Категория:
-
Презентации для учителей →
-
Технология
Автор презентации: Тоузакова Светлана Георгиевна
Обучающее сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» в форме презентации поможет учителю объяснить доступно сложный материал урока.
Предварительно следует провести следующую работу с учащимися:
1.Задание для класса: найти и отметить в тексте «Горя от ума» цитаты о любви.
2.Индивидуальные задания:
- Как играли Софью в театре.
- Два взгляда на образ Софьи: В.Белинский и И.Гончаров.
- Взгляд М.Нечкиной на образ Софьи.
- Взгляд Б.Голлера на образ Софьи.
Слайд 1Обучение сочинению по пьесе А.Грибоедова «Горе от ума». 9-й класс
Слайд 2Процесс создания своего текста 1. О чём будет моё сочинение? (тема) О любовном конфликте в пьесе Грибоедова. 2. Каков мой замысел? (идея, тезис сочинения) В комедии « Горе от ума », по мнению И.Гончарова, два конфликта: любовный и общественный. В центре любовного конфликта София Фамусова и Александр Чацкий. В течение невероятно длинного дня главный герой пытается понять, кто избранник Софьи. Он, Скалозуб, Молчалин … Мне кажется, что в пьесе Грибоедова только два человека умеют любить по-настоящему: Софья выбирает Алексея Молчалина, Чацкий же любит её. Так возникает фальшивый любовный треугольник.
Слайд 33. Какой тип речи моего сочинения? Рассуждение – это подтверждение основной мысли. Цель рассуждения – убедить другого. Надо найти доказательства, сделать обоснованный вывод.
Слайд 44. Какова схема рассуждения? I. Тезис (основная мысль сочинения) Почему? Потому что, так как. II. Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста Что из этого следует? Поэтому, следовательно, итак, таким образом. III. Вывод Перекликается с тезисом.
Слайд 5Примерные правила создания сочинения (своего текста) Заголовок (название) соответствует содержанию текста. Сочинение должно быть завершённым. Наличие всех необходимых частей сочинения. Выражение собственной позиции. Наличие авторитетного мнения: точка зрения литературного критика (историка, философа, психолога, известного современника и т.п.). Взаимосвязь между частями текста: конец и начало симметричны (зеркало), логичные переходы (мостики). Неплохо придумать адресата сочинения и мысленно обращаться к нему. Литературная обработанность: отсутствие речевых, грамматических, логических и других ошибок.
Слайд 6Примерный план сочинения Вступление. А) Зачин. Б) Тезис (моя позиция) + авторитетная точка зрения, с которой я (не) согласен. Основная часть. А) Что такое любовь? Б) Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста. Заключение. Вывод.
Слайд 7Словарная работа Грибоедов, Александр Сергеевич, драматург, комедиограф, писатель, автор, создатель, творец, мастер. Герой, персонаж, он (она), имя, фамилия, « Горе от ума », произведение, пьеса, комедия, творение. Точка зрения, по моему мнению, мне кажется, по мнению критика, мне (не) близка позиция.
Слайд 8Варианты эпиграфа Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими. Эрих Фромм « Искусство любить » Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы самому любить, точнее – быть способным любить. Эрих Фромм « Искусство любить » Любовь к кому-либо – это не просто сильное чувство, это решимость, это разумный выбор, это ответственность, это поступок. Эрих Фромм « Искусство любить »
Слайд 9Вступление Примерные варианты зачина сочинения О писателе В конце 18 века родился знаменитый русский драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Это был очень образованный и талантливый человек. В 1824 он создал выдающуюся комедию « Горе от ума ». О книге В 1824 году появилась знаменитая русская комедия « Горе от ума ». Её создателем является выдающийся драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Это пьеса до сих пор популярна среди зрителей и читателей. О себе Я совершенно сознательно (не случайно) выбрал (а) именно эту тему сочинения. Любовный конфликт, мне кажется, является главным в пьесе Грибоедова. О нём я и хотел (а) бы поразмышлять
Слайд 10Основная часть Что такое любовь? Каковы признаки настоящей любви?
Слайд 11Настоящая любовь, с точки зрения Фромма, – это: желание отдавать, а не брать, забота, ответственность, заинтересованность в жизни и развитии любимого, уважение.
Слайд 12Поиск доказательств в пьесе « Горе от ума » Действие I, явление 4: Софья обманывает отца, сочиняет сон. Забота о любимом и ответственность за него. Действие I, явление 7: Чацкий встречается с Софьей, видит в ней человека близкого по духу. Уважение, заинтересованность в развитии любимой. Действие II, явления 7-11: падение Молчалина с лошади, реакция Софьи, затем – поведение Александра. Забота, желание отдавать, заинтересованность в жизни любимого (любимой). Действие III, явление 1: высказывания Софьи о Молчалине, Чацкий не верит ей словам. Софья уважает своего избранника. Чацкий уважает Софью, видит в ней человека близкого по духу. Действие III, явления 13-14: Софья стала источником слуха о сумасшествии Александра. Забота о Молчалине, ответственность за него. Действие IV, явления 12-14: все покровы сорваны, Софья и Александр потрясены открывшейся правдой (у каждого – своя).
Слайд 13Заключение Примерный вывод В комедии Грибоедова только Софья Фамусова и Александр Чацкий умеют любить сильно и страстно, они, по словам академика М. Нечкиной, « под пару » друг другу. Но судьба лишила их счастья. « Горе от ума » — пьеса о трагической любви.
Обязательно поделитесь с друзьями:
Скачать
Размер презентации: 62.04 Kb
Посмотрите также:
— Урок+Презентация+Музыка по русской литературе для 9 класса по теме «Выдающиеся деятели культуры. Жизнь и творчество Марины Цветаевой»
— Урок литературы в 9 классе «А. С. Пушкин «Евгений Онегин»»
— Презентация урока развития речи по теме: «Дуб-батюшка, я желудь твой», 9 класс
— Урок по русской литературе для 9 класса «Коран в творчестве А.С.Пушкина»
— Презентация по русскому языку для 9 класса «Главные члены предложения»
— Презентация по литературе для 9 класса на тему «Литература и ее роль в духовной жизни человека»
— Презентация по русскому языку для 9 класса «Цитаты и способы цитирования»
— Презентация для 9 класса интеллектуальная игра «По следам ГИА»
— Презентация по литературе для 5-9 классов «Царскосельский лицей»
— Презентация к уроку русского языка в 9 классе по теме «Предложение»
1
Первый слайд презентации
Обучение сочинению по пьесе А.Грибоедова «Горе от ума». 9-й класс
Изображение слайда
Процесс создания своего текста
1. О чём будет моё сочинение? (тема)
О любовном конфликте в пьесе Грибоедова.
2. Каков мой замысел? (идея, тезис сочинения)
В комедии « Горе от ума », по мнению И.Гончарова, два конфликта: любовный и общественный. В центре любовного конфликта София Фамусова и Александр Чацкий. В течение невероятно длинного дня главный герой пытается понять, кто избранник Софьи. Он, Скалозуб, Молчалин …
Мне кажется, что в пьесе Грибоедова только два человека умеют любить по-настоящему: Софья выбирает Алексея Молчалина, Чацкий же любит её. Так возникает фальшивый любовный треугольник.
Изображение слайда
3. Какой тип речи моего сочинения?
Рассуждение – это подтверждение основной мысли. Цель рассуждения – убедить другого. Надо найти доказательства, сделать обоснованный вывод.
Изображение слайда
4. Какова схема рассуждения?
I. Тезис (основная мысль сочинения)
Почему?
Потому что, так как.
II. Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста
Что из этого следует?
Поэтому, следовательно, итак, таким образом.
III. Вывод
Перекликается с тезисом.
Изображение слайда
Примерные правила создания сочинения (своего текста)
Заголовок (название) соответствует содержанию текста.
Сочинение должно быть завершённым.
Наличие всех необходимых частей сочинения.
Выражение собственной позиции.
Наличие авторитетного мнения: точка зрения литературного критика (историка, философа, психолога, известного современника и т.п.).
Взаимосвязь между частями текста: конец и начало симметричны (зеркало), логичные переходы (мостики).
Неплохо придумать адресата сочинения и мысленно обращаться к нему.
Литературная обработанность: отсутствие речевых, грамматических, логических и других ошибок.
Изображение слайда
Примерный план сочинения
Вступление. А) Зачин. Б) Тезис (моя позиция) + авторитетная точка зрения, с которой я (не) согласен.
