Подготовка к сочинению 2 класс золотая осень

N-shkola.ru/storage/archive/1407226064-1956194444.pdf в современной системе образования большое внимание уделяется качеству обучения и воспитания, особенно образовательным достижениям учащихся. эксперты приходят к выводу

Подготовка к сочинению 2 класс золотая осень

n-shkola.ru/storage/archive/1407226064-1956194444.pdf

             В современной системе образования  большое внимание уделяется качеству обучения и воспитания, особенно образовательным достижениям учащихся. Эксперты приходят к выводу о том, что у российских школьников  при хороших предметных знаниях низкая функциональная грамотность. В настоящее время актуальными становятся не столько сами знания, сколько  умение самостоятельно добывать их, интерпретировать, интегрировать, делать выводы, умозаключения. Всё это – результаты деятельности. Поэтому учащихся надо активно включать в познавательную деятельность (с учетом общих закономерностей их развития), в том числе и в проектную деятельность.

       «…Полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников….Прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.» (5, с.5-6). Ценным руководством по их конструированию и решению является пособие для учителя под ред. А.Б.Воронцова «Проектные задачи в начальной школе». На этой основе мы разработали проектные задачи для учащихся 2 класса, одну из которых предлагаем вашему вниманию.

Название проектной задачи: «Листопад»

Класс, время: 2 класс, I четверть. Тема «Секреты речи»

Тип задачи: межпредметная по русскому языку, литературному чтению, изобразительному искусству; одновозрастная.

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел):

  1. Выявление понимания учащимися красоты  окружающей нас природы.
  2. Обучение учащихся умению обобщать свои наблюдения, выражать свои чувства, ощущения.
  3. Дать возможность учащимся попробовать себя в разных видах деятельности в рамках заданной темы.

Развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача:

  1. Уметь оформлять предложения на письме.
  2. Уметь использовать сравнения, олицетворение.
  3. Знать структуру  текста (вводная часть, основная часть, заключение)

Работа в малой группе: организация работы, распределение заданий между участниками группы, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

—  умения обобщать наблюдения, выражать свои чувства, эмоции, восприятие;

— умения правильно оформлять на письме свои мысли, высказывания;

— умения создать конечный продукт – совместную творческую работу, работая в малой группе.

Способ и формат оценивания результатов работы:

  1. Педагогическое наблюдение за работой учеников в группе.

2.

Замысел проектной задачи.

          Второклассникам дается задание в течение недели наблюдать за листопадом и  отражать увиденное, подмеченное в карте наблюдений.

Мои наблюдения

Объект наблюдения _____________________________

Особенности во время листопада: цвет, движения, звуки и другие особенности, которые я заметил(а)_________________________________

_________________________________________________________________

Мои ощущения, состояние ________________________________________

_______________________________________________________________

           Учащиеся должны совместно рассмотреть карты наблюдений, написать сочинение про листопад, используя такие приёмы, как сравнение, олицетворение, стараясь избегать повторов, соблюдая структуру (вводная часть, основная часть, заключение).  Необходимо каждое предложение записывать на отдельной полоске, а потом наклеивать на лист. Это создаёт возможность конструировать, моделировать  текст в поисках нужной последовательности, логической выстроенности высказывания.

           Кроме сочинения каждая группа создаёт свою поделку: изображает листопад в рисунке, в аппликации, в объёмной работе и т.д.

          В каждой группе назначается ответственный, организующий работу своих товарищей. 

         Данная проектная задача рассчитана на участие четырёх человек в каждой малой группе, т.к. важно, чтобы каждый ребёнок сумел проявить себя,  имел возможность поделиться своими наблюдениями, стать соавтором творческого продукта.

  Продолжительность выполнения проектной задачи составляет  4 ч.: сочинение – 2 ч., выполнение на следующий день поделки – 2 ч.

Описание проектной задачи.

         Листопад – удивительное явление природы. Каждый человек видит, ощущает его по-своему. В течение недели вы  исследовали, наблюдали за листопадом, записывали в карту увиденное, услышанное. Думаю, у вас накопился интересный материал.

          Вам предлагается стать соавторами сочинения про листопад. Ваши сочинения положат начало сборнику творческих работ, который будет издан в конце 2 класса.

              После сочинения  вам предлагается создать группой поделку на тему «Листопад», которую вы представите классу.

Задание 1.

а) Ознакомьтесь с наблюдениями своих товарищей по группе.

б) Расскажите о своих наблюдениях.

в) Любым цветным карандашом отметьте, что интересное, необычное было подмечено каждым участником группы, в чём изюминка каждого наблюдения.

