Подготовка к сочинению по пьесе горького на дне урок в 11 классе

Анализ героев произведенияметод, прием: слово, учителя, ведущее слово учителя,на этом уроке мы завершим изучение творчества м. горького в целом и

Анализ героев произведения

Метод, прием: слово, учителя, ведущее слово учителя,

На этом уроке мы завершим изучение творчества М. Горького в целом и его пьесы «На дне», и дома вы должны будете написать сочинение-рассуждение на тему «Правда в пьесе М. Горького «На дне»».

Метод, прием: слово учителя, инструктирующее слово учителя, опрос, фронтальный опрос

Однако, прежде чем перейти к теме урока, вспомним главное правило литературы: нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания самого произведения.

Предлагаю вам маленькую разминку. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому она принадлежит, для ответа поднимаете руку.

«На что совесть? Я не богатый». (Бубнов)

«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…» (Лука)

«Образование – чепуха, главное – талант!» (Актер)

«Мало знать, ты понимай…» (Наташа)

«Надоели мне, брат, все человеческие слова…все наши слова – надоели!» (Сатин)

«Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ». (Костылев)

«Любить живых надо, живых». (Лука)

«Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все сотрется!» (Бубнов)

«Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!» (Сатин)

Метод, прием: беседа, эвристическая беседа

Итак, сегодня на уроке мы проанализируем три взгляда на правду в пьесе и параллельно составим план к вашему будущему сочинению.

Но для начала давайте вспомним, какое сочинение называется сочинением-рассуждением?

У рассуждения есть своя особая структура, какая?

Верно, Следует помнить о том, что Вам нужно продемонстрировать не только умение размышлять, думать и рассуждать. Вам нужно еще пояснить и убедить. Сочинение-рассуждение имеет четкую структуру (тезис-доказательство-вывод), и ее необходимо строго придерживаться.

В течение урока мы с вами составим план будущего сочинения.

Итак, запишем первый пункт плана.

1. «Три правды» и их столкновение в драме

Оставим на время наш план и вспомним

1) Когда впервые звучит слово “правда” в пьесе? Кто и при каких обстоятельствах его произносит? Найдите эту реплику в тексте.

2) Это слово — излюбленное слово всех ночлежников? Как вы думаете, почему?

3)Кульминации конфликт реальной и вымышленной правды достигает в третьем действии в споре Бубнова, Клеща и Луки. Что говорит Клещ? Найдите его слова в тексте.

4) Кто в пьесе, кроме Клеща, по мнению автора, выступает выразителем тяжёлой, унижающей человека правды и поэтому не может претендовать на роль носителя истины?

5) Кто обобщает представления этой тяжёлой, безнадёжной правды в пьесе?

Обратимся к анализу образа Бубнова.

Скажите, каково значение его фамилии?

Верно, фамилия Бубнов, схожа с музыкальным инструментом – бубен. Отсюда переносно: говорун, тот, кто ‘бубнит’. Есть и второе значение — обнищавший, промотавшийся человек. Были пословицы: ‘Гол как бубен’, ‘Тяжбу завел стал как бубен гол’.
Есть еще одно значение, бубен в ярославских говорах, тучный лентяй, тунеядец, прихлебатель.

Как Бубнов оказался в ночлежке?

Как он относится к окружающим?

Какова правда Бубнова? Докажите примерами из текста.

Принимаете ли вы правду этого персонажа?

Все верно, от философии Бубнова веет безнадёжностью, равнодушным цинизмом. Правда Бубнова – правда внешних обстоятельств, полной зависимости человека от окружающего мира; Бубнов — человек, для которого нет ничего святого. Понятия чести и совести для него не имеют значения; он своего рода уж, рождённый лишь для того, чтобы ползать. Человек ничего не может изменить, поэтому должен смириться.

Что же мы запишем в план сочинения под буквой А?

А) Правда Бубнова: жестокая и бескрылая

Одним из самых сложных и противоречивых не только в драме Горького, но и в мировой литературе является образ странника Луки. С момента первой постановки пьесы на сцене обнаружилось резкое расхождение между восприятием Луки, критикой и авторским замыслом. В последние годы жизни Горький писал: “Весьма большое количество утешителей утешают только для того, чтоб им не надоедали своими жалобами, не тревожили привычного покоя ко всему притерпевшейся холодной души. Самое драгоценное для них — этот покой… Утешители этого ряда – самые умные, знающие и красноречивые. Они же потому и самые вредоносные. Именно таким утешителем должен быть Лука в пьесе “На дне”, но я, видно, не сумел сделать его таким”.

В чем правда Луки? Приведите примеры из текста.

Верно, для Луки бессмыслица жизни должна вызывать жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо утешать его, даже если ты лжёшь. Человек – странник в мироздании, как и сама земля, он не знает будущего и достоин утешения.

Итак, о чьей правде еще вы должны сказать в сочинении?

Б) Правда Луки: правда утешительной лжи

В уста какого персонажа вложены представления Горького об истине?

Ф.М. Достоевский как-то признался, что если бы ему пришлось выбирать междуправдой и Христом, он выбрал бы Христа. Горький своей пьесой заявлял, что выбор между правдой и человеком он делает в пользу человека. Многие критики считают, что и сама пьеса – это идейный спор Горького с Достоевским, который провозгласил в своей знаменитой речи по поводу открытия в Москве в 1880 году памятника А.Пушкину на заседании Общества любителей российской словесности: «Смирись, гордый человек!.. Не вне тебя правда, а в тебе самом, найди себя в себе…и узришь правду».

В чем, на ваш взгляд, правда Сатина?

Имеет ли право говорить о правде и высоком предназначении человека жулик,пьяница, убийца в прошлом? Докажите цитатой из речи Сатина о человеке.

Значит в план мы должны внести пункт о третьей правде. Какой?

В) Правда Сатина: правда веры в Человека

Писатель использовал свой художественный дар, чтобы провести проверку человеческих душ и ответить на насущный вопрос: кто из так называемых “лишних людей” способен к новой жизни, к воскресению, а кто погиб окончательно, бесповоротно. “На дне” — произведение о смысле существования человека, о путях его спасения. На словах Сатин предлагает бунтовать, бороться, помнить, что всё в жизни для человека. А на дела он не способен.

Каково его отношение к работе в целом? А ведь по отношению к делу оценивается человек. Приведите пример из текста.

Есть в пьесе персонажи, способные на борьбу?

Поэтому Сатин предлагает любовь к “дальнему”, к человеку будущей формации. Сатина и автора объединяет призыв – любить человека обновлённого, который ещё только появится.

Обратимся к плану, запишем второй пункт:

2. Авторская позиция в споре о правде

Что же провозглашают персонажи, к чему призывают? (после ответа учащихся открывается слайд)

На чьей стороне вы? Чьи убеждения разделяете? На эти вопросы вы ответите в сочинении, которое напишите дома.

И думаю, мы можем записать последний пункт нашего плана.

3. Ваш взгляд на правду в пьесе М. Горького «На дне»

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое).

Слушание (детальное, нереф

лексивное, критическое, информативно-эмпатическое). Говорение

Слушание (детальное, нерефлексивное, критическое, информативно-эмпатическое). Говорение

Рассуждение – это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи.

Тезис, доказательство, вывод.

Что в пьесе есть три взгляда на правду.