Основная часть. А) Что такое любовь? Б) Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста.
Заключение.
Вывод.
Изображение слайда
Словарная работа
Грибоедов, Александр Сергеевич, драматург, комедиограф, писатель, автор, создатель, творец, мастер.
Герой, персонаж, он (она), имя, фамилия,
« Горе от ума », произведение, пьеса, комедия, творение.
Точка зрения, по моему мнению, мне кажется, по мнению критика, мне (не) близка позиция.
Изображение слайда
Варианты эпиграфа
Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими. Эрих Фромм « Искусство любить »
Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы самому любить, точнее – быть способным любить. Эрих Фромм « Искусство любить »
Любовь к кому-либо – это не просто сильное чувство, это решимость, это разумный выбор, это ответственность, это поступок. Эрих Фромм « Искусство любить »
Изображение слайда
Вступление
Примерные варианты зачина сочинения
О писателе
В конце 18 века родился знаменитый русский драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Это был очень образованный и талантливый человек. В 1824 он создал выдающуюся комедию « Горе от ума ».
О книге
В 1824 году появилась знаменитая русская комедия « Горе от ума ». Её создателем является выдающийся драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Это пьеса до сих пор популярна среди зрителей и читателей.
О себе
Я совершенно сознательно (не случайно) выбрал (а) именно эту тему сочинения. Любовный конфликт, мне кажется, является главным в пьесе Грибоедова. О нём я и хотел (а) бы поразмышлять
Изображение слайда
Основная часть
Что такое любовь? Каковы признаки настоящей любви?
Изображение слайда
Настоящая любовь, с точки зрения Фромма, – это:
желание отдавать, а не брать,
забота,
ответственность,
заинтересованность в жизни и развитии любимого,
уважение.
Изображение слайда
Поиск доказательств в пьесе « Горе от ума »
Действие I, явление 4: Софья обманывает отца, сочиняет сон. Забота о любимом и ответственность за него.
Действие I, явление 7: Чацкий встречается с Софьей, видит в ней человека близкого по духу. Уважение, заинтересованность в развитии любимой.
Действие II, явления 7-11: падение Молчалина с лошади, реакция Софьи, затем – поведение Александра. Забота, желание отдавать, заинтересованность в жизни любимого (любимой).
Действие III, явление 1: высказывания Софьи о Молчалине, Чацкий не верит ей словам. Софья уважает своего избранника. Чацкий уважает Софью, видит в ней человека близкого по духу.
Действие III, явления 13-14: Софья стала источником слуха о сумасшествии Александра. Забота о Молчалине, ответственность за него.
Действие IV, явления 12-14: все покровы сорваны, Софья и Александр потрясены открывшейся правдой (у каждого – своя).
Изображение слайда
13
Последний слайд презентации: Обучение сочинению по пьесе А.Грибоедова «Горе от ума». 9-й класс
Заключение
Примерный вывод
В комедии Грибоедова только Софья Фамусова и Александр Чацкий умеют любить сильно и страстно, они, по словам академика М. Нечкиной, « под пару » друг другу. Но судьба лишила их счастья. « Горе от ума » — пьеса о трагической любви.
Изображение слайда
Агафонова Галина Вячеславна
Обобщающий урок по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Подготовка к контрольному домашнему сочинению №1
Ц е л ь: продолжать совершенствовать навык написания сочинения на заданную тему; соблюдать признаки выбранного жанра сочинения; уметь выразить свое отношение к предложенным темам
Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма. Противопоставление коварства, жестокости, хитрости великодушию, бескорыстию, честности. Развитие морального сознания и
Компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора,
Формирование нравственных чувств и нравственного поведения осознанного и ответственного
отношения к собственным поступкам.
З н а т ь: содержание и проблематику изученного произведения.
У м е т ь: выбрать тему и жанр сочинения; составить план к выбранной теме; сформулировать идею, подобрать цитатный материал; аргументировать свою точку зрения; редактировать написанное (П).
Чацкий до сих пор
единственное
героическое лицо нашей
литературы, честная и деятельная
натура борца, то есть натура
в высшей степени страстная.
Критик А.Григорьев
Чацкий – образ декабриста,
защитник
передовых идей,
обличитель крепостнических нравов.
И.А.Гончаров
1. Мотивация.
2. Формулирование темы. Мы заканчиваем изучение комедии А.С. Грибоедова и должны написать итоговую работу по произведению. Как вы думаете, какова тема нашего урока.
3. Запись темы, целеполагание.
4. Терминологический диктант на соответствие
Драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно осмеивающее общественные или бытовые пороки, а также представление его на сцене. | Новаторство |
Высшая точка подъема воодушевления, эмоционального чувства, восторга, достигнутая в литературном произведении и в восприятии его читателем, отражающая значительные события в обществе и духовные взлеты героев. | Пафос |
Один из основных жанров драмы как литературного рода, наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей. Но главная ее цель — не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом. | Конфликт |
Противоречия, возникающие между отдельными персонажами, персонажем и социально-бытовой средой, между группами персонажей, сословиями, классами. Эти противоречия развиваются и в конце концов, как правило, разрешаются в сюжете произведения. | Драма |
Совокупность персонажей, близких по своему социальному положению или роду занятий, мировосприятию и духовному облику. Такие персонажи могут быть представлены в различных произведениях одного и того же или нескольких писателей. | Реализм |
Открытие новых путей в том или ином виде деятельности, отказ от устаревших традиций и создание новых. | Литературный тип |
Художественный метод, следуя которому, художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. | Сатира |
Вид комического; беспощадное, уничтожающее осмеяние какого-либо общественно значимого явления, раскрывающее его глубокую внутреннюю несостоятельность. | Комедия |
5. Беседа. Лагерю крепостников, защитников феодальной старины, врагам просвещения противопоставлен в комедии Чацкий. Грибоедов первый в русской литературе сумел создать реалистический образ положительного героя своего времени. Этот образ воплощает в своем мировоззрении и характере реальные черты и облик декабриста. См. эпиграф. Автор неоднократно в комедии подчёркивает ум Чацкого. Для современников-друзей и врагов – ум Чацкого означал, что он был не просто умным человеком, а вольнодумцем, принадлежащим к передовому кругу. Вольнолюбие Чацкого сформировалось в тех условиях, что и у декабристов. Его биография типична для представителей передовой дворянской молодёжи 1810-1820-х гг.
-
Что вы знаете о детстве Чацкого? (прочитать слова Софьи – д. 1, явл.5 «Послушай, вольности ты лишней не бери»).
Итак, детство Чацкого прошло в барском доме Фамусова. В годы, когда юное сердце егоостро реагирует на впечатления от быта московского барства, дух «века минувшего», низкопоклонничество и пустота жизни рано возбудили в Чацком скуку и отвращение. Несмотря на дружбу с Софьей, Чацкий покидает дом Фамусовых, начинается самостоятельная жизнь.
Как вы думаете, почему охота странствовать напала на него?
Он хотел обогатить свой разум современными передовыми идеями. Мы знаем, что к этому стремился и сам Грибоедов, и декабристы. Пестель говорил о том, что «без этих сведений нельзя быть полезным ни себе, ни обществу, ни Отечеству». Чацкий отправился «ума искать» с возвышенной патриотической целью. Он переживает то, о чем рассказывал Раевский: «Эта высокая цель жизни самой своей таинственностью и начертанием новых обязанностей резко и глубоко проникла в душу мою, я как будто получил особенное значение в собственных глазах, стал внимательно смотреть на жизнь во всех проявлениях буйной молодости».
-
Где был Чацкий? (В Петербурге, в деревне, за границей).
Чацкий попадает в Петербург в ту пору, когда там зарождалось движение либералистов, полное вольнолюбивых надежд, свободомыслия. В этой обстановке сложились взгляды, стремление и ум Чацкого. Он, по-видимому, заинтересовался литературой. Даже в Москве до Фамусова дошли слухи, что Чацкий «славно пишет», «славно переводит». Чацкий увлекается общественной деятельностью, у него возникает «с министром связь» Потом разрыв.
В деревне Чацкий, вероятно, стремится помочь крепостным.
Чацкий возвращается в Москву, полный надежд и мечтаний. В чужих краях он стосковался по родине. «..и дым Отечества» ему «сладок и приятен».
-
Что же нового показала ему Москва? («Вчера был бал, а завтра будет два.
Тот сватался – успел, а тот дал промах.
Всё тот же мост и те ж стихи в альбомах».)
-
Изменилось ли что-либо за время отсутствия Чацкого?
