Пример 1
Роман А.С. Пушкина является произведением, которое относят к разбойничьему роману, то есть в центре обязательно есть благородный бандит вне закона. Интересно, что название роману дал не сам автор, у него лишь стояла дата начала и окончания работы. При жизни поэта это произведение не было опубликовано.
Один из главных героев истории – молодой дворянин, Владимир Дубровский. Он рос без матери, а отца видел редко. В восемь лет его определили в Кадетский корпус. Конечно же, отец содержал его, оплачивал обучение, но внимания должного не уделял. Владимир же, когда вырос, совсем не жалел отцовских сбережений, он играл в карты, вел роскошную жизнь. Дубровский рассчитывал удачно жениться, чтобы закрыть все свои долги. Однако его мечтам не суждено было сбыться. Он получил письмо от няни, что отец заболел, и Владимиру пришлось бросить все и ехать в родовое имение. Хотя мужчина почти не знает отца, он все равно любит его: “Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце…”. Дубровский узнает, что отец заболел из-за того, что после ссоры с его другом Троекуровым, тот решил проучить отца и подал на него в суд, подкупил судей и забрал имение себе. Владимир решает поджечь дом, после смерти отца, лишь бы тот не перешёл к Троекурову. Дубровский вместе с верными ему крестьянами становятся разбойниками, но благородными: они не трогают бедных, грабят богатых. Он обманом устраивается в дом Троекуровых вместо учителя Дефоржа. Он жаждет отомстить за отца и угнетенных крестьян. Однако, когда он знакомится с Машей, дочерью барина, решает отказаться от своей идеи. Молодые люди влюбляются, и это останавливает Владимира от мести Троекурову. Мы понимаем, что Дубровский действительно способен на искреннюю любовь. Однако отец Маши назло выдает ее замуж за соседа, князя Верейского. Владимир всячески пытается помешать этому, но у него не выходит. В итоге он распускает свою шайку и просто пропадает.
Мне кажется, что Владимир Дубровский очень интересный персонаж. Мы видим становление его, как благородной личности. Несмотря на его кутежи, в ответственный момент, он берет все в свои руки и пытается поступать по совести. Он честно в итоге рассказывает Маше, кто он и как он попал в этот дом, при этом дает ей право выбора. Распуская крестьян, он советует им не разбойничать, а уйти куда-нибудь и жить тихо и мирно. В итоге дворянин в Дубровском побеждает в нем бунтарский дух.
Пример 2
В романе А.С.Пушкина «Дубровский» повествование ведется от лица рассказчика. От этого характер главного героя, Владимира Дубровского, зачастую можно понять только из его поступков, действий и слов.
Владимир Дубровский – юноша 23 лет на момент начала повествования, выросший в Кистеневке. Его мать умерла практически сразу после рождения сына, главный герой воспитывался отцом и няней (которая очень напоминает известную няню самого автора – Арину Родионовну). По сути, Владимир – обычный юный дворянин той эпохи. Он умен, обучен языкам, знает этикет и правила поведения в светском обществе, закончил кадетский корпус и поступил на военную службу. Его будущее могло бы быть таким же, как и у всех остальных. Лет до сорока жил бы в Петербурге, женился бы на девушке с большим приданым, на службе бы разбогател и приобрел определенное влияние в обществе, затем на старости лет бы переехал в родную деревню и доживал там свои дни. Переломным моментом в его жизни стало нянино письмо, извещавшее о судебной тяжбе между отцом и Кирилой Троекуровым и о плохом самочувствии Андрея Дубровского. После этого все переменилось. Вместо молодого офицера в столице Владимир стал разбойником с большой дороги, обкрадывающим богатых дворян и помещиков.
Характер младшего Дубровского очень противоречив. С одной стороны, Владимир умный и благородный человек с высокими идеалами, юноша, мечтающий о равенстве и справедливости. Он умеет любить людей, очень переживает за судьбу близких. Несмотря на то, что его общение с отцом сильно сократилось в последние годы, главный герой относился с большим уважением к Андрею Дубровскому, не смог смириться и простить его смерть Троекурову и захотел отомстить.
С другой стороны, эмоциональность главного героя мешает ему действовать здраво и рассудительно. Ослепленный эмоциями он сжег дом своего детства и по незнанию убил нескольких человек. Владимир не нашел лучшего способа мести чем разбойничество, бросил службу, хотя та ему могла бы очень помочь в борьбе с Кирилой Троекуровым.
Дубровского критики часто описывают как «разбойника с благородным сердцем». На мой взгляд, это не совсем так. Очень редко люди встают на путь зла по своему желанию, обычно это происходит по независимым от них причинам. Владимир Дубровский – обычный добрый человек, который не нашел другого выхода из сложившейся ситуации, кроме как встать на скользкий путь грабежа. Таким может стать каждый из нас.
Уроки разработала учитель русского языка и литературы Ермолина Ольга Александровна.
Количество уроков: 2
1 урок: Подготовка к написанию классного сочинения по роману А.С. Пушкина «Дубровский»: «Образ Владимира Дубровского в романе».
2 урок: Написание классного сочинения по роману А.С. Пушкина «Дубровский»: «Образ Владимира Дубровского в романе».
Класс: 6.
Тип уроков: уроки развития речи.
УМК: Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной.
Цель урока: учиться писать сочинение – характеристику героя художественного произведения.
Задачи урока:
-
Воспитательные:
— воспитывать человека, внимательного к окружающему миру и другим людям;
— воспитывать умение прощать:
— воспитывать умение различать положительные и отрицательные качества человеческой личности;
— воспитывать нравственные качества: сочувствие, сострадание, любовь к близким, взаимопомощь, честность, верность слову и другие.
-
Развивающие:
— развивать процессы мышления: умение решать проблему, рассуждать, доказывать свою позицию, высказывать свое мнение;
— развивать умение связной устной и письменной речи: умение создавать план простой и развернутый; подбирать из текста цитаты, включать их в свою речь, создавать связное высказывание.
-
Образовательные:
— рассмотреть образ Владимира Дубровского в романе: поступки и характер героя;
— рассмотреть особенности авторской оценки героя;
-учиться писать сочинение-характеристику героя художественного произведения.
Содержание уроков:
1 урок:
-
Слово учителя.
-
Проверка домашнего задания: план по теме «Владимир Дубровский в романе» с указанием страниц и цитат, наиболее ярко характеризующих Дубровского.
-
Составление текста сочинения по пунктам таблицы.
-
Чтение примерного сочинения.
2 урок:
-
Написание собственного сочинения.
-
Домашнее задание.
