- Сочинения
- По картинам
- Разные
/
/
Передо мной картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» — великое полотно, представляющее собой изображение финальной сцены питчи Иисуса Христа кистью голландского художника 17 века. Как удивительно, что картина, написанная так давно, предающая сюжет еще более древний и возможно даже выдуманный, может ввести современного человека в глубокое раздумье. Однако чтобы понять смысл, нужно знать о чем говорится в самой притче.
У отца было два сына. Он разделил свое имущество между ними. Младший сын ушел из дома, начал вести распутную жизнь и растратил свое наследство зазря. Старший сын остался при отце и помогал ему во всех домашних делах. Когда скиталец вернулся в родной дом, отец велел устроить пир в порыве великой радости: сын жив и он вернулся. Старший сын, узнав о возвращении брата и поступке отца, не хотел выходить к празднующим.
И притча, и картина подводят к вопросу о том, что же верно и праведно? Мало, кто из нас сможет простить человека виноватого, как приписывает религия, но это и есть правильный выбор: «Не держать зла на ближнего своего». Рембрандт в своем произведении передаёт именно такой смысл.
Светлыми оттенками художник выделяет главную часть картины – фигуры отца и сына. Рембрандт поворачивает голову сына-скитальца в профиль, изображает его тело спиной к смотрящим, как бы пытаясь укрыть и защитить его от осуждающих взглядов. Порванная одежда, ободранная обувь, слетающая с ног, худоба – все это вызывает жалость. Хорошо просматривается лицо отца с застывшими выражениями успокоения и прощения, что еще больше огораживает младшего сына от излишнего порицания. Увидев данную сцену, человек, не знакомый с её историей, вряд ли станет осуждать вернувшегося героя, скорее всего, он и не поймет, что сын в чем-то виноват перед отцом.
Еще одна выделенная светлыми красками часть картины – изображение мужчины в правой стороне. Возможно, это и есть второй сын (хотя существуют и другие версии). На его лице застыли грусть и непонимание, спина согнута, руки сомкнуты как символ закрытости от происходящего. Художник точно описывает положение старшего сына, ясно передает его состояние.
Так, картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» еще раз заставляет нас задуматься о главных жизненных понятиях. Понять и простить – трудно, но все-таки это сделать необходимо.
Описание 2
Эта картина была написана выдающемся голландским художником Рембрандтом Харменсзоном (главный создатель золотого века голландской живописи), в 1669 году. Работа над ней длилась около года.
Исторической основой полотна стала библейская притча «о блудном сыне». Вообще для средневековья религиозная тема была, как теперь бы сказали «мейнстримом». Сама картина написана полутёмных тонах, свет приглушён, мы с трудом различаем даже главных персонажей, — отца и сына.
На переднем плане мы непосредственно наблюдаем отца-старца и стоящего (упавшего) на коленях у отца, — измученного сына. Помимо этого, Рембрандт сам переживал глубокий духовный кризис. Обдумывая прожитые года, осознавая, что в прошлом много глупостей а изменить ничего нельзя. На тот момент Рембрандт уже далеко не молодой человек.
Сама притча, автором по некоторым данным является Иисус Христос, рассказывает нам о «милосердии Божьем», который готов простить всех кто нагрешил, но именно тех кто искренне покается.
Именно у отца в ногах сидит «блудный сын», главным персонажем здесь является отец.
Бог как Отец всех людей, — вот что хотел передать голландский художник. Ведь Бог создал человека, «по образу и подобию».
Следует обратить особое внимание на эмоции персонажей. Несмотря на все проступки сына (младшего), старый отец его по-прежнему любит и принимает его, не смотря ни на что. На лице старика видно: жалость и сострадание к сыну.
Художник уделил особое внимание и потратил изрядно времени детализации картины, он выделил зажиточное/богатое положение членов семьи, однако в то же время подчеркнул нищенский наряд и босоногость блудного сына. Молодой человек пришёл к неутешительному результату, из-за разгульной и необдуманной жизни.
Художник уже не первый раз обращается к подобной тематике. За 30 лет до этого, он написал: «Блудный сын в таверне», там тоже история была о «блудном сыне» который прокутил отцовское наследство.
Многие историки исследователи полагают и не без основания, что картина написана намного раньше срока. Возможно, Рембрандт работал над ней несколько десятилетий.
Картина была написана за пару месяцев до смерти автора, и это не могло не отразиться на истории шедевра. Это последняя мысль, которую Рембрандт успел донести людям перед своей смертью.
Эссе 6, 7, 9, 11 класс
Другие темы: ← На террасе Шевандроновой↑ РазныеДетская спортивная школа Сайкиной →
`
Описание картины «Возвращение блудного сына» Рембрандта
Вариант 1
Название картины: «Возвращение блудного сына»
Картина написана: 1666—1669 г.
Холст, масло.
Размер: 260 × 203 см
17 век известен не только окончанием инквизиции, а и тем, что стал популярен сюжет библейской притчи о блудном сыне. Юноша, забравший свою часть наследства и отца, отправился путешествовать. Все свелось к пьянству и кутежу, а впоследствии молодой человек трудоустроился свинопасом. После долгих мытарств и невзгод он вернулся домой, а отец принял его и расплакался.
Художники того времени стали активно эксплуатировать образ непутевого сына, изображая его то играющим в карты, то предающимся утехам с прекрасными дамами. То был намек на тщедушность и незначительность удовольствий грешного мира. Потом появился Рембрандт Харменс ван Рейн и в 1668–1669 году создал полотно, так отличавшееся от общепринятых канонов. Чтобы понять и раскрыть глубочайший смысл этого сюжета, художник прошел нелегкий жизненный путь – он потерял всех любимых людей, видел славу и богатство, горесть и нищету.
«Возвращение блудного сына» — это скорбь об утраченной молодости, сожаление о том, что нельзя вернуть утраченные дни и пища для ума многих историков и искусствоведов.
Посмотрите на сам холст – он сумрачный, но наполненный особым светом откуда-то из глубины и демонстрирует площадку перед богаты домом. Тут собралась вся семья, слепой отец обнимает своего сына, который стоит на коленях. Это весь сюжет, но полотно особенное хотя бы по своим композиционным приемам. Полотно богато особой внутренней красотой, оно внешне некрасиво и даже угловато. Это лишь первое впечатление, которое развеивает таинственный свет, выходящий за границы тьмы, способный приковать к себе внимание любого зрителя и очистить его душу.
Главные фигуры Рембрандт располагает не по центру, а несколько сдвинутыми в левую сторону – так лучше всего раскрывается основная идея картины. Художник выделяет самое главное не образами и деталями, а светом, который переносит всех участников события к краю полотна. Примечательно, что балансом для такого композиционного приема становится старший сын в правом углу, а вся картина подчинена золотому сечению. Этот закон художники использовали для лучшего изображения всех пропорций. Но Рембрандт в этом плане оказался особенным – он построил полотно опирающимся на фигуры, передающие глубину пространства и открывающие схему отклика, то есть реакцию на событие.