-
Что или кто влечёт его в дом Фамусова? (Софья).
-
Как относится она к приезду друга детства?
-
Что говорит Софья о Молчалине? (д.3. явл.1).
«Я не стараюсь, Бог нас свёл». Софья при всех своих задатках целиком принадлежит фамусовскому миру. Она не может полюбить Чацкого, который с кладом своего ума и души противопоставлен этому миру.
-
Прочитать монолог Чацкого «Не образумлюсь…виноват» (действие 4, явл.14).
6. Приговор фамусовскому обществу звучит в монологе Чацкого «А судьи кто?». Выразительное чтение наизусть.
7. Оформление таблицы
Что вызывает гнев Чацкого? | Что провозглашает Чацкий? |
|
|
-
Беседа В глазах современников Грибоедова, Чацкий – вольнодумец. В сознании Чацкий чаще всего связывается с декабристами. См.эпиграф 2. Герцен писал: «Образ Чацкого, печального, неприкаянного в своей иронии, трепещущего от негодования и преданного мечтательному идеалу, появляется в последний момент царствования Александра I. Это декабрист, это декабрист, это человек, который завершает эпоху Петра I.
-
Что вы можете сказать о Чацком? Чацкий – гуманист, защитник свободы и независимой личности. Рабство, крепостничество вызывает в нём резкий протест. В своей речи против судей он разоблачает крепостничество. Особенно гнев грибоедовского героя вызывают издевательства над личностью крестьянина. Как просветитель Чацкий отстаивает права разума, верит в его силу, силу человека. Одну из примет вредного влияния на русскую жизнь фамусовщины он видит в общественных предрассудках, он обличает тех, кто «сужденья черпают из забытых газет времен очаковских и покоренья Крыма». Огромное значение Чацкий придавал проблеме воспитания. В разуме, в воспитании он видел могучее средство преобразования общества, изменения жизни.
-
Есть ли у Чацкого единомышленники? (двоюродный брат Скалозуба, Фёдор – химик, ботаник, который не хочет знать и чуждается пустой, светской среды).
-
Что говорит Скалозуб о своём брате? (д.2, явл.5)
«Но крепко набрался каких-то новых правил, чем следовал ему:
Он службу вдруг оставил
В деревне книги стал читать».
Чацкий терпит горе от своего ума. В общественной драме Чацкого отразилась слабость дворянского освободительного движения.
Пафос комедии оптимистичен: Горе от ума испытывает не только Чацкий, который наносит удар своими обличительными речами фамусовым, молчалиным. Спокойной и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Если чацкие пока слабы в своей борьбе, то и фамусовы бессильныостановить развитие просвещения и передовых идей.
-
Анализ статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»
В 1872 году появилась знаменитая статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Гончаров называет комедию общественной драмой, а столкновение Чацкого с фамусовским обществом как «борьбу, важную, серьёзную, целую битву». Он не останавливается на связях Чацкого с движением декабристов, но ставит героя Грибоедова очень высоко. Глубоко проникая в текст комедии, Гончаров прослеживает связь общественного конфликта и личной драмы Чацкого.
Запишем основные положения статьи Гончарова в тетрадь (презентация группы). Класс соглашается или опровергает этим положения.
-
Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе, отличается моложавостью, свежестью. Вся пьеса представляется кругом знакомых читателю лиц, и кругом притом определённым и замкнутым.
-
«Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира. В картине нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука.
-
Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное.
-
Чацкого роль – роль страдательная. Она в то же время и всегда победительная.
-
Чацкие не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие – в этом их главное страдание.
-
Чацкого возмущает безобразное проявление крепостного права, безумная роскошь.
-
Чацкий сломлен количеством старой силы, но он нанес ей в свою очередь удар качеством силы свежей.
-
Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим.
-
Чацкие живут и не переводятся в обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым.
-
Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. Вот почему не состарился до сих пор Чацкий, а с ним и вся комедия.
-
Групповая работа.
Делимся на группы, составляем план сочинения по темам
« К вам Александр Андреич Чацкий» (образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)
Презентация и обсуждение планов
-
Беседа
Начиная разговор о жизни и творчестве Грибоедова, мы сказали, что Грибоедов наряду с Пушкиным, был основоположником реализма. Появление «Горя от ума» предвещало победу реализма в русской литературе. Охарактеризуйте реализм как литературное направление.
-
Что же являлось социальной почвой для его появления?
-
Обращение передовых кругов русского общества к национальной жизни, к положению народа.
-
Обострение классовых противоречий в стране, усиление крепостнического гнёта.
-
Рост антикрепостнических настроений.
-
Докажите, что комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» — реалистическое произведение.
Грибоедов в своей комедии раскрыл типические черты диких барских нравов и бесправия, страдания и горя крепостного крестьянства. Сочувствие закрепощённым народным массам – основа грибоедовского изображения жизни. Грибоедов пытается показать своих героев в развитии. Если в произведениях литературы 18 века (например, «Недоросль» Фонвизина) герои уже со сложившимися характерами, которые не меняются до конца в произведении, то Грибоедов показал своих герое как реальных людей.
-
Характеры каких персонажей пьесы и каким образом меняются? (обогащается мировоззрение Чацкого, меняется характер Софьи, Горича).
Персонажи «Горя от ума» раскрываются не односторонне. Фамусов не только реакционер, он и барин, и любящий отец, покровитель своих родственников. Софья сентиментальна, но вместе с тем состоятельна, упряма. Это еще раз подтверждает жизненность персонажей.
В 1830 гг. журнал «Московский телеграф» писал: «Все действующие лица пьесы кажутся нам будто знакомыми, в них мы видим такую выразительность, что каждый из нас …старается угадать, с кем они схожи». И не случайно современники, исследователи отыскивают прототипы грибоедовских персонажей в барской Москве его времени.
Сообщение. В образе Фамусова угадываем черты дяди Грибоедова. Прототипом Хлестовой является властная и влиятельная в Москве» дворянка Офросимова. Современные исследователи пытались установить прототип и Чацкого. В образе Чацкого они видели Чаадаева. Это был выдающийся человек: умный, с твердым характером, бурным красноречием. Несомненно, когда Грибоедов создавал образ Чацкого, он вспоминал Чаадаева. Но конкретизация персонажей не снимает типичности.
-
Мини-исследование. Грибоедов стал новатором и в области литературного языка. Можно сказать, что наряду с Крыловым, Пушкиным, Грибоедов был создателем литературного языка. Один из его современников писал: « У одного Грибоедова мы находим непринуждённый, легкий, совершенно такой язык, каким говорят у нас в обществах, у него в слоге находим мы колорит русских». Еще Пушкин предсказывал, что половина стихов «Горе от ума» войдет в пословицы.
Заранее подготовленный ученик презентует сообщение «Афоризмы и пословицы в «Горе от ума»).
Грибоедов широко и обильно использует живую разговорную речь.
-
Анализ речи Скалозуба (д.3, явл.5 «Избавь, учёностью…»). Речь Скалозуба полна военной терминологии, фразы похожи на военные приказы.
-
Анализ речи Молчалина (д.3, явл.3). Молчалин деликатен, вкрадчив, немногословен, любит поучительные слова).
-
Анализ речи Чацкого(д.4, явл3 « Ну вот и день прошёл…»). Печальные размышления похожи на романтическую элегию. Но эти речи сменяются словами, бичующими пороки фамусовского общества).
-
Речь Чацкого полна афоризмов. Докажите это. «И дым Отечества нам сладок и приятен», «Дойдёт до степеней известных, ведь ныне любят бессловесных», «Свежо преданье, а верится с трудом», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Пустое, рабское, слепое подражанье», «Послушай, ври, да знай же меру».
-
Групповая работа.
Класс по группам составляет план сочинения на тему «Афористический язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Презентация и обсуждение планов
15.
Подведение итогов.
Закончите наш урок афоризмом из комедии.
Выставление отметок.
-
Домашнее задание. Написать сочинение на одну из предложенных тем.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
-
Соедините определение с соответсвующим литературным термином
Драматическое произведение с весёлым, смешным сюжетом, обычно осмеивающее общественные или бытовые пороки, а также представление его на сцене.
Новаторство
Высшая точка подъема воодушевления, эмоционального чувства, восторга, достигнутая в литературном произведении и в восприятии его читателем, отражающая значительные события в обществе и духовные взлеты героев.
