Подготовка к сочинению фонвизин недоросль

Автор: guru опубликовано 13.06.2021 обновлено 01.07.2021 696 слов комедия недоросль, впервые опубликованная денисом ивановичем фонвизиным в 1783 году,

Автор:
Guru
·
Опубликовано
· Обновлено

(696 слов) Комедия «Недоросль», впервые опубликованная Денисом Ивановичем Фонвизиным в 1783 году, является одним из наиболее ярких произведений русского классицизма. В этой пьесе автор откровенно высмеивает такие пороки современных ему представителей дворянского сословия, как невежество, скупость, лень, корыстолюбие, злоба. Многие моменты комедии кажутся не только забавными, но и фактически трагичными, Фонвизин широко использует в пьесе приемы резкого контраста и язвительной иронии. Читатели и сейчас стараются понять, какой смысл был заложен автором в комедии, остающейся весьма популярной уже на протяжении более двух столетий.

Первоначально «Недоросль» можно воспринять в качестве самой обыкновенной пьесы, носящей бытовой характер. В основе сюжета произведения находится предстоящее бракосочетание юной Софьи. Девушка лишилась родителей еще в детские годы, теперь она вопреки собственному желанию пребывает на попечении супругов Простаковых. Хозяйка дома, которая видит в Софье только обузу и «лишний рот», намеревается выдать сироту замуж за своего брата по фамилии Скотинин. Но внезапно становится известно о том, что Софья является наследницей немаленького состояния, что заставляет госпожу Простакову полностью пересмотреть свои планы относительно этой девушки. К тому же оказывается, что в самое ближайшее время должен приехать и дядюшка Софьи, и госпожа Простакова решает, что на ее подопечной следует жениться сыну женщины Митрофану.

Однако внезапно возвращается родственник и опекун Софьи Стародум, которого в течение длительного времени все считали умершим. Дяде сироты сразу же становятся понятными намерения недалеких и корыстных Скотинина и Простаковой. Мужчина полностью поддерживает стремление Софьи стать женой Милона, к которому девушка уже давно неравнодушна, причем чувство молодых людей является взаимным.

В комедии имеется и другая сюжетная линия, касающаяся непосредственно Митрофанушки, наследника четы Простаковых. Шестнадцатилетний юноша крайне избалован своей ограниченной и деспотичной матерью, он, как и госпожа Простакова, полагает, что человеку благородного происхождения учиться незачем. Педагоги, которых приглашают к парню его родители, лишь напрасно получают жалованье, Митрофан не усваивает ничего из того, что ему пытаются преподавать его учителя.

При этом недоросль, как называли в ту эпоху молодых дворян, еще не имеющих удостоверения о получении образования, становится наиболее комичным и вызывающим искренний смех читателей персонажем пьесы. Сцены обучения сына Простаковых выглядят чрезвычайно нелепыми, к тому же становится ясно, что Митрофан только дожидается окончания уроков, чтобы посвятить время более приятным для него занятиям.

Нельзя не заметить, что Фонвизин построил комедию в полном соответствии с законами такого жанра, как классицизм. В пьесе присутствуют и положительные, и отрицательные герои, отчетливо демонстрирующие замысел драматурга. Произведение можно с уверенностью назвать «комедией воспитания», поскольку именно правила и установки, заложенные в сознание человека в семье его родителей, определяют в дальнейшем его мировоззрение и поступки. Автор подчеркивает, что людей необходимо развивать и воспитывать в правильном направлении с раннего детства, иначе впоследствии они не в силах принести никакой пользы окружающим и однозначно не могут вырастить своих наследников достойными членами общества.

Взгляды Фонвизина на жизнь в целом и проблемы воспитания в комедии выражает Правдин. Именно этот персонаж отстаивает в пьесе идеалы гуманизма и принципы высокой морали, в отличие от Простаковой, для которой имеет значение исключительно материальное благосостояние. Женщину интересуют лишь денежные средства и звания, а вовсе не интеллектуальное развитие и такие понятия, как порядочность, гордость и честь. Основной смысл пьесы Фонвизина заключается именно в противопоставлении старинных и давно закосневших предпочтений помещиков, роль которых в произведении играют Скотинин и его сестра, и новых правил, олицетворяемых позитивными персонажами, а именно Стародумом, Правдиным, Милоном и Софьей.

Автор не сомневается в том, что устаревшие взгляды дворянского сословия необходимо изменить в кратчайшие сроки, в противном случае неизбежно наступят самые печальные и неблагоприятные последствия. Простакова и Скотинин усвоили те же взгляды на мир, которых придерживались их родители, таким же образом был воспитан и юный Митрофан. При этом Софья еще в раннем возрасте благодаря своим старшим родственникам восприняла гуманные и высоконравственные представления о жизни.

Смысл комедии Фонвизина скрывается в несложной истине о том, что ребенка следует вовремя и правильно воспитывать, прививая ему такие качества, как благородство, добросердечие, стремление к знаниям. Фамилии героев пьесы явственно отражают характеры ограниченных и совершенно неделикатных людей, Скотинины действительно чрезвычайно похожи на обыкновенных животных.

Невежество госпожи Простаковой и ее брата, а также абсолютное отсутствие у них приличных манер немедленно бросаются в глаза. Весьма заметны и алчность Скотинина и его ближайшей родственницы и желание добиться цели любым путем, нисколько не считаясь с желаниями и чувствами окружающих.

В финале пьесы эти двое терпят полное поражение, и автор подчеркивает закономерность их провала известной фразой о плодах злонравия.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Девятиклассники, планирующие связать свою жизнь с филологией или выбравшие для себя одну из творческих профессий, могут в 2022 году попробовать свои силы в выбранном направлении, сдав ОГЭ по литературе. В данном материале мы детально разберем, какие изменения произойдут в КИМах по литературе 2022 года, как должна быть организована эффективная подготовка в ОГЭ, а также затронем вопросы, касающиеся даты проведения экзаменов в 9-х классах.

Календарь ОГЭ 2022

Как известно, ОГЭ в последние годы был практически отменен. В 2020 году выпускники вообще не сдавали экзамены, а в 2021 сдавали только обязательные предметы. В 2022 году, как и было ранее, до начала пандемии, ОГЭ будет проведен в полном объеме и выпускники смогут сдать любые предметы из ранее доступных, включая и литературу.

ОГЭ по литературе в 2022 году | изменения, подготовка, дата проведения

В досрочном периоде 2022 года ОГЭ по литературе пройдет в понедельник 27 апреля 2022 года (основной день) и в среду 13 мая 2022 года (резервный день).

Даты основного периода пока не озвучены. В связи с нестабильной ситуацией на фронте борьбы с пандемией руководство предоставляет учебным заведениям возможность самостоятельно установить даты ОГЭ по литературе и другим предметам в 2022 году.

Осенние пересдачи традиционно пройдут в первой половине сентября.

Особенности экзамена

ОГЭ по литературе — уникальный экзамен. В нем нет ни одного задания с кратким ответом, все вопросы предполагают развернутое рассуждение. Ни удача, ни «метод тыка» здесь не помогут. Но сдать этот экзамен более чем реально, если основательно подготовиться.

Чтобы набрать высокий балл, надо изучить теоретическую базу и много практиковаться. Нужно не просто читать все подряд, а уделять внимание именно темам, необходимым для экзамена. Недостаточно просто писать сочинения — нужно тренироваться, опираясь на критерии, по которым вас будут оценивать.

Связь ОГЭ и ЕГЭ по литературе

В ЕГЭ так же, как и в ОГЭ необходимо написать 5 сочинений. Одно большое, соответствующее 5 заданию ОГЭ — и 4 мини-сочинения.

  • Задания 1-3 ОГЭ практически дублируют задания 8 и 15 ЕГЭ. Разница в том, что на ЕГЭ у вас не будет выбора из 2 вопросов, а значит готовиться надо серьезнее.
  • Критерии оценивания 1 и 3 заданий ОГЭ соответствуют критериям заданий 8 и 15 ЕГЭ. Критерии 5 задания ОГЭ идентичны критериям большого сочинения ЕГЭ;
  • Задание ОГЭ на сопоставление (№4) подготовит вас к более сложным заданиям 9 и 16 ЕГЭ. Там ученику не дадут в КИМе пример для сравнения. Он должен сам вспомнить два примера, опираясь на любую тему из вопроса.
  • Кодификатор ОГЭ по литературе на 75% состоит из произведений, встречающихся в кодификаторе ЕГЭ. Если хорошо подготовитесь к ОГЭ, не придется изучать все с нуля. Произведения, которые не встречаются в кодификаторе 11 класса, можно использоваться на ЕГЭ в заданиях 9 и 16. Там нужно привести по 2 примера на любую заданную тему.

Список книг для ОГЭ по литературе 2022 года

Несмотря на это, ОГЭ по литературе существенно проще и отлично подходит для начального этапа подготовки к ЕГЭ.

  • На ОГЭ по литературе оценивается грамотность всей работы – на ЕГЭ по литературе такого уже нет.
  • В Кодификаторе ОГЭ есть и зарубежные авторы, в то время как на ЕГЭ встречается только русская литература.
  • Также в ЕГЭ по литературе, помимо 5 сочинений, есть 12 заданий с кратким ответом.

Структура КИМа

Экзамен состоит из двух частей.

  • в первой части четыре небольших сочинения;
  • во второй — одно объемное.

Часть №1

Обратите внимание, что в ОГЭ по литературе 2022 год полностью отсутствуют тесты с ответами.

В заданиях №1 и 2 необходимо сформулировать ответ на один из предложенных вопросов в объеме 3-5 предложений. Оба задания могут относиться к лироэпическому, эпическому или драматическому отрывку.

Задание №1 ОГЄ 2022 по литературе

Задание №2 ОГЄ 2022 по литературе

Задание №3 связано с лирическим произведением (стихотворением). В нем нужно проанализировать текст, но уже с учетом особенностей поэзии. Экзаменуемым также предоставляется возможность выбрать один из двух вопросов.

За каждое из первых трех заданий дают по 6 баллов.

Задание №3 ОГЄ 2022 по литературе

В задании №4 только 1 вопрос. Девятиклассникам предлагают сравнить текст исходного стихотворения с другим, которое приводится ниже в этом же задании. Рекомендованный объем ответа 5-8 предложений. Это задание повышенной сложности, оно оценивается в 8 баллов.

Задание №4 ОГЄ 2022 по литературе

Часть №2

Во 2-й части ОГЭ по литературе 2022 году всего одно задание — объемное сочинение (не менее 200 слов). Составители предлагают 5 тем на выбор.

Задание №4 ОГЭ 2022 по литературе

Как подготовится к экзамену

Чтобы хорошо написать сочинение, нужно разбираться в композиции произведения, средствах выразительности (метафора, эпитет и т.д.), литературных терминах, направлениях, жанрах, таких понятиях, как — авторская позиция, идея, проблематика и т.д.

Что касается произведений, здесь выбор достаточно большой: от Ломоносова и Пушкина до Маяковского и Шекспира. Полный список произведений, на основе которых могут быть сформулированы задания для ОГЭ по литературе в 2022 году будет таким:

  1. «Слово о полку Игореве».
  2. М.В. Ломоносов. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должна быть «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»).
  3. Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль».
  4. Г.Р. Державин. Сборник лирики (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Памятник», «Властителям и судиям»).
  5. Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза».
  6. И.А. Крылов. Сборник басен (обязательно в сборнике должны быть басни: «Листы и Корни», «Волк на псарне», «Квартет», «Осёл и Соловей»).
  7. В.А. Жуковский. Стихотворения (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Море», «Невыразимое»). Сборник баллад (обязательно в сборнике должны быть баллады: «Светлана», «Лесной царь»).
  8. А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума».
  9. А.С. Пушкин. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И.И. Пущину», «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Не пой, красавица, при мне…», «Вакхическая песня»). Поэма «Цыганы». Роман «Евгений Онегин». «Повести Белкина». Роман «Капитанская дочка».
  10. М.Ю. Лермонтов. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», «Тучи», «Листок», «Ангел»). Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени».
  11. Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мёртвые души».
  12. А.Н. Островский. Сборник пьес (обязательно в сборнике должны быть пьесы: «Свои люди – сочтёмся!»; «Снегурочка»).
  13. И.С. Тургенев. Сборник повестей (обязательно в сборнике должны быть повести: «Ася», «Первая любовь», «Записки охотника»).
  14. Ф.И. Тютчев. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Весенняя гроза», «Ещё шумел весёлый день…», «Чародейкою-зимою…»).
  15. А.А. Фет. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Ласточки пропали…», «Еще весны душистой нега…», «На заре ты ее не буди…»).
  16. Н.А. Некрасов. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Железная дорога», «Тройка», «Душно! Без счастья и воли…»).
  17. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сборник сказок (обязательно в сборнике должны быть сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»).
  18. Ф.М. Достоевский. Сборник повестей (обязательно в сборнике должны быть повести: «Белые ночи», «Бедные люди»).
  19. Л.Н. Толстой. Сборник повестей (обязательно в сборнике должны быть повести: «Кавказский пленник», «Хаджи-Мурат», «Детство»). Рассказ «После бала».
  20. А.П. Чехов. Сборник рассказов (обязательно в сборнике должны быть рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий»).
  21. И.А. Бунин. Сборник рассказов (обязательно в сборнике должны быть «Танька», «Косцы»).
  22. А.А. Блок. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе…»).
  23. В.В. Маяковский. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся»).
  24. С.А. Есенин. Сборник стихотворений (обязательно в сборнике должны быть стихотворения: «Берёза», «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся…»).
  25. М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека».
  26. А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин».
  27. В.М. Шукшин. Сборник рассказов (обязательно в сборнике должны быть рассказы: «Срезал», «Чудик»).
  28. А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор».
  29. Проза второй половины XX в. Сборники произведений следующих писателей: Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, В.В. Быков, Ф.А. Искандер, Ю.П. Казаков, В.Л. Кондратьев, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, А.Н. и Б.Н. Стругацкие, В.Ф. Тендряков, В.Т. Шаламов.
  30. Поэзия второй половины XX в. Сборники лирики следующих поэтов: И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов.

Впрочем, для успешной сдачи экзамена знать произведения досконально не нужно. Достаточно изучить только те моменты и темы, которые встречаются на ОГЭ.

Читайте также:

  • ОГЭ по биологии в 2022 году
  • ОГЭ по информатике в 2022 году
  • ОГЭ по химии в 2022 году

Подготовка к сочинению фонвизин недоросль

Итоговое сочинения является допуском выпускника к ЕГЭ. Нужно получить за него зачёт.

Уже известны направления итогового сочинения 2022. Внимательно изучим их, вспомним свою читательскую полку, чтобы начать подготовку к этому мероприятию, намеченному на 1 декабря 2021 года.

Как известно, чтобы разворачивать собственное рассуждение в соответствии с поставленной задачей (не менее 250 слов), писать грамотно, самостоятельно, экспромтом (темы заранее не известны), нужно уметь доказывать позицию, формулировать аргументы, подкреплять их примерами из опубликованных литературных произведений, логично выстраивать соотношение между тезисом и доказательствами, создавать сочинение в отведенное время (не более 4 часов).

Это задача не одного месяца подготовки. За 3 месяца (сентябрь, октябрь и ноябрь) можно лишь освежить в памяти сюжеты и образы известных книг, прочитать сравнительно короткие новеллы, рассказы. Но на данный момент важно понимать, какому принципу следовать и что включить в свой круг чтения.

И ещё одно важное замечание: даны самые общие направления, конкретные темы выпускники традиционно узнают уже перед началом сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

В направлении два ключевых слова «путешествующий», «дорога». Почему человек отправляется в путешествие? По своей воле или по необходимости? Как долго и где он странствует? Что и кого встречает на своём пути? Как меняется? Кого из литературных героев можно назвать путниками, странниками, путешественниками?

Вспоминается классика:

Поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» (семь мужиков отправились в путь, бросив свои дома и забыв о будничных заботах, в поисках сáмого счастливого.

В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» отправилась на ярмарку невест на возках в Москву из провинции Татьяна Ларина, а Онегин отправился в путешествие, чтобы забыть о дуэли с Ленским.

Рассказчик радищевского «Путешествия из Петербурга в Москву» преодолевает дорогу между столицами, когда ещё не было железных дорог. Главы в этой книге соответствуют «станциям», остановкам, которые делал повествователь после дневного переезда на лошадях.

Отправляется за славой и карьерой из провинции Гасконь в Париж небогатый дворянин д’Артаньян (А. Дюма, «Три мушкетёра»).

Также едет испытать судьбу русский дворянин Пётр Гринёв (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»).

Приезжают из-за границы Владимир Ленский (А.С. Пушкин «Евгений Онегин») и Александр Андреевич Чацкий (пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

Странствует по югу России и Кавказу поручик Печорин (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»).

А уж за поездками Чичикова Павла Ивановича к помещикам и его жизнью в городе N мы всласть наблюдаем в поэме
Н.В. Гоголя «Мёртвые души».

С книгой И.А. Гончарова «Фрегат «Паллада»» можно идти в кругосветку и оказаться в Японии.

Свой путь испытаний и выбора проходят и Наташа Ростова, и Андрей Болконский, и Пьер Безухов в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Вместе с путником становимся слушателями Макара Чудры, старухи Изергиль (рассказы М. Горького).

С героем поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин», весельчаком и балагуром, проходим дорогами войны.

Вот классика, изученная на уроках литературы в школе. Но разве других книг не вспомним, кроме программных произведений? А надо бы!

Ясон с аргонавтами (Мифы Древней Греции), Одиссей (Гомер «Одиссея»), Гулливер («Путешествия Гулливера» Дж. Свифта), Робинзон Крузо («Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего 28 лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля кроме него погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами; написанные им самим» Даниэля Дэфо), Жак Паганель («Дети капитана Гранта» Жюля Верна), Филиас Фогг («Вокруг света за 80 дней» Жюля Верна), «Одиссея капитана Блада» Рафаэля Сабатини, Зебулон Стамп («Всадник без головы» Майн Рида), «Следопыт» Фенимора Купера, «Капитан Сорви-голова» Луи Буссенара, «Остров Сокровищ» Р.-Л. Стивенсон, «Повелитель мух» У. Голдинг, «Земля Санникова» В. Обручев...

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с её плодами.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Н.Г. Чернышевский «Что делать?», М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита», «Мы» Е.И. Замятина, В. Распутин «Прощание с Матёрой», «Часодеи» Натальи Щерба, Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка», Ж. Верн «Таинственный остров», «Двадцать тысяч лье под водой», «Пятнадцатилетний капитан», «О дивный новый мир» О. Хаксли, «1984», «Скотский двор» Дж. Оруэлла, Р. Брэдбери «Зелёное утро», «И грянул гром», «451 градус по Фаренгейту».

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 года.

А.С. Пушкин «Дубровский», М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», Н.В. Гоголь «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души», И.С. Тургенев «Муму», А.Н. Островский «Гроза», Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», М. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Ночь после выпуска» В. Тендряков, Эдгар По «Сердце-обличитель», «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд, «Матео Фальконе» Проспер Мериме, «Убить пересмешника» Харпер Ли.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и учёных.

Трудно посоветовать.

Рассказы и повести: «Девочка и море» М.А. Дудина, «Школьный альбом» Ю. Нагибина, «Первокурсница» Виктория Ледерман, «Разноцветный снег» Наталии Волковой, «Первая работа» Юлии Кузнецовой, «Дарвин» Евгения Гришковца, «Три твоих имени» Дины Сабитовой.

кольный альбом
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/114142/top-yurij-nagibin

Школьный альбом
Подробнее на livelib.ru:
https://www.livelib.ru/author/114142/top-yurij-nagibin

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н.А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 года. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

В 2021 году будет отмечаться 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова (10 декабря) и Ф.М. Достоевского (11 ноября), с произведениями которых связаны направления тем сочинения в этом году.

Д.И. Фонвизин «Недоросль», Н.В. Гоголь «Ревизор», И.А. Гончаров «Обломов», М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», Н.С. «Левша», А.П. Чехов «Человек в футляре», М.А. «Тихий Дон», В. Маяковский «Прозаседавшиеся», «Пара гнедых» и «Хлеб для собаки» В. Тендряков.

Краткое содержание пьесы «Недоросль» по действиям — это учебное пособие от Многомудрого Литрекона, которое поможет вспомнить сюжет книги и восстановить в памяти утраченные основные события комедии. Пьеса в сокращении — прекрасный способ восполнить пробелы в знаниях перед решающим экзаменом.

Действие I

Госпожа Простакова (провинциальная помещица) ругает своего слугу — портного Тришку — за то, что тот, по её мнению, сшил дурной кафтан для Митрофана — сына Простаковых. Помещица созывает няньку Митрофана Еремеевну и мужа, чтобы они оценили работу портного. Господин Простаков во всём повинуется жене, придерживается её мнения, постоянно пресмыкается перед ней, не имеет своей точки зрения и никогда ничего не говорит и не делает наперекор госпоже Простаковой — деспоту, управляющему имением. 

Появляется брат Простаковой — Тарас Скотинин. Новый кафтан для Митрофана сшили как раз по случаю женитьбы Скотинина. Тарас считает, что «кафтан сшит изряднёхонько». 

Вот-вот к Митрофану должны прийти учителя. Мать чересчур опекает сына — перекармливает, окружает чрезмерной заботой, воспитывая несамостоятельного, избалованного, наглого, неблагодарного юношу.

Входит Софья — девушка (дальняя родственница), которая живёт у Простаковых. Скотинин собирается на ней жениться. Софья приходит с радостной вестью — она получила письмо от своего дяди Стародума, который некогда уехал в Сибирь, чтобы заработать деньги честным путём. Выясняется, что прочесть письмо не может никто, — ни госпожа Простакова, ни её муж, ни её брат. 

Затем появляется Правдин — государственный чиновник, который приехал в имение Простаковых разбираться с бесчинствами и жестокостью со стороны госпожи Простаковой. Софья просит Правдина прочитать письмо от дяди. Стародум пишет о том, что вернулся из Сибири в Москву, заработав честным путём десять тысяч, наследницей которых он делает племянницу. 

Госпожа Простакова уводит Софью поговорить — чтобы уговорить её выйти замуж за Митрофана (помещицу привлекло наследство девушки). Но при этом Простакова делает вид, что устраивает брак Скотинина и Софьи. Скотинин, оставшись один, уходит прогуляться на скотный двор. Его привлекает другое наследство девушки — свиньи.

Действие II

Появляется Милон — офицер, жених Софьи, но влюблённые не виделись долгое время из-за военной службы юноши. Милон беседует с Правдиным — они старые друзья. Милон рассказывает Правдину, что он должен вести солдат в Москву, а также что давно не видел любимую девушку. О ней ему известно лишь то, что после смерти матери её забрала к себе в деревню какая-то «дальняя родня», но куда именно и кто — неизвестно. В этот момент появляется Софья. Молодые люди счастливы вновь встретить друг друга. Они разговаривают. Выясняется, что после известия о наследстве девушки, госпожа Простакова стала ласковой в обхождении с Софьей, а также хочет выдать её за Митрофана. 

Мимо проходит Скотинин. Правдин, Милон и Софья открывают ему правду о сестрице его — о том, что она вовсе не радеет за брак Скотинина и Софья, а устраивает женитьбу Митрофана. 

Далее все собравшиеся наблюдают, как Митрофан грубит Еремеевне, отказывается учиться. Митрофан и Скотинин бранятся друг с другом из-за свадьбы. 

Появляются супруги Простаковы. Помещица заискивает перед Милоном.

Приходят учителя Митрофана. Правдин расспрашивает их о том, где они сами получали образование и как попали на службу в дом Простаковых. Кутейкин — семинарист, который бросил учёбу, преподаёт Митрофану грамматику. Читать недоросль при этом так и не научился. Цыфиркин — отставной сержант, учит юношу арифметике. В отличие от Кутейкина, честен и добр, не корыстен. Вральман — и вовсе бывший конюх Стародума (но об этом станет известно позднее), представляется немцем, обучает мальчика светской жизни. 

Действие III

Правдин замечает в окно, что прибыл Стародум. Выходит встретить его, ведь они старые товарищи. Именно в разговоре с Правдиным Стародум рассказывает о своей жизни, о том, как и почему ушёл с военной службы и позже — со службы при дворе. 

«…решился я удалиться на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества; где требуют денег от самой земли, которая поправосуднее людей, лицеприятия не знает, а платит одни труды верно и щедро…».

Появляется Софья. Племянница и дядя счастливы видеть друг друга. Стародум сообщает девушке, что собирается увести её в Москву, где ушёл нашёл ей достойного жениха. Софья ещё не знает, что речь идёт о её возлюбленном Милоне. Но, уважая дядюшку, соглашается с его волей.  

Госпожа Простакова и её брат Скотинин тем временем устраивают драку. А Кутейкин и Цыфиркин сокрушаются о том, что за несколько лет Митрофан так ничему и не научился. Появляется Адам Адамыч Вральман, который считает, что преподаватели «уморить хотят ребёнка». Госпожа Простакова соглашается с ним, а сыну советует бросить учения, если они «опасны для головушки». Кутейкин и Цыфиркин высмеивают Вральмана и считают, что именно он и мешает Митрофану получить знания. 

Действие IV

Софья и Стародум беседуют вдвоём. Их разговор касается истинной добродетели и благородства, нравственности и воспитания. Стародум считает, что совесть —  друг человека и 

«степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами». 

Стародум получает письмо. Жених, которого он определил для Софьи, — племянник его хорошего товарища, графа Честана. Тут всё раскрывается: Стародум знакомится с Милоном, Софья рассказывает, что это и есть её возлюбленный. Стародум доволен знакомством с благородным и честным Милоном и рад предстоящему браку племянницы. 

Скотинин приходит к Стародуму с просьбой выдать племянницу за него. Стародум, конечно, против свадьбы Скотинина и Софьи. Скотинин выглядит глупо и нелепо, пытаясь расхвалить себя и свой «старинный род Скотининых». Тарас признаётся, что «трогают его свиньи».

Простакова и Скотинин пытаются выяснить, за кого же всё-таки Стародум выдаст племянницу: за Митрофана или за Тараса. Но им приходится узнать, что жених у Софьи уже есть, и они в скором времени отправляются в столицу. Тогда у жестокой и невежественной помещицы и её сына-недоросля возникает мысль остановить отъезд, выкрав девушку. 

Действие V

Сначала беседуют Стародум и Правдин. Второй рассказывает о поручении, по которому он проводит проверку в имении Простаковой. Также они говорят о благонравии, о воспитании, о благосостоянии государства и о просвещении. Внезапно они слышат шум. 

Это Милон поймал Еремеевну, которая пыталась выкрасть Софью, — по приказу госпожи Простаковой. Простаковым объясняют, что это незаконно, что Софья, Стародум и Милон могут жаловаться и подавать в суд. Тогда деспотичная помещица просит прощения у Софьи. Девушка её прощает. В тот же момент госпожа Простакова начинает отчитывать и ругать слуг, которые упустили Софью и не смогли выполнить поручение. 

Правдин зачитывает государственную бумагу, согласно которой у Простаковой изымают имение по причине её слабоумия и жестокости.

Выясняется, что Простакова не выплатила долги учителям Митрофана. Правдин решает расплатиться с ними сам. Кутейкин не против получить деньги, даже несмотря на то, что юноша ничему так и не научился за все эти годы. Цыфиркин же отказывается от денег — ведь арифметику Митрофан не выучил, работу свою преподаватель не выполнил. В итоге Кутейкин не получает ничего, а Цыфиркину платят, ведь он был честен. 

Тут же выясняется, что Вральман — никакой не немец и не знаток светской жизни, а бывший конюх Стародума. Он вновь просится к нему на службу — Стародум принимает его на работу. 

Стародум, Милон и Софья уезжают. Правдин желает им счастья. На восклицание Простаковой в адрес сына, что он один у неё остался, Митрофан отвечает грубо: «Отвяжись». Помещица падает в обморок. 

Автор: Мария Сербина

Среди ключевых персонажей произведения Недоросль стоит выделить госпожу Простакову. Характеристика этой личности поможет разобраться в смысле данной комедии и узнать, что именно Фонвизин с ее помощью хотел донести до читателя. Естественно, что после этого написать сочинение об образе Простаковой окажется гораздо проще.

Госпожа Простакова: характеристика героини

Характеристика героини Простаковой достаточно проста и понятна. Данная особа лишена загадочности. Она является достаточно жестокой дамой, которая ради достижения собственной цели готова пойти на все. Правда, при этом она с огромной любовью и трепетом относится к своему сыну. Она настолько слепо восхищается им, что даже не видит явных недостатков своего отпрыска. Именно за счет этого противоречия в Недоросле Простакова не может быть названа строго негативным персонажем.

Она довольно вспыльчива и злонравна, но весьма несчастлива. Именно поэтому она проявляет недовольство ко всему, что происходит вокруг. Ее не устраивают далеко не только лишь отношения с собственным супругом. Женщина возмущена экономикой, политикой, общественным положением. Правда глубоко вникнуть в эти проблемы ей не под силу.

В характеристике Простаковой из Недоросля Фонвизина стоит отметить, что данная особа проявляет явное отвращение к наукам. Она считает, что благополучие и стабильность достигается только при отсутствии развития. Это весьма прямолинейная дама, воспринимающая все буквально.

Краткая характеристика госпожи Простаковой может быть выглядеть следующим образом. Это достаточно властная помещица, которая попросту лишена всего человеческого. Она жаждет исключительно денег. Поэтому даже светлые чувства в ней проявляются в негативном свете. Она любит своего супруга, но руководит им. Она дорожит своим сыном, но чрезмерно опекает его.

Образ Простаковой

Образ Простаковой в комедии Недоросль является центральным. Именно вокруг этой персоны разворачиваются сюжетные линии. Кроме того, эта женщина является воплощением старого помещичества. Именно его автор высмеивает в собственном произведении.

Главную роль образ госпожи Простаковой играет даже в финале комедии. С его помощью выражается основная мысль. Таким образом он показывает, что мещанству наступает конец. Ведь именно через призму этого персонажа Фонвизин показывает особенности мещанства во всей его красе. Через эту женщину автору удается показать те черты, которые он ненавидит в обществе его времени.

Женщина не воспринимает собственных крепостных людьми. Она считает их далеко не самыми умными, бездушными машинами, призванными беспрекословно выполнять все ее поручения. Они вынуждены терпеть все наказания своей госпожи. Причем, нередко они оказываются беспочвенными. Простакова убеждена, что у этих людей не может быть добрых целей. Поэтому их следует держать в максимальной строгости.

Женщина не думает о чувствах и интересах других, они ей неважны. Для того же, чтобы обеспечить свое будущее, она идет на всевозможные хитрости и обман. Естественно, что при этом она сама загоняет себя в тупик. Именно поэтому финал оказывается столь трагичным. Помещица лишается своей деревни. Таким образом автор говорит о том, что вскоре исчезнет все мещанство. Ему нужно ответить за все совершенные преступления, остаться без всех благ. Как же при этом утверждает писатель, будущее будет строиться такими людьми, как Милан и Софья.

Внешность госпожи Простаковой

Даже если рассматривать характеристику Простаковой с цитатами, в точности описать ее внешность крайне сложно. Писатель данному моменту внимания практически не уделяет. Особый акцент делается на характере данной особы и ее поведении.

Фонвизин указывает, что некая доля вкуса у данной особы есть. Также говоря о ней, он указывает на некое сходство со Скотининым. Ведь эти персонажи являются братом и сестрой. Можно предположить, что это достаточно грузная, высокая дама, обладающая достаточно строгими чертами лица.

Характер и образ жизни

Характер у героини весьма сложный. Она весьма требовательна к тем, кто ее окружает. Правда ее требовательность весьма избирательна. Она по каждой мелочи придирается к своим крестьянам, но при этом не замечает серьезных проблем, которые имеются у ее сына. Кроме того, у дамы явно отсутствует чувство меры.

Найти какие-то положительные черты в ее характере попросту не удается. Она безжалостна и невероятно жестока. Женщина даже не стремится к тому, чтобы увидеть в окружающих и жизни как таковой хоть что-то положительное. Все ей видится исключительно в темных красках.

Разобраться в особенностях данной персоны поможет характеристика речи Простаковой. Здесь явно просматривается необразованность и отсутствие воспитания. Дама нередко произносит слова неправильно. Правда проскакивают при этом и литературные, книжные обороты. Например, когда она обращается к Стародубу, то пытается быть любезной, называет его бесценным гостем, высказывается весьма неординарно.

Несмотря на явную напористость, героиня труслива. Когда она понимает, что Стародуб не станет просто наблюдать за совершаемыми действиями, собирается противостоять, женщина кидается к нему в ноги и просит о прощении.

Во всех своих поступках дама руководствуется исключительно личной наживой. С целью обогащения она может решиться даже на преступление. Например, чтобы получить денежные средства Софии, она силой хочет выдать ее замуж за своего сына.

Простакова не умеет налаживать отношения с окружающими. Она настолько негативной видит реальность, что попросту не может с кем-то нормально общаться.

Отношения, которые у нее сложились с крестьянами, довольно сложные. Женщина считала их хуже животных. Естественно, что и относилась к ним соответственно. Дама отобрала у них абсолютно все, что только могла, держала их в постоянном страхе. Не желая потакать крестьянам, Простакова наказывала их даже без малейшей на то причины.

Хуже всего приходилось Еремеевне, которая являлась няней Митрофана. Понять, насколько плохим было отношение к этой женщине, поможет речевая характеристика Простаковой. Помещица называет ее старой ведьмой и даже собачьей дочерью. Она ругает няню за все без исключения. Простакова даже умудряется высказать свое недовольство по поводу того, что Еремеевна начала плакать в результате постоянных упреков. При этом няня хорошо выполняет свою работу. Правда госпожа этого упрямо не замечает.

В отношениях со слугами властная женщина является настоящим тираном. Она постоянно думает о том, что ее подчиненные ведут себя неподобающе. Чтобы совладать с ними, госпожа Простакова постоянно ругается и пререкается. Женщина с гордостью говорит своему супругу о том, как ругалась целый день. Мол, только благодаря этому в их доме все хорошо.

Не особо тепло госпожа относится и к Соне. До того момента, пока женщина считает ее беднячкой, то ведет себя с девушкой весьма грубо. Нередко она даже забывает об элементарных правилах приличия. Когда же Соня становится богатой наследницей, отношение Простаковой к ней кардинально меняется. Госпожа всячески проявляет любезность. Ведь теперь она видит перед собой не бедную родственницу, которой нужно предоставить жилье, а весьма хорошую партию для своего сыночка. Естественно, что при этом госпожа даже начинает проявлять нежность, ведет себя более воспитанно.

Отношения Простаковой с супругом также далеки от идеала. Она не считает, что ее муж достоин нежности и внимания с ее стороны. Он подвергается постоянным оскорблениям. Причем, грубые высказывания в его адрес дама произносит даже в присутствии посторонних. Госпожа не считается с мнением собственного супруга и руководствуется лишь своим. Единственным, кто может почувствовать ее любовь, является Митрофанушка. Правда ему это явно не приносит пользы. Так как опека матери становится чрезмерной.

План характеристики Простаковой

Составить характеристику Простаковой поможет план:

✔️ Место героини в комедии.
✔️ Положение в обществе и семье.
✔️ Особенности воспитания и стремление к обучению.
✔️ Цели в жизни и интересы.
✔️ Внешность женщины.
✔️ Речевые особенности.
✔️ Совершаемые поступки и особенности характера.
✔️ Отношения с другими героями.

В завершение остается сделать лишь выводы об образе Простаковой. На этом характеристика героини будет полностью завершена.

  • Подготовка к сочинению чудный собор 8 класс урок
  • Подготовка к сочинению храм покрова на нерли 8 класс презентация
  • Подготовка к сочинению рассуждению на лингвистическую тему 9 класс
  • Подготовка к сочинению по творчеству островского урок 10 класс
  • Подготовка к сочинению рассуждению 8 класс презентация