Главное действующее лицо библейской притчи – блудный сын, которого художник изобразил бритоголовым. В те времена лысыми были только каторжники, так что юноша пал на низшую уровень социальных слоев. Воротник его костюма – это намек на роскошь, которую молодой человек когда-то знавал. Обувь изношена практически до дыр, причем одна упала, когда он стал на колени – довольно трогательный и щемящий момент.
Старик, который обнимает сына, написан в красных одеждах, которые носили богатые люди и кажется слепым. Причем, библейское сказание не говорит об этом, а исследователи полагают, что вся картина – это изображение самого художника в разных образах, которые символизируют духовное перерождение.
Образ младшего сына – это образ самого художника, решившего покаяться в своих проступках, а земной отец и Бог, что выслушает и, возможно, простит – это и есть старик в красном. Старший сын, с укором смотрящий на брата – это совесть, а мать становится символом любви.
Есть на картине еще 4 фигуры, которые скрытые в тени. Их силуэты скрыты в темном пространстве, а исследователи называют образы братьям и сестрами. Художник изобразил бы их в качестве родственников, если бы не одна деталь: притча повествует о ревности старшего брата к младшему, но Рембрандт ее исключает, используя психологический прием семейной гармонии. Фигуры означают веру, надежду, любовь, покаяние и правду.
Интересно и то, что самого мастера кисти не считают набожным человеком. Он думал и наслаждался земной жизнью, обладая мышлением самого обычного человека со всеми его страхами и переживаниями. Скорее всего, по этой причине «Возвращение блудного сына» — иллюстрация человеческого пути к самопознанию, самоочищению и духовному росту.
Кроме этого, центр картины считается отражением внутреннего мира художника, его мировоззрения. Он – стоящий в стороне наблюдатель, который хочет уловить всю суть происходящего и вовлечь зрителя в мир человеческих судеб и переживаний.
Картина – это чувство безграничной радости семьи и отцовской защиты. Наверное, поэтому, можно назвать главным героем именно отца, а не блудного сына, который стал поводом для проявления великодушия. Присмотритесь внимательно к этому человеку – он кажется старше самого времени, а его слепые глаза необъяснимы так же, как и написанные золотым лохмотья юноши. Главенствующее положение отца на картине подтверждается и безмолвным торжеством, и скрытым великолепием. Он отражает сострадание, прощение и любовь.
Рембрандт умер в 63 года. Он был старым, нищим, злобным и больным стариком. Нотариус описал его имущество быстро: пара фуфаек, несколько носовых платков, десяток беретов, принадлежности для картин и Библия. Мужчина вздохнул и вспомнил о том, что художник родился в нищете. Этот крестьянин познал все, а его жизнь напоминала стихию, качающую душу по волнам триумфа и величия, славы и богатства, настоящей любви и невероятных долгов, травли, презрения, банкротства и нищеты.
Он пережил смерь двух женщин, которых любил, его оставили ученики и осмеяло общество, но Рембрандт работал так, как и в пору расцвета своего таланта и славы. Художник все так же вынашивал сюжет будущего полотна, подбирал краски и светотени.
Один из величайших мастеров кисти умер в полном одиночестве, но открыл живопись как путь в лучший из миров, как единство существования образа и мысли. Его творчество последних лет – это не только размышление над смыслами библейского сюжета о блудном сыне, а и умение принять себя без ничего и простить прежде самому, чем искать прощение у Бога или высших сил.
Вариант 2
Одна из самых известных религиозных картин великого живописца Ремрандта ван Рейна. — Возвращение блудного сына. Ориентировочной датой создания считаются 1666 – 1669 годы. Гигантский замысел художник воплотил маслом в холсте размером 260×203 мм. Сюжетом к картине послужила последняя часть притчи из Библии, где рассказывается о заблудшем сыне, который в итоге приходит к родному порогу и кается перед отцом. Родитель рад увидеть живого и непутевого младшего отпрыска, по-отечески обнимает его, а старший брат сердит и не подходит.
Именно эта воображаемая сцена и легла на полотно. Мастер идеально передал отеческие чувства и раскаяние сына. Молодой человек изображен стоящим на коленях перед своим родителем, прижимаясь бритой головой к отцовскому телу. Одежда его грязна и оборвана, она носит следы былого блеска и роскоши, но видно, что молодой человек упал на самый низ человеческих грехов и не смог оттуда подняться. Ноги его исходили немало дорог. Об этом говорят стоптанные туфли, их уже и обувью нельзя назвать – один башмак просто не держится на ноге. Лицо сына скрыто, живописец его изобразил так, чтобы зритель сам догадался, какие чувства могут быть отображены на лице молодого человека.
Главная фигура произведения – отец. Его фигура чуть наклонена к сыну, руками он нежно сжимает плечи сына, голова чуть наклонена влево. Вся поза этого старика говорит о страдании и горе, которое он испытывал все те годы, пока сын отсутствовал в доме. Этими движениями он как бы прощает сына, его возвращение для отца — великая радость. Отец смотрит на коленопреклоненного отрока и улыбается. Его лицо безмятежно и старик счастлив. Интерьер угла дома: резные барельефы, колонны; одеяние старца: красный плащ и парчовые рукава в его прорезях – говорят о хорошем достатке дома, богатстве и достоинстве здесь собравшихся.
С остальными четырьмя фигурами эксперты до конца так и не разобрались. Версии значительно разнятся. Одним из предположений считается, что сидящий молодой человек с усами и в щегольской шляпе, украшенной пером – старший брат блудного. Возможно и так, поскольку его выражение лица говорит об осуждении, и он не участвует в примирении родственников.
Самая удаленная фигура считается женской – едва различимая стоящая на ступенях девушка в платке могла быть служанкой в отеческом доме. Стоящий рядом с кающимся грешником мужчина держит посох, на нем надет плащ, у него длинная борода, на голове тюрбан. Весь его вид говорит о том, что он модет быть таким же странником, но более умен и требователен в своих целях. Взгляд этого немого свидетеля обращен на молодого человека, стоящего на коленях перед отцом. Какими думами омрачено лицо странника, остается гадать.
Все полотно написано в излюбленных Рембрандтом красновато-коричневых тонах. Художник сумел мастерски отобразить световые акценты на лицах изображенных людей и приглушить второстепенных персонажей. Даже не ведая, о чем написано в библейской притче, увидев это великое произведение, можно все прочесть на нем.