Пафос
Один из основных жанров драмы как литературного рода, наряду с трагедией и комедией. Подобно комедии, воспроизводит преимущественно частную жизнь людей. Но главная ее цель — не осмеяние нравов, а изображение личности в ее драматических отношениях с обществом.
Конфликт
Противоречия, возникающие между отдельными персонажами, персонажем и социально-бытовой средой, между группами персонажей, сословиями, классами. Эти противоречия развиваются и в конце концов, как правило, разрешаются в сюжете произведения.
Драма
Совокупность персонажей, близких по своему социальному положению или роду занятий, мировосприятию и духовному облику. Такие персонажи могут быть представлены в различных произведениях одного и того же или нескольких писателей.
Реализм
Открытие новых путей в том или ином виде деятельности, отказ от устаревших традиций и создание новых.
Литературный тип
Художественный метод, следуя которому, художник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
Сатира
Вид комического; беспощадное, уничтожающее осмеяние какого-либо общественно значимого явления, раскрывающее его глубокую внутреннюю несостоятельность.
Комедия
-
Гончаров И.А. «Мильон терзаний»
-
Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе, отличается моложавостью, свежестью. Вся пьеса представляется кругом знакомых читателю лиц, и кругом притом определённым и замкнутым.
-
«Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира. В картине нет ни одного бледного пятна, ни одного постороннего, лишнего штриха и звука.
-
Проза и стих слились здесь во что-то нераздельное.
-
Чацкого роль – роль страдательная. Она в то же время и всегда победительная.
-
Чацкие не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие – в этом их главное страдание.
-
Чацкого возмущает безобразное проявление крепостного права, безумная роскошь.
-
Чацкий сломлен количеством старой силы, но он нанес ей в свою очередь удар качеством силы свежей.
-
Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим.
-
Чацкие живут и не переводятся в обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым.
-
Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого. Вот почему не состарился до сих пор Чацкий, а с ним и вся комедия.
- Сочинения
- По литературе
- Грибоедов
- По комедии Горе от ума
Эта пьеса поражает своим новаторством. Ведь здесь целых два конфликта, а не один, как это было ранее. Затрагивается и социальный конфликт, и любовный. К тому же, эти конфликты взаимосвязаны и идут один из другого.
Но социальный конфликт все же будет первостепенным, а из него вытекает и любовная интрига. Хотя, на первый взгляд может показаться иначе. Ведь пьеса начинается именно с любовного конфликта. Встречи во мраке ночи Молчалина и Софьи дают любовную завязку. И добавляется немного смуты в этих искренних чувствах, когда служанка Лиза обращается к воспоминаниям, когда Софья любила Чацкого. Так и образуется настоящий любовный треугольник. Но стоит появиться на пороге дома Фамусова самому Чацкому, то начинает прорисовываться социальный конфликт.
Для пущей абсурдности ситуации автор добавляет еще несколько любовных треугольников. Как любовь Молчалина к служанке Лизе, когда Софья влюблена в него и строит надежды на совместное будущее. И любовь самой служанки Лизы к буфетчику Петруше, о чем она и боится признаться. Все эти линии тесно переплетаются друг с другом.
Социальный конфликт берет свое начало из борьбы между прогрессивным дворянством, то есть нынешним современным поколением и теми, кто еще придерживается консерваторских взглядов. Сторонником прогрессивных взглядов оказался как раз Чацкий. Он поддерживает и восхищается достижения науки, наслаждается искусством. Ему не чужды идеи Просвещения, и он придерживается мысли, что главное – нравственные идеалы, своя верность делу. Все это далеко и безумно сильно отличается от жизненных ценностей любого из консерваторов в пьесе. К примеру, сам Фамусов. Ради получения чина или любого другого значимого блага он готов даже выслуживаться перед вышестоящими по положению в обществе. Этого человека беспокоит мнение других, он зависим от него.
Фамусов хотел бы сосватать Софью полковнику Скалозубову. Это совсем глупый человек, но у него есть деньги, и он признан обществом. Скоро он получит чин генерала и лучше жениха для дочери не найти. Взгляды Чацкого ему чужды, он бежит от них в страхе. Ему проще быть, как его дядя, который падал перед императрицей забавы ради, чтобы той услужить. Именно этот случай в жизни своих родных вызывает у него неподдельную гордость.
Не стоит думать, что здесь имеет быть место конфликту отцов и детей. Представители более младшего поколения все равно придерживаются таких же глупых и наивных взглядов. Тот же Молчалин прислуживает Фамусову и свято верит в его ценности, что только чины и деньги важны в нынешнем обществе. Он даже принимает любовь Софьи только, чтобы получить выгоду перед ее отцом.
Саму Софью нельзя отнести ни к одним взглядам. Ее противоборство с отцом всего лишь из-за ее нежных чувств к Молчалину. При этом взгляды на общество отличаются прогрессивностью. Фамусов, заигрывая со служанкой Лизой, вряд ли подает хороший пример своей дочери. Но Софья и против Чацкого, ведь это она распускала про него слухи, а впоследствии и она произнесла его изгнание из столь опротивевшего ему общества. А все это было из-за страха девушки, что он способен помешать ее любви.
Именно благодаря образовавшемуся любовному конфликту созрел и социальный. Из-за первого происходит столкновение Чацкого и консерваторских взглядов многих представителей. Но социальный все равно остается главенствующим.
Вариант 2
Комедия Грибоедова Александра Сергеевича «Горе от ума» раскрывает пороки общества позапрошлого века. Герои и проблемы, которые раскрывает произведение, остаются актуальными и на сегодняшний день. Герои комедии, это общество Москвы позапрошлого века.
Одним из главных героев картины «Горе от ума» можно назвать Фамусова Павла Афанасьевича. Это пожилой мужчина, но он еще полон энергии и сил. Чиновник, который служит в государственном учреждении. Фамусов – вдовец, занимает высокий пост на рабочем месте. Считает, что бедные женихи не подходят для его дочери Софьи. Он неугомонный дворянин, который часто ругается без причины. В свою работу особо не вникает, служит только для получения необходимых связей и благ. Умеет быть вежливым в нужном месте и с нужными людьми.
С такой же политикой жизни живут Скалозуб и Молчалин.
Скалозуб Сергей Сергеевич не образованный, и к тому же грубый. Но зато богатый и очень доволен самим собой. Фамусов считает его идеальным женихом для своей дочери, но он не мил сердцу девушки.
Молчанин Алексей Степанович, был секретарем Фамусова, в комедии он второстепенный герой. Он очень увлечен построением карьеры, аккуратный, внимательный. Он знает, как правильно прислужить, может поладить с любыми людьми, а также приспособиться к любым условиям труда.
Все эти образы можно назвать отрицательными, а вот образ главного героя вовсе другой. И следует обратить внимание, что он один такой среди всего общества того времени.
Чацкий Александр Андреевич единственный положительный персонаж комедии «Горе от ума». Без него это произведение не было бы комедией. Огромную роль играет его остроумие. Александр Андреевич дворянин, умный и холостой мужчина. Он рано остался без родителей, а воспитывал его друг отца – Фамусов. Он с детства дружит с Софьей Фамусовой и давно влюблен в нее. Чадский хочет служить только Родине, выполнять великие дела, и не желает слышать мнение других людей. Он не одобряет, что многие люди восхищаются иностранцами и их культурой. Но он один такой в этом произведении. У него совсем нет друзей, которые могли бы разделить с ним его взгляды. Вокруг него те люди, которые создают иллюзию работы, не желают получать образование, а книги, по их мнению, следует сжечь. Главным конфликтом всей комедии «Горе от ума» является противостояние Чадского против всех остальных персонажей. К сожалению, этот бой Чадский проигрывает, так как не легко воевать одному против всех. Для него идеальная жизнь – это свобода от рабства, нежелание себя ограничивать чиновничьей и военной службой.
Чадский очень серьезно относиться к браку. К сожалению, его возлюбленная не ответила ему взаимностью. Молчанин, стал человеком, которого она полюбила. И вообще ей близок тот мир, который чужд Чадскому. Вышло так, что они стали абсолютно разными людьми. Софья стала частью общества, которое Чадский не понимает и не принимает. С неразделенным чувством любви и огромным горем, он решает уехать из Москвы.
Подготовка к сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Конспект урока по литературе в 9классе на тему «Подготовка к сочинению по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Цели:
1)тезисная работа по статье Ивана Александровича Гончарова «Мильон терзаний»,
повторение одного из монологов Чацкого, заключительных явлений 4-го
действия, остановиться на характеристиках героев, отметить значение комедии и
всю значимость личности А.С.Грибоедова;
2)воспитывать чувство любви и интерес к родной литературе, гордость за неё;
3)развивать эстетическое восприятие художественного произведения.