1) Квашня, торговка пельменями, произносит излюбленное ночлежниками слово, когда на её реплику, что Клещ заездил жену до полусмерти, тот обзывает её собакой и требует замолчать, а она и не думает молчать, наоборот, торжествующе заявляет ему: “А-а! Не терпишь правды”

2)В образах ночлежников Горький нарисовал особый тип людей, выброшенных на «дно» жизни, но сохранивших начала человечности. Не сумев реализовать себя в настоящем, они погружены либо в воспоминания о прошлом, либо в мечты о будущем. Их всех объединяют раздумья о правде и совести, о жизни и смерти, о Боге и Человеке.

3) Клещ обнажает правду реальную: “Какая – правда! Где – правда? Вот – правда! Работы нет… силы нет! Вот – правда. Пристанища…пристанища нету! Издыхать надо…вот она, правда! Дьявол…Жить-дьявол – жить нельзя…вот она, правда!

4) Барон, Пепел, Клещ, Бубнов

5) Бубнов

От бубнить или от бубен

Ушла жена, спился

Ему на них наплевать

«На что мне совесть? Я – не богатый!»

«Люди все живут… как щепки по реке плывут…»

«Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…»

«Все люди на земле лишние…»

«Все сказки»

От философии Бубнова веет безнадёжностью, равнодушным цинизмом. Правда Бубнова – правда внешних обстоятельств, полной зависимости человека от окружающего мира; Бубнов — человек, для которого нет ничего святого. Понятия чести и совести для него не имеют значения; он своего рода уж, рождённый лишь для того, чтобы ползать. Человек ничего не может изменить, поэтому должен смириться

«Христос всех жалел и нам велел».

«Во что веришь, то и есть…»

«Человек – все может… Лишь бы захотел…»

«…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»

«Любить – живых надо…живых…»

«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…»

Сатина: “Человек – вот правда!.. Всё в человеке, всё для человека”

Вера в человека, в его интеллектуальное обновление, в величие разума. В его речи вера в то, что люди преобразуют жизнь на разумных началах.

«Человек за всё платит сам, поэтому он свободен…Человеку нужна правда, какая бы она ни была»

Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. Человек – выше! Человек – выше сытости!..

Нет

На слайде три записи

Сатин-Горький:
думать и вершить высокое, бунтовать – вот смысл жизни, люби человека будущего.
Лука:
смирись, люби ближнего, будь сердечным, будь осторожным.
Бубнов:
забудь о совести. Живи одним днём, будь безразличным ко всему и всем.

Тема урока: «Правда в пьесе М. Горького «На дне»».

Цели:

Образовательная – выявить позицию героев пьесы по отношению к вопросу о правде; создав проблемную ситуацию, побудить учеников к высказыванию собственной точки зрения о жизненных принципах Сатина, Луки, Бубнова.Воспитательная –  содействовать формированию собственной точки зрения у учащихся  по отношению к такому понятию как «правда»; создать ситуации, при которых учащихся поймут, что из любого сложного положения есть выход.Развивающая –  формирование навыков работы в группе,  публичного выступления, умения отстаивать свою точку зрения, активизация творческих способностей учащихся.Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, изображения героев пьесы в презентации, портрет М. Горького, карточки для голосования, листы формата А 4.

Методические приемы: учебный диалог, элементы ролевой игры, создание проблемной ситуации.

ХОД УРОКА

Эпиграф:»Каждый, кто любит правду, приходит  к свету; он не боится обнаружить дела свои».

Леви Х. Доулинг

I. Вступительное слово учителя

– Сегодняшний  урок посвящён вопросу, который, пожалуй, является основным в пьесе «На дне». Произведение, которое было создано более ста лет назад, не потеряло своей актуальности по сей день, и мы с вами, думаю, в этом убедимся.Пожалуйста, обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку и постарайтесь озвучить тему урока, исходя из содержания данных строчек

(Презентация, слайды № 1, 2).

(Ключевое слово здесь «правда», поэтому речь, скорее всего, пойдет о правде)

– Да, речь пойдет о правде, но правда бывает разная – частная, житейская, для себя, а бывает – мировоззренческая, т.е. она лежит в основе жизненных принципов человека. Мы сегодня поговорим о последней.

На предыдущем уроке вы  получили задание: представить троих героев пьесы – Сатина, Луку, Бубнова по следующему плану:

План:

Значение имени, фамилии героя для понимания его образа.Как оказался в ночлежке?Как относится к окружающим?Отношение к «правде».– Последний пункт, конечно, самый важный, я надеюсь, вы уделили ему особое внимание.

II. Актуализация опорных знаний

1) Обратите, пожалуйста, внимание на данные изображения. Я предлагаю их использовать в качестве эмблем для ваших творческих групп. Вы должны выбрать свое изображение и, конечно, объяснить свой выбор.

(Приложение 1, Презентация, слайд №  3).

Итак, у нас три творческие группы, представляющие правду Луки, Сатина, Бубнова.  Но это не значит, что вы придерживаетесь точки зрения  этих героев. В течение урока вы можете передумать. У каждого из вас есть карточка для голосования, которую вы можете отдать тому герою, чьи жизненные принципы вы поддерживаете. Можете не голосовать ни за кого, но при этом вы должны объяснить свою позицию.А сейчас прошу подойти по одному представителю из группы, кто умеет рисовать хотя бы немного. (Учащиеся получают задание создать схематический рисунок под названием «Возможный выход  для героя»)

2) Вы знаете, что нельзя грамотно отстаивать свою точку зрения без знания литературного произведения. Предлагаю вам маленькую разминку. Выберите руководителя вашей творческой группы. Я зачитываю реплику из пьесы, а вы определяете, кому из персонажей пьесы она принадлежит. Руководители групп отмечают на «Оценочном листе» правильные ответы (Приложение 3).

«На что совесть? Я не богатый».  (Бубнов)«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…»  (Лука)«Образование – чепуха, главное – талант!» (Актер)«Мало знать, ты понимай…»  (Наташа)«Надоели мне, брат,  все человеческие слова…все наши слова – надоели!» (Сатин)«Разве доброту сердца  с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ».  (Костылев)«Любить живых надо, живых».  (Лука)«Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все сотрется!» (Бубнов)«Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»   (Сатин)(Учитель комментирует уровень знания текста: Вы продемонстрировали хорошее знание текста, значит, читали дома и на уроках внимательно.)

– Перед тем, как предоставить слово первой творческой группе, напоминаю главное правило публичного выступления: «Краткость – сестра таланта». Выступления должны быть лаконичными. Отмечайте самое существенное.

III. Выступление учащихся

Все выступления проходят по одной схеме: защиту жизненных принципов героя организуют два ученика.  Первый представляет героя, опираясь на план, а второй говорит от имени самого литературного персонажа, используя в своей речи цитаты из текста пьесы.

Далее следует по одному вопросу от групп-оппонентов.

Выступление первой группы.  «Правда Сатина»

 «Все – в человеке, все для человека. Существует только человек, Все же остальное – дело его рук и мозга! Че-ло-век – это великолепно! Это звучит гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не  унижать его жалостью…»«Что такое правда? Человек – вот правда!»«Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека!» (Презентация, слайд № 4).Выступление второй группы.  «Правда Бубнова» «На что мне совесть? Я – не богатый!» «Люди все живут… как щепки по реке плывут…» «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру…и ты…»«Все люди на земле лишние…»«Все сказки» (Презентация, слайд № 5).Выступление третьей группы.  «Правда Луки» «Христос всех жалел и нам велел».«Во что веришь, то и есть…».«Человек – все может… Лишь бы захотел…»«…если кто кому хорошо не сделал, тот и худо поступил…»«Любить – живых надо…живых…»«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…сегодня – добрый, завтра – злой…» (Презентация, слайд № 6).(Учащимся предлагается проголосовать за правду одного из героев, объяснить свой выбор.) Руководители творческих групп производят подсчёт голосов, оглашают результаты голосования.