Ход урока
-
Слово учителя.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем писать сочинение на тему «Образ Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина «Дубровский». Этот образ неоднозначен. Мы попробуем понять на основе авторского текста: кто же Владимир Дубровский – благородный человек или разбойник. Для этого вы дома составили план по теме «Владимир Дубровский в романе».
-
Проверка домашнего задания: план по теме «Владимир Дубровский в романе» с указанием страниц и цитат, наиболее ярко характеризующих Дубровского.
№ п.п. | План, стр. учебника | Цитаты |
| Вступление: Кто же Дубровский: благородный человек или разбойник? | |
| Первая встреча с Владимиром Дубровским, стр. 77 | «Сын Дубровского воспитывался в Петербурге». Троекуров о нем: «гол как сокол». Отец о Владимире: «бедный дворянин». |
| Воспитание в Кадетском корпусе, стр. 85 | «Получал из дому более, нежели должен был ожидать». «Расточителен и честолюбив», «позволял себе роскошные прихоти», «входил в долги, не заботясь о будущем». |
| Воспоминание о детстве, стр.86-87 | Воспоминание о семье: рано лишился матери, отца почти не знал, с восьми лет жил в корпусе. «Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце». «…положение бедного больного…ужасало его», он погрузился в «беспокойство», «глубокие размышления». Серьезные намерения «даже выйти в отставку, если болезненное состояние отца потребует его присутствия». По дороге он вспоминает Машу Троекурову, которая «тогда уже обещала быть красавицей». Дубровский – романтик, «застенчивость» удержала его от расспросов. «Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным». |
| Болезнь и смерть отца, стр. 88-90. Задание В 5, стр.130. | При встрече «Владимир с жаром обнял отца своего», «был поражен его состоянием», «расположился в его спальне». «Владимир предвидел его скорое разрешение и не отходил от старика». Приезд Троекурова вызвал ужас и гнев у отца Владимира, от удара он умирает. Владимиром овладели сильные чувства: «кричал», «бросил на него ужасный взгляд», «отрывисто сказал». |
| Прощание с родным домом, пожар, стр. 90-93. Задание В 6,7, стр. 130. | Лишение отца, родного дома и состояния приводят Дубровского в отчаяние. В Кистеневской роще шел, «ничего не замечал», «мысли одна другой мрачнее теснились в душе его», «чувствовал он свое одиночество». Будущее: «покрытое темными тучами», «новые несчастия», «нищета». Владимир «кипел от негодования», когда слушал исправника, но сдержался и не дал своим людям устроить бунт. «Речь молодого Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие». Исправника же он «слушал с презрением и ничего не отвечал», к ним испытывает отвращение. «Итак, все кончено…». «Нет! Нет! Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня». Владимир «стиснул зубы», «страшные мысли рождались в уме его». «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь двор». Берет на себя ответственность. |
| Дубровский-разбойник, стр.96, 111, 129 Задание В 12, стр.130. | «… появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям». «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Рассказывали о нем чудеса; имя Дубровского было во всех устах…». Предводитель «отважных злодеев». «Ночуя в одной комнате с человеком, коего мог он почесть личным своим врагом и одним из главных виновников его бедствия, Дубровский не мог удержаться от искушения». После нападения на карету разбойники беспрекословно слушаются Дубровского, «…не разграбя ничего и не пролив ни единой капли крови в отмщение за кровь своего атамана». |
| Дефорж, стр.98-100, 110-111. Задание В 9, 10, 11, стр. 130. | «…понравился Кирилу Петровичу своей приятной наружностью и простым обращением», «был недоволен одною молодостью…». Маша «не обратила никакого внимания». После случая с медведем «она увидела храбрость и гордое самолюбие». «Все любили молодого учителя, Кирила Петрович – за его проворство на охоте, Марья Кирилловна – за неограниченное усердие и робкую внимательность, Саша – за снисходительность к его шалостям, домашние – за доброту и за щедрость…». |
| Отношение автора к Дубровскому. Задание 13, стр. 130. | |
| Вывод: Кто же Дубровский: благородный человек или разбойник? |
-
Проблемный вопрос: Кто же Дубровский: благородный человек или разбойник?
Вступление:
«Прочитав роман А.С. Пушкина «Дубровский», я задумался над вопросом: кто же Дубровский – благородный человек или разбойник. Иногда в сложной жизненной ситуации человек должен выбрать, как ему поступить. Он может поступить по совести, а может пойти против нравственных принципов. Так главный герой романа А.С. Пушкина становится разбойником» — из сочинения.
-
Работа по 1 пункту плана: Сын Андрея Гавриловича Дубровского, стр.77.
№ п.п. | План | Цитаты |
| Первая встреча с Владимиром Дубровским | «Сын Дубровского воспитывался в Петербурге». Троекуров о нем: «гол как сокол». Отец о Владимире: «бедный дворянин». |
— Как характеризует Владимира Дубровского автор? Сделайте вывод, используя цитаты.
«Впервые мы только слышим о Владимире Дубровском. Несмотря на бедность, Андрей Гаврилович «не щадил ничего для приличного его содержания» в Петербурге. Отец дал Владимиру образование, титул дворянина, воспитал в сыне чувства чести и достоинства. Для Кирилы Петровича Троекурова главное – материальное состояние Дубровского: «гол как сокол». Для Дубровского старшего важно знать, что сын его хоть и «бедный дворянин», а человек честный и достойный» — из сочинения.
Оправдывает ли Владимир Дубровский ожидания отца, когда мы его видим в Петербурге? «…предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».
Какими интересами живет Владимир в Петербурге?
-
Работа в группах или парах по плану. Работа со 2 пунктом плана.
1)
№ п.п. | план | цитаты |
| Воспитание в Кадетском корпусе, стр. 85 | «Получал из дому более, нежели должен был ожидать». «Расточителен и честолюбив», «позволял себе роскошные прихоти», «входил в долги, не заботясь о будущем». |
«Владимир «расточителен и честолюбив», живет в Петербурге, ни в чем себе не отказывая, не собираясь жить в бедности, «…предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». Но поведение Владимира после известия о болезни отца изменяет наше отношение к этому молодому человеку» — из сочинения.
