Удивительно то, насколько широк круг затрагиваемых тем в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Любовь, бережное отношение к Родине, красота природы, смысл существования и многое другое — все это исследуется глубоко и полно благодаря таланту нашего великого соотечественника. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться со стихотворением “Разговор книгопродавца с поэтом”, в котором Пушкин рассуждает о месте творческой деятельности в жизни отдельного человека и общества в целом. Анализ по плану поможет разобраться в произведении лучше.
История создания
Пушкин написал стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» 6 сентября 1824 года, когда пребывал в родительской усадьбе под названием “Михайловское”. Сюда он был сослан за вольнодумие. Временное затворничество воспринял безрадостно, понимая, что вдали от столицы его ожидают бесконечная скука и отсутствие развлечений. Поэтому даже несколько раз пытался сбежать. К слову, безуспешно.
Но вскоре стало ясно, что ссылка оказала и положительно влияние, ведь именно этот период называют одним из наиболее плодотворных и значимых для автора.
Впервые “Разговор…” был напечатан в 1825 году — он стал предисловием к знаменитому “Евгению Онегину”. Что примечательно, в произведение поэт вложил свои размышления на тему истинной ценности творчества. Ибо, как он отмечал в письмах друзьям, стихами смог заработать гораздо больше, чем во время гражданской службы.
Жанр, направление, размер
В данном случае довольно сложно определить жанр, так как “Разговор…” построен необычно — в виде беседы двух героев. В основном его обозначают либо общим термином “стихотворение”, либо более узким “поэтический диалог”.
Произведение «Разговор книгопродавца с поэтом» находится на стыке сразу нескольких литературных направлений: романтизма, от которого автор постепенно уходил, и реализма, к которому стремился. Отображая реальность, мастер слова автоматически обращался к социальной тематике и рассуждал о человеческих ценностях.
Кроме того, показывается конфликт личности и общества (нежелание подстраиваться под современные требования), а сами герои достаточно типичны. Даже поэт, в конце концов, оказывается не каким-то возвышенным идеалом, далеким от публики, а обычным смертным со своими проблемами и потребностями.
Размер стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом» — четырехстопный ямб с перекрестной рифмой (А-В-А-В).
Композиция
Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» полностью построено на диалоге двух героев. Привычного разделения на строфы нет, но догадаться, кому принадлежат слова, несложно. Перед каждой частью обозначается, кто произносит речь.
Стоит отметить и то, что в самом конце Пушкин неожиданно переходит на прозаическую форму. Возможно, подобным способом он решил показать, что поэт стал таким же, как и обычные люди, “променяв” искусство на деньги.
Образы и символы
В центре внимания Пушкина — два основных образа: поэт и книгопродавец (в дореволюционной России они часто были не только продавцами, но и издателями). Именно через их разговор передаются мысли, тревожившие автора, и описываются взгляды и нравы людей той эпохи, когда стихотворение было создано.
Торговец выступает в роли “змея-искусителя”, ищущего выгоду. Он пытается убедить знакомого в том, что главное — деньги, которые можно получить за хорошую рукопись. Хорошую — в понимании публики. Для него материальные блага имеют первостепенное значение, ведь благодаря им человек может жить более счастливо.
“Наш век — торгаш; в сей век железный
Без денег и свободы нет.”“Нам нужно злата, злата, злата:
Копите злато до конца!”
С такими словами он обращается к своему клиенту.
Поэт же, напротив, считает, что творчество должно оставаться личным, сокровенным. По его мнению, способность сохранить в тайне перенесенные на бумагу переживания и чувства гораздо лучше и важнее возможного признания публики. Даже если люди забудут поэта, он не должен беспокоиться, ведь слава — суета. Главное — это его творческое начало, его видение искусства.
“Блажен, кто молча был поэт
И, терном славы не увитый,
Презренной чернию забытый,
Без имени покинул свет!”
Поэт долго колеблется, решая, стоит ли отдавать сочинения торговцу. Он вспоминает прошлое, взывает к совести, выдает пылкую речь об отвергнутой любви, обещает стремиться лишь к свободе. Но все же сдается и соглашается, что деньги необходимы, а ценность авторской работы от публичности не уменьшится.
Также в тексте «Разговор книгопродавца с поэтом» встречаются образы, которые связаны с реальными историческими личностями и местами: Жуковский, Байрон, Коринна (древнегреческая поэтесса), Анакреон (древнегреческий поэт), Геликон (гора в Греции; согласно мифологии, там жили музы). Их упоминает книгопродавец, когда старается убедить мастера слова в необходимости показывать творения народу. Делает он это для того, чтобы придать значимость своим словам.
