Открытый урок литературы в 11 классе (подготовка к итоговому сочинению).
«Добро и зло» в произведениях художественной литературы.
Цель урока – подготовка к итоговой аттестации по литературе, формирование способностей обучающихся к отбору материала по заданной теме и написанию сочинения.
Задачи урока:
образовательные: познакомить с понятиями, что такое добро и что входит в понятие добра; что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления; познакомить с терминами «добро», «зло»; углубить сущность известных понятий, пополнить словарный запас учащихся; познакомить учащихся с новым направлением итогового сочинения, приёмами работы над текстом для более глубокого его исследования; учить устанавливать связи между частями сочинения; учить различать главную и второстепенную информации;
-
развивающие цели: развитие мышления, способностей к умозаключению и выводам; развитие устной речи, творческих способностей, внимания и памяти; повторить материал о структуре сочинения; формировать умение исследовать литературный текст с целью выделения необходимой информации; развивать критическое мышление через заполнение таблицы;
-
воспитательные цели: продолжать воспитание нравственного, толерантного отношения к людям, любовь к изучению предмета; продолжать работу по развитию навыка самостоятельной работы на уроке, уважения к другим учащимся и учителю во время дискуссий, работа над самооценкой учащихся, воспитание культуры.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Метод: репродуктивный, метод самостоятельной работы.
Технология: обучение в сотрудничестве.
Форма работы: групповая.
Приемы: «яркое пятно», работа с доской, текстом
1.Погружение в тему. Просмотр видеоролика, притча «Два волка». Не показывать название притчи, остановить ролик перед словами старика.
— Как вы думаете, что ответил внуку старик? (всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь)
— Что имел в виду старый индеец? (всё зависит от человека. Каким он человеком хочет стать – таким и станет. Будет совершать злые поступки – станет злым. Будет нести добро – станет добрым.)
— Какое название можно придумать этой притче?
— Что олицетворяют в притче белый и чёрный волки? (добро и зло)
— Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке?
— Какова цель урока? (формирование представления о добре и зле)
— Задачи урока?
Выработать понимание терминов ДОБРО и ЗЛО.
Научиться выражать свою точку зрения, аргументируя ответ.
Научиться писать вступление к итоговому сочинению.
3. Беседа. Понимание терминов «добро, зло». Учитель обществознания.
Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Это вечные вопросы.
— Что включает в себя понятие «Добро»? (ответы….).
Понятие «добро» включает в себя наши самые важные интересы, надежды, желания — наше стремление к человечности, к гуманизму. Под добром мы понимаем все то, что способствует улучшению жизни, нравственному возвышению личности, совершенствованию общества. Причем когда мы говорим об улучшении жизни, то имеем в виду, конечно, всех и каждого человека, потому что истинно гуманная мораль считает: нельзя быть по-настоящему счастливым, когда вокруг другие несчастны.
Мы считаем добром отношения доверия, справедливости, милосердия, любви к ближнему. Мы считаем добром движение за демократическое общество, правовое государство, за права и свободы каждого гражданина, а главное — за нравственное возрождение самого человека, за его подлинное счастье.
— Когда мы говорим о человеке «добрый»? (ответы…)
Да. Добрый человек готов прийти на помощь другому человеку, и делать это не ради выгоды, не напоказ, не в расчете на похвалу, а бескорыстно, по убеждению, по моральному долгу.
Конечно, слово «добро» имеет не только моральный смысл. Например, мы называем вещи — «свое добро», «чужое добро». Этим словом мы можем обозначить качество какой-либо вещи или деятельности: добрый стол, добрая воля, добрая работа и т. д.
И все-таки, если вдуматься, все различные значения понятия «добро» имеют общее происхождение, очень близки друг другу и в конечном счете обозначают что-то хорошее для человека. Ведь нельзя быть морально добрым вообще, т. е. никак не проявлять свою доброту. Добрым можно быть, только сознательно и старательно делая добрые, полезные людям дела.
— Подберите антоним к слову ДОБРО. Что включает в себя понятие «ЗЛО»? (ответы…)
Все, что противоположно добру, есть зло. Это — нарушение морали. Поэтому в понятие зла вкладываются представления о безнравственном, антигуманном, недобром. Это понятие обобщенно выражает все то, что заслуживает осуждения, презрения и должно быть обязательно преодолено людьми, обществом, отдельным индивидом. Зло находится там, где человека унижают, оскорбляют, где к нему относятся не как к живому человеку, а как к вещи, с помощью которой можно извлечь себе выгоду. Для гуманных, порядочных людей зло означает такие отношения между людьми, когда счастье одних, их сила, богатство, образованность достигаются за счет несчастья других — их слабости, бедности, невежества и т. д. Итак, зло — это все дурные, вредные подлые поступки людей, все то, что губит душу, способствует нравственной деградации (разрушению) личности.
— Какие отрицательные явления жизни охватывает зло? (ответы…)
Понятие зла охватывает все отрицательные явления: насилие, обман, подлость, воровство, хулиганство, жестокость, предательство, доносительство («стукачество») и т. д. Там, где есть большое общественное зло (эксплуатация, захватнические войны, преследование инакомыслящих, инаковерующих или людей другой национальности, другого цвета кожи, сословия или происхождения и т. п.), там обязательно проявляется и зло малое, повседневное, вошедшее в привычку, в нравы, в психологию людей, — хамство, грубость, эгоизм, равнодушие к страданию и горю других людей (даже своих родственников), тупость, жестокость, вранье, пьянство, хитрость, обман и т. д. и т. п. Когда сильный обижает слабого, когда свою вину сваливают на другого, когда хулиган оскорбляет людей, продавщица хамит, бюрократ «волынит» и ждет взятку, таксист, официант, мастер, не оказав никаких дополнительных услуг, требуют больше заработанного, когда младшие не уважают старших, мужчины и молодые здоровые люди в общественном транспорте сидят, а женщины и пожилые люди стоят, когда халтурят на работе, когда используют свое служебное положение в корыстных целях, когда руководители равнодушны к судьбам своих соотечественников и пекутся только о своих привилегиях, когда не выплачивают зарплату и пенсию, когда живут на нечестно полученные средства и т. п.,— все это и есть моральное зло. К сожалению, оно очень многолико.
Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам как бы ориентиром при освоении огромного морального мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.
Но нужно помнить, что зло очень коварно и, как правило, не выступает от своего имени, не кричит: «Я — зло! Я — аморальность! Я — безнравственность!» Напротив, оно часто прикрывается маской добра. Нередко даже самый отъявленный преступник стремится представить свою деятельность (и перед другими, и перед самим собой) в добром свете, оправдать ее с точки зрения морали, добра. Так происходит и в быту: хам всегда кричит, что он прав; хапуга, бюрократ, обирая нас, утверждают, что помогают нам, делают нам одолжение; и в большой политике все диктаторы всегда клялись, что пекутся о благе народа, о светлом будущем.
При таком обмане, когда зло сознательно запутывает следы, с особой остротой встает перед нами вопрос:
— Как же различать добро и зло, по каким надежным признакам, критериям (т. е. меркам) можно отличить моральное поведение от аморального? (ответы…)
Да. Надо выяснить, чем (люди, человек) являются на самом деле, какие дела творят, и дела их надо оценивать с точки зрения гуманизма, т. е. с точки зрения любви, уважения к человеческому достоинству, с точки зрения общечеловеческих и национальных ценностей и идеалов. Судить надо по делам.
Итак, наличие или отсутствие гуманизма, уважения к человеческому достоинству в реальных делах и поступках (а не словах) — вот основной критерий морали, по которому можно различать добро и зло, моральное и аморальное поведение.
3. Литературное направление «Добро и зло». Учитель литературы.
Тема добра и зла – вечная тема в литературе. Её рассматривали еще в глубокой древности – народ размышлял об этой проблеме и создавал вымышленные истории со счастливым концом и обязательной победе добра над злом, о ней говорили писатели XVII, XVIII, XIX, ХХ веков. Художественная литература – отражение жизни человека, значит, в каждом произведении есть место борьбы добра со злом, вечное противостояние этих двух полюсов находит свое отражение в нравственном выборе героев, в их мыслях и поступках.
Понятия добра и зла очень условные. Чтобы вы почувствовали, как трудно порой бывает понять, где добро, где зло, расскажем кратко одну жизненную историю.
Ребенок опаздывает на урок, потому что перекопали дорогу, была пробка. С одной стороны, лично мне это опоздание принесло конфликт с учеником, а с другой стороны, ремонтируют дорогу, чтобы в дальнейшем всем было удобно и комфортно ездить.
Вот как оценить данную ситуацию? Добро это или зло?
И тут у нас возникает вопрос, как конкретное произведение подстраивать в качестве аргументов к различным темам.
На что мы должны ориентироваться, когда говорим о добре и зле. Предположим, что ориентир у нас идет на общечеловеческие ценности, на общепринятый взгляд в обществе на эти категории, на поступки. То есть если мы вращаемся в обществе, в котором говорят, что не убий, не укради и т.д. Это плохо. Это моральные христианские вещи, которые до сих пор существуют в нашем обществе и востребованы, мы живем по этим правилам. То есть категория добра и зла здесь неоспоримая.
Добро и зло – это чаши весов, где посередине стоит совесть, нравственность. Совесть – наш внутренний контролер, она не дает нам совершить плохие поступки, удерживает от дурных решений и, наоборот, помогает творить добро.
4. Работа со словарем. Учитель литературы.
— Дайте определение следующим понятиям. Подберите синонимы к ключевым словам.
Добро — нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.
Добро – благо, благодеяние, добродушие, душевность, сердечность, сострадание, милосердие, отзывчивость, участливость добросердечность, человеколюбие, человечность, добродушие, гуманность, чуткость, терпимость.
Глагольная сочетаемость и выражения, связанные со словом «ДОБРО»
Дать добро, делать добро, добро побеждает, желать добра, творить добро, хотеть добра, поминать добром…
Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок, досада; неприятность, беда.
Зло – бессердечность, жестокость, ненависть, зверство, варварство, несправедливость, вред, лицемерие, неискренность, жестокосердие, бессердечность, озлобление, антигуманность, гнев, неприятность, злоба, несчастье, неправда.
Глагольная сочетаемость и выражения, связанные со словом «ЗЛО»
Делать зло, желать зла, зло берет, сделать зло, победить зло, причинять зло, противиться злу, творить зло, уничтожить зло…
Данные определения, синонимы, выражения дают нам возможность поразмышлять в сочинении по данному направлению.
Аспекты направления «Добро и зло»
-
Добро и зло как противоположные нравственные качества, присущие человеку.
М.А. Шолохов «Судьба человека»
В.Г. Распутин «Уроки французского»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
А. Грин «Зеленая лампа»
А.Н. Островский «Гроза»
А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»
А.Н. Карамзин «Бедная Лиза»
-
Добро и зло как внутренний конфликт и внешний.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
М.Ю. Лермонтов «Демон»
-
Добро и зло по отношению к окружающим, близким, врагам, к тем, кто слабее, и т.д.
М. Горький «Старуха Изергиль»
А.И. Солженицын «Матрёнин двор»
К. Паустовский «Телеграмма»
А.П. Платонов «Юшка»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
О. Генри «Последний лист»
В. Осеева «Бабка»
-
Добро и зло по отношению к природе, животным.
Л.Андреев «Кусака»
Ю. Яковлев «Он убил мою собаку»
-
Добро и зло по отношению к себе.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
М.Ю. Лермонтов «Демон»
-
Истинное и ложное добро.
