Ландыш
Относиться к цветам с неприязнью невозможно. Они служат украшением окружающего мира и неизменно ассоциируются с подарками к празднику. В виде букетов или растений в горшках, в саду или на лесной полянке цветы всегда радуют глаз. Естественно, что у каждого свои предпочтения в мире флоры, а для меня любимым цветком всегда был ландыш.
Только взгляните на это крохотное хрупкое создание! Потребуется немало внимательности и везения, чтобы обнаружить этот скромный цветочек среди собратьев. А учитывая, что он находится под угрозой исчезновения, встреча с ним – настоящая удача.
Ландыш не зря называют символом нежности. Крошечные белые бутончики напоминают бубенцы, кажется, тронешь, и раздастся прелестный звон. А как пахнут эти цветы! Сладкий аромат так и бьёт в нос, заставляя вновь и вновь подносить букет к лицу. Сразу вспоминается стихотворение А. А. Фета, посвящённое этому милому растению: «О первый ландыш! Из-под снега…». Для поэта это создание подобно юной влюблённой девушке, предчувствующей приближение солнечных дней.
Традиционно образ ландыша связывают с весной, неспроста он «просит солнечных лучей» из-под снега. Только не всем известно, что цветок неслучайно носит название «майского», появляясь лишь в последний месяц тёплой весенней поры. Однако в средней полосе России такое событие вполне может произойти, и майский ландыш действительно выглянет посреди сугробов.
Интересно другое: несмотря на внешнюю незащищённость, в волшебном цветке заложена огромная сила, позволяющая ему прорастать даже сквозь асфальт. Это ли не образец стремления к победе и жажды жизни?
Очаровательность и внутренняя мощь ландыша сделали его героем множества легенд, как правило, связанных с отношениями влюблённых. Подарить такие цветы даме было равносильно признанию в любви. Белый цвет, как знак чистоты и невинности, маленькие чашечки и божественный аромат – всё это обеспечило «подарку весны» славу цветка любви.
К сожалению, всё реже и реже это чудо встречается во время прогулки. Поэтому остаётся только восхищаться таким сокровищем, не срывая. Давайте беречь любимые цветы, чтобы мы ещё долгое время могли восторгаться ими!
Ромашка
Во всем мире существует огромное количество разных цветов. С разными ароматами и цветами, но для меня ромашка, является самым любимым цветком. Так как с ней связанно много приятных воспоминаний, которые не возможно вычеркнуть из жизни.
Да, безусловно, нравятся мне и многие другие цветы, например такие, как пион, роза, хризантема, но все они так не радуют меня как ромашка. Она светлая и чистая как солнышко, на нее приятно и радостно смотреть. ЕЕ можно встретить практически везде, а так как она считается полевым цветком, то на полях их огромное количество. Ромашка нежный и скромный цветок, но при этом очень красивый и приятно пахнет.
Летом я люблю ходить гулять на ромашковое поле, собрав себе, букет иду довольная домой. Посмотрев на ромашки, на душе становиться радостно. Многие девочки плетут из ромашек красивые венки, а так же гадают на лепестках этого цветка в любит, не любит. И я тоже, будучи маленькой, гадала на ромашке, да можно сказать ромашка у всех без исключения ассоциируется с детством.
Читать также У кого золотые погоны
Важно знать, что именно ромашка, является настоящим русским цветком. В ней соединилась русская красота и смелый характер. Вот такая незабываемая и по-своему интересная ромашка, покорила многие человеческие души, своей необъяснимой и незабываемой красотой. Еще с давних времен ромашка ассоциировалась добром, ее наши предки использовали в качестве лечебного народного средства. Так как она очень полезная и не заменимая в природе. Даже по сей, деть отвар ромашки, используют для снятия воспалительного процесса кожи. Существует множество легенд о ромашке, к примеру, одна из них, говорят в народе, что букет из ромашки дарили любимым людям.
Роза
Я очень люблю цветы! Они восхищают меня своей красотой и дарят хорошее настроение. Мне нравятся полевые и садовые цветы. Они просто великолепны! Самый лучший и прекрасный цветок – роза. Она, как чарующая сказка наполняет мир своим благоуханием. Её нежные лепестки – маленькие волшебники этого удивительного цветка. Я люблю наблюдать, как распускается бутон розы. Зрелище очень красивое!
Это сказочное чудо происходит утром на рассвете. В небе встают ранние зорьки, даря земле первый лучезарный свет. Природа ещё дремлет, а розы в саду уже начинают «просыпаться», раскрывая свои бутоны. Нужно любить природу и быть очень наблюдательным, чтобы всё это увидеть своими глазами. И ещё можно загадать заветное желание. Когда роза распустится во всей своей красе, оно непременно должно исполнится.
Роза «улыбается» наступающему дню и первым лучам солнца. На её зелёных листиках блестят и переливаются капельки росы. Она медленно раскрывает свой бутон и расцветает. Я вдыхаю её чудесный аромат! Он немного кружит голову, но это ощущение прекрасно.
Я беру фотоаппарат, чтобы запечатлеть на снимке эти незабываемые мгновения… Дома я вставляю готовые фотографии в альбом, часто просматриваю их, показывая близким и друзьям. Моя мама тоже любит розы. В юности папа принёс их ей на свидание. А когда я была первоклассницей, дарила их своей первой учительнице.
Мне нравится рисовать этот цветок. Роза – для меня добрая, сказочная царевна. Она краше других цветов! Рисунки получаются великолепными. Я рисую розы яркими красками и на бумаге они вновь «оживают». Лучше всего получаются рисунки с натуры. Цветы в вазе стоят на столе, а я смотрю на них и делаю плавные мазки кистью. В школе мои художественные работы были самыми лучшими и участвовали в городских олимпиадах.
Мне нравятся розы разных сортов: алые, чайные, радужные, бархатные, синие, красные, оранжевые. Растут эти цветы у нас на даче. Я люблю за ними ухаживать и мысленно разговаривать с ними. У каждого цветка есть имя, и он откликается на него. Роза качает своей головкой. Если меня нет с ними рядом, они грустят и вянут, но, когда я прихожу в наш палисадник, они радуются и благоухают. Мне с ними хорошо. Я люблю за ними ухаживать, поливать и подкармливать удобрениями. Они чувствуют мою заботу и цветут ещё красивей!
Популярные сегодня темы
Ассоль является одним из главных героев произведения, олицетворяющих романтичность, искренность и мечтательность человеческих чувств.
Тема любви затрагивается практически в каждом классическом произведении. Что не странно, ведь тема любви — вечна и неисчерпаема. Исключением не стало и «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Жанр произведения — трагикомедия.
Рождаясь, человек от родителей получает имя и фамилию. Они будут сопровождать его если не всю жизнь, то долгие годы. Но человека называют не только по имени, в течение жизни у него появляются различные прозвища.
Поэма «Руслан и Людмила» была написана Александром Сергеевичем Пушкиным в период с 1818 по 1820 год, после того, как он окончил лицей. Сам автор иногда говорил, что начал произведение ещё во время обучения, однако анализируя фактам можно сделать вывод
Василий Жуковский написал «Светлана» в 1812 году. Жуковский во время своего становления подражал немецким и английским авторам, а «Светлана» стала результатом одного из переводов немецкого произведения «Ленора» автора Бюргера.
Существование в природе огромного количества видов цветов вносит в жизнь человека не только радость и наслаждение, но и невероятную пользу.
Особое внимание среди нежных благоухающих созданий окружающего мира у меня вызывают розы. Независимо от размера, цветовой гаммы лепестков этого растения, любование розой дарит восхищение, умиление, вызывает романтические мысли, оставляя память в душе.
Являясь украшением витрин магазинов и клумб, они привлекают внимание, прежде всего, необыкновенным строением самого цветка. С раннего детства на память приходят те минуты занятий лепкой, рисованием, когда стараешься повторить изгибы лепестков этого представителя мира флоры. В подобные моменты у меня появилось четкое представление о форме бутона, который, распускаясь, преображается в волшебную, оригинальную форму с помощью сложенных лепестков. Но мне совершенно не важно на каком этапе цветения находится данный цветок. В любом состоянии он прекрасен, имеет свои особенности. Возвышаясь на крепком стебле, пышная роза красуется, грациозно возвышаясь над другими цветами.