IV. Ролевая игра 

– Ребята, сейчас я предлагаю вам «примерить» правду героев М. Горького на нашу реальность. Представьте, что перед вами девушка, ученица 11 класса, которая всегда училась на «4» и «5», и вдруг сдала ЕГЭ по некоему предмету на «2». Помогите ей, исходя из образа персонажа вашей творческой группы, пережить этот трудный момент. А она решит, чьи слова утешения ей, действительно, помогли.

 (Это задание-ловушка, ведь Сатин и Бубнов утешать  людей не могут и не хотят, ученики должны проговорить это, если правильно поняли жизненную позицию своих героев ).

V. Представление рисунков

– А сейчас самый ожидаемый момент урока. Мы, как люди молодые, динамичные, уверенные в завтрашнем дне, представим возможный выход для наших героев из того тупика, в котором они волею судьбы оказались.

(Художники из каждой творческой группы представляют результаты задания, которое они получили в начале урока)

VI. Подведение итогов урока

– Сегодня мы с вами, ребята, убедились в том, что правда у каждого человека своя (Презентация, слайд № 7).   Возможно, вы еще не решили, каких жизненных принципов будете придерживаться в дальнейшей жизни, но я почему-то уверена в том, что вы сделаете верный выбор. Спасибо за работу.

VII. Домашнее задание

– Подготовить выразительное чтение монолога Сатина о Человеке наизусть.

Приложение 1.

Эпиграф:»Каждый, кто любит правду, приходит  к свету; он не боится обнаружить дела свои».

Леви Х. Доулинг

Приложение 2.

План:

1.Значение имени, фамилии, клички героя для понимания его образа.

2.Как оказался в ночлежке?

3.Как относится к окружающим?

4.Отношение к «правде».

Приложение 3.

«На что совесть? Я не богатый».  (Бубнов)«Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…»  (Лука)«Образование – чепуха, главное – талант!» (Актер)«Мало знать, ты понимай…»  (Наташа)«Надоели мне, брат,  все человеческие слова…все наши слова – надоели!» (Сатин)«Разве доброту сердца  с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ».  (Костылев)«Любить живых надо, живых».  (Лука)«Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все сотрется!» (Бубнов)«Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»   (Сатин)

Приложение 4.

«На что совесть? Я не богатый».  «Всяко живет человек… как сердце налажено, так и живет…»  «Образование – чепуха, главное – талант!» «Мало знать, ты понимай…»  «Надоели мне, брат,  все человеческие слова…все наши слова – надоели!» «Разве доброту сердца  с деньгами можно равнять? Доброта она превыше всех благ».  «Любить живых надо, живых».  «Выходит – снаружи как себя не раскрашивай – все сотрется!» «Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!»  

Сегодня на уроке я узнал(а), что _____________________________________

_______________________________________________________________ .

Мне особенно понравилось _________________________________________

_______________________________________________________________ .

Сегодня на уроке я работал(а) (отметить значком «+»):

старательно, с большим интересом_________

мог(ла) бы работать лучше________________

Сегодня на уроке я узнал(а), что _____________________________________

_______________________________________________________________ .

Мне особенно понравилось _________________________________________

_______________________________________________________________ .

Сегодня на уроке я работал(а) (отметить значком «+»):

старательно, с большим интересом________

мог(ла) бы работать лучше_______________

Сегодня на уроке я узнал(а), что _____________________________________

_______________________________________________________________ .

Мне особенно понравилось _________________________________________

______________________________…

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • По произведению На дне

Еще в годы существования Российской империи Горький прославился как народный писатель, выразитель чаяний простых людей огромной страны.

Герои его произведений – зачастую обычные персонажи, присущие тем годам. Но в их душе тлеет огонек протеста против существующей действительности и нужно лишь немного духовного «угля», чтобы костер запылал уже в полную силу. Часто в них есть и душевный надлом, полученный в прошлые года, и они всячески пытаются нивелировать его последствия. Перечисленному выше описанию отчасти, хоть и в меньшей степени, подходят герои легендарной пьесы «На дне». На театральных подмостках ее визуализировал сам К. Станиславский на сцене МХТ. Это тоже показатель уровня произведения. Эксклюзивности добавляло и то, что пьеса имела ограниченное распространение из-за остросоциальной тематики.

Название не случайно, ведь все персонажи действительно находятся на дне жизни. Они раздавлены, их социальный статус оставляет желать лучшего. Здесь и бывшие актеры, и воры, и разорившиеся дворяне. Во главе ночлежки стоят такие же «опустившиеся» люди, только с наличием некоторого достатка и постоянной работой.

Удивительно, как нищета и бедность придавливает героев, не оставляя место жалости и состраданию. В одном помещении умирает женщина Анна, но ее мужу и всем остальным плевать, потому что в такой среде смерть – дело обычное. Это скорее освобождение от проблем, чем трагедия.

Общество давно не считает их за людей, но они сохранили остатки гордости. Друг друга герои презирают, считая, что положение каждого из них еще хуже, чем у него самого. Герои перестали бороться за свой статус: психическое ли это отклонение или просто ночлежное общество им ближе – непонятно.

Некую частицу веры в себя им возвращает одинокий странник Лука, всячески поддерживающий местных обитателей словом и делом. Особенно примечателен его постулат о том, что ложь на благое дело не так уж и предосудительна.

В грязи сырой ночлежки персонажи находят время, чтобы пофилосовствовать и подумать о смысле бытия. Это показатель того, что в любых условиях человек задумывается о своем предназначении.

Сочинение по пьесе На дне

Максим Горький жил необычной жизнью. Всю свою жизнь он отдал творчеству. Все его произведения пронизаны глубоким смыслом. Самой главной в его жизни стала пьеса «На дне», которую он написал в 1902 году.

Горький писал о своей пьесе: «Это будет страшно». Он проводил свое время в размышлении над названием пьесы, учитывая все тонкости, меняя названия: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно». Само произведение выступает как спор о правде. Абсолютно у всех действующих лиц свое мировоззрение.

Мнение Сатина является важным. Он придерживается правил, что обман является религией рабов, а правда — богом свободных людей. Он утверждал, что человека не нужно жалеть, а нужно почитать. И вообще, по его мнению, каждый должен рассчитывать только на себя.

Лука, еще один герой пьесы, который является полной противоположностью Сатина, уверен, что ложь во благо. Своей ложью он пытается обнадежить человека. Он добр и отзывчив, но его методы всего лишь иллюзия, которую он рисует окружающим.

Нужно понимать, что всё зависит от человека, от того, что он выберет силу или слабость. Ведь постоянная ложь ничему хорошему не приводит. В центре оказались люди, которые находятся в низах общества. Эти люди не могут решать все вопросы самостоятельно.

И что же является самым печальным в произведении? Самым печальным является то, что персонажи недовольны реальностью, которая окружает их. Они не принимают мир, который их окружает, и не принимают, что их жизнь – дно, и хуже уже некуда.