М. Горький «На дне»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Строгое разделение на добро и зло идет в произведениях УНТ. Когда мы с вами читаем сказки, былины, предания, сказания, мы чётко можем сказать, где добрый герой, а где злой. Под литературным материалом подразумевается не только художественные произведения 17-20 веков, но и произведения УНТ (за исключением малых жанров: пословицы, поговорки и т.д.). И если так случится, что на экзамене вам в голову не приходит пример, тогда вы можете обратиться к сказке, народной или литературной.
Добро и зло в сказках всегда борются. Сказочный мир живет на этой вражде. Злые персонажи пытаются одержать вверх, они придумывают различные козни, создают опасности для добрых героев. Но добро всегда одерживает верх.
Примеры добра и зла в сказках.
Народная сказка «Морозко». Злая мачеха и завистливая сводная сестра творят зло. Они заставляют отца увезти Настеньку в лес и «оставить там, на съедение волкам». Добрый персонаж Морозко помогает падчерице. Настенька трудится в доме у Морозко. Ее труд и доброе отношение вознаграждены. Зло получает по заслугам.
Литературная сказка Шарля Перро «Золушка». Очаровательная героиня работает не покладая рук. Она любит всех, но злость мачехи и сестер мешают ей быть счастливой. Добрая крестная фея помогает девушке. Золушка выходит замуж за принца.
Итак, двигаемся дальше.
5. Работа в группах.
А теперь поработаем в группах. Каждая группа получает одну тему по направлению «Добро и зло», ваша задача – подобрать аргумент, соответствующий предложенной теме, обсудить его в группе, поделиться им с одноклассниками.
Добрыми/злыми рождаются или становятся?
А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Именно к этой повести подходит пословица: «Добро сеять – добро и пожинать». В повести показывается взросление Гринева, закалка нравственных качеств и умение преодолевать трудности.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Озлобленными не рождаются, а становятся. И на это есть масса причин. Но покалеченную душу можно спасти, если обратиться к Богу.
М. Горький «На дне». Тяжелый жизненный опыт убеждает в необходимости гуманного отношения к людям. Лука видел слишком много зла, чтобы преумножать его, поэтому он избрал путь благодетеля для отверженных и несчастных бедняков, которые утешались, слушая его речи.
Л.Н. Толстой «Война и мир». Большую роль в формировании характера играет окружение, жизненные обстоятельства и атмосфера, в которой растет человек. Дети всегда копируют поведение родителей, перенимают их мышление и мировоззрение.
7. Подготовка к написанию сочинения.
Структура сочинения.
Вступление. Тезис (утверждение/ответ на вопрос) + развитие мысли | Варианты вступления: Добрыми (злыми) рождаются или становятся? Думаю, что каждый человек по-своему ответит на этот вопрос. Я же считаю, что… ИЛИ Наверное, каждый из нас задумывался над вопросом: «Добрыми (злыми) рождаются или становятся?» Я думаю, что… | ||
Переход + аргумент 1: Пример из литературы + микровывод. | Описать конкретную ситуации, связанные с темой сочинения и подкрепляющие вашу идею. | Многие авторы-классики обращались к этой теме. Так, в произведении …. Этим рассказом/эпизодом автор доносит до нас следующую мысль: … | |
Переход + аргумент 2: Пример из литературы + микровывод. | Существуют и другие аргументы, подтверждающие мою точку зрения. Например, в романе… На примере жизни этого персонажа мы можем видеть, что …. | ||
Заключение (повтор тезиса) | Итак, как подсказывают нам отечественные/зарубежные литературные произведения… ИЛИ Подводя итог, можно сделать следующий вывод: … |
— А сейчас в группах продумайте вступление по предложенной теме и заключение.
Наверное, каждый из нас задумывался над вопросом: «Добрыми (злыми) рождаются или становятся?» Я думаю, что, что при рождении в человеке уже заложены определённые черты. Они могут проявляться в ребенке еще до того, как он начнет говорить. Добро и зло — не исключение. Однако не стоит забывать, какую большую роль в формировании характера играет окружение, жизненные обстоятельства и атмосфера, в которой растет человек. Если он, взрослея, видит перед собой примеры отзывчивости, милосердия, заботы, то велика вероятность, что он им последует. И наоборот, у человека, выросшего в жестокости и пренебрежении, могут появиться внутренние проблемы и неправильное восприятие мира.
….
Итак, мы приходим к выводу о том, что семья, общество и те ценности, которые они прививают, очень важны. Тем не менее, какие бы обстоятельства не сложились, люди и сами должны стремиться к духовному развитию и воспитанию в себе добрых качеств. Мы должны работать над собой, чтобы подавать достойный пример новым подрастающим поколениям.
Добрыми (злыми) рождаются или становятся? Некоторые злые люди в оправдание себе говорят, что они родились такими. По их мнению, доброту можно унаследовать как красоту или богатство, но развить ее самостоятельно невозможно. На мой взгляд, это заблуждение, основанное на желании оправдать себя, ведь добрым человек не рождается, а становится. Только жизненный опыт убеждает нас в необходимости благих дел. Чтобы подтвердить свои слова, приведу литературные примеры.
Таким образом, добрыми люди не рождаются, а становятся под влиянием различных факторов. Кто-то находит это качество вместе с первой любовью, кто-то обретает его после череды суровых испытаний. Но важно понимать, что стать хорошим человеком никогда не поздно, ведь развить в себе добродетель может каждый из нас.
8. Рефлексия.
Благодарю А.С. Пушкина: он помог мне понять, что…
Благодарю Ф.М. Достоевского: он заставил меня увидеть, что…
Благодарю М. Горького: он убедил меня в том, что …
Благодарю Л.Н. Толстого: он открыл для меня….
9. Д/р — Продумать заключение к сочинению.
06.09.2021
Комплексный план-график подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2022 году создан для комплексной работы с учащимися, педагогами и родителями выпускников. Он позволяет систематизировать работу по подготовке к государственной итоговой аттестации в 2022 году.
