Привет, меня зовут Павел. Я занимаюсь изучением и тестированием доступности.
Когда начинал изучать этот вопрос, я понимал, что это делается с заботой о людях с нарушением зрения, слуха, моторики, но я не имел представления как именно это делается.
Поэтому, в начале уходило много времени на поиск информации, затем на чтение документации, просмотр видео инструкций про доступность, на эксперименты с контентом, что, в итоге, помогло определиться с подходом и начать внедрять доступность в наши продукты.
В данной статье мы погрузимся в вопрос доступности контента, разберемся, почему важна доступность в интернете, чем она регламентируется и как реализуется. В завершение, я расскажу на реальном примере, как мы с командой работали над повышением доступности нашего продукта — конструктора онлайн-курсов iSpring Suite.
Доступность контента — это свойство, которое позволяет пользователям с разными физическими возможностями получить к нему доступ — тем или иным способом. Проще говоря, если незрячий пользователь не может посмотреть график, размещенный на странице, у него должна быть возможность прослушать текстовое описание этого графика.
Зачем обеспечивать доступность контента
Итак, доступность позволяет людям с ограниченными возможностями получить нужную им информацию или выполнить определенные действия: отправить письмо, сделать заказ в интернет магазине, заполнить заявление, пройти обучение или даже поиграть в игры.
С легкостью выполняя эти действия в повседневной жизни, мы даже не задумываемся, что для кого-то они могут быть непреодолимым барьером.
При этом доступность — это не только забота о людях с физическими нарушениями зрения, слуха или моторики. В разных жизненных ситуациях возможности вполне здорового человека могут быть ограничены по разным причинам.
Давайте посмотрим какие аспекты доступности могут быть полезны пользователям в самых разных жизненных ситуациях:
Итог простой: доступность контента критически важна для одних пользователей, и удобна для других. Встает логичный вопрос: почему так мало проектов, которые отвечают требованиям доступности?
Дело в том, что внедрение доступности требует времени, а в реальной жизни компании стремятся запустить проект как можно раньше, чтобы поскорее проверить свои гипотезы.
И все же рано или поздно вопрос доступности встанет ребром, поэтому я советую не затягивать с ее внедрением и начинать проработку доступности уже на начальных этапах жизненного цикла продукта. Это сэкономить много времени и средств — не говоря уже об удобстве пользователей.
Как доступность регулируется на законодательном уровне
Во многих странах доступность регулируется на законодательном уровне, в том числе и доступность веб-контента.
Стандарты доступности веб-контента в разных странах:
- ГОСТ Р 52872-2019 (Россия)
- Accessibility 508 Standards (США)
- A11y for Ontarians with Dis. Act (Канада)
- EN 301 549 (Европа)
- Disability Discrimination Act 1992 (Австралия)
Каждый из приведенных выше стандартов обязует создавать информационный контент по определенным правилам с разной степенью контроля, но все они в той или иной степени опираются на стандарт WCAG, разработанным Всемирным Веб Консорциумом.
Всемирный Веб Консорциум (W3C) — это организация, которая разрабатывает и внедряет технологические стандарты для интернета.
В 1997 году Всемирный Веб Консорциум создал инициативу о доступности интернета для людей с ограниченными возможностями WAI.
В рамках этой инициативы W3C разработал техническую спецификацию ARIA, the Accessible Rich Internet Applications, которая предоставляет информацию о ролях, состояниях и фокусах с примерами применения.
Так же в рамках этой инициативы развиваются несколько гайдлайнов о доступности:
- Authoring Tool Accessibility Guidelines (ATAG) руководство по доступности для инструментов создания контента
- User Agent Accessibility Guidelines (UAAG) — руководство по взаимодействию юзер-агентов (например, браузеров или медиа-плееров) с вспомогательными технологиями.
- Web Content Accessibility Guidelines (WCAG) — руководство по доступности web контента, о нем поговорим далее.
В рамках данной статьи нас интересует именно WCAG — Руководство по обеспечению доступности веб-контента. Это руководство помогает оценить доступность контента и обеспечить соответствие ключевым требованиям. На русском языке доступна версия 2.0 руководства WCAG.
