Подготовка к сочинения по древней руси нравственный облик человека в древней русской литературе 6

7 декабря 2021 г. 14:52в течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю александру невскому. еще большее

7 декабря 2021 г. 14:52

В течение всего юбилейного года опубликовано множество материалов, посвященных святому благоверному князю Александру Невскому. Еще большее количество научных трудов, научно-популярных и художественных изданий выходило на тему его жития ранее. В основном они касались политической деятельности1 святого князя, значимости его цивилизационного выбора2, его военного таланта3, его личного благочестия4 и т.д. При этом в житии князя Александра остается момент, который требует надлежащего осмысления, — это его христианская кончина. В «Журнале Московской Патриархии» опубликована статья доцента кафедры теологии МПГУ священника Георгия Харина, посвященная истории последних дней благоверного князя Александра Невского (№ 12, 2021, PDF-версия).

Безмерное желание принять ангельский образ

Итак, в 1262 году великий князь Александр Ярославич отправился к хану Берке.

В том же году пошел князь Александр в Татары, и удержал его Берке, не пустив в Русь; и зимовал в Татарах, и разболелся.

Так пишет автор Новгородской первой летописи старшего извода. Историки по-разному объясняют причины, которые вынудили русского князя отправиться к ордынскому хану. Нередко полагают, что Александр хотел предотвратить кару, которую ожидали после восстания в русских городах. Но имеющиеся в нашем распоряжении источники, и прежде всего Житие князя Александра, иначе объясняют причины этой драматической поездки:

Было же тогда великое насилие от иноплеменников: сгоняли христиан, веля им вместе с собой воевать. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей от беды той5.

Князю Александру Ярославичу, кажется, удалось на этот раз «отмолить» русских людей от участия во внутренней ордынской войне. Почти весь 1263 год — последний в своей жизни — князь Александр Ярославич провел в Орде, по-видимому, скитаясь вместе с ханом Берке по его многочисленным кочевьям. И только ­осенью — уже больным — князя отпустили наконец обратно на Русь. Однако до стольного Владимира Александру Ярославичу добраться было не суждено. Из Новгородской Первой летописи старшего извода:

В лето 6771 (1263). Пришел князь Александр осенью из Татар, весьма нездоров. И пришел на Городец, и принял пострижение в 14-й [день] месяца ноября, на память святого апостола Филиппа. Той же ночью и преставился, и повезли его во Владимир, и положили его в монастыре Рождества Святой Богородицы. И, собравшись, епископы и игумены с митрополитом Кириллом, и со всем иерейским чином, и с черноризцами, и со всеми суздальцами с честью погребли его в 23 [день] того же месяца, на святого Амфилохия, в пятницу. Дай, Господи милостивый, видеть лицо Твое в будущем веке ему, который потрудился за Новгород и за всю Русскую землю…6

Более подробно рассказывается о кончине благоверного князя в его Житии:

Было в те времена насилие великое от иноверных, гнали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой беды.

А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и близких своих домочадцев, сказав им: «Служите сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей». И пошел князь Дмитрий в силе великой, и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большой добычею.

Отец же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец, разболелся. О, горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то в гроб бы сошел с ним!

Много потрудившись Богу, он оставил царство земное и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ. Сподобил же его Бог и больший чин принять — схиму. И так с миром Богу дух свой предал месяца ноября в четырнадцатый день, на память святого апостола Филиппа.

Митрополит же Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской!» Иереи и диаконы, черноризцы, нищие и богатые и все люди восклицали: «Уже погибаем!»

Святое же тело Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не было, даже земля содрогнулась. Положено же было тело его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритье, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия.

Было же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой, простер руку свою и взял грамоту из руки митрополита. И смятение охватило их, и слегка отступили они от гробницы его. Об этом возвестили всем мит­рополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь тело его душа покинула и везли его из дальних краев в зимнее время! И так прославил Бог угодника Своего7.

Так сообщает о кончине князя его древнее Житие. Вот, собственно, и предмет нашего исследования:

Великий же князь Александр Ярославич, ревновав о Господе Боге своем крепко, оставив земное царство и желая Небесного Царствия, принял ангельский образ монашеского жития; еще сподобил его Бог больший чин восприяти — схиму…

К старости тоже постригусь

Принятие монашества — серьезный и ответственный шаг. Что подвигло великого князя на это решение? Понять это — почувствовать его эпоху. Кстати, в иные времена такой выбор едва ли бы был поощрен: Петр I даже запретил своим указом, продублированным синодальным распоряжением от 15 июня 1724 года, изображать Александра Невского в монашеском чине:

Святого благоверного великого князя Александра Нев­ского в монашеской персоне никому отнюдь не писать, а только в одеждах великокняжеских8.

Очевидно, что это было вызвано желанием Петра I противопоставить новую столицу Санкт-Петербург старой, Москве. Главной святыней Москвы всегда оставалась Лавра преподобного Сергия с самим Радонежским чудотворцем. Во-первых, образ преподобного Сергия с его глубоким благочестием и ревностью ко спасению на духовной стезе совершенно не вязался с петровскими идеями всеобщей полезности, заимствованными у голландских мыслителей. Во-вторых, Лавра преподобного напоминала Петру о его мятежной юности и о его позорном бегстве под ее стены. Поэтому так нужна была «светская лавра» со «светским» святым — образа жизни не монашеского и подвига не церковного. Именно этим объясняется основание Александро-Невской лавры и перенос сюда из Владимира мощей святого князя, а также запрет на его изображение в иноческих одеждах.

Вернемся к вопросу монашеского пострига Александра Невского. Чем он вызван? Дань традиции или потребность души? Начнем с того, что, действительно, предсмертный постриг — традиция, на Руси в то время весьма распространенная. Этот обычай был заимствован из среды византийской аристократии. По меньшей мере 17 византийских императоров приняли по­стриг накануне своей смерти или же после своего свержения с престола (в последнем случае зачастую не по своей воле: Андроник II Палеолог, Иоанн VI Кантакузин, Исаак I Комнин, расстригшаяся и позднее снова постриженная Зоя, ее расстриженная сестра Феодора, Михаил VII Дука, Михаил I Рангаве, Роман I Лакапин, ­Феодосий III и другие).

Известно, что перед смертью принял постриг император Михаил IV Пафлагонский (1041), Мануил I Комнин — под именем Матфей (1180), Иоанн VII Палеолог — Иоасаф (1408), Мануил II Палеолог — Матфей (1425). Из женщин перед смертью, как известно, постриглись императрица Ирина (супруга Иоанна II Комнина) — Ксения (1134), невестка императора Анна Далассина9.