Популярные сочинения
- Образ Аси тургеневской девушки сочинение
Благодаря И. С. Тургеневу в литературе появилось понятие «тургеневская девушка», оно стало известно, после выхода в свет произведения «Ася». В нем писатель смог раскрыть образ девушки мечты - Мой любимый праздник — Новый год — сочинение
С приходом зимы, я с нетерпением начинаю ждать Нового года. Мне нравится этот праздник, наполненный волшебством и радостными моментами, которые я с теплом вспоминаю целый год. 31 декабря для меня насквозь - О чем мечтал Маленький Принц?
Познакомиться со сказкой «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери будет интересно как детям, так и взрослым. Детей произведение привлечет фантастическими приключениями главного героя
- Сочинения
- По картинам
- Другие
- Яблонская — Утро
Рассматривая полотно Яблонской Т.Н., мы видим девочку школьного возраста. Как всегда, поднялась девушка рано утром и стала выполнять гимнастику. На ней надеты однотонные, чёрные шорты и белая хлопчатобумажная майка. У неё ровная спина и пластичные, ритмичные действия. Можно сделать вывод, что она каждый день делает зарядку. И серьёзно увлеклась развитием танцевальных и ритмичных навыков.
Перед ней стоит стол с приготовленным завтраком. На нём кувшин со свежим парным молоком. Пирожок расположен в тарелке. Всё стоит на голубой с коричневыми полосками скатерти.
Сзади, за молодой девушкой, возвышается не убранная кровать. Она выполнена из дерева. Пока постельное бельё на поверхности кровати скомкано.
На заднем плане настежь открыта балконная дверь. Через распахнутый проём проникают лучи яркого солнца. На улице прекрасная тёплая погода. Вход на сам балкон выполнен в интересном стиле. Это красивая арка. Сверху по ней вьётся красивый цветок. Под ним висит глиняное блюдо.
Справа стоит стул со школьной формой. Её героиня оденет, когда позавтракает и пойдёт в школу. Вся комната оклеена бежевыми обоями. В ней просторно и светло.
Слева расположена кровать. Героиня не застелила её. Справа от спортсменки стул со школьной одеждой. Там висит платье и алый галстук. Этот атрибут (галстук из красной ткани) носили самые достойные, потому что в пионеры принимали не всех. А только тех, кто хорошо учился и участвовал в жизни школы.
Хочется встать рядом с героиней и выполнять утреннюю гимнастику. Ей нравиться вставать пораньше и выполнять пластичные движения. Она с детства приучена к порядку. Соблюдает режим дня. Мама видно ушла на работу. И успела оставить поесть ребёнку.
У людей встающих пораньше, всегда бодрое настроение и они готовы идти вперёд. Они ничего не боятся и успевают много сделать за день. У них есть цель. Дисциплинированность отражается во всех действиях нашей девочки – подростка. У неё царит чистота и порядок. Полы помыты, вещей немного и они украшают обстановку в комнате. Штор нет. Поэтому в помещение проникают ультрафиолетовые лучи. Балконная дверь распахнута, и наша активная школьница дышит чистым воздухом. Все условия для развития и эффективного образа жизни соблюдены.
Главное быть здоровым человеком. А для этого вставать и заниматься спортивными упражнениями, дышать чистым воздухом. Делать всё по времени, тогда не будешь нервничать!
Вариант 2
Солнечное тихое начало дня изображено на картине Татьяны Николаевны Яблонской « Утро». Нашему взору открывается часть комнаты с главным персонажем картины высокой, стройной девочки лет тринадцати. Она очень красивая и высокая, особенно отличается ее стройная фигура. Присмотревшись можно сразу угадать сюжет картины, девочка после сна делает зарядку, солнце уже достаточно высоко, окна распахнуты, она тянется руками вверх, в стороны, что в сочетание с ее превосходной фигурой придает ей сходство с балериной. В произведение присутствует летнее настроение, об этом говорят такие детали как открытый балкон, и теплый белый свет, льющийся из окон.
На переднем плане картины, мы различием стол на котором стоит уже готовый завтрак, и в нашем воображение сразу рисуется образ одного из заботливых родителей, которые своей любимой дочке, заранее поставили покушать. С левой стороны находиться не заправленная, наверное еще, теплая постель. Сама девочка одета в очень короткие шорты и белую обтягивающую майку, волосы сплетены в одну косичку, вид у девочки очень привлекательный и трогательный она очень похожа на спортсменку художественной гимнастики и очень гармонично сочетается со всей обстановкой комнаты в своей позе она также похожа на маленькую птичку, точнее на ласточку.
На заднем плане изображена стена без обоев, с открытым нараспашку балконом, что говорит об очень теплой и ясной погоде. На стене висит тарелка с рисунком двух птичек и горшок, с висячим растением, который распространился в проеме балкона и придал ему особый вид как будто это окна старой усадьбы или имения. Возле окна стоит стул со школьной формой и пионерским галстуком. На основе всего можно предугадать дальнейший сюжет как наша героиня делает зарядку, чистит зубы и с аппетитом принимается за еду, потом одевается, целует родителей и весело отправляется в школу по майским цветущим улицам.
Картина буквально излучает уют, спокойствие и особую юношескую радость смотря на полотно, охота самому оказаться в детстве в то беззаботное самое лучшее время нашей жизни, и конечно-же познакомиться с этой милой, очаровательной девочкой.
Обобщая все вышенаписанное, хотелось бы отметить, что произведение Татьяны Николаевны « Утро », действительно удивительное произведение искусства, с одного взгляда на которое подымается настроение, и на душе становиться немного легче. Лично для меня эта картина стала одной из самых любимых.
Яблонская. «Утро». Куда улетает девочка?
Скорее всего, квартиру дали людям искусства. И она еще не обустроена толком, стоят самые необходимые вещи: деревянная кровать, полувенский стул, особенная скатерть с бахромой, расписной кувшин, фаянсовый сливочник, тарелка для хлеба с салфеткой.
Семейство или увлекается прикладным искусством, или просто собирает керамику: на стене расписные тарелка и кашпо.
Комната в два окна. Пейзажа за окном не видно. Может быть, он скрыт туманом с Днепра. Где-то за рамками картины есть письменный стол, за которым обитательница этой комнаты готовит уроки. И платяной шкаф. И еще хотя бы пара стульев.
На спинке стула висит шелковый пионерский галстук, на сиденьи — форма. Надо идти в школу. Но…
Девочка-подросток тянется вверх. Она как бы взлетает… Похоже, что она танцует. Источника музыки не видно, скорее всего, это радио. Ее лицо выражает не радость, оно как бы тревожное. Не очень, но все-таки. Видимо, такая музыка. Ей хочется вспорхнуть, улететь вслед за звуками.
У нее прекрасное настроение (несмотря на грустноватую музыку). Это — ее комната, ее царство. Но лежащая на стуле форма — напоминание о каждодневных обязанностях. Еще пара минут полета — и надо одеваться, идти в школу.