Оценить
1435
Содержимое разработки
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Открытая (сменная) школа г. Черемхово»
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
Гаранина Г.М. ____________.
Приказ № ____ от 01.09.2021
ПЛАН
подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по общеобразовательным программам основного общего и среднего общего образования в 2021-2022 учебном году
№ пп | Мероприятия | Ответственные | Отметка о выполнении | |
СЕНТЯБРЬ | ||||
Нормативно — правовое обеспечение | ||||
1 | Сбор предварительной информации о планируемом количестве участников единого государственного экзамена в 2022 году | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
2 | Сбор предварительной информации о количестве выпускников IX классов, участвующих в государственной итоговой аттестации в 2022 году. | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
Информационное обеспечение | ||||
1 | Размещение на информационном стенде школы «ГИА» информации о минимальном количестве баллов ЕГЭ по всем предметам, установленном Рособрнадзором; об изменении структуры КИМ ЕГЭ; об изменении расписания ЕГЭ в 2021 году. Размещение на сайте номеров телефонов «горячей линии» по вопросам организации и проведения ЕГЭ и ГИА-9 | Стефанцева Н.Г., | ||
Управление и контроль | ||||
1. | «Итоги государственной итоговой аттестации выпускников 2021-2022 учебного года» | Стефанцева Н.Г.., заместитель директора школы по УВР | ||
ОКТЯБРЬ | ||||
Нормативно-правовое обеспечение | ||||
1 | Формирование банка данных выпускников 9 и 11 классов 2021 -2022 учебного года, других категорий участников ЕГЭ, ГВЭ, ОГЭ. | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
Повышение квалификации учителей — предметников | ||||
1 | Организация повышения квалификации учителей-предметников. | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
Научно-методическое сопровождение | ||||
1 | Методические рекомендации по проведению и подготовке к итоговому сочинению (изложению) выпускников 11 классов. | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР. Потанина Н.М. учитель русского языка и литературы. | ||
Управление и контроль | ||||
1 | Диагностическое тестирование обучающихся 11-ых классов и 9-ых по математике и другим учебным предметам. | Федорова Л.В. учитель математики. | ||
Информационное обеспечение | ||||
1 | Оперативное информирование общественности о подготовке ОУ к ЕГЭ, ГВЭ и ОГЭ через сайт школы | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
НОЯБРЬ | ||||
Психолого–педагогическое сопровождение | ||||
1 | Диагностика учащихся (первичная) Анкета М.Ю. Чибисовой «Определение готовности выпускников к ЕГЭ и ОГЭ» | Школьный психолог. | ||
2 | Коррекционная работа с выпускниками, психологически не готовыми к сдаче ЕГЭ и ОГЭ. | Школьный психолог |
Управление и контроль | ||||
1 | Мониторинг «Формирование базы данных для подготовки к ЕГЭ, ГВЭ и ОГЭ в 2022 году». | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
Информационное обеспечение | ||||
1 | Оперативное информирование общественности о подготовке общеобразовательных учреждений к ЕГЭ, ГВЭ и ОГЭ через сайт школы | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
ДЕКАБРЬ | ||||
Научно-методическое сопровождение | ||||
1 | Круглый стол «Мониторинг результатов итогового сочинения (изложения) по литературе в динамике, корректировка образовательного процесса и планирование методической поддержки учителям по подготовке обучающихся к написанию сочинения (изложения) (по итогам экзамена )». | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
2 | Методические рекомендации по проведению и подготовке к устному собеседованию выпускников 9 классов. | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
3 | Круглый стол «Мониторинг результатов по математике в динамике, корректировка образовательного процесса и планирование методической поддержки учителям по подготовке обучающихся к сдаче ГИА по математике (по итогам мониторинга )». | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
Управление и контроль | ||||
1 | Оперативный контроль за подготовкой обучающихся к итоговому сочинению и устному собеседованию. | Стефанцева Н.Г.., заместитель директора по УВР | ||
2 | Сбор заявок на проведение государственного выпускного экзамена для выпускников с ограниченными возможностями здоровья. | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
3 | Мониторинг «Формирование региональной базы данных для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ в 2022 году. | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
4 | Мониторинг «Управление качеством образования по итогам первого полугодия» | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
ЯНВАРЬ | ||||
Нормативно-правовое обеспечение | ||||
1 | Формирование школьной нормативно-правовой базы, регламентирующей ЕГЭ, ГВЭ, ОГЭ. | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
2 | Организация написания заявлений обучающимися 11 –х классов на прохождение государственной итоговой аттестации. | Мокарева Г.З.- классный руководитель 11 класса. | ||
Управление и контроль | ||||
1 | Оперативный контроль за подготовкой обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ. | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
2 | Сбор заявок на проведение государственного выпускного экзамена для выпускников с ограниченными возможностями здоровья. | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР . | ||
Психолого–педагогическое сопровождение | ||||
1 | Психологическая помощь учителю в период подготовки и проведения экзаменов | Школьный психолог |
ФЕВРАЛЬ | ||||
Нормативно-методическое обеспечение | ||||
1 | Совещание при завуче для учителей русского языка и математике «Использование современных образовательных технологий при подготовке обучающихся 9 и 11 классов к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку и математике». | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
2 | Организация написания заявлений обучающимися 11 –х классов на прохождение государственной итоговой аттестации. | Яныбаева А.Л.-классный руководитель 9 класса | ||
Управление и контроль | ||||
1 | Оперативный контроль за подготовкой обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ. | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
2 | Мониторинг «Корректировка РБД для подготовки и проведения ЕГЭ и ОГЭ» | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
Психолого–педагогическое сопровождение | ||||
1 | Рекомендации для обучающихся с проблемами здоровья в ходе подготовки к ЕГЭ, ГВЭ и ОГЭ. | Школьный психолог | ||
Информационное обеспечение | ||||