Оборудование :
1)статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний»;
2)комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума»;
3)альбом – фотовыставка «Жизнь и творчество А.С.Грибоедова»;
4)портрет поэта;
5)иллюстрации к комедии П.П.Соколова, Д.Н.Кардовского, Т.В.Шишмарёвой;
6)книга Ю.Тынянова «Смерть Вазир – Мухтара»;
7)А.С.Пушкин «Путешествие в Арзрум».
Эпиграф урока:
Его рукописная комедия «Горе от ума» произвела неописанное действие и
вдруг поставила его наряду с первыми нашими поэтами. (А.С.Пушкин)
Ход урока.
1.Оргмомент.
Высказывание А.С.Грибоедова о комедии «Горе от ума» в письме к С.Н.Бегичеву: «Представь себе, что я с лишком восемьдесят стихов, или, лучше сказать, рифм переменил, теперь гладко, как стекло. Кроме того, на дороге мне пришло в голову приделать новую развязку; я её вставил между сценою Чацкого, когда он увидел свою негодяйку со свечою под лестницею и перед тем, как ему обличить её; живая, быстрая вещь, стихи искрами посыпались…»
2. Повторение.
1) Инсценировка 12, 13, 14, 15 явлений 4-го действия.
2) Соотнесение текста с иллюстрациями П.П.Соколова, Д.Н.Кардовского, Т.В.Шишмарёвой.
3) работа над языком комедии.
А) Цитата из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»:
«…грамотная масса оценила её фактически. Сразу поняв её красоты и не найдя недостатков, она разнесла рукопись на клочья, на стихи, полустишия, развела всю соль и мудрость пьесы в разговорной речи, точно обратила мильон в гривенники, и до того испестрила грибоедовскими поговорками разговор, что буквально истаскала комедию до пресыщения».
Б) Примеры крылатых выражений, выписанных учащимися из комедии.
3.Закрепление.
1) Самой объективной, полной, всесторонней критической статьёй на комедию считается статья И.А.Гончарова «Мильон терзаний». Какие основные вопросы
он затронул?
Ответ:
- Судьба комедии.
- Её сценическая судьба.
- Комедия нравов.
- Образ Чацкого.
- Взаимоотношения Чацкого и Софьи.
- Комедия московского света.
- «Мильон терзаний».
- Софья – Молчалин.
- Драма Софьи.
- Крушение надежд Фамусова.
- Онегин – Печорин – Чацкий.
- Кто Чацкий – победитель, жертва?
2) Образ Чацкого.
Свои ответы учащиеся подкрепляют цитатами из текста комедии и статьи.
1. «Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов… Чацкий не только умнее всех прочих, но и положительно умён. Речь его кипит умом, остроумием».
2. Это доказывают его монологи. Чтение наизусть монологов Чацкого.
3. «У него есть и сердце, и при том он безукоризненно честен. Словом – это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остёр». Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме».
4. Почему И.А.Гончаров отдаёт предпочтение Чацкому в сравнении с Онегиным и Печориным?
«…Чацкий, как личность, несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те – паразиты, изумительно начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь «ум».
Чацкий… готовился серьёзно к деятельности. Он «славно пишет, переводит», говорит о нём Фамусов, и все твердят о его высоком уме. Он, конечно, путешествовал недаром, учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министром и разошёлся – не трудно догадаться почему.
«Служить бы рад, — прислуживаться тошно!…» О «тоскующей лени, о праздной скуке и помину нет, а ещё менее о «страсти нежной» как о науке и занятии. Он любит серьёзно, видя в Софье будущую жену».
3) Представители фамусовской Москвы.
1. Образ Софьи.
А) Учащиеся обмениваются мнениями, подкрепляя, доказывая их цитатами из комедии.
Б) Во многом оправдывает её и И.А.Гончаров. это подтверждают следующие цитаты из статьи.
«В чувстве её (Софьи) к Молчалину есть много искренности, сильно напоминающей Татьяну Пушкина… Но Татьяна – деревенская девушка, а Софья Павловна – московская, по-тогдашнему, развитая.
Между тем она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой… Софья удивляется хохоту горничной при рассказе, как она с Молчалиным проводит всю ночь: «Ни слова вольного! — итак вся ночь проходит!»
Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не «бог», конечно) «свели её» с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на неё глаз, — возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права… Ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нём вечного раба. Не её вина, что из этого выходил будущий «муж – мальчик, муж – слуга – идеал московских мужей!» вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте… недаром любил её и Чацкий… Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достаётся свой «мильон терзаний».
«Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».
2. Образ Фамусова.
А) Учащиеся дают краткую характеристику персонажу, опираясь на текст комедии.
Б) Если учащиеся не смогут или не захотят найти в нём положительных черт, надо их к этому подтолкнуть. Иначе утратится живость характера главного представителя светской Москвы, выведенного так ярко и рельефно в комедии А.С.Грибоедовым.
В) Помогут цитаты из статьи «Мильон терзаний» обобщить на образе Фамусова основные черты его общества.
«Фамусов хочет быть «тузом» — «есть на серебре и на золоте, ездить цугом, весь в орденах, быть богатым и видеть детей богатыми, в чинах, в орденах и с ключом» — и так без конца, и всё это только за то, что он подписывает бумаги, не читая и боясь одного, «чтоб множество не накопилось их».
3. Образ Молчалина.
А) Учащиеся, опираясь на минисочинения на тему «Молчалины в наши дни», характеризуют будущего представителя фамусовского общества, особо выделяя черты, которые помогут ему достигнуть «степеней известных». Находят в статье И.А.Гончарова «Мильон терзаний» тому подтверждение.
4) Викторина
по тексту комедии, позволяющая проверить уровень знаний текста комедии А.С.Грибоедова учащимися.
Кто это? Чьи реплики?
- «Кто так чувствителен, и весел, и остёр, как…!»
- «…Бодр и свеж, и дожил до седин, свободен, вдов, себе я господин… Монашеским известен поведеньем!…»
- «Уступчив, скромен тих, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит…»
- «И золотой мешок, и метит в генералы».
- «С храбростью его, с талантом, когда бы службу продолжал, конечно, был бы он московским комендантом…»
- «Человек он светский, отъявленный мошенник, плут…»
- «Способностями Бог меня не наградил, дал сердце доброе, вот чем я людям мил»
- «»Лицо святейшей богомолки!..»
- «Весёлое созданье ты! Живое!»
Подведение итогов.
Вопрос.
Что Чацкий – жертва, понятно, но почему – победитель?
Учащиеся пытаются ответить на этот самый сложный вопрос. Помочь им может цитата из статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний».
«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей.
Он – вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и при том победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва.
Конечно, Павла Афанасьевича Фамусова он не образумил, не отрезвил и не исправил… Все слова Чацкого разнесутся, повторятся всюду и произведут свою бурю. Молчалин… не может оставаться прежним Молчалиным… Горичевы, Загорецкий, княжны – все попали под град его выстрелов, и эти выстрелы не останутся бесследны. В этом до сих пор согласном хоре иные голоса, ещё смелые вчера, смолкнут или раздадутся другие и за и против»
Вопрос –задание.
Найдите цитаты из статьи И.А.Гончарова о значении комедии.
- «Горе от ума» появилось раньше Онегина, Печорина, пережило их , прошло невредимо через гоголевский период, прожило эти полвека со времени своего появления и всё живёт своею нетленною жизнью, переживёт и ещё много эпох и всё не утратит своей жизненности»
- «…Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем… больше всего комедия, какая едва ли найдётся в других литературах. Как картина, она, без сомнения, громадна».
Домашнее задание:
подготовиться к написанию сочинения по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Сочинение 3
Может ли один человек с мнением, отличным от общественного, противостоять этому самому обществу? Эту проблему поднимает Александр Грибоедов в комедии «Горе от ума».
Александр Чацкий, приехавший в Россию из-за границы в дом своего воспитателя, приходит в ужас. Все кажется ему чужим. Он не может найти своих единомышленников среди людей. Александр Чацкий понимает значимость образования и любит учиться. Он знает, что от этого зависит будущее. Его ужасает преклонение перед чинами, с которым он встречается в Москве.
Павел Фамусов, герой, в доме которого происходит действие, не злой человек. Однако, дворянин не принимает образование и книги. Он считает это лишним делом. Фамусов, как представитель старого поколение, никак не может признать, что время поменялось. Он все еще придерживается старых традиций и пропагандирует их.