Кроме того, можно назвать еще один образ — таинственную женщину, которая отвергла любовь сочинителя. Она, по утверждениям поэта, могла бы понять душевные терзания и вдохновить на новые стихи. Но ее рядом нет и быть не может, и оттого мастер слова страдает еще больше.
Темы
Из наиболее явных тем стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом» можно выделить следующие:
- Поэт и поэзия — раскрывается через центральных персонажей. Они представляют собой два разных взгляда на искусство. Один рассматривает творчество как то, что идет из глубин души и является слишком личным. Другой — как то, что может послужить источником дохода. Через дискуссию Александр Сергеевич отобразил настоящие мысли общества, в котором находился, и косвенно высказал свое мнение на этот счет.
- Жажда славы и денег неразрывно связана с предыдущей темой, так как и всеобщее почтение, и средства на жизнь здесь предлагается заработать собственными сочинениями.
- Любовь — затрагивается несколько раз. Она выступает здесь как предмет вдохновения (о ней можно писать, стихи можно посвящать падким на красивые слова женщинам) и как сила, способная разрушить мотивацию (поэт повествует о том, что когда-то был отвергнут единственной дамой, которая могла бы сподвигнуть его на создание чего-то нового и прекрасного).
Проблемы
Проблематика стихотворения Пушкина «Разговор книгопродавца с поэтом» не менее интересна:
Творец сталкивается с очень важной проблемой: перестает ли искусство быть свободным тогда, когда направлено на получение материальных благ? Не теряются ли из-за этого искренность, честность? Не превращается ли сочинитель в очередного торгаша?
Прямых ответов на все эти вопросы не дают, потому что каждый волен решать самостоятельно. Лирический герой, хоть и печалится, и даже порицает себя за стремление к богатству, все же соглашается с книгопродавцем.
Можно ли его действительно осуждать за такое двоякое мнение? В жестких условия общества, когда для выживания приходится использовать даже не самые приятные способы — едва ли. Но тогда появляется вероятность того, что предметы искусства полностью превратятся в бездушные товары для получения прибыли.
Основная идея
Поэту (и любому деятелю в целом) приходится подстраиваться под требования времени, в котором он живет. И иногда такое подчинение может идти вразрез с собственными представлениями о правильном. Тогда возникает внутренний конфликт, который можно решить двумя путями: “договориться” с совестью и принять творчество как способ заработка или же писать “в стол”. Во втором случае не придется переживать за нарушение своих же моральных принципов, но и высот никаких не добьешься. Главная мысли стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом» заключается в том, что поэт все-таки должен обнародовать свое творчество, иначе его талант пропадает даром во всех смыслах.
Сам Пушкин выбрал именно путь компромисса. Он стал первым дворянином в литературе, которому платили серьезные деньги за работу в журналах. Автор не был богачом, поэтому нуждался в материальном поощрении. Его судьба ознаменовала начало журналистики в России. Благодаря тому, что литература стала приносить деньги, в эту сферу пришли не только дворяне, но и разночинцы, что означало расширение тематики творчества. Поэтому смысл стихотворения «Разговор книгопродавца с поэтом» состоит в том, что важно дать своему таланту выход в свет, но при этом не стать рабом публики.
Средства выразительности
Создавая персонажей и описывая ситуацию, Александр Сергеевич использует множество литературно-художественных приемов. Вот средства выразительности в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом»:
Так, в тексте можно встретить уменьшительно-ласкательные слова (стишки, листочки), метафоры (“звонкой рифмы”, “приюты скал”) , эпитеты (“диким лепетаньем”, “бури шумной”, “гул глухой”, “грезы чудные”, “яркие виденья”, “нежный ум”), риторические вопросы (“Что слава? шепот ли чтеца?”// Гоненье ль низкого невежды?// Иль восхищение глупца?”), риторические восклицания (“Но полно!”, “Таков поэт!”), инверсию (“глаза прелестные” — вместо “прелестные глаза”; “слова покажутся мои” — вместо “мои слова покажутся” и другие).
Автор: Инна Колокольникова
- Сочинения
- По литературе
- Пушкин
- По творчеству Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин, родился в самом конце 18 века, а точнее 6 июня 1799 года и является одним из ярчайших представителей Российской литературной классики. Будучи поэтом и писателем он внес неоценимый вклад в русскую и мировую литературу. Наверное, нет таких людей, которые бы не слышали о творчестве Пушкина. Всем с детства знакомы персонажи Александра Сергеевича, такие как: царь Додон; бедный рыбак и золотая рыбка; князь Гвидон и другие. В произведениях классика добро всегда побеждает зло, они наполнены глубоким смыслом и красотой. Русская народная пословица говорит о том, что «сказка ложь, да в ней намек». Об этом нас учат и произведения писателя, в которых он всегда пытался донести до своего читается, что не следует давать обещаний, которых невозможно выполнить. Соблазнов вокруг много, но не стоит их ставить выше родных, друзей и родины. Богатство и волшебство не приведут к счастью, а вот доброта всегда будет вознаграждена.