Читать также Как вывести медведку с огорода реальные советы
Привлекает внимание и то, какое необычное ощущение вызывает сочетание колючих жестких шипов и тонких лепестков. Это наталкивает на мысль о смешении разных чувств: любви и ненависти, добра и зла.
Для меня роза — это частичка совершенства в природе, которая связана с самыми приятными воспоминаниями, красивыми чувствами на земле — любовью, нежностью, заботой, признаниями. Ее название не дает о себе забыть никогда. Оно имеет место и в литературных произведениях, и в косметических салонах, и на верхушке тортов. Божественный аромат розы незабываем, он расслабляет в кружечке чая, воздействуя на меня самым лучшим образом.
К сожалению, у меня нет возможности ухаживать за розой на собственном участке. Но получая ее в качестве подарка, стараюсь продлить ее существование, чтобы как можно дольше насладиться королевским видом и тонким ароматом.
Популярные сочинения
- Сочинение Описание картины Осенние дожди Попкова для 8 класса
Картина Попкова посвящена Пушкину и выражает восприятие художником образа великого поэта. Как утверждают критики, полотно было создано на основании впечатлений от Михайловского - Картина Московский дворик — сочинение-описание (Поленов 5 класс)
Перед нами картина русского художника-передвижника Василия Дмитриевича Поленова «Московский дворик». Это одна из известных его картин. Холст написан маслом, изображает городской пейзаж - Сочинение Известный успешный телеведущий
По моему мнению, работа телеведущего очень интересная, разнообразная и веселая, но в тоже время сложная, требующая много человеческих качеств, и подходит такая работа не всем.
Несколько интересных сочинений
- Характеристика и образ Скотинина в комедии Недоросль Фонвизина сочинение
Тарас Скотинин один из ярких отрицательных персонажей в комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина. Это уже далеко не молодой, грубый и жестокий помещик. Он считает, что можно плохо относится к крестьянам - Характеристика и образ Настеньки в повести Белые ночи сочинение
Настенька – героиня ранней повести Достоевского «Белые ночи». Главный персонаж произведения случайно знакомится с этой милой девушкой чудной петербургской ночью и влюбляется в неё. - Образ и характеристика Антипыч в рассказе Кладовая солнца Пришвина сочинение
Антипыч является второстепенным персонажем произведения, в котором повествуется о приключениях осиротевших детей. - Мой любимый предмет Биология сочинение-рассуждение 5 класс
Больше всего мне нравится биология. В первую очередь из-за нашего учителя. Сначала он вёл окружающий мир, тогда мне нравился тот предмет, но после учителя заменили, так урок мне сразу разонравился. И я очень рада, что теперь он ведёт биологию. - Фонвизин
Сочинение про Тюльпан
Цветы — чудесное творение природы. Такие хрупкие и нежные, они радуют своей нежной красотой, восхищают и вызывают положительные эмоции. Во все времена поэты и художники вдохновлялись этими беззащитными растениями и творили шедевры живописи и поэзии. Цветущие растения смотрят на нас с клумб, оранжерей и витрин цветочных магазинов и заставляют радоваться в любую погоду и в любое время года.
Моим любимым цветком давно является тюльпан. Этот цветок – мой личный кусочек счастья. Тюльпан влюбляет в себя своим тонким благоуханием и красивой формой. Стройный тонкий стебелек на удивление крепко держит крупную для своих размеров головку цветка. Лепестки на ощупь словно шелк. Едва распустившийся тюльпан ассоциируется у меня с весной, теплом и самыми трепетными и нежными чувствами. Их сочный и яркий цвет повышает настроение.
Тюльпан имеет разные цвета и оттенки. Самые популярные — красные, белые, желтые и розовые. Над выведением различных сортов тюльпанов трудились селекционеры, садоводы, агрономы, цветоводы, садовники.
Главный символ Голландии полюбился многим людям. Цветок имеет древнюю историю, первые упоминания о нем пришли к нам из Ирана – современной Персии.
Существует легенда о появлении этого цветка. Персидский царь по имени Фархад был безумно влюблен в одну девушку и мечтал всегда быть с ней вместе. Но недруги Фархада обманули его и сообщили, что прекрасная Ширин мертва. Разгневанный и расстроенный царь забрался на коня, поскакал на скалы и разбился. Там где упала кровь Фархада, из земли появились яркие алые цветы – тюльпаны.
Каждый год я с нетерпением ожидаю наступления весны, чтобы вновь полюбоваться моими любимчиками. И если кто-то из моих близких и родных решает порадовать меня, то все знают, что самый лучший подарок – букет красных тюльпанов.
5 класс
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Габдрахманова Бибигуль Демеуовна
Учитель русского языка и литературы СОШ №14 г.Уральск, Республика Казахстан
Среди интерактивных технологий обучения всё большую популярность получают кейс — технологии. Кейс-технология (кейс-метод) – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний,
сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика.
Кейс – метод совмещает в себе такие прекрасно зарекомендовавшие себя методы, как метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках русского языка и литературы полезной оказывается совместная деятельность, которая позволяют всем учащимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать совместно и самостоятельно.
Суть кейс-метода – анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, он позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение данной технологии помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества, как коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.
Кейс-технология применима в преподавании любых предметов, если основные задачи, поставленные на уроке — это обучение навыкам критического мышления, принятия решений независимого характера. Самыми удобными для использования кейс-технологии являются уроки русского языка и литературы, поскольку именно на этих уроках при работе с текстом мы подводим детей к той или иной мысли.
Выделяют основные этапы создания кейса:
- Определение целей.
- Подбор необходимых источников.
- Подбор и подготовка материалов для кейса.
Примерами кейсов могут быть сборники практических задач, сборники деловых игр, диски с презентациями уроков и прочее.
Главное отличие кейса от задачи: задача имеет решение и путь к нему, даже если и не один. Кейсы имеют много решений, приводящих к раскрытию той или иной проблемы.
К кейс — методам, активизирующим учебный процесс, относятся:
- · метод инцидентов, когда обучающийся сам должен отыскать недостающую информацию;
- · метод разбора деловой корреспонденции;
- · игровое проектирование;
- · ситуационно-ролевая игра;
- · метод дискуссий;
- · кейс — стади или метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационных задач и упражнений).
Ситуационные задачи
(или кейсы) – задачи, позволяющие ученику осваивать познавательные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез – оценка. Эта задача носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для её решения требуется конкретное предметное знание. Часто для её решения необходимы знания нескольких предметов. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос. Только сформулировать его надо так, чтобы ученику захотелось найти ответ.
При решении ситуационной задачи учитель и ученики преследуют две разные цели: для ученика – найти решение, соответствующее данной ситуации, для учителя — освоение учащимися способа деятельности и осознание его сущности.
Модель ситуационной задачи
выглядит так:
Название задачи.
Личностно значимый для учащегося познавательный вопрос.
Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде (текст, таблица, график, статистические данные и др.)
Задания на работу с данной информацией.
Как реализуется на моих уроках кейс-метод? Итак, урок литературы в 9 классе по творчеству М.Ю.Лермонтова. Роман «Герой нашего времени».
Кейс-задание:
Является ли Лермонтов прообразом своего героя?
Учащиеся, работая с текстом – биографией и текстом произведения, должны привести свои доказательства и сделать вывод.
В 9 классе при изучении повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
1 Кейс-задача:
Определи основную причину развязки событий. Есть ли это результат рокового стечения обстоятельств или финал закономерен?
2 Кейс-задача:
Предложите свой вариант решения подобной проблемы взаимоотношений между главными героями в современном мире.
3 Кейс-задача:
Представьте, вы — редакторы издательства конца XVIII столетия. Вам необходимо отредактировать произведение с точки зрения эстетики классицизма. Что бы вам пришлось изменить в произведении?
Прием кейса на уроке русского языка.
Самое гордое слово в русском языке.
Русский язык, как и все другие языки, устроен расчетливо и экономно.
