Подготовка к сочинению по комедии недоросль 8 класс презентация

Тем временемв блогах... еще... комментарии еще... лидия петровна, спасибо за отзыв о работе! спасибо, марина юрьевна, за внимание к работе
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В БЛОГАХ…


еще…

КОММЕНТАРИИ

еще…

Лидия Петровна, спасибо за отзыв о работе!

Спасибо, Марина Юрьевна, за внимание к работе и комментарий! Помощь молодым спец…

Спасибо большое, Татьяна Владимировна, за обратную связь! Это ЗдОрово, когда, им…

Так приятно осознавать, что детям понравилась моя игра и они с удовольствием в н…

Спасибо, Ольга Михайловна, за внимание, поддержку работы и доброжелательный комм…

Признательна Вам, Ольга Михайловна, за положительный отзыв! Рада была Вас видеть…

Спасибо за интерес к ресурсу и позитивный комментарий, Ольга Михайловна! Всего В…

Категория Литература 8 класс содержит материалов: 168

Страницы: 1 2 3 8 9 »

Интерактивный тест по теме «Н.В.Гоголь «Шинель»

s30315765

Интерактивный тест по повести Н.В.Гоголя «Шинель» создан на основе шаблона А.А. Баженова.Он включает 21 вопрос по содержанию произведения; ученикам предстоит узнать героев по описанию, по их поступкам. На слайдах размещены иллюстрации к повести.

№79916 |
10.12.2021 |
Беленинка

| 6.0Mb

Интерактивный тест по теме «Н.В.Гоголь «Ревизор»

s95479145

Интерактивный тест по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» создан на основе шаблона А.А. Баженова.Он включает 26 вопросов по содержанию произведения; ученикам предстоит узнать героев по описанию, по их высказываниям. На слайдах размещены иллюстрации к комедии.

№79910 |
10.12.2021 |
Беленинка

| 13.7Mb

Интерактивный тест по теме «М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

s67563706

Рабочая тетрадь «Литература» входит в состав учебно-методического комплекта по литературе для 8 класса под редакцией В. Я. Коровиной. Тест создан по материалам этой тетради. Он может быть использован на уроках контроля, повторения и систематизации знаний учащихся после изучения творчества Лермонтова.

№79898 |
08.12.2021 |
Беленинка

| 27.1Mb

Обобщающий урок по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

27466249

Обобщающий урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» поможет закрепить знания по данному произведению. Вам будет предоставлена история написания романа, характеристика персонажей, вопросы для размышления и мини-тест. Презентация состоит из 15 слайдов.

Карточки к опросу по содержанию романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

word150

Данный материал посвящён одному из сложных произведений на историческую тему — роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Чтобы разобраться в нём , учащимся необходимо прочитать это произведение тщательно, также нужно сосредоточить внимание на деталях, помогающих понять идейную структуру. Эти карточки по вариантам помогут учителю проверить глубину восприятия текста. а учеников научат работать с текстом сосредоточенно.

№79242 |
23.10.2021 |
Фигурина

| 32Kb

Дидактический материал «Милые сердцу уголки России»

s72308984

Дидактический материал «Милые сердцу уголки России» создан в программе wordwall.net/ru. Предложенный материал может быть использован на уроках литературы в 7-8 классах, а также в качестве литературной викторины в лагере.

Кроссворд «Теория литературы»

s01883586

Теоретические сведения по литературе зачастую являются трудными для учащихся. Но без этих знаний невозможно анализировать прочитанные произведения.
Кроссворд «Теория литературы» создан в программе LearningApps.org.

Викторина по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

s52741972

Дидактический материал представляет собой викторину по рассказу Л.Н.Толстого «После бала». Ресурс создан в программе LearningApps.org.
Ученикам предлагается ответить на вопросы викторины, выбрав правильный ответ из трёх предложенных.

Кроссворд «Забытые слова» по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»

s57932112

Кроссворд «Забытые слова» по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» создан в программе LearningApps.org. Этот ресурс можно использовать учителям на уроке после изучения рассказа, а также на классных часах, посвящённых литературе, или во время проведения предметной недели.

Кроссворд (классический) по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

s09409637

Комедия Гоголя не теряет популярности по сей день. Её события происходят в городе N, куда с проверкой должен нагрянуть ревизор. Это известие вызывает переполох среди чиновников, не знающих, чем грозит визит столь важного гостя каждому из них. Некоторые цитаты из комедии довольно прочно закрепились в современной речи, благодаря яркости, меткости и точной формулировке. Материал создан на сайте onlinetestpad.com/ru

№76078 |
07.12.2020 |
Беленинка

| 0.8Mb

Контрольный тест по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

71172100

Контрольный тест по комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» создан для учащихся 8 класса. Он проводится после изучения произведения. Тест содержит 27 вопросов, отвечая на которые ученик может заработать 36 баллов.

№76052 |
29.11.2020 |
Беленинка

| 2.3Mb

Контрольный тест «Русские народные песни»

s62866065

Контрольный тест «Русские народные песни» составлен для учащихся 8 класса, изучающих литературу по программе В.Я. Коровиной. Вопросы предусматривают знание жанров народных песен, их особенностей, умения находить выразительно-изобразительные средства речи.

