Перечитав блестящую комедию русского литератора екатерининской эпохи Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”, я в очередной раз испытал истинное
удовольствие от прочитанного. Каждый герой этого произведения интересен и уникален. Каждому из героев присуща своя неповторимая изюминка, энергия. В
комедии автор условно делит героев на 2 мира: доброго в лице Стародума, его племянницы Софьи, Правдина, Милона и злого в лице семьи Простаковых и
Скотинина. Кроме того, в комедии присутствуют и другие персонажи, которые дополняют произведение. Я не буду подробно описывать о том, что данное
произведение является новаторским и вершиной русской драматургии 18 века. Для этого, его достаточно прочесть, хотя бы один раз. В своем сочинении я хотел бы
поподробнее поговорить о каждом из героев, описанных в комедии. Итак, начну.
А начну, пожалуй, с семьи Простаковых. Первым делом хотел бы обратиться к образу госпожи Простаковой. В комедии автор показал ее полновластной хозяйкой в
своем имении. Вопрос и решение виновности или правоты крестьян, зависит только от нее. При этом, она является неграмотной, привыкшей жить безнаказанности
особой. Под себя, выражаясь мягко, она прогнула собственного мужа, без улыбки про которого читать, лично мне не удавалось, Софью – добрую, милую, умную и
воспитанную племянницу Стародума, а также брата Скотинина. Простакова – бесхребетная личность, рабыня, лишенная столь важного чувства собственного
достоинства. Пресмыкаться перед сильнейшим обществом для нее закон. Не зря Фонвизин прозвал ее “презрелой фурией”. Безусловно, в ней, все-таки,
прослеживаются качества любящей матери. Она переживает за любимого сына Митрофана, стремится женить его на Софье, после того как узнает, что у нее
имеется наследство. Увы и ах, своими поступками и поведением госпожа Простакова сама вырыла себя могилу и конец комедии стал тому явным подтверждением. И
главным ударом для нее стало поведение родного сына.
Следующим, к кому бы я хотел перейти, будет муж Простаковой. Немного ранее я написал, что без улыбки на этого героя смотреть, лично я не могу. Постараюсь
объяснить. Не секрет, что чаще всего в роли главы семейства выступает супруг. Фонвизин, конечно обозначил это вскользь в комедии, но на деле… На деле все не
так. Простаков является “маленьким”, “слабым”, и пожалуй, еще более бесхребетным, нежели его супруга персонажем. Не умеет читать, боится своей супруги, но
любит своего сына. Если честно, то у меня язык даже не поворачивается назвать его “подкаблучником”. Простаков, он и есть Простаков.
Интересной и своеобразной фигурой комедии является, несомненно, сын Митрофан. 16 летний юноша, безграмотный, живущий без цели. Может быть и любящий, но
не уважающий собственную мать. Несмотря на то, что вся власть в семье принадлежала его матери, ему все-таки удавалось манипулировать ей. До чего же здорово
автор в комедии высмеял Митрофана в сцене про “существительное-прилагательное”. Для меня, пожалуй, это одно из сильных мест в произведении. Конечно, не
буду лукавить, если скажу, что в реальной жизни мне такие люди не очень благоволят. Я стараюсь избегать общения с ними. Хотя, надеюсь, что учеба, резкие
перемены в жизни поспособствуют их кардинальному изменению.
Еще к негативным героям можно отнести Скотинина, брата Простаковой. “Скотская”, “животная”, “низменная” фигура. Пожалуй, еще, жестче и хуже
собственной
сестры. Главным своим интересом называет разведение свиней, при чем, которыми никогда не занимался. Скотинин хитер. Ради материальной выгоды собирался
жениться на Софье, при этом, ведя соперничество с собственным племянником в лице Митрофана. Фонвизину прекрасно удалось показать Скотинина – полностью
нравственно и морально деградировавшую личность, лишенного какого-либо воспитания.
От представителей злого мира я постепенно перехожу к персонажам доброго мира. Начать я бы хотел со Стародума, человека просвещенного и передового.
Стародум, несомненно, символ глубокой мысли, высоких нравов. Являясь представителем дворянства, он выступает ярым защитником просвещения и человечности,
осуждает дикость помещичьего класса. Ради своей племянницы нажил состояние («Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не постановляла нас бедность
жениха достойного»). Стоит отметить, что современники очень высоко ценили речь Стародума, видели в нём не простого резонёра, лица, выражающего взгляды
автора, и жизненно, правдиво нарисованного представителя просвещённого дворянства.
Что касается Софьи, еще одной положительной героини, то по сюжету она является племянницей Стародума. Мудрая, добрая, умная, красивая, в отсутствии
родного дяди по сути является сиротой, которой управляют Простаковы. К тому же, когда Простаковы узнают о ее приданном, они начинают борьбу за ее руку и
состояние. Безусловно, среди главных достоинств Софьи можно выделить порядочность и верность. Героиня имеет возлюбленного в лице Милона, которому
остается верной до самого конца. В конце комедии автору удалось окончательно показать Софью человеком высокого класса, порядка и чести (момент когда она
прощает Простакову за все содеянное в ее адрес зло).
Среди положительных героев пару слов нужно сказать и о Правдине. На мой взгляд, не будь данного героя в комедии, “Недоросль”, вряд ли бы состоялось как
ярчайшее литературное произведение. Но, это лишь мое субъективное мнение.
Правдин является чиновником в наместничестве, которое создано для наблюдения за выполнением правительственных указов. Говоря простым языком, герой “бдит
”
за помещиками. Узнав о том, что Простакова ведет столь ужасные бесчинства, Правдин от имени правительства берет ее имение под опеку, тем самым, лишив
Простакову права распоряжения крестьянами. Правдин – вершитель закона. Примечательно то, что автор наделил данного героя именно такой фамилией.
Говоря о Милоне, возлюбленном Софьи и еще об одном положительном герое, то он является офицером. Молодой, красивый он уже принял участие в ряде военных
действиях. Неустрашимый по характеру, противопоставляется автором, лишенному каких-либо гражданских чувств Митрофану.
Несомненно, всю сладость комедии произведению придают образы Кутейкина, Цифиркина, Вральмана и Тришки.
Подводя итог, хочу сказать, что я безумно рад, что в своей жизни мне удалось познакомиться с данным литературным произведением. Противопоставление разных
классов, показ личностей, стремящихся всеми возможными путями проложить “место под солнцем”, наряду с личностями добрыми, честными и порядочными – все это
прекрасно удалось показать Фонвизину в комедии.
Ярче всего в комедии Фонвизина «Недоросль» проблема воспитания раскрывается при сравнении педагогичных идей Стародума и Простаковой. В пьесе они противопоставлены не только как положительный и отрицательные персонажи-зеркальщики, но и как носители диаметрально противоположных идей. Стародум относится к Софье как к взрослому человеку, ведет с ней беседы на равных, наставляет к добродетели и необходимости образования. Простакова же обращается с Митрофаном не как с состоявшимся 16-летним юношей, а как с маленьким ребенком, которому учение на самом деле не нужно (она же без него хорошо прожила), ведь все блага он и так получит не собственным трудом, а по наследству. Особенно в пьесе интересен момент, что, поддавшись моде, женщина приглашает сыну учителей, но по причине собственно невежества не видит их некомпетентности (как например, в случае с Вральманом) и до конца не понимает, как это может пригодиться в жизни (сцена, где Простакова по-своему решала задачи Цыфиркина).
Обнажая всю отсталость устаревших норм воспитания, Фонвизин не просто осмеивает ситуацию, а подталкивает к возможному решению этой проблемы. Так, червоточина кроется не только в семейной педагогике, где от поколения к поколению передаются отмирающие, неприемлемые в новом обществе идеи. Фонвизин приводит тому ряд связанных с общероссийской проблемой воспитания аргументов. «Недоросль» – это зеркало социальной жизни всей России, которая боится избавиться от старого и открыться к новому. Поэтому в пьесе и появляются гипертрофированные формы воплощения просветительских идей – учителя, которые не закончили семинарию или вовсе не имеют отношения к образованию, портные, которые не имеют понятия, как шить, и молодые люди, которые делают вид, что учатся, потому что это общепринято.
Для Фонвизина, как личности Просвещения, было важно, чтобы читатель или зритель комедии перенял его идеи и поддержал новый шаг развития российского общества. Однако ценность «Недоросля» как значительной вехи в русской литературе состоит в его вневременных идеях – высказанные автором наставления не теряют актуальности и в наши дни, помогая воспитывать сильную, образованную, умную и высокоморальную личность.
Вот злонравия достойные плоды (по пьесе Фонвизина «Недоросль»)
«Вот злонравия достойные плоды». Такими словами заканчивается знаменитая пьеса Фонвизина. Написана она в эпоху классицизма и согласна с его канонами драматургии. В XVIII веке пьесы решали, в первую очередь, воспитательные и нравственные задачи.
