Литература для школьников
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА | ||||||||||||||||||||
АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ ОСТРОВСКИЙ Уроки литературы в 10 классе[1] | ||||||||||||||||||||
Учебно-методическое пособие | ||||||||||||||||||||
Урок 38. А. Н. Островский: судьба, личность, литературно-театральное творчество Урок 39. А. Н. Островский. «Гроза»: история создания, смысл названия, своеобразие конфликта Урок 40. Система образов, приёмы раскрытия характеров героев драмы А. Н. Островского «Гроза» Урок 41. А. Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «тёмного царства» Урок 42. А. Н. Островский «Гроза». Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы Урок 43. Споры литературных критиков вокруг драмы А. Н. Островского «Гроза» УРОК 39 Цель:
Оборудование: Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков Прогнозируемые результаты: ХОД УРОКА I. Организационный этап II. Актуализация опорных знаний Беседа • Почему А. Н. Островский назван «Колумбом Замоскворечья»? • Что дала Островскому служба в совестном и коммерческом судах? • Перечислите и охарактеризуйте основные периоды творчества драматурга. • В чём заключается творческий подвиг А. Н. Островского? III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока Слово учителя — Меняются времена, идеи, кумиры, а пьесы Александра Островского как шли, так и идут на лучших сценах, ничуть не ветшая и вызывая у нас живой В 1882 г., в связи с 35-летием литературно-театральной деятельности Островского, И. А. Гончаров писал ему: «Вы один достроили здание, в основание которого IV. Работа над темой урока 1. Вводная беседа • Обратите внимание на афишу пьесы. Какую особенность вы заметили? • Кто из героев вызвал наибольшую симпатию? Почему? • Как вы объясняете развязку драмы? 2. Аналитическая работа (в группах) 1) Презентация результатов работы представителями групп (запись 1-я группа. История создания пьесы Предполагаемый ответ История создания и замысел пьесы «Гроза» очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли «Ранним утром 10 ноября 1859 г. костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: обнаружилась тяжёлая жизнь погибшей, её В городе ходили упорные слухи о том, что староверка старуха Клыкова «не сошлась с православной молодой Александрой в обиходе домашней жизни, что Вскоре после этой злополучной истории в Костроме отдельным изданием вышла пьеса А. Н. Островского «Гроза» (1860 г.). Естественно, что костромичи нашли Прототипом города Калинова служат такие приволжские города, как Торжок, Тверь, Кинешма. Каждый из этих городов восхищал Островского чем-то своим, особенным, 2-я группа. Смысл названия пьесы «Гроза» Предполагаемый ответ После выхода из печати и постановки драмы А. Н. Островского «Гроза» современники видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была Название пьесы имеет символический смысл. Сегодня слово «гроза» мы понимаем в первую очередь как атмосферное явление — бурное ненастье с громом Гроза в природе воспринимается по-разному действующими лицами пьесы: для Кулигина она — благодать, которой «каждая… травка, каждый цветок радуется», калиновцы Если ещё более расширить символическое название пьесы, то можно отнести слово «гроза» и к гибели Катерины. Её самоубийство прозвучало как вызов Автор, поставив перед читателем вопрос: можно ли сохранить нравственность, честность в условиях города Калинова, всем ходом пьесы отвечает, что Ещё Н. А. Добролюбов увидел в финале драмы что-то «освежающее и ободряющее». Известно, что сам Oстровский, придававший большое значение заглавию пьесы, 2) Коллективная работа по составлению сопоставительной таблицы
3-я группа. Своеобразие конфликта Предполагаемый ответ В центре драмы А. Н. Островского «Гроза» социальный конфликт — противостояние властителей «тёмного царства» и людей, зависящих от них, вынужденных сносить В драме две центральные фигуры — Катерина и Кабаниха, резко противопоставленные друг другу, столкновения между ними проявляются в каждом действии драмы. 3) Коллективная работа по составлению сравнительной таблицы
| ||||||||||||||||||||
3. Слушание сообщения «Книга, называемая “Домострой”» «Домострой» — это название, которое, вероятно, не раз уже срывалось с уст читателей «Грозы», в нашем обиходе чаще всего означающее всякие вообще Глава 25. НАКАЗ МУЖУ И ЖЕНЕ, И ДЕТЯМ, И СЛУГАМ О ТОМ, КАК СЛЕДУЕТ ИМ ЖИТЬ Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить, не лгать, не клеветать, не завидовать, не обижать, не наушничать, А домочадцев своих учи страху Божию и добродетели всякой, и сам то же делай, и вместе от Бога получите милость. Глава 27. ЕСЛИ МУЖ САМ НЕ УЧИТ ДОБРУ, ТО НАКАЖЕТ ЕГО БОГ, ЕСЛИ ЖЕ И САМ Если муж сам того не делает, что в этой книге писано, и жены не учит, и слуг своих, и дом свой не по-божески ведёт, и о своей душе не радеет, и людей своих V. Рефлексия. Подведение итогов урока Обобщающая беседа • Какие жизненные впечатления А. Н. Островского легли в основу создания драмы «Гроза»? • В чём смысл названия пьесы? • Какие жизненные явления подвергает осуждению А. Н. Островский в пьесе? • В чём вы видите новаторство А. Н. Островского в пьесе «Гроза»? VI. Домашнее задание Подготовиться к аналитической и исследовательской работе (в группах) по темам: Следующий урок: Система образов, приёмы раскрытия характеров героев драмы А. Н. Островского «Гроза» >>> Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016. | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для | ||||||||||||||||||||
Кабанова. Эскизы костюмов к драме А.Н.Островского «Гроза». 1916 г. | ||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||
Фефилова Г. | ||||||||||||||||||||
вернуться в начало | ||||||||||||||||||||
Поурочные разработки по литературе 10 класс I полугодие — Егорова Н. В. 2016
Цель: обсудить темы для написания сочинения и помочь в выборе и составлении плана.