№75434 |
12.09.2020 |
Беленинка

| 50.8Mb

Рабочая программа по литературе 8 класс В.Я.Коровина

word150

Рабочая программа по литературе в 8 классе разработана на основе примерной программы и программы общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной, – Москва, «Просвещение», 2009 год, Федерального государственного стандарта общего образования по литературе 2004 г. применительно к учебнику литературы 8 класса под редакцией В.Я. Коровиной, – Москва, «Просвещение», 2019г.

№75034 |
20.07.2020 |
rdd49

| 54Kb

Итоговая работа по промежуточной аттестации

s27083356

Тест для итогового контроля состоит из трёх частей. Часть А содержит 20 вопросов с правом выбора ответа. Часть В содержит 9 вопросов с развёрнутым ответом. Часть С предлагает подготовить устный ответ в виде связного текста на один из предложенных вопросов. Контрольная работа рассчитана на 2 урока.

№74081 |
13.04.2020 |
Беленинка

| 0.5Mb



Подготовка к сочинению по творчеству А.А. Блока Формат итогового сочинения по литературе

Подготовка к сочинению по творчеству А.А. Блока

Формат

итогового сочинения

по литературе


Темы сочинения по творчеству А.А. Блока В чём заключается ценность исторического опыта? Какова роль любви в жизни человека? Сложно ли жить в эпоху перемен? Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч, а люди похожи на реки»? Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодёжь?

Темы сочинения по творчеству А.А. Блока

  • В чём заключается ценность исторического опыта?
  • Какова роль любви в жизни человека?
  • Сложно ли жить в эпоху перемен?
  • Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч, а люди похожи на реки»?
  • Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодёжь?


План итогового сочинения по литературе I. Вступление (объяснение ключевых слов темы или цитаты; общие рассуждения о значимости предложенных в теме понятий) II. Основная часть 1. Тезис (ответ на поставленный в теме вопрос или собственное мнение по формулировке темы) Тезис – это основная мысль сочинения, которую нужно доказать с помощью литературных аргументов! 2. Аргумент из произведения №1 (автор, название произведения; суть эпизода; микровывод – связь с темой и тезисом сочинения) 2. Аргумент из произведения №2 (автор, название произведения; суть эпизода; микровывод – связь с темой и тезисом сочинения) III. Заключение (Таким образом, итак… Это вывод из всего вышесказанного. Тезис, только другими словами)

План итогового сочинения по литературе

I. Вступление (объяснение ключевых слов темы или цитаты; общие рассуждения о значимости предложенных в теме понятий)

II. Основная часть

1. Тезис (ответ на поставленный в теме вопрос или собственное мнение по формулировке темы)

Тезис – это основная мысль сочинения, которую нужно доказать с помощью литературных аргументов!

2. Аргумент из произведения №1 (автор, название произведения; суть эпизода; микровывод – связь с темой и тезисом сочинения)

2. Аргумент из произведения №2 (автор, название произведения; суть эпизода; микровывод – связь с темой и тезисом сочинения)

III. Заключение (Таким образом, итак… Это вывод из всего вышесказанного. Тезис, только другими словами)


Обязательные требования к сочинению Рекомендуемый объём – от 350 слов. Требование – не менее 250 слов (Если менее 250-ти слов, – сочинения не проверяются!) Сочинение должно быть самостоятельным. ( Несамостоятельные сочинения (списанные!) не проверяются ). Наличие тезиса в сочинении. ( Сочинения без тезиса оцениваются нулём баллов по всем критериям ). Опора на литературные аргументы. ( Сочинения без опоры на литературные аргументы оцениваются нулём баллов по всем критериям ). Один аргумент должен быть взят из лирики А.А. Блока или его поэмы «Двенадцать».

Обязательные требования к сочинению

  • Рекомендуемый объём – от 350 слов.
  • Требование – не менее 250 слов (Если менее 250-ти слов, – сочинения не проверяются!)
  • Сочинение должно быть самостоятельным. ( Несамостоятельные сочинения (списанные!) не проверяются ).
  • Наличие тезиса в сочинении. ( Сочинения без тезиса оцениваются нулём баллов по всем критериям ).
  • Опора на литературные аргументы. ( Сочинения без опоры на литературные аргументы оцениваются нулём баллов по всем критериям ).
  • Один аргумент должен быть взят из лирики А.А. Блока или его поэмы «Двенадцать».


Тема 1. В чём заключается ценность исторического опыта? Исторический   опыт  -  это  концентрированное выражение общественной практики прошлого и функционирования общества на настоящем этапе, ориентированное на выявление законов социальной эволюции, на получение знаний, обеспечивающих повышение обоснованности решений проблем современного периода развития. Исторический опыт дает возможность предположить последствия тех или иных событий. Он наделяет человечество знаниями, помогающими избежать ошибок в настоящем и в будущем. Часто, чтобы понять и осмыслить то, что происходит в настоящем, люди обращаются к историческому прошлому.

Тема 1. В чём заключается ценность исторического опыта?

  • Исторический   опыт  —  это  концентрированное выражение общественной практики прошлого и функционирования общества на настоящем этапе, ориентированное на выявление законов социальной эволюции, на получение знаний, обеспечивающих повышение обоснованности решений проблем современного периода развития.
  • Исторический опыт дает возможность предположить последствия тех или иных событий. Он наделяет человечество знаниями, помогающими избежать ошибок в настоящем и в будущем. Часто, чтобы понять и осмыслить то, что происходит в настоящем, люди обращаются к историческому прошлому.


Поэма А. А. Блока «Двенадцать» «Двенадцать» - поэма-предупреждение. В революции А. Блок увидел стихию, согласился с ее закономерным характером, но при этом разглядел ее жестокое лицо. Красногвардейцы и Христос – воплощение земного и небесного. Иисус Христос символизирует истину, гармонию. «Христос с флагом – это ведь – «и так и не так». (А. Блок). Поэт сказал все, что мог. В те январские дни ему казалось, что стихия революции созидательна, а она оказалась разрушительной.

Поэма А. А. Блока «Двенадцать»

  • «Двенадцать» — поэма-предупреждение.
  • В революции А. Блок увидел стихию, согласился с ее закономерным характером, но при этом разглядел ее жестокое лицо.
  • Красногвардейцы и Христос – воплощение земного и небесного.
  • Иисус Христос символизирует истину, гармонию.
  • «Христос с флагом – это ведь – «и так и не так». (А. Блок). Поэт сказал все, что мог. В те январские дни ему казалось, что стихия революции созидательна, а она оказалась разрушительной.


Поэма А. А. Блока «Двенадцать» «Этой поэме суждено бессмертие». А.В.Луначарский. «Поэмой зачитывались белые и красные». В.Маяковский. Спасение мира от разрушения, обращение к общечеловеческим ценностям – одна из главных мыслей поэмы. «Что же задумано? Перестроить все так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, скучная наша жизнь стала справедливой, чистой и прекрасной жизнью…» (Из статьи А. Блока)

Поэма А. А. Блока «Двенадцать»

  • «Этой поэме суждено бессмертие». А.В.Луначарский.
  • «Поэмой зачитывались белые и красные». В.Маяковский.
  • Спасение мира от разрушения, обращение к общечеловеческим ценностям – одна из главных мыслей поэмы.
  • «Что же задумано? Перестроить все так, чтобы все стало новым, чтобы лживая, скучная наша жизнь стала справедливой, чистой и прекрасной жизнью…»

(Из статьи А. Блока)


А.А. Блок «На поле Куликовом» 1908-1917 годы в жизни А. А. Блока – это период переосмысления исторического прошлого России, ее настоящего и будущих назревающих перемен. Поэт создает небольшой цикл, состоящий из пяти стихов, под названием «На поле Куликовом». За основу им был взяты реальные сюжеты из истории страны: монголо-татарское иго, на несколько веков поработившее Русь, и героическое противостояние степным завоевателям.

А.А. Блок «На поле Куликовом»

  • 1908-1917 годы в жизни А. А. Блока – это период переосмысления исторического прошлого России, ее настоящего и будущих назревающих перемен.
  • Поэт создает небольшой цикл, состоящий из пяти стихов, под названием «На поле Куликовом».
  • За основу им был взяты реальные сюжеты из истории страны: монголо-татарское иго, на несколько веков поработившее Русь, и героическое противостояние степным завоевателям.


А.А. Блок «На поле Куликовом» Через все произведение проходит сквозной темой вечная борьба России за свою свободу. Куликовская битва становится символом освобождения от монгольского ига. Проблему исторического противостояния Руси и Орды А. А. Блок переносит на весь ход развития страны, в том числе на настоящее, предрекая России новую «Куликовскую битву», которая освободит ее от монархии. Революционные идеи поэта были вызваны происходившими событиями: революцией 1905-1907 годов, назреванием нового социального взрыва к 1917 году.

А.А. Блок «На поле Куликовом»

  • Через все произведение проходит сквозной темой вечная борьба России за свою свободу.
  • Куликовская битва становится символом освобождения от монгольского ига. Проблему исторического противостояния Руси и Орды А. А. Блок переносит на весь ход развития страны, в том числе на настоящее, предрекая России новую «Куликовскую битву», которая освободит ее от монархии.
  • Революционные идеи поэта были вызваны происходившими событиями: революцией 1905-1907 годов, назреванием нового социального взрыва к 1917 году.


А.А. Блок «На поле Куликовом» Образ Родины ассоциируется у Блока со «степной кобылицей», которая мчится вперед: «Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль…», «Степная кобылица несется вскачь!» как с символом силы и женственности. Здесь же поэт употребляет фразу, которая впоследствии станет крылатой, она точно передает мысль автора, что России суждено постоянно отстаивать свою независимость: «И вечный бой! Покой нам только снится…». Вторая и третья часть посвящены описанию подготовки к Куликовской битве и победы над врагом. Появляется образ Богородицы как защитницы русской земли и ее воинов: «Был в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда».

А.А. Блок «На поле Куликовом»

  • Образ Родины ассоциируется у Блока со «степной кобылицей», которая мчится вперед: «Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль…», «Степная кобылица несется вскачь!» как с символом силы и женственности.
  • Здесь же поэт употребляет фразу, которая впоследствии станет крылатой, она точно передает мысль автора, что России суждено постоянно отстаивать свою независимость: «И вечный бой! Покой нам только снится…».
  • Вторая и третья часть посвящены описанию подготовки к Куликовской битве и победы над врагом. Появляется образ Богородицы как защитницы русской земли и ее воинов: «Был в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда».


А.А. Блок «На поле Куликовом» Последние две части цикла посвящены описанию современной России сквозь призму ее древней истории. Подъем революционны сил, уже очевидные перемены в жизни поэт чувствует, говоря: «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла». Еще не слышно грома битвы, звона оружия, но лирический герой отчетливо предвидит их, обращаясь: «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!».

А.А. Блок «На поле Куликовом»

  • Последние две части цикла посвящены описанию современной России сквозь призму ее древней истории. Подъем революционны сил, уже очевидные перемены в жизни поэт чувствует, говоря:
  • «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла».
  • Еще не слышно грома битвы, звона оружия, но лирический герой отчетливо предвидит их, обращаясь: «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!».


Тема 2. Какова роль любви в жизни человека? Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Александр Блок дебютировал в поэзии как традиционный романтик, и в его ранних стихах звучали соответствующие мотивы: отчуждение от толпы, разочарование в жизни, неверие в счастье. И вдруг во мраке безверия, слепоты возникает Она — «ясная», «лучезарная», «озарённая», «золотая». Блок описывает её подобно тому, как иконописцы обычно изображают окружённую сиянием Богоматерь. В то же время прототипом Прекрасной Дамы стала реальная, вполне земная женщина — Любовь Дмитриевна Менделеева.

Тема 2. Какова роль любви в жизни человека?

  • Цикл «Стихи о Прекрасной Даме».
  • Александр Блок дебютировал в поэзии как традиционный романтик, и в его ранних стихах звучали соответствующие мотивы: отчуждение от толпы, разочарование в жизни, неверие в счастье.
  • И вдруг во мраке безверия, слепоты возникает Она — «ясная», «лучезарная», «озарённая», «золотая». Блок описывает её подобно тому, как иконописцы обычно изображают окружённую сиянием Богоматерь. В то же время прототипом Прекрасной Дамы стала реальная, вполне земная женщина — Любовь Дмитриевна Менделеева.


«Мне всё равно – Вселенная во мне…» Блок называл цикл стихов о Прекрасной Даме «закрытой книгой бытия», в которой нашло отражение путешествие по «странам души» на «ранней утренней заре». «Стихи о Прекрасной Даме» передают особое — молитвенное — состояние души лирического героя (и автора), состояние внутреннего созерцания. Лирический герой Блока заключает в себе целую Вселенную, его душа равновелика мирозданию: Мне всё равно — Вселенная во мне... Этот идеальный мир Блок противопоставляет реальному. Именно в царстве идеального он ищет спасения от пошлости и грубости земного существования: Ищу спасенья. Мои огни горят на высях гор 

«Мне всё равно – Вселенная во мне…»

  • Блок называл цикл стихов о Прекрасной Даме «закрытой книгой бытия», в которой нашло отражение путешествие по «странам души» на «ранней утренней заре».
  • «Стихи о Прекрасной Даме» передают особое — молитвенное — состояние души лирического героя (и автора), состояние внутреннего созерцания.
  • Лирический герой Блока заключает в себе целую Вселенную, его душа равновелика мирозданию:

Мне всё равно — Вселенная во мне…

  • Этот идеальный мир Блок противопоставляет реальному. Именно в царстве идеального он ищет спасения от пошлости и грубости земного существования:

Ищу спасенья.

Мои огни горят на высях гор 


Лирический герой и его Прекрасная Дама… Прекрасная Дама становится связующим звеном между земным (чуждым) и небесным (родным) мирами. Лирический герой мало дорожит земными атрибутами — всем своим существом он стремится ввысь. Обратимся к стихотворению «Вхожу я в тёмные храмы». Всё стихотворение проникнуто торжественным настроением, герой ждёт встречи с ней «в мерцании красных лампад». Красный цвет — цвет огня, страсти. Этой страстью преисполнена душа ожидающего появления Прекрасной Дамы: «Дрожу от скрипа дверей». Ему нестерпимо хочется увидеть Её, но он знает, что это невозможно: А в лицо мне глядит озарённый Только образ, лишь сон о Ней. Это незримое присутствие герою дороже реального.

Лирический герой и его Прекрасная Дама…

  • Прекрасная Дама становится связующим звеном между земным (чуждым) и небесным (родным) мирами. Лирический герой мало дорожит земными атрибутами — всем своим существом он стремится ввысь.
  • Обратимся к стихотворению «Вхожу я в тёмные храмы». Всё стихотворение проникнуто торжественным настроением, герой ждёт встречи с ней «в мерцании красных лампад». Красный цвет — цвет огня, страсти. Этой страстью преисполнена душа ожидающего появления Прекрасной Дамы: «Дрожу от скрипа дверей». Ему нестерпимо хочется увидеть Её, но он знает, что это невозможно:

А в лицо мне глядит озарённый

Только образ, лишь сон о Ней.

  • Это незримое присутствие герою дороже реального.


Тема 3. Сложно ли жить человеку в эпоху перемен? ЭПО́ХА, -и,  ж.  1. Продолжительный период времени, характеризующийся какими-л. выдающимися событиями, явлениями, имеющий какие-л. характерные особенности. Перемены – изменения. Эпоха перемен – время глобальных изменений; смена эпох; переломный период; великие социальные и исторические потрясения… Борьба старого мира и нового мира в поэме А.А. Блока «Двенадцать»

Тема 3. Сложно ли жить человеку в эпоху перемен?

  • ЭПО́ХА, -и,  ж.  1. Продолжительный период времени, характеризующийся какими-л. выдающимися событиями, явлениями, имеющий какие-л. характерные особенности.
  • Перемены – изменения.
  • Эпоха перемен – время глобальных изменений; смена эпох; переломный период; великие социальные и исторические потрясения…
  • Борьба старого мира и нового мира в поэме А.А. Блока «Двенадцать»


Тема 4 . Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч, а люди похожи на реки»? Человек постоянно меняется: меняются настроение, чувства, эмоции. Человек находится в поиске смысла жизни. У человека есть мечты и надежды. Он стремится их претворить в жизнь. Вся жизнь человека – это череда обстоятельств, когда от человека требуется нравственный выбор. У каждого человека – свой путь духовного развития, становления личности.

Тема 4 . Согласны ли вы с утверждением Л.Н. Толстого о том, что «человек текуч, а люди похожи на реки»?

  • Человек постоянно меняется: меняются настроение, чувства, эмоции. Человек находится в поиске смысла жизни.
  • У человека есть мечты и надежды. Он стремится их претворить в жизнь.
  • Вся жизнь человека – это череда обстоятельств, когда от человека требуется нравственный выбор.
  • У каждого человека – свой путь духовного развития, становления личности.


Эволюция лирического героя в поэзии Александра Блока Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Лирический герой – отрок; инок; рыцарь Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни. Он преклоняется перед Прекрасной Дамой, боготворит её. Герой ждёт встречи с ней, тоскует, любит, боится разочарования; стремится к божественному идеалу красоты и духовности. Героиня – воплощение Вечной Женственности, идеал красоты и духовности. Стихотворения «Ветер принёс издалёка…»; «Предчувствую Тебя…»; «Мы встречались с тобой на закате…»

Эволюция лирического героя в поэзии Александра Блока

Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Лирический герой – отрок; инок; рыцарь Прекрасной Дамы, ожидающий грядущего преображения жизни. Он преклоняется перед Прекрасной Дамой, боготворит её. Герой ждёт встречи с ней, тоскует, любит, боится разочарования; стремится к божественному идеалу красоты и духовности.

Героиня – воплощение Вечной Женственности, идеал красоты и духовности.

Стихотворения «Ветер принёс издалёка…»; «Предчувствую Тебя…»; «Мы встречались с тобой на закате…»


Эволюция лирического героя в поэзии Александра Блока Цикл «Город» (1904 – 1908). Лирический герой вдруг увидел в Городе людей. Он понял, что они страдают, им больно. «Тёмные дворцы» слепы к страданиям людей. Голос народа не слышен «на Неве» Человек беззащитен перед роковыми силами Выход – только в мечте… Стихотворения «Вися над городом всемирным…»; «В октябре»; «Холодный день»

Эволюция лирического героя в поэзии Александра Блока

  • Цикл «Город» (1904 – 1908).
  • Лирический герой вдруг увидел в Городе людей. Он понял, что они страдают, им больно.
  • «Тёмные дворцы» слепы к страданиям людей.
  • Голос народа не слышен «на Неве»
  • Человек беззащитен перед роковыми силами
  • Выход – только в мечте…
  • Стихотворения «Вися над городом всемирным…»; «В октябре»; «Холодный день»


Эволюция лирического героя в поэзии Александра Блока Стихотворение «Незнакомка» (1906 год). В душе лирического героя нарастают противоречия. Поиски идеала завели его в тупик. Трагедия лирического героя – в раздвоенности его сознания. Из глубин души поднимается мечта. Она реализуется в образе Незнакомки… Но герой беспомощен и слаб…

Эволюция лирического героя в поэзии Александра Блока

  • Стихотворение «Незнакомка» (1906 год).
  • В душе лирического героя нарастают противоречия.
  • Поиски идеала завели его в тупик.
  • Трагедия лирического героя – в раздвоенности его сознания.
  • Из глубин души поднимается мечта. Она реализуется в образе Незнакомки…
  • Но герой беспомощен и слаб…


Тема 5. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодёжь? Лирика Александра Блока: Как любовь способна изменить человека? Возможно ли осуществление мечты? Каков идеал женской красоты? К чему нужно стремиться в жизни? Нужно ли помнить уроки прошлого? Что значит исторический опыт и в чём состоит его ценность? Что значит «патриотизм»? Как нужно относиться к переменам в жизни?

Тема 5. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодёжь?

  • Лирика Александра Блока:
  • Как любовь способна изменить человека?
  • Возможно ли осуществление мечты?
  • Каков идеал женской красоты?
  • К чему нужно стремиться в жизни?
  • Нужно ли помнить уроки прошлого?
  • Что значит исторический опыт и в чём состоит его ценность?
  • Что значит «патриотизм»?
  • Как нужно относиться к переменам в жизни?


Тема 5. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодёжь? Поэма А.А. Блока «Двенадцать» Что значит «эпоха перемен» и как её оценивать? Что поможет человеку выжить и сохранить своё человеческое достоинство в период глобальных социальных изменений? Каковы последствия революций? Как исторические события отражаются на судьбе конкретного человека? Может ли быть счастлив человек в современном мире? В чём заключается это счастье?..

Тема 5. Может ли художественное произведение дать ответы на вопросы, волнующие современную молодёжь?

  • Поэма А.А. Блока «Двенадцать»
  • Что значит «эпоха перемен» и как её оценивать?
  • Что поможет человеку выжить и сохранить своё человеческое достоинство в период глобальных социальных изменений?
  • Каковы последствия революций?
  • Как исторические события отражаются на судьбе конкретного человека?
  • Может ли быть счастлив человек в современном мире? В чём заключается это счастье?..


Работу выполнила учитель русского языка ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.

Работу выполнила учитель русского языка ГБПОУ «1-й МОК» г. Москвы Немцева Л.В.

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация к уроку литературы «Подготовка к сочинению по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

Презентация к уроку литературы Подготовка к сочинению по комедии Д.Фонвизина...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Презентация к уроку литературы Подготовка к сочинению по комедии Д.Фонвизина

    Описание слайда:

    Презентация к уроку литературы
    Подготовка к сочинению по комедии Д.Фонвизина «Недоросль»
    Подготовила
    Михалёва Инна Ивановна
    Учитель русского языка и литературы
    ГБОУ школы № 482
    Выборгского района
    Г.Санкт-Петербург

  • 2 слайд

    «Воспитание дано мне было отцом… наилучшее: имей сердце, имей душу, и будешь

    Описание слайда:

    «Воспитание дано мне было отцом… наилучшее: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».

  • 3 слайд

    Что должно отражать сочинение: 1.Знание текста (вводить в сочинение эпизоды,

    Описание слайда:

    Что должно отражать сочинение:

    1.Знание текста (вводить в сочинение эпизоды, цитаты).

    2.Понимание текста (тезис, доказательство, вывод).

    3.Понимание авторской позиции (она заключается в выводах).

  • 4 слайд

    ТЕМА СОЧИНЕНИЯ  Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонви

    Описание слайда:

    ТЕМА СОЧИНЕНИЯ

     Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»

  • 5 слайд

    Лексическая работа. Л.: гражданин, недоросль . Гражданин – лицо, принадле

    Описание слайда:

    Лексическая работа.

    Л.: гражданин, недоросль .

    Гражданин – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое совокупностью прав и обязанностей.

  • 6 слайд

    Что значит быть истинным гражданином? Любить Родину, трудиться на её благо

    Описание слайда:

    Что значит быть истинным гражданином?

    Любить Родину,
    трудиться на её благо,
    быть честным, справедливым, умным,
    подчинять свои интересы общественным.

  • 7 слайд

    Недоросль – В России в 18 в: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия

    Описание слайда:

    Недоросль –

    В России в 18 в: молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.

    Глуповатый юноша – недоучка.

    В каком значении Фонвизин употребляет это слово? Недоросль — лодырь, бездельник.

  • 8 слайд

    Особенности комедии как драматического произведения. Следует ли считать, что

    Описание слайда:

    Особенности комедии как драматического произведения.
    Следует ли считать, что комедия «Недоросль» написана по правилам классицизма?
    Следует ли считать, что Митрофан воспитывался как истинный гражданин?
    О чём заботилась Простакова, воспитывая сына?
    Митрофан на уроке. Чему учился Митрофан на уроке?
    Каков итог воспитания?

  • 9 слайд

    План сочинения I Вступление. 1. Фонвизин – русский сатирик, основоположник

    Описание слайда:

    План сочинения

    I Вступление.

    1. Фонвизин – русский сатирик, основоположник великой русской комедии.
    2. Острые социальные вопросы в комедии «Недоросль».

    II. Главная часть сочинения.

    Какую идею проводит автор через своего героя?

    III. Актуальность воспитания в наши дни.

  • 10 слайд

    Речевые клише : Автор поднимает проблему… Одной из проблем, поднятых автором

    Описание слайда:

    Речевые клише :

    Автор поднимает проблему…
    Одной из проблем, поднятых автором, является…
    Автор задается вопросом….
    Автор заставляет нас задуматься о том…
    Автор считает…
    Автор полагает…
    Автор хочет донести до читателя мысль…
    Можно привести много примеров, доказывающих эту мысль.
    Ярким примером, доказывающим эту мысль, является следующий
    эпизод ( сцена )…
    Эту мысль можно доказать на примере…

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Тема:
Недоросль. Комедия в пяти действиях. (В сокращении)

Похожие материалы

  • Конспект урока по литературе 8 класс «В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»

  • Конспект урока на тему: «Родная природа в стихотворениях А.А. Блока и С.А. Есенина». 6 класс.

  • Творческая работа учащегося 5 класса на региональный конкурс творческих работ учащихся 5-8 классов «Моя Ясная Поляна»

  • Преемственные связи в зарубежных романах

  • Литературная викторина по сказке А.М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»

  • Презентация по литературе «Технология смыслового чтения при дистанционной работе с детьми ОВЗ»

  • Презентация. «Литературные курановские чтения по рассказу Ю.Куранова «Кулачка»

  • Презентация. «Задачи чтения в рамках ФГОС второго поколения» (из опыта работы)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5436695 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: организация реабилитационной работы в социальной сфере»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»

Слайд 1

Д. И. Фонвизин « НЕДОРОСЛЬ » как аргумент к сочинению (направление «Честь и бесчестие»

Слайд 2

Честь и бесчестие Честь — это награда, присуждаемая за добродетель Аристотель Истинная честь не может терпеть неправду Филдинг Я всякую беду согласен перенесть , Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь Корнель Пьер Бесчестный человек готов на бесчестное дело Пословица Бесстыдство — терпеливость души к бесчестию во имя выгоды Платон

Слайд 3

Списать, дополнить … Честь – это совокупность высших моральных качеств, принципов (добродетелей): уважение к людям, ……? Бесчестие – это совокупность безнравственных качеств, принципов (пороков): — идти на компромисс со своей совестью, -……?

Слайд 4

Порок и добродетель должны быть представлены наглядно, и добродетель должна, конечно, восторжествовать . злонравие скотоподобие невежество лицемерие честность совесть прямота благородство

Слайд 5

Д.И. Фонвизин «Недоросль» (дополните второй слайд) Образы носителей добродетели — Стародум и Правдин. Положительные образы влюблённых — Софьи и Милона. Им доверены мысли и чувства самого драматурга и близких ему людей. Они говорят о том, что дорого автору: о необходимости привить человеку с детства сознание долга, любовь к Отчизне. Непогрешимую честность, правдивость, чувство собственного достоинства, уважение к людям, презрение к низости, лести, бесчестности . Они выдвигают прямо противоположные « Простаковым » всех рангов понятия о чести, знатности и богатстве. В их речах вскрывается произвол правительства, порождающий в России людей, недостойных быть людьми, дворян, недостойных быть дворянами

Слайд 6

Стародум При тогдашнем веке при Петре I придворные были воины, да воины не были придворные. В большом свете водятся премелкие души. Где государь мыслит, где знает он, в чём его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться их права. Тщетно звать врача к больным неисцельно : тут врач не пособит, разве сам заразится.

Слайд 7

Стародум (резонер) Угнетать рабством себе подобных беззаконно ( прокомментируйте афоризм) Невежда без души — зверь ( дайте определение «невежда») Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время Начинаются чины — перестаёт искренность. Чины нередко выпрашиваются, а истинное почтение необходимо заслуживается. Прямо любочестивый человек ревнует к делам, а не к чинам.

Слайд 8

Наука в развращённом человеке есть лютое оружие делать зло Просвещение возвышает одну добродетельную душу Вывод: Вначале нужно воспитывать …., позаботиться о …., а потом — об ….. Слова для справок : душа, ум, добродетель

Слайд 9

Разное «богатство»… Наличные деньги — не наличные достоинства. Глупому сыну не в помощь богатство. Золотой болван — всё болван . Простакова с гордостью вспоминает отца, умевшего взятками нажить состояние, и, не стесняясь, поучает сына: “Нашёл деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка”. Стародум говорит:“Богач… тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтобы помочь тому, у которого нет нужного”.

Слайд 10

САМЫЙ НИЧТОЖНЫЙ ГЕРОЙ КОМЕДИИ Д.И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ» ??????????

Слайд 11

Самый ничтожный герой комедии (финал комедии) Митрофан не только невежда и “маменькин сынок”. Он хитёр , знает, как подольститься к матери (рассказ о сне). Бессердечие — вот его самая страшная черта. “Невежда без души — зверь”, — говорит Фонвизин. Митрофанушка-неуч смешон, но отталкивающий мать — страшен.

Слайд 12

Воспитание, которое даёт Простакова сыну, убивает в нём душу. Митрофан никого не любит, кроме самого себя, ни о чём не задумывается, с отвращением относится к учению и ждёт только часа, когда станет хозяином имения и будет так же, как его матушка, помыкать своими близкими и бесконтрольно распоряжаться судьбами крепостных.

Слайд 13

Невежество + бессердечие =«достойный плод» Простакова обращается за сочувствием к сыну. Митрофанушка грубо отталкивает её: “Да отвяжись, матушка! Как навязалась Горестный вопль Простаковой : “Нет у меня сына!” Стародум отвечает словами, полными глубокого смысла: “Вот злонравия достойные плоды!”

Слайд 14

Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу слова или словосочетания Зачастую (так устроена наша жизнь) человек стоит перед …..: совершить бесчестный ….., т.е. идти путем ……, ……., лицемерия или сохранить … и достоинство и быть верным голосу….., следовать ….. п ринципам. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности ……правилам до различных форм компромисса с ….., вплоть до глубокого ….. падения …… ….. человек чувствует себя свободным. Его душа свободна от …. и открыта для …… Слова для справок : совесть, нравственные, добродетель, моральные, поступок, порок, личность, честь, предательство, ложь, выбор, падение

Слайд 15

Честный и бесчестный человек познаются не только из того, что они делают, но и из того, чего они желают ( Демокрит ) …человек идет на сделку с …Однако эта …, прикрывающая до определенного момента его темные…., может закончиться очень… Для доказательства своих мыслей предлагаю обратиться к художественной литературе. Слова для справок : дело, совесть и другие

Первое, что необходимо сделать перед началом подготовки к ЕГЭ по литературе 2022 года – это изучение основных документов, таких как кодификатор, спецификации и демонстрационный вариант КИМа. В данной статье мы разберем, какую информацию выпускникам предоставляет кодификатор по литературе и почему так важно с ней ознакомиться.