Девочка — фантазерка, мечтательница. Она очень впечатлительна. Ей хочется быть первоклассной балериной, танцевать «Лебединое озеро» (ее поза напоминает об «Умирающем лебеде» Сен-Санса).
Девочка слегка неаккуратна. Может быть, и не слегка, а основательно. И в школе (скорее всего) ей неинтересно. О разбросанности говорит ее постель: она тануцет вместо того, чтобы навести порядок. Да и форма лежит со вчерашнего дня. Или приготовлена накануне?
Родители, видимо, не только предоставили ей собственную комнату, но и дали достаточно самостоятельности. Они не вмешиваются по мелочам: могли бы прибрать или заставить навести порядок. Видимо, родители считают, что со временем все будет, как надо. А пока ребенок должен радоваться жизни! Тем более, что для этого есть финансовая база (далеко не в каждой семье знают, что такое сливочник).
Похоже, что картина — эпизод из жизни самой художницы.
Утро в Киеве. Девочка танцует, девочка летает в мечтах и наяву…
Это о картине. Дальше — факты и только факты.
Вот что пишут биографы: «В начале 1941 проходит первая „Выставка работ студентки Т. Яблонской“, в этом же году Т. Яблонская заканчивает Киевский государственный художественный институт. Во время войны Яблонская эвакуируется в Саратовскую область, где работает колхозницей. В 1944 возвращается в Киев, преподает в Киевском художественном институте. Возобновляет творческую деятельность. За картину „Хлеб“ (1949, эскиз находится в Смоленской картинной галерее) — Сталинская премия второй степени, 50 000 руб (1950), за картину „Весна“ (1950) — Сталинская премия второй степени, 50 000 руб (1951). Татьяна Ниловна Яблонская умерла в возрасте 88 лет в 2005 году. Ее творческий путь был отмечен многочисленными наградами и премиями».
Из интервью с дочерью художницы Гаянэ: — Скажите, девочкой, делающей зарядку у открытого балкона, на известной по советским учебникам картине Татьяны Яблонской «Утро» были вы? — Нет, я, в отличие от своей старшей сестры Лены, которая и позировала маме, никогда не делала зарядку. Эту работу мама писала еще до моего рождения, когда жила с первым мужем, художником Сергеем Отрощенко, в доме на углу улиц Красноармейской и Саксаганского.
Между прочим, один парнишка из Казахстана вырезал понравившуюся репродукцию картины из какого-то журнала и приколол ее над своим столом. Прекрасная, устремленная ввысь девочка стала для мальчишки своего рода мечтой — хотелось познакомиться с ней, а заодно научиться так же рисовать. И судьба распорядилась таким образом, что молодой человек поступил в Московский художественный институт, познакомился с нашей Леной, тоже студенткой факультета прикладного искусства этого института. Со временем они… поженились!»
Девочка уехала вместе с мужем в Казахстан.
Крещатик, центральная улица Киева, полностью сгорел во время войны и был отстроен весь заново. Самые монументальные сооружения на нем — здания «сталинского ампира» — были закончены строителями в 1954 году. Стены домов облицованы керамикой, а цоколи (по-моему, до четвертого этажа) — гранитом. Высота потолков в этих домах — четыре с половиной метра (если я не ошибаюсь). Об этот помпезный стиль сточили зубы поколения критиков от архитектуры, но — впечатляет!
Сталинская премия была двух степеней: первая степень — 100 000 рублей, вторая степень — 50 000 рублей. Зарплата врача в те времена была 1200 рублей, лаборантки в поликлинике — 600 рублей, сварщика — 800−900 рублей, уборщицы — 400 рублей, стипендия студента вуза — от 290 до 350 рублей.
О чем мечтали советские дети?
Теги: СССР, детство, творческая мысль, мечтатель, художники, картины, достаток, благополучие, ребенок, дети, история
Вариант 3 Описание картины Утро Яблонской
Яблонская Татьяна Ниловна в своих работах передавала зрителю большой заряд положительных эмоций.
На полотне изображено ранее утро. Утреннее солнце освящает комнату. В центре комнаты стоит девочка лет девяти. Она только проснулась и делает зарядку перед школой. Видно, что девочка постоянно занимается, красивая фигура и пластика доказательство этому. Она тянет свои руки высоко к потолку. Одета в белоснежную майку и черные шорты. На голове заплетена тугая косичка. Девочка собирается в школу.
Кровать еще не заправлена, яркие лучи солнца падают на белоснежную постель. Она деревянная и массивная. Пол тоже деревянный.
В правом углу картины стоит стол, а на нем завтрак. Стол застелен, синей скатертью в белую полоску. На столе мы видим кувшин, наверное, в нем молоко, далее стоит кружка, масло и хлеб. Сейчас она позавтракает, и будет одеваться в школу.
Ближе к балконной арке стоит деревянный стул, а на нем школьная форма и пионерский галстук.
Больше всего в картине мне понравилось, как Татьяна Ниловна изобразила балконную арку с цветком. Вы только присмотритесь. На кремовой стене, висит огромный цветок, который расплетается по всей комнате, и что самое интересное оплетает балконный проем. Такое чувство, что находишься в джунглях.
Чуть ниже вазона на стене висит большая расписная тарелка. Арка, которая оплетена цветком стеклянная. Дальше виднеется балкон с коваными перилами. Наверное, после школы, девочка частенько засиживается в том месте за чтением книг.
Очень четко были подобраны краски для написания данного полотна. Цвета все яркие, но при этом не вызывающие. Татьяна Ниловна мастерски изобразила каждую деталь комнаты, тем самым, зритель, глядя на работу, мысленно может побывать в той комнате. От данной работы заряжаешься радостными чувствами, мне кажется что, вставая рано в школу, особенно в зимний период, стоит только раз взглянуть на данную работу, то утро уже не будет таким тяжелым и серым.
Вариант №3
Известная художница Татьяна Яблонская написала «Утро» в 1954 году. Эта работа сразу покорила сердца любителей живописи светлым и оптимистичным настроением, которое автору полотна удалось передать в полной мере.
Перед нами комната, залитая первыми лучами утреннего солнца, которые через открытую балконную дверь буквально заполняют светом все пространство. Там, за этой распахнутой дверью с двумя створками рождается новый день. Город едва виден сквозь дымку утреннего тумана. Это теплое время года, очевидно, конец мая, на стуле лежит форменное платье, висит пионерский галстук. Значит, главная героиня картины, девочка лет 10-11, собирается в школу. Заметно, что девочка недавно проснулась и встала, ее постель еще не убрана после сна.
Девочка на картине вызывает симпатию. Тоненькая, хрупкая, со складной фигуркой она, очевидно, занимается художественной гимнастикой. Об этом говорит ее поза, изящное движение рук, которые она вскинула, будто готовясь сделать «ласточку». Заметно, что девочка рада яркому солнцу, утренней прохладе, заполняющей комнату через открытую балконную дверь и тому, что учебный год оканчивается, впереди долгие летние каникулы.