2) 1 группа:
| Воспоминание о детстве, стр.86-87 | Воспоминание о семье: рано лишился матери, отца почти не знал, с восьми лет жил в корпусе. «Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце». «…положение бедного больного…ужасало его», он погрузился в «беспокойство», «глубокие размышления». Серьезные намерения «даже выйти в отставку, если болезненное состояние отца потребует его присутствия». По дороге он вспоминает Машу Троекурову, которая «тогда уже обещала быть красавицей». Дубровский – романтик, «застенчивость» удержала его от расспросов. «Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным». |
Ответ учащихся:
«Владимир Дубровский рано лишился матери, отца почти не знал, так как с восьми лет жил в Кадетском корпусе. «Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце». Мы видим серьезность намерений Владимира «даже выйти в отставку, если болезненное состояние отца потребует его присутствия». Подъезжая к дому, узнавая родные места, «он смотрел вокруг себя с волнением неописанным». По дороге он вспоминает Машу Троекурову, которая «тогда уже обещала быть красавицей». И только природная «застенчивость» удерживает его от расспросов о ней» — из сочинения.
3) 2 группа:
| Болезнь и смерть отца, стр. 88-90. Задание В 5, стр.130. | При встрече «Владимир с жаром обнял отца своего», «был поражен его состоянием», «расположился в его спальне». «Владимир предвидел его скорое разрешение и не отходил от старика». Приезд Троекурова вызвал ужас и гнев у отца Владимира, от удара он умирает. Владимиром овладели сильные чувства: «кричал», «бросил на него ужасный взгляд», «отрывисто сказал». |
Ответ учащихся:
«О встрече Владимира и Андрея Гавриловича Дубровского написано всего несколько слов: «Владимир с жаром обнял отца своего». Но и этих слов достаточно, чтобы понять, что сыновнее сердце полно любви и сострадания. Узнав о причине болезни отца, о том, как обошелся с ним Троекуров, молодой Дубровский сильно переживает, он предвидит «его скорое разрешение» и не отходит от него. Приезд Троекурова вызвал ужас и гнев у отца Владимира, от удара он умирает. В этот момент Владимиром овладевают сильные чувства: он кричит, бросает ужасные взгляды, говорит отрывисто» — из сочинения.
4) 3 группа:
| Прощание с родным домом, пожар, стр. 90-93. Задание В 6,7, стр. 130. | Лишение отца, родного дома и состояния приводят Дубровского в отчаяние. В Кистеневской роще шел, «ничего не замечал», «мысли одна другой мрачнее теснились в душе его», «чувствовал он свое одиночество». Будущее: «покрытое темными тучами», «новые несчастия», «нищета». Владимир «кипел от негодования», когда слушал исправника, но сдержался и не дал своим людям устроить бунт. «Речь молодого Дубровского, его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие». Исправника же он «слушал с презрением и ничего не отвечал», к ним испытывает отвращение. «Итак, все кончено…». «Нет! Нет! Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня». Владимир «стиснул зубы», «страшные мысли рождались в уме его». «Дубровский приблизил лучину, сено вспыхнуло, пламя взвилось и осветило весь двор». Берет на себя ответственность. |
Ответ учащихся:
«Лишение отца, родного дома и состояния приводят Дубровского в отчаяние. После похорон отца Владимир удаляется в Кистеневскую рощу. Он вокруг «ничего не замечал», «мысли одна другой мрачнее теснились в душе его», «чувствовал он свое одиночество». Его будущее казалось ему покрытым «черными тучами». Вражда с Троекуровым предвещала новые несчастья, нищета ожидала Владимира: «Итак, все кончено…». Вот тут-то и затаилась в его сердце обида, ненависть к богатым, прежде всего к своему обидчику. Он испытывал отвращение к людям, пришедшим забрать его дом, но из благородных побуждений несколько раз спасал их от гибели. «Нет! Нет! Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня». Владимир, не желая, чтобы его имение досталось Троекурову, сам поджигает дом, берет на себя ответственность за происходящее» — из сочинения.
5) 4 группа:
| Дубровский-разбойник, стр.96, 111, 129 Задание В 12, стр.130. | «… появились разбойники и распространили ужас по всем окрестностям». «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Рассказывали о нем чудеса; имя Дубровского было во всех устах…». Предводитель «отважных злодеев». «Ночуя в одной комнате с человеком, коего мог он почесть личным своим врагом и одним из главных виновников его бедствия, Дубровский не мог удержаться от искушения». После нападения на карету разбойники беспрекословно слушаются Дубровского, «…не разграбя ничего и не пролив ни единой капли крови в отмщение за кровь своего атамана». |
Ответ учащихся:
«Дворовые люди господ Дубровских возмущены несправедливым приговором суда. Они бунтуют и отказываются переходить во власть Троекурова. Таким образом, обстоятельства жизни заставили Владимира стать разбойником. Причиной всех бед он считает Троекурова. Дубровский говорит Марье Кириловне: «…я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах». Владимир уходит из Кистеневки не по своей воле. Он становится предводителем «отважных разбойников», наводящих ужас на всю округу. «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Рассказывали о нем чудеса; имя Дубровского было во всех устах…». Со своими врагами он жесток, как с Антоном Пафнутьичем, с близкими людьми он великодушен и умеет держать слово: после нападения на карету разбойники беспрекословно слушаются Дубровского, «…не разграбя ничего и не пролив ни единой капли крови в отмщение за кровь своего атамана» — из сочинения.
6) 5 группа:
| Дефорж, стр.98-100, 110-111. Задание В 9, 10, 11, стр. 130. | «…понравился Кирилу Петровичу своей приятной наружностью и простым обращением», «был недоволен одною молодостью…». Маша «не обратила никакого внимания». После случая с медведем «она увидела храбрость и гордое самолюбие». «Все любили молодого учителя, Кирила Петрович – за его проворство на охоте, Марья Кирилловна – за неограниченное усердие и робкую внимательность, Саша – за снисходительность к его шалостям, домашние – за доброту и за щедрость…». |
Ответ учащихся:
«Владимир Дубровский не оставляет желания отомстить Троекурову. Он подкупает учителя французского языка, и под именем Дефоржа появляется в имении. Никто сначала не обращает внимания на молодого человека, но случай с медведем заставил всех по-другому посмотреть на него. «Все любили молодого учителя, Кирила Петрович – за его проворство на охоте, Марья Кирилловна – за неограниченное усердие и робкую внимательность, Саша – за снисходительность к его шалостям, домашние – за доброту и за щедрость…». Встреча с Машей Троекуровой заставляет Владимира отказаться от мести. Привязанность к ней становится для Дубровского роковой. Став разбойником, он не нашел счастья и потерял свою любовь» — из сочинения.
-
Отношение автора к Дубровскому. Работа с классом: Задание 13, стр. 130.
«Мне кажется, что автор показывает нам благородного, но вместе с тем несчастного человека, который отчаялся найти правду и справедливость. Он совершает с разбойниками набеги на имения, крадет деньги у Антона Пафнутьевича. Но под этой маской разбойника автор нам постоянно показывает, что Владимир добрый, отзывчивый, робкий, честный и порядочный человек» — из сочинения.
