Слайд 1
Описание памятника культуры. Це́рковь Покрова́ на Нерли́
Слайд 2
Храм твой, Господи, в небесах Но земля твоя тоже Твой приют. Расцветают липы в лесах, И на липах птицы поют. Точно благовест Твой , весна По веселым идет полям, А весною на крыльях сна Прилетают ангелы к нам. Н.Гумилев
Слайд 3
Архитекторы всего мира называют церковь Покрова на Нерли «самым красивым храмом России»
Слайд 4
Андрей Боголюбский (около 1111 — 1174г.г) — князь Владимиро-суздальский с 1157г, сын Юрия Долгорукого Этот храм, выстроенный в XII веке при Владимирском князе Андрее Боголюбском , имеет интересную историю. Вернувшись из военного похода в Болгарию, Боголюбский приказал выстроить храм в часть своей победы. Но был у князя и еще один повод: возведение храма предполагалось в память о погибшем сыне Изяславе. По некоторым данным, Боголюбский сам указал место, где надо возвести храм. В те времена церкви строились за 3-4 сезона, а эту возвели всего за одно лето «и обитель монашествующим при ней содела », то есть, кроме церкви, были построены обители для монахов.
Слайд 5
Белокаменная церковь расположена на живописном лугу в месте, где река Нерль впадает в Клязьму . Каждую весну разливается широкое половодье. Специально под храм было сооружено высокое основание — искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова , выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.
Слайд 6
По своей архитектурной конструкции храм чрезвычайно прост. Это типичный для древнерусского зодчества четырёхстолпный, одноглавый, трёхапсидный храм . СТОЛП — высокая башня , колонна , а также любое башнеобразное сооружение ГЛАВА — купол собора , храма и т. п. в форме шлема или луковицы Апси́да (от др.-греч. ἁψίς, род. падеж ἁψῖδος — свод), абси́да ( лат. absis ) — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом ( конхой ) или сомкнутым полусводом.
Слайд 7
В верхней части храма стены построены под едва заметным углом к центру, что создает эффект лёгкости и стройности. Резной декор церкви довольно прост. На каждом из трех фасадов храма, кроме восточного, повторяется практически одна и та же композиция. Вверху можно увидеть фигуру библейского царя Давида, псалмопевца. Он представлен сидящем на троне, правая рука его поднята вверх, как бы указывая на крест, а левой он держит псалтырь (подобие гуслей). Слева и справа от фигуры Давида изображены два голубя. Голубь — символ добра и мира. А ниже львы, символизирующие усмиренную силу, силу мудрого правителя.
Слайд 8
Ниже изображены лики Божией Матери, которая скорбит о погибшем сыне Андрея Боголюбского. Под дугами боковых закомар находятся изображения грифонов, держащих в когтях лань. Исследователи полагают, что эти фигуры выражают не хищность, а наоборот идею защиты и покровительства. Грифо́ны — мифические крылатые существа, с туловищем льва , головой орла или льва.
Слайд 9
Церковь занесена во всемирную организацию по охране памятников, имеющих культурно-историческое значение ЮНЕСКО.
Слайд 10
Церковь Покрова на Нерли сравнивают с невестой, называют вершиной творчества владимирских мастеров, самым лирическим шедевром во всей русской архитектуре. Этот белокаменный храм удивительно гармонично сочетается с окружающим пейзажем. Храм возвышается среди волн, как белоснежный лебедь.
Слайд 11
С.В. Герасимов «Церковь Покрова на Нерли»
Слайд 12
Герасимов изобразил храм летом, окруженный зеленью листвы, синевой воды и лазурным небом. Церковь стоит вдалеке, но видна каждая ее деталь: и белокаменная резьба, и рельефы на фасаде. Удивительно точно воспроизведены Герасимовым пропорции храма, заданные ему русскими зодчими. Если Дмитриевский собор в городе Владимире нередко сравнивают с чудо-богатырем, то храм Покрова на реке Нерли сравним с белоснежной лебедушкой, одиноко плывущей по реке. Купол церкви на картине даже как-то подался вперед, как будто лебедь, вытянув шею, пытается заглянуть за горизонт. Казалось бы, ничего особенного в этой церкви. Старая постройка, каких немало на Руси. Есть и выше, и краше, богаче украшенные. Но что-то неуловимо родное и трогательное видится в этой старинной церкви. Может быть, само место такое – « намоленное ». Может быть, зодчие смогли не просто построить церковь, а вдохнуть в нее жизнь, душу. Не одно поколение пыталось открыть секрет этого скромного обаяния. А тайны-то и нет: каждый видит в соборе частичку своей родины, большой и малой. Такой же скромной, но величественной.
Слайд 13
С.А. Баулин. «Храм Покрова на Нерли»
Слайд 14
Церковь Покрова на Нерли, как магнит, тянет к себе художников, фотографов и просто ценителей прекрасного. Ее рисуют и фотографируют со всех сторон, ее безупречные формы вызывают восхищение у каждого, кто видел ее. Картина с похожим названием есть и у художника С.А.Баулина . Он тоже не смог устоять пред красотой православного храма, оставив его изображение на холсте. И нет необходимости сравнивать эти картины друг с другом. Ведь оба полотна поют песнь его грации и величавости.
Слайд 15
ПЛАН I . Храм Покрова на Нерли – величайший памятник древнерусской архитектуры. II . «Белая лебедь русской архитектуры»: 1) общее впечатление; 2) место расположения храма; 3) архитектурные особенности. III . Ваше отношение к этому памятнику культуры.
Презентация на тему: Урок подготовки к сочинению-описанию памятника
Скачать эту презентацию
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Крейнович З. Ю., учитель русского языка и литературы Лингвистической гимназии № 23 г. Владимира Урок подготовки к сочинению-описанию памятника (по учебнику «Русский язык – 8» С. Г. Бархударова и др.)
№ слайда 2
Описание слайда:
«Мне нравится, что уходим мы или приходим, а он — всегда стоит. Под снегом, под летящими листьями, в заре, в мутном молоке зимы — всегда стоит…» М.Цветаева о памятнике А. С. Пушкину в Москве Памятник – это… объект, составляющий часть культурного достояния страны; произведение искусства, созданное для увековечения людей или исторических событий: скульптурная группа, статуя, бюст.
№ слайда 3
Описание слайда:
Архитектурные термины Архитектура, зодчество (син.) – искусство строительства, возведения зданий; Композиция – построение памятника, соотношение его частей; Орнамент – узор, построенный на ритмическом чередовании его элементов; Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема; Барельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона менее чем на половину своего объема; Монумент – большой памятник; Постамент – возвышение, служащее основанием памятника; Пьедестал – подножие статуи; Ландшафт – общий вид местности;
№ слайда 4
Описание слайда:
Составьте синонимический ряд: Скульптор — … (ваятель, зодчий, художник, автор) Запомни! Памятник (кому? чему? – Д. п.) Портрет (кого? – Р. п.)
№ слайда 5
Описание слайда:
Работа с текстом упр. № 57 (описание Триумфальной арки): Какова тема текста? К какому стилю он относится? Докажите. Определите тип речи. Кто такие галлы? Как вы понимаете выражение «двунадесять языков»? Что значит слово «апофеоз»? Какому значению слова «памятник» соответствует Триумфальная арка? Запомни! АПОФЕОЗ – прославление, возвеличение, торжество, кульминация, наивысшая точка (ср. В.Верещагин «Апофеоз войны»)
№ слайда 6
Описание слайда:
В. Верещагин «Апофеоз войны»
№ слайда 7
Описание слайда:
Работа с текстом упр. №111 (описание Храма Василия Блаженного): Определите стиль и тип речи этого текста. Озаглавьте текст. Что отражено в вашем заглавии – тема или идея? Выделите в тексте микротемы и озаглавьте их. Что получилось? Сравнивая два описания архитектурных памятников (Триумфальной арки и Храма Василия Блаженного), выявите общее в их структуре и сделайте вывод об обязательных элементах, которые должны войти в описание любого памятника.
№ слайда 8
Описание слайда:
План описания памятника архитектуры По какому поводу воздвигнут памятник? Кто его автор? Где и когда сооружен? Описание памятника (общий вид и отдельные элементы). Описание ландшафта, в который вписан памятник. Впечатление, которое он производит.
№ слайда 9
Описание слайда:
Домашнее задание ко второму уроку: Прочитайте фрагмент стихотворения Д. Кедрина «Зодчие» (упр. №112). Сравните этот поэтический текст с текстом, приведенным в упр. №111. В чем различие между ними (в стиле, типе речи, полноте описания, использовании средств художественной выразительности и т. д.)? Составьте (устно) мини-сочинение, заключающее в себе ответы на заданные вопросы. Подготовьтесь к словарному диктанту «Узнай слово» (по архитектурным терминам).