Все творения Пушкина представлены в абсолютной художественной форме и заставляют верить в дружбу, преданность, честь и любовь. Они проникнуты народным духом, гуманизмом и человеческим отношением к окружающим.
Отдельно надо сказать о стихах Пушкина, в которых достаточно изящно и тонко отражены красота и великолепие того мира, в котором он жил. Стихотворения переполнены нежностью, искренностью и сопереживанием к описанным поэтом героям. Читая стихи Пушкина начинаешь переживать вместе с персонажами произведений, волнуя свою душу трепетными словами автора, которые полны любви, света и спокойствия. Одним из моих любимых стихотворений является – «Зимний вечер». Это произведение, как все гениальное — просто. Не каждый может в такой грациозной форме передать любовь автора к своей няне. В стихал чувствуется и отношение поэта к окружающей его природе. Во всех произведениях Пушкин ее воспевает и упивается ею, описывая простыми и доступными словами, которые делают лирику незабываемой. Читая описания природы автора можно почувствовать грусть или радость, которая присутствовала в душе поэта, когда он творил эти строки.
Следует отметить, что в мировую культуру классик также внес неоценимый вклад. Только гениальные люди могут так оригинально выразить все национальные особенности русской культуры, не стыдясь при этом своей родины. Пушкин, сочувствовал декабристам и тема свободы и независимости, была в его творчестве не на последнем месте. Переживая за родную отчизну писатель создал оду «Вольность», в которой описал судьбу простого русского народа.
Творчество по этапам
Наверное, не существует в России человека, не знакомого с творчеством Пушкина. Его гениальность распространилась и за границу, многие люди высоко оценивают его произведения, считая Александра Сергеевича – лучшим российским писателем и поэтом. Однако не многие знают путь его творческих побед.
Творчество писателя можно разделить на несколько периодов. Первый период – лицейские годы. В это время мальчик только начинает писать стихи, он пишет о своих лицейских друзьях, им же и читает свои творения. Следующий период – петербургский, в это время Пушкин уже начинает формироваться как писатель, создаёт более осмысленные произведения. Ещё один важный период был у Пушкина во время ссылки на юг. Там он знакомится с восточной культурой и пишет такие известные произведения как «Цыганы» и «Кавказский пленник». Эти рассказы отразили мятежные настроения тогдашней дворянской молодёжи.
После ссылки писатель живёт в Одессе, где и начинает создавать первые главы «Евгения Онегина».
Следующий период – период села Михайловское. Именно там рождаются «Русалка» и «Борис Годунов. Однако, самый важный период – болдинский. Переехав почти в конце жизни в село Болдино, Пушкин успокаивается и жадно начинает писать. Это самый продуктивный и серьёзный период в его жизни. Он пишет там такие пьесы как «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», а также дописывает «Евгения Онегина».
Творчество Пушкина многогранно. В своих произведениях писатель затрагивает очень много разных тем, но основные – это тема поэта и поэзии, любви, свободы, дружбы и родины. Именно этим вещам Александр Сергеевич придаёт очень большое значение. Поэта он считает пророком, несущим свет и знания, что видно в одноимённом стихотворении, друзей очень любит и уважает, как и женщин, коих в его жизни было много, а свобода и вовсе является для поэта главной ценностью. Он готов на всё, чтобы достичь её и помочь вырваться из оков другим людям. Писатель поддерживает декабристов, многие его стихотворения полны бунтарского духа и желаний что-то изменить.
Итак, творчество Пушкина – это огромная ценность. Именно его романы, рассказы, сказки сопровождают российского человека на протяжении всей жизни. В своих произведениях писатель затрагивает вечные темы, что позволяет сделать вывод о том, что его творения имеют воспитательную функцию.
Также читают:
Картинка к сочинению По творчеству Пушкина
Популярные сегодня темы
- Образ и характеристика Попа в поэме Кому на Руси жить хорошо Некрасова
В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» присутствует очень точный и трогательный образ попа, которого встречают главные герои. Они спрашивают у него, как ему живётся на Руси, а поп и начинает свой рассказ.
- Сочинение Мы в ответе за тех, кого приручили
Это высказывание давно уже стало крылатым. Кажется, сегодня никому не нужно объяснять, что же оно означает. Но слова Лиса о том, что люди забыли эту истину, все еще актуальны.
- Сочинение по картине Васнецова Аленушка 2, 4, 5, 6 класс
Практически все работы Виктора Михайловича были написаны с любовью к русскому фольклору. Вот и полотно «Аленушка» не стало исключением, его он написал по сюжету сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» в 1880 году.
