Подготовка к сочинению по драме гроза урок в 10 классе презентация

Тема урока: душевная драма катерины в пьесе а.н.островского гроза. цель урока: проанализировать образ героини; понять, почему она решилась на любовь

Тема урока:                                                  Душевная драма Катерины в пьесе А.Н.Островского «Гроза». Цель урока: проанализировать образ героини; понять, почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь. — выяснить самоубийство Катерины – сила или слабость. — выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства». — учить проводить исследовательскую работу по тексту. — учить высказывать свое мнение. Форма урока: диспут. Методиче…

Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Душевная драма Катерины в пьесе

А.Н.Островского «Гроза».

Цель урока: проанализировать образ героини; понять, почему она решилась на любовь к Борису, к чему привела эта любовь.
— выяснить самоубийство Катерины — сила или слабость.
— выяснить черты характера Катерины, почему она не может жить по законам «темного царства».
— учить проводить исследовательскую работу по тексту.
— учить высказывать свое мнение.
Форма урока: диспут.
Методические приемы: беседа с анализом эпизодов, доклады учащихся, использование иллюстраций.
Оборудование: пьеса А.Н.Островского «Гроза», иллюстрации к пьесе, портреты актрис, сыгравших Катерину, тетради для работ по литературе.

Учащиеся должны знать:

— содержание пьесы А.Н.Островского «Гроза»;

— основную мысль пьесы;

— главные образы;

Учащиеся должны уметь:

— правильно отвечать на поставленные вопросы;

— выразительно читать указанные учителем эпизоды и цитаты из текста пьесы;

— обобщать и систематизировать учебный материал;

— выделять главное в тексте.

Ход урока

I. Оргмомент (сообщение темы и цели урока).

II. Подготовка к восприятию.

Среди раздолья русской природы, на крутом берегу Волги раскинулся утопающий в зелени садов город Калинов. А за Волгой виднеются селения, поля и леса. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и всё наглядеться не могу», — восхищается Кулигин, глубоко чувствующий поэтическую прелесть родного пейзажа. Казалось бы, и жизнь людей этого города должна быть красивой и счастливой. Однако богатые купцы создали в нём мир «тупой ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия»).

Красив город Калинов… Но почему в этом городе молодая женщина кончает жизнь самоубийством? Нравы в этом городе какие?

Учащиеся: Жестокие. «Самодуры правят бал» в городе Калинове.

Учитель: Познакомившись ближе с главными людьми Калинова, ясно понимаешь, что никакие красоты природы не способны смягчить той тирании и жестокости, которые позволяют себе купец-самодур Дикой и помешанная на «Домосторое» Кабаниха. И вот в этом «тёмном царстве» вынуждена жить Катерина.

Задача урока — выяснить, почему именно Катерина оказалась способна противостоять «тёмному царству»; проследить, как формировался её характер, какие черты являются в нём главными, как постепенно развивался её конфликт с миром Кабанихи; понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.

Представим Катерину.

Учащиеся: Катерина — натура сильная и свободная, чистая и светлая, любящая и искренняя, но в мире, в котором ей приходится жить, эти качества не только не присущи большинству людей, им просто недоступно их понимание. Не случайно в разговоре с Катериной Варвара сказала: «Ты какая-то мудрёная», т.е. странная, сложная, непонятная.

Натура мечтательная, впечатлительная, К. в то же время обладает пылкой и страстной душой. «Такая уж я зародилась горячая!

Решительность, сила воли. (см. план)

«Я ещё лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли вёрст за десять!»

Катерина — женщина не только со странным, но и с сильным характером. Она способна на полный разрыв с опостылевшей средой и жизнью. «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру!…

Условия жизни после замужества.

Учащиеся: Катерину отдали замуж молодой, судьбу её решила семья, и она принимает это как вполне естественное, обычное дело. Она входит в дом Кабановых, готовая любить и почитать свою свекровь, заранее ожидая, что муж её будет над ней властелином, но также опорой и защитой. Однако Тихон не отвечает этой роли. Незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Тихон любит Катерину, но совсем не так, как по нормам патриархальной морали должен любить свою жену настоящий муж. И чувство Катерины к нему совсем не такое, какое она должна питать к нему по её же собственным представлениям.

— Что рассказывает Катерина Варваре о своей жизни до замужества, в родительском доме?

1 учащийся читает наизусть монолог Катерины «Отчего люди не летают?..» о жизни в родительском доме.

2 учащийся читает 2 часть этого монолога о религиозности Катерины.

Учитель: — В разговоре с Варварой какие ещё черты характера Катерины мы видим?

— Контраст между Катериной и семьёй Кабановых. Вывод можно представить в виде таблицы.

— Как мы можем это представить в сочинении? (обращение к тезисно-цитатному плану сочинения).

Учащиеся: Мир Катерины наполнен поэзией и красотой. Они во всём: в умывании родниковой водой, в рассказах и песнях странниц, в мотивах, даже в вышивании золотом по бархату. И всему этому не было принуждения в девичестве, совсем не так, как в доме Кабановых, где всё то же самое, только «всё как будто из-под неволи». «Неволя» убивает красоту и поэзию, а значит разрушает мир Катерины.

Даже Бог здесь другой: из доброго и милосердного друга превратился в жестокого старика, который вызывает не любовь, а страх. Вся жизнь построена на «Домострое», основным законом которого является слепое и беспрекословное подчинение Богу, родителям, мужу. Атмосфера накалена до предела, в воздухе уж пахнет грозой. И Катерина это понимает:

«…Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю… или уж и не знаю… Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от неё не уйду… Перед бедой перед какой-нибудь это!»

Сердце Катерины жаждет любви, на любое обращённое к ней ласковое слово она готова ответить сильным чувством. И беда пришла. Катерина полюбила. Полюбила первый раз в жизни и всю себя без остатка отдала этому прекрасному чувству.

— Кого полюбила Катерина? (Бориса, племянника Дикого)

— Почему она выбрала именно его?

Учащиеся: Катерина выбрала его, потому что он отличался от её привычного окружения. Сам про себя Борис рассказывал Кулигину, что бабка невзлюбила его отца за то, что «он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой жили в Москве». Мать «трёх дней не могла ужиться с роднёй» мужа. Зато образование Борис получил отличное, но родители его умерли от холеры, «мы с сестрой сиротами и остались». Умерла и бабка, оставив наследство дяде с тем, чтобы выплатил долю племянникам в совершеннолетие, если они с ним будут почтительны. Но не видать Борису денег. Дикой никогда не отдаст того, что однажды попало ему в руки. Напрасно Борис унижается и ждёт благодеяния от дяди, ему ничего не получить.

— А разве Тихон не любит Катерину?

Учащиеся: Тихон любит Катерину, но по-своему, по-человечески. Однако он не способен уберечь Катерину от грозящего ей несчастья. Когда Катерина, просит Тихона взять её в поездку, он считает эту просьбу проявлением глупых женских страхов. Он не может понять какая тяжёлая борьба происходит в душе Катерины. Катерина не признаёт житейских компромиссов, она не может разрешить противоречие, возникающее в её душе между стремлением к воле, против бездушной жизни в Калинове, и присущими ей высокими моральными устоями. В её душе зарождается новое чувство, неясное ей самой: «Что-то происходит необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю» Чувство принимает форму страсти, страсти одухотворённой, связанной в сознании героини с освобождением: «Если я хоть раз с ним увижусь, я убегу из дому и уж не пойду домой ни за что на свете».

Любовь Катерины к Борису, продиктована тем, что Борис отличается от остальных калиновцев. Он — новый человек в городе, ему не привычны нравы Калинова. Борис жалуется Кулигину: «…больно, трудно … без привычки-то! Все на свете как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им». Однако Борис признаёт над собой законы Калинова, подчиняется самодурству Дикого, хотя все окружающие и утверждают, что тот никогда не отдаст Борису бабушкиного наследства.

Чтение наизусть монолога «Сцена с ключом» (действие 2, явление 10).

Учащиеся: Катерина — замужняя женщина, она не имеет права изменять своему мужу, потому что дала клятву верности перед Богом. Но брак был совершенен, и как ни старалась героиня, она не могла полюбить своего законного мужа, который не был способен ни защитить свою жену от нападок свекрови, ни понять её. Катерина жаждала любви, и эти порывы её сердца нашли выход в привязанности к Борису. Он был единственным обитателем города Калинова, который не вырос в нём. Он единственный, кто понимал Катерину, но помочь ей не мог, так как ему не хватало решимости.

Учитель: — Уже в сцене с ключом мы видим сложность внутреннего состояния героини, её мучения, борьба с собой. Свою любовь религиозная Катерина считает грехом. Почему?

Учащиеся: Не людской суд, а угрызения совести для Катерины настоящим возмездием. И первое, что пришло ей на ум, — это кара Божья. Ведь героиня с самого детства верила, что Бог видит всё, что от него не укрыть ни один грех, и на «Страшном суде» ничем нельзя будет оправдаться. Такое положение невыносимо для Катерины: дни и ночи она всё думала, страдала и решила, что ей необходимо покаяться, объявить о своём поступке. И это будет не признанием своей вины, не отказом от права на свободу, а, наоборот, единственной формой защиты внутренней свободы — свободы её совести. Гроза, пророчество сумасшедшей барыни, картина «Страшного суда», которую она видит на стенах галереи, — всё это доводит её до исступления, и в таком состоянии героиня при всех признаётся мужу в своём «грехе». Катерина не раскаивается в том, что она совершила в отсутствие мужа, а только открывается, чтобы признанием искупить свою вину.

Чтение наизусть монолога «Сцена признания в грехе». (действие 4, явление 6).

Учащиеся: Катерина, совершив грех под влиянием сильнейшего чувства, испытывает такие страшные мучения и упрёки совести и ищет облегчения в покаянии пред всем народом. Это подсказано ей самим христианством, но калиновцы шокированы: для них суд людской так же высок (если не выше), как и Божий. Катерина настолько выше этих людей, что не может быть понята ими.

Но до самой смерти, тоже страшно греховной, она верит в истинное гуманное христианство: Она говорит: «Грех. Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…» То же подтверждает и Кулигин: «…а душа теперь не ваша: она теперь перед судиёй, который милосерднее вас!» Для Катерины без веры потерян смысл жизни. Только на чувствах и воображении не может создаться душа человека. А душа-то у Катерины такая чистая, светлая, что наполняет всё её существо свечением, которое замечают все, даже Кудряш; по словам Бориса, «у неё на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится».

Учитель: — Какие душевные муки испытывает Катерина?

Чтение наизусть монолога «Нет, нигде нет!..». (действие 5, явление 2).

Учитель: — Как ведёт себя Борис в сцене прощания? Действие 5, явление 3.

Учащиеся: Мы видим, как слабохарактерный Борис плачет при прощании с любимой, вроде бы он ей сочувствует, жалеет. Однако Борис бежит от своей любви, не думая о том, каково Катерине оставаться в доме Кабановых рядом с нелюби­мым мужем и ненавистной свекровью. Герои понимают, что их встречи были ошибкой, и реплики персонажей говорят читателю об этом. Катерина: «На беду я увидала тебя. Радости видела мало, а горя-то, горя-то что! Да впереди еще сколько!»; Борис: «Кто ж это знал, что нам за любовь нашу мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!»

Однако Катерине намного тяжелее расстаться с Борисом. Не случайно она не отпускает его: «Постой, постой! Дай мне наглядеться на тебя в последний раз». А Борис стремиться поскорее уехать, чтобы больше не видеть Катерину, и считает, что лучшим избавлением от страданий для нее будет смерть. Однако спасти ее, увезти от ненавистной Кабанихи Борис не может. Я думаю, что его чувство к Катерине не было настолько сильным, чтобы ослушаться дяди. И он, так как сам человек слабохарактерный, не верит в то, что любимая женщина способна совершить самоубийство.

Учащиеся: Итак, Катерина остается одна. После этой сцены прощания она решается на самоубийство. Возможно, такой выход из ситуации уже давно был у нее. Не слу­чайно она просит Бориса: «Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропусти, всякому подай, чтоб молились за мою грешную душу». Катерина очень набожна, религиозна. А с точки зрения церкви самоубийство — тяжкий грех, са­моубийцу даже не отпевают. И мы видим, как тяжело ей совершить этот шаг, однако, именно предательство самого близкого человека толкнуло ее на само­убийство. Катерина разочаровалась в своем возлюбленном, поняла, что он чело­век слабый, безвольный. Посмотрите, как Борис ведет себя в сцене прощания: сначала он жалеет Катерину, а в конце уже сам желает ей смерти. Возможно, не такой страшной, но все же смерть Катерины заставит Бориса быстрее ее забыть.

Конечно же, самоубийство можно расценить как поступок слабохарактер­ного человека. Но с другой стороны, жизнь в доме Кабанихи для нее невыно­сима. И в этом поступке — сила ее характера. Если Борис бежит от своей любви, бросает Катерину, то, как же ей поступить, как жить дальше? И поэтому она решается на самоубийство, так как не может и разлюбить Бориса, и простить ему предательство. Не случайно ее последние слова обращены именно к нему: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Учитель: Любовь её — «всепрощающая», она прощает Борису то, чего она не простила Тихону, — трусость. Ослеплённая, она не смогла почувствовать малодушия Бориса; любовь её самоотверженна: не о своей гибели думает — о его, не о своём бесчестии — о его «вечном покоре». Не молится она перед гибелью потому, что силы и думы отданы любимому человеку, о другом не может думать.

Борис уезжает…Катерина обречена. Лгать она не может, правды же ей не простят. Но смерть Катерины — это ещё не кульминация. Идейная кульминация пьесы — это её конец. «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело её здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судьёй, который милосерднее вас! — это взорвался негодованием непротивленец Кулигин. И Тихон, безответный Тихон вторит ему: «Маменька, это вы её погубили! Вы! Вы».Видимо, совсем плохи дела старого порядка, коль забытые, самые безответные поднялись против него. Это дело рук нового поколения. Это дует ветер перемен. Это — «луч света в тёмном царстве!»

Подведём итоги урока: проблемный вопрос:

— Что заставило молодую ещё женщину покончить жизнь самоубийством?

Учащиеся: Тоска и однообразие семейной жизни, постоянные придирки свекрови, унижения, желание «воли» и свободы своих чувств и мыслей — вот все то, что толк­нуло ее на «запретное» чувство к чужому мужчине. Любовь к Борису возникла «на безлюдье»: он кажется таким вежливым, чутким, понимающим. И показательна борьба, происходящая в душе героини (в сцене с ключом), — от сопротивления греху к тому, что она его внутренне оправдывает и мечтает о счастье. Самое страшное для Катерины — суд собственной совести, ведь она глубоко религиозна, и сознание греха отравляет счастье ее запретной любви. Поэтому так боится Катерина грозы: ей страш­но предстать перед судом Бога со всеми своими грешными мыслями, не покаявшись на исповеди. Муки совести в сочетании с неумением лгать, эмоциональность, восп­риимчивость ко всем внешним проявлениям осуждения того, что творится в ее ду­ше, — все это приводит женщину к публичному покаянию в ста­рой часовне. После такого позора ее жизнь в семье Кабановых становится еще тяже­лее: Марфа Игнатьевна тиранит ее с большим усердием, получив подтверждение своим взглядам: «Вот, сынок, куда воля-то ведет!» При прощании с Борисом Кате­рина убеждается в том, что он ей ни в чем не помощник: он не возьмет ее с собой, не защитит — он слишком слаб.