В его доме живет его слуга Алексей Молчалин. Он мечтает продвинуться по карьерной лестнице, женившись на Софье, дочери Фамусова. Молчалин — трусливый, тщеславный, эгоистичный человек. Для него не имеют значения чувства и переживания Софьи. Она для него лишь инструмент для достижения своих целей.
Софья обиделась на Чацкого, который признался ей в чувствах и уехал за границу. Ей казалось, что молодой человек бросил ее. Софья не глупа, однако, ей не хватает моральных сил, чтобы противостоять тем устоям, которые приняты в обществе. Ей не нравится Молчалин, но она принимает его ухаживания.
Чацкий, попав в такое общество, чувствует себя очень неуютно. Это человек, привыкший не скрывать своих эмоций, чувствующий ярко и страстно. Ему не комфортно в окружении тех, кто не искренен и не показывает свою настоящую душу. Чацкий, как натура пылкая, стремится вступать в спор с Фамусовым, Молчалиным и другими. Соперники не могут дать достойного ответа, однако, побеждают количеством. Это выводит Чацкого из себя. Ему неприятно, что злое и неправильное, держит верх за счет своего объема.
К концу комедии молодой человек полностью расстраивается и разочаровывается в том обществе, где он оказался. Александр Чацкий понимает, что один человек не может противостоять группе. Еще очень рано для наступления перемен, думает автор и отражает это в своем герое. Чацкий покидает Москву.
Таким образом, автор приходит к выводу, что общество выталкивает тех, кто думает иначе. Одному человеку, мыслящему прогрессивно, не справиться в такой ситуации.
Сочинение Смысл названия произведения Горе от ума
Можно подумать, что название это – поговорка, но сейчас, если она и есть в словарях, то это название комедии, которое уже все подхватили. Просто Грибоедов выбрал очень емкую, точную фразу, которая ещё и прекрасно отражает смысл всего произведения.
Я понимаю название так, что главный герой несчастен из-за своего ума. Так и получается: в московское общество возвращается умный Чацкий, видит все недостатки людей, их отношений, поэтому чувствует себя несчастным, оказывается отвергнутым и уезжает. Андрей когда-то сам был частью этого общества, но он был слишком молод, чтобы понимать что-то. После путешествия по разным странам, знакомств с разными людьми, обучения, чтения книг он, конечно, поумнел. (Да и просто повзрослел!) А его «родное» общество осталось, как и было. Может быть, ещё и хуже стало. Молодые живут, как советую старики. Процветают глупость, сплетни, тщеславие, погоня за выгодой и деньгами. Молодые, может, и не так уж глупы, но они просто даже никогда не видели своего мира со стороны, как его увидел Чацкий.
Андрею больно от того, что он не может не замечать недостатков родных людей. Над чьей-то ограниченностью он ещё смеётся, но видеть, например, что его любимая Софья предпочитает «подхалима» Молчалина, ему невыносимо. (Тем более что Молчалин её специально обманывает!) И замечать, как жена мучает его друга своей глупой заботой, мешая ему реализовываться, тоже неприятно.
А люди вокруг тоже понимают, что Чацкий чужой им. Сначала даже пытаются его «добрые люди» учить, давать советы, как угодить всем, «выслужиться»… Но, конечно, Андрей и слушать не хочет. Был бы он еще богат! Его, может, и послушали, как достойного жениха или коллегу, а у него и состояния нет… Вот поэтому, с «легкой» руки Софьи, его объявляют сумасшедшим.
Действительно, горько герою от того, что он такой умный. Но уверена, что Чацкий ни за что бы не отказался от своего ума, чтобы просто жить среди этих «токсичных» людей. Ему оставалось только бежать от них, чтобы не «ослепнуть». Хотя, конечно, у людей всегда есть недостатки. Главное для умного Чацкого – не искать плохое, а смотреть более позитивно, а то он так один и останется. И он ведь тоже не совершенство!
Вот так для меня раскрывается данное название. Но тут нужно, понятно, читать произведение, а то можно подумать, что горе может быть и от того, что учишь литературу с математикой – развиваешь свой ум. (тут беда, если, наоборот, не выучил.)
Образец 4
Грибоедов написал огромное количество разных произведений. Произведение «Горе от ума» указывает на многозначительность названия и от него можно ожидать многого. Кроме этого из названия можно понять, что здесь разговор пойдет про интеллект. Автор с самого начала ставит перед читателем головоломку, которую можно разгадать по мере прочтения произведения. Также он заставляет каждого человека задуматься над тем может ли умственные способности принести человеку несчастье. А немного позже Грибоедов кардинально широко раскрывает понятие ум.
Еще здесь рассматриваются проблемы, которые популярны и актуальны и сегодня. Здесь имеются и умные люди и дураки, и между ними идет постоянный спор, и никто не может решить эту проблему. А ведь в мире существует огромное количество разных пословиц, а также и поговорок, в которых дурак становится лучше, чем умный человек и одерживает над ним победу. К дворянскому обществу относятся: Чацкий, Молчалин и Фамусов.
Здесь автор описывает сначала Чацкого, а потом и Фамусова. Чацкий никогда не пройдет мимо человека, которому плохо или кому требуется помощь. Кроме этого он никогда никому не навредит и не оскорбит. Если Фамусов всех и постоянно осуждает, то Чацкий никогда этого не сделает и никого никогда не осудит и не оскорбит. Также ему не хочется ничего менять в своей жизни и все оставил как есть. У каждого человека имеется свое личное мнение, которое он обязательно должен высказывать окружающим. А поскольку ему очень тяжело жить в таких условиях, да еще и с такими людьми, то единственным правильным вариантом является просто уехать подальше отсюда и навсегда забыть об этом.
Как только Чацкий увидел Софию, то сразу же в нее влюбился и теперь готов сделать все для того чтобы она ответила ему взаимностью. Вот только Софии нравится совсем другой человек и это она открыто заявляет Чацкому.
А вот Фамусов является полной противоположностью первого героя. Он любит только хамить или грубить, а по-другому он вообще и разговаривать не умеет. И даже если и есть у него недостатки, то исправлять Фамусов их не собирается.
Из всего этого можно сделать следующий вывод, что Чацкий добрый и совсем не хочет походить на то общество, которое его окружает. И для того чтобы все это исправить он готов на все. Хотя одного человека можно исправить, а вот целое общество невозможно исправить и ничего с этим поделать просто нельзя. И все это произведение направлено именно к этому герою. Он его высмеивает, а также показывает, как на самом деле он одинок в этом обществе. Именно его автор называет умным человеком.
Автор показывает, как живет сейчас общество, и какие проблемы решает, а ведь они не меняются. Кроме этого он показывает, что общество Фамусово совсем не то общество, к которому нужно примыкать и брать с них пример.
Элементы дома
А. С. Грибоедов дает довольно обширное описание дома Фамусова. Особняк имеет два этажа.
В доме есть гостиная. Справа от нее расположена спальня Софьи Фамусовой. На дворянский достаток указывает наличие в спальне Софии фортопияно и флейты.
В доме есть парадные сени. Из второго жилья к большой лестнице примыкают побочные из антресолей. Справа находится выход на крыльцо и швейцарская ложа.
Слева же располагается комната Молчалина. Получается, что Молчалин, работающий на Фамусова, живет в этом же доме, что позволяет ему «идти в комнату и попасть в другую», то есть без особых проблем посещать Софью, которая в него влюблена.
В доме также есть колона, за которой Чацкий прячется во время объяснений между Софьей и Молчалиным.
Размеры дома
Когда в дом Фамусовых начинают собираться гости, слуги начинают «суетиться», доставать «столы для карт, мел, щетки и свечи».
В авторской ремарке о. Все двери открыты, закрыта только спальня Софьи. О том, что количество комнат в доме Фамусовых большое, говорит то, что в сценах гости «кочуют из комнаты в комнату».
О том, что фамусовский дом больших размеров, говорит и то, что в нем есть место для того, чтобы гости могли «в вальсе кружиться с величайшим усердием».
Данные цитаты, которые свидетельствуют об огромных размерах дома, о наличии комнат для гостей, танцевальной комнаты, комнат со столами для игры в карты, говорят о жизни обителей фамусовского дома. Павел Афанасьевич как типичный представитель дворянского общества постоянно приглашает гостей, праздно проводит свое время. В доме часто даются балы, гости танцуют и весело проводят свое время за играми в карты. Кроме того, Фамусов уделяет большое внимание сытным приемам пищи. Конечно, званые вечера для представителей дворянского общества не обходятся без сплетен.
Все это говорит о том, что дом Фамусова – скопление таких явлений, как лицемерие, чинопочитание и праздность.
Данная статья, которая поможет написать сочинение «Дом Фамусова («Горе от ума»)», рассмотрит, где расположен фамусовский особняк, какого он размера и из каких элементов он состоит.
Конспект урока по литературе «»Анализ 1 действия комедии Грибоедова «Горе от ума» (9 класс)
Тема урока: «Анализ 1 действия комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»
Цели урока:
— прокомментировать 1-е действие комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»;
— сформировать первоначальные представления о конфликте,
— продолжить формирование навыка анализа драматического произведения с учетом его жанровой специфики.
Ход урока
СЛАЙД 1. Запись темы урока.
I. Вступительное слово учителя. Беседа о восприятии комедии. СЛАЙД 2
Мы сегодня начинаем разговор о бессмертной комедии А.С.Грибоедова. Однако при её появлении далеко не все были в восторге от произведения драматурга, некоторые критики даже представить себе не могли, что эта пьеса переживёт своего создателя минимум на двести лет.
— А какое впечатление произвела на вас пьеса А.С.Грибоедова?
— Печальна или смешна для вас история, рассказанная в пьесе А.С.Грибоедова?
У произведения была сложная дорога к сцене. Об этом пути тоже можно было бы написать книгу.
Существует несколько версий истории создания комедии (кликаю на СЛАЙДЕ 2):
1. Лучший друг А.С.Грибоедова С.Н.Бегичев писал: «Известно мне, что план этой комедии был сделан у него еще в Петербурге в 1816 году и даже написаны были несколько сцен, но не знаю, в Персии или в Грузии Грибоедов во многом изменил их и уничтожил некоторых действующих лиц…»
2. В.В.Шнейдер, сокурсник Грибоедова по Московскому университету, говорил, что Грибоедов начал писать комедию еще в 1812 году. Такая точка зрения существует, хотя автору ее, в то время было более 70 лет, и возможно он что-то забыл или перепутал. Правда, учитывая необычайные способности Грибоедова, можно допустить, что 17-летний юноша способен был создать подобное произведение.
3. Существует и такая версия, что сюжет комедии приснился Грибоедову. Причем сам автор в письме из Тегерана от 17 ноября 1820 г. (адресат письма не известен) подтверждает ее: «…Когда же должно быть готово? – Через год, клятву дайте… И я дал ее с трепетом…Я пробудился…ночная стужа развеяла мое беспамятство, затеплила свечку в моей храмине, сажусь писать, и живо помню мое обещание; во сне не дано, наяву исполнится!»
Комедия была завершена к осени 1824 года. Сохранилась и 1-я (черновая) редакция пьесы, которая сейчас находится в Московском государственном историческом музее.
Грибоедов уехал в Петербург в надежде напечатать комедию. Он знал, что московская цензура её не пропустит. В Петербурге же у него было много влиятельных знакомых, часть из которых находилась с драматургом в родственных отношениях. Грибоедов был лично знаком с великим князем Николаем Павловичем, будущим императором Николаем I, с генерал-губернатором Петербурга М.А. Милорадовичем, с министром Ланским и другими видными сановниками. Однако ни напечатать комедию, ни поставить её на сцене драматургу не удалось. Тогда же в департаменте его друга, крупного чиновника и драматурга А.А.Жандра, комедия была переписана во множестве экземпляров и разошлась по всей России. Эта, содержащая множество помарок рукопись, с которой составлялись списки, разлетевшиеся по стране, также сохранилась. Она получила название «Жандровской рукописи».
Грибоедов очень хотел увидеть комедию в печати и на сцене, но на нее был наложен цензурный запрет. Единственное, что удалось сделать после долгих хлопот, это напечатать отрывки с цензурными правками. Впрочем, комедия дошла до читающей России в виде «списков». Успех был потрясающий: «Грому, шуму, восхищению, любопытству нет конца» (из письма Бегичеву, июнь 1824 год). В другом письме он же напишет: «Слушая его комедию, я не критиковал, а наслаждался».
Только после смерти автора комедия появилась на профессиональной сцене. Первое отдельное издание «Горя от ума» вышло в Москве в 1833 году (с цензурными купюрами). Первоначальное название комедии было «Горе уму». Затем автор меняет его на «Горе от ума».
Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот от ума горе быть очень даже может.
Сюжетную основу произведения составляет драматический конфликт, бурное столкновение умного, благородного и свободолюбивого героя с окружающей его дворянской средой. В итоге «Горе от собственного ума» полной мерой испил сам герой. «Горе от ума» замыкает первый период литературной деятельности А.С.Грибоедова.
В дальнейшем для него наступает пора напряженных творческих исканий. На расспросы и пожелания друзей он отвечал: «…комедии больше не напишу, веселость моя исчезла, а без веселости нет хорошей комедии».
II Повторение понятия «комедия классицизма».
(Работа в тетрадях)
СЛАЙД 3
— Каковы жанровые особенности произведения А.С.Грибоедова?
(Комедия- одно из драматических произведений. Особенности такого произведения: отсутствие авторского повествования (но есть список действующих лиц и ремарки); ограничение действия пространственными и временными рамками, отсюда раскрытие характера персонажа через моменты противоборства (роль конфликта); организация речи в форме диалогов и монологов, которые обращены не только к другим героям, но и к зрителю; этапы развития конфликта (экспозиция, завязка, развитие действия с кульминацией, развязка).
— К какому стилю относили комедию классицисты?
(В системе жанров классицизма комедия относится к низшему стилю.)
— Каковы особенности классицистической комедии? СЛАЙД 4
(Принцип единства места, времени и действия; система амплуа, в пьесе, как правило, 4 акта — в третьем кульминация, в четвертом развязка. Особенности экспозиции: пьесу открывают второстепенные персонажи, которые знакомят зрителя с главными героями и рассказывают предысторию. Действие замедляется длинными монологами. Порок наказан — добродетель торжествует.)
— Каковы особенности сюжета в классицистической комедии?
(Одна из основных сюжетных схем комедии классицизма — борьба двух претендентов за руку одной девушки, положительный беден, но наделен высокими моральными качествами; все заканчивается счастливым диалогом.)
— Можем ли мы утверждать, что это классицистическая комедия? СЛАЙД 5
(Конечно нет, хотя элементы классицистической комедии мы видим: единство времени, места, говорящие фамилии.)
Составление таблицы
Правила трех единств:
— Единство времени (действие происходит в течение одних суток).
— Единство места (действие происходит в доме Фамусова).
— Единство действия (основой для развития сюжета является приезд Чацкого в Москву).
Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, присущей комедиям классицизма.
Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «говорящие» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др.
Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, пропускает метрическое ударение, сохраняя разговорную форму слова.
III. Анализ списка действующих лиц. СЛАЙДЫ 6-7.
Говорящие фамилии
Фамусов(от лат. Fama – « молва») – воплотилась способность скрыть, выгодно объяснить смысл своих и чужих поступков. Его зависимость от общественного мнения, молвы и подчеркивает его «говорящая» фамилия.
Репетилов (от фр. Repeter – «повторять») – несет образ псевдооппозиционера. Не имея своего мнения, Репетилов повторяет чужие мысли и выражения. Его автор противопоставляет Чацкому, как внутренне пустого человека, примеряющего на себе «чужие взгляды и мысли».
Молчалин – он робок и молчалив с Софьей и Фамусовым, но с Лизой и Чацким он превращается в «говоруна» и повесу. Очевидно, его фамилия несет намек на скрытые и важные свойства натуры.
Тугоуховский, Скалозуб, Хрюмина, Хлестова, Загорецкий.
Герои получают характеристику исходя из следующих критериев: принцип родовитости и место на служебной лестнице.
Лишены этих характеристик Чацкий и Репетилов.
— Почему?!
Фамилия Чацкий «зарифмованная» (Чадский — Чаадаев). Слайд 8
Своей комедией Грибоедов предугадал судьбу П.Я.Чаадаева.
СЛАЙДЫ 9-11
Фамилия «Чацкий» несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Дело в том, что в черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Тавриды»: «Чадаев, помнишь ли былое?..»
Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821 внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 годы Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828-30 годах написал и издал историко-философский трактат: «Философические письма».