Методические приемы: составление плана, обсуждение, комментарии учителя.
Ход урока
I. Выбор темы сочинения
Примерные темы:
1. Смысл заглавия пьесы «Гроза».
2. Был ли иной путь у Катерины?
3. Быт и нравы героев пьесы «Гроза».
4. Город Калинов и его обитатели.
5. Образ Кулигина. Его значение в пьесе.
6. Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза».
7. «Чародей языка» (мастерство Островского в языковой характеристике героев драмы «Гроза»).
8. Тихон и Борис (сравнительная характеристика).
II. Обсуждение темы «Был ли иной путь у Катерины?»
Работа с опорной схемой по теме «Почему погибла Катерина?»
Опорные положения (схема-тезисы) темы «Почему погибла Катерина?»
Трагический финал драмы — это протест Катерины против кабановских понятий о нравственности, утверждение силы свободного человека, его победы над «темным царством»
III. Обсуждение темы «Образ Кулигина»
Типичная ошибка учащихся — подмена понятия «образ» индивидуальной характеристикой. Характеристика героя — это составная часть понятия «образ». По способу изложения мыслей характеристика представляет собой не рассуждение-доказательство или опровержение, а описание с элементами рассуждения.
Проведем анализ темы «Образ Кулигина»:
Д. I, явл. 1.
- Какое впечатление оставляет Кулигин при первом знакомстве? Д. I, явл. 3 («Жестокие нравы…»).
- Как относится Кулигин к представителям «темного царства», к нравам, которые царят в городе Калинове?
- Понимает ли Кулигин несправедливость общества, в котором все решает власть силы и денег?
- Что он говорит о людях, которые имеют деньги? Как это его характеризует?
Д. III, явл. 3.
- О чем свидетельствует цитата из оды Ломоносова «Вечернее размышление»?
- Кого имеет в виду Кулигин в монологе «Вот какой, сударь, у нас городишко!»?
Д. IV, явл. 2.
- Для чего Кулигин просит деньги у Дикого? Как это его характеризует?
- За что он собирается получить миллион и куда хочет его израсходовать? Как это его характеризует?
- Получит ли он когда-нибудь этот миллион, почему?
Д. IV, явл. 4.
- Как характеризует Кулигина его обращение к толпе во время грозы?
Д. V, явл. 1, 7.
- Какой вывод о душевных свойствах Кулигина мы можем сделать, исходя из его поведения в последних действиях?
Вопросы для обобщения.
- Как Кулигин относится к «темному царству»?
— Думает ли он о социальном переустройстве общества, об улучшении жизни простого народа?
- Какой путь переустройства он предлагает?
- Типичен ли образ Кулигина?
- Каково отношение автора к Кулигину?
Задание. Самостоятельно составить план к сочинению-рассуждению на тему «Образ Кулигина».
IV. Письменные задания
- Д. I. Какую роль для понимания идейного содержания пьесы играют картины русской природы, изображенные в «Грозе»? Кто любуется природой? Случайно ли это?
- Д. I, явл. 3. Почему Борис чувствует себя в Калинове «белой вороной»? Докажите.
- Д. I, явл. 1, 3. Кто прав в споре Кудряша с Кулигиным о методах борьбы с самодурами? Докажите свою точку зрения.
- В чем проявляется самодурство Дикого?
- Что дает нам основание сказать о Диком словами русской пословицы: «Молодец против овец, против молодца — сам овца»?
- Какое впечатление о жизни в Калинове сложилось у вас после чтения первых сцен пьесы? В чем причина такой жизни?
- Перечитать Д. I, явл. 5, 6. Сделайте вывод по семье Кабановых. Каковы нравы этой семьи?
- Д. II. Катерина — по-гречески «всегда чистая». Почему Островский дал это имя своей героине?
- Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности, стремлении к свободе, твердости характера, прямоте в отношении к людям?
— Почему Катерина «завяла», попав в дом Кабановых?
— Почему Катерина считает любовь к Борису «преступной»?
— Права ли Варвара, утверждая, что Тихона «любить не за что»?
— Почему Варвара не может понять страданий Катерины?
— Почему Катерина названа «лучом света в темном царстве»?
- Почему Катерина заволновалась, когда ей Варвара дала ключ от калитки в саду, где ее ждет Борис? Почему этот ключ как бы жжет ей руку? Почему она его не выбросила?
- При последней встрече с Борисом Катерина произносит три фразы: «Ну, прости меня!», «Возьми меня с собой отсюда!», «Поезжай с богом!». Почему все — с восклицательным знаком. Как вы их поняли? Что имела в виду Катерина?
- Как монологи Катерины позволяют раскрыть характер героини?
- Как раскрываются в сценах свидания Катерины и Бориса характеры героев?
Домашнее задание
Сочинение по пьесе «Гроза» на выбранную тему.
Островский, Анализ произведения Гроза, План
Анализ произведения
Это произведение было напечатано в 1860 году, в период общественного подъема, когда начали рушиться крепостнические устои, и в душной, тревожной атмосфере действительно собиралась гроза.
В русской литературе гроза издавна была олицетворением борьбы за свободу, и у Островского это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение.
В пьесе отразились впечатления от путешествия по Волге, которое автор предпринял в составе экспедиции, изучавшей быт жителей Поволжья.
Н. А. Добролюбов, говоря о новаторстве Островского-драматурга, считал, что его произведения не подходят под привычные правила, и называл их «пьесами жизни». В них по-новому развиваются действия и характеры. Следуя за Грибоедовым и Гоголем, Островский выступает как мастер драматургического конфликта, реалистически отражающего общественные противоречия эпохи.
В «Грозе» конфликт вовсе не сводится к истории трагической любви Катерины и Бориса. Сама эта история отражает типические конфликты эпохи 60-х годов XIX века: борьбу между отживающей моралью самодуров и их безответных жертв и новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства.
Типичными представителями «темного царства» в пьесе являются Кабанова и Дикой.