Учитель: Добролюбов расценивает дальнейшую душевную борь­бу Катерины и ее отчаянное решение о самоубийстве как протест против самодурных начал, убивающих живую душу. «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, — протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу». Конец драмы кажется Добролюбову «отрадным» именно в силу того, что появилась героиня, способная на протест, на «восстание против угнетения и произвола старших». «Грустным» и «горьким» показывает критик такое освобождение, но оно лучшее, что находит героиня в такой жизни,«где живые завидуют умершим».

Добролюбов писал: «Что ей смерть? Все равно она не считает жизнью то прозябание, которое выпало ей на долю в семье Кабановых».

«Однако очевидна нравственная победа Катерины над «темным царством», жителями города Калинова. Мир Кабанихи и Дикого — косный мир, мир ста­рых порядков, она сильна силой поддерживающей ее «молчаливого большин­ства», привыкшего к «жизни отцов».

Власть хозяев «темного царства» только кажется непоколебимой. Сила, ко­торая в скором времени приведет к его распаду, гибели, уже появляется. Этого то большего всего и боится Кабаниха, об этом рассуждает Феклуша. («Послед­ние времена, матушка Марфа Игнатьевн, последние, по всем приметам по­следние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто со­дом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная!»). Гибель Катерины, ее про­тест — это «гроза», которая переменит жизнь.

III. Домашнее задание: написать сочинение на заданную тему.

IV. Оценки.


Презентация на тему: А.Н.Островский «Гроза»

ya2

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
А.Н.Островский "Гроза"

Описание слайда:

А.Н.Островский «Гроза»

№ слайда 2
Путешествие по ВолгеВ 1856-1857 годах А.Н.Островский участвовал в известной «Лит

Описание слайда:

Путешествие по ВолгеВ 1856-1857 годах А.Н.Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции», организованной морским министерством. Поездка по Волге, пребывание в волжскихгородах расширили представление драматурга о русскойдействительности. Это положило начало работе над драмой «Гроза».

№ слайда 3
История создания драмы «Гроза»Пьеса была написана быстро: начатав июле, а оконче

Описание слайда:

История создания драмы «Гроза»Пьеса была написана быстро: начатав июле, а окончена в октябре 1859 года.Драматург воссоздал необычайно яркие, живые и узнаваемые в жизни характеры. Жители нескольких поволжских городов спорили, где же на самом деле происходили события, показанные в драме «Гроза».«Волга дала Островскому обильную пищу,указала ему новые темы для драм и комедийи вдохновила его…» (участник «Литературной экспедиции» С.В.Максимов).

№ слайда 4
Жанровое своеобразие пьесы Драма: 1) жанр; 2) литературный род, принадлежащий од

Описание слайда:

Жанровое своеобразие пьесы Драма: 1) жанр; 2) литературный род, принадлежащий одновременно театру и литературе. Особенность драмы: конфликт, членение сюжета на сценические эпизоды, сплошная цепь высказываний персонажей, отсутствие повествовательного начала.

№ слайда 5
Основной конфликтА.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых тради

Описание слайда:

Основной конфликтА.Н.Островский показал, как «зреет протест против вековых традицийи как старозаветный уклад начинает рушиться под напором требований жизни».Конфликт между «темным царством» и новымчеловеком, живущим по законам совести.

№ слайда 6
Система художественных образовЛитературные персонажи«Темное царство»Кабанова Мар

Описание слайда:

Система художественных образовЛитературные персонажи«Темное царство»Кабанова Марфа ИгнатьевнаДикой Савел Прокофьичстранница Феклушамещанин Шапкин служанка ГлащаКатеринаБорисКулигинВарвараКудряшТихон

№ слайда 7
Значение имен в драмеЕкатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого:

Описание слайда:

Значение имен в драмеЕкатерина – разговорное Катерина, в переводе с греческого: чистая, благородная.Варвара – в переводе с греческого: иноземка, чужестранка.Марфа – от арамейского: госпожа.Борис – сокращение имени Борислав, от болгарского:борьба, от славянского: слова.Савел – от Савелий, из древнееврейского: испрошенный (у бога).Тихон – от греческого: удачный, спокойный.

№ слайда 8
Город Калинов и его обитателиДействие происходит в городеКалинове, расположенном

Описание слайда:

Город Калинов и его обитателиДействие происходит в городеКалинове, расположенном на берегу Волги. В центре города-Базарная площадь, неподалекустарая церковь. Кажется все мирно и спокойно, но грубостьюи жестокостью отличаются хозяева города.Расскажите о жителях Калинова.Какие порядки царят в городе? (Ответ подтвердите текстом).

№ слайда 9
Быт и нравы «темного царства»«Ничего святого, ничего чистого,ничего правого в эт

Описание слайда:

Быт и нравы «темного царства»«Ничего святого, ничего чистого,ничего правого в этом темноммире: господствующее над нимсамодурство, дикое, безумное,неправое, прогнало из него всякоесознание чести и права…» (Н.Добролюбов)1. Согласны ли вы с этим высказыванием критика?2. Докажите справедливость слов Н.Добролюбова.

№ слайда 10
«Самодуры русской жизни»Дикой Савел Прокофьич - типичныйпредставитель «темного ц

Описание слайда:

«Самодуры русской жизни»Дикой Савел Прокофьич — типичныйпредставитель «темного царства».Что означает слово «самодур»?Каково ваше представление о Диком?Что является причиной необузданного произвола Дикого?Как он относится к окружающим?Уверен ли он в безграничности своей власти?6. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Дикого. Приведите примеры.

№ слайда 11
Сделаем вывод Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самоду

Описание слайда:

Сделаем вывод Дикой Савел Прокофьич – «пронзительный мужик», «ругатель», «самодур», что значит дикий, крутой сердцем, властный человек. Цель его жизни – обогащение. Грубость,невежество, брань, ругань привычны для Дикого. Страстьк ругательству становится еще сильнее, когда у него просят денег.

№ слайда 12
«Самодуры русской жизни»Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «

Описание слайда:

«Самодуры русской жизни»Кабанова Марфа Игнатьевна – типичная представительница «темного царства».1. Каково ваше представление об этомперсонаже? 2. Как она относится к своим домашним?Каково ее отношение к «новым порядкам»?3. В чем сходство и различие характеровДикого и Кабанихи?4. Охарактеризуйте речь, манеру говорить, общаться Кабановой. Приведите примеры.

№ слайда 13
Сделаем выводКабанова Марфа Игнатьевна - воплощение деспотизма,прикрытого ханжес

Описание слайда:

Сделаем выводКабанова Марфа Игнатьевна — воплощение деспотизма,прикрытого ханжеством. Как верно ее охарактеризовал Кулигин: «Ханжа…Нищих оделяет, а домашних заела совсем!» Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям. Кабаниха — точное прозвище, данное ей людьми. Она «блюстительница» и защитница обычаев ипорядков «темного царства».

№ слайда 14
Молодые герои пьесыКатеринаБорисТихонВарвараКудряшДайте характеристику каждому л

Описание слайда:

Молодые герои пьесыКатеринаБорисТихонВарвараКудряшДайте характеристику каждому литературному герою.

№ слайда 15
Сделаем выводТихон - добрый, искренне любит Катерину. Измученныйукорами и приказ

Описание слайда:

Сделаем выводТихон — добрый, искренне любит Катерину. Измученныйукорами и приказаниями матери, думает о том, как бы вырваться из дома. Он безвольный, покорный человек.Борис — мягкий, добрый, действительно понимаетКатерину, но помочь ей не в силах. Он не способенбороться за свое счастье, выбирает путь смирения.Варвара — понимает бессмысленность протеста, для нееложь — защита от законов «темного царства». Она убежалаиз дома, но не покорилась.Кудряш – отчаянный, хвастливый, способен на искренние чувства, не боится своего хозяина. Он всемипутями борется за свое счастье.

№ слайда 16
Борьба Катерины за счастьеЧем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»

Описание слайда:

Борьба Катерины за счастьеЧем Катерина отличается от других героев драмы «Гроза»?2. Расскажите историю ее жизни. Приведитепримеры из текста.3. В чем трагизм ее положения? 4. Какие пути она ищет в борьбе за счастье?

