Из опыта работы по подготовке
к «декабрьскому» сочинению
по литературе в 11 классе
Автор: Мясоедова Наталья Владимировна
Организация: МБОУ СОШ №14
Населенный пункт: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск
Всем известно, что определены были пять основных направлений тем итогового сочинения для его проведения в 2014-2015 учебном году.
«Недаром помнит вся Россия…» ( к 200-летнему юбилею М.Ю. Лермонтова ).
Вопросы, заданные человечеству войной.
Человек и природа в отечественной и мировой литературе.
Спор поколений: вместе и врозь.
Чем люди живы?
Своеобразие работы заключается в том, что формулировка тем позволяет выбрать жанр сочинения: сочинение-рассуждение или эссе. Кроме того сочинение нужно написать с использованием литературного, художественного материала, а также личных впечатлений.
Подготовку к сочинению по русскому языку в формате ЕГЭ мы начали с детьми еще в 10 классе, поэтому я посчитала целесообразным объединить подготовку к ЕГЭ по русскому языку и к декабрьскому итоговому сочинению.
Мне помогло в подготовке еще и то, что за все эти годы я не переставала с детьми писать сочинения. Проблема возникала только в том, что сейчас доступен Интернет и дети повально списывали. Оценить такую работу для меня оказывалась сложным, поэтому приходилось формулировать своеобразные темы самой, чтобы они наталкивали на рассуждение.
На новом уровне пришлось повторить произведения, изученные не только в старших классах. При этом использовала различные методы обучению сочинения: чтение и разбор художественного произведения, усвоение теории сочинения различных жанров, выполнение разнообразных письменных работ на литературные и свободные темы, формирование умений создавать речевые произведения на различном материале.
Непосредственно в подготовке мне помогло участие в курсах, организованных ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, где мы разрабатывали проекты по всем Направлениям. Разобравшись в казавшемся «недоступном» сочинении, я организовала такую работу и с детьми. Они в группах писали эти проекты. Сначала мы работали над одним Направлением, а потом уже по аналогии они выполняли такую же работу и по остальным. В итоге, у нас получились проекты по всем Направлениям.
Поделюсь опытом организации такой работы. Это, конечно, только малая толика того, что с детьми проводилось.
- Сочинение начинается с темы, поэтому важно прочитать ее формулировку (о ком? о чём?) и выделить в нем ключевое слово.
- Работа над Вступлением и Заключением. Придумали идею для вступления и заключения, при этом учитывать “кольцевой” вариант их связи; ключевое (главное) слово формулировки необходимо “прописать” в одном из предложений вступления и заключения.
Дети писали «универсальное» вступление и заключение и «уникальное» ( по формулировке Е.В.Бузиной, ОмГУ им. Ф. М. Достоевского, к.п.н.): «универсальное» подходит к любой формулировке темы, а «уникальное»- конкретно к заданной теме.
Вот примеры детских работ.
Вариант 1 “универсального” вступления для Направления « Спор поколений».
Вопрос взаимоотношений отцов и детей стар как мир. Ещё в одном из древнеегипетских папирусов обнаружили запись, в которой автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи, и мир рушится. Почему же люди, живущие «под одной крышей» и зависящие друг от друга, не могут найти общий язык?
Вариант 2 «универсального» вступления.
Человечество находится в постоянном движении. Развиваясь, поколения за поколениями накапливают опыт, знания и стремятся передать это всё идущим следом. Но рождается новое поколение, которое уже по-иному смотрит на мир, ставит перед собою другие цели, не всё принимая из опыта предков. Что же оставить, а что взять с собой в жизнь новому поколению? В этом и заключается вечная проблема поколений.
Затем к «универсальному » вступлению добавляем «уникальное». Например, тема звучит так:
Как раскрывается «мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?
Вопрос взаимоотношений отцов и детей стар как мир. Ещё в одном из древнеегипетских папирусов обнаружили запись, в которой автор жалуется, что дети перестали уважать своих отцов, их религию и обычаи, и мир рушится. Почему же люди, живущие «под одной крышей» и зависящие друг от друга, зачастую не могут найти общий язык? Ответ на этот вопрос можно найти в произведениях русских и зарубежных писателей. Л.Н.Толстой неоднократно обращался к проблемам взаимоотношений в семье. Так, в романе « Война и мир» изображается несколько семей с разными взглядами на жизнь, различными нравственными ценностями.
Тема: Конфликт поколений: историческое и вечное. (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX — XX века.)
Человечество находится в постоянном движении. Развиваясь, поколения за поколениями накапливают опыт, знания и стремятся передать это всё идущим следом. Но рождается новое поколение, которое уже по-иному смотрит на мир, ставит перед собою другие цели, не всё принимая из опыта предков. Что же оставить, а что взять с собой в жизнь новому поколению? В этом и заключается вечная проблема поколений, которая часто приводит к конфликтам. Классическим примером непонимания между поколениями является роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Вариант 1 “универсального” заключения:
Проблема взаимоотношений поколений никогда себя не изживёт, она актуальна и в наши дни. Важно, чтобы люди, живущие рядом, стремились найти общий язык. Это возможно, если в основе отношений будут искренность, терпение и терпимость и, конечно, любовь.
Вариант 2 “универсального” заключения:
Задача установления равновесия во взглядах при столкновении «отцов» и «детей» сложна, а в некоторых случаях ее нельзя решить вовсе. Но, чтобы избежать конфликта, надо стараться быть повнимательней к своим близким, к самому себе, к окружающим. Надо уметь видеть рациональное зерно в том, что предлагалось предыдущими поколениями, чтобы построить достойное настоящее и будущее.
«Уникальное»:
- Проблема взаимоотношений поколений никогда себя не изживёт, она актуальна и в наши дни. Важно, чтобы люди, живущие рядом, стремились найти общий язык. Это возможно, если в основе будут искренность, терпение и терпимость и, конечно, любовь. Эталоном таких отношений в романе «Война и мир» является семья Ростовых.
- Задача установления равновесия во взглядах при столкновении «отцов» и «детей» сложна, а в некоторых случаях ее нельзя решить вовсе. Но, чтобы избежать конфликта, надо стараться быть повнимательней к своим близким, к самому себе, к окружающим. Надо уметь видеть рациональное зерно в том, что предлагалось предыдущими поколениями, чтобы построить достойное настоящее и будущее. Именно этого не смог понять герой И.С.Тургенева – Евгений Базаров, отрицая как негативный, так и положительный опыт прошлого.
Когда дети научились писать эти вступления и заключения, перешли к следующему этапу. Детям напоминается, что должны быть логическая связка, которая помогает плавному переходу в рассуждениях от вступления к основной части и к заключению.
Работа над основной частью совпадает со структурой сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ, где необходимо высказать собственный взгляд на выбранную тему, аргументировав позицию на основе одного-двух произведений отечественной или мировой литературы. Напоминаю, что обязательно Упоминание (включение) в содержании основной части ключевого слова из формулировки темы (2–3–4 раза или уместное количество раз).
Работу над Основной частью начали с повторения ключевых литературоведческих терминов: тема, тематика литературного произведения, проблема, проблематика.
Чем сложнее интересующее автора явление (то есть чем сложнее выбранная им тема), тем больше вопросов (проблем) оно будет вызывать, и тем сложнее для решения будут эти вопросы, то есть тем глубже и серьезнее будет проблематика литературного произведения.
Чтобы справиться с сочинением, нужно знать, какие бывают виды тем и как над ними работать.
Различают следующие виды тем:
- проблемные,
- сопоставительные,
- обзорные,
- темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя,
- анализ литературного произведения (лирики, драмы, эпических произведений),
- анализ эпизода,
- сочинение по цитате,
- смешанные,
- свободные.
Проблемные темы — те, основным содержанием которых становится постановка вопросов (проблем) научного, эстетического или этического характера. В формулировку таких тем зачастую входит сам термин «проблема».
Например: «Проблема прошлого, настоящего и будущего в поэме Н.Гоголя «Мертвые души»;
Если формулировка такой темы начинается со слова «проблема», то саму работу над темой начинайте с объяснения этого понятия. В таких темах нужно не отвечать на вопросы, а задавать их, ища при этом обязательного соответствия с теми вопросами, которые задаются авторами или продиктованы временем. Эти темы требуют обязательной строгой логичности изложения.