Каждое слово может иметь десятки значений. Каждый речевой оборот может обрастать ворохом смыслов. На каждом корне вырастает целый куст слов. А каждая приставка или суффикс дают десятки и сотни новых слов на этом самом корне.
Но есть в русском один очень хитрый суффикс: — иссимус
Конечно, это суффикс «приезжий», не коренной. Однако в русском языке много прижившихся суффиксов-эммигрантов. Все находят здесь пристанище, «женятся» на русских корнях, дружат с русскими приставками.
А вот «- иссимус» не такой. Совсем не такой. В русском языке с ним создано только одно слово. Всего одно. Других нет.
1. Угадайте что это за слово.
2. Дайте определение этого суффикса, что за смысл он дает слову?
3. Создайте несколько новых еще не существующих в русском языке слов с этим интересным суффиксом. Можно даже сочинить мини-рассказик.
Метод разбора деловой корреспонденции можно рассмотреть на примере кейса по теме «Эпистолярный жанр. Составление делового письма». Задание: разобрать почту руководителя (пригласительные, просительные, благодарственные, поздравительные, сочувственные, рекомендательные письма), принять по ним необходимые решения, поставить резолюции. Кроме того, нужно составить определенное мнение о ситуации на предприятии. Итоговая часть урока проводится в виде дискуссии с разбором действий игроков и их представления о ситуации на предприятии.
Одним из вариантов метода разбора деловой корреспонденции является так называемая мусорная корзина. При реализации этого метода участникам игры предлагается к рассмотрению набор отдельных строк из документов, частично имитирующих результат работы бумагорезательной машины по уничтожению документов. Необходимо составить из разрезанных частей правила, тематические тексты. При изучении пословиц предлагаю раздаточный материал в виде разрозненных частей, из которых необходимо составить законченное по смыслу высказывание.
Кейсы могут быть представлены в различной форме: от нескольких предложений до множества страниц. Однако следует иметь в виду, что большие кейсы вызывают у обучающихся некоторые затруднения по сравнению с малыми, особенно при работе впервые.
Наиболее простой вариант кейса – учащимся дается некий отрывок текста, несущего в себе нравственную проблематику, и предлагается придумать, предугадать, как будут развиваться события дальше. Например, рассказ Льва Толстого «После бала» или отрывок из произведения того же писателя «Детство», где основой анализа может стать поступок мальчика, имеющего очень чуткую, «жалостливую» натуру, тем не менее, поддаётся всеобщему негативному порыву и вместе со своими товарищами издевается над другим мальчиком.
Кейс-задание:
Возможно ли было поступить по-другому, и к каким бы последствиям это привело?
После обсуждения, которое обычно получается бурным, участники дискуссии получают концовку текста писателя, чтобы соотнести собственные ощущения, предчувствия с авторским восприятием. Как правило, споры продолжаются и после этого. Единственный недостаток подобного вида творческой работы – анализу подлежат только короткие произведения, либо отрывки из романов и повестей.
В целом же художественные произведения русской литературы полностью подходят для изучения их с помощью кейс-технологии, так как их идейным содержанием является не внешняя составляющая, а глубокий внутренний мир героев, их искания, морально-этическая подоплека поступков, в основе которых лежит главная отличительная черта русского литературного творчества – гуманизм.
Кейс-метод помогает придать новое свежее звучание, казалось бы, давно избитым и наскучившим проблемным вопросам: «мне нравится (не нравится) Наташа Ростова»; «Евгений Онегин – посредственность или личность»; «Печорин – злодей или несчастный человек»; «Базаров – глупый умник» и так далее.
На уроках литературы используются кейсы различной степени сложности. Первая степень
предполагает наличие практической ситуации и ее решения. Учащимся предлагается определить, подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли иное решение. Например, согласны ли вы с утверждением критика Николая Добролюбова, назвавшего Катерину «лучом света в темном царстве»? Согласны ли вы со словами Александра Сергеевича Грибоедова о том, что в его комедии «Горе от ума» «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»? Согласны ли вы с утверждением, что Владимир Дубровский «благородный разбойник»?
Вторая степень
сложности: существует некая практическая ситуация – необходимо найти ее решение. Например, «чем обусловлена тема «лишнего человека» в русской литературе начала ХІХ века»? Или «чем обусловлено появление «маленького человека» в русской литературе ХІХ века»?
Третья степень
сложности: есть практическая ситуация – необходимо определить проблему и найти пути решения. Например, при работе над пьесой А.Н.Островского «Гроза» предлагается определить главную тему, проблему произведения. Решить данный кейс предлагается учащимся после самостоятельного прочтения произведения, работы с дополнительной литературой. Как правило, большинство учащихся главным в произведении видят несчастную судьбу женщины, гораздо меньшее число детей главной темой произведения видят социальные проблемы и устрой общества, проблему несходства характеров членов семьи и т.д. Решений может быть множество и все варианты имеют право на существование, доказательство и обсуждение.
Работа по решению кейсов одинаково эффективна в групповой работе учащихся, в работе в парах, в индивидуальной работе. Результат решения кейсов может быть представлен в виде презентации, защиты проекта, критической справки, описательной работы, эссе.
Что дает использование кейс — технологии?
- · Доступ к базе современных учебно-методических материалов.
- · Организация гибкого учебного процесса.
- · Увеличение/сокращение затрат времени на подготовку к урокам.
- · Беспрерывное повышение квалификации.
- · Возможность реализации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время.
Обучающемуся:
- · Работа с дополнительными материалами.
- · Постоянный доступ к базе консультаций.
- · Возможность самому готовиться ко всем видам контроля.
- · Общение с другими учащимися в группе.
- · Освоение современных информационных технологий.
Практически любой учитель, который захочет внедрять кейс-технологии,
сможет это сделать вполне профессионально, изучив специальную литературу, имея на руках учебные ситуации. Однако выбор в пользу применения интерактивных технологий обучения не должен стать самоцелью: ведь каждая из названных технологий ситуационного анализа должна быть внедрена с учётом учебных целей и задач, особенностей учебной группы, их интересов и потребностей, уровня компетентности, регламента и многих других факторов, определяющих возможности внедрения кейс-технологии, их подготовки и проведения.
Подводя итог вышесказанному, хочется привести слова великого русского писателя Л.Н.Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памятью».
Использованная литература:
1. Андюсев Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей
Директор школы. — №4, 2010. – с. 61 – 69.
2. Балясникова Т.А. Применение Кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С) М. Планета 2011г.
3. Власова Н.В. Современные образовательные технологии в контексте новых федеральных государственных образовательных стандартов [Текст] / Н.В.Власова // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). http// www.moluch.ru/conf/ped/archive/21/1848/
4. Кейс-технологии как условие активизации самостоятельной работы (http://festival.1september.ru/articles/512028/
5. Кейс-технологии как средство формирования ключевых компетенций учащихся на уроках русского языка и литературы. http:/nsportal.ru/sites/default/files/2012/12
Причины внедрения новых образовательных технологий модернизация образовательной системы — предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет; поиски ответов не только на вопросы «чему учить?», «зачем учить?», «как учить?», но и на вопрос «как учить результативно?»; возникла необходимость в применении технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании
Структура педагогической технологии Цель Средства Правила и последовательность их использования Результат Выбор технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется учителем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели
Использование кейс-метода в образовании Гарвардская школа (американская) обучение поиску единственно верного решения кейсы могут быть достаточно большие по объему (20-25 страниц, 8-10 иллюстраций) первый сборник кейсов в 1921 году Манчестерская школа (европейская) многовариативность решения искомой проблемы кейсы небольшие по объему
Глоссарий Кейс (от англ. «case» — случай, ситуация) – это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями. Кейсовая технология – это обучение действием. Метод case-study, или метод конкретных ситуаций — это метод активного проблемно- ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач — ситуаций (решение кейсов).
Идеи метода case stady (метод ситуационного обучения) Предназначен для получения знаний по дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы; получения множественных вариантов решений; получения не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле. Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся и обучающих; ученик становится равноправен с другими учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы. Результатом являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейса.