1 | Информирование общественности о подготовке обучающихся 11 класса к ЕГЭ, ГВЭ, ОГЭ через сайт школы. | ответственный за сайт | ||
МАРТ | ||||
Повышение квалификации учителей — предметников | ||||
1 | Организация повышения квалификации учителей-предметников | Учителя — предметники | ||
Научно-методическое сопровождение | ||||
1 | Проведение пробного экзамена по математике в форме ОГЭ, ЕГЭ,ГВЭ | Федорова Л.В. учителей математики | ||
2 | Результаты внешней экспертизы качества обученности: анализ мониторинговых исследований по русскому языку в выпускных классах. Типология ошибок и рекомендации по их предотвращению». | Потанина Н.М. учитель русского языка и литературы | ||
Управление и контроль | ||||
1 | Совещание при завуче «Подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ по программам основного общего образования. | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР. | ||
Информационное обеспечение | ||||
1 | Информирование общественности о подготовке обучающихся 11 класса к ЕГЭ, ГВЭ, ОГЭ через сайт | ответственный за сайт | ||
АПРЕЛЬ | ||||
Нормативно-правовое обеспечение | ||||
1 | Издание приказов: «О порядке подготовки к проведению ЕГЭ и государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ»; «Об утверждении Регламента обеспечения режима информационной безопасности при доставке, хранении и использовании экзаменационных материалов для проведения ЕГЭ и ОГЭ на территории Одинцовского муниципального района»; «Об ответственности лиц, привлекаемых к работам по проведению ЕГЭ и ОГЭ в новой форме в пунктах проведения экзаменов на территории Одинцовского городского округа»; «Об аккредитации общественных наблюдателей на единый государственный экзамен и на ОГЭ на территории Одинцовского городского округа»; «О порядке передачи, хранения и уничтожения материалов и документов строгой отчётности по государственной итоговой аттестации выпускников в 2022 году». | Гаранина, Г.М. директор школы |
2 | Доведение до сведения приказа Министерства образования РФ «О формах, сроках, продолжительности ЕГЭ и ОГЭ» | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
Повышение квалификации учителей — предметников | ||||
1 | Организация повышения квалификации учителей-предметников. | Учителя — предметники | ||
Управление и контроль | ||||
1 | Оперативный контроль за подготовкой обучающихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ и ОГЭ. | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
2 | Мониторинг «Корректировка РБД для подготовки и проведения ЕГЭ и ОГЭ» | Стефанцева Н.Г., заместитель директора школы по УВР | ||
4 | Пробный экзамен по предметам в форме ОГЭ для выпускников 9-ых классов и в форме ЕГЭ для выпускников 11-х классов | Стефанцева Н.Г., заместитель директора школы по УВР | ||
5 | Пробный ОГЭ по математике и русскому языку для выпускников 9 классов и в форме ЕГЭ для выпускников 11 классов | Стефанцева Н.Г., заместитель директора школы по УВР | ||
Информационное обеспечение | ||||
1 | Информирование общественности о подготовке обучающихся 11 класса к ЕГЭ, ГВЭ, ОГЭ через сайт школы | ответственный за сайт | ||
МАЙ | ||||
Управление и контроль | ||||
1 | Педагогический совет «О проведении государственной итоговой аттестации выпускников 2021 — 2022 учебного года» | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
2 | Мониторинг «Организация контроля за проведением государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов в форме ЕГЭ, и выпускников 9-х классов в форме ОГЭ» | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
3 | Инструктаж по вопросам ответственности и информационной безопасности различных категорий организаторов единого государственного экзамена, а также в пунктах проведения экзамена. | Гаранина Г.М. директор школы | ||
4 | Изучение успешности обучения в рамках государственной итоговой аттестации выпускников 11-х классов в форме ЕГЭ, ГВЭ и выпускников 9-х классов в форме ОГЭ (совещание при директоре) | Администрация школы | ||
Психолого–педагогическое сопровождение | ||||
1 | Психологическое сопровождение обучающихся в период сдачи ЕГЭ и ОГЭ. | Школьный психолог | ||
Информационное обеспечение | ||||
1 | Информирование общественности о подготовке обучающихся 11 класса к ЕГЭ, ГВЭ, ОГЭ через сайт школы | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
ИЮНЬ | ||||
1 | Организация и проведение единого государственного экзамена в основные сроки, государственного выпускного экзамена и государственной итоговой аттестации в новой форме. | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
2 | Организация ознакомления участников ЕГЭ и ОГЭ с результатами экзамена. | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР | ||
Психолого–педагогическое сопровождение |
1 | Психологическое сопровождение обучающихся в период сдачи ЕГЭ и ОГЭ. | Школьный психолог | ||
ИЮЛЬ — АВГУСТ | ||||
1 | Подготовка аналитического отчёта об итогах проведения государственной итоговой аттестации по общеобразовательным программам основного общего и среднего общего образования. | Стефанцева Н.Г., заместитель директора по УВР |
Исполнитель: заместитель директора школы по УВР Стефанцева Н.Г.
5
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/460835-plan-podgotovki-i-provedenija-gosudarstvennoj
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!
Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки
Итоговое сочинение 2021/2022: анализ направлений и продолжение подготовки
Автор презентаций: Чернова Татьяна Анатольевна, доцент центра филологического образования “Волгоградской академии последипломного образования”.
Направления итогового сочинения – 2021/2022
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
- Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
- Преступление и наказание – вечная тема.
- Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня.
- Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.
Сочинение носит метапредметный характер, то есть позволяет судить о гражданской, морально-нравственной зрелости ученика, что является итогом обучения и воспитания в школе, с одной стороны, и допуском к ЕГЭ по русскому языку – с другой.
Читать далее »
Подготовка к итоговому сочинению по литературе 2021-2022
Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации.
Рособрнадзор сообщает, что основной срок написания итогового сочинения в новом учебном году – 4 декабря 2021 года.
Время написания итогового сочинения 3 часа 55 минут.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса отдельно. Экзаменационный комплект включает 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого открытого тематического направления).
