В каждой школе ученики 5–11 классов пишут сочинение на свободную тему. Такой подход позволяет школьникам осветить темы, которые действительно их интересуют, а учителя получают возможность лучше узнать своих подопечных.
Сочинения для 5–6 классов
Предлагаем ознакомиться с тремя интересными сочинениями на свободную тему для учеников 5–6 классов.
Аквапарк
Как хорошо, что в нашем городе построили аквапарк. Это райское место. Недавно мои родители решили на выходные отдохнуть вместе со мной в каком-нибудь интересном общественном и развлекательном месте. Их выбор выпал на аквапарк.
Аквапарк – это огромный водный центр, где скучать не кому не приходится. В нем находится много различных аттракционов, как для детей, так и для взрослых. Есть также сауна, кафе и суши-бар.
Суть развлечений аттракционов аквапарка заключается в том, что ты по лабиринту горок с определенной высоты влетаешь в воду. Эти аттракционы круче даже “американских горок” в нашем городском парке отдыха. Когда летишь с высоты в воронку бассейна аквапарка, то сердце замирает. Когда уходишь под воду от скорости падения, то испуг только увеличивается, а когда выбираешься на поверхность воды, то захватывает дух восторга от пережитых ощущений и положительных эмоций.
В аквапарке понравилось всем, и мне, и маме, и папе. Мы всей семьей провели великолепные незабываемые выходные дни, много шутили и смеялись. Пили молочные коктейли, ели мороженое и пиццу. Родители сделали много видеосъемок и фотографий на память.
Практически весь день мы с папой и мамой провели в аквапарке, получили массу положительных эмоций и впечатлений! Большое спасибо им за этот великолепный и незабываемый выходной, проведенный в этом волшебном водном мире!
Вредные привычки
Человек часто делает то, что может навредить другому человеку или животному. Осознанно или нет – это уже другой вопрос. Однако часто человек осознанно вредит самому себе. Это как-то не укладывается в голове, что венец эволюции, прошедший через века войн, болезней, стихийных бедствий самостоятельно себя убивает различными способами. Речь, конечно же, идёт о вредных привычках.
Да, вредные привычки были всегда, это верно. Но в наше время всё это приобрело настолько масштабный характер, настолько прочно некоторые привычки вошли в повседневную жизнь, что за будущее человечества становится страшно.
В первую очередь речь идёт о никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостях. Каждая из этих зависимостей имеет свои особенности, но существует и много общего, чего нужно опасаться, что разрушает наш организм.
Сигареты, алкоголь, наркотики оказывают огромное вредоносное влияния на репродуктивную функцию человека – рождаются больные и мёртвые дети.
Человек, который курит, чрезмерно употребляет алкоголь, принимает наркотики – это человек зависимый. Он, возможно, и сам бы рад отказаться от дурного пристрастия, да не может. Когда он по каким-либо причинам лишён своего «допинга», он становится агрессивным и может навредить окружающим.
У вредных привычек огромное количество минусов, а плюсов нет, есть только мнимые плюсы: успокаивает, расслабляет, расширяет сознание и т. д. Не верьте этому, ведите здоровый образ жизни.
Космос
Бескрайние глубины космоса всегда влекли человечество. Мы смотрим на звездное небо и стараемся разглядеть в нем намек на то, что человек не одинок во вселенной.
Все развитые страны усиленно изучают космос. На это выделяется немало средств, но пока что убедительных доказательств того, что где-то еще есть разумная жизнь, не найдено. Зато, благодаря этим исследованиям, люди уже имеют представление о многих происходящих в космосе процессах, например, рождении и смерти звезд, формировании черных дыр, комет, астероидов и т.д.
За последние сто лет человеческие технологии шагнули довольно далеко и дали нам возможность полететь в космос и побывать на поверхности Луны. Конечно, в масштабе вселенной это незначительное достижение, но для землян оно очень существенно. Это наш первый шаг на пути к исследованию космического пространства.
Возможно, через какое-то время мы найдем планету, пригодную для того, чтобы туда переселиться. Ведь никто не станет отрицать, что у Солнца ограниченный запас мощности, и рано или поздно оно остынет. Тогда нам понадобится другой дом, потому что земля замерзнет. Думаю, это произойдет не скоро, но мы должны быть готовы.
К счастью, давно прошли те темные времена, когда мыслящих людей, стремящихся познать тайны космоса и устройства нашего мира, судили и объявляли еретиками. Этой науке было принесено немало человеческих жертв, но зато теперь мы знаем свое положение во Вселенной и имеем представление о законах мироздания.
Мне и самому очень хотелось бы полететь в космос. Это был бы незабываемый опыт. Я много раз видел фотографии нашей планеты и ее спутника из космоса, но это не сравнится с тем, чтобы увидеть их воочию. Илон Маск, к примеру, уже запустил программу по освоению Марса. Возможно, и мне когда-нибудь удастся там побывать.
Это интересно: Сочинение на тему «Характер Мцыри» в поэме М. Лермонтова.
Сочинения для 7–8 классов
Сочинения рассуждения и повествовательное сочинение на свободную тему для школьников 7–8 классов.
Какие люди мне нравятся
Наша планета огромна. Количество людей, населяющих нашу планету, огромно. Каждый человек по-своему уникален. У каждого человека свой особенный характер, свои особенные предпочтения и вкусы. Кому-то нравится одно, а кому-то совершенно другое. Все это делает нас особенными.
Когда в жизни человека наступает определенный момент он задумывается, а какие качества в людях его привлекают больше всего? Я тоже об этом задумываюсь, какие же люди мне нравятся? Красивые внешне? Или красивые внутри? Безусловно, без внутренней красоты не бывает красоты внешней. Тот, кто пуст в душе, не может быть истинно красив.
Не думаю, что мои параметры «идеального человека» какие-то завышенные и неестественные. Наоборот, мне нравятся люди, которые верны и честны по отношению к себе и к другим. Те, которые не пытаются уйти от того, кто есть на самом деле. Такие люди принимают себя такими, какие они есть, со всеми своими недостатками и достоинствами.
Доброта никогда не устареет. Но, к сожалению, проявлять доброту абсолютно во всех случаях невозможно. Я ценю добрых людей, но добрых в меру. Это те люди, которые не жертвуют собой полностью ради других, они используют свою доброту в меру.
Мне нравится, когда человек понимает, что быть чуточку эгоистом не плохо. Небольшой эгоизм – это качество, которое спасет от тех ситуаций в которых другие люди хотят использовать доброту как слабость.
Честность, верность, доброта – это все качества, которые человек может воспитать в себе сам. Но как быть с тем, что дано человеку от природы? Чаще всего можно встретить достаточно одаренных людей, в той или иной сфере, которые громогласно заявляют о своих достижениях.
Мне нравятся умные люди, которые не хвастаются своими навыками и талантами, они просто используют то, что подарила им природа, чтобы сделать мир лучше.
Так возможно ли дать точный ответ на вопрос «каким должен быть идеальный человек?». Я думаю, что нет. Сколько людей, столько и мнений. Невозможно ответить за всех. Это очень личный вопрос и каждый ответит на него по-своему.