Технология использования метода case stady разрабатывается модель конкретной ситуации; в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения; в процессе работы требуется дополнительный информационный поиск; в итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы(часто неоднозначные множественные решения) и приходят к собственным выводам.
Кейс — технологии метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения); метод инцидента (учащийся должен сам отыскать недостающую информацию); метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции (получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение. игровое проектирование; метод дискуссии.
Кейс -метод выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развить творческий потенциал; действия в кейсе либо даются в описании, либо предложены в качестве способа разрешения проблемы, в результате должна быть сформирована модель практического действия; достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения.
Типы и функция кейсов тренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях – написание текстов различных жанров); обучающий (овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов – теория литературы); аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности – анализ явлений и объектов); исследовательский – выступает моделью для получения нового знания, обучение навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования, строится по принципам создания исследовательской модели; систематизирующий (систематизация ситуационного знания — употребление суффиксов имен существительных); прогностический (получение сведений о развитии данной системы – прогноз развития событий в литературном произведении)
Схема создания кейса Определение раздела учебной программы. Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом. Определение проблемы ситуации (учебная, научная, жизненная) и создание обобщенной модели. Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке. Определение источников и методов сбора информации. Выбор техники работы с данным кейсом. Определение желаемого результата (лист оценки). Создание заданной модели. Апробация в процессе обучения
Уровни сложности кейсов 1 уровень Есть практическая ситуация есть решение 2 уровень Есть практическая ситуация найди ее решение 3 уровень Есть практическая ситуация определи проблему и найди пути решения Учащиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации, возможно ли иное решение, другой ответ Сравните, найдите точки соприкосновения и различия Решений может быть множество, и все варианты имеют право на существование, обсуждение
Этапы урока Подготовительный – учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия. Ознакомительный – вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации (важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления). Аналитический – анализ ситуации в группе, процесс выработки решения (процесс ограничен во времени). Итоговый – презентация результатов аналитической работы группами, сравнение нескольких вариантов решения одной проблемы.
Действия учителя в кейс- технологии Создание кейса или использование уже имеющегося. Распределение учащихся по группам (4 – 6 человек). Ознакомление учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий. Организация работы обучающихся в группах. Организация презентации решений. Организация общей дискуссии. Обобщающее выступление, анализ ситуации. Оценивание обучающихся.
Работа с кейсом учитель Организует предварительное обсуждение Делит на группы Руководит обсуждение в группах, обеспечивает дополнительными сведениями Оценивает работу учащихся Оценивает принятые решения и поставленные вопросы ученик Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы Разрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другие Принимает решение или участвует в принятии решения Составляет письменный отчет о занятии по данной теме
Каким должен быть кейс интересным, написанным простым и доходчивым языком; отличаться проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы; показывать как положительные примеры, так и отрицательные; соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации.
Примеры кейсов 1. На картине «Московский дворик», написанной в 1878 году, Василий Дмитриевич Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, находившейся в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. Найдите это место и сфотографируйте. Как сейчас могла бы выглядеть эта картина? Опишите ее.
Примеры кейсов Представьте себе, что Вы проводите экскурсию в Третьяковской галерее, в зале, где представлены картины В.Д. Поленова. Что вы расскажите о картине «Московский дворик»? Напишите небольшой текст этого фрагмента экскурсии. Найдите тексты лирических стихотворений, в которых лес описан в разные сезоны. Выпишите фрагменты. Сделайте вывод, какие средства художественной выразительности авторы чаще всего используют для описания природы. Сфотографируйте экспонаты экспозиции каждого помещения музея, создайте красочный буклет-путеводитель по музею с комментариями для посетителей-экскурсантов. Если бы вам было необходимо написать продолжение пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», то что бы там оказалось? Напишите финальное явление вашей пьесы.
Карта оценки учителем навыков работы с кейсом Ф.И. учащегося Выделение и формулирование главной мысли (идеи) Составление планов различных видов Описание фактов, явлений, событий, деталей Работа с ключевыми понятиями, темами, проблемами Логика изложения Анализ данных Навык определения и разработки проблемы Выступление перед аудиторией Составление конспекта темы, отчета, рецензии и т.д. Владение различными способами само и взаимоконтроля Умение вести полемику, участвовать в дискуссии Умение решать проблемные учебные задачи
Работа учителя с картой оценки К (красный) – устойчивое владение навыком; Ж (желтый) – навык в значительной степени сформирован; З (зеленый) – навык сформирован частично; С (синий) – навык практически не сформирован. В течение полугодия (года) выявляются «западающие» навыки, и для их корректировки подбираются дополнительные индивидуальные задания для отдельных учащихся.
Преимущества кейс — технологии обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьников, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с людьми, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся; повышает интерес учащихся к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс — технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально.
Как использовать на уроке элементы кейс-технологий? Обратимся к античной философии.
«Объясню, как смогу, но не буду говорить ничего окончательного и определенного, а укажу только правдоподобные предположения», – говорил Цицерон.
Эта цитата объясняет принцип действия элементов кейс-технологии на уроке.
Кейс (от англ. case – случай) – это описание некоторой ситуации, события, которое несет в себе проблему и предполагает возможные варианты её решения.
Использование кейсов сводится не столько к приобретению конкретных знаний, сколько к развитию способностей, умений и навыков, среди которых особое внимание уделяется умению перерабатывать и анализировать большие массивы информации.
Кейс-вопрос, кейс-задание, кейс-ситуация не предполагают однозначного ответа, ответов может быть несколько, но все они будут по-своему правильными. Учащиеся должны проанализировать, обсудить, рассмотреть все варианты ответов.
Примеры кейс-заданий
Кейс-вопрос: С каким литературным персонажем можно сравнить героя поэмы «Мцыри»?
Кейс-задание: Является ли Лермонтов прообразом своего героя?
Кейс-ситуация: Представьте себя на месте главного героя. Нужно ли было убегать из монастыря из-за трех дней пребывания вне его стен?
На каждое задание нет и не может быть однозначного ответа.
Таким образом, кейс-технологии предлагают возможные варианты решений с вероятностным прогнозом их последствий.
Урок литературы для 8 класса с элементами кейс-технологий
М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
Цели урока:
Деятельностная: расширять творческое воображение учащихся, образное мышление, поэтическое видение мира; пополнять активный словарь школьников; совершенствовать навыки выразительного чтения; обогащать внутренний мир обучающихся, воспитывать любовь к литературе.
Оборудование урока: текст поэмы, электронная презентация «Тропы поэтической речи», фотографии природы Кавказа (у каждой группы на столах), аудиоверсия прочтения поэмы «Мцыри» в исполнении М. Павленко.
Формулирование темы и цели урока учащимися.
(Формируются регулятивные УУД: целеполагание, прогнозирование, учебное сотрудничество).
Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы подготовленным учеником.
Краткое сообщение учеников
1) Об истории создания поэмы «Мцыри».
2) Об отношениях М.Ю. Лермонтова к Кавказу, жителям гор.
(Формируются познавательные УУД – самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание)
Слово учителя:
– Жизнь Лермонтова круто переменилась в феврале 1837 года. За стихотворение «Смерть поэта», посвящённое А.С.Пушкину, он был арестован. Дело о «непозволительных» стихах завершилось ссылкой – поэта отправили на Кавказ в действующую армию. Кавказ стал для М.Ю. Лермонтова не просто любимым местом уединения, он стал для него основой целого периода творчества.
Работа в группах.
На этом этапе урока формируются личностные УУД, которые обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию и ориентацию в межличностных отношениях; познавательные УУД – поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно строить речевое высказывание, строить логическую цепь рассуждений и доказательств; коммуникативные УУД, обеспечивающие сотрудничество в поиске и сборе информации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка.
Задания для I группы.
- К какому литературному направлению относится произведение М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? Аргументируйте свой ответ.
- Определите тему произведения. Докажите.
- Какие образы предстают перед нами? Назовите их.
- Какие понятия смешал поэт? Почему? Как эти понятия соотносятся в русском и английском языках?
- Кейс-вопросы: какова идея произведения? Что автор выразил своим произведением? Кто из героев детской литературы может считаться близким по духу герою произведения «Мцыри»?