№ слайда 10
Описание слайда:
Словарный диктант по архитектурным терминам Узнай слово по лексическому значению и запиши его: Искусство строительства зданий Узор, построенный на ритмическом чередовании его элементов Общий вид местности Скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более (менее) чем на половину своего объема Подножие статуи Возвышение, служащее основанием памятника Проверь себя! Архитектура, орнамент, ландшафт, горельеф, барельеф, пьедестал, постамент.
№ слайда 11
Описание слайда:
Работа с текстом упр. 108 (описание памятника А. С. Пушкину в Петербурге): К какому стилю и типу речи относится этот текст? Аргументируйте свой ответ. Выделите в тексте микротемы, соответствующие пунктам составленного нами плана описания памятника архитектуры. Какими художественными средствами пользуется автор для создания образа великого поэта? Как помогают они ярче представить себе облик А. С. Пушкина?
№ слайда 12
Описание слайда:
Работа над текстом «Памятник Минину и Пожарскому»: Найдите признаки публицистического стиля в тексте. Выделите в тексте микротемы, соответствующие общему плану описания памятника. Найдите слова возвышенной лексики. Зачем автор так активно обращается к ним? Какие образные средства языка использованы в этом тексте? Можно ли понять из текста, с каким чувством автор пишет об этом памятнике? Аргументируйте свой ответ. Выборочное мини-изложение I вариант: Описание скульптуры Козьмы Минина. II вариант: Почему на первом рельефе Мартос изобразил самого себя?
№ слайда 13
Описание слайда:
Домашнее задание: Опишите памятник Владимиру Красное Солнышко или Александру Невскому (на выбор), опираясь на план описания памятника архитектуры.
№ слайда 14
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох гравия. Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения.
К. Паустовский
Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников.
А. Григорьев
Опорные слова:
Сочинение – памятник культуры
Тема урока?
Подготовка к написанию сочинения-описания памятника культуры.
ЦЕЛИ УРОКА:
- научиться работать над сочинением – описанием памятника истории или культуры;
- развивать свою речь;
- узнать что-то новое, расширять свой кругозор;
- воспитывать уважительное отношение к культуре прошлого.
ПЛАН РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ
1. Сбор рабочих материалов
2. Составление плана
3. Написание черновика
ХРАМ ПОКРОВА НА НЕРЛИ
МИНИ-ИССЛЕДОВАНИЕ
Историки
Зодчие
Художники
ИСТОРИКИ
1. В каком году был построен храм?
1165 г.
2. Где была воздвигнута церковь? Почему было выбрано именно это место?
Храм был воздвигнут при впадении реки Нерли в Клязьму. Он удивительно гармонирует с окружающим пейзажем. Церковь будто вырастает из холма, на котором стоит.
3. В честь какого церковного праздника воздвигнут храм? О чем должен был свидетельствовать этот факт?
Храм был воздвигнут в честь Покрова Пресвятой Богородицы . Сей факт был призван свидетельствовать о том, что Владимирская земля находится в особом покровительстве у Богородицы.
4. Расскажите о предании, которое связано с постройкой храма.
Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский (ок. 1111 – 1174) построил храм Покрова на Нерли после гибели в военном походе любимого сына Изяслава.
ЗОДЧИЕ
1. Какой приём использовали древние зодчие, чтобы зрительно увеличить высоту здания?
Легкий наклон стен внутрь здания.
2. Какие архитектурные детали подчеркивают изящество храма?
Барабан – часть здания, поддерживающая купол.
Пилястра – четырёхгранная полуколонна, одной гранью вделанная в стену.
Фриз – верхняя часть сооружения в виде полосы между главной балкой и карнизом, обычно украшенная рисунком.
Апси́да — выступ здания, полукруглый, гранёный или прямоугольный в плане, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
ХУДОЖНИКИ
1. Какие эпитеты используются при описании церкви Покрова на Нерли (см. №17)? Какими еще словами можно передать уникальность и неповторимость церкви?
Ослепительно сверкающий, легкий, белокаменный; великолепный, фантастический, удивительный, ослепительный.
2. Прочтите стихотворение Л. Грайвороновского «Покрова на Нерли» . С чем сравнивает старинный храм автор?
Сказка, боль, отрада, гордость, белая лебедь, облако с неба, прощение.
2. Как называют храм благодарные потомки (см. №17)?
Поэма, запечатленная в камне.
АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ
«И потом приде от Киева Андрей Юрьевич и створи Боголюбный град…и постави церкви две камены».
«Оную церковь единым летом соверши и обитель монашествующим при ней содела».
Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы.
Место расположения храма уникально. Покровская церковь выстроена в низине, на заливном лугу.
Архитектурные особенности храма Покрова на Нерли
Купол
Барабан
Пилястра
Фриз
Апсида
Архитектурные части храма
пилястра
купол
фриз
барабан
апсида
Фотогалерея
С.А.Баулин
«Храм Покрова на Нерли»
С.В.Герасимов
«Церковь Покрова на Нерли»
Какой из картин вы
отдадите предпочтение ?
С. В. Герасимов показывает связь с природой, для С. А. Баулина важна архитектура.
Особенности публицистического стиля:
- информативность;
- эмоциональность;
- возможное наличие риторических вопросов или обращений;
- четкость, краткость и емкость изложения;
- ясно выраженная авторская позиция.
ПЛАН СОЧИНЕНИЯ
- 1. Вступление.
- 2. История храма.
- 3. Архитектурные особенности церкви.
- 4. Церковь Покрова на Нерли на картинах С. В. Герасимова и С. А. Баулина.
- 5. Моё впечатление от храма.
« ПОДГОТОВКА К НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ-ОПИСАНИЯ ПАМЯТНИКА КУЛЬТУРЫ »
Урок развития речи в 8 классе
ЧЕМ ДОРОГА НЫНЕШНЕМУ ПОКОЛЕНИЮ МАЛЕНЬКАЯ ЦЕРКОВЬ НА НЕРЛИ?
Мы пришли с тобой и замерли,
И забыли все слова
Перед белым чудом на Нерли,
Перед храмом Покрова…
Что не камень, а из света весь,
Из любовей, из молитв, —
Вот и с Вечностью сведались:
И возносит, и знобит…
Б.Чичибабин
ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
- Цель: подготовиться к написанию сочинения-описания памятника культуры.
- Задание: составьте на основе опорной карточки черновик сочинения.
Использованные ресурсы
http://archi.1001chudo.ru/russia_1368.html
http://www.pravmir.ru/article_2360.html
http://www.trip-guide.ru/page_239.htm
http://geophoto.ru/?action=collection&id=316
http://druzya-priyateli.ru/forum/index.php?showtopic=83
«Русский язык.8 класс» : учеб. для общеобразоват. Организаций / [ ред. Л.М. Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В. Заговорская, А.Г. Нарушевич]. – 4-е изд.-М. : Просвещение,2016. – 223 с.: ил. .
- Сочинения
- 8 класс
/
Когда люди хотят поблагодарить Бога они строят соборы. Эти символы веры, увековеченные в камне, гордо держат свои купола рядом с облаками. Таким подарком Богу за победу в Отечественной войне стал собор Христа Спасителя. Идея постройки принадлежала царю Александру I. Теперь это самый большой храм в стране, главный собор столицы, гордо стоящий на берегу Москва реки.
Талантливые зодчие, скульпторы и художники создали монументальное сооружение, заставив камень буквально говорить о величестве. Несмотря на грандиозность сооружения, оно отличается лёгкостью и изяществом форм. Если посмотреть на собор с высоты птичьего полета, то он напоминает равносторонний крест. Белоснежный храм украшают пять золотых куполов, заметных даже издали. В малых главах находятся колокола, всего в соборе четырнадцать колоколов, вес самого большого из них – тридцать тонн. Над входными порталами располагаются бронзовые скульптурные композиции, изображающие святых и просветителей, князей и воинов.
Небольшие скульптуры из камня в нишах, можно увидеть и на воротах. Каменная отделка храма создана по мотивам сюжетов Отечественной войны. Внутреннее убранство отличается роскошными росписями, изображающими жизнь Христа на земле. Во внутреннем антураже преобладает древнерусский стиль. Этот чудный собор таит в своих галереях мраморные таблички с именами, датами, судьбами людей, не только добившихся победы, но и тех, кто приложил руку к строительству и восстановлению храма.
