забытые, самые безответные поднялись против него. Это дело рук нового поколения. Это дует ветер перемен. Это – «луч света в тёмном царстве!»

Подведём итоги урока: проблемный вопрос:

— Что заставило молодую ещё женщину покончить жизнь самоубийством?

Учащиеся: Тоска и однообразие семейной жизни, постоянные придирки свекрови, унижения, желание «воли» и свободы своих чувств и мыслей — вот все то, что толк­нуло ее на «запретное» чувство к чужому мужчине. Любовь к Борису возникла «на безлюдье»: он кажется таким вежливым, чутким, понимающим. И показательна борьба, происходящая в душе героини (в сцене с ключом), — от сопротивления греху к тому, что она его внутренне оправдывает и мечтает о счастье. Самое страшное для Катерины — суд собственной совести, ведь она глубоко религиозна, и сознание греха отравляет счастье ее запретной любви. Поэтому так боится Катерина грозы: ей страш­но предстать перед судом Бога со всеми своими грешными мыслями, не покаявшись на исповеди. Муки совести в сочетании с неумением лгать, эмоциональность, восп­риимчивость ко всем внешним проявлениям осуждения того, что творится в ее ду­ше, — все это приводит женщину к публичному покаянию в ста­рой часовне. После такого позора ее жизнь в семье Кабановых становится еще тяже­лее: Марфа Игнатьевна тиранит ее с большим усердием, получив подтверждение своим взглядам: «Вот, сынок, куда воля-то ведет!» При прощании с Борисом Кате­рина убеждается в том, что он ей ни в чем не помощник: он не возьмет ее с собой, не защитит — он слишком слаб.

Учитель: Добролюбов расценивает дальнейшую душевную борь­бу Катерины и ее отчаянное решение о самоубийстве как протест против самодурных начал, убивающих живую душу. «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, — протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу». Конец драмы кажется Добролюбову «отрадным» именно в силу того, что появилась героиня, способная на протест, на «восстание против угнетения и произвола старших». «Грустным» и «горьким» показывает критик такое освобождение, но оно лучшее, что находит героиня в такой жизни,«где живые завидуют умершим».

Добролюбов писал: «Что ей смерть? Все равно она не считает жизнью то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых».

«Однако очевидна нравственная победа Катерины над «темным царством», жителями города Калинова. Мир Кабанихи и Дикого – косный мир, мир ста­рых порядков, она сильна силой поддерживающей ее «молчаливого большин­ства», привыкшего к «жизни отцов».

Власть хозяев «темного царства» только кажется непоколебимой. Сила, ко­торая в скором времени приведет к его распаду, гибели, уже появляется. Этого то большего всего и боится Кабаниха, об этом рассуждает Феклуша. («Послед­ние времена, матушка Марфа Игнатьевн, последние, по всем приметам по­следние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто со­дом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная!»). Гибель Катерины, ее про­тест — это «гроза», которая переменит жизнь.

III. Домашнее задание: написать сочинение на заданную тему.

IV. Оценки.

Урок № 23. Р.Р. Подготовка к написанию классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза».

Тип урока: комбинированный урок

Педагогические задачи: на основе знаний, полученных в ходе изучения драмы, выработать своё личное отношение к нравственно-этическим проблемам, поставленным в ней, и воплотить свои мысли в сочинении на заданную тему, уметь систематизировать изученный материал по «Грозе», уметь писать сочинение на литературную тему, развивать устную и письменную речь учащихся через подготовку рабочих материалов к сочинению, составление сложного плана, развивать умение выделять главное в изучаемом материале, содействовать формированию нравственных понятий в сознании учеников (милосердие, ответственность, достоинство) и личностно значимой системы ценностных ориентиров.

Планируемые результаты

Предметные: понимание связи литературного произведения
с эпохой написания; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие
литературного произведения

Метапредметные:

Регулятивные УДД: учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему творческой работы с помощью учителя; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Познавательные УДД: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников; учатся составлять сложный план текста; передавать содержание
в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.

Коммуникативные УДД: учатся подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого (в том числе автора), самостоятельно используя приёмы изучающего чтения на различных текстах, а также приёмы слушания; учатся искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений

Личностные: оценивают ситуацию
на уроке с точки зрения общечеловеческих и российских ценностей, красоты природы и творчества; испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей
и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: Образовательные ресурсы: Литература. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч / С.А. Зинин и др. – М. : Просвещение, 2019*; презентация

Интернет-ресурсы: : https://youtu.be/Yi0ILT5icgYhttp://www.belgtis.ru/images/obuch/pm/LiteraturaklasschastSaharovVIZininSA.pdf

1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/

2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416

Этапы урока

Содержание учебного материала.