Художница очень много внимания уделила комнате, в которой живет девочка, изобразив много разных бытовых вещей. Мы видим только часть комнаты, хотя понятно, что она большая, квартира явно расположена в доме старой постройки с высокими потолками, паркетным полом и окнами в виде арок.
Кровать у девочки деревянная, что по тем временам считалось дорогим предметом мебели, ее постель с белоснежным бельем и теплым одеялом тоже говорит об обеспеченности семьи. В центре комнаты круглый стол с красивой скатертью изо льна с яркими синими полосками и кистями. На столе керамический кувшин с рисунком, лежат булка и масло. Видимо, все это мама приготовила девочке на завтрак.
В простенке между окном и балконной дверью висит красивая декоративная тарелка из майолики, на белом фоне нарисованы синие птицы. Над тарелкой находится кашпо, выполненное в той же цветовой гамме. Эти предметы гармонично сочетаются с кувшином на столе.
Художница украсила комнату девочки множеством растений. Из кашпо над балконной дверью протянулись ветки плюща. Листочки растения ярко-зеленого оттенка, их много и все они тянутся к солнечному свету, развеваясь от легкого дуновения майского ветерка, проникшего в комнату через балконную дверь. Видимо, в семье девочки любят растения и охотно разводят их, украшая жилище. Можно заметить, что на балконе с решетчатым ограждением стоят ящики с растениями. Комнатный цветок растет в горшке, стоящем на подоконнике.
Все вместе – длинные лучи весеннего солнца, ветви растений, красивая декоративная посуда, нарядная скатерть, блестящий паркетный пол делают комнату уютной. А ее маленькая хозяйка, протянувшая руки навстречу новому дню и теплым лучам солнца, на фоне этой комнаты выглядит очень грациозно. Картина «Утро» пронизана ощущением радости жизни и хорошего начала нового дня, который будет наполнен интересными событиями.
Сочинение 4
Это красивая солнечная картина. Даже утренняя. Тут много света, но он точно не дневной ещё – лучи так косо ложатся. И зелени много, хотя это зелень домашняя – цветок так разросся, что прямо шторы делает в квартире. На два окна почти! Там на балконе тоже какой-то цветок в кадке зеленый, даже два. И на другом подоконнике какая-то фиалка. На улице точно тепло. И балкон открыт, проветривается комната!
Конечно, тут ещё девочка делает зарядку. Или, может быть, просто позу ласточки. Такая советская йога! Вот тарелка на стене, там тоже птицы – две синие. Девочка может репетировать какой-то танец. У неё вечером выступление на конкурсе, вот она с самого утра решила вспомнить. Здорово! Это может быть и народный танец, и что-то более современное. Не балет, пуанты я не вижу… Она могла их убрать под кровать, но пока сама стоит не на пальцах. В то время, я знаю, больше любили всё-таки народные танцы, русские для этой девочки подходят по типажу. А ещё она с косичками!
На столе завтрак, наверное. Хлеб и вода в кувшине… Разгрузочный день? Ну, не знаем, что там на кухне! Может, там бабушка напекла целую гору блинов или вареников налепила. Или мама жарит яичницу и оладьи… Или девочка такая уже самостоятельная, что будет сама себе завтрак готовить, а ещё и своим родителям оставит. Они, например, уехали на дачу рано утром. Как в рекламе!
Много дерева тут. И кровать такая массивная – деревянная, и паркет. И стол со стулом. Папа говорит, что сейчас всё делают из ДСП – то есть из опилок склеенных, а вот раньше всё делали из дерева. Это более экологично было. Хотя, с другой стороны, деревья жалко!
В комнате аккуратно, хотя без образцового порядка. На подоконнике что-то лежит. На столе ручка валяется. Нет ощущения, что специально красиво ставили.
Всё похоже на фотографию красивую! Очень такую свежую, радостную. Так и сам заряжаешься хорошей энергией. Кажется, что дальше хороший день будет и у тебя, и у девочки.
Ей, думаю я, во вторую смену. Или это, вообще, выходной! Мы в школу вскакиваем очень рано – такого солнца не видим. Да в последнее время солнца совсем мало стало – всё пасмурно. Выйдет на часок, а ты как раз на уроках. Хоть школу прогуливай! Но мы такого не делаем, конечно. На картинку такую солнечную посмотрел – и хватит. И так напитался, почти загорел.
Серьезно, картина мне нравится. Я могла бы даже её повесить дома! Или паззл собрать такой, надо бы мне посмотреть в магазинах.
6 класс
Цели урока:
— сформировать умение систематизировать (группировать) собранный по картине материал;
-закрепить умение описывать помещение;
-активизировать лексику, связанную с описанием интерьера;
-подготовить шестиклассников к самостоятельному сочинению-описанию жилого омещения.
Оборудование урока: репродукция картины Т.Н.Яблонской «Утро», мультимедийная презентация.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике.
Татьяна Ниловна Яблонская – известный мастер советской живописи, заслуженный деятель искусств Украины, лауреат Государственной премии. Яблонская изображает на своих полотнах обыкновенных простых людей, их труд, отдых, любит писать детей.
В её полотнах раскрываются жизнеутверждающие поэтические образы современников и родной природы, звучит тема свободного труда. Ей свойственны правдивость образов, эмоциональная взволнованность и лиричность. Она любит создавать обобщающие образы, проникнутые глубоким раздумьем о жизни.
Живописная манера отличается насыщенностью света, декоративностью, острым чувством предметности окружающего мира, а в более поздних произведениях тонкостью пластического и цветового решения.
Картина «Утро»(1954 год)- это рассказ о красоте наших будней. Художница учит нас видеть прекрасное в том простом и обыденном, что нас окружает и что мы далеко не всегда замечаем. Ясное солнечное утро. Лучи солнца врываются в комнату через распахнутое окно и освещают девочку, которая только что встала с постели и делает зарядку. И мы с удовольствием смотрим на стройную лёгкую фигурку девочки, замечаем простоту и изящество её движений, умение радоваться жизни.
Всё как будто незатейливо в этой картине. На самом деле в ней всё очень продуманно и помогает художнице раскрыть свой замысел.
(рассказ учителя сопровождается показом слайдов-1-11)
III. Беседа с учащимися по картине.
-Почему картина называется «Утро»? Что значит это слово? ( «Видно, что девочка только что встала с постели и делает зарядку, как бывает утром», «по-моему, это раннее утро, так как за окном яркое солнце ещё неяркое и от фигурки девочки и предметов образуются длинные тени». «Слово «утро» можно понимать по-разному- это начало жизни, всё еще впереди, всё ещё только начинается. Девочка как будто понимает и радуется жизни»).