Волонтеры
Мы живем в сложное время. Многие не имеют стабильного дохода из-за безработицы, моральные ценности стали чем-то постыдным, наблюдается деградация общества.
Но в этом хаосе есть те, кого можно с уверенностью назвать Человеком! Именно с большой буквы, так как самоотверженность и творимое добро ставят таких людей на ступень выше над остальными.
Я хочу рассказать о волонтерах. В нашем городе есть две группы людей, которые бескорыстно помогают людям и животным. Первая группа волонтеров посещает детские дома, интернаты для инвалидов и пожилых людей, брошенных родственниками.
Просматривая их фото и видео отчеты, читая рассказы о том, как планировалось очередное мероприятие, как оно проводилось и какие эмоции пережили участники благотворительной акции, невозможно оставаться равнодушным. Меня очень волнуют такие кадры и рассказы.
Улыбающийся малыш, которому подарили красивого плюшевого медвежонка, плачущий пожилой мужчина, растроганный вниманием и заботой, подросток-инвалид с гордостью демонстрирующий нарисованную ногой картину… В такие моменты начинаешь понимать, что люди могут все! Главное, поддержать их, помочь.
Зоозащитники помогают животным, попавшим в беду. Их находят на улицах или в заброшенных домах, достают из глубоких колодцев или снимают с высоких деревьев. Истощенные, больные и покалеченные — все они вызывают сострадание в сердцах отзывчивых людей.
Но на этом деятельность помощников не заканчивается. Таких животных лечат, а затем пристраивают в хорошие руки. Тысячи бывших бездомных животных, настрадавшиеся от голода и холода, от болезней и человеческой жестокости, становятся любимыми питомцами, их холят и лелеют.
Труд волонтеров невероятно ценен. Эти люди достойны уважения и служат примером для остальных.
Идеальный друг
Очень сложно вот так, без долгих раздумий ответить на вопрос об идеальном друге. Знакомых, которых даже можно назвать приятелями, у меня много, но есть ли среди них хоть один друг?
Человек, к которому можно обратиться с абсолютно любой, даже странной просьбой и он не ответит отказом. Которого можно позвать совершить необдуманный, а подчас и рискованный поступок, и он не откажет. Попробует отговорить, возможно, но если это не поможет, пойдёт совершать его со мной, тем самым оберегая меня и помогая мне.
Человек, который выслушает всё, что накипело на душе, которому можно высказать любое недовольство жизнью, людьми, окружением, и он поймет (или хотя бы сделает вид), посочувствует или в силу своего жизненного опыта поможет найти наиболее оптимальное решение.
Самому стать для кого-то идеальным другом тоже нелегко. Ведь так часто тяжело прислушаться к чужим проблемам, посочувствовать им, помочь с решением.
В нашем ритме жизни, когда каждый погружен в свой маленький и такой защищенный мирок, сложно выделить время не только для поддержки человека, который назовет тебя другом, но и для простого общения с ним. Ведь порой достаточно просто выслушать, и решение может прийти при выражении проблемы вслух.
Так что же можно требовать или ожидать от того, кого хочется назвать Другом? Взаимоуважение и взаимоотдача – вот то, на чём держится настоящая дружба. Только прислушиваясь друг к другу, доверяя и учитывая мнение другой стороны можно стать одним целым со своим другом.
Ведь так часто можно услышать, как друзья и подруги буквально угадывают мысли друг друга, даже чувствуют одинаково, совершают идентичные поступки, вытаскивают друг друга из непредвиденных ситуаций, порой даже ужасающих.
Идеальным другом для меня станет тот, кому я смогу доверить свои тайны, мысли, мечты и это откровение не станет предметом насмешек. От него я возможно буду ждать того же, но каждый имеет право быть собой.
Друг может не хотеть делиться сокровенным, да и не стоит. Я буду уважать его в любой ситуации, он сможет рассчитывать на мою помощь и поддержку. Да вот только сейчас каждый сам за себя…
Сочинения для 9 класса
Лучшие сочинения на свободную тему для учеников 9 класса.
Великая Отечественная Война
Десятки лет отдаляют нас от начала Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Четыре долгих года длилась эта война. Четыре долгих года. В мае 1945 года Советский Союз одержал победу над Германией.
Из поколения в поколение передается память о мужестве, подвиге наших отцов, дедов и прадедов, гордость за великую победу и боль невосполнимых утрат.
Эта война унесла миллионы человеческих жизней, и мы всегда должны помнить о тех, кого нет рядом с нами. Каждую семью в России, так или иначе, коснулась война: у кого-то на ней погиб дед, у кого-то прадед, но благодаря их подвигу мы все получили возможность счастливо и свободно жить.
Наши воины-победители шли в бой по зову сердца, чтобы отстоять независимость нашей Отчизны, чтобы мы могли свободно жить под мирным небом. И сегодня все мы приносим самые искренние слова благодарности нашим дорогим ветеранам, тем, кто принимал участие в сражениях, кто трудился для фронта, кто прошел партизанскими тропами.
Мы помним наших ровесников, отличившихся в годы Великой Отечественной Войны. Четверо из них удостоены звания Героя Советского Союза – Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова и Лёня Голиков.
Мы помним ваш великий подвиг, ценим его, и это уважение к воинам-победителям пронесем через время. Мы должны быть достойными памяти воинов-победителей и передавать ее из поколения в поколение.
Вечная память тем, кто не вернулся с полей сражений, низкий поклон и благодарность всем ветеранам! Слава воинам-победителям за Победу, за май 1945!Да, победа досталась нам ценой громадных жертв. 27 миллионов потеряла Родина-мать.
Спасибо тебе, солдат! Спасибо всем, кто, стоя рядом с тобой, терпя усталость, голод и смерть, поднимался в бой! Спасибо за то, что, теряя близких, родных, друзей, любимых, ты продолжал идти к великой победе!
Память о павших священна: никогда не гаснет огонь вечной славы у обелисков и монументов, сооруженных в честь Героев. Его зажгли в твою честь, солдат. Ради жизни горит этот огонь. Твой вечный памятник – жизнь, которую ты подарил нам.
Сейчас идет весна. Скоро 9 мая. Вся страна будет отмечать этот Великий Праздник, День Победы. Я с удовольствием и с большой гордостью пойду на парад, посвящённый Дню Победы. Я не хочу, чтобы была война на земле. Ведь лучше жить в мире и согласии.
Пусть 9 Мая навсегда останется самым большим и светлым праздником, отменить который не позволено никому.
Доверие
Доверие является своеобразным фундаментом человеческих отношений. Без него нельзя построить крепкую дружбу, создать счастливую семью или организовать продуктивное рабочее партнерство.
Для меня слово «доверие» перекликается по смыслу со словом «уверенность». Это означает, что, если я доверяю человеку, я уверен в нем на все сто процентов. Я могу рассказать ему любую тайну, зная, что он не выдаст моего секрета, или поделиться душевными переживания, будучи уверенным в том, что друг меня поддержит и не осудит.