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный этап

Психологический настрой обучающихся на урок. —

Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

регулятивные: саморегуляция.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся

На фоне мелодии Л.Бетховена из «Лунной сонаты»  

Пусть непорочны домашние стены,

Пусть дорога уводит во тьму, —

Нет на свете печальней измены,

Чем измена себе самому. Н.Заболоцкий

Именно с этих строк Николая Заболоцкого хочется мне сегодня начать наш урок. Урок по драме А.Н.Островского «Гроза». Нам предстоит ответить на вопрос: «Самоубийство Катерины – сила или слабость?»

Вспомним сюжет драмы…(буктрейлер)

Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.

коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;

регулятивные: целеполагание;

познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.

3. Актуализация знаний.

— Назовите героев пьесы и дайте характеристику персонажам.

Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами.

личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;

познавательные: умение работать с разными источниками информации;

регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами.

4.Первичное усвоение новых знаний.

Во время разговора о Катерине:

Работа с текстом.

Составление словесной схемы по образу Катерины :

Катерина: ценностные нравственные координаты.

Есть ли выход у Катерины?

Групповая работа над заданием

познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.

5. Первичная проверка понимания

Письменный ответ на вопрос.

Письменная работа

поиск и выделение необходимой информации; умение делать выводы;

овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи;

коммуникативные:

умения слушать и понимать, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме;

личностные: умение выражать своё отношение к событиям;

6. Первичное закрепление

Оставление плана сочинения ( проект)

Обсуждение, анализ и сравнение

познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные:

умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей;

личностные: формирование навыков систематизации знаний.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подготовка к сочинению

Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы

коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.

8. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Побуждение к высказыванию собственного мнения.

Обучающиеся осуществляют рефлексию. Приём незаконченного предложения:

Сегодня я узнал …

Мне было трудно …

Теперь я могу …

Я научился…

регулятивные: формирование навыков рефлексии.

коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

познавательные: сравнение, оценивание.

Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие — Егорова Н. В. 2016

Цель: обсудить темы для написания сочинения и помочь в выборе и составлении плана.

Методические приемы: составление плана, обсуждение, комментарии учителя.

Ход урока

I. Выбор темы сочинения

Примерные темы:

1. Смысл заглавия пьесы «Гроза».

2. Был ли иной путь у Катерины?

3. Быт и нравы героев пьесы «Гроза».

4. Город Калинов и его обитатели.

5. Образ Кулигина. Его значение в пьесе.

6. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза».

    7. «Чародей языка» (мастерство Островского в языковой характеристике героев драмы «Гроза»).

8. Тихон и Борис (сравнительная характеристика).

II. Обсуждение темы «Был ли иной путь у Катерины?»

    Работа с опорной схемой по теме «Почему погибла Катерина?»

Опорные положения (схема-тезисы) темы «Почему погибла Катерина?»

Подготовка к сочинению по пьесе гроза 10 класс урок

    Трагический финал драмы — это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного человека, его победы над «темным царством»

III. Обсуждение темы «Образ Кулигина»

Типичная ошибка учащихся — подмена понятия «образ» индивидуальной характеристикой. Характеристика героя — это составная часть понятия «образ». По способу изложения мыслей характеристика представляет собой не рассуждение-доказательство или опровержение, а описание с элементами рассуждения.

Проведем анализ темы «Образ Кулигина»:

    Д. I, явл. 1.

    - Какое впечатление оставляет Кулигин при первом знакомстве? Д. I, явл. 3 («Жестокие нравы…»).

    - Как относится Кулигин к представителям «темного царства», к нравам, которые царят в городе Калинове?

    - Понимает ли Кулигин несправедливость общества, в котором все решает власть силы и денег?

    - Что он говорит о людях, которые имеют деньги? Как это его характеризует?

    Д. III, явл. 3.

    - О чем свидетельствует цитата из оды Ломоносова «Вечернее размышление»?

    - Кого имеет в виду Кулигин в монологе «Вот какой, сударь, у нас городишко!»?

    Д. IV, явл. 2.

    - Для чего Кулигин просит деньги у Дикого? Как это его характеризует?

    - За что он собирается получить миллион и куда хочет его израсходовать? Как это его характеризует?