Как работать с WCAG — руководством по обеспечению доступности веб-контента
Руководство по обеспечению доступности веб-контента (WCAG) состоит из нескольких уровней, о которых нужно помнить при работе с ним.
Первый уровень: принципы
Первый уровень руководства составляют четыре основополагающих принципа:
- Perceivable (Воспринимаемость): пользователь должен быть в состоянии воспринять информацию любым из органов чувств. Т.е. невидящий должен услышать, а неслышащий — прочитать.
- Operable (Управляемость): не должно быть такого действия, которое не смог бы совершить пользователь.
- Understandable (Понятность): передаваемая информация и способ управления интерфейсом должны быть понятны пользователю.
- Robust (Надежность): передаваемая информация должна быть пригодна для интерпретации большим количеством вспомогательных средств.
Второй уровень: гайдлайны
Каждый принцип доступности, изложенный на первом уровне, определяется гайдлайнами — конкретными рекомендациями, каким должен быть контент, чтобы отвечать тому или иному принципу. Например, принцип “Понятность” включает такие гайдлайны, как “Удобочитаемость”, “Предсказуемость”, “Помощь при вводе” и т.д.
Третий уровень: критерии оценивания
Каждый гайдлайн, в свою очередь, раскладывается на критерии оценивания — конкретные механизмы работы интерфейса и контента.
WCAG предоставляет три уровня соответствия доступности: А, АА, ААА. Соответственно, набор критериев под каждый уровень свой.
Четвертый уровень: достаточные и консультативные техники
Техники — это советы, как и что делать, чтобы достичь нужного уровня соответствия. Применять их не обязательно, но они могут помочь соблюсти тот или иной принцип доступности.
Например, по принципу “Воспринимаемость” есть такой критерий:
1.1.1. Весь нетекстовый контент, представленный пользователю, имеет эквивалентную текстовую версию.
На практике часто это реализуется через атрибут alt, и есть соответствующая техника: “H37: Using alt attributes on img elements” (“Использование атрибутов alt для изображений”).
Пример реализации атрибута alt, чтобы обеспечить соответствие критерию 1.1.1. “Нетекстовый контент”
Как протестировать веб-контент на доступность
Руководство по обеспечению доступности веб-контента WCAG предъявляет 5 требований к реализации веб-контента. Следовательно, чтобы протестировать доступность, нам нужно проверить, что веб-контент удовлетворяет всем 5 требованиям.
Требование 1: Веб-контент должен соответствовать одному из уровней доступности: А, АА или ААА
Чтобы выполнить это требование, нужно оценить контент на соответствие критериям, о которых мы говорили выше. При этом контент должен отвечать всем критериям конкретного уровня — либо должна быть представлена его альтернативная версия, отвечающая всем критериям.
Например, по гайдлайну “Навигация” для соответствия уровню А, контент должен соответствовать одновременно четырем критериям:
Скриншот из русской версии Руководства по обеспечению доступности. Критерии соответствия уровня А по гайдлайну “Навигация”.Для соответствия следующему уровню доступности (АА), контент должен отвечать всем критериям предыдущего уровня А (см.рис.выше), а также всем критериями рассматриваемого уровня АА (см.рис.ниже).
Критерии соответствия уровня АА по гайдлайну “Навигация”.
Требование 2: Заявленному уровню доступности должна соответствовать вся страница
Если часть контента на странице не соответствует всем критериям выбранного вами уровня доступности, нельзя заявить о доступности такой страницы.
Версия страницы слева не отвечает критерию 1.4.3. “Минимальный контраст”, потому что контрастность текста во втором блоке (отмечен красным) нарушена. Из-за этого блока, страница слева не соответствует требованиям доступности, несмотря на то, что остальные блоки оформлены правильно.
Требование 3: Заявленный уровень доступности поддерживается на протяжении всего процесса (цепочки страниц)
Все страницы из взаимосвязанной серии веб-страниц должны соответствовать заявленному уровню доступности.
Рассмотрим это требование на примере онлайн-магазина. Для того чтобы совершить покупку, пользователю нужно найти товар, посмотреть его, добавить в корзину и оплатить. Если хоть одна страница в этой цепочке (например, страница оплаты) не соответствует критериям доступности выбранного вами уровня, вы не можете заявить о соответствии сайта данному уровню.
Требование 4: На странице используются только те технологии, которые поддерживаются устройствами обеспечения доступности
Технология считается поддерживаемой, если ее поддерживают одновременно и юзер агент (то есть, например, браузер) и вспомогательная технология (например, скринридер).
К поддерживаемым технологиям можно отнести использование альт-текста на картинках, применение ролей, landmark’ов, субтитров и т.д.
Каждая из сторон предоставляет информацию о поддерживаемых технологиях, которая обычно размещается на сайте. Например у скринридера JAWS есть веб-страничка, на которой отмечены не поддерживаемые роли.
Если одна из сторон не поддерживает технологию, то лучше ее не применять.
Если юзер-агент и вспомогательная технология используют поддерживаемые технологии, а автор использует правильную технику, то в этом случае пользователь с ограниченными возможностями без проблем получит необходимую информацию.
В качестве примера возьмем тэг dialog, который не поддерживается браузером IE. Это означает, что если мы строим наши message-боксы и диалоги с помощью этого тега, у клиента-пользователя IE такой контент поддерживаться не будет. Следовательно, страница, содержащая тег dialog не может считаться доступной.
Требование 5. Невмешательство
Контент с неподдерживаемой технологией может располагаться на странице, и такая страница даже может быть признана соответствующей определенному уровню доступности, но при одном условии: неподдерживаемый контент должен быть второстепенным и не блокировать доступ к другим частям страницы.
Возьмем все тот же тег dialog. Если в нем содержится второстепенная информация, и мы можем просто скрывать ее для пользователей браузера IE, то такую страницу можно будет считать доступной.
По сути, этот случай исключением для второго требования в котором говорится, что определенному уровню доступности должна соответствовать вся страница. Тем не менее, есть ряд обязательных требований к контенту в контексте невмешательства:
- 1.4.2. Audio Control: если медиа проигрывается автоматически более 3-х секунд, у него должны быть элементы управления.
- 2.1.2 No Keyboard Trap: клавиатурная навигация не должна содержать ловушек.
- 2.3.1 Three Flashes or Below Threshold: на странице не должно быть объектов, которые мигают и мерцают более 3-х раз в секунду.
- 2.2.2 Pause, Stop, Hide: должна быть возможность остановить или скрыть объекты связанные с автоматическим движением, скроллом и обновлением.
Юзабилити-тестирование
На практике может получиться так, что ваш веб-контент удовлетворяет всем критериям WCAG, но в связи со спецификой его работы (или спецификой работы вспомогательных технологий) он может в итоге оказаться недоступен людям с ограниченными возможностями.
Поэтому важную роль в тестировании доступности играет юзабилити тестирование.
Для тестирования нужно собрать группу людей с ограниченными возможностями, которые попробуют поработать с контентом и предоставят фидбэк. Обязательно пообщайтесь с этими людьми, посмотрите как они работают.
Если у вас не получается пригласить людей с ограниченными возможностями, то попробуйте изменить собственное восприятие контента. Например, при работе с скрин-ридерами можно выключить монитор и попробовать поработать с веб-контентом, воспринимая информацию на слух.
Кроме того, существуют специальные программы для тестирования доступности. W3C предлагает набор инструментов, которыми можно протестировать:
- соответствие критериям
- контрастность на странице,
- размер текста и контролов,
- стили CSS и т.д
Я использую в работе следующие инструменты:
- Google Lighthouse — позволяет провести общий аудит страницы по критериям доступности и дает рекомендации, как исправить недочеты.
- Siteimprove Accessibility Checker For Chrome — помогает проверить веб-контент на соответствие критериям WCAG и дает рекомендации что надо проверить дополнительно.
- Сontrastchecker от WebIM — помогает высчитывать коэффициент контрастности. Во WCAG есть критерии, что коэффициент контрастности должен быть не ниже определенного значения. Contrastchecker поможет подобрать цвет, отвечающий всем требованиям.