Изменения 2022 года в ЕГЭ по литературе

Подробная информация о том, какие изменения будут внесены в ЕГЭ по литературе в 2022 году, содержится в спецификациях и кодификаторе к экзамену.

Изменения в ЕГЭ по литературе 2022 года, кодификатор и спецификации

Так, в следующем сезоне ГИА утверждены такие нововведения:

  1. Обогащён литературный материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ – ХХ в., отечественная литература ХХI в., содержит кодификатор ЕГЭ для предмета «литература», разработанный ФИПИ для 2022 года.
  2. Количество заданий базового уровня сложности (с кратким ответом) сокращено с 12 до 7, в результате чего изменилась нумерация заданий.
  3. Увеличено количество заданий на выбор в части 1 (5.1/5.2, 10.1/10.2) и в части 2 (добавлена пятая тема сочинения с опорой на «диалог искусств»).
  4. Изменены требования к выполнению заданий 6 (ранее – 9) и 11 (ранее – 16): требуется подобрать не два, а одно произведение для сопоставления с предложенным текстом; уточнены критерии оценивания данных заданий.
  5. Повышены требования к объёму сочинения (минимальное количество слов – 200).

Таким образом, в 2022 году на экзамене по литературе выпускникам предстоит выполнить 12 заданий, среди которых 7 – базового уровня, 4 – повышенного и 1 – высокого. Выполнив правильно все задания можно набрать максимум 55 первичных баллов:

Тип задания Кол-во Максимальный балл
С кратким ответом 7 7
С развёрнутым ответом ограниченного объёма 4 28
С развёрнутым ответом (сочинение) 1 15
За грамотность 5

При выполнении заданий обеих частей экзаменационной работы экзаменуемый имеет право пользоваться орфографическим словарём.

Содержание кодификатора на 2022 год

Еще до начала 2021-2022 учебного года на сайте ФИПИ были представлены основные документы для ЕГЭ по литературе – спецификации и кодифиатор.

Кодификатор ЕГЭ по литературе 2022 | ФИПИ, список произведений

Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по литературе является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ.

Предлагаем ознакомиться с содержанием последнего для более полного понимания объема информации, который необходимо проработать на этапе подготовки к экзамену.

Требования к уровню подготовки

Выпускник 11 класса должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  • основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Выпускник 11 класса должен уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать сочинения на литературные темы.

Требования к уровню подготовки из кодификатора ЕГЭ 2022 по литературе

Также в кодификаторе к ЕГЭ 2022 года по литературе сказано, что экзаменуемый должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка, а также для участия в диалоге или дискуссии.

Элементы содержания

В кодификаторе по литературе 2022 года также приведен список проверяемых сведений по теории и истории литературы. Экзаменуемым следует знать такие понятия:

  • Художественная литература как искусство слова.
  • Фольклор. Жанры фольклора.
  • Художественный образ. Художественные время и пространство.
  • Содержание и форма. Поэтика.
  • Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.
  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Лироэпос2. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
  • Деталь. Символ. Подтекст.
  • Историзм. Народность. Психологизм.
  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
  • Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
  • Стиль.
  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
  • Литературная критика.

Список литературы

Еще одна важная информация, которую содержит кодификатор по литературе для ЕГЭ 2022 года – это полный список произведений, рекомендованных к прочтению на этапе подготовки. Иными словами, в документе указаны произведения разных жанров, которые могут встретится выпускникам в КИМах.

Важно! В 2022 году список литературы был дополнен, поэтому рекомендуем подробно ознакомиться с изменениями и не забыть ознакомиться с  текстом новых произведений.

Содержимое кодификатора ЕГЭ по литературе 2022

Из древнерусской литературы

  • «Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.

  • Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
  • Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

Из литературы первой половины XIX в.

  • В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
  • В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
  • А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»
  • А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
  • А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
  • М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
  • М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
  • Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»
  • Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
  • Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

Из литературы второй половины XIX в.

  • А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
  • И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
  • Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…»
  • А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
  • И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
  • Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»
  • Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)
  • Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
  • Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
  • Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).

Из литературы конца XIX – начала XX в.

  • А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
  • А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

Из литературы первой половины XX в.

  • И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
  • М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
  • М. Горький. Пьеса «На дне»
  • А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»
  • А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
  • В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
  • В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
  • С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  • М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  • О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  • А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
  • А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
  • М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
  • М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
  • М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
  • М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
  • А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»
  • А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
  • Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»
  • Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)
  • А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
  • А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
  • А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Кодификатор ЕГЭ по литературе 2022 | ФИПИ, список произведений

Из литературы второй половины ХХ в.

Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).

Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).

Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору).

Надеемся, что разбор кодификатора поможет вам сдать ЕГЭ по литературе в 2022 году на максимальный балл. Также рекомендуем ознакомиться с другими материалами по теме, размещенными на страницах нашего портала.

Читайте также:

  • ЕГЭ по литературе в 2022 году
  • Итоговое сочинение по литературе в 2022 году: темы, направления
  • Паронимы ЕГЭ 2022 года: список и значение

  • Подготовить рассказ о детстве пушкина
  • Подготовить рассказ о жизни и творчестве л н толстого
  • Подвешенная лампа как пишется
  • Подвечер или под вечер как пишется
  • Подгоревший пирог как пишется