№ слайда 17
Борьба Катерины за счастьеПрокомментируйте иллюстрацию к произведению. Почему Ка

Описание слайда:

Борьба Катерины за счастьеПрокомментируйте иллюстрацию к произведению. Почему Катерина остается одна со своим горем? Почему Борис не взял ее с собой?3. Почему она не вернулась к мужу?Достойны ли Борис и Тихон ее любви?Был ли у Катерины другой выход, кроме смерти?

№ слайда 18
Борьба Катерины за счастье Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем гре

Описание слайда:

Борьба Катерины за счастье Почему Катерина решила прилюдно покаяться в своем грехе?2. Какую роль играет сцена грозы в пьесе?3. Прочитайте выразительно монолог Катерины в сцене покаяния. Какую роль он играет в раскрытии идейного содержания произведения?

№ слайда 19
Смысл названия драмы «Гроза»Гроза – это стихийная сила природы,страшная и до кон

Описание слайда:

Смысл названия драмы «Гроза»Гроза – это стихийная сила природы,страшная и до конца не изученная.Гроза – это грозовое состояние общества, гроза в душах людей. Гроза – это угроза уходящему, ноеще сильному миру кабановых и диких.Гроза – это христианское поверье:гнев божий, карающий за грехи.Гроза – это зреющиеновые силы в борьбе состарыми пережитками прошлого.

№ слайда 20
Финал пьесыДокажите, что развитие действия неизбежно ведет к трагическому концу?

Описание слайда:

Финал пьесыДокажите, что развитие действия неизбежно ведет к трагическому концу?Могла ли Катерина найти счастье в семье? При каких условиях?С чем борется героиня: с чувством долга или с «темным царством»?Выразительно прочитайте последние слова Катерины. Кто виноват в ее гибели?

№ слайда 21
«Гроза» в русской критикеН.А.Добролюбов: «Катерина – луч света в темном царстве.

Описание слайда:

«Гроза» в русской критикеН.А.Добролюбов: «Катерина – луч света в темном царстве.В трагическом конце…дан страшный вызов самодурной силе.В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…» (Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве».Д.И.Писарев: «Воспитание и жизнь не могли дать Катеринени твердого характера, ни развитого ума…Она разрубаетзатянутые узлы самоубийством, которое является совершеннонеожиданно для нее самой».(Д.И.Писарев «Мотивы русской драмы») Какого мнения вы придерживаетесь и почему?

Похожие работы

Презентация по драме А. Н. Островского «Гроза» 10 класс Учитель русского языка и — страница №1/1

МКОУ «Орловская СОШ»

Калачинского района

Омской области

Интегрированный урок – презентация

по драме А.Н.Островского «Гроза»

10 класс

Учитель русского языка и литературы

Рейн Мария Николаевна

Учитель физики

Нусс Ольга Леонидовна

Гроза в пьесе Островского. (слайд 1)

Уж е давно вдали толпились тучи

Тяжёлые – росли, темнели грозно.

Вот сорвалась и двинулась громада.

Шумя, плывёт и солнце закрывает…

И.С. Тургенев.

(слайд 2)

Тип урока: Интегрированный урок – презентация.

Цель урока: (слайд 3)

1) Рассмотреть четыре этапа развития грозы с помощью схем сравнить с реальными природными процессами события пьесы. Помочь учащимся осознать основной конфликт в пьесе через образ грозы; выяснить, почему Островский так назвал драму.

2) Развивать аналитические и творческие способности работы с текстом, навыки выразительного чтения с выражением позиции автора, характера героя.

3) Воспитание целостного восприятия мира через интеграцию предметов физики, литературы.

Подготовка к уроку: (слайд 4)

Сравнительная таблица «Четыре этапа грозы.

Приготовить выразительное чтение ключевых сцен драмы.

Подготовить презентацию к уроку мультимедиа.

Определить основные понятия слова «гроза».

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель физики (слайд 5) формирование грозы происходит в 4 этапа. Первый этап- предгрозье.

С утра жарко и душно, стоит полная тишина. парит! «Быть грозе», — уверенно предсказывают бывалые люди. На данном этапе происходит зарождение грозовой тучи.

Учитель литературы: Какова обстановка в г. Калинове?

Герои «Грозы» живут, даже не подозревая, насколько жизнь их уродлива, темна.

Жизнь города Калинова воспроизведена объёмно, с детальными подробностями. На сцене предстаёт город с его улицами, переулками, горожанами. Полноправно вошла и природа в произведение, с высоким волжским берегом, заречными просторами, с красивым бульваром.

— Какова же атмосфера русской провинциальной действительности?

— На чём основана жизнь города, его социальных слоёв?

(действие 1, явление 3 «Монолог Кулигина»; д.3., явл.3 «Монолог Кулигина»). Чтение отрывков по ролям.

Ответ учащихся: Кулигин даёт отталкивающую оценку своему городу, уродливой действительности.

Здесь купцы друг у друга подрывают торговлю, самодуры издеваются над своими домочадцами, царят грубость да бедность, честным трудом ничего не заработать кроме хлеба .Здесь сведения об иных землях получают от невежественных странниц. Город вымышленный, но выглядит предельно достоверно.

Учитель литературы:

Внимательно изучив текст драмы Островского и сопоставив её с физическими процессами, мы можем сказать, что первый этап предгрозье у Островского опущен.
Да автор и не мог показать ее, потому что те две противоположности, два разноименнозаряженных полюса, которые столкнутся в драме, образовались задолго за начала событий. Мир «темного царства» с его законами, устоями формировался даже не десятилетиями, а столетиями. И Катерина в начале драмы — героиня с уже сформированным характером, сложившимися убеждениями.
Итак, у Островского в первом действии мы видим уже следующий этап — формирование грозовой тучи.

Учитель физики: (слайд 6) этап 2. Формирование грозовой тучи.

Воздух становиться влажным, в нем как бы разливается слабый туман. В вышине возникает, растет, постепенно темнеет кучево-дождевое облако, превращаясь в грозовую тучу. Увеличивающаяся туча закрывает солнце, и все вокруг становиться мрачным и устрашающим. Возникает теплый ветер, поднимающий вверх сухие листья и травинки. Но мере подъема скорость восходящих потоков внутри возрастает. Приток с боков холодного воздуха охлаждает тучу, образуя капли воды и снег.

Учитель литературы: Как растёт конфликт между Катериной и «тёмным царством» у Островского? Каков характер Дикого?

Ответ учащихся: Дикой — самодур, так как старших над ним нет. Он

Власть этого города. Самодурами называют тех кто действует по своей прихоти, по произволу, не считаясь с другими!

Учитель литературы Добролюбов в статье «Тёмное царство» отметил: «самодур всё силится доказать, что ему никто не указ!».

Грубый бесцеремонный, он другим быть не может. Его натуру раскрывают и поступки, и речь:

Приведите примеры.

Ответ учащихся: (Дармоед! Пропади ты пропадом… Провались ты! Борису.

Так прямо с рылом и лезет разговаривать. … Так ты знай что ты червяк… Захочу помилую, захочу – раздавлю Кулигину).

Цель Дикого – беззаконное упоение властью.

Учитель литературы А Кабаниха какова?

( Марфа Игнатьевна — сильный, властный характер. Она ратует за прочную семью, за неукоснительный порядок в доме, который возможен только при соблюдении правил предписанных домостроем!)

Учитель литературы В чём видит она нарушение правил?

(Безвольный, робкий, страдающий от материнского крутого нрава Тихон ищет забвения в пьянстве. Он никогда не перечил матери. Женился по велению «маменьки», он любит жену, не хочет держать её в страхе, не требует от неё почитания. Островский показал материнскую ревность).

Да и Катерина какая – то «чудная», не как все. Поэтому и недолюбливает её Кабаниха. Орудие её власти — страх, который делает членов её семьи безвольными и бездушными. Только страх является прочной основой семейных отношений, а не любовь и уважение.