Дворянство было привилегированным сословием, с которым государство связывало большие надежды в будущем. Но к сожалению, крепостное право сильно извратило дворян. На самом же деле эти проблемы актуальны и в наше время.
Главным персонажем комедии является молодой человек Митрофанушка – сын барыни-крепостницы Простаковой. Перед читателем во всей красе предстает деградация дворян. Мать Митрофанушки – жестокая, грубая, злая и двуличная женщина. Ее фамилия говорит сама за себя, так как героиня – простак. Она не видит дальше своего носа, не может отличить хорошее от плохого. Простаковой чуждо желание думать, а ее главная черта характера – невежество, которое, к сожалению, сопровождается еще и злостью, желанием властвовать над всеми. Каждый день она бьет крепостных, она даже своего мужа сделала полностью подвластным ей.
Единственный человек, которого любит Простакова – это ее сын: «Поди порезвись, Митрофанушка!». Но и любовь к сыну совершенно слепая. Мать старается соответствовать моде и правилам, нанимая сыну учителей, но со свойственными ей необразованностью и ленивым умом, она не может правильно оценить работу педагогов. К Митрофану была приставлена няня Еремеевна, получавшая «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Она продолжала пагубное влияние на хозяйского сына, и главной ее заботой было накормить мальчика, воспитанию же и она не уделяла совершенно внимания.
Вот и учитель математики Цыфиркин и учитель грамоте Кутейкин получают гроши за свой труд, зато Адам Адамыч Вральман, якобы обучавший Митрофанушку «всем наукам» был в доме на особом счету и пользовался особым уважением. А все потому, что не сильно обременял учением любимого сына Простаковой.
Но к сожалению, и труды других учителей прошли даром для умственного развития Митрофанушки. Учился он без охоты и позволял себе довольно грубое и бесцеремонное отношение к своим наставникам. Конечно же, с таким учением, Митрофан продолжал оставаться абсолютно неграмотным и таким же невежественным. Он полное отражение своей матери, плод ее воспитания: «Не хочу учиться, хочу жениться», – это все, что беспокоит Митрофанушку. Софья считает, что он уже остановился в своем развитии, несмотря на то, что ему всего только 16 лет. Дальше возможна только еще большая деградация.
Но самое страшное в Митрофанушке даже не его глупость и лень, а сочетание в нем тирана и раба. Он и жениться-то хочет, скорее всего, только потому, что его мать нашла подходящую невесту. А когда задуманное не удается, недоросль покорно соглашается на службу: «По мне, куды велят». В этом проявляется и его неумение и нежелание принимать решения и быть ответственным за свою жизнь. И в то же время, Митрофанушка не умеет считаться с мыслями и чувствами других людей. И даже свою мать, так сильно любившую его, он предает, оставляя ее в трудную минуту.
Стародум и Правдин являются обличителями семьи Простаковой. Стародум с первой встречи замечает, что Митрофанушка вырос таким злонравным из-за воспитания матери. С горечью он признает духовное разложение семьи Простаковой. Сам же он в пьесе ратует за достойное нравственное воспитание молодежи, которое должно стоять на первом месте: «Отец мой непрестанно мне твердил одно и тоже: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время».
Митрофанушку испортило воспитание и среда, в которой ему пришлось расти. И в этом автор видит самую большую проблему в воспитании современной ему молодежи. Словами Стародума Фонвизин выражает свои мысли о том, что государству нужны не только образованные люди, но, возможно, в первую очередь – высоконравственные. А нравственность и моральные ценности закладываются не учителями, а семьей. Митрофанушка вырос тем, кем и должен был вырасти в семье Простаковой. Но Стародум считает, что еще не все потеряно в молодом человеке, и, возможно, служба сможет что-то изменить в нем.
Злонравие Простаковой вернулось к ней бумерангом. Но самое страшное, по мнению Фонвизина, это то, что дети таких дворян тоже растут злыми и глупыми. Деградация сословия и воспитание молодых людей образуют замкнутый круг, который необходимо размокнуть, прекратив поощрять в дворянах невежество, хамство и злость.
«Вот злонравия достойные плоды!»
Автор: Анна Кошечкина
Сочинение по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».
Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почве крепостничества выросли злонравные плоды – подлость, умственная тупость. Носителями этого являются Простаковы и Скотинины.
Простакова, урожденная Скотинина, достойная дочь своего отца, который говаривал: «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Она гордится тем, что читать не умеет, возмущена, что девушек учат грамоте (Софью), т.к. уверена в том, что многого можно добиться и без образования. «Из нашей же фамилии Простаковых…, на боку лежа, летят себе в чины». Простакова понимает, что наступили другие времена, и учит сына, радуясь, что учителя Митрофана не неволят. Она Митрофана «готовит в люди», нанимая учить грамоте – дьячка Кутейкина, арифметике – отставного сержанта Цыфиркина, французскому и всем наукам – немца Вральмана, бывшего кучера. «Еоргафия» по ее понятиям не нужна дворянину: «А извозчики-то на что ж?» Она уверена, что и без науки можно «достаточек нажить». Простакова считает мукой ученье и потакает сыну в его лени. Она называет мужа «уродом» и «рохлей», бьет его. Бьет она и крепостных, считая их «скотами» и «болванами». Простакова – невежественная, скупая, злая помещица. «С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Верной Еремеевне советует «вцепиться братцу в харю», называя ее «собачья ты дочь», выдавая ей «по пять пощечин в день». Когда не удалось женить Митрофана на Софье, она кричит: «Всех прибить велю до смерти!» Правдин призывает ее к порядку, на что она возмущенно заявляет: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» Митрофана Простакова любит слепой любовью, делая из него настоящего недоросля.
Братец Простаковой, Скотинин – любитель свиней, которых считает «выше каждого из нас целою головою». «Скотинины все родом крепколобы», и братец, у которого «что вошло в ум, тут и засело». Он, как и сестра, считает, «что ученье – вздор». Со свиньями он обходится лучше, чем с людьми, заявляя: «Люди передо мной умничают, а между свиньями я сам всех умнее». Груб, как и сестра, обещает за Софью Митрофана сделать уродом: «За ноги, да об угол!»
Простаков – безвольный забитый человек и говорит о себе: «Я – женин муж».
Митрофан – истинный сын своих родителей. Он обжора, грубиян и лентяй. Митрофан, бывало, в детстве, «увидя свинку, задрожит от радости». Четыре года трое учителей учат Митрофана грамоте, но 16-летний недоросль не любит учиться. Матери грозит: «Нырну – так поминай, как звали!» Заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Учителей обзывает («гарнизонная крыса»), грозит пожаловаться на них матери. Верную Еремеевну называет «старой хрычевкой». «Уж я те отделаю!» — грозит он ей. Неудавшаяся женитьба на Софье подсказывает Митрофану, что пришла пора «за людей приниматься». Осердясь на дядю, кричит: «Убирайся дядюшка! Проваливай!» А в финале, когда Простакова бросается к сыну за утешением, он говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».
Достойного сынка воспитала семья Простаковых. Правильно говорит в финале Стародум: «Вот злонравия достойные плоды».