    - Получит ли он когда-нибудь этот миллион, почему?

    Д. IV, явл. 4.

    - Как характеризует Кулигина его обращение к толпе во время грозы?

    Д. V, явл. 1, 7.

    - Какой вывод о душевных свойствах Кулигина мы можем сделать, исходя из его поведения в последних действиях?

    Вопросы для обобщения.

    - Как Кулигин относится к «темному царству»?

— Думает ли он о социальном переустройстве общества, об улучшении жизни простого народа?

    - Какой путь переустройства он предлагает?

    - Типичен ли образ Кулигина?

    - Каково отношение автора к Кулигину?

Задание. Самостоятельно составить план к сочинению-рассуждению на тему «Образ Кулигина».

IV. Письменные задания

    - Д. I. Какую роль для понимания идейного содержания пьесы играют картины русской природы, изображенные в «Грозе»? Кто любуется природой? Случайно ли это?

    - Д. I, явл. 3. Почему Борис чувствует себя в Калинове «белой вороной»? Докажите.

    - Д. I, явл. 1, 3. Кто прав в споре Кудряша с Кулигиным о методах борьбы с самодурами? Докажите свою точку зрения.

    - В чем проявляется самодурство Дикого?

    - Что дает нам основание сказать о Диком словами русской пословицы: «Молодец против овец, против молодца — сам овца»?

    - Какое впечатление о жизни в Калинове сложилось у вас после чтения первых сцен пьесы? В чем причина такой жизни?

    - Перечитать Д. I, явл. 5, 6. Сделайте вывод по семье Кабановых. Каковы нравы этой семьи?

    - Д. II. Катерина — по-гречески «всегда чистая». Почему Островский дал это имя своей героине?

    - Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, стремлении к свободе, твердости характера, прямоте в отношении к людям?

— Почему Катерина «завяла», попав в дом Кабановых?

— Почему Катерина считает любовь к Борису «преступной»?

— Права ли Варвара, утверждая, что Тихона «любить не за что»?

— Почему Варвара не может понять страданий Катерины?

— Почему Катерина названа «лучом света в темном царстве»?

    - Почему Катерина заволновалась, когда ей Варвара дала ключ от калитки в саду, где ее ждет Борис? Почему этот ключ как бы жжет ей руку? Почему она его не выбросила?

    - При последней встрече с Борисом Катерина произносит три фразы: «Ну, прости меня!», «Возьми меня с собой отсюда!», «Поезжай с богом!». Почему все — с восклицательным знаком. Как вы их поняли? Что имела в виду Катерина?

    - Как монологи Катерины позволяют раскрыть характер героини?

    - Как раскрываются в сценах свидания Катерины и Бориса характеры героев?

Домашнее задание

Сочинение по пьесе «Гроза» на выбранную тему.

cover

Сборник содержит сочинения по русской литературе XIX века на темы, связанные с творчеством А.Н. Островского, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина. И.А. Гончарова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Пособие предназначено родителям, чьи дети испытывают трудности в написании сочинений, а также учащимся 10-х классов, занимающихся по любому из действующих учебников по литературе.

Оглавление

А. Н. Островский

1. «Темное царство» и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

«Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени.

«Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно.

«Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому, что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли изменяться… — обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире… Принятые ими понятия и образ жизни — наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы…находят неловким и даже дерзким настойчиво доискиваться разумных оснований… Сведения, сообщаемые Феклушами, таковы, что не способны внушить большого желания променять свою жизнь на иную… Темная масса, ужасная в своей наивности и искренности».

Страшна и тяжела для каждого попытка идти наперекор требованиям и убеждениям этой темной массы. Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни. В своем непререкаемом, безответственном темном владычестве, давая полную свободу прихотям, ни во что не ставя всякие законы и логику, «самодуры» жизни начинают ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему. Они ожесточенно ищут своего врага, готовы напуститься на самого невинного, на какого-нибудь кулигина: но нет ни врага, ни виновного, которого могли бы уничтожить: закон времени, закон природы и истории берет свое, и тяжело дышат старые кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут… Они не хотят уступать, хлопочут только о том, как бы на их век стало…

Кабанова очень серьезно огорчается будущностью старых порядков, с которыми она век изжила, говоря о крахе устоявшегося мира: «И хуже этого, милая, будет», и в ответ на слова странницы: «Нам бы только не дожить до этого». Кабаниха веско бросает: «Может, и доживем». Она только тем и утешается, что еще как-нибудь с ее помощью простоят старые порядки до ее смерти.