Комплекты тем итогового сочинения для различных регионов станут известны
за 15 минут до его начала по местному времени.
Читать далее »
Готовимся к итоговому сочинению по направлениям
Направления 2021 / 2022 учебного года
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека
- Цивилизация и технологии: спасение или трагедия?
- Преступление и наказание – вечная тема
- Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
- Кому на Руси жить хорошо? Вопрос гражданина
Примерные темы сочинений и рекомендованная литература по каждому направлению в формате презентации.
Читать далее »
Рабочая программа по учебному предмету “Русский язык”, 10 класс
Программа по русскому языку для 11 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.05.2012г. № 413г., с изменениями (приказ МО РФ № 1645 от 29.12. 2014г., приказ №.1578 от 31.12.2015г., от 29 июня 2017 года N 613);
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 № 637- p «Об утверждении концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации»;
- Примерной программы по учебному предмету Русский язык. 10-11кл. (Примерные программы по учебным предметам. Русский язык.10-11 классы: проект – М. : Просвещение, 2015. (Стандарты второго поколения.) Автор программы Н.Г.Гольцова, М.: Просвещение, 2011;
- Основной общей образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Лицей №2»;
- Методических рекомендаций по реализации образовательных программ основного общего образования и дополнительных образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. (ссылка на документ https://edu.gov.ru/id1792)
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2013 г. № 08-535 «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации (методические рекомендации)»
Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает изучение русского языка в 11 классе в количестве 34 часов в год, в том числе 17 часов на предмет «Русский язык» из предметной области «Филология» и 17 часов на предмет «Родной язык» из предметной области «Родной язык и родная литература».
Учебник: Русский язык.: 10-11 классы., базовый уровень: М., «Русское слово» / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А.Мищерина, 2019.
Читать далее »
Рабочая программа по учебному предмету “Родной язык”, 10 класс
Программа по родному языку для 11 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.05.2012г. № 413г., с изменениями (приказ МО РФ № 1645 от 29.12. 2014г., приказ №.1578 от 31.12.2015г., от 29 июня 2017 года N 613)
- Фундаментального ядра содержания общего образования
- Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Лицей №2»
- Примерной программы по учебному предмету Русский язык. 10-11кл. (Примерные программы по учебным предметам. Русский язык.10-11 классы: проект – М. : Просвещение, 2015. (Стандарты второго поколения.) Автор программы Н.Г.Гольцова, М.: Просвещение, 2011;
- Методических рекомендаций по реализации образовательных программ основного общего образования и дополнительных образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. (ссылка на документ https://docs.edu.gov.ru/id1792)
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2013 г. № 08-535 «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации (методические рекомендации)»
Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает изучение русского языка в 11 классе в количестве 35 часов в год, в том числе 18 часов на предмет «Русский язык» из предметной области «Филология» и 17 часов на предмет «Родной язык» из предметной области «Родной язык и родная литература».
Учебник: Русский язык.: 10-11 классы., базовый уровень: М., «Русское слово» / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М.А.Мищерина, 2019 г.
Читать далее »
Рабочая программа по учебному предмету “Родной язык”, 5 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык» для 5 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей № 2» в соответствии с документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
- Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
- Федеральный закон от 3 августа 2018г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
- Постановление от 28 июля 2018г. № 393-СФ «О Федеральном законе «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»
- Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 15 февраля 2017г. № МОН-П-617 «Об изучении русского языка, родного языка из числа языков народов Российской Федерации»
- Письмо Минобрнауки Российской Федерации от 09 октября 2017г. № ТС-945/08 «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке»
- Примерная программа по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 31 января 2018 года № 2/18)
Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает в своей обязательной части изучение предметной области «Родной язык и родная литература» в 5 классе в количестве 34 часа в год, в том числе 17 часов на предмет «Родной язык».
Учебник: Литература. 10 класс: для общеобразовательных организаций (базовый уровень). В 2 ч. / под ред. В. П. Журавлева.– 5-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
Читать далее »
Рабочая программа по учебному предмету “Родная литература”, 10 класс
Данная программа реализует основные идеи ФГОС, конкретизирует его цели и задачи, отражает обязательное для усвоения содержание обучения литературы в старшей школе.
Программа по родной литературе для 10 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.05.2012г. № 413г., с изменениями (приказ МО РФ № 1645 от 29.12. 2014г., приказ №.1578 от 31.12.2015г., от 29 июня 2017 года N 613);
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 № 637- p «Об утверждении концепции преподавания литературы в Российской Федерации»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 № 1155-p «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации»;
- Примерной программы по учебному предмету Литература. 11 класс: для общеобразовательных организаций (базовый уровень). В 2 ч. / под ред.В,П,Журавлева.;– 5-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
- Основной общей образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Лицей №2»;
- Методических рекомендаций по реализации образовательных программ основного общего образования и дополнительных образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. (ссылка на документ https://docs.edu.gov.ru/id1792)
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2013 г. № 08-535 «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации (методические рекомендации)»
Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает изучение литературы в 10 классе в количестве 102 часов в год, в том числе 85 часов на предмет «Литература» из предметной области «Литература» и 17 часов на предмет «Родная литература» из предметной области «Родной язык и родная литература».
Учебник: Литература. 10 класс: для общеобразовательных организаций (базовый уровень). В 2 ч. / под ред.В,П,Журавлева.;– 5-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
Читать далее »
Рабочая программа по учебному предмету “Родная литература”, 5 класс
Программа по предмету «Родная литература» для 5 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей № 2» на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010г. № 1897г., с изменениями (приказ МО РФ № 1644 от 29.12. 2014г., приказ №.1577 от 31.12.2015г.)
- Фундаментального ядра содержания общего образования
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №2»
- Примерной программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения), Рабочей программы по литературе 5 класс к УМК В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва / Сост. Т.Н.Трунцева. – М.: ВАКО, 2016.
- Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает в своей обязательной части изучение предметной области «Родной язык и родная литература» в 5 классе в количестве 34 часа в год, в том числе 17 часов на предмет «Родная литература».
Учебник: Литература. 5 класс: Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Читать далее »
Рабочая программа по учебному предмету “Литература”, 10 класс
Программа по литературе для 10 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.05.2012г. № 413г., с изменениями (приказ МО РФ № 1645 от 29.12. 2014г., приказ №.1578 от 31.12.2015г., от 29 июня 2017 года N 613);
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 № 637- p «Об утверждении концепции преподавания литературы в Российской Федерации»;
- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 № 1155-p «Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации»;
- Примерной программы по учебному предмету Литература. 11 класс: для общеобразовательных организаций (базовый уровень). В 2 ч. / под ред.В,П,Журавлева.;– 5-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
- Основной общей образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Лицей №2»;
- Методических рекомендаций по реализации образовательных программ основного общего образования и дополнительных образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. (ссылка на документ https://edu.gov.ru/id1792)
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 мая 2013 г. № 08-535 «О формировании культуры работы со словарями в системе общего образования Российской Федерации (методические рекомендации)»
Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает изучение литературы в 10 классе в количестве 102 часов в год, в том числе 85 часов на предмет «Литература» из предметной области «Литература» и 17 часов на предмет «Родная литература» из предметной области «Родной язык и родная литература».
Учебник: Литература. 10 класс: для общеобразовательных организаций (базовый уровень). В 2 ч. / под ред.В.П. Журавлева;– 5-е изд. – М.: Просвещение, 2019.
Читать далее »
Рабочая программа по учебному предмету “Литература”, 5 класс
Программа по литературе для 5 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей № 2» на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010г. № 1897г., с изменениями (приказ МО РФ № 1644 от 29.12,2014г.)
- Фундаментального ядра содержания общего образования
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №2»
- Примерной программы основного общего образования по литературе ( М.: Просвещение, 2011.)
- Рабочей программы по литературе 5 класс к УМК В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва / Сост. Т.Н.Трунцева. – М.: ВАКО, 2014.
Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает в своей обязательной части изучение в предметной области «Русский язык и литература» предмета «Литература» в 5 классе в количестве 86 часов в год.
В рамках учебного предмета, для которого разработана рабочая программа, предусмотрено использование часов регионального интегрированного курса «Литература коренных народов севера». Интегрированный курс «Литература коренных малочисленных народов севера» в 5 классе представлен в количестве 34 часов.
Читать далее »
Страница 1 из 612345…»Последняя »
Итоговое сочинение для выпускников 11-х классов состоится 1 декабря.
Вопросы подготовки и успешного его написания волнуют не только выпускников, но и родителей. На ваши вопросы отвечает Дощинский Роман Анатольевич, председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку в Москве, начальник отдела Московского центра качества образования.
Как подготовиться к итоговому сочинению и на что обратить внимание во время написания?
Роман Анатольевич: Прежде чем приступать к работе, необходимо внимательно проанализировать формулировку названия сочинения. Возможны три ее вида: утверждение, в форме проблемного вопроса и в виде цитаты (афоризма).
Анализ и выбор формулировки названия требует от автора сочинения понимания проблемы и определения собственной позиции по отношению к ней. Мнение пишущего должно быть отражено в тезисе, то есть ответе на проблемный вопрос.
Перед тем как заявить собственную позицию и аргументировать ее, важно раскрыть ключевые понятия темы, которые в дальнейшем будут частью композиционного фрагмента «я-высказывание».
В период подготовки можно заучить афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевых понятий, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Фрагмент «я-тема» с раскрытием основных понятий автор письменного высказывания может подготовить заранее, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.
После этого важно четко сформулировать проблему (лучше в форме вопроса) и высказать свое отношение к ней. Позицию (тезис) следует заявлять в ясной и лаконичной форме, избегая синтаксически сложных конструкций. Это лучше сделать во вступлении, но можно и в другой части сочинения, поскольку композиция сочинения свободная. Однако важно так строить свое высказывание, чтобы прослеживалась логика: тема – проблема – тезис – аргументы.
Обдумывая построение сочинения, важно помнить о трехчастной структуре письменного высказывания. Во вступлении сообщаются тема, проблема, а отношением к ней можно закончить вступительную часть. Главная часть содержит аргументацию (собственные доводы и примеры из литературных произведений). Заключение – это подведение итога, выводы на основе приведенных рассуждений. Вступление и заключение должны быть небольшие по объему. Кроме того, важно следить за логичностью, связностью, последовательностью изложения мыслей.
При речевом оформлении нужно показать умение выражать свои мысли ясно, точно, выразительно, грамотно, использовать разнообразные лексические средства и грамматические конструкции. На 100 слов для получения зачета допустимо не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).
В чем его особенность и чем оно отличается от сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ?
Роман Анатольевич: Особенность итогового сочинения – в его литературоцентричности. Оно предполагает обязательное обращение к прочитанному литературному произведению, построение аргументации с опорой на хорошо знакомый литературный материал.
В качестве примеров для аргументации выпускник может использовать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, искусствоведческую), произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), дневники, путевые очерки, литературную критику, другие источники отечественной или мировой литературы. Причем достаточной считается опора на один текст.
Кроме того, итоговое сочинение носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых умений школьника, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.
Специфика итогового сочинения проявляется и в зачетной системе оценивания. Зачет за него выставляется при условии соблюдения требований к объему и самостоятельности сочинения, а также при получении зачетов по критерию № 1 (раскрытие темы сочинения), критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала) и по одному из критериев № 3 – № 5.
Одно из требований, отличающих итоговое сочинение, — существенный объем (от 350 слов). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то работа не проверяется, за нее автоматически выставляется «незачет».