Сопоставительные темы — то есть предполагающие сравнение (сопоставление) двух и более объектов по признакам, определенным формулировкой. В формулировку таких тем обычно включается несколько объектов, соединенных союзом «и». Например: Отец и сын Кирсановы в романе И.Тургенева «Отцы и дети».
В сопоставительной теме равное внимание должно быть уделено всем объектам исследования, заявленным в формулировке. Сравнительные темы обязательно предполагают строгую последовательность изложения и наличие обязательных общих выводов и умозаключений, вытекающих из сравнения.
Обзорные темы отличаются широким охватом материала; нередко они предполагают только его описание или репродуктивное изложение (грубо говоря, пересказ). Иногда содержание таких тем составляет рассмотрение изменений объекта с течением времени (в рамках различных культурных эпох). В этом случае в тему включаются сопоставительные элементы. Например: «Москва и москвичи в изображении М.Булгакова».
Эти темы предполагают не столько глубину проработки материала, сколько ширину его охвата и умение видеть объект «сверху», разом отмечая все его основные особенности в их развитии. Требуется также приводить большое количество примеров из текста и уметь их сопоставлять.
Темы, связанные с раскрытием особенностей мастерства писателя предполагают хорошее знание литературоведческих понятий и отработанные навыки «обращения» с ними: вы должны уметь характеризовать литературных героев, анализировать художественные описания (пейзаж, портрет, интерьер), видеть особенности авторского повествования, разбираться в композиции произведения и т.д. Например: «Мастерство Л.Толстого в изображении истории».
Сочинения по цитате: здесь важно выявить тему цитируемого высказывания, сформулировать проблемный вопрос, «спрятанный» в цитате, и назвать те его аспекты, на которых вы собираетесь подробно остановиться в сочинении; если цитата взята из анализируемого произведения, это нужно указать; если цитата предполагает свободный выбор произведений, их круг нужно очертить во вступлении к сочинению (перечислить и кратко охарактеризовать согласно теме и проблеме цитаты), при этом нужно показать умение правильно отбирать произведения для анализа.
Безусловно, б́ольшая часть тем сочетает в себе элементы различных видов — и описательность (обзорность), и проблемность, и литературный анализ текста, и сопоставительность и поэтому предполагает разносторонний подход. Темы, в которых сочетаются разные подходы к произведению, являются смешанными. И здесь вам нужно самостоятельно определить, какой подход — обзорный, проблемный, аналитический или другой — вы изберете как ведущий.
Свободные темы предполагают широкую по содержанию формулировку, не «привязанную» к какой-либо литературной эпохе, автору или произведению. Они зачастую опираются на житейский опыт человека, но следует помнить, что экзамен будет не по философии и не по «житейскому опыту», а по литературе, поэтому материалом свободной темы следует выбирать именно литературные произведения, выводя при этом рассуждения за рамки чистого литературоведения, так как свободные темы в большей степени, чем все другие, допускают или даже приветствуют личностное отношение к тем или иным проблемам. Здесь требуется умение жестко отобрать материал анализа, отсечь лишнее, чтобы не уйти от темы, не упустить необходимого, чтобы тема не была раскрыта поверхностно.
Далее мы все программные произведения распределили по Направлениям. Получалось так, что одно и то же произведение можно было использовать в разных Направлениях. Надо учитывать еще и то, что все-таки не все дети читают. А здесь они видят, что прочитанные им произведения можно использовать с разных точек зрения.
Возможно, организовать такую работу поможет краткая примерная (каждый учитель может составить собственный вариант, опираясь на свой опыт) таблица, в которой исходные для написания сочинения-рассуждения тексты (часть С ЕГЭ) сопоставляются с тематическими направлениями итогового сочинения.
АВТОР, ЖАНР, НАЗВАНИЕ | НАПРАВЛЕНИЯ | ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ | ГЛАВНОЕ ИЗ СОДЕРЖАНИЯ |
Рассказ-притча Л. Н. Толстого «Чем люди живы» | Чем люди живы? | Сапожник Семён и Матрёна Странник Михайла Барин Женщина, вырастившая чужих детей | Живы они одною любовью. Кто в любви, тот в Боге и Бог в нём, потому что Бог есть любовь. “…есть в людях любовь”. “Не дано людям знать, чего им для своего тела нужно”. “…жив всякий человек…любовью”. «Припасает себе человек на год, а не знает, что не будет жив до вечера» «Только у меня воску в свечке, что они» |
М. Шолохов рассказ «Судьба человека» | Вопросы, заданные человечеству войной Чем люди живы? | Андрей Соколов, Ванюшка, рассказчик | рассказ в рассказе; Убийство предателя Крыжнёва в церкви Поединок Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала» «..глаза, словно присыпанные пеплом и наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть…» «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!…» Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. |
А. Платонов рассказ «Юшка» | Человек и природа в отечественной и мировой литературе Чем люди живы? | Юшка (Ефим, 40 лет, работал в кузнице) сиротка, ставшая врачом | рассказ о Юшке, простом, бедном человеке, больном. Самопожертвование ради жизни чужой девочки «Побеждай зло добром…» «Спешите делать добро» Юшка о людях: «Они меня без понятия любят… Сердце в людях бывает слепое» |
Отбирая произведения художественной литературы, я руководствовалась объемом произведения, насыщенностью тематики и изученностью обучающимися.
Основной принцип отбора текстов – посильность, ясность, четкость постановки проблемы, сформулированной в них,
Помогло также составление «словарика» афоризмов и цитат из произведений, которые можно использовать в сочинении. Здесь главное – небольшой их объем. И опять-таки, подбираем так, чтобы можно было использовать в разных темах.
Затем мы рассмотрели Критерии оценивания сочинения, размещенные на ФИПИ
Важно выполнить требования критерия №1 «Соответствие теме».
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
Необходимо выдержать структуру сочинения:
- во вступлении к работе должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее (приблизительно 50-70 слов)
- первый аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
- второй аргумент из российской или зарубежной литературы должен быть развернут и раскрывать мысль, заложенную в тезисе, демонстрировать умение выпускника анализировать художественный текст в аспекте выбранной темы (приблизительно слов 120)
P.S. Аргументацию можно строить и на одном произведении…(Приблизительно 260 слов). Помните, что художественных произведений на экзамене не будет! Все по памяти.
- вывод должен быть созвучен как вступлению, так и аргументам сочинения (приблизительно 50 слов).
К сочинению как главной работе по литературе на экзамене предъявляются строгие требования, поэтому говорю о самых распространенных ошибках, допускаемых в работе.
Содержание сочинения должно точно соответствовать выбранной теме.
Сочинение должно быть основано на знании текста.
В сочинении вы должны показать строгое и точное знание литературоведческой терминологии, которая вами используется. Если вы приводите термин, не имеющий в науке однозначного определения (например, символ), следует специально оговорить, что вы под ним понимаете.
В сочинении не должно быть фактических ошибок: нельзя путать и изменять имена персонажей (не Екатерина или Катя, героиня драмы Островского «Гроза», а Катерина; не Андрей — у Толстого, в «Войне и мире», а князь Андрей), нельзя путать события, их время и место, художественные детали и подробности, недопустимы ошибки в цитировании, в датировке и т.д.
Содержание сочинения должно иметь строго упорядоченную и хорошо прослеживаемую логику. Обязательно должны сохраняться основные элементы композиции сочинения: вступление («вход в тему»), основная часть (главные мысли и их доказательство), заключение (итоги по теме, выводы, «выход» из темы).
Все ваши мысли (идеи, тезисы, положения и т.д.) должны быть доказаны. Единственным аргументом является художественный текст. Ссылки на черновики, варианты произведений, дневники писателей, мемуарную литературу, а также литературоведческие труды и критику считаются сопутствующим материалом.
Цитаты должны быть абсолютно точными и правильно оформленными.
Стиль сочинения должен быть единым. Необходимо соответствие стиля и содержания сочинения.
Избегайте фамильярности в отношении авторов, о которых идет речь: нельзя называть писателей «Львом Николаевичем» (о Толстом), «Мариной Ивановной» (о Цветаевой), «Николаем Васильевичем» (о Гоголе) и т.п.: речь идет не о ваших соседях по лестничной клетке, а об авторах художественных произведений, и соблюдение читательской этики здесь обязательно!