Максим Горький своим произведение пытался донести, что сила в истине, и каждый человек кузнец своего счастья. Не нужно выстраивать перед собой иллюзии, и если человек опустился на дно из-за каких-либо обстоятельств нужно брать себя в руки, а не плыть по течению. Автор в своей пьесе изобразил безвольных, слабых людей, которые не могут противостоять горести, а только пытаются вызвать сострадание. Горький призывал людей задуматься, как не оказаться на «социальном дне», что не стоит спускать все на тормозах, нужно верить в себя и стараться всё изменить. Ведь всё происходящее в произведении, и сейчас может произойти, не нужно опускать руки.

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Умен ли Чацкий?
    В любом произведении название играет ключевую роль, поэтому является также тезисом главной мысли, заключенной в повествовании. Первым названием Грибоедов как бы говорит: «Горе уму»
  • Сочинение на тему Взаимоотношение человека и природы
    Человек на протяжении всего своего существования взаимодействует с природой. Природа для него играет очень большую роль. Она служит и средой обитания, и источником ресурсов для производства
  • Сочинение Что такое Гениальность
    Среди людей иногда возникают споры, кто же на самом деле те люди, которые называют себя гениальными. А ведь многие их считают простыми везунчиками, которые оказались в нужное время и в нужном месте.

Аргументы из художественной литературы

Как уже сказано выше, аргументы по теме «Надежда и отчаяние» мы собрали из пьесы «На дне» М.Горького. Каждый из героев этого произведения испытывает и надежду, и отчаяние.

Анна.

Анна – одна из отчаявшихся героинь произведения. В пьесе она молодая тридцатилетняя женщина, но читатель не может отогнать от себя мысль о том, что Анна – уже глубокая старушка. Тяжелая жизнь, непростой характер мужа, слесаря Клеща, болезнь высосали из нее все ее силы, жизненные соки, превратили ее в старуху. Женщина при смерти. Страдая от тяжелой болезни, она терпеливо сносит жестокость, равнодушие мужа, не перестает заботиться о нем. Даже ту скудную пищу, которую оставляет Квашня для нее, она отдает мужу. Она уже устала от такой жизни, глубоко отчаялась, единственный выход – смерть. Перед смертью ее утешает Лука, странник, который появился в ночлежке. Он внушает ей мысль, что Бог справедлив и милостив, и за земные страдания, тяжелую жизнь отправит ее в рай, где она будет спокойна и счастлива. «Ты – верь! Ты – с радостью помирай, без тревоги… Смерть, я те говорю, она нам – как мать малым детям…», – говорит Лука героине. После этих слов Анна принимает свою смерть спокойно, без ропота. Отчаяние, которое не давало ей покоя, сменяется на зыбкую надежду обрести счастье в потустороннем мире. Так хоть и слабая надежда, но помогает справиться с горьким отчаянием.

Клещ.

Клещ Андрей Дмитриевич – слесарь, муж Анны. Ему сорок лет. Он трудолюбивый человек, работает с малых лет, ненавидит бездельников, шулеров, воров за то, что они зарабатывают деньги нечестным путем. В течение полугода он с женой вынужден жить в ночлежке Костылева. Обитатели ночлежки его не любят за особую злобу, жестокость, излишнюю гордость, называют его «злыднем», «злым духом», «злым». В душе Клеща теплится надежда, что он обязательно выберется из мрачного подвала, не перестает работать, чтобы вырваться из ночлежки. «Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…», – горячо убеждает он ночлежников и снова не выпускает инструмент из рук. Он считал, что со «дна» можно подняться, много и упорно работая. Но тот маленький огонек надежды, который был в его душе, гаснет вместе со смертью Анны. Клещ вынужден продать свой инструмент, чтобы похоронить жену. Умирая, надежда опустошает душу человека. Так случилось и с героем. Сначала на него нападает тупое равнодушие, а потом оно сменяется глубоким отчаянием. У Клеща не остается ни сил, ни средств, ни желания бороться с обстоятельствами. Смирившись, он пьет вместе с Сатиным. Образ Клеща – яркая иллюстрация мысли о том, что, когда надежда умирает, она оставляет после себя пустоту.

Актер

История Актера – еще одного из героев пьесы «На дне» – наглядный пример того, к чему приводит отчаяние. Когда-то у него была слава, он был известным актером театра, выходил на сцену, декламировал стихи, был любим публикой. Но из-за пристрастия к алкоголю опустился, забыл стихи, которые когда-то читал со сцены, потерял работу и однажды оказался в мрачной ночлежке. С появлением Луки у Актера появляется надежда на излечение от пагубной привычки. Старик рассказал, что есть бесплатные лечебницы для зависимых: «Ну, чего? Ты… лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат… такая уж лечебница устроена для пьяниц… чтобы, значит, даром их лечить… Признали, видишь, что пьяница – тоже человек… и даже – рады, когда он лечиться желает!». Зерно надежды, которое заронил странник в душу Актера, начинает расти и дает даже свои первые плоды. Герой вспомнил свой псевдоним, свое любимое стихотворение, перестал пить, он полон желания найти город с бесплатной лечебницей. Но старик исчез, так и не назвав город, где, якобы, находилась больница. Ночлежники смеются над Актером, открывают ему горькую правду. Та робкая надежда, которая затеплилась в сердце героя, была убита, и горькое отчаяние вновь обрушивается на него. Не в силах вынести этого Актер повесился. Эта история подтверждает мысль о том, что отчаяние способно привести даже к смерти.

Настя

Настя – еще одна героиня пьесы. О ее прошлом мы знаем немного. Родители ее были люди бедные, необразованные, оставить наследство или дать образование дочери не смогли. Оказавшись в крайней нищете, девушка вынуждена зарабатывать на жизнь непристойной работой: она продает себя. Несмотря на это Настя не утратила доброту в сердце, она мягкая, мечтательная, романтичная девушка, любит читать дешевые книги о любви, плачет от жалости к героям. Очень часто она пересказывает сюжеты прочитанных книг, выдавая желаемое за действительное. Она говорит ночлежникам, что обязательно уйдет из ночлежки, будет странствовать, дойдет до самого края света. Но тех денег, которые она зарабатывает страшной, унизительной ценой, едва хватает на мелкие расходы, на крайние нужды. Ее судьба, путь предрешены: впереди ее ждет горькое одиночество, болезни, смерть. Но все же в ее душе живет надежда на то, что она встретит человека, который ее полюбит и вырвет из мрачного сырого подвала ночлежки. А пока такой человек не нашелся, девушка читает книги и представляет себя героиней романов. Именно в этом она находит спасение от отчаяния, именно это дает ей надежду на счастливое будущее.

Васька Пепел.

Васька Пепел – герой пьесы, один из ночлежников. Ему двадцать восемь лет. Он вор, его отец тоже был вором. Два раза Васька был в тюрьме за воровство, но продолжает заниматься этим делом, а краденное продает Костылеву, хозяину ночлежки, за что и пользуется небольшими привилегиями. Он не любит грубость и жестокость, поэтому всегда делает замечания Клещу. Васька не верит в совесть, говорит, что совесть нужна только тем, кто имеет власть. Но в его душе тоже живет робкая надежда. Он желает завязать с воровством, уехать туда, где его никто не знает, и начать новую жизнь. Он предлагает Наташе выйти за него замуж, зовет ее с собой. Его поддерживает Лука, рассказывает о «золотой стороне» Сибири. Странник видит, что Васька Пепел – добрый, крепкий парень, и советует Наташе выйти за него замуж. Но надеждам героя не суждено сбыться. Во время скандала был убит Костылев, а Ваську обвиняют в его убийстве. Так герой попадает в Сибирь, но начать новую, светлую, честную жизнь не получается.