«Я считаю, что автор отрицательно относится к поступкам Дубровского. Но в то же время ему симпатична его любовь к родному дому и отцу, а также борьба за справедливость» — из сочинения.
-
Проблемный вопрос: Решение проблемного вопроса (вывод).
«Я считаю, что Дубровский – добрый и благородный человек, так как он никому не причинил зла, а окружающие его искренне любили и уважали» — из сочинения.
«Я думаю, что Дубровский стал разбойником поневоле. Он исправился, так как в душе он все-таки благородный человек» — из сочинения.
-
Каждая группа сейчас прочитает, что у нее получилось. Создаем единое сочинение.
2 урок: пишем сочинение.
Сочинение
Прочитав роман А.С. Пушкина «Дубровский», я задумался над вопросом: кто же Дубровский – благородный человек или разбойник. Иногда в сложной жизненной ситуации человек должен выбрать, как ему поступить. Он может поступить по совести, а может пойти против нравственных принципов. Так главный герой романа А.С. Пушкина становится разбойником.
Впервые мы только слышим о Владимире Дубровском. Несмотря на бедность, Андрей Гаврилович «не щадил ничего для приличного его содержания» в Петербурге. Отец дал Владимиру образование, титул дворянина, воспитал в сыне чувство чести и достоинства. Для Кирилы Петровича Троекурова главное – материальное состояние Дубровского: «гол как сокол». Для Дубровского старшего важно знать, что сын его хоть и «бедный дворянин», а человек честный и достойный.
Владимир «расточителен и честолюбив», живет в Петербурге, ни в чем себе не отказывая, не собираясь жить в бедности, «…предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». Но поведение Владимира после известия о болезни отца изменяет наше отношение к этому молодому человеку.
Владимир Дубровский рано лишился матери, отца почти не знал, так как с восьми лет жил в Кадетском корпусе. «Мысль потерять отца своего тягостно терзала его сердце». Мы видим серьезность намерений Владимира «даже выйти в отставку, если болезненное состояние отца потребует его присутствия». Подъезжая к дому, узнавая родные места, «он смотрел вокруг себя с волнением неописанным». По дороге он вспоминает Машу Троекурову, которая «тогда уже обещала быть красавицей». И только природная «застенчивость» удерживает его от расспросов о ней.
О встрече Владимира и Андрея Гавриловича Дубровского написано всего несколько слов: «Владимир с жаром обнял отца своего». Но и этих слов достаточно, чтобы понять, что сыновнее сердце полно любви и сострадания. Узнав о причине болезни отца, о том, как обошелся с ним Троекуров, молодой Дубровский сильно переживает, он предвидит «его скорое разрешение» и не отходит от отца. Приезд Троекурова вызвал ужас и гнев у Андрея Гавриловича, от удара он умирает. В этот момент Владимиром овладевают сильные чувства: он кричит, бросает ужасные взгляды, говорит отрывисто.
Лишение отца, родного дома и состояния приводят Дубровского в отчаяние. После похорон отца Владимир удаляется в Кистеневскую рощу. Он вокруг «ничего не замечал», «мысли одна другой мрачнее теснились в душе его», «чувствовал он свое одиночество». Его будущее казалось ему покрытым «черными тучами». Вражда с Троекуровым предвещала новые несчастья, нищета ожидала Владимира: «Итак, все кончено…». Вот тут-то и затаилась в его сердце обида, ненависть к богатым, прежде всего, к своему обидчику. Он испытывал отвращение к людям, пришедшим забрать его дом, но из благородных побуждений несколько раз спасал их от гибели. «Нет! Нет! Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня». Владимир, не желая, чтобы его имение досталось Троекурову, сам поджигает дом, берет на себя ответственность за происходящее.
Дворовые люди господ Дубровских возмущены несправедливым приговором суда. Они бунтуют и отказываются переходить во власть Троекурова. Таким образом, обстоятельства жизни заставили Владимира стать разбойником. Причиной всех бед он считает Троекурова. Дубровский говорит Марье Кириловне: «…я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах». Владимир уходит из Кистеневки не по своей воле. Он становится предводителем «отважных разбойников», наводящих ужас на всю округу. «Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Рассказывали о нем чудеса; имя Дубровского было во всех устах…». Со своими врагами он жесток, как с Антоном Пафнутьичем, с близкими людьми он великодушен и умеет держать слово: после нападения на карету разбойники беспрекословно слушаются Дубровского, «…не разграбя ничего и не пролив ни единой капли крови в отмщение за кровь своего атамана».
Владимир Дубровский не оставляет желания отомстить Троекурову. Он подкупает учителя французского языка, и под именем Дефоржа появляется в имении. Никто сначала не обращает внимания на молодого человека, но случай с медведем заставил всех по-другому посмотреть на него. «Все любили молодого учителя, Кирила Петрович – за его проворство на охоте, Марья Кирилловна – за неограниченное усердие и робкую внимательность, Саша – за снисходительность к его шалостям, домашние – за доброту и за щедрость…». Встреча с Машей Троекуровой заставляет Владимира отказаться от мести. Привязанность к ней становится для Дубровского роковой. Став разбойником, он не нашел счастья и потерял свою любовь.
Мне кажется, что автор показывает нам благородного, но вместе с тем несчастного человека, который отчаялся найти правду и справедливость. Я думаю, что Дубровский стал разбойником поневоле. Он совершает с разбойниками набеги на имения, крадет деньги у Антона Пафнутьевича. Но под этой маской разбойника автор нам постоянно показывает, что Владимир добрый, отзывчивый, робкий, честный и порядочный человек.
-
Домашнее задание: Читаем «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкина («Выстрел»).
Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина «Дубровский»
Цели урока:
1) контроль знания содержания романа и понимания его основной мысли;
2) контроль умения составления плана текста, текстологического анализа произведения, контроль умения давать развернутый письменный ответ по предложенному плану;
3) формирование умения цитирования, работы с текстом произведения большого объема.
Задачи урока:
совершенствовать умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; 2) активизация познавательной деятельности, стимуляция мыслительной активности; 3)воспитание толерантности, умения общаться, 4) выработать навыки работы с текстом произведения большого объема с помощью предварительно объявленных вопросов, 5) работать над выразительным чтением; 6) воспитывать культуру связной речи.Оборудование: распечатка с элементами плана. Оформление стенда или презентации: иллюстрации к роману, рисунки, перечень тем к сочинению.
Ход урока
Предварительная подготовка. Исследовательские проекты детей:
1. Владимир Дубровский – «благородный разбойник». (По роману А. С. Пушкина «Дубровский».)