Комментарий к заданию 1.

          Данное задание помогает учащимся выслушивать ответы друг друга, дополнять свои наблюдения. Важным моментом является то, что будут ли учащиеся пытаться связать высказывания в единую картину, смогут ли заметить изюминку в каждом наблюдении.

Задание 2.

Используя свои наблюдения и наблюдения своих товарищей по группе, напишите сочинение про листопад.

  1. Подумайте, с чего начать сочинение.
  2. Какое предложение должно быть во вступлении, чтобы перейти к описанию листопада?
  3. О чем будете рассказывать в основной части?
  4. Какие слова при этом будете стараться не повторять?
  5. Используйте такие приёмы, как сравнение, олицетворение.
  6. Какие краски осени вы будете использовать в своем сочинении, описывая листопад?
  7. Что вы чувствовали, что испытывали, наблюдая за листопадом?
  8. Какими предложениями можно закончить сочинение?

Каждое предложение запишите на отдельной полоске.

Из предложений составьте рассказ про листопад.  Придумайте заголовок.

Полоски – предложения  наклейте на лист.

Комментарий к заданию 2.

На столах у учащихся:

— цветные полоски, на которых будут записываться предложения;

—  листы для наклеивания полосок – предложений;

— клей – карандаш

         Учащиеся должны группой написать сочинение про листопад.

Учитель наблюдает за работой групп,  оказывает помощь в случае затруднения.

       По завершении первой части проектной задачи ответственный от группы зачитывает сочинение всему классу. Ребята отмечают удачные, интересные моменты, подсказывают, что необходимо откорректировать. Ответственный называет ребят из группы, которых он хочет поблагодарить за активную работу, за помощь в создании сочинения.

          После публичного выступления группам дается время на внесение изменений, устранение ошибок. Итоговый вариант сдается учителю.

         Вот некоторые  сочинения, написанные ребятами.

              Наступила осень, пожелтели листья. Подул ветер, и они стали опадать. Листопад похож на торнадо, на падающее золото и на летучие кораблики. Мы видели красные, желтые, зелёные листья. Мы чувствовали красоту, мы чувствовали шелест листьев. Нам нравится листопад! (Загибалов Паша, Базарова Дари, Дубровина Соня, Мархандаева Даша)

            Листопад начинается в начале сентября. Только тогда он ещё маленький. В октябре ветер усиливается и дует порывами. Он кружит листья. Сначала листья были зелёные, потом жёлтые, в крапинку, красные. Листопад похож на корабли, в которых пассажиры – семена тополя и других деревьев. Когда листья падают, это прощальный танец волшебниц-фей. Мы любим смотреть на листья. Яркие, весёлые,  приятные впечатления от листопада. (Олифиренко Маруся, Айдакеева Айгуль, Федотов Олег, Дымчиков Айдар, Сулейманова Аида).

         После лета начинается листопад. Мы увидели парящие листья. У листопада жёлтые, красные, коричневые цвета. Листья во время ветра парят. Они похожи на золотой дождь. После листопада будут грустные ощущения. (Фёдоров Данил, Чжома Костя, Иванова Яна, Потёмкина Алана, Чеботарё Дима).

Подготовительная работа к заданию 3.

Завтра вы будете вместе воплощать свои задумки, фантазии про листопад. Подумайте и договоритесь между собой:

  1. Что вы будете создавать ? (рисунок, аппликацию, объёмную работу или что-то другое).
  2. Что необходимо принести завтра каждому участнику для выполнения этой работы?

            (не забудьте записать в дневниках)

Комментарий к подготовительной работе.

Обсуждение учащимися происходит после написания сочинения, в этот же день.

Задание 3.

Дорогие ребята! Вы – творцы, фантазёры, умельцы. Вместе сотворите интересную работу по теме «Листопад». Постарайтесь воплотить в этой работе задумки своей группы, передать свои чувства, настроение. Желаю вам удачи!

Комментарий к заданию 3.

Работа выполняется на следующий день после написания сочинений. Продолжительность – 2 ч.

