Подготовка к сочинению горе от ума грибоедов

646 слов комедия александра грибоедова горе от ума является одним из наиболее поучительных и актуальных произведений отечественной литературы. оно принесло

(646 слов) Комедия Александра Грибоедова «Горе от ума» является одним из наиболее поучительных и актуальных произведений отечественной литературы. Оно принесло небывалую славу писателю. В нем автор подверг осмеянию устои и нравы светского общества той эпохи. Известно, что Грибоедов задумал написать произведение ещё в 1816 году, однако работу над его созданием он завершил лишь в 1824 году, ведь задача была непростой. Уникальность данного произведения обусловлена тем, что оно совмещает в себе признаки сразу трех литературных направлений. Кроме того, своеобразие пьесы обусловлено наличием в ней двух конфликтов: социального и любовного. Социальный конфликт выражен в противостоянии двух разных мировоззрений. Главным героем данного произведения является Александр Чацкий. Он выступает за прогресс, в отличие от окружающих. Рассмотрим поподробнее, каким предстаёт общество в комедии Грибоедова «Горе от ума». 

Автор наглядно изобразил борьбу представителей «века минувшего» и «века нынешнего». Консерватизм представителей «века минувшего» заключается в закостенелости взглядов, невежестве, предрассудках и ограниченности. Особое значение писатель придаёт описанию «старого общества». События разворачиваются в доме богатого чиновника, которого звали Павел Фамусов. Именно фамусовское общество олицетворяет в произведении «век минувший». 

В образе Павла Фамусова Грибоедов воплотил малообразованного человека. К собственной работе герой относился пренебрежительно, несмотря на то, что он занимал высокое положение в обществе. Свои обязанности Фамусов выполнял спустя рукава, зато старательно пристраивал своих родственников.

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну, как не порадеть родному человечку? 

Павел Фамусов является жадным и корыстным человеком. Героя интересуют лишь те вещи, которые ему могут принести выгоду. Также Фамусов был очень зависимым от общественного мнения. Для него было главным, чтобы окружающие одобрили его поступки. На людях герой «монашеским известен поведением», зато он проявляет свою истинную сущность, пока никто не видит. Так, он пристает к служанке и грубо ругает крепостных, а для дочери ищет мужа не по заслугам, а по размеру кошелька. Поэтому весьма не удивительно, что Фамусов старается держать вокруг себя людей, которые похожи на него самого. 

Полковник Скалозуб входит в окружение Павла Фамусова. Это очень ограниченный и глупый человек. Однако в представлении Фамусова Скалозуб является достойным женихом, ведь он богат, а его движение по карьерной лестнице успешно. Скалозуб проявляет знаки внимания дочери Фамусова. В данном союзе Фамусов видит выгоду, и это главное для него. Чувства для Фамусова не имеют никакого значения: «Кто беден, тот тебе не пара» — вот что он говорит Софье.

Молчалин также входит в окружение Павла Фамусова. Этот персонаж имеет низкий чин. Но ради достижения своих целей он готов прислуживать людям, которые занимают более высокое положение. Молчалин начинает ухаживать за Софьей из-за корыстных намерений. Он не питает к девушке никаких чувств. Молчалин является очень хитрым и лицемерным человеком. Но его поведение — это применение морали Фамусова в действии. Павел и его семья оказываются жертвами этой хищнической идеологии.

Старуха Хлестова — тоже яркий персонаж из фамусовского общества. Богатая дворянка не видит разницы между арапкой и собачкой. Для нее крепостные и людьми то не являются. Перед ней лебезят такие люди, как Молчалин, ведь она влиятельна.

Репетилов — достойное продолжение фамусовского общества. Он лишь повторяет модные сентенции о прогрессе, не понимая их. Сам же он женат на богатой девушке и живет за счет того, что так ругает.

Даже Софья является органичной частью фамусовского общества, ведь она беспринципно оклеветала человека, пытаясь ему отомстить. Она еще не завершила трансформацию, но уверенно идет по стопам своего отца.

Александр Чацкий является лишним человеком в этом обществе. Взгляды и убеждения этого персонажа существенно отличались от идеалов фамусовского общества. В образе Чацкого перед читателем предстаёт умный, рассудительный и порядочный человек. Обучение Александр проходил за границей. Когда герой вернулся на Родину, то столкнулся с представителями консервативного дворянства, которые не признавали прогресс и развитие. Разочаровавшись в окружении, главный герой решает покинуть дом Павла Фамусова. 

Образы помещиков олицетворяют в произведении испорченное общество, для которого выгода является главной жизненной ценностью. Читатель презирает фамусовское общество из-за его нечеловеческого отношения к крестьянам, галломании, невежества, подлости. Александр Грибоедов наглядно продемонстрировал картину дворянского общества в своем произведении. Автор высмеял ложные человеческие ценности, продемонстрировал борьбу, которая происходит между новым и старым поколением. Именно такому бездушному обществу бросает вызов Александр Чацкий.

Автор: Виктория Комарова

Н.А. Лобастова, учитель
русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 16 
города . Екатеринбурга

ПОДГОТОВКА
ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Конец
августа. Объявлены тематические направления очередного итогового сочинения.
Времени до первой среды декабря немного.  Поэтому сложился следующий алгоритм
подготовки обучающихся    к написанию сочинения по предложенным тематическим
направлениям
:

1.      Знакомство
с комментариями ФИПИ: внимательное прочтение, анализ.

2.      Определение
возможных аспектов направления.

3.      Словарная
работа (опережающее домашнее задание для учащихся).

Содержание этого этапа  может
быть разным в зависимости от формулировки тематического направления:

– определение
лексического значения тематических слов;

– подбор синонимов (антонимов)
к тематическим словам…

4.      Беседа
на основе вопросов, позволяющих учащимся поразмышлять над особенностями
направления.