-Что вы можете сказать о девочке. Изображённой на картине? ( Девочка статная, стройная, лёгкая, её движения изящны, она вся устремлена ввысь, кажется, сейчас оторвётся от пола и взлетит. На девочке белая майка и тёмные трусики)
— как обстановка картины характеризует её хозяйку? (В комнате чисто, уютно, растут цветы, видно, что хозяйка комнаты чистоплотная и аккуратная)
(слайд 12)
(слайд 13.14, 15)
IV. Сбор рабочего материала.
А теперь внимательнее рассмотрим изображённую на картине комнату, её обстановку и соберём рабочие материалы для её описания в предстоящем сочинении.
(слайд 16, 17)
-Как изображены окно, стены, дверь на балкон, каков общий вид комнаты?
Окно – высокое, дугообразное, выходит на северо-восток, рама белая, под окном батарея центрального отопления, карниз над окном
Стены – высокие, толстые,светло-желтые с сероватым оттенком ,бежевые, оклеены обоями или покрашены краской, на стене эстамп, кашпо с цветами резеды
Дверь – двухстворчатая, стеклянная, арочная, выходит на балкон, оградительная решетка, цветы на балконе и над дверью.
Комната (общий вид) – большая, просторная, уютная, светлая, много воздуха и света
(слайд 18)
— А что мы можем сказать о мебели (обстановке) ?
Мебель (стол ,стул )
Стол (круглый ,возможно овальный, обеденный, покрытый скатертью, льняная скатерть с бахромой ,на столе глиняный кувшин, тарелка-хлебница, накрытая салфеткой, нож, чашка.
Стул («венский», легкий, овальное сидение, прямоугольная изогнутая спинка, круглые тонкие ножки, на стуле аккуратно сложена школьная одежда девочки.
— А как изображены на картине кровать,пол ?
(слайд 19)
Кровать – деревянная, низкая, еще не убрана, освещенная ярким утренним солнцем
Пол – паркетный , «в ёлочку», блестящий, натертый до блеска, светло-желтый, чистый, длинные тени на полу говорят о раннем утре.
-И так , мы собрали и сгруппировали материалы к сочинению- описанию картины. Они вам помогут ярко, точно и последовательно описать изображённое на картине, раскрыть замысел художника. Как вы думаете, какова основная идея картины?
(слайд 20)
(Красота обыкновенной жизни, художница учит нас видеть прекрасное в простой обстановке, в обыденных вещах, окружающих нас, радоваться жизни, как радуется ей девочка, словно взлетающая ввысь.)
-Давайте, ребята, вспомним, что такое описание, что характерно для этого типа речи?
(слайд 21)
( В описании указываются признаки предметов, явлений, которые мы видим в настоящее время, поэтому при описании обычно употребляются глаголы настоящего времени и описательные слова (прилагательные), обозначающие цвет, форму, материал, размер, объём.)
— чем различается научное и художественное описание? ( В научном описании перечисляются точные признаки, употребляются научные термины, а в художественном используются яркие, красочные выражения, эпитеты, сравнения, олицетворения.)
-Можно ли в художественном стиле описать помещение? ( Можно, в литературных произведениях часто встречается такое описание, например в повечти А.С.Пушкина «Станционный смотритель»)
V. Физминутка.
VI. Словарно- стилистическая работа.
«бахрома»- тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей. Кистей, шнурков);
«карниз»- перекладина над окном, на которую вешают шторы; выступ в передней части здания над окном, дверью);
«кашпо»- декоративная ваза для маскировки цветочного горшка;
«эстамп»- оттиск, отпечаток картины на бумаге с печатной формы ( на камне, металле, дереве), выполненной самим художником или мастером-гравёром).
Учитель предлагает составить с этими словами предложения.
(слайд 22)
Работа с синонимами «аккуратный», «опрятный», «чистоплотный», «стройный», «статный».
Учитель обращает внимание учащихся на употребление слов местонахождения: стоять (пол), находиться, располагаться, размещаться; в центре, посередине, прямо, напротив, вдоль, налево, направо, вверху-внизу.
VII.Итог урока (комментирование оценок).
VIII. Домашнее задание: составить сочинении- описание картины Т.Н.Яблонской «Утро», используя для раскрытия основной мысли рабочие материалы в определённой последовательности ( упр. № 177)
Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Сочинение по картине К. Маковского « Дети, бегущие от грозы»
Слайд 2
Загадки.
Два братца родных:
Одного всяк видит,
Да не слышит,
Другого всякий слышит,
Да не видит.
Сперва — блеск
За блеском – треск,
За треском — плеск.
Молния,гром, дождь
Гром и молния
Слайд 3
Народ о грозе.
Гроза бьёт по высокому дереву.
Гроза в лес не гонит.
От грозы либо все в кучу, либо все врозь.
Слайд 4
МАКОВСКИЙ Константин Егорович
К.Маковский был старшим сыном в семье известного московского художественного деятеля и художника-любителя Егора Ивановича Маковского. К. Е. Маковский родился в семье художника. С детства, вместе с братом, будущим художником В. Е. Маковским, был окружен творческой атмосферой: в доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. Однако Маковский избрал самостоятельный путь. В 1858 г., оставив Москву и родной дом, он отправился в Петербург, где поступил в АХ.
Неудивительно, что все дети Егора Ивановича: дочь Александра, сыновья Константин, Николай и Владимир, воспитанные в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали художниками. «Тем, что из меня вышло, я считаю обязанным себя не академии, не профессорам, а исключительно моему отцу», — писал на склоне лет К.Маковский. В Московском училище живописи и ваяния, куда Маковский поступил в 1851 году, он учился легко и успешно, получая все возможные награды
Слайд 5
К.Е. Маковский
Перед нами произведение известного русского живописца Константина Егоровича Маковского. В своем творчестве художник обращался к самым различным темам. Встречаются у него и портреты, и жанровая живопись, и изображение исторических событий. Но особенно притягательными, на мой взгляд, являются полотна, изображающие явления природы и события народной жизни, самих людей из народа. Одна из них — «Дети, бегущие от грозы», сочетающая в себе и зарисовку картин природы, и изображение внешности сельских ребятишек, и отражение человеческих чувств и эмоций. Рассматривая это произведение, словно видишь события, предшествующие запечатленному моменту, и начинаешь сопереживать его героям, будто вместе с ними попадаешь на тот самый луг во время грозы.
« Дети бегущие от грозы»
Слайд 6
На картине мы видим сельский пейзаж, привлекающий своей реалистичностью. Буйство луговых трав, лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая сквозь густую растительность. И тоненький, хрупкий мостик, переброшенный через эту речку. А на мостике — сельская девочка. Она босиком, в легком платьице. Ее волосы растрепал ветер. Мы видим, что она и сама-то не такая уж взрослая, но у нее на плечах младший брат, и она спешит укрыться сама и спрятать его от надвигающейся грозы. Видимо, дети ходили в лес за грибами или ягодами — в руках у девочки корзина. Может быть, они уже направлялись домой, когда в дороге их настигла гроза. Вероятно, до деревни еще далеко, а поблизости нет никакого укрытия, где можно было бы спрятаться и переждать ливень.