Кабановы и дикие хлопочут теперь о том, чтобы только продолжить прежнее. Они знают, что их своевольство еще будет иметь довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними; вот почему они так упорны.

Образ Катерины — важнейшее открытие Островского — открытие рожденного патриархальным миром сильного народного характера с просыпающимся чувством личности. Отношения Катерины и Кабанихи в пьесе не бытовая вражда свекрови и невестки, их судьбы выразили столкновение двух исторических эпох, что и определяет трагедийный характер конфликта. В душе вполне «калиновской» по воспитанию и нравственным представлениям женщины рождается новое отношение к миру, чувство, еще не ясное самой героине: «Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Точно я снова жить начинаю, или уж и не знаю». Проснувшуюся любовь Катерина воспринимает как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе не допускает компромисса. Уже осознав свою любовь а Борису, она изо всех сил противится ей, но не находит опоры в этой борьбе: «точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». Не только внешние формы домашнего обихода, но даже и молитва делается ей недоступна, так как она почувствовала над собой власть грешной страсти. Она чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле, неразделимо слившимся в ее сознании с любовью: «Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

Сознание греха не оставляет ее в момент упоения счастьем и с огромной силой овладевает ею, когда счастье кончилось. Катерина кается всенародно без надежды на прощение, и именно полное отсутствие надежды толкает ее на самоубийство, грех еще более тяжкий: «Все равно уж душу свою погубила». Полная невозможность примирить свою любовь с требованиями совести и физическое отвращение к домашней тюрьме, к неволе убивают Катерину.

Катерина жертва не кого-либо персонально из ее окружающих, а хода жизни. Мир патриархальных отношений умирает, и душа этого мира уходит из жизни в муках и страданиях, задавленная формой житейских связей, и сама себе выносит нравственный приговор, потому что в ней-то и живет патриархальный идеал.

2. Трагедия Катерины (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

Катерина — главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения — конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд.

Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о чем не тужила, точно птичка на воле, что хочу, бывало, то и делаю». Но это была «воля», совершенно не вступавшая в противоречия с вековым укладом замкнутой жизни, весь круг которой ограничен домашней работой. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Это рассказ о мире, в котором человеку не приходит в голову противопоставить себя общему, поскольку он еще не отделяет себя от этой общности. Именно поэтому здесь нет насилия и принуждения. Идиллическая гармония патриархальной семейной жизни для Катерины — безусловный нравственный идеал. Но она живет в эпоху, когда самый дух этой морали исчез и окостеневшая форма держится на насилии и принуждении. Чуткая Катерина улавливает это в своей семейной жизни в доме Кабановых. Выслушав рассказ о жизни невестки до замужества, Варвара (сестра Тихона) удивленно восклицает: «Да ведь у нас то же самое». «Да здесь все как будто из-под неволи», — роняет Катерина, и в этом для нее главная драма.

Катерину отдали замуж молодой, судьбу ее решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в семью Кабановых, готовая любить и почитать свекровь («Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…» — говорит она Кабанихе), заранее ожидая, что муж будет над ней господином, но и ее опорой, и защитой. Но Тихон не годится на роль главы патриархальной семьи, и Катерина говорит о своей к нему любви: «Мне жалко его очень!» И в борьбе с незаконной любовью к Борису Катерине, несмотря на ее попытки, не удается опереться на Тихона.

Жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного мира она попала в мир, полный обмана, жестокости. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной.

Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви. Религиозные настроения Катерины усиливаются по мере нарастания ее душевной грозы. Но именно несоответствие между ее греховным внутренним состоянием и тем, чего требуют религиозные заповеди, и не дает ей молиться, как прежде: слишком далека Катерина от ханжеского разрыва между внешним исполнением обрядов и житейской практикой. Она чувствует страх перед собой, перед стремлением к воле. Катерина не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание.

Обстановка, в которой живет Катерина, требует, чтобы она лгала и обманывала. Но Катерина не такова. К Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится, что он не похож на остальных, окружающих ее, к нему влечет ее потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, оскорбленное чувство жены, смертельная тоска ее однообразной жизни. Надо было таиться, хитрить; она этого не хотела, да и не умела; надо было воротиться к своей тоскливой жизни, и это ей казалось горше прежнего. Грех лежит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяние. Она признается во всем мужу и Кабанихе.