5.      Отбор
и обсуждение литературного материала, необходимого для аргументации.

6.      Подбор
крылатых выражений, афоризмов по теме (опережающее домашнее задание для
учащихся).

7.      Знакомство
с темами обучающих сочинений. Комментарий к темам сочинений.

8.      Написание
обучающих сочинений в течение недели.

9.      Проверка
работ учащихся. Анализ сочинений: общий и индивидуальный.

Следует
отметить, что с требованиями к структуре и содержанию итогового сочинения
обучающиеся познакомились в 10 классе. В 11 классе повторяем пройденный
материал, дополняем теорию и практику в ходе анализа написанных сочинений,
совершенствуем умение строить аргумент, учимся «наполнять» аргументацию
адекватным содержанием, работаем над речевой выразительностью и грамотностью.

Результат
работы – тематические таблицы для учащихся, материалы которых они могут
использовать для  написания  сочинений в сентябре-ноябре и накануне итогового
испытания – в первую среду декабря.

Таблица
№1

Материалы к
тематическому направлению № 1

Человек
путешествующий: дорога в жизни человека

Комментарий ФИПИ

Тематическое направление нацеливает выпускника
на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий
и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных
героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве,
о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание
дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может
быть осмыслена не только в конкретном, но
и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать
о том, как человек на жизненном пути обретает практический
и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других
людей.
Обращение к художественной, философской, психологической,
краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам
и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство
познания действительности и внутреннего мира человека.

Определение тематического слова

Дорога – (перен.)
с
редство к достижению чего-либо. 

Путьпутешествие,
поездка, движение. 

Путь – направление деятельности,
направление развития чего-нибудь, образ
действий, жизни.

Словарная работа

Фразеологизмы со словом дорога: идти своей дорогой, проложить себе дорогу… 

Травелог  короткометражный
фильм-путешествие (жанр, описывающий путешествие в разных видах искусства)

Литература для аргументации

Литература
XIX века

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в 
Москву»

А.С.  Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Станционный смотритель»,
«Капитанская дочка», «Метель»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор»
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»,
«Железная дорога»

И.С. Тургенев «Отцы и  дети»…

Литература
XX века

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба  человека»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

А. Платонов «Юшка»
В.А. Каверин «Два капитана»

К.Г. Паустовский «Телеграмма»…

Зарубежная литература

О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»

А. де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»

 

Афоризмы

по теме

§  Важно не то
место, которое мы занимаем, а то направление, в  котором мы движемся. (Л.Н.
Толстой)

§  С любой дороги
повернёшь обратно,

И лишь
дорога жизни безвозвратна.  (Р. Гамзатов)

§  Истинное
назначение вашего путешествия – это не место на карте, а новый взгляд на
жизнь.  (Г. Миллер)

Примерные темы сочинения

1.     
Почему
тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе
XIX века?

2.     
Что
значит «идти своей дорогой»? 

3.      Какие ориентиры помогают не заблудиться на
жизненном пути?

4.     
Может
ли путешествие изменить мировоззрение человека?

5.     
Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это
постоянный выбор?

Таблица
№ 2

Материалы к
тематическому направлению № 2

Цивилизация и технологии —
спасение, вызов или трагедия?

Комментарий ФИПИ

Тематическое
направление заостряет внимание выпускника на достижениях
и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных
с ее плодами. Темы сочинений будут способствовать раздумьям
выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими
новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс
к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса
на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали
особенно актуальны на фоне вызовов пандемии
2020−2021 гг.            Темы позволят задуматься о диалектике
«плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих
и трагических последствиях развития технологий, о способах
достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями
и духовными ценностями человечества
.
            Примеры из философской, научной, публицистической,
критической и мемуарной литературы
покажут, как мыслители, деятели
науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят
его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным
произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том
числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Словарная работа

Цивилизация – уровень общественного развития, материальной и
духовной культуры, достигнутый той или иной общественно-экономической
формацией.
 

Технологии — внедрение техник и процессов, методов и
процедур для в целях обеспечения человеческих потребностей и желаний. (В
высокотехнологических обществах важное место занимают моральные и этические
составляющие
).

Вызов – угроза современной цивилизации (принять
вызов времени
).

Аспекты направления

§  Цивилизация и
культура (материальная и духовная).

§  Цивилизация и
гражданское общество.

§  Технологии и
мораль. Плюсы и минусы технологических новшеств.

§  Цивилизация и
природа.

§  Глобальные
проблемы человечества (экологический кризис, социальное неравенство,
демографический кризис, войны и др.). Роль технологий в решении глобальных
проблем. 

§  Цивилизация и
история. Уроки прошлого, прогноз будущего. Роль литературы в освещении
проблем современного общества (антиутопии, фантастические произведения и др.)

Литература для аргументации

Литература
XX века

Е.И. Замятин «Мы»
М.А. Булгаков «Роковые яйца», «Собачье сердце»

А.Р. Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»
И.А. Ефремов «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы»

Н. Заболоцкий Стихи «Я не ищу гармонии в
природе…»,

В.П. Астафьев «Царь-рыба» (повествование в рассказах)

Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
Ч. Айтматов «Плаха»
 

Т.Н. Толстая «Кысь» …

  Зарубежная литература

Г. Уэллс «Машина времени»

Дж. Оруэлл «1984»
Э. Вейер «Марсианин»
Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Афоризмы

по теме

§  Да
будут прокляты эти интересы цивилизации, и даже самая цивилизация, если для
сохранения ее необходимо сдирать с людей кожу (Ф.М.
 Достоевский)

§ 
Не надо смешивать цивилизацию
с культурой… развитие цивилизации отодвигает культуру все более и более
назад, игнорируя духовную сторону человека и отодвигая его к первобытному
звериному прошлому (А. Кони)

Примерные темы сочинения

1.      Можно ли
обойтись без науки в современном мире?