Остается мало времени. Какие ресурсы порекомендуете использовать для подготовки? В том числе, где ребенку посмотреть важные композиционные отрывки произведений, чтобы цитаты из этих отрывков можно было использовать в качестве аргументов в сочинении?
Роман Анатольевич: При подготовке к итоговому сочинению учащиеся должны пользоваться только проверенными, надежными учебными материалами, в том числе и открытыми информационными ресурсами. Среди них:
— Методические рекомендации по итоговому сочинению на сайте ФИПИ: https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie.
— Видеоразбор формата итогового сочинения на сайте Рособрнадзора: http://obrnadzor.gov.ru/navigator-gia/materialy-dlya-podgotovki-k-ege/videokonsultaczii-razrabotchikov-kim-ege/; https://youtu.be/D8qFDDr02HE.
— Консультации и видеоконсультации экспертов по подготовке к итоговому сочинению на сайте Московского центра качества образования и Регионального центра обработки информации города Москвы: https://mcko.ru/articles/2598; https://mcko.ru/articles/2616; http://rcoi.mcko.ru/webinars/.
— Ресурсы МЭШ. При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, и электронные учебные пособия и т. д.
Что касается банка важных композиционных отрывков произведений, то его каждый выпускник создает прежде всего для себя. Наверное, нет ничего опаснее изучения целостного произведения по его фрагментам, трактовка которых изначально шаблонизирована. Это может привести к серьезным фактическим ошибкам в работах. Тем более рекомендации таких фрагментов произведений, как правило, связаны с разбором тематических направлений, а не тех конкретных тем, которые будут предложены на самом итоговом сочинении.
Ирина, здесь совет может быть только один: в процессе подготовки к итоговому сочинению необходимо повторить и систематизировать содержание центральных, ключевых произведений, изучаемых на уроках литературы в 9–11 классах. Не обязательно больших и событийных. К данным произведениям, например, относятся:
- «Горе от ума» А.С. Грибоедова (для тематического направления № 5),
- «Медный всадник» А.С. Пушкина (для тематического направления № 2),
- «Очарованный странник» Н.С. Лескова (для тематических направлений № 1 и № 3),
- «Старуха Изергиль» М. Горького (для тематического направления № 3),
- «Собачье сердце» М. А. Булгакова (для тематических направлений № 2 и № 5)
Скажите пожалуйста, каковы будут основные критерии оценки работы? И как можно оспорить результат, если мнение оценивающих будет не слишком объективно? Это ведь не математика и не физика…
Роман Анатольевич: Эксперты оценивают работы участников по определенным критериям, поэтому их оценка должна быть объективной, а не субъективной.
Первый критерий – «Раскрытие темы сочинения». Чтобы работа соответствовала зачетной по этому критерию, важно выделить главную мысль, прокомментировать ключевое понятие в теме сочинения. Важным элементом основной части сочинения является ваш комментарий, который должен включать рассуждение с опорой на литературный материал, оценку героя или его поступка. Но всё это непременно следует строго подчинить теме сочинения.
Умение использовать литературный материал оценивает второй критерий – «Аргументация. Привлечение литературного материала». Литературным материалом могут быть не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых фольклорных жанров).
Напомню, что незачет по данному критерию (а следовательно, за всю работу в целом) ставится в случаях, если: а) сочинение написано без привлечения литературного материала, б) в сочинении существенно искажено содержание произведения, в) литературные произведения упоминаются в работе, но не используются для развернутой аргументации. Во всех остальных случаях выставляется зачет.
Третий критерий – «Композиция и логика рассуждения» – оценивает умение школьников выстраивать тезисно-доказательную композицию сочинения, которая включает вступление, основную часть и заключение. Заключительная часть сочинения должна быть логически связана со вступлением. Кроме того, при оценивании учитываются логические ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.
Четвертый критерий – «Качество речи». Он оценивает точное выражение мысли и разнообразие лексики. Здесь также должны учитываться речевые ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.
Пятый критерий – «Грамотность». Учитывает орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.
При возникновении конфликтной ситуации (несогласии выпускника с выставленной оценкой за итоговое сочинение) выпускник или его родитель (законный представитель) вправе написать официальное заявление на имя директора образовательной организации с просьбой инициировать перепроверку работы независимым экспертом. На основании данного заявления директор сам может назначить такого независимого эксперта или обратиться в орган исполнительной власти для осуществления перепроверки и оценки региональной независимой комиссией.
Здравствуйте, Роман Анатольевич! Можно ли использовать примеры из произведений малоизвестных авторов?
Роман Анатольевич: Выпускник имеет право использовать любой литературный материал, в том числе популярную сегодня среди молодежи литературу Интернет-изданий. Однако, если проверяющий не сможет обнаружить в открытых источниках информацию об указанном выпускником в сочинении произведении и его авторстве, он правомочен признать такое итоговое сочинение не соответствующим важному критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала).
Были случаи, когда на итоговом сочинении выпускники для анализа использовали собственные произведения. Но это индивидуальные случаи, каждый из которых требует индивидуального подхода в оценивании. В целом эксперты строго ориентируются на утвержденную критериальную базу оценивания работ.
Добрый вечер. Мы дома с ребенком уже месяца два пишем друг другу письма в бумажном виде, тренируем, так сказать, практику связанного текста. Какие еще методы посоветуете?
Роман Анатольевич: Это хороший метод! Я всегда говорю своим ученикам так: если хотите научиться писать сочинение, надо его писать. Да, поначалу будут ошибки, будет вообще не очень легко. Но лиха беда начало. Все мы когда-то на ошибках учились и, скажу честно, учимся до сих пор. Тот как раз не ошибается, кто ничего не делает. Олег, вы совершенно правильно поступаете, что с помощью естественной переписки развиваете навыки письменной речи своего ребенка.
В период подготовки также полезно заучивать афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевого понятия в сочинении, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Можно даже постараться заранее подготовить фрагмент с раскрытием основных понятий, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.
Источник: Аctivityedu.ru
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.