Вариант 2. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
Советскую художницу Ирину Васильевну Шевандронову на протяжении всего творческого пути притягивала тема детства и юности. Склонность в её работах просматривается к таким жанрам как портрет и бытописание. Она работала в стиле социалистического реализма. Картины мастера живописи стали удивительным и психологичным отражением жизни советских детей и молодёжи в послевоенные годы и годы второй половины 20 века.
Картина «На террасе» в первоначальном варианте имела название «На террасе. Портрет сына». На полотне изображен 15-летний сын художницы. Создана картина в 1973 году. Ирина Васильевна умела находить сюжеты для будущих картин не только в творческих поездках по стране, но и буквально рядом с собой. Она замечала в обыденной, даже банальной реальности некую приподнятость над тривиальным бытом. Вот и этому портрету сына Михаила она придала необычайную романтичность, поэтичность, наделила психологизмом.
На картине изображен сидящий на открытой летней террасе юноша в погожий солнечный день. Он читает, удобно примостившись на широких деревянных перилах. Подросток так увлечен чтением, что выключился из окружающей реальности. Он в сюжете книги или в своих размышлениях, мечтах, но только не здесь. Художница уделила больше внимания душевному состоянию главного героя. Она воспринимает его как самостоятельную цельную личность.
На переднем плане изображены крупные деревянные бруски, удерживающие крышу террасы. Они словно отгораживают юношу от реальности, унося в мир грёз. В то же время они защищают, дают опору спине. Благодаря им юное существо обрело устойчивость и поддержку.
Фон портрета играет большую роль в понимании замысла картины. Он приближен к герою и подчёркивает удивительность внутреннего мира подростка. Там, как и в летнем тенистом саду множество хитросплетенных фантазий, мыслей. Там всё немножко хаотично, бурно и красочно. Преобладание оттенков зелёного в цвете фона говорит о незрелости, начале роста в природе и человеке. А голубые оттенки подчёркивают чистоту, возвышенность, поэтичность внутреннего мира юноши.
Подросток на картине изображен немного худощавым. Большие ступни босых ног и длинная шея говорят о его высоком росте. У него рыжеватые густые волосы, выразительный профиль. Загоревшее лицо и тело полны нежным очарованием юности. Одежда героя проста. Синие брюки и голубая рубашка не отвлекают внимание зрителя своей однотонностью и обычность от главного в картине – душевного состояния героя и эмоционального настроя полотна в целом.
Настроение картины умиротворяющее и спокойное. Оно пропитано добротой к внутреннему миру подростка. Цветовая гамма полотна весьма необычна. Преобладают на картине синий и зелёный цвета. Им противопоставлен тёплый коричневый в многочисленных оттенках. Световая сдержанность говорит, что художница не гонится в портрете за эффектами.
Композиционный центр портрета смещен влево. В центре картины оказалась книга на фоне буйной летней растительности. Этим художница подчеркнула, что для неё важнее не внешний облик подростка, а мыслительная и эмоциональная жизни взрослеющего человека.
Запечатлев портрет конкретного человека, художница превратила его в произведение, дающее обобщённый образ юного поколения того времени. Она нашла в сыне то характерное, что сделало сюжет её работы незабываемым.
Мне нравится в картине то, что молодое поколение в те годы увлеченно читало книги, мечтало, размышляло. Привлекает меня портрет юноши душевным, светлым колоритом. Глядя на его возвышенный образ, хочется стать лучше. Картина вселяет уверенность, что несомненно в нашем мире больше добра и красоты, чем зла и безобразия.
Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.
Кратко о художнице Ирине Шевандроновой
Ирина Васильевна Шевандронова (1928 – 1993) – советская художница, народный художник РСФСР.
Писала в стиле социалистического реализма.
Выпускная работа – «Дети в сельской библиотеке».
Биография художницы простая и в то же время наполнена выдающимися достижениями.
Как использовать решебник
Как бы не нахваливали ГДЗ, но и он может принести вред, если перестать изучать дисциплину, а вместо этого предаться самозабвенному списыванию. В этом случае польза от решебника к пособию «Русский язык 8 класс Учебник Ладыженская» будет не то что сомнительной, а запросто может перерасти в негатив. Основным принципом всегда является самостоятельное изучение материала и выполнение упражнений. Данное пособие рассчитано на то, чтобы направить учащихся по верному пути, если вдруг у них возникли затруднения с пониманием тематики. Кроме того, сборник поможет повторить все необходимое перед диктантом или изложением, лучше запомнить теорию и научиться применять ее на практике.
Описание картины И. И. Шевандроновой «На террасе»
Здесь мы видим подростка, который отдыхает на террасе в жаркий полдень, увлекшись чтением книги. Он не бесцельно сидящий: мальчик читает и его мысли заняты именно книгой.
Ребенок сидит именно на перилах, то есть на более высоком месте. Возможно, так художник хотел показать возвышенность юношеских мечтаний.
Привлекает внимание цветовая гамма: она умиротворяющая и спокойная.
День действительно жаркий, ведь у юноши закатаны рукава, оголен торс.
Юноша совершенно не замечает красивой природы за окном, синего неба. Ему это совершенно не нужно: ведь он, возможно, увлекся чтением фантастического произведения или научного труда. Или же он готовится к выпускным экзаменам в школе.
Описание картины На террасе Шевандроновой
Шевандронова Ирина Васильевна советский художник, живописец. Она родилась в 1923 году. Всю жизнь талантливая художница прожила в Москве. Еще с малых лет у нее начал проявляться талант к искусству. Поэтому, недолго думая родители отдали ее в Московскую среднюю художественную школу, где будущая знаменитость и научилась мастерству. Данная школа, как раз только становилась на ноги от пережитой Великой Отечественной войны. Шевандронова своими глазами видели тяжелые судьбы людей, а особенно детей. В большинстве ее работ можно заменить детей. Ведь именно их любила изображать художница. Так как расцвет ее карьеры припадает в 50-е года, то страшная война уже немного позабылась и в своих работах Ирина Васильевна старалась показать улыбки и смех детишек.
Одна из таких работ, которая произвела на меня огромное впечатление это полотно под названием «На террасе». Когда впервые смотришь на картину, то не замечаешь ничего ни обычного, но стоит вникнуть в саму суть, то раскрывается сакральный смысл шедевра. На полотне изображен рыжеволосый юноша, который сидит на террасе и внимательно читает книгу.
Он худощавого телосложения, рыжее волосы густые. Как для мальчика, то такая длинна волос длинноватая, ведь в СССР так было не принято ходить парню. Но, ему очень идет. Одет в кремовую футболку, а поверх голубая рубашка на распашку. Синие штаны немного коротковаты. Ноги его босы и упираются в террасу.
В правой руке он держит темно-синюю книгу. На ней нет никакого обозначения. Возможно, он читает научное издание. Ведь парень уже взрослый и готовиться к поступлению в высшее учебное заведение. Но мне почему-то кажется, что все-таки это литературное произведение. А возможно это какой-либо любовный роман. В 21 веке уже не застанешь подростка за чтением книг, мир заполонил интернет и гаджеты. Редкость встретить кого-либо с книгой в руках. Даже библиотеки в наше время опустели. В чертах его лица читается какая-то загадочность и мечтательность.
Вся терраса деревянная и не застекленная. За окном мы можем увидеть прекрасный летний день.
Темно-зеленые деревья переплелись своими ветвями, как паутина. И не дают пробиться лучику солнца. Но местами виднеется голубое небо. Очень красиво художница прорисовала каждый листочек.
Глядя на картину, ощущается спокойствие. Нет ни тревоги не волнение. Цветовая гамма подобрана настолько идеально, что ни хочется ничего добавлять. Зеленый и голубой цвет символизирует спокойствие и прохладу. В 50-е году дети и подростки не застали войны. В глазах этого поколения, мы уже не увидим отпечаток той страшной войны, которую довелось видеть Ирине Васильевне.
Для 8 класса. Тростнецова Русский язык, упр. 91, 96.
Смысл названия
Несмотря на то, что работа содержит простой сюжет, за ней скрывается глубинный смысл. Детство и юность художницы пришлись на тяжелые годы Великой Отечественной войны, она вполне ощутила тяготы послевоенных лет.
Ирина Васильевна Шевандронова хотела показать, что даже в тяжелые годы, когда страна оправляется от последствий разрушительнейшей войны, юношество может учиться и отдыхать, строя свое будущее.