Наличие эпиграфа не является обязательным требованием к сочинению.
Обратите внимание! Работая над сочинением, в том числе и над анализом эпизода, составляйте план рассуждений. Проблемный план предпочтительней, так как позволяет сразу сформулировать проблемные вопросы, развернутые и доказательные ответы на которые составят основную часть вашей работы.
Подготовка к сочинению проходила в тесном контакте с Е.В.Бузиной, к. п. н. ОмГУ им. Ф. М. Достоевского.
Методистами предложен незаменимый материал для практико-ориентированного семинара «32 ступени к успеху. Готовимся к сочинению»
Использованная литература:
- Как написать сочинение. Сост. Н.М.Елкина. — М., 1997.
- Полтавец Е. Как писать сочинение: Для школьников и абитуриентов. — М.: ЗАО ИЗД-во ЭКСМО-Пресс, 2000. Памятка выпускнику
- Мальцева О.Н., Найда А.В. «Система работы над выпускным сочинением», 2014г.
- А.Г.Нарушевич, И.С.Нарушевич «Итоговое выпускное сочинение в 11 классе»
- http://www.omsu.ru/ и материалы к.п.н. Бузиной Е.В.
- http://www.saharina.ru/metod/ege/
- http://ermakovaolga.ucoz.ru/
- http://perova3.jimdo.com/
- http://sochinenie11.ru/
- http://utchimwmeste.ru/
- http://5litra.ru/
Опубликовано: 30.09.2015
Уже в эту среду, 1 декабря, ученикам 11-х классов предстоит одно из основных школьных испытаний — итоговое сочинение. Оцениваться работы, как и прежде, будут по системе «зачёт-незачёт». Конечно, это не единственный день, когда можно получить допуск к ЕГЭ: дополнительные даты назначены на 2 февраля и 4 мая. Но, как говорится, зачем откладывать на завтра?
Темы итогового сочинения 2021/22 учебного года
- Преступление и наказание: тема позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести.
- Цивилизация и технологии: тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с её плодами.
- Книга обо мне: в сочинении раскрываются читательские, зрительские или музыкальные предпочтения, выпускник делится собственными интерпретациями значимого для него произведения.
- Кому на Руси жить хорошо: поставленный вопрос даёт возможность рассуждать о понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения.
- Дорога в жизни человека: выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства.
Объём, структура, время
Рекомендуемое количество слов — от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачёт» за невыполнение требования №1 и «незачёт» за работу в целом.
Структура:
- Вступление (50-70 слов). Во вступлении важно обозначить идею всего сочинения, отразить тезисы, которые ученик будет доказывать далее. В этом абзаце можно: 1) прокомментировать цитату или ключевые слова темы; 2) дать ответ на вопрос (в том случае, если тема сформулирована в виде вопроса); 3) дать определение главным понятиям темы; 4) рассуждать о значимости поднятой в теме проблемы.
- Основная часть (200-250 слов)
Тезис 1.
- Включает в себя доказательства, примеры (возможно несколько). Обращайтесь к литературным источникам, не забывайте указывать автора и название произведения.
- Микровывод — обобщение написанного. Важно: микровывод завершает только одну микротему, а не всё сочинение.
- Переход-связка к тезису 2.
Тезис 2.
- Включает в себя доказательства, примеры (возможно несколько).
- Микровывод.
- Переход-связка к выводу.
- Заключение (60-70 слов). В заключении следует сделать вывод, выразить собственное мнение к выдвинутой проблеме.
Время написания сочинения — 3 часа 55 минут.
Как получить зачёт
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по нескольким критериям:
- Соответствие теме.
- Аргументация. Привлечение литературного материала.
- Композиция и логика рассуждения.
- Качество письменной речи.
- Грамотность.
Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и №2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведёт к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.
Частые ошибки
По каким критериям ученики допускают больше всего ошибок? На самом деле, ошибки встречаются в каждом критерии, разберём все!
Соответствие теме
Одна из самых распространённых ошибок — непонимание формулировки проблемы / темы сочинения. Важно уметь не уходить от темы, а рассуждать только в рамках данной проблемы.
«Незачёт» ставится только в случае, если сочинение не соответствует теме, в нём нет ответа на вопрос, поставленный в теме, или в сочинении не прослеживается конкретной цели высказывания. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Аргументация. Привлечение литературного материала
По этому критерию школьники часто не в полной мере проявляют умение анализировать литературные произведения. Важно не пересказывать сюжет литературного источника, а проанализировать его, дать характеристику действиям героев.
«Незачёт» ставится при условии, если сочинение не содержит аргументации, написано без опоры на литературный материал, или в нём существенно искажено содержание выбранного текста, или литературный материал лишь упоминается в работе (аргументы примерами не подкрепляются). Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Композиция и логика рассуждения
В этом критерии «страдает» структура работы, ученики часто совершают логические ошибки или неверно выделяют смысловые центры сочинения.
«Незачёт» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Качество письменной речи
Наиболее распространёнными речевыми ошибками итоговых сочинений являются:
- речевые штампы и канцеляризмы;
- употребление просторечной лексики;
- нарушение лексической сочетаемости;
- употребление плеоназмов;
- речевые повторы;
- избыточное употребление синонимов.
«Незачёт» ставится при условии, если низкое качество речи (в том числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачёт».
Грамотность
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачёт» ставится при условии, если на 100 слов в среднем приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
Лайфхак: редактируйте!
Чтобы хорошо отредактировать итоговое сочинение, нужно перечитать текст 3 раза.
Первая вычитка — проверка орфографии. Необходимо обращать внимание на безударные гласные, гласные после шипящих, двойные и непроизносимые согласные. Если возникают сомнения в написании какого-либо слова, нужно определить, к какой части речи оно относится, разобрать его по составу и применить соответствующее правило.
Вторая вычитка — проверка пунктуации. Чтобы проверить постановку знаков препинания, нужно определить структуру предложения.
На что обращать внимание при постановке знаков препинания:
- Сложное / простое предложение.
- Однородные члены предложения.
- Обособленные члены предложения.
- Уточняющие члены предложения.
- Обращение, прямая речь.
- Вводные слова.
- Тире между подлежащим и сказуемым.
Совет: если сомневаетесь в постановке знаков препинания, лучше перестроить предложение.
Третья вычитка — итоговая проверка. Проверить текст на лексические, синтаксические, грамматические ошибки, устранить неоправданные повторы. Перечитать начало и конец каждого абзаца, убедиться в том, что между ними плавные, логичные переходы.
В конце календарного года самое время подвести итоги: сделать выводы из прожитого, подсчитать нажитое и запланировать то, что будет прожито и нажито в следующем году. Выпускник же — сверхчеловек, это всем известно. Он подводит учителя и все будущие поколения людей, подводит мысль к аргументу или заключению, вспоминает про подводы Наташи Ростовой, а уж от итогов камня на камне не оставляет. Ненавидя елки у «Пятерочек», первый снег и морозное утро, выпускник готовится к итоговому сочинению в попытках взять допуск к ЕГЭ силой… ума и эрудиции. Но мы-то знаем, что итоговое сочинение — азартная игра в экзамен, где достаточно просто знать правила. Как перевернуть эту игру так, чтобы быть сверху? Прочитай. Напиши. Выиграй!
Как и когда проходит?
Священный долг выпускника — получить допуск к Единому и Ужасному. Каждый год, в первую среду декабря, мы с друзьями ходим… на Итоговое сочинение. Суть проста: нужно написать эссе (более 350 слов — рекомендованный объем), состоящее из вступления, двух аргументов из литературы и заключения (всего 4 абзаца). В 2021-2022 году даты итогового сочинения таковы:
- 1 декабря — основная дата;
- 2 февраля — запасная дата;
- 4 мая — запасная дата (могут перенести из-за праздников);
Резервные даты итогового сочинения нужны для тех, кто…
- Не явился по уважительной причине;
- Не дописал работу по уважительной причине (например, упал в обморок от нервов);
- Не получил зачет.
warning! На заполнение сопроводительной макулатуры (серия и номер паспорта, ФИО и т.д.) должно быть отведено дополнительное время. Ваши без пяти минут четыре часа отведены только на написание эссе. В случае нарушения этого правила Вы можете подать жалобу.
В качестве альтернативы для людей с ограниченными возможностями представлена другая форма экзамена — итоговое изложение (норматив — 250 слов). На него выделяют на 1,5 часа больше, также организаторы предусматривают перерывы на перекус и другие надобности.
За сочинение юный автор получает либо «Зачет», что означает наличие допуска к экзаменам, либо «Незачет», что означает пересдачу. В любом случае у Вас есть еще два шанса, и статистика показывает, что все с грехом пополам получают заветный допуск. Подход к проведению ИС не такой уж жесткий, если сравнивать с ЕГЭ, так что удача улыбнется рано или поздно. Но на одну фортуну лучше не рассчитывать и писать на максимум баллов. Да-да, куда же без них? Баллы помогают (или мешают) гуманитариям поступить в вуз, так как засчитываются в числе общего количества по ЕГЭ и творческому конкурсу (если такой есть). В некоторых университетах жюри даже смотрят и оценивают Вашу работу по-своему.
Кстати, посмотрите новые способы, как добавить баллы к ЕГЭ.
Порядок написания
Итоговое сочинение проходит в Вашей школе. На экзамене события будут развиваться следующим образом:
- Участников сажают в порядке шахматных клеток;
- Организаторы зачитывают приговор и правила его исполнения, говорят о времени экзекуции и порядке обжалования ее результатов;
- Выпускники занимаются заполнением бланков регистрации, переписывая содержимое паспорта, а учителя все это проверяют;
- Вам выдают пять тем: по одной из каждого направления итогового сочинения. Вы можете выбрать любую из пяти тем, никто не может заставить Вас писать по какой-то определенной теме из списка;
- Преподаватели отсчитывают время начала и окончания мероприятия. На доске выводятся точные даты;
- Ученики начинают писать итоговое сочинение на выбранную тему. В процессе каждый автор может попросить дополнительные бланки или черновики — все это должен выдавать организатор, так как свои черновики принести никто не даст;
- За 30 минут до окончания экзекуции наблюдатели бьют тревогу и напоминают нам о быстротечности земного времени;
- Выпускники сдаются, но не теряют надежду на успех.
Правила
Правила проведения итогового сочинения знакомы всем, кто уже сдавал хоть какой-то экзамен. Понятно, что совсем нельзя или категорически запрещается…
- Форсить инфу в интернете;
- Обнародовать шпаргалки или гаджеты в кабинете;
- Вести ученые беседы с товарищами по несчастью;
- Производить громкие звуки и отвлекать соседей;
- Ждать «еще пять минут», если все отпущенное время вышло.
Списывать нельзя под страхом изгнания из класса. Однако еще до экзамена Многомудрый Литрекон советует Вам ознакомиться с аргументами, примерами сочинений и другими материалами для подготовки к итоговому сочинению, которые появляются ежедневно в нашем сообществе в соц.сети «ВК». Шпаргалки всегда нужно готовить, ведь во время их производства человек запоминает все, что записывал и сохранял, чтобы никогда не воспользоваться. Это подтвердит любой педагог и гусар: нет ничего эффективнее шпор, когда речь заходит о жизни и смерти, разговоре с собой и времени перемен…
Новые направления 2021-2022
Ох уж эти новые направления итогового сочинения 2021-2022 года! В стародавние времена, когда землю топтали представители древних цивилизаций, направления были простыми и понятными. Каждое из них представляло собой два антонима из этики, морали, философии или психологии. Поэтому всем Вангам было легко предугадать темы и готовиться по ним. Но в этом году нас здорово прижали: формулировки стали донельзя абстрактными и обтекаемыми. В их рамках можно поднять какую-угодно тему. Однако Многомудрый Литрекон все же выявил основные закономерности и основы новых направлений и уже снабдил их аргументами из русской и зарубежной литературы, на которые ведут ссылки:
- «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
- «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
- «Преступление и Наказание — вечная тема»
- «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
- «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Комментарии от ФИПИ и советы по раскрытию и подбору тем Вы найдете в данной статье.
Темы итогового сочинения 2020-2021
Согласно предначертанию мудрецов, темы для каждого региона появляются в сети за 15 минут до экзамена по местному времени. Все, что Вам обещают раньше и за деньги, относится к мифологии современного человека. Не стоит приобретать сомнительные ответы и ждать чуда, его не произойдет. Все многочисленные и неистребимые подделки предыдущих лет это доказали.
Однако многие темы, как и в предыдущие годы, Многомудрый Литрекон сможет угадать. Вот подборка таких тем на этот год. Чтобы быть готовым ко всем проявлениям фантазии экзаменаторов, нужно обратить свой взор на наши итоговые сочинения, которые выходят ежедневно. Более того, как только реальные темы выходят, наши авторы пишут их одновременно с выпускниками и выкладывают в свободном доступе, чтобы ученики, которым предстоит вернуться в феврале за своим допуском, могли спокойно готовиться по ним, как и их молодая смена. Все сочинения появляются и в нашем паблике. Многомудрый Литрекон не рекомендует нарушать правила ИС. Все материалы он предоставляет исключительно для подготовки к экзамену. В наше время репетиторы по карману не всем, и любая безвозмездная помощь будет кстати.
Примерные
Примерные темы можно предугадать, используя комментарии к направлениям и собственный интеллектуальный потенциал. Подборка наиболее вероятных тем итогового сочинения уже в открытом доступе. На нашем параде тезисов Вы увидите тех, кому, возможно, посчастливится занять место в списке реальных тем ИС. Эти тезисы помогут Вам успешно приготовиться к решающей схватке с финальным боссом.
Вы думаете, это все? Ошибаетесь, каждый день на «Литреконе» выходят новые работы, так что добавляйте его в закладки, он не подведет.
Реальные
Пока реальные темы итогового сочинения таковыми не стали: они еще не покинули сознания того, кто их обычно формулирует. Возможно, именно сейчас мысли спариваются в его голове и рождают новое семя — список реальных тем. Все, что мы можем сделать, собраться вместе в нашем паблике и ждать, пока до нас снизойдет истина. Уже несколько лет мы публикуем ее одними из первых и первыми среди равных.
warning! Не приобретайте темы и ответы! Многолетняя практика работы в этой сфере убеждает нас, что настоящих нет, зато каждый год появляются мошенники, которым удается обмануть сотни доверчивых выпускников. Не дайте шулерам переиграть себя в попытке смухлевать самостоятельно! Честная подготовка к итоговому сочинению дает отличный результат даже тем, кто не прочитал до корки ни одной книги. Это как с ЕГЭ: Вы можете быть очень умным, но получить меньше баллов, чем сосед по парте, который просто вызубрил клише, шаблоны и определения, чтобы забыть их на следующий день.
Подготовка к ИС
Как подготовиться к итоговому сочинению? Многие ребята машут руками, головами, свитшотами и спешат заверить, что эссе — это «изи». Написать его можно с одного маху, не готовясь и не заморачиваясь. Однако такой подход сгубил уже не одну и не две умных головы. Надеясь на свой феноменальный талант и мощный интеллект, выпускники пишут не по критериям и не по плану. В результате Вы вязнете в болоте собственных мыслей и не раскрываете тему. Потерять баллы в погоне за допуском очень легко: микровывод забыл – минус балл, Федора Михайловича Ивановичем назвал – баланс и вовсе стал отрицательным. Так что вступайте в наше сообщество и готовьтесь постепенно. У нас Вы найдете банк аргументов, примеры эссе и последние новости об ИС. Одной этой статьи, конечно, не хватит для достижения нирваны сданного экзамена, но если Вы будете ежедневно читать хотя бы одно-два сочинения или же подборку аргументов, Вас точно ждет атараксия — высший идеал мудреца.
Итак, вот план подготовки от Многомудрого Литрекона:
- Выберите для себя три наиболее понятных и близких направления и сконцентрируетесь на подготовке по ним. Это позволит сэкономить время и сделать подготовку более глубокой.
- Найдите три (или пять, если Вы можете похвастаться хорошей памятью) больших произведения, где будут аргументы по всем выбранным направлениям. Лучше всего прочитать или прослушать их целиком, чтобы знать все детали, имена, явки и пароли. Но в случае нехватки времени или интереса возьмите наши максимально достоверные краткие пересказы, на которые ведут ссылки. Например, в этом году на высоте будут: «Война и мир», «Анна Каренина», «Преступление и наказание», «Тихий Дон», «Мастер и Маргарита». В этих книгах в любом случае будет нужный аргумент. Чтобы сократить время на подбор примеров, используйте наши подборки аргументов из конкретных произведений. Лучше всего тренироваться писать эссе, используя выбранные книги в качестве материалов для аргументов.
- Заранее сделайте заготовки шаблонов вступления и заключения. Это поможет Вам не тратить время и силы на изобретение колеса. Запомните вводные конструкции и слова, образцы логических мостиков и других частей эссе. Применяйте их в каждой своей работе.
- При написании всегда следите за тем, чтобы каждое ваше предложение служило раскрытию определенной темы. Вы пишете только о ней! Во вступлении должен быть тезис (зарерайтите формулировку темы), который подкрепляют Ваши аргументы. Если тема «Как найти смысл жизни», не надо писать о том, что это такое лично для Вас. Не уходите от поставленной задачи, иначе заблудитесь в собственной мысли.
- Выпишите топ-10 (20, 30 или 100) своих ошибок и проверяйте каждое новое эссе сами, высматривая врагов и уничтожая их. Самоанализ гораздо эффективнее зубрежки.
- Каждый день просматривайте новые работы Многомудрого Литрекона. Их готовят для Вас обладатели высшего образования. Их опыт поможет Вам открыть в себе литератора.
Как написать
Правила оформления итогового сочинения просты:
- Сочинение проверяется только в том случае, если оно больше 250 слов. Рекомендованный объем текста — от 350. Больше 600 слов писать не стоит, есть риск допусти больше ошибок и запутаться. Да и проверяющий будет настроен к Вам негативно: он проверяет эти эссе почти бесплатно и в свое свободное время.
- Структура итогового сочинения вполне ясна: 4 абзаца (вступление, два примера, заключение).
- Распределение текста по объему: 1 абзац – 75 слов, 2 и 3 – по 100 слов каждый, 4 – 75 слов.
Минимум для допуска к проверке представляет собой 250 слов и худо-бедно подходящий по смыслу аргумент (хотя бы один).
warning! Работа без литературных аргументов проверке не подлежит, как и подвиги — забвению. Если на месте примера из книги будет всякая околесица вроде «Пьера Болконского» и «Дунечки Мармеладовой», его в расчет не возьмут, и проверять сочинение дальше никто не станет. Так что не стоит писать то, в чем Вы совсем уж не уверены. Из этого всего следует вывод: не берите тему, пока не убедитесь, что можете привести два полновесных аргумента.
Вот примеры итогового сочинения по каждому направлению:
- «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
- «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»
- «Преступление и Наказание — вечная тема»
- «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»
- «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»
Алгоритм написания итогового сочинения:
- Выбираем простую и доступную для понимания тему. Например, «Почему люди любят путешествовать?». Каждый из нас может назвать с десяток причин;
- Находим в формулировке вопрос, на который отвечаем, используя аргументы. В нашем примере это «По каким причинам герои литературных произведений, которые я хорошо знаю, любили путешествовать?». Ответив на него, Вы раскроете всю тему;
- Даем развернутый и последовательный ответ на поставленный вопрос. «Люди любят путешествовать, потому что им нравится получать новые впечатления, знакомиться с интересными людьми и расширять свой кругозор»;
- Подбираем аргументы из литературы, которые являются продолжением нашей мысли и ее иллюстрацией. Важно, чтобы они полностью подтверждали наше вступление, поэтому сначала продумайте примеры, а потом беритесь за вступление, чтобы не переписывать потом, подгоняя примеры под свои же расшалившиеся мысли. «Григорий Печорин из романа «Герой нашего времени» любил путешествовать, потому что новые впечатления отвлекали его от хандры и придавали скучной жизни хоть какое-то разнообразие».
- Следим за тем, чтобы в сочинении создавалась логика изложения. Необходимо беспрестанно сравнивать полученные строки с тезисом, и если Ваши словопрения вышли из берегов формулировки, то Вы можете смело их вычерпнуть. Наводнение из слов доводит проверяющих до приступов неконтролируемого жестокосердия. Представьте себе: они хотят домой, им еще готовить ужин, а тут еще 600 слов ни о чем и обо всем. Тут даже праведник «незачет» поставит! Поэтому мысленно задайте себе вопрос из вступления и ответьте на него последними фразами из аргумента. Если этот ответ не совпадает с поставленным вопросом, вычеркивайте и переписывайте до полного совпадения.
- Проверяем черновик и правим сочинение. Речевые ошибки можно распознать, представляя в воображении то, о чем идет речь. Например, «дорогая» у нас не цена, а товар. Цену мы называем «высокой», и проверить это позволяет мысленный график: низкая точка — это то, что мы готовы заплатить, а высокая — то, что хочет от нас получить продавец. Посчитайте повторы (это тавтология) и замените их по возможности на синонимы или местоимения, подходящие по смыслу.
- Читаем написанный текст про себя. Так проще выявить ошибки и неточности, они обычно режут именно слух, а не глаз.
- Переписываем на чистовик и читаем еще раз — вдруг опечатка?
warning! Не увлекайтесь своим исключительным знанием сюжета книги. Незначительные детали можно опустить, чтобы не раздувать текст. В попытке пересказать все произведение Вы теряете главную мысль и попадаете в ловушку. Помните: проверяют экзекуторы не память, а Ваши аналитические способности.
А вот и свежий план итогового сочинения в картинке:
О том, как научиться писать итоговое сочинение за неделю, мы написали здесь.
Список литературы
Многомудрый Литрекон подобрал для Вас универсальные книги, знание сюжета которых поможет Вам раскрыть любую тему. Анализ этих произведений поможет Вам подтянуть аналитические способности:
- Война и мир
- Евгений Онегин
- Тихий Дон
- Анна Каренина
- Отцы и дети
- Герой нашего времени
- Капитанская дочка
- Преступление и наказание
Подборки книг по направлениям итогового сочинения помогут Вам более детально подойти к подготовке литературного багажа. Вот они.
Критерии оценивания
Технари и другие представители физиков-неромантиков могут спать спокойно: для них существуют лишь «зачет» и «незачет». А вот тем, кто собирается наживаться на словоблудии, придется изучить критерии оценивания итогового сочинения более внимательно. Баллы, которые они получат за ИС, будут присовокуплены к их результатам на ЕГЭ. Более того, сам акт творчества предстанет перед судом приемной комиссии в вузе и попадет на стол к важным людям. Если вы хотите побаловать (а не отравить) их, то учитесь писать итоговое сочинение по критериям вузов и по школьным критериям, описанным ниже.
Школьные критерии для проверки итогового сочинения довольно-таки просты, их всего 6 (если считать только основные). Главное, чтобы Ваша работа отвечала трем из этих требований: соответствие теме, объем и аргументация. Если хоть один Вы провалите, зачета не видать, как и допуска к ЕГЭ. Как понять, подходит ли работа по этим критериям? Вот подробная расшифровка каждого критерия с примерами распространенных ошибок. Здесь же мы просто перечислим все критерии и кратко опишем их:
- Соответствие теме. Если содержание текста никак не вяжется с тезисом, работа не пройдет, как Балрог мимо Гэндальфа.
- Объем сочинения. Нужно не менее 350 для хорошего результата, но для зачета по этому пункту достаточно 250 слов.
- Аргументация (0-2 балла). Если Вы привели лишь один внятный аргумент, то получите один балл. Вас могут лишить зачета грубые фактические ошибки («Дмитрий Раскольников») или отсутствие привязки примера к теме (тема о войне, а пишите Вы о защите экологии).
- Композиция и логика рассуждения (0-2 балла). Если проверяющий захлебнется в бурном течении Вашей мысли, то баллов Вас лишат. Каждое предложение должно быть связано с другим логически.
- Качество письменной речи (0-2 балла). Если в тексте много речевых ошибок (тавтологии, плеоназмов и т.д.), баллы Вам спишут, как жизни в игре. Издевательство над родной речью трудно понять в прямом смысле слова, и мораль тут ни при чем.
- Грамотность (0-2 балла). Более 5 нарушений правил русского языка на 100 слов = «незачет» по данному критерию. Если у Вас проблемы с качеством письменной речи, попросите у организаторов орфографический словарь, так Вы хотя бы сократите количество недочетов.
Кроме этих шести первооснов успеха, есть еще 7 критериев, по которым Вам присваиваются баллы. Их и засчитают в приемной комиссии, если в вузе сочинения не проверяются отдельно и по внутренним критериям. В этом моменте гуманитариям лучше взяться за счеты. Перед Вами таблица баллов итогового сочинения:
Оригинальный подход | 0-1 балл | Если Вы готовы рискнуть, облагородив речь красочными тропами или усовершенствовав повествование интересными трипами, можете побороться за этот балл. |
Фактологическая точность | 1 балл | Не говорите о том, чего не знаете наверняка, иначе балл упорхнет восвояси. |
Ошибки речи | 0-2 балла | Один раз – не приговор, ибо 1-2 ошибки Вам скостят по доброте душевной. А вот 3-4 съедят целый балл. Мораль: не используйте того, в чем совсем не уверены. |
Нормы орфографии | 0-3 балла | У Вас есть право на 1 ошибку, а дальше баллы начнут таять, как снега в сказке «12 месяцев» и надежда в «Реквиеме по мечте». |
Самостоятельность | Принято верить в то, что все выпускники пишут сочинения сами. Ходят слухи о проверке на антиплагиат, но во многих школах нет даже туалета в здании, так что такие технические возможности есть далеко не везде. И все же лучше подстраховаться и оформлять цитаты как полагается. | |
Нормы пунктуации | 0-3 балла | Все знаки препинания должны стоять на своих постах, и только одному дано право отлучиться по нужде. Остальные будут наказаны (2-3 ошибки = -1 балл, 4-5 = — 2 балла). |
Нормы грамматики | 0-2 балла | Та же ситуация, что в предыдущем пункте. |
Самая топовая работа получит все 20 баллов. Но если Вы, наивный и несчастный выпускник, думаете, что все баллы будут проставлены рядом с результатами ЕГЭ, Вы жестоко ошибаетесь. Нельзя просто так взять и посчитать баллы по-человечески, без этой валютной конвертации и математической возни. Нужно перевести одни «бантики» в другие. Курс невыгоден, но что делать…
Баллы за итоговое сочинение рассчитываются так: от 0 до 4 баллов за сочинение – 0 по десятибалльной шкале;
- от 5 до 6 – 1 балл;
- от 7 до 8 – 2 балла;
- от 9 до 10 – 3 балла;
- от 13 до 14 – 5 баллов;
- от 15 до 16 – 6 баллов;
- 17 – равны 7 баллам;
- 18 – 8 баллам;
- 19 – 9 баллам;
- 20 – 10 баллам.
Результаты и апелляция
Результаты итогового сочинения всегда выдают в школе или том пункте, где Вы его писали. Если Вы есть на «Госуслугах», то уточнить их можно онлайн. Обычно проверка занимает одну рабочую неделю (иногда больше, иногда меньше). Если Вы поступаете на гуманитарное направление, будьте готовы на все 20 баллов: иногда именно жалких крох не хватает абитуриенту до заветного бесплатного места. Так что 10 баллов за чтение книжек и владение родной речью можно считать подарком судьбы, ведь, как бы мы ни были строги, нельзя отрицать, что итоговое сочинение написать гораздо проще, чем сдать ЕГЭ.
Но есть и более весомые доводы для мотивации: апелляции нет. Вы можете, конечно, подать заявление на перепроверку в специальную комиссию, это касается только тех работ, которые ребята пишут повторно. Если выпускник уже завалил две попытки, тогда он может уповать на пересмотр его результатов, то надеяться особо не на что. Если Вас не устроили баллы, полученные в основную дату, попробуйте добиться пересдачи в феврале. Кстати, Ваши результаты, в отличие от баллов ЕГЭ, не сгорят и не обновятся: они навсегда с Вами.
Многомудрый Литрекон желает Вам благоволения фортуны и успешного подведения итогов! Он готов помочь не столько словом, сколько делом, так что если у Вас остались вопросы, пожелания или требования к данной статье, изложите их в комментариях.
Через полтора месяца одиннадцатиклассников ждёт первое серьёзное испытание — итоговое сочинение. По результатам ИС ты будешь допущен к сдаче ЕГЭ (либо не допущен, но такой вариант мы даже не рассматриваем). За сочинение ты также можешь получить дополнительные баллы при поступлении, а это веский аргумент, чтобы подготовиться и написать итоговое хорошо.
Совет № 1: изучи темы
В нашем материале мы рассказали всё, что тебе нужно знать об итоговом сочинении. Там же ты найдёшь темы, которые ФИПИ определил для абитуриентов 2022 года. Для начала перейди по ссылке и выпиши их. Далее — выдели в каждой из них главную мысль и поставь вопрос, на который ты должен будешь ответить в своём сочинении. Поможет тебе в этом подсказка от ФИПИ.
Подумай, какая из тем тебе ближе или на какую ты сможешь привести больше аргументов. Для этого постарайся рассмотреть темы с разных сторон. К примеру, если берёшь «Преступление и наказание — вечная тема», то подумай, как можно раскрыть понятия «преступления», «наказания» и «вечности» темы. Делай акцент не на том, что преступления — плохо, а наказания — хорошо, а на причинах этого. Поразмышляй, почему преступления совершаются, в каких жизненных ситуациях находится человек, почему всегда следует наказание и так далее.
Совет № 2: подбери литературу
Хоть итоговое сочинение и не является проработкой школьной программы, отсылки к произведениям русской литературы от тебя всё же ждут. Это поможет тебе в аргументации своей точки зрения и в любом случае послужит плюсом. Если ты уже разобрал темы итогового сочинения 2022, то подбери к каждой из них подходящую литературу. Причём это могут быть не только художественные, но и научно-популярные книги.
Из названия темы тебе может показаться, что сочинение нужно написать по произведению. Например, как в случае с темой «Преступление и наказание — вечная тема». Да, безусловно, ты можешь обратиться к книге Достоевского, но тут скорее нужно раскрыть саму тему, а не написать пересказ произведения классика. Помимо «Преступления и наказания» можешь вспомнить «Леди Макбет Мценского уезда» Николая Лескова или Герасима из «Муму» Тургенева.
Совет № 3: сделай конспекты
Не исключено, что некоторые произведения ты мог забыть или вовсе не читал. Мы прекрасно понимаем, что перечитывать их в полном объёме — задача времязатратная (есть ведь дела поважнее, правда?). А краткие содержания обычно не запоминаются, а потом сюжет путается в голове. Как быть? Отличный выход — сделай мини-конспекты по каждому произведению!
Какая информация пригодится: имена героев, их роли, краткий сюжет. Также обязательно выпиши цитаты, которые сможешь использовать при аргументации в своём сочинении.
Совет № 4: продумай структуру
Мы уже рассказывали, как написать сочинение-рассуждение на любую тему, где подробно рассказали о том, какая структура должна быть в сочинении. Если кратко, то это: вступление, основная часть и заключение. В основной части должно быть три аргумента с разных сторон: пример из науки (факты), из литературы и личный опыт. По этой схеме ты легко сможешь продумать структуру сочинения на каждую из тем. Просто составь краткий план на каждую из них: что можешь сказать во вступлении, какую литературу вспомнить и так далее.
Совет № 5: поищи факты
Как мы говорили в предыдущем пункте, твоя линия аргументации должна содержать какой-то факт, пример из литературы и личный опыт, если с последними двумя пунктами ты ещё можешь справиться без подготовки, то факты придётся поискать заранее. Какими они могут быть? Наука, статистические данные, результаты опросов — в общем, всё, что может подойти к твоей теме. И да, факты обязательно нужно записать, потому что незаписанная мысль = потерянная мысль.
Совет № 6: почитай другие сочинения
Ты можешь поискать в интернете, какие сочинения абитуриентов предыдущих лет набирают больше всего баллов. Проанализируй их: как выглядит вступление, какие выбраны метафоры, какие примеры приводятся и так далее. Это нужно для того, чтобы у тебя была «насмотренность» — навык, который поможет тебе быстро определить, что хорошо написано, а что не очень. В идеале, конечно, потренироваться и самому писать сочинения, так как теорию всегда нужно закреплять на практике.
Надеемся, советы Адукар были для тебя полезными. Если вдруг у тебя начинается паника, то спешим тебя успокоить: ешё есть все шансы подготовиться к сочинение не просто на «хорошо», а на «отлично»! Поэтому не теряй времени приступай к изучению материала. И да, помни, что в сочинении важна не только творческая подача, но и грамотность. Навыки правописания можешь здорово прокачать на наших онлайн-курсах подготовки к ЕГЭ.
Готовься к ЕГЭ 2022 с АдукаромПрисоединяйся к нашему сообществу во Вконтакте! Там мы делимся полезными шпаргалками и хрустим мемами. И конечно, помогаем сдать ЕГЭ на 80+ баллов.Подписаться
Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Итоговое сочинение 2022: всё, что о нём нужно знать
Как написать сочинение-рассуждение на любую тему?
Насколько хорошо ты знаешь произведения из школьной программы?
Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.
***
Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжись с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.
Работа слушателя группы ФИЛ-2,
учителя Тереньгульской СОШ
Андрияновой Галины Ясоновны
Урок по литературе в 11 классе на тему
«Подготовка к написанию итогового сочинения»
Тематическое направление «Разум и чувство»
В основу данного урока положен системно-деятельностный подход, который предполагает системное включение учащихся в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.
Цель урока – подготовить учащихся к написанию обучающего сочинения по литературе (в формате итогового сочинения) в рамках тематического направления «Разум и чувство».
Задачи урока
Образовательные
— формирование универсальных учебных действий по созданию и редактированию связного текста.
Развивающие
— систематизировать знания учащихся о типе речи «рассуждение»;
— развивать умение составлять план, работать со схемами, ассоциативными рядами, ключевыми словами;
— развивать умение делать сопоставительный анализ, сравнительные характеристики, выделять в тексте главное, корректировать полученные образцы;
— актуализировать умение создавать собственное коммуникативное целое на основе имеющегося плана действий.
Воспитательные
— снизить уровень психологической тревожности перед экзаменом;
— развитие внимательности и собранности;
— воспитание патриотизма.
Тип урока — урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Данный тип урока выбран неслучайно. Он соответствует структуре урока данного типа и отвечает всем требованиям к современному уроку в условиях введения ФГОС.
План урока
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Обобщение и систематизация знаний.
— Подготовка учащихся к обобщенной деятельности.
— Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).
5) Применение знаний и умений в новой ситуации
6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.
1.Теоретический диктант
1) то, о чём или о ком говорится в тексте (тема);
2)замысел писателя, преследующего определённую цель в создании образов. То, к чему призывает, чему учит автор, ради чего пишет (идея);
3)основные слова, выражающие идею высказывания (ключевые слова);
4)кратко сформулированные основные мысли в одном предложении (тезисы);
5)структура, строение текста – это (композиция);
6)утверждение, приводимое в качестве доказательства тезиса (аргумент);
7)стиль, который воздействует на ум, чувства через художественные образы (художественный);
8)стиль, цель которого – воздействовать на читателя с целью побуждения
( публицистический).
9). Какой тип речи будет ведущим при написании сочинения (рассуждение)?
— Поменялись тетрадями, осуществим взаимопроверку. Образец правильных ответов на доске. Оцените, пожалуйста, проверяемые вами работы, используя пятибалльную систему. Безошибочная работа «5»,одна – две ошибки – «4»,три – четыре ошибки – «3», более «2».
2.Структура сочинения-рассуждения
1. Вступление. Определение и формулирование основной проблемы, которая будет доказываться в главной части сочинения. Проще всего тему сочинения сформулировать в виде вопроса. Каждому ключевому слову даём определение. После того как понятия определены, мы формулируем свой тезис (главную мысль), который и будем аргументировать в основной части сочинения.
2. Основная часть. Ответ на главный вопрос темы или последовательное доказательство главной мысли сочинения с учетом проблемы, поставленной во вступлении. Содержательное наполнение каждого абзаца сочинения: тезис (мысль, требующая доказательств), аргументы (доказательства), примеры (с использованием литературного материала), промежуточные выводы. Вы должны доказывать свой тезис, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (лучше взять два), избирая свой путь использования литературного материала. Вы можете показать разный уровень осмысления художественного текста: от элементов смыслового анализа (тематика, проблематика, сюжет, характеры) до комплексного анализа произведения в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. В главной части сочинения должны быть решены проблемы, поставленные во вступлении.
3. Заключение. Краткий и точный ответ на вопрос темы (сжатый итог всего рассуждения; цитата, содержащая в себе суть главной мысли сочинения; постановка новых проблем и вопросов в ракурсе темы, которые еще предстоит решить). Заключение сочинения должно перекликаться со вступлением к нему и содержать выводы по проблемам, поставленным во вступлении. Задача — подвести итоги рассуждений. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова «проблема», «образ» т.д., повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму — от вопросительной к утвердительной.
Обратите внимание
-
Сочинение станет поверхностным, если перегрузить его материалом, который только упомянут, но не проанализирован.
-
Сочинение будет неполным, если подобрать мало материала.
-
Произведение, которое вы используете как аргумент, пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные размышления и рассуждения по поводу того, как данная проблема раскрывается в указанном вами произведении.
3.Алгоритм работы над сочинением
-
Выбор и обдумывание темы сочинения.
-
Выявление ключевых слов темы сочинения.
-
Осмысление терминов и понятий в формулировке темы.
-
Определение главной мысли сочинения (мой тезис).
-
Подбор литературного материала.
-
Определение основных смысловых частей сочинения и их содержательного наполнения, составление плана.
-
Написание текста сочинения на черновике.
-
Редактирование, переписывание сочинения на бланк.
-
Работа с орфографическим словарём.
Аргументы к сочинению
-
Не менее одного произведения отечественной или мировой литературы (факты, взятые из литературных (художественных, публицистических, научных) источников;
-
факты из биографий писателей, учёных, художников, исторических и общественных деятелей;
-
общеизвестные исторические факты;
-
результаты сопоставления фактов, логические умозаключения.
Рекомендации
«Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности
Можно ли достичь некого равновесия (гармонии) между разумом и чувством?
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума».
Возможные формулировки тем сочинений
-
Можно ли достичь счастья, если слушать голос разума?
-
Внутренний конфликт: чувства против разума.
-
Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?
-
Разум и чувство- взаимно исключающие понятия?
-
Что правит миром — разум или чувства?
-
Стихия чувств и холод разума.
-
Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны.
-
Не надо давать надежду людям на взаимные чувства, если их совсем нет.
-
Нужно ли выплёскивать чувства наружу?
-
Если бы разум царил в мире, в нем ничего бы не происходило.
-
Как страшен может быть разум, если он не служит человеку (Софокл).
-
Должен ли разум подчиняться науке?
-
Разум – счастливый дар человека или его проклятие?
-
Всегда ли совпадают разумное и нравственное?
-
Почему всегда сложно сделать выбор между сердцем и разумом?
-
«За криком души часто не слышно голоса разума».
-
Как проявляются разум и чувства в экстремальных ситуациях?
-
Почему сложные решения рекомендуют принимать «с холодной головой»?
-
Когда «ум с сердцем не в ладу»? (Грибоедов А.С. «Горе от ума»)
-
Можно ли достичь некого равновесия (гармонии) между разумом и чувством?
Определение понятий
Из толкового словаря
«Разум –
1. способность логически мыслить, постигая смысл и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования.
2. Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания».
«Чувства –
-
способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса.
-
Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями.
-
Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни».
Слова-синонимы
Разум: ум, рассудок, интеллект, мыслительные способности, здравый смысл.
Чувства: ощущение, впечатление, душевный порыв, страсть, переживание, влечение, увлечение.
Произведения
разум | чувства |
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Татьяна – ее муж — Онегин) | А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Пугачев-Гринев) |
Л.Н.Толстой «После бала» (Иван Васильевич) | А.Н. Островский «Бесприданница» (Лариса) |
И.С.Тургенев «Отцы и дети» (Одинцова) | А.Н. Островский «Гроза» (Катерина) |
Л.Н. Толстой «Война и мир» (князь Андрей, Элен Курагина) | Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» |
А.И. Куприн «Олеся» (Иван Тимофеевич) | Л.Н. Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова) |
Е. Замятин «Мы» (жители Единого государства) | И.А. Бунин «Легкое дыхание» (Ольга Мещерская) |
А.И. Куприн «Олеся» (Олеся) | |
М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (Маргарита) | |
М. Митчелл «Унесенные ветром» (Скарлетт) |
Универсальные тезисы
Приведённые ниже цитаты можно использовать как эпиграфы к сочинению или тезисы к определенной теме.
Фирдоуси, персидский поэт и философ: «Пусть разум твой направляет дела. Он душу твою не допустит до зла».
У. Шекспир, английский поэт и драматург эпохи Возрождения: «Видеть и чувствовать — это быть, размышлять, это жить.
Н. Шамфор, французский писатель: «Наш разум приносит нам подчас не меньше горя, чем наши страсти».
Г. Флобер, французский писатель: «Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны».
Л. Фейербах, немецкий философ: «Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли — энергия характера, сила чувства — любовь».
А.С. Пушкин, русский поэт и писатель: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».
Н.В. Гоголь, русский писатель: «Разум есть, несомненно, высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями».
В.Г. Белинский, русский литературный критик 19 века: «Разум и чувство — две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой».
Л.Н. Толстой, русский писатель: «Каждое существо имеет органы, указывающие ему место в мире. Для человека этот орган есть разум».
М.М. Пришвин, русский писатель: «Нравственность есть отношение силы разума к силе чувства».
М.М. Пришвин, русский писатель: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств».
Э.М. Ремарк, немецкий писатель: «Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав».
Ключевые слова по теме: «внутренний мир человека», «гармония разума и чувства», «внутренний конфликт», «нравственный выбор».
Вступление
Жизнь часто ставит человека перед выбором. Свое решение мы должны принять «головой» или «сердцем». Разум — это способность логически мыслить, уяснять законы развития мира, постигая смысл и связь явлений. Поэтому разум как рациональная составляющая человеческого сознания дает нам возможность думать и действовать, опираясь на логику и факты. Чувства иррациональны по своей сути, так как в их основе лежат эмоции. Известный психолог Н.И. Козлов сравнивал разум с кучером, который видит, куда нужно ехать повозке, запряженной лошадьми-желаниями. Если лошади бегут по проторенной дороге, то вожжи можно ослабить. А если впереди перекресток, то нужна крепкая рука кучера. Нужна воля.
Конечно же, это аллегория. Но смысл ее понятен: разум и чувство — важнейшие составляющие внутреннего мира человека, влияющие на его устремления и поступки. На мой взгляд, человек всегда должен стремиться к гармонии между разумом и чувствами. Это и есть секрет настоящего счастья. Чтобы доказать свою точку зрения, обращусь к произведениям русской литературы…
Основная часть. Аргумент из литературы. Л.Н. Толстой. «Война и мир»
В романе «Война и мир» Л.Н. Толстого часто ставит своих героев перед выбором «между велением чувства и подсказкой разума».
По мнению знатного вельможи екатерининского времени, князя Николая Андреевича Болконского, «… есть только две добродетели: деятельность и ум». В семье Болконских царит разум, а не чувства. Отправляя своего сына в действующую армию, старый князь даёт ему напутствие: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повёл себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно». Безусловно, Н.А. Болконский воспитывает своего сына в лучших традициях русского дворянства: человек должен обладать чувством собственного достоинства, беречь честь офицера, быть настоящим гражданином. Это всё верно. Но какой же путь прошел Андрей Болконский? Был ли он счастлив? Давайте вспомним ключевые эпизоды из жизни толстовского героя.
Сначала – тщеславие, увлечение идеями наполеонизма. Тулон – это первая победа Наполеона, начало его карьеры. И князь Андрей мечтает о своем Тулоне: «Я хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, я не виноват, что хочу этого, что для одного этого я живу». К счастью, герой вскоре поймет ложность своей цели.
Что же дальше? Деятельность на благо России, работа под началом Сперанского. Но опять разочарование: реформы, задуманные Сперанским, далеки от насущных интересов народа.
«Надо жить, надо любить, надо верить», — говорит князю Андрею его приятель Пьер Безухов. И молодой Болконский, вняв этому мудрому совету, постепенно возвращается к жизни. Он влюбляется в юную Наташу Ростову, весь отдаваясь этому новому, искреннему, такому непривычному для него чувству. Простота, естественность, открытость Наташи, её желание любить и быть любимой не могут не привлекать. Но неожиданно в отношения героев вмешивается светский щёголь Анатоль Курагин, который так же, как и наша героиня, живёт «легко и уверенно, с чувством полной свободы, не зная вопроса: зачем?». Запутавшись в своих чувствах, Наташа не может решить, кого же она любит по-настоящему: Болконского или Курагина. Молодые люди в восприятии эмоциональной Наташи сливаются в один образ. И героиня, доверяя чувствам, а не разуму, выбирает Анатоля. Почему? Ответ очевиден: она хочет радоваться жизни, любить сейчас, не откладывая на год своё счастье.
Позже, поняв свою ошибку, Наташа горячо раскаивается. Ей важно услышать слова прощения от жениха. Но мы помним, что в Болконском преобладает разум над чувствами. Гордый и самолюбивый князь Андрей не умеет прощать чужие ошибки, не умеет быть великодушным. В его отношении к Наташе было больше эгоизма, чем любви. Снова разочаровавшись в жизни, Болконский сознательно подавляет в своём сердце, так и не научившемся любить, добрые чувства. Голос разума заставляет его принять такое решение.
И опять новый жизненный виток – Бородинское сражение. Сражаясь против своего бывшего кумира Наполеона, князь Андрей наконец-то понимает, что стремиться нужно не к личной славе. Главное для офицера, дворянина — любовь к Отечеству. Чувство патриотизма объединяет Болконского с простыми солдатами, потому что он пришёл к важному жизненному выводу: исход битвы зависит не от действий главнокомандующего, а от «духа войска». И он, обычный полковой командир, может этот боевой дух создать. Но в сражении князь Андрей смертельно ранен. Перед смертью герой обретает некую душевную гармонию, потому что он научился любить, прощать людей, сострадать им. То есть Болконский постигает смысл христианской любви: «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле… и которой я не понимал».
Заключение
Давайте подведём итоги своим размышлениям. Анализируя поступки толстовского героя, мы выяснили, что человек, прислушиваясь только к голосу разума, подавляет свои чувства, смиряет желания. С такой же меркой он подходит к окружающим, осуждая их за излишнюю открытость, эмоциональность, любовный порыв. Именно это и произошло с «правильным героем» Андреем Болконским. На мой взгляд, важно не только понимать происходящее разумом, но и делать свой выбор сердцем. От выбора между разумом и чувством зависят поступки, отношения с людьми, судьба человека в целом. Умный Болконский, герой с холодным сердцем, слишком поздно понял эту жизненную мудрость. Именно поэтому Л.Н. Толстой не делает князя Андрея счастливым, а «убивает» его.
Домашнее задание
1) Напишите сочинение на выбранную вами тему.
2) Оцените качество главной (основной) части вашего сочинения, ответив на вопросы:
-
Решаются ли в главной части сочинения проблемы, поставленные во вступлении? Сформулирована ли в главной части сочинения его главная мысль?
-
Является ли главная часть сочинения доказательством его главной мысли?
-
Можно ли выделить в главной части сочинения смысловые фрагменты, отражающие разные аспекты доказательства его главной мысли?
-
Логично ли расположение этих смысловых фрагментов в главной части?
-
Логичен ли переход от одной мысли к другой?
-
Логичны ли рассуждения внутри смысловых фрагментов: тезис, доказательство, примеры, вывод?
-
Соразмерен ли объем главной части вступлению и заключению?
-
Связана ли аргументация в смысловых фрагментах с темой сочинения, системой персонажей, проблематикой произведения и т. д.?
Источники:
Красовская С.И. Сочинение? Легко! Пособие для учащихся общеобразовательных организаций / серия «Учимся с «Просвещением». – М.: Просвещение, 2015.
http://sochinenie11.ru – все об итоговом сочинении;
http://www.aforizmov.net – афоризмы, высказывания известных личностей;
http://www.fipi.ru/ege—i—gve-11/itogovoe—sochinenie — ФИПИ;
http://qps.ru/ptNId — ГМЦ. Методические материалы по подготовке к итоговому сочинению.