Учитель литературы А как живётся Катерине?

(Катерина выйдя замуж за Тихона, не любила его. Она пытается быть верной женой. Но Тихон не поддерживает её. Он безропотно перенося все издевательства со стороны матери, не смеет Кабаних даже возразить. Трагизм усугубился ещё и тем, что Катерина полюбила Бориса. Он стоит выше окружающих, но у него не хватает смелости вырваться из-под власти. Он понимает положение, состояние Катерины, но помочь ей не в силах).

Учитель литературы Почему ей так тяжело в доме Кабановых?

(Катерина выросла в порядочной купеческой семье, где царила любовь и свобода. В религии Катерина находила красоту и правду, доброту.)

Учитель литературы

Таким образом, уже в первом действии показано противостояние, ощущается непримиримость двух разных миров: мира Кабановой и мира Катерины, два полюса. Идёт нарастание отрицательных эмоций, что похоже на процесс роста грозовой тучи. Тема грозы звучит в 1.действии.(действие 1, явление 9, чтение). Гроза ещё далековато, но 1.действие ведёт нас в предгрозовую атмосферу жизни. Вот они — две противоположности, между которыми конфликт неизбежен и напряжение, между которыми будет расти.

Учитель физики: (слайд 7) Сверху из тучи устремляются к земле мощные потоки холодного воздуха, они ударяются о поверхность земли. Облако растёт в ширину, принимая форму наковальни. Тучи трутся друг о друга и электризуются трением Начинается сильный дождь. Сверкает молния. Гремит гром. Эта картина рисуется в эпиграфе нашего урока:

Уж е давно вдали толпились тучи, Тяжёлые – росли, темнели грозно. Вот сорвалась и двинулась громада Щумя, плывёт и солнце закрывает…

Учитель литературы Почему Катерина боится грозы? (Греха боится за мысли свои. Умереть без покаяния).

Учитель литературы Почему столкновение происходит? (Катерина выбирает любовь. Она долго спорит между собой, но чувство познания радости, любви берёт верх «монолог с ключом»).

Учитель литературы Как относятся жители Калинова к грозе? Как воспринимают грозу? (наказание божье. Для них это страх)

Учитель литературы кто пытается помочь им? (Кулигин предлагает построить громоотвод – средство от страха перед грозой как природным явлением) ( действие 4., явление 2).

Явление грозы он воспринимает в чисто религиозном понятии. Дикой отказывает Кулигину дать денег на сооружение громоотвода, говоря: «Всё суета». Когда же Кулигин сказал, что гроза – это электричество, Дикой, сердясь более и более, с гневом восклицает: «Какое ещё там електричество?… гроза нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться».)

Учитель литературы Слова Кулагина для Дикого – это преступление, даже он, Дикой, это уважает и признаёт. А возможно Дикой просто не хочет давать денег на громоотвод.

Кулигин передаёт толпе своё ощущение красоты и гармонии, приводя в пример слова Ломоносова «Ну чего вы боитесь, скажите на милость…»

Подобное отношение к силам природы присуще всем калиновцам, в том числе и Катерине, с обострённым чувством совести.

— Как воспринимает Катерина Грозу?

(как божью кару. Которую не избежать, потому что даже думы о Борисе – грех)

Чтение диалога действие 4 .

Учитель литературы Почему Катерина признаётся публично мужу? Кается в своём грехе?

(Первая молния сильной грозы – сцена признания Катерины. Измученная внутренней борьбой, подталкиваемая внешними факторами (Гроза воспринимается как грех, слова барыни, изображение гиены огненной, встреча с Борисом, Кулигин признаётся) кается перед мужем

Надвигается гроза, по мнению калиновцев, в наказание посланная. Мрачный колорит усиливается сценой действия в разрушенной церкви.

Катерина ждёт божьей кары. Она ищет защиты у бога).

Учитель литературы:

Таким образом, первая молния сильной грозы – сцена признания Катерины (кульминация пьесы). Измученная внутренней борьбой, подталкиваемая внешними факторами, Катерина прилюдно признаётся. В этом и сходство: и силы природы, и душевное состояние Катерины – наивысший момент развития действия.

Учитель физики: (слайд 8) Туча заметно уменьшилась, дождь ослабел ветер стих, её вершина вытягивается по направлению ветра. Недолгая жизнь тучи подошла к финалу.

Учитель литературы Но Катерина не отказывается от счастья.

— На что она решается?

видание. На побег с Борисом. Но тот отказывает ей

Прощание с Борисом словно подвело черту. Возвращение домой означает мучительную смерть, продолжение пытки со стороны Кабанихи Катерина мечтает обрести подлинную жизнь в пении птиц, в цветении трав. Над религиозным страхом совершить самый тяжкий грех, самоубийство, одерживает верх натура вольной птицы, характер страстный, непокорный).

Учитель литературы

После грозы в природе наступает успокоение, а в драме события ужесточаются. Убегает Кудряш с Варварой, Борис подчиняется воле дяди. Таким образом ,четвёртый этап и финал пьесы не совпадают.

Учитель литературы: Cсовпадают ли физические явления грозы и пьесы в целом? Какую роль играет гроза в пьесе?

( Нет. Если мы говорим об аналогии. Они просто похожи. Островский рассказывает о событиях, соответствующих последним стадиям грозы, она подчёркивает противоречия, борьбу, столкновения между новыми веяниями и старыми традициями).

(В этой пьесе гроза больше символ. И символ «гроза» шире, чем гроза как физическое явление. для героев пьесы — это угроза, символ Божьей кары, смерть, гибель, благодать).(слайд 9)

(Над миром города Калинова тоже нависает гроза, катастрофа, воплощающаяся в бегстве Варвары с Кудряшом, в обвинении матери Тихоном: ((Вы ее погубили! Вы! Вы!)

Учитель литературы: (слайд 10) Таким образом, гроза как физическое явление и события пьесы не совпадают. Но все же второй и третий этапы похожи: Островский подробно рассказывает о событиях, которые соответствуют этим стадиям, т.е. формированию грозовой и зрелой тучи. Чистая, мечтательная, свободолюбивая женщина, жаждущая настоящего счастья, начинает возмущаться, негодовать против фальши, лицемерия, царства Кабанихи. Следовательно, гроза в большей мере — символ, который помогает ярче представить суть событий, понять причину трагедии Катерины.

Следовательно, не случайно А. Н. Островский избрал именно такое название для своей пьесы. Это не только природное явление, но и символ перемен в «темном царстве», в том жизненном укладе, который существовал в течение нескольких веков в русской жизни.

Домашнее задание: написать мини — сочинения на тему (по выбору)

— «Гроза физическое явление или символ?»

— «Почему Островский назвал свою пьесу «Гроза»» ?

— «Внутренний конфликт Катерины»

Рефлексия:

— Для чего нужен сегодняшний урок?

— Что вам дал сегодняшний урок?

— Какие выводы вы сделали для себя?

Вывод:

Таким образом, знания физики природных явлений позволяют сильнее ощутить внутреннюю гармонию и красоту.

— Шире взглянуть на мир, познать те невидимые связи, которые существуют между всем в мире; найти общие законы.

— Этот урок помог нам использовать свои знания в новых ситуациях.

Итог урока.

Литература.

1. Лебедев Ю. В. «Драматургия Островского», Интернет.

2. Лион П.Э. «Литература для школьников старших классов и поступающих в вузы», М., «дрофа», 1999 года.

3. Овчинина И. А. «Отстоять в себе человека» (Драма А. Н. Островского «Гроза»), М., «Просвещение», 1989 г.

4. Тарасов Л. В. «Физика в природе», М., «Просвещение», 1998 г.

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе. А.Н. Островский. Подготовка к сочинению по драме «Гроза». 10 класс.