2. Владимир Дубровский и Маша Троекурова. (По роману А. С. Пушкина «Дубровский».)
3. Имена и характеры героев романа «Дубровский».
1. Актуализация знаний о романе.
Аукцион «Я о романе А. С. Пушкина «Дубровский».
Задание: по очереди назовите те сведения, которые вы можете сообщить о романе, истории его создания, сюжете, композиции, особенностях, героях.
2. Составление плана сочинения.
1. Групповая работа. Класс делится на 3 группы.
Задание: расположите по порядку пункты плана.
Схема прилагается на том же листе, т. е. можно либо отметить цифрами пункты плана, либо вписать в распечатку.
Выступление представителей от групп с защитой своего плана, комментарием пунктов.
После обсуждения — вывешиваем на стенд для дальнейшей работы.
3. Защита проектов. Работа с текстом произведения с помощью предварительно объявленных вопросов.
1-я группа. Защита проекта.
Тема: Владимир Дубровский – «благородный разбойник».
ПЛАН
I. Владимир Дубровский, герой романа А. С. Пушкина,- «благородный разбойник».
II. Почему Владимир Дубровский стал разбойником?
1. История молодого Дубровского.
а) Жизнь в Петербурге; честолюбие, расточительность.
б) Отношение к отцу.
в) Реакция на смерть отца.
2. Владимир Дубровский — «благородный разбойник».
а) Решение мстить Троекурову за разорение и смерть отца.
б) Смерть приказных в пожаре.
в) Ответственность за крепостных людей, разделивших его судьбу.
г) Слухи о великодушии разбойника Дубровского.
д) Объяснение Маше причины, по которой он стал разбойником.
3. Отчаяние, отказ от мщения, отъезд за границу.
III. Авторское отношение к «благородному разбойнику» Дубровскому.
2-я группа. Защита проекта.
Тема: Владимир Дубровский и Маша Троекурова.
ПЛАН
I. Роман А. С. Пушкина «Дубровский» о дворянской чести, мести и любви.
II. Владимир Дубровский и Маша Троекурова — герои романа А. С. Пушкина.
1. История героев и их семей.
а) Дружба отцов.
б) Рано лишились матерей, одиноки и впечатлительны.
в) Воспитание, данное героям.
г) Решение Дубровского мстить Троекурову привело героя в его дом.
2. История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского.
а) Отношение Маши к «учителю», история с медведем.
б) Объяснение Дубровского с Машей, его признание в обмане.
в) Маша боится и самого Дубровского и чувств к нему.
г) Сватовство Верейского и согласие Маши принять помощь Дубровского.
д) Маша не может нарушить клятву, данную мужу.
е) Отчаяние Дубровского.
III. Честь и верность данному слову – главные ценности для Владимира и Маши.
3-я группа. Защита проекта.
Тема: Имена и характеры героев романа «Дубровский».
ПЛАН
1. Связь между именем, характером и судьбой человека.
2. Тайна имён литературных героев в романе «Дубровский», влияние этимологии имени на их характер и судьбу, поступки.
3. Как автор в романе «Дубровский» выбирает имя, фамилию своему герою? Как часто писатель его употребляет?
4. Как звучат имена героев на страницах романа «Дубровский»? Называет ли автор своих героев только по имени или по имени – отчеству, или к имени – отчеству ещё присоединяется фамилия?
а) наиболее часто встречающееся среди мужских имён – Владимир (в 4 произведениях).
б) Значение имени Мария для Пушкина. Имя бабушки поэта и его дочери.
в) Владимира Дубровского Пушкин называет по фамилии – симпатия автора к герою.
г) Троекурова Пушкин называет по имени- отчеству, подчёркивая расстояние между собой и Кирилой Петровичем.
д) Герои, которых автор называет только по фамилии, присоединяя к ней должность или титул. Заседатель Шабашкин. Князь Верейский.
5. Этимология имён главных героев.
а) Значение имени Владимир и образ Владимира Дубровского.
Владимир – имя старославянское, обозначает «владеющий миром». Владимиру близки заботы тех, кто его окружает, но он всегда имеет своё мнение.
б) Значение имени Андрей. Андрей – мужественный. Образ Андрея Гавриловича.
в) Значение имени Кирилл.
Имя Кирилл древнегреческого происхождения, которое обозначает «господин, владыка». Кирилла Петрович – человек избалованный, надменный, своенравный.
6 . Женские имена в романе «Дубровский».
Мария, в переводе с древнееврейского, означает госпожа. Мария Кирилловна – госпожа своему слову. Разговор с Дубровским по дороге в имение князя Верейского.
7. Заключение. Влияние этимологии имён на характеры героев, их поступки, образы.
4. Обсуждение, корректировка проектов.
В сочинение по теме «Почему Владимир Дубровский стал разбойником?» можно добавить информацию о таких чертах характера Дубровского, как благородство (заступается за Шабашкина), смелость, отвага, находчивость, решительность, хладнокровие (в «медвежьей комнате»), искренность, открытость, честность (в объяснении с Машей Троекуровой).
5. Оформление творческой работы.
Оформление цитат и работа над темой сочинения.
1.Объяснение учителя.
В своей работе желательно использовать три разных вида цитирования.
Примеры оформления можно поместить на стенд, раздать в виде распечаток и обязательно показать на доске в качестве примера.
а) Полное цитирование. Используется следующая лексика. Автор рассказывает о герое так: «…». А. С. Пушкин обращает внимание читателя на поведение своего героя: «…». Писатель сочувствует герою: «…». Цитата не должна быть большой, надо выбирать самое важное.
б) Частичное цитирование. Например, А. С. Пушкин, подчеркивает, что «…», отмечает такую черту характера, как «…», называясь Дефоржем, Дубровский хотел «…».
в) Ссылка на текст. В разговоре с Машей Дубровский рассказал ей, кто он и почему оказался в их доме.
2. Тренировочное упражнение.
Задание: попробуйте процитировать разными способами фразу «Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах», объяснить, в каком сочинении нам может понадобиться эта цитата.
Работа над темой сочинения.
1.Выбор темы. 2. Подбор цитат.
6. Подведение итогов.
Когда дочитываешь последние страницы повести, охватывает целая буря самых разнообразных чувств. Прежде всего, удивляешься, что повествование окончилось так внезапно, и мы совершенно не знаем, как сложилась дальше жизнь главного героя. Такое впечатление, что Пушкин просто отложил рукопись в сторону, сказав то главное, что хотел сказать нам. Повесть действительно считалась неоконченной и не имела названия, именем главного героя произведение назвали, готовя к посмертному изданию сочинения Пушкина (при жизни поэта повесть не была напечатана).
-Подумайте, как могла бы сложиться дальнейшая судьба героев?
В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа. Расшифровка более позднего варианта:
(Князь Верейский) —Сватовство — свидания. Письмо перехвачено. Свадьба, отъезд. Команда, сражение. Распущенная шайка — Жизнь Марьи Кирилловны — Смерть князя Верейского — Вдова. Англичанин — Игроки. Свидание — Полицмейстер — Развязка .
Текст приводится по книге «Из бумаг Пушкина».
Исследователи интерпретируют пушкинский замысел так: после смерти Верейского Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера.
7. Домашнее задание.
Написание сочинения на одну из предложенных тем:
1. Владимир Дубровский – «благородный разбойник». (По роману А. С. Пушкина «Дубровский».)
2. Владимир Дубровский и Маша Троекурова. (По роману А. С. Пушкина «Дубровский».)
3. Имена и характеры героев романа «Дубровский».
4. Дальнейшая судьба главных героев романа (продолжение романа А. С. Пушкина «Дубровский»).
Использованы источники из интернета.
Урок развития речи
Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский»
ЦЕЛИ:
1. Проверить знание текста произведения.
2. Формировать умение отбирать тематический материал и готовить сообщения.
3. Научить характеризовать героев изучаемого произведения на основании их поступков и поведения.
4. Развивать связную речь и логическое мышление.
Задачи:
-
Обучить составлению плана сочинения.
-
Подготовить учащихся к письменному сочинению о героях изучаемого произведения.
-
Усилить связь теории с практикой.
-
Выработать умения самостоятельно применять знания при написании сочинения.
Ход урока
Ì. Орг. момент. Знакомство с темой и целями урока.
— Здравствуйте, ребята! Мы с вами в течение двух недель изучали роман А. С. Пушкина «Дубровский». Сегодня у нас итоговый урок по этому произведению. На уроке мы будем собирать материал к сочинению по данному роману. Тема нашего урока «Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Дубровский». (слайд№1)
ÌÌ. Работа по теме урока.
-
Формулировка и выбор тем сочинения.
— Начнем нашу подготовку с выбора темы сочинения. Я предлагаю вам 3 темы. ( слайд №2)
а) «К. Троекуров и А. Дубровский »
б) «История любви М. Троекуровой и В. Дубровского »
в) «Почему В. Дубровский стал разбойником?»
— С темами сочинения вы познакомились на предыдущем уроке и дома должны были определиться с темой, поработав с текстом, сделать пометки, закладки того, что вам пригодится для вашей работы.
2. Работа по 1-ой теме.
— Кто выбрал эту тему? Перед вами стоит задача сравнить двух персонажей, дать сравнительную характеристику, найти черты сходства и отличия. План к этой теме спроецирован на экран. Запишите его в тетрадь.
План к теме «К. Троекуров и А. Дубровский »
Ì. Вступление. Дворянство в Ì пол. 19 века.
ÌÌ. Основная часть. К. Троекуров и А. Дубровский.
-
Положение в обществе К. Троекурова и А. Дубровского.
-
Характер героев.
-
Отношение с людьми.
-
Причина гибели А. Дубровского.
ÌÌÌ. Заключение. Отношение А. С. Пушкина к К. Троекурову и А. Дубровскому.
— Что касается первого пункта этой темы, то у нас есть сообщение ученика, который подготовил краткую историческую справку на тему «Дворянство в Ì пол. 19 века». Эта информация пригодится и тем, кто выбрал 3 тему.
— Пока ученик рассказывает, на экране записаны опорные слова и словосочетания, которые вы можете записать в тетрадь и потом использовать в своем сочинении. (слайд №3)
Дворянство как класс в России, возникло еще в XII веке и представляло собой военно-служилое сословие, причем низшую его часть. Представители дворянства составляли двор знатного вельможи: князя или боярина. Само слово «дворянин» буквально обозначало, что это человек с княжеского или боярского двора.
Возвышение дворянства началось в XIV веке. Власть, признав заслуги дворян, оказала им милости. В частности было разрешено приобретать землю. Итогом этого шага стало появление класса помещиков, то есть землевладельцев. К концу XV века земли дворянам начали раздаваться при условии выполнения службы. Образовался класс поместных дворян, причем это сословное положение передавалось по наследству. В этот же период изданным Судебником было введено ограничение на переход крестьян от одного хозяина к другому. Таким образом, дворяне становились собственниками не только земель, но и крестьян. Позднее крестьяне были полностью закрепощены.
В эпоху правления власть начинает борьбу с боярской аристократией. Устанавливается централизованная система управления — самодержавие. Доверенный царя, дворянин Иван Пересветов, предложил идею усиления власти в руках одного монарха. Это был сильный удар по российским боярам. Свои реформы Иван IV проводил, опираясь именно на дворянство.
Итогом этой борьбы стало поселение тысячи выбранных дворян вокруг и издание Уложения о службе, в котором дворяне фактически уравнивались в правах с боярами. Они могли передавать свое звание по наследству. За свои привилегии они должны были платить верной службой царю.
При дворянство достигло вершины своего расцвета. Однако родовитость перестает быть основой высокого положения. Петр отдает предпочтение тем, кто своей службой приносит больше пользы государству. В результате была создана «», которая регламентировала систему дворянской службы, дворянин не мог приобрести определенный чин, не выполняя своей службы, при этом жалование старых званий было полностью прекращено.
продолжила даровать привилегии дворянству. Так своим Указом она позволила дворянам не заниматься обязательной государственной службой. Теперь для получения дохода дворяне полностью использовали своих крестьян, что привело к их окончательному разорению.
С XIX века начинает закат дворянского сословия. Республиканские настроения, которые стали бродить в обществе, массонские ложи и революционные организации подрывали устои самодержавия. Это привело к изданию Указа об отмене крепостного права. Крестьяне, разорившись, отправлялись в города. Началось зарождение капитализма, который окончательно снизил позиции дворянства. На высшие ступени в обществе стали выходит представители новой формации — буржуазии.
После в России все сословия, в том числе и дворянство, были полностью ликвидированы.
— Спасибо за сообщение. Я думаю, что ребята воспользуются этой информацией. Перейдем к основной части этой темы. Для того чтобы наглядно увидеть сходство и отличие Троекурова и Дубровского поработаем с таблицей, которую вы видите на доске.
персонажи
критерии оценки
К. Троекуров
А. Дубровский
Сходство персонажей
1. Ровесники. 2. По происхождению дворяне. 3. Оба служили и вышли в отставку. 4. Оба женились по любви и стали вдовцами.
Различие
Соц. положение
Богатство — власть, связи.