Звучит отрывок из поэмы «Мцыри».
Примерный ответ группы:
Это романтическая поэма. Герой-одиночка, который в финале произведения переходит в тот идеальный мир, к которому стремился. Герой стремится в единении с природой найти исцеление от своих мук. Природа параллельна чувствам человека.
Близко оно к другим произведениям Лермонтова: «Демон», «Маскарад» (изучались на уроке внеклассного чтения). Основными понятиями произведения являются понятия «СОБОДА» и «ВОЛЯ». Поэт разграничивает их. Свобода – понятие относительное (монастырь-символ неволи, но несвободы). Понятие «воля» – безгранично.
Из «Философского словаря», 2003 г.:
С философской точки зрения свобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и желаниями. В русском языке термин «свобода» употребляется прежде всего в значении «свобода от», т. е. отсутствие внешнего принуждения, гнета и ограничений. Понятие «воля» имеет более широкое значение (оформилось примерно в XV – XVI в.). С одной стороны, «воля» отнюдь не означала автономии личности, а напротив, заменяла ее авторитетом группы, что является в определенном смысле несвободой. А с другой стороны, в воле есть и свое желание и повеление природы, степи, дали, что характерно для русского восприятия мира. Понятие свободы закрепилось в христианстве как выражение идеи равенства людей перед Богом и возможности для человека свободного выбора на пути к Богу. Однако реализация этой идеи оказалась в противоречии с идеалами равенства и справедливости.
Возможно, эта разница и определяет идеи произведения «Когда волнуется желтеющая нива» – это не просто описание природы, а философское размышление, поиск внутренней гармонии.
Примерный кейс-ответ:
1. Идея стихотворения в том, что каждый выбирает свой путь. Но и Лермонтов, и Мцыри обречены на жизнь среди чуждых ему людей в том обществе, где царят ложь, фальшь и скука. С этим миром поэт был связан и рождением, и воспитанием, но задыхался в атмосфере интриг и сплетен. Особенно сильно ощущается одиночество в толпе. Живой, мыслящий, страдающий человек страшно одинок в мире «бездушных людей», «приличьем стянутых масок».
Герой «Книги джунглей»-Маугли также не может сосуществовать с миром человека. В этом мире нет гармонии, нет воли, единения с природой, естественности чувств. Горцы (а многих из них Лермонтов считал своими друзьями, но с многими же и воевал) свободны в своем желании жить. Этому способствует особая горная природа. Многие сцены посвящены только стихии природы (барс, дикая горная природа). Читатели должны обратить внимание на совершенство окружающего мира, слиться с этой красотой.
Задания для II группы.
- В чём особенность композиции?
- Когда в нём слышится голос лирического героя?
- Определите строфику произведения и количество строф.
- Попытайтесь изложить содержание каждой части стихотворения, наблюдая за мыслями и чувствами лирического героя. О чём говорится в каждой строфе?
- Кейс-задание: должен ли человек отдать жизнь за три дня вольного счастья?
Примерный ответ группы:
В произведении трудно отделить лирического героя или автора. Лермонтов всегда пытается скрыться за «маской» своих героев. Это и является особенностью композиции, в которой явно чувствуется лишь лирическое переживание героя-автора, хотя сам автор повествует об истории, случившейся с «Мцыри» лишь в начале поэмы.
Части поэмы связаны между собой тематически и интонационно. В их расположении отражается постепенное слияние человека с природой и возврат в чуждый ему мир.
В битве с барсом гармонично сливаются мир природы и мир человеческой души. Каким же мы увидели лирического героя? Он любит жизнь во всех её проявлениях. Она даёт ему умиротворение, позволяет испытать счастье и заставляет задуматься о вечном, о красоте окружающего мира.
Примерный ответ на кейс-задание:
1. Каждый должен испытать чувство безудержного счастья-осознания абсолютной свободы.
2. Нельзя жить только страстями, свобода может стать хаосом, если она безгранична.
Задания для III группы.
- С помощью каких художественных тропов поэту удалось создать такую красочную картину? Составьте таблицу «Тропы поэтической речи в поэме М.Лермонтова «Мцыри»
- В чём своеобразие лексики?
- В чём особенность синтаксических конструкций?
- А сейчас кейс-ситуация: вспомните своё настроение, когда вы были на Кавказе. Всегда ли вы испытывали ощущение абсолютной свободы, единения с природой? Или ваше настроение менялось? Расскажите об этом.
Примерный ответ группы:
Тропы поэтической речи
Тропы поэтической речи | Примеры |
Сравнения | Она, как червь, во мне жила.. Где люди вольны, как орлы… Угрюм и одинок, Я сам, как зверь, был чужд людей… |
Метафоры | В тени рассыпанный аул.. Но страх не сжал души моей… |
Олицетворение | Меня могила не страшит: Я видел груды тёмных скал, |
Количественное соотношение сравнений преобладает над остальными тропами.
Примерный анализ кейс-ситуации:
1. Обычно общение с природой Кавказа доставляет чувство свободы, стихию чувств. Городской человек (особенно живущий на равнине) испытывает минуты упоения естеством, чистым горным воздухом, красотой горной природы.
2. Жизнь состоит из разных полос, и если у человека есть серьёзные проблемы, депрессия, чувство одиночества, то никакая горная природа не сможет отвлечь его от них. Рассказывают разные случаи из жизни на отдыхе.
Коллективная работа.
Какое впечатление произвело на вас произведение?
Какое настроение оно вызывает?
Какие строки показались вам наиболее значительными? Почему?
Движению поэтической мысли соответствует и мелодия, интонация.
Вся 1 часть – один мелодический комплекс – повествовательная интонация.
Вся 3-19 часть – восторженно, с кульминацией в конце.
Вся 26 часть – мелодическое движение достигает вершины, и наступает её разрешение, каданс (мелодический оборот, завершающий музыкальное произведение).
Таким образом, интонация позволяет запечатлеть в звуке конкретные образы героя, образы природы. Логическое ударение способствует выделению наиболее значимых в каждой части слов. При чтении последней части звучат умиротворённые нотки, завершающиеся торжественной интонацией.
Проследить интонацию стихотворения, глубже проникнуть в его смысл поможет прослушивание прочтения поэмы «Мцыри» в исполнении М.Павленко.
Что нового открылось вам, благодаря прослушанному прочтению?
Рефлексия по методике незаконченных предложений.
(Формируются регулятивные УУД – осознанная оценка собственной деятельности и коммуникативные УУД – умение осознанно строить речевое высказывание в устной речи).
На уроке я узнал…
повторил…
учился…
понял…
задумался…
Теперь я могу…
Было трудно…
Домашнее задание:
создать презентацию к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Литература
1. Аникина С.М., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М.: ВАКО, 2010.
2. «Антология российской литературы», №4, аудиозапись.
3. Интернет-ресурс / lermontov.info›Мцыри
4. Тимофеев Л.И., Венгров Н. Литература. Краткий справочник школьника. М.: Дрофа, 1997.
5. Шагалов А.А. М.Ю. Лермонтов в школе. Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
6. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1/ Автор-составитель Г.С. Меркин.
7. Маугли и Мцыри: две колонизации. Часть 5. Открытый урок с Дмитрием Быковым / YouTube youtube.com
Данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные источники, а также презентовать свой опыт.
Что дает использование кейс-технологии (планируемые результаты).
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 37
Г. ВОРОНЕЖА
Методическое объединение учителей гуманитарного цикла
Русский язык и литература
Методическая разработка урока литературы с кейс-технологией
По теме: «Творчество А. С. Пушкина»
Выполнил:
Абрамова О. В.
Учитель русского языка и литературы
Высшей квалификационной категории
Данная методическая разработка
предназначена для проведения урока литературы с использованием кейс-технологии по теме: «Творчество
А. С. Пушкина»
Краткая аннотация урока:
данный урок рассчитан на 45 минут; выполнен с использованием технологии кейс-метода. На уроке совершенствуются навыки исследовательской деятельности учащихся с использованием ИКТ. Это помогает учащимся получать нужную информацию, используя различные источники, а также презентовать свой опыт.