Что ей остается? Остается ей покориться, отречься от самостоятельной жизни и сделаться беспрекословной угодницей свекрови, кроткою рабою своего мужа. Но не таков характер Катерины — она уже не возвратится к прежней жизни: если ей нельзя наслаждаться своим чувством, своей волей, то она ничего не хочет в жизни, она и жизни не хочет. Она решилась умереть, но ее страшит мысль, что это грех. Ни на кого она не жалуется, никого не винит, просто она не может жить больше. В последний момент особенно живо мелькают в ее воображении все домашние ужасы. Нет, она не будет более жертвою бездушной свекрови и не будет томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей мужем. Смерть — ее освобождение.

3. «Трагедия совести» (по пьесе А. Н. Островского «Гроза»)

В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», — говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах.

Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в семью купчихи Кабановой — Кабанихи, нрав которой соответствует ее фамилии. Кабаниха пытается сохранить устои своей семьи, «домашних своих заела совсем». Орудие ее власти — страх, который делает членов ее семьи безвольными и бездушными. Постоянными подозрениями, незаслуженными упреками она обижает Катерину. Кабаниха твердо уверена в том, что только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.

Трагизм положения Катерины в том, что она не находит поддержки и защиты против Кабанихи у своего мужа. Ее безвольный муж сам является жертвой «темного царства»: он безропотно переносит все издевательства матери, не смея протестовать. Поэтому душе Катерины тесно, тяжело, «все как будто из-под неволи».

В атмосфере «жестоких нравов», лжи, притворства, страдая от одиночества, Катерина полюбила Бориса, племянника Дикого, тоже человека безвольного, не способного на решительные действия. Хотя он и стоит выше окружающих его «благодетелей», но у него не хватает смелости и характера вырваться из-под их власти. Он единственный, кто понимает Катерину, но помочь ей не в силах; он даже советует ей покориться судьбе. Любовь к Борису вызывает в ней эмоциональный подъем, страстное желание стать птицей и полететь, раскинув крылья. Познав высшее счастье через земную любовь, Катерина ощутила себя грешницей. Это сознание греховности, внутреннего суда — суда совести — будет преследовать ее до последних дней.

Чувство любви для Катерины — это огромный несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для замужней женщины есть нарушение нравственного долга. Она понимает, что катастрофа неизбежна. Катерина предчувствует беду: «Я умру скоро… Что-то со мной недоброе делается!» Она всей душой хочет быть чистой и безупречной; ее нравственная требовательность к себе безгранична и бескомпромиссна. А жить в семье мужа, не умея притворяться, невозможно. Именно гроза и страх кары господней, да еще чувство вины перед мужем побудили ее публично признаться в своем грехе. Катерина боится грозы не потому, «что убьет, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами». И в своем покаянии она отдает себя перед всем миром на суд людской. Высокое покаяние, говорящее о величии правдивой и совестливой души, требует великодушного прощения, которого она не получает. «Жить на свете да мучиться» она не могла. Идти некуда. От себя не уйдешь. Образ Катерины зовет к свободе, духовному раскрепощению. «Она рвется к новой жизни, хотя бы ей пришлось умереть в этом порыве». Ее порыв, гибель не зря: ведь ушла Варвара из дома, взбунтовался Тихон, рушится мир Кабанихи (после утраты авторитета ей остается только уйти в монастырь).

«Гроза» — не «трагедия любви», а скорее «трагедия совести». Самоубийство Катерины — акт отчаяния, когда смерть воспринимается как избавление от мук земных, которые кажутся ей страшнее ада.

4. «Маленький человек» в мире Островского (по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница»)

Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, — Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой другим чувствам. Лариса для него — это не просто любимая девушка, она еще и «приз», дающий возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником.

Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями с Паратовым. Ему все время дают понять, что его избрали просто из-за неудачных обстоятельств, в другом случае его не пустили бы в дом Огудаловых. Даже будучи почти официальным женихом, Карандышев воспринимается Огудаловыми как «запасной вариант» на тот случай, если не подвернется богатый и красивый, «идеал мужчины», и это его унижает, лишает чувства победы.