Слайд 7
А гроза все приближается. Небо затянуто серыми грозовыми тучами, из которых вот-вот польется дождь. И он обещает быть сильным: нет ни одного просвета на небе, ни одного лучика солнца. Холодный ветер гнет травы и пронизывает насквозь легкую одежку. Девочка с опаской глядит на небо: быть может, она увидела сверкающие молнии или услышала раскаты грома. В ее глазах тревога. Ведь страшно и опасно оказаться в открытом поле в разгар грозы. Однако больше она боится за своего младшего брата, за которого она в ответе. Мальчик совсем маленький. Его еще больше пугают приближающиеся вспышки и устрашающие громовые раскаты. Он, быть может, и не знает еще, что такое гроза и чем она может быть опасна. Но ему очень страшно. Ведь вокруг стало так темно, а черные грозовые тучи нависли так низко! Поскорей бы добраться до дома. Но он чувствует: сестричка его спасет. Он крепко обнимает ее своими крошечными ручонками и прижимается к сестре всем своим маленьким тельцем.
Слайд 8
Напряженность сюжета художник подчеркнул умелым подбором угрюмых, насыщенных темных красок, нагнетающих тревожную атмосферу, передающих опасность ситуации, в которой оказались эти двое детей. Впечатление усиливается тем, что картина словно наполнена движением стихии и движением детей, стремящихся убежать от грозы, опередить ее.
Слайд 9
Какое впечатление производит картина?
( И страшно, и интересно одновременно: успеют дети добежать до начала грозы?)
Слайд 10
Какова композиция картины?
(На первом плане – испуганные дети, на втором – мрачная, вызывающая тяжёлые впечатления природа, на заднем – небо, затянутое темными, грозными тучами).
Слайд 11
Кто является героями картины? Как автор смог показать, что эти герои – главные?
( Девочка и её младшая сестра, они являются центром произведения. Автор использовал теплые тона и светлую гамму красок для описания детей: розовый, оранжевый, светло-жёлтый).
Слайд 12
Исследовательская работа
1ряд – описание неба
2 ряд – описание пейзажа
(нахмурившееся, затянутое тучами небо; быстро бегущие тучи; проникающие лучи; разорванные ветром облака; сгустившиеся тучи; образовавшие тёмную полосу на горизонте; пугающие тучи; чернеющие на горизонте
(дующий ветер, согнувший деревья, сгибающий деревья, встрёпанная ветром трава, желтеющее поле; угасающие лучи солнца , лес, виднеющийся вдали, неглубокая речушка, протекающая через луг, мостик, переброшенный через речку).
3 ряд – описание детей
(испуганные лица, напряжённое ожидание, растрепанные волосы, сбившийся платок, собранные грибы, высоко подвязанный фартук, перепуганный малыш, крепко вцепившийся в сестру, озирающиеся назад, спешащие
Слайд 13
План
1. В лес за грибами.
2. Приближение грозы.
3.начало грозы.
4. Скорее домой
Слайд 14
1-я часть: Удивительное лето, ласковое, тёплое солнце, пошли грибы, взяли лукошко, отправились в дальний лес
2-я часть: лениво пробежал ветерок, проворчал, пробормотал первый гром, тучи постепенно заволокли, затянули, закрыли, повисли над землёй, тёмное, огромное, грозное покрывало.
3-я часть: тяжёлые взрывы ухали за горизонтом, мелькали вспышки молний, молнии яркие, ослепительные, огненные, гроза шумела, набирала силу.
4-я часть: бросили собирать, быстро бежали, посадила братца на спину, лица испуганные, тревожные, детям боязно, страшно, ребятишки, дети, брат с сестрой, они.
Слайд 15
Самостоятельная работа .
1-я часть: Удивительное лето, ласковое, тёплое солнце, пошли грибы, взяли лукошко, отправились в дальний лес
2-я часть: лениво пробежал ветерок, проворчал, пробормотал первый гром, тучи постепенно заволокли, затянули, закрыли, повисли над землёй, тёмное, огромное, грозное покрывало.
3-я часть: тяжёлые взрывы ухали за горизонтом, мелькали вспышки молний, молнии яркие, ослепительные, огненные, гроза шумела, набирала силу.
4-я часть: бросили собирать, быстро бежали, посадила братца на спину, лица испуганные, тревожные, детям боязно, страшно, ребятишки, дети, брат с сестрой, они.
Урок развития речи в 6 классе
Подготовка к сочинению
по картине Т. Яблонской
«Утро»
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод.
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод…
Это все весна
А.А.Фет
Цели: обучать умению составлять связный текст по картине; развивать ассоциативное мышление, устную и письменную речь учащихся; воспитывать интерес к прекрасному, стремление к физическому, духовному самосовершенству.
Татьяна
Ниловна Яблонская
1917 — 2005
Известно, что дети, появившиеся на свет под знаком Рыб, часто бывают наделены не только безупречным вкусом, но и вкусом к творчеству, такой уж им подарок делает щедрый Зодиак. В этом смысле Татьяна Ниловна Яблонская, родившаяся 24 февраля 1917 года в Смоленске, была истинной Рыбой.
Отец Тани считался очень одаренным и опытным художником, но ему не хватало решимости целиком отдаться любимой живописи: он зарабатывал на хлеб, преподавая историю и литературу в смоленской гимназии.
Собственную мечту о свободном творчестве Нил Александрович Яблонский сумел привить всем своим детям, а особенно – по-настоящему талантливой Татьяне, которая, сколько себя помнила, всегда на падающую звезду загадывала одно и то же желание: «Хочу стать хорошим художником!«
Картины Т.Н.Яблонской могут казаться бесхитростными и простоватыми. Однако в каждом произведении заключена особая красота простой жизни, которая способна пленять, дарить особое настроение.
Татьяна Ниловна Яблонская родилась 24 февраля 1917 года в Смоленске. Ее отец Н.А. Яблонский был преподавателем словесности в смоленской классической гимназии, а также известным в городе художником.
В 1928 году семья Яблонских переехала на Украину. C 1935 по 1941 год Татьяна Яблонская училась в Киевском художественном институте . После войны началась ее творческая и преподавательская работа в Киеве: она работала в том же институте, в котором ранее училась (с 1947 по 1973 год; с 1967 года — профессор).
В полотнах Татьяны Ниловны Яблонской раскрываются жизнеутверждающие образы современников и родной природы, звучит тема свободного труда.