- Героическая смерть Тараса Бульбы в повести Тарас Бульба Гоголя
В произведении Тарас Бульба предстает как мужественный, храбрый мудрый воин. Тарас является главой казачьего войска. Он суровый, умный и готовый отдать свою жизнь за Родину.
- Сочинение Характеристика и образ Панночки в повести Тарас Бульба Гоголя
Весьма любопытным является отсутствие имени в повести у панночки, которая соблазняет Андрия. Точнее, имя, вероятно, у нее все-таки есть, но автор его сознательно не упоминает. При этом панночке посвящено не так мало в тексте.
Создатель национального литературного языка – такое звание носит величайший поэт Александр Сергеевич Пушкин. Его язык отличается простотой, лаконичностью, но вместе с этим и выразительностью. И, благодаря этому, поэт ярко передаёт характер и быт русского народа. Проанализируем одно из самых знаменитых произведений А. С. Пушкина — стихотворение «К***». Анализ по плану поможет быстро разобраться в прочитанном.
История создания
Датой написания А. С. Пушкиным стихотворения «К***» считается 1825 год. По мнению некоторых литературоведов, поэт посвятил его Анне Петровне Керн (1800 – 1879), первая встреча с которой произошла в 1819 году. Юный поэт был покорен внешней красотой молодой женщины. Потом случился длительный перерыв. Анна была замужем, а Пушкин уехал в ссылку, поэтому встретиться раньше они никак не могли.
И лишь спустя шесть лет, в 1825 году, они вновь встретились. Новое свидание с необычной силой зажгло в Пушкине позабытые чувства. Исследователи творчества поэта считают, что именно это свидание побудило его к написанию неповторимого произведения о любви. Однако это лишь одна из версий истории создания стихотворения «К***». Подробнее об этом Литрекон рассказал в краткой статье. Там же Вы найдете цитаты из писем Пушкина к Анне. Они разительно отличаются от восторженных стихотворений, так что Вы будете удивлены.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «стих» написано четырехстопным ямбом, ведь в нем мы видим чередование ударных и безударных слогов, а каждая строчка начинается с безударного слога. Рифмовка перекрестная.
Преобладающее направление лирического творчества А.С. Пушкина — романтизм. Женский образ идеализирован и противопоставлен серой реальности — классическое романтическое двоемирие.
Жанр — лирическое стихотворение. Перед нами любовное послание, ведь поэт обращается к женщине, которую боготворит.
Композиция
Анализируя структуру произведения, условно его можно разделить его на три части.
- Сначала лирический герой всецело отдан мыслям о любимой женщине.
- Затем поэт отдается воспоминаниям о своем невеселом пребывании в вынужденном заточенье, лишившим его веселых мгновений, из-за чего жизнь превратилась в обычное существование.
- Далее отсутствие возлюбленной рядом, лишает героя возможности испытывать красоту и радость жизни. И только встреча с ней пробуждает в нем жизненные силы и чувство любви.
Образы и символы
В стихотворении «К***» идет повествование о событиях, происходящих в разные периоды жизни лирического героя: то он взволнован и влюблен, то подавлен, то снова возвращается к жизни, полной смысла и надежд.
В произведении присутствуют два ключевых образа: лирический герой и его возлюбленная. На первое место автор выводит чувства и переживания своего героя. Но описание героини он тоже не оставляет без внимания. У нее нежный голос, милые черты. О ней он говорит не как о живом человеке из плоти и крови, а как о недосягаемой мечте — воплощении чего-то возвышенного и нереального.
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Лирический герой стихотворения ставит любовь выше всего на свете. Для него образ любимой значит так много, что сердце возносится высоко-высоко от одного только созерцания ее. В нем сразу же появились…
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Темы, проблемы, настроение
Основная тема стихотворения «К***» — любовь, воскресшая после разлуки. Лирический герой воспевает свою избранницу и говорит о своих чувствах до, во время и после разлуки. Более подробно тематика произведения освещена в данной статье.
Разлука — тяжелое испытание для влюблённых, и не все сердца его выдерживают. Вот и поэт говорит о том, что «бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты». Жизнь жестока по отношению к любви, она разрушает чувства. И душа прозябает без любви и без вдохновения. Заточенье — это не только ссылка поэта. Это состояние, в котором мы пребываем по собственной инициативе, когда отдаемся рутине и забываем о том, что жизнь проходит, молодость проходит, а в сердце пусто и темно. Это и есть основная проблема, затронутая в стихотворении.
Произведение проникнуто восторженной интонацией, герой преклоняется перед возлюбленной и наслаждается теми чувствами, которые она породила в его душе.