Бедняк из легенды Луки.

Легенда о бедняке, рассказанная странником Лукой, еще раз подталкивает читателей к мысли, что отчаяние способно убивать. Этот бедняк жил в Сибири. Жизнь у него была очень тяжелая, настолько тяжелая, что «хоть ложись и помирай», но он верил, что есть на свете праведная земля, где живут сытые счастливые люди, что жизнь там прекрасна и справедлива. И он готов был терпеть все лишения, тяготы, трудности своей судьбы, потому что надеялся, что однажды попадет на ту праведную прекрасную землю. Однажды случай свел его с ученым, который по картам доказал бедному крестьянину, что никакой праведной земли нет, это просто миф. Это открытие лишило бедного старика надежды, жизнь потеряла всякий смысл для него, и бедняк удавился. Отчаяние, которое испытывает бедняк, невыносимо, оно не дает ему ни единого шанса жить дальше.

Вариант сочинения 3

Максим Горький – это поистине великий писатель, создавший множество произведений, которые вошли в классику мировой литературы. Пьеса «На дне» до сих пор остаётся одним из наиболее глубоких и сильных произведений, заставляя задуматься над многими вещами.

На написание этого произведения Горького вдохновила жизнь в России в 20-е годы. В это время в стране был переломный момент, бушевал кризис. По улице бродили обнищавшие крестьяне, нищие, бродяги и воры в писках еды или ночлега. Так и было создано произведение «На дне», характеризующее жизнь большинства людей.

Сюжет пьесы построен на конфликте между героями. Горький плавно вводит читателя в жизнь людей, «опустившихся на дно». К этим людям относится барон, актер, картузник и вор. Каждый из них желает в душе снова вернуться в мир «настоящих» людей.

Название пьесы «На дне» имеет несколько значений: предельный уровень жизни, в котором находятся все герои. Название уже имеет огромное значение. Люди, попавшие на дно, уже никогда не смогут подняться к свету, и вернуться к старой жизни. Они уже смирились со своим состоянием, и измениться они уже не смогут.

Данное произведение несёт в себе глубокую социально-экономическую мысль. У каждого из героев пьесы есть своя история, каждый несёт определенный посыл. Они все имеют разные судьбы, но есть то, что сближает их всех. Это их нищета, горе. Горький в одном произведении собрал вместе множество разнообразных лиц. Каждый из героев обладает какими-либо определенными качествами. .

Пьеса относится к философскому жанру, так как все герои рассуждают на глубокие и социальные темы, выдвигают философские теории и умозаключения. Однако больше всех выделился Сатин, бывший телеграфный служащий, у которого появился истинный талант к философствованию. Он рассуждает о добре и зле, о предназначении человека. Большинство его фраз стали крылатыми. Он проповедует презрение ко многим нравственным ценностям.

Главная идея пьесы — конфликт между идеализмом и материализмом. Один из главных героев, Лука, идеалист, истинно верующий человек. А Сатин наоборот материалист, который возвышает человека и человеческое превосходство.

Он лжет не ради собственной выгоды, а чтобы дать обитателям дома надежду и веру. Лука как человек «лжет во спасение». Сатин, в отличие от Луки, возвышает человека, воспевает все человечество в целом: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Чело-век!». Лука всех утешает и вселяет веру: «Ты надейся!» «Ты поверь!».

Таким образом, данное произведение является нравственным путеводителем для людей. Эта пьеса рассказывает о нелегкой жизни и участи героев и одновременно учит моральным ценностям.

Литература

11 класс

урок № 14

«Без имени — нет человека!». Урок по пьесе М. Горького «На дне»

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

  1. История создания пьесы.
  2. Взаимоотношение персонажей и сюжетные линии.
  3. Роль Луки в жизни обитателей ночлежки.
  4. Спор о правде и жалости в пьесе.

Тезаурус

Драма один из трёх родов литературы, наряду с эпосом и лирикой, принадлежит одновременно двум видам искусства: литературе и театру.

Композиция – расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.

Ремарка – замечание автора текста, уточняющее или дополняющее какие-либо детали, внесюжетный элемент произведения, композиционно-стилистический приём, заключающийся в отступлении автора от непосредственного сюжетного повествования.

Основная литература по теме урока

  1. Журавлёв В. П. Русский язык и литература. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч 1. М.: Просвещение, 2015. — 415 с.

Дополнительная литература по теме урока

1. Калмановский Е. М. Горький и пароход современности // Звезда. 1993. № 3.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

18 декабря 1902 года в Московском Художественном театре проходит премьера пьесы «На дне». На сцене возникает картина: подвал, похожий на пещеру, потолок с тяжёлыми сводами, с обвалившейся штукатуркой. По стенам – везде нары. Это – пространство для «бывших людей» – обитателей ночлежки Костылёва. В этом сумрачном царстве свои законы, свои проблемы и свои герои.

Антон Павлович Чехов после прочтения рукописей «На дне», предупреждает Максима Горького: «Настроение мрачное, тяжкое, публика с непривычки будет уходить из театра…». И действительно, у пьесы сложный путь к зрителю – запрет цензуры, но руководители театра её отстаивают. Многие уверены, что постановка провалится. Однако премьера имеет большой успех. Публика не отпускает артистов, многократно вызывая их на бис, поздравляя режиссёра и, наконец, самого автора.

Действие «На дне» развивается по нескольким параллельным сюжетным линиям, которые практически не взаимодействуют друг с другом. Особое место занимают отношения хозяина ночлежки Костылёва, с женой Василисой, её сестрой Наташей и вором Васькой Пеплом. Отдельно стоит история Клеща, спившегося и опустившегося слесаря, и его умирающей жены Анны. Горький сопоставляет различные мнения, мировоззрения героев и показывает действительность, которая их окружает, поэтому пьесу можно отнести в разряд социально-философской драмы.

Авторские пояснения немногословны: мы знаем только возраст и профессию персонажей. В списке действующих лиц многие – «бывшие люди» (бывший слесарь, бывший актёр, бывший барон). Они оказались на «дне» общества.

В чём причина такой жизни героев? Актёр спился, он считает, что для него всё кончено. Бубнов, в прошлом мастер по изготовлению изделий из меха и кожи, оставил мастерскую якобы из-за измены жены, но на самом деле пропил её. Васька Пепел – представитель «воровской династии», поэтому никакого другого пути он и не ищет. Одна из наиболее ярких фигур в пьесе – Сатин – бывший телеграфист, который попадает в тюрьму за убийство. Обитатели ночлежки, все как один, винят в своём положении не себя, а обстоятельства. Они уверены, что просто не смогли противостоять мрачным реалиям жизни.

В пьесе нет единого сюжета и действия, как и нет главного героя. Люди входят и выходят: некоторые навсегда. Персонажи хаотично думают и говорят о своём, вторгаются в чужие жалобы, тревоги, невольно дают оценки надеждам соседей. И каждый из них несёт какую-то свою философию, свою «правду». Слово «правда» является ключевым в произведении. Оно проходит сквозь него красной нитью.