Карандышев отвергает тот путь к подлинному обладанию, который ему предписывает Лариса: «Вы видите, я стою на распутье; поддержите меня, мне нужно одобрение, сочувствие; отнеситесь ко мне нежно, с лаской! Ловите минуты, не пропустите их!», т. е. путь смирения, возможность заслужить любовь кротостью и преданностью. Он, как и Лариса, находится в плену иллюзии величия и блеска Паратова. Его раздраженное, болезненное самолюбие берет верх над любовью, желание выглядеть соперником Паратова оказывается выше стремления быть любимым. На просьбы Ларисы уехать в глушь от городской жизни он отвечает: «Только венчаться — непременно здесь; чтоб не сказали, что мы прячемся, потому что я не жених вам, не пара, а только та соломинка, за которую хватается утопающий…»

Островский не сочувствует самолюбию маленького чиновника. Для него это не путь к «самостоянью человека», к осознанию им своей абсолютной ценности, напротив — лишь приводит к стремлению жить такой же фантомной, иллюзорной жизнью, как у Паратова, к отказу от подлинных нравственных ценностей.

Это особенно ясно в финальной сцене. Когда Карандышев бросается на колени и кричит: «Люблю, люблю», — оказывается слишком поздно, ситуация уже непоправима и возможность победить Ларису силой страсти потеряна. За этим признанием следует поступок, невозможный для человека любящего — убийство. «Не доставайся же ты никому» — это картинный жест, поза маленького человека, самоутверждающегося в обладании женщиной, которая ему «не пара». Карандышев не может обладать этой женщиной и утверждает свою власть над ее смертью.

Совершаемое им убийство не возмездие за поруганные представления о добродетели, но акт присвоения, последняя попытка восторжествовать над соперниками, превосходящими во всем. «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться». И именно в этом он особенно смешон и жалок.

5. Трагедия героини пьесы А. Н. Островского «Бесприданница»

Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах.

Главная героиня пьесы — Лариса Огудалова — бесприданница. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство соединятся в ее избраннике. Она выбирает амплуа бедной невесты, являющейся предметом соперничества между несколькими претендентами на ее чувство или руку. Как и всегда, такой героине предоставлен достаточно мнимый выбор, она выбирает только в сердце, тогда как права совершить поступок на самом деле лишена.

Лариса любит Паратова, она «больна» им, с ним в ее сознании раз и навсегда вошло представление совсем о другом, поэтическом мире, который непременно существует, но не доступен ей, хотя она и предназначена, по мнению всех окружающих, именно для него. Для Ларисы это мир фантазии, намного более поэтичный, чем он есть на самом деле. Элементами этого мира в ее собственной жизни являются любимые ею стихи, романсы, мечты, которые сообщают его образу привлекательность.

Выходя за Карандышева, она чувствует себя униженной, несправедливо приговоренной к той жизни, которую ей способен дать мелкий чиновник. Тем более она не может простить его личного унижения, его неудач в попытках сравняться с Паратовым, для нее все более и более очевидной становится разница между ними: «С кем вы равняетесь! Возможно ли такое ослепление!» Она не только не хочет соответствовать его болезненно честолюбивым причудам, но и наедине постоянно внушает ему, что не любит его, что он бесконечно ниже Паратова, за которым она пойдет по первому его зову: «Разумеется, если б явился Сергей Сергеич и был свободен, так довольно одного его взгляда…»

В ее душе происходит борьба между стремлением смириться с неизбежной участью жены бедного чиновника и тоской по яркой и красивой жизни. Чувство униженности, желание иной жизни побуждают Ларису решить свою судьбу. Кажется, что путь в романтический мир лежит через романтический, безрассудный поступок. Но этот поступок опрометчив, ведет к гибели. Он совершается в погоне за призраком, который олицетворяет собой Паратов..

Так же, как и Карандышев, она делает выбор в пользу иллюзии, а не реальности. Для Островского эта попытка сразу, одним безрассудным поступком получить любовь и счастье выглядит как отказ, бегство от собственной судьбы. Поездка на мужской пикник, которую она ощущает как акт собственного выбора, открывает Ларисе глаза на ее подлинное положение: «Они правы, я вещь, а не человек. Я сейчас убедилась в том, я испытала себя…я вещь!» Умирая, она благодарит своего убийцу — Карандышева за то, что он дал ей возможность уйти из мира, в котором растоптан высокий идеал и где она не чувствует себя человеком: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву. Никогда и никто не постарался заглянуть ко мне в душу, ни от кого я не видела сочувствия, не слыхала теплого, сердечного слова. А ведь так жить холодно. Я не виновата, я искала любви и не нашла. Ее нет на свете… нечего искать».

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Система образов в Грозе

Система образов в «Грозе» достаточно необычная, нетривиальная. Как правило, каждый герой имеет свое предназначение, принадлежит к определенному социальному слою. Допустим, Дикой. Можно сказать, это «хозяин жизни». Все вокруг стремятся его не беспокоить, не сердить – дескать, в гневе он страшен. Конечно же, это не может быть плюсом. Сама по себе агрессивность и вспыльчивость человека – это минус, а не плюс.