Что учат в восьмом классе
Наравне с огромным количеством практических заданий в восьмом классе, школьникам предстоит осваивать и много теоретического материала. К тому же начинается подготовка к предстоящим в следующем году ГИА, так что нагрузка будет просто колоссальная. Чтобы заработать хорошие оценки, придется очень сильно потрудиться. Не стоит забывать и о постоянных проверочных работах, которых меньше не становится. Программа по русскому языку включает в себя не только основные понятия, но так же и современные тенденции, что может весьма пригодится подросткам в дальнейшем.
В это период освоению подлежат такие темы, как:
- значение языка в сегодняшнем мире;
- пунктуация и орфография;
- основные единицы синтаксиса;
- грамматическая основа предложений;
- интонации;
- подлежащее и сказуемое;
- прямые и косвенные дополнения;
- обстоятельства;
- односоставные, назывные и неполные предложения;
- однородные и обособленные члены предложений;
- обращения;
- вводные конструкции и междометия;
- прямая и косвенная речь.
Каждая тема требует очень пристального внимания, не стоит отвлекаться от учебы, чтобы потом не пришлось суматошно нагонять одноклассников. Однако не всегда трудности удастся решить таким образом. Иногда требуется и более внушительная поддержка.
На помощь всегда может прийти решебник к пособию «Русский язык 8 класс Учебник Ладыженская, Тростенцова Просвещение», где явно и лаконично изложен весь учебный материал.
Сочинение по картине «На террасе» для 8 класса
Взяв все то, что приведено выше, можно написать сочинение по живописному произведению, следуя представленному ниже плану:
1.
Ирина Шевандронова и тематика ее работ.
2. Анализ сюжета:
- подросток, занимающийся чтением книги;
- величие и умиротворенность природы в жаркий летний день;
- о чем думает юноша, его мечты;
- безмятежность, простота и глубокий смысл картины.
3. Мои мысли по поводу сюжета.
Популярные сочинения
- Сочинение по рассказу Шинель Гоголя (7, 8, 9 класс)
Произведение «Шинель» входит в сборник работ Н. В. Гоголя «Петербургские повести». Писатель продолжает тему маленького человека, показывая существование обездоленных и забитых людей, жизнь которых заканчивается трагически. - Сочинение Характеристика и образ Муму (5 класс)
Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Муму» относится к величайшим произведениям русской классики. История, описанная автором основана на реальных событиях. - Сочинение на тему Чтение
Одним из способов познания окружающего мира для человека является чтение. Поглощение опыта, рассуждений, мыслей, чаяний многих авторов позволяет читателю проживать ситуации
Сочинение по картине Ирины Васильевны Шевандроновой “На террасе”
В программе 8 класса на уроках русского языка изучаются картины русских художников, а после изучения школьники пишут сочинения. По картине «На террасе» Ирины Шевандроновой так же пишут разные работы.
В данной работе рассказывается об истории создании картины, приводится подробное описание и анализ произведения, предлагается план, по которому можно написать сочинение.
Кратко о художнице Ирине Шевандроновой
Ирина Васильевна Шевандронова (1928 – 1993) – советская художница, народный художник РСФСР.
Писала в стиле социалистического реализма.
Выпускная работа – «Дети в сельской библиотеке».
Биография художницы простая и в то же время наполнена выдающимися достижениями.
История создания картины
Она написана в 1960-х годах. Прототипом главного героя картины является уже взрослый сын художницы Миша.
Интересно, что у художницы есть несколько подобных картин, посвященных сыну, в которых автору удалось выразить все самое лучшее в характере ребенка.
Описание картины И. И. Шевандроновой «На террасе»
Здесь мы видим подростка, который отдыхает на террасе в жаркий полдень, увлекшись чтением книги. Он не бесцельно сидящий: мальчик читает и его мысли заняты именно книгой.
Ребенок сидит именно на перилах, то есть на более высоком месте. Возможно, так художник хотел показать возвышенность юношеских мечтаний.
Привлекает внимание цветовая гамма: она умиротворяющая и спокойная.
День действительно жаркий, ведь у юноши закатаны рукава, оголен торс.
Юноша совершенно не замечает красивой природы за окном, синего неба. Ему это совершенно не нужно: ведь он, возможно, увлекся чтением фантастического произведения или научного труда. Или же он готовится к выпускным экзаменам в школе.
Анализ произведения художника
«На террасе» является типичным произведением творчества живописца. Картина располагает к положительным эмоциям, успокоению и умиротворению.
Смысл названия
Несмотря на то, что работа содержит простой сюжет, за ней скрывается глубинный смысл. Детство и юность художницы пришлись на тяжелые годы Великой Отечественной войны, она вполне ощутила тяготы послевоенных лет.
Ирина Васильевна Шевандронова хотела показать, что даже в тяжелые годы, когда страна оправляется от последствий разрушительнейшей войны, юношество может учиться и отдыхать, строя свое будущее.
Главная мысль
Основная мысль произведения в том, что для полного человеческого счастья нужно немного простых вещей: цветущие сады, спокойная зеленеющая листва, яркое солнышко и, самое главное – мирное небо над головой.
Сочинение по картине «На террасе» для 8 класса
Взяв все то, что приведено выше, можно написать сочинение по живописному произведению, следуя представленному ниже плану:
1. Ирина Шевандронова и тематика ее работ.
подросток, занимающийся чтением книги;
величие и умиротворенность природы в жаркий летний день;
о чем думает юноша, его мечты;
безмятежность, простота и глубокий смысл картины.
3. Мои мысли по поводу сюжета.
Заключение
«На террасе» – одно из лучших произведений И. Шевандроновой. Оно поражает простотой сюжета и одновременно глубинным смыслом, скрывающимся за каждым мазком кисти.
Детальное описание картины
Картина Шевандроновой «На террасе» является одним из её знаменитых произведений. Бросив первый взгляд на это художественное произведение, обращаешь внимание на яркий солнечный свет, который просто пронизывает всё полотно, светлое и радостное чувство мгновенно появляется в душе.
В центре изображен юноша лет восемнадцати. Удобно расположившись на перилах деревянной террасы, он увлеченно читает книгу. Ширина перил небольшая, но юноша, кажется, не замечает этого. То ли книга тому виной, то ли летняя жара, которая заставила его выйти из дома и покинуть удобное кресло. Юноша, назовем его Никитой, одет в синие брюки, светло-голубую рубашку, светлые с рыженцой волосы обрамляют его лицо.
А за виден летний пышный сад. Такой же великолепный и цветущий, как и само лето. В картине Шевандроновой «На террасе» можно не только увидеть, но и почувствовать всё великолепие этого времени года.
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Картины Ирины Шевандроновой очень часто изображали различные моменты детства и юности. Её произведения были написаны в послевоенные годы и отражали именно тот уже спокойный образ жизни. И картина, под названием «На террасе» как раз таки одна из таких. На ней изображён юноша, юность которого прошла без всяких ужасов войны, и он может наслаждаться спокойной и мирной жизнью.
На этой картине крупным планом изображен довольно таки симпатичный юноша со светлыми волосами, на вид ему лет пятнадцать. Он расположился на летней террасе дома. Юноша сидит на деревянных перилах террасы и полностью увлечен чтением, видимо какой-то очень интересной книги. Названия книги, или какого-либо рисунка не видно, видно только то, что обложка книги синего цвета, и я думаю, что он так увлеченно читает какой-нибудь фантастический роман, судя по такой яркой обложке.
Действие на картине происходит летом, или даже, скорее всего в начале лета, когда уже припекает солнышко, но на улице не так уж и жарко. Это можно понять по одежде мальчика, на нем одета светло-голубая рубашка, пуговицы которой полностью расстегнуты и рукава закатаны до локтей, а также на нём надеты лёгкие темно-синие штаны. На его ногах нет никакой обуви, он сидит абсолютно босой. Возможно, на нем были обуты тапочки, но он их снял и на картине их не видно. Юноша сидит в тени террасы, но видно как на заднем фоне картины пробиваются лучи солнца.
Задний фон картины просто завораживает разными оттенками зелёного цвета, которые художница использовала для изображения деревьев и кустов. С террасы открывается вид на цветущий сад, виден ствол дерева, много веток с листочками разных форм, кустарников, и других плетущих растений. А сквозь гущу растений, немного виднеется голубое небо, и весь сад наслаждается лучами солнца, что ещё раз доказывает, что на дворе стоит лето. Но юноша не обращает никакого внимания на эту природную красоту, его взгляд направлен полностью в книгу. Примечательно то, что он книгу держит очень уверенно одной рукой, а второй подпирает другую руку.
Смотря на эту картину, можно только позавидовать юноше, ведь он так беззаботно и спокойно читает книгу, на свежем воздухе и под пение птичек. Я думаю, что этой картиной художница хотела как раз-таки показать, как молодое поколение тех годов проводило свободное время в период летних каникул, и к сожалению, сейчас молодых юношей, также проводящих время очень мало.
2 вариант
Эта картина уникальна тем, что художнику удалось создать полотно, используя практически только три цвета: коричневый, синий и зеленый. Она получилась яркая, а за счет того, что в ней нет пустот и свободного пространства, очень уютная, домашняя.
На картине изображен теплый летний день. Погода стоит безветренная, светит солнце. На переднем плане изображена деревянная терраса. Видна только ее небольшая часть, словно рама для картины. Коричневые бревна нагрелись на солнце, они теплые, приятные на ощупь. Низ их более светлый, отполированный подоконник чуть сероватый, а верхняя часть конструкции более темная. Брусья ничем не окрашены.
На ее перилах сидит юноша. Он одет в простую, удобную одежду: в синие брюки и голубую рубашку. Ее рукава подвернуты, а сама рубашка расстегнута, ведь на улице достаточно жарко. А здесь, на террасе царит приятная прохлада. Грудь парня, его руки и стопы, а также лицо золотистые, загорелые. Художник изобразил юношу в профиль. У него красивые черты лица. Каштановые волосы выгорели и практически сливаются с загорелой кожей. На его лицо и грудь падают солнечные лучи, отчего они светятся.
В правой руке юноша держит книгу. Она, как и его одежда, синего цвета. Парень читает уже давно, он придерживает правую руку левой. Спиной он опирается на одну подпорку террасы, а стопами на другую. Так ему удается спокойно сидеть на довольно узком подоконнике. Книга интересная, до конца еще далеко: в правой ее части белеет еще много страниц. Возможно, он приехал в деревню к родственникам на лето, проводит время за чтением любимых книжек. В полуденные часы слишком жарко, чтобы выходить из дома или заниматься какой-либо работой.
Дальний план картины больше похож на непроходимые джунгли, нежели на сад. Там кроме растений не видно ничего: ни строений, ни людей, ни даже краешка неба. Чтобы листва не сливалась в одну зеленую массу, художник часть листьев изобразил зеленой краской, а часть немного с синим отливом. Справа и слева видны лианы дикого винограда, что оплетают террасу. Именно благодаря им, здесь можно спрятаться от палящих лучей летнего солнца в середине дня.
Картина производит очень приятное впечатление. В ней нет никакой спешки, суеты, лишь умиротворение, буйство зелени и приятная прохлада от заросшего сада.
`
На террасе Шевандроновой
Популярные сочинения
- Как Васютка выжил в тайге? Сочинение 5 класс
В произведении ведется рассказ о тринадцатилетнем мальчике по имени Васютка. Герой и его семья живут в тайге, где мужская часть населения занимается рыболовным промыслом. Пока взрослые на работе
- Сочинение-описание картины Сосны, освещенные солнцем Шишкина (3, 4, 5, 8 класс)
Не одно российское произведение не обходилось без описания живописи и природы. Данное произведение является наилучшим описанием природы. В этой картине автор.
- Сочинение по стихотворению Фета Еще майская ночь
Афанасий Фет все свои произведения писал с натуры, он с легкостью передавал, как пейзажные зарисовки, так и легкие, и мимолетные движения души
- Сочинения
- По картинам
- Разные
/
/
Передо мной картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» — великое полотно, представляющее собой изображение финальной сцены питчи Иисуса Христа кистью голландского художника 17 века. Как удивительно, что картина, написанная так давно, предающая сюжет еще более древний и возможно даже выдуманный, может ввести современного человека в глубокое раздумье. Однако чтобы понять смысл, нужно знать о чем говорится в самой притче.
У отца было два сына. Он разделил свое имущество между ними. Младший сын ушел из дома, начал вести распутную жизнь и растратил свое наследство зазря. Старший сын остался при отце и помогал ему во всех домашних делах. Когда скиталец вернулся в родной дом, отец велел устроить пир в порыве великой радости: сын жив и он вернулся. Старший сын, узнав о возвращении брата и поступке отца, не хотел выходить к празднующим.
И притча, и картина подводят к вопросу о том, что же верно и праведно? Мало, кто из нас сможет простить человека виноватого, как приписывает религия, но это и есть правильный выбор: «Не держать зла на ближнего своего». Рембрандт в своем произведении передаёт именно такой смысл.
Светлыми оттенками художник выделяет главную часть картины – фигуры отца и сына. Рембрандт поворачивает голову сына-скитальца в профиль, изображает его тело спиной к смотрящим, как бы пытаясь укрыть и защитить его от осуждающих взглядов. Порванная одежда, ободранная обувь, слетающая с ног, худоба – все это вызывает жалость. Хорошо просматривается лицо отца с застывшими выражениями успокоения и прощения, что еще больше огораживает младшего сына от излишнего порицания. Увидев данную сцену, человек, не знакомый с её историей, вряд ли станет осуждать вернувшегося героя, скорее всего, он и не поймет, что сын в чем-то виноват перед отцом.
Еще одна выделенная светлыми красками часть картины – изображение мужчины в правой стороне. Возможно, это и есть второй сын (хотя существуют и другие версии). На его лице застыли грусть и непонимание, спина согнута, руки сомкнуты как символ закрытости от происходящего. Художник точно описывает положение старшего сына, ясно передает его состояние.
Так, картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» еще раз заставляет нас задуматься о главных жизненных понятиях. Понять и простить – трудно, но все-таки это сделать необходимо.
Описание 2
Эта картина была написана выдающемся голландским художником Рембрандтом Харменсзоном (главный создатель золотого века голландской живописи), в 1669 году. Работа над ней длилась около года.
Исторической основой полотна стала библейская притча «о блудном сыне». Вообще для средневековья религиозная тема была, как теперь бы сказали «мейнстримом». Сама картина написана полутёмных тонах, свет приглушён, мы с трудом различаем даже главных персонажей, — отца и сына.
На переднем плане мы непосредственно наблюдаем отца-старца и стоящего (упавшего) на коленях у отца, — измученного сына. Помимо этого, Рембрандт сам переживал глубокий духовный кризис. Обдумывая прожитые года, осознавая, что в прошлом много глупостей а изменить ничего нельзя. На тот момент Рембрандт уже далеко не молодой человек.
Сама притча, автором по некоторым данным является Иисус Христос, рассказывает нам о «милосердии Божьем», который готов простить всех кто нагрешил, но именно тех кто искренне покается.
Именно у отца в ногах сидит «блудный сын», главным персонажем здесь является отец.
Бог как Отец всех людей, — вот что хотел передать голландский художник. Ведь Бог создал человека, «по образу и подобию».
Следует обратить особое внимание на эмоции персонажей. Несмотря на все проступки сына (младшего), старый отец его по-прежнему любит и принимает его, не смотря ни на что. На лице старика видно: жалость и сострадание к сыну.
Художник уделил особое внимание и потратил изрядно времени детализации картины, он выделил зажиточное/богатое положение членов семьи, однако в то же время подчеркнул нищенский наряд и босоногость блудного сына. Молодой человек пришёл к неутешительному результату, из-за разгульной и необдуманной жизни.
Художник уже не первый раз обращается к подобной тематике. За 30 лет до этого, он написал: «Блудный сын в таверне», там тоже история была о «блудном сыне» который прокутил отцовское наследство.
Многие историки исследователи полагают и не без основания, что картина написана намного раньше срока. Возможно, Рембрандт работал над ней несколько десятилетий.
Картина была написана за пару месяцев до смерти автора, и это не могло не отразиться на истории шедевра. Это последняя мысль, которую Рембрандт успел донести людям перед своей смертью.
Эссе 6, 7, 9, 11 класс
Другие темы: ← На террасе Шевандроновой↑ РазныеДетская спортивная школа Сайкиной →
`
Описание картины «Возвращение блудного сына» Рембрандта
Вариант 1
Название картины: «Возвращение блудного сына»
Картина написана: 1666—1669 г.
Холст, масло.
Размер: 260 × 203 см
17 век известен не только окончанием инквизиции, а и тем, что стал популярен сюжет библейской притчи о блудном сыне. Юноша, забравший свою часть наследства и отца, отправился путешествовать. Все свелось к пьянству и кутежу, а впоследствии молодой человек трудоустроился свинопасом. После долгих мытарств и невзгод он вернулся домой, а отец принял его и расплакался.
Художники того времени стали активно эксплуатировать образ непутевого сына, изображая его то играющим в карты, то предающимся утехам с прекрасными дамами. То был намек на тщедушность и незначительность удовольствий грешного мира. Потом появился Рембрандт Харменс ван Рейн и в 1668–1669 году создал полотно, так отличавшееся от общепринятых канонов. Чтобы понять и раскрыть глубочайший смысл этого сюжета, художник прошел нелегкий жизненный путь – он потерял всех любимых людей, видел славу и богатство, горесть и нищету.
«Возвращение блудного сына» — это скорбь об утраченной молодости, сожаление о том, что нельзя вернуть утраченные дни и пища для ума многих историков и искусствоведов.
Посмотрите на сам холст – он сумрачный, но наполненный особым светом откуда-то из глубины и демонстрирует площадку перед богаты домом. Тут собралась вся семья, слепой отец обнимает своего сына, который стоит на коленях. Это весь сюжет, но полотно особенное хотя бы по своим композиционным приемам. Полотно богато особой внутренней красотой, оно внешне некрасиво и даже угловато. Это лишь первое впечатление, которое развеивает таинственный свет, выходящий за границы тьмы, способный приковать к себе внимание любого зрителя и очистить его душу.
Главные фигуры Рембрандт располагает не по центру, а несколько сдвинутыми в левую сторону – так лучше всего раскрывается основная идея картины. Художник выделяет самое главное не образами и деталями, а светом, который переносит всех участников события к краю полотна. Примечательно, что балансом для такого композиционного приема становится старший сын в правом углу, а вся картина подчинена золотому сечению. Этот закон художники использовали для лучшего изображения всех пропорций. Но Рембрандт в этом плане оказался особенным – он построил полотно опирающимся на фигуры, передающие глубину пространства и открывающие схему отклика, то есть реакцию на событие.
Главное действующее лицо библейской притчи – блудный сын, которого художник изобразил бритоголовым. В те времена лысыми были только каторжники, так что юноша пал на низшую уровень социальных слоев. Воротник его костюма – это намек на роскошь, которую молодой человек когда-то знавал. Обувь изношена практически до дыр, причем одна упала, когда он стал на колени – довольно трогательный и щемящий момент.
Старик, который обнимает сына, написан в красных одеждах, которые носили богатые люди и кажется слепым. Причем, библейское сказание не говорит об этом, а исследователи полагают, что вся картина – это изображение самого художника в разных образах, которые символизируют духовное перерождение.
Образ младшего сына – это образ самого художника, решившего покаяться в своих проступках, а земной отец и Бог, что выслушает и, возможно, простит – это и есть старик в красном. Старший сын, с укором смотрящий на брата – это совесть, а мать становится символом любви.
Есть на картине еще 4 фигуры, которые скрытые в тени. Их силуэты скрыты в темном пространстве, а исследователи называют образы братьям и сестрами. Художник изобразил бы их в качестве родственников, если бы не одна деталь: притча повествует о ревности старшего брата к младшему, но Рембрандт ее исключает, используя психологический прием семейной гармонии. Фигуры означают веру, надежду, любовь, покаяние и правду.
Интересно и то, что самого мастера кисти не считают набожным человеком. Он думал и наслаждался земной жизнью, обладая мышлением самого обычного человека со всеми его страхами и переживаниями. Скорее всего, по этой причине «Возвращение блудного сына» — иллюстрация человеческого пути к самопознанию, самоочищению и духовному росту.
Кроме этого, центр картины считается отражением внутреннего мира художника, его мировоззрения. Он – стоящий в стороне наблюдатель, который хочет уловить всю суть происходящего и вовлечь зрителя в мир человеческих судеб и переживаний.
Картина – это чувство безграничной радости семьи и отцовской защиты. Наверное, поэтому, можно назвать главным героем именно отца, а не блудного сына, который стал поводом для проявления великодушия. Присмотритесь внимательно к этому человеку – он кажется старше самого времени, а его слепые глаза необъяснимы так же, как и написанные золотым лохмотья юноши. Главенствующее положение отца на картине подтверждается и безмолвным торжеством, и скрытым великолепием. Он отражает сострадание, прощение и любовь.
Рембрандт умер в 63 года. Он был старым, нищим, злобным и больным стариком. Нотариус описал его имущество быстро: пара фуфаек, несколько носовых платков, десяток беретов, принадлежности для картин и Библия. Мужчина вздохнул и вспомнил о том, что художник родился в нищете. Этот крестьянин познал все, а его жизнь напоминала стихию, качающую душу по волнам триумфа и величия, славы и богатства, настоящей любви и невероятных долгов, травли, презрения, банкротства и нищеты.
Он пережил смерь двух женщин, которых любил, его оставили ученики и осмеяло общество, но Рембрандт работал так, как и в пору расцвета своего таланта и славы. Художник все так же вынашивал сюжет будущего полотна, подбирал краски и светотени.
Один из величайших мастеров кисти умер в полном одиночестве, но открыл живопись как путь в лучший из миров, как единство существования образа и мысли. Его творчество последних лет – это не только размышление над смыслами библейского сюжета о блудном сыне, а и умение принять себя без ничего и простить прежде самому, чем искать прощение у Бога или высших сил.
Вариант 2
Одна из самых известных религиозных картин великого живописца Ремрандта ван Рейна. — Возвращение блудного сына. Ориентировочной датой создания считаются 1666 – 1669 годы. Гигантский замысел художник воплотил маслом в холсте размером 260×203 мм. Сюжетом к картине послужила последняя часть притчи из Библии, где рассказывается о заблудшем сыне, который в итоге приходит к родному порогу и кается перед отцом. Родитель рад увидеть живого и непутевого младшего отпрыска, по-отечески обнимает его, а старший брат сердит и не подходит.
Именно эта воображаемая сцена и легла на полотно. Мастер идеально передал отеческие чувства и раскаяние сына. Молодой человек изображен стоящим на коленях перед своим родителем, прижимаясь бритой головой к отцовскому телу. Одежда его грязна и оборвана, она носит следы былого блеска и роскоши, но видно, что молодой человек упал на самый низ человеческих грехов и не смог оттуда подняться. Ноги его исходили немало дорог. Об этом говорят стоптанные туфли, их уже и обувью нельзя назвать – один башмак просто не держится на ноге. Лицо сына скрыто, живописец его изобразил так, чтобы зритель сам догадался, какие чувства могут быть отображены на лице молодого человека.
Главная фигура произведения – отец. Его фигура чуть наклонена к сыну, руками он нежно сжимает плечи сына, голова чуть наклонена влево. Вся поза этого старика говорит о страдании и горе, которое он испытывал все те годы, пока сын отсутствовал в доме. Этими движениями он как бы прощает сына, его возвращение для отца — великая радость. Отец смотрит на коленопреклоненного отрока и улыбается. Его лицо безмятежно и старик счастлив. Интерьер угла дома: резные барельефы, колонны; одеяние старца: красный плащ и парчовые рукава в его прорезях – говорят о хорошем достатке дома, богатстве и достоинстве здесь собравшихся.
С остальными четырьмя фигурами эксперты до конца так и не разобрались. Версии значительно разнятся. Одним из предположений считается, что сидящий молодой человек с усами и в щегольской шляпе, украшенной пером – старший брат блудного. Возможно и так, поскольку его выражение лица говорит об осуждении, и он не участвует в примирении родственников.
Самая удаленная фигура считается женской – едва различимая стоящая на ступенях девушка в платке могла быть служанкой в отеческом доме. Стоящий рядом с кающимся грешником мужчина держит посох, на нем надет плащ, у него длинная борода, на голове тюрбан. Весь его вид говорит о том, что он модет быть таким же странником, но более умен и требователен в своих целях. Взгляд этого немого свидетеля обращен на молодого человека, стоящего на коленях перед отцом. Какими думами омрачено лицо странника, остается гадать.