Тип урока: урок обобщения и повторения.
Вид урока- урок-игра «Умницы и Умники».
Методическое обоснование выбора метода кейс-технологии. Технологические особенности метода кейс-технологии состоят в том, что она, являясь разновидностью исследовательско-аналитической технологии, органично включает в себя и технологию коллективного обучения, и технологию развивающего обучения, и технологию создания успеха.
Что дает использование кейс-технологии (планируемые результаты).
Учителю | Ученикам |
Организация гибкого учебного процесса | Работа с дополнительным материалом |
Возможность организации некоторых элементов учебного процесса во внеурочное время | Возможность самому готовить учебный материал |
Развиваются навыки подбора материала | Общение с другими учащимися в группе |
Освоение современных информационных технологий |
Цели урока:
- Углубить знания учащихся о жизненном и творческом пути выдающегося поэта;
- Познакомить учащихся с фактами биографии А. С. Пушкина, оказавшими влияние на становление личности поэта;
- Заинтересовать обучающихся личностью и творчеством поэта с целью формирования нового духовного опыта.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать умения работать с литературно-критическими материалами;
- Систематизация и обобщение знаний по творчеству поэта;
- Развитие умения воспринимать информацию;
- Формировать умение выделять главное в сообщении учителя и учащихся;
- Научить формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы и давать им собственную интерпретацию;
- Совершенствовать навыки выразительного чтения наизусть стихотворений;
- Обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие:
- Развитие интереса к творчеству А. С. Пушкина;
- Развитие критического мышления;
- Развитие эстетического вкуса;
- Осуществление системно-деятельностного подхода;
- Формирование УУД(личностных, регулятивных, познавательных):
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развитие умения опираться на свой субъективный опыт;
- развитие творческих, речевых способностей учащихся;
- развитие умения работать в группах.
Воспитательные:
- Воспитание интереса и уважения к литературе;
- Воспитание ценностного отношения к слову;
- Воспитание бережного отношения к культурному наследию народа;
- Воспитание чувства любви к Родине;
- Формирование навыков публичного выступления;
- Развитие коммуникативных УУД:
- Создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
- Взаимодействие учащихся в групповой работе: развитие уважения друг к другу, умения слушать товарища.
Формирование и развитие универсальных учебных действий:
- Личностных:
- Совершенствование духовно-нравственных качеств личности;
- Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;
- Метапредметных:
- Регулятивных:
- постановка учебной задачи;
- умение работать в группе;
- стуктурировать материал, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях;
- Познавательные:
- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- использование различных источников информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
- Коммуникативных:
- умение слушать и вести диалог;
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
- Предметных:
- В познавательной сфере:
- Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- Умение анализировать литературное произведение;
- Владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.
- В ценностно-ориентационной сфере:
- Приобщение к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры;
- Формирование собственного отношения к творчеству А. С, Пушкина;
- Понимание авторской позиции и своего отношения к ней.
- В эстетической сфере:
- Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
- Эстетическое восприятие произведений литературы;
- Понимание русского слова в его эстетической функции.
Оборудование урока:
- Мультимедийный проектор, компьютер, экран;
- Компьютерная презентация,
содержащая все этапы урока и кейсы с заданиями;
- Распечатанные кейсы с заданиями и приложениями, выполненные в формате А4.
Игра «Умники и умницы» по творчеству А. С. Пушкина.
Проводится в среди учащихся 6 классов с учетом изученных ими к этому времени произведений.
Ход игры.
Агон 1. Биография поэта.
- Задание командам «Кейс №1. Устраните ошибки в тексте».
Учащимся представлен текст, содержащий некоторые факты из биографии А. С. Пушкина. В нем допущены неточности, которые нужно устранить. Побеждает команда, нашедшая и устранившая наибольшее количество ошибок. За каждую устраненную неточность присуждается 1 балл. На выполнение задания дается 5 минут.
Кейс №1.
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1899 году. Дом, в котором родился поэт, не сохранился, на месте его ныне – памятник великому поэтому (Пушкинская площадь).
Отец будущего поэта – Василий Львович – был известным в то время литератором, именно благодаря его стараниям пятнадцатилетний Александр Пушкин поступает в Царскосельский Лицей.
На выпускном лицейском экзамене в присутствии Ивана Федоровича Державина юный Пушкин читает свое стихотворение «Воспоминание о Царском Селе». Прочитав это стихотворение, Василий Андреевич Жуковский дарит Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя».
Друзьями Пушкина в лицее были Дельвиг, Пущин, Лермонтов, Кюхельбекер, Грибоедов. Окончив Лицей, Александр Сергеевич устраивается на работу в качестве профессионального литератора в литературное общество «Арзамас», названное так по городу, где оно появилось.
Ключ.
А.С. Пушкин родился в Москве в 1799 году. Дом, в котором родился Пушкин, не сохранился, на месте его — школа, недалеко – памятник мальчику Пушкину. Известным литератором был дядя Пушкина, которого действительно звали Василий Львович. В Царскосельский Лицей Пушкин поступает в 1811 – ему 12 лет.
«Воспоминания в Царском Селе» Пушкин читает в присутствии Державина, которого зовут на самом деле Гавриилом Романовичем. И происходит этот не на выпускном, а на переводном экзамене – 8 января 1815 года. Василий Андреевич Жуковский подарил Пушкину свой портрет, но по прочтении не «Воспоминаний в Царском Селе», а поэмы «Руслан и Людмила».
Друзьями Пушкина в Лицее были Дельвиг, Пущин и Кюхелбекер.
Окончив Лицей Пушкин зачисляется в Коллегию Иностранных дел. В поэтическое общество «Арзамас» Пушкин вступает ещё будучи лицеистом. Название литературного общества, ориентированного на полемику с «Беседой любителей русского слова» лишь косвенно связано с названием уездного города Арзамас, расположенного далеко от столиц и ценного именно этим своим качеством.
- Реализация домашнего задания. Конкурс капитанов. «Кейс №2. Пушкинская эпоха» (Задание получено заранее).
Какое историческое время мы называем пушкинской эпохой? Попробуйте представить себя московским барином(барыней), крепостным крестьянином, петербургским чиновником. Опишите свои занятия в течение дня.
Пояснение по ведению игры №1. Задания первого блока выполняются одновременно. Пока ребята обеих команд работают над Кейсом №1, капитаны презентуют домашнее задание. Выполнение домашнего задания оценивается по пятибалльной системе.
- Задание. Блиц – игра «Чей портрет?». Ребятам демонстрируются слайды с изображением А. С. Пушкина и людей из его близкого окружения. Задание предполагает ответ на вопросы: «Кто изображен на портрете?» или в случае с портретами поэта: «Кто автор этих живописных полотен?» Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
- А. С. Пушкин. 1827 год. Орест Адамович Кипренский;
- А. С. Пушкин. 1827 год. Василий Тропинин.
Оба создавали портреты с натуры. Тема портретов: Пушкин – поэт.
Образ поэта, созданный Кипренским, более торжественный, отличается приподнятостью, большей силой обобщения, а Пушкин Тропинина более прост, понятен. Тропинин и Кипренский сохранили свое понимание личности поэта, свое художественное видение, а это видение зависит от многих причин: таланта художника, его мировоззрения, интересов, склонностей, отношения к личности поэта. Тропинин уделяет больше внимания жизненной, бытовой характеристике образа и через нее раскрывает внутренний мир поэта, несколько подчеркивая чувственную сторону образа; Кипренского же больше интересует поэтическое вдохновение, «дум высокое стремленье», интеллектуальная ясность образа.
Очень верно подметил известный искусствовед Алексей Сидоров: «Между портретами Пушкина Тропинина и Кипренского – знаменательная противоположность. Интимный, «расстегнутый» Пушкин у Тропинина и Пушкин строго подтянутый у Кипренского; Москва и Санкт-Петербург; халат и сюртук; добрый «барин» у Тропинина и изысканный европеец у Кипренского; акцент на интимном реализме в одном случае и на шаблонизированном поэте-художнике в другом…»
- Н. Н. Гончарова, в первом браке Пушкина, во втором- Ланская; акварель А. П. Брюлова 1831-1832.