О Марфе Игнатьевне Кабановой Кулигин говорит Борису: «Ханжа, сударь, нищих оделяет, а домашних заела совсем». Когда же появляется сама Кабаниха, в первых же ее фразах слышны властные интонации хозяйки дома, которая привыкла к беспрекословному подчинению. Она постоянно жалуется своим близким на непочтительность и непослушание. Островский рисует ее как убежденную защитницу устоев «темного царства». Но даже в своей семье, где все ей повинуются, она видит пробуждение чего-то нового, очень чуждого ей. Например, она считает, что жена должна бояться своего мужа, но Тихон пытается ей противоречить: «Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит!». Когда Катерина, прощаясь с мужем перед его отъездом, вместо того, чтобы кланяться в ноги, кидается ему на шею, Кабанова горько сетует на то, что молодые «ничего не знают, никакого порядка», даже «проститься путем не умеют».
Для того чтобы ярче показать опасения «темного царства», Островский вводит в пьесу образ Феклуши, которая заявляет: «Последние времена, по всем приметам последние».
Также не очень уверенно чувствует себя и Савел Прокофьевич Дикой. Внешне он еще силен и грозен, по-прежнему ругается с домашними. Кабанова так объясняет его поведение: «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься».
Но далеко не со всеми Дикой так разговаривает. Когда он встречает хоть малейший отпор, то сразу же меняется его тон. Например, Дикой побаивается Кудряша, потому что тот сам слывет за грубияна. Также он не может ругать и Кабаниху, которая отвечает ему: «Ты найди подешевле меня, а я тебе дорога!».
Но в пьесе Островский рисует и таких людей, которые пытаются противостоять «темному царству». Таким человеком является Катерина — главная героиня драмы. Она выделяется среди всех смелостью, открытым характером и прямотой, говоря: «В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!» Кроме того, она была очень религиозной. Героиня понимает, что, полюбив Бориса, она нарушила нравственный закон. Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе.
Драма завершается нравственной победой главной героини над темными силами. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, она думает не о спасении своей души, а о любви к Борису.
Добролюбов назвал «Грозу» самым решительным произведением Островского, так как она знаменует собой близкий конец «самодурной силе». Ведь даже Тихон над трупом Катерины впервые решается открыто обвинить свою мать: «Маменька, вы ее погубили! Вы! Вы!»
«Конец этот кажется нам отрадным, — пишет Добролюбов, — в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что нельзя долее жить с ее мертвящими началами». По мнению критика, в образе Катерины воплотилась «великая народная идея» — идея освобождения. Он считал образ ее близким «к положению и к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе».
План
1. Разговор Кудряша и Шапкина, из которого мы узнаем о главных героях пьесы. 2. Семейные обстоятельства Бориса. 3. Первое знакомство с семейством Кабановых. 4. Воспоминания Катерины о жизни в родительском доме. 5. Катерина признается Варваре, что любит Бориса. 6. Отъезд Тихона. 7. Встреча Катерины и Бориса, которую организовывает Варвара. 8. Приезд Тихона. Покаяние Катерины. 9. Последняя встреча Катерины и Бориса. 10. Смерть Катерины.
Островский, Анализ произведения Гроза, План
4.9 (97.54%) 195 votes
На этой странице искали :
- островский гроза анализ
- гроза островский анализ
- анализ произведения гроза
- островский гроза анализ произведения
- гроза островский анализ произведения
Сохрани к себе на стену!
Разработка урока по пьесе Островского «Гроза» план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Тема урока. Нравственное самосознание Катерины. Образ Катерины.
Цель урока: в ходе комментированного чтения сосредоточить внимание учащихся на том, как раскрывается в «Грозе» сильный, решительный характер Катерины, в каком отношении она противопоставлена другим персонажам, каков ее духовный мир, жизненные представления, идеалы.
Ход урока.
- Изучение нового материала.
Слово учителя.
Образ Катерины наиболее сложный из всех образов « Грозы», и замечательные русские актрисы по- разному истолковывали ее характер. Об этом расскажет ученик, подготовивший сообщение на данную тему.
Ученик. Первая исполнительница роли Катерины в Малом театре Л.П. Косицкая- Никулина в молодости жила в такой же обстановке, как и Катерина. И есть основания полагать, что рассказы артистки о ее прошлом, слышанные Островским, в какой-то мере послужили материалом для создания образа Катерины. По воспоминаниям игравших вместе с ней актрис, «это была совершенная Катерина , с громадною искренностью и простотою чувства… С нею плакала и вся зрительная зала… И Кабаниха – Рыкалова , стоя у кулисы в ожидании своего выхода , наполнялась такой жалостью к Катерине, что всегда ей стоило больших усилий ввести себя снова в роль». А С.В. Максимов рассказывал , как ему довелось сидеть рядом с Островским во время первого представления “Грозы”с Никулиной- Касицкой в роли Катерины. Островский смотрел драму молча, углубленный в себя. Но в сцене , когда Катерина , терзаемая угрызениями совести, бросается в ноги мужу и свекрови , каясь в своем грехе, Островский весь бледный шептал:
«Это не я, не я: это –Бог!»Островский, очевидно , сам не верил, что он смог написать такую потрясающую сцену .
Знаменитая актриса Г.Н. Федорова поражала зрителей «музыкой чудной русской речи, ритмичной красивой…Ее походка , жесты, поклоны, манера держать себя при людях, носить платок, отвечать старшим и т.д. – все это сразу переносило вас в далекое прошлое и воскрешало картины жестокого старого русского быта ».
Актриса П.А. Стрепетова , игравшая на петербургской сцене в роли Катерины , подчеркивала ее религиозность.
Все три актрисы конец Катерины изображали сходно: он звучал как оплакивание погибшей молодой жизни.
Показать Катерину как натуру героическую, как человека протестующего против произвола и устоев «темного царства» сумела лишь великая актриса Малого театра М.Н.Ермолова. На протяжении всего спектакля ее Катерина выглядела не как жертва, а как сильная, волевая натура , для которой свобода дороже всего. Эта Катерина была восторженно встречена демократическими зрителями 70-ых годов.
Учитель. Пьеса отражает сложные явления жизни и потому дает основание для различного понимания и актерского воплощения образа Катерины. И сегодня на сцене театров талантливые актрисы вносят в роль Катерины черты своего мировоззрения, свои чувства, стремления людей своего времени.
- Работа над текстом пьесы «Гроза». Анализ образа Катерины.
— Какие мысли и чувства у вас появились после прочтения драмы «Гроза»? (Ответы учащихся).
—Каково ваше впечатление о главной героине драмы? (ответы учеников). Чтобы правильно понять этот образ, мы должны полнее, глубже, проникновеннее вчитаться в текст.
—Как драматург знакомит зрителя и читателя с героиней?
Примерный ответ ученика. Впервые Катерина появляется на сцене в пятом явлении 1-го действия. Она в окружении всего семейства. Кабанова упрекает сына в том, что он не любит мать, как прежде, с тех пор как женился. Тихон старается оправдаться, и делает он это как-то жалобно, плаксивым тоном и вместе с тем весьма почтительно, обращаясь к матери на «вы». И как говорит о том же Катерина, возражая на упреки!? С достоинством, просто и искренне. Обращается к Кабановой на «ты» ( как к равной). Мне кажется, что Островский подчеркивает стремление Катерины к ясным, доброжелательным человеческим отношениям. Она не хочет никому угождать, она хочет любить свекровь и мужа и быть любимой ими. Она защищает человеческое достоинство, говоря почтительно, но твердо: « Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?» ; « Напраслину-то терпеть кому ж приятно!» Оскорбленная, она умолкает, но и в ее молчании слышится укор.
Учитель. Мы сразу же ощущаем, что Катерина- не чета Тихону, что она и Кабанова( свекровь) враждебны друг другу, что это люди разного склада. Посмотрим, как в дальнейшем проявляются жизненные идеалы, мечты, устремления Катерины.
— Прочитать наизусть монолог Катерины « Отчего люди не летают!» Как вы думаете, почему в пьесе неоднократно повторяется образ птицы?
Примерный ответ ученика. Наверное, потому, что в народной поэзии- это символ воли. Образ птицы помогает понять главное в характере Катерины: она вольная душа, стремится к свободе.
Учитель. Все это правильно. Но автор этим еще и указывает на народные истоки характера Катерины. В сознании Катерины оживают древние языческие мифы, шевелятся глубинные пласты славянской культуры. Дело в том, что в народных песнях женщина, тоскующая на чужой стороне в нелюбимой семье, часто оборачивается кукушкой, прилетает в сад к любимой матушке, жалобится ей на лихую долю. Вспомним плач Ярославны в « Слове о полку Игореве»: «Полечу я кукушкой по Дунаю…»
— Как жила Катерина в родительском доме? Что ей было дорого в родительском гнезде?
Примерный ответ ученика. Катерина жила в родительском доме « точно птичка на воле». Ей была дорога настоящая любовь родителей, любовь, которой нет в семье Кабановой: « Маменька во мне души не чаяла». Радость Катерине доставляло и общение с природой, поэзию приносила и религия. Катерина до смерти любила в церковь ходить! Для нее это точно рай.
Слово учителя . Читаем цитату: « Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу». Мы видим , что Катерина молится утреннему солнцу, так как славяне считали Восток страною всемогущих плодоносных сил. Еще до прихода на Русь христианства они представляли рай чудесным неувядаемым садом во владениях Бога Света. Туда, на Восток , улетали все праведные души, обращаясь после смерти в бабочек или легкокрылых птиц.
Это еще раз указывает на народные истоки характера Катерины. Вольнолюбивые порывы Катерины даже в детских ее воспоминаниях не стихийны: « Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега». Этот поступок Катерины вполне согласуется с народной ее душой. В русских сказках девочка обращается с просьбой спасти ее от злых преследователей.
Издревле славяне поклонялись рекам, верили, что все они текут в конец света белого, туда, где солнце из моря подымается,- В страну правды и добра. Вдоль по Волге , в долбленной лодочке пускали костромичи солнечного бога Ярилу, провожали в обетованную страну теплых вод. Бросали стружки от гроба в проточную воду. Пускали по реке вышедшие из употребления иконы. Так что порыв маленькой Катерины искать защиту у Волги- это уход от неправды и зла в страну света и добра, это неприятие « напраслины» с раннего детства и готовность оставить мир, если все в нем ей « опостынет». Ощущение божественных сил неотделимо у Катерины от сил природы. Вот и молится Катерина заре утренней, солнцу красному, видя в них и очи Божии. А в минуту отчаяния обращается к «ветрам буйным», чтобы донесли они до любимого ее « грусть, тоску- печаль».
Говорить о народных истоках характера Катерины необходимо, чтобы понять ее жизненные силы и мощи ее характера.
— В чем же сила характера Катерины?
Примерный ответ ученика. Сила характера в том, что Катерина- цельная, сильная натура, и терпит она лишь до поры до времени. ( д.2 ; явл. 2.) Среди жертв « темного царства» Катерина выделяется открытым характером, смелостью, прямотой ( см. д.2; явл. 2).
Примерный ответ ученика. Катерина способна к настоящей человеческой любви. Она вышла замуж за Тихона только лишь потому, что ей сказали нужно выходить. Поэтому никакого настоящего чувства любви к мужу у Катерины не было. Она сама, не сознавая, признается в том, что не любит Тихона и лишь последними усилиями пытается заставить себя относиться к ней, как требует , по ее понятиям, долг жены. « Я буду любить мужа».
— Почему именно Бориса полюбила Катерина? ( Ответы учеников).
Учитель. «К Борису ее влечет не одно то, что он ей нравится; что он с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность в любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни и желание воли, простора, горячей беззапретной свободы». ( Добролюбов).
—Прочитаем монолог Катерины (сцена с ключом- д.2;явл.10.) Каково поведение Катерины?
Примерные ответы учащихся. 1. В явлении 3 и 4 наступает перелом: Катерина окончательно убеждается в том, что муж ее не стоит не только любви, но и уважения. И вот в руках у Катерины заветный ключ от калитки. Ее монолог раскрывает последнюю вспышку напряженной внутренней борьбы. Сначала первый порыв- немедленно выбросить ключ: ведь в нем таится погибель духовная( Катерина боится не домашней кары, она боится погубить свою душу) . Потом уже более спокойные раздумья о том, как обычно «гибнет наша сестра-то». И тут же оправдание гибнущей :« В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову придет».
2.Перед умственным взором бедной женщины предстает ее беспросветная жизнь со свекровью, с нелюбимым мужем в опостылевшем доме. И если сначала она горячо восклицала, держа ключ в руке : « Бросить его, бросить далеко!…» то теперь спрашивает себя в нерешительности : « Бросить его?» И наконец решение принято: « Бросить ключ! Нет! Ни за что на свете! Ах, кабы ночь поскорее!»
Учитель. В сцене с ключом раскрывается победа естественных чувств Катерины над устоями( законами) домостроевской нравственности. Для Катерины чувство любви сливается с мечтой о настоящей человеческой жизни. Она любит не так, как робкие жертвы «темного царства».
— Что отвечает Катерина на слова Бориса: « Никто не узнает про нашу любовь»? ( См. д.3; явл. 3).
— Почему Катерина боится грозы? ( Потому что боится грешной умереть).
— Объясните причины всенародного покаяния Катерины?
Обобщение по последнему вопросу делает учитель.
Подлинный источник покаяния героини в ее чуткой совестливости. « Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вдруг явлюсь перед Богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, вот что страшно». « У меня уж очень сердце болит»,- говорит Катерина в минуту признания. « В ком есть страх, в том есть и Бог»,- вторит ей народная мудрость.
« Страх» искони понимался русским народом как обостренное нравственное самосознание. В « Толковом словаре « В. И. Даля « страх» толкуется как сознание нравственной ответственности. Такое определение соответствует душевному состоянию героини. В отличие от Кабанихи, Феклуши и других героев « Грозы» «страх» Катерины – внутренний голос ее совести.
Катерина боится грозы, потому что боится грешной умереть. И поэтому ее всенародное покаяние – это глубоко совестливое покаяние, оно также героично, как и страстное и безоглядное любовное увлечение. Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: « Кто любит, тот будет молиться».
«Смерть по грехам страшна», — говорят в народе. И если Катерина смерти не боится, то грехи искуплены.
3.Домашнее задание:
Написать сочинение по данной теме.
Тема урока: Душевная драма Катерины в пьесе
А.Н.Островского «Гроза».
Цель урока: проанализировать образ героини; понять, почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь.
— выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость.
— выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства».
— учить проводить исследовательскую работу по тексту.
— учить высказывать свое мнение.
Форма урока: диспут.
Методические приемы: беседа с анализом эпизодов, доклады учащихся, использование иллюстраций.
Оборудование: пьеса А.Н.Островского «Гроза», иллюстрации к пьесе, портреты актрис, сыгравших Катерину, тетради для работ по литературе.
Учащиеся должны знать:
— содержание пьесы А.Н.Островского «Гроза»;
— основную мысль пьесы;
— главные образы;
Учащиеся должны уметь:
— правильно отвечать на поставленные вопросы;
— выразительно читать указанные учителем эпизоды и цитаты из текста пьесы;
— обобщать и систематизировать учебный материал;
— выделять главное в тексте.
Ход урока
I. Оргмомент (сообщение темы и цели урока).
II. Подготовка к восприятию.
Среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги раскинулся утопающий в зелени садов город Калинов. А за Волгой виднеются селения, поля и леса. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу», — восхищается Кулигин, глубоко чувствующий поэтическую прелесть родного пейзажа. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и счастливой. Однако богатые купцы создали в нём мир «тупой ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия»).
Красив город Калинов… Но почему в этом городе молодая женщина кончает жизнь самоубийством? Нравы в этом городе какие?
Учащиеся: Жестокие. «Самодуры правят бал» в городе Калинове.
Учитель: Познакомившись ближе с главными людьми Калинова, ясно понимаешь, что никакие красоты природы не способны смягчить той тирании и жестокости, которые позволяют себе купец-самодур Дикой и помешанная на «Домосторое» Кабаниха. И вот в этом «тёмном царстве» вынуждена жить Катерина.
Задача урока – выяснить, почему именно Катерина оказалась способна противостоять «тёмному царству»; проследить, как формировался её характер, какие черты являются в нём главными, как постепенно развивался её конфликт с миром Кабанихи; понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.
Представим Катерину.
Учащиеся: Катерина – натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, в котором ей приходится жить, эти качества не только не присущи большинству людей, им просто недоступно их понимание. Не случайно в разговоре с Катериной Варвара сказала: «Ты какая-то мудрёная», т.е. странная, сложная, непонятная.
Натура мечтательная, впечатлительная, К. в то же время обладает пылкой и страстной душой. «Такая уж я зародилась горячая!
Решительность, сила воли. (см. план)
«Я ещё лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли вёрст за десять!»
Катерина – женщина не только со странным, но и с сильным характером. Она способна на полный разрыв с опостылевшей средой и жизнью. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру!…
Условия жизни после замужества.
Учащиеся: Катерину отдали замуж молодой, судьбу её решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в дом Кабановых, готовая любить и почитать свою свекровь, заранее ожидая, что муж её будет над ней властелином, но также опорой и защитой. Однако Тихон не отвечает этой роли. Незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Тихон любит Катерину, но совсем не так, как по нормам патриархальной морали должен любить свою жену настоящий муж. И чувство Катерины к нему совсем не такое, какое она должна питать к нему по её же собственным представлениям.
— Что рассказывает Катерина Варваре о своей жизни до замужества, в родительском доме?
1 учащийся читает наизусть монолог Катерины «Отчего люди не летают?..» о жизни в родительском доме.
2 учащийся читает 2 часть этого монолога о религиозности Катерины.
Учитель: — В разговоре с Варварой какие ещё черты характера Катерины мы видим?
— Контраст между Катериной и семьёй Кабановых. Вывод можно представить в виде таблицы.
— Как мы можем это представить в сочинении? (обращение к тезисно-цитатному плану сочинения).
Учащиеся: Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всём: в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в мотивах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве, совсем не так, как в доме Кабановых, где всё то же самое, только «всё как будто из-под неволи». «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит разрушает мир Катерины.
Даже Бог здесь другой: из доброго и милосердного друга превратился в жестокого старика, который вызывает не любовь, а страх. Вся жизнь построена на «Домострое», основным законом которого является слепое и беспрекословное подчинение Богу, родителям, мужу. Атмосфера накалена до предела, в воздухе уж пахнет грозой. И Катерина это понимает:
«…Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю… или уж и не знаю… Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от неё не уйду… Перед бедой перед какой-нибудь это!»
Сердце Катерины жаждет любви, на любое обращённое к ней ласковое слово она готова ответить сильным чувством. И беда пришла. Катерина полюбила. Полюбила первый раз в жизни и всю себя без остатка отдала этому прекрасному чувству.
— Кого полюбила Катерина? (Бориса, племянника Дикого)
— Почему она выбрала именно его?
Учащиеся: Катерина выбрала его, потому что он отличался от её привычного окружения. Сам про себя Борис рассказывал Кулигину, что бабка невзлюбила его отца за то, что «он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой жили в Москве». Мать «трёх дней не могла ужиться с роднёй» мужа. Зато образование Борис получил отличное, но родители его умерли от холеры, «мы с сестрой сиротами и остались». Умерла и бабка, оставив наследство дяде с тем, чтобы выплатил долю племянникам в совершеннолетие, если они с ним будут почтительны. Но не видать Борису денег. Дикой никогда не отдаст того, что однажды попало ему в руки. Напрасно Борис унижается и ждёт благодеяния от дяди, ему ничего не получить.
— А разве Тихон не любит Катерину?
Учащиеся: Тихон любит Катерину, но по-своему, по-человечески. Однако он не способен уберечь Катерину от грозящего ей несчастья. Когда Катерина, просит Тихона взять её в поездку, он считает эту просьбу проявлением глупых женских страхов. Он не может понять какая тяжёлая борьба происходит в душе Катерины. Катерина не признаёт житейских компромиссов, она не может разрешить противоречие, возникающее в её душе между стремлением к воле, против бездушной жизни в Калинове, и присущими ей высокими моральными устоями. В её душе зарождается новое чувство, неясное ей самой: «Что-то происходит необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю» Чувство принимает форму страсти, страсти одухотворённой, связанной в сознании героини с освобождением: «Если я хоть раз с ним увижусь, я убегу из дому и уж не пойду домой ни за что на свете».
Любовь Катерины к Борису, продиктована тем, что Борис отличается от остальных калиновцев. Он – новый человек в городе, ему не привычны нравы Калинова. Борис жалуется Кулигину: «…больно, трудно … без привычки-то! Все на свете как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им». Однако Борис признаёт над собой законы Калинова, подчиняется самодурству Дикого, хотя все окружающие и утверждают, что тот никогда не отдаст Борису бабушкиного наследства.
Чтение наизусть монолога «Сцена с ключом» (действие 2, явление 10).
Учащиеся: Катерина – замужняя женщина, она не имеет права изменять своему мужу, потому что дала клятву верности перед Богом. Но брак был совершенен, и как ни старалась героиня, она не могла полюбить своего законного мужа, который не был способен ни защитить свою жену от нападок свекрови, ни понять её. Катерина жаждала любви, и эти порывы её сердца нашли выход в привязанности к Борису. Он был единственным обитателем города Калинова, который не вырос в нём. Он единственный, кто понимал Катерину, но помочь ей не мог, так как ему не хватало решимости.
Учитель: — Уже в сцене с ключом мы видим сложность внутреннего состояния героини, её мучения, борьба с собой. Свою любовь религиозная Катерина считает грехом. Почему?
Учащиеся: Не людской суд, а угрызения совести для Катерины настоящим возмездием. И первое, что пришло ей на ум, — это кара Божья. Ведь героиня с самого детства верила, что Бог видит всё, что от него не укрыть ни один грех, и на «Страшном суде» ничем нельзя будет оправдаться. Такое положение невыносимо для Катерины: дни и ночи она всё думала, страдала и решила, что ей необходимо покаяться, объявить о своём поступке. И это будет не признанием своей вины, не отказом от права на свободу, а, наоборот, единственной формой защиты внутренней свободы – свободы её совести. Гроза, пророчество сумасшедшей барыни, картина «Страшного суда», которую она видит на стенах галереи, — всё это доводит её до исступления, и в таком состоянии героиня при всех признаётся мужу в своём «грехе». Катерина не раскаивается в том, что она совершила в отсутствие мужа, а только открывается, чтобы признанием искупить свою вину.
Чтение наизусть монолога «Сцена признания в грехе». (действие 4, явление 6).
Учащиеся: Катерина, совершив грех под влиянием сильнейшего чувства, испытывает такие страшные мучения и упрёки совести и ищет облегчения в покаянии пред всем народом. Это подсказано ей самим христианством, но калиновцы шокированы: для них суд людской так же высок (если не выше), как и Божий. Катерина настолько выше этих людей, что не может быть понята ими.
Но до самой смерти, тоже страшно греховной, она верит в истинное гуманное христианство: Она говорит: «Грех. Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…» То же подтверждает и Кулигин: «…а душа теперь не ваша: она теперь перед судиёй, который милосерднее вас!» Для Катерины без веры потерян смысл жизни. Только на чувствах и воображении не может создаться душа человека. А душа-то у Катерины такая чистая, светлая, что наполняет всё её существо свечением, которое замечают все, даже Кудряш; по словам Бориса, «у неё на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится».
Учитель: — Какие душевные муки испытывает Катерина?
Чтение наизусть монолога «Нет, нигде нет!..». (действие 5, явление 2).
Учитель: — Как ведёт себя Борис в сцене прощания? Действие 5, явление 3.
Учащиеся: Мы видим, как слабохарактерный Борис плачет при прощании с любимой, вроде бы он ей сочувствует, жалеет. Однако Борис бежит от своей любви, не думая о том, каково Катерине оставаться в доме Кабановых рядом с нелюбимым мужем и ненавистной свекровью. Герои понимают, что их встречи были ошибкой, и реплики персонажей говорят читателю об этом. Катерина: «На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да впереди еще сколько!»; Борис: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!»
Однако Катерине намного тяжелее расстаться с Борисом. Не случайно она не отпускает его: «Постой, постой! Дай мне наглядеться на тебя в последний раз». А Борис стремиться поскорее уехать, чтобы больше не видеть Катерину, и считает, что лучшим избавлением от страданий для нее будет смерть. Однако спасти ее, увезти от ненавистной Кабанихи Борис не может. Я думаю, что его чувство к Катерине не было настолько сильным, чтобы ослушаться дяди. И он, так как сам человек слабохарактерный, не верит в то, что любимая женщина способна совершить самоубийство.
Учащиеся: Итак, Катерина остается одна. После этой сцены прощания она решается на самоубийство. Возможно, такой выход из ситуации уже давно был у нее. Не случайно она просит Бориса: «Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропусти, всякому подай, чтоб молились за мою грешную душу». Катерина очень набожна, религиозна. А с точки зрения церкви самоубийство — тяжкий грех, самоубийцу даже не отпевают. И мы видим, как тяжело ей совершить этот шаг, однако, именно предательство самого близкого человека толкнуло ее на самоубийство. Катерина разочаровалась в своем возлюбленном, поняла, что он человек слабый, безвольный. Посмотрите, как Борис ведет себя в сцене прощания: сначала он жалеет Катерину, а в конце уже сам желает ей смерти. Возможно, не такой страшной, но все же смерть Катерины заставит Бориса быстрее ее забыть.
Конечно же, самоубийство можно расценить как поступок слабохарактерного человека. Но с другой стороны, жизнь в доме Кабанихи для нее невыносима. И в этом поступке — сила ее характера. Если Борис бежит от своей любви, бросает Катерину, то, как же ей поступить, как жить дальше? И поэтому она решается на самоубийство, так как не может и разлюбить Бориса, и простить ему предательство. Не случайно ее последние слова обращены именно к нему: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»
Учитель: Любовь её – «всепрощающая», она прощает Борису то, чего она не простила Тихону, — трусость. Ослеплённая, она не смогла почувствовать малодушия Бориса; любовь её самоотверженна: не о своей гибели думает – о его, не о своём бесчестии – о его «вечном покоре». Не молится она перед гибелью потому, что силы и думы отданы любимому человеку, о другом не может думать.
Борис уезжает…Катерина обречена. Лгать она не может, правды же ей не простят. Но смерть Катерины – это ещё не кульминация. Идейная кульминация пьесы – это её конец. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело её здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судьёй, который милосерднее вас! – это взорвался негодованием непротивленец Кулигин. И Тихон, безответный Тихон вторит ему: «Маменька, это вы её погубили! Вы! Вы».Видимо, совсем плохи дела старого порядка, коль забытые, самые безответные поднялись против него. Это дело рук нового поколения. Это дует ветер перемен. Это – «луч света в тёмном царстве!»
Подведём итоги урока: проблемный вопрос:
— Что заставило молодую ещё женщину покончить жизнь самоубийством?
Учащиеся: Тоска и однообразие семейной жизни, постоянные придирки свекрови, унижения, желание «воли» и свободы своих чувств и мыслей — вот все то, что толкнуло ее на «запретное» чувство к чужому мужчине. Любовь к Борису возникла «на безлюдье»: он кажется таким вежливым, чутким, понимающим. И показательна борьба, происходящая в душе героини (в сцене с ключом), — от сопротивления греху к тому, что она его внутренне оправдывает и мечтает о счастье. Самое страшное для Катерины — суд собственной совести, ведь она глубоко религиозна, и сознание греха отравляет счастье ее запретной любви. Поэтому так боится Катерина грозы: ей страшно предстать перед судом Бога со всеми своими грешными мыслями, не покаявшись на исповеди. Муки совести в сочетании с неумением лгать, эмоциональность, восприимчивость ко всем внешним проявлениям осуждения того, что творится в ее душе, — все это приводит женщину к публичному покаянию в старой часовне. После такого позора ее жизнь в семье Кабановых становится еще тяжелее: Марфа Игнатьевна тиранит ее с большим усердием, получив подтверждение своим взглядам: «Вот, сынок, куда воля-то ведет!» При прощании с Борисом Катерина убеждается в том, что он ей ни в чем не помощник: он не возьмет ее с собой, не защитит — он слишком слаб.
Учитель: Добролюбов расценивает дальнейшую душевную борьбу Катерины и ее отчаянное решение о самоубийстве как протест против самодурных начал, убивающих живую душу. «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, — протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу». Конец драмы кажется Добролюбову «отрадным» именно в силу того, что появилась героиня, способная на протест, на «восстание против угнетения и произвола старших». «Грустным» и «горьким» показывает критик такое освобождение, но оно лучшее, что находит героиня в такой жизни,«где живые завидуют умершим».
Добролюбов писал: «Что ей смерть? Все равно она не считает жизнью то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых».