Начнём с пожилого странника Луки. С его появлением в ночлежке действие начинает разворачиваться особенно стремительно. Он внимателен к босякам, это рождает у многих луч надежды. Лука утешает всех, обещает избавление от страданий со словами: «Ты — надейся!», «ты — верь!». Только говорит он это не потому, что ждёт перемен, а потому что прекрасно знает, что их не будет. Ему искренне жаль всех этих обездоленных. Правда Луки заключается в идее сострадания, призыве к уважению.

Пожилого странника понимает Сатин, но их взгляды расходятся. Его правда в том, что человек должен надеяться на свои силы и не ждать сострадания. Сатин говорит: «Человек! Это – великолепно! Это звучит гордо!». Можно предположить, что он имеет в виду того, кто способен творить законы мироздания, богочеловека.

Правда Бубнова самая категоричная – это правда факта. В ней отсутствует даже малейшая жалость к людям, в его словах звучит безнадёжность: «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… И чего жалеть… Да и все на земле лишние».

Сам Максим Горький так определяет основную проблематику пьесы: «… что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука? Этот вопрос не субъективный, а общефилософский».

Трагическая развязка «На дне» – самоубийство Актёра. Он не может выдержать, что нет праведной земли, о которой ему так много рассказывает странник. Его смерть – своего рода авторский приговор проповедям терпения и покорности судьбе и в то же время знак необходимости борьбы за правду.

Писатель хочет донести до нас важную мысль о том, что люди не должны жить иллюзиями: «Если в мире существует нечто поистине священное и великое, так это непрерывно растущий человек», — писал Максим Горький. «Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!».

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Единичный / множественный выбор

В каком году состоялась первая постановка пьесы «На дне»:

  • 1899 г.
  • 1900 г.
  • 1902 г.

Правильный ответ:

  • 1902 г.

18 декабря 1902 года в Московском Художественном театре проходит премьера пьесы «На дне». На сцене возникает картина: подвал, похожий на пещеру, потолок с тяжёлыми сводами, с обвалившейся штукатуркой. По стенам – везде нары. Это – пространство для «бывших людей» – обитателей ночлежки Костылёва. В этом сумрачном царстве свои законы, свои проблемы и свои герои.

Установление соответствия

Найдите соответствие между персонажами и их высказываниями.

Высказывания:

  1. «Я говорю – талант, вот что нужно герою. А талант – это вера в себя, в свою силу…».
  2. «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все — чёрненькие, все – прыгают… так-то».
  3. «Вот, думаю, завтра… приедет кто-то… кто-нибудь… особенный… Или – случится что-нибудь… тоже – небывалое… Подолгу жду… всегда – жду… А так… на самом деле – чего можно ждать?».

Герои произведения:

  • Лука
  • Актёр
  • Наташа

Правильный ответ:

  1. Актёр
  2. Лука
  3. Наташа

Подсказка: правда Луки основывалась на уважении к каждому человеку, на сострадании ко всему живому.

Он внимателен к босякам, это рождает у многих луч надежды. Лука утешает всех, обещает избавление от страданий со словами: «Ты — надейся!», «ты — верь!». Только говорит он это не потому, что ждёт перемен, а потому что прекрасно знает, что их не будет. Ему искренне жаль всех этих обездоленных. Правда Луки заключается в идее сострадания, призыве к уважению.

СПАДИЛО.РУ

Пьеса М. Горького «На дне» — социально-философская драма. Одним из главных философских вопросов произведения является вопрос о правде и лжи. Что нужнее человечеству? Что нужнее героям Горького?

Правда и Ложь

Правда и ложь, как две стороны одной медали, — неразделимы. Столкновение этих понятий зачастую составляет основу многих литературных, да и жизненных конфликтов. Не исключение и пьеса «На дне», где автор противопоставляет различные взгляды на жизнь двух главных героев – старца Луки и шулера, бывшего телеграфиста Сатина.
Грязная, душная ночлежка приютила несколько человек, потерявших все в жизни – работу, семью, доброе имя. В тяжелых условиях безнадежности люди теряют еще и веру в лучшее и все глубже тонут в бездне брани, унижения и разврата.

«Ложь» Луки

Неожиданно в их жизнь входит праведный странник Лука. Он напоминает этим людям, что можно общаться иначе – ласковым, добрым словом обращается к ним. К каждому пытается он найти подход, каждого утешить и приголубить. Но все его милосердие и доброта основаны на лжи!

Он лжет Актеру о лечебницах для больных алкоголизмом, где ему укрепят организм и наставят на правильный путь. Ваське Пеплу он рассказывает о возможности хорошо заработать в Сибири. Насте, девушке легкого поведения, он обещает встречу с настоящей любовью. Анне сулит райское блаженство после смерти. Души потерянных людей словно отогреваются, они оживают, начинают мечтать, надеяться, верить…

Но оправдано ли такое отношение? Ведь Лука заранее уверен, что эти люди неспособны ничего изменить, что они никчемные, опустившиеся, слабые, недостойные уважения. Иначе Лука, будучи тонким психологом, постарался бы найти нечто такое в душе каждого, что смогло бы им помочь реально. Недаром имя старца часто соотносят с Лукавым – искусителем.

Своей ложью старик лишь на время усыпил бдительность людей. Он окунул их в бездну выдумок и иллюзий. И вот для героев настало время открывать глаза на действительность. Когда Лука в самый ответственный момент для ночлежников исчезает в неизвестном направлении, Васька Пепел попадает в тюрьму, судьба Натальи загублена. Актер, поверивший в сказки странника, узнав правду, кончает жизнь самоубийством.

Правда «Сатина»

Противником Луки выступает Сатин – обитатель ночлежки, знающий о бытности каждого ее жителя не понаслышке. Он не одобряет вранья Луки, хотя в какой-то момент оправдывает его мотивы. Сам же Сатин убежден – правда – вот то единственное, что способно помочь человеку сделать рывок и изменить сложившуюся ситуацию. Для него сам «Человек» и есть правда, он верит в безграничные возможности человечества, так как «Бог умер!», и людям больше не на что надеяться.

Какая позиция ближе М. Горькому? Сложно сказать. Он явно не принимает ложного гуманизма Луки, но и в Сатине не видит истинного революционера. Возможно, именно противопоставление таких мега-понятий как «правда» и «ложь» и выявляет противоречивость натуры самого автора.

Заключение

Я думаю, что для человечества все же важнее правда. Главная проблема в пьесе «На дне» заключается не в правильности позиций героев, а в самих людях. Ведь с появлением Луки или с его исчезновением, с пропагандой Сатина или без нее, герои все равно ничего не изменят в своей жизни. Все, что происходит вокруг нас – дело наших собственных рук! В этом и есть главная правда пьесы М. Горького «На дне».

Цитаты из пьесы «На дне»

В собрание вошли цитаты из пьесы «На дне», Максима Горького:

Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — чёрненькие, все — прыгают… так-то. «Лука»

Всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее… «Пепел»

Шум смерти не помеха. «Бубнов»

Если кто кому хорошего не сделал, тот и худо поступил…»Лука»

Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! «Сатин»

А куда они — честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть… «Пепел»

Сделай так, чтоб работа была мне приятна — я, может быть, буду работать… да! Может быть! Когда труд — удовольствие, жизнь — хороша! Когда труд — обязанность, жизнь — рабство! «Сатин»

Барство-то — как оспа… и выздоровеет человек, а знаки-то остаются. «Лука»

Пропил я душу, старик…я, брат, погиб… А почему — погиб? Веры у меня не было… «Актер»

Болезнь — боится слова, а смерть — нет… «Бубнов»

Он — каков ни есть — а всегда своей цены стоит… «Лука»

В карете прошлого никуда не уедешь. «Сатин»

Нет на свете людей лучше воров! «Сатин»

Все люди на земле — лишние… «Бубнов»

Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-то всех жалел и нам так велел… «Лука»

Всяко живет человек…как сердце налажено, так и живет…сегодня — добрый, завтра — злой… «Лука»

На что совесть? Я не богатый… «Бубнов»

Гляди — какой я? Лысый… А отчего? От этих вот самых разных баб… «Лука»

Люди все живут… как щепки по реке плывут… строят дом… а щепки — прочь… «Бубнов»

И…чего тебе правда больно нужна…подумай-ка! она, правда-то, может, обух для тебя…»Лука»

Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека! «Сатин»

Какие они люди? Рвань, золотая рота… «Клещ»

Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее…и хоть живут — хуже, а хотят — все лучше… упрямые! «Лука»

Любить — живых надо… живых…»Лука»

Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом вся душа. «Лука»

Мало знать, ты — понимай. «Наташа»

Выходит — снаружи, как себя ни раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да! «Бубнов»

Надо уважать человека! Не жалеть…не унижать его жалостью… уважать надо. «Сатин»

Все мы на земле странники… «Лука»

Надоели мне, брат, все человеческие слова… все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз… «Сатин»

Все … терпят… всяк по-своему жизнь терпит… «Лука»

Образование — чепуха, главное — талант. «Актер»

В женщине душа должна быть. «Пепел»

Пепел: … бог есть? Лука: Коли веришь — есть; не веришь — нет… Во что веришь, то и есть…

Без причины и прыщ не вскочит. «Лука»

Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ. А долг твой мне — это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить… Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана… «Костылев»

А талант — это вера в себя, в свою силу… «Актер»

Смерть — она все успокаивает… она для нас ласковая…»Лука»

А кто пьян да умён — два угодья в нем… «Бубнов»

Человек — все может…лишь бы захотел… «Лука»

Где тепло, там и родина… «Лука»

Я всегда презирал людей, которые слишком заботятся о том, чтобы быть сытыми «Сатин»

«С гордостью» Мой организм отравлен алкоголем… «Актер»

Тема выпуска: высказывания, изречения, афоризмы, статусы, фразы и цитаты из пьесы «На дне» — пьеса Максима Горького, написана в конце 1901 года

Искусство за рамками замысла

После исполнения пьесы актерами Московского художественного театра, Горький остался недоволен. Он считал Бубнова более тупым, а Луку более безучастным, чем это изобразили артисты. Но Горький еще не подозревал, что его герои перешагнут замысел автора и окажутся значительно более многоплановыми, чем задумывались. Сам замысел пьесы не захочет ложится в рамки схематично-простых жизненных ситуаций. И может быть скепсис Бубнова – это не тупость, а умение разбираться в непростых хитросплетениях людских характеров.

Он ведь точно оценил каждого из своих соседей: Барон отвыкнет от барских замашек; Клещ смирится со своей судьбой, а Пепел горько поплатится за свою измену. Так оно и вышло. Василиса измены не простила и в результате: Наташа искалечена, а Пепла ожидает каторга.

Не признавая лжи, Бубнов и к себе относится с критикой. Однако ведет себя с достоинством и не заискивает перед Василисой или Медведевым.

Как оказался такой человек в ночлежке? Раньше у него была небольшая мастерская, но дрязги с женой, завязавшей любовную интрижку с его помощником, вынудили его бросить все и уйти восвояси. Хорошо хоть жену не «укокошил».

В прошлом скорняк, Бубнов стал картузником и зарабатывает себе на краюху хлеба. Целыми днями он сидит на нарах и кроит картузы, спускаясь только за нитками да чаю попить.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Решение задач Контрольные работы Эссе

В одном из пособий для учителей 1997 года издания, автор, анализируя обитателей «дна» называет Бубнова шулером. Но Бубнов в карты не играл, только в шашки, причем честно, без «ноздревщины». Да и по жизни его нельзя назвать ни шулером, ни жуликом.

Лука

Лука считает, что ложь может давать человеку надежду. Герой придерживается позиции лжи во спасение. Пьянице Актеру Лука говорит об особом городе, в котором он излечится от алкоголизма и изменится к лучшему. Умирающей Анне Лука рассказывает о том, что она после смерти обретет настоящий покой. Насте, стремившейся к обретению любви, Лука говорит то, что она обязательно добьется того, во что верит. Герой, появившийся в ночлежке, пытается поддержать каждого, кто находится на «дне».

Правда Луки заключается в милосердии и сострадании. Она построена на любви ко всему человечеству. Герой стремится каждому жителю ночлежки дать надежду на лучшую жизнь, а ложь становится орудием. Лука не согласен с позицией Бубнова, он считает, что одной только правдой нельзя вылечить душу человека.

Васька Пепел

Потомственный вор, в отличие от прочих действующих лиц пьесы, не видит особенной трагедии в своём пребывании в ночлежке. Васька Пепел другой жизни не знал. Он вор, его отец был вором. Хотя, конечно, ему бы хотелось что-то изменить в своей жизни. Надежду ему дарит Лука. Впрочем, странник обнадеживает всех обитателей ночлежки. Слова Пепла не стали афоризмами. В пьесе «На дне» этот персонаж словно символизирует безысходность. Человек, научившийся воровать раньше, нежели говорить, едва ли сможет стать полноценным членом общества. Такая мысль приходит после прочтения произведения Горького. Пепел оказывается в Сибири. Но не с Наташей, как предсказывал Лука, а в качестве каторжанина.

Равнодушный цинизм Бубнова

Каков же образ мыслей и взглядов Бубнова? Он убежден, что все люди – «щепки» и противостоять течению жизни бессильны. В жизни все решают обстоятельства, которые влияют на судьбу каждого человека. Руководствуясь такой логикой, Бубнов ничего не делает, чтобы что-то изменить в своей судьбе, а ведь ему только 45! Он смирился со своим положением и считает ночлежку своим домом.

Уверовав в неотвратимость человеческих бед и несчастий, Бубнов считает попытки борьбы с роком смешными и бесполезными. Он абсолютно убежден в своей меланхолии и любую реплику подает спокойно и без эмоций. Это скорее говорит не об уверенности, а о совершенном равнодушии к происходящему.

Когда Анна, находящаяся на смертном одре просит не шуметь, Бубнов с полным безучастием отвечает, что их шум не помешает ей умереть. В этом эпизоде раскрывается еще одна черта данного «героя» — цинизм по отношению к людям и их страданиям.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Смерть Анны, тридцатилетней женщины, ничего кроме нищеты и издевательств в жизни не видевшей, стала событием показательным: с состраданием вздохнет Лука, с болью и жалостью отзовется Наташа, горечь сожаления просквозит в словах Актера; и только фразы Бубнова будут пусты и равнодушны, как и его душа, как и он сам.

Над Настей, воодушевленной давно минувшей любовью юного студента, Бубнов и Барон смеются и грубо издеваются, считая выдумкой и ее чувства, и саму любовь.

Сострадание не стучится в душу Бубнову. Ему не понятна ложь, о которой говорит Лука. Солгать ради выгоды или блага своего – это да, но солгать ради поддержки другого человека, ради излечения его души – это «выдумки», этого не может быть.

Роль Луки в драме «На дне»

Господа! Если к правде святой Мир дорогу найти не умеет, – Честь безумцу, который навеет Человечеству сон золотой!
Завязкой конфликта в пьесе Горького «На дне» является появление странника Луки. Он сразу же оказывается в центре внимания ночлежников, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем.

Найдите в тексте и прочитайте, как выглядит Лука при первом появлении в ночлежке?

«Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса».

Кто такой Лука? Что узнают ночлежники о его прошлом?

О себе Лука практически ничего не рассказывает. Он произносит лишь загадочную фразу: «Мяли много, оттого и мягок». Кроме того, ночлежники узнают о том, что Лука служил сторожем у инженера под Томском, и, когда на дом напали грабители, он сначала, наставив на них ружье, заставил их выпороть друг друга, а затем, как говорится, дал слово молвить. Оказалось, что это беглые каторжники, которым надоело побираться, и они решили пойти на грабеж. Лука пожалел грабителей и оставил их у себя зимовать.

У Луки, скорее всего, нет документов. На требование Василисы дать паспорт он отвечает уклончиво: «Я тебе принесу… на квартиру тебе приволоку его…». Возможно, Лука скрывается от полиции, бродяжничает. В разговоре с Пеплом Лука оставляет без ответа предположение о том, что и у него были проблемы с законом – возможно, и он убил когда-то человека.

Каким образом Лука действует на ночлежников?

Лука приносит утешение обитателям ночлежки, вселяет в их души надежду, веру в лучшее, старается в каждом найти хорошее.

Кого и как «утешает» Лука? Ответы докажите примерами из текста.

Лука «утешает» Анну, Настю, Актера и Пепла. У каждого из героев он находит «слабое место», поэтому слова утешения всегда оказываются очень своевременными. Лука находит добрые слова для умирающей женщины, которая очень боится смерти.

Пепел, сначала отнесшийся к Луке скептически, постепенно поддается его рассказам, решает бросить воровство и отправиться в Сибирь, чтобы начать новую жизнь.

Актеру Лука рассказывает о лечебнице для алкоголиков и дает ему надежду на выздоровление.

Насте Лука ничего не обещает, он просто становится для нее благодарным слушателем, делает вид, что верит в ее рассказы о прекрасной и несчастной любви, случившейся в ее жизни.

Преследует ли Лука какие-нибудь корыстные цели, обманывая людей?

Лука не имеет никакой выгоды, разговаривая с ночлежниками, единственная причина, побуждающая его утешать – «понять хочется дела-то человеческие…»

В чем видит смысл жизни Лука?

По мнению Луки, все люди живут «для лучшего», для того чтобы однажды появился особенный человек и улучшил человеческую жизнь своим мастерством и талантом: «По сту лет… а может, и больше – для лучшего человека живут!

В чем смысл жизни, по мнению Сатина? Прокомментируйте роль монолога о Человеке для понимания проблематики пьесы.

Главная жизненная ценность, по мнению Сатина, – свобода творить и преобразовывать мир по своему желанию: «Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело рук его и его мозга! Не следует унижать человека жалостью». Сострадание необходимо лишь тем, кто «слаб душой… и кто живет чужими соками».

В монологе о человеке содержится ответ самого автора на вопрос о правде. Лука – «утешитель» уходит со сцены тихо, украдкой, боясь оказаться в полиции за участие в драке, Сатин же остается и в IV акте, «сильном месте драмы», произносит слова о Человеке, которого нужно уважать и не унижать жалостью. В монологе Сатина можно увидеть и оправдание «утешительства» Луки. Сатин говорит о людях, которые лгут красиво, вдохновенно, возбуждающе, из жалости к человеку. Важность данного эпизода для выяснения авторской позиции подчеркивает то, что все персонажи, кроме Сатина, на время как бы «замирают», их внутреннее состояние комментируется авторской ремаркой:

«Настя упорно смотрит в лицо Сатина. Клещ перестает работать над гармонией и тоже слушает. Барон, низко наклонив голову, тихо бьет пальцами по столу. Актер, высунувшись с печи, хочет осторожно слезть на нары».

Как Сатин относится к работе?

Сатин не хочет работать. Он считает, что люди работают для того, чтобы быть сытыми. А человек – выше сытости.

Чьи убеждения Луки или Сатина вам ближе?

В чем смысл имени Лука?

С одной стороны, это имя напоминает библейского евангелиста Луку и означает «светлый», а с другой, Лука – ассоциируется со словом «лукавый», то есть «черт».

В чем разница жизненных убеждений Сатина и Луки?

Жизненные позиции Луки и Сатина в критике традиционно противопоставляются. Философия Луки сконцентрирована в притче о праведной земле, взгляды Сатина – в монологе о Человеке. Лука – утешитель, навевающий ночлежникам «сон золотой». Сатин же разоблачает его «рабское» миропонимание и утверждает идеал свободного человека.

Позиция Сатина ближе всего к авторской, и именно в устах Сатина озвучена горьковская концепция человека. Однако анализ пьесы обнаруживает в образах Сатина и Луки гораздо больше сходства, чем могло бы показаться.

Бубнов

Этот герой в тюрьме не бывал. В ночлежку бежал из дома, чтобы не убить ненароком жену и ее любовника. Жизнь здесь не могла не наложить на его душу отпечатка. Ему, как и прочим персонажам, дороги обратно нет. «Был честный, да только позавчерашней весной» — афоризм из пьесы «На дне». Фраза эта принадлежит Бубнову. Применима к любому обитателю ночлежки. Ещё одно высказывание Бубнова — «Всегда лучше вовремя уйти». Сомневаться в этих словах не приходится, однако из уст человека, оказавшегося на социальном дне и не принимающего никаких попыток выбраться оттуда, звучат они неискренне.

Сатин

Автор изобразил в пьесе людей, лишенных всяческих социальных благ. Лишённых навсегда, окончательно. Сатин провел несколько лет в тюрьме. Когда-то он совершил убийство, затем оказался в ночлежке, из которой выбраться ему уже не суждено. «Что такое правда?» — задает вопрос Сатин. И сам же отвечает: «Правда — это человек».

Афоризмы из пьесы Горького «На дне» — это прежде всего слова загадочного выдумщика и мудреца Луки. Сатин в некотором роде является продолжателем философии беспаспортного бродяги. Все афоризмы Луки и Сатина из пьесы «На дне» затрагивают такие понятия как ложь, милосердие и вера, хотя создается впечатление, что эти персонажи говорят о совершенно разных вещах.

В одном из актов Сатин рассуждает о лжи. Он называет ее религией хозяев и рабов. Правду — богом свободного человека. Ни один из героев Горького не проявляет силу. Каждый предпочитает верить в сказки Луки и надеяться на то, что всё само собой образуется.

  • Подготовка к итоговому сочинению 2022 11 класс презентация
  • Подготовка к сочинению по драме островского гроза
  • Подготовка к сочинению горе от ума 9 класс по литературе
  • Подготовка к сочинению герасимов после дождя 6 класс
  • Подготовка к сочинению по драме гроза урок в 10 классе презентация