Все работы этого автора
« Назад к списку
Сочинение рассуждение на тему вот злонравия достойные плоды
Сочинение 9 класс. «Вот злонравия достойные плоды!» (По комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль») «Недоросль» – комедия, отразившая условия общественной жизни России XVIII в. Фонвизин в своем произведении высмеял не конкретных людей, таких как госпожа Простакова или Скотинин, а царящие повсеместно нравы и обычаи. Автор пошел даже еще дальше – он затронул причины, породившие подобные нравы. Причины эти могут быть коротко определены одним словом, так точно подобранным Фонвизиным. Это слово «злонравие». Госпожа Простакова, к которой отнесена фраза, вынесенная в заглавие сочинения, в девичестве носила фамилию Скотинина, что уже говорит само за себя. В семье Скотининых она росла и получала первые уроки жизни, там сформировались основные черты ее характера: ненависть к образованию (стремление учиться в ее глазах не пристало дворянину), деспотизм, чадолюбие, приобретшее поистине зверские формы. Кругозор ее крайне узок, сознание неразвито. Да и что можно было ожидать от урожденной Скотининой? Люди подобные Простаковой по развитию, то есть попросту глупые, очень часто неоправданно самоуверенны и упрямы. Характер Простаковой в полной мере проявляется уже в самой первой сцене, когда она ругает портного Тришку за плохо сшитый Кафтан. Ее невозможно разубедить в чем-либо, она стоит на своем. Она – барыня, полновластная хозяйка в доме и абсолютно уверена в своей власти над людьми. Что говорить о слугах, когда даже супруг соглашается с ней во всем, прекрасно понимая, что перечить бесполезно и даже опасно. Не дай бог попасться под руку разъяренной фурии, поэтому ее никто старается не злить. Чем дольше, тем более омерзительной кажется Простакова читателю. Очень неприятна, например, та сцена, где Простакова последними словами ругает служанку Палашку за то, что та, заболев, лежит в постели, как дворянка». В глазах Простаковой слуга не человек, у него не может быть чувств, желаний, он не может болеть или плохо себя чувствовать. Такова была не только Простакова, так относились все помещики к своим крепостным крестьянам, считая их не людьми, а «душами», которые можно продать, купить, подарить, подобно любому другому товару. Еще более неприятно смотреть на Простакову в те моменты, когда она заискивает перед Стародумом или увивается вокруг своего сыночка. О Митрофане следует сказать особо. Он – плод убогого материнского воспитания. Чувствуя слабость матери к нему, он всячески этим пользуется, и вертит всеми в доме, как хочет. Любое его желание – закон для матери. Неудивительно, что Митрофан вырастает в столь отвратительное и двуличное существо. И вполне закономерна, что он отворачивается от своей матери: это ее заслуга и ничья больше. Чем ближе к развязке, тем Простакова становится бешенее, невыносимее для окружающих. Наконец она решается на совсем уж беззаконный поступок – выкрасть Софью, чтобы выдать ее замуж за своего сына. Это является как бы логическим завершением образа Простаковой. Читатель уже не только сознает назревшую необходимость ее обличения и наказания, но и желает этого. Фонвизин действительно наказывает деспотичную помещицу, причем кара оказывается слишком суровой даже для такого недостойного жалости существа. Потеря сына делает ее несчастной. Из комической героини она в одночасье становится трагической. Ее жалеют даже окружающие. Когда она падает в обморок, все бросаются ей помогать, забыв об обидах, ею причиненных. Но ей уже не поможет сочувствие или жалость, ведь она потеряла два своих главных сокровища – власть и сына. Образ госпожи Простаковой не случайно кажется нам столь живым. Многие современники, а тем более потомки, имеющие то преимущества, что смотрели на «Недоросля» как на часть исторической картины, видели в деревенской фурии портрет самой императрицы Екатерины II. Есть немало черт, сближающих Простакову и Екатерину: полное единовластие в своей вотчине, отстраненный от управления мягкотелый супруг, фаворит, получивший все права (у Простаковой это сын, у Екатерины – многочисленные любовники, сменявшие друг друга). Простакова строила свою маленькую империю, подобно Екатерине, хотя, естественно, делала это не сознательно, а подобно ребенку, который подражает родителям. Картина жизни в доме Простаковых – косвенное обвинение государственной власти. Открыто Фонвизин обличал двор в речах Стародума. А жизненный уклад дома Простаковых стал некой пародией на жизнь екатерининского двора. Таким образом, госпожа Простакова – не что иное, как порождение времени, все равно как Митрофанушка – порождение ее собственного воспитания. Автор в комедии предъявляет Простаковой три главных обвинения. Первое – это необразованность и тупость, которые рождают необразованность и тупость такие же, если не еще большие, как мы видим на примере Митрофанушки. Второе: чрезмерная любовь к сыну, которая и довела Простакову до такого звероподобного состояния. И, наконец, третье – это обвинение в самодурстве и «злонравии». Эти пороки наносят вред не только людям (муж – безвольный раб, сын – глупец и лентяй), но и всему государству, потому что если таковы будут все его граждане, то государство погибнет. «Вот злонравия достойные плоды!» – Нравоучительно замечает Стародум в конце пьесы. Зло всегда порождает зло еще большее. Все недостойные поступки, совершенные человеком, вернутся ему бумерангом тогда, когда он сам меньше всего этого ждет. Поэтому комедию Недоросль можно воспринимать не только как социально-политическую сатиру, но и как призыв ко всем людям изживать в себе злонравие.
Вот злонравия достойные плоды! (по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
Вот злонравия достойные плоды! (по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»)
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль», — проблема воспитания просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. В своей пьесе Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни – крепостничество и нарисовал типичные черты русских крепостников. На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Автор разоблачает жадность и жестокость Простаковых, безнаказанность и невежество Скотининых. Мы видим неопрятную усадьбу Простаковых, где живут и Скотинины. Хозяйка дома то бранится, то дерется: «тем и дом держится». Простакова жестока и груба, но она безумно любит сына. Речь Простаковой безграмотна, но очень изменчива: от робкой интонации она легко переходит к властному грубому тону. Речь Скотинина не только груба, но и полностью соответствует фамилии. О себе и о других он говорит не как о людях, а как о животных. В лице грубого неуча Митрофанушки писатель показал «несчастные следствия дурного воспитания». Митрофанушка испорчен не тем воспитанием, которое ему дают, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером. Первой учительницей и воспитательницей Митрофанушки была старая нянька Еремеевна, которая за свой труд получает «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день». Нянька больше заботилась о животе воспитанника, а не о его голове. К Митрофану ходят три учителя, которые вот уже несколько лет безуспешно пытаются вбить в голову «робенка» хоть какие-то зачатки знаний. Учителя Митрофана — отставной сержант Цыфиркин занимается с ним арифметикой (Арихметике учит его…один отставной сержант, Цыфиркин»), семинарист Кутейкин – грамотой («Для грамоты ходит к нему дьячок от Покрова, Кутейкин»), а немец Вральман осуществляет общее руководство, якобы обучая хозяйского сынка «всем наукам» («По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман»). Вральман, как бывший кучер Стародума, что выясняется в конце пьесы, не имеет никакого представления о науках, но он немец, а потому невежественные хозяева доверяют ему. К тому же им нравится позиция Вральмана: «не отягощать дитятю» («Он ребенка не неволит»). Немцу платят гораздо больше («Этому по триста рубликов в год), чем Цыфиркину и Кутейкину, его кормят («Сажаем за стол с собою…За столом стакан вина») и одевают в доме («Белье его наши бабы моют»). Двух русских учителей ни во что не ставят, Митрофанушка занимается с большой неохотой, безнаказанно оскорбляет их, прерывает занятия и ничего не понимает, хотя «учится» уже несколько лет («Уж года четыре как учится»). Характер Митрофана воспитывается атмосферой в семье, где заправляет женщина. Помещик Простаков полностью подчиняется жене и не смеет сказать ей ни слова против.Вот как мужчины семейства Простаковых вместе с дядей Скотининым сами себя характеризуют: «Я сестрин брат…я женин муж…а я матушкин сын». Митрофан никого не любит, он зол, невежествен и к тому же агрессивен. Митрофанушка – лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Митрофан не только невежда и «матушкин сынок». Он хитер, знает как польстить матери. Стародум посмеивается над Митрофаном, понимая, что невежество – еще не самая большая беда. Гораздо опасенее бессердечие. «Невежда без души – зверь». Жизнь и воспитание сразу отобрали у Митрофана цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это лишь дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться. В своей пьесе Фонвизин говорит читателям, что вначале надо воспитать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом – об уме.
Комедия «Недоросль» (1782) раскрывает острые социальные проблемы своего времени. Хотя в основу произведения положена идея воспитания, сатира направлена против крепостничества и помещичьего произвола. Автор показывает, что на почве крепостничества выросли злонравные плоды — подлость, умственная тупость. Носителями этого являются Простаковы и Скотинины.
Простакова, урожденная Скотинина, достойная дочь своего отца, который говаривал: «И не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет». Она гордится тем, что читать не умеет, возмущена, что девушек учат грамоте (Софью), т.к. уверена в том, что многого можно добиться и без образования. «Из нашей же фамилии Простаковых, на боку лежа, летят себе в чины». Простакова понимает, что наступили другие времена, и учит сына, радуясь, что учителя Митрофана не неволят. Она Митрофана «готовит в люди», нанимая учить грамоте — дьячка Кутейкина, арифметике — отставного сержанта Цыфиркина, французскому и всем наукам — немца Вральмана, бывшего кучера. «Еоргафия» по ее понятиям не нужна дворянину: «А извозчики-то на что ж?» Она уверена, что и без науки можно «достаточек нажить». Простакова считает мукой ученье и потакает сыну в его лени. Она называет мужа «уродом» и «рохлей», бьет его. Бьет она и крепостных, считая их «скотами» и «болванами». Простакова — невежественная, скупая, злая помещица. «С утра до вечера, как за язык подвешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь». Верной Еремеевне советует «вцепиться братцу в харю», называя ее «собачья ты дочь», выдавая ей «по пять пощечин в день». Когда не удалось женить Митрофана на Софье, она кричит: «Всех прибить велю до смерти!» Правдин призывает ее к порядку, на что она возмущенно заявляет: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» Митрофана Простакова любит слепой любовью, делая из него настоящего недоросля.
Братец Простаковой, Скотинин — любитель свиней, которых считает «выше каждого из нас целою головою». «Скотинины все родом крепколобы», и братец, у которого «что вошло в ум, тут и засело». Он, как и сестра, считает, «что ученье — вздор». Со свиньями он обходится лучше, чем с людьми, заявляя: «Люди передо мной умничают, а между свиньями я сам всех умнее». Груб, как и сестра, обещает за Софью Митрофана сделать уродом: «За ноги, да об угол!»
Простаков — безвольный забитый человек и говорит о себе: «Я — женин муж».
Митрофан — истинный сын своих родителей. Он обжора, грубиян и лентяй. Митрофан, бывало, в детстве, «увидя свинку, задрожит от радости». Четыре года трое учителей учат Митрофана грамоте, но 16-летний недоросль не любит учиться. Матери грозит: «Нырну — так поминай, как звали!» Заявляет: «Не хочу учиться, а хочу жениться!» Учителей обзывает («гарнизонная крыса»), грозит пожаловаться на них матери. Верную Еремеевну называет «старой хрычевкой». «Уж я те отделаю!» — грозит он ей. Неудавшаяся женитьба на Софье подсказывает Митрофану, что пришла пора «за людей приниматься». Осердясь на дядю, кричит: «Убирайся дядюшка! Проваливай!» А в финале, когда Простакова бросается к сыну за утешением, он говорит ей: «Да отвяжись, матушка, как навязалась».
Достойного сынка воспитала семья Простаковых. Правильно говорит в финале Стародуб: «Вот злонравия достойные плоды».
В своём произведении Д.И.Фонвизин поднимает три проблемы: проблема воспитания, проблема образования и проблема гражданственности. Основной бедой тогдашней русской жизни были невежество и необразованность дворян. Многие молодые помещики воспитывались в атмосфере безграмотности и самодостаточности Одним из главных героев пьесы является Митрофанушка — сын провинциальных помещиков, деспотичных и невежественных господ. Он лентяй, у которого не возникает желаний, кроме как поесть, порезвиться и жениться :»Он уже и так, матушка, 5 булочек скушать изволил». Митрофан переводиться с греческого как «похожий на мать». Мать Митрофанушки, госпожа Простакова, а ранее Скотинина, воспитывалась в семье многодетной, в коей отец был скупцом, а мать — недалёкой женщиной, поэтому с детства она была предоставлена сама себе. Выросла девушкой наглой, злонравной, глупой и льстивой: «А ты, скот, пойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире». Все её качества унаследовало «драгоценное дитё»: «Ночь всю такая дрянь в глаза лезла <…>, да то ты, матушка, то батюшка». От отца ему ничего не передалось, ведь Простаков был глупцом, доверившим воспитание сына своей жене. Окружение и быт в поместье Простаковых сделали из молодого человека настоящего недоросля. Главная тема комедии отсаётся актуальной и в наши дни. Слабоумные родители поручают воспитание ребёнка невежде, в следствие чего и их чадо становится невеждой. Автор говорит читателю, что сначала взращивается добродетель , а потом развивается ум.
План сочинения на тему вот злонравия достойные плоды
“Недоросль” — комедия, отразившая условия общественной жизни России XVIII в. Фонвизин в своем произведении высмеял не конкретных людей, таких как госпожа Простакова или Скотинин, а царящие повсеместно нравы и обычаи. Автор пошел даже еще дальше — он затронул причины, породившие подобные нравы. Причины эти могут быть коротко определены одним словом, так точно подобранным Фонвизиным. Это слово “злонравие”. Госпожа Простакова, к которой отнесена фраза, вынесенная в заглавие сочинения, в девичестве носила фамилию Скотинина, что уже говорит само за себя. В семье Скотининых она росла и получала первые уроки жизни, там сформировались основные черты ее характера: ненависть к образованию (стремление учиться в ее глазах не пристало дворянину), деспотизм, чадолюбие, приобретшее поистине зверские формы. Кругозор ее крайне узок, сознание неразвито. Да и что можно было ожидать от урожденной Скотининой? Люди подобные Простаковой по развитию, то есть попросту глупые, очень часто неоправданно самоуверенны и упрямы. Характер Простаковой в полной мере проявляется уже в самой первой сцене, когда она ругает портного Тришку за плохо сшитый кафтан. Ее невозможно разубедить в чем-либо, она стоит на своем. Она — барыня, полновластная хозяйка в доме и абсолютно уверена в своей власти над людьми. Что говорить о слугах, когда даже супруг соглашается с ней во всем, прекрасно понимая, что перечить бесполезно и даже опасно. Не дай бог попасться под руку разъяренной фурии, поэтому ее никто старается не злить. Чем дольше, тем более омерзительной кажется Простакова читателю. Очень неприятна, например, та сцена, где Простакова последними словами ругает служанку Палашку за то, что та, заболев, лежит в постели, “как дворянка”. В глазах Простаковой слуга не человек, у него не может быть чувств, желаний, он не может болеть или плохо себя чувствовать. Такова была не только Простакова, так относились все помещики к своим крепостным крестьянам, считая их не людьми, а “душами”, которые можно продать, купить, подарить, подобно любому другому товару. Еще более неприятно смотреть на Простакову в те моменты, когда она заискивает перед Стародумом или увивается вокруг своего сыночка. О Митрофане следует сказать особо. Он — плод убогого материнского воспитания. Чувствуя слабость матери к нему, он всячески этим пользуется и вертит всеми в доме, как хочет. Любое его желание — закон для матери. Неудивительно, что Митрофан вырастает в столь отвратительное и двуличное существо. И вполне закономерно, что он отворачивается от своей матери: это ее заслуга и ничья больше. Чем ближе к развязке, тем Простакова становится бешенее, невыносимее для окружающих. Наконец она решается на совсем уж беззаконный поступок — выкрасть Софыо, чтобы выдать ее замуж за своего сына. Это является логическим завершением образа Простаковой. Читатель уже не только сознает назревшую необходимость ее обличения и наказания, но и желает этого. Фонвизин действительно наказывает деспотичную помещицу, причем кара оказывается слишком суровой далее для такого недостойного жалости существа. Потеря сына делает ее несчастной. Из комической героини она в одночасье становится трагической. Ее жалеют даже окружающие. Когда она падает в обморок, все бросаются ей помогать, забыв об обидах, ею причиненных. Но ей уже не поможет сочувствие или жалость, ведь она потеряла два своих главных сокровища — власть и сына. Образ госпожи Простаковой не случайно кажется нам столь живым. Многие современники, а тем более потомки, имеющие то преимущество, что смотрели на “Недоросля” как на часть исторической картины, видели в деревенской фурии портрет самой императрицы Екатерины II. Есть немало черт, сбли-ясающих Простакову и Екатерину: полное единовластие в своей вотчине, отстраненный от управления мягкотелый супруг, фаворит, получивший все права (у Простаковой это сын, у Екатерины — многочисленные любовники, сменявшие друг друга). Простакова строила свою маленькую империю, подобно Екатерине, хотя, естественно, делала это не сознательно, а подобно ребенку, который подражает родителям. Картина жизни в доме Простаковых — косвенное обвинение государственной власти. Открыто Фонвизин обличал двор в речах Стародума. А жизненный уклад дома Простаковых стал некой пародией па жизнь екатерининского двора. Таким образом, госпожа Простакова — не что иное, как порождение времени, все равно как Митрофанушка — порождение ее собственного воспитания. Автор в комедии предъявляет Простаковой три главных обвинения. Первое — это необразованность и тупость, которые рождают необразованность и тупость такие же, если не еще большие, как мы видим на примере Митрофанушки. Второе: чрезмерная любовь к сыну, которая и довела Простакову до такого звероподобного состояния. И, наконец, третье — это обвинение в самодурстве и “злонравии”. Эти пороки наносят вред не только людям (муж — безвольный раб, сын — глупец и лентяй), но и всему государству, потому что если таковы будут все его граждане, то государство погибнет. “Вот злонравия достойные плоды!” — нравоучительно замечает Стародум в конце пьесы. Зло всегда порождает зло еще большее. Все недостойные поступки, совершенные человеком, вернутся ему бумерангом тогда, когда он сам меньше всего этого ждет. Поэтому комедию “Недоросль” можно воспринимать не только как социально-политическую сатиру, но и как призыв ко всем людям изживать в себе злонравие. Похожие сочинения: Сатирическое изображение помещиков в “Недоросле” Как Фонвизин высмеивает невежество в пьесе “Недоросль”? Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина “Недоросль” Идеи русского просвещения в пьесе “Недоросль”
Автор:
Guru
·
Опубликовано
· Обновлено
(696 слов) Комедия «Недоросль», впервые опубликованная Денисом Ивановичем Фонвизиным в 1783 году, является одним из наиболее ярких произведений русского классицизма. В этой пьесе автор откровенно высмеивает такие пороки современных ему представителей дворянского сословия, как невежество, скупость, лень, корыстолюбие, злоба. Многие моменты комедии кажутся не только забавными, но и фактически трагичными, Фонвизин широко использует в пьесе приемы резкого контраста и язвительной иронии. Читатели и сейчас стараются понять, какой смысл был заложен автором в комедии, остающейся весьма популярной уже на протяжении более двух столетий.