Взгляды, идеи, суждения — словом, сама система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора «Философических писем» постигла небывалое и страшное наказание: высочайшим (то есть лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим.
Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее. И здесь мы подходим к важнейшему вопросу: что есть безумие Чацкого?
IV. Анализ I действия комедии. СЛАЙД 12.
— Что такое 1 – 5 явление в плане развития сюжета?
( 1 – 5 явление в плане развития сюжета являются экспозицией).
— Какая интрига завязывается в самом начале?
(Тайная любовь барской дочери и безродного секретаря. Неожиданный приезд Чацкого — завязка комедийного действия, любовного конфликта: Чацкий влюблен в Софью, она влюблена в Молчалина.) СЛАЙДЫ 13-14
.
— Какова атмосфера жизни в доме Фамусова и сами его обитатели? Попытаемся представить себе, как выглядит дом Фамусова.
(Мы утром вместе с Фамусовым обходим его. Дом богат, просторен, и скучен. Всё как полагается — и никаких следов личности хозяев. У них нет увлечений, пристрастий, даже занятий нет. Дом скучен, потому что жизнь здесь неподвижна. Софья, вероятно, не только из-за любовного нетерпения говорит Молчалину: «Идите; целый, день еще потерпим скуку»)
— Какую информацию мы получаем о героях, еще не появившихся на сцене?
( Из слов Лизы мы узнаем о Чацком, и о полковнике Скалозубе.)
— Почему Фамусов позволил обмануть себя? Ведь ситуация была очень откровенна, рассказ Софьи о сне прозрачен: она не может сразу отрешиться от забытья музыки и любви; (Молчалин почти явно – «герой сна», рассказанного ею (и в этом — свидетельство искренности ее любви). Да и односложность ответов Молчалина, вмешательство Софьи для Фамусова подозрительны. Но Фамусов так ничего и не узнал. Почему?
(Прежде всего, при всей грубости, Фамусов простодушен. Так, хваля свои заботы о дочери, он рассказывает о мадам Розье, которую «умел принанять» как «вторую мать»; но тут же оказывается, что проницательность его была не слишком острой: «редкие правила» этой «старушки-золота» не помешали ей удрать к другим «за лишних в год пятьсот рублей». Задавая вопросы, Фамусов почти не дает говорить другим; он так словоохотлив, что, перескакивая с одного предмета на другой, почти забывает о своих намерениях. Но одним этим трудно объяснить его согласие закрыть глаза на всё, что он видел.
Пожалуй, главная причина его слепоты в том, что он и не хочет ничего видеть, ему просто лень, он боится «хлопот». Ведь если всерьез все это принять, надо идти на скандал с Софьей, гнать Молчалина… Фамусов не любит перемен, ему удобно жить так, как он живет. И меры предосторожности сводятся к тому, что он всех распекает и «уходит с Молчалиным, в дверях пропускает его вперед», чтобы не оставить своего секретаря с дочерью.
— В каком явлении появляется Чацкий? Как входит Чацкий? СЛАЙДЫ 15-16
(Он энергичен, счастлив, возбуждён, предвкушает встречу, которую так долго ждал. Эта первая сцена очень важна. Здесь начало того трагического заблуждения, которое в конце концов сделает Чацкого героем комедии.)
— Что заставило Чацкого уехать из Москвы?
(Скука, которую не могла побороть даже влюбленность в Софью. Его взыскательный критицизм вел неизбежно к «огорчённости», она заслоняла радость любви. И Чацкий уезжает «ума искать», искать положительных основ жизни, просветления ее. Любовь к родине (недаром он говорит о «дыме отечества») и влюбленность в Софью возвращают его в Москву.
Чацкий — герой действия, энтузиаст по складу характера. Но в фамусовской Москве энергия и энтузиазм не только незаконны» — им нечем питаться. И Чацкий «бросается» в любовь, как в живую, непосредственную и глубокую стихию жизни.)
— Как его встречает Софья? (Ее поведение очень точно дано Грибоедовым в зеркале реплик Чацкого.)
— Почему светская любезность Софьи сменяется холодностью, иронией и враждебностью? Что раздражает Софью в Чацком?
— Как Чацкий пытается вернуть тон прежних отношений с Софьей? Что Чацкого более всего поразило в Софье и почему он сразу не понял, что любовь утрачена?
— Что изменилось для Чацкого в доме Фамусова и как изменился он сам? Против чего направлена ирония Чацкого?
(Диалог Чацкого и Софьи — сатирическое обличение Чацким московских нравов)
— Что в образе жизни и поведении московского барства вызывает осуждение Чацкого? Как раскрывается натура самого героя в его обличительных речах?
— Проявился ли конфликт в 8 — 10 явлении, между кем, какой он носит характер?
( В данном случае автором нарушается одно из правил комедии классицизма — единство действия, так как в 8 — 10 явлении начал проявляться любовный конфликт между Софьей и Чацким.)
Какова роль I действия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?
V. Подведение итогов.
Экспозиция знакомит читателя с домом московского барина Фамусова. Его 17-летняя дочь Софью влюблена в бедного секретаря отца Молчалина. Они встречаются тайком от отца. Помогает в этом служанка Софьи Лиза. Из разговора Лизы и Софьи узнаем, что три года назад Чацкий, который воспитывался в доме Фамусовых, уехал «ума искать» в Петербург, затем за границу.
Завязкой комедии является неожиданный приезд Чацкого, который пылко признается в любви Софье. Так возникает внешний конфликт: борьба за невесту, любовный треугольник — Софья любит Молчалина, Чацкий любит Софью. Диалог между Софьей и Чацким открывает полное равнодушие Софьи к другу детства. Конфликт осложняется тем, что отец Софьи Фамусов не был бы доволен ни тем, ни другим претендентом: Молчалин беден и безроден, Чацкий тоже небогат, вдобавок вольнодумен, дерзок.
Домашнее задание.
1. Прочитать II действие.
2. Индивидуальное задание: выразительное чтение монологов Чацкого «И точно, начал свет глупеть…», «А судьи кто?» и Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы!», «Вкус батюшка, отменная манера».
3. Ответить на вопросы: «Почему Чацкий вступает в спор с Фамусовым. Почему неизбежно столкновение Чацкого и фамусовской Москвы?»
Правила трех единств:
— Единство времени
(——————————————————————).
— Единство места
(——————————————————————).
— Единство действия
(——————————————————————
—————————————————————— )
2 конфликта:
Любовный и общественный.
Финал открытый
(в классицизме порок всегда наказан):
- Как сложится судьба Софьи?
- Чацкий – победитель или побеждённый?
Композиционный принцип:
4 действия: в ___-кульминация, в 4___ — развязка.
Историзм в изображении действительности: нравы и быт Москвы, обстановка всей страны начала 19 века.
Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «______________________» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др.
Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, т.к. в каждом герое есть «+ и — »
Типизация характеров (как в жизни).
Любовный треугольник (их два), присутствие резонёра (выразителей авторской позиции в комедии двое – Чацкий и Лиза).
* МЕСТО ДЛЯ СХЕМЫ:
Автор сохраняет свойственную для классицизма разговорную форму слова, но наделяет персонажей индивидуальностью речи.
Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, присутствует образность народного языка. Многие цитаты из комедии стали пословицами/афоризмами.
Романтизм
: главный герой –
Правила трех единств:
— Единство времени
(——————————————————————).
— Единство места
(——————————————————————).
— Единство действия
(——————————————————————
—————————————————————— )
2 конфликта:
Любовный и общественный.
Финал открытый
(в классицизме порок всегда наказан):
- Как сложится судьба Софьи?
- Чацкий – победитель или побеждённый?
Композиционный принцип:
4 действия: в ___-кульминация, в 4___ — развязка.
Историзм в изображении действительности: нравы и быт Москвы, обстановка всей страны начала 19 века.
Для дополнительной характеристики отрицательных героев автор использует «______________________» фамилии: Хрюмины, Молчалин, Тугоуховские и др.
Герои представлены разносторонне, лишены односторонности, т.к. в каждом герое есть «+ и — »
Типизация характеров (как в жизни).
Любовный треугольник (их два), присутствие резонёра (выразителей авторской позиции в комедии двое – Чацкий и Лиза).
* МЕСТО ДЛЯ СХЕМЫ:
Автор сохраняет свойственную для классицизма разговорную форму слова, но наделяет персонажей индивидуальностью речи.
Автор свободно обращается с рифмой и ритмом, присутствует образность народного языка. Многие цитаты из комедии стали пословицами/афоризмами.
Романтизм
: главный герой –