Но есть и люди, которые Дикого не боятся. Допустим, Кудряш. Он открыто говорит, что прогибаться не будет — мало того, если что, и ответить может. Сам Дикой постоянно зол, потому, что ему все время не хватает собственных полномочий. Можно сказать, он жаждет большего, стремится все выше и выше вознести свой статус.

Дикой самодур. Но, лишь внешне. На самом деле, это неуверенный в себе, несчастный человек. Который считает, что сила и власть сделают его лучше других.

А вот Кабаниха – типичный образец домостроя, который уже давно отжил свое. Но такие люди, как она, не желают этого признавать, живут в соответствии со старым укладом. Она третирует молодых, по ее убеждениям, для их же блага. Но сама не понимает, что этим ничуть не помогает, а напротив, портит людям жизнь. Хотя, кто знает – возможно, ею движет типичное чувство немолодого человека, который верит, что пока к его наставлениям кто-то прислушивается, значит, он нужен детям, и ему есть место в этом мире.

Что же касается старых порядков, Кабанова уж слишком обеспокоена их беспрекословным выполнением. Более, чем на половину важных для нее вещей можно спокойно махнуть рукой – и никто не пострадает. Кабаниха давно смирилась с самодурством, а вот с тем, что не является истиной в последней инстанции – смириться не может.

Борис – это образ, находящийся в отдалении ото всех. Он двойственен. С одной стороны, образован и интеллигентен, с другой подл и двуличен. Возможно, он введен в творение потому, чтобы показать читателю, что идеальных людей не бывает, у каждого есть некая «слабина».

В двойственности с ним схож Тихон. С одной стороны, это глас маменьки. С другой, недалекий, беспомощный человек. Он очень любит Катерину, но не может ослушаться Кабаниху, боится ее. Так и живет, губимый своими комплексами и отсутствием силы воли. Тем не менее, в диалогах он жалуется, что маменька житься не дает супруге и что ему ее жалко.

Антипод Тихона — Варвара. Уж она-то за словом в карман не полезет! Тем не менее, жизнь с Кабанихой наложила свой отпечаток. У девушки неправильные ценности. Но также она умеет приспосабливаться. К жесткости матери, к ничтожеству брата, к собственным недостаткам. Однако у нее есть желание перемен и сила воли. Она чем-то схожа с Кудряшом, только он сильнее, настойчивее, проницательнее.

Что же касается Кулигина – это типичный «русский гений», светило, что остается не в полной мере признанным.

Сочинение 2

Пьеса под названием «Гроза» написана известным русским писателем драматургом Константином Островским. Именно этот человек является основателем театра в России. Он создал прекраснейшую пьесу, наполненную глубоким смыслом. Она называется в честь природного явления – грозы.

Не мало героев имеются в этом драматургическом произведении. Каждый из героев обозначает что-то и символизирует. Каждый из образов по-особому богат и глубок.

В данном тексте представлен анализ системы образов.

Героями, которые олицетворяют власть над всем и желание владеть всем, являются Дикой и Кабаниха. Кабаниха – прескверная женщина. Она непрерывно донимает свою невестку, постоянно исправляя ее, угнетая. Она желает все время держать все вещи под своим чутким, как она считает, контролем. Но таким образом она портит жизнь другим. Это печально. Дикой, кстати, тоже тупой и властный старикашка, его сердце не знает добра.

Вторая группа образов – это Кудряш и Варвара. Варвара – это сестра мужа главной героини, а Кудряш, это ее парень. Варвара и ее молодой человек ассоциируют жизнь не то что бы беззаботную, а жизнь во вранье. Именно эта девушка подталкивает главную героиню на измену мужу. Варвара живет по принципу: «если никто не узнает, то все пройдет».

Третий тип персонажей – маменькин сынок, слабохарактерный муж Катерины, который сделал несчастной свою жену постоянным поклонением матери. Он был несамостоятельным и не мог даже слова сказать своей матери, которая постоянно гнобила Катерину. На примере Тихона Островский показывает, какими вырастают маменькины сынки.

Борис – тип мужчина однозначно корыстных. Он приехал в Калинов за наследством умирающего дяди. При этом он успел влюбить в себя замужнюю женщину, ответить ей взаимностью, а после как нельзя подло сбежать. Чем же он лучше трусливого Тихона? Да ничем.