Основная идея
Стихотворение непревзойденного Александра Сергеевича Пушкина «К***» — это бесценный бриллиант в большом творческом наследстве поэта. Для него смысл жизни состоит в любви. Именно она, любовь, по мнению поэта, делает человека свободным, независимым и желающим жить. Умение любви пробудить человека к жизни — и есть основная мысль произведения «К***».
Любовь пробуждает сердце для жизни и творчества. Она придет значение каждому дню. Яркие эмоции люди переживают благодаря друг другу. Поэтому не стоит соглашаться на заточенье без любви и света. Важно обрети свободу в порыве искреннего чувства, чтобы потом не о чем было жалеть. Таков смысл стихотворения «К***».
Средства художественной выразительности
Произведение «К***» представляет собой послание, составленное в стихах, каждая строчка которого переполнена любовью.
Для придания произведению художественной выразительности, поэт использует метафоры и сравнения, которые позволяют сделать образ лирической героини ярким, очаровательным и возвышенным. С их помощью автор дает возможность понять на сколько глубоки чувства. Прибегнув лишь к одной метафоре — «бурь порыв мятежный рассеял бывшие мечты», Пушкин прямо говорит о личных чувствах. Эпитеты: «милые черты», «чудное мгновенье», «голос нежный» создают неповторимый образ женщины, который универсален и подойдет каждому читателю.
Поэтическая величина произведения – это четырёхстопный ямб с перекрестным методом рифмовки. Стихотворный ритм характеризуется прозрачностью, четкостью и гармоничностью.
Автор: Ксения Сизова
Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.
В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
- Преступление и наказание — вечная тема.
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.
Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.
По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:
- «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
- «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
- «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
- «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
- «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
- «Старуха Изергиль» М. Горького,
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.
Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?
Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:
- «Медный всадник» А. С. Пушкина,
- «Гроза» А. Н. Островского,
- «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
- «Мы» Е. М. Замятина,
- «Кысь» Т. Н. Толстой,
- «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.
3. Преступление и наказание — вечная тема
Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.
Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:
- «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
- «Война и мир» Л. Н. Толстого,
- «Старуха Изергиль» М. Горького,
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
- «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.
Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.
В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:
- «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
- «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
- «Ревизор» Н. В. Гоголя,
- «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
- «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.
Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.
Как писать сочинение
Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:
- привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
- тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.
Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.
Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.
Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).
При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.
Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:
- Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
- Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
- Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
- Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
- Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
- Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
- В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.
Источник: МЕЛ
Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Презентация на тему: Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка» http://ku4mina.ucoz.ru/
2 слайд
Описание слайда:
Цели обобщить материал по произведению А.С.Пушкина «Капитанская дочка»; развивать навыки работы с текстом, умение обобщать и систематизировать материал; учить работать над сочинением; повторить технологию написания сочинения, ; совершенствовать навыки работы с текстом произведения, доказывая свои убеждения цитатами из текста. http://ku4mina.ucoz.ru/
3 слайд
Описание слайда:
Достоинства пушкинского романа, с которым мы познакомились, общепризнанны в русской литературе. Это классический образец, о котором Гоголь писал: «… Здесь нет … никакого наружного блеска, все просто, все исполнено внутреннего блеска, который раскрывается не вдруг… Слов немного, но они так точны, что означают все». Сам Пушкин предъявлял такие требования к прозе: «Точность, краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат». И хотя мы с вами пишем не повести и романы, а чаще всего письма, доклады, сообщения, сочинения, понять, что такое точность, ясность, емкость слова, мы можем, вчитываясь в пушкинский текст. http://ku4mina.ucoz.ru/