Первоначально «Недоросль» можно воспринять в качестве самой обыкновенной пьесы, носящей бытовой характер. В основе сюжета произведения находится предстоящее бракосочетание юной Софьи. Девушка лишилась родителей еще в детские годы, теперь она вопреки собственному желанию пребывает на попечении супругов Простаковых. Хозяйка дома, которая видит в Софье только обузу и «лишний рот», намеревается выдать сироту замуж за своего брата по фамилии Скотинин. Но внезапно становится известно о том, что Софья является наследницей немаленького состояния, что заставляет госпожу Простакову полностью пересмотреть свои планы относительно этой девушки. К тому же оказывается, что в самое ближайшее время должен приехать и дядюшка Софьи, и госпожа Простакова решает, что на ее подопечной следует жениться сыну женщины Митрофану.
Однако внезапно возвращается родственник и опекун Софьи Стародум, которого в течение длительного времени все считали умершим. Дяде сироты сразу же становятся понятными намерения недалеких и корыстных Скотинина и Простаковой. Мужчина полностью поддерживает стремление Софьи стать женой Милона, к которому девушка уже давно неравнодушна, причем чувство молодых людей является взаимным.
В комедии имеется и другая сюжетная линия, касающаяся непосредственно Митрофанушки, наследника четы Простаковых. Шестнадцатилетний юноша крайне избалован своей ограниченной и деспотичной матерью, он, как и госпожа Простакова, полагает, что человеку благородного происхождения учиться незачем. Педагоги, которых приглашают к парню его родители, лишь напрасно получают жалованье, Митрофан не усваивает ничего из того, что ему пытаются преподавать его учителя.
При этом недоросль, как называли в ту эпоху молодых дворян, еще не имеющих удостоверения о получении образования, становится наиболее комичным и вызывающим искренний смех читателей персонажем пьесы. Сцены обучения сына Простаковых выглядят чрезвычайно нелепыми, к тому же становится ясно, что Митрофан только дожидается окончания уроков, чтобы посвятить время более приятным для него занятиям.
Нельзя не заметить, что Фонвизин построил комедию в полном соответствии с законами такого жанра, как классицизм. В пьесе присутствуют и положительные, и отрицательные герои, отчетливо демонстрирующие замысел драматурга. Произведение можно с уверенностью назвать «комедией воспитания», поскольку именно правила и установки, заложенные в сознание человека в семье его родителей, определяют в дальнейшем его мировоззрение и поступки. Автор подчеркивает, что людей необходимо развивать и воспитывать в правильном направлении с раннего детства, иначе впоследствии они не в силах принести никакой пользы окружающим и однозначно не могут вырастить своих наследников достойными членами общества.
Взгляды Фонвизина на жизнь в целом и проблемы воспитания в комедии выражает Правдин. Именно этот персонаж отстаивает в пьесе идеалы гуманизма и принципы высокой морали, в отличие от Простаковой, для которой имеет значение исключительно материальное благосостояние. Женщину интересуют лишь денежные средства и звания, а вовсе не интеллектуальное развитие и такие понятия, как порядочность, гордость и честь. Основной смысл пьесы Фонвизина заключается именно в противопоставлении старинных и давно закосневших предпочтений помещиков, роль которых в произведении играют Скотинин и его сестра, и новых правил, олицетворяемых позитивными персонажами, а именно Стародумом, Правдиным, Милоном и Софьей.
Автор не сомневается в том, что устаревшие взгляды дворянского сословия необходимо изменить в кратчайшие сроки, в противном случае неизбежно наступят самые печальные и неблагоприятные последствия. Простакова и Скотинин усвоили те же взгляды на мир, которых придерживались их родители, таким же образом был воспитан и юный Митрофан. При этом Софья еще в раннем возрасте благодаря своим старшим родственникам восприняла гуманные и высоконравственные представления о жизни.
Смысл комедии Фонвизина скрывается в несложной истине о том, что ребенка следует вовремя и правильно воспитывать, прививая ему такие качества, как благородство, добросердечие, стремление к знаниям. Фамилии героев пьесы явственно отражают характеры ограниченных и совершенно неделикатных людей, Скотинины действительно чрезвычайно похожи на обыкновенных животных.
Невежество госпожи Простаковой и ее брата, а также абсолютное отсутствие у них приличных манер немедленно бросаются в глаза. Весьма заметны и алчность Скотинина и его ближайшей родственницы и желание добиться цели любым путем, нисколько не считаясь с желаниями и чувствами окружающих.
В финале пьесы эти двое терпят полное поражение, и автор подчеркивает закономерность их провала известной фразой о плодах злонравия.
I вариант.
1. Какой жанр у данного произведения?
а) роман
б) трагедия
в) комедия+
г) драма
2. Отметьте, кто именовался недорослем во времена Фонвизина?
а) подросток 15-17 лет
б) главный герой комедии
в) ленивый, ограниченный, невежественный человек
г) дворянин, не получивший образования, не имеющий права служить, жениться+
3. Сколько лет Митрофанушке?
а) 14 лет
б) 15 лет+
в) 16 лет
г) 18 лет
4. В чем схожи мать и Митрофанушка?
а) мудрость, доброта
б) грубость, невежество+
в) уважение к другим
г) любовь к близким
5. Где происходит действие в произведении Д. Фонвизина «Недоросль»?
а) в имении Скотинина
б) в имении Стародума
в) в деревне Простаковой+
г) в деревне Софьи
6. Из-за чего Митрофану шьют новый кафтан?
а) в честь дня рождения Простаковой
б) к свадьбе
в) к «дядину сговору» +
г) к именинам Митрофана
7. Как зовут помещика Скотинина?
а) Трифон
б) Тихон
в) Тарас +
г) Тимофей
8. Кто из героев сказал: «Не хочу учиться, хочу жениться»?
а) Скотинин
б) Митрофан+
в) Милон
г) Правдин
9. Кутейкин обучает Митрофанушку:
а) арифметике
б) истории
в) грамоте+
г) географии
10. Кто по происхождению Вральман?
а) итальянец
б) немец +
в) француз
г) англичанин
11. Кто из учителей отказался от денежного вознаграждения за обучение Митрофана в финале произведения?
а) Вральман
б) Цыфиркин+
в) Кутейкин
12. По какой причине Простакова захотела женить Митрофана на Софье?
а) Простакова полюбила Софью как дочь и хотела, чтобы девушка вошла в их семью.
б) Софья собирается поступать в университет, а госпожа Простакова не хочет её отпускать.
в) Софья стала наследницей большого состояния. +
г) Простакова передумала отдавать Софью замуж за грубого Скотинина, так как переживала за её судьбу.
5) Софья – племянница Стародума, поэтому для госпожи Простаковой большая честь породниться с таким знатным, честным и благородным человеком.
13. Кто становится женихом Софьи?
а) Скотинин
б) Правдин
в) Милон+
г) Митрофан
14. Куда в финале пьесы забирают Митрофана?
а) в университет
б) на свадьбу
в) на службу+
г) в деревню Скотинина
15. Кто сказал финальные слова: «Вот злонравия достойные плоды!»
а) Простакову
б) Правдину
в) Митрофану
г) Стародуму+
15. К какому литературному направлению можно отнести пьесу «Недоросль»?
а) реализм
в) сентиментализм
б) классицизм +
г) романтизм
16. Данную традицию 18 века нарушил Д.И.Фонвизин в своей комедии:
а) теория «триединства»
в) любовная интрига
б) «говорящие» фамилии
г) односторонность характеристики героев+
17. Выберите тот социальный тип, который не представлен в комедии:
а) дворянские интеллигенты
в) столичные вельможи +
б) провинциальные помещики
г) крепостные крестьяне
18. Стародум уехал:
а) в Сибирь +
б) в Питер
в) в Москву
г) в Горький
19. Определите, кто написал о Фонвизине слова: «Сатиры смелой властелин блистал Фонвизин, друг свободы…»?
а) Пушкин +
б) Гоголь
в) Баратынский
г) Державин
20. Выберите, где происходит действие в комедии «Недоросль»:
а) в деревне
б) в городе +
в) в горах
г) в лесу
II вариант.
1. Какова тема комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»:
а) воспитания и образования +
в) любовная
б) обличения невежества +
г) борьба с самодержавием
2. Выберите того, кто является главным учителем Митрофана, чьи уроки он усвоил:
а) Вральман
в) Кутейкин
б) Цыфиркин
г) Простакова+
3. Определите верное продолжение фразы: Митрофан страшен тем, что это…
а) неповоротливый лентяй
б) безвредный невежа и обжора
в) жестокий, неблагодарный и бездушный невежда +
г) молодой барич, невоспитанный и не желающий учиться
4. Отметьте НЕВЕРНОЕ продолжение фразы: «Недоросль» – это первая социально – политическая комедия, в которой…
а) автор высмеял систему дворянского воспитания и образования
б) показан страшный в своём невежестве и бездушии человек, «подобный матери»
в) главная идея – необходимость воспитания души
г) автор призывает к отмене крепостного права.+
5. Выберите героя, который излагает авторскую программу распространения Просвещения и борьбы с невежеством. Именно это Д.И.Фонвизин считает причиной всех пороков:
а) Стародум +
в) Милон
б) Простаков
г) Правдин
6. Соотнесите персонажей и афоризмы, которые они произнесли:
1. «Не хочу учиться, хочу жениться»
2. «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится»
3. «Между свиньями я сам всех умнее»
4. «Тиранствовать никто не волен»
5. «При твоих глазах мои ничего не видят»
6. «Вот злонравия достойные плоды!»
а) Правдин
б) Стародум
в) Простакова
г) Митрофан
д. Скотинин
е. Простаков
Ответ: 1-г, 2-в, 3-д, 4-а, 5-е, 6-б.
7. Недорослем называется (во время Фонвизина):
а) главный герой комедии
б) подросток 15-17 лет
в) ленивый, ограниченный, невежественный человек
г) дворянин, не получивший образования, не имеющий права служить, жениться.+
8. Определите, кто учил Митрофана математике:
а) Стародум
б) Цыфиркин +
в) Вральман
г) Кутейкин
9. Вспомните, как обзывает госпожа Простакова Тришку:
а) дурень
б) растяпа
в) лентяй
г) скот+
10. Брат Простаковой:
а) Стародум
б) Милон
в) Правдин
г) Скотинин+
11. Митрофан уважал:
а) голубей +
б) сорок
в) грачей
г) воробьёв
12. Стародум уехал:
а) в Сибирь +
б) в Питер
в) в Москву
г) в Горький
13. Чьи слова: «Начинаются чины — перестаёт искренность»?
а) Простакова
б) Правдина
в) Стародума +
г) Скотинина
14. Выберите, кому служил отец Стародума:
а) Екатерине
б) Александру
в) Николаю
г) Петру+
15. Определите, какого писателя читала книгу Софья:
а) русского
б) английского
в) немецкого
г) французского+
16. Сколько лет было Митрофанушке на момент событий в пьесе?
а) 14
б) 15 +
в) 16
г) 17
17. Фамилия Простаковой в девичестве:
а) Правдина
б) Зверева
в) Волкова
г) Скотинина+
18. Сколько учителей занимаются с Митрофанушкой?
а) один
б) два
в) три +
г) четыре
19. Вспомните, кто из героев когда-то служил кучером Стародума?
а) Тришка
б) Кутейкин
в) Скотинин
г) Вральман
20. Какой герой любит свиней?
а) Тришка
б) Скотинин +
в) Госпожа Простакова
г) Простаков
Автор На чтение 16 мин. Просмотров 203 Опубликовано
В комедии «Недоросль» Фонвизина затрагивается множество важных тем, в том числе тема материнской любви. Ниже представлены материалы по теме «Материнская любовь в комедии «Недоросль»», описание отношения госпожи Простаковой к ее сыну Митрофану и т.д.Смотрите: — Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Недоросль»
Тема материнской любви в комедии «Недоросль» Фонвизина
В. Н. Малинин о слепой материнской любви в «Недоросле»:«…сын Простаковой, Митрофанушка, которого она любила со всей силой своей страстной натуры, любила слепо, безотчетно, как может любить только невежественный человек, а потому приносила своему сыну больше вреда, чем пользы. <…> Семейная обстановка и особенно пример матери сделали то, что он не чувствует ни уважения, ни привязанности к своему отцу. <…> Но и привязанность его к матери не может быть прочна, потому что не имеет истинной нравственной основы. Эта любовь эгоиста, который проявляет чувство признательности до тех лишь пор, пока исполняются его прихоти. В сущности и матери своей он не уважает и даже не боится ее.»(В. Н. Малинин, книга «Д. И. Фонвизин» под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)С. С. Дудышкин о материнской любви в «Недоросле»:«…Простакова, смесь грубой любви к сыну, нахальства и дерзости помещицы, вечно жившей в деревне, грозы своего мужа, человека кроткого и глупого. Для нее нет властей и законов …<…> Простакова, нежная мать, страстно любит своего сына, но любовью неразумной, животной; она готова со всеми передраться за Митрофанушку, но не понимает, что эта любовь губит сына. В глазах ее Митрофан будет ребенком, когда ему будет даже тридцать лет: эта лучшая характеристика такой любви. Она сварлива, никому не подчиняется, но любовь к сыну может ее подвинуть на унижение, подличанье перед Стародумом; в ее глазах имеют значение одни физические силы и богатства; все остальное — тлен. Ум и сердце ее беспрестанно заняты коплением денег для Митрофанушки, всякого рода стяжаниями в пользу его; она даже его учит, потому что говорят, будто ученье начинает приносить пользу молодым людям; но в действительную пользу учения она нисколько не верит, и потому соблюдает один внешний обряд учения. <…> …она верит Вральману больше, нежели Кутейкину и Цыфиркину… <…> Митрофан есть то лицо, которое составляло задушевную тревогу ее жизни; эта пружина всех ее действий. Фонвизин выбрал женитьбу Митрофана как лучшее средство показать натуру Простаковой, и в этом случае поступил удачно, потому что это был действительно тот пункт, от соприкосновения с которым вся природа Простаковой освещалась ярким пламенем. <…> это была та нежная струна ее сердца, которую стоило затронуть, чтоб заговорило ее ретивое*…» (*ретивое — сердце) (С. С. Дудышкин, статья «Сочинения Фонвизина», журнал «Отечественные записки», 1847 г. № 8 и 9)Смотрите: Все материалы по комедии «Недоросль»
Капустина София
Простакова держит Митрофанушку под своим контролем. В своей жизни она любит, наверное, только его. Она опекает, чрезмерно заботится о нем, не даёт ему прохода, не заставляет его упорно учиться и трудиться. Она учит его только уметь считать деньги, а науки для неё не важны. Простакова готова угождать сыну во всем, однако она все решает за него. У Митрофанушки нет свободы. Простакова сама решает, что ему делать. Она захотела выдать сына за Софью, потому что у той богатое состояние. Митрофан матери ни в чем не отказывает.
Пожаловаться
Цитаты Простаковой из комедии Недоросль (30 цитат)
«Недоросль» — комедия Дениса Ивановича Фонвизина. Слово «недоросль» в XVIII веке означало молодого дворянина, не получившего письменного удостоверения о выучке от учителя. Недорослей не принимали на службу, им не давали т. н. венечных памятей — документов, разрешающих вступление в брак. Героями комедии являются представители разных социальных слоёв XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Мы подготовили для вас цитаты Простаковой из комедии Недоросль.
Своё дитя хвалить дурно, а куда не бессчастна будет та, которую приведёт бог быть его женою.
Я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…
Да ныне век другой, батюшка!
Читайте также: «Волшебник Изумрудного города» читательский дневник
С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится, мой батюшка!..
Мой Митрофанушка из-за книги не встаёт по суткам. Материно моё сердце. Иное жаль, жаль, да подумаешь: зато будет и детина хоть куда.
Всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!..
Без наук люди живут и жили.
Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди.
А я люблю, чтоб и чужие меня слушали..
Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко.
Век живи, век учись, друг мой сердешный! Такое дело.
Так верь же и тому, что я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…
Я живу здесь уже три дни. Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию.
Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь…
Мой век проходит…
…вдруг из грубой и бранчивой.
А ты, скот, подойди поближе.
…оттого-то у нас в доме все и избаловано.
Читайте также: Афанасий Афанасьевич Фет: биография и творчество кратко
Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме…
Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа.
Вот злонравия достойные плоды!
Услышав, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости.
Ты хоть для виду поучись…
— А там и женишься.
— Врет он, друг мой сердечный. Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка. Не учись этой дурацкой науке.
— Не трудись по-пустому, друг мой! Гроша не прибавлю; да и не за что. Наука не такая. Лишь тебе мученье, а все, вижу, пустота. Денег нет — что считать? Деньги есть — сочтем и без Пафнутьича хорошохонько.
Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире…. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?
…пока Митрофанушка еще в недорослях, пота его и понежить; а там лет через десяток, как войдет, избави Боже, в службу, всего натерпится.
…За сына вступлюсь. Не спущу отцу родному.
Сочинение 2
Фонвизин написал чудесное произведение и назвал его «Недоросль». По названию комедии можно легко определить, о чем будет рассказываться в комедии. В произведении поднимается тема воспитания и образования. Все события оборачиваются вокруг Митрофанушки.
Родители Митрофана гордятся своей необразованностью. По их мнению, что бы быть богатым не обязательно хорошо учится и много знать. Они не развиты разносторонне и не всегда могут поддержать разговор с умным человеком. Своего сына родители пытаются обучить элементарным знаниям. Они хотят, что бы он умел читать и считать. Маманя, по всей видимости, не умела читать, но мастерски это скрывала.
Читайте также: Кто был прототипом князя Андрея Болконского из «Войны и мира»?
Митрофанушке постоянно нанимают учителей, но он не желает учиться. Учеба у него не вызывает ни какого интереса. Учителя которые приходят в семью очень интересные персонажи. Бывший военный преподает мальчику арифметику. Кучер Вральман прекрасно выдает себя за учителя немецкого языка. Все преподаватели далеко не компетентные люди. Они сами не владеют знаниями, поэтому научить Митрофанушку они не могут.
Богатый дядя Стародуб считает, что не нужно учиться и забивать лишними мыслями голову. Он одобряет духовное развитие. Для Стародуба главное доброта и отвага в человек.
Митрофанушке попались неказистые педагоги. Они не могут научить этого лентяя, потому что сами не владеют знаниями. Воспитанием парня так же никто не занимается. Ему все позволено. Парень не видит перед собой достойного примера для подражания. В его семье принято смеяться над добрыми людьми. Митрофанушка страшный грубиян и хам. Он часто обманывает. Родители такое поведение сына поощряют и не делают ему замечаний. Парень за свою жизнь научился подлизываться. Он агрессивно ведет себя в обществе, никого не слушает и не воспринимает советов. В конце комедии мама разочаровалась в Митрофанушке. Родители сами виноваты в плохом поведении сына. Они его баловали и все позволяли.
Тема воспитания ярко описана Фонвизиным в своей комедии. Он показывает нам, то насколько примитивно высшее общество. Они не хотят заниматься саморазвитием, и учится чему то новому. Их интересуют только деньги. Родители не занимались воспитанием своего Митрофанушки. Мама и папа все позволяли сыну. Из-за такого воспитания Митрофанушка вырос подлым, наглым и непорядочным человеком. Читая комедию «Недоросль» можно понять насколько важно хорошее образование и воспитание для становления личности человека.
История персонажа
Герой комедийной пьесы «Недоросль» авторства Дениса Фонвизина. «Расхлябанный юноша», сын господ Простаковых. «Недорослем» во времена Фонвизина назывался молодой человек дворянского сословия, который не имел письменного удостоверения об образовании, выданного учителем. Такой юноша не мог ни вступить в брак, ни поступить на службу.
Денис Фонвизин
Перед тем, как начать работать над «Недорослем», Фонвизин полтора года провел во Франции, где близко познакомился с жизнью этой страны, изучил передовые доктрины просветителей, юриспруденцию и философию.
Идея пьесы пришла к литератору после возвращения в Россию, которое состоялось в 1778 году. Работу над пьесой Фонвизин закончил в 1782 году, потратив на это около трех лет.
Личность
При анализе данной пьесы следует обратить особенное внимание на ту роль, которую играет в развитии сюжета Простаков. Характеристика этого героя позволит учащимся понять тот образ жизни, который вела эта дворянская семья. Школьникам необходимо указать на говорящую фамилию персонажа, которая с самого начала дает читателям подсказку, чего нужно ждать от этого человека.
И действительно, Простаков по натуре очень простодушен, он почти ни о чем никогда не задумывается, позволяя своей жене вести хозяйство и заниматься воспитанием сына. Он робок и даже забит: всякий может ему нахамить, например, его жена часто ему грубит и не стесняется в выражениях, позволяя себе довольно резкие, презрительные и насмешливые замечания насчет мужа.
Характеристика героя
(Иллюстрация к комедии. Художник Т.Н. Кастерина, 1981)
Наш главный герой – избалованный маменькин сынок, который ведет себя так, как ему заблагорассудится. Однако безраздельная любовь матушки превратила его не только в эгоиста, но и в умелого манипулятора. Отца он и вовсе не признает и ни во что не ставит, потому что тот его прихотям не потакает. Родного дядю Митрофан не любит и всячески хамит.
Простаков на протяжении действия пьесы наслаждается домашним уютом и бездельем, вместо того, чтобы нести службу. Ничто его не заботит, ну разве что вкусная и обильная пища да веселье.
Митрофанушка не имеет ни жизненных целей, ни высоких стремлений. Нет у него и желания к учебе, которой он «отдал» целых четыре года, но ни грамоте, ни арифметике так и не смог обучиться. Оно и понятно, ведь не жил Простаков никогда своим умом, а заботливая мать не хотела «томить дите учебой», наняв учителей лишь потому, что так было принято в семьях дворян.
Любопытно, что Митрофану свойственна и некая самокритичность: он отдает себе отчет в том, что ленив и глуп. Однако этот факт его совершенно не огорчает.
Жестокость по отношению к своим учителям и слугам была для него нормой поведения, ведь он был самовлюблен и заносчив, равно, как и госпожа Простакова, которая тоже не считалась ни с чьим мнением, кроме своего собственного. Няня молодого человека – Еремеевна, немало от него натерпелась. Митрофан постоянно жаловался матери на бедную женщину и ей перестали платить жалованье.
Весь сюжет строится вокруг плана внезапной женитьбы Митрофанушки на бедной сиротке Софье, которая (вдруг!) оказывается богатой наследницей. Следуя материным указаниям, герой в итоге ее предает: «Да отвяжись ты, матушка, как навязалась”.
В чём сила образа Митрофана
Сила образа Митрофана как раз в его отрицательной роли. Автор показывает, что невежество, лень и жестокость не могут сделать человеком. Такие, как Митрофан – неинтересны, бесполезны для общества и даже для собственной семьи. Они вырастают не приспособленными к жизни, безответственными, эгоистичными. Образ Митрофана заставляет задуматься – хочется ли быть на него похожим и как в таком амплуа потом жить дальше, самостоятельно, без родителей.
В те времена «недоросль» имело прямое значение, сейчас это стало насмешкой, которая прочно вошла в обиход. Такие люди появляются вследствие неправильного воспитания. Чтобы не стать «недорослем» во всех возможных значениях, нужно с детства учиться и развивать свой духовный мир.
Характеристика Митрофана из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Оцените пожалуйста этот пост
Кто такой Митрофан
Митрофан, главный герой комедии «Недоросль», изображён в произведении избалованным и безалаберным человеком. Он не испытывает любви даже к собственной матери, не говоря об окружающих. Митрофан хитрый – он видит, какую власть имеет мама над отцом и слугами и пользуется этим, так как сам является любимчиком и знает, что матушка пойдёт ради него на всё. По этой причине он и заискивает перед родительницей, пока она властвует в доме. Он готов притворяться, чтобы получить желаемое. Его ориентиры и цели в жизни – утоление собственных простейших физических потребностей (например, сон, еда, прогулки и т. д.). При этом духовное развитие страдает, а стремления к учёбе вовсе нет. В итоге Митрофан предстаёт в облике абсолютно безграмотного человека, который не знает элементарных правил по математике и грамматике.
При этом молодой человек как пластилин – ему сказали жениться – он спокойно соглашается, также юноша ведёт себя и походу всего сюжета. При этом становится причиной (хоть и косвенной) споров и конфликтов, но сам в них не участвует.
Читайте также: Главные герои романа Мастер и Маргарита характеристика персонажей Булгакова
Внешность Митрофана вполне соответствует возрасту. Молодой человек такой же высокий, как и сверстники, но вот лицо – глуповатое, на котором отражается невежество. Юноша любит поесть, поэтому полноват. Ходит в красивой одежде, так как мать души в нем не чает и не отказывает ни в чём.
Митрофан соответствует названию произведения сразу в разных значениях. В первую очередь – в интеллектуальном плане. Например, не может отличить прилагательное от существительного. Его можно назвать недорослем и морально. Чувства других для него неважны. Он так относится даже к собственной матери.
Недорослем он является и вследствие указа Петра Первого, так как дети до 15 лет не допускались к военной службе. Причиной, почему Митрофан стал таким никчемным человеком, кроется в воспитании. Однако что может дать мать, которая сама всю жизнь прожила безграмотной и поощряет лень сына даже в отношении учёбы.
Меркушева Елизавета
Материнская любовь может быть «слепой» и приносить не только пользу, но и вред. Мать, безгранично любящая своего сына, может оказывать ему «медвежью услугу» тем, что потакает его желаниям и капризам. Такой матерью является в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» госпожа Простакова. Сын Митрофанушка — её единственная радость в жизни, ради него она готова на всё. Она во всём ему потакает, например, разрешает ему бросить учёбу, так как у него может от неё заболеть голова, хочет силой выдать за него Софью — лишь бы Митрофанушка был счастлив. Но взамен она не получает ответной любви: сын вырастает эгоистичным, грубым, он равнодушен к своей матери. Таким образом, родители при воспитании детей должны ориентироваться не только чувствами, но и разумом.
Пожаловаться
- Дата: 21:28, 2 ноября 2020
- Дисциплина: Литература
8
В чем, по мнению г-жи Простаковой, должны проявляться материнская любовь и материнский долг?