В одной из таких галерей располагается музей, хранящий экспонаты, рассказывающие историю создания собора. Самое большое место в храме занимает алтарь в форме шатра. Картины на алтаре описывают рождение и последние дни жизни Спасителя. Художники совершили самый настоящий подвиг, расписав самое высокое место – купол над алтарем. Сверху на посетителей смотрит Господь, сын Божий и Святой дух в облике голубя. Пол храма похож на прекрасный ковер, благодаря причудливым узорам из различных видов мрамора и яшмы. Трудно описать словами красоту этого чудесного храма, ничто не заменит тех впечатлений, которые можно получить, взглянув на него.
У собора не простая и грустная история создания. Он несколько раз перестраивался, и когда-то был полностью разрушен. Как бы не менялись времена, но все же память об истории смогла пронестись сквозь века и сохраниться в каменных стенах собора по сей день. Сейчас, возрождённый собор продолжать жить и радовать туристов и прихожан.
Другие темы: ← Человек, который мне нравится↑ 8 классДом, который украшает нашу улицу →
`
Популярные сочинения
- Сочинение по картине Портрет дочери художника Оли Сурикова
Передо мной картина В.И. Сурикова, на которой изображена старшая дочь художника. Картина была создана в 1888 году и произвела настоящий фурор в мире искусства. - Сочинение Скотинин в комедии «Недоросль» (Характеристика и образ)
Одним из отрицательных персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» является Тарас Скотинин. Он был не молодым дворянином, небогатым помещиком и братом госпожи Простаковой. - Сочинение по комедии Ревизор (8 класс)
В своей знаменитой пьесе Гоголь показал с юмористической точки зрения всех чиновников со своими семьями во главе с правителем городка. Все они были растревожены известием о приезде ревизора.
Статья на тему: «Успенский собор Московского Кремля»
Успенский собор Московского Кремля
Знакомство с Москвой обычно начинают с Кремля. Это и понятно, ведь история его уходит далеко в глубь веков. Однако ставший для нас привычным его облик с краснокирпичными стенами и стройными башнями, златоглавыми церквами и величественной колокольней сложился в основном на рубеже XV–XVI столетий, когда началась грандиозная реконструкция всего кремлевского ансамбля. И началась она постройкой нынешнего Успенского собора.
Размах строительства отразил важные изменения, происходившие в то время. Русь только что сбросила более чем двухвековое ордынское иго и завязывала широкие международные контакты. Москва наконец стала полноправной столицей большого и сильного государства. Великим князьям нужна была представительная резиденция. Ею и стал новый Кремль с его парадной соборной площадью и Успенским собором. Здание, которым мы сегодня любуемся, не первое. Сначала на этом месте была деревянная церковь с кладбищем московской знати вокруг нее, в конце же XIII века скорее всего появилась каменная. В начале XIV столетия Москва стала центром самостоятельного княжества и после того, как Иван Калита добыл в Орде ярлык на великое княжение, уже не теряла больше статуса стольного града. Особенно возрос ее авторитет среди других русских городов в 1325 году, после переселения на московскую землю из Владимира главы русской церкви – митрополита Петра. И вот в следующем, 1326 году летопись упоминает о том, что при участии митрополита Иван Данилович заложил каменный храм, в котором Петр был вскоре погребен (с этого времени до конца XVII века Успенский собор служил усыпальницей глав русской церкви). Небольшое здание довольно скоро обросло приделами, посвященными памятным событиям в истории Московского княжества. По-видимому, древнейшим был придел во имя воина-мученика Дмитрия Солунского, которого очень чтили на Руси. В 1329 году воздвигли северный Петроверигский придел, а потом и южный Похвальский, получивший это имя после отражения молодым Иваном III воинов Седиахмета, которые, по словам летописца, «похваливая на Русь пошли… и не пропусти их князь великий, отбися от них, они же побегоша». К концу XV века здание, не раз страдавшее от пожаров, сильно обветшало: его «уже древни толстыми… подпираху». Да, старая постройка больше не могла отвечать задачам, которые ставились перед главным храмом Москвы – столицы объединенного Русского государства. Однако строительству нового собора, начатому в 1472 году московскими зодчими, не суждено было завершиться. Что подвело – недостаток строительного опыта или отмеченное летописями землетрясение, только 21 мая 1474 года почти завершенная постройка «падеся в 1 час нощи».
Через год строительство возобновил специально приглашенный из Италии опытный архитектор и инженер Аристотель Фиораванти – «мастер муроль, кои ставит церкви и палаты, тако же пушечник той нарочит… и колоколы и иное все лити хитр вельми». По условиям заказа Фиораванти должен был возвести храм по образцу владимирского Успенского собора, для чего посетил Владимир. Украшенные резьбой белокаменные сооружения древней столицы Северо-Восточной Руси вызвали у него восторг: он счел, что это «неких наших мастеров дело», что в устах итальянца в то время звучало наивысшей похвалой. Строительству кафедрального храма Москвы придавалось огромное государственное значение. За его ходом следили летописцы, отмечая наряду с важнейшими политическими событиями каждый новый этап и все технические новшества, принесенные итальянцем. Фиораванти выкладывал стены из квадров белого камня с забутовкой, а столбы и главы для облегчения – из кирпича. Кирпич, отмечала летопись, был «нашего русского уже да продолговатей и тверже», «а известь же как тесто густое растворяше», «яко на утрие засохнеть, то ножом не мощи расколупати». Стены впервые скреплялись заложенными в них железными, а не деревянными связями, а под фундамент забивались дубовые сваи. Своды и стены возводились с помощью циркуля и линейки – «все в кружало да в правило», с использованием новейших инженерных приспособлений.
Постройка собора завершилась в августе 1479 года. Архитектурный облик его поражал современников Фиораванти и продолжает изумлять нас сочетанием традиционности и глубокой оригинальности. Несомненно, величественная архитектура Успенского собора Владимира повлияла на образ московской постройки. Повторив согласно условиям заказа его традиционные формы и элементы декора: торжественное пятиглавие, позакомарное покрытие, аркатурно-колончатый пояс на фасадах, перспективные порталы, – Фиораванти тем не менее создал новаторское сооружение, внес большой вклад в развитие древнерусского зодчества.
В монументальном и величественном кубическом объеме ощущается особая, неведомая предшествующей русской архитектуре кристальная ясность, геометрическая четкость пропорций: недаром современники замечали, что новый храм построен «аки един камень». Ориентация на фасадное, а не объемное восприятие вызвано включением сооружения в ансамбль соборной площади. Потому-то особенно выразителен южный, обращенный к ней фасад. Строгая гладь белокаменной стены расчленена мерным ритмом лопаток, полуциркульным рисунком закомар, в которые вписаны щелевидные окна, перспективными порталами, горизонтальным поясом арочек на полуколонках, словно врезанным в толщу стены (и оттого утратившим скульптурную пластичность владимирского декора). Монументальность здания, в котором сгармонированы и уравновешены все части, создает ощущение величавого спокойствия, не нарушаемого ни легкой асимметрией сдвинутых к востоку глав, ни выступами алтарных абсид, нарочито скрытых пилонами. То же впечатление спокойной мощи сохраняется и в интерьере, поражающем необычной для русской средневековой архитектуры пространственностью и обилием света. Как отмечает летописец, храм построен «палатным образом». Четыре круглых (а не кресчатых, как было принято) столпа в центре легко несут тяжесть крестовых сводов. Интерьер не затеснен хорами, по традиции предназначавшимися для великокняжеской семьи и размещавшимися в западной части. Да это противоречило бы и самому образу нового главного собора Руси, ставшего символом духовного единения «всего народного множества». Внутреннее пространство легко обозревается из центра, что сообщило интерьеру необычайно торжественный и гармоничный характер, уподобило его парадному залу. Недаром современники восторженно отзывались о новой постройке: «Бысть же та церковь чюдна велми величеством, и высотою, и светлостию, и звонностию, и пространством, таковой же прежде того не бывало на Руси…» Весь облик храма говорит о том, что его предназначали не только для культовых целей. Здесь проводились парадные церемонии и обряды, имевшие общегосударственное значение: венчание на престол великих князей и царей, поставление митрополитов и патриархов, оглашение важных государственных актов, празднование больших воинских побед.