Итак, для тестирования доступности веб-контента требуется:
- Провести функциональное тестирование. Если контент не работает должным образом, он будет недоступен не только людям с ограниченными возможностями, но всем пользователям в принципе.
- Проверить контент на соответствие 5 требованиям WCAG.
- Провести юзабилити тестирование доступного контента с учетом разных жизненных ситуаций.
Если после юзабилити-тестирования стало понятно, что веб-контент не соответствует требованиям WCAG, то первое что нужно сделать, это собрать всю информацию об этом, изучить ее и принять решение о возможности доработки.
Пример из практики: обеспечение доступности плеера электронного курса
Бывают ситуации, когда из-за особенностей реализации контента отсутствует возможность удовлетворения всем требованиям WCAG.
Мы с командой столкнулись с такой проблемой, работая над доступной версией плеера, входящего в состав конструктора электронных курсов iSpring Suite. Этот конструктор конвертирует PowerPoint-презентации в веб-контент. Слайды презентации (курса) после конвертации проигрываются в браузере.
При тестировании доступности плеера курсов, мы выявили ряд проблем:
- Плеер не соответствовал многим критериям оценки, а его техническая реализация не позволяла это исправить в разумные сроки.
- При работе со скрин-ридером были проблемы с навигацией: застревал виртуальный фокус скрин-ридера.
- Слайд презентации ограничивал объем вспомогательного текста.
По итогам тестирования стало понятно, что нам потребуется либо сильно переработать плеер, либо создать его альтернативную версию, которая будет соответствовать всем требованиям WCAG. Выше я уже упоминал, что WCAG разрешает считать контент соответствующим определенному уровню, если у него есть альтернативная версия, которая соответствует этому уровню.
Мы выбрали второй вариант, и назвали эту версию плеера “доступный скин”.
Пример доступного скина плеера презентаци.
Здесь перед нами стояла задача не только реализовать сам скин, но и проработать правильный механизма обнаружения альтернативной версии и перехода к ней.
Мы добавили в плеер заметную кнопку переключения между полной и альтернативной версиями. Если открыть плеер с работающим скрин-ридером, то виртуальный фокус скрин-ридера сразу попадает на кнопку переключения, а весь остальной контент скрин-ридеру не доступен.
Так скрин-ридер видит плеер в полной версии. Другими словами, у скрин-ридера нет вариантов перейти куда-то, кроме альтернативной версии.
Еще одна загвоздка в плавности работы скрин-ридера возникла уже при реализации альтернативной версии. Во время юзабилити тестирования мы обнаружили, что при смене слайдов виртуальный фокус скрин-ридера застревает на кнопке переключения слайда. В итоге слайды переключались, а фокус стоял на месте — и пользователю было непонятно, что он перешел на следующий слайд.
Пример застревания фокуса
Причиной проблемы стало то, что плеер курсов является одностраничным веб-приложением (SPA) — а это означает, что контент изменяется в рамках одной странички. Скрин-ридеры не приспособлены к работе с одностраничными приложениями, они хорошо работают только со статичными страницами.
Для решения этой проблемы, пришлось внедрить особое поведение фокуса, чтобы при переходе к следующему слайду он перепрыгивал в начало слайда. Читалка отслеживает фокус и реагирует на смену его положения — и пользователю становится понятно, что слайд сменился.
Таким образом альтернативная версия плеера позволила:
- сделать контент соответствующим всем требованиям WCAG;
- избежать масштабного изменения основной версии плеера;
- внедрить особое поведение для работы с читалками;
- реализовать лейаут с последовательным расположением контента (так как людям легче воспринимать информацию последовательно, а не разбросанной по слайду)
Решение получилось эффективным и безопасным для полной версии.
Пример работы скрин ридера с плеером
Как заявить о доступности
После того как вы сделали контент на странице доступным, об этом нужно заявить.
Вариант 1: Выложить на сайт заявление о соответствии контента определенному уровню доступности.