- В. А. Жуковский. 1783-1852. Поэт. Друг А. С. Пушкина. 1838 год. К. Брюллов.
- И. И. Пущин. 1798 – 1859. Поэт. Декабрист. Друг А. С. Пушкина. Николай Ге. 1875 год.
- В. Кюхельбекер.1797 – 1847. Поэт. Декабрист. Друг А. С. Пушкина.
- Жорж Шарль Дантес, после усыновления де Геккерен.1812-1895. 1830 год. Неизвестный художник.
- Г. Р. Державин 1747-1816. Поэт. Государственный деятель. Сенатор. Портрет кисти В. Боровиковского 1795 год.
«Старик Державин нас заметил. И, в гроб сходя, благословил» (А. С. Пушкин). Сказано об экзамене в Императорском лицее, что запечатлен на картине И. Е. Репина.
В январе 1815 года в Царскосельском лицее состоялись переводные экзамены из младшего класса в старший. В присутствии Державина читались его стихи; он слушал с живостью необыкновенной. Пушкин читал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от маститого поэта. «Я не в силах описать состояние души моей, — вспоминал позднее Пушкин. — Когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отрочески зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом». По свидетельству И.И. Пущина, Державин «в восторге, со слезами на глазах, бросился целовать его (Пушкина) и осенил кудрявую его голову».
Юноша-поэт произвел сильное впечатление на Державина. «Скоро явится свету другой Державин: это Пушкин, который уже в Лицее перещеголял всех писателей», — говорил он С. Т. Аксакову.
Агон 2. Сказки А. С. Пушкина. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!».
- Задание командам. «Кто перед вами?». Определите героев пушкинских сказок по их словам. Как речь героев характеризует их? За каждый правильный ответ 1 балл, за пояснение – 1 балл.
- Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло!
Как тягаться ей со мною,
Я в ней дурь-то успокою!
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Царица.
- Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Царевна.
- Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела попала в море,
Это горе – все не горе…
«Сказка о царе Салтане…». Царевна-лебедь.
- Что тут дивного? Ну вот!
Белка камушки грызет!
«Сказка о царе Салтане…».Ткачиха.
- Реализация домашнего задания. Кейс №3. Что привлекает А. С. Пушкина в русском народном творчестве? Прокомментируйте слова Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости…». Задание оценивается по пятибалльной системе.
- Творческое задание. Инсценировка эпизода из сказки А. С. Пушкина. Выбор эпизода может осуществляться как участниками, так и учителем. Конкурс оценивается по пятибалльной системе (возможны дополнительные баллы за особый артистизм, декорации и костюмы)
Агон 3. Роман «Дубровский».
- Реализация домашнего задания №1. Кейс №4. Распределите приведенные ниже понятия в соответствии с их значимостью в романе «Дубровский», назовите три самые, на ваш взгляд, значимые:
Честь – достоинство – месть – ненависть – любовь – благородство – приключение – страдание – деньги – красота – искусство – обжорство – смерть.
Свой ответ аргументируйте. Задание оценивается по пятибалльной системе.
- Реализация домашнего задания №2. Кейс №5. Почему А. С. Пушкин не предполагает счастливой развязки своего романа (судя по черновикам и планам)? Задание оценивается по пятибалльной системе
Первоначально Пушкин собирался отправить Дубровского в Петербург, где Д. ждало разоблачение. Без вины виноватый; благородный разбойник, способствующий жестокому бунту; жертва насилия, становящаяся его орудием; дворянин, покинувший общество ради сохранения внутренней свободы и ставший заложником собственной социальной роли. Социальная мысль Пушкина — автора «Дубровского» пессимистична; последняя фраза в рукописи романа читается так: «Дубровский скрылся за границу». Отъезд героя за границу — не только знак его личного поражения, но и знак поражения всей России. Д., как трагическое следствие, вытеснен за ее пределы; причины полностью сохранены.
Пояснение по ведению игры №2. Задания третьего блока выполняются одновременно. Пока ребята обеих команд работают над выполнением задания кейса №4, капитаны презентуют домашнее задание, заключенное в кейсе №5. Оба задания оцениваются по пятибалльной системе.
- Брейн-ринг по роману А. С. Пушкина «Дубровский».
Пояснение по ведению игры «Брейн-ринг». Команды отвечают на вопросы по очереди. На размышление дается 20 секунд. Если у одной из команд нет ответа или он неправильный, вопрос переходит к команде соперников. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.
- Покровское, Кистеневка, Арбатово – Шабашкин, Троекуров, Верейский, Дубровский, Спицын. Раздайте имения их владельцам.
- «Всегдашние занятие его состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах и в проказах, ежедневно притом изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец…» О ком идет речь в этом фрагменте?
- Как звали отца Владимира Дубровского?
- Поручик. Что это за чин? Кто в «Дубровском» был поручиком?
- Какой чин был у Троекурова?
- Что отвечает отец Дубровского на предложение Троекурова поженить Машу и Владимира?
- Кто такой Тимошка?
- Как звали псаря, обидевшего Дубровского?
- «…я терпеть шутки от Ваших холопьев не намерен, да и от Вас их не стерплю, потому что я не шут, а
…
» Вставьте в письмо Троекурова пропущенное слово.
- Как обошелся Дубровский с покровскими ворами?
- Узнайте героя по описаниям:
- «Маленький человек в кожаном картузе и фризовой шинели… Через минуту (он) уже стоял перед Кирилом Петровичем, отвешивая поклон за поклоном и с благоговением ожидая его приказаний».
- «В эту минуту в залу вошел, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке»;
- «Живописец изобразил ее облокоченною на перила, в белом утреннем платье с алой розою в волосах»;
- «Толстый мужчина лет пятидесяти, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком…»;
- Кто такая Егоровна, как ее полное имя и фамилия?
- Кто, кому и при каких обстоятельствах говорит: «Не выдавай ты нас, а мы уж за тебя станем».
- Основное занятие Маши Троекуровой.
- Чему должен был учить француз Сашу?
- «Таковы были благородные увеселения русского барина!» О чем идет речь в этом предложении?
- «Знаем мы вас; куда тебе деньги тратить, дома живешь свинья свиньей, никого не принимаешь, своих мужиков обдираешь, знай копишь, да и только». Кто и кому говорит эти слова?
- Сколько лет Владимиру Дубровскому и Маши Троекуровой в то время, на которое приходятся основные события романа?
- «…красная шкатулка была точно пуста, деньги некогда в ней хранимые, перешли…» Куда подевались деньги? Чья была шкатулка?
- Сколько времени Дубровский под именем Дефоржа провел у Троекурова?
- Сколько лет было Верейскому?
- Какую песню любил насвистывать Троекуров?
- «…оборванный мальчишка, рыжий и косой, мелькнул из-за беседки…». Как звали мальчика?
- «
Славная весть, — сказал ему Кирила Петрович, — я поймал Дубровского» о каком эпизоде идет речь?
Ответы к брейн-рингу.
- Покровское — имение Троекурова; Кистеневка – имение Дубровского, Арбатово-
Имение Верейского;
- О Кириле Петровиче Троекурове.
- Андрей Гаврилович.
- Отставным поручиком (старшим лейтенантом) гвардии был А. Г. Дубровский
- Троекуров имел чин отставного генерал-аншефа.
- «Нет, Кирила Петрович: мой Володька не жених Марии Кириловне. Бедному дворянину, каков он, лучше жениться на бедной дворяночке, да быть главою в доме, чем сделаться приказчиком избалованной бабенки».
- Штаб-лекарь, под присмотром которого находилась псарня.
- Псарь Парамошка.
- …старинный дворянин…
- «Дубровский …решился …проучить своих пленников прутьями, коими запаслись они в его же роще.
- 1) заседатель Шабашкин; 2) Андрей Гаврилович Дубровский; 3) мать Владимира Дубровского; 4) Спицын.
- Орина Егоровна Бузырева, няня Дубровского.
- Эти слова говорит кучер Антон Владимиру Дубровскому по дороге в Кистеневку.
- Чтение романов.
- Грамматике и географии.
- О «шутке» с медведем.