Украшению Успенского собора всегда уделялось особое внимание – каждый правитель стремился внести свой вклад. Лучшие художники, искуснейшие златокузнецы, резчики и литейщики изготовляли для храма утварь и предметы убранства. Это позволило ему стать бесценной сокровищницей древнерусской культуры. Впервые он был украшен живописью в 1481 году. Архиепископ Вассиан сделал щедрое пожертвование – «100 рублев» известнейшим в то время «мастерами-иконникам Денисию да попу Тимофею, да Ярцу, да Коне» на писание образов для нового иконостаса, «иже и написаша чюдно вельми». Вклад этот был сделан в ознаменование бескровной победы русских войск на реке Угре, положившей конец ордынскому игу. К сожалению, иконостас не сохранился до наших дней. В 1653 году по указу патриарха Никона он был заменен новым, еще более грандиозным, и окован серебряным золоченым окладом. Однако одновременно Дионисий со товарищи выполнили ряд фресковых композиций в алтарной части собора и на каменной алтарной преграде. Некоторые из этих фресок сохранились и по сей день. Из 23 полуфигур святых особой легкостью и точностью цветовых соотношений выделяется «Алексей Человек Божий». Среди фресок алтарной части знаменита приписываемая молодому Дионисию композиция «Поклонение волхвов» в бывшем Похвальском приделе. Ее отличает исключительная слитность с архитектурной формой арки, певучая плавность линий, изысканная праздничность колорита, виртуозность живописной техники.
На рубеже XV–XVI веков был написан и ряд икон, входивших некогда в нижний, местный, ряд центрального иконостаса, а позднее перенесенных в пристенные иконостасы. Среди них такие шедевры московской живописи, как «Апокалипсис», «О тебе радуется», «Митрополит Петр в житии», написанные Дионисием и художниками его круга. По-видимому, в 1481 году собор не был расписан полностью, работу закончили лишь в 1515 году. Но и эти фрески не сохранились. В 1642–1643 годах по царскому указу их сбили со стен вместе со штукатуркой, а затем расписали храм вновь, повторив прежние иконографические образцы и расположение сцен. Выполняла стенопись большая артель живописцев, собранных из многих русских городов, а руководили ею царские изографы Иван и Борис Паисеины. Торжественная монументальность и вместе с тем сдержанность колорита этих росписей полностью соответствует величественной архитектуре и парадному назначению здания. Помимо фресковой живописи, интерьер собора украшают многочисленные иконы и предметы прикладного искусства. Часть икон происходит еще из храма 1326 года, другие были написаны для фиоравантиевского здания, третьи привезены сюда в разное время. Особенно много древних памятников попало в Успенский собор при Иване Грозном, свозившем из Новгорода и других крупных художественных центров наиболее чтимые образа. Здесь они призваны были служить наглядным свидетельством объединительной политики, проводимой царем. Так сформировалась уникальная коллекция древнерусской живописи. Древнейший памятник иконописи в этом собрании – икона «Св. Георгий», привезенная, по всей вероятности, из Новгорода. Перед нами образ мужественного и стойкого воина, от которого в то же время веет открытой доброжелательностью. Недаром он напоминает героев былинного эпоса Древней Руси, прекрасных именно сочетанием духовной и телесной красоты.
Две иконы, стоящие у входа в Дмитриевский придел, рассказывают о времени, когда Русь страдала под тяжким ордынским игом и собирала силы для борьбы за освобождение. Первая из них – «Спас Ярое Око» – была написана для древнего Успенского собора в 40–х годах XIV века. Скорбный и суровый образ Христа как бы обращен к совести каждого, ведь бедствия, постигшие тогда родину, люди воспринимали как наказание за собственные раздоры и неурядицы – свидетельствами об этом полны летописи. Рядом икона еще одного покровителя воинов – Дмитрия Солунского. По преданию, в 1197 году она была привезена из греческого города Фессалоник (Солуни) князем Всеволодом Большое Гнездо и стала храмовой иконой возведенного им во Владимире Дмитриевского собора. Оттуда в 1380 году Дмитрий Донской перевез образ в Москву. С того времени Дмитриевский придел Успенского собора сделался своеобразным памятником Куликовской битвы. В 1700 году, как это часто случалось с особо почитаемыми иконами, она была заново переписана царским мастером Кириллом Улановым. Та же участь постигла и «Троицу», написанную еще в середине XIV столетия. Словно из окна в минувшее на нас смотрит удивительно нежный лик ангела, раскрытый реставратором из-под сплошной записи, сделанной на иконе в 1700 году другим царским изографом Тихоном Филатьевым. Неразрывно связан с русской историей и еще один замечательный памятник живописи – знаменитая икона «Богоматерь Владимирская», находящаяся сейчас в Третьяковке. Она была привезена на Русь из Константинополя и уже в середине XII века стала самой почитаемой русской святыней. Именно поэтому в 1395 году, когда Москве грозило нашествие Тамерлана, ее перенесли из Владимира и установили в Успенском соборе Кремля. Позже сделали несколько списков, один из которых занял сегодня место выдающегося памятника. На полях этой иконы, написанной в 1514 году, помещены сцены, повторяющие чеканные изображения на золотом окладе древней иконы (он хранится теперь в Оружейной палате).
Не только памятники живописи свидетельствуют о минувших эпохах. В 1551 году по воле Ивана Грозного было создано царское моленное место, так называемый «Мономахов трон». Это подлинный шедевр русской деревянной резьбы с ее тягой к изощренному узорочью и нарядной декоративности. Барельефы на его стенках иллюстрируют предание о присылке царских регалий – шапки Мономаха и барм – византийским императором киевскому великому князю Владимиру Мономаху, чьим прямым потомком и наследником считал себя Иван IV.
В XVII веке Успенский собор украсили многие произведения прикладного искусства: нарядные медные золоченые светильники-паникадила, деревянное резное моленное место цариц. В 1624 году в юго-западном углу собора был сооружен шатер для хранения церковных реликвий, отлитый из меди мастером Дмитрием Сверчковым. Некогда его решетки были украшены изнутри цветной слюдой, что еще более усиливало декоративный эффект, производимый разнообразием и тонкостью ажурного литья. Многое повидал Успенский собор на своем веку. Пришлось пережить ему и лихие годы Смутного времени, и пожары, к счастью, незначительно повредившие его драгоценное убранство, и разорение во время французского нашествия 1812 года. Немало пострадала живопись и от неумеренного усердия поновителей, стремившихся придать храму «благолепие» к каждой коронации. Нынешний облик Успенского собора – результат многолетнего кропотливого труда советских реставраторов и исследователей, которые помогли увидеть его первозданную красоту, вдохнули новую жизнь в памятник, возраст которого уже более пяти веков.
Сочинение про храм 8 класс
Собор Василия Блаженного не только главный храм Красной площади, но и символ всей России. Он построен в 1555-1561 годах по указу Ивана Грозного в честь взятия Казанского ханства. Штурм Казани начался 1 октября 1552 года, в праздник Покрова Божией Матери, поэтому «официальное» название храма — храм Покрова Божией Матери. Собор представляет собой симметричный ансамбль из восьми церквей, окружающих центральную церковь, увенчанную шатром. Каждая из восьми церквей названа в честь святого, в чей день произошло то или иное значимое событие казанских походов Ивана Грозного. Центральная посвящена празднику Покрова Божией Матери, давшему название всему храму. Церкви увенчаны нарядными куполами-луковками. Всего в соборе девять иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI-XIX веков. Стены собора украшены фресками. Также там можно полюбоваться портретной и пейзажной живописью, церковной утварью. Среди особо ценных экспонатов — потир XVII века, принадлежавший царю Алексею Михайловичу. С собором связано множество легенд. Первоначально на этом месте стоял белокаменный храм, где был похоронен почитаемый в Москве юродивый Василий Блаженный. Якобы он сам собирал деньги на будущий собор, приносил их на Красную площадь и бросал через правое плечо. Эти монеты так и лежали на земле неприкосновенными, пока юродивый перед смертью не отдал их Ивану Грозному на строительство собора. Зодчими, построившими собор, летопись указывает неких Барму и Постника Яковлева. Однако есть теория, что на самом деле существовал один мастер — Иван Яковлевич Барма, прозванный Постником за приверженность строгому посту. Известна легенда, будто увидев чудный храм, Иван Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они не повторили больше нигде свой шедевр. Но это, скорее, миф, так как и в дальнейшем имя Постника встречается в летописях в связи с созданием других замечательных архитектурных памятников.
С другим всесильным правителем связана история, случившаяся в советское время. Во главе Москвы стоял тогда Лазарь Каганович, воплощавший планы Сталина по созданию идеальной коммунистической столицы. При утверждении плана реконструкции центра Москвы он убрал макет собора, желая показать, как можно сделать удобней проход народных масс при демонстрациях на Красной площади. Легенда сохранила слова вождя: «- Лазарь! Поставь на место. » Бывший семинарист не смог лишить Москву храма, названного именем блаженного заступника, хотя по его приказу разрушены сотни церквей. Рожденный талантом и верой народа, он устоял в огне войн и революций. Есть уверенность: пока по адресу: Красная площадь, дом 2, расположен не многоэтажный бизнес-центр или неприступный особняк, а собор Василия Блаженного, Россия не потеряет надежду. Описание памятника архитектуры: сочинение (8 класс). Сочинение на тему “Описание памятника архитектуры: Храм Василия Блаженного”В школе нам частенько задавали сочинения на различные темы. Например, в 8 классе – сочинение-описание памятника архитектуры. Направлений здесь может быть огромное количество. Одно из таких – сочинение-описание памятника архитектуры “Храм Василия Блаженного”.
Урок развития речи в 8 классе «Сочинение-описание памятника архитектуры»
Конспект урока русского языка в 8 классе с использованием ИКТ «Подготовка к сочинению-описанию»
Данный урок входит в систему уроков развития речи в 8 классе, предназначен для преподавателей русского языка и литературы, работающих в 8 классе
Урок русского языка в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию памятника архитектуры»
Цели урока:
подготовить учащихся к сочинению-описанию памятника архитектуры; составить словарь слов, необходимый для описания памятника архитектуры; совершенствовать умение подбирать и использовать средства выразительности для сочинения; способствовать формированию интереса к русской культуре.
Задачи урока:
обогащение словарного запаса учащихся, совершенствование навыков работы с различными источниками информации; развитие у учащихся интереса к истории родного города; воспитание у школьников уважения к национальной истории, культуре, интереса к изучаемому предмету
Эпиграф
Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников Аполлон Григорьев, русский критик, поэт
Ход урока
I. Постановка целей и задач урока
-Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева? Почему автор боялся жить в таком городе? — Есть ли в нашем родном городе Почепе такой памятник? (Да, это Воскресенский собор) -Определите, пожалуйста, тему урока. -А умеете ли вы ставить цели урока, задачи, зная тему?
II. Словарно — лексическая работа. Разбор словосочетаний
Памятник архитектура грандиозный постамент зодчий — Какие из этих слов являются синонимами? Составить с ними словосочетания и разобрать — Где можно использовать данные словосочетания?
III. Создание проблемной ситуации.
— Мы выяснили, что собор или хотя бы его изображение видели почти все. Вы все сказали, что храм вам нравится. Действительно, он очень красив и неповторим. А теперь представьте себе такую ситуацию. Вы приехали со своим младшим братом или сестрой, которые впервые увидели этот храм. Что вы сможете рассказать об этом соборе? — Почему же вы не можете справиться с этим заданием? — Тогда я сформулирую другое задание. Перед вами фотография храма. Кто из вас сможет описать храм? — Что же мешает описать храм, изображение которого перед вашими глазами? Действительно, это задание невозможно выполнить без дополнительных сведений как о самом храме, так и о его архитектурных особенностях. А ведь может так случиться, что вы окажитесь в ситуации, когда не на уроке, а в жизни вы будете беспомощны: не сможете ответить на вопросы человека, который спросит вас об этом или любом другом храме, вам нечего будет сказать своим друзьям, родственникам, знакомым, если зайдет разговор на эту тему. Каждый человек, живущий на своей земле, должен знать и уметь говорить о наиболее значимых явлениях родной культуры, в том числе и из области архитектуры. Литература не создается только для писателей и поэтов, живопись радует не только живописцев, архитектура существует не только для архитекторов — это наше общее наследие, наше достояние. Поэтому наша задача на уроке будет заключаться в том, чтобы обогатить себя сведениями о культурном наследии России, получить необходимые знания, научиться описывать, используя в речи специальные термины. Итогом урока будет написанное вами сочинение-описание на тему «Моё знакомство с Воскресенским собором». Для облегчения работы вы будете заполнять опорную карточку. Помогут вам справиться с этой задачей ваши одноклассники, которые выступят в роли «историка» , «архитектора» и «декоратора»
IV. Индивидуальные задания
Выступление историка Если отправиться в путешествие на запад от Брянска в сторону Гомеля, то через 80 км вам встретится небольшой, но очень старинный город Почеп. Входивший когда-то в состав Малороссии город, в 1709 году был подарен Петром I своему любимцу А. Д. Меньшикову. В середине XVIII века Почеп принадлежал последнему гетману Украины графу Кириллу Григорьевичу Разумовскому. Пользуясь благосклонностью императрицы Елизаветы Петровны и связями при дворе, он сумел получить огромные земельные владения и восстановить ненадолго гетманство. Став полноправным хозяином Почепа, граф Разумовский принялся обустраивать город с размахом. Кроме шикарного дворца и парка, по заказу К. Г. Разумовского в 1765–1771 годах был построен красивейший Воскресенский собор. Проект храма разрабатывался придворным итальянским архитектором Антонио Ринальди. Творения итальянского зодчего до сих пор украшают Петербург и его окрестности. Первоначально собор входил в ансамбль усадьбы Разумовского (дворец был разрушен во время Великой Отечественной войны). Выступление «архитектора» На сегодняшний день храм является главной достопримечательностью города Почепа и его визитной карточкой. В архитектурном облике собора прослеживаются черты классицизма и барокко. Если смотреть с высоты птичьего полета, то видно, что храм построен в форме креста. Сбоку пристроена высокая колокольня с длинным шпилем. Познакомимся с некоторыми архитектурными терминами (приводятся примеры терминов) Храм имеет два этажа, из которых главным является второй. Его интерьер поражает своим великолепием, нехарактерным для провинциального храма. Золочёные капители, витражи на окнах создают внутри праздничную, торжественную атмосферу . Выступление «декоратора» В восточной части храма находится потрясающей красоты иконостас в стиле барокко, выполненный предположительно по эскизу Растрелли. Иконы XVIII века, написанные в необычной манере, принадлежат кисти украинского художника Григория Стеценко и считаются одними из лучших его работ. На западной стене второго этажа сохранилась уникальная надпись XVIII века, которая сообщает нам о дате основания собора. Воскресенский собор Почепа мог вполне стать украшением столицы, но ему выпала судьба быть главной достопримечательностью провинциального городка.
V. Физкультминутка (упражнение для глаз при работе с компьютером)VI. Групповые задания.
Составить предложения, используя причастные и деепричастные обороты и выполнить синтаксический и пунктуационный разбор данных предложений (Примеры предложений О чём же думал тот гениальный мастер, оставляя после себя эту светлую белокаменную сказку? Мы пришли посмотреть на расположенный вдоль реки храм. Мы залюбовались куполом, выделяющимся на фоне сумеречного неба. Маковки церкви, сияющие последними лучами солнца, были разного цвета. Плывущие по багряно-золотому небу облака отражались в них и становились похожи на ангелов. Пройдя по тропинке, ты попадёшь в церковь)
VII. Работа с учебником (упр. 90- учебник «Русский язык. 8 класс» /авторы: Т.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская — М., «Просвещение», 2013г.). Анализ текста.
— Как можно озаглавить этот текст? — Какие средства выразительности использовал автор текста? — С чем можно сравнить этот храм? — Придумайте примеры сравнений , подходящих для нашего Воскресенского собора. (Парус, уносящийся вдаль по безбрежным волнам; Лучистая звезда; Лебедь- храм)
VIII. Подведение итогов. Рефлексия.
— Какие чувства испытывали вы сегодня, узнав историю создания храма, увидев его в различное время года, в различное время суток? (Его история смягчает и трогает душу; овевает светлой грустью…) — К чему стремился создававший храм архитектор? Говорят, что архитектура – это застывшая музыка. Да нет же, не застывшая! У каждого храма на Руси – своя нота. У одного торжествующая, у другого щемящая, у третьего пронзительная… Надо только научиться слушать эти ноты… (видео «Воскресенский собор г. Почепа Брянской области»)
Дополнительный материал Материал для сочинения «Моё знакомство с Воскресенским собором». (Опорная карточка) • Воскресенский собор находится (где?) на _________________________ , в месте ___________________________________. • Он построен (когда?) ___________________ (кем?) __________________________ ______________________________________________________________________. • На первый взгляд храм (какой?) ___________________________________________. • Как оформлен собор снаружи? _____________________ _______________________________________________________________________. • Как храм оформлен изнутри? __________________________________________________ ________________________________________________________________________. • Храм похож на __________________________________________________. • Как вписан храм в окружающий пейзаж?_________________________________________
Как писать основную часть?
Основная часть – это самая объемная часть сочинения-описания памятника архитектуры. Здесь необходимо раскрыть все микротемы и подойти к основной мысли, при этом в основе текста должны лежать детали описываемого объекта и их признаки. При необходимости можно выделить несколько абзацев под отдельные микротемы. Нельзя забывать о средствах художественной выразительности, которыми нужно дополнять описания, чтобы образ был более полным и богатым. От основной части нужно плавно перейти к заключению сочинения на тему описание памятника архитектуры.
Великое русское наследие
Великая и необъятная Родина наша, Россия, несомненно, может похвастаться уникальной культурой и богатым наследием предков. Сюда можно отнестии многочисленные произведения художников и композиторов, зодчих и ремесленников, открытия, изобретения ученых и исследователей, великие старинные города и поселения, искуссно выполненные предметы быта и убранства, украшения и национальные костюмы. Но в первую очередь стоит отметить такие величественные сооружения как храмы, соборы, кремли и другие постройки, что дышат русским духом, наполняют нашу культуру и объединяют в себе ее особености. Одно из таких творений – Храм Василия Блаженого. Этот удивительный архитектурный ансамбль был создан еще в XVI веке при царе Иване Грозном, который повелел воздвигнуть собор в честь взятия города Казани. Место для его постройки выбрали не простое: храм стоит в самом сердце русской столицы – на Красной площади. По преданию, увидев готовый храм небывалой красоты, Иван Грозный приказал выколоть глаза зодчему, создававшему его, чтобы тот не смог больше построить столь красивый собор где-то еще.
Удивительный храм в самом сердце России
На Красной площади невоможно не заметить это удивительное здание, необычное, яркое, но в то же время гармоничное и прекрасное. Храм Василия Блаженого – это ансамбль из 8 церквей, объединенных общим фундаментом и галереей. Он привлекает внимание необычной расцветкой. Здесь вы найдете и красный кирпич, и белые крашеные стены, и зеленые, и голубые, и желтые узоры, и роспись, и позолоту. Он выглядит богато и величественно. Все 10 его куполов не повторяют друг друга, они рельефны и пестро раскрашены. Здание украшено искусной резьбой, росписью и позолотой. Переливающиеся на солнце и радующие глаз изразцы, иконы и причудливые колонны – это лишь малая часть. В основании храма лежит четырехугольник, но примечательно то, что в нем не наблюдается симметрии. Все его церкви уникальны и не похожи друг на друга, что придает ему еще большую необычность и великолепие. Четыре из них – малые церкви – расположены по бокам, еще четыре – побольше – находятся ближе к центру. В самом центре возвышается величественная Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Шатровый свод завораживает, когда стоишь под его вершиной и обращаешь взгляд вверх. Кроме главного купола церковь увенчана еще и маленькой “главкой”. Несмотря на то, что само сооружение достаточно масштабно, оно не выглядит громоздким и тяжелым, а напротив, кажется легким и воздушным, ведь все архитектурные линии здесь стремятся ввысь, к небу, а светлые и чистые тона усиливают эффект. Собор гармонично сочетается с красной кирпичной стеной Кремля. Таков он снаружи. А что же внутри? Внутреннее убранство храма восхищает: редкие и старинные иконы, затейливая роспись, растительные орнаменты, живописные и реалистичные фрески на сводах, причудливая резьба на иконостасе, мягкое натуральное освещение, которое словно нисходит с небес. В нижней галерее множество арок и переходов. Все они расписаны в едином с основным собором стиле. Сейчас здесь располагается известный во всем мире музей, куда съезжаются туристы и путешественники, желающие взглянуть на удивительной красоты образец мировой архитектуры. А вот и началось богослужение. Тихие и напевные голоса уносятся ввысь, под купола собора. Здесь всегда особая атмосфера – возвышенная, таинственная, душевная. Собор поражает и восхищает лабиринтами, необычностью архитектуры, гармоничностью.
Храм Василия Блаженного – великий памятник русского зодчества
Собор Василия Блаженного обязательно нужно посетить. Это не только один из величайших храмов православной веры, но и весомая часть культурного наследия России. Такие места пропитаны духом истории, мощью русского народа. Они говорят о великолепии и уникальности нашей культуры. Не зря Троицкий Собор давно уже стал одним из символов великой России и достоянием русского народа.
Мы предложили один из вариантов сочинения-описания памятника архитектуры. Собор Василия Блаженного привлекает вниимание школьников ярким декором, они охотно пишут о нем на экзаменах. По предложенной схеме можно выстроить сочинение-описание памятника архитектуры в 8 классе о любом историческом здании, архитектурной постройке, уникальном сооружении. Правильно составленный план значительно упрощает работу, помогает вычленить основные идеи и обрисовать проблемы. Наша статья дает лишь один из многочисленных примеров сочинения-описания памятника архитектуры. Троицкий Собор, Спас-на-Крови, Исаакиевский собор – вариантов и тем может быть огромное количество, и все они будут чем-то схожи и различны между собой. Внимание, только СЕГОДНЯ!
История создания собора Василия Блаженного: загадки храма на Красной площади
Собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО и считается одним из 7 чудес России. Он был построен по приказу царя Ивана Грозного. Началось возведение храма в 1555 году, а закончилось в 1561 г.
Московский храм Василия Блаженного, наравне с Кремлём, ассоциируется с одним из главных символов столицы. Многовековая история его создания и существования насыщена массой ярких и одновременно таинственных событий и фактов, подробности которых неизвестны и сегодня.
Настоящее название собора
Собор Василия Блаженного в Москве — это всего лишь разговорное название православного храма на Красной площади. Официально этот старинный памятник русской архитектуры называется Собор Покрова Пресвятой Богородицы.
Сочинение «Чудный собор Василия Блаженного» 8 класс
Великолепный памятник архитектуры и истории находится на Красной площади Москвы. Он радует глаз разноцветьем красок, совершенством архитектурных форм, невероятным изяществом. Это древний собор Василия Блаженного, он же Покровский храм, он же Иерусалимский собор. У этого великолепия много различных названий. Построен собор в 16 веке.
В те времена вся Москва еще была деревянной, москвичи кутались в медвежьи шубы, а на престоле царствовал суровый правитель Иван Грозный. Московское царство тогда едва доходило до казанских земель, да и сама Москва и ее домишки напоминали какой-нибудь захудалый современный райцентр. Сегодня собор находится в самом историческом сердце, в старинном центре огромной столицы колоссальной страны, самой обширной на всей планете.
Иван Грозный, по легенде, и отдал приказ построить Покровский собор в память о победе над Казанским ханством. Сначала храм выстроили деревянным, но пожары донимали строение, и решено было отстроить его из прочного камня. Всего у собора одиннадцать стройных куполов, видимых издалека. Создается впечатление, что собор устремлен в небо и вот-вот взлетит.
Посмотришь на храм Василия Блаженного, сияющий всеми цветами и узорами – и душа пробуждается к прекрасному, отдыхает душа. Его красочные купола – это символы райского сада, волшебных деревьев в Небесном царстве, что когда-то привиделись во сне архитектору храма…
Миллионы туристов каждый год приходят к храму Василия Блаженного, держа в руках фотоаппараты и видеокамеры. Они приезжают не то, что со всей России, а со всей нашей планеты, из самых дальних ее уголков. Сегодня это нарядное здание – настоящий символ России. Мои родители еще до моего рождения посетили Москву и фотографироваться сразу пошли не куда-нибудь по столице, а к этого чудесному по красоте храму. И когда я вырасту, то обязательно поеду в столицу и увижу собор Василия Блаженного – храм поистине небесной красоты.
Собор Василия Блаженного
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Аристарха Лентулова. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Аристарха Лентулова на натуральном холсте.
Аристáрх Васи́льевич Ленту́лов родился в 1882 году в Пензенской области в семье сельского священника. Отец умер, когда Аристарху было два года. Мать надеялась увидеть в сыне продолжателя дела отца, определила его в духовное училище, потом – в семинарию.
Но Аристарх, не закончив семинарии, поступил в Пензенское художественное училище, в 1898 -1900 гг учился живописи в классе Селиверстова, в 1900 – 1904 годах продолжил обучение в Киевском художественном училище, но решив«подправить и украсить» этюд преподавателя Селезнева, был вынужден вернуться в Пензенское училище, которое успешно закончил в 1905 году.
Интересен факт его поступления в Академию художеств в Петербурге:
На вступительном экзамене во время написания проходивший мимо преподаватель язвительно заметил: «Где же это вы, молодой человек, увидели на носу у модели зеленый цвет?». Лентулов в ответ нахально заявил: «А вы разве не видите? В таком случае мне вас жаль!».
И действительно, цвета он видел явно в более широком спектре, чем традиционно принято. После этой выходки на экзамене можно было смело собирать вещи и возвращаться в Пензу, но в дело вмешался счастливый случай.
Описание архитектурного памятника (Храм Василия Блаженного)
Храм Василия Блаженного (Покровский собор) в сознании русского человека неотъемлем от Красной площади и Кремля. И это символично, что храм удивительной, неповторимой красоты находится в самом сердце страны. В 1552 году Иван Грозный решил отметить взятие Казани возведением храма в Москве. Покровский собор начали строить в 1555 году, закончили — в 1561. Позднее, в 1588 году, к нему был пристроен придел в память Василия Блаженного на месте его упокоения. После этого весь собор стали называть по имени этого святого. В состав собора входит десять церквей, несколько из них посвящены святым, повлиявшим на благополучный исход боёв за Казань (дни памяти святых совпали с днями решающих битв). Десятью куполами красуется собор Василия Блаженного. Церковь в честь Покрова Богородицы является центральной. Она окружена восьмью другими храмами, и этот ансамбль образует форму восьмиконечной Рождественской звезды. К этому ансамблю примыкает десятый придел, построенный в 1588 году в память Василия Блаженного. Девять приделов увенчаны луковичными главами, над центральным храмом возвышается шатёр, вершина которого завершается маленькой главкой. Одиннадцатым куполом украшена колокольня, примыкающая к собору. Все купола великолепны и различны между собой. Собор — поистине сказочное строение.
Девять храмов Собора Василия Блаженного основаны на общем подклете (нижнем ярусе), их соединяет общая галерея, украшенная изумительной росписью — растительными орнаментами. Стиль собора — сочетание традиций русского зодчества и итальянского Возрождения. Его высота по наивысшей точке достигает 65 метров. Особенности храма — множество арочных проёмов и отсутствие подвала. Всё строение держится на прочности и толщине стен подклета, толщина составляет три метра. Все помещения имеют высокие потолки, до 6,5 м. При этом своды не поддерживаются никакими опорами. В стенах устроены узкие «продухи», благодаря которым в церкви поддерживается специфический микроклимат. Долгие годы помещения подклета оставались для прихожан тайной за семью печатями. Глубокие ниши были тайниками-хранилищами за толстыми дверями (на существование дверей теперь указывают лишь петли). Полагают, что в тайниках до 17 века содержалась царская казна. По периметру храма красуются кокошники, их размеры и расположение различны, но у них одно назначение — сделать переходы из четвериков в восьмерики мягче. Главный принцип построения собора — возрастание высоты. Шатёр центральной церкви вдвое превосходит по высоте большие церкви, которые вдвое выше малых. Отличает собор от всех других асимметрия в расцветке и размерах приделов. Но асимметрия в устройстве собора Василия Блаженного не противоречит общему впечатлению гармоничности строения. Весь этот архитектурный ансамбль — символ Небесного Иерусалима. До сих пор остаётся загадкой цветовое решение куполов. Есть предположение, что расцветка куполов могла быть навеяна рассказом блаженного Андрея Константинопольского, который был восхищен до третьего неба, видел Небесный Иерусалим несказанной красоты.
Понравилось сочинение? А вот еще:
- Русский язык в современном мире
- Функции русского языка в современном мире
- Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности (Ростральные колонны в Санкт-Петербурге)
- История моего края (Санкт-Петербург)
Василий Блаженный
Янина БЕЛОШАПКИНА
Аристарх ЛЕНТУЛОВ ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ
1913. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Разноцветные, яркие потоки цвета, калейдоскоп красок… Формы, распадающиеся на отдельные объемы и острые грани, свивающиеся в спирали и устремляющиеся ввысь… Волшебный хаос, из которого вырастают праздничные купола, нарядные закомары, расписные аркады — конечно же, это с детства знакомый нам собор Василия Блаженного.
Аристарх Лентулов — один из самых значительных и самобытных участников «Бубнового валета» и, пожалуй, самый смелый экспериментатор. Но достигнуть этой самобытности оказалось не так-то просто. Сложение стиля Лентулова шло через изучение кубизма, футуризма и национальных традиций.
И вот все эти разнородные и, казалось бы, несовместимые элементы слились воедино, чтобы представить нам рождение нового оригинального художника. Это стало ясно в 1914 г., когда на выставке «Бубнового валета» зрители увидели два масштабных полотна — «Москва» и «Василий Блаженный».
Их появление предварял целый цикл картин, в которых художник работал над созданием такой абстрактной формы, чтобы она в то же время не полностью теряла cвои очертания, балансируя на грани фигуративности и беспредметности — задача, на первый взгляд, невыполнимая.
Однако, как мы видим, Лентулову удается совершить невозможное!
Его композиции составляются из пестрого набора кубиков, полосок, треугольников, однако вопроса «что же это такое изображено?» не возникает — не только в портретах (требующих большего жизнеподобия), но даже и в натюрмортах и пейзажах, где среди разноцветных красочных пятен вдруг появляется знакомый образ.
А пестрота и яркость («цветодинамика», как это называл сам художник) необыкновенны! В некотором роде Лентулова можно считать создателем нового направления в искусстве — «орнеизма», правда, не нашедшего последователей, но он об этом не сильно печалился.
Основа орнеизма — заимствованное у кубистов введение в картину инородных материалов: золотой и серебряной бумаги, бус, кружева, стекляруса… «Материал, который я применил… состоял из цветных золотистых бумаг, сусального золота и различных тканей — то, что, мне казалось, так ярко выражает сущность внутреннего уклада, вкуса и любви москвичей к декоративно-мишурно-пышной красоте.
В этом же плане написан Василий Блаженный: на синем фоне пестрые, как петрушки, купола чередуются с наклеенными блестками цветных бумаг — нечто похожее на лубочные картинки турецких святынь… Также можно найти перекличку с русскими народными картинками…»
Василий Блаженный на картине Лентулова оказывается (в лучших традициях кубизма) разложенным на отдельные формы и грани — он как будто воздвигается на наших глазах, как сказочный замок, возникающий из воздуха, создавая ощущение праздника, феерии. Собор как бы странным образом распластывается по плоскости холста — так, что мы одновременно видим его изнутри и снаружи, однако ощущения излишней дробности форм не возникает, композиция выглядит даже монументальной.
Кто знает, как могло бы развиваться это направление дальше. Но Первая мировая война предложила художнику новые темы, надолго отвлекшие его от прежних поисков. Тем не менее городской пейзаж с элементами архитектуры старой Москвы остался излюбленной темой в творчестве Лентулова.
Источник: https://art.1sept.ru/article.php?ID=200800212
LiveInternetLiveInternet
Цитата сообщения Вечерком Храмы России — фотографии и краткое описание
Подборка достояния России, самые красивые храмы РФ
Кафедральный собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы город Ростов-на-Дону.
Храм построен по типовому проекту архитектора К. А. Тона и внешне очень схож с другими его храмами, построенными по его проектам: храмом Христа Спасителя в Москве и несохранившимися до наших дней Введенским храмом Семеновского полка в Санкт-Петербурге и Святодуховским кафедральным собором в Петрозаводске. Но говорить о том, что один является копией другого – неправильно.
Кроме того, в 1887 г. по проекту войскового архитектора-инженера А. А. Кампиони и художника-архитектора Д. В. Лебедева с его западной стороны, была воздвигнута четырехъярусная колокольня с церковью Святого Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских и звонницей, высотой 75 метров. Благовест ее 10-тонного колокола слышен на 42 версты по Задонью.
Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге, храм воинской славы, одно из великолепнейших храмовых сооружений Санкт-Петербурга.
Главный фасад собора выходит на Невский проспект и формирует неповторимый облик главной магистрали города. Здание храма, задуманное архитектором А.Н. Воронихиным, несёт в себе черты европейской классической архитектуры, в частности, собора Святого Петра в Риме, и в то же время здесь явно прослеживается русский архитектурный стиль с элементами эклектики и классицизма. Собор поражает своей гигантской, слегка изгибающейся колоннадой, которая состоит из 96 тринадцатиметровых колонн коринфского ордера. Эти огромные колонны составлены из блоков камня, привезённого со специальных каменоломен в Гатчине, пригороде Санкт-Петербурга. А во внешнем оформлении собора имеются живописные рельефы и статуи.
Храм Христа Спасителя в Москве
Самый известный и самый главный собор страны.
Его воссоздали в 1990-х годах на месте одноимённого храма, созданного в XIX веке. Храм высотой в 105 метров построен в русско-византийском стиле. Купола собора изготовлены из нержавеющей стали и покрыты тонким слоем золота, а для защиты от атмосферных явлений были также покрыты слоем алмазной пыли. В храме имеются 12 наружных дверей, отлитых из бронзы. В арках и нишах храма помещены многочисленные фигуры святых. В настоящее время храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси.
Богоявленский кафедральный собор в Елохове (Москва)
Был построен в 1837 году по проекту архитектора Е.Д.Тюрина. Здание выстроено в стиле классицизма и увенчано пятью куполами на световых барабанах, составляющими главное украшение храма. На большой центральной ротонде высокие полукруглые окна с изящными росписи поверху, которые разделены парными колоннами. Венчает храм огромный золотой купол с маленькой главкой наверху. Боковые входы в храм – очень большие, разделенные колоннами на три части; сверху расположены полукруглые окна. Всходы обрамлены широкими парными пилястрами. В 1930 году храм стал патриаршим собором. Богоявленский кафедральный собор является сердцем духовной жизни православной России последних 60-ти лет. Он никогда не закрывался.
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря (Истра)
Уникальное храмовое сооружение, как по сложности, так и по красоте, построенное в 1658-1685 гг..
Собор был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение. Собор состоит из нескольких частей: в центре – четырехстолпный храм Воскресения, с запада от него – перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, с востока – подземная церковь св. Константина и Елены, а также сохранившиеся фрагменты колокольни.
Успенский собор во Владимире
Кафедральный православный храм Владимирской епархии на Соборной площади города Владимира.
Успенский собор – прекраснейшее архитектурное сооружение Древней Руси, уникальный памятник Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества домонгольского времени. По его образцу итальянский зодчий Аристотель Фиораванти строил Успенский собор Московского кремля. В Успенском соборе хранятся образцы искусства лучших художников разных времен от безымянных изографов середины 12 столетия и до гениального Андрея Рублева и мастеров 17-18 веков.
Благовещенский собор Казанского кремля (Казань)
Входит в число древнейших и интереснейших памятников русского церковного зодчества.
Закладку деревянной церкви на месте будущего собора возводят к деяниям царя Ивана Грозного. Собор относят к псковской школе русского зодчества. В этот период мастерам Постнику Яковлеву и Ивану Ширяю было поручено отправиться в Казань для построения нового каменного города (кремля). Главы собора имели первоначально полукруглую форму, но в 1736 году были переделаны. Четыре главы стали луковичными, средняя глава собора была устроена в стиле украинского барокко, покрыта медью и вызолочена. Благовещенский собор в Казанском Кремле Он остается самым древним сооружением в ансамбле Кремля.
Софийский собор в Великом Новгороде
Замечательный памятник архитектуры, который вобрал в себя не только черты русского, но и зарубежного зодчества.
Так, западный вход Софийского собора украшают знаменитые Маглебурские врата XII века. Предание говорит, что это военный трофей, добытый новгородцами при взятии шведской столицы Сигтуны в 1187 году. Есть и Корсунские врата XI века византийской работы, ведущие в Рождественский предел. В годы Великой Отечественной войны собор был разрушен, но формы свои сохранил. В настоящее время он почти такой же, каким был в XI веке. Это пятинефный крестово-купольный храм с тремя апсидами.
Никольский морской собор в Санкт-Петербурге
Красивый храм в стиле елизаветинского барокко, расположенный на Никольской площади.
Он был построен в период с 1753 по 1762 год (архитектор С. И. Чевакинский) на морском полковом дворе на месте деревянного храма, вмещает около пяти тысяч человек. Рядом с собором стоит четырёхъярусная, завершенная высоким шпилем колокольня. Величественное здание Никольского морского собора украшено коринфскими колоннами, собранными в пучки, лепными наличниками, широким антаблементом и увенчано золочёным пятиглавием. Богатую пластику фасада дополняют балконы с узорными коваными решётками. При освящении собор назван морским, так как в нём отмечались победы российского флота.
Владимирский собор в Санкт-Петербурге посвящён Владимирской иконе Божией Матери, одной из самых почитаемых на Руси икон.
Этот пятиглавый храм представляет собой памятник архитектуры переходного стиля от барокко к классицизму, включает две церкви – верхнюю и нижнюю. В настоящее время богослужения проходят только в верхней церкви. Паруса центрального купола украшены скульптурными изображениями евангелистов.
Спасо-Преображенский собор Соловецкого монастыря
Величественный двухстолпный храм, высотою более 40 метров, который не имеет аналогов в средневековой Руси
Его венчают пять глав. Барабан под центральной главой смещен к востоку и воспринимается как шатер. Высокие своды храма опираются на два массивных столпа, свет падает сверху от шатра-барабана, который как бы парит над иконостасом. История главного храма Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря насчитывает без малого шесть столетий. Здесь хранятся святые мощи первооснователей Соловецких – преподобных Зосимы и Савватия.
Собор Успения Пресвятой Богородицы
Крупнейший православный храм Астрахани. Расположен на территории Астраханского кремля.
Построен в 1699—1710 годы, считается одним из лучших образцов русского церковного зодчества начала XVIII века, и является единственным из сохранившихся в России архитектурных храмовых комплексов, где храм и Лобное место соединены.
Благовещенский кафедральный собор, расположенный в центре города Воронежа.
Возведён по проекту архитектора В. П. Шевелёва в Русско-Византийском стиле. Собор находится на Проспекте Революции на территории Первомайского сада. Высота самого храма составляет 85 метров, а его высшей точки — 97 метров. Является третьим по величине в России православным храмом и одним из самых высоких православных храмов мира. Строительство осуществлялось с 1998 по 2009 годы.
Свято-Троицкий собор в городе Муроме, на левом берегу реки Оки.
Возведен в 1643 году. Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты — шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века, — и поливные изразцы того же столетия с разнообразными орнаментами. Изразцы придают Троицкому собору особое изящество и неповторимое своеобразие, отлицающее его от других муромских храмов.
Смольный Воскресения Христова
Собор входит в состав архитектурного ансамбля Смольного монастыря, который находится в Санкт-Петербурге на левом берегу Невы на Смольной набережной.
В 1730-е годы наследница царского престола Елизавета Петровна решила провести последние годы своей жизни в тишине и покое монастыря в окружении ста двадцати благородных девиц. Уже будучи императрицей, она указала построить монастырь на месте «Смольного дома» — дворца, в котором она прожила своё юношество. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней и институт для девушек из дворянских семей. Архитектор собора — Ф. Б. Растрелли.
Троице-Измайловский собор на Троицкой площади в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.
Полное наименование — Собор Святой Живоначальной Троицы лейб-гвардии Измайловского полка. Крестообразный в плане каменный собор увенчан мощным пятиглавием. Храм построен в стиле ампир. На время освящения собор являлся крупнейшим в России. Купола расписаны золотыми звездами по голубому фону по личному указанию Николая I, данному в 1826 году: купола должны быть выкрашены наподобие куполов Архангельского собора в Москве и Тверского в Твери. Фасады собора оформлены шестиколонными портиками коринфского ордера со скульптурным фризом. В нишах портиков находятся бронзовые фигуры ангелов.
Собор Воскресения Христова на Крови, Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге
Православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II (выражение на крови указывает на кровь царя). Храм был сооружен как памятник Царю-Мученику на средства, собранные по всей России, проект выполнен в «русском стиле», несколько напоминает московский собор Василия Блаженного.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного
Православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города в Москве.
Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха.
В настоящее время Покровский собор — филиал Государственного исторического музея. Входит в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Согласно легенде, архитектор (архитекторы) собора были ослеплены по приказу Ивана Грозного, чтобы они не смогли больше построить подобного храма.
Куполов всего 10. Девять куполов над храмом (По числу престолов: Покрова Богородицы (центр.), Св. Троицы (вост.), Входа в Иерусалим (зап.), Григория Армянского (сев.-зап.), Александра Свирского (юго-вост.), Варлаама Хутынского (юго-зап.), Иоанна Милостивого (бывш. Иоанна, Павла и Александра Константинопольских) (сев.-вост.), Николая Чудотворца Великорецкого (юж.), Адриана и Наталии (бывш. Киприана и Иустины) (сев.)) плюс один купол над колокольней.
Свято-Троицкий кафедральный собор
Православный храм, входящий в состав архитектурного ансамбля Псковского крома и являющийся главным его строением.
Место строительства храма, который должен был стать центром поселения, выбрала урождённая здесь великая княгиня Ольга, посетив псковскую землю в 957 году. Как гласит летопись, когда она стояла на берегу реки, ей явилось видение в виде трёх лучей, указывающих на это место — именно поэтому храм решили посвятить Живоначальной Троице.
Войсковой Воскресенский Собор город Старочеркасск.
Возле храма находится двухярусная шатровая колокольня высотой 45,8 метра. Это единственное здание такого типа в Южной России.
Вознесенский Войсковой Кафедральный Собор город Новочеркасск
Заложен в 1805г. Возведение его началось в 1811 году, при этом отметим, что более крупный Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге начнут строить в 1818 году, а храм Христа Спасителя в Москве еще позже в 1832 году.
Седьмое по высоте купола соборное здание в России после Храма Христа-Спасителя, Исаакиевского собора, Смольного Воскресенского собора в Петербурге, Троице-Измайловского собора в Петербурге, Храма Спаса на Крови в Петербурге, Троицкого собора в Пскове.