А.Н. Островский Драма «Гроза» Подготовка к сочинению

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

А.Н. Островский Драма «Гроза» Подготовка к сочинению

Описание слайда:

А.Н. Островский Драма «Гроза» Подготовка к сочинению

2 слайд

Основные события V действия: Явление 1. Кулигин и Тихон говорят о последних

Описание слайда:

Основные события V действия: Явление 1. Кулигин и Тихон говорят о последних событиях в доме Кабановых( о б измене Катерины, побеге Варвары). Катерина уходит из дома. Явление 2. Монолог Катерины.»Мне только проститься с ним, а там… хоть умирать». Явления 3,4. Прощание Катерины и Бориса.(«Не по своей воле еду…» — «…Мне что домой, что в могилу- всё равно.») Явления 5,6. «Где уж жива! Высоко бросилась-то: тут обрыв…» Явление 7. Прозрение Тихона: «Маменька, вы её погубили! вы, вы, вы…» Образ Катерины. Её душевная трагедия . Действие V.

3 слайд

В чём трагедия жизни Катерины? Могла ли Катерина обрести путь к гармонии в ду

Описание слайда:

В чём трагедия жизни Катерины? Могла ли Катерина обрести путь к гармонии в душе? Почему? Можно ли считать самоубийство Катерины протестом против устоев нравственности окружающего общества?

4 слайд

Подготовка к сочинению по драме гроза урок в 10 классе презентация

5 слайд

«Гроза» в русской критике 60-х годов Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царс

Описание слайда:

«Гроза» в русской критике 60-х годов Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»(1860): « В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозгла-шенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу… Какою же отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!»

6 слайд

«Гроза» в русской критике 60-х годов Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы» (18

Описание слайда:

«Гроза» в русской критике 60-х годов Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы» (1864): «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством»

7 слайд

План. I. Жизнь Катерины в родительском доме. 1. Сердечное отношение родных. 2

Описание слайда:

План. I. Жизнь Катерины в родительском доме. 1. Сердечное отношение родных. 2. Времяпрепровождение (посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок, вышивание). 3. Относительная свобода. II. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей.(Болезненная впечатлительность, экзальтированность, романтическое отношение к жизни.) III. Жизнь Катерины в доме Кабановой. (1. Жестокое отношение Кабанихи. 2. Постоянный духовный бунт. 3. Непонимание ее натуры и стремлений Тихоном. IV. Влияние жизни у Кабановых на Катерину. ( 1. Осознание своей обреченности. 2. Замкнутость, разочарованность в семейной жизни. 3.Страстное стремление к свободе, любви, счастью. V. Основные черты характера. (Честность, непосредственность; моральная чистота; доброта, поэтичность натуры; незаурядный ум бескорыстие решительность, мужество; страстность натуры, глубина чувств; стремление к свободе. ) Образ Катерины

8 слайд

Образ Кулигина I. Первое знакомство с Кулигиным .(Д. 1,явл. Д. I, явл. 3 («Же

Описание слайда:

Образ Кулигина I. Первое знакомство с Кулигиным .(Д. 1,явл. Д. I, явл. 3 («Жестокие нравы…»).Понимает ли Кулигин несправедливость общества, в котором все решает власть силы и денег? Что он говорит о людях, которые имеют деньги? II. Просветительская деятельность Кулигина. «Говорящая» фамилия. Д. III, явл. 3. О чем свидетельствует цитата из оды Ломоносова «Вечернее размышление»? Д. IV, явл. 2. Для чего Кулигин просит деньги у Дикого? За что он собирается получить миллион и куда хочет его израсходовать? Д. IV, явл. 4. Как характеризует Кулигина его обращение к толпе во время грозы? III. Отношение Кулигина к «темному царству». Кого имеет в виду Кулигин в монологе «Вот какой, сударь, у нас городишко!»? Д. V,явл. 1,7. Какой вывод о душевных свойствах Кулигина мы можем сделать, исходя из его поведения в последних действиях? IV. Смысл образа Кулигина. Думает ли он о об улучшении жизни простого народа? Какой путь переустройства предлагает? Типичен ли образ Кулигина? Каково отношение автора к Кулигину?

9 слайд

В чем трагедия жизни Катерины? ( По пьесе А.Н. Островского «Гроза».) «Жестоки

Описание слайда:

В чем трагедия жизни Катерины? ( По пьесе А.Н. Островского «Гроза».) «Жестокие… нравы в нашем городе, жестокие»… Согласны ли вы с утверждением Кулигина?( По пьесе А.Н. Островского «Гроза».) Каково значение образа Кулигина в пьесе А.Н. Островского «Гроза»? В чём близки и одновременно непохожи друг на друга Дикой и Кабаниха? ( По пьесе А.Н. Островского «Гроза».) В чем смысл заглавия пьесы А.Н. Островского «Гроза»? Темы сочинений по драме А.Н. Островского «Гроза»

10 слайд

Подготовка к сочинению по драме А.Н. Островского «Гроза»(200 слов). Прочитат

Описание слайда:

Подготовка к сочинению по драме А.Н. Островского «Гроза»(200 слов). Прочитать пьесу А.Н. Островского «Бесприданница». с.51-56. Статья в учебнике. Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс» . «Эти бедные селенья…» «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…» Ф.И. Тютчев .Жизнь и творчество. (с. 191-194) Домашнее задание

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
    Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Лебедев Ю.В.

Тема:
Александр Николаевич Островский


Номер материала:

ДБ-171658

Вам будут интересны эти курсы:

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Рассуждение по пьесе Островского Гроза

Пьесу Александар Николаевча Островского «Гроза» можно считать не только литературным, но и историческим произведением. Пьеса несет в себе нотки революционных настроений, о чем говорит и символичное название. Она отражает быт и нравы городских жителей имперской России во второй половине позапрошлого века.

Главная идея произведения — возникший и разразившийся между двумя поколениями конфликт. Кабаниха и ее семья — типичный собирательный образ купечества, которое консервативно, оно старается придерживаться старых нравов и традиций, не желая понимать интересы и порывы молодежи. Гроза бушует не только в окружающей природе, но и душе каждого из героев пьесы.

Социальные противоречия, описываемые Александром Николаевичем Островским, остаются актуальными и в наши дни. Например, родители и сейчас не всегда прислушиваются мнения детей в вопросах, где должны учитываться интересы каждого члена семьи.

Островский невероятно точно смог показать читателям человеческие образы той эпохи. Кабаниха — весьма харизматичная и злая женщина, главным пороком которой является лицемерие. На людях она весьма набожна, готова протянуть руку помощи, а в бытовых условиях Кабаниха предстает настоящим тираном. Она эмоционально уничтожает своего сына Тихона, показывая его беспомощным, жалким героем.

С другой стороны, роль Екатерины тоже незавидна. Добрая, сентиментальная женщина, воспитанная, отнюдь, не в духе традиций города Калинова. Она оказывается в печальной и незавидной ситуации. Автор противопоставляет ее обществу и традициям, которые устоялись здесь за долгие десятилетия. У Екатерины не самый лучший супруг. Между ними нет любви.

Пьеса Островского показала обострившийся кризис общества, сквозь который начинают пробиваться побеги просвещенного сознания. Старые принципы и нравы все еще царствуют над описываемым автором обществом, однако, век их скоротечен и недолог.

«Гроза» является символом безудержной стихии, которая смоет весь негатив прошлой эпохи. Мир изменится, но, к сожалению, Екатерине этого не увидеть. Ее душа не вынесла проявившихся противоречий, заставивших бедную женщину совершить страшный грех.

Вариант 3

Пьеса под названием «Гроза» написана Константином Островским. Его считают основателем театральной жизни в России. В своем произведении «Гроза» Константин Островский поднимает насущные проблемы, которые актуальны и сегодня. Это касается вопросов семейной жизни, любовных отношений, крепостного права и других моральных и этических отношений.

Главными героями данного произведения являются Катерина, Тихон, Дикой, Кабаниха, Варвара, Кудряш, Борис и есть второстепенные персонажи.