4 слайд
Описание слайда:
Сравним тексты «…Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца – уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя нежный снежный прах: уже в обыкновенном шуме ветра слышался иногда как будто отдаленный плач младенца, а иногда вой голодного волка. (…) Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь… наступил буран со всей яростью, со всеми ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий вскинул их до небес… Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха, который слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось». Из очерка С. Т. Аксакова «Буран». http://ku4mina.ucoz.ru/
5 слайд
Описание слайда:
Сравним тексты «Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»… Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали». А.С. Пушкин «Капитанская дочка» http://ku4mina.ucoz.ru/
6 слайд
Описание слайда:
Обсудим! Каково ваше мнение? Какое из описаний произвело на вас большее впечатление? Почему? http://ku4mina.ucoz.ru/
7 слайд
Описание слайда:
Мнения учеников «Я считаю, что описание у Аксакова более яркое. У Пушкина оно более сухое и сжатое. Мне кажется, что он подражает Аксакову. Когда я читаю Аксакова, мне представляется картина ужасного бурана в степи. Кругом темнота, ничего не видно. Свистит ветер. Все слилось, смешалось, превратилось в пучину. Мне кажется, что, когда кончится этот буран, на земле не останется ничего живого. А у Пушкина скорее не буран, просто сильный ветер, который сметает все на своем пути. Да и ветер непродолжительный. У Аксакова слышатся ужасные звуки, плач младенца, вой голодного волка. Пушкинское описание бледнее, хотя тоже наполнено чувствами». http://ku4mina.ucoz.ru/
8 слайд
Описание слайда:
Другое мнение «Мне больше понравилось описание бурана у Пушкина. Оно ясно, понятно, кратко. В описании Аксакова фразы длинные, трудно читать. Я считаю, что, чем яснее и проще фраза, тем легче ее воспринять и тем отчетливее представляется картина. Читая Пушкина, я вижу надвигающийся буран, который идет на тебя и сносит все на своем пути. Пушкин нарисовал краткую, но совершенно живую картину. Буран как бы окружает меня своей белой пеленой и старается изо всех сил задушить меня. Ветер воет волчьим воем, с каждым мигом становится крепче, буран усиливается. Даже мурашки по коже бегут. После этого даже на улицу не хочется выходить. Может быть, в жизни буран чуть слабее, а может быть, и посильнее, я не знаю, но Пушкину веришь: он описывает все это с поразительной точностью. Пусть описание сухое и сжатое, но это дает простор твоей фантазии: ты можешь представить себе все, как позволяет твоя фантазия». http://ku4mina.ucoz.ru/
9 слайд
Описание слайда:
Вспомним изученное о романе http://ku4mina.ucoz.ru/
10 слайд
Описание слайда:
Какие события легли в основу «Капитанской дочки» А. С. Пушкин работал над «Капитанской дочкой» с 1833 по 1836 год. В основе произведения – крупное событие из истории России второй половины XVIII века: восстание под предводительством Емельяна Пугачева 1773–1774 гг. Пушкина увлекла мысль изучить развитие пугачевского движения – один из ключевых моментов русской истории – еще в 1832 г., когда он знакомился с эпохой царствования Петра I. В двадцатом томе «Полного собрания законов Российской империи» он обнаружил множество материалов, связанных с восстанием: Манифест Екатерины II, ее именные указы, а также сенатские указы, заполненные материалами судебных разбирательств для плененных мятежников Пугачева и его товарищей. Но только в 1833 г. Пушкин более тщательно знакомится с этим периодом истории: он изучает архивные документы, посещает те места, где происходило восстание (Казань, Симбирск, Оренбург, Уральск, Берды); собирает сведения о Пугачеве и его сподвижниках у живых свидетелей. http://ku4mina.ucoz.ru/
11 слайд
Описание слайда:
Какова история замысла романа Документальный материал разрушил первоначальную схему «Капитанской дочки»: в центре сюжета должна была быть судьба дворянина Шванвича, врага Орловых, перешедшего на сторону Пугачева. Когда 19 октября 1836 года Пушкин поставил точку на рукописи «Капитанской дочки», он уже не думал о крестьянском восстании под предводительством дворянина. Шванвич был превращен в предателя Швабрина, а центральным персонажем сделался верный долгу и присяге и одновременно гуманный человек «жестокого века», странный приятель вождя крестьянского бунта Гринев. http://ku4mina.ucoz.ru/
12 слайд
Описание слайда:
Жанр «Капитанской дочки» «Капитанская дочка» – исторический роман, который в основном соответствует художественным принципам, выработанным Вальтером Скоттом, автором наиболее авторитетных образцов исторических сочинений XIX века: 1) в центре авторского внимания – эпоха, показанная через судьбу главного героя и определяющая различные перипетии его жизни; 2) главные герои – вымышленные персонажи (Гринев); 3) в произведении присутствуют и исторические, реально существующие лица, но по отношению к любовной интриге они второстепенны (Екатерина II, Пугачев); 4) центральной в сюжете является любовная линия, которая развивается на фоне исторических событий (любовный треугольник: Гринев – Маша – Швабрин).Пушкин не только усваивал опыт Вальтера Скотта, но и преодолевал свойственные его произведениям недостатки, обновляя жанр исторического романа. Новаторство Пушкина проявлялось в том, что в центре произведения – описание бунта, а любовная линия, составляющая основу сюжета, после кульминационного момента – получение письма от родителей Гринева – ослабевает, и на первый план выходит изображение пугачевского бунта. http://ku4mina.ucoz.ru/
13 слайд
Описание слайда:
Основная тема произведения. Проблемы, которые затрагивает Пушкин в романе Основная тема романа – тема народного восстания. В романе ставятся и вопросы внутренней политики, и проблемы обязанностей дворянства перед народом, государством, и столкновение интересов дворянства и крестьян, делающее конфликт между ними фатально неразрешимым. Пушкин поднимает проблемы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства, долга, чести. http://ku4mina.ucoz.ru/
14 слайд
Описание слайда:
Своеобразие композиции «Капитанской дочки» Композиция «Капитанской дочки» своеобразна. В ней можно условно выделить 2 части: историческая повесть о Пугачевском восстании и семейно-бытовой роман. Обе части композиционно неразрывны друг от друга: «пугачевщина» обусловила судьбы Гринева и Маши Мироновой. «Не любовь, но события восстания стали школой воспитания 17-летнего офицера; он возмужал, многое узнал, душевно обогатился, сохранил свою честь, проявил отвагу в беспримерных обстоятельствах, оказался способным отстоять и защитить в трудных испытаниях свое счастье. Оттого эти два года жизни надолго запомнились ему, оттого он счел себя обязанным рассказать о пережитом и, прежде всего, о своих «странных» приятельских отношениях с Пугачевым. Закономерно и Пугачев занял в романе центральное место. http://ku4mina.ucoz.ru/
15 слайд
Описание слайда:
Почему Пушкин делает рассказчиком Петра Гринева? Рассказчик выступает в двух лицах. Мы видим Гринева в молодости и в старости. Между ними не только временная, но и нравственная дистанция. В молодости героя отличает непосредственность в восприятии окружающего мира, субъективность в оценке событий. 50-летний Гринев-мемуарист старается быть объективным, делая сообщения и выводы с высоты прожитых лет: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Выбор рассказчика продиктован стремлением Пушкина объективно показать развитие исторических событий: мемуарист Гринев – истинный дворянин (принадлежал к старой дворянской семье, где слово «честь» и «служба» не разделяются), он убежденный противник насильственных потрясений, но в то же время чувствовал себя обязанным рассказать правду о восстании и о его руководителе Емельяне Пугачеве. http://ku4mina.ucoz.ru/
16 слайд
Описание слайда:
Насколько объективно автор показывает в романе своего героя – Пугачева? На первый план выступает образ Пугачева как народного героя. Пугачев кровно связан с народом, пользуется его любовью и поддержкой. Пушкин наделяет героя чертами русского национального характера: умом, сметливостью («Сметливость его и тонкость чутья меня изумляли»), широтой натуры («Казнить так казнить, жаловать так жаловать: таков мой обычай», «А разве нет удачи удалому?»), способностью совершать благородные поступки, смелостью и отвагой («Картечь хватили в самую середину толпы. Мятежники отхлынули в обе стороны и попятились. Предводитель их остался один впереди». Но автор не идеализирует Пугачева. Показывая сцены жестокой расправы пугачевцев по указанию своего предводителя над теми, кто не признал его государем и никогда бы не согласился служить ему, Пушкин откровенно протестует против жестокости и насилия. Самое страшное, по мысли автора, – это то, что насилие и жестокость становятся жизненной нормой и почти ни у кого не вызывают естественной человеческой реакции – жалости, сочувствуя и милосердия. Жестокость порождает жестокость, но оправдать ее невозможно никакими высокими идеями. http://ku4mina.ucoz.ru/
17 слайд
Описание слайда:
С помощью каких художественных средств автор создает образ предводителя крестьянского восстания? Пушкин широко использует фольклорные изобразительные средства. Речь Пугачева насыщена народными поговорками и образными иносказаниями: «Долг платежом красен», «Утро вечера мудренее», «Закурим, запоем и ворота запрем». Сказка старой калмычки об орле и вороне объясняет жизненную позицию народного героя-самозванца: не может человек орлиной натуры жить по законам ворона. А с помощью эпиграфа к главе «Приступ» и бурлацкой песни, в которых появляется мотив виселицы, автор показывает трагическую предрешенность судьбы Пугачева. http://ku4mina.ucoz.ru/
18 слайд
Описание слайда:
В чем привлекательность образа Маши Мироновой? Маша простая, незаметная девушка, но в ней столько чисто женского обаяния и моральной чистоты, она обладает чуткостью сердца, которая помогает ей разбираться в людях. В любви Маши нет жеманства, она очень искренна. У нее есть нравственные устои: героиня не может строить свое счастье на несчастье других. Любовь ее бескорыстна. Обрушившееся на Машу горе (казнь родителей) не сломало ее: она оказалась способной проявить сопротивление домогательствам Швабрина, остаться верной своему возлюбленному и защитить свое счастье. http://ku4mina.ucoz.ru/