И, пожалуй, самый главный персонаж – это Катерина. Несчастная женщина, которую довели до настоящего протеста. Она покончила жизни самоубийством из-за несчастий, которые накрыли ее. Она женщина добродушная, душевная, мудрая, добрая. Но так получилось, что она оказалась в таком обществе. Это и убило ее.

Другие сочинения: ← Нравственные итоги в пьесе Гроза↑ ОстровскийГерои произведения Снегурочка →

Понятие системы персонажей

Определение 1
Система персонажей – это соотнесенность действующих лиц художественного произведения друг с другом.

Система персонажей является важнейшим аспектом композиции. Она является компонентом содержательной формы и выполняет две функции – содержательную и конструктивную. Система – это такая общность элементов, где целое больше суммы всех частей. Персонажная сфера, как и любая другая система, характеризуется через составные элементы (персонажей) и структуру.

Определение 2

Персонаж или литературный герой – это действующее лицо художественного произведения.

Система персонажей, как правило, рассматривается с двух точек зрения:

  • Система персонажей как средство характеристики действующих лиц, как выражение принципа композиции – то есть, как авторскую позицию;
  • Система персонажей как система взаимоотношений действующих лиц (столкновения, борьба и т.д.). В данном случае система персонажей рассматривается с точки зрения содержания произведения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Определение понятия система персонажей 470 руб.
  • Реферат Определение понятия система персонажей 230 руб.
  • Контрольная работа Определение понятия система персонажей 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Система образов в «Грозе» Островского

(352 слова) В пьесе «Гроза» автор рассказывает о жизни купечества и мещанства. Город Калинов – собирательный образ «тёмного царства», в котором живут невежественные люди, погрязшие в рутине. Они хотят сохранить патриархальный мир любой ценой, заботятся только о своих интересах и во всём ищут выгоду. Те, кто пытается изменить существующий порядок, оказываются слишком слабыми и в итоге смиряются с действительностью.

Ключевой образ произведения – гроза. Это не только природное явление, но и символ конфликта поколений. Кабаниха и Дикой – представители «старого» мира. Они чтят законы Домостроя, соблюдают обряды, любят порядок, при котором жизнь, воля и разум окружающих находятся в их руках. Марфа Игнатьевна торжествует, узнав, что её невестка ушла из жизни: теперь порядок будет восстановлен! «Старый» мир жаждет власти, но власть его непрочна. Дом Кабановых держится на лжи: «Лишь бы всё шито да крыто было». Автор говорит не об одном абстрактном городе, а о России в целом: как много в стране таких семей!

Образ Катерины – светлый и чистый. Молодая женщина сильна духом, богобоязненна, искренна. Катерина не может лгать и потому выбирает путь самопожертвования. Не случайно её назвали «лучом света в тёмном царстве». Образ героини символизирует твёрдость характера, нравственные ценности, высокие устремления. Также среди героев выделяется Кулигин, чьи помыслы тоже чисты, чей рассудок независим от условностей. Благодаря таким людям, которых со временем станет больше, противоестественные устои уйдут в прошлое.

Тихон Кабанов – жертва патриархального мира. Он не может разрешить внутренний конфликт: обидеть жену или ослушаться матери? Только перед лицом трагедии Тихон проявляет искренние чувства. Это происходит слишком поздно. Кабанов олицетворяет покорность, смирение, трусость, но до определённого момента: человек терпит до последнего и затем говорит всё, что думает. Варвара, Кудряш и Борис тоже терпят, но исподволь подтачивают основы тирании, нарушая запреты. В финале и сестра Тихона бежит с женихом, сбросив с себя оковы лжи. Однако возлюбленный Катерины так и остается ни с чем.

Итак, автор изобразил в пьесе несколько типов людей: ограниченных купцов и мещан; тех, кто приходится «не ко двору» в патриархальном городе, и «чудаков». Несмотря на то, что произведение относится к жанру критического реализма, нельзя сказать, что образ каждого героя трактуется однозначно. Финал «Грозы» остаётся открытым: читатель сам делает вывод о том, что было дальше с большинством из них.

Автор: Виктория Арутюнян
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

  • Подготовка к сочинению по пьесе на дне 11 класс
  • Подготовка к сочинению по повести а с пушкина капитанская дочка
  • Подготовка к сочинению по повести дубровский 6 класс конспект урока
  • Подготовка к сочинению по обломову 10 класс презентация
  • Подготовка к сочинению по направлению человек путешествующий дорога в жизни человека