«Однако очевидна нравственная победа Катерины над «темным царством», жителями города Калинова. Мир Кабанихи и Дикого – косный мир, мир старых порядков, она сильна силой поддерживающей ее «молчаливого большинства», привыкшего к «жизни отцов».
Власть хозяев «темного царства» только кажется непоколебимой. Сила, которая в скором времени приведет к его распаду, гибели, уже появляется. Этого то большего всего и боится Кабаниха, об этом рассуждает Феклуша. («Последние времена, матушка Марфа Игнатьевн, последние, по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная!»). Гибель Катерины, ее протест — это «гроза», которая переменит жизнь.
III. Домашнее задание: написать сочинение на заданную тему.
IV. Оценки.
Урок № 23. Р.Р. Подготовка к написанию классного сочинения по драме А.Н.Островского «Гроза».
Тип урока: комбинированный урок
Педагогические задачи: на основе знаний, полученных в ходе изучения драмы, выработать своё личное отношение к нравственно-этическим проблемам, поставленным в ней, и воплотить свои мысли в сочинении на заданную тему, уметь систематизировать изученный материал по «Грозе», уметь писать сочинение на литературную тему, развивать устную и письменную речь учащихся через подготовку рабочих материалов к сочинению, составление сложного плана, развивать умение выделять главное в изучаемом материале, содействовать формированию нравственных понятий в сознании учеников (милосердие, ответственность, достоинство) и личностно значимой системы ценностных ориентиров.
Планируемые результаты
Предметные: понимание связи литературного произведения
с эпохой написания; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие
литературного произведения
Метапредметные:
Регулятивные УДД: учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему творческой работы с помощью учителя; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; в диалоге с учителем совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
Познавательные УДД: самостоятельно отбирают для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставляют и отбирают информацию, полученную из различных источников; учатся составлять сложный план текста; передавать содержание
в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные УДД: учатся подтверждать аргументы фактами, критично относиться к своему мнению; понимать точку зрения другого (в том числе автора), самостоятельно используя приёмы изучающего чтения на различных текстах, а также приёмы слушания; учатся искать свою позицию в многообразии эстетических и культурных предпочтений
Личностные: оценивают ситуацию
на уроке с точки зрения общечеловеческих и российских ценностей, красоты природы и творчества; испытывают желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей
и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью
Образовательные ресурсы: Образовательные ресурсы: Литература. 10 класс : учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч / С.А. Зинин и др. – М. : Просвещение, 2019*; презентация
Интернет-ресурсы: : https://youtu.be/Yi0ILT5icgYhttp://www.belgtis.ru/images/obuch/pm/LiteraturaklasschastSaharovVIZininSA.pdf
1. Образовательный портал «Сдам ГИА». – Режим доступа : https://rus-oge.sdamgia.ru/
2. Федеральный институт педагогических измерений. Открытый банк заданий ЕГЭ 2020. Русский язык. – Режим доступа : http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416
Этапы урока
Содержание учебного материала.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Формирование УУД
1. Организационный этап
Психологический настрой обучающихся на урок. —
Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность.
личностные: внимание, уважение к окружающим;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;
регулятивные: саморегуляция.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся
На фоне мелодии Л.Бетховена из «Лунной сонаты»
Пусть непорочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму, —
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому. Н.Заболоцкий
Именно с этих строк Николая Заболоцкого хочется мне сегодня начать наш урок. Урок по драме А.Н.Островского «Гроза». Нам предстоит ответить на вопрос: «Самоубийство Катерины – сила или слабость?»
Вспомним сюжет драмы…(буктрейлер)
Предлагают варианты ответов на вопросы учителя, обсуждают, совместно выбирают самые точные цели. Записывают тему урока в тетрадь.
коммуникативные: формулировать и уметь отстаивать собственное мнение и собственную позицию, аргументировать свою точку зрения;
регулятивные: целеполагание;
познавательные: развивать умение проводить наблюдение, делать выводы и умозаключения на основе аргументации.
3. Актуализация знаний.
— Назовите героев пьесы и дайте характеристику персонажам.
Отвечают на вопросы, аргументируя ответы примерами.
личностные: умение выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям;
познавательные: умение работать с разными источниками информации;
регулятивные: умение высказывать своё предположение на основе работы с текстами.
4.Первичное усвоение новых знаний.
Во время разговора о Катерине:
Работа с текстом.
Составление словесной схемы по образу Катерины :
Катерина: ценностные нравственные координаты.
Есть ли выход у Катерины?
Групповая работа над заданием
познавательные: поиск и выделение необходимой информации; умение работать с разными источниками информации;
коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
личностные: умение выражать своё отношение к событиям;
регулятивные: умение определять цели работы и планировать деятельность.
5. Первичная проверка понимания
Письменный ответ на вопрос.
Письменная работа
поиск и выделение необходимой информации; умение делать выводы;
овладение логическими действиями сравнения, обобщения; активность в решении творческой задачи;
коммуникативные:
умения слушать и понимать, строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме;
личностные: умение выражать своё отношение к событиям;
6. Первичное закрепление
Оставление плана сочинения ( проект)
Обсуждение, анализ и сравнение
познавательные:
поиск и выделение необходимой информации; овладение логическими действиями сравнения, обобщения; коммуникативные:
умения строить речевое высказывание в соответствии с задачей;
личностные: формирование навыков систематизации знаний.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Подготовка к сочинению
Сообщают классу полученную информацию, отвечают на возникшие вопросы
коммуникативные: создание письменного высказывания и его представление.
8. Рефлексия (подведение итогов занятия)
Побуждение к высказыванию собственного мнения.
Обучающиеся осуществляют рефлексию. Приём незаконченного предложения:
Сегодня я узнал …
Мне было трудно …
Теперь я могу …
Я научился…
регулятивные: формирование навыков рефлексии.
коммуникативные: умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
познавательные: сравнение, оценивание.