В профессиональной области доверие связано с добросовестным исполнением своих трудовых обязанностей и поручений. Если деловой партнер вовремя приходит на встречи, показывает хорошие результаты работы и не нарушает установленных сроков сдачи проектов или отчетов, то, следовательно, ему можно доверять.
Честность человека имеет большое значение в формировании доверия к нему. Мы склонны доверять людям открытым и простодушным, в то время как загадочные таинственные личности и хитрецы внушают нам подозрение.
Если мы доверяем человеку, значит, мы ему верим. Верим, что он не обманывает нас и говорит только правду. Если же возникают хоть какие-то сомнения в искренности его слов, то отношения сразу же становятся неустойчивыми и вряд ли они будут способны развиваться дальше.
Существуют люди по природе очень недоверчивые. Им бывает сложно открыться другому человеку. Особенно если в прошлом их не раз предавали друзья или любимые. Мне тоже, к сожалению, хорошо знакомо это чувство, и потому я знаю, что нет ничего хуже обманутого доверия.
Но я считаю, что негативный опыт не должен отрицательно влиять на наше отношение к жизни. Вокруг много хороших и добрых людей, с которыми у нас могут установиться честные доверительные отношения.
Что такое любовь?
На мой взгляд, любовь – это самое сокровенное чувство, которое может испытывать один человек по отношению к другому. Это влечение, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь во все времена толкала людей на подвиги.
Так почему любовь важна для человека? Какую роль она играет в отношениях между людьми?
Я считаю, что любовь помогает человеку учиться чувствовать окружающий мир. Великий дар для любого – ощущать не только любовь к материальным объектам или определенным личностям, но и любить окружающую его красоту.
С самого детства человек учится любить. Сначала в роли объектов любви выступают родители и родственники. Со временем ребенок учится любить свои игрушки, животных, друзей, определенные виды деятельности. Постепенно начинает формироваться понятие о мире, и ребенок начинает понимать, что для него хорошо, а что плохо.
Полностью сформированная личность умеет определить для себя те качества, за которые смогла бы полюбить другого человека. К этому моменту есть четкое понимание значения любви. Любовь дарит нам множество как позитивных, так и негативных эмоций.
Настоящее чудо, когда оба человека испытывают взаимные чувства. Это позволяет обоим получать удовлетворение от возможности любить, то есть проявлять заботу, внимание, щедрость, доброту и, в то же время, ощущать все это самим.
Обратная сторона монеты – негативные эмоции. Любовь способна вскружить людям голову. Очень многие люди страдают душевно и физически от неразделенной любви. Это отрицательно сказывается на здоровье и самоощущении человека. Нередко приводит к опасным для жизни поступкам и депрессиям.
Власть любви над человеком неоднозначна. В заключении я хочу сказать, что любовь имеет огромное значение для всех людей. Это то самое чувство, способное полностью изменить человека, как в лучшую, так и в худшую сторону.
Любовь, действительно, обладает огромной силой.
Сочинения для 10–11 классов
Три интересных сочинения на свободную тему для 10-классников и выпускников.
Культурное наследие
Нашу современную жизнь нельзя представить без культурного наследия, созданного предшествующими поколениями: без театра, музыки, живописи и кино, без сокровищ литературы, которые сопровождают нас повсюду.
В моём понимании культурное наследие – всё, что было создано людьми на протяжении многих тысячелетий: знаменитые музыкальные произведения, заставляющие нас смеяться и плакать, прекрасный мир живописи, которым мы любуемся, кинофильмы, театр, хореография, художественная литература.
Вспомним А. С. Пушкина, который утверждал безусловную ценность культурного наследия: «Уважение к предкам – вот что отличает образованность от дикости». Действительно, уважение к истории своей страны, своего рода, своей семьи и фамилии должно быть заложено в генах каждого из нас. Но этому надо и учить.
Для того чтобы ценить и уважать минувшее, старину, нужно быть образованным человеком: читать художественную литературу и книги по истории своего края, интересоваться происхождением своего рода, фамилии, почитать и уважать предков, хранить память о них и быть достойными продолжателями их славных дел и традиций.
Роль культурного наследия в нашей жизни трудно переоценить. В любой стране памятники истории и культуры составляют большую часть национальной культуры. Потому-то так стремятся люди, неравнодушные к своей истории, к Собору Василия Блаженного на Красной площади или в литературные места, связанные с жизнью и творчеством великих писателей и поэтов России.
Многие старинные вещи, архивные материалы, попадая в музеи и на выставки, становятся предметами культурных ценностей и средством воспитания молодого поколения. Варварское отношение к этим предметам и памятникам старины, историческим деятелям недопустимо.
Россия издавна славилась великолепными изделиями художественных промыслов и ремёсел. Например, к числу древнейших относится русская деревянная игрушка – матрёшка, холмогорская резьба по кости, которая создаёт уникальные произведения декоративного искусства.
Не менее долгую историю имеет хохломская роспись. Она представляет собой декоративную роспись растительным узором на деревянных изделиях красными и чёрными тонами и золотом.
Всему миру известна наша дымковская игрушка – самый известный из глиняных художественных промыслов. Она давно стала народной скульптурой в миниатюре. Это авторская работа мастериц ручной лепки, существующая в единственном экземпляре.
Эти и другие художественные промыслы и ремёсла – яркое свидетельство талантливости нашего народа, его наблюдательности, остроумия, природной зоркости.
Подводя итог вышесказанному, хочу повторить: культурное наследие – наше историческое прошлое, которое требует бережного отношения, гордости за достижения великих соотечественников в разных областях искусства.
Наш долг – донести потомкам достояние, переданное нам отцами, дедами и прадедами, приумножить его, чтобы славная история великого народа и страны имела и далее своё продолжение на страницах мировой истории.
Равнодушие человека к природе
Что есть природа? Она – это всё, но в то же время ничего. Для каждого природа – неотъемлемая часть жизни, потому что не будь её, не было бы и нас с вами. Красота, великолепие, величие, таинственность и изящество – это всё делает её самым ценным и дорогим сокровищем человечества, поэтому оно должно защищать, охранять и беречь окружающий мир.
Но, к сожалению, современное общество потеряло ту связь с природой, которая существовала на всём периоде существования. Мы забываем, как когда-то поклонялись ей и боялись всех её явлений, как прятались, когда слышали гром и видели молнии.
Сейчас человек, овладев таким множеством технологий, начал считать себя её хозяином, он больше не придаёт никакого значения тому, что последует за его действиями, перестал отвечать за свои поступки, забыл о самом драгоценном, поставив на первое место своё собственное благополучие, а не природы.
Именно проблему равнодушного отношения к окружающему миру и поднимает в своём тексте Василий Михайлович Песков. Писатель пытается раскрыть данную тему на примере случая из своей жизни. Когда герой был ещё ребёнком, у него было хобби: рыбалка.
«В детстве самым притягательным местом для меня была наша речка Усманка» — эти слова показывают читателю, что для поэта природа – это не просто слово, а нечто большее, это часть его души, то к чему его тянуло. В тексте мы можем прочитать описание этой реки – «Лёжа на берегу … можно было увидеть стайки небольших рыбок, которые бегали по светлому песчаному дну неглубокой воды».