- Троекуров Спицыну.
- Дубровскому 22 года (23-й), Маше – 17 лет.
- «…в кожаную суму, которую носил он на груди под рубашкой». Речь идет о шкатулке Антона Пафнутьевича Спицына.
- Три недели.
- Около пятидесяти.
- «Гром победы раздавайся».
- Митя.
- Эпизод, связанный с Митей.
Агон 4. «И назовет меня всяк сущий в ней язык…». Творческий конкурс.
Пояснение по ведению игры. Последний агон предполагает индивидуальную работу учащихся: за каждый правильный ответ ученики получают Орден «Умник» и балл, присуждаемый команде.
Задание 1.Вставьте в стихотворные отрывки недостающие слова.
- Что ты, баба, …объелась?
- Коли лгу, пусть Бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? Ведь я…
- Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла
«…».
- Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжанье
Своего …
- Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег…навстречу мне
Только…
Попадаются одне.
- Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как…
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела.
- Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно;
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «…».
- Там лес и дол видений полны;
Там… прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
… из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Ответы на задание 1.
- Белены
- Невеста
- «Как же долго я спала!»
- Своего веретена.
- Версты полосаты.
- Бледное пятно.
- «Давай улетим!»
- О заре; чредой.
Задание 2. Музыкальный конкурс. Известно, что многие произведения
А. С. Пушкина вдохновили композиторов на создание музыкальных произведений. Цель данного конкурса – узнать, насколько хорошо ребята знакомы с этими музыкальными произведениями.
- Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Увертюра.
- Опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила». «Марш Черномора».
- Римский-Корсаков к «Сказке о царе Салтане». «Полет шмеля».
- Георгий Свиридов. «Метель». Вальс.
- Георгий Свиридов. «Метель». Романс.
Домашнее задание: проиллюстрировать одно из прочитанных в 6 классе произведений.
Метод кейса в обучении русскому языку и литературе
Аннотация.
В статье рассматриваются применение кейс-метода на уроках русского языка и литературы, его взаимосвязь с другими современными методами обучения. Автор предлагает несколько вариантов использования кейсов на уроках. Статья главным образом ориентирована на педагогов школ.
Summary. In article application a case method at Russian and literature lessons, its interrelation with other modern methods of training is considered. The author offers some options of use of cases at lessons.
Article is mainly focused on teachers of schools.
В науке известно множество трактовок понятия кейса в педагогике, но в нашей работе мы будем придерживаться утверждения, что case-study – метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация), метод активного проблемно-ситуационного анализа , основанный на обучении путем решения конкретных задач. Данный метод в настоящее время является одним из самых эффективных способов обучения не только в профильных и общеобразовательных классах, но и в дистанционном обучении.
Особенность этого метода заключается в том, что учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются учащемуся для самостоятельного изучения или выдаются в начале урока, затем на уроке дети предлагают свои решения основных вопросов кейса, учитель корректирует выводы. Кейс может быть создан самими детьми или создаваться в процессе урока. Задания могут не иметь точного решения, тогда выявляется проблема, и учащиеся ищут пути ее решения, опираясь на объективную точку зрения лингвистов, писателей, поэтов. Во время занятия педагог выступает в роли проводника идей. В этом случае педагог может использовать групповые формы работы и индивидуальные консультации в сети Интернет, ресурсы библиотеки и компьютерного класса.
По своей сути метод кейса близок к таким методам, как игра, проект, дискуссия [
3,
c
.12].
Поэтому кейсы могут быть дополнены следующими элементами из перечисленных методов обучения: игры на развитие речи (Слово-сказка, Эпитеты по алфавиту, Рисуночное письмо), игры-оптимизаторы (Нарисуй свою мечту, Пожелание дня, Хочу быть волшебником, Апельсиновое настроение), проекты «История моей фамилии», «Почему мы ошибаемся в написании слов», «Наш язык похож на языки других народов мира», дискуссия «Согласен ли я со словами К. Паустовского о русском языке?».
Мы хотели бы представить несколько кейсов, которые были включены в уроки русского языка и литературы в 5 классе.
Кейс 1 «Детский писатель: кто он?»:
Это кто накрыт в кровати
Одеялами на вате?
Кто лежит на 3-х подушках
Перед столиком с едой?
Самолет –
один из видов транспорта, упоминаемый в стихотворении
«От кареты до ракеты»
Мы едем, едем, едем
В далёкие края.
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
А в песенке поётся
О том, как мы живём.
Чтобы стать героем,
Нужно быть отважным,
Честным в деле каждом,
Скромным в слове каждом.
Слабому — опорой
В поединке смелым,
Преданным народу.
Мыслями и делом.
За участие в Великой Отечественной войне, где был военным корреспондентом, награждён орденами “Красной звезды”, “Боевого красного знамени” и медалями.
Несмотря на многообразие творческих интересов, сам писатель главным делом своей жизни считал поэзию для детей.
Вопрос1: Что вы знаете о биографии этого писателя?
Задание 1: Найдите в тексте стихотворения характеристику Дяди Стёпы.
Вопрос 2:
В одном переулке
Стояли дома
В одном из домов
Жил упрямый…?
Задание 2: В чем особенность щенка Трезора из стихотворения «Мой щенок Трезор»?
Кейс 2 «Почему это наука русского языка важна для нас?».
НАЙДИТЕ ОШИБКИ
ДОПОЛНИТЕ
[ йазык ] – язык
Звук может быть согласным, гласным…
Одна буква я дает всегда два звука й,а
Звонкий звук оглушается…
[ йож ] – ёж
Й – согласный звук…
[ мойа ] – моя
Звук О в безударной позиции…
Транскрипция слова всегда отлична от написания этого слова.
…. – это наука русского языка, изучающая звуки
Кейс 3 «Моя сказка».
Найти определения к терминам в учебнике: зачин, повтор, олицетворение, сравнение, сказка, фольклор.
Миф и сказка: похожие жанры?
Текст Е. Клюева является сказкой, почему?
Записать слово ЦВЕТОК, на каждую букву слова придумать волшебных персонажей, затем написать сказку с участием этих героев.
Кейс 4 «Какая сказка?».
Учащиеся ищут слова-подсказки, которые находятся в кабинете литературы: они могут быть на мебели, доске, подоконнике.
Затем все слова собираются в единое место, например, на доске.
Слова: жили-были, три, стрела, лягушка, царевна, желания, волшебство.
Дети угадывают сказку и затем пишут мини-сочинение «Почему сказка о Царевне-лягушке является волшебной?».
О чем говорится в отрывках из стихотворений:
Ф.И.Тютчев
Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
Иван Бунин
Молчат гробницы, мумии и кости,-
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
Как называются данные стихотворения? Когда отмечается День родного языка? Нужен ли данный праздник в нашей стране?
Проанализировав методику использования case-study в работе с учащимися, мы выделили следующие требования к кейсу в условиях подготовки будущих выпускников школы, коммуникабельных, мобильных и уверенных в себе:
случай из жизни подростка;
проблема, требующая решения;
возможность нескольких путей решений данной проблемы;
иллюстрация типичных ситуаций;
развитие критического мышления.
Обучение с помощью метода кейса помогает школьникам приобрести разнообразные навыки:
сбора информации (общение с разными возрастными категориями);
критического мышления;
межличностного общения: выслушивание и понимание других людей;
коллективной работы в группе;
творческой работы.
На наш взгляд, подобные занятия с детьми и подростками имеют большое воспитательное значение и помогают созданию условий для принятия учениками многообразия действительности, формированию системного видения, развитию устной речи и умению критически мыслить, формулировать, излагать и аргументировать собственную точку зрения.
Литература
Андреев, А.А., Солдаткин, В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация/ А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. – М.: МЭСИ, 1999. – 381 с.
Андюсев, Б.Е. Кейс-метод как инструмент формирования компетентностей // Директор школы. – №4. – 2010. – с. 61 – 69.
Балясникова, Т.А. Применение Кейс-технологии при подготовке учащихся к ЕГЭ (часть С) / Т.А. Балясникова. – М.: Планета, 2011. – 275 с.
Обновлено: 04.06.2021
103583
Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter