1
Рустем Хузин картина «У окна». Нужно сделать описание этой картины.
Можно писать полное описание или хотя бы ключевые слова для сочинения.
Вот само полотно.
10 ответов:
12
0
Рустем Хузин «У окна» сочинение описание этого полотна можно сделать таким образом:
Картина буквально разделена на две части, два плана при помощи огромного окна. Оно даже не все поместилось на полотне. На переднем плане изображен мальчик, явно дошкольник. Мы видим его со спины. Он одет в клетчатую рубашку и синие брюки. Мальчик что-то увлеченно рисовал. Листы бумаги с яркими рисунками, а также несколько карандашей лежат справа от него. Слева виднеется вазон с геранью. Мальчик увлеченно смотрит в окно. Может он устал рисовать, ждет, когда родители придут домой.
Дальний план картины — это двор, занесенный снегом. Напротив видна часть дома, в его окнах горит теплый желтый свет. Этот двор нарисован не четко. Он укутан белой дымкой от снега. Ничего интересного там не происходит. Всего лишь дворник подметает снег. Не нем виднеются рыжие пятна. Наверное, это опавшие листья, сметенные в кучи. Их припорошил неожиданно выпавший снег. Возможно это он привлек внимание мальчика — первый снег.
Впечатление от картины:
Она какая-то мягкая, спокойная, уютная. Потому что первый план — это квартира, в ней хорошо и спокойно. да и за окном течет размеренная жизнь. Природа уже засыпает.
А вот и репродукция картины:
12
0
На картине «У окна» художник изобразил мальчика, который смотрит в окно.
На переднем плане мы видим мальчика, он совсем небольшой, он повернут к нам спиной.
Мальчик одет в клетчатую рубашку и темные брюки, его локти упираются в подоконник, мальчишке явно интересно наблюдать за тем, что творится за окном.
На подоконнике стоит горшок с цветком, с другой стороны мы видим несколько листиков с рисунками, карандаши и машинку. Мальчик увлеченно рисовал, потом он увидел за окном что-то интересное и его внимание переключилось на другое.
На заднем плане мы видим двор весь покрытый снегом, дворник с метлой подметает двор. Напротив светятся окошка в соседнем доме.
При просмотре на картину создается положительное впечатление, как хорошо и интересно наблюдать за жизнью своего двора зимой сидя в теплой и уютной квартире.
7
0
Передо мной красивая, светлая картина художника Рустема Хузина «У окна».
Глядя на картину удивляешься, как точно изобразил художник происходящее, словно смотришь на фотографию. На переднем плане изображено большое окно и ребенок спиной. Маленький мальчик смотрит в окно, рядом лежат карандаши и рисунки. Еще на подоконнике можно увидеть цветок, а с другой стороны игрушки.
На улице зима и дворник прибирается на своем участке. Именно за работой дворника так пристально наблюдает ребенок. В здании напротив в окнах виден свет.
Глядя на картину мне хочется встать рядом с мальчиком и смотреть в это большое окно. Эта картина вызывает у меня чувство нежности и тепла.
7
0
Я бы предложила разделить написание сочинения на три части. Во введении стоит написать про самого автора данного произведения. Укажите где картину можно увидеть и год ее написания. Дальше следует основная часть. Тут уже пишем конкретно, что видим на картине. Понятно, что главное действующее лицо тут мальчик, поэтому его описываем поподробнее. Дальше уже напишем, что изображено на подоконнике рядом с ребенком, а потом уже непосредственно, что малыш видит за окном. Там метель, другой дом и человек похожий на дворника, который возможно посыпает дорогу песком. Опишите дом на заднем плане. В третьей части сочинения пишем, чем картина вам понравилась и ваши ощущения.
5
0
На переднем плане картины мы видим маленького мальчика лет пяти-шести, облокотившегося на подоконник перед большим окном. Он смотрит в окно, видно, что его внимание привлечено чем-то, что происходит на улице, или он кого-то, возможно, ждет. Он даже отложил свое занятие рисованием, справа мы видим бумагу, на которой уже что-то нарисовано и карандаши. На мальчике надета клетчатая рубашечка.
За окном зима, двор перед домом, соседний дом, либо скоро стемнеет, либо это довольно раннее утро, поэтому в окнах дома напротив горит свет. Мы вместе с мальчиком видим дворника за его обычным занятием, в его руках большая метла.
Мне очень нравится эта картина, она передает какую-то атмосферу детства, когда все было событием, все было интересно, за окном спокойный пейзаж, как-то приятно на все это смотреть.
5
0
Рустем Хузин — современный художник, его картины обычно эстетичны, их приятно рассматривать.
На картине изображен мальчик, который смотрит в окно. Вся его фигура показывает, что он что-то рассматривает. Мальчик отложил рисование. Мальчик еще маленький, скорей всего не ходит в школу. За окном зима. Чистая, белая, снежная зима. И зритель концентрируется на природе вместе с ребенком. Картина создает впечатление уюта домашнего тепла и морозного утра на улице. Уют придает зеленый цветок на подоконнике. На улице, за окном мы видим дворника, чистящего снег в большом просторном дворе. Деревья все в снегу, ночью шел снег. Вдалеке стоит дом, в окнах свет. Скорей всего это раннее зимнее утро, солнца еще нет.
Картина выполнена в светлых тонах, характерных для зимнего времени года.
4
0
Описание данной картины можно сделать так.
В первую очередь взгляд останавливается на мальчике. Ему на вид лет шесть, одет он тепло. В рубашке и штанах. Он явно был занят рисованием. Его рисунки лежат на подоконнике. Так же там есть машинка мальчика, и цветок, похожий на герань. В какой то момент мальчик отвлекся, либо устал рисовать и стал смотреть в окно. Ему интересно наблюдать за изменениями за окном. Видно, что выпал снег.
А во дворе мы видим дворника. Он выполняет свою работу, подметает двор.
Так же видно соседний дом, где горят окна, и деревья.
В целом картина вызывает приятные эмоции. Каждый из нас хоть раз так стоял и смотрел в окно, наблюдая за природой или людьми.
3
0
Сочинение-описание картины Рустема Хузина «У окна» пишем по плану.
- Что на первом плане.
- Описание мальчика.
- Какой сюжет картины.
- Почему мальчик смотрит в окно.
- Что на втором плане картины.
- Впечатление от картины.
Мы видим маленького мальчика, который смотрит из окна, по возрасту он выглядит на три или четыре года, одет в клетчатую рубашку. На подоконнике слева от мальчика цветок в горшке, справа игрушка и книжка-раскраска.
Мальчик смотрит на двор, время года на картине — зима.
Скорее всего, мальчик болеет, сидит дома и не может выйти на улицу.
Ему очень хочется выйти во двор.
Несколько дней назад выпал снег, ему очень хотелось покататься на санках, а теперь он смотрит в окно и видит, как дворник уже посыпает двор песком.
Художник нарисовал мальчика сзади, но глядя на картину, все равно по сюжету понимаешь, что мальчику грустно.
3
0
От картины так и веет теплом и уютом.
И так и хочется оказаться рядом с мальчиком и узнать, что же он там такого интересного увидел за окном?
Ребенку от силы пять годков. Одет он в рубашку в клеточку. На нем теплые синие штанишки.
Ребенок рисовал.
Это видно, ведь рядом с ним на подоконнике лежат брошенные листы с зарисовками и карандаши.
А до этого возможно игрался машинкой, она так же находится поблизости от него.
И вдруг что-то привлекло его внимание.
Возможно, ожидает маму, которая пошла в магазин.
А может, увидел, что-то-то из друзей вышел на улицу.
Напротив его окна, слева видна часть другого дома.
Скорее всего, начинается снегопад, рядом стоящий дом виден как бы сквозь снежную завесу. И в окнах горит свет. А дворник пытается привести двор в порядок, очисть его от снега.
Мы видим, что на улице выпал снег. И ребенку очень хочется туда, за окно. Побегать по пушистому снегу, поиграть в снежки.
2
0
Сочинение по этой картине можно сделать вот так:
На переднем плане я вижу ребенка. Это мальчик. Видимо он дошкольник. Рядом с ним лежат карандаши и альбом, наверное он что-то рисовал. Мальчик одет в клетчатую рубашку и тёмные брюки. Он что-то внимательно рассматривает в окошке.
На заднем плане, я вижу белый снег и дворника, который метет снег метлой. В соседнем доме горит на втором этаже свет. Думаю, что на картине нарисовано раннее утро. Мальчик увидел снег, который метет за окном.
Картина написана в светлых тонах. От неё веет теплом и домашним уютом.
Читайте также
На картине художника В.Маторина «Дмитрий Донской», в центре изображена важная историческая фигура, на фоне красивого русского города.
На переднем плане нарисована величественная фигура самого главного персонажа -князя Дмитрия Донского. На князе одеты военные доспехи, отливающие золотом. Выражение лица у Дмитрия мужественное, спокойное и немного усталое. На левой руке красуется красный плащ, расшитый драгоценными камнями. Правая рука согнута и своей кистью касается сердца. Это символ того, что Дмитрий Донской готов воевать за свою родную землю.
На заднем плане картины мы видим красивый город. Купола белокаменного собора величаво возвышаются. Голубая гладь воды, с плывущей лодочкой тоже украшают картину. Сверху полотна художник нарисовал синее небо, с плывущими белыми облаками на нем. Сине-голубые краски создают красивый контрастный фон для главного персонажа картины — Дмитрия Донского.
Картина создаем спокойное настроение. Красивой город, с мужественной фигурой князя, показывает образ сильного русского народа, который умеет отстаивать свою независимость.
Эта картина учит нас любить свою отчизну и ее историю.
Владимирка.
Эта картина Исаака Ильича Левитана написана в 1892 году и принадлежит Государственной Третьяковской галерее. Размер картины 79 х 123 сантиметра.
Картину отличает выразительное смысловое наполнение и поэтическая грусть. Объектом этого полотна является дорога, по которой до 1890 года отправляли каторжан на каторгу.
Отображенный на картине мрачный пейзаж, представляет конец лета, почти голую степь и ведущую вдаль дорогу. Лес впереди расступается, сумрачное, низко нависшее небо, бегущие обрывки облаков, вызывают чувство тоски. Бесконечная дорога убегает за горизонт.
«Владимирка» Левитана привлекает богатым историческим содержимым и поэтичной трагичностью пейзажа. Картина очень интересна и в живописном плане. Гармоничное сочетание красочных оттенков с изысканностью рисунка: от бледно-сероватых оттенков неба до зеленовато-землистых оттенков степи.
Мастерски передано тревожное настроение пасмурного неба, угрожающе нависшее над степной дорогой. Несколько оживляет унылый пейзаж светлое пятно церкви и тёмная фигура женщины, стоящая в немом ожидании у придорожного куста.
Весь холст пропитан искренним состраданием к чужому горю, к каторжанам, их близким, которые молча ожидают возле дороги.
План к картине
1) История написания картины «Сирень в корзине».
2) Описание сирени
3) Описание корзины.
3) Какие цвета использованы на картине.
3) Какие чувства вызывает картина.
4) Заключение ( понравилась ли картина и почему).
Картина Репина написана в 1876 году. На картине новгородский купец Садко, изображена сцена из былины о Садко, когда он попал в гости к морскому царю и так талантливо сыграл на гуслях, что царь не захотел его отпускать. И вот мы видим этот момент: чтобы удержать музыканта царь предлагает ему в жены одну из царевен. Художник показывает нам много красавиц, но купец выберет по былине простую девушку Чернавку, стоящую на заднем плане. Все царевны в красивых и богатых нарядах. Они одеты в национальную одежду. Их так много, что мы видим только их часть, а фигуры остальных теряются в толще воды. Картина написана в тёмных тонах. Только часть девушек как бы освещена лучами солнца, пробивающимися сквозь воду. Сказочным выглядит окружение Садко: тёмные водоросли, золотая рыбка, ещё несколько рыб на заднем плане, звезды, ракушки. Купец в длинной шубе, шапке внимательно смотрит на девушек, тщательно выбирая себе жену. Лицо его трудно рассмотреть, виден только профиль, небольшая борода на лице. Картина оставляет ощущение чего-то необычного, сказочного. Она заставляет ещё и ещё раз пробежаться взглядом по ней, выискивая все новые детали. Картина очень понравилась своей необычностью, оригинальностью, фантастичностью.
Отличная картина, наполненная яркими и сочными красками, все натуралистично и реально. Немного о натурщице — это Адеркас (баронский род из Прибалтики) Галина, которая в ту пору (год самой картины — 1918) была студенткой (Астраханский мед.университет). Есть набросок, на котором Галина несколько более «изящна»:
Описание картины:
- передний план (расположен на террасе, возможно — балконе) занимает стол, покрытый чистой, белого оттенка скатертью. На нем расположены: половинка спелого и красного арбуза в большой и глубокой тарелке, нарезанные дольки рядом и горизонтально расположенный между ними нож. также, присутствует тарелка с виноградом и яблоками, одно красное яблоко нарисовано отдельно. В плетенной тарелке лежат мучные изделия, в частности хорошо прорисован кекс, стоит несколько вазочек, возможно там варенье или мед. Слева на картине прорисован самовар и большая коробка, накрытая полотенцем;
- в центре расположена сама купчиха, с блюдцем в правой руке, смотрящая влево и вдаль. Рядом расположен трущийся о купчиху кот, с окрасом белых и темно рыжих, с полоской, тонов. Купчиха в дорогом темно-синего цвета платье с рюшами и в такого-же оттенка головном уборе. Плечи и область декольте оголены, имеется брошь на груди и серьги желтого оттенка в ушах;
- задний план выполнен отлично, он объемный и показывает красоту летнего дня, нарисованы деревья, по ветке ближайшего из них можно догадаться, что это дуб. Вдали виднеются церкви, одна расположена ближе, а другая дальше, виднеется и соседнее здание, а также угадываются и другие, менее прорисованные строительные объекты. На небе виднеются облака, освещаемые солнцем, время суток не известно. Вся картина наполнена ощущением неторопливости времени и мещанского ощущения сытости и достатка.
Цель урока: формирование культуры
устной и письменной речи при работе над
произведением живописи.
Задачи урока:
- совершенствовать умения строить
текст-описание; - активизировать мышление и речь путем приемов
сопоставления, сравнения, обобщения,
установления причинно-следственных связей; - формировать у учащихся умения употреблять
слова, их формы, синтаксические структуры в
соответствии с нормами литературного языка; - расширить лексический запас;
- воспитывать бережное отношение к национальному
культурному наследию.
Оборудование: мультимедийная
презентация для доски Smart; презентация с
видеорядом картин А. Дейнеки; рисунки учащихся на
тему “Зима” (цветовые ассоциации).
Ход урока
– Школьный этимологический словарь,
устанавливающий историю происхождения слов в
языке, содержит следующую запись об одном из них:
“тот, кто с умелыми руками”. Именно таким было
первоначальное значение этого хорошо знакомого
нам имени существительного. Попробуйте
определить, о каком слове идет речь.
(мастер, умелец, художник)
– Каково современное значение этого
слова?
(Ответы учащихся + работа с толковым
словарем: “тот, кто создает произведения
искусства; тот, кто работает в области
изобразительного искусства; тот, кто достиг
высшего мастерства в какой-либо сфере
деятельности”)
– В чем различие между первоначальным
значением слова и его современным значением?
(Современное значение связывает
деятельность художника с творчеством)
– Сегодня мы будем говорить об
уникальной личности, о человеке, который, работая
в области изобразительного искусства, достиг
высшего мастерства в этой сфере человеческой
деятельности, став создателем многочисленных
произведений искусства. Как, я думаю, вы уже
догадались, мы будем говорить о личности
конкретного художника и его картине. Итогом
этого разговора должно стать сочинение-описание
картины.
– Какой важной информацией о работе над
сочинением-описанием картины вы уж владеете?
– Что вы ждете от этого урока?
– Сформулируйте цель занятия?
(Ответы учащихся + дополнение ответов: собрать
необходимый языковой материал для написания
сочинения; определить замысел художника; учиться
слушать и слышать своего одноклассника и т.д.)
– Картина, как и художественный текст,
– это произведение искусства. Но если текст –
это произведение словесного искусства, то
картина – произведение живописного искусства.
При знакомстве с неизвестным нам литературным
текстом или художественным полотном мы хотим
одного – понять. Понять – значит постичь замысел
автора.
– Личность художника, безусловно,
ассоциируется с написанными им картинами.
Предлагаю вам познакомиться с художником, имя
которого пока для вас загадка, по созданным им
картинам. Вашему вниманию сейчас будет
представлена подборка полотен живописца.
Постарайтесь определить круг интересов
художника. Кто и что интересует его в окружающем
мире?
(Демонстрация видеоряда картин А.
Дейнеки)
Приложение 1
– Каков круг интересов художника.
Какова тематика его произведений?
(Спорт, город, труд)
– Кто для художника стал главным
предметом изображения? (человек)
– Имя художника, чьи работы вы только
что видели, Александр Александрович Дейнека.
Перед вами его фотография.
<Рисунок 1>
Но гораздо больше для понимания
личности живописца имеет автопортрет. Что такое
автопортрет? (автопортрет – это портрет
художника, написанный им самим)
(Знакомство с автопортретом)
<Рисунок 2>
На нас смотрит человек чувствующий,
пристально всматривающийся в окружающее; он
слово смотрит нам глаза в глаза и хочет о чем-то
спросить, а может быть, и сказать. Но за художника
говорят его картины.
– В 1930 году близкий друг Александра
Дейнеки поэт Николай Асеев создает цикл
стихотворений для сборника под названием
“Кутерьма”. У этого сборника есть и
подзаголовок – “Зимняя сказка”. Поэт предложил
А. Дейнеке создать иллюстрации к сборнику.
Определите лексическое значение слова кутерьма?
(“суета, беспорядок”).
– Предположите, зная название и
подзаголовок книги стихов, какие иллюстрации
создал для нее А. Дейнека.
(Ответы учащихся)
– Вы тоже поработали дома художниками
и передали с помощью цвета свое видение зимы.
Прокомментируйте выбор цвета.
(Ответы учащихся)
В созданных вами рисунках преобладают
белый, голубой, синий цвета.
– Обратимся к рисункам А. Дейнеки.
<Рисунок 3>
Удивил ли вас этот рисунок? Чем? (выбором
цветовой гаммы и предметов изображения)
<Рисунок 4>
– Где происходит действие? Что хотел
передать своим рисунком художник? Какое ощущение
зимы донести до нас – зрителей и возможных
читателей книги стихов?
(Ощущение холода, разобщенности людей,
застигнутых морозом; каждый спешит по своим
делам, не обращая внимания на других)
<Рисунок 5>
– Что общего между рисунками? В чем вы
видите различие? (события снова происходят на
улице; большая схематизация изображаемого,
художник прорисовывает только контуры
предметов)
Вывод: художник, создавая
иллюстрации, следовал главному принципу своего
творчества: писать для человека о человеке.
<Рисунок 6>
– Контурность характерна и для
четвертого рисунка. Определите, сравнив с
изображенным на предыдущих рисунках, позицию,
которую занимает человек по отношению к видам
зимнего города?
(Ответы учащихся)
– Человек, а это девочка, находится в
комнате и смотрит через окно на улицу.
– Понимаем ли вы, что чувствует
девочка? По каким деталям мы об этом
догадываемся?
(Ответы учащихся)
А ребята сидят по домам,
За окошком – холодный туман.
На окошке – в два пальца лед
Даже в щелку взглянуть не дает…
Если лампочка не зажжена,
В темной комнате тишина:
Ни звонкого смеха, ни бодрого крика…
Скучно… Печально… Темно и тихо.
– Именно к этим строчкам создавался
представленный рисунок. В чем совпадают текст и
рисунок? (совпадение в настроении)
– 1930 год – время создания иллюстрации
для сборника стихов. Через год в 1931 году Дейнека
пишет картину, которую называет “Девочка у
окна”.
<Рисунок 7>
Крайне редко художники превращают
рисунок-иллюстрацию в целостное живописное
полотно. А. Дейнека это сделал. Значит, ему
интересна эта тема.
– Какая тема? Почему автор дает
картине название “Девочка у окна”? Можете ли вы
предложить другое название?
(Ответы учащихся)
– А у картины оно есть – “Зима”.
Меняется ли наше понимание картины в зависимости
от ее названия?
– Остановимся на названии “Девочка у
окна”. Что первым обращает на себя ваше внимание
на этой картине?
(Контрастная цветовая гамма; небольшое
число деталей и т.д.)
– Запишем важные для понимания
картины понятия (запись на доске): полярность (=
контрастность) светлых и темных тонов, почти
монохромное (=одноцветное) цветовое решение.
– Определите значение слова
“монохромный” (одноцветный).
– Часто, описывая картину, мы обращаем
внимание на ее композицию: рассматриваем задний
и передний план, центральную часть. Подходит ли к
этой картине традиционное трехчастное деление?
(Ответы учащихся)
– Перед нами полотно, где только два
плана: передний и задний. А между ними окно. Но
удивительно не только расположение этих двух
планов относительно друг друга, но и то, какое
место отводится каждому из них на картине.
Проведем небольшой эксперимент:
листом бумаги закройте задний фон…, а теперь
передний… Что вы увидели?
И изображенное за окном, и
изображенное в комнате значимо для художника,
занимая равное место на картине. Своеобразной
связующей нитью, объединяющей мир за окном и мир
в комнате, является девочка, которая, находясь в
комнате, смотрит на улицу.
– Можем ли мы назвать данную картину
сюжетной?
(Ответ учащихся)
– Опишем то, что находится по ту
сторону окна. Перед вами таблица, которую
необходимо заполнить, работая в парах. Это
своеобразный план описания: что изображено?
каким изображено по цвету и по настроению?
Используем при заполнении таблицы словарик
эпитетов в вашем учебнике (словарные статьи:
“день”, “снег”).
(Вариант ответа)
Что изображено? | Каким изображено (цвет, | С чем (кем) можно сравнить? |
Зимний день | Недолгий, томительный, серый, сумрачный, безотрадный, грустный, скучный, унылый | |
Снег | Белый-белый, кипенно-белый (цвет белой пены, появляющейся при кипении), чистый, падающий, печальный, обильный. | |
Деревья и скамья | Запорошенные, задумавшиеся, мохнатые, окутанные свежевыпавшим снегом. |
(Чтение материалов таблицы)
– О чем говорят блики на оконном стекле?
– Комната. По сравнению с улицей она
окрашена в темные тона. Замечательно небольшое
стихотворение нашего современника Валентина
Берестова:
День настал.
И вдруг стемнело.
Свет зажгли. Глядим в окно.
Снег ложится белый-белый.
Отчего же так темно?
– Опишем мир комнаты (заполнение таблицы)
Что (кто) изображено (изображен)? | Каким изображено/ изображен? | С чем (кем) можно сравнить? |
Комната | Тихая, теплая, уютная, | |
Девочка | Вполоборота стоящая к зрителю и смотрящая в окно; |
– В комнате тепло? (кошка свернулась
клубочком на коврике у батареи, героиня в платье
с коротким рукавом)
– К этим двум строчкам я добавлю
третью: “Тишина”. Если бы мы волей какого-то
волшебства перенеслись в эту комнату, какие бы
звуки мы услышали в тишине?
(Ответы учащихся: тихое постукивание
часов, сопенье спящего кота, одинокий гул
проехавшей мимо дома машины).
– Но ведь мы не можем слышать звуки. Мы только
предполагаем, что они есть. Как тогда правильно
оформить запись? (использовать конструкции:
(я словно слышу…, мне слышится…; и т.д.)
(Запись фраз на доске)
(Устное проговаривание)
– Не забудем название картины. Главной для
художника стала девочка? Что необычного в ее
изображении? (не видим лица).
– Мы точно не знаем, мы только догадываемся о
том, что она переживает в душе. Как же тогда нам
писать о чувствах героини картины? (использовать
вводные слова: наверное, возможно, вероятно,
может быть, быть может)
– Нам остается составить план будущего
сочинения. Перед вами возможные названия
пунктов. Как бы вы их расположили. От чего бы
отказались?
Главная тема в творчестве А.А. Дейнеки.
Тема картины А.А. Дейнеки “Девочка у окна”.
История создания иллюстраций для сборника
“Кутерьма”.
Композиция картины, ее значение.
Описание заднего плана.
Описание переднего плана.
Цветовая гамма картины, ее значение.
Собственное отношение к картине.
(Ответы учащихся)
Домашнее задание.
Написать сочинение по картине, используя
материалы, собранные на уроке.
При подготовке видеоряда картин А.А. Дейнеки
были использованы материалы сайта http://www.youtube.com/watch?v=ovvknAXU_Fs
Русский язык
6 класс
Урок 39
Сочинение – описание по картине
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме
- Жанры живописи. Сюжет в живописи.
- Описание интерьера по картине Павла Федотова «Завтрак аристократа».
- Описание интерьера по картине Рустема Хузина «У окна».
Тезаурус
Абзац – часть текста, начинающаяся с красной строки и заканчивающаяся перед следующей красной строкой. Абзац может состоять из одного или нескольких предложений, объединённых одной мыслью.
Интерьер – внутреннее пространство здания, помещения, а также его устройство, убранство.
Идея, основная мысль – ответ на поставленный вопрос, основная мысль произведения.
Жанр (от франц. – род, вид, тип, манера) – вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками.
Описание – смысловой тип текста, в котором описываются признаки предметов, явлений, животных, человека. Текст-описание может принадлежать любому стилю.
План – это озаглавленные части текста, изложенные в определённой логической последовательности. Последующая часть должна быть логическим продолжением предыдущей.
Пейзаж (от франц. pays страна, местность) – изображение природы в литературе и живописи, иначе образ природы в художественном произведении.
Синонимы (от греч. synonymos – одноимённый) – слова, тождественные или близкие по значению, отличающиеся друг от друга оттенками значения, стилистической окраской.
Сюжет в произведении изобразительного искусства ‒ предмет изображения. Сюжет – основа формы произведения.
Текст (от латинского textus – ткань, сплетение, соединение) – это законченное высказывание, имеющее начало и конец. К нему можно подобрать заголовок, который передает тему и основную мысль высказывания.
Тема – то, о чём говорится в тексте, предмет художественного изображения.
Светский – свойственный, принадлежащий высшему обществу.
Фрагмент – часть произведения существующего или сохранившийся остаток погибшего.
Фельетон – газетная или журнальная статья на злободневную тему, использующая юмористические и сатирические приёмы изложения.
Щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый человек.
Список литературы
Обязательная литература:
- Ладыженская Т. А., Баранов М. Т., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2-х частях. Ч.1. – М.: Просвещение, 2018. – с. 123; 191 с.
Дополнительная литература
1. Тростенцова Л. А. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. Организаций // Л. А. Тростенцова, Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 175 с.
2. Ерохина Е. Л. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь по русскому языку: 6 класс: ко всем действующим учебникам. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2013. – 95 с.
3. Анищенко Г. А. Литературный справочник: учебное пособие. – М.: Форум, 2012. – 176 с.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Художник – деятель искусства.
В картинах отражает он
События, природу, чувства,
Связь поколений и времён.
(Ольга Повещенко)
Откуда художник берёт сюжеты для своих работ? Всё очень просто и сложно одновременно. Сюжетом в живописи может быть любой объект окружающего нас мира, в том числе и единичный предмет.
В живописи деление на жанры происходит по тому, что изображается. Слово «жанр» – французское, оно означает «род», «разновидность».
Если художник рисует человека – это портрет, природу – пейзаж, предметы – натюрморт. Есть ещё и бытовой жанр – изображение повседневной жизни. Конечно, деление на жанры условно. В одном произведении, например, могут присутствовать признаки нескольких жанров. Портрет часто выполняется на фоне пейзажа или интерьера, натюрморт тоже можно вписать в интерьер. Художник выбирает тот жанр, который нужен ему для воплощения своего замысла.
Художник создаёт сюжет в воображении, определяет, в каком жанре его воплотит, и переносит на холст с помощью красок.
Сегодня мы обратимся к сочинению-описанию интерьера по картине. Интерьер – это своеобразный «портрет» помещения.
Нам предстоит описать картину, но только использовать для этого не краски, а слова.
Описывая интерьер, нужно передать характер помещения, детали, отразить интересы хозяина помещения и по возможности передать различные оттенки его чувств и настроений.
Давайте вместе посмотрим на репродукцию картины Павла Федотова «Завтрак аристократа» (1849-1850 гг.).
Всего лишь небольшой фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху», опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» подтолкнул художника к выбору сюжета картины. Особое внимание художник уделяет деталям, которые раскрывают внимательному зрителю истинный смысл сюжета картины. Какова главная мысль этой картины? Что хотел сказать художник? Художник нам рассказывает о молодом щёголе, который, по-видимому, растратил все свои денежные сбережения, но тщательно это скрывает: ведь его перестанут принимать в светском обществе, которое не признаёт бедных, поэтому он продолжает окружать себя дорогими вещами.
Какие предметы быта окружают главного героя картины? Каков интерьер комнаты, в которой живёт молодой человек? Множество незаметных на первый взгляд предметов на картине позволяют сделать выводы о характере и образе жизни персонажа картины.
Молодого человека окружают модные и недешёвые предметы: дорогой подсвечник, массивная лампа, персидский ковёр, резной старинный стол. Но обратите внимание на то, чем завтракает герой! Кусок чёрного хлеба, который хозяин впопыхах пытается прикрыть книгой. И картина называется «Завтрак аристократа». Аристократы – это представители высшего слоя дворянства, знати. Получается, что художник показал нам персонажа, который только хотел быть похожим на аристократа, но не был им на самом деле.
Мы видим на столе открытый кошелек, он пуст. Видимо, хозяин кошелька пытался найти в нём деньги.
На спинке стула висят афиши спектаклей, а внизу лежит рекламный листок с надписью «устрицы», что рядом с куском чёрного хлеба на столе выглядит комично.
Мусорная корзина стоит под столом, рядом с ней разбросана колода карт. На потёртом персидском ковре стоит большое зелёное кресло, на котором сидел молодой человек за завтраком. Как интерьер характеризует героя картины? На полотне запечатлён момент, когда к молодому человеку во время завтрака неожиданно приходит гость и застаёт его врасплох. Художник передал чувства растерянности, страха разоблачения, которые появилась на лице аристократа, пытающегося спрятать свой завтрак под книгой.
Поговорим теперь и о других картинах. Например, «У окна» Рустема Хузина. Рустем Хузин, современный российский художник, учился в Российской академии живописи, ваяния и зодчества в Москве, ученик знаменитого художника Ильи Глазунова. Живёт и работает в г. Казани.
Зная примерный план, по которому можно рассказать о произведении искусства, мы опишем картину Рустема Хузина «У окна».
Слова какой тематической группы помогут нам описать фрагмент интерьера на этой картине? Наверное, «дом»: окно, подоконник, стул, цветочный горшок, тишина, рисовать, тепло. Они не только одной тематической группы, но и ключевые.
Художник изобразил малыша, с интересом разглядывающего то, что происходит на улице. Наверное, мальчик не выходит на улицу, потому что там холодно, идёт снег.
Центральная часть картины отведена большому окну. Стоя на стуле, опершись на подоконник, мальчик наблюдает за работой дворничихи, метущей заснеженный двор, за светящимися окнами соседнего дома.
Широкий подоконник служит малышу столом, на котором можно играть с игрушками и рисовать у большого светлого окна. На подоконнике справа лежат законченные рисунки и две ручки, стоит позабытый игрушечный подъёмный кран. И всё внимание мальчика сосредоточено на том, что делается на улице.
Слева виден светло-коричневый горшок с комнатным цветком. Листьев на цветке немного, ему мало света зимой.
Эта картина очень домашняя, тёплая.
Картина называется «У окна». Автор выбрал это название потому, что для мальчика – это, наверное, любимое место, где он может подолгу наблюдать за снегом. И окно не зашторено, видимо, тоже поэтому.
Что хотел передать художник? Наверное, то, что малышу одиноко дома, надоело даже рисовать и играть. По-видимому, он любит фантазировать, мечтать.
Самое главное для автора в этой картине – образ самого мальчика, его интерес и любопытство к тому, что происходит за окном. Мальчик и окно привлекают к себе больше всего внимания. Интерьер же художник использует для того, чтоб подчеркнуть силу любопытства главного героя – игрушка и рисунки не занимают его так сильно, как происходящее на улице – и контраст между холодной улицей и теплым домом.
Примерный план анализа произведения искусства
1. Опишите картину. Что или кто изображён на ней? Что на ней происходит?
2. Какое впечатление производит картина, какие эмоции она вызывает?
3. Как называется картина?
4. Как связаны название картины, её содержание и те эмоции, которые автор пытается вызвать?
5. Какую мысль или идею пытается передать автор своим произведением?
6. Какие приемы и элементы использует автор для того, чтобы выразить свою идею? Что для него здесь самое главное, а что существует для того, чтобы подчеркнуть значимость основного элемента и глубже его раскрыть?
Теоретический материал для углубленного изучения
Искусство – творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.
Изобразительное искусство – вид художественного творчества. Понятие объединяет различные виды живописи, графики и скульптуры.
Детализация – тщательная проработка деталей изображения, то есть элементов, подробностей.
Ракурс – точка зрения на натуру (вид сверху, снизу, на близком расстоянии), а также самим положением в пространстве.
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Единичный выбор
Определите вид описания.
В комнату дохнул ночной ветер. Белая занавеска трепетала на тёмной трости, что стояла у стены рядом со всякой всячиной, копившейся долгие годы. Порыв ветра качнул трость, и она с негромким стуком упала прямо в пятно лунного света на полу. Сверкнул золотой набалдашник. Это была парадная трость её покойного мужа.
(Рэй Брэдбери «Вино из одуванчиков»)
А) это описание предмета;
Б) это описание интерьера;
В) это описание пейзажа.
Разбор задания: это описание предмета. Автор описывает трость, находящуюся среди других вещей.
Правильный ответ: А
Выбор элемента из выпадающего списка
Выберите один правильный вариант ответа
Прочитайте фрагмент предложения.
На другой день, ровно в двенадцать, Дуглас шёл из школы домой обедать. Не успел он войти, как мать отправила его в соседний флигель, к деду с бабушкой. Дед поджидал в библиотеке, устроившись в любимом кресле под ярким светом любимой лампы, а…
(Рэй Брэдбери «Лето, прощай»)
Дополните предложение. Выберите нужный вариант:
А) мы уселись на диван.
Б) книги на полках вытянулись в тишине по стойке «смирно», готовые явиться по первому требованию.
Разбор задания:
Предложение необходимо дополнить фрагментом: «… книги на полках вытянулись в тишине по стойке «смирно», готовые явиться по первому требованию», так как перед нами описание библиотеки.
Правильный ответ: Б.
Вариант 3. Пример подробного сочинения для старших классов
План сочинения:
1. Рустем Хузин – современный художник из Казани. В современном искусстве он придерживается традиции монументальной живописи. Пишет в стиле реализма пейзажи, портреты и жанровые сцены. Картина «У окна» похожа на воспоминание художника о своём детстве. Первоначально автор назвал своё полотно «Алимкина зима». Возможно, он изобразил на ней своего маленького сына или знакомого мальчика. Картина показывает мир детства. Она получилась нежной и трогательной.
2. Мы видим на картине огромное окно и заснеженный двор в нём. Малыш примерно пяти лет увлеченно разглядывает мир за окном. Или он ждёт возвращения мамы с работы. Нам виден лишь его темноволосый круглый затылок. У картины особенная композиция. Художник разделил полотно белой линией оконной рамы на зимний пейзаж с дворником и уютную комнату с ребёнком. Он противопоставляет эти два мира друг другу. Но между ними есть связь – это малыш, который в настоящий момент находится в комнате, но душа его погружена в мир городской природы.
3. Ребёнок изображен одиноким. Он занимает себя рисованием игрушек на альбомном листке и разглядыванием двора. Мальчик облокотился на подоконник и даже прилёг на него животом. Автор картины показал не мимолётный взгляд в окно, а долгое сидение у него. Скорее всего, главный герой картины болеет. Иначе он был бы в детском саду. На мальчике тёплая фланелевая рубашка в клетку и тёмные штанишки. Может быть он простужен, потому тепло одет. Чувствуется, что он устал сидеть дома один. Ему хочется побежать во двор, но мама запретила. И там холодно, уже наступает вечер.
4. В комнате горит яркий свет, уютно и тихо. Цветок с геранью в коричневом горшке на подоконнике добавляет картине чувство дома. Стопка рисунков делает полотну доброты и говорит о занятиях ребёнка до того, как он начал ждать появления мамы в заснеженном дворе. Мир, в котором находится малыш пока для него важнее, чем заоконный.
5. Пейзаж за окном художник объединил с трудовой деятельностью человека. Дворник прибирает двор. Он стоит с лопатой и какой-то ёмкостью возле краснеющей кучи. Может быть, дворник не успел убрать собранные листья. Весь двор в снегу. Наверное, это был первый сильный снегопад. В соседнем доме уже зажегся свет в окнах. На горизонте виднеются высотные городские здания.
6. Картину мастер написал в неярких красках. Преобладают холодные тона. Но добавлено много тёплых пятен. Это жёлтый свет в окнах, игрушки, рисунки, цветочной горшок на подоконнике. Красноватые кучи во дворе создают ощущение небольшой тревожности. Ребёнок скучает и ждёт родителей.
7. Настроение картины чуть грустное. Холод пейзажа за окном уравновешивается пушистость снега. Мир не кажется мрачным.
8. Живописец хотел показать нам уютный одинокий мир маленького человека и огромный холодный, но многообразный мир за стенами родного дома. Пока городской двор привлекает внимание малыша, но скоро он вырастет и увидит большой город, страну. Тёплые воспоминания о доме и детстве сохранятся в его душе. Ведь именно эти воспоминания будит картина у зрителя.
9. Мне нравится картина спокойной обстановкой в детском мире мальчугана. Кто из нас не любил также смотреть в окно? Картина словно переносит меня в детство.
ПРОБА ПЕРА: Учимся писать сочинения – рассуждения в рамках подготовки к написанию итогового сочинения и сочинения – рассуждения в формате ОГЭ (9.3). 6 класс
Домашнее задание: Как Вы понимаете значение слова ПРОЩЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как научиться прощать обиды?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение – Что такое прощение? Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста (стихотворение «Прощёное Воскресение» А.Д.Дементьева) , а второй – из Вашего жизненного опыта.
Рекомендации по написанию сочинения – рассуждения на тему «Что такое прощение? Как научиться прощать обиды?» (По стихотворению А.Д.Дементьева «Прощёное Воскресение»).
Структура сочинения — рассуждения:
· Первый абзац: ВСТУПЛЕНИЕ. ТЕЗИС (посвящен определению слова)
· Второй абзац: КОММЕНТАРИЙ К ТЕЗИСУ (можно не выделять в отдельный абзац)
· Третий и четвертый абзацы: ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. АРГУМЕНТЫ (1 аргумент из жизни, 1 аргумент из жизни или литературы)
· Пятый абзац: ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ВЫВОД.
Итого: должно быть 4-5 абзацев. Если объединяете комментарий с определением, то 4, если пишете отдельно -5.
Алгоритм действий и справочные материалы по написанию – сочинения – рассуждения
1. Первый абзац: ВСТУПЛЕНИЕ. ТЕЗИС (посвящен определению слова) — Что такое прощение?
Возможное начало сочинения: Прощение… Что такое прощение?.. В моём понимании, прощение –это …
ИЛИ: Прощение… Что же такое прощение?.. По словарю Д. Н. Ушакова, прощение – значит простить, проявить снисходительность, снять с кого-чего-нибудь вину за что-нибудь, не поставить кому-чему-нибудь в вину чего-нибудь, извинить, освободить, избавить кого-нибудь от обязательств. В моём понимании, прощение – это…
Примечание: ПРОЩЕ’НИЕ, я, мн. нет, ср. 1. Действие по глаг. простить в 1 и 2 знач. — прощать (книжн.). П. грехов. П. обид. П. долга. 2. Помилование, отмена наказания за какую-н. вину, за какой-н. проступок. Просить прощения. Заслужить п. ◊ Прошу прощенья или прощенья просим! — устар. формула прощания.
И сточник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
2. Второй абзац: КОММЕНТАРИЙ К ТЕЗИСУ (можно не выделять в отдельный абзац) — ответ на вопрос (тезис сочинения-рассуждения): Как научиться прощать обиды?»
3. Третий и четвертый абзацы: ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. АРГУМЕНТЫ (1 аргумент из текста – стихотворения А.Д.Дементьева «Прощёное Воскресение», 1 аргумент из жизни или литературы)
А.Д.Дементьев. «Прощёное Воскресение»
Прощаю всех, кого простить нельзя.
Кто клеветой мостил мои дороги.
Господь учил: “Не будьте к близким строги.
Вас все равно помирит всех земля”.
Прощаю тех, кто добрые слова
Мне говорил, не веря в них нисколько.
И все-таки, как ни было мне горько,
Доверчивость моя была права.
Прощаю всех я, кто желал мне зла.
Но местью душу я свою не тешил.
Поскольку в битвах тоже не безгрешен.
Кого-то и моя нашла стрела. 1992 г.
Примечание: В качестве второго аргумента можно использовать «Притчу о прощении»
Как-то два друга шли по пустыне много дней. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощечину другому. Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали молча идти по пустыне и через несколько дней нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, но друг его спас. Когда тонувший пришел в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, который дал ему пощёчину, а потом спас жизнь, спросил:
— Почему, когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне?
И друг ответил:
— Когда кто-либо нас обижает, мы должны записать случившееся на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает нам что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог стереть написанное.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне.
4. Пятый абзац: ЗАКЛЮЧЕНИЕ – ВЫВОД. Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. ЦИТАТЫ со словом «ПРОЩЕНИЕ»
Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг ещё более прекрасный, ещё более человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение. (Александр Иванович Герцен (1812–1870) — русский писатель)
Мы приступаем к делу важному и решительному. Как христиане, как русские люди помолимся Господу Богу о помощи и примиримся друг с другом. Это будет хорошо, это по-русски, это необходимо. (Александр Васильевич Суворов (1730–1800) — русский полководец)
С юных лет приучайся прощать проступки ближнего и никогда не прощай своих собственных. (Александр Васильевич Суворов (1730–1800) — русский полководец)
Всегда следует прощать: раскаявшегося — ради него, нераскаявшегося — ради себя. (Мария фон Эбнер-Эшенбах (1830–1916) — австрийская писательница)
Самое лучшее, что вы можете дать своему врагу — прощение; оппоненту — терпимость; другу — ваше сердце; ребёнку — хороший пример; отцу — уважение; матери — поведение, благодаря которому она будет гордиться вами; себе — уважение. (Эмиль Мейерсон (1859–1933) — французский философ)
Люди строят отношения между собой на законе, ибо не хватает любви: обидел — проси прощения. Мы просим прощения, толкнув кого-то, чтобы не утратить внимания к собственной душе и другому человеку. (Павел Анатольевич Адельгейм (1938–2013) — священник Русской православной церкви)
Не прощая ошибку, ты совершаешь ошибку сам. Прощая подлость, ты помогаешь совершить другую. А глупость вообще не требует прощения. Она, как ветер, не зависит ни от чего. Её надо принимать такую, как есть, и, защищаясь от её вреда, искать в ней пользу. (Стас Янович Янковский (род. в 1958) — российский информатик)
Самая благородная и сладкая месть — это прощение. (Пьер Буаст (1765–1824) — французский лексикограф)
Сердце матери — это бездна, в глубине которой всегда найдется прощение. (Оноре де Бальзак (1799–1850) — известный французский писатель)
В каком-то смысле я умираю в бесплодии. Тем не менее, это странным образом уживается во мне с благодарностью за жизнь и, что ещё удивительней, с надеждой на прощение. (Сергей Иосифович Фудель (1901–1977) — православный богослов)
2. Народная мудрость – русские пословицы:
1.Повинную голову меч не сечёт.
2. Есть слёзы – есть и совесть.
3. Упавшего не считай за пропавшего.
4. Кайся, да опять за старое не принимайся.
5. Кто старое помянет, тому глаз вон.
6. Тому тяжело, кто помнит зло.
7. Была вина, да прощена.
8. Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.