19 слайд
Описание слайда:
Смысл названия романа «Впервые у Пушкина появилась героиня, борющаяся за счастье. И борьба эта была лишена эгоистического начала. Поэтому Пушкин и назвал свою повесть именем Маши Мироновой – «Капитанская дочка», — писал Г. П. Макагоненко . «Капитанская дочка» оказалась своего рода завещанием Пушкина. Открывая читателю выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами социального развития России и судьбы русского народа. http://ku4mina.ucoz.ru/
20 слайд
Описание слайда:
Технология написания сочинения Выбрать «свою» тему сочинения . Помнить об основной мысли сочинения. Тщательно отобрать рабочий материал. Определить, какой тип и стиль речи будет использован в работе. Составить план сочинения. http://ku4mina.ucoz.ru/
21 слайд
Описание слайда:
Определение и выбор темы 1.Становление личности Петра Гринева. 2.Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ( на примере образов Гринёва и Швабрина). 3.Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 4.Образ Пугачёва в романе « Капитанская дочка». 5. Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». http://ku4mina.ucoz.ru/
22 слайд
Описание слайда:
Структура плана Чтобы не попасть в капкан, Чтобы в темноте не заблудиться, Чтобы никогда с пути не сбиться, Чтобы в нужном месте приземлиться, приводниться – Начерти на карте план ( песенка Алисы). ПЛАН I.Введение II.Основная часть III.Заключение http://ku4mina.ucoz.ru/
23 слайд
Описание слайда:
Становление личности Петра Гринева ПЛАН I.Вступление. Связь романа Пушкина с современностью. II.Основная часть. 1.Детство и юность, среда, в которой воспитывался герой. 2. Самостоятельная жизнь Петра Гринёва- утрата многих иллюзий, становление души и характера: а) встреча с Зуриным; б) встреча с вожатым; в) жизнь в Белогорской крепости, взросление героя, укрепление лучших задатков характера. 3.Гринёв во время грозных исторических событий. 4. История отношений с Пугачёвым. 5. Отношение Гринёва к людям –умение любить, помогать, прощать. III. Заключение. Во всех тяжёлых жизненных ситуациях нужно сохранять доброту и благородство. http://ku4mina.ucoz.ru/
24 слайд
Описание слайда:
Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ( на примере образов Гринёва и Швабрина) ПЛАН I.Вступление. Мужество и благородство проявляются в жизненных испытаниях. II.Основная часть. 1.Гринёв и Швабрин- представителя русского дворянства. Что у них общего? 2.Отношение героев к людям. 3.Поведение героев в ситуациях нравственного выбора. 4.Отношение героев к Маше Мироновой. Любил ли Швабрин Машу? III. Заключение. Как судьба героев соотносится с эпиграфом к роману. http://ku4mina.ucoz.ru/
25 слайд
Описание слайда:
Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ПЛАН I.Вступление. Проблемы, которые затрагивает Пушкин в романе « Капитанская дочка». II.Основная часть. Образ Маши Мироновой. Жизнь Маши в Белогорской крепости. Встреча с Петром Гринёвым. 3.Главные испытания в жизни Маши. 4.Борьба Маши за честь и доброе имя Гринёва. 5.Милость императрицы. 6.Счастье с любимым. III. Заключение. Честность и нравственная чистота победили предательство и несправедливость. http://ku4mina.ucoz.ru/
26 слайд
Описание слайда:
Образ Пугачёва в романе « Капитанская дочка» ПЛАН I.Вступление. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. II.Основная часть. Характеристика Пугачёва. Первое появление Пугачёва на страницах романа. Портретная характеристика героя. Черты характера , противоречивость натуры Пугачёва. Пугачёв и народ. Сочувствие , сострадание рассказчика Пугачёву. Смысл последней встречи на казни. III. Заключение. Вгзляды А.С. Пушкина на восстание Пугачёва. http://ku4mina.ucoz.ru/
27 слайд
Описание слайда:
Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ПЛАН I.Вступление. Основная тема и проблема романа Пушкина « Капитанская дочка». II.Основная часть. 1.Первое впечатление Гринёва от Маши Мироновой. 2.Черты , которые проявляются в характере Маши в её отношениях к родителям, Гринёву, Швабрину. 3.Как раскрывается личность Маши в её любви к Гринёву. 4.Отношение к Маше других персонажей произведения. 5. Как дополняет образ Маши её встреча в Петербурге с Екатериной II. III. Заключение. Маша Миронова- любимая героиня А.С. Пушкина. http://ku4mina.ucoz.ru/
28 слайд
Описание слайда:
Самостоятельная работа написать черновик сочинения; проверить его, сделав необходимые пометки; следить за своими словами, чтобы речь была выразительной, точной, яркой; прочитать дома вслух работу, если необходимо, то откорректировать написанное; к следующему уроку сдать готовое сочинение. http://ku4mina.ucoz.ru/
29 слайд
Описание слайда:
Домашнее задание Написать сочинение по одной их тем http://ku4mina.ucoz.ru/
-
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта,
Вы можете оставить жалобу на материал.Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-959776
Вам будут интересны эти курсы: