Подготовка к сочинению по обломову 10 класс презентация

Презентация на тему: обломов и обломовщина по роману обломов скачать эту презентацию скачать эту презентацию слайда 1 описание слайда:иван


Презентация на тему: Обломов и «обломовщина» (по роману «Обломов»)

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891) Обломов и «обломовщина» (по роману «Об

Описание слайда:

Иван Александрович Гончаров (1812 – 1891) Обломов и «обломовщина» (по роману «Обломов»)

№ слайда 2
Обломовщина в романе В контексте романа обломовщина трактуется по-разному. В соц

Описание слайда:

Обломовщина в романе В контексте романа обломовщина трактуется по-разному. В социальном аспекте, с одной стороны, это проявление пороков крепостничества, помещичьей жизни. С другой стороны, это национальное явление, которое может рассматриваться с позиций русской ментальности, русского национального характера. Однако обломовщина – это и психологическое явление, характерное для людей определённого психологического типа. Соединив в себе эти аспекты, обломовщина иллюстрирует «бегство от реальности», жизнь в иллюзорном мире, сознательный отказ от жизненной активности. Обломовский идеал жизни – гармония «ума» и «сердца», эмоционального и рационального, которая проявляется в покое. Этот идеал сложился у героя ещё в детстве, описание которого дано в «Сне Обломова».

№ слайда 3
Детство Обломова

Описание слайда:

Детство Обломова

№ слайда 4
В семье Обломова

Описание слайда:

В семье Обломова

№ слайда 5
Илюша Обломов с няней

Описание слайда:

Илюша Обломов с няней

№ слайда 6
«Сон Обломова» (9 глава I части) Глава, из которой родился роман. «Сон Обломова»

Описание слайда:

«Сон Обломова» (9 глава I части) Глава, из которой родился роман. «Сон Обломова» — сердцевина романа, занимает центральное место в идейном отношении, так как показывает, что такое «обломовщина». Во сне показана обстановка, в которой проходило детство главного героя.

№ слайда 7
Жизнь обломовцев На фоне спокойной природы русской равнины протекает замедленная

Описание слайда:

Жизнь обломовцев На фоне спокойной природы русской равнины протекает замедленная жизнь людей. Реки медленно текут по равнине. Медленно течёт сама жизнь. Ни землетрясений, ни наводнений, ни катастроф. Ребёнок Илюша Обломов розовощёкий, толстый, ленивый, избалованный. Все домашние добрые, милые, заботливые. Смысл жизни – хорошая сытная еда. Наслаждение, отдых, сон, дрёма – так жили все и всегда. Рождение, крестины, сватовство, венчание, рождение детей, медленное угасание. Нет разницы, летний жаркий день или холодный зимний вечер. Илья Обломов взрослеет, но также окружён мамками, няньками, слугами. Ему шагу не дают шагнуть на волю. Оберегают его от внешних невзгод, в том числе и от такого несчастия, как учение.

№ слайда 8
«Бесплодные сожаления о минувшем, жгучие упреки совести язвили его, как иглы, и

Описание слайда:

«Бесплодные сожаления о минувшем, жгучие упреки совести язвили его, как иглы, и он всеми силами старался свергнуть с себя бремя этих упреков, найти виноватого вне себя и на него обратить жало их. Но на кого?…. -Отчего же я такой? – почти со слезами спросил себя Обломов и спрятал опять голову под одеяло, — право… -И я бы тоже…хотел…что-нибудь такое…разве природа уж так обидела меня…да нет, слава богу…жаловаться нельзя…». И.А. Гончаров Почему Илья Ильич стал таким, каким он показан в начале романа?

№ слайда 9
У Т Р О Утро великолепное; в воздухе прохладно; солнце еще не высоко. От дома, о

Описание слайда:

У Т Р О Утро великолепное; в воздухе прохладно; солнце еще не высоко. От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи – от всего побежали далеко длинные тени. В саду и на дворе образовались прохладные уголки, манящие к задумчивости и сну. Только вдали поле с рожью точно горит огнем. Да речка так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. П О Л Д Е Н Ь Полдень знойный; на небе ни облачка. Солнце стоит неподвижно над головой и жжет траву. Воздух перестал струиться и висит без движения. Ни дерево, ни вода не шелохнутся; над деревней и полем лежит невозмутимая тишина – все как будто вымерло…В двадцати саженях слышно, как пролетит и прожужжит жук, да в густой траве кто- то все храпит, как будто кто-нибудь завалится туда и спит сладким сном. В Е Ч Е Р А солнце уж опускалось за лес;… предметы теряли свою форму: все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли, кроме одной… , которая одна монотонно чирикала. Но все реже и реже, …наконец свистнула слабо … и заснула. Все смолкло… Река тоже присмирела; …стала неподвижно. Что общего в этих пейзажных зарисовках? С какой целью автор использует пейзаж? У Т Р О Утро великолепное; в воздухе прохладно; солнце еще не высоко. От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи – от всего побежали далеко длинные тени. В саду и на дворе образовались прохладные уголки, манящие к задумчивости и сну. Только вдали поле с рожью точно горит огнем. Да речка так блестит и сверкает на солнце, что глазам больно. П О Л Д Е Н Ь Полдень знойный; на небе ни облачка. Солнце стоит неподвижно над головой и жжет траву. Воздух перестал струиться и висит без движения. Ни дерево, ни вода не шелохнутся; над деревней и полем лежит невозмутимая тишина – все как будто вымерло…В двадцати саженях слышно, как пролетит и прожужжит жук, да в густой траве кто- то все храпит, как будто кто-нибудь завалится туда и спит сладким сном. В Е Ч Е Р А солнце уж опускалось за лес;… предметы теряли свою форму: все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. Пение птиц постепенно ослабевало; вскоре они совсем замолкли, кроме одной… , которая одна монотонно чирикала. Но все реже и реже, …наконец свистнула слабо … и заснула. Все смолкло… Река тоже присмирела; …стала неподвижно.

№ слайда 10
О Б Л О М О В К А СОН ЕДА ПРОДОЛЖЕНИЕ РОДА «Это был какой-то всепоглощающий, нич

Описание слайда:

О Б Л О М О В К А СОН ЕДА ПРОДОЛЖЕНИЕ РОДА «Это был какой-то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти. Все мертво, только из всех углов несется разнообразное храпенье на все тоны и лады» «Три главных акта жизни: родины, свадьба, похороны….Все отправлялось с такою точностью, так важно и торжественно» «И так жизнь по этой программе тянется беспрерывной однообразною тканью, незаметно обрываясь у самой могилы. » С У Е В Е Р И Я «В Обломовке верили всему: и оборотням, и мертвецам…так сильна вера в чудесное!» Н Р А В Ы привязанность к одному месту; замкнутость; равнодушие к остальному миру «интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими» «ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти… не волновали их» «были до крайности скупы, денег тратить не любили» «главною заботою была кухня и обед» «об обеде совещались целым домом» «забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке» «Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть.» О Б Л О М О В К А «Что привлекает вас в Обломовке и ее обитателях, а что вы не принимаете?»

№ слайда 11
В чем обломовцы видели смысл жизни? «…понимали её (жизнь) не иначе, как идеалом

Описание слайда:

В чем обломовцы видели смысл жизни? «…понимали её (жизнь) не иначе, как идеалом ПОКОЯ и БЕЗДЕЙСТВИЯ, нарушаемого по временам разными неприятными случайностями, как-то: болезнями, убытками…» «Они сносили труд как наказание…, но любить не могли, и где были случаи, всегда от него избавлялись» «Они никогда не смущали себя никакими туманными умственными или нравственными вопросами: от того всегда и цвели здоровьем и весельем» «Норма жизни была готова и преподана им родителями» «Ничего не нужно: ЖИЗНЬ КАК ПОКОЙНАЯ РЕКА ТЕКЛА МИМО НИХ; им оставалось только сидеть на берегу этой реки и наблюдать неизбежные явления»

№ слайда 12
«став на колени и обняв его одной рукой, мать подсказывала ему слова молитвы» «н

Описание слайда:

«став на колени и обняв его одной рукой, мать подсказывала ему слова молитвы» «начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками» «начали осыпать его ласками и поцелуями» «мать…разговаривает о будущности Илюши, ставит его героем какой-нибудь созданной ею блистательной эпопеи….сулит ему золотые горы» «мать задавала себе и няньке задачу: выходить здоровенького ребенка, беречь от простуды, от глаза и от других враждебных обстоятельств. Усердно хлопотать, чтобы дитя было всегда весело и кушало много» «ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь; здоровье дороже всего в жизни» «Они мечтали и о шитом мундире для него, воображали …даже губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями…, например, учиться слегка, не до изнурения души и тела, чтобы только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства» В чем сущность обломовской системы воспитания? Л Ю Б О В Ь Б Е З Д Е Й С Т В И Е Ч У В С Т В О ИЗБРАННИЧЕСТВА: «Я-ДРУГОЙ» И Ж Д И В Е Н ЧЕ С Т В О О П Е К А

№ слайда 13
Иллюстрация В.Табурина , журнал «Нива», 1898 г. Каким предстает Илюша Обломов в

Описание слайда:

Иллюстрация В.Табурина , журнал «Нива», 1898 г. Каким предстает Илюша Обломов в детстве? Какие задатки были даны герою от рождения?

№ слайда 14
ОБЛОМОВЩИНА ПАРАЗИТИЗМ НЕПОДВИЖНОСТЬ ЛЕНЬ ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ СОЗЕ

Описание слайда:

ОБЛОМОВЩИНА ПАРАЗИТИЗМ НЕПОДВИЖНОСТЬ ЛЕНЬ ПОИСК СМЫСЛА ЖИЗНИ МЕЧТАТЕЛЬНОСТЬ СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ ПОЭЗИЯ Какие черты характерны для «обломовщины»?

№ слайда 15
Почему Илья Ильич стал таким, каким он показан в начале романа? «По мнению Гонча

Описание слайда:

Почему Илья Ильич стал таким, каким он показан в начале романа? «По мнению Гончарова, именно первые бессознательные детские впечатления формируют натуру будущего человека. Характер героя – объективный результат условий рождения и воспитания. Нет никаких намеков на способность героя противостоять сложившемуся порядку жизни: более того, сами потенциальные задатки сопротивления среде (природная живость, любознательность) подавляются в ребенке воспитанием». Е.А.Краснощекова

№ слайда 16
Обломовщина как тип жизни а) этот тип жизни определяет неподвижность (покой). Мо

Описание слайда:

Обломовщина как тип жизни а) этот тип жизни определяет неподвижность (покой). Мотивы сна, застоя, духоты; б) интересы обломовцев сосредоточены на физиологических потребностях, жизнь соответствует природному циклу смены времён года, это определяет заботы мужиков и господ; в) обломовцы ведут привычное существование, нет непредсказуемых событий; обломовцы спокойны и равнодушны к остальному миру; г) условия крепостного быта наложили свой отпечаток: обломовцы не умеют быть хозяевами, они непрактичны, не любят трудиться, не умеют преодолевать возникающие трудности.

№ слайда 17
ДИВАН «Но цвет жизни распустился и не дал плодов» ОТСТАВКА Увлечение книгами, 1-

Описание слайда:

ДИВАН «Но цвет жизни распустился и не дал плодов» ОТСТАВКА Увлечение книгами, 1-1,5 года, охлаждение УВЛЕЧЕНИЕ СВЕТОМ «Радовался пустякам и от пустяков же страдал» СЛУЖБА «Жизнь разделялась на 2 половины: скука и труд – синонимы, покой и мирное веселье» (философия Обломова) ПОДГОТОВКА К СЛУЖБЕ «Высокие мечты о роли в обществе» В О С Х О Ж Д Е Н И Е   К   Д И В А Н У

№ слайда 18
Жизнь Обломова — круг, напоминающий протяжный [О] в его имени: “ОблОмОв”

Описание слайда:

Жизнь Обломова — круг, напоминающий протяжный [О] в его имени: “ОблОмОв”

№ слайда 19
Любимый диван

Описание слайда:

Любимый диван

№ слайда 20
Халат

№ слайда 21
Порядок в доме

Описание слайда:

Порядок в доме

№ слайда 22
Подготовка к сочинению по обломову 10 класс презентация

№ слайда 23
Подготовка к сочинению по обломову 10 класс презентация

№ слайда 24
Обломова больше устроил мещанский быт в доме статской советницы Пшеницыной: он в

Описание слайда:

Обломова больше устроил мещанский быт в доме статской советницы Пшеницыной: он видел, лежа на диване, как ее пухлые проворные руки умело делали все в его пользу, и он рад был, что его привычки уважены; Агафья Матвеевна чтила в нем “высокородного” барина — именно то, что практически ничего не значило в глазах других.

№ слайда 25
Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина ?» «История о том, как лежит и спит добря

Описание слайда:

Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина ?» «История о том, как лежит и спит добряк-ленивец Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, – не бог весть какая история. Но в ней отразилась русская жизнь, в ней предстает перед нами живой, современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью; в ней сказалось новое слово нашего общественного развития, произнесенное ясно и твердо, без отчаяния и без ребяческих надежд, но с полным сознанием истины».

№ слайда 26
Жизнь в имении оказала огромное влияние на Илью Ильича. Именно она определила по

Описание слайда:

Жизнь в имении оказала огромное влияние на Илью Ильича. Именно она определила поэтическое начало в его характере, его представления о семейной жизни. Герой стремится к духовной жизни, которая складывается вокруг семьи и любви. Человек, душа которого «чиста и ясна, как стекло», «благородный и нежный», Обломов не принимает мир ограниченного и бездуховного общества и по-своему (пассивно) сопротивляется ему.

№ слайда 27
Сведения о презентации Использованные материалы: 1. «Все герои произведений русс

Описание слайда:

Сведения о презентации Использованные материалы: 1. «Все герои произведений русской литературы» Словарь-справочник, издательство «АСТ» 2000 год 2. «Русская литература XIX века в 10 классе» Часть первая Учебник, издательство «Московский Лицей» 2003 год 3. «Поурочные разработки по русской литературе Первая половина XIX века» Методическое пособие, издательство «ВАКО» 2002 год 4. «Литература в 10 классе. Урок за уроком» Методическое пособие, издательство «Русское слово», 2003 год 5. «Русская литература XIX – XX веков» Учебное пособие для поступающих в вузы, издательство МГУ, 2003 год 6. Художественный фильм Н. Михалкова «Несколько дней из жизни Обломова»

№ слайда 28
Подготовка к сочинению по обломову 10 класс презентация

Слайд 1

Подготовка к сочинению по роману И.Гончарова «Обломов»10 классПрезентация Погребняк Н.М.

Текст слайда:

Подготовка к сочинению по роману И.Гончарова «Обломов»

10 класс

Презентация Погребняк Н.М.


Слайд 2

Обломов и Штольц

Текст слайда:

Обломов и Штольц


Слайд 3

План сочинения1.Вступление. Принцип антитезы – характерная черта романов И.А.Гончарова 1) каждая историческая эпоха

Текст слайда:

План сочинения

1.Вступление. Принцип антитезы – характерная черта романов И.А.Гончарова
1) каждая историческая эпоха рождает «новых людей» и сохраняет традиции в личностях, хранящих прошлое
2) в романах Гончарова сопоставляются нерешительные личности с характерами редкими и деятельными: Пётр Адуев – Александр Адуев («Обыкновенная история»), Райский – Волохов («Обрыв»), Штольц – Обломов («Обломов»)


Слайд 4

2.Основная часть. Штольц – антипод ОбломоваОбщие черты: а) возраст («Штольц ровесник Обломову:

Текст слайда:

2.Основная часть. Штольц – антипод Обломова

Общие черты:
а) возраст («Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет»)
б) вероисповедание (православное)
в) Обучение в пансионе Ивана Штольца в Верхлёве
г) служба и быстрая отставка
д) любовь к Ольге Ильинской


Слайд 5

2) Различные черты: а) портрет ( Обломов – «человек…среднего роста, приятной наружности, с

Текст слайда:

2) Различные черты:
а) портрет ( Обломов – «человек…среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами», в лице господствовала мягкость, душа «открыто и ясно светилась в глазах», «обрюзг не по летам»;
Штольц «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь, «худощав», «цвет лица ровный», глаза выразительные


Слайд 6

б) родители ( у Обломова – русские; «Штольц был немец только вполовину, по

Текст слайда:

б) родители ( у Обломова – русские; «Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская»)
в) воспитание ( Обломов переходил «из объятий в объятия родных, друзей», его воспитание носило патриархальный характер; Штольца отец воспитывал жёстко, приучая к работе, «матери не совсем нравилось его трудовое, практическое воспитание»)


Слайд 7

г) отношение к учёбе в пансионе (Обломов учился « по необходимости», «серьёзное чтение

Текст слайда:

г) отношение к учёбе в пансионе (Обломов учился « по необходимости», «серьёзное чтение утомляло его», « зато поэты задели … за живое»; Штольц «учился отлично, и отец сделал его репетитором» в своём пансионе
д) дальнейшее образование (Обломов до двадцати лет провел в Обломовке; Штольц закончил университет)


Слайд 8

е) образ жизни ( «лежанье у Ильи Ильича … было его нормальным состоянием»;

Текст слайда:

е) образ жизни ( «лежанье у Ильи Ильича … было его нормальным состоянием»; Штольц «участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу», «он беспрестанно в движении»)
ж) ведение хозяйства (Обломов не занимался делами в деревне, получал незначительный доход и жил в долг; Штольц «жил по бюджету», постоянно контролируя свои расходы)


Слайд 9

з) жизненные стремления (Обломов в молодости «готовился к поприщу», думал о роли в обществе,

Текст слайда:

з) жизненные стремления (Обломов в молодости «готовился к поприщу», думал о роли в обществе, о семейном счастье, затем его идеалом стала беспечная жизнь в единении с природой, семьёй, друзьями; Штольц, выбрав деятельное начало, не изменил своим желаниям, «труд – образ, содержание, стихия и цель жизни»)


Слайд 10

и) взгляды на общество (Обломов считает, что все « члены света и общества»

Текст слайда:

и) взгляды на общество (Обломов считает, что все « члены света и общества» — «мертвецы, спящие люди», им свойственны неискренность, зависть, он не сторонник прогрессивных форм ведения хозяйства в деревне;
Штольц погружен в жизнь общества, он представитель зарождающейся буржуазии, поэтому поддерживает прогрессивные преобразования в обществе)


Слайд 11

к) отношение к Ольге (Обломов хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную

Текст слайда:

к) отношение к Ольге (Обломов хотел видеть любящую женщину, способную создать безмятежную семейную жизнь; Штольц пытается развить ее ум, деятельное начало, способность к борьбе)
л) взаимоотношения (Обломов считал Штольца единственным другом, прислушивался к его советам; Штольц высоко ценил нравственные качества Обломова, его «честное, верное сердце», любил его «прочно и горячо»


Слайд 12

м) самооценка (Обломов постоянно сомневался в себе; Штольц был уверен в своих чувствах,

Текст слайда:

м) самооценка (Обломов постоянно сомневался в себе; Штольц был уверен в своих чувствах, делах и поступках, которые подчинял холодному расчету)
н) особенности характера (Обломов бездеятелен, мечтателен, нерешителен, мягок, ленив, апатичен, не лишен тонких душевных переживаний; Штольц деятелен, резок, практичен, рассудок преобладает над чувством)


Слайд 13

3. Заключение. Значение образов Обломова и Штольца 1) в Обломове

Текст слайда:

3. Заключение. Значение образов Обломова и Штольца
1) в Обломове отражены типические черты патриархального дворянства
2) Обломов вобрал в себя противоречивые черты русского национального характера
3) Штольцу отводилась роль человека, способного сломить «обломовщину» и возродить героя
4) неясность представлений Гончарова о роли «новых людей» в обществе привела к неубедительности образа Штольца


Слайд 1

Творческая работа в формате «Итоговое сочинение – 2016»по роману И.А.Гончарова «Обломов» Тематические направления:1. «Разум и чувство» 2.

Текст слайда:

Творческая работа в формате
«Итоговое сочинение – 2016»
по роману И.А.Гончарова «Обломов»

Тематические направления:
1. «Разум и чувство» 2. «Честь и бесчестие»
3. «Победа и поражение» 4. «Опыт и ошибки»
5. «Дружба и вражда»

Подготовка к итоговому сочинению в 10 классе

Материалы подготовила учитель
русского языка и литературы МБОУ СШ № 4
г.Иваново Сыско Ирина Владимировна


Слайд 2

Особенности этой письменной работыКаждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Как писать это сочинение?СочинениеТема №

Текст слайда:

Особенности этой письменной работы

Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных.

Как писать это сочинение?

Сочинение
Тема № ??


Слайд 3

Прочитайте комментарии к каждому направлению, вычлените ключевые понятия.Проанализируйте формулировку предложенной темы с учётом понятий, упомянутых в общем

Текст слайда:

Прочитайте комментарии
к каждому направлению, вычлените ключевые понятия.

Проанализируйте формулировку предложенной темы с учётом понятий, упомянутых в общем направлении, выберите материал для сочинения.

1. Анализ общих направлений.

2. Обдумайте конкретные темы,
предложенные для написания работы.

Проанализируйте тему перед написанием сочинения:
работа должна соответствовать теме.

Постройте ключевую фразу,
которая ляжет в основу замысла работы.


Слайд 4

Раскройте тему с привлечением литературного материала.Кто что почему делает? (конкретный герой, его поступки, пояснение причин поступков)К2. Даны

Текст слайда:

Раскройте тему с привлечением литературного материала.

Кто что почему делает?
(конкретный герой, его поступки, пояснение причин поступков)

К2. Даны общие слова без конкретного литературного материала.

Это пересказ или переписывание текста без комментирования.

НЕЗАЧЁТ

К1. Это работа на другую тему. Замысел не прослеживается.


Слайд 5

Композиция сочинения по выбранной темеI.Заявленная во вступлении тема. Формулировка темы.II. Раскрытие темы: аргументация + тезис.Каждый аргумент

Текст слайда:

Композиция сочинения
по выбранной теме

I.Заявленная во вступлении тема. Формулировка темы.

II. Раскрытие темы: аргументация + тезис.

Каждый аргумент замыкает
(или открывает) тезис по теме.

Не теряй красную нить темы!


Слайд 6

две важнейшие духовные составляющие внутреннего мира  с этим связан внутренний конфликт или равновесие личности Ключевые фразы

Текст слайда:

две важнейшие духовные составляющие внутреннего мира
 с этим связан внутренний конфликт или равновесие личности

Ключевые фразы для сочинения по теме

Умей пережить ту минуту, когда кажется,
что всё уже потеряно.

1. «Разум и чувство»

Герои литературных произведений нередко оказываются
перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Чувство: любовь, дружба, эгоизм, патриотизм, милосердие, самолюбие, трусость …. Насколько оно подчинено разуму и почему?

Этот герой прислушался к голосу разума, заглушив в своей душе высокое чувство (или низменную страсть).

На примере судеб этих героев автор изображает противостояние Р. и Ч.


Слайд 7

2. «Честь и бесчестие»В литературных произведениях изображаются разные варианты жизненного выбора: верность нравственным правилам или компромисс с

Текст слайда:

2. «Честь и бесчестие»

В литературных произведениях изображаются разные варианты жизненного выбора: верность нравственным правилам или компромисс с совестью, глубокое моральное падение личности или высота духа.

 Моральные качества, полярные понятия, связанные с выбором: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия

Ключевые фразы для сочинения по теме

На примере судеб этих героев автор изображает разные проявления жизненного выбора.

Этот герой сумел сохранить честь, отказался от предательства и лжи. Не пошёл на компромисс со своей совестью. Он сохранил высоту духа, не уронив своё человеческое достоинство. (или наоборот)

«Не сильные лучшие, а честные» (Ф.М.Достоевский)


Слайд 8

3. «Победа и поражение»аспекты размышления: нравственно-философский, психологический результат жизненной ситуации связь жизненной ситуации с внешними конфликтными событиями

Текст слайда:

3. «Победа и поражение»

аспекты размышления: нравственно-философский, психологический результат жизненной ситуации

 связь жизненной ситуации с внешними конфликтными событиями в жизни человека или с внутренней борьбой человека с самим собой, причины и результаты этой борьбы

На примере судеб этих героев автор изображает жизненные искания и победу над собой (или поражение в поединке с…) .

Этот герой сумел одержать победу (или нет). Это было вот так (пересказ ситуации).

Побеждает в этой жизни только тот, кто победил сам себя.


Слайд 9

4. «Опыт и ошибки» итог духовного и практического опыта личности, обретения жизненного опыта взаимосвязь опыта и ошибок:

Текст слайда:

4. «Опыт и ошибки»

 итог духовного и практического опыта личности, обретения жизненного опыта

 взаимосвязь опыта и ошибок: опыт, предотвращающий ошибки или ошибки, ставшие преградой на жизненном пути, ошибки непоправимые, трагические

цена ошибок на пути обретения жизненного опыта

Опыт есть совокупность наших разочарований.

На примере судьбы этого героя мы наблюдаем жизненный путь человека, которому пришлось ценой ошибок приобрести большой жизненный опыт (или нет). Как это случилось?

Этот герой сумел приобрести мудрость ценой ошибок (или нет). Это было вот так (пересказ ситуации).


Слайд 10

способность или неспособность человека ценить дружбу, преодолевать конфликты или сеять вражду5. «Дружба и вражда» Каковы истоки

Текст слайда:

способность или неспособность человека ценить дружбу, преодолевать конфликты или сеять вражду

5. «Дружба и вражда»

 Каковы истоки дружбы и последствия вражды;

теплота человеческих отношений или неприязнь к враждебности

На примере судеб этих героев мы наблюдаем пример настоящей дружбы. Вот в чём она заключалась.

Эти герои смогли стать настоящимидрузьями (или нет).
Это было вот так (пересказ ситуации).

На чём основана настоящая дружба?


Слайд 11

Обратитесь к своему читательскому опыту! Напишите сочинение на материале романа И.А. Гончарова «Обломов»

Текст слайда:

Обратитесь к своему читательскому опыту!

Напишите сочинение на материале романа И.А. Гончарова «Обломов»


Слайд 12

Источники1. Итоговое сочинение (изложение) 2016-2017 учебный годОсобенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie2. Примеры тем к итоговому сочинениюhttp//4ege.ru/sochinenie/53337-temy-k-itogovomu-sochineniyu.htmlhttp://ya2017.com/edu/itogovoe-sochinenie-2017/

Текст слайда:

Источники

1. Итоговое сочинение (изложение) 2016-2017 учебный год
Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17
http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
2. Примеры тем к итоговому сочинению
http//4ege.ru/sochinenie/53337-temy-k-itogovomu-sochineniyu.html
http://ya2017.com/edu/itogovoe-sochinenie-2017/
http://sochinika.ru/vypusknoe3.html
http://decsoch.ru/temy-itogovogo-sochineniya-2016-2017/
http://www.ctege.info/itogovoe-sochinenie-2017/
3. Афоризмы великих людей
http://www.wisdoms.ru/131_1.html
4. Иллюстрации из ресурсов Интернета.


Урок 10 – 11.

Тема: Рр. Сочинение по роману «Обломов».

Цель урока: подготовить учащихся к сочинению по роману; повторить типы сочинений (характеристика героя, сравнительная характеристика; понятия «узкие» и «широкие» сочинения )

Ход урока.

Темы сочинений:

  1. Противоречия в характере Обломова и его душевная драма.

  2. Испытание героя любовью.

  3. Смысл противопоставления Штольца Обломову.

  4. Обломов и Захар.

  5. Штольц и Ольга.

Сочинение «Обломов и Захар».

  1. Связь образов Обломова и Захара.

Обломова трудно представить себе без Захара, а Захара без Обломова. «Ты больше Обломов, чем я»,- бросает герой Захару. Илья Ильич и Захар – лишь разные модификации обломовского типа. Не случайно через весь роман эти 2 героя проходят неразлучной парой. Эти образы связаны принципом дополнительности. Захар – одно целое с Ильёй Ильичом. В его обломовской ипостаси. Они не контрастны, а глубоко родственные натуры.

  1. Роль Захара в развитии внутреннего конфликта романа.

  1. Почему Захар и Обломов не умеют жить?

Не умеет жить Обломов: его и его предков всю жизнь обхаживали чужие руки. «Зачем? Куда? А Васька, Ванька, а Захарка на что?» — слышит он в детстве. Не умеет жить Захар: он и его предки всю жизнь принадлежали себе, не совершали самостоятельных поступков, двигаясь только чужой волей. «А ты, Захарка, пострелёнок, куда опять бежишь?.. Вот я тебе дам бегать!.. Пошёл назад, в прихожую!»- сопровождает его от рождения. «Ленивый по природе, он (З.) был ещё ленив по своему лакейскому воспитанию» (гл. 7, ч. 1)

  1. Как дан образ Захара?

Образ Захара дан в романе замечательно выпукло. Вот Захар тяжело спрыгивает с лежанки и с угрюмым видом появляется в дверях комнаты Обломова. Сначала показываются его бакенбарды, а затем и он сам «в сером сюртуке с прорехой под мышкой», откуда торчит клочок рубашки. Обломов указывает ему на беспорядок в комнате, на пыль, покрывающую вещи. Захар оправдывается: «Стараюсь, жизни не жалею! И пыль-то стираю, и мету-то почти каждый день». Лентяй, подстать самому Обломову, он искренно убеждён в том, что выполняет свои обязанности безупречно. Разве он виноват, что «уберёшь, а пыль завтра опять наберётся?» Обломов жалуется: «захочется пить, взял графин, а стакана нет». «Можно и из графина напиться!» — добродушно разъясняет Захар. Лень, неумелость Захара, утвердившегося в своём праве быть неумелым, могла процветать лишь рядом с обломовской инертностью.

Захар угрюм и груб. Грубовата и его речь. «Бесится с жиру»,- говорит он о барине. «Вишь дрыхнет, словно чурбан осиновый». «Эк его там с квасу-то раздувает».

Однако у него доброе сердце. Он ласков с детьми, и среди детей на дворе у него было много своих маленьких приятелей. Несмотря на ворчливость по отношению к Обломову, Захар по-своему любил своего барина. Ему было присуще «кровное,

родственное чувство преданности ко всему, что носит имя Обломова, что близко, мило, дорого ему». Он не мог «представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним». Без услуг ворчливого, неуклюжего, но преданного Захара Обломов беспомощен, как ребёнок.

  1. В чём их сходство?

Оба они апатичны, связаны противоречивым и неразрывным родством. Вспомним эпизод, когда Захар, преодолевая сопротивление Обломова, отстаивает «наш фрак» от покушений Тарантьева. Обломов – лучшее, что может родить его среда, человек с «золотым сердцем». Захар – человек народа, крестьян. Представитель народной почвы. Мы узнаём, как внутренне опустошила обоих привычная, обыкновенная жизнь, в которой не было никаких несчастий, переворотов.

  1. В чём драма героев?

Действие начинается комически, ленивыми пререканиями Захара и Обломова по поводу одевания. Но постепенно в действии накапливается всё больше скрытой драмы. Его завершение – смерть Обломова; паперть, нищета, перспектива голодной смерти у Захара. К драматическому финалу идут обе противоречиво связанные фигуры. Мы узнаём об их жизни всё от начала до конца. Обломов погубил себя, развратил Захара. Захар не более жизнеспособен, чем его барин. Умер Обломов – обречён и Захар.

Д. з. Стр. 43 – 51, таблицу по биографии Островского А. Н.

2) Инд. Творческая история «Грозы», стр. 52-55.:

Сочинение «Обломов и Захар».

    1. Связь образов Обломова и Захара.

2. Роль Захара в развитии внутреннего конфликта романа.

Почему Захар и Обломов не умеют жить?

2) Как дан образ Захара?

3) В чём их сходство?

3. В чём драма героев?

Обломов и Агафья Матвеевна.

1. Роль этой любовной драмы.

    1. Любовь Обломова и Агафьи Матвеевны.

      1. Первое впечатление о героине.

      2. Почему Обломов полюбил её.

      3. Как изображено чувство хозяйки.

      4. Объяснение в любви Обломова и Пшеницыной.

      5. Как протекала их жизнь.

3. Обломов в судьбе Агафьи Матвеевны.

Штольц и Ольга

  1. Стиль изображения романа Ольги и Штольца.

1).Любовь Ольги и Штольца.

2 )Намерение писателя.

3) Что произошло с Ольгой.

4 Объяснение Ольги и Штольца.

5) История семьи Штольцев.

6 ) Русские критики об Ольге.

3. Источники тоски Ольги.

Испытание героя любовью.

1.Характер главного героя.

2.Любовная драма Обломова.

1) Что обнажила любовь в натуре Обломова.

2) Роль Обломова в любовном романе.

3) Противоречия любви Обломова, предопределившие и её силу, и её ущербность.

4 ) Любовь Обломова – не подлинное содержание его жизни.

5) Разрыв Ольги и Обломова.

3. Что раскрывает любовный роман в Обломове?

Испытание героя любовью (сочинение)

Обломовы выдают всю прелесть,

всю слабость и весь грустный комизм

своей натуры именно через любовь к женщине.

А. В. Дружинин

С первых страниц романа Г. «О,» перед нами главный герой во всём его обличии. Он пошл, бездуховен, поглощён мелочами. Ссорится со слугой из-за грязи, из-за денег, из-за переезда на новую квартиру. Мелочи быта вырастают до мировых масштабов, застилают весь свет для Обломова, бездельника, ленивца. Привычка к покою, «домашней свободе», меланхолический темперамент – вот что привело его на диван. Но такое крепко сцементированное представление об Обломове уже в 1 части дало глубокую трещину. Автор нам рассказывает о былых духовных увлечениях героя: «Ему доступны были наслаждения высоких помыслов; он чужд был всеобщих человеческих скорбей». Пережитый в молодости, в дни знакомства с искусством, поэзией, «счастливый, никому не изменяющий, всем улыбающийся момент жизни, расцветания сил, надежд на бытие, желание блага, доблести, деятельности» навсегда потряс его эмоциональную натуру, возбудил в ней высокие мечты, отвратил от пошлых забот о служебной карьере. За обликом пошлого человека скрывается «живая душа».

2. Любовная драма Обломова.

1) Что обнажила любовная драма в натуре Обломова.

Но собственно роман начинается только со 2 части. В любовной драме развёртывается подлинный характер главного героя. Спор, каков настоящий Обломов: пошлый человек или «лишний человек» решился самим развитием любовного сюжета.

Увлечение Обломова Ольгой обнажило лучшее, что было в его натуре. Как трогателен и мил в своей неуклюжести влюблённый Обломов! Ольге открылись его чистая душа и сердце, полное доброты. Обломов скромен, застенчив: «Любить меня, смешного, с сонным взглядом, с дряблыми щеками…» (7 гл. ч. 2)

2)Роль Обломова в любовном романе.

Без всякого сопротивления, с радостью подчиняется он воле Ольги. Герой хватается за любовь как за смысл существования. Вся его жизнь сосредоточилась на Ольге, он мысленно вёл с ней нескончаемый разговор и днём, и ночью, «беззаботность отлетала от него с той минуты, как в 1-й раз она пела ему».

3) Противоречия любви Обломова, предопределившие и её силу, и её ущербность.

Но с самого начала любовь Обломова несла в себе противоречия. Эта любовь – мечтателя-романтика, она возвышенна, восторженна. Ольга любима им как мечта. А такой любви противопоказано столкновение с бытом. Ольга своей волей приобщила Обломова к действию. Поэтому их роман с самого начала таит в себе элемент разрушения.

Другое противоречие рождено тем, что подобная любовь захватила 30-летненего Обломова, которого давит сознание собственной ничтожности, он сомневается в том, что имеет право на любовь. Поэтому восторг у него сменился разочарованием. Ему необходима постоянная уверенность в том, что Ольга его не разлюбила. С целью «испытать любовь» он пишет письмо Ольге, которое оказалось свидетельством чистой, светлой души героя, его нежности.

4) Любовь Обломова — не подлинное содержание его жизни. Обломову кажется, что жизнь полна: «Разве любовь не служба?» Но настоящего содержания жизни для него она не составила. Для умного и думающего мужчины нужна другая сфера приложения сил – общественное поприще. Ольга же предложила ему только хлопоты об имении. А для Обломова это не подлинное содержание жизни, не серьёзная цель. Обломов «чувствовал, что светлый, безоблачный праздник любви отошёл». После вторжения прозы любовь «как будто остановилась, пошла ленивее» (гл. 3, ч.3) Обломов предпочитал лежать на диване (4 гл.), «мечтать о ней», и ничего не делать по устройству имения. Опять стал привлекательным идеал покойного счастья.

5) Разрыв Ольги и Обломова.

Обломовская природа Ильи Ильича предопределила разрыв с ним Ольги. Задание Ольги он не выполнил, он не в состоянии стать деловым, не способен скрыть что-либо от Ольги, создать видимость деятельности.

Видимо, Ольга не понимала всю сложность задачи, выполнения которой требовала от него. Ольга отступила. Эксперимент «перевоспитать» Обломова оказался сложнее, чем она думала. Она поняла, что ей нужен сильный человек. В последнем разговоре (11 гл.) она подходит к Обломову с меркой «сильного человека» и… отвергает его. А он этого никогда не имел. Обломов потрясён: он никогда не готовился к роли учителя жизни. Обломов вызывает сочувствие: «Он сидел.., ослабевший от волнения и обиды».

3.Что раскрывает любовный роман в Обломове?

В дни счастья Обломов говорит Ольге: «Если ты меня оставишь, я мёртвый человек». Разрыв с ней – и «Сердце его было убито: там на время затихла жизнь». Внезапно вернулся на его плечи халат в тот вечер, когда совершился разрыв с Ольгой.

Обломов и Агафья Пшеницына (сочинение)

  1. Роль этой любовной драмы.

Любовь Об. и А. П. помогает раскрыть идею романа, обнажить сущность обломовщины и показать «золотое сердце» Обломова. Героини двух романов Обломова противопоставлены друг дружке, но Пшеницына – антипод Ольге. Особое, «человеческое лицо» Агафьи Матвеевны обнаруживается лишь в самом конце романа.

  1. Любовь Обломова и Пшеницыной.

1) Первые впечатления о героине.

Впервые Пш. предстала перед героем как «хозяйка». Она вся при вещах, при хозяйстве. «Она тупо выслушала и тупо задумалась» при первой встрече. Но «когда она заговаривала о знакомом её предмете», «даже тупость пропадала» в выражении её лица. Портрет (гл. 2, 4 ч.)

2)Почему обломов полюбил её.

Когда-то Обломов мечтал «найти в своём друге физиономию покоя, вечное и ровное течение чувства». В Агафье Матвеевне он нашёл покой жизни, картина которого легла на его душу в детстве. В Обломовке. Любовь к Пшеницыной выросла на почве барских привычек Ильи Ильича. Чувство Обломова к хозяйке представлено как отрицание только что пережитого романа с Ольгой.

  1. Как изображено чувство хозяйки.

Чувство хозяйки контрастно сознательному, чуть рационалистическому чувству Ольги: «…она не знала, что с ней делается, никогда не спрашивала себя, а перешла под это сладостное иго безусловно, без сопротивлений и увлечений, без трепета, без страсти, без смутных предчувствий, томлений, без игры и музыки нерв». (1 гл.)

  1. Объяснение в любви Обломова и Агафьи Матвеевны.

Объяснение в любви происходит на кухне маленького домика Пшеницыной (1 гл., ч. 4) Халат, диван, локти – эти детали нарочито укрупнены. Они синонимы привязанности Обломова, каким он предстаёт в последней части романа.

Пшеницына, добрая, скромная женщина, прекрасная хозяйка, благоговела перед Обломовым. Для неё он существо высшего порядка. Идеал барина. Она готова была стать его рабой. И в этой глубокой преданности находила счастье. Не задумываясь, несла в ломбард последние вещи, лишь бы Илья Ильич не нуждался ни в чём.

  1. Как протекала их жизнь.

Обстановка, которой она окружила Обломова, чем-то напоминала Обломовку. (9 гл.) Здесь Илья Ильич нашёл то, что было его жизненной мечтой: идеал «ненарушимого покоя жизни». Пшеницына не могла подняться до сознания того, что её любовь несёт Обломову гибель, бесповоротно хоронит все его порывы к деятельности. Она любила просто, бездумно, беззаветно.

  1. Обломов в судьбе Агафьи Матвеевны.

Почему Обломов внушает к себе редкую любовь? Видимо, своей добротой, чуткостью к человеку, уважал «сердце» в каждом, так как сам имел «сердце». (гл.8, ч.4–слова Штольца о сердце) Обломов не просто оставляет в память о себе в сердце женщины – он вдохнул в неё душу, из «хозяйки» она стала «человеком». Это свершилось в тот момент, когда она «над трупом мужа» «вдруг уразумела свою жизнь и задумалась над её значением». Осенившее её самопознание сразу резко изменило весь окружающий её мир. Тогда и родился у Агафьи Матвеевны взгляд гордый и сожалеющий, которым она смотрела на братца и его жену. Пшеницына только и жила те 7 лет, что протекли рядом с ним. Обломов пробудил в неё индивидуальность. Агафья Матвеевна сблизилась с Ильинской в своей неожиданно пробудившейся требовательности к человеческому в человеке.

Введение

Роман Гончарова «Обломов» по праву можно назвать произведением о любви, в котором раскрываются разные грани этого прекрасного чувства. Не удивительно, что ведущей сюжетной линией книги является роман Ольги и Обломова – пример яркой, всеохватывающей, романтичной, но заведомой трагичной любви. Литературные исследователи по-разному оценивают роль этих отношений в судьбе Ильи Ильича: некоторые считают, что Ольга была для героя светлым ангелом, способным вытащить его из пучин «обломовщины», другие же указывают на эгоизм девушки, для которой долг стоял выше чувства. Чтобы разобраться в роли Ольги в жизни Обломова, рассмотрим историю их любви с самого начала и до расставания.

И.А. Гончаров. «Обломов». Проблемы любви в романе.

Министерство образования и науки Челябинской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Озерский технический колледж»

(ГБПОУ «ОзТК»)

Конспект урока

ОУП 02 «Литература»

«Практическая работа №6.

И.А.Гончаров. «Обломов». Проблемы любви в романе.

Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына»

Специальность: «Электроснабжение (по отраслям)»

Группа: ЭС20с

Преподаватель: А.М. Фахриева

2020

Практическая работа 6.

Тема: И.А. Гончаров. «Обломов». Проблемы любви в романе. Ольга Ильинская – Агафья Пшеницына.

Цель:раскрыть роль женских образов в романе И.А.Гончарова «Обломов», используя приемы сравнительной характеристики двух литературных героев: Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

Роман «Обломов» согрет двумя историями любви. Равная ли это любовь, любовь Ольги Ильинской и Агафьи Пшеницыной.

Насколько схожи или различны героини, выясним путем сопоставления их внешности, социального происхождения, интересов, проявления любви к Обломову.

критерии:

1. Внешность

2. Социальное происхождение

3. Внутренний мир. Интересы

4. Как любит героиня?

5. Что дала герою эта любовь?

Задание. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика героинь.

Критерии Ольга Ильинская Агафья Пшеницына
  1. Какова внешность Ольги Ильинской? Какой её рисует Гончаров?

Как выглядит Агафья Пшеницына?

Промежуточный вывод

Внешность Ольги Ильинской подчеркивает устремлённость героини ввысь, её духовность, а Агафьи Пшеницыной олицетворяет земное начало. Внешне героини противопоставлены друг другу, являются антиподами.

Ольга: «…ей двадцать лет… «

«…прекрасное лицо Ольги…»

«…с этим изящным, беленьким личиком, тонкой нежной шеей…» «…умные серо-голубые глаза…»

Агафья :» …Ей было лет тридцать… » «…У ней простое, но приятное лицо…» «…Она была очень бела и полна в лице… » «…руки белые, но жесткие…»

Агафья старше Ольги, выглядит по-домашнему, в ней нет изящества.

  1. Что можно сказать о социальном происхождении героинь?

Промежуточный вывод

Ольга Ильинская рисуется вне быта, она образованна, дворянского происхождения, Агафья Пшеницына из обедневших дворян, вдова. Несмотря на близость социального происхождения, героини противопоставлены, являются антиподами.

Казалось бы, героини одного социального круга, но Пшеницына из бедных дворян, это видно и по образу её жизни.

  1. Каков внутренний мир героинь, каковы их интересы?

Промежуточный вывод

Пытливости ума, разносторонности интересов Ольги Ильинской противопоставлено отсутствие духовных запросов у Агафьи Матвеевны Пшеницыной.

Ольга читает книги: «…вы читали эту книгу, – что это такое? – спрашивала она…»

Агафья не читает книги: «…– А читаете что-нибудь? Она поглядела на него тупо и молчала…»

Ольга часто бывает в театре: «…Она ехала и во французский спектакль…»

Агафья не бывает в театре: «..– И в театре не бываете? – […] Когда мне?»

Ольга знает французский: «… французские газеты, взятые на той неделе у Ильинских…»

Агафья плохо пишет по-русски: «…она подписала криво, косо и крупно…»

Ольга красиво поет: «…вот голос, вот пение!..»

Агафья вкусно готовит: «…кушанье такое вкусное, подано чисто…»

Ольга — умная женщина: «…У ней, в умненькой, хорошенькой головке…»

Агафья — глуповатая женщина: «…Она тупо выслушала и тупо задумалась…»

Ольга — задумчивая девушка: «…прибавила она задумчиво…»

Ольга — умная, разносторонняя девушка, Агафья — женщина глуповатая, ограниченная домашними заботами.

  1. Героини противопоставлены, не похожи друг на друга, значит, и любить они будут по-разному.

В чем особенность проявления любви каждой из них к Обломову?

Промежуточный вывод

Если любовь Ольги выражается в рассудочности, то чувства Агафьи Матвеевны проявляются в заботе об Обломове. Героини-антиподы.

Любовь Ольги эгоистична: она любит в Обломове свои усилия и старания, она любит будущего Обломова. Обломов же таким стать не может, и в этом нет его вины.

Для Ольги «жизнь – обязанность, долг, следовательно, любовь – тоже долг». Чувства Ольги рассудочны, им недостает сердечности, самоотречения.

Любовь Агафьи самозабвенна и жертвенна, держится на душевной привязанности и выражается в постоянной заботе.

Она восприняла Обломова таким, какой он есть, не пытаясь его изменить или избавиться от каких-то недостатков. Ее чувство сродни материнской, охранительной любви.

  1. Обе героини не оставляют равнодушным Обломова. Какие струны его души затронула каждая из героинь? Что внесла в его жизнь?

Промежуточный вывод

Обломов с Ольгой обретает радость духовной жизни, с Агафьей Матвеевной – спокойную и беззаботную жизнь. Героини противопоставлены и во влиянии, оказанном на главного героя.

Любовь Ольга дает Обломову радость духовной жизни, духовной близости, радость движения. Ольга была женщиной, заставившей Обломова встать с дивана, снять халат и испытать романтическую любовь.

Агафья окружила Обломова заботой, оградила от всех невзгод – ни одна жизненная буря не долетала до него. Она была женщиной, благодаря которой Обломов снова надел свой халат, нашел свое человеческое счастье и покой.

  1. В результате сопоставления что можно сказать о героинях? Насколько они близки или различны? Какой прием использует Гончаров в обрисовке характеров Ольги и Агафьи?

Несмотря на разительную непохожесть, есть нечто общее в героинях. Попытайтесь найти это сходство.

Промежуточный вывод

И Ольга Ильинская, и Агафья Матвеевна Пшеницына внешне привлекательны, обе, участвуя в жизни Обломова, желают ему добра, при этом Ольга пытается его изменить, а Агафья Матвеевна оградить от забот. Обеих отличает естественность, простота и неравнодушие.

  1. Какую роль в судьбе героинь сыграл Обломов?

Промежуточный вывод

Жизнь каждой из женщин изменилась после встречи с Обломовым: он сумел духовно развить Ольгу и наполнить смыслом заботы о нем Агафьи Матвеевны.

  1. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына – антиподы, они противопоставлены друг другу внешне и внутренне.

В основе их сопоставления лежит прием антитезы.

Сходство:

1.Обе женщины привлекательны: одна грацией, другая статью.

2.Естественность, простота, отсутствие жеманства

3. Обе неравнодушны к Обломову.

Обломов не смог сделать Ольгу счастливой, но при этом он внутренне обогатил её. Под влиянием Обломова Ольга превращается из неопытной и достаточно наивной девушки в глубоко чувствующую женщину, которую и полюбил Штольц.

Обломов наполнил жизнь Агафьи Пшеницыной смыслом заботы о нем. Он подарил ей мгновения тихого счастья. От союза с Агафьей Пшеницыной у Обломова родился единственный ребенок, сын, ответственность за воспитание которого он переложил на Штольца.

  1. Зачем автор показывает столь разных героинь, какую цель он преследует.

Как женские образы романа помогают раскрыть суть явления «обломовщины»?

Записать вывод в тетрадь

Образы героинь «помогали» раскрытию идеи романа, обнажив сущность обломовщины.

Героини-антиподы должны были помочь передать губительность «обломовщины» как явления.

Ольге хотелось участвовать в общественной жизни, много знать.

Жизнь Пшеницыной ограничивалась только ее семейным благополучием.

Начало отношений Обломова и Ольги

История любви Обломова и Ольги начинается весной, в период цветения сирени, возрождения природы и появления новых прекрасных чувств. С девушкой Илья Ильич познакомился в гостях, где их познакомил Штольц. С первого взгляда Обломов увидел в Ольге воплощение своего идеала, гармонии и женственности, которые мечтал увидеть в своей будущей жене. Пожалуй, ростки будущего чувства зародились в душе Ильи Ильича уже в момент знакомства с девушкой: «С этой минуты настойчивый взгляд Ольги не выходил из головы Обломова. Напрасно он во весь рост лег на спину, напрасно брал самые ленивые и покойные позы — не спится, да и только. И халат показался ему противен, и Захар глуп и невыносим, и пыль с паутиной нестерпима».

Следующая их встреча произошла на даче у Ильинских, когда случайно вырвавшееся у Ильи Ильича «Ах!», раскрывающее восхищение героя девушкой, и его случайное движение, смутившее героиню, заставили саму Ольгу задуматься об отношении к ней Обломова. И уже через несколько дней между ними произошел разговор, ставший началом любви Обломова и Ильинской. Их диалог завершился несмелым признанием героя: «Нет, я чувствую… не музыку… а… любовь! — тихо сказал Обломов. – Она мгновенно оставила его руку и изменилась в лице. Ее взгляд встретился с его взглядом, устремленным на нее: взгляд этот был неподвижный, почти безумный, им глядел не Обломов, а страсть». Эти слова нарушили спокойствие в душе Ольги, но юная не опытная девушка не могла сразу понять, что в ее сердце начало зарождаться сильное прекрасное чувство.

Развитие романа Ольги и Обломова

Отношения Обломова и Ольги развивались как нечто не зависящее от героев, а продиктованное волей высших сил. Первым тому подтверждением стала их случайная встреча в парке, когда оба были рады видеть друг друга, но еще не могли поверить своему счастью. Символом их любви стала хрупкая, душистая ветка сирени – нежный, трепетный цветок весны и рождения. Дальнейшее развитие отношений героев было стремительным и неоднозначным – от ярких вспышек видения в партнере своего идеала (Ольга для Обломова) и человека, который может стать таким идеалом (Обломов для Ольги) до моментов разочарования.

В кризисные моменты Илья Ильич отчаивается, боясь стать для юной девушки обузой, опасаясь огласки их отношений, их проявления не по тому сценарию, о котором герой мечтал долгие годы. Рефлексирующий, чувствительный Обломов еще далеко до окончательного расставания понимает, что Ольгино «Настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая…», чувствуя, что девушка видит в нем не реального человека, а того далекого возлюбленного, которым он смог бы стать под ее чутким руководством. Постепенно понимание этого становится для героя невыносимым, он вновь становится апатичным, не верящим в будущее и не желающим бороться за свое счастье. Разрыв между Обломовым и Ольгой происходит не потому, что герои разлюбили друг друга, а потому, что освободившись от флера первой влюбленности, они разглядели друг в друге совсем не тех людей, о которых мечтали.

Почему история любви Ольги и Обломова заведомо была трагична?

Чтобы понять, почему взаимоотношения Обломова и Ольги были обречены на расставание, достаточно сравнить характеры персонажей. С Ильей Ильичом читатель знакомится еще в начале произведения. Это уже состоявшийся мужчина тридцати лет, воспитанный «комнатным цветком», с малых лет привычный к безделью, спокойствию и размеренной жизни. И если в юности Обломов пытался действовать наравне с активным, целеустремленным Штольцем, то его «тепличное» воспитание и интровертный, мечтательный характер после первой же неудачи в карьере привели к отчуждению от окружающего мира. На момент знакомства с Ольгой Илья Ильич был полностью погрязшим в «обломовщине», ему было лень даже встать с постели или написать письмо, он постепенно деградировал как личность, погружаясь в мир неисполнимых мечтаний.

В отличие от Обломова Ольга предстает личностью яркой, целеустремленной, постоянно развивающейся и стремящейся открывать все новые и новые грани окружающего мира. Не удивляет и ее дружба со Штольцем, который, подобно учителю, помогает ей развиваться, предлагает новые книги и утоляет ее жажду безмерного познания. Героиня красива не столько внешне, сколько внутренне, что и привлекло к ней Илью Ильича.

Любовь Обломова и Ольги – соединение двух противоположностей, которым не суждено было быть вместе. Чувства Ильи Ильича были скорей любованием, чем истинной любовью к девушке. Он продолжал видеть в ней эфемерный образ своей мечты, далекой и прекрасной музы, которая бы его вдохновляла, не заставляя полностью меняться. Тогда как любовь Ольги в романе «Обломов» Гончарова была направлена именно на это преобразование, изменение возлюбленного. Девушка не пыталась полюбить Обломова, таким, каким он есть, – она любила в нем другого человека, того, кого она из него может сделать. Сама Ольга считала себя практически ангелом, который осветит жизнь Ильи Ильича, только вот уже взрослый мужчина хотел простого, «обломовского» семейного счастья и не был готов к резким переменам.

Урок на тему «Ольга Ильинская и Илья Обломов».По роману И. А. Гончарова «Обломов».

И. А. Гончаров. Роман «Обломов»

Илья Обломов и Ольга Ильинская. Любовная тема в романе.

Эпиграф к уроку:

Мелодией одной звучат печаль и радость.

А. Блок

Цель урока.

  1. Проследить, как автор раскрывает характеры героев в любви, как показывает изменения в их поведении и мировосприятии.
  2. Мы обратим внимание на главы из 2 части романа, возьмём для обсуждения следующие эпизоды или фрагменты текста:

— Портрет Ольги Ильинской – часть 2, глава 5

— Признание Обломова – часть 2, глава 5,6

— Изменения в Обломове под влиянием Ольги – часть 2, главы 9, 11

— Письмо Обломова Ольге — — часть 2 , глава 10

— Предложение Обломова – часть2, глава 12

Задачи.

  1. Развивать умение размышлять, рассуждать, высказывать своё мнение, анализировать текст.
  2. Развивать навыки исследовательской деятельности, связанной с самостоятельными наблюдениями по тексту, формулировкой выводов по заданной теме.
  3. Воспитывать бережное отношение к литературным образам, корректное отношение к позиции автора классического произведения.

На прошлом уроке мы говорили с вами об Обломове и Штольце. Герой взывает к помощи своего друга: «Не брани меня, Андрей, а лучше в самом деле помоги!.. Всё знаю, всё понимаю, но силы и воли нет. Дай мне своей воли и ума и веди меня куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду, а один не сдвинусь с места…»

Не может один человек дать другому свою волю. Воля может возродиться, когда у человека появится цель в жизни.

— Появится такая цель у Обломова?

(Любимая женщина становится для Обломова целью жизни. Это Ольга Ильинская.

В первом представлении Ольги читателю сразу улавливается некоторое сходство с пушкинской Татьяной Лариной.

— В чем именно? Обратимся к тексту.

1. Портрет Ольги Ильинской – часть 2, глава 5.

Сходство с Т. Лариной:

— «Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла..»

— «Ольга в строгом смысле не была красавица, т.е. не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах…»

— «её обходили умные и бойкие кавалеры; небойкие, напротив, считали её слишком мудреной»…

Ольга – исключение в своей среде, личность самобытная, глубокая. Она, как и героиня романа «Евгений Онегин», не имеет успеха в свете, озадачивая и отпугивая своей необычностью завсегдатаев балов.

В чём источник сближения Ольги и Обломова? Что в них общего?

Естественность, одиночество среди светских людей, отсутствие притворства, светскости было присуще им обоим.

Как зарождалась любовь?

( Сообщение учащего, наблюдения по гл.7)

Алина проследила по тексту, как Иван Гончаров, будучи истинным психологом, раскрывает душевное состояние своих героев.

Обратимся к заключительной части 5 главы. Читает учитель.

После нечаянного признания Обломова оба понимают необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное душевное волнение. Ольга, конечно, надеется на то, что герой повторит свои слова о любви, но помнит, что сама она должна запастись строгостью и соблюсти все приличия. Обломов боится встречи с Ольгой, понимая, что ему необходимо будет совершить решительный поступок: либо подтвердить своё признание, либо взять назад неосторожное слово, — но он не готов ни к тому, ни к другому. Отправившись в парк и зная, что встретится там с Ольгой, он не принял никакого решения.

Читаю фрагменты из главы 6 (часть 2).

Анализ эпизода.

  1. Слово «люблю» не произнесено,
    почему эту сцену называют признанием?
    Где мы догадываемся, что оно сказано? (оно внутри Обломова, он лишь не смог его озвучить)
  2. Чем отличаются Ольга и Обломов в этой сцене?

    (Обломов живет сердцем, Ольга — разумом. А потому речь героя полна восторженных или огорчённых восклицаний, реплик, наполненных чувством, раздумьем. В репликах и внутренних монологах часты многоточия. Он не уверен в себе, не знает, чего ожидать от Ольги в следующую минуту. Ольга – вся движение и действие. Она либо спрашивает, либо побуждает к действию. Она настойчиво добивается нового признания, нетерпеливо ждет, энергично требует. И Обломов вновь говорит ей о любви, неопределенно, медлительно: «мне не стыдно от своего слова»; «стыд у меня прошёл»; «в нём то же волнение, то же чув… простите».

  3. Гончаров строит сцену объяснения подобно драматическому действу, имеющему свою завязку, кульминацию, развязку.
  4. Назовите эти элементы композиции в данной сцене.

    (Завязка – слова Обломова, что его первое признание было нечаянным, «только от музыки»…Ольгу это извинение глубоко огорчает. Она выпрямляется, роняет цветы, глаза тускнеют…Она не этого ожидала от Обломова. Кульминация – Обломов говорит вновь о своей любви. «Мне не стыдно от моего слова…Мне кажется в нём…», «То же волнение…, то же чув…, простите, простите, — ей-богу, не могу сладить с собой»…Развязка – призыв героини: «Только вперед…»)

В этой последней фразе Ольги можно услышать предупреждение герою впредь быть более осторожным в своих речах. И всё думается, что слова эти символичны, в них звучит призыв Обломову, выражена жизненная философия героини, её постоянное стремительное движение вперёд, за которым с трудом будет успевать даже Штольц. Символику слов подтверждают жесты героев: «Она мгновенно порхнула в стеклянную дверь, а он остался как вкопанный». Судьба их любви зависит от того, сможет ли Обломов следовать призыву Ольги: «Вперёд!»

Развёртывается роман, бурный и предельно духовный, недаром его постоянный аккомпанемент – пение Ольги, не покидающее Обломова восхищение её красотой, природа в своей летней прелести…

Вместо «обытовления» человека, столь характерного для 1 части романа, совершается «одухотворение». Меняется стиль романа.

Как трогателен и мил в своей неуклюжести влюблённый герой. Его чистая душа и сердце, полное доброты, открылись Ольге и увлекли её, («Обломов проще Штольца и добрее его»).

Ольга начинает осознавать редкость достоинств своего избранника. Но Обломов не верит своему счастью. Он постоянно мучается и сомневается.

— В чём сомневается Обломов? Посмотрите гл. 7

«Любить меня, смешного…»

«А я что такое? Обломов – больше ничего. Вот Штольц – другое дело»…

В этих рассуждениях нет ни капли притворства… Он искренен. В нём нет самодовольства.

— А Ольга? Свойственно ли ей самодовольство? Что является двигателем её поведения?

(Сообщение

, основанное на наблюдениях по гл. 6,8,9,11)

Вика сделала наблюдения по тексту нескольких глав. Мы видим, что героиня посчитала своей целью – возродить Обломова. Она была предельно удовлетворена самой возможностью «эксперимента», тем, что «всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался».

А Обломов? Он без всякого сопротивления, с радостью подчиняется воле Ольги.

— Что представляла собой жизнь Обломова, вся сосредоточенная на любви? (Глава 9)

— Как изменился Обломов под влиянием Ольги? ( Глава 11)

(Эти наблюдения дети выполняли дома и поэтому высказываются без подготовки)

Жизнь Ильи Ильича дублировала жизнь Ольги и только.

«…уж прочел несколько книг…»

Но именно в этом дублировании чужой жизни таилась причина «полувозрождения» Обломова. Ему кажется, что жизнь его полна. Но автор дает понять, что герой поднялся только до того «исходного положения», с которого может начаться настоящая жизнь.

«Он догнал жизнь, т.е. усвоил опять все, от чего отстал давно….» (глава 11)

Он усвоил только то, что вращалось в кругу «ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых газетах». «Всё остальное утопало в сфере чистой любви». (глава 11)

«Это опять была не та настоящая жизнь, которая и есть само движение. Это опять полусон, и Обломов … засыпал в своей сладостной дремоте…и опять ему снилась Обломовка». (глава 11)

Помимо всего ему необходимы постоянные инъекции уверенности в чувстве Ольги.

«…не могу не сомневаться… при вас я уверен во всем… вас нет — начинается такая мучительная игра в сомнения…»

И вот он пишет письмо Ольге.

Чтение письма Обломова Ольге Ильинской. (

Читаю фрагментами) (Глава 10)

Беседа после прочитанного.

— Зачем Обломов пишет Ольге письмо?

— Что угадала Ольга в душе Обломова, прочитав его письмо?

Обломов пишет письмо с неосознанной целью испытать любовь. Ольга это поняла. Прочитав письмо Обломова, она увидела в нем светлую душу, нежность, чистую совесть, отсутствие всякого эгоизма, боязнь за счастье любимой. Всё это поразило Ольгу.

И герои вновь охвачены поэзией любви.

Наконец Обломов решает сделать Ольге предложение.

Чтение в ролях эпизода «Предложение Обломова». (Глава 12)

— Найдите связь между этим эпизодом и эпиграфом нашего урока.

Обломов мечтал о «стыдливом согласии, о слезах» и был разочарован спокойствием избранницы.

Устами Штольца в романе «Обломов» Гончаров говорил о том, что «любовь с силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может внутренне преобразиться, обрести цель в жизни. В любви он черпает энергию. В этом её радостная сторона, её благотворное влияние.

Е. Краснощекова:

«Любовь Обломова с самого начала несла в себе противоречие, предопределившее и её силу, и её ущербность. Это любовь романтика-мечтателя, пушкинского Ленского; она возвышенна, восторжена, идеальна…

Такая любовь питается мечтой о счастье, его ожиданием. Ольга – идеал для Обломова. Но идеал для него только мечта. Ольга и любима им как мечта. Он вполне счастлив предвкушением счастья.

Попытки реализовать мечту для таких влюбленных часто влекут за собой опасность потерять её вообще. Романтической любви противопоказано столкновение с бытом, а ведь оно неизбежно при всякой попытке превратить мечту о счастье в реальность.

Ольга, своей волей приобщая Обломова к действию, искушает их любовь, создаёт неестественную для неё среду. Поэтому их роман с самого начала таит в себе элемент разрушения».

Вот поэтому и уместны на сегодняшнем уроке слова А.Блока : «Мелодией одной звучат печаль и радость». Особенно в любви, печаль и радость, как две сестры, идут рядом, рука об руку, плечом к плечу.

Третья часть романа — об испытаниях любви. Но о них мы будем говорить на следующих уроках.

  • Подготовка к сочинению по повести капитанская дочка 8 класс презентация
  • Подготовка к сочинению по произведению дубровский 6 класс презентация
  • Подготовка к сочинению по литературе 6 класс дубровский с планом почему дубровский стал разбойником
  • Подготовка к сочинению по комедии недоросль 8 класс конспект урока
  • Подготовка к сочинению по комедии горе от ума 9 класс презентация