Бедность — отсутствие власти, авторитета.
Характер героев
Эгоистичный, своенравный, жестокий, высокомерный.
Мягкий, порядочный, добрый, благородный.
Отношение с людьми ( родные, соседи, чиновники, крестьяне)
Грубо, строго, властно, жестоко.
Гуманно, уважительно,
Отношение автора к героям
Осуждение, неприязнь
Сочувствие, симпатия
Беседа по вопросам.
-
Каково было положение героев в обществе?
-
Как вы охарактеризуете Троекурова и Дубровского?
-
Какие у них были отношения с людьми ( родные, соседи, чиновники, крестьяне)?
-
Как они относились друг к другу?
-
Какой случай спровоцировал их ссору?
-
Какое обстоятельство сделало их примирение невозможным?
-
Какова причина гибели Дубровского?
-
Как Пушкин относится к своим героям? Кому он симпатизирует? Почему?
-
Работа по 2-ой теме.
— Кто выбрал вторую тему? Здесь вы должны будете проследить, как на протяжении всего романа развиваются отношения Марии Троекуровой и Владимира Дубровского. Запишите план в тетрадь. (слайд №4)
План к теме «История любви М. Троекуровой и В. Дубровского ».
Ì. Вступление. История героев и их семей.
ÌÌ. Основная часть.
-
Начало их отношений.
-
Объяснение Дубровского с Машей.
-
Страх и неуверенность Маши в своих чувствах к Дубровскому.
-
Сватовство и венчание с Верейским.
ÌÌÌ. Заключение. Почему они не могли быть вместе?
— А теперь разберем каждый пункт плана. Беседа по вопросам.
1. Во вступлении вы должны будете написать про дружбу отцов, что они оба рано лишились матери, были одиноки и впечатлительны, что Троекуров когда-то прочил Машу за Владимира.
2. При каких обстоятельствах произошла их первая встреча?
3. Почему Маша сначала не обратила на учителя внимание?
4. Какое впечатление произвела Маша на Дефоржа?
5. Как относились к учителю в доме Троекурова?
6. Почему Дубровский не стал мстить врагу?
7. Как относится к Дубровскому Маша?
8. Что предприняла Маша, чтобы избежать брака с Верейским?
9. Была ли судьба Маши исключительной или же она закономерна, типична? Ответить на этот вопрос вам помогут произведения других видов искусства: картина В. Пукирева «Неравный брак» и народная песня в обработке и исполнении Жанны Бичевской «У церкви стояла карета». (слайд №5)
10. Какие обстоятельства помешали им быть вместе?
4. Работа по 3-ей теме.
— У нас осталась еще одна тема. Кто решил писать сочинение по ней? Здесь вы должны дать полную характеристику персонажа и в итоге высказать свое личное мнение к этому герою. Обратимся к плану. (слайд №6)
План к теме «История жизни Владимира Дубровского»
Ì. Вступление. История жизни героя до приезда к отцу.
ÌÌ. Основная часть.
-
Болезнь и смерть отца.
-
Дубровский вступает на преступный путь.
-
Отношения с Машей Троекуровой.
-
Дубровский — благородный разбойник.
-
Главный герой покидает родные края.
ÌÌÌ. Заключение. Мое отношение к герою.
— Разберем этот план, ответив на вопросы.
1. Что мы узнаем о жизни сына Дубровского в Петербурге?
2. Каковы были отношения отца и сына?
3. Как развивались события по приезде В. Дубровского в родное имение?
4. Как ведет себя Владимир в сцене с судейскими чиновниками?
5. Какие обстоятельства толкнули героя на преступный путь?
6. Почему крестьяне пошли за ним?
7. Что заставило Дубровского проникнуть в дом к Троекурову?
8. Почему он не стал мстить врагу?
9. Почему Дубровский покинул своих крестьян?
10. Как автор относится к герою?
11. А вы сочувствуете ему, оправдываете его?
ÌÌÌ. Устное сочинение.
—
ÌV. Итог урока.
-Итак, мы с вами вспомнили все основные моменты этого произведения, научились характеризовать героев произведения, составили план сочинения, а самое главное — собрали материал для ваших работ. Кто работал на уроке, получают оценки.
Домашнее задание: написать сочинение по одной из предложенных тем.
Цели урока:
1) контроль знания содержания романа и понимания его основной мысли;
2) контроль умения составления плана текста, текстологического анализа произведения, контроль умения давать развернутый письменный ответ по предложенному плану;
3) формирование умения цитирования, работы с текстом произведения большого объема.
Задачи урока:
1) совершенствовать умения рассуждать, отстаивать собственное мнение; 2) активизация познавательной деятельности, стимуляция мыслительной активности; 3)воспитание толерантности, умения общаться, 4) выработать навыки работы с текстом произведения большого объема с помощью предварительно объявленных вопросов, 5) работать над выразительным чтением; 6) воспитывать культуру связной речи.
Оборудование: распечатка с элементами плана. Оформление стенда или презентации: иллюстрации к роману, рисунки, перечень тем к сочинению.
Ход урока
Предварительная подготовка. Исследовательские проекты детей:
1. Владимир Дубровский – «благородный разбойник». (По роману А. С. Пушкина «Дубровский»)
2. Владимир Дубровский и Маша Троекурова. (По роману А. С. Пушкина «Дубровский»)
3. Имена и характеры героев романа «Дубровский».
1. Актуализация знаний о романе.
Аукцион «Я о романе А. С. Пушкина «Дубровский».
Задание: по очереди назовите те сведения, которые вы можете сообщить о романе, истории его создания, сюжете, композиции, особенностях, героях.
2. Составление плана сочинения.
1. Групповая работа. Класс делится на 3 группы.
Задание: расположите по порядку пункты плана.
Схема прилагается на том же листе, т. е. можно либо отметить цифрами пункты плана, либо вписать в распечатку.
Выступление представителей от групп с защитой своего плана, комментарием пунктов.
После обсуждения — вывешиваем на стенд для дальнейшей работы.
3. Защита проектов. Работа с текстом произведения с помощью предварительно объявленных вопросов.
1-я группа. Защита проекта.
Тема: Владимир Дубровский – «благородный разбойник».
План
I. Владимир Дубровский, герой романа А. С. Пушкина,- «благородный разбойник».
II. Почему Владимир Дубровский стал разбойником?
1. История молодого Дубровского.
а) Жизнь в Петербурге; честолюбие, расточительность.
б) Отношение к отцу.
в) Реакция на смерть отца.
2. Владимир Дубровский — «благородный разбойник».
а) Решение мстить Троекурову за разорение и смерть отца.
б) Смерть приказных в пожаре.