Материская любовь госпожи Простаковой проявляется оень агрессивно. Она душит своего сына своей заботой и любовью, принося ему вред, а не пользу. Безусловно, мать желает своему сыну самого лучшего, но грустно, что она не видит своих ошибок в воспитании Митрофанушки. Свою любовь к нему она сравнивает с любовью собаки к своим щенятам. Во-первых, Простакова ограждает своего ребенка от приближения трудностей. Выполняет все его капризы. Это приводит к тому, что Митрофан не стремится ни к учению, ни к государственной службе. Как ска
Купить за 350 Р
Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.
Критерии:
- 2 из 2К1Соответствие ответа заданию
- 2 из 2К2Привлечение текста произведения для аргументации
- 0 из 2К3Логичность и соблюдение речевых норм
- ИТОГО: 4 из 6
Комментарий эксперта:
Сборники сочинений от экспертов:
✅ 46 идеальных эссе по истории
✅ 30 образцовых эссе по обществознанию
✅ 55 сочинений по литературе от эксперта
✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых
Отправить на проверку РаспечататьРечеваяНеудачная, двусмысленная фраза. Слово »агрессивно» здесь неуместно. Агрессия по отношению к сыну для Простаковой нехарактерна. Следует говорить о чрезмерной любви, а не об агрессии.РечеваяСлово »приближения» лишнее. Лучше было бы написать — »от всех трудностей».Комментарий к фрагментуНе очень удачная фраза, так как в пьесе декларируется не столько просвещение как таковое, сколько воспитание души, развитие нравственных качеств в молодом поколении. РечеваяВряд ли слово »мальчик» уместно в отношении Митрофана, который уже готов к женитьбе. Следовало говорить, например, о »юноше», »молодом человеке».ЛогическаяЛогика неясна. Разве где-то в пьесе говорится о том, что Простакова не уважает свою мать?Используемые источники:
- https://www.literaturus.ru/2016/06/materinskaja-ljubov-nedorosl-fonvizin.html
- https://vashurok.ru/questions/kak-gospozha-prostokova-otnositsya-k-mitrofanushke
- https://memblog.ru/kratkoe-soderzhanie/mitrofan-nedorosl.html
- https://vashurok.ru/questions/napishite-sochinenie-na-temu-materinskaya-lyubov-proizvedeniya-fonvizina-nedorosl-po-plan
- https://neznaika.info/check/lit-write/26546.html
Перечитав блестящую комедию русского литератора екатерининской эпохи Дениса Ивановича Фонвизина “Недоросль”, я в очередной раз испытал истинное
удовольствие от прочитанного. Каждый герой этого произведения интересен и уникален. Каждому из героев присуща своя неповторимая изюминка, энергия. В
комедии автор условно делит героев на 2 мира: доброго в лице Стародума, его племянницы Софьи, Правдина, Милона и злого в лице семьи Простаковых и
Скотинина. Кроме того, в комедии присутствуют и другие персонажи, которые дополняют произведение. Я не буду подробно описывать о том, что данное
произведение является новаторским и вершиной русской драматургии 18 века. Для этого, его достаточно прочесть, хотя бы один раз. В своем сочинении я хотел бы
поподробнее поговорить о каждом из героев, описанных в комедии. Итак, начну.
А начну, пожалуй, с семьи Простаковых. Первым делом хотел бы обратиться к образу госпожи Простаковой. В комедии автор показал ее полновластной хозяйкой в
своем имении. Вопрос и решение виновности или правоты крестьян, зависит только от нее. При этом, она является неграмотной, привыкшей жить безнаказанности
особой. Под себя, выражаясь мягко, она прогнула собственного мужа, без улыбки про которого читать, лично мне не удавалось, Софью – добрую, милую, умную и
воспитанную племянницу Стародума, а также брата Скотинина. Простакова – бесхребетная личность, рабыня, лишенная столь важного чувства собственного
достоинства. Пресмыкаться перед сильнейшим обществом для нее закон. Не зря Фонвизин прозвал ее “презрелой фурией”. Безусловно, в ней, все-таки,
прослеживаются качества любящей матери. Она переживает за любимого сына Митрофана, стремится женить его на Софье, после того как узнает, что у нее
имеется наследство. Увы и ах, своими поступками и поведением госпожа Простакова сама вырыла себя могилу и конец комедии стал тому явным подтверждением. И
главным ударом для нее стало поведение родного сына.
Следующим, к кому бы я хотел перейти, будет муж Простаковой. Немного ранее я написал, что без улыбки на этого героя смотреть, лично я не могу. Постараюсь
объяснить. Не секрет, что чаще всего в роли главы семейства выступает супруг. Фонвизин, конечно обозначил это вскользь в комедии, но на деле… На деле все не
так. Простаков является “маленьким”, “слабым”, и пожалуй, еще более бесхребетным, нежели его супруга персонажем. Не умеет читать, боится своей супруги, но
любит своего сына. Если честно, то у меня язык даже не поворачивается назвать его “подкаблучником”. Простаков, он и есть Простаков.
Интересной и своеобразной фигурой комедии является, несомненно, сын Митрофан. 16 летний юноша, безграмотный, живущий без цели. Может быть и любящий, но
не уважающий собственную мать. Несмотря на то, что вся власть в семье принадлежала его матери, ему все-таки удавалось манипулировать ей. До чего же здорово
автор в комедии высмеял Митрофана в сцене про “существительное-прилагательное”. Для меня, пожалуй, это одно из сильных мест в произведении. Конечно, не
буду лукавить, если скажу, что в реальной жизни мне такие люди не очень благоволят. Я стараюсь избегать общения с ними. Хотя, надеюсь, что учеба, резкие
перемены в жизни поспособствуют их кардинальному изменению.
Еще к негативным героям можно отнести Скотинина, брата Простаковой. “Скотская”, “животная”, “низменная” фигура. Пожалуй, еще, жестче и хуже
собственной
сестры. Главным своим интересом называет разведение свиней, при чем, которыми никогда не занимался. Скотинин хитер. Ради материальной выгоды собирался
жениться на Софье, при этом, ведя соперничество с собственным племянником в лице Митрофана. Фонвизину прекрасно удалось показать Скотинина – полностью
нравственно и морально деградировавшую личность, лишенного какого-либо воспитания.
От представителей злого мира я постепенно перехожу к персонажам доброго мира. Начать я бы хотел со Стародума, человека просвещенного и передового.
Стародум, несомненно, символ глубокой мысли, высоких нравов. Являясь представителем дворянства, он выступает ярым защитником просвещения и человечности,
осуждает дикость помещичьего класса. Ради своей племянницы нажил состояние («Я нажил столько, чтоб при твоем замужестве не постановляла нас бедность
жениха достойного»). Стоит отметить, что современники очень высоко ценили речь Стародума, видели в нём не простого резонёра, лица, выражающего взгляды
автора, и жизненно, правдиво нарисованного представителя просвещённого дворянства.
Что касается Софьи, еще одной положительной героини, то по сюжету она является племянницей Стародума. Мудрая, добрая, умная, красивая, в отсутствии
родного дяди по сути является сиротой, которой управляют Простаковы. К тому же, когда Простаковы узнают о ее приданном, они начинают борьбу за ее руку и
состояние. Безусловно, среди главных достоинств Софьи можно выделить порядочность и верность. Героиня имеет возлюбленного в лице Милона, которому
остается верной до самого конца. В конце комедии автору удалось окончательно показать Софью человеком высокого класса, порядка и чести (момент когда она
прощает Простакову за все содеянное в ее адрес зло).
Среди положительных героев пару слов нужно сказать и о Правдине. На мой взгляд, не будь данного героя в комедии, “Недоросль”, вряд ли бы состоялось как
ярчайшее литературное произведение. Но, это лишь мое субъективное мнение.
Правдин является чиновником в наместничестве, которое создано для наблюдения за выполнением правительственных указов. Говоря простым языком, герой “бдит
”
за помещиками. Узнав о том, что Простакова ведет столь ужасные бесчинства, Правдин от имени правительства берет ее имение под опеку, тем самым, лишив
Простакову права распоряжения крестьянами. Правдин – вершитель закона. Примечательно то, что автор наделил данного героя именно такой фамилией.
Говоря о Милоне, возлюбленном Софьи и еще об одном положительном герое, то он является офицером. Молодой, красивый он уже принял участие в ряде военных
действиях. Неустрашимый по характеру, противопоставляется автором, лишенному каких-либо гражданских чувств Митрофану.
Несомненно, всю сладость комедии произведению придают образы Кутейкина, Цифиркина, Вральмана и Тришки.
Подводя итог, хочу сказать, что я безумно рад, что в своей жизни мне удалось познакомиться с данным литературным произведением. Противопоставление разных
классов, показ личностей, стремящихся всеми возможными путями проложить “место под солнцем”, наряду с личностями добрыми, честными и порядочными – все это
прекрасно удалось показать Фонвизину в комедии.