        Все группы, кроме одной, решили нарисовать картину. Одна группа решила сделать аппликацию. С технологической точки зрения на одном листе  ватмана одновременно работать всей группе неудобно, поэтому мы предложили каждому работать на отдельном альбомном листе. Для того, чтобы получилась одна общая работа,   необходимо сначала составить альбомные листы вместе в единое полотно (в некоторых группах получилось по 5 человек, ребята догадались, что можно приставить 6-й лист, чтобы полотно получилось ровное). В группах ребята обсудили, что должен сделать на листе каждый, чтобы в итоге  работа получилась как одно целое. В процессе работы ребята периодически составляли свои листы вместе, анализируя, что получилось, а что необходимо подправить. Интересно, что некоторые ребята приложили листы встык и, договорившись между собой, каждый рисовал свою половину солнышка, дерева, леса. Далее все листы склеили скотчем. Действительно, практически у всех групп работа получилась как единое целое. Но после того, как мы предложили ребятам подписать свою работу, в  двух группах каждый ребёнок на своём листе указал свою фамилию. Сразу вид у картины получился разобщённый. Увидев ошибку, ребята бросились исправлять создавшееся положение: закрашивали,  заклеивали свою фамилию, вносили в работу дополнительные детали. В итоге указали все фамилии в одном углу. Картина действительно получилась единой и общей.

После завершения работы каждая группа защищала свой продукт.

        Организовывая эту проектную задачу, мы пришли к выводу, что для каждой группы учителю необходимо приготовить лист, на котором в течение всего хода процесса записывать свои наблюдения относительно этой группы. Тогда по завершении проектной задачи удобно анализировать динамику взаимоотношений в группе, организацию деятельности самой группой.

           В 3,4,5,6,7 классах дети ознакомятся с лирикой А.С.Пушкина, с его пленительными стихами об осени – любимом времени года. Создавая свои творения о листопаде, дети внутренне готовятся к восприятию шедевров русской лирики. Таким образом, систематическое применение проектных задач способствует решению проблемы преемственности между начальным и средним звеном образования.

          Интеграция с другими учебными предметами способствует формированию у младших школьников целостного взгляда на мир. Пробуждение чувств, эмоций, обращение к эмпирическому опыту, осмысливание увиденного помогает ребёнку понять, что мир прекрасен, но в то же время эта красота хрупкая, её надо беречь. Активизация разных каналов восприятия  обогащает видение картины мира. Используя интегративный подход на уроке, мы предоставляем ученику больше возможностей раскрыться, проявить себя в разных областях, почувствовать себя значимым, успешным.

        В заключение хочется отметить, что проектные задачи в начальной школе действительно являются эффективным средством  формирования у младших школьников  положительной мотивации к учению,  формирования ключевых компетенций.

Список литературы.

1.Выготский Л.С. Мышление и речь: Сборник/Лев Выготский. – М.:АСТ:АСТ МОСКВА:ХРАНИТЕЛЬ, 2008.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др.]; под ред. А.Г.Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1. – 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009.
  4.  Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / / [А.Б.Воронцов, В.М.Заславский, С.В.Егоркина и др.]; под ред. А.Б.Воронцова. – 2-е изд. —  М.: Просвещение, 2010.

Тест для подготовки к ГИА – 9 предлагает Шульгина Татьяна Викторовна.

Вариант 1

Часть 1

Прочитайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каж­дой микротемы, так и всего текста в целом. Объём изложения — не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Митя любил бывать у дедушки в саду. Там было очень тихо, тенисто и как-то по-особенному спокойно. В саду росли яблони, груши и вишни. Каждый раз приезжая в сад, Митя удивлялся, как пышно цветут деревья, какие они приносят сочные и сладкие плоды. Особенно ему нравились ягоды с одной вишни, что росла около дома. И хотя вишня была очень старая, она цвела каждый год. Мите казалось, что вкуснее ягод, чем с этой вишни он никогда не ел. Однажды Митя забрался в самую дальнюю часть сада, где росла только крапива и старая вишня. Дерево было покрыто коростой, половина листьев уже облетела, хотя до осени было еще далеко. Мальчик решил попробовать ягоды с этой вишни. Они оказались кислыми и наполовину червивыми.

Митя вернулся в дом и первым делом спросил у дедушки об этой вишне. «Эта вишня – ровесница той, что растет около дома. Но я мало ухаживал за ней, плохо поливал, вот она и выросла такая корявая», — начал свой рассказ дед. «Я посадил эти деревья, когда был молодой и мы с бабушкой только-только построили этот дом», — сказал он, показывая рукой на старый обветшавший со временем бревенчатый дом. «Посадил я одну вишню около дома, вторую – в конце сада.

Первую я часто поливал, ухаживал за ней, говорил ей добрые слова, и делал всё это с такой любовью, что и дерево ответило мне тем же, и теперь каждый год я собираю вкусные вишни. За второй вишней мне не хотелось ухаживать. Далеко было ходить туда, и каждый раз, когда я нёс в ведре воду для этой вишни, я ругал себя за то, что так далеко посадил ее, и вся моя злоба и плохие слова выливались на это дерево вместе с водой», — продолжил он. «Так и человек, Митя, все зависит от того, с какими словами к нему обращаются в детстве. В следующий раз, когда захочется с кем-нибудь поругаться, вспомни мой рассказ по старые вишни», — добавил дедушка. (Светлана Горева)

ЧАСТЬ 2

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

  1. Синтаксический анализ.

    Прочитайте текст.

(1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало – десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета. 

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) натуралистов поражала (предложение 1)

2) может быть (предложение 2)

3) считают (предложение 3)

4) возможно (предложение 4)

5) установлено (предложение 5)

Ответ:_________________________

  1. Пунктуационный анализ.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ясная Поляна (1) чудесное место. Оказавшись в этом уютном уголке (2) расположенном  всего лишь в 200 км от столицы (3) и в 10 минутах езды от Тулы (4) ощущаешь себя на  краю земли. Природа поражает своей красотой (5) и время здесь словно останавливается. Берёзовая аллея (6) яблоневые сады (7) парки (8) и пруды настраивают на творческий лад. Неудивительно (9) что в этих местах творил гениальный писатель Л.Н. Толстой.

Ответ:_________________________

  1. Синтаксический анализ.

Замените словосочетание «бревенчатый дом», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со свя­зью управление.   Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_________________________

5.Орфографический анализ.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

  1. Никогда – правописание приставки зависит от ударения.
  2. Приезжая- приставка при- имеет значение «неполное действие».
  3. ( Выступление) особенно – в суффиксах кратких имен прилагательных пишется столько н, сколько в полной форме.
  4. Поливал- правописание безударной гласной в корне слова проверяется ударением.
  5. Собираю- написание безударной чередующейся глас­ной в корне зависит от суффикса.

Ответ:_________________________

Прочитайте текст  изложения и выполните задания 6—9.

6 . Анализ содержания текста.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Каждый раз приезжая в сад, Митя радовался пышному цветению деревьев.
  2. В самой дальней части сада росла только крапива и старая вишня.
  3. За вишней, что растет около дома, дедушка мало ухаживал, плохо поливал.
  4. Первой вишне дедушка говорил добрые слова, и делал всё с любовью, и дерево ответило тем же — каждый год на ней вырастают вкусные вишни.
  5. Митя с дедушкой построили этот дом.

Ответ:_________________________

  1. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразитель­ности речи является эпитет.

  1. И хотя вишня была очень старая, она цвела каждый год.
  2. Однажды Митя забрался в самую дальнюю часть сада, где росла только крапива и старая вишня.
  3. Они оказались кислыми и наполовину червивыми.
  4. Я посадил эти деревья, когда был молодой и мы с бабушкой только-только построили этот дом.
  5. «Я посадил эти деревья, когда был молодой и мы с бабушкой только-только построили этот дом», — сказал он, показывая рукой на старый обветшавший со временем бревенчатый дом.

Ответ:_________________________

8.Лексический анализ.

Подберите синонимы к слову обветшавший (предложение 3). 
Выпишите один из этих синонимов. 

Ответ:_________________________

ЧАСТЬ 3.

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на бланке  ответов № 2 ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл выска­зывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. 
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.  

9.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Так и человек, Митя, зависит от того, с какими словами к нему обращаются в детстве». 
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. 
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов  Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 

 9.3.  Как Вы понимаете значение слова любовь? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое любовь?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта. 

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Фокина Лидия Петровна МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области

Урок русского языка во 2 классе. УМК «Школа России»

Тема: Обучающее сочинение по картине

Цель: обучение учащихся письменно излагать свои мысли.

Задачи:

1) Формировать умения строить текст в определённой композиционной форме, отображать речевые средства, образно воспринимать предметы на картине.

2) Совершенствовать орфографический навык, развивать творческое воображение детей, развивать чувство прекрасного.

3) Воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся правильно строить предложения, излагать свои мысли;

  • анализировать, делать выводы, сравнивать;

  • воспринимать прекрасное и реагировать на него.

Оборудование: видеоролик И. Бунин «Листопад», презентация, карточки для учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

— Какое сейчас время года? (Осень)

— Скажите, осень, какая? (Холодная, дождливая)

— Бывает осень ещё и золотая. Почему золотая? Она сделана из золота? (Нет. Её так называют по цвету листвы, которая становится жёлтой, красной)

— Нравится ли вам золотая осень? Почему? (Ответы детей)

— Золотую осень воспевают в своих произведениях поэты, композиторы, художники.

— Послушайте стихи замечательного русского поэта Ивана Бунина и представьте картину, которую он описывает.

(Учитель читает стихотворение на фоне классической музыки или можно использовать видеоролик И. Бунин «Листопад»)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой…

— Что вы представили, когда слушали стихи? (Ответы детей)

— Сегодня на уроке мы тоже будем воспевать золотую осень, только не в стихах, а в прозе.

III. Работа по теме урока

Упр. 47, с. 39

— Прочитайте задание.

— Что нам поможет написать сочинение об осени? (Репродукция картины И. С. Остроухова «Золотая осень»)

— Что такое репродукция? (Фотография с картины).

— Почему художник так назвал картину?

— Какой период осени он изобразил?

— Какие краски использовал И. С. Остроухов для своей картины?

— Что привлекло ваше внимание в картине? Поделитесь своими впечатлениями.

— Найдите опорные слова. Прочитайте их. Значение, каких слов вам непонятно?

Опорные слова: ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки.

— Объясните значение слова причудливые. (Необычные, чудные)

— Для того, чтобы описать что изображено на картине, нужно пользоваться следующим планом. (План распечатан на карточках для каждого учащегося)

План

  1. Что изображено на картине?

  2. Что изображено на переднем плане?

  3. Что изображено на заднем плане?

  4. Цветовое решение картины.

  5. Моё отношение к картине.

Примерное описание картины (можно использовать презентацию с технологическим приёмом «Лупа»):

На картине художник изобразил золотую осень. Он будто вглядывается в жизнь осеннего леса с близкого расстояния.

Всё его внимание привлекает передний план: два старых клёна с поникшими ветвями и несколько молодых деревьев, зелёная трава, опавшие ажурные кленовые листья.

В глубине слева – корявые стволы старых деревьев, а дальше всё как будто сливается с ярким золотом осенней листвы.

Художник выбрал яркие цвета жёлто-оранжевых оттенков, чтобы показать красоту осенней природы.

Но изображая осень в её золотой красоте, он не забыл нарисовать сорок, скачущих по траве. Именно это позволило нам явственно ощутить жизнь осеннего звучного леса.

IV. Самостоятельная работа

— Попробуйте сами написать сочинение об осени. Расскажите об осеннем настроении так, чтобы читателю захотелось продолжения этой золотой поры. При написании сочинения вы можете использовать репродукцию И.С. Остроухова и следующий материал для описания осени. (Материал напечатан на карточках для каждого учащегося)

Материал к сочинению

Осень 

Яркая, золотая, волшебная, праздничная 

Лес 

Сказочный, таинственный, загадочный

Старые клены 

Огромные, роскошные, раскидистые

Молодые клены 

Тонкие, гибкие, как лианы, тянутся к солнцу 

Листья на земле 

Как ковер из крупных разноцветных листьев

Тропинка 

Ее обступили деревья, чуть заметно вьется

Сороки 

Белобокие, скачущие по траве

Сплетенные деревья 

Напоминают чудовище, покрыты светло-желтыми листьями 

Небо 

Голубое небо проглядывает сквозь кружево веток

Настроение 

Радостное, праздничное, восторженное 

V. Чтение сочинений

VI. Подведение итогов урока

— Трудно ли Вам было написать сочинение?

— Где испытывали затруднения?

Что понравилось?

VII. Домашнее задание

Нарисовать свою картину на тему «Золотая осень».

Используемые источники:

Литература:

Канакина В . П. Русский язык. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2012 (Школа России)

Ситникова Т. Н., Яценко И. Ф., Васильева Н. Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. М.: ВАКО, 2013 (В помощь школьному учителю)

Страхова Л. Л. Сочинение по картине для младших школьников. Санкт-Петербург: Издательский Дом «Литера», 2008 г., 80 с. (Серия «Начальная школа»)

Интернет ресурсы:

Картина http://artsoch.ru/image/ostroukhov/zolotaya-osen.jpg

На картине И. С. Остроухова  «Золотая осень» изображено прекрасное время года. Деревья уже переоделись в золотой наряд, но нет еще осенних дождей и промозглой погоды.

На переднем плане предстает дерево с желтыми листьями. Это клен. Оно является частью изображенного леса. Листва с его веток еще не начала опадать, и дерево показывает нам всю красоту своего убранства. В лесу еще видны остатки зелени. Их можно заметить сквозь переплетенные ветви деревьев. На земле, из-под опадающей листвы, еще пробивается зелень травы. Это прощание с летом. Думается, что автор на полотне изобразил сентябрь. Небо уже не такое летнее и безоблачное. Сквозь осеннюю листву можно рассмотреть его неяркие краски. Однако день еще ясный. На мантии из листвы играют последние теплые блики. Пора затяжных дождей еще не наступила.

Слева от дерева художник изобразил тропинку. На ней уселись две сороки. Их черно-белый наряд ярко выделяется на фоне  начинающего погружаться в осень леса. Видимо даже птицы обсуждают наступление осени. Уже не так беспощадно жарит солнце, и сороки могут спокойно щебетать, не прячась от него в тени деревьев. С приходом осени все деревья – клены, березки, осины – сменили свое убранство. Даже дерево с криво растущим стволом кажется приветливым. Сороки словно наперебой рассказывают ему о грядущих изменениях. Оно смиренно соглашается в ними.

Можно предположить, что автору особенно по душе это  время года. Оттенки желтого подобраны очень тонко и передают всю прелесть осеннего настроения. Кажется, что у подножья деревьев созревают осенние ягоды. Опавшие листья сохраняют их тепло. Хочется прогуляться по этому месту. Ощутить все запахи осени, вдохнуть остывающий воздух. Автор передал именно то настроение, когда ощущается магия перевоплощения. Еще не все утрачено от летних дней, но и перемены неизбежны.

От произведения передается дух спокойствия и умиротворения, готовности к изменению. Все вокруг живет ожиданием. Еще немного и холодные дни захватят весь лес.  Листва начнет опадать, и ветер станет разносить ее по всем уголкам леса. Красота леса угаснет. Начнется новое время года, а с ним появится и новое убранство. Начнется ожидание возрождения жизни.

Сочинение-описание картины Золотая осень

Картина выполнена в желтых тонах. Этот яркий радостный цвет уверенно преобладает в пейзаже. Стоит погожий осенний день, нет ни дождя, ни ветра, ни один листик не шелохнется на ветке. В лесу тихо и спокойно.

На переднем плане картины изображены два больших, сильных дерева, они очень четко прорисованы, можно рассмотреть каждый листочек. Это клен и осина, которая склоняет свои ветви прямо к земле. Их черные мощные стволы сильно контрастируют с золотистой листвой. У клена листья крупные, осень раскрасила их не только в желтый, но и в насыщенный оранжевый, и чуть красноватый цвет. Клен немного закрывает осину благодаря своей широкой листве. У осины листочки очень мелкие, другого оттенка, поэтому деревья не сливаются. Осина немного робко выглядывает из-за клена.

Сквозь еще густую листву деревьев вдалеке чуть-чуть просматривается серо-голубое небо. Погода скорее пасмурная, ведь солнца не видно, но и без него на картине много желтого цвета. Лишь справа на дальнем плане есть еще немного зеленых листьев, они мягко оттеняют клен и осину.

Лес только начинает сбрасывать листву. На зеленой сочной траве видны первые опавшие листья – признаки начала осени. Они уже успели высохнуть и сменить свой цвет на темно-коричневый. Чуть выше травы выросли молодые клены, их крупные резные листья местами желтые, а местами еще зеленые. Молоденький клен в левом углу картины весь лимонно-желтый. Темный передний край с опавшей листвой, а также стволы деревьев уравновешивают слепящий огненный цвет пейзажа.

Дальний план картины немного размыт. Здесь осенние деревья прорисованы не так четко, но клены все равно легко узнать. На фоне золотого облака листьев художник черным цветом изобразил стволы старых деревьев с причудливо изогнутыми ветвями, похожими на лапы огромных пауков. За ними лес совсем густой.

Между деревьями проходит небольшая тропа, по обе стороны она густо поросла зеленой травой, которая еще не успела стать коричневой, а лишь начинает желтеть. Дорожка извивается тонкой светлой лентой и весело убегает вдаль.

Прямо посреди тропинки, на самом видном месте сидят две крупные сороки. Их легко узнать по характерному оперенью. Белая грудь и черные крылья с поднятыми хвостами выделяются на фоне золотистого пейзажа, они сразу привлекают к себе внимание. Сороки что-то нашли на тропинке и обсуждают свою находку. Людей нигде не видно, поэтому обычно пугливые птицы сейчас мирно разгуливают по дорожке в поисках пищи. Спешить им некуда: до морозов еще далеко.

Картина наполнена спокойствием и умиротворением. Золотая листва говорит о том, что еще тепло и можно спокойно наслаждаться удивительной красотой осеннего леса.

Вариант 3

Илья Семенович Остроухов, знаменитый русский художник передвижник, который работал в жанре пейзаж.  Автор имел особый талант, в природе он видел те черты, которые не могли увидеть другие. Ему удавалось перенести на свой холст не только пейзаж, но и настроение того дня.

Картина «Золотая осень», была написана Остроуховым в 80-х годах, а впервые он показал ее на всеобщее обозрение в 1887 году на выставке. Данное творение искусства, было написано художником после того, как он побывал в известнейшем поместье Абрамцево. Именно там Илья Семенович получил вдохновение для написания данного холста. На данный момент, картина находится в Третьяковской галереи.

Когда смотришь на холст, то чувствуется тепло и спокойствие. Золотистый цвет листвы очень согревает. Художник использовал немного цветов в картине, но их достаточно для того, что бы передать все настроение осеннего дня. В основном преобладает золотисто-желтый и зеленый цвет. Стволы деревьев окрашены черным и кое-где на деревьях виднеются оранжевые, красные и коричневые листья.

На переднем плане изображены два больших, могучих клена. Осень уже окрасила их в желтый цвет. Так же виднеются и совсем юные деревья клена.

Через лес идет маленькая натоптанная тропа. Если хорошо присмотреться, то можно увидеть, как две сороки стоят на ней. По левую сторону так же стоят красивые желтые деревья. Наверное, это дуб, потому что стволы очень толстые, крепкие и могучие.

Дополняет эту картину зеленая трава, которая желтеет позже листьев. Благодаря этой зелени холст становится ярче. Скорее всего, это начало осени, так как погода еще теплая и солнечная, листья не опадают.  Присмотревшись можно заметить, что зеленая листва еще присутствует на деревьях.

Видно, что Остроухов, очень любил природу родного края. В данную картину вложена его душа. Художник с трепетом души прорисовывал каждую веточку дерева, каждый листочек и травинку.

Описание настроения картины Золотая осень

Предыдущая

СочиненияСочинение по картине Нестерова Осенний пейзаж описание описание

Следующая

СочиненияСочинение по картине Маковского Дети, бегущие от грозы 3, 6 класс описание

Эти сочинения про осень были написаны учениками вторых классов. Прочитай их и оцени, понравилось ли тебе какое-нибудь из сочинений.

Сочинения про Осень для 2 класса

Вариант №1

Вот наступила сказочная осенняя пора. Снег ещё не выпал, но уже пролетает. Листьев на деревьях осталось очень мало. А листья, которые упали, лежат под деревьями разноцветным лоскутным ковриком и радуют глаз.

Птицы поют уже не так весело. Они уже съели все яблочки с деревьев и подлетают к жилищам людей, чтобы выманить вкусные крошки хлеба.

И хотя осенью солнышко светит не так ярко, как летом, и греет не сильно, всё  равно осень радует нас своими удивительными красками и свежим воздухом.

Вариант №2

Осень — моё любимое время года. Пора позолоченной листвы на деревьях и время расставания с перелётными птицами. Они улетают к себе в тёплые края. Осенью поспевают овощи и фрукты, которые надо успеть собрать до первых морозов, чтобы были запасы еды на зиму.

Осенью всё больше дней становятся пасмурными и дождливыми. Солнышко уже не светит ярко. Дни становятся прохладнее.

Но осенью очень красиво из-за разноцветных листьев на деревьях. И ещё это пора, когда дети идут в школу и получают знания.

Вариант №3

Как прекрасна осенняя пора — пора созревания фруктов и овощей на огородах и в садах. Осенью самые красивые цветы, потому что они дозрели и распустились.

Небо осенью синее-синее. По нему плывёт больше облаков, чем летом. Потому что они собираются пролить на землю осенние дожди. Земля должна быть пропитана влагой, чтобы зимой под сугробами снега земля не размёрзлась.

Осеннее время года самое прекрасное. На деревьях листья перекрашиваются в разные оттенки жёлтого и красного цветов. Из осенних цветов можно собирать букеты. И они будут такими же красивыми, как букеты цветов.

Я люблю осень и всегда с нетерпением жду её.

Вариант №4

Осенняя пора грустная. Уже не так тепло, как летом. Дни становятся короче и прохладнее. Солнце уже не обогревает землю своими лучами. Поэтому листья на деревьях становятся жёлтыми и коричневыми и начинают падать на землю, медленно кружась в воздухе.

Осенью приятно бродить по лесу. Листья под ногами шуршат и на рябине покраснели гроздья полезных ягод.

Животные начинают готовиться к зимовке. Они утепляют свои жилища — гнёзда и норки и натаскивают в них припасы, чтобы зимой было что кушать.

Ещё осенью некоторые птицы собираются в большие стаи и готовятся к полёту, а потом улетают в края, где зима не такая суровая, как у нас. Но они обязательно запомнят путь, которым полетят. А с наступлением тёплых дней вернутся обратно.

Вариант №5

Осень прекрасна своими красками. Осенние листья перекрашиваются в разные яркие цвета. Как красиво осенью на природе! И хотя цветы уже завяли, но на земле лежат прекрасные разноцветные листья. Если собрать их в букет, то он будет такой же красивый, как букет цветов.

Осенью бывают редкие тёплые и солнечные дни. В такие дни приятно гулять, зная, что скоро на землю упадёт снег. И можно будет только вспоминать об осенних деньках.

Сочинение 2 класс «Осень за окном» по плану

Вариант №6

План:

1. Как изменяется небо осенью.

2. Как выглядит осенний пейзаж из окна.

3. Дерево у окна.

4. Моё отношение к осени.

Когда наступает осень, дни становятся прохладными, часто дует ветер. Небо заволакивают тяжёлые тучки и идут холодные дожди.

В такую погоду не хочется выходить на улицу. Но всегда интересно смотреть, как изменяется окружающий мир в это время года.

Я частенько усаживаюсь у окна в своей комнате и смотрю на улицу. Осень за окном выглядит очень красиво. Деревья своими разноцветными листочками, как ладошками, машут мне.

А потом поднимается ветерок и отрывает листочки. Но они не сразу падают на землю, а некоторое время танцуют на ветру прямо в воздухе. За таким сказочным хороводом очень приятно наблюдать из окна, из тёплой комнаты.

Возле моего окна растёт рябина. У неё очень красивые резные листочки. С наступлением осени они желтеют и тоже после очаровательного танца на ветру падают под дерево.

Зато вместо листвы на веточкам остаются целые гроздья шикарных красных ягод рябины. Веточки с рябиновыми гроздьями стучат о моё стекло, как бы говоря: «Листики упали, а мы останемся с тобой до самой зимы».

Вот такая чудесная осень из моего окна.

Предложения про Осень

Во втором классе иногда учитель даёт задание: написать 5 предложений про осень.

Я предлагаю воспользоваться следующими фразами.

  1. Осень — красавица, всем на свете нравится.
  2. Золотая осень уже стоит у порога.
  3. Осенью природа наряжается в самые лучшие и красочные свои наряды.
  4. Осенние деньки — радость для души.
  5. Солнечная осень радует.
  6. Дождливая осень побуждает к  размышлениям.
  7. Осень — пора сказочная и волшебная: зелёные листики превращаются в жёлтые и красные.
  8. Осень шуршит под ногами сухой листвой.
  9. У осени самые яркие краски.
  10. Осень — художница: раскрашивает природу в пёстрые цвета.

Здесь я написала не 5 предложений про осень, а немного больше. Предлагаю дополнить мой список через комментарии. Напишите, что вам больше всего нравится или не нравится в осени.

Как придумать свой рассказ или сочинить стихотворение на тему «Осень» 2 класс

Допустим, что вашему ребёнку, ученику 2-го класса, задали на дом: придумать свой рассказ или сочинить стихотворение на тему «Осень». Вы начинаете поиски по Интернету.

А зачем? Ведь там сотни, тысячи, если не миллионы детей уже скачали все стихотворения про осень. Это будет массовое сочинение одного стиха что ли?

А не лучше ли придумать своё собственное, из сердца вычерпнутое стихотворение.

Согласна, не все мы поэты. Не каждый умеет подбирать рифмы к словам. Но для этого есть специальные сервисы. Они так и называются «рифмы к словам».

Нужно взять несколько осенних слов: существительных, прилагательных, глаголов. Выписать их в два-три столбика, а затем напротив каждого слова написать рифму к нему.

Выглядеть это будет примерно так:

осень — восемь
придут — опадут

Перемешивая слова по смыслу и ставя рифмованные в конец строчки, мы получаем четверостишие, например, такое:

Дней так через восемь
К нам примчится осень.
Скоро дождики придут,
А там и листья опадут.

Вот такое простенькое стихотворение получилось у нас.

Можете почитать мои стихи про осень в следующей статье.

  • Подготовка к сочинению горький на дне 11 класс
  • Подготовка к сочинению горе от ума грибоедов
  • Подготовка к написанию итогового сочинения по литературе в 11 классе
  • Подготовка к контрольному сочинению памятный день 5 класс
  • Подготовка к итоговому сочинению по литературе 11 класс методика клише