Полная инструкция как это сделать есть в WCAG. В заявлении указывается следующая информация:
- Дата
- Ссылка на гайдлайн
- Уровень соответствия
- Краткое описание контента
- Список использованных технологий
В данном варианте информация о доступности предоставляется в более кратком и сжатом формате. Если вы хотите более подробно расписать все критерии, уровни соответствия, методы и технологии, можно выбрать второй вариант:
Вариант 2: Заполнить шаблон добровольного заявления о доступности (Voluntary Product Accessibility Template или VPAT) — и выложить на сайт его.
Данный шаблон подойдет тем, кто работает на глобальном рынке и хочет заявить о соответствии нескольким регламентам, например WCAG и section 508.
Для этого с сайта Совета индустрии информационных технологий (ITI) скачивается шаблон с требуемыми регламентами:
- Соответствие только для WCAG
- WCAG + регламент для штатов или европы
- И все три регламента в одном шаблоне
При заполнении шаблона указывается та же информация что и в обычном заявлениии (вариант 1), плюс дополнительно указывается информация, об использованных во время тестирования юзер агентах и вспомогательных технологиях.
В нашем случае мы опирались на работу популярных читалок (JAWS, NVDA и VoiceOver) и браузеров (Chrome, FF, Safari), потому что они хорошо работают друг с другом, поддерживают много технологий и регулярно обновляются.
Далее заполняется таблица с критериями и с указывается информация об их достижении.
Доступны следующие статусы:
- Supports — контент отвечает данному критерию
- Partially Supports — часть контента не отвечает критерию
- Does Not Support — контент не отвечает критерию
- Not Applicable — критерий не применим
- Not Evaluated — контент не оценивался по данному критерию
Заполненный шаблон выкладывается на сайт. Вот пример добровольного заявления о доступности на сайте iSpring. Главное, убедитесь чтобы страница, на которой расположен шаблон, была доступная
Даже выбирая заголовок для этой статьи пришлось столкнуться с дилеммой относительно правильности использованной терминологии. «Инвалид», «Человек с ограниченными возможностями», «Человек с инвалидностью», «Человек с ограничениями по здоровью» или «Человек с особыми потребностями», как правильно?
Например, Комитет ООН по правам инвалидов рекомендует использовать определение «человек с инвалидностью». Сами же люди с инвалидностью термин «инвалид» недолюбливают.
И действительно, английское слово «invalid» можно перевести на русский, как «немощный» или «болезненный», что, согласитесь, звучит мягко говоря не очень.
За мировой стандарт принято правило «people-first language» ─ когда говорят о ком-то, первым делом называют его человеком, а уже затем говорят про его болезни или особенности. Таким образом, сегодня в ходу нейтральное выражение – «people with special needs» (люди с особыми потребностями) или люди с инвалидностью.
При этом, пару лет назад Минтруду РФ пришлось даже опровергать в прессе новости о том, что они планируют исключить употребление термина «инвалид».
Под катом краткий рассказ о том, как мы искали в нашу компанию людей с этими самыми особыми потребностями.
Вероятно, вы знаете, что в целях поддержки людей с инвалидностью наше государство реализует различные инициативы. В частности, в ход идет так называемое квотирование рабочих мест.
Квота — это минимальное число рабочих мест, которые работодатель обязан создать (выделить) для трудоустройства инвалидов, при этом в счет квоты включаются и рабочие места, на которых уже работают граждане указанной категории.
Квотирование рабочих мест — гарантия трудоустройства для людей с инвалидностью и молодежи отдельных категорий. В Москве это регулируется законом от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест».
Для работодателей с численностью более 100 работников устанавливается следующий размер квоты:
2% для инвалидов;
2% для молодежи: несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет; лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет; выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущих работу впервые.
В соответствии с установленными квотами в нашем московском офисе были открыты вакансии для людей с особыми потребностями. Информацию об этом мы разместили на специализированных карьерных ресурсах и в социальных сетях.
И если первую вакансию мы закрыли достаточно легко — случайное совпадение, коллеги порекомендовали знакомого человека, кандидат успешно прошел все этапы