Прошло какое-то время перед тем, как герой вернулся домой, но те воспоминания, которые остались у него с детства, были разрушены действительностью – «…речка стала сильно мелеть. Приезжая из Москвы на родину, я перестал её узнавать».
После герой стал задаваться вопросом: «В чём же причина исчезновения рек?». Персонаж обследовал множество мест, где видел такие же экологические проблемы «…везде…загрязнение мусором, нефтью, химикатами…».
Таким образом, Василий Михайлович Песков приходит к выводу, что человек начинает забывать о своей принадлежности к природе, о том, что он, а не наоборот, является её частью, и что его важной задачей является защита и сохранение всех прелестей и красот природы.
Актуальность данной проблемы в наше время стала ещё важнее, потому что вокруг так много машин, которые своими выхлопными газами уничтожают озоновый слой, или танкеры, которые выливают в океаны нефть, из-за которой потом страдают морские обитатели и мы с вами, или заводы… И многое-многое другое.
Я считаю, что с мнением автора невозможно не согласится, потому что современный человек стал очень равнодушным как к окружающим его людям, так и к природе. На данный момент общество заметило, к каким последствиям привела деятельность предыдущего поколения, и начало исправлять ошибки.
Я надеюсь, что в будущем люди станут более внимательны к окружающему миру и начнут дорожить той красотой, что дарит им природа.
В литературе есть много примеров, когда человек истреблял природу для своих нужд. Так в повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» нам рассказывается история о деревне Матёре, которую пришлось затопить, чтобы построить плотину.
Тут автор показывает насколько циничным стал мир, что люди, живущие в нём, забывают о том, что на самом деле важно. Но затоплена была не только деревня, но и леса, поля, кладбище, тем самым был уничтожен маленький мирок, который создавали жители.
Никто не задумывался о том, что будет дальше, об экологической проблеме, людям просто нужна была плотина и они её построили. Этот пример доказывает, что из-за человеческого эго и жажды власти над миром погибает много земель, сохнут реки, вырубаются леса и начинаются экологические проблемы.
И. С. Тургенев в своём произведении «Отцы и дети» также показывает равнодушие к природе. Один из главных героев, Базаров, является нигилистом и считает, что природа – это мастерская для человека.
Автор показывает в нём «нового» индивида, который равнодушен к ценностям своих предков. Герой живёт настоящим и не думает о том, к чему могут привести его поступки в будущем. Базаров не стремится к контакту с природой, она не приносит ему покой и наслаждение, не дарует ему душевное равновесие, поэтому, когда герою было плохо, он пошёл в лес и стал всё ломать.
Таким образом автор показывает нам, что равнодушие к окружающему миру не принесёт нам ничего хорошего и уничтожит на корню всё то, что было заложено в нас предками, которые с уважением и почтением относились ко всему и понимали ценность этой жизни и основные задачи их существования.
В заключении хотелось бы сказать, что природа – это наше прошлое, настоящее и будущее. Невозможно представить себе мир без неё и нас с вами. Каждый должен задуматься о своём положении, переосмыслить все ценности и понять, что мы не властители в этом мире, а лишь гости, которые должны с уважением относиться к тому, кто на самом деле является хозяином.
Идеальная семья
Кто-то из великих сказал, что счастливым человек может быть только тогда, когда он счастлив дома. Именно поэтому очень важно подойти к выбору партнера для создания семьи серьезно. Думаю, имеет смысл прислушиваться не только к зову сердца, но и к голосу разума.
Какие черты, на мой взгляд, должна иметь идеальная семья:
- отношения должны быть построены на искренней любви, она является основой всего (важно при этом, чтобы чувство было взаимным);
- уважение между партнерами, о котором говорит отсутствие желания поменять или перевоспитывать друг друга;
- душевность домашней атмосферы, ведь дом, где люди счастливы, должен отличатся особым уютом.
Каждый член семьи имеет личное пространство. Но с этим важно не перестараться, потому что, если родители и дети или муж и жена живут отдельными жизнями, семью уже идеальной не назовешь.
Общие взгляды на мир, интересы и вкусы, а также право отстаивать свою точку зрения – вот еще немаловажные составляющие крепкого, здорового союза. Если жена, к примеру, ни во что не ставит мнение мужа, как тогда они могут найти общий язык и быть счастливы?
Среди признаков идеальной семьи есть еще один – доверие. Без него невозможно открыть человеку свою душу, а без этого, соответственно, и любовь построить не удастся. У некоторых людей начинается настоящая паранойя, они все время подозревают партнера в неверности, следят за ним, устраивают проверки. Это изматывает их обоих и в итоге такой союз распадается.
Думаю, нельзя обойти вниманием такую простую, на первый взгляд, вещь, как терпение. Все мы не идеальны и каждый из нас имеет определенный набор недостатков, изъянов или просто особенностей. И если партнер сможет с ними смириться, притерпеться, то и семья приблизится к идеальности.
Я уверен, что семья играет очень важную роль в жизни любого из нас. От того, насколько комфортно мы себя в ней чувствуем, нередко зависит вся наша дальнейшая жизнь.
Читайте также: ПрЕкрасно или прИкрасТно — как правильно писать и говорить.
Помните, что сочинение на свободную тему – это выражение собственных мыслей и чувств. Главная ваша задача – не просто выразить мысли и чувства, но и выразить их грамотно, толково и последовательно. В таком случае, сочинение будет похоже на связный рассказ и будет являться мини-произведением.
Слово учителя
Ответ учеников
Приветствие учеников. Выдача тетрадей для творческих работ. Запись даты и темы.
2. Подготовка к сочинению.
Сегодня вы будете писать сочинение. Но для того, чтобы вы написали его на хорошую оценку, необходимо подготовиться.
Сочинение вы будете писать на одну из предложенных тем. Они представлены на доске:
1. Памятный день в школе.
2. Лучший день лета.
3. Мой самый сладкий день.
Как вы думаете, чем похожи данные темы сочинений?
Перед тем, как вы выберите понравившуюся тему, мы поговорим о каждой из них.
Первая тема, к которой мы обратимся – «Памятный день в школе».
Зачем дети ходят в школу?
Нравится ли вам ходить в школу? Почему?
Какие дни в школе вам больше всего запомнились? Почему?
Попробуйте рассказать об одном из понравившихся дней по следующей схеме (дана на карточках):
1. С чего начался день?
2. Что интересного произошло в этот день, какие чувства вы испытывали при этом?
3. Чем закончился день?
4. Повторялись ли такие моменты в будущем?
Посмотрите на экран. Здесь представлено сочинение ученика 9 класса про один день из его школьной жизни. (Учитель выразительно читает текст).
Самый памятный день в школе оказался день первого экзамена в моей жизни.
25 мая мы сдавали математику. До этого я никогда не сдавал никаких экзаменов. Мне немного было страшно, но и интересно: какие задания будут, смогу ли я решить их?