Все полотно написано в излюбленных Рембрандтом красновато-коричневых тонах. Художник сумел мастерски отобразить световые акценты на лицах изображенных людей и приглушить второстепенных персонажей. Даже не ведая, о чем написано в библейской притче, увидев это великое произведение, можно все прочесть на нем.
Популярные сочинения
- Образ Аси тургеневской девушки сочинение
Благодаря И. С. Тургеневу в литературе появилось понятие «тургеневская девушка», оно стало известно, после выхода в свет произведения «Ася». В нем писатель смог раскрыть образ девушки мечты - Мой любимый праздник — Новый год — сочинение
С приходом зимы, я с нетерпением начинаю ждать Нового года. Мне нравится этот праздник, наполненный волшебством и радостными моментами, которые я с теплом вспоминаю целый год. 31 декабря для меня насквозь - О чем мечтал Маленький Принц?
Познакомиться со сказкой «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери будет интересно как детям, так и взрослым. Детей произведение привлечет фантастическими приключениями главного героя
- Сочинения
- По картинам
- Разные
/
/
Картины Ирины Шевандроновой очень часто изображали различные моменты детства и юности. Её произведения были написаны в послевоенные годы и отражали именно тот уже спокойный образ жизни. И картина, под названием «На террасе» как раз таки одна из таких. На ней изображён юноша, юность которого прошла без всяких ужасов войны, и он может наслаждаться спокойной и мирной жизнью.
На этой картине крупным планом изображен довольно таки симпатичный юноша со светлыми волосами, на вид ему лет пятнадцать. Он расположился на летней террасе дома. Юноша сидит на деревянных перилах террасы и полностью увлечен чтением, видимо какой-то очень интересной книги. Названия книги, или какого-либо рисунка не видно, видно только то, что обложка книги синего цвета, и я думаю, что он так увлеченно читает какой-нибудь фантастический роман, судя по такой яркой обложке.
Действие на картине происходит летом, или даже, скорее всего в начале лета, когда уже припекает солнышко, но на улице не так уж и жарко. Это можно понять по одежде мальчика, на нем одета светло-голубая рубашка, пуговицы которой полностью расстегнуты и рукава закатаны до локтей, а также на нём надеты лёгкие темно-синие штаны. На его ногах нет никакой обуви, он сидит абсолютно босой. Возможно, на нем были обуты тапочки, но он их снял и на картине их не видно. Юноша сидит в тени террасы, но видно как на заднем фоне картины пробиваются лучи солнца.
Задний фон картины просто завораживает разными оттенками зелёного цвета, которые художница использовала для изображения деревьев и кустов. С террасы открывается вид на цветущий сад, виден ствол дерева, много веток с листочками разных форм, кустарников, и других плетущих растений. А сквозь гущу растений, немного виднеется голубое небо, и весь сад наслаждается лучами солнца, что ещё раз доказывает, что на дворе стоит лето. Но юноша не обращает никакого внимания на эту природную красоту, его взгляд направлен полностью в книгу. Примечательно то, что он книгу держит очень уверенно одной рукой, а второй подпирает другую руку.
Смотря на эту картину, можно только позавидовать юноше, ведь он так беззаботно и спокойно читает книгу, на свежем воздухе и под пение птичек. Я думаю, что этой картиной художница хотела как раз-таки показать, как молодое поколение тех годов проводило свободное время в период летних каникул, и к сожалению, сейчас молодых юношей, также проводящих время очень мало.
Кратко о художнице Ирине Шевандроновой
Ирина Васильевна Шевандронова (1928 – 1993) – советская художница, народный художник РСФСР.
Писала в стиле социалистического реализма.
Выпускная работа – «Дети в сельской библиотеке».
Биография художницы простая и в то же время наполнена выдающимися достижениями.
И.В. Шевандронова
Ирина Васильевна Шевандронова (1928—1993) осталась в истории русского искусства второй половины XX века как художница, пишущая, в основном, детей. Однако такое определение явно сужает и снижает значимость ее творчества. Часто говорят, что ведущей тенденцией ее творчества был портрет, но этого тоже недостаточно. Действительно, детская тема выдвинула И. Шевандронову в число особых, ни на кого не похожих художников, но ее творчество, если брать его в целом, выразило разнообразные тенденции современного ей изобразительного искусства и, что очень важно, оно было очень позитивным: ни критики, ни каких-либо разоблачений увидеть в ее картинах невозможно. Можно сказать, оно было романтично, приподнято над бытовой тривиальностью, хотя сама изображаемая реальность зачастую была вполне обыденна, даже банальна. Художница в любом случае искала и находила что-то характерное, типичное, поднималась до высокой степени обобщения и преподносила факт, сюжет или явление как исключительное и незабываемое. Пожалуй, это и есть то, наиболее характерное для творчества Ирины Шевандроновой, что должно остаться в истории.
И.В. Шевандронова родилась в Москве. Чувствуя позыв к изобразительному искусству, она стала заниматься в изокружке Московского Дома пионеров, многие современные художники овладевали там первоначальными навыками рисунка и живописи. Затем последовала учеба в Детской художественной школе, из преподавателей которой Ирина Васильевна, как и многие другие выпускники, с признательностью вспоминала В.В. Почиталова за разумный подход к преподаванию и поддержку, которую он оказывал юным художникам в их дальнейшей жизни. С 1947 по 1952 год Ирина Шевандронова училась в Московском художественном институте им. В.И. Сурикова.
Вскоре после окончания вуза Ирина написала одну из самых известных своих работ – картину «В сельской библиотеке» (1954). Ее можно считать классикой – настолько проникновенно прописаны характеры и обстановка своего времени. Герои произведения – дети, непосредственные, открытые, каждый со своими особенностями и склонностями; все образы точны по исполнению и обаятельны по эмоциональному наполнению.
Уже на этом этапе своего творчества И. Шевандронова проявила себя как художник с истинно реалистическим мышлением, натура и натурные ситуации играют для нее первостепенную роль. Ее живопись точно соответствует предмету, передает его исключительную выразительность, при этом форма действительно «оформляет содержание», а не заменяет его собой. В эпоху соцреализма Шевандронова показала, что в изобразительном искусстве можно быть реалистом без приставки «соц». Автор картины «В сельской библиотеке» находит в реальности чудесные детские лица и, создавая композицию, акцентирует внимание на любопытствующем лице девочки, желающей читать книги, и на мальчике, положившем подбородок на прилавок и взирающем на происходящее внимательным взглядом. Своей душевностью и непосредственностью «Сельская библиотека» обратила на себя всеобщее внимание, картина была сразу же приобретена Государственной Третьяковской Галереей. Безусловно, это полотно является одним из шедевров советского и шире – русского искусства.
Воодушевленная успехом «Сельской библиотеки», Ирина Шевандронова продолжает осваивать жанр тематической картины. Композиционно ее работы разные, но во всех полотнах просматривается теплое отношение автора к своим героям, позитивное восприятие жизни. Вскоре она пишет картины «Идет репетиция» (1959), «Выставка скоро откроется» (1959), где повторяется мотив удивления, свойственный и «Сельской библиотеке», но теперь это не удивление автора своими героями, а, скорее, удивление и эмоции самих персонажей композиции. Особенно это относится к работе «Выставка скоро откроется», в которой автор дает довольно характерную картину жизни – молодые девушки-рабочие заглядывают через окно в выставочный зал, где готовится к открытию экспозиция. Построена яркая бытовая картина того времени – современный динамичный город, типажи девушек, общий позитивный настрой. Произведения этого времени неизменно оптимистичны, какая бы сцена ни была отображена. При этом в картинах, написанных во времена «расцвета соцреализма», совершенно нет его ложного пафоса.
В работах 50-60 годов широко представлена тема детства. В начале этого плодотворного периода Ирина Шевандронова и ее супруг художник Андрей Тутунов возглавляли Академическую дачу художников в Переславле-Залесском. По рассказам Андрея Андреевича, два года, проведенные там, не прошли для них даром. Они познавали жизнь российской провинции, ездили по сельским клубам, вели беседы об искусстве, привлекали в Дом творчества своих товарищей-художников, знакомились с искусством друг друга.