«Перед стартом»
«Весна»
«Бумажные цветы»
«Зимний день в Седневе»
«Лен»
Официальное признание Яблонской принесла картина «Хлеб». В сюжете и композиции картины художница идеализирует труд колхозного крестьянства. За это произведение Татьяна Яблонская была представлена в 1950 году к Государственной премии СССР, а в 1958 году получила бронзовую медаль на Всемирной выставке в Брюсселе.
Однажды ранним майским утром Лена , дочка Т.Н.Яблонской, проснулась в прекрасном настроении, все внутри нее пело и тянулось к солнцу. Вскочила она с кровати, развела руки в стороны — еще чуть-чуть — и взлетела бы! А в это время в комнату вошла мама Лены и застыла на пороге: так необыкновенно хороша была увиденная ею картина: солнце, утро молодого майского дня и утро жизни ее маленькой дочери – все так чудесно совпало! Татьяна Ниловна, увидев это, создала картину «Утро», о которой мы сегодня и будем говорить.
Интервью с дочерью Т.Яблонской Еленой
В известной картине «Утро» Татьяны Яблонской вы,
13-летняя девочка, изображены во время зарядки у открытого окна. Говорят, что какой-то мальчик, увлеченный живописью, повесил репродукцию «Утра» у себя дома в Алма-Ате, а спустя десятилетие вы с ним поженились? Что это, красивая семейная легенда?
— Это правда, — говорит Елена Бейсембинова. — В мамином «Утре» был такой жизнеутверждающий сюжет, что репродукцию сразу же напечатали все журналы, в том числе «Огонек
Идея картины (что мы должны отразить в сочинении – т.е.сделать идеей своего сочинения
Красота обыкновенной жизни является идеей(основной мыслью) этой картины. Художница нас учит видеть прекрасное в простой обстановке ,в обыденных вещах, окружающих нас ,радоваться жизни ,как радуется ей девочка ,словно взлетающая ввысь.
написана в 1954 году
Т.Яблонская
« Утро»
УТРО
Зарядка
Завтрак
Уборка
в комнате
Сборы в школу
Душ
Радостное
Солнечное
Сияющее
Ясное
Светлое
Чудесное
Яркое
Э п и т е т ы
УТРО
Какова основная мысль этой картины?
Картина «Утро»- олицетворение бодрости, свежести, дарит ни с чем не сравнимое настроение радости новому дню.
Композиция картины. Что мы видим на переднем плане?
В центре изображена девочка лет одиннадцати. Девочка только проснулась, она показана в движении: тянет руки вверх, словно потягивается. Героиня грациозна, пластична.Она напоминает весеннюю птичку. Ее фигура свидетельствует о том, что она не ограничивается утренней зарядкой, а занимается каким- либо видом спорта.
Опишем девочку.
На ней белая майка, черные спортивные трусы, волосы заплетены в косы, глаза прикрыты, вероятно, от солнечных зайчиков.
О героине картины Т.Н. Яблонской
мы скажем так:
ученица
девочка
школьница
героиня
юная спортсменка
главный персонаж картины
действующее лицо
Составьте «динамические» словосочетания
Тянет руки
Изящная поза
Напряженные ноги
Полностью сосредоточена
Тянется вверх
Спортивная фигурка
Подтянутая девочка
Старательное выполнение упражнений
Спортивные упражнения
Спортивные достижения
КАКАЯ девочка изображена?
Аккуратная
Спортивная
Прилежная
Организованная
Подтянутая
Стройная
Помни!
Девочка ОДЕТА В, но
НА девочке НАДЕТЫ…
Опишем интерьер!
Просторная солнечная комната
Много света и воздуха
Блестящий паркетный пол
Обыкновенный круглый стол
Расписной кувшин
Деревянная кровать
Белоснежное постельное бельё
Чистота и уют
Пышная зелень цветов
Цвета теплые, сочные и яркие: желтые солнечные стены, оттенки коричневого и оранжевого- дерево кровати и пола. Они привносят особое ощущение радости, торжественности. Им противопоставляются холодные тона: глубокий синий цвет скатерти, темная школьная форма, насыщенная зелень комнатных растений.
Какие краски преобладают на полотне?
Комната большая, уютная, светлая, просторная, много воздуха и света. Двери на балкон распахнуты, на полу – блики солнечного света. Возникает ощущение прохлады, веющей с балкона, утренней свежести. Художница во всем подчеркивает уют: из кашпо тянутся стебли плюща, яркое солнышко играет на его листочках. Ощущение уюта усиливает и цветок на подоконнике. Под кашпо на стене эстамп с изображением диковинных птиц. Все просто в этой комнате, но все продумано до мелочей, каждая вещь на своем месте.
Дверь – двухстворчатая, стеклянная, арочная, выходит на балкон, оградительная решетка .
Окно – высокое ,дугообразное, выходит на северо-восток ,рама белая ,под окном- батареи центрального отопления, карниз над окном
Стены – высокие ,толстые ,светло-желтые с сероватым оттенком ,бежевые ,оклеены обоями или покрашены краской ,на стене эстамп ,кашпо с цветами резеды.
Цветы на балконе и над дверью.
Как изображены окно ,стены комнаты?
Как изображены кровать, пол?
Кровать – деревянная, низкая, еще не убрана, освещенная ярким утренним солнцем.
Пол – паркетный, «в ёлочку», блестящий, натертый до блеска, светло-желтый, чистый, длинные тени на полу говорят о раннем утре.
Стол- круглый, накрытый сине – желтой скатертью. На столе — светлый, с темным рисунком кувшин с молоком, тарелка, на которой лежит булочка, прикрытая салфеткой.
Стул (легкий, овальное сидение, прямоугольная изогнутая спинка, круглые тонкие ножки), ярким пятном выделяется алый пионерский галстук, перекинутый через спинку стула, аккуратно сложена школьная одежда девочки.
словарик
Аккуратный, опрятный, чистоплотный, стройный ,статный ;
Карниз ,бахрома ,кашпо ,эстамп ,резеда;
Находиться ,располагаться , размещаться, пристроиться ,стоять;
В центре ,посередине ,прямо ,напротив , вдоль ,налево ,направо ,вверху ,внизу.
Слова-помощники
( о художнице)
Яблонская Т.Н.
Татьяна Ниловна
художник
мастер кисти
автор картины
живописец
Глаголы – помощники
изобразила
показала
передала
Нарисовала
запечатлела
создала
написала
представила
К чему призывает художница?
Полотно «Утро» призывает радоваться прекрасному, молодости, красоте. Ведь радостное настроение, ощущение свободы, счастья, яркие теплые краски, зелень и мягкий солнечный свет, гармония- это все и является особенным весенним настроением, живущим в сердце каждого из нас.
План к сочинению
I. Творчество художницы Т.Н.Яблонской.
II. Особенности композиции картины.
III. Цвет и оттенки.
IV.Общее настроение картины.
Домашнее задание:
Написать сочинение по картине Т.Н.Яблонской «Утро», используя материалы урока.