Утром я встал очень рано и повторил все правила, которые учили, пересмотрел все задачи и примеры. Часа через два встала мама и очень удивилась, что я не сплю. Я собрался, позавтракал, и мы с мамой пошли за цветами, а потом на экзамен. Когда я увидел задания на доске, то почти не испугался: все было знакомо. Я решил пять примеров и задачу одним из первых.
Я получил “четверку”, так как перепутал один знак. Теперь я знаю, что на экзамене надо быть очень собранным и внимательным. Несколько раз проверять решенное.
Это был мой первый экзамен.
Что такое тема текста?
Какова тема данного текста?
Какие типы речи вы знаете?
Какой тип речи используется в данном случае? Объясните, почему вы так решили.
Из скольки частей состоит сочинение?
Найдите в предложенном тексте введение, основную часть и заключение.
О чем говорит введение сочинения?
Можно ли придумать другое заключение для данного сочинения?
Какие слова и выражения вы бы могли использовать в своем сочинении? (записать в тетрадь)
Попробуйте данное сочинение переделать так, как будто вы рассказываете о своем первом празднике «Первое сентября» (когда первый раз пошли в школу.
Вторая тема, к которой мы обратимся – «Лучший день лета».
Расскажите, где и как вы отдыхали летом? Какой из дней отпуска вам больше всего запомнился? (используйте уже знакомый вам план)
Выполните следующее задание. На экране даны предложения. Необходимо из них составить текст.
1.Но время рыбалки подходило к концу, надо было идти домой. 2.Это лето я провёл весело и с пользой для себя. 3.Я и мои друзья пошли на рыбалку. 4.Друзья стали смеяться, но я настроился серьёзно, поэтому не отступал. 5.Мне даже не пришлось скучать или грустить. 6.Это было прекрасное зрелище. 7.Я резко потянул удочку, чтобы успеть поймать рыбу, но не смог ее вытащить. 8.Так закончился один из летних дней моих каникул. 9.Мои друзья хвалили меня, удивляясь моему упорству. 10.В один из летних дней было жарко, на небе не было ни одной тучки. 11.Она была большая и необычная. 12.Рыбу мы решили отпустить обратно в реку. 13.В итоге, мне удалось кое-как вытащить рыбу. 14.Сначала клевало только у них, но потом я заметил, что и мой поплавок стал дёргаться.
Текст появляется на экране:
Это лето я провёл весело и с пользой для себя. Мне даже не пришлось скучать или грустить.
В один из летних дней было жарко, на небе не было ни одной тучки. Я и мои друзья пошли на рыбалку. Сначала клевало только у них, но потом я заметил, что и мой поплавок стал дёргаться. Я резко потянул удочку, чтобы успеть поймать рыбу, но не смог ее вытащить. Друзья стали смеяться, но я настроился серьёзно, поэтому не отступал. В итоге, мне удалось кое-как вытащить рыбу. Она была большая и необычная. Мои друзья хвалили меня, удивляясь моему упорству.
Но время рыбалки подходило к концу, надо было идти домой. Рыбу мы решили отпустить обратно в реку. Это было прекрасное зрелище.
Так закончился один из летних дней моих каникул.
Составьте план данного сочинения, используя цитаты из текста (сколько абзацев, столько пунктов в плане).
Подумайте, о каком дне каникул вы бы написали. Какие пункты плана можно оставить неизменными?
Попробуйте составить свой план (можно пользоваться предыдущим).
Какие из пунктов можно было бы объединить?
Третья тема, к которой мы обратимся – «Мой самый сладкий день».
Кто-нибудь знает, какой праздник отмечается 11 июля?
11 июля любители сладкого отмечают Всемирный день шоколада. День шоколада впервые был придуман французами в 1995 году. Это один из самых сладких дней в жизни Франции.
А у вас были такие дни, когда вы объедались сладостями?
В какие праздники это чаще всего происходит?
Это очень интересная тема для сочинения, но и самая сложная для написания. Разбирая первую тему, вы составляли свой текст на основе данного. Разбирая вторую тему, вы конструировали текст и составляли его план. Сейчас вам предстоит написать два плана. Первый план – план вашего сочинения. Посмотрите на тот, который вы составляли прежде и сформулируйте этот на его подобии. Второй план – это план основной части. Он необходим, чтобы четко и последовательно передать действия этого дня. Вам необходимо отметить следующие пункты:
1. Как начался день, что происходило до самого сладкого момента.
2. Когда и как у вас появились сладости.
3. Что случилось после получения сладкого вознаграждения.
(Примерные планы записаны на доске).
Данные темы сочинений объединены тем, что мы будем писать про один день из своей жизни.
Ученики делятся своим мнением, объясняют свою точку зрения.
Ученики формулируют свои ответы в соответствии с предложенным планом.
Тема – это то, о чем говорится в тексте.
Тема: Первый экзамен в школе.
Три типа речи: повествование, описание, рассуждение.
Данный текст написан в форме повествования, так как ученик рассказывает о том, что произошло за один день. К тексту можно задать вопрос: ЧТО ПРОИЗОШЛО? Чаще всего в сочинении встречаются глаголы. Рассматривая текст, мы можем нарисовать несколько иллюстраций к нему.
Сочинение состоит из трех основных частей: введение, основная часть, заключение.
Введение: Самый памятный день в школе оказался день первого экзамена в моей жизни.
Заключение: Это был мой первый экзамен.
Все остальное относится к основной части.
Введение позволяет нам узнать, о каком дне пойдет речь в этом тексте.
Ученики делают предположения.
Это был первый экзамен из десятка тех, которые еще стоит пережить.
Это был мой первый экзамен, а впереди еще целая жизнь, полная неизведанного.
Экзамен в школе пройден, а жизненный экзамен еще только начинается.
Ученики записывают в тетрадь: Самый памятный день в школе оказался…; до этого я никогда…; мне немного было страшно, но и интересно; утром я встал очень рано; теперь я знаю…
Самый памятный день в школе оказался день первого похода в школу в моей жизни.
1 сентября мы пошли на линейку. До этого я никогда не был на этом празднике. Мне немного было страшно, но и интересно: какой учитель у меня будет, смогу ли я выполнять все задания?
Утром я встал очень рано и стал проверять, все ли готово к празднику. Часа через два встала мама и очень удивилась, что я не сплю. Я собрался, позавтракал, и мы с мамой пошли за цветами, а потом на линейку. Когда я увидел свою первую учительницу, то совсем не испугался. Она была очень доброй, постоянно улыбалась. В класс я зашел одним из первых.
Нас еще раз поздравили с тем, что мы стали первоклассниками. Посоветовали на уроках быть очень собранными и внимательными.
Это был мой первый день в школе, а впереди еще долгих одиннадцать лет.
Ученики делятся своими впечатлениями.
Правильное расположение предложений: 2, 5, 10, 3, 14, 7, 4, 13, 11, 9, 1, 12, 6, 8.
1. «Это лето я провёл весело и с пользой».
2. «Я и мои друзья пошли на рыбалку».
3. «Время рыбалки подходило к концу».
4. «Так закончился один из летних дней моих каникул».
Первый и четвертый пункты плана подошли бы к любому сочинению.
Примерный план ученика:
1. Это лето я провёл весело и с пользой.
2. Я с родителями в Таиланде.
3. Время близится к вечеру.
4. Так закончился один из летних дней моих каникул.
Второй и третий пункты можно объединить.
Ученики отвечают, высказывают свои предположения.
Ученики отвечают.
Новый год и День рождения.
Примерные планы учеников.
Общий план:
1. Этот день был самым сладким в моей жизни.
2. Как я отметил свой День рождения.
3. Так закончился один из самых сладких дней.
План основной части:
1. Нежданное пробуждение.
2. Подготовка к торжеству.
3. Приход гостей.
4. Долгожданный подарок.
5. Счастье от сладостей.
3. Постановка домашнего задания.
Дома в тетрадях для творческих работ написать сочинение на одну из предложенных тем. Тему необходимо выбрать самостоятельно.
5. Работа над проектной деятельностью.
После того, как будут проверены сочинения и выставлены оценки, начинается работа над проектной деятельностью.
Ученики разбиваются на 3 группы (количество человек в группе не имеет значения) в зависимости от того, какая тема ими была выбрана. Группой ученики оформляют газету, выбирая лучшие сочинения и подбирая картинки, соответствующие теме. Выбирают тех учеников, которые будут представлять работу группы. Вместе пишут небольшую работу о том, почему ими была выбрана именно эта тема. (учитель помогает при необходимости)
6. Представление проектов.
На одном из уроков ученики представляют свои работы.
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе.
Тема: Сочинение на свободную тему.
Тип: урок развития речи.
Цель: — подготовка к написанию сочинения.
Задачи:
— актуализировать знания по пройденным темам;
— способствовать развитию коммуникативных навыков;
— развивать речь письменную и устную;
— мотивировать на получение знаний;
— обогащать словарный запас;
— развивать внимание и образное мышление.
Планируемые результаты
Предметные:
ПР1 – подготовка к написанию сочинения;
ПР2 – развитие умений выполнения различных видов анализа;
ПР3 – повторение ранее изученного материала.
Метапредметные:
Р1 — целеполагание и планирование своей деятельности;
Р2 — принятие решения в проблемных ситуациях на основе переговоров;
Р3 — осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
Р4 – контроль и оценивание своих действий как по результату, так и по способу действия.
П1 – смысловое чтение: извлечение необходимой информации из текста;
П2 — формулирование ответов на вопросы учителя;
П3 — построение логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей;
П4 – представление информации в наглядно-символической форме (в виде схем).
К1 – приобретение опыта работы в группе;
К2 — готовность слушать собеседника и вести диалог;
К3 — овладение навыками смыслового слушания текста в соответствии с целями и задачами;
К4 — осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
К5 – готовность выступать перед аудиторией сверстников;
К6 – формулирование собственного мнения и позиции, их аргументация.
Личностные:
Л1 — осмысление нравственных и этических ценностей;
Л 2 – развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Л3 – развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Л4 — готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию.
Межпредметные связи
Ресурсы урока:
Информационно-методические:
-
Учебник русского языка;
2. Чистые листы для командной работы, для приема «Токин мэт»
Содержание деятельности ученика
Содержание деятельности учителя
Мотивация познавательной деятельности
Приветствуют учителя. Определяют личностный смысл учения.
Отвечают.
— Ребята, рада всех вас видеть в добром здравии, пусть ваш день сегодня будет наполнен светом! И пусть в нем будет как можно меньше тьмы! Желаю вам успеха на трудной дороге познания сегодня на уроке и каждый день. Нужно только помнить, что мечты сбываются у тех, кто готов упорно трудиться.
— Вы готовы сегодня трудиться?
Актуализация необходимых знаний
Учащиеся выполняют задания в течение 5 минут.
с.И.п.2с. с.И.п.2с. с.И.п.2с. с.И.п.1с.
1)Ученье — свет, а 2)неученье — тьма.
(пов., невоскл., сложное, сл/соч., состоит из двух простых предложений:
1) простое, двусоставное, нераспр.,неосл.;
2) простое, двусост.,нераспр.,неосл.)
[ с.И.п. — с.И.п. ], а[ с.И.п. — с.И.п.].
Проверяют.
Выставляют оценки.
— Запишите предложение и выполните его синтаксический и пунктуационный анализы. Работу вы будете выполнять в группах по четыре человека. Начиная с участника номер один, вы проделываете работу, произнося каждый по одной характеристике. Если кто-либо из вас допустит ошибку, тактично поправьте, аргументируя свой ответ. Работу выполняете на листах А4.
Предложение:
Ученье — свет, а неученье — тьма.
— Поменяйтесь своими работами с другой командой. Проверьте по цепочке, начиная с участника номер три.
— Поставьте оценку команде за работу.
Работы вывешиваются на стенд.
Организация познавательной деятельности
Обсуждают в парах.
Высказывают версию соседа по парте.
— Ребята, поразмышляем над смыслом данной поговорки. Как вы понимаете эти слова? Что они означают? Обсудите в парах.
— Выскажите версию вашего соседа по парте.
Работают в команде, используя прием «Говорящий блокнот».
Представляют.
Задают.
Отвечают на вопросы.
— На листе бумаги А4 запишите ассоциативный ряд, связанный с:
1 команда – Ученье — свет
2 команда – Неученье — тьма.
— Используйте цветные карандаши, фломастеры, можете делать зарисовки. Слова по части речи должны быть существительными.
-Представьте свою работу друг другу.
— Если есть вопросы, задайте их друг другу.
— Спасибо, команды, у вас получились очень интересные работы.
После презентации работ учитель задает вопросы, которые помогут учащимся лучше понять значение фразы.
Повторяют.
Выполняют работу.
— Опираясь на ваши «говорящие блокноты», проведем самостоятельную работу по модели Фрейера. Вы должны будете распределить существительные по склонениям. Откройте ваши словари и повторите склонения существительных.
Учитель диктует существительные, а учащиеся их распределяют по группам. (Приложение № 1)
Учащиеся выполняют морфемный разбор:
1 вариант – не-уч-еньj-э
2 вариант– уч-еньj-э
Меняются тетрадями, проверяют.
— Самостоятельно выполните морфемный разбор слов:
1 вариант — неученье
2 вариант – ученье
-Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте.
Выполняют фонетический анализ звука.
— Выполните фонетический анализ звука [ч’]. (Сильные ученики помогают в выполнении этого задания слабым).
-Ученье-свет, а неученье-тьма.
— Ребята, вы молодцы, славно сегодня потрудились. Вот мы и подошли к тому, ради чего сегодня проделали такую работу: к написанию сочинения на свободную тему. И какова же тема нашего с вами сочинения?
-Вступление. Основная часть. Заключение.
-Прослушивают.
-Вспомните структуру сочинения?
-Прослушайте образец сочинения.
Выполняют работу по написанию сочинения.
— Подумайте и изложите ваши собственные мысли на бумаге по данной теме. При необходимости пользуйтесь орфографическим словарем.
Учитель включает запись классической музыки.
Подведение итогов
Выполняют. Оценивают.
Записывают.
— Оцените свои знания по следующим критериям:
1. Те, кто понял тему и может написать сочинение самостоятельно, выберите фигуру
2. Те, кто понял тему, но написать сочинение самостоятельно не смогут, выберите фигуру
— Запишите домашнее задание:
Завершить работу над сочинением.
Дополнительный материал:
Диагностика достижений планируемых результатов:
Дополнительные творческие задания: написать сочинение.
Самоанализ
Достижения
Затруднения
Предложения
Во все времена просвещенные умы тянулись к знаниям, ибо без знаний не мыслили они своей жизни. Но что же такое знание? И что же значит жизнь без знаний?
Знания — это свет, ведущий нас вперед, освещающий мрак собственного невежества. Но что есть знание без души? А знание без души все равно, что тьма, ибо злой ум подобен злой душе: вершит открытия ценою жизней.
Таким образом, чтобы знания стали светом в нашей жизни, необходимо их корням брать начало из доброй души, ведь только тогда они не обратятся во тьму.
Урок: Русский язык
Тема урока: Устный анализ тем сочинений. Сочинение на тему по выбору. Устный отзыв о сочинении.
Класс: 5
ОУ: МОУ «СШИ № 2»
Учитель-предметник: учитель русского языка и литературы Баландина М.Б.
УМК:для 5 класса Русский язык: учебник образовательных учреждений. В 2 ч. Ч.1 [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцов и др; науч.рел. Н.М. Шанский]. — 5-е изд. — М: Просвещение, 2015 г.
Тема урока | Устный анализ тем сочинений. Сочинение на тему по выбору. Устный отзыв о сочинении. |
Цели деятельности педагога | повторить известные учащимся сведения о теме и основной мысли текста; закрепить в процессе деятельности алгоритм работы по подготовке к сочинению; написать сочинение повествовательного типа о памятном (интересном) событии из личной жизни; научить учащихся делать отзыв о сочинении товарища. |
Тип урока | урок «открытия» нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Личностные УУД.: стремление к речевому самосовершенствованию; развитие аналитических способностей и эстетического вкуса; Регулятивные УУД: планирование действий в соответствии с поставленной задачей; коррекция; Познавательные УУД: построение речевого высказывания на определённую тему; отбор материала; синтез знаний. Коммуникативные УУД: анализ результатов действий другого учащегося; использование адекватных речевых средств для выражения своей позиции по отношению к сочинению товарища. Предметные УУД:Уметь создавать собственный текст, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка, соблюдать нормы при письме |
Методы и формы обучения | Отбор материала в соответствии с темой и замыслом ее раскрытия, систематизация материала, его расположение: беседы, обсуждение, словесное, речевое оформление сочинения |
Оборудование | Учебник, компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал |
Демонстрационный материал | презентация по теме урока |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1)Мотивация к учебной деятельности Цель:создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учебу, создание ситуации успеха. | Приветствие учеников. Выдача тетрадей для творческих работ. Запись даты и темы. Задаёт вопросы, направленные на определение темы и задач урока. — О чем будет сочинение? — Какие задачи перед нами стоят? | Читают отрывок из повести Носова «Витя Малеев в школе и дома» | К:планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
Этап актуализации и пробного учебного действия. Цель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | Организует работу по повторению теоретического материала необходимого для написания сочинения- повествования. Какие типы сочинений вы знаете? Какие особенности каждого типа? В упражнении 157 названы темы. Какое сочинение нужно написать на эти темы? Предлагает обсудить в группах вопросы и задания к упр. 157 и классифицировать темы сочинений, какие они — широкие или узкие.. Консультирует и оказывает помощь | Отвечают на вопросы Работа в группах. Анализируют темы, классифицируют их как широкие, обсуждают, о чём можно написать. Предлагают варианты своих тем, узких. | П.Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме. К. Умеют строить речевое высказывание, отстаивая свои аргументы. Р.Самооценка деятельности. Л.развитие эстетического вкуса. Пр. повторение особенностей различных типов сочинений; знать, что такое тема сочинения (широкая, узкая), основная мысль в сочинении |
Этап выявления места и причины затруднения Цель : осознание того, в чем именно состоит недостаточность знаний, умений или способностей. Выявляет уровень знаний, создает проблемную ситуацию. | Анализ и сопоставление тем сочинения, выявление основного направления мысли, формулировка задачи. Учитель обращает внимание учащихся на то, что сформулирована только тема сочинения. В чем заключаются особенности рассказа о событии из личной жизни, которое осталось в памяти, потому что связано с чем-то важным, необычным, интересным? | Анализ и сопоставление тем сочинения (приложение 1) Определяют задачу для каждого типа сочинения | П.Самостоятельно выделяют познавательную цель, формулируют проблему. К.Выстраивают речевое высказывание. Р.Самооценка деятельности. Л. развитие эстетического вкуса. Пр. сопоставление тем сочинений; различие между узкой и широкой темой. |
Этап построения проекта выхода из затруднения. Цель:умение выстраивать действия по алгоритму. | Анализ схемы, которую можно использовать для сбора материала к сочинению-рассказу об интересном (памятном) событии и для составления плана. | Составляют приблизительную схему сочинения (приложение 2) | П. Выбирают и формулируют познавательную цель, составляют алгоритм действий. К. Комментируют действия по алгоритму. Р. Самооценка деятельности. Л. развитие эстетического вкуса. Пр. составление схемы сочинения-рассказа |
Этап реализации построенного проекта. Цель: умение создавать заданный тип текста | Учитель предлагает изучить памятку стр.170 и написать сочинение | Изучают памятку, пишут сочинение. | П.Осуществляют самопроверку. Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. К. Самооценка деятельности. Р.Самооценка деятельности. Л. Формирование чувства прекрасного. |
Этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону. Цель : отработка умения действовать с взаимопроверкой по образцу. | Учитель предлагает оценить сочинение одноклассников по схеме | Работа в парах. Анализ сочинения товарища по схеме (приложение 3) | П. Самостоятельно выполняют учебную задачу, строят план, сравнивая его с эталоном. К. Комментирование ответа. Р. Комментирование ответов в парах. Л. развитие эстетического вкуса. Пр.умение составить отзыв о сочинении. |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Цель : самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | Организует рефлексию: — Чему вы научились на уроке? -Какую оценку вы заработали на уроке? — Оцените работу товарища.. Дом.задание: Переписать сочинение, учитывая замечания товарищей. Сделать иллюстрацию к своему сочинению. | Отвечают на вопросы, осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, оценивают работу товарища, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, записывают ДЗ. | П. Умение подвести итог своей деятельности. К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Р. Оценивание достигнутого результата. Л. развитие эстетического вкуса. |
Приложение 1
Тема сочинение | Задача |
Памятный день | Рассказать о таком дне, события которого надолго останутся в памяти (произошло что-то важное, неожиданное, необычное, странное, редкое) |
Веселое происшествие | Рассказать о происшествии, которое запомнилось радостным настроением, было связано с неожиданной (весёлой, шутливой) развязкой и др. |
Интересная встреча | Рассказать о встрече (знакомстве, беседе) с интересным человеком (интересными людьми), с необычным животным, о наблюдении за ним и др. |
Приложение 2
Часть сочинения | Вопросы, на которые нужно ответить в этой части? | Какие фразы можно использовать? |
Вступление | Где и когда произошло со- бытие? Кто его участник? | Это случилось… Этого события я никогда не забуду! Всё про- изошло так неожиданно! Случай этот произошёл со мной… Можно ли забыть такое происшествие?! Таких встреч со мной раньше никогда не было… Всё начиналось как обычно… |
Основная часть | Как всё происходило, в какой последовательности? С чего всё началось? Как развивались события? Чем они закончились? | Однажды, как-то раз, в один прерасный день…; сначала, потом, после этого…; в конце концов, наконец… |
Заключение | Что и почему осталось в памяти? | Это событие (встреча, происшествие) навсегда останется в моей памяти, потому что… Невозможно забыть… Ещё долго буду я вспоминать… |
Приложение 3
Вопрос | Ответ |
1. Раскрыта ли в сочинении тема? Есть ли отступление от темы, то, о чем можно было бы не писать? О чем следовало бы написать больше, полнее? | |
2.Какова основная мысль сочинения, раскрыта ли она? | |
3. Удачно ли название сочинения? | |
4. Верна ли структура сочинения ( все ли части присутствуют)? |
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/343228-tehnologicheskaja-karta-uroka-russkogo-jazyka
Автор: Щербакова Ксения Валерьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ 92
Населённый пункт: город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: «Методика подготовки учащихся пятого класса к написанию сочинения по русскому языку на заданную тему»
Раздел: среднее образование
Методика подготовки учащихся пятого класса к написанию сочинения на
заданную тему по русскому языку
Одним
из
видов
обязательных
творческих
работ
в
среднем
звене
общеобразовательной
средней
школы
является
сочинение.
Школьное
сочинение представляет собой вид письменной работы, в которой ученик
излагает свои мысли, чувства и впечатления, рассуждает на определенную
тему.
Различают
сочинения
повествовательного
характера,
сочинения,
направленные
на
описание
предметов,
животных,
сочинения-рассказы
о
случаях
из
жизни,
сочинения
по
жанровой
картине,
а
также
сочинения-
рассуждения.
К
какому
бы
типу
ни
относилось
сочинение,
которое
планируется
к
написанию, необходима тщательная подготовка учащихся в рамках общего
информирования
по
структуре
и
объему
предстоящей
работы,
а
также
смысловая и содержательная поддержка. Следует предполагать, что учащиеся
на момент начала обучения в пятом классе имеют определенные навыки в
отношении написания творческой работы рассматриваемого нами характера.
Но все же необходимо четко озвучить и определить, что такое сочинение и
заявить о том, какая тема вынесена во главу угла.
Обратимся к структурным характеристикам сочинений трех видов: описания,
рассуждения
и
повествования. Что же являет собой сочинение-описание?
Описать — значит указать, раскрыть какие-то важные признаки, характерные
черты, особенности, по которым мы можем узнать или представить предмет
описания.
План работы над сочинением-описанием
1. Во введении обозначьте объект описания: кто это или что это, почему о
нём
пойдет
речь.
Если
это
единичный
предмет,
назовите
его
основную
функцию или роль в среде его существования. Если объект – это явление или
ситуация, то во введении можно написать, с чем они ассоциируются или чем
интересны в первую очередь.
2. Подумайте, что именно привлекает внимание к объекту, что делает его
узнаваемым. Это могут быть его качественные характеристики или действия,
которые в нём или с ним происходят.
3.
В
соответствии
с
выявлением
этой
характеристики
используйте в
основной
части сочинения
для
опис ания
объект а
о ц е н оч н ы е
прилагательные,
наречия,
образные
выражения, глаголы
вневременного
значения,
которые
характеризуют
состояния
объекта
в
разные
периоды
времени. Также используйте вышеназванные прилагательные и глаголы в
сравнительных конструкциях и сложных предложениях.
4.
Сначала
опишите
самые
существенные
признаки
и
характеристики
объекта, чтобы он стал узнаваемым, а затем приступайте к подробностям и
мелочам,
дополняющим
образ,
используйте
оригинальные
определения
и
сравнения.
5. Завершая описание, опишите объект краткой ёмкой фразой – обозначьте,
какой
результат
создают
названные
вами
признаки
и
какое
это
имеет
значение.
Сочинение-повествование –
это
рассказ
о
событиях,
происшествиях,
действиях.
План сочинения-повествования
1 .
В с т у п л е н и е
( м е с т о
в р е м я
д е й с т в и я ) .
2 .
Н а ч а л о
д е й с т в и я ,
е г о
р а з в и т и е
–
з а в я з к а .
3.
Кульминация
действия
(самый
напряженный
момент
сюжета).
4 .
Р а з в я з к а .
5. Заключение.
Как работать над рассказом
1 .
В ы бе р и т е
с о б ы т и е ,
о
кото р ом
в ы
буд е т е
р а с с к а з ы в а т ь .
2. Сформулируйте тему и основную идею будущего рассказа, озаглавьте его.
3. Отберите необходимый материал из ваших воспоминаний или соберите его
и з
д р у г и х
и с т о ч н и к о в .
4.
Составьте
план,
указав
в
нем
вступление,
завязку,
кульминацию,
заключение.
5. Постарайтесь использовать в рассказе диалог (или отдельные реплики),
элементы
описания
(возможно,
рассуждения),
причем
так,
чтобы
они
помогали
полнее
представить
ход
событий
и
характеры
персонажей,
о
которых Вы пишете.
Сочинение-рассуждение
—
это
вид
работы,
в
которой
последовательно
изложены мысли автора по поводу определенной ситуации, предмета или
явления, сделан четкий вывод.
Схема сочинения-рассуждения
1. Вступление.
2. Тезис.
3. Аргументы: доводы, доказательства, объяснения, обоснования; примеры,
случаи, факты, цифры; мнения авторитетных людей, утверждения, цитаты…
4. Вывод.
Четко определив тип работы, то есть вид требуемого текста, необходимо
направить учащихся в русло заданной темы. Составление ассоциативного
ряда, подбор синонимов, вводных слов и выражений, а также напоминание о
возможности использования различных фигур речи, таких как красочные
эпитеты и яркие сравнения.
На
заключительном
этапе
подготовки
учитель
должен
задать
несколько
наводящих вопросов, которые помогут ученикам продумать предстоящую
работу,
четко
структурировать
ее
сначала
устно,
а
затем
письменно.
Например, если речь идет о сочинении-рассуждении, то вопросы могут быть
следующими:
1.
Как вы начнёте свое сочинение?
2.
Какие аргументы вы приведете для доказательства вашего тезиса?
3.
Каким будет ваш вывод?
Таким образом, следуя данным рекомендациям, можно быть уверенным в
том,
что
сочинение
будет
написано
на
достаточно
высоком
уровне,
а
в
последующем
учащиеся,
получившие
определенные
навыки
в
написании
творческих
работ,
смогут
и
дальше
совершенствоваться
в
данном
направлении.