Существует достаточное количество исследований о развитии института монашества на Руси. Среди них особо стоит отметить коллективный труд Б.А. Успенского и Ф.Б. Успенского «Иноческие имена на Руси»10. Здесь интересующий нас вопрос рассмотрен подробно. Действительно, на Руси с раннего времени существовал обычай принимать великую схиму в ожидании близкой кончины. Эта традиция бытовала в монастырях, и она становится предметом обсуждения в «Вопрошании Кирика». Кирик Новгородец спрашивал Нифонта, архиепископа Новгородского (1130-1156), хорошо ли ему было бы в старости принять великую схиму; Нифонт отвечал утвердительно:

А вот что я сказал владыке: я еще без схимы, но к старости тоже постригусь, может, тогда я стану лучше, но я плох и болен11.

Кирик также спрашивал Нифонта, может ли он, Кирик, не будучи схимником, постричь в схиму человека, которому грозит скорая кончина:

А вот опять же некий чернец покаялся у меня, можно ли будет вскоре постричь его в схиму? Или это не годится, постригать, будучи самому без схимы? Если ты мне повелишь, то было бы очень хорошо. Сказал: «Добро ты помыслил, чтобы, как сказал, к старости постричься в схиму. А для пострижения монахов — на то ты и священник, и постриги его в схиму. Священство есть превыше всего, на то и существует освящение». И я поклонился владыке челом12.

И на этот раз Нифонт отвечал утвердительно, ссылаясь на то, что Кирик является священником и тем самым имеет на это право.

От Бога данный тебе дар

В Киево-Печерском патерике рассказывается о Пимене Многострадальном, которого родители принесли в Печерский монастырь для исцеления; он хотел принять постриг, но родители на это не соглашались. Неожиданно его все же постригают в великую схиму, и он получает новое имя. Это описывается как чудо:

Когда же он изнемог так, что отчаялись за его жизнь, — принесли его в Печерский монастырь, чтобы исцелился он молитвами тех святых отцов или от их рук принял святой иноческий образ. Родители же Пимена, сердечно любя его, не оставляли детища своего и всех просили молиться за их сына, чтобы он исцелился от недуга. И много потрудились те преподобные ­отцы, но ничто не приносило пользы ему, ибо его молитва превозмогала все другие, а он просил себе не здоровья, а усиления болезни, так как боялся, что если он выздоровеет, то родители увезут его из монастыря, и не осуществится мечта его. Отец же и мать все время были с ним и не давали его постричь, и блаженный, опечалившись, стал прилежно молиться Богу, чтобы Он исполнил желание его.

И вот однажды ночью, когда все вокруг спали, вошли со свечами туда, где лежал Пимен, похожие на скопцов светлых, и несли они Евангелие, и рубаху, и мантию, и куколь, и все, что требуется для пострижения, и сказали ему: «Хочешь, чтобы мы постригли тебя?» Он же с радостью согласился, говоря: «Господь вас послал, повелители мои, исполнить желание сердца моего». И тотчас начали они спрашивать: «Зачем пришел, брат, припадая к этому святому жертвеннику и к святому братству этому? Желаешь ли сподобиться иноческого великого ангельского образа?» И все прочее исполнили по чину, как написано в уставе, потом в великий образ постригли его, и надели на него мантию и куколь, и все, что следует, отпевши, великого ангельского образа сподобили его, и, целовав его, дали ему имя Пимен, и, возжегши свечу, сказали: «Сорок дней и ночей эта свеча не угаснет». Свершив все это, они пошли в церковь, волосы же постриженного взяли с собой в платке и положили на гроб святого Феодосия13.

Иноки же, бывшие в кельях, слыша звуки пения, перебудили спавших вокруг, думая, что игумен с кем-то постригает Пимена или что тот уже скончался, и вошли все вместе в келью, где больной лежал, и нашли всех спящими: и отца, и мать, и рабов. И вместе с ними подошли к блаженному, и все ощутили благоухание, и увидели его веселым и радостным и облаченным в иноческую одежду. И спросили его: «Кто тебя постриг и что за пение мы слышали? Вот родители твои были с тобой и ничего этого не слыхали». И сказал им больной: «Я думаю, что это игумен, придя с братиею, постриг меня и дал мне имя — Пимен. Их пение и было то, что вы слышали, и про свечу они сказали, что она будет сорок дней и ночей гореть; взявши же мои волосы, они пошли в церковь». Услышав это от него, пошли и увидели, что церковь закрыта, и разбудили пономарей, и спросили их, не входил ли кто в церковь после вечерней молитвы? Они же отвечали, говоря, что никто не входил в нее и что ключи у эконома. Взяв ключи, пошли в церковь и увидели на гробе Феодосия в платке волосы Пимена, и рассказали обо всем игумену, и стали искать, кто постригал Пимена, и не нашли. И поняли все, что то был Промысл свыше, от Бога. И стали раздумывать о бывшем чуде, говоря: «Может ли оно засчитаться Пимену за уставное пострижение?» Но так как свидетельство имелось: церковь была заперта, а волосы оказались на гробе святого Феодосия, и свеча, которой хватило бы только на день, сорок дней и ночей непрестанно горела и не сгорала, то и не стали совершать над Пименом пострижения, сказав ему: «Достаточен для тебя, брат Пимен, от Бога данный тебе дар и нареченное тебе имя»14.

Этот отрывок из Патерика очень важен: он позволяет примерно представить, как происходило пострижение великого князя Александра на его смертном одре. Интересно также, что этот рассказ Патерика заканчивается весьма полезным поучением:

Из этого, братья, следует, кажется мне, вот что разуметь: если кто в болезни пострижется с верою, прося у Бога жизни, тот как в монашеском подвиге послужит ему; владеющий же жизнью и смертью Господь если и отведет его от мира, то, подобно работникам, нанятым в одиннадцатый час, признает его равным праведникам. Кто же говорит так: «Когда увидите меня умирающим, то постригите меня», — суетна того вера и пострижение15.

Обрести главное

Множество примеров из житийной литературы древнерусского периода свидетельствуют о том, что монахи Древней Руси стремились принять схиму перед кончиной. Со временем и миряне начинают принимать великую схиму — первоначально, возможно, подражая монахам.

Со второй половины ХІІ века пострижение перед смертью в великую схиму получает распространение в княжеской среде16, в дальнейшем то же продолжают делать и цари, вплоть до Романовых (у последних, по-видимому, такой родовой традиции не было). Если смерть приходила преждевременно, то иногда — в исключительных случаях — постригали и после смерти, как это случилось с Иваном Грозным и как, по-видимому, могло случиться с Василием ІІІ; это свидетельствует об устойчивости данного обычая17.

В Древней Руси мы знаем даже случай коллективного предсмертного пострига. В 1238 году, когда татары захватили Владимир-на-Клязьме, князь Всеволод Юрьевич с матерью, своими людьми и владыкой Митрофаном внидоша въ святую Богородицю и истригошася вси въ образъ чрънечьскии и въ скыму18.

Великая схима, таким образом, символизирует готовность к смерти.

Обычай предсмертного пострижения связан с представлением о том, что монашеский постриг, подобно крещению, очищает человека от всех предшествующих грехов. Этот мотив находит отражение в «Сказании о Мамаевом побоище»: по благословению преподобного Сергия Радонежского братья-иноки Александр Пересвет и Андрей Ослабя, отправляясь на смертный бой, принимают схиму19. К пострижению в схиму, таким образом, стали относиться как к таинству.

Такое отношение к монашескому постригу связано с особым влиянием на древнерусскую Церковь преподобного Симеона Нового Богослова. Эпоха Симеона Нового Богослова, Х век, — это эпоха монашеского ренессанса. Преподобный Симеон, не колеблясь, называет своих монахов, в том числе и не имеющих сана, «народом Христа, священным стадом, царским священством»20. Видимо, потому на Руси, которая именно в это время усваивает христианство, взгляд на монашество как на единственно верный путь к спасению стал весьма распространенным. В своем послании Поликарпу епископ Симон, например, заявляет:

Аз бых рад оставить свою епископию… Пред Богом тебе молвлю: всю сию славу и власть яко калъ мнел быхъ, аще бы ми трескою тчати за вороты, или сметием валятися в Печерком манастыри и попираему быти человеком…21

В древнерусской житийной литературе можно найти множество примеров, иллюстрирующих мысль об особом значении монашества22. Видимо, этим обстоятельством объясняется и то громадное влияние, которое монастыри оказывали на древнерусское общество, и то благоговение, которое это общество имело к монашеству вообще и к постригу в частности.

Стало быть, принимая монашеский постриг перед самой кончиной, святой благоверный князь Александр, с одной стороны, следовал благочестивому обычаю своего времени, а с другой — через это пострижение он стремился обрести главное, что составляло весь смысл его земного пути, — жизнь вечную во Христе Иисусе, Господе нашем.

Священник Георгий Харин


1 См., напр.: Гарин Е.-Н. Выбор Александра Невского как основа приоритетов политики российского государства // Вестник Вятского государственного университета. 2016. № 10. С. 28-30; Голубев А. Ю. Александр Невский как великий политический и военный деятель Руси // Военная мысль. 2018. № 10. С. 102-109; Данилевский И.Н. Александр Невский и Тевтонский орден / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский акцент: [сайт]. 2011. № 3-4. С. 105-111; Фомина К. Значение «Ледового побоища» в истории России // От Александра Невского до наших дней: уроки истории: Материалы VIII Международных Александро-Невских чтений. Псков: Гос. ун-т, 2017. С. 109-110.

2 См., напр.: Данилевский И.Н. Указ. соч. С. 105-111; Жеребкин М.В. Исторический выбор Александра Невского // Наука, образование и культура. 2017. № 3 (18). С. 13-19; Олейник И.А. Исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде // Педагогический поиск. 2018. № 5. С. 31-33; Рыбаков С.В. Стратегический выбор Александра Невского // Мир Евразии. 2013. № 4 (23). С. 50-54.

3 См., напр.: Бахтин А.П. Ледовое побоище: о построении «свиньей» или «острой колонной» / Текст: электронный // Слово.ру: Балтийский ­акцент: [сайт]. 2015. № 2 / 3. С. 63-86; Голубев А.- Ю. Указ. соч. С. 102-109;­Конявская Е.Л. Образ Александра Невского в русских летописях / Текст: электронный // URL: http://www.drevnyaya.ru / vyp / 2009_2 / part6.pdf; Кривошеев Ю. В. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Лашкова О. Князь Александр Невский: герой средневековой Руси // История. 2017. № 3 / 4. С. 42-49; Свердлов М.Б. Александр Невский — гений стратегии и тактики // Петербургский исторический журнал: исследования по российской и всеобщей истории. 2017. № 3 (15). С. 7-31; Фомина К. Указ. соч. С. 109-110.

4 См., напр.: Алексеев С. Александр Невский: жизнь, ставшая житием // Родина. 2013. № 8. С. 2-5; Богданов А.П. Нравственный выбор Александра Невского // Преподавание истории и обществознания в школе. 2016. № 7. С. 3-11; Долгов В.В. Биография Александра Невского в зеркале «исторического нарратива» // Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2016. № 5. С. 190-212; Он же. Родители Александра Невского в отечественной историографии и генеалогии // Вестник Удмуртского университета. (История и филология). Т. 30. 2020. № 1. С. 88-94; Ефимов В.Ф., Никольский Е.В. Личность Александра Невского сквозь многовековую мифологию // Studia Humanitatis. 2014. № 3. С. 1; Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 15. С. 43-57; Менщиков И.С. Роль образа Александра Невского в воспитании национальной идентичности // Историко-педагогические чтения. 2018. № 22. С. 124-131.

5 Летописи / Текст: электронный // Библиотекарь.Ру: URL: http://www.bibliotekar.ru / rus / 96.htm.

6 Там же.

7 Житие Александра Невского // Древняя русская литература: хрестоматия / составитель Н. И. Прокофьев. М., 1980. С. 118-123.

8 Полное собрание постановлений по Ведомству Православного исповедания. Т. 4. № 1318.

9 Соколов И.И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины IX до начала XIII века (842-1204). СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003.

10 Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Иноческие имена на Руси. М.: Институт славяноведения РАН; СПб.: Нестор-История, 2017.

11 РИБ. VI. № 2. Стлб 25. Вопрос 6. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 213.

12 РИБ. VI. № 2. Стлб 25-26. Вопрос 8. Цит. по: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч.

13 Феодосий Печерский выступает здесь как восприемник или поручитель новопостриженного монаха. В Синайском евхологии в чине пострижения в великую схиму восприемник именуется «подъемлющим власы» (Л. 82-83об., 87). См. подробнее: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 89, примеч. 33.

14 Киево-Печерский Патерик. Т. 4: XII век / подгот. текста Л.А. Ольшевской, пер. Л.А. Дмитриева. СПб.: Наука, 1997.

15 Там же.

16 См.: Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. Т. 1. Ч. 2. М., 1904.

17 См.: Успенский Б.А., Успенский Ф.Б. Указ. соч. С. 211.

18 Полное собрание русских летописей. Т. ІІІ. М., 2000. С. 287.

19 Сказание о Мамаевом побоище.

20 Цит. по: Василий (Кривошеин), архиеп. Преподобный Симеон Новый Богослов. Париж, 1980. С. 126.

21 Киево-Печерский патерик // РНБ. Ф. 893. (Собр. Ю.А. Яворского). № 9. Л. 18 об.

22 См. об этом: Василий (Кривошеин), архиеп. Указ. соч. С. 143; Иларион (Алфеев), игум. Преподобный Симеон Новый Богослов и православное предание. СПб., 2001. С. 608; Концевич И.Н. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. М., 1993. С. 38.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Наименование разделов и темы урока

Кол-во  часов

Дата

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

1

Из древнерусской литературы (3ч)

Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы.

1

Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

1

Проблема авторства «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению по «Слову….».

1

Из литературы XVIII века (10 ч)

Литература XVIII века (общий обзор). Классицизм в  русском и мировом искусстве

1

М.В. Ломоносов. Слово о поэте. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы.

1

Ода как жанр лирической поэзии. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величия государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

1

Новая эра русской поэзии. Творчество Г.Р. Державина. Обличие несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».

1

Тема поэта и поэзии. Творчество Г.Р. Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества.

1

Подвиг А.Н. Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской действительности.

1

Особенности повествования в «Путешествии….» Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1

Понятие о сентиментализме. Н.М. Карамзин — писатель и историк. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека.

1

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. Стихотворение «Осень».

1

Развитие речи. Сочинение «Литература XVIII века в восприятии современного читателя»

1

Из русской литературы XIX века (54 ч.)

Золотой век русской литературы. От классицизма и сентиментализма к романтизму и реализму.

1

Романтическая лирика начала века. «Литературный Колумб Руси». Очерк жизни и творчества В.А. Жуковского.

1

Художественный мир В.А. Жуковского. Элегии «Море» и «Невыразимое».

1

Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады В.А. Жуковского «Светлана». Язык баллады. Фольклорные мотивы.

1

«Человек необыкновенный» (А.С. Пушкин). Жизнь, судьба, творчество А.С. Грибоедова.

1

А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»: возникновение замысла, история создания, особенности композиции, жанровое своеобразие.

1

Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями. Чтение и анализ первого действия.

1

Второе действие комедии «Горе от ума». Обучение анализу монолога. Фамусовская Москва.

1

Третье действие комедии «Горе от ума». Анализ сцены бала. Чацкий в системе образов.

1

Четвёртое действие комедии «Горе от ума». Смысл названия комедии. Проблема жанра. Новаторство и традиции в комедии.

1

Разговорная основа и афористичность стихотворной пьесы  А.С. Грибоедова «Горе от ума»

1

Развитие речи. И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Обучение конспектированию.

1

Развитие речи. Сочинению по комедии «Горе от ума»

1

А.С. Пушкин: жизнь и судьба. Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина.

1

Свободолюбивая лирика А.С. Пушкина («К Чаадаеву», «К   морю», «Бесы», «Анчар», «Два чувства дивно близки нам…»

1

Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина(«Я вас любил; любовь еще, быть может,…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

1

«Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречия  двух миров: цивилизованного и естественного.

1

«Евгений Онегин». История создания романа. Композиция. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов романа.

1

Трагические итоги жизненного пути. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

Татьяна Ларина — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга.

1

Анализ двух писем. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

1

Автор как идейно — композиционный и лирический центр романа.

1

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

1

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, А.А. Григорьев.

1

Развитие речи. Подготовка сочинению по роману А.С.Пушкина»Евгений Онегин»

1

Урок внеклассного чтения. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия персонажей.

1

Урок внеклассного чтения. Поэзия пушкинской эпохи. Творчество Батюшкова и Баратынского.

1

М.Ю. Лермонтов. Личность, судьба, эпоха. Мотивы вольности и одиночества в лирике ( «Парус»,»И скучно и грустно»)

1

Образ поэта — пророка. («Пророк»,»Поэт»,»Нет я не Байрон, я другой…», «Смерть поэта»)

1

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова («Нет, не тебя я пылко так люблю…», «Расстались мы , но твой портрет…», «Нищий»)

1

Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворений  «Дума», «Родина», «Предсказание»

1

«Герой нашего времени». Композиция. Обзор содержания.

1

Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина.

1

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

1

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

1

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

1

Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени»

1

Развитие речи. Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова

1

Урок внеклассного чтения. Дж.Г. Байрон: личность, судьба, творчество.

1

Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя.

1

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»: замысел, история создания, особенности жанра и композиции, смысл названия.

1

Н.В. Гоголь. «Мертвые души». Система образов поэмы: образы помещиков (Манилов, Коробочка)

1

Н.В. Гоголь. «Мертвые души».  Образы помещиков (Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин)

1

Н.В. Гоголь. «Мертвые души».  Образы  чиновников губернского города NN

1

Н.В. Гоголь. «Мертвые души».  Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой

1

Н.В. Гоголь. «Мертвые души» — поэма о величии России и народа. Пафос и роль лирических отступлений.

1

Развитие речи. Контрольное сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»

1

«Человек есть тайна….» Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Повесть «Белые ночи».

1

Ф.М. Достоевский. Повесть «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» в повести, черты его внутреннего мира

1

Ф.М. Достоевский. Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Развитие понятия о повести.

1

А.П. Чехов: судьба, личность, творчество. Рассказ «Смерть чиновника»: образ «маленького человека».

1

А.П. Чехов. Рассказ «Тоска»:  тема одиночества человека в мире. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа

1

Развитие речи.   Контрольное  сочинение — ответ на проблемный вопрос: «В чём особенности изображения внутреннего мира героя русской литературы XIX века?»

1

Урок внеклассного чтения.  Лирика Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета. Эмоциональное богатство русской поэзии

1

Из русской литературы XX века (25 ч.)

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений (обзор). И.А. Бунин «Темные аллеи»: проблематика и образы.

1

Философия любви в новеллах И.А. Бунина. Мастерство И.А. Бунина в новелле «Лёгкое дыхание».

1

М.А. Булгаков: судьба, личность, творчество. История создания, композиция, судьба повести «Собачье сердце»

1

М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце» как социально — философская сатира на современное общество.

1

М.А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Смысл названия рассказа «Судьба человека».

1

М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины. Композиция, особенности авторского повествования. Образ главного героя.

1

А.И. Солженицын: судьба, личность, творчество. Рассказ «Матрёнин двор», его автобиографичность. История создания и публикации.

1

А.И. Солженицын. «Матрёнин двор» как рассказ — притча. Нравственная и социальная проблематика. Образ героини и её мира. Нравственный облик Матрёны — праведницы, её духовная стойкость.

1

Контрольный тест по изученным произведениям второй половины XIX, XX вв.

1

Избранные страницы творческого наследия поэтов «серебряного века» русской поэзии.

1

А.А. Блок: судьба, личность, творчество. Избранные страницы творческого наследия поэта («Ветер принёс издалёка…», «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…»)

1

С.А. Есенин: судьба, личность, творчество. Тема Родины в лирике поэта ( «Не жалею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшенный…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Нивы сжаты, рощи голы…»)

1

С.А. Есенин.  «Всю душу выплесну в слова…». Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике поэта («Вот уже вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…»)

1

В.В. Маяковский: судьба, личность, творчество. Новаторство поэзии Маяковского.

1

В.В. Маяковский. Художественный мир, характер ранней лирики. Своеобразие стиха, ритма, интонации(«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок))

1

М.И. Цветаева: судьба, личность, творчество. Особенности поэтики Цветаевой(«Идёшь на меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…», «Откуда такая нежность?»)

1

М.И. Цветаева. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. «Стихи Блоку». Образ Родины  в лирическом цикле «Стихи о Москве»

1

Н.А. Заболоцкий: судьба, личность, творчество. Философский характер лирики поэта («Я не ищу гармонии в природе..», «Где — то в поле возле Магадана», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание»)

1

О.Э. Мандельштам: судьба, личность, творчество. Особенности поэтики.

1

Трагические интонации в любовной лирике А.А. Ахматовой («Сжала руки под тёмной вуалью…», «Песня последней встречи», «Столько просьб у любимой всегда»). Стихотворения о поэте и поэзии («Поэт», «Пушкин», «Муза»)

1

Б.Л. Пастернак: судьба, личность, творчество. Вечность и современность в стихах о природе и о любви («Красавица моя, вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти…», «Быть знаменитым некрасиво…»)

1

А.Т. Твардовский: судьба, личность, творчество. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта («Урожай», «Весенние строчки»)

1

А.Т. Твардовский. Осмысление темы войны. Проблемы и интонации стихотворений о войне («Я убит подо Ржевом»)

1

Урок внеклассного чтения. Романсы на стихотворения русских поэтов XIX — XX вв. Авторская песня. Песенное творчество Б.Ш. Окуджавы, В.С. Высоцкого

1

Зачётная работа по теме «Русская лирика XX века» (по изученным произведениям)

1

Из зарубежной литературы (9 ч.)

Квинт Гораций Флакк: слово о поэте. Мысль о поэтических заслугах в оде «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…»)

1

Культура эпохи античности и её роль в развитии мировой культуры. Античная лирика. Чувства и разум в любовной лирике Катулла («Нет, ни одна средь женщин…»)

1

Данте Алигъери: жизнь, творчество. «Божественная комедия»: множество смыслов поэмы и её универсально — философский характер.

1

Гуманизм эпохи Возрождения. У. Шекспир «Гамлет». Одиночество Гамлета и его конфликт с реальным миром «расшатавшегося века»

1

У. Шекспир «Гамлет». Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

1

Эпоха Просвещения. И.В. Гёте. «Фауст» как философская трагедия.

1

И.В. Гёте «Фауст». Идейный смысл трагедии. Фауст как вечный образ мировой литературы.

1

Урок внеклассного чтения. Золотая пора детства в произведении М. Парр «Вафельное сердце».

1

Выявление уровня литературного развития учащихся. Рекомендации для летнего чтения.

1

На конференции в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове обсудили вопросы реализации проекта по созданию электронного реестра памятников церковной архитектуры, находящихся в аварийном состоянии

30 ноября 2021 г. 10:47

23 ноября 2021 года в Патриаршем зале Богоявленского кафедрального собора в Елохове г. Москвы состоялась конференция, посвященная итогам первого этапа реализации программы создания электронного реестра особо ценных церковных комплексов и принадлежащих Церкви памятников архитектуры, которые находятся в аварийном состоянии.

Организаторами мероприятия выступили Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации и Благотворительный фонд поддержки возрождения русской церковной архитектуры «Иннотех XXI».

В конференции приняли участие 112 человек, в том числе представители митрополий Русской Православной Церкви, члены Совета фонда «Иннотех XXI» и его Попечительского совета, представители бизнеса, некоммерческих организаций, науки, средств массовой информации.

К собравшимся обратился председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации протоиерей Леонид Калинин. Священник, в частности, отметил, что за прошедший год фонд «Иннотех XXI» доказал: призыв Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла к тем, кому дорога память народа, был услышан. Работа фонда и помощь в его деятельности соработников, энтузиастов, представителей коммерческих фирм и частных лиц доказали жизнеспособность самой идеи спасения национального наследия, которая объединяет разных людей для служения благородной цели.

В ходе конференции был представлен отчетный доклад президента фонда «Иннотех XXI» А.В. Агапова об итогах работы в 2021 году, которая осуществлялась в тесном взаимодействии с Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации. В рамках реализации проекта по созданию реестра объектов Русской Православной Церкви, который получил благословление Святейшего Патриарха Кирилла и одобрение Высшего Церковного Совета, основными результатами работы фонда в текущем году стали: определение субподрядных компаний, способных качественно выполнить работы по цифровому сканированию, проведение пилотных работ по сканированию 16 храмов в разных епархиях Русской Православной Церкви, подготовка проекта технического задания на разработку платформы реестра, разработка порядка подготовки смет по укрупненным показателям для оценки затрат на выполнение реставрации храмов. Помимо выполнения пилотных работ по сканированию храмов, выполнялись съемки первых четырех фильмов документального сериала с рабочим названием «Уникальные храмы России». В результате работы с митрополиями и епархиями Русской Православной Церкви по сбору информации об объектах уже заполнено более 900 анкет по аварийным храмам. В настоящее время фонд и Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации ведут активную работу с Министерством культуры Российской Федерации по подготовке программы финансирования по линии министерства сканирования и внесения в реестр первых 1170 объектов в 12 регионах России (в первую очередь церковных объектов — образцов деревянного зодчества).

В ходе конференции были заслушаны доклады: генерального директора Государственного института искусствознания Н.В. Сиповской о значимости архивных данных и включении их в цифровом формате в реестр объектов Русской Православной Церкви, руководителя проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» протоиерея Алексея Яковлева о работах по возрождению деревянных храмов Севера, представителей компаний-партнеров фонда «Иннотех XXI» об опыте совместного выполнения пилотных проектов, компании «Рамэк-ВС» о подготовке совместно с фондом проекта технического задания на разработку платформы реестра с представлением в виде демо-версии вариантов основных функциональных возможностей реестра и о прототипе программно-аппаратного комплекса, предлагаемого для установки в храмовых комплексах для охраны и комплексного мониторинга состояния объекта. Сотрудники дочерних компаний концерна «Ростех» представили линейку запущенных в производство новых продуктов, созданных по давно утраченным технологиям древней Руси, а также новую систему контроля воздушной среды в храмах и не имеющее аналогов новое дезинфицирующее средство для применения на объектах Русской Православной Церкви.

Был анонсирован новый проект «Спаси и сохрани», который планируется запустить в 2022 году. Цель проекта — организация широкомасштабной народной кампании по выявлению особо востребованных храмов, нуждающихся в реставрации. Планируется, что в кампании примут участие граждане России и зарубежья.

В завершение конференции представителям компаний-партнеров фонда «Иннотех XXI» были вручены памятные грамоты в знак признания их вклада в работу фонда. Затем председатель правления Всероссийской общественной организации «Трудовая доблесть России» герой социалистического труда А.Г. Левин от имени организации наградил памятными медалями члена Совета фонда протоиерея Леонида Калинина и президента фонда А.В. Агапова.

Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации/Патриархия.ru

Количество часов: всего 68 ч, в
неделю 2 ч
Плановых контрольных работ 3
Административных контрольных работ 2
Развития речи 8 ч
Учебник:

7 класс Литература. В.Я. Коровина,
В.П. Журавлев, В.И. Коровин и др.

Кол-во часов

Тема

План

Факт

1.

4.09.

Введение.
Изображение человека в художественной литературе как важнейшая
идейно-нравственная проблема.

2.

6.09.

Предания как жанр
фольклора. Исторические предания об Иване Грозном и Петре Первом.

3.

11.09

Эпос народов мира.
Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского
народа, отраженные в образе главного героя былины. Прославление мирного труда
в эпосе.

4.

13.09

Киевский и
новгородский циклы былин.  Былина «Садко». Художественное своеобразие былины.

5.

18.09

«Калевала» — карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни
народа и его национальных традиций.

6.

20.09

Древнерусская
литература и ее культурные традиции. «Повесть временных лет» (отрывок о
пользе книг). Формирование традиции уважительного отношения к книге.
«Поучения Владимира Мономаха». Поучения как жанр древнерусской литературы.

7-8.

25.09

27.09

«Повесть о Петре и
Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси.

9.

2.10

РР    Подготовка к домашнему сочинению
«Нравственные уроки древнерусской литературы».

10.

4.10

М.В. Ломоносов.
Слово о поэте и ученом. Стихи «К статуе Петра Великого» и «Ода на день
восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы
Елисаветы Петровны». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах.

11.

9.10

Г.Р. Державин.
«Река времен в своем стремленьи …», «На птичку …», «Признание». Философские
размышления о смысле жизни и свободе творчестве.

12.

11.10

А.С. Пушкин. Слово
о поэте. Интерес А.С. Пушкина к истории России. Поэма «Полтава» (отрывок).
Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги
русских солдат. Сопоставительный портрет исторических деятелей:  Петр
I и
Карл
XII.

13.

16.10

А.С. Пушкин.
«Медный всадник» (отрывок). Выражение чувства любви к Родине. Прославление
деяний Петра
I. Образ автора в отрывке из поэмы. А.С.  Пушкина. 

14.

18.10

А.С. Пушкин. «Песнь
о вещем Олеге» и летописный источник. Особенности содержания и формы баллады
А.С. Пушкина.

15.

23.10

Трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре.
Образ летописца Пимена.

16-17.

25.10

30.11

А.С. Пушкин.
Повесть «Станционный смотритель». Изображение маленького человека, его
положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм
повести.

18.

8.11

РР Подготовка к сочинению — индивидуальной
характеристике. «Маленький человек с большим сердцем» (образ Самсона Вырина).

19-20.

13.11

15.11

М.Ю. Лермонтов.
«Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова». Картины быта 16 века, их роль в понимании характеров героев и
идеи поэмы. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном
Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов.

21.

20.11

М.Ю. Лермонтов.
Слово о поэте. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Ангел».
Мастерство поэте в создании художественных образов

22.

22.11

Н.В. Гоголь. Слово
о писателе.  Повесть «Тарас Бульба». Историческая основа повести. Первые
главы повести. Знакомство с героями.

23-24.

27.11

29.11

Нравственный облик
Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев. Народный характер повести.
Патриотический и героический пафос произведения Н.В. Гоголя.

25.

4.12

Смысл
противопоставления Остапа и Андрия. Особенности изображения природы и людей в
повести.

26.

6.12

РР  Сочинение — сравнительная характеристика.
«Остап и Андрий: два характера, две судьбы».

27.

11.12

Урок текущего
контроля

по творчеству А.С.
Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя

28-29.

13.12

18.12

И.С. Тургенев.
Слово о писателе. Рассказ «Бирюк». Изображение  жизни и быта крестьян.
Авторское отношение к бесправным и обездоленным. Самобытность характера
главного героя. Художественные особенности рассказа.

30.

20.12

И.С. Тургенев. Стихотворения
в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Нравственная основа
человеческих взаимоотношений. Особенности жанра стихотворений в прозе.

31.

25.12

Н.А. Некрасов.
Слово о поэте. Поэма «Русские женщины»: княгиня Трубецкая.  Историческая основа
поэмы. Величие духа русской женщины.

32.

27.12

Н.А. Некрасов. «Вчерашний день часу в шестом…», «Размышления у
парадного подъезда». Трагические картины русской жизни в стихотворениях.
Авторское отношение к народу. Художественное своеобразие произведений. 

33.

10.01.

А.К. Толстой.
Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин». Воспроизведение
исторического колорита эпохи. Духовное противостояние самовластью.

34.

15.01

М.Е.
Салтыков-Щедрин. Слово и писателе. «Повесть о том, как один мужик двух
генералов прокормил». Изображение нравственных пороков общества. Смысл
противопоставления генералов и мужика. Нравственное превосходство человека из
народа и авторское осуждение его покорности.

35.

17.01

Урок текущего
контроля
по творчеству И.С.
Тургенева,  Н.А. Некрасова, А.К. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина.   

36-37.

22.01

24.01

Л.Н.  Толстой.
Слово о писателе. Главы из повести «Детство». Главный герой повести. Его
чувства, поступки, духовный мир. Сложность взаимоотношений детей и взрослых.

38.

29.01

И.А. Бунин. Слово о
писателе. «Цифры». Нравственный смысл рассказа. Сложность взаимопонимания
детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

39.

31.01

РР Сочинение «Проблема взаимопонимания детей и
взрослых в произведения Л.Н. Толстого и И.А. Бунина».

40.

5.02

А.П. Чехов. Слово и
писателе. Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова. «Злоумышленник». 

41.

7.02

А.П. Чехов.
«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных пороков. Смысл названия
рассказа. Средства создания комического.

42.

12.02

Стихотворения  русских
поэтов 19 века о родной природе:  В.А. Жуковский, И.А. Бунин, А.К. Толстой

43.

14.02

РР Анализ одного из стихотворений по выбору
учащихся или учителя.

44-46.

19.02

21.02

26.02

М. Горький. «Детство». Главы. Автобиографический характер повести.
Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение характера
героя. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: бабушка Акулина
Ивановна, Алеша, Цыганок, Хорошее дело. Вера в творческие силы народа.

47.

28.02

РР
Обучение анализу эпизода из повести М. Горького. «Детство» (по выбору
учителя).

48.

5.03

В.В. Маяковский.
«Необычайное приключение бывшее в Владимиром Маяковским летом на даче» Мысли
автора и роли поэзии в жизни человека и общества. Роль фантастических картин.
Своеобразие художественной формы стихотворения.

49.

12.03

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир в
стихотворении. Гуманизм лирического героя.

50-51.

14.03

19.03

Л.Н. Андреев. Слово
о писателе. «Кусака». Нравственные проблемы рассказа. Гуманистический пафос
произведения.

52.

2.04

А.П. Платонов.
Слово о писателе. «Юшка». Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к
состраданию и уважению к человеку .

53.

4.04

А.П. Платонов «В
прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой
жизни.

54.

9.04

РР  Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли
в жизни сочувствие и сострадание» (по произведениям писателей 20 века и
личным впечатлениям).

55.

11.04

Трудности и радости
грозных лет войны в стихотворениях А.А. Ахматовой, К.М. Симонова, А.А.
Суркова, А.Т. Твардовского и др.

56.

16.04

Ф.А. Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади?». Эстетические
и нравственно-психологические проблемы рассказа.

57.

18.04

Е.И. Носов. Слово о
писателе. «Кукла».  Протест против равнодушия и бездуховности. Нравственная
красота человека.

58.

23.04

РР Е.И. Носов. «Живое пламя». Обучение
целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению.

59.

25.04

Ю.П. Казаков «
Тихое утро». Нравственные проблемы рассказа

60.

30.04

Стихи поэтов 20
века о Родине и природе. (С.А. Есенин, Б.Л. Пастернак, А.Я. Яшин, Н.М.
Рубцов, Н.А. Заболоцкий и др.). Единство человека и природы.

61.

7.05

А.Т. Твардовский.
Слово о поэте. Стихотворения  «Снега потемнеют синие», «Июль — макушка лета»,
«На дне моей жизни». Философские проблемы в лирике А.Т. Твардовского. 

62.

14.05

Д.С. Лихачев. Слово
о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная»  как духовное напутствие
молодежи. Публицистика, мемуары как жанр литературы.

63.

16.05

М. Зощенко. Рассказ
«Беда». Смешное и грустное в рассказе.

64.

21.05

Страницы европейской поэзии: Р. Бернс. «Честная бедность» и другие
стихотворения. Ж. Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой …» и др.
стихотворения.

65.

23.05

Японские хокку.
Особенности жанра.

66.

28.05

О. Генри. «Дары
волхвов». Нравственная проблематика рассказа, его гуманистическое звучание.

67-68

Урок контроля. Обобщающий (итоговый) урок

МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПЕРЕВАЛЬНЕНСКАЯ  ШКОЛА»
СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО                                    
СОГЛАСОВАНО                          УТВЕРЖДЕНО

и принято на 
заседании МО                  Заместитель директора по            Директор МБОУ

учителей 
гуманитарного  цикла            учебно-воспитательной              
«Перевальненская школа»

Протокол №_1__от_24__08.2020          
работе                                              ___________ Л.Я.Латыш

Руководитель
ШМО                                    __________  Н.В.Трапезион     28.08.2020

_________
Ю.Н. Степанова                    28.08.2020

Раздел, тема урока

Коли-чество
часов

Дата
проведения

план

факт

ВВЕДЕНИЕ
(1 ЧАС)

1

Изображение
человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы.

1

УСТНОЕ
НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО  (7 ЧАСОВ)

2

Устное
народное творчество. Предания. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы»,
«Петр и плотник».

1

3

Эпос
народов мира. Воплощение в былине «Вольга и Микула Селянинович» нравственных
свойств русского народа.

1

4

Вн.чт.
1.
Русские
былины Киевского и Новгородского циклов.  «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

1

5

Вн.чт.2.
«Калевала» — карело-финский мифологический эпос.

1

6

Французский
средневековый героический эпос. «Песнь о Роланде». 

1

7

Народная
мудрость пословиц и поговорок.

1

8

Р.р.1.
Подготовка к домашнему сочинению по пословице.

1

ИЗ
ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ЧАСА)

9

Русские
летописи. «Повесть временных лет». Поучение как жанр древнерусской
литературы. «Поучение Владимира Мономаха». 

1

10

Житие
как жанр древнерусской литературы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

1

ИЗ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII ВЕКА (2 ЧАСА)

11

Краткий
рассказ о М.В.Ломоносове. Понятие о жанре оды. «Ода на день восшествия…» 

1

12

Краткий
рассказ о Г.Р.Державине. Его размышления о смысле жизни, о судьбе. Стихотворения
«Река времён в своём стремленьи…», «На птичку», «Признание». 

1

ИЗ
РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (28 ЧАСОВ)

13

Краткий
рассказ об А.С.Пушкине. Лицейские годы. Прославление мужества и отваги
русских солдат в поэме «Полтава». 

1

14

Тема
настоящего и будущего России в поэме А.С.Пушкина «Медный всадник».

1

15

Художественное
воспроизведение быта и нравов Древней Руси в балладе «Песнь о вещем Олеге».

1

16

А. С.
Пушкин – драматург. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Истина как
цель летописного повествования.

1

17

Изображение
«маленького человека» в повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Дуня и
Минский

1

18

Краткий
рассказ о М.Ю.Лермонтове. Конфликт и система образов в поэме «Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

1

19

Проблематика
и поэтика поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова».

1

20

Проблема
гармонии человека и природы. Стихотворения М.Ю.Лермонтова «Когда волнуется
желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва».

1

21

Р.р.2.
Подготовка к домашнему сочинению-эссе «Мой Лермонтов».

1

22

Краткий
рассказ о Н.В.Гоголе. Историческая и фольклорная основа повести «Тарас
Бульба».

1

23

Осуждение
предательства в повести «Тарас Бульба». Смысл противопоставления Остапа
Андрию.

1

24

Р.р. 3.
Классное сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба».

1

25

Краткий
рассказ о И.С.Тургеневе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их
гуманистический пафос. 

1

26

Мастерство
И.С.Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека в
рассказе «Бирюк». 

1

27

Тургенев
о богатстве и красоте русского языка в стихотворениях «Русский язык»,
«Близнецы» и «Два богача».

1

28

Краткий
рассказ о Н. А. Некрасове. Историческая основа поэмы «Русские женщины».

1

29

Образ
родины в стихотворении Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда».
Размышления поэта о судьбе народа.

1

30

Краткий
рассказ об А.К.Толстом. «Василий Шабанов» и «Михайло Репнин» как исторические
баллады.

1

31

Краткий
рассказ о М. Е.Салтыкове-Щедрине. Нравственные пороки общества в «Повести…».

1

32

Смысл
названия сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Понятие о гротеске.

1

33

Краткий
рассказ о Л.Н.Толстом (детство, юность, начало литературного творчества).
Автобиографический характер повести «Детство».

1

34

Главный
герой повести Л. Н. Толстого «Детство», его чувства, поступки, духовный мир.

1

35

Р.р.4.
Литературный ринг на тему: «Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя,
И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого».

1

36

Краткий
рассказ об А.П.Чехове. Проблематика рассказа «Хамелеон». 

1

37

«Говорящие
фамилии» как средство юмористической характеристики в рассказе «Хамелеон».

1

38

 «Грустный»
юмор Чехова. Многогранность комического в рассказах «Злоумышленник», «Тоска»,
«Размазня».

1

39

Р.р. 5.
Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. Поэтическое изображение
родной природы и выражение авторского настроения.

1

ИЗ РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (21 ЧАС)

40

Краткий
рассказ об И. А. Бунине. Сложность взаимопонимания детей и взрослых в
рассказе «Цифры».

1

41

Нравственный
облик героев рассказа И.А.Бунина «Лапти». 

1

42

Краткий
рассказ о М.Горьком.  Изображение «свинцовых мерзостей жизни» в повести
«Детство».

1

43

Повесть
М.Горького «Детство»: светлые стороны жизни.

1

44

Романтический
характер легенды М. Горького «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).
Иносказательный характер легенды.

1

 45

Краткий
рассказ о Л.Н.Андрееве. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим,
бессердечие героев рассказа «Кусака».

1

46

Краткий
рассказ о В. В. Маяковском. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром
Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и
общества.

1

47

Два
взгляда на мир – безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта,
сострадание лирического героя стихотворения В.В.Маяковского  «Хорошее
отношение к лошадям».

1

48

Краткий
рассказ об А.П.Платонове. Главный герой произведения «Юшка», его непохожесть
на окружающих людей, душевная щедрость.

1

49

Р.р. 6.
Классное контрольное сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1

50

Краткий
рассказ о Б. Л. Пастернаке. Картины природы, преображённые поэтическим
зрением поэта в стихотворениях  «Июль», «Никого не будет в доме…».

1

51

Краткий
рассказ об А.Т.Твардовском. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета…»,
«На дне моей жизни…». Размышления поэта о взаимосвязи человека и природы, о
неразделимости судьбы человека и народа.

1

52

Трудности
и радости грозных лет войны в стихотворениях А.А.Ахматовой, К.М.Симонова,
А.А.Суркова, А.Т.Твардовского, Н.С.Тихонова.

1

53

Краткий
рассказ о Ф. Абрамове.  Эстетические и нравственно-экологические проблемы в
рассказе «О чём плачут лошади».

1

54

Краткий
рассказ о Е. И. Носове.  Сила внутренней, духовной красоты человека в
рассказе «Кукла» («Акимыч»).

1

55

Взаимосвязь
природы и человека в рассказе Е.И.Носова «Живое пламя». 

1

56

Краткий
рассказ о Ю. П. Казакове. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго
поступка в рассказе «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь,
взаимовыручка.

1

57

Краткий
рассказ о писателе, учёном, гражданине Д.С.Лихачеве. «Земля родная». Духовное
напутствие молодёжи в мемуарах.

1

58

Вн.чт. 3.
М.М.Зощенко.  «Беда». Смешное и грустное в рассказах М.М.Зощенко.

1

59

Выражение
душевных настроений, состояний человека через описание картин природы в
стихах В.Я.Брюсова, Ф.Сологуба и др.

1

60

Контрольная
работа. Выявление уровня литературного развития учащихся (тестирование).

1

ИЗ
ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (1 ЧАС)

61

Краткий
рассказ о дагестанском поэте Расуле Гамзатове. Возвращение к истокам, основам
жизни в лирике поэта.

1

ИЗ
ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (6 ЧАСОВ)

62

Краткий
рассказ о Р.Бёрнсе. Представления народа о справедливости и честности в
стихотворении «Честная бедность». 

1

63

Краткий
рассказ о Д.Г.Байроне. Ощущение трагического разлада героя с жизнью,
окружающим его обществом в стихотворении «Душа моя мрачна…».

1

64

Особенности
жанра японских хокку (хайку).

1

65

Краткий
рассказ об О. Генри. Сила любви и преданности в рассказе «Дары волхвов».

1

66

Краткий
рассказ о Р.Д.Брэдбери. Мечта о чудесной победе добра в рассказе «Каникулы». 

1

67

Вн.чт. 4.
Детективная литература.

1

68

Повторение
по темам: «Из русской литературы ХIХ века», «Из русской литературы ХХ века».

1

  • Подготовить рассказ о кирилле и мефодии
  • Подводная сказка тверь кольцевая улица 66
  • Подглядывал за девочками в душе рассказы
  • Поданный ужин как пишется
  • Повитуха рассказ на дзен 38 глава продолжение