2.      Должен
ли учёный нести ответственность за научное открытие?

3.      Меняются
ли люди в условиях технического прогресса?

4.      К чему
могут привести научные открытия?

5.     
С какими вызовами сталкивается человек XXI  века?

Таблица № 3

Материалы к
тематическому направлению № 3

Преступление и
наказание – вечная тема

Комментарий ФИПИ

              Тематическое
направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как
социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями
закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

                Темы сочинений позволят анализировать и оценивать
поступки человека с правовой и этической точек зрения.
В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность
за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих
и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

                Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную
тему с научной точки зрения (юридической, психологической,
социальной, философской).
Богата названной проблематикой публицистическая,
мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место
занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского,

200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет
отмечать в конце 2021 г.

Словарная работа

Совесть – чувство
моральной ответственности за своё поведение; внутренняя оценка своих
поступков, нравственные принципы. 

Совесть – это способность
человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и
переживать свое несоответствие морально должному
.

Преступление  – (перен.) недопустимый,
непозволительный поступок.

Синонимы 

Преступление,
злодеяние, беззаконие, преступное деяние

Наказание,
расплата, возмездие

Раскаяние,
покаяние, осознание, признание

Аспекты направления

  • Неблаговидные поступки человека и их
    причины
  • Последствия неблаговидных поступков
  • Влияние неблаговидных поступков на
    человека и его окружение
  • Что такое справедливое наказание
  • В каких ситуациях допустимо мстить,
    осуждать, а в каких – великодушно прощать
  • Что значит жить по совести

Поразмышляем

Что
значит жить по совести?

Что
помогает человеку принять правильное решение?

Можно
ли простить человека, совершившего преступление?..

Литература для аргументации

Литература 
XIX века

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений
Онегин», «Выстрел», «Метель»

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

М.Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»…

Литература
XX века

М.А.
Булгаков «Мастер и Маргарита»

В.
Быков «Сотников»

К.Г.
Паустовский «Телеграмма»

Д.С.
Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Зарубежные детективы

А. Кристи, А. Конан Дойля и др.

Афоризмы

по теме !!!

Совесть — когтистый зверь, скребущий
сердце (
А.С. Пушкин)

Самую сильную черту отличия человека
от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его
выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен» (
Чарльз Дарвин)

Примерные темы сочинения

1.      Какую роль
играет совесть в жизни человека?

2.      Почему Ф.М.
Достоевский назвал совесть «действием Бога в человеке»?

  1. Что толкает
    людей на преступления?
  2. Можно ли понять и простить
    человека, совершившего преступление?

5.      Легко ли всегда поступать
по совести
?

Таблица № 4

Материалы к
тематическому направлению № 4

Книга (музыка,
спектакль, фильм) — про меня

Комментарий ФИПИ

             
Тематическое
направление позволяет высказаться о произведении различных видов
искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе
мультипликационное или документальное), которое является личностно важным
для автора сочинения.

            В сочинении раскроются читательские (зрительские,
музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации
значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может
быть разной:
сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных
событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики,
близость психологических и мировоззренческих установок автора
и выпускника.
            Высказываясь о произведении искусства с опорой
на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при
аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии),
мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих
трудов критиков и ученых.

Аспекты направления

  • Сильное эстетическое впечатление от
    произведения
  • Совпадение изображенных событий
    с жизненным опытом выпускника
  • Актуальность проблематики
  • Близость
    психологических и мировоззренческих установок автора
    и выпускника

Поразмышляем

Какова роль искусства в жизни человека?

Какое произведение искусства (книга, фильм,
спектакль, музыкальное  произведение ) оказало на меня сильное впечатление и
почему?

Какие литературные герои мне близки  и  почему?…

Материалы

для аргументации

Литература,
музыка, человек  

И.С. Тургенев «Стихотворения  в прозе»

Л.Н. Толстой «Война и мир»:

фрагмент — пение Наташи;

А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»

А.И Куприн «Гранатовый браслет»

А.Н. Толстой «Русский характер»

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»,
«Избушка в лесу»

В.П.  Астафьев «Последний поклон» (фрагмент о
воздействии музыки на душу человека)

М. Петросян «Дом, в котором…»

О. Генри «Последний лист»

Публицистика

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письма «Большое в
малом», «Самое большое», «Самая большая ценность жизни»)

Музыка

Д.
Шостакович Симфония № 7 («Ленинградская»)

Афоризмы

по теме

§  Искусство
– могучее средство исправления людского несовершенства (Т. Драйзер)

§  Музыка
– лучшее утешение для опечаленного человека (М. Лютер)

§  Музыка,
подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его  (Р.
Роллан)…

Примерные темы сочинения

6.      Может ли человечество
существовать без искусства?

7.      Какую
роль

чтение художественной литературы играет в становлении личности?

8.      Чтение какой
книги потребовало от вас душевной работы?

9.      Какой фильм
вы можете назвать шедевром?

10.  Как музыка
может помочь человеку пережить трудное время?

Таблица
№ 5

Материалы к тематическому
направлению № 5

Кому на Руси жить
хорошо? – вопрос гражданина

Комментарий ФИПИ

             
Тематическое направление сформулировано с отсылкой
к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения
которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает
возможность
рассуждать о самом понятии «гражданин»,
об общественной справедливости и личной ответственности гражданина,
о счастье и долге, о причинах социальных пороков
и способах их устранения, о необходимости помогать тем,
у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования
общественного и государственного устройства.
            Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских
вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться
на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности
выпускника.
            При раскрытии тем этого направления можно привлечь для
аргументации
примеры из художественной, исторической,
психологической, философской литературы и публицистики,
обозначая
при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Словарная работа

Гражданин – сознательный
член общества.

Сознательность –
умение,
способность правильно разбираться в окружающей действительности, определять
своё поведение.

Социальный – общественный,
относящийся к жизни людей.

Порок – тяжёлый
предосудительный недостаток, позорящее свойство.

Аспекты направления

Рассуждения:  

  • о понятии «гражданин»;
  • об общественной справедливости
    и личной ответственности гражданина;
  • о счастье и долге;
  • о причинах социальных пороков
    и способах их устранения;
  •  о необходимости помогать тем,
    у кого возникли жизненные проблемы;
  • о путях совершенствования
    общественного и государственного устройства

Литература для аргументации

Литература 

XVIII и XIX века

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

***

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

А.Н. Островский «Свои люди – сочтёмся!»,
«Гроза», «Бесприданница» и др.

Н.С. Лесков «Однодум»

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»,
«Поэт и гражданин»

М.Е. Салтыков-Щедрин Сказки

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Литература
XX века

А.П.
Чехов Рассказы

***

М.А.
Булгаков «Мастер и Маргарита»

В.П.
Астафьев «Царь-рыба»

Б.Л.
Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

А.И.
Солженицын «Один день Ивана Денисовича»…

Публицистика

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (Письма  3, 7, 46
«Самое большое», «Что объединяет людей»,  «Путями доброты»)

Афоризмы

по теме

§  Долг!
Ты возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека
над самим собой. (И. Кант)

§ 
Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки и такая сила,
которая бы пересилила русскую силу! (Н.В. Гоголь)

§ 
Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. (Н.А.
Некрасов)

§ 
Не стоит обращать внимание на разговоры окружающих, нужно просто
продолжать делать свое дело.

Примерные темы сочинения

1.      Как вы
понимаете высказывание Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но
гражданином быть обязан»?

2.      Бывает
ли общественное мнение ошибочным?

3.      Как вы
понимаете высказывание В.Г. Белинского: «Патриотизм, чей бы он ни был,
доказывается не словом, а делом»?

4.      Какие
социальные пороки опасны для государства?

5.      Может ли
каждый гражданин внести свой вклад в улучшение жизни общества?

Подготовка к уроку

Задание для класса: найти и отметить в тексте «Горя от ума» цитаты о любви.
Индивидуальные задания:
Как играли Софью в театре.
Два взгляда на образ Софьи: В.Белинский и И.Гончаров.
Взгляд М.Нечкиной на образ Софьи.
Взгляд Б.Голлера на образ Софьи.
См. Приложения
Процесс создания своего текста
1. О чём будет моё сочинение? (тема)
О любовном конфликте в пьесе Грибоедова.
2. Каков мой замысел? (идея, тезис сочинения)
В комедии «Горе от ума», по мнению И.Гончарова, два конфликта: любовный и общественный. В центре любовного конфликта София Фамусова и Александр Чацкий. В течение невероятно длинного дня главный герой пытается понять, кто избранник Софьи. Он, Скалозуб, Молчалин…
Мне кажется, что в пьесе Грибоедова только два человека умеют любить по-настоящему: Софья выбирает Алексея Молчалина, Чацкий же любит её. Так возникает фальшивый любовный треугольник.
3. Какой тип речи моего сочинения?
Рассуждение – это подтверждение основной мысли. Цель рассуждения – убедить другого. Надо найти доказательства, сделать обоснованный вывод.
4. Какова схема рассуждения?
I. Тезис (основная мысль сочинения)
Почему?
Потому что, так как.
II. Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста
Что из этого следует?
Поэтому, следовательно, итак, таким образом.
III. Вывод
Перекликается с тезисом.
5. Отбор материала для сочинения.
Текст произведения, литературно-критические статьи, литературоведческие и лингвистические труды, кино, театр.
Примерные правила создания сочинения (своего текста)
Заголовок (название) соответствует содержанию текста.
Сочинение должно быть завершённым.
Наличие всех необходимых частей сочинения.
Выражение собственной позиции.
Наличие авторитетного мнения: точка зрения литературного критика (историка, философа, психолога, известного современника и т.п.).
Взаимосвязь между частями текста: конец и начало симметричны (зеркало), логичные переходы (мостики).
Неплохо придумать адресата сочинения и мысленно обращаться к нему.
Литературная обработанность: отсутствие речевых, грамматических, логических и других ошибок.
Примерный план сочинения
Вступление.
А) Зачин.
Б) Тезис (моя позиция) + авторитетная точка зрения, с которой я (не) согласен.
Основная часть.
А) Что такое любовь?
Б) Обоснование: аргументы (обычно не менее трёх) и примеры из текста.
Заключение.
Вывод.
Словарная работа
Грибоедов, Александр Сергеевич, драматург, комедиограф, писатель, автор, создатель, творец, мастер.
Герой, персонаж, он (она), имя, фамилия,
«Горе от ума», произведение, пьеса, комедия, творение.
Точка зрения, по моему мнению, мне кажется, по мнению критика, мне (не) близка позиция.
Варианты эпиграфа
Любовь – это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими.
Эрих Фромм «Искусство любить»
Для большинства людей проблема любви состоит в том, чтобы быть любимым, а не в том, чтобы самому любить, точнее – быть способным любить.
Эрих Фромм «Искусство любить»
Любовь к кому-либо – это не просто сильное чувство, это решимость, это разумный выбор, это ответственность, это поступок.
Эрих Фромм «Искусство любить»

Вступление

Примерные варианты зачина сочинения
О писателе
В конце 18 века родился знаменитый русский драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Это был очень образованный и талантливый человек. В 1824 он создал выдающуюся комедию «Горе от ума».
О книге
В 1824 году появилась знаменитая русская комедия «Горе от ума». Её создателем является выдающийся драматург Александр Сергеевич Грибоедов. Это пьеса до сих пор популярна среди зрителей и читателей.
О себе
Я совершенно сознательно (не случайно) выбрал (а) именно эту тему сочинения. Любовный конфликт, мне кажется, является главным в пьесе Грибоедова. О нём я и хотел (а) бы поразмышлять.
Образ Софьи и её любовь: разные точки зрения (авторитетное мнение)
См. Приложение
В. Белинский (знаменитый литературный критик 19 века)
И что он нашел в Софье? Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит, а Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника, ползающую тварь, одним словом — Молчалина… Что такое Софья? Светская девушка, унизившаяся до связи почти с лакеем. Это можно объяснить воспитанием — дураком отцом, какою-нибудь мадамою, допустившею себя
переманить за лишних пятьсот рублей. Но в этой Софье есть какая-то энергия характера: она отдала себя мужчине, не обольстясь ни богатством, ни знатностию его, словом, не по расчету, а напротив, уж слишком по нерасчету; она не дорожит ничьим мнением, и когда узнала, что такое Молчалин, с презрением отвергает его, велит завтра же оставить дом, грозя, в противном случае, все открыть отцу. Но как она прежде не видела, что такое Молчалин? — Тут противоречие, которого нельзя объяснить из ее лица, а все другие объяснения не могут, как внешние и произвольные, иметь места при рассматривании созданного поэтом характера. И потому Софья не действительное лицо, а призрак.
И. Гончаров (выдающийся русский писатель 19 века)
Свое нравственное чувство стерпит, Лиза не проговорится, Молчалин пикнуть не смеет. А муж? Но какой же московский муж, “из жениных пажей”, станет озираться на прошлое!
Это и ее мораль, и мораль отца, и всего круга. А между тем Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в которой жили все, —
Свет не карает заблуждений,
Но тайны требует для них!
В этом двустишии Пушкина выражается общий смысл условной морали. Софья никогда не прозревала от нее и не прозрела бы без Чацкого никогда, за неимением случая. После катастрофы, с минуты появления Чацкого оставаться слепой уже невозможно. Его суда ни обойти забвением, ни подкупить ложью, ни успокоить — нельзя. Она не может не уважать его, и он будет вечным ее “укоряющим свидетелем”, судьей ее прошлого. Он открыл ей глаза.
До него она не сознавала слепоты своего чувства к Молчалину и даже, разбирая последнего, в сцене с Чацким, по ниточке, сама собою не прозрела на него. Она не замечала, что сама вызвала его на эту любовь, о которой он, дрожа от страха, и подумать не смел. Ее не смущали свидания наедине ночью, и она даже проговорилась в благодарности к нему в последней сцене за то, что “в ночной тиши он держался больше робости во нраве!” Следовательно и тем, что она не увлечена окончательно и безвозвратно, она обязана не себе самой, а ему! Софья Павловна вовсе не так виновна, как кажется. Это — смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота — все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию.
Французские книжки, на которые сетует Фамусов, фортепиано (еще с аккомпанементом флейты), стихи, французский язык и танцы — вот что считалось классическим образованием барышни. Женщины учились только воображать и чувствовать и не учились мыслить и знать. Мысль безмолвствовала, говорили одни инстинкты. Житейскую мудрость почерпали они из романов, повестей — и оттуда инстинкты развивались в уродливые, жалкие или глупые свойства: мечтательность, сентиментальность, искание идеала в любви, а иногда и хуже.
Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность (но и не “бог”, конечно) “свели ее” с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаз, — возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права. Без сомнения, ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нем вечного раба. Не ее вина, что из этого выходил будущий “муж-мальчик, муж-слуга — идеал московских мужей!” На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова.
Вообще к Софье Павловне трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий. После него она одна из всей этой толпы напрашивается на какое-то грустное чувство, и в душе читателя против нее нет того безучастного смеха, с каким он расстается с прочими лицами.
Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой “мильон терзаний”.
М. Нечкина (крупный советский историк 20 века)
Но кто такая Софья? Отметим прежде всего, что Молчалин — не первая, а вторая любовь Софьи. Ее первой любовью был Чацкий. Софья — вовсе не девушка, начитавшаяся французских романов и сочинившая по ним своего героя. Дело обстояло сложнее: она полюбила сначала живого человека — Чацкого, товарища своих детских игр, жившего в их доме, которого она ежедневно видела и хорошо знала. Любовь Софьи к Чацкому была чистым и глубоким девичьим чувством.
Чацкий был ее первой любовью, — это несомненная предпосылка всего любовного сюжета, о которой хорошо известно многим лицам в пьесе.
Итак, Софья когда-то любила Чацкого первой девичьей любовью, которая никогда не забывается. Но Чацкий уехал — сначала из фамусовского дома, в круг новых друзей, а затем и совсем из Москвы — в чужие края. Софья осталась одна в пустом и душном фамусовском доме. Она не могла доверить своего горя ни отцу, ни матери, — у нее не было матери. Значит, Чацкий не любил ее, раз мог покинуть, стала думать она: «ах, если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?» Так возникло ее «горе от любви». Она была оскорблена отъездом любимого человека.
Установим второе бесспорное положение: Софья любит не реального Молчалина, а выдуманный ею самою образ, не соответствующий действительности. Кого же она выдумала? Софья сама очень тонко обрисовала придуманный ею образ в рассказе о «сне», в разговорах с Лизой и Чацким. Основная черта придуманного ею образа — это всепоглощающая любовь Молчалина к ней, к Софье.
Реальный Молчалин не имеет ничего общего с выдуманным: это — подхалим и карьерист, злой обманщик и себялюбец, низкопоклонник и подлец. Он вовсе не любит Софью и не обладает качествами семьянина. Что же было двигателем в отборе этих выдуманных качеств сочиненного Софьей, нереального Молчалина? Двигателем этого отбора была, несомненно, ее первая — раненая любовь, ее чувство к Чацкому. Она выдумала своего Молчалина по контрасту с уехавшим, бросившим ее ради «поисков ума» Чацким. Молчалин — это Чацкий наоборот. Раненая любовь к Чацкому лежит в основе образа выдуманного ею Молчалина. Если первое чувство к Чацкому является основным двигателем в создании нового чувства и нового образа любимого человека, значит, это первое чувство не умерло, а живо. Если был бы нужен совет артистке, как истолковать эту трудную и «неясно начертанную» автором роль, — совет, на мой взгляд, может быть только один: глубоко подсознательно, сама этого не сознавая, Софья любит Чацкого. Это и есть глубокая подоснова образа и поведения героини.
Софья Павловна Фамусова — в сущности, один из самых первых появившихся в литературе художественных образов русской женщины. Вторая глава «Евгения Онегина», где впервые появляется Татьяна Ларина, стала известна широкому кругу читателей лишь в 1826 г., — года на два позже появления Софьи. Среди национальных черт художественного образа русской женщины имеется своеобразное качество: ум героини постоянно выделяется как авторская тема, как особо поставленная автором задача характеристики. С этой особенностью тесно связана и вытекает из нее другая: самостоятельность линии поведения. Ум русской женщины — особая тема нашей литературы, создавшей национальный женский образ. В русской действительности того времени уже возникли эти женские типы — умных женщин с самостоятельной линией поведения, отмеченных новыми чертами эпохи. Можно сказать, что трагедия горя от ума раскрыта и в том обстоятельстве, что умная героиня в силу сложных причин «предпочла дурака умному человеку», не могла простить любимому человеку, что он бросил ее и уехал «ума искать», выдумала новый образ возлюбленного и была жестоко покарана действительностью: истинно умный и истинно любимый человек уехал, порвал с нею.
Борис Голлер (писатель, критик 20–21 в.в.)
Поведение Софьи с Молчалиным было неблагопристойно! И более того: оно было скандально и таило в себе вызов! Факт, который следовало осмыслить с точки зрения его места в сюжете пьесы. Ибо Грибоедов не хуже своих критиков знал, как должна себя вести барышня “из общества”. Мы должны представлять себе, что эта девица ходит по лезвию ножа!
Что на самом деле в доме Фамусова бунт. Против привычной морали.
Отрешимся от привычностей и просто спросим себя: о чем здесь идет речь в первую голову? Вернее, о ком? о нем или о ней? Ну конечно, о ней! На всякий непредумышленный взгляд! Ну, а потом уже — о нем. Об этом самом — “умном человеке”, который “разумеется в противуречии с обществом”.
Но какое действие, происшествие выдвигает автор как зачин всех прочих событий пьесы? Как главную пружину ее? Единственное. Любовь этой девушки.
Это она — Софья — держит банк в этой игре. И все козыри (до времени) у нее на руках. А все остальные персонажи — в том числе и Чацкий (“главное лицо”), и Молчалин, и Скалозуб, и батюшка Фамусов, не говоря уже про гостей бала, — зависят от этой ее игры. И стало быть, располагаются на картине по сторонам от нее — как от некой оси.
“Горе от ума” — это пьеса Софьи. Это вовсе не значит — “о Софье” или преимущественно о Софье. Почему? Пьеса и о Чацком — и, может, больше, чем о ней. И о Молчалине, и о Фамусове, и о Скалозубе, и о гостях, что составляют вместе пресловутый “круг” — общество.
Но Софья “прокладывает курс” в пьесе. Именно ею движим, как любят выражаться шекспироведы, “магистральный сюжет” комедии.
Невероятная дерзость грибоедовского плана и состояла в том, что Чацкий — “главное лицо” — приезжает в дом, где все главное уже произошло. Без него. То есть, он “не действует сам, но подвергается действию со стороны объекта” (по определению).
А объект этот — Софья. Это единственный из ведущих персонажей пьесы, действия которого абсолютно самостоятельны и не зависят ни от чьих других. /…/
Сколь ни страшен Чацкий для фамусовского круга как “подрыватель основ и краеугольных камней”, ему ведь не дано по пьесе ничего взорвать. Все взорвано уже.
В промежутке между первым появлением Фамусова и вторым она успевает проститься с Молчалиным словами: “Идите; целый день еще потерпим скуку”. /…/
Этот день ожидания — и есть время пьесы.
Этой девушке не повезло в общественном мнении. После — в истории русской литературы… Софья была заведомо виновна. Она полюбила “не того”. Ее осудили, не выслушав.
София Грибоедова — главная загадка комедии. /…/
Но эта любовь к Молчалину! — скажете вы. Ну что ж!.. Тем трагичней и только — что к Молчалину! Трагическая любовь!.. Когда собственно качество чувства, сила чувства определялись предметом, на который оно обращено? /…/
К Молчалину и впрямь толкнула ее “доброта души”. Или то, что она приняла за доброту. Уступчивость, мягкость, терпимость. Что не часто встречалось на ее пути. Чего, может быть, недоставало ей самой… /…/
Только не “выдумала” Софья! Вот беда! Не выдумала! — сотворила! Любви дано творить собственную действительность — “по образу и подобию своему”… Пусть даже после творение окажется недолговечно.
Это — творческое чувство в основе своей. И та “энергия характера”, какую Белинский находил в Софье, была энергия творческая.
То, что назвал Толстой — “энергией заблуждения”…
Счастлива ли она — Софья — в этом заблужденьи своем?..
Иначе, наверное, и не могло быть в пьесе, в основу которой положено необъяснимое: безумный парадокс между масштабом чувства и предметом чувства. /…/
Сейчас “пьеса Софьи” (драма), которая развивалась до приезда Чацкого и успела подойти уже к опасному рубежу, упрется в другую — в “пьесу Чацкого”. Тоже драму. Которая только должна начаться. И возникнет сшибка, конфликт, обвал…
Параллельное голосоведение этих двух драм и составит собой контрапункт комедии. /…/
Поединок их двоих и есть главный конфликт пьесы. Тем еще усложненный, что это конфликт двух близких людей. Которые не только выросли вместе и знают друг друга. Но равновелики — по способности к борьбе и по силе переживания. По бунтарской природе своей. А тот, другой конфликт — Чацкого “со всем обществом”, с фамусовским кругом — возникнет лишь на почве личного. Вырастет из него… И уже нельзя будет понять, где конец одного и где начало другого. Потому что при этом конфликт общественный сделается личным, а личный, сугубо интимный — общественным.
Это и есть драматургия Грибоедова. /…/
Софья — главная ценность для Чацкого в фамусовской Москве. За ней, в сущности, или ради нее он и вернулся сюда. Но она и — главная цена, которую он должен заплатить за свой непримиримый конфликт “со всем обществом”. /…/
Софья — прямая родня Чацкого по духу. Но главный бой Чацкого выйдет против нее. И единственное, что по-настоящему останется в развалинах, когда он потребует карету и уедет, — это тоже она!
Грибоедов создавал новую традицию. Особого типа комедии. Российской. Грустной комедии. Печальной. Как после комедии Островского и Чехова.

Основная часть

Что такое любовь? Каковы признаки настоящей любви?
Эрих Фромм «Искусство любить. Исследование природы любви» (1956)
Выдающийся психолог, философ
Едва ли стоит подчеркивать, что способность любви, понимаемой как акт давания, зависит от развития характера человека. Она предполагает достижение высокого уровня продуктивной ориентации, в этой ориентации человек преодолевает всемогущее нарциссистское желание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в достижении своих целей. Чем более недостает человеку этих черт, тем более он боится отдавать себя — а значит любить.
Кроме элемента давания действенный характер любви становится очевидным и в том, что она всегда предполагает определенный набор элементов, общих всем формам любви. Это забота, ответственность, уважение и знание… Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Где нет активной заинтересованности, там нет любви… Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви: к ответственности. Сегодня ответственность часто понимается как налагаемая обязанность, как что-то навязанное извне. Но ответственность в ее истинном смысле это от начала до конца добровольный акт. Это мой ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть “ответственным” значит быть в состоянии и готовности отвечать”…Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было компонента любви: уважения. Уважение — это не страх и благоговение; оно означает в соответствии с корнем слова (геspicere = to look at) способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть. Уважение, таким образом, предполагает отсутствие эксплуатации. Я хочу, чтобы любимый мною человек рос и развивался ради него самого, своим собственным путем, а не для того, чтобы служить мне. Если я люблю другого человека, я чувствую единство с ним, но с таким, каков он есть, а не с таким, как мне хотелось бы чтоб он был, в качестве средства для моих целей. Ясно, что уважение возможно, только если я сам достиг независимости, если я могу стоять на своих ногах без посторонней помощи, без потребности властвовать над кем-то и использовать кого-то. Уважение существует только на основе свободы.
Настоящая любовь, с точки зрения Фромма, – это:
желание отдавать, а не брать,
забота,
ответственность,
заинтересованность в жизни и развитии любимого,
уважение.
Поиск доказательств в пьесе «Горе от ума»
Действие I, явление 4: Софья обманывает отца, сочиняет сон. Забота о любимом и ответственность за него.
Действие I, явление 7: Чацкий встречается с Софьей, видит в ней человека близкого по духу. Уважение, заинтересованность в развитии любимой.
Действие II, явления 7-11: падение Молчалина с лошади, реакция Софьи, затем – поведение Александра. Забота, желание отдавать, заинтересованность в жизни любимого (любимой).
Действие III, явление 1: высказывания Софьи о Молчалине, Чацкий не верит ей словам. Софья уважает своего избранника. Чацкий уважает Софью, видит в ней человека близкого по духу.
Действие III, явления 13-14: Софья стала источником слуха о сумасшествии Александра. Забота о Молчалине, ответственность за него.
Действие IV, явления 12-14: все покровы сорваны, Софья и Александр потрясены открывшейся правдой (у каждого – своя).

Заключение

Примерный вывод
В комедии Грибоедова только Софья Фамусова и Александр Чацкий умеют любить сильно и страстно, они, по словам академика М. Нечкиной, «под пару» друг другу. Но судьба лишила их счастья. «Горе от ума» — пьеса о трагической любви.

На чтение 5 мин Просмотров 2.1к.
Обновлено

Основной конфликт многое определяет в произведении, в частности его принадлежность к определённому направлению в литературе, а пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума» в этом плане является новаторской. Здесь несколько основных конфликтов, в то время как главным признаком классицизма было наличие только одного. Поэтому принято считать, что «Горе от ума» – первая реалистическая русская пьеса.

Первый конфликт – любовный, развивающийся между Чацким и Софьей, а второй – общественный, сложившийся между главным героем и фамусовским обществом. Пьеса начинается с образования и развития любовного конфликта: Чацкий вернулся в Москву к возлюбленной после долгого отъезда и столкнулся с её холодностью и непониманием. Постепенно этот конфликт перерастает в общественный. В поисках ответа на вопрос, любит ли его ещё Софья, Чацкий сталкивается с чуждой идеологией фамусовского общества. 

В пьесе образ Чацкого представляет собой «нового человека», тип новой личности начала 19 века. Главный герой противопоставляется всему консервативному московскому дворянству. В его монологах высмеиваются нравы, быт и идеалы этого общества. Он страстно придерживается идеи служения «делу, а не лицам». Ему чужды принципы фамусовского общества: стремление приспосабливаться к любой ситуации, прислуживаться, льстить, совершать все поступки ради личной выгоды. Именно обличение устаревших, изживших себя взглядов на различные социальные вопросы и является главной задачей пьесы «Горе от ума». Чацкий пытается открыть окружающим глаза на их пороки, на то, как они живут. Однако представители московской аристократии не слушают его, они не понимает свободолюбивые идеи прогрессивного человека, и объявляют Александра Андреевича сумасшедшим. Общественный конфликт оказывается неразрешимым.

В более глобальном плане, этот конфликт развивается между всем «веком минувшим» и «веком нынешним», прогрессивным дворянством и консервативным. Главный герой является единственным представителем «века нынешнего. Он выражает мировоззрение нового поколения, ценит идеи Просвещения и говорит о значимости науки и искусства. Этому человеку чужды какие-либо предрассудки, он не принимает сложившихся устоев и принципов, мечтает изменить жизнь своего государства в лучшую сторону. А старое фамусовское общество представляет собой «век минувший» и не приемлет смелых, новаторских взглядов. Люди, привыкшие к былым порядкам, не хотят их отпускать, в то время как новое активно вторгается в жизнь, пытаясь установить свои правила.

Основным представителем «века минувшего» выступает Павел Афанасьевич Фамусов. Он занимает влиятельную должность, знатен и богат. Автор воплотил в его образе все пороки аристократии того времени. Именно в доме Фамусова происходит действие пьесы и в честь него названо всё общество консервативных дворян, которые ценили в человеке только высокий чин, деньги и связи. Они презирали бедных и незнатных людей, заботясь лишь о своей персоне. Больше всего отца Софьи волнует мнение высшего света. Так, к примеру, после бала он заботится только о том, что скажет княгиня Мария Алексеевна.

Фамусов восхищается полковником Скалозубом, глупым и поверхностным человеком, единственной целью жизни которого является получение генеральского чина. Именно его Павел Афанасьевич хотел видеть мужем своей дочери, потому что он был богат, а именно это, прежде всего, ценилось в обществе. Личные качества не имели никакого значения, Фамусов категорично заявляет своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». По мнению этого человека, восхищения достойны только те люди, которые умеют прислужиться, ради продвижения по карьерной лестнице. Его искренне пугают прогрессивные взгляды Чацкого, ведь они угрожают привычному образу жизни. В лице Фамусова А.С. Грибоедов изображает всё консервативное дворянство в целом. Оно предстаёт перед читателями как общество людей, преклоняющееся перед чинами и деньгами. Московская аристократия страшилась всего нового и передового, потому что это могло нарушить их личное благополучие, привычный комфорт.

Конфликт настоящего и прошлого – одна из основных проблем того времени, освещённая в множестве произведений 19 века, в том числе и в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума». На момент создания произведения идеалы «века минувшего» были ещё очень крепкими. Однако в обществе уже образовывались противоречия, которые в дальнейшем заменят старые взгляды и ценности новыми. И хотя социальный конфликт занимает в произведении главенствующую позицию, автор поднимает ещё одну извечную проблему – трагедию неразделённой любви.

Ещё в экспозиции комедии стал намечаться любовный треугольник. Ночное свидание Софьи и Молчалина показывает, кому из молодых людей отдаёт своё предпочтение Софья. В это же время служанка Лиза вспоминает о Чацком, к которому когда-то её хозяйка испытывала тёплые чувства. Таким образом, становится понятно, что в любовной истории будут задействованы три лица: Софья, Чацкий и Молчалин. Однако с появлением главного героя параллельно с любовной темой, начинает развиваться и социальная, и в этом тесном взаимодействии сюжетных линий и заключается своеобразие конфликта пьесы. Любовная интрига завязала сюжет произведения и послужила поводом для возникновения противостояния между Чацким и «веком минувшим». Однако общественный конфликт всё же является основным, ведь «Горе от ума» – социальная комедия, главная цель которой заключается в обличении нравов дворянского общества начала 19 века.  

2 сентября 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Обзор направлений, примерные темы и подборка литературы.

itogovoe21-22.pptx
itogovoe21-22.pdf

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Примерные темы

  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
  • Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
  • Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
  • Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Что значит: идти ногу со временем?

Литература

  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Р. Брэдбери «И грянул гром»
  • Г. Уэллс «Машина-времени»
  • Д. Лондон «Любовь к жизни»

Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Примерные темы

  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Литература

  • В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
  • Ч. Айтматов «Плаха»
  • А. Платонов «Котлован»
  • А.И. Куприн «Олеся»
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие
  • Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»
  • М. Замятин «Мы»

Преступление и Наказание – вечная тема

Примерные темы

  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Литература

  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  • М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель»
  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

Примерные темы

  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Литература

  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • Юлия Кузнецова «Помощница ангела»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • Лермонтов «Герой нашего времени»
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • М. Горький «На дне»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
  • А. Н. Толстой «Русский характер»
  • А. С. Грин «Зелёная лампа»
  • Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

Примерные темы

  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  • Какими качествами должен обладать счастливый человек?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Что значит «быть в ладу с самим собой»?
  • Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • Может ли один человек изменить общество?
  • Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Литература

  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • А.С. Пушкин «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • Н.С. Лесков «Левша»
  • Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • М. Горький «На дне»
  • Горький «Старуха Изергиль»

Автор: Аксёнова Екатерина Михайловна.

Практико-ориентированные задачи. План квартиры, №1-5

Видеоуроки ОГЭ | Вчера, 19:15

На занятии рассмотрены задачи №1-5 про план квартиры из ОГЭ по математике (блок практико-ориентированных задач).


Справочник по основам Python

Информатика | Вчера, 19:07

100 страниц с последовательным изложением базовых конструкций языка программирования Python с объяснением, как они работают.


Лексика. Тренировочные задания

В работе предлагаются лексические упражнения разных видов.


  • Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе
  • Подготовка к контрольному сочинению памятный день 5 класс
  • Подготовка к итоговому сочинению по литературе 11 класс методика клише
  • Подготовка к классному сочинению по роману а с пушкина дубровский
  • Подготовка к концерту сочинение по картине