в) Ответственность за крепостных людей, разделивших его судьбу.
г) Слухи о великодушии разбойника Дубровского.
д) Объяснение Маше причины, по которой он стал разбойником.
3. Отчаяние, отказ от мщения, отъезд за границу.
III. Авторское отношение к «благородному разбойнику» Дубровскому.
2-я группа. Защита проекта.
Тема: Владимир Дубровский и Маша Троекурова.
План
I. Роман А. С. Пушкина «Дубровский» о дворянской чести, мести и любви.
II. Владимир Дубровский и Маша Троекурова — герои романа А. С. Пушкина.
1. История героев и их семей.
а) Дружба отцов.
б) Рано лишились матерей, одиноки и впечатлительны.
в) Воспитание, данное героям.
г) Решение Дубровского мстить Троекурову привело героя в его дом.
2. История любви Маши Троекуровой и Владимира Дубровского.
а) Отношение Маши к «учителю», история с медведем.
б) Объяснение Дубровского с Машей, его признание в обмане.
в) Маша боится и самого Дубровского и чувств к нему.
г) Сватовство Верейского и согласие Маши принять помощь Дубровского.
д) Маша не может нарушить клятву, данную мужу.
е) Отчаяние Дубровского.
III. Честь и верность данному слову – главные ценности для Владимира и Маши.
3-я группа. Защита проекта.
Тема: Имена и характеры героев романа «Дубровский».
План
1. Связь между именем, характером и судьбой человека.
2. Тайна имён литературных героев в романе «Дубровский», влияние этимологии имени на их характер и судьбу, поступки.
3. Как автор в романе «Дубровский» выбирает имя, фамилию своему герою? Как часто писатель его употребляет?
4. Как звучат имена героев на страницах романа «Дубровский»? Называет ли автор своих героев только по имени или по имени – отчеству, или к имени – отчеству ещё присоединяется фамилия?
а) наиболее часто встречающееся среди мужских имён – Владимир (в 4 произведениях).
б) Значение имени Мария для Пушкина. Имя бабушки поэта и его дочери.
в) Владимира Дубровского Пушкин называет по фамилии – симпатия автора к герою.
г) Троекурова Пушкин называет по имени- отчеству, подчёркивая расстояние между собой и Кирилой Петровичем.
д) Герои, которых автор называет только по фамилии, присоединяя к ней должность или титул. Заседатель Шабашкин. Князь Верейский.
5. Этимология имён главных героев.
а) Значение имени Владимир и образ Владимира Дубровского.
Владимир – имя старославянское, обозначает «владеющий миром». Владимиру близки заботы тех, кто его окружает, но он всегда имеет своё мнение.
б) Значение имени Андрей. Андрей – мужественный. Образ Андрея Гавриловича.
в) Значение имени Кирилл.
Имя Кирилл древнегреческого происхождения, которое обозначает «господин, владыка». Кирилла Петрович – человек избалованный, надменный, своенравный.
6. Женские имена в романе «Дубровский».
Мария, в переводе с древнееврейского, означает госпожа. Мария Кирилловна – госпожа своему слову. Разговор с Дубровским по дороге в имение князя Верейского.
7. Заключение. Влияние этимологии имён на характеры героев, их поступки, образы.
4. Обсуждение, корректировка проектов.
В сочинение по теме «Почему Владимир Дубровский стал разбойником?» можно добавить информацию о таких чертах характера Дубровского, как благородство (заступается за Шабашкина), смелость, отвага, находчивость, решительность, хладнокровие (в «медвежьей комнате»), искренность, открытость, честность (в объяснении с Машей Троекуровой).
5. Оформление творческой работы.
Оформление цитат и работа над темой сочинения.
1.Объяснение учителя.
В своей работе желательно использовать три разных вида цитирования.
Примеры оформления можно поместить на стенд, раздать в виде распечаток и обязательно показать на доске в качестве примера.
а) Полное цитирование. Используется следующая лексика. Автор рассказывает о герое так: «…». А. С. Пушкин обращает внимание читателя на поведение своего героя: «…». Писатель сочувствует герою: «…». Цитата не должна быть большой, надо выбирать самое важное.
б) Частичное цитирование. Например, А. С. Пушкин, подчеркивает, что «…», отмечает такую черту характера, как «…», называясь Дефоржем, Дубровский хотел «…».
в) Ссылка на текст. В разговоре с Машей Дубровский рассказал ей, кто он и почему оказался в их доме.
2. Тренировочное упражнение.
Задание: попробуйте процитировать разными способами фразу «Да, я тот несчастный, которого ваш отец лишил куска хлеба, выгнал из отеческого дома и послал грабить на больших дорогах», объяснить, в каком сочинении нам может понадобиться эта цитата.
Работа над темой сочинения.
1. Выбор темы. 2. Подбор цитат.
6. Подведение итогов.
Когда дочитываешь последние страницы повести, охватывает целая буря самых разнообразных чувств. Прежде всего, удивляешься, что повествование окончилось так внезапно, и мы совершенно не знаем, как сложилась дальше жизнь главного героя. Такое впечатление, что Пушкин просто отложил рукопись в сторону, сказав то главное, что хотел сказать нам. Повесть действительно считалась неоконченной и не имела названия, именем главного героя произведение назвали, готовя к посмертному изданию сочинения Пушкина (при жизни поэта повесть не была напечатана).
— Подумайте, как могла бы сложиться дальнейшая судьба героев?
В майковском собрании черновиков Пушкина сохранилось несколько набросков последнего, третьего тома романа. Расшифровка более позднего варианта:
(Князь Верейский) —Сватовство — свидания. Письмо перехвачено. Свадьба, отъезд. Команда, сражение. Распущенная шайка — Жизнь Марьи Кирилловны — Смерть князя Верейского — Вдова. Англичанин — Игроки. Свидание — Полицмейстер — Развязка .
Текст приводится по книге «Из бумаг Пушкина».
Исследователи интерпретируют пушкинский замысел так: после смерти Верейского Дубровский возвращается в Россию, чтобы воссоединиться с Марьей. Возможно, он притворяется англичанином. Однако на Дубровского поступает донос, связанный с его разбойничеством, за этим следует вмешательство полицмейстера.
7. Домашнее задание.
Написание сочинения на одну из предложенных тем:
1. Владимир Дубровский – «благородный разбойник». (По роману А. С. Пушкина «Дубровский»)
2. Владимир Дубровский и Маша Троекурова. (По роману А. С. Пушкина «Дубровский»)
3. Имена и характеры героев романа «Дубровский».
4. Дальнейшая судьба главных героев романа (продолжение романа А. С. Пушкина «Дубровский»).