Самой главной героиней является Катерина. Она замужем за слабохарактерным Тихоном, которого вдобавок можно назвать «маменькиным сынком». Он не может постоять за свою жену перед матерью, которая травит ее постоянно. Она унижает ее женское достоинство, напускает клевету и вообще считает пустым местом. Потому главная героиня – это несчастная женщина, которая страдает от извечной нехватки любви и угнетений. Неудивительно, что такая при любой возможности ответит взаимности каждому встречному, с кем почувствует себя счастливой.

Скоро муж Тихон уезжает в какую-то рабочую командировку и Катерина, если можно тау выразиться, бросается «во все тяжкие». она, являясь достаточно набожной и религиозной женщиной, она начинает ходить на свидания с Борисом. Борис – это приехавший в деревню наследник умирающего дяди. Тут он начинает встречаться с бедной несчастной женщиной Катериной. С подачки Варвары, которая поощряет эти встречи и живет по принципу: «если никто не узнает, то будет хорошо».

Длительное время Борис и Катерина встречаются в садике, ключ от которого дает им сестра Тихона. Женщина признается в любви Борису и тот отвечает ей взаимностью. Скоро он получает наследство и уезжает из деревни, попрощавшись с Катериной. Женщина в горе. Она ему доверила свою судьбу, а он ее предал и в какой-то степени посмеялся над нею. Такого она не вынесла. Кроме того, что Кабаниха постоянно унижала ее и перед мужем, и перед другими окружающими. Она считала ее женщиной безнравственной. Катерина, которая, кстати, жила по законам совести и морали, была набожной, не смогла скрывать свой грех. Потому она прилюдно призналась в том, что изменяла Тихону, пока тот был в отъезде. Лично ее мужа этот факт не сильно смутил, а вот его матери дал еще больше поводов для того, чтобы ее гнобить.

Катерина понимает, что дальше так жить невозможно, и она совершает самоубийство – прыгает в отчаянии в Волгу.

Сочинение рассуждение по драме Гроза

В 1859 году А.Н. Островский создал пьесу «Гроза» в 5-ти действиях. Островского ещё при жизни начали называть «Колумб Замоскворечья». Он описывал своё окружение, что видел и как жил. Одной из главных заслуг стало создание Национального театра. Он создал 47 пьес, был режиссёром постановок в Александрийском и Малом театрах, расширил их репертуар. Автор открыл для читателя завесу патриархального мира купечества со своими обычаями и устоями, нравственными нормами и моралью. Большинство произведений драматурга посвящены этой теме. Одной из таких пьес была «Гроза».

В данной пьесе Островский поднял большую часть проблем того времени. Главным конфликтом пьесы является столкновение тёмного и светлого. «Тёмным царством» являются Кабановы, Кулигин, Дикой. Катерина же является «лучиком света в тёмном царстве» по определению Добролюбова. Она является жертвой царства самодуров и не может ему противостоять. Внутренний конфликт старых нравов и желанием изменить мир в Катерине также мешает ей действовать. Ей чужда жизнь и брак ради выгоды, она хочет дарить любовь и быть любимой. Но в то же время она требует власти над собой, чтоб муж взял с неё клятву перед поездкой. В этом они с Кабановой похожи, обе верят в Домострой. Катерина не может жить в мире, где её окружают лицемеры и самодуры. Она видит выход только в самоубийстве.

Ещё одной проблемой произведения является жестокость патриархального мира. Брак зачастую был не по любви, счастливых семей было мало. Общение главы семейства с супругой напоминало дрессировку, при непослушании позволялось даже поднять на неё руку. Во всём произведении женщина играет роль прислуги, которая может только любить и пресмыкаться. Кабанова, как представительница этого самого царства считает, что во всём нужно слушаться мужчину: «Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уж и не прикрикнуть на нее и не пригрозить?»

Сам город Калинов — забытый, с жестокими нравами. Отношения между людьми больше похожи на вражду: люди строят кляузы на ближних, судятся без конца, завидуют. Помещики недоплачивают рабочим, наживаются на этом. Все отношения держатся на корысти. Внутри семей обыденны побои, унижение, угнетение женщин и детей. Жители города привыкли верить сочинённым рассказам странников, это единственный источник новостей.

Из-за этого жители города воспринимают грозу по-разному: Тихон называет «грозой» властную мать, Дикой считает, что это кара божья за все грехи, Кулигин же, как единственный образованный человек, понимает, что гроза — обычное явление природы и бояться нечего.

Таким образом, можно сделать вывод, что пьеса Островского «Гроза» раскрывает важные проблемы 60-х годов.

  • Автор: А. Н. Островский
  • Произведение: Гроза
  • Это сочинение списано 258 045 раз

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» для нас является исторической, так как показывает быт мещанства. «Гроза» была написана в 1859 году. Она является единственным произведением задуманного, но не реализованного писателем цикла «Ночи на Волге».

Главная тема произведения – описание конфликта, возникшего между двумя поколениями. Семья Кабанихи типична. Купечество держится за свои старые нравы, не желая понимать молодое поколение. А так как молодые не хотят следовать традициям, их подавляют.

Я уверен, что проблема, поднятая Островским, актуальна и сегодня. Многие родители не хотят воспринимать своих детей, как личностей. Для них очень важно, чтобы их дети думали, как они и повторяли их поступки. Отец и мать считают, что они вправе решать, где их ребёнок будет учиться, с кем он должен дружить и т.д.

Читая «Грозу», я испытывал двойственные чувства. С одной стороны, меня потрясала точность передачи образов эпохи. Потрясающе яркая и злобная Кабаниха. Островский очень чётко передал контраст образа, главным пороком которого является лицемерие. С одной стороны она набожная и готовая всем помогать, этакая самаритянка, с другой стороны, в домашних условиях она ведёт себя как тиран. На мой взгляд, это очень страшный человек. Кабанова полностью раздавила своего сына Тихона. Он представлен в пьесе в виде жалкого, беспомощного существа, не вызывающего никакого уважения.

С другой стороны, меня потрясла безысходность ситуации, в которой оказалась Екатерина, чистая и светлая женщина. В душе она очень сильна, так как воспитана не в традициях общества города Калинова. Она противопоставлена обществу, устоям, которые, как монолит стоят на пути её свободы. Она живёт с убогим мужем, которого просто невозможно любить. Он не личность, он просто пустое место. Читая, я испытывал жалость к Екатерине и радость за себя, что живу в совершенно ином мире. Хотя черты пережитков прошлого в нашем мире ещё есть.

Пьеса Островского «Гроза» показала кризис общества, когда прорастают ростки нового, более просвещённого сознания. Старое сознание стремится растоптать всё, что не соответствует его представлениям.

Гроза – это символ стихии, которая скоро сметёт всё, что кажется незыблемым. Мир изменится. К сожалению, Катерина об этом уже не узнает. Её душа не вынесла разрывающих её противоречий, заставив пойти женщину на страшный грех.

Посмотрите эти сочинения

  • «Трагедия совести» в драме «Гроза» В «Грозе» Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела и сохранила все прекрасные черты русского характера. Это чистая, открытая душа, не умеющая врать. «Обманывать‑то я не умею; скрыть‑то ничего не могу», – говорит она Варваре. В религии Катерина находила высшую правду и красоту. Ее стремление к прекрасному, доброму выражалось в молитвах. Выйдя […]
  • Город Калинов и его обитатели в пьесе «Гроза» Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », — восторгается местный механик самоучка Кулигин. Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской […]
  • Сравнительная характеристика Катерины и Варвары в таблице Катерина Варвара Характер Искренняя, общительная, добрая, честная, набожная, но суеверная. Нежная, мягкая, в то же время, решительная. Грубоватая, веселая, но неразговорчивая: «… много разговаривать не люблю». Решительная, может дать отпор. Темперамент Страстная, вольнолюбивая, смелая, порывистая и непредсказуемая. Она сама о себе говорит «Такая я уж зародилась горячая!». Вольнолюбивая, умная, расчетливая, смелая и непокорная, не боится ни родительской, ни небесной кары. Воспитание, […]
  • Темное царство в драме «Гроза» «Гроза» вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в «предгрозовую» эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени. «Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно. «Их жизнь […]
  • Татьяна Ларина и Катерина Кабанова Начнем, пожалуй, с Катерины. В пьесе «Гроза» эта дама — главная героиня. В чем проблематика данного произведения? Проблематика — это главный вопрос, который задает автор в своем творении. Так вот здесь вопрос в том, кто победит? Темное царство, которое представлено чинушами уездного городка, или светлое начало, которое представляет наша героиня. Катерина чиста душой, у нее нежное, чуткое, любящее сердце. Сама героиня глубоко враждебна против этого темного болота, но не до конца осознает это. Родилась Катерина […]
  • Характеристика героев в пьесе «Гроза» Сильное и глубокое впечатление произвела «Гроза» А. Н. Островского на его современников. Многие критики воодушевились этим произведением. Однако и в наше время оно не перестало быть интересным и злободневным. Вознесённое в разряд классической драматургии, оно и сейчас пробуждает интерес. Произвол «старшего» поколения длится многие годы, но должно произойти какое-то событие, которое могло бы преломить патриархальное самодурство. Таким событием оказывается протест и гибель Катерины, пробудившие и других […]
  • «Гроза» в оценке русской критики Критическая история «Грозы» начинается еще до ее появления. Чтобы спорить о «луче света в темном царстве», необходимо было открыть «Темное царство». Статья под таким названием появилась в июльском и сентябрьском номерах «Современника» за 1859 год. Она была подписана обычным псевдонимом Н. А. Добролюбова — Н. — бов. Повод для этой работы был чрезвычайно существенным. В 1859 г. Островский подводит промежуточный итог литературной деятельности: появляется его двухтомное собрание сочинений. «Мы считаем за самое […]
  • Сочинение на тему протест Катерины против «темного царства» Цельная, честная, искренняя, она не способна ко лжи и фальши, поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь складывается так трагично. Протест Катерины против деспотизма Кабанихи — это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака, лжи и жестокости «темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял подбору имен и фамилий действующих лиц, дал такое имя героине «Грозы»: в переводе с греческого «Екатерина» означает «вечно чистая». Катерина — натура поэтическая. В […]
  • Семейный и социальный конфликт в драме «Гроза» В «Грозе» Островский, оперируя незначительным количеством персонажей, сумел раскрыть сразу несколько проблем. Во-первых, это, конечно, социальный конфликт, столкновение «отцов» и «детей», их точек зрения (а если прибегнуть к обобщению, то двух исторических эпох). К старшему поколению, активно выражающему свое мнение, принадлежат Кабанова и Дикой, к младшему – Катерина, Тихон, Варвара, Кудряш и Борис. Кабанова уверена, что порядок в доме, контроль за всем, что в нем происходит, – залог правильной жизни. Правильная […]
  • Своеобразие конфликта в пьесе «Гроза» Конфликт — это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, мироощущениях. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе. Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать гибель Катерины как результат столкновения ее с самодуркой свекровью, следует […]
  • Трагедия Катерины в драме Островского «Гроза» Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза», жена Тихона, невестка Кабанихи. Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, поняв представления Катерины о жизни. Автор показал истоки характера героини. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Здесь нарисован идеальный вариант патриархальных отношений и патриархального мира вообще: «Я жила, не о […]
  • История создания пьесы «Гроза» Островского Вообще, история создания и замысел пьесы “Гроза” очень интересны. В течение некоторого времени существовало предположение, что в основу этого произведения легли реальные события, произошедшие в русском городе Костроме в 1859 году. “Ранним утром 10 ноября 1859 года костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда. Следствие выяснило глухую драму, разыгравшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье: […]
  • Образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза» В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой а купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы – это трагический конфликт живой, чувствующей души Катерины и мертвого уклада жизни «темного царства». Честная и […]
  • Изображение «жестоких нравов» «темного царства» («Гроза») Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал пьесы, в которых проявлялась ненависть к самодержавно-крепостническому режиму. Писатель призывал к защите угнетенных и униженных граждан России, жаждал социальных перемен. Огромная заслуга Островского в том, что он открыл просвещенной […]
  • Любовь в патриархальном мире в пьесе «Бедность не порок» Александра Николаевича Островского называли «Колумбом Замоскворечья», района Москвы, где жили люди из купеческого сословия. Он показал, какая напряженная, драматическая жизнь идет за высокими заборами, какие шекспировские страсти кипят порой в душах представителей так называемого «простого сословия» – купцов, лавочников, мелких служащих. Патриархальные законы уходящего в прошлое мира кажутся незыблемыми, но горячее сердце живет по собственным законам – законам любви и добра. Герои пьесы «Бедность не порок» […]
  • Любовь патриархального мира в пьесе Островского «Бедность не порок» История любви приказчика Мити и Любы Торцовой разворачивается на фоне жизни купеческого дома. Островский в очередной раз восхитил своих поклонников замечательным знанием мира и удивительно ярким языком. В отличие от ранних пьес, в этой комедии есть не только бездушный фабрикант Коршунов и кичащийся своим богатством и силой Гордей Торцов. Им противопоставлены любезные сердцам почвенников простые и душевные люди – добрый и любящий Митя и промотавшийся пьяница Любим Торцов, оставшийся, не смотря на свое падение, […]
  • Изображение чувства любви Островского и Достоевского В центре внимания писателей 19 века находится человек с богатой духовной жизнью,изменчивым внутренним миром.Новый герой отражает состояние личности в эпоху социальных преобразований.Авторы не обходят вниманием и сложную обусловленность развития человеческой психики внешней материальной обстановкой.Главная особенность изображения мира героев русской литературы — психологизм, то есть способность показать изменение души героя В центре разных произведений мы видим «лишних […]
  • Трагедия героини «Бесприданницы» Действие драмы происходит в волжском городе Бряхимове. И в нем, как и повсюду, царят жестокие порядки. Общество здесь такое же, как и в других городах. Главная героиня пьесы – Лариса Огудалова – бесприданница. Семейство Огудаловых небогато, но, благодаря настойчивости Хариты Игнатьевны водит знакомство с сильными мира сего. Мать внушает Ларисе, что та, хотя и не имеет приданого, должна выйти замуж за богатого жениха. И Лариса до поры до времени принимает эти правила игры, наивно надеясь, что любовь и богатство […]
  • «Маленький человек» в пьесе Островского «Бесприданница» Особенный герой в мире Островского, примыкающий к типу бедного чиновника, обладающего чувством собственного достоинства, – Карандышев Юлий Капитонович. При этом самолюбие в нем гипертрофировано настолько, что становится заменой другим чувствам. Лариса для него – это не просто любимая девушка, она еще и «приз», дающий возможность восторжествовать над Паратовым, шикарным и богатым соперником. Одновременно Карандышев ощущает себя благодетелем, берущим в жены бесприданницу, отчасти скомпрометированную отношениями […]
  • Почему нужно заниматься спортом (сочинение) Грустно признавать тот факт, что люди хотят быть здоровыми в будущем не за счёт собственных сил, а за счёт лекарств и биотехнологий. А ведь состояние здоровья людей зависит от их образа жизни. Это научно признанный факт. Человек обязан овладеть искусством здоровой жизни, научиться укреплять своё здоровье. Многие, к сожалению, не хотят признавать, что занятия спортом могут сохранить и поддержать не только физическое, но и моральное здоровье на многие годы. Они не понимают, почему нужно заниматься спортом. А это […]

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

  • Подготовка и руководство магистры как правильно пишется
  • Подготовка к домашнему сочинению по комедии горе от ума
  • Подготовиться к музыкальной викторине чайковский нянина сказка прокофьев болтунья глинка хор славься
  • Подготовить рассказ об особенностях хозяйственной деятельности в районах с многолетней мерзлотой
  • Подготовить юмористический рассказ с использованием фразеологизмов тема школьная перемена