В результате Ирина Васильевна написала ряд работ, героями которых были простые люди, жители тех мест. Среди них этюды к картине «Праздничное утро в деревне» (1962-1965), работы «В зале» (1959), варианты картины «Идет репетиция» (1959), «К вечеру художественной самодеятельности» (1961) и этюды к ней и др.
В тот же период появляется картина «С легким паром» (1962), на которой изображена возвращающаяся из бани, улыбающаяся, удовлетворенная жизнью женщина с ребенком. Этот образ буквально светится оптимизмом. В реалистической образности внешнее движение предполагает внутреннюю подвижность типажа, поэтому не возникает ощущения, что изображение – это остановившееся мгновение, своего рода стоп-кадр. В картинах Ирины Шевандроновой сочетается внешнее и внутреннее движение персонажей, и зритель видит это прежде всего по оживленным лицам, будь то женщина, выходящая из бани, или девушки, заглядывающие в окно.
Забегая вперед, нужно отметить, что не все картины художницы имеют столь ясный сюжет, есть работы, требующие осмысления, додумывания. Такова, например, картина «Уличная сценка» (1981), где мальчик ведет по улице пьяного отца, – произведение отличает сюжетная броскость, почти плакатная выразительность, его явная нравственная подоплека не ограничивается собственно изображением, а требует расширительного толкования. В искусстве ценен именно такой подход к теме, а не простое отображение увиденного: настоящее искусство всегда размышляет, а не изображает бездумно.
В творческой жизни Ирины Шевандроновой заметную роль сыграли творческие командировки, еще в студенческие годы на Алтай, затем на Амур, они давали ей новый импульс к поискам своего пути в искусстве. У Ирины Васильевны, с ее уже сложившимся имиджем «художницы детской темы», рано проявилось внимание к более широкой социальной проблематике, к теме народной жизни в глубинке России. Здесь появляются наброски, этюды, зарисовки из жизни народа ульчи, в них видно, как художница обогатила свою живописную речь яркими цветами и оттенками, усмотренными в национальной одежде народности ульчи и их национальном типаже. Портреты «Мальчик ульчи» (1959), «Девушка ульчи» (1965), этюды «Ульчи. Сельская самодеятельность» (1961), эскизы к картине «Идет репетиция» и другие наработки этого периода имеют явно выраженное декоративное звучание и задают в творчестве Шевандроновой этнографическую тему.
Амурские впечатления вдохновили художницу на написание работы, в которой проявилось ранее не свойственное Шевандроновой сопоставление грандиозного и бытового. Сюжет этюда «Ульчи на Амуре» прост – люди на фоне большой реки тащат по берегу два шкафа с зеркалами. Иронически выглядит сопоставление величественной реки с малозначимым житейским фактом, причем правда факта в этой работе превалирует над образной сутью произведения.
Ясно, что Ирина Васильевна не имела намерения навсегда оставаться в пределах детской тематики: тема детства органично перерастает в ее творчестве в тему юности. Это и картина «Праздничное утро в деревне» (1971) и многочисленные этюды к ней, и «Молодые» (1975), и наиболее заметная в этом ряду работа «Пути-дороги юности» (1970 г.). Основанием для создания картины послужил реальный эпизод: во время поездки на Амур она увидела группу молодых людей, пришедших на почту, чтобы отправить письма домой. В написанной позже по памяти и оставшимся впечатлениям картине этот эпизод перерастает характер единичного факта и рождается обобщенное представление о социальном явлении, о том периоде, когда молодежь устремилась на освоение Сибири и Дальнего Востока. Сюжет абсолютно реален, но художница придала ему оттенок романтики, соответствующий духу того времени – времени «великих строек коммунизма». Типичный пейзаж с рекой и дальними горами, узнаваемые образы юношей в рабочей одежде, решительная и в то же время сдержанная живопись. Никакого особого эстетизма натуры, но автор поэтизирует ситуацию и поэтому живопись выразительна и гармонична.
Шевандронова умеет уловить в реальности нечто характерное для эпохи. Фигуры юношей крепки, сильные рабочие руки и загорелые лица подчеркивают незаурядность и в то же время типичность натуры, переведенной на холст. Живописное письмо не «замазано», не «выглажено», некоторая «корявость» соответствует нелегкому труду изображенных людей. На каком-то этапе композиционные работы на бытовые темы и сюжеты в творчестве Ирины Шевандроновой отошли на второй план, основное место стал занимать портрет. Обращает на себя внимание удачная работа «Русский романс» (1980). Ее жанровый характер, на первый взгляд, очевиден, но если всмотреться, в ней нет ничего бытового, обыденного. По сюжету это групповой портрет: изображены художники А. Тутунов, И. Шевандронова и В. Попков, слушающие игру на гитаре четвертого персонажа картины молодого Миши Тутунова. Комната погружена в темноту, лица присутствующих освещены горящей свечой, они приковывают к себе взгляд зрителя, концентрируют внимание на психологических характеристиках этих людей, отвлекая от их бытового окружения. Позы слушателей, погруженных в переживание музыки, контраст света и тени, весь цветовой строй картины, придающий изображению тревожность и усиливающий эмоциональное воздействие на зрителя, все это выводит портрет вне границ какого-либо конкретного жанра. По сути, «Русский романс» открывает новое понимание портрета – групповой портрет в определенной среде, при этом среда сама по себе не случайна, а соответствует характеру и сути натуры. В определенной мере это была новация, благодаря которой удавалось ярче и точнее выразить характер модели или моделей. В дальнейшем художница часто использует прием обогащения портрета интересными бытовыми атрибутами и деталями.
В этой связи примечательна работа «Зеркало в мастерской. Автопортрет» (1972). Ирина Васильевна изобразила себя отраженной в зеркале, в своей мастерской. Легкий наклон головы, потупленный взгляд героини выдают ее скромность, непритязательность, сосредоточенность, как бы соответствующие скромности Богоматери, репродукция изображения которой помещена рядом с картинами самой художницы. Зеркало небрежно подвешено к оконной раме, а за окном открывается городской пейзаж, служащий дополнением к образу. Он выполнен в неброской серой гамме, звучащей сдержанно по сравнению с яркой живописью отражения в зеркале.
Другой пример такого подхода – портрет «Е. Соколова в кресле». Бытовая обстановка: кресло, чашка с блюдцем, выразительный зимний пейзаж за окном – все эти детали среды обитания дополняют образ девушки нюансами, углубляющими образный строй произведения. Смешение жанров картины и портрета, в данном случае парного, очевидно просматривается и в работе «Подростки» (1975), что отнюдь не уменьшает художественных достоинств этого произведения, выразившего все лучшее, что свойственно периоду человеческого взросления, дружескую привязанность, пробуждение взрослой эмоциональной и мыслительной жизни.
Глубоко поэтична картина «На террасе. Портрет сына» (1973). На фоне яркой зелени сада читает книгу сидящий на подоконнике юноша, портретное сходство которого с Мишей, сыном художницы, безукоризненно. Но степень обобщения такова, что у зрителя возникает ощущение, что изображен не конкретный персонаж, а образ самой юности, полной оптимизма и надежд. Образ этот подкреплен и цветущей природой, будто входящей на террасу, где сидит молодой человек, и естественной, заключенной в квадрат композицией. Вновь мы видим, как портрет сливается со средой, в данном случае – красочной и жизнеутверждающей.
Прекрасная портретистка, Ирина Шевандронова пишет детей, мужа, других близких, друзей, коллег по работе, но часто, и незнакомых людей, встреченных во время поездок по стране. Это всегда живые человеческие лица, со своим характером, индивидуальностью и в то же время типичностью. Можно сказать, что портрет имеет в творчестве художницы решающее значение – он зачастую являлся и завязкой ее тематических картин, и залогом их успеха. Со временем Ирина Васильевна уделяла все больше внимания душевным состояниям портретируемых лиц, причем работа в этом направлении у нее начиналась не во время сеанса, а задолго до него. Сначала она внимательно наблюдала за человеком и только потом приступала к портрету.
В 1976 году Шевандронова написала «Портрет скульптора А.Г. Пологовой», который удивляет необычайной свободой исполнения. Художница как будто намеренно выбирает совсем не портретную позу модели, скромный антураж, отсутствие деталей. Главное для нее – лицо портретируемой, ее психологическое состояние, серьезное выражение умных глаз. Все усилия автор направляет на воплощение характера скульптора Пологовой, и этому сильному характеру соответствует сильный и решительный мазок, смело лепящий форму. Динамичная, хлесткая живопись, удивительно глубокое проникновение в суть образа, свобода исполнения портрета – все это позволяет сказать, что «Портрет скульптора А.Г. Пологовой» является одним из лучших произведений, созданных в этом жанре в русском изобразительном искусстве XX века.
Выдающийся и необычный портретный дар Ирины Шевандроновой проявился во многих ее работах. Талантливо исполнен «Портрет художника Я.Н. Манухина» (1976). Для художницы было важно сохранить в портрете внешнее сходство и вместе с этим сосредоточить внимание на внутреннем состоянии, человеческих качествах и индивидуальности модели. В «Портрете художника Манухина» эти качества без труда просматриваются: обращает на себя внимание решительная поза и соответствующее ей волевое лицо мужчины. Детали антуража дополняют характеристику художника, помогают раскрыть его характер. Живопись удивительно точно соответствует задаче – она не грубая, но и не «зализанная». Образ Манухина – основателен и монументален, что успешно передает композиция портрета, в которой фигура художника занимает главенствующее положение.
В портретных этюдах, не менее интересных, чем законченные произведения, на передний план выходит меткая, схваченная на ходу, точная характеристика моделей, освобожденная от дополнительных деталей. Одна из первых работ этого плана «Портрет матери» (1947). Плотная, энергичная живопись и динамичный характер мазка в этом портрете соответствуют сильной и решительной натуре персонажа. В дальнейшем Ирина Васильевна будет уточнять свое понимание тонового взаимодействия цветов. Так, более поздний «Портрет матери» (1973) сбавляет энергию цвета, но сохраняет характер натуры и отнюдь не утрачивает красоту живописного решения.
И. Шевандронова постоянно вносит в свое творчество нечто новое, ищет оригинальные решения. В «Портрете художника Матушевского» (1969) обращает на себя внимание необычайная активность цвета, которую зритель невольно ассоциирует с характером изображаемого человека. Спокойное лицо модели оживляется необычно красным цветом, с ним сопоставлен синий фон, синий цвет глаз и белый цвет рубашки, которая на самом деле буквально «промазана» разными цветами. Цвета активизированы, разнообразны, каждый цвет «поставлен» на свое место.
Этот же прием индивидуализации решения каждого портрета Шевандронова применяет и в других своих работах. «Портрет А.А. Тутунова» (1972) выполнен в теплых коричневых и спокойных синих тонах. Андрей Андреевич сосредоточен на чтении книги, и цвет как нельзя лучше передает спокойное и самоуглубленное состояние модели. В «Портрете В. Попкова» (1981), являющемся этюдом к картине «Русский романс», портретируемый художник в позе задумчивости и погруженности в музыку изображен в активном красном цвете, который дополнен темным, почти черным цветом фона. В «Портрете А.Н. Осипова» (1983), наоборот, изображению придан более спокойный характер благодаря использованию темных цветов рядом со светлыми красками лица и скрещенных рук. При этом все портреты выполнены с физиономической точностью, равно точно схвачены и характеры моделей. В «Портрете молодой женщины» (1945) потупленный взгляд и красивое лицо, написанное в нежных розовых тонах на нейтральном слабо голубом фоне, свидетельствуют о слиянии сюжетного смысла с колористическим решением.
Весьма часто И.В. Шевандронова избирала в качестве приоритета не портретное сходство, а воплощение определенного типажа, и тогда портрет конкретного человека превращался в нечто другое – произведение с высокой степенью обобщения. Примером может служить ранняя работа «Морской волк» (1950), написанная в темных, угрожающих тонах.
Еще раз хотелось бы вернуться к детской теме. Ирина Васильевна долго и терпеливо собирала подготовительный материал к картинам на тему детства. Не все задуманное осуществилось, но многие этюдные работы с изображениями детей можно рассматривать как самостоятельные портретные произведения. В основном, это был графический материал, но были и работы маслом, такие как «Беззубая» (1964) и многие другие, запечатлевшие образы детства. Этюд «Беззубая» сам по себе очень выразителен и непринужден: девочка без переднего зуба сидит на стуле в по-детски неловкой позе, естественно и непосредственно реагируя на работу рисующего ее художника. Удивительно точно схвачено выражение застенчивости и любопытства. Изначально у художницы явно было намерение включить этот этюд в картину, сегодня же он представляется вполне самостоятельным произведением.
Особая сторона творчества Ирины Шевандроновой – рисунки. В большинстве своем это этюды, но настолько точно, емко, при этом сугубо ограниченными средствами, передающие натуру, что их вполне можно рассматривать как законченные работы.
Этюд мальчика (без названия и датировки) исполнен карандашами двух цветов черного и красного, при этом цвет использован так тактично, что не отвлекает на себя внимания. Лицо ребенка по-детски обаятельно, при этом глаза, рот и две ноздревые точки, слабая штриховка бровей, носа и овала лица — вот и все средства, заставляющие зрителя почувствовать это обаяние. Необычайная скупость изобразительных средств при исключительно точной и полной передаче образа это то, что выдает в Ирине Шевандроновой великолепного мастера. Какой портретный рисунок ни возьми – все вызывает восторг!
Исключительно выразительны «Мальчик в кепке» (б/д), «Дойников Валя» (б/д), а также «Портрет Крюкова» (б/д), в котором особо проработаны глаза и поэтому обнажен проницательный взгляд. Скульптурно выявлена голова в «Портрете А.А. Тутунова» его профиль эффектно обведен толстой карандашной линией, что явно усиливает прорисовку лица, а штриховка делает портрет еще более похожим на оригинал. Где-то художница лишь слегка касается карандашом бумаги, где-то карандаш приобретает особую интенсивность. Решительная работа карандашом в портрете «Женщина с кольцом в ухе» (б/д) доводит изображение до скульптурной выразительности. Работа «Портрет Т. Соколовой» (1981) прекрасно сочетает легкое прикосновение к бумаге с интенсивной, натурно объемной формой. У Ирины Васильевны много великолепных рисунков, часть из которых не имеют названий, среди них рисунки старухи, молодого человека, женщины с узкими глазами, рисунок «Невеста» (1974), графический портрет вашего покорного слуги и многие другие.
Прекрасны рисунки, которые, видимо, являются первоначальными набросками к картинам и в которых уже заложена композиция будущего полотна. Такова работа «Гаврилов за фортепиано», где проникновенно исполнена поза углубленного в музыку юноши. Хорош и графический портрет самой Ирины Васильевны, сидящей в кресле в напряженной позе позирующего человека. Рисунки в данном варианте вполне достойны того, чтобы их рассматривали как законченные произведения.
Рассматривая наследие Ирины Шевандроновой, приходишь к выводу, что ее этюды, особенно изображения детей, ее рисунки, в том числе портретные, представляют не меньшую художественную ценность, чем картины. В портретном жанре вообще очень хорошо чувствуется время. В серии портретов, выполненных мастером, всегда ощущаются особенности эпохи со всеми ее движениями, спадами и подъемами. В этом смысле портретный жанр не уступает композиционной картине ни по глубине, ни по широте, ни по богатству интерпретаций современности. На определенном этапе Ирина Шевандронова попробовала работать и в технике акварели. Например, акварель «Отец и сын» – ее можно считать самостоятельным произведением, но не исключена вероятность того, что это была подготовка к большому произведению масляной живописи. Судя по сюжету это явно композиционная картина, предметом изображения которой стало раздумье, то есть качество не натурного, а духовного свойства. Все атрибуты: угол избы, стол с кувшином и кружками, природа за окном, будто объятая трепетом, – все служит созданию настроения картины.
Собственно картинное творчество Ирины Шевандроной невелико. Она пробовала писать картины на, так сказать, «свободную тему», но многие работы оказывались незаконченными, какие-то замыслы остались лишь в эскизах. Так, интересное начало просматривается в эскизе 1971 года, который, вероятно, отражает замысел большого полотна на тему реставрации иконописных произведений. Сюжет простой: в огромном храме проходят реставрационные работы; один реставратор работает, два других наблюдают за процессом. В эскизе точно передан монументальный характер будущего полотна, прежде всего – через величину храма, в зал которого свет проникает из высоко расположенных оконных проемов. Вертикальная композиция определяет торжественность внутреннего пространства, а росписи на стене подчеркивают масштаб изображения. По сути, в этом эскизе уже найдены и обозначены все параметры будущей картины. Почему художница не продолжила работу, неизвестно.
Ясно, что диапазон ее творческих возможностей был гораздо более широк, чем их фактическая реализация. Об этом говорит и эскиз картины «Танцы в клубе» (бд). Здесь уже все решено: и сложная композиция с разнонаправленными движениями танцующих, и колорит в темно-синем и коричневом цветах, и свет, пригашенный темнотой. Андрей Андреевич Тутунов пробовал перевести этот эскиз в картину маслом, но безуспешно. Вероятно, не хватило понимания в полной мере замысла художницы.
Ирина Шевандронова не была пейзажистом, но ее можно «уличить» в увлечении и этим жанром. Первые «пробы пера» относятся к 40-м годам, к поре студенчества. Уже в «Тихом ручье» (1944 или 1946) виден собственный подход Ирины к пейзажному мотиву – ей интересна зеленая масса, заросли, кусты и травы. Четко видно это в этюде «Лопухи», где внимание автора сосредоточено на ближнем плане, здесь Ирина Шевандронова как бы повторяет мотивы Лагоды-Шишкиной. «Стог сена» (1947) – тоже еще ученическая работа, в которой пейзаж пока не наполнен каким-то особым смыслом. В полной мере смысловой пейзаж появляется в 1951 году в этюде «Архангельск. Сплав леса». Север – один из любимейших сюжетов пейзажного творчества современников И. Шевандроновой – Зверькова, Макарова, Стожарова и других «шестидесятников», продолжавших в этом отношении опыт Коровина, Серова, Переплетчикова, «старой гвардии» художников начала XX века.
Самостоятельный же взгляд на пейзаж появляется у Шевандроновой в конце 1960-х годов. В работах «Весна на Волхове» (1968) и «Весна на реке Мете» (1969) очевиден чисто пейзажный подход к теме восторг от созерцания природы, ее красоты и многообразия. В одном случае это написанные с упоением роскошные леса, в Другом – более разнообразный холмистый ландшафт с кустами на переднем плане. Позже написан пейзаж «Березы осенью» (1981) – тонкие, беззащитные, как будто даже больные березки уже без листвы, осенний сумрачный день –художница явно стремится опоэтизировать этот простой сюжет, за которым зритель невольно чувствует некое иносказание.
Не только пейзажи Ирины Шевандроновой, но и все ее творчество можно охарактеризовать как позитивное и поэтичное. Она избегала сложных и напряженных социальных тем, и это выделяло ее из плеяды художников ее поколения. Ее живопись и графика многим, возможно, казалась слишком «женской», да и сама она воспринималась некоторыми из ее коллег и сотоварищей как симпатичная и душевная женщина, и не всем было понятно, что это – художник, который мог творить и творил шедевры, и такая оценка по праву относится не только к полотну «В сельской библиотеке».
В.С. Манин
(Опубликовано в альбоме «Ирина Шевандронова». Волжская картинная галерея. 2014. С. 5 – 25).
Описание картины И. И. Шевандроновой «На террасе»
Здесь мы видим подростка, который отдыхает на террасе в жаркий полдень, увлекшись чтением книги. Он не бесцельно сидящий: мальчик читает и его мысли заняты именно книгой.
Ребенок сидит именно на перилах, то есть на более высоком месте. Возможно, так художник хотел показать возвышенность юношеских мечтаний.
Привлекает внимание цветовая гамма: она умиротворяющая и спокойная.
День действительно жаркий, ведь у юноши закатаны рукава, оголен торс.
Юноша совершенно не замечает красивой природы за окном, синего неба. Ему это совершенно не нужно: ведь он, возможно, увлекся чтением фантастического произведения или научного труда. Или же он готовится к выпускным экзаменам в школе.
Тематика
Юноша именно с книгой в руках не случайно стал героем картины советской художницы Ирины Шевандроновой.
Этот образ характеризует целую эпоху, ведь Советский Союз был самой читающей страной в мире:
- С малых лет в городах и сёлах все поголовно записывались в библиотеки. Книг не хватало – чтобы прочитать иную, надо было записаться в очередь;
- Кроме книг, которые были в дефиците, читали периодические издания – в каждый дом почтальон приносил по несколько газет и журналов для всех членов семьи;
- Книга считалась лучшим подарком;
- культ книги был частью идеологии.
Интересный факт: в блокадном Ленинграде зимой 1942 года переиздают «Как закалялась сталь» Николая Островского. Типография обесточена и полуразрушена. Машины приводят в движение вручную – адский труд. Вторая зима в блокаде, но 10 тысяч экземпляров книги распродают за два часа.
Изучение творчества художников в школах и, в частности, сочинение по картине Шевандроновой И. «На террасе» – великолепный педагогический способ научить детей замечать и понимать прекрасное, глубокое, вечное.
Смысл названия
Несмотря на то, что работа содержит простой сюжет, за ней скрывается глубинный смысл. Детство и юность художницы пришлись на тяжелые годы Великой Отечественной войны, она вполне ощутила тяготы послевоенных лет.
Ирина Васильевна Шевандронова хотела показать, что даже в тяжелые годы, когда страна оправляется от последствий разрушительнейшей войны, юношество может учиться и отдыхать, строя свое будущее.
Впечатления, размышления и смысл самой картины
В сочинении по картине Шевандроновой «На террасе», раскрывая смысл художественного произведения, хочется отметить тот факт, что детские и юношеские годы известной художницы пришлись на послевоенное время. Период, когда страна восстанавливалась после разрухи, отложил отпечаток на творчестве мастера. Детство и взросление художницы пришлись на послевоенные годы, и она своими глазами видела окружающие изменения.
Все картины Шевандроновой полны света и радости, мастер подчеркивает тот момент, что уже нет войны. В сочинении по картине И. Шевандроновой «На террасе» хотелось бы обратить внимание зрителя, что сам сюжет незамысловат и прост.
Но автор хотел показать нам, что всё страшное позади: цветут сады, мирное чистое небо и яркое солнце над головами юношей и девушек. И что самое главное: молодое поколение растет в новом мирном времени. Люди могут учиться, отдыхать, читать книги, дышать полной грудью.
В сочинении по картине Шевандроновой «На террасе» отметим, как важны и необходимы для полного человеческого счастья такие простые вещи, которые как звенья складываются в один крепкий прочный канат под названием «жизнь». Молодое поколение с уверенностью смотрит в своё светлое будущее. Шевандронова всегда писала хорошие, ясные и светлые картины, что было и остается важной характеристикой ее творчества.
В основном они были посвящены детской тематике. В сочинении по картине И. Шевандроновой «На террасе» хотелось бы раскрыть тот факт, что сама художница говорила не раз в своих интервью: «Я настолько неравнодушна к детям, что не могу пройти спокойно мимо ребенка, настолько они все пластичны, естественны и всегда так радостно реагируют на твои обращения».
Сочинение по картине «На террасе» для 8 класса
Взяв все то, что приведено выше, можно написать сочинение по живописному произведению, следуя представленному ниже плану:
1.
Ирина Шевандронова и тематика ее работ.
2. Анализ сюжета:
- подросток, занимающийся чтением книги;
- величие и умиротворенность природы в жаркий летний день;
- о чем думает юноша, его мечты;
- безмятежность, простота и глубокий смысл картины.
3. Мои мысли по поводу сюжета.
Популярные сочинения
- Дикой и Кабаниха в пьесе Гроза сочинение-характеристика
Драма А.Н.Островского «Гроза» — уникальное произведение, показавшее на одном небольшом городишке Калинове провинциальное общество того времени, его быт и нравы - Сочинение Ноздрев в поэме Мертвые души (Образ и характеристика)
В произведении «Мертвые души» Н.В. Гоголя перед нашими глазами возникнет вереница ярких представителей российской знати. Их поочередно посещает Павел Иванович Чичиков с просьбой о приобретении мертвых душ - Образ и характеристика Екатерины Ивановны в рассказе Ионыч Чехова сочинение
В рассказе А.П. Чехова «Ионыч», роль главной героини отдана, восемнадцатилетней девушке, из семьи дворян, Екатерине Ивановне Туркиной. Все члены семьи любили принимать гостей.