- Сочинения
- По литературе
- Островский
- Рассуждение по пьесе Островского Гроза
Пьесу Александар Николаевча Островского «Гроза» можно считать не только литературным, но и историческим произведением. Пьеса несет в себе нотки революционных настроений, о чем говорит и символичное название. Она отражает быт и нравы городских жителей имперской России во второй половине позапрошлого века.
Главная идея произведения — возникший и разразившийся между двумя поколениями конфликт. Кабаниха и ее семья — типичный собирательный образ купечества, которое консервативно, оно старается придерживаться старых нравов и традиций, не желая понимать интересы и порывы молодежи. Гроза бушует не только в окружающей природе, но и душе каждого из героев пьесы.
Социальные противоречия, описываемые Александром Николаевичем Островским, остаются актуальными и в наши дни. Например, родители и сейчас не всегда прислушиваются мнения детей в вопросах, где должны учитываться интересы каждого члена семьи.
Островский невероятно точно смог показать читателям человеческие образы той эпохи. Кабаниха — весьма харизматичная и злая женщина, главным пороком которой является лицемерие. На людях она весьма набожна, готова протянуть руку помощи, а в бытовых условиях Кабаниха предстает настоящим тираном. Она эмоционально уничтожает своего сына Тихона, показывая его беспомощным, жалким героем.
С другой стороны, роль Екатерины тоже незавидна. Добрая, сентиментальная женщина, воспитанная, отнюдь, не в духе традиций города Калинова. Она оказывается в печальной и незавидной ситуации. Автор противопоставляет ее обществу и традициям, которые устоялись здесь за долгие десятилетия. У Екатерины не самый лучший супруг. Между ними нет любви.
Пьеса Островского показала обострившийся кризис общества, сквозь который начинают пробиваться побеги просвещенного сознания. Старые принципы и нравы все еще царствуют над описываемым автором обществом, однако, век их скоротечен и недолог.
«Гроза» является символом безудержной стихии, которая смоет весь негатив прошлой эпохи. Мир изменится, но, к сожалению, Екатерине этого не увидеть. Ее душа не вынесла проявившихся противоречий, заставивших бедную женщину совершить страшный грех.
2 вариант
Пьеса “Гроза” была написана Островским в 1859 году. Перед её написанием Островский путешествовал по Волге, с целью узнать быт и нравы местных жителей. Интересно, что уже в 1861 году крепостное право было отменено. Очевидно, писатель видел жалкое положение крестьян, а конфликт между ними и барином был показан, как борьба застоя общества и свободы.
Для выражения свободных идей Островскому нужен был сильный персонаж, отличающийся от остальных. В его пьесе им становится Катерина. Она как бы несёт свет, стараясь следовать не обязанностям, раболепного поклонения перед старшими, а рассуждает здраво, по -христиански. Она религиозна, что видно из её монологов, когда она восхищается куполом церкви и говорит о том, что видит ангелов. Она хочет помогать бедным и растить детей.
Для Марфы Игнатьевны Катерина, это не просто, невестка, это угроза. Она боится, что та может повлиять на её сына и вывезти его из состояния подчинения матери. Она говорит своему сыну Тихону, что женившись, он перестал любить её (свою мать), но что она, и только она, знает, как должна вести себя молодая жена.
Поэтому она требует от Кати, встать на колени, когда Тихон уезжает, и укоряет её, когда та не льёт слёзы от разлуки с мужем.
Казалось бы, Катерина должны была покориться такому авторитету и остаться безропотным существом, но всё происходит иначе. Она указывает Тихону, на то, что мать его неправа, но делает это мягко и деликатно. Так может разговаривать только действительно сильный и ответственный человек.
Весь сюжет пьесы разворачивается в вымышленном городе Калинове. Автор как бы намекает, что такие события могут произойти в любом русском городе, а такие персонажи, как Дикой и Марфа Игнатьевна, весьма типичны. О порядках этого города мы узнаём в самом начале пьесы. Кулигин заводит о природе и ему хочется петь, в тоже время, его друга ничего не радует, он словно отгородился от остального мира забором. Далее Кулигин, с друзьями, рассуждает о купечестве, о его ярких представителях Диком и Марфе Кабанове.
Дикой предстаёт перед нами в образе самодура, который груб и невоспитан, да, к тому же, нажил свой капитал обманным путём. Марфа Кабанова так же груба и невежественна. Она привыкла унижать всех кто её окружает, полагаясь в этом только на своё богатство. Даже её сын, рад уехать из — под её гнёта.
Таким предстаёт перед нами город Калинов в пьесе “Гроза”.
Вариант 3
Пьеса под названием «Гроза» написана Константином Островским. Его считают основателем театральной жизни в России. В своем произведении «Гроза» Константин Островский поднимает насущные проблемы, которые актуальны и сегодня. Это касается вопросов семейной жизни, любовных отношений, крепостного права и других моральных и этических отношений.
Главными героями данного произведения являются Катерина, Тихон, Дикой, Кабаниха, Варвара, Кудряш, Борис и есть второстепенные персонажи.
Самой главной героиней является Катерина. Она замужем за слабохарактерным Тихоном, которого вдобавок можно назвать «маменькиным сынком». Он не может постоять за свою жену перед матерью, которая травит ее постоянно. Она унижает ее женское достоинство, напускает клевету и вообще считает пустым местом. Потому главная героиня – это несчастная женщина, которая страдает от извечной нехватки любви и угнетений. Неудивительно, что такая при любой возможности ответит взаимности каждому встречному, с кем почувствует себя счастливой.
Скоро муж Тихон уезжает в какую-то рабочую командировку и Катерина, если можно тау выразиться, бросается «во все тяжкие». она, являясь достаточно набожной и религиозной женщиной, она начинает ходить на свидания с Борисом. Борис – это приехавший в деревню наследник умирающего дяди. Тут он начинает встречаться с бедной несчастной женщиной Катериной. С подачки Варвары, которая поощряет эти встречи и живет по принципу: «если никто не узнает, то будет хорошо».
Длительное время Борис и Катерина встречаются в садике, ключ от которого дает им сестра Тихона. Женщина признается в любви Борису и тот отвечает ей взаимностью. Скоро он получает наследство и уезжает из деревни, попрощавшись с Катериной. Женщина в горе. Она ему доверила свою судьбу, а он ее предал и в какой-то степени посмеялся над нею. Такого она не вынесла. Кроме того, что Кабаниха постоянно унижала ее и перед мужем, и перед другими окружающими. Она считала ее женщиной безнравственной. Катерина, которая, кстати, жила по законам совести и морали, была набожной, не смогла скрывать свой грех. Потому она прилюдно призналась в том, что изменяла Тихону, пока тот был в отъезде. Лично ее мужа этот факт не сильно смутил, а вот его матери дал еще больше поводов для того, чтобы ее гнобить.
Катерина понимает, что дальше так жить невозможно, и она совершает самоубийство – прыгает в отчаянии в Волгу.
Сочинение рассуждение по драме Гроза
В 1859 году А.Н. Островский создал пьесу «Гроза» в 5-ти действиях. Островского ещё при жизни начали называть «Колумб Замоскворечья». Он описывал своё окружение, что видел и как жил. Одной из главных заслуг стало создание Национального театра. Он создал 47 пьес, был режиссёром постановок в Александрийском и Малом театрах, расширил их репертуар. Автор открыл для читателя завесу патриархального мира купечества со своими обычаями и устоями, нравственными нормами и моралью. Большинство произведений драматурга посвящены этой теме. Одной из таких пьес была «Гроза».
В данной пьесе Островский поднял большую часть проблем того времени. Главным конфликтом пьесы является столкновение тёмного и светлого. «Тёмным царством» являются Кабановы, Кулигин, Дикой. Катерина же является «лучиком света в тёмном царстве» по определению Добролюбова. Она является жертвой царства самодуров и не может ему противостоять. Внутренний конфликт старых нравов и желанием изменить мир в Катерине также мешает ей действовать. Ей чужда жизнь и брак ради выгоды, она хочет дарить любовь и быть любимой. Но в то же время она требует власти над собой, чтоб муж взял с неё клятву перед поездкой. В этом они с Кабановой похожи, обе верят в Домострой. Катерина не может жить в мире, где её окружают лицемеры и самодуры. Она видит выход только в самоубийстве.
Ещё одной проблемой произведения является жестокость патриархального мира. Брак зачастую был не по любви, счастливых семей было мало. Общение главы семейства с супругой напоминало дрессировку, при непослушании позволялось даже поднять на неё руку. Во всём произведении женщина играет роль прислуги, которая может только любить и пресмыкаться. Кабанова, как представительница этого самого царства считает, что во всём нужно слушаться мужчину: «Так, по-твоему, нужно все лаской с женой? Уж и не прикрикнуть на нее и не пригрозить?»
Сам город Калинов — забытый, с жестокими нравами. Отношения между людьми больше похожи на вражду: люди строят кляузы на ближних, судятся без конца, завидуют. Помещики недоплачивают рабочим, наживаются на этом. Все отношения держатся на корысти. Внутри семей обыденны побои, унижение, угнетение женщин и детей. Жители города привыкли верить сочинённым рассказам странников, это единственный источник новостей.
Из-за этого жители города воспринимают грозу по-разному: Тихон называет «грозой» властную мать, Дикой считает, что это кара божья за все грехи, Кулигин же, как единственный образованный человек, понимает, что гроза — обычное явление природы и бояться нечего.
Таким образом, можно сделать вывод, что пьеса Островского «Гроза» раскрывает важные проблемы 60-х годов.
10 класс
Произведение по своей жанровой направленности относится к театральной пьесе, основная тематика которой заключается в изображении постоянно возникающего конфликта двух поколений людей, в невозможности преодоления разногласий и взаимных претензий.
Представители старого, отжившего свой век поколения изображаются автором в лице Кабанихи и ее семьи, которые являются типичным собирательным купеческим образом, консервативным, не понимающим интересы и стремления молодых людей, придерживающимся прежних традиций и нравов.
Кабаниха представляется в пьесе в качестве весьма харизматичной и жестокой женщины, главный порок которой заключается в лицемерии. При этом перед окружающими людьми женщина представляется весьма набожной, готовой к оказанию любой поддержки, а в быту Кабаниха проявляет свой тиранизм, эмоционально уничтожающий собственного сына, беспомощного и жалкого человека.
Представителем молодого поколения в пьесе является Екатерина, представленная в образе доброй, сентиментальной, воспитанной женщины. У Екатерины складывается непростая и печальная жизненная ситуация, поскольку она замужем не за самым лучшим супругом, а ее воспитание не соответствует традициям провинциального городка, в котором она вынуждена проживать.
Смысл сюжетного повествования заключается в изображении противопоставления позиции Екатерины окружающему ее обществу и его традиционному укладу, устоявшемуся многие годы.
Образ Екатерины в пьесе является символом долгожданной свободы, света, здравой религии, сострадания и милосердия.
Автору удается раскрыть существующие социальные противоречия и продемонстрировать существующий в обществе и обострившийся кризис, в котором пробивается просвещенное массовое сознание. Существующие отжившие принципы и нравы, с точки зрения писателя, в скором времени исчезнут, поскольку их век является скоротечным и недолгим.
Образ грозы в пьесе представляет собой олицетворение безудержной стихии, способствующей исключению всего негатива предыдущей эпохи и изменению общественного состояния и мировоззрения. Однако главной героине пьесы не суждено дожить до указанных изменений, поскольку ее душевное состояние не может выдержать возникших противоречий, и она совершает самоубийство.
Смысловая нагрузка произведения заключается в необходимости преодоления старых, изживших себя устоев, нравов, моральных принципов в целях и ради дальнейшего развития общественной жизни.
Также читают:
Картинка к сочинению Рассуждение по пьесе Островского Гроза
Популярные сегодня темы
- Сочинение Образы-символы в повести Чехова Палата номер 6
Чехов один из немногих писателей, который не обронит лишнего слова и не создаст лишнего образа, если это не отразиться на сюжете произведения. Каждый его герой, деталь или описание несут в себе некий скрытый смысл,
- Сочинение На перемене (Мой класс на перемене)
На перемене мой класс такой разный… В смысле – люди очень по разному себя ведут, а не то, чтобы сегодня тихий, а завтра все бесятся.
- Сочинение Герои рассказа Белый пудель Куприна (характеристка)
Рассказ Куприна «Белый пудель» обладает небольшим количеством персонажей. Конечно же, одни из них играют в произведении ключевую роль, другие являются второстепенными. Но, несмотря на это, каждый герой
- План рассказа Жаворонок Скребицкого
Над замерзшей землей медленно поднималось солнышко. От теплых лучей согрелись еще укрытые снежком поля и леса. С пригорков остатки снега сдувал весенний ветер. Вдруг в высь вспорхнула маленькая
- План рассказа Бунина Подснежник
Саша учится в гимназии и живет в мещанском доме в чужой семье. Тетя Варя заменила ему мать. Женщина часто сравнивала мальчика с подснежником за открытость миру, доверчивый взгляд, чистоту души
Подготовка к сочинению по пьесе А.Н.Островского «Гроза».
Вдали от солнца и природы,
Вдали от света и искусства,
Вдали от жизни и любви
Мелькнут твои младые годы,
Живые помертвеют чувства,
Мечты развеются твои…
Ф.И.Тютчев,
«Русской женщине»
Темы сочинений по пьесе А.Н.Островского «Гроза»
Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика.
Тихон и Борис. Виновны ли они в гибели Катерины?
Два поколения калиновцев в пьесе А.Н.Островского.
На чьей стороне я в споре Добролюбова и Писарева о Катерине?
Трагедия горячего сердца в «тёмном царстве».
Катерина – нравственный идеал автора в пьесе «Гроза».
Моё отношение к Катерине (по пьесе «Гроза»).
Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика.
Кабанова: Не очень-то нынче старших уважают.
Варвара (про себя): Не уважишь тебя, как же!
Катерина: Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, а что ты.
Катерина: Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу.
Варвара: И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало.
Свидание Катерины с Борисом
Борис: …я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!
Катерина: Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (Обнимает Бориса.) Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?
Свидание Варвары и Кудряша
… Кудряш берёт несколько аккордов на гитаре. Варвара прилегает к плечу Кудряша, который, не обращая внимания, тихо играет.
Варвара (зевая): Как бы это узнать, который час?
Кудряш: Первый.
Варвара (зевая): Пора. Покричи-ка.
План работы над режиссерским комментарием сцены.
! Назови сцену, явление и действие, в котором она происходит, произведение и автора.
Воссоздай обстановку, где происходит действие.
Обрисуй расположение каждого из персонажей в определенный момент развития действия; их одежду, позу, речь.
Какова реакция героев на реплики партнеров по сцене? Охарактеризуй интонацию, лексику, синтаксис их речи.
Через деталь, позу, интонации, паузы раскрой взаимоотношения персонажей, их характер, скрытые мотивы их действий.
Сделай вывод о месте и значении данной сцены в развитии конфликта.
Катерина(одна): …За что я его в беду ввела?… Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье, ему вечный покор!… Для чего мне теперь жить? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил!
Борис(не видя Катерины): Боже мой! Ведь это её голос! Где же она?
Катерина(подбегает к нему и кидается на шею, плачет на груди у него): …Ну, прости меня. Не хотела я тебе зло сделать… Поезжай с богом! Не тужи обо мне.
Схема сочинения «Сравнительная характеристика героев литературного произведения».
1. Вступление.
Выявить основания для сравнения героев: («Сравнение…даёт возможность подчеркнуть своеобразие каждого…» Белинский).
2. Основная часть.
Сравнение (сопоставление или противопоставление) героев.
1-й вариант: охарактеризовать героев по очереди, затем обобщить свои наблюдения;
2-й вариант: сравнить героев по разным параметрам (происхождение, социальное положение, образование, отношения с окружающими, черты характера, взгляды и т. д.).
! При сравнении обратить внимание на художественные средства и приёмы, которые использует автор.
! Использовать цитаты.
3. Заключение.
Объяснить, в чём был смысл сравнения, к каким выводам автор хотел привести читателя, заставив сравнить героев.
Отрывок из сочинения «Катерина и Варвара. Сравнительная характеристика».
! Задание: исправить речевые ошибки.
…ДАВАЙТЕ ПОСМОТРИМ, ЧТО ОБЩЕГО У КАТЕРИНЫ И ВАРВАРЫ?
ОБЕ ОНИ – КУПЕЧЕСКИЕ ДОЧЕРИ, ЗНАЧИТ, ВЫРОСЛИ И БЫЛИ ВОСПИТАНЫ В ОБЩЕЙ СРЕДЕ. ОБЕ НЕОБРАЗОВАННЫ, ИХ МИР КРАЙНЕ ОГРАНИЧЕН. НИ ТА НИ ДРУГАЯ НЕ ИМЕЮТ ЗАНЯТИЙ, КОТОРЫЕ БЫ УВЛЕКЛИ ИХ. ОБЕ ТЯГОТЯТСЯ ЖИЗНЬЮ В РОДНОМ ДОМЕ, И У ОБЕИХ СИЛЬНЫЙ, ВОЛЕВОЙ ХАРАКТЕР, ПОЭТОМУ ОБЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПРОТЕСТ «ТЁМНОМУ ЦАРСТВУ»…
…НО, ОПИСЫВАЯ СВОИХ ГЕРОИНЬ, ПИСАТЕЛЮ ВАЖНО ПОМОЧЬ ЧИТАТЕЛЮ УВИДЕТЬ РАЗНИЦУ МЕЖДУ НИМИ. ДАЖЕ ИХ ИМЕНА ПОДЧЁРКИВАЮТ ЭТУ РАЗНИЦУ: КАТЕРИНА С ГРЕЧЕСКОГО – «ВЕЧНО ЧИСТАЯ», ВАРВАРА – «ГРУБАЯ», «ЗЕМНАЯ». ВАРВАРА ПРИСПОСАБЛИВАЕТСЯ К ЗАКОНАМ КАЛИНОВСКОГО МИРА, ПОЛЬЗУЯСЬ ОРУЖИЕМ ЛЖИ И ОБМАНА, А КАТЕРИНА ПРЕДПОЧИТАЕТ СМЕРТЬ ЖИЗНИ В «ТЁМНОМ ЦАРСТВЕ».
Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Презентация по литературе. А.Н. Островский. Подготовка к сочинению по драме «Гроза». 10 класс.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
А.Н. Островский Драма «Гроза» Подготовка к сочинению
2 слайд
Описание слайда:
Основные события V действия: Явление 1. Кулигин и Тихон говорят о последних событиях в доме Кабановых( о б измене Катерины, побеге Варвары). Катерина уходит из дома. Явление 2. Монолог Катерины.»Мне только проститься с ним, а там… хоть умирать». Явления 3,4. Прощание Катерины и Бориса.(«Не по своей воле еду…» — «…Мне что домой, что в могилу- всё равно.») Явления 5,6. «Где уж жива! Высоко бросилась-то: тут обрыв…» Явление 7. Прозрение Тихона: «Маменька, вы её погубили! вы, вы, вы…» Образ Катерины. Её душевная трагедия . Действие V.
3 слайд
Описание слайда:
В чём трагедия жизни Катерины? Могла ли Катерина обрести путь к гармонии в душе? Почему? Можно ли считать самоубийство Катерины протестом против устоев нравственности окружающего общества?
4 слайд
5 слайд
Описание слайда:
«Гроза» в русской критике 60-х годов Н.А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»(1860): « В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозгла-шенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен за ее живую душу… Какою же отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!»
6 слайд
Описание слайда:
«Гроза» в русской критике 60-х годов Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы» (1864): «Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она на каждом шагу путает и свою, собственную жизнь и жизнь других людей; наконец, перепутавши все, что было у нее под руками, она разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством, самоубийством»
7 слайд
Описание слайда:
План. I. Жизнь Катерины в родительском доме. 1. Сердечное отношение родных. 2. Времяпрепровождение (посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок, вышивание). 3. Относительная свобода. II. Черты характера, развившиеся под влиянием жизни у родителей.(Болезненная впечатлительность, экзальтированность, романтическое отношение к жизни.) III. Жизнь Катерины в доме Кабановой. (1. Жестокое отношение Кабанихи. 2. Постоянный духовный бунт. 3. Непонимание ее натуры и стремлений Тихоном. IV. Влияние жизни у Кабановых на Катерину. ( 1. Осознание своей обреченности. 2. Замкнутость, разочарованность в семейной жизни. 3.Страстное стремление к свободе, любви, счастью. V. Основные черты характера. (Честность, непосредственность; моральная чистота; доброта, поэтичность натуры; незаурядный ум бескорыстие решительность, мужество; страстность натуры, глубина чувств; стремление к свободе. ) Образ Катерины
8 слайд
Описание слайда:
Образ Кулигина I. Первое знакомство с Кулигиным .(Д. 1,явл. Д. I, явл. 3 («Жестокие нравы…»).Понимает ли Кулигин несправедливость общества, в котором все решает власть силы и денег? Что он говорит о людях, которые имеют деньги? II. Просветительская деятельность Кулигина. «Говорящая» фамилия. Д. III, явл. 3. О чем свидетельствует цитата из оды Ломоносова «Вечернее размышление»? Д. IV, явл. 2. Для чего Кулигин просит деньги у Дикого? За что он собирается получить миллион и куда хочет его израсходовать? Д. IV, явл. 4. Как характеризует Кулигина его обращение к толпе во время грозы? III. Отношение Кулигина к «темному царству». Кого имеет в виду Кулигин в монологе «Вот какой, сударь, у нас городишко!»? Д. V,явл. 1,7. Какой вывод о душевных свойствах Кулигина мы можем сделать, исходя из его поведения в последних действиях? IV. Смысл образа Кулигина. Думает ли он о об улучшении жизни простого народа? Какой путь переустройства предлагает? Типичен ли образ Кулигина? Каково отношение автора к Кулигину?
9 слайд
Описание слайда:
В чем трагедия жизни Катерины? ( По пьесе А.Н. Островского «Гроза».) «Жестокие… нравы в нашем городе, жестокие»… Согласны ли вы с утверждением Кулигина?( По пьесе А.Н. Островского «Гроза».) Каково значение образа Кулигина в пьесе А.Н. Островского «Гроза»? В чём близки и одновременно непохожи друг на друга Дикой и Кабаниха? ( По пьесе А.Н. Островского «Гроза».) В чем смысл заглавия пьесы А.Н. Островского «Гроза»? Темы сочинений по драме А.Н. Островского «Гроза»
10 слайд
Описание слайда:
Подготовка к сочинению по драме А.Н. Островского «Гроза»(200 слов). Прочитать пьесу А.Н. Островского «Бесприданница». с.51-56. Статья в учебнике. Ф.И. Тютчев. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид…», «Как хорошо ты, о море ночное…», «Природа – сфинкс» . «Эти бедные селенья…» «Нам не дано предугадать…», «Умом Россию не понять…» Ф.И. Тютчев .Жизнь и творчество. (с. 191-194) Домашнее задание
-
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
Вы можете оставить жалобу на материал.Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Лебедев Ю.В.
Тема:
Александр Николаевич Островский
Номер материала:
ДБ-171658
Вам будут интересны эти курсы:
Содержание:
В чём заключается конфликт поколений в драме А. Н. Островского «Гроза»?
/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / В чём заключается конфликт поколений в драме А. Н. Островского «Гроза»?
«Конфликт поколений в драме Островского «Гроза»»
Сочинение на тему Проблема отцов и детей в пьесе Гроза, Островский читать бесплатно
Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношений поколений, близки пьесе А. Н. Островского и чем?]
Другие работы по этой теме:
Проблема взаимоотношений поколений в грозе
2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
3. Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
4. А.Н. Островский «Гроза»
5. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
6. Л.Н. Толстой «Война и мир»
7. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
8. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»
9. М.А. Шолохов «Тихий Дон»
10. Б. Васильев «Завтра была война»
Читаемое в разделе:
Ранее опубликованные в разделе:
Новые материалы раздела:
В чём заключается конфликт поколений в драме А. Н. Островского «Гроза»?
Проблема отцов и детей актуальна во все времена. Жизненные устои зависят от многих вещей и постоянно меняются. Из-за этого происходит столкновение позиций детей и родителей, что приводит к возникновению конфликтов между ними. В зависимости от людей и исторических условий такие конфликты имеют разную степень тяжести и последствия.
Весьма значительные конфликты старшего и младшего поколений можно наблюдать в драме А. Н. Островского «Гроза». Старшее поколение – Кабаниха и Дикой — живут по домостроевским порядкам, требуя полного подчинения со стороны младших. Понятие «уважение» они считают синонимом «подчинению». Так кабаниха подавляет чувства собственных детей, лишает их свободы и разрушает их личность. Тихон и Варвара, с детства привыкшие к такому контролю, реагируют на него по-разному. Слабовольный Тихон вырастает «маменькиным сыночком», абсолютно не способным к принятию решений, и не находит лучшего выхода, чем заливать свою контролируемую и бесцельную жизнь алкоголем. Более сильная духом Варвара в результате тирании матери приобретает негативные черты характера: лживость, притворство и даже некоторое равнодушие.
Попавшая в «тёмное царство» Катерина не была готова к такой жизни. Её родители, хотя и были старшим поколением, разделяли другие жизненные устои, в следствие чего их дочь выросла хорошим человеком с чистой душой. Она готова уважать свекровь и относиться к ней как к родной матери, но Кабановой это не нужно, ей нужно полное подчинение.
В похожей ситуации под властью Дикого оказался и Борис, тоже выросший в других условиях. Но почему-то он позволяет Дикому тиранить себя, хоть и понимает, что его шансы получить наследство ничтожно малы. А Катерина не может так свыкнуться с общепринятыми нормами, жизнь для неё без свободы хуже смерти. Она первая сопротивляется устоям старших, её самоубийство – это протест против порядков. Оно даёт толчок для молодого поколения – Тихон впервые перечит матери, Варвара и вовсе сбегает из дома.
Таким образом, разные люди по-разному проявляют себе в одних и тех же конфликтах, и от этого зависит не только их судьба, но и судьбы их ближних. Для того чтобы жить в гармонии с семьёй, и родители, и дети должны проявлять понимание, терпение и уважение друг к другу и принятым устоям обоих поколений.
29570 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / В чём заключается конфликт поколений в драме А. Н. Островского «Гроза»?
Смотрите также по произведению «Гроза»:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
http://www.litra.ru
«Конфликт поколений в драме Островского «Гроза»»
Уважение к старшим считалось добродетелью во все времена. Нельзя не согласиться с тем, что мудрость и опыт тех, кто относится к старшему поколению, обычно помогает молодежи. Но в некоторых случаях уважение к старшим и абсолютное им подчинение может быть неправильным. Если вспомнить высказывание М. М. Пришвина: «Настоящее зло. ходит всегда на костылях добродетели», то драма Островского «Гроза» как нельзя более этому соответствует.
Драма Островского «Гроза» всем хорошо известна. Здесь как нельзя лучше можно наблюдать конфликт старшего и младшего поколений. Старшее поколение требует покорности и подчинения со стороны младших. Домостроевские порядки запрещают какое бы то ни было неповиновение. И поэтому молодые безоговорочно слушаются старших. А старшее поколение живет по своим законам, им свойственно лицемерие, притворство, скаредность, жестокость, самодурство. Они толкают на гибель в прямом и переносном смысле. Именно из-за старшего поколения, в частности, из-за необходимости им подчиниться, спивается слабый и безвольный Тихон, гибнет Катерина.
В драме Островского притесняемые люди боятся проявить даже малейшее не-повиновение. Все они безропотно становятся «жертвами». Борис позволяет Дикому тиранить себя, хотя прекрасно понимает, что бабушкиного наследства он так и не увидит. Вся семья Кабановых позволяет матери и свекрови проявлять свой деспотизм. Казалось бы, кто мешает этим людям воспротивиться? Почему все безропотно терпят?
В произведении Островского под благочестием, набожностью и соблюдением старых традиций прячутся жестокость, нетерпимость, злоба. «Темное царство» особенно жестоко и отвратительно, потому что прячется под масками порядочности. В каждом обществе есть свое понятие нормы. В купеческом патриархальном обществе «нормой» становятся дикие, человеконенавистнические отношения. В такой атмосфере можно задохнуться, что, в общем-то, и происходит. Только Катерина находит в себе силы, чтобы вырваться из замкнутого круга. Но она уходит в никуда. Ее самоубийство — это протест против порядков, которые царят в обществе.
Судьба Катерины вызывает жалость и возмущение. Бесправие, беспомощность купеческой жены представляется несомненным. Катерина ничего не может предпринять именно потому, что связана по рукам и ногам различными «правилами» и «условностями». Мораль против нее. Измена мужу, которую допустила Катерина,— это настоящее преступление с точки зрения патриархального общества. Но «преступная» Катерина кажется нам во сто крат более человечной, чем «благочестивые» окружающие.
Мы узнаем, что жители города Калинова оделяют нищих, часто ходят в церковь, читают молитвы, соблюдают заповеди. Однако в связи с этим становится непонятно, почему же они нарушают главную заповедь: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Жителям города Калинова не свойственно милосердие. Зло так многолико, оно «охотно» прячется.
Но не только купцы-самодуры являются настоящими преступниками, творящими зло. Равнодушие всех вокруг также становится причиной трагедии. Смерть Катерины не только на совести Кабанихи и ей подобных. Вина есть и на Борисе, и на Тихоне, и на всех остальных. Их равнодушие и боязнь даже малейшего неповиновения старшим приводят к трагедии. Они творят зло, даже не сознавая этого.
Говоря о том, что настоящее зло всегда ходит на костылях добродетели, Пришвин подразумевал, что пороки, скрытые под маской благочестия, таят в себе гораздо большую угрозу, нежели открыто проявляемые негативные качества. И пьеса Островского — прямое тому подтверждение.
http://www.allsoch.ru
Сочинение на тему Проблема отцов и детей в пьесе Гроза, Островский читать бесплатно
Проблема отцов и детей
В своих произведениях Александр Николаевич Островский отразил современную ему действительность, быт и нравы людей, живших в то время, существование противоречий в обществе и извечную проблему столкновения «старого» с «новым». Драмы всегда строятся на каком-нибудь конфликте, так и пьеса «Гроза», написанная автором во второй половине 19-го века, рассматривала с разных углов конфликт отцов и детей.
Поколение старших в произведении представлено богатыми купцами города Калинова, а именно помещиком Диким и купчихой Кабановой. А поколение молодых представлено Катериной, Тихоном, Борисом и Варварой. Все они по-своему приноровились жить под гнетом патриархально настроенных старших, притворяясь и выказывая ложную покорность. Одной только Катерине было тяжело находиться в таком обществе. Девушка выросла в любящей, открытой и набожной семье. Она не понимала и не могла принять того лицемерия, которое царило в доме ее свекрови Кабановой Марфы Игнатьевны.
Мне кажется, неспроста автор наделил эту злую и беспощадную женщину прозвищем Кабаниха. Это имя за ней так и закрепилось. То же касается и самодура Дикого. Этот человек мог часами свирепствовать, срываясь на своих подчиненных, не доплачивать им зарплату, а они все принимали, терпели и молчали. Самым безропотным в доме Кабанихи показан муж Катерины – Тихон. Несмотря на то, что он любит жену, сказать хоть слово против матери не смеет. Она давно подчинила всех окружающих своей воле, а маской добродетельности только прикрывала свои грязные проделки.
Варвара не так покорна воле матери. Она живет своей жизнью, обманывая Марфу Игнатьевну и за спиной потешаясь над ней. Тяжелее всех приходится Катерине. Даже, будучи такой сильной и свободолюбивой личностью, она не может справиться с ситуацией. Как говорят в народе: «Один в поле не воин!». Она одна не могла победить те нравы и ценности, которые давно установились в обществе с безропотного позволения самих жителей города Калинова. Борис, казалось, был послан ей самим провидением из столицы, чтобы помочь открыть людям глаза, но и он оказался слабовольным и ведомым.
Несмотря на то, что в нем есть потенциал, он оказывается неспособен к борьбе с укоренившимися человеконенавистническими устоями. Он неспособен даже протянуть руку любимой в трудной ситуации, что уж говорить о борьбе с целым поколением. Как только Дикой узнает о его отношениях с Катериной, он сразу же отправляет племянника обратно в Москву. Противиться воле грозного родственника он не в силах, а значит он ничем не лучше любого другого жителя Калинова. Из-за таких слабохарактерных людей, как он, Катерина сделалась жертвой. По сути, за конфликт отцов и детей, который другим не под силу было решить, она поплатилась жизнью.
Произведение Островского глубоко трагично. Неслучайно ему дано такое название. Гроза была предвестником бед. Всякий раз она предупреждала Катерину быть осторожнее. Ведь с самой первой встречи с Борисом девушка заранее знала, что он ее погубит. Увы, она сама же заглушила свой внутренний голос, что привело к непоправимой беде.
http://www.sdamna5.ru
Какие произведения русской классики, затрагивающие проблемы взаимоотношений поколений, близки пьесе А. Н. Островского и чем?]
Проблема взаимоотношений поколений нашла свое отражение во многих произведениях русской классической литературы. В драме А. Н. Островского “Гроза” старшее поколение – люди, живущие по строгим законом Домостроя и требующие того же от остальных, а новое поколение – жертвы стариков, мечтающие о свободе.
В пьесе так же, как и в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, “век нынешний и век минувший” противостоят друг другу. А Катерина, на мой взгляд, имеет схожие черты с А. Чацким, который, как и невестка Кабанихи, является тоже “лучом света”.Только Катерина не принимает устои “темного царства”, а А. Чацкий – фамусовского общества.
Также близок “Грозе” по своему идейному содержанию роман И. С. Тургенева “Отцы и дети”, в котором есть свой “новый человек”-нигилист Евгений Базаров, представитель поколения “детей”, противник либерального дворянства. Будучи революционером-демократом, он противостоит “веку нынешнему”, общепринятой морали и самодержавно-крепостническому строю.
Другие работы по этой теме:
Какие герои русской классики близки персонажу комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Фамусову по своим взглядам на мир и человека?Я считаю, что по своим взглядам на мир и человека на Фамусова похожа госпожа Простакова, героиня пьесы Д. И Фонвизина “Недоросль”. Во-первых, оба они никогда.
Какие герои русской классики черпают духовные силы в молитве и в чем они близки или противоположны лирическому герою лермонтовского стихотворения?Лирический герой М. Ю. Лермонтова не единственный в русской литературе, кто черпает духовные силы в молитве. Например, лирический герой стихотворения А. С. Пушкина “Отцы пустынники.
Почему Пьер Безухов разочаровался в идеях масонства? И какие герои русской классики разочаровались или не приняли тех или иных идей времени?После дуэли с Долоховым Пьер Безухов ищет нравственного очищения, нравственной опоры. Ему ненавистна фальшь светского общества. Все это приводит его к масонству, которое он воспринял.
В каких произведениях русских писателей затрагивается проблема взаимоотношений личности и среды, и в чем эти произведения можно сопоставить с чеховским “Ионычем”?Рассказ А. П. Чехова “Ионыч” не единственное произведение русской классики, в котором затрагивается проблема взаимоотношений личности и среды. Например, Печорин, главный герой романа М. Ю.
Сочинение по пьесе Островского “Гроза”Название своей знаменитой пьесе “Гроза” Александр Николаевич Островский придумал не случайно. В данном контексте образ грозы очень не прост и имеет большое количество значений. Более.
В каких произведениях русской классики изображается судьба маленького человека, и в чем эти произведения созвучны роману Ф. М. Достоевского?Тема униженных и оскорбленных – одна из центральных во многих произведениях русской классики. Так, Н. В. Гоголь в повести “Шинель” изображает судьбу Акакия Акакиевича Башмачкина.
Нравственные проблемы в пьесах А. Н. Островского (на примере одного произведения)“Колумб Замоскворечья”. А. Н. Островский хорошо знал купеческую среду и видел в ней средоточие национальной жизни. Здесь широко представлены, по мнению драматурга, все типы характеров.
Конфликт поколений в драме А. Н. Островского “Гроза”1. Жизнь русского патриархального купечества. 2. “Темное царство” и его представители. 3. Молодое поколение в драме. 4. Противоречия между старшим и младшим поколением. А. Н.
Какие русские писатели близки Л. Н. Толстому в изображении духовных поисках героев?Русские писатели И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, И. А. Бунин, М. А. Шолохов близки Л. Н. Толстому в изображении духовных поисках героев. Правда, персонажи.
Нравственные проблемы в пьесе А. Н. Островского “Бесприданница”1. В чем суть пьесы Островского? 2. Знакомство с героиней. 3. Нравственный облик купцов. 4. Трагедия героини. Суть драматического произведения А. Н. Островского “Бесприданница” состоит.
ege-essay.ru
Проблема взаимоотношений поколений в грозе
Софья Фамусова, выросшая в атмосфере лжи и обмана, тщательно скрывает свои чувства от отца, понимая, что он не позволит развитие отношений с Молчалиным. Делает всё наперекор батюшке. Молчалин напротив верен своему нравственному (или безнравственному) кредо, строит свою жизнь, как завещал отец: угождать всем людям без изъятья. Грибоедов даёт возможность поразмыслить читателю над завтрашним днём обоих героев.
2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Воспитание Петруши Гринёва остаётся за пределами страниц текста, но главное, что вынес молодой дворянин из общения с отцом (строгим и требовательным человеком), необходимость быть верным слову, беречь честь, соблюдать законы нравственности. Он поступает так во всех жизненных ситуациях. Даже когда отец запрещает жениться на любимой Маше Мироновой, он принимает его волю как обязательное требование.
3. Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
Из детских воспоминаний Чичикова всплывает образ мрачного, недоброго, жестокого отца и его наставления о необходимости беречь и копить копейку, единственного идола в жизни Павла Ивановича. Чичиков строит свою жизнь по заветам отца и во многом преуспевает.
4. А.Н. Островский «Гроза»
Взаимоотношение между матерью и детьми в семье Кабановых основаны на страхе и лицемерии. Варвара привыкла ко лжи и пытается научить этому Катерину. Но у жены брата были другие отношения в семье, она не принимает ханжества свекрови и борется с ней своими средствами. Финал такого воспитания предсказуем: Варвара бежит из дома, Катерина уходит из жизни добровольно, Тихон восстаёт против матери.
5. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
«Дети» в романе – Базаров и Аркадий Кирсанов – в начале повествования выступают единым фронтом против «отцов» в лице дяди Аркадия – Павла Петровича. Николай Петрович не сопротивляется смелым и дерзким высказываниям сына и его друга. И поступает мудро и дальновидно. Постепенно Аркадию открываются многие несовпадения в поведении его друга, и он возвращается в лоно семьи. А Базаров, так легко критикующий «романтизм» Кирсановых, абсолютно трепетно относится к подобному поведению своего отца, потому что любит своих родителей и бережёт их.
6. Л.Н. Толстой «Война и мир»
В романе представлены несколько семейств, в каждом отношения строятся на определённых принципах. В семье Курагиных – это принцип выгоды и наживы. И отец, и его дети согласны на любые отношения, лишь бы они были выгодны, так заключаются браки. Таким же принципом руководствуется семейство Друбецких: унижение, угодничество – их орудие в достижении цели. Ростовы живут, как дышат: они радуются друзьям, праздникам, охоте – всему, что украшает нашу жизнь. Отец и мать во всём стараются быть честными с детьми и друг другом. Выгода для них не важна. Практически разоряя свою семью и себя, Наташа требует отдать подводы под раненых, только так может поступить настоящий патриот и милосердный человек. И матушка соглашается с дочерью. Подобны отношения между отцом и дочерью Болконскими. И хотя кажется, что отец слишком строг и нетерпим по отношению к дочери, на самом деле, он слишком хорошо понимает трудности предстоящей жизни своей дочери. Поэтому княжна Марья сама отказывает Анатолю Курагину, понимая, как прав её отец.
7. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Родион Раскольников, объясняя причину убийства старухи-процентщицы, говорит, что он хотел матери помочь. На самом деле, он очень трепетно относится к матери, пытаясь вырваться из замкнутого круга нищеты. Он с трепетом и волнением вспоминает отца, от которого ему остались часы (заложенные старухе-процентщице). Мать до конца не верит в преступление своего любимого Роди.
8. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»
В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской. Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно. Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.
9. М.А. Шолохов «Тихий Дон»
В семье Мелеховых всё держится на власти отца. И когда Пантелей Прокофьевич узнаёт о связи Григория с Аксиньей, он решает женить сына на Наталье. Григорий подчиняется воле отца. Но, понимая, что не любит свою жену, бросает всё и уходит с Аксиньей в работники. Он согласен на позор во имя любви. Но время рушит в мире всё, и рушится дом Мелеховых, устои казачьей жизни. И скоро никто не подчиняется законам жизни, все живут, как хотят. Дарья наступает на свёкра с непристойным предложением, а Дуняшка ставит мать в безвыходное положение и буквально заставляет её благословить на брак с Мишкой Кошевым.
10. Б. Васильев «Завтра была война»
В повести в центре внимания две семьи Искры Поляковой и Вики Люберецкой. Мать Искры – женщина-комиссар, волевая, властная, строгая. Но когда мать в очередной раз решает выпороть своим солдатским ремнём дочь, та отвечает в духе своей матушки – так же строго и бесповоротно. И мать понимает, что девочка повзрослела. У Вики с отцом совсем другие отношения – тёплые и доверительные. Когда девушка оказывается перед выбором: отказаться от отца или быть исключённой из комсомола, Вика принимает решение уйти из жизни. Она не может отказаться от любимого отца, какие бы подозрения на него не легли.
Читаемое в разделе:
Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ
1. А.Т. Твардовский «По праву памяти» В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был репрессирован как.
«>Проблема роли человеческой памяти. Аргументы к сочинению ЕГЭ
1. И.А. Гончаров «Обломов» Где жива природа – там жива душа человека. В романе в девятой главе «Сон Обломова» автор изображает благословенный Богом уголок.
1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Пётр Гринёв, спасённый от виселицы усилиями Савельича и милосердием Пугачёва, является по требованию вождя восстания в.
1. В.М. Шукшин «Далекие зимние вечера» Под Москвой идут бои, а в алтайском селе главный герой рассказа Ваня Попов мечтает раздобыть три полена, чтобы натопить избу к приходу.
1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Татьяна Ларина – главная героиня романа в стихах Александра Сергеевича Пушкина росла в обстановке патриархальной старины. Круг её.
1. М.А. Шолохов «Алёшкино сердце» Алёшка – главный герой рассказа пухнет от голода: его семья уже пятый месяц не видит хлеба. Пытаясь украсть у богатой.
Ранее опубликованные в разделе:
Проблема утраты духовных ценностей. Аргументы к сочинению ЕГЭ
1. С. Каледин «Смиренное кладбище» Повествование переносит нас в мир могильщиков, работающих на кладбище. Главный герой Лёшка Воробей – лучший из могильщиков, виртуоз в своём.
Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме влияния учителя на воспитание ученика.
Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме разрушающего влияния денег на человека.
«>Проблема разрушающего влияния денег. Аргументы к сочинению ЕГЭ
Проблема влияния природы на человека. Аргументы к сочинению ЕГЭ
Новые материалы раздела:
Проблема преодоления жизненных трудностей в годы войны. Аргументы к сочинению ЕГЭ
1. В.М. Шукшин «Далекие зимние вечера» Под Москвой идут бои, а в алтайском селе главный герой рассказа Ваня Попов мечтает раздобыть три полена.
1. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» Автор романа акцентирует внимание на времени, сравнивая эпоху Христа и современную ему Москву конца двадцатых.
1. А.Т. Твардовский «По праву памяти» В своей автобиографической поэме автор вспоминает прошлое, в котором во время коллективизации был.
Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме бездуховности современного общества.
Литературные аргументы для подготовки школьников к написанию сочинения по проблеме взаимоотношения человека и власти.
litera.su
Автор Ирина Шейкина На чтение 6 мин Просмотров 1.7к.
Обновлено
В сочинении на тему «Смысл названия в пьесе «Гроза» (А.Н. Островский)» команда Литероведа ответит на вопрос, почему известная драма А.Н. Островского носит такое название, в чем заключается его смысл.
А.Н. Островский – один из самых выдающихся драматургов 19 века, которого называли Колумбом Замоскворечья. Он открыл перед читателями и зрителями непростой мир купечества и мещанства, такой знакомый самому драматургу с самого детства. Его произведения рассказывают о доброте и милосердии, об их вечной борьбе со злом и черствостью, о подлости и алчности, щедрости и жадности. Драма «Гроза» — одно из самых известных произведений мастера. Пьеса была написана в эпоху коренных изменений в жизни общества, поэтому такое название пьесы неслучайно.
Грозу в произведении следует понимать не только как явление природы, о котором говорят все герои пьесы, но и как своеобразный образ-символ, действующее лицо, которое играет свою роль в развитии сюжета и конфликта драмы. Гроза символизирует перемены в «темном царстве», в том укладе жизни, который складывался в течение многих веков.
Произведение начинается с описания бескрайних волжских просторов, которые радуют глаз, очаровывают своей необыкновенной красотой. Кулигин, глядя на Волгу, признается, что за пятьдесят лет жизни никак не может наглядеться, до такой степени душа радуется всей этой живописной картине. Воздух сгущается, видно, что собирается гроза, о которой говорят герои пьесы и которую многие из персонажей боятся. Дикой считает, что гроза – это вовсе не электричество, как утверждает мастер-самоучка Кулигин, а Божья кара, которая посылается людям за их грехи. Савел Прокофьевич понимает, что он грешен: часто кричит на домочадцев и на работников, грубит им, не додает им заработанные копейки, из которых у купца складываются рубли. Однако Дикой не готов признать, что грубость, жестокость, жадность толкают его на эти грехи. Наоборот, он считает, что виноваты в этом люди, которые его окружают.
Катерину тоже пугает гроза. Она, как и купец Дикой, относится к этому явлению природы как к наказанию свыше. В ее религиозном сознании гроза связана с гневом Божьим, а Катерина боится греха. Во время прогулки по набережной, когда начинается гроза, героиня признается Варваре в своих страхах. Она не боится умереть, однако не желает предстать перед Богом со всеми своими грехами и лукавыми мыслями. Этот страх в ее душе увеличивался с тех пор, как она стала думать о племяннике Дикого Борисе. Для ее чистой души даже одна мысль о любви к другому мужчине, не мужу, была греховна.
И только Варвара и Кулигин не боятся грозы. Для Кулигина гроза – это величественное и прекрасное зрелище, и ее разрушительную силу можно унять при помощи громоотвода, пользу которого механик-самоучка много раз пытается доказать купцу Дикому. Кулигин искренне не понимает, как люди могут видеть в грозе что-то пугающее, страшное, когда каждая травинка, каждый цветочек радуются такой погоде. Варвара же лишена моральных принципов: выросшая в среде «темного царства», девушка научилась лгать, когда это нужно, скрывать свои истинные чувства, искать и использовать выгодные прежде всего для себя обстоятельства. Гроза не представляется для нее страшным, отталкивающим явлением, так как она не чувствует себя грешницей.
Однако гроза – это не только явление природы, которое одних пугает, а других искренне восхищает, но и, как считал и сам автор, и многие критики, это образ-символ.
В основе конфликта произведения лежит столкновение Катерины — главной героини пьесы – с «темным царством». На фоне прекрасной волжской природы, завораживающей своей красотой глаз, рисуются картины невыносимой жизни простых людей. Власть в городе Калинове принадлежит таким, как Дикой и Кабаниха, которые держат в страхе не только своих родных, близких, но и всех горожан. Они тиранят свои семьи, угнетают домочадцев. Кабаниха делает это под видом заботы, благочестия, за закрытыми ставнями и высокими заборами. Дикой же не прячется ни за какими стенами, может позволить себе оскорбить любого человека в открытую. Представители «темного царства» живут по давно заведенным, вековым «домостроевским» порядкам, не желая открыться чему-то новому, прогрессивному. Черствые, эгоистичные, бездушные, они чувствуют свою власть и силу и упиваются этим. Ни Дикой, ни Кабаниха не привыкли считаться с мнением и чувствами людей, которые живут рядом с ними. Их волнуют только свои собственные проблемы и переживания, поэтому неудивительно, что даже их близкие люди стремятся убежать из дома, чтобы хоть на короткое время почувствовать сладкий вкус свободы и настоящей жизни.
Катерина – молодая замужняя женщина. Она росла в тихой, спокойной обстановке, в любви и ласке. Родители не чаяли в ней души, наряжали, словно любимую куклу, работать не заставляли. Героиня ухаживала за цветами, ходила в церковь, вышивала и слушала рассказы странниц и богомолок. Ей даже снились яркие, сказочные сны. Никто не ущемлял ее свободу, ее волю. Ее жизнь была полна гармонии и красоты. Выйдя замуж за Тихона Кабанова, она попала в другую атмосферу и потеряла эту гармонию. Она, словно прекрасный цветок в пустыне, чахла в душной, тесной обстановке.
Не умея лгать, изворачиваться, приспосабливаться, как Варвара, к тем условиям, в которых она живет, Катерина решила свести счеты с жизнью, бросившись с обрыва в Волгу. Это был своеобразный протест против «темного царства», которое толкает человека на подлость, ложь, лицемерие, губит в нем все самые светлые чувства. Ее поступок был похож на грозу среди ясного неба и, словно камень, брошенный в воду, всколыхнул застоявшееся «темное царство». Возвращая безжизненное тело Катерины, Кулигин говорит, что теперь над героиней никто, кроме Творца, не властен, она обрела долгожданную свободу. Тихон же, оплакивая жену, впервые осмеливается бросить в лицо матери обвинения в том, что это именно она довела Катерину до самоубийства. Это были первые вестники того, что устои «темного царства» пошатнулись и скоро они рухнут, уступая место новым порядкам и традициям.
Закрывая последнюю страницу, читатель остается убежденным в том, что название произведения многозначно. Используя грозу в качестве названия пьесы, А.Н. Островский действительно имел в виду не только прекрасное явление природы, которое обрамляет пьесу. Автор ассоциирует грозу с теми изменениями и преобразованиями в обществе, которые уже неизбежны.