Подготовка к сочинению по картине решетникова мальчишки 5 класс презентация

Вариант 1. своими словами для 5 класса примерный план сочинения: 1. сведения о картине и ее авторе 2. о чем

Вариант 1. Своими словами для 5 класса

Примерный план сочинения:
1. Сведения о картине и ее авторе
2. О чем рассказывает сюжет
3. Описание главных героев
4. Краски и приемы художника
5. Мое мнение о замысле автора

Картину «Мальчишки» написал известный художник Федор Павлович Решетников в 1971 году. Ее главными героями стали дети. Автор полотна часто изображал их в своих произведениях. Он отлично ладил с ребятами и хорошо разбирался в их психологии.

На картине мы видим трех мальчиков. Теплой летней ночью ребята забрались на крышу многоэтажки, чтобы полюбоваться ясным звездным небом. Мы не можем выделить главного персонажа. Все трое находятся в центре картины. И каждый из них интересен своей позой и выражением лица.

Мальчик в белой рубашке взобрался на невидимое возвышение. Он протягивает вверх руку, видимо, объясняя и показывая друзьям что-то интересное, известное только ему. Его товарищ, паренек в голубой рубашке облокотился на бетонный выступ, задумчиво и внимательно слушая рассказ юного знатока астрономии. Возможно, он мечтает стать космонавтом и сам знает многое о звездах и галактике. Третий приятель — светловолосый мальчик держится за перила, и жадно слушает увлеченного космосом друга. Он даже приоткрыл рот, что указывает на его удивление и восхищение.

В те годы у ребят не было возможности получить любую информацию из интернета или с экрана телевизора. Поэтому иметь друзей, осведомленных в какой-нибудь теме, было очень здорово.

Художник создал интересный фон для выбранного сюжета. Мальчики стоят на высокой крыше. На заднем плане видны только вечерние огни освещенных окон, которые выглядят как иллюминаторы космических кораблей или незнакомые созвездия. Светлые лица детей, их эмоции отчетливо видны на темно-синих красках ночного города, сливающегося со звездным небом. Зрителю невозможно понять, где заканчиваются крыши зданий и начинается небо.

Автору удалось передать восторг и мечтательность главных героев, подчеркнув важное и убрав отвлекающие детали. Здесь сразу ясно, о чем думают и разговаривают мальчишки. Они похожи на нас — современных подростков, когда мы общаемся друг с другом.

Вариант 2. Описание картины Мальчишки кратко

Примерный план сочинения:
1. История создания картины
2. Описание мальчишек – главных героев
3. Мечты о будущем, их вдохновитель
4. Цветовая палитра: город и небо
5. Мои размышления о сюжете

Мечты мальчишек о будущем

Ф.П. Решетников видел в советских детях надежду на светлое будущее. И верил, что простой мальчик со временем сможет достичь значимой цели и прославиться. Детвора прошлого мечтала покорить космос. И повторить подвиг Гагарина. Ей посвящена картина «Мальчишки». Она написана в 1971 году.

На переднем плане виднеется часть крыши многоэтажного здания. Ее край огражден металлическими перилами. В центре сюжета – трое мальчишек. Поздним вечером их взгляды устремлены вверх. Внешне дети разные. Они различаются цветом волос и одеждой. Образы объединяют восхищенные и любопытные выражения лиц. И широко распахнутые глаза.

Что заинтересовало героев картины? Созвездия, спутник, падающая звезда, Млечный Путь? Мы не видим. Мальчик в белой рубашке показывает что-то своим товарищам. Он хороший рассказчик. Его друг даже открыл рот от удивления. Создается впечатление, что мысленно друзья уже изучают поверхность Луны или Марса. Или разглядывают небесные тела через иллюминатор космического корабля.

Еще одни немаловажный герой картины – небо. Оно вдохновило мальчишек на мечты и фантазии. Возможно, взрастило первое желание стать космонавтом, астронавтом или исследователем. А для этого нужно учиться и самосовершенствоваться.

Используя разнообразную палитру синих и серых оттенков, художник воссоздает «живой» небосвод. Если присмотреться, можно увидеть размытые контуры. В нем чувствуется тайна и отображается глубина космоса. На заднем плане мерцают огни ночного города, освещенные окна. Они похожи на звезды. Серо-коричневая крыша как будто расплывается в легком тумане. Город сливается с небом и растворяется во тьме.

Я также люблю смотреть на яркие созвездия ночного неба. Они завораживают и вызывают размышления. Я уверен, что где-то там есть другие цивилизации. Надеюсь, они не стремятся уничтожить людей. Для меня попасть ночью на крышу – это как телепортироваться в иную реальность. Или побывать внутри научно-фантастического фильма. Я думаю, что Решетников показывает детские мечты, как первый шаг к великим открытиям. В этом плане мальчишки из прошлого и настоящего времени очень похожи.



Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов

План сочинения:

1. Художник Фёдор Решетников многие свои картины посвятил миру детства советских школьников. Его работы воспитывают и вдохновляют, в них всегда есть какая-либо задумка. Расцвет творчества Решетникова пришёлся на середину и вторую половину прошлого века. Картина «Мальчишки» создана в 1971 году. Это время, когда успешно развивалась советская космонавтика. Уже свершился полёта Юрия Гагарина в космос. Многие мальчишки мечтали стать космонавтами и побольше узнать о тайнах вселенной.

2. Сюжет картины притягивает своей необычностью. Мы видим детей, забравшихся тёмной ночью на крышу высокого здания. Их привело сюда желание приблизиться к звездам и всмотреться во вселенную. Трое мальчиков с увлечением слушают рассказ товарища, который что-то показывает им в небе.

3. Главных героев художник поместил в центр картины. В композиции выделяется мальчик в белой рубашке. Он делиться с товарищами знаниями о космосе и звёздах. Возможно, он недавно был в планетарии, слушал лекцию и делится размышлениями с товарищами. Видно, что мальчик любознательный. Он говорит увлечённо. Его внимательно слушает друг в синей футболке. Светловолосый мальчик даже открыл рот от удивления. Второй слушатель подпёр голову рукой и задумчиво всматривается в небо. Художнику удалось передать его характер мечтателя и романтика. Сейчас он, может быть, смотрит на Полярную Звезду или разглядывает созвездие Большой Медведицы. Мало ли ещё на что могут смотреть мальчики! Может, они увидели спутник. На небе так много удивительного.

4. На заднем плане картины неяркие огни засыпающего города. Над высокими домами простирается огромное тёмно-синее небо. Оно занимает почти половину картины. На полотне гармонично объединяются свет вечерних окон и сияние далёких звёзд. Огни рассыпаны как земные звёзды. Но они родные и знакомые. А вселенная холодна и загадочна. Поэтому она так привлекает мальчишек.

5. На картине преобладают тёмные цвета, потому что изображена ночь. Синий, фиолетовый, сиреневый, серый цвета и оттенки придают картине таинственность. И это не случайно. Вселенная для нас до сих пор загадочна и скрывает множество тайн.

6. Именно эту притягательную для детских сердец загадку вселенной и хотел показать художник. Его картина пронизана светом романтики и мечты. Мастер показал свою веру в этих мальчишек. Они неравнодушные и любознательные. Такие становятся первооткрывателями, исследователями и путешественниками. Они двигают прогресс. Огромное небо на картине напоминает о том, что её автор знает о большом светлом будущем своих героев.

7. Мне понравилось, как художник показал очарование звездной ночи, таинственность вселенной. Нельзя не любоваться и юными мечтателями. Картина понятна и близка мне. Ведь каждый из нас хотя бы однажды с интересом всматривался в звёздное небо. Меня тоже манит неизведанность космоса.

Читайте в нашем справочнике: как написать сочинение по картине. Нам важно, чтобы ты научился писать сочинения самостоятельно.

Подготовка к сочинению по картине решетникова мальчишки 5 класс презентация

Рейтинг пользователей

    Слайды и текст этой онлайн презентации

    Слайд 1

    Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки», слайд 1

    Решетников
    Федор Павлович –
    советский художник
    1906 — 1988

    Слайд 2

    Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки», слайд 2

    Ф. П. Решетников родился 15 июля 1906 года
    в селе Сурско-Литовском Екатеринославской губернии Российской империи в семье иконописца. Работал в клубе железнодорожников станции Гришино Днепропетровской области. Учился на рабфаке искусств в Москве, поступил в Высшие художественно-технические мастерские, где занимался в 1929—1934 годах, в частности у Д. С. Моора. Участвовал в арктической экспедиции на пароходе «Челюскин».
    Действительный член АХ СССР с 1953 года, вице-президент
    (с 1974 года).
    Картина Ф.П.Решетникова «Прибыл на каникулы» (1948) является своеобразным рекордсменом. Совокупный тираж открыток с репродукцией этой картины составил свыше
    13 миллионов экземпляров — больше, чем какой-либо другой открытки, выпущенной в Советском Союзе.
    Ф. П. Решетников умер 13 декабря 1988 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

    Слайд 3

    Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки», слайд 3

    Награды и медали
    Сталинская премия второй степени (1949) —
    за картины «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» и «Прибыл на каникулы»

    Сталинская премия третьей степени (1951) — за картину «За мир !» (1950)

    народный художник СССР (1974)
    два ордена и медали

    Слайд 4

    Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки», слайд 4

    Детские образы в творчестве Ф.П.Решетникова

    Слайд 5

    Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки», слайд 5

    «Прибыл на каникулы»
    1948 год

    Слайд 6

    Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки», слайд 6

    «Опять двойка»
    1952 год

    Слайд 7

    Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки», слайд 7

    «Достали языка» 1943 год

    Слайд 8

    Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки», слайд 8

    «Вид из окна» 1969 год

    Слайд 9

    Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки», слайд 9

    «Мальчишки»
    1971 год

    Слайд 10

    Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки», слайд 10

    Вопросы для беседы
    Вопросы для беседы:
    Что изображено на картине? Какое время суток?
    Что на это указывает?
    Поздний вечер, тёмно-синее небо, огни вечернего города, освещённые окна домов, тени на крыше.

    На какие части можно разделить картину?
    Небо, город, мальчики на крыше.

    Какие краски и тона преобладают?
    Темные, приглушённые; неясные, размытые контуры..

    Кто герои картины?
    Три друга, одного возраста, наверное, одноклассники, соседи.

    Слайд 11

    Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки», слайд 11

    Вопросы для беседы
    Вопросы для беседы:
    Где мы их видим? Как они там оказались?
    Для чего они туда пришли?
    На крыше дома, внимательно всматриваются в ночное небо.

    Как они изображены? Опишите каждого: роль
    (роль, внешность, поза, выражение лица)

    1.Указывает на что-то в небе, делится услышанным, прочитанным. Выделяется. Хороший рассказчик, сумел заинтересовать друзей.
    2.Увлечён увиденным и услышанным. Застыл от удивления и восхищения.
    3.Не отрываясь тоже смотрит на небо. Взгляд его задумчив, мечтателен.

    Что можно сказать о характере каждого?
    1.Серьёзный, целеустремлённый.
    2.Очень впечатлительный.
    3.Романтик, мечтатель.

    Слайд 12

    Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки», слайд 12

    Картина, произведение, полотно, холст.

    Мальчишки, ребята, герои картины.

    Художник, Ф.П.Решетников, живописец, автор картины.
    Словарная работа

    Слайд 13

    Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки», слайд 13

    Ф.П. Решетников
    «Мальчишки»

    Слайд 14

    Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки», слайд 14

    Картина Решетникова «Мальчишки» была создана в 1971 году и тоже посвящена детям. Прошло десять лет после легендарного первого полета человека в космос. Все мальчишки грезили о космосе и как один хотели быть похожими на Юрия Гагарина. На картине три мальчика, которые августовской ночью забрались на крышу многоэтажного дома, чтобы понаблюдать за звездным небом. Как известно в августе в средней полосе России очень часто можно наблюдать звездопад и мальчишки, завидев очередную падающую «звезду», стараются как можно быстрее загадать самое сокровенное желание.
    Летняя Ночь. Ночной город, горят лишь окна домов, вокруг стоит тишина, не слышно ни голосов людей, ни шума машин.  На крышу многоэтажного дома забрались трое мальчишек. Они с увлечением рассматривают звездное небо. Все ребята изображены в разных позах, один прилег на перила, другой просто облокотился на них, третий стоит и показывает пальцем ввысь, и что-то рассказывает о созвездиях. Наверное, он увидел созвездие Большой медведицы или нашел Полярную звезду. Но он так интересно рассказывает, что его друзья, открыв рот, слушают его, им очень нравится смотреть на небо.
         Может ребята мечтают стать космонавтами и представляют как они, когда вырастут, поднимутся высоко вверх на незнакомую планету и будут ее изучать.  Может они думают о том, кто там живет, представляют  и обсуждают этих существ. Во взгляде мальчишек читается романтичность, мечтательность, некая сказочность, они верят в чудо, может они увидели падающую звезду и загадывают желание, пока она летит.
    В данный момент мальчиков кроме неба и звезд ничего не интересует, их  окружает красивый ночной город, но  они не смотрят на него. Мальчики так увлечены небом, что их не пугает высота, на которой они находятся, а ведь они стоят прямо у края крыши. А между тем горящие окна напоминают сверкающие звезды в небе, а сине-черное небо кажется космическим пространством. 
         Картина интересная, она дает зрителю додумать картину, ее сюжет, она чем-то напоминает сказку.  На ней отлично показана увлеченность ребят. После ее просмотра захотелось  посмотреть на звездное небо и полюбоваться потрясающими звездами, и нахлынули детские воспоминания, когда-то я тоже мечтал стать космонавтом и полететь в космос.

    Слайд 15

    Сочинение-описание по картине Ф.П. Решетникова «Мальчишки», слайд 15

    Картины Ф.Решетникова разнообразны. Среди них есть произведения, посвящённые детям и детству. К ним относится картина «Мальчишки», написанная в 1971 году.
    На ней изображены три мальчика на крыше дома, Небо — темно-синее, ярко горят окна домов, фонари освещают улицы. Значит, изображён поздний вечер. Автор использует тёмные, приглушённые тона, нет ярких красок, картина передаёт спокойствие и умиротворение.
    Картину можно разделить на три части: верхнюю часть занимает вечернее небо, центр- город в огнях, на переднем плане — мальчики.
    Мне кажется, что герои картины — друзья. Ребята примерно одного возраста, поэтому, возможно, они одноклассники. А если в такое позднее время они вместе, то живут, наверное, в доме, на крыше которого находятся, они соседи. Ребята пришли сюда, чтобы посмотреть на звёздное небо, полюбоваться его красотой, найти какое-то созвездие. Мальчик повыше на что-то указывает. Наверное, он прочитал интересную книгу о космосе, о космических полётах, о созвездиях, о спутниках и теперь делится своими знаниями с друзьями. Его роль автор подчеркнул белой рубашкой, которая светлым пятном выделяется на фоне темного неба. Он хороший рассказчик: два других мальчика с большим интересом слушают его. Мальчик, стоящий рядом, высоко подняв голову, держась за ограждение на крыше, широко открытыми глазами смотрит в небо. Его так захватил рассказ, что он открыл рот да так и замер. Другой мальчик слушает, облокотясь на какое-то строение на крыше. Ему тоже интересно, но им владеют совершенно другие чувства. Взгляд его мечтателен6 задумчив, он любуется красотой звёздного неба. По тому, как изобразил ребят художник, можно сказать о характере каждого из них. Они совершенно разные: рассказчик — умный, начитанный, серьёзный, наверное, отличник; стоящий рядом с ним — очень впечатлительный, застенчивый, тихий; третий мальчик — романтик, мечтатель, наверное, выдумщик. И им интересно друг с другом именно потому, что они разные.
    Картина мне очень понравилась. Кажется, что сам находишься на крыше вместе с этими ребятами. Как хотелось бы иметь таких друзей!

    5 класс

    Федор Решетников – известный советский художник. Многие его работы посвящены детям. Одна из них – это картина «Мальчишки», она написана в 1971 году.

    Ее можно разделить на три части. Главные герои этой картины – три мальчика. Видно, что они забрались на крышу, чтобы быть поближе к небу и звездам. Художник сумел очень красиво изобразить поздний вечер. Небо темно-синего цвета, но звезд не видно. Может быть, мальчишки поэтому и забрались на крышу, чтобы увидеть, как появляются первые звезды.

    На заднем плане светятся окна в многоэтажных домах. Ребята мальчики живут большом в городе. Даже ночью здесь светло, потому что есть уличные светильники. Чтобы увидеть звезды нужно подняться на последний этаж или на крышу дома.

    В центре картины расположились мальчишки. Они примерно одного роста, ровесники. Могут быть одноклассниками, друзьями или соседями. Они внимательно смотрят в темное небо.

    Один из мальчиков одет в белую рубашку и имеет темные волосы. Он указывает на небо и как будто рассказывает своим друзьям какую-то интересную историю. Он самый активный из всей компании и серьезный. Видно, что он много знает и готов делиться знаниями с друзьями.

    На переднем плане стоит мальчик со светлыми волосами. Он одет в темную одежду, из-под нее выглядывает белая майка. Этот мальчик тоже смотрит в небо. От удивления он даже раскрыл рот. Наверное, ему страшно, потому что он крепко держится одной рукой за перила.

    Третий мальчик одет в голубую рубашку и тесный жилет. Его лицо повернуто к небу, голову подпер рукой. Он слушает товарища и мечтает о небе, полетах в космос.

    Мне очень понравилась картина «Мальчишки», которую написал Федор Решетников. Здесь всего три героя, но автор сумел показать и их внешний вид, и характеры. Небольшие детали помогают нам понять, где живут мальчики и что небо является их мечтой.

    Сочинение вариант 2

    Федор Павлович Решетников особую часть своего творчества посвящал детской поре. Ведь это пора, характеризуется безмятежностью, жизнерадостностью и любознательностью. Лишь только в этот период мы можем мечтать и представлять наше будущее. Только прочувствовав и поняв каждого своего персонажа Решетников, изображает его на своей картине. Его произведение достаточно интересное, дающая почву для размышлений. Мы можем додумать, о чем говорят мальчишки, может они спорят или тихо мирно разговаривают. Может они ищут в ночном небе созвездия или полярную звезду. А может они наблюдают, как летит самолет. Лишь только наши чувства и наше восприятие поможет нам в ответе на этот вопрос.

    Так на картине «Мальчишки» мы видим летний, теплый вечер и трех озорников мальчишек. Весь ночной город окутан тишиной. Где-то в окнах квартир горит счет, в городе кипит жизнь. Возможно, мальчишки слышат, как проносятся машины и разговоры людей. Но они, взобравшись на крышу дома, смотрят на звездное небо. Забыв о страхе высоты, о том, что возможно в такое позднее время их потеряли родители, они не отрываясь, открыв рты, смотрят на ночное небо.

    Все три персонажа представлены в разных позах. Один из них в темной синей футболке оперся на перила, другой, подперев голову, слушает стоящего мальчика в белой рубашке. Тот что-то увлеченно рассказывает и показывает в небе. То ли созвездие звезд, то ли что-то необъяснимое проявляет интерес в этих мальчишках, у которых глаза горят любознательностью.

    Что же творится в голове у каждого из них не понятно, может они хотят стать летчиками испытателями, или астрономами, или как Гагарин сделать что-то фундаментальное для родины. А может они просто думают о своих заветных желаниях и прекрасном будущем. Они так увлечены магией неба, что их не пугает та высота, на которой они находятся. Их глаза наполнены верой в светлое и чистое будущее.

    Это картина дает почву для раздумий. Хочется мечтать и фантазировать, додумывая сюжет картины. Все мысли и чувства очень хорошо понимаются даже при одном взгляде на картину. Даже немного, кажется, что художник и сам хочет присоединиться к мальчишкам и помечтать о будущем. Особенно после просмотра картины вспоминаешь себя маленьким ребенком, в памяти всплывают воспоминания, как когда-то хотел стать космонавтом.

    После ознакомления с творчеством Федора Павловича Решетова мы видим насколько оно многогранно и чувственно. Как простые движения руками или положения тел могут объяснить о задуманном действии. Ведь смотря на такие картины, хочется любить, творить и мечтать о прекрасном будущем и вспоминать добрые былые времена.

    Сюжет картины

    Договорившись еще днем, три мальчика, живущие в большом городе, поздним вечером забрались на крышу самого высокого дома в их округе, чтобы поближе рассмотреть звездное небо.

    Им лет по восемь-десять. И они, конечно, все знают: про полеты Белки и Стрелки, про первый полет в космос советского человека и про то, что наши ракеты с космонавтами и спутники продолжают исследовать безбрежное пространство. Так выглядит картина Решетникова «Мальчишки», описание которой уже началось.

    Сочинение-описание картины Решетникова Мальчишки

    За всю историю отечественного искусства было множество выдающихся художников и других деятелей изобразительного искусства, но сегодня хотелось поговорить о произведениях одного советского художника Федора Павловича Решетникова, и в качестве примера хотелось использовать картину « Мальчишки » созданную им в 1971 году. Так как из всех произведений нашего художника ее относят к самой известной и распространенной.

    Можно отметить сразу, что в картине отражаются переживания того времени, а именно освоения космоса, после первого полета человека, в чем можно сразу убедиться, внимательно рассмотрев картину. Автору удается передать в своем произведение чувство детской мечты, которое олицетворяется в трех любознательных ребятишках, отважившись подняться на такую высоту, ради звезд, что манят своей загадкой и красотой

    По сюжету картины можно предположить, что основной мыслью в произведении является тяга к новому и неизведанному, ведь сила любопытства и знания заставила наших героев подняться на самую высокую крышу в округе, что даже огни многоэтажных домов внизу, кажутся очень далекими. Это также подтверждается и в изображениях самых детей. Их позы кажутся, словно застывшими как будто они находятся под воздействие волшебной, завораживающей силы. Один из них, скорее самый старший, указывает остальным на звезды и созвездия, но он также не лишен жажды поделиться знаниями с другими.

    Остальные герои, неотрывно устремляют взгляд, туда, где сквозь бесконечность доноситься свет других миров. Само же небо, не совсем ночное, а скорее вечернее, мы можем различить облака, темную синь, видна даже одна из звезд, напрашивается догадка, что автор представил нам звездное небо только в начале своего великолепия, показывая нам, что знание совсем не ограничено и в дальнейшем представляет новые открытия. Ведь с наступление ночи откроются любому взору даже самые далекие звезды.

    И в завершение всего хочется отметить, что Решетников хорошо справился со своей задачей, картина очень тонко передает атмосферу детского любопытства и жажды знания, а так же напоминает каждому о своих детских мечтах, которые были далеки, как самые далекие звезды.

    5 класс по русскому языку

    Немного истории

    История создания картины «Мальчишки» Решетникова имеет свои предпосылки. Замысел картины напрямую связан с темой космоса, передаёт дух того времени и, конечно же, всеобщее желание человечества продолжать осваивать неизведанные тайны.

    Биографические сведения

    Решетников Фёдор Павлович — знаменитый художник советской эпохи, один из самых значимых представителей соцреализма. Родился 15 июля 1906 года в селе Сурско-Литовское на Украине, в семье иконописца. Изобразительному искусству Решетников обучался на художественном факультете рабфака в Москве, а после его окончания поступил в Высший художественно-технический институт.

    Фёдор Павлович Решетников — один из самых ярких мастеров шаржей и карикатур. Он работал не только в области графики и живописи, но и ваял скульптуры сатирическо-юмористического характера.

    Творчество Решетникова весьма разнообразно. Среди его работ есть произведения, посвящённые периоду детства. К ним относится шедевры с такими названиями:

    • «Достали языка» (1943).
    • «Прибыл на каникулы» (1948).
    • «Поймали нарушителя» (1950).
    • «Письмо в дальние края» (1952).
    • «Любины уроки» (1952).
    • «Переэкзаменовка» (1954).
    • «Мальчишки» (1971).

    Художник проявил себя и в педагогической практике. Он читал лекции в Московском государственном художественном институте им. В. И. Сурикова и Московском пеагогическом динституте им. В. И. Ленина.

    Многолетний труд Фёдора Павловича был удостоен звания лауреата Сталинской премии второй (1949) и третьей степени (1951). Среди многообразия работ кисти художника есть действительно талантливые произведения социалистического реализма. Этот человек отличился не только верой канонам реалистического искусства, но и своим патриотизмом и верностью собственным принципам. Решетников Фёдор Павлович ушёл из жизни 13 декабря 1988 года.

    Произведения в духе эпохи

    Работы Решетникова невероятным образом переносят в эпоху дедушек и бабушек. Они пронизаны настроением того времени, о чём свидетельствуют детали работ мастера. Эта ностальгия явилась первопричиной популярности полотен художника.

    В своих работах автор описывал детей, акцентируя внимание на том, что всегда и везде, в любое, даже тяжёлое время, ребёнку свойственно оставаться самим собой, а значит он смотрит на окружающий мир своим ещё по-детски наивным взглядом.

    Личная жизнь

    «После войны он женился на Лидии Бродской, дочери художника Исаака Бродского, ученика Ильи Репина. Лида была очень красивой, работала танцовщицей в цирке, а дядя усадил ее… за мольберт. И не ошибся: Лида начала писать пейзажи, стала известным живописцем, получила звание народного художника СССР», – рассказал о личной жизни дяди Евгений Васильевич.

    Его старший брат Василий к 2020 году считался единственным ныне живущим Героем СССР, воевавшим на Ил-4. По стопам знаменитых родителей – Лидии и Федора Решетниковых – пошла и единственная дочь Любовь.

    Ф. Решетников, «Опять двойка». История создания

    Изначально художник хотел написать картину про круглого отличника, который сообщает маме об очередной пятерке. В поисках такого ученика Федор Павлович отправился в школу. Учителя посадили художника на «галерку», откуда он внимательно за всеми наблюдал и потихоньку зарисовывал. Дети явно смущались и немного волновались, так как подумали, что этот мужчина пришел из гороно с проверкой. Учитель вызвал к доске одного отличника и дал решить ему абсолютно несложную задачу. Но мальчик очень растерялся, не мог сосредоточиться и решить заданный пример. Из класса учащиеся ему шептали подсказки, но из-за испуга он их совершенно не понимал. Он опустил голову и молча стоял с мелом в руках. И тогда родилась у художника новая тема, и появилась картина «Опять двойка». Решетников сделал главным героем парнишку неглупого и живого.

    На втором плане

    А за школьниками Решетников («Мальчишки»), описание картины которого продолжается, изобразил Он необыкновенно хорош. Высокие дома с поблескивающими золотом теплого домашнего уюта окнами плавают в дымке и становятся частью огромного Космоса. Только название у него родное — Земля, которая притягивает каждого настоящего космонавта. После странствий так приятно вернуться на родину, на любимую Землю.

    Теплым летним вечером Ф. Решетникова «Мальчишки» заканчивается, мальчики загадывают желания, глядя на Они все трое устремлены мечтами в будущее, которое откроет им многие тайны. Пройдет время и, может быть, у них изменятся мечты, но тяга к освоению нового, неизведанного, останется.

    Награды и премии

    • Сталинская премия второй степени (1949) — за картины «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» и «Прибыл на каникулы»
    • Сталинская премия третьей степени (1951) — за картину «За мир!» (1950)
    • Народный художник РСФСР (13 сентября 1956)
    • Народный художник СССР (10 октября 1974)
    • Орден Трудового Красного Знамени (1932) — за участие в арктической экспедиции на ледоколе «Александр Сибиряков»
    • Орден Красной Звезды (1934) — за участие в экспедиции на пароходе «Челюскин»
    • медали

    Крупным планом

    На первом плане показаны три мальчика с различными характерами. Вглядитесь в их лица и позы.

    В центре с высоко поднятой рукой, которая на что-то указывает, стоит знаток, который явно читает лекцию. Он-то, конечно, уже побывал в планетарии, пересмотрел атласы звездного неба и знает все созвездия и Северного, и Южного полушарий. Сейчас он, может быть, показывает, где найти Полярную Звезду, в каком созвездии она находится, или рассказывает, как на небе отыскать Большую Медведицу и почему она так называется, или показывает Орион — самое красивое созвездие — бабочку наших широт. А может, он указывает на летящий спутник. На небе есть на что посмотреть.

    Картина Решетникова «Мальчишки», описание которой дается в этом материале, расскажет и о характерах двух других мальчиков. Стоящий рядом слева белобрысый мальчуган явно младше (он ниже ростом, и выражение его лица более наивное), и он с интересом впитывает неизвестные ему знания. Картина Решетникова «Мальчишки», описание которой продолжается, очень явно обрисовала характер младшего мальчика, любознательного, но еще не умеющего самостоятельно найти новые знания. А самый интересный и загадочный персонаж — мечтатель. Он изображен удобно облокотившимся на выступ крыши и вполуха слушающим немудреные рассуждения своего друга. У него в голове уже складываются его собственные представления о галактических путешествиях, в которых он сейчас, быть может, принимает уже участие.

    Федор Павлович Решетников

    Будущий художник родился в селе на Украине в 1906 году в семье потомственных иконописцев. Он рано осиротел и, когда подрос, стал помогать старшему брату, который, чтобы выжить, бросил учебу и продолжил дело отца. Он стал его подмастерьем, а позже, видя, что без образования невозможно найти интересную работу, уехал в Москву и там в 1929 году закончил рабфак. Потом была учеба для получения высшего художественного образования. Его учителями были Д. С. Моор и Еще в студенческую пору, график по образованию, насмешник и романтик, он принимал участие в нескольких полярных экспедициях, за которыми с замиранием сердца следили все советские люди. Ведь он с челюскинцами оказался на дрейфующей льдине. И хотя его призванием были шарж и сатира, художник охотно занимался

    К 1953 году, став уже признанным мэтром и академиком, он внезапно с увлечением рисует детей, молодея вместе с ними. Одним из полотен станет картина Решетникова «Мальчишки», описание которой будет дано в следующем разделе.

    Автор: Лычаная Валентина Васильевна
    Должность: учитель русского языка и литературы
    Учебное заведение: МОУ ООШ № 5
    Населённый пункт: город Алексеевка Белгородская область
    Наименование материала: методическая разработка урока
    Тема: Сочинение по картине Ф. Решетникова «Мальчишки» 5 класс
    Раздел: среднее образование

    Урок развития речи

    Подготовка к сочинению по картине

    Ф.П.Решетникова «Мальчишки».

    Цель урока: подготовить учащихся к описанию изображённого на картине.

    Задачи урока:

    Образовательные. Познакомиться с биографией и творческим

    наследием художника, научить собирать рабочие материалы по картине;

    сформировать умение писать сочинение;

    Развивающие. Развивать умение самостоятельно и четко

    формулировать собственную мысль, выделять короткие аргументы для

    формулировки точки зрения и подбирать факты для их подтверждения.

    Воспитательные. Воспитывать самостоятельность и ответственность,

    умение видеть прекрасное, интерес к различным видам искусства.

    Оборудование: репродукции с картин Ф.П. Решетникова, презентация,

    ученические сочинения.

    1. Сообщение темы, цели и задач урока

    Организационный момент

    Сегодня на уроке нам предстоит написать сочинение по картине Фёдора

    Павловича Решетникова «Мальчишки». С этим художником мы встречаемся

    впервые. Давайте вспомним, что необходимо знать, чтобы в конце урока в

    ваших тетрадях появилась творческая работа.

    Напоминаю памятку «Как писать сочинение по картине»

    Памятка «Как писать сочинение по картине»

    1.Назовите автора картины и расскажите о художнике.

    2.Что в картине главное, о каком событии или явлении рассказал

    художник?

    3.Что автор передал на переднем плане? На какие объекты он обращает

    наше внимание? Почему? Опишите их, подбирая точные «рисующие»

    слова.

    4.Что вы видите на заднем плане картины? Как художник его

    изобразил? Почему?

    5.Покажите своё отношение к картине: нравится ли она вам и чем?

    2.Вступительное слово.

    Предаваться мечтам превосходно порою,

    От раздумий таких на душе красота,

    А мечта все ведет и ведет за собою,

    В ней счастливые будни и чувств полнота…

    Но не стоит на облаке вечно кататься,

    Чтоб достичь высоты, недостаточно слов,

    И на землю приходится снова спускаться

    После славных полетов – мечтательных снов…

    1.Ребята, скажите, о чём стихотворение?

    2.О чём мечтаете вы?

    3.Вспомните домашнее задание?

    4.Подойдёт ли это стихотворение к той картине, с которой вы работали дома.

    (уч.Ч1. упр.229)

    Вспоминаем домашнее задание, работаем с картиной. Вспоминаем типы

    речи

    Работа в парах: ребята должны определить к какому типу относится

    каждый текст и доказать почему (назвать 2 признака).

    На доске схема- подсказка “типы речи”. У каждой пары по два текста, но

    один обязательно описание.

    Учитель помогает сделать вывод, задаёт вопрос:

    Какие особенности описания вы можете отметить?

    (вопрос – какой?, называет общее впечатление ).

    Молодцы, правильно выделили все признаки описания.

    Словарная работа.

    -Запишите слова и вставьте буквы на месте пропуска.

    П..др..сток;

    Ра(с/сс)казывает;

    Уд…в…льствие;

    Ра(с/сс)казчик;

    Г..л..ктика;

    Пл…нета;

    К…см…с;

    К…смический к…рабль;

    В(о/оо)бражают;

    П…рила;

    Тёмно(-/слитно) синем.

    Можно ли эти слова использовать в нашей письменной работе?

    Задаёт вопросы учащимся:

    Итак, вспомним из каких частей должен состоять текст любого сочинения?

    А сочинения по картине? Во вступлении что напишем? (несколько слов о

    художнике и картине). Работа с текстом в парах:

    Перед вами небольшая статья о художнике выпишите в парах важные факты

    биографии Решетникова. (2 коротких предложения).

    Все вместе рассматриваем другие картины художника на слайдах

    презентации

    Работают с карточками.

    Карточка (дети работают с текстом)

    Фёдор Павлович Решетников — советский художник с детства увлекался

    рисованием. Художник Ф. П. Решетников очень любил писать картины на

    детскую тематику. Часто наблюдал за игрой подростков . И постепенно он

    стал все чаще изображать на своих картинах детей в разных жизненных

    ситуациях. Картина Решетникова “Мальчишки” была создана в 1971 году и

    тоже посвящена детям.

    Помогает вспомнить учащимся , что в тексе-описании могут присутствовать

    метафоры и эпитеты. Вместе пытаемся привести примеры и найти в тексте.

    Работают в парах. Составляют план для работы над сочинением-описанием.

    План:

    1. Вступление.

    (Несколько слов об авторе и картине).

    2. Осн.часть.

    (Передний план, задний план, главные герои, настроение, цвета). Используем

    метафоры и эпитеты.

    3. Заключение.

    (Понравилась картина или нет?)

    II.

    Рассказ

    о

    художнике

    и

    о

    его

    других

    картинах

    с

    использованием

    презентации.

    Фёдор Павлович Решетников — советский художник с детства увлекался

    рисованием. Художник Ф.П.Решетников очень любил писать картины на

    детскую тематику. Часто наблюдая за игрой подростков в “войнушку”.

    Именно с того дня он стал все чаще изображать на своих картинах детей в

    разных жизненных ситуациях. Картина Решетникова “Мальчишки” была

    создана в 1971 году и тоже посвящена детям. Прошло десять лет после

    легендарного первого полета человека в космос. Все мальчишки грезили о

    космосе и как один хотели быть похожими на Юрия Гагарина. На картине три

    мальчика, которые августовской ночью забрались на крышу многоэтажного

    дома, чтобы понаблюдать за звездным небом. Как известно в августе в

    средней полосе России очень часто можно наблюдать звездопад и мальчишки,

    завидев очередную падающую “звезду”, стараются как можно быстрее

    загадать самое сокровенное желание.

    Ладонью, заслонясь от света,

    Сидит мальчишка.

    Тишина.

    И вдруг волшебное:

    — Ракета достигла станции Луна.

    И оторвавшись от тетрадок,

    Сказал с достоинством:

    — Порядок. —

    Как будто так и быть должно.

    Должно быть так,

    А не иначе.

    И удивительного нет,

    Что это нами,

    Нами начат

    Штурм неразгаданных планет.

    Его за скупость не корите:

    Мальчишка сдержан потому,

    Что продолжение открытий

    Эпоха вверила ему!

    Автор: Л. Татьяничева

    III. Первичное восприятие картины

    Рассмотреть картину. Чем понравилась? Объяснить название.

    IV. Беседа по картине, запись вопросов и подбор рабочих материалов.

    Вопросы для беседы

    Рабочие материалы к сочинению

    Что изображено на картине?

    Какое время суток?

    Что на это указывает?

    Поздний вечер, тёмно-синее небо,

    огни вечернего города, освещённые

    окна домов, тени на крыше.

    На какие части можно разделить

    картину?

    Небо, город, мальчики на крыше.

    Какие краски и тона преобладают?

    Темные, приглушённые; неясные,

    размытые контуры.

    Кто герои картины?

    Три друга, одного возраста, наверное,

    одноклассники, соседи.

    Где мы их видим?

    Как они там оказались?

    Для чего они туда пришли?

    На крыше дома, внимательно

    всматриваются в ночное небо.

    Как они изображены?

    Опишите каждого:

    роль

    внешность

    поза

    выражение лица

    1. Указывает на что-то в небе,

    делится увиденным,

    прочитанным. Выделяется.

    Хороший рассказчик, сумел

    заинтересовать друзей.

    2. Увлечён увиденным и

    услышанным. Застыл от

    удивления и восхищения.

    3. Не отрываясь тоже смотрит на

    небо. Взгляд его задумчив,

    мечтателен.

    Что можно сказать о характере

    каждого?

    1. Серьёзный, целеустремлённый.

    2. Очень впечатлительный.

    3. Романтик, мечтатель.

    V. Словарная работа.

    Картина, произведение, холст.

    Мальчишки, герои картины, ребята.

    Художник, Ф.П.Решетников, живописец, автор картины.

    VI Составление устного рассказа по картине. Опрос 2-3 учеников.

    VII . Рефлексия. Что нового узнали на уроке.

    Какие трудности возникали в процессе работы? Как вы их преодолевали?

    Дайте оценку нашей работе

    VII . Поработать с черновиком и написать работу по предложенному

    плану(2-ой урок)

    Карточка на парту для работы в парах.

    План сочинения.

    Разработайте!!! Подумайте и обсудите, что напишите в каждой части?

    1.

    ВСТУПЛЕНИЕ

    2.

    ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    3.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

    Образец сочинения.

    Ф.П.Решетников – известный советский художник, который часто писал

    картины, изображающие детей. Без сомнения, самое знаменитое его полотно

    – это «Опять двойка!» Но и картина «Мальчишки» тоже достаточно известна.

    Это произведение – гимн мечте о звездах. Оно показывает трех

    мальчишек, которые поздним вечером взобрались на крышу дома, чтобы

    посмотреть на небо. Друзья стоят рядом. Один из них одет в белую рубашку,

    контрастную на фоне темного неба, и изображен в центре. Поэтому мы сразу

    обращаем внимание на него. Он о чем-то увлеченно говорит, указывая на

    звезды. Я думаю, это он интересуется астрономией и уговорил друзей

    полезть на крышу. Рядом стоит светловолосый мальчик, он завороженно

    слушает своего друга, даже немного раскрыл рот. Третий их приятель почти

    лежит на каком-то предмете или приспособлении, может быть, это вход на

    чердак. Он, подпирая рукой голову, тоже смотрит на небо, но кажется, что он

    не столько слушает, сколько мечтает.

    На заднем плане картины мы видим город. Дома трудно разглядеть

    в темноте, поэтому светящиеся в них окна кажутся тоже звездами. Мальчики

    могут представить себе, что они летят в космическом корабле среди

    созвездий.

    Мне очень понравилась картина Решетникова. Она красивая, у неё

    интересный сюжет. Кажется, что ты тоже находишься на крыше с этими

    мальчиками и мечтаешь о полете в космос.

    Русский язык

    5 класс

    Урок № 31

    Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки»

    Перечень рассматриваемых вопросов

    1. Сочинение по картине Ф. Решетникова «Мальчишки».
    2. Приёмы написания сочинения.
    3. План сочинения – описания по картине.

    Тезаурус

    Сочинение – вид письменной школьной работы, представляющий рассуждение, изложение своих мыслей и чувств по заданной теме.

    Картина – произведение искусства, обладающее законченным характером и самостоятельным художественным значением.

    Композиция картины – расположение предметов в пространстве, выделение главного в изображении.

    Список литературы

    Обязательная литература:

    1. Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 5 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Автор картины «Мальчишки» – художник Фёдор Решетников. Большое место в его творчестве занимают картины о детях и для детей. Картина «Мальчишки», написанная в 1971 году, тоже посвящена детям. Рассмотрим подробнее эту картину.

    Подготовка к сочинению по картине решетникова мальчишки 5 класс презентация

    Что изображено на картине? Поздним вечером трое мальчишек забрались на крышу и что-то увлечённо разглядывают в небе.

    Кто находится в центре композиции? Трое мальчиков.

    Где они находятся? На крыше дома в одном из жилых районов. Они стоят под звёздным небом.

    Что изображено на заднем плане? Синее вечернее небо, огни большого города, освещённые окна домов.

    Передний план картины освещён, и небо не кажется тёмным.

    Кто главные герои картины? Это три мальчика, они ровесники.

    Где мы видим главных героев картины? Что они делают? Они внимательно всматриваются в ночное небо.

    Как художник изображает мальчиков? Опишем каждого из них по плану: внешность, поза, выражение лица, отведённая автором роль.

    В центре картины – мальчик в белой рубашке. Он поднял руку вверх. Должно быть, он впечатлён светом далёких созвездий. Он о чём-то с интересом рассказывает товарищам, выступает в роли рассказчика. Второй мальчик смотрит и слушает очень внимательно. Даже раскрыл рот – такой захватывающей представилась ему картина. Мальчик справа, не отрываясь, смотрит ввысь. Он молчит и о чём-то мечтает.

    Роли друзей распознать несложно. Мальчик в белой рубашке – рассказчик, его друзья – слушатели.

    Что можно сказать о характере каждого мальчика? Первый мальчик – серьёзный, начитанный, второй – очень впечатлительный, а третий – романтик, мечтатель.

    Определим цель автора картины. Художник умиляется детскому любопытству и любознательности, воспевает красоту и неизведанность космоса.

    Какова же основная мысль этого произведения живописи? Вселенная, окружающая человека, прекрасна, только надо уметь замечать эту красоту.

    Составим план описания картины.

    I. Вступление. (Несколько слов об авторе и картине).

    II. Основная часть. (Передний план, задний план, главные герои, настроение, цвета). Используем метафоры и эпитеты.

    III. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

    В описании картины Вы можете использовать следующую опорную лексику:

    Передо мной картина…

    На картине изображены…

    Цветовая гамма…

    При создании картины мастер использовал…

    Художнику удалось…

    Обратите внимание также на опорные фразы и словосочетания: тёмное небо, увлечённо рассказывает, заворожено слушает, мечтательно смотрит, созвездия. Эти опорные слова помогут составить описание картины.

    Пример написания сочинения.

    Фёдор Петрович Решетников – известный советский художник, посвящавший свои картины детям. Его картина «Мальчишки» – это прославление мечты о космосе.

    Художник изображает трёх мальчиков, которые поздним вечером забрались на крышу дома, чтобы посмотреть на небо. Товарищи стоят рядом. Тот, что в центре, одет в белую рубашку. Он поднял руку. Его одежда отражает свет ночных фонарей. Поэтому мы сразу понимаем, что художник сделал его композиционным центром картины. Мальчик о чём-то увлечённо рассказывает, показывая на звезды.

    Рядом стоит его светловолосый товарищ, он слушает своего друга, даже немного раскрыл рот. Третий их друг, облокотившись на парапет, тоже смотрит ввысь, но кажется, что он не слушает, а мечтает о чём-то. На заднем плане картины мелькает огнями ночной город. Окна домов горят, словно созвездия.

    Должно быть, мальчики представляют себя космонавтами. Эта картина проникнута вдохновением и жаждой приключений. Наверняка ребята мечтают о далёких планетах и не открытых ещё звёздах.

    Примеры разбора заданий из Тренировочного модуля

    Выбор элемента из выпадающего списка

    В центре композиции – стол с белым кувшином, из которого словно выпрыгивают пушистые ветки сирени. На столешницу небрежно наброшена салфетка, одна ветка упала на раскрытую книгу, случайно забытую около импровизированной вазы. Пышные цветы в букете написаны светлыми тёплыми красками: фиолетовыми, розовыми, красными, белыми, сиреневыми. Букет оттенён зеленью веток, он немного растрёпан ветром. Мы как будто вдыхаем его сладкий, душистый аромат.

    Варианты ответа:

    сочинение – описание картины

    рассуждение

    описание предмета

    Для выполнения задания нужно применить алгоритм:

    Вспомнить, особенности каждого вида текста и проанализировать предложенный текст. Сочинение – описание картины предполагает описание предметов, изображенных на картине, цветовой палитры, планов и пр. Рассуждение предполагает размышление на определённую тему с приведением доказательств и фактов. Описание предмета – характеристика одного предмета. Текст описывает несколько предметов, их расположение относительно друг друга, цветовую гамму, поэтому можно сделать вывод, что перед нами сочинение – описание картины.

    Правильный ответ:

    сочинение – описание картины

    Подчёркивания элементов

    В центре картины изображены уютные дачные домики, в окнах которых горит закат. За домами – высокие изумрудные сосны. Перед домами – небольшой деревенский пруд. Он зарос и кажется сказочным. На заднем плане картины – небо, переливающееся всеми цветами заката: от ярко-красного и светло-жёлтого до бледно-фиолетового и даже лазоревого.

    Варианты ответа:

    снег

    зима

    вечер

    Чтобы выполнить это задание, необходимо применить алгоритм:

    Проанализировать текст, выделить то, о чём говорится в тексте, его главную мысль. В тексте говорится о домах, деревьях, небе и заходящем солнце. Из всех заголовков ближе всего «Вечер».

    Правильный ответ:

    вечер

  • Подготовка к сочинению по картине портрет милы 7 класс
  • Подготовка к сочинению по картине васнецова баян 9 класс
  • Подготовка к сочинению по картине пластова летом 5 класс презентация
  • Подготовка к сочинению по картине хабарова портрет милы в 7 классе
  • Подготовка к сочинению по картине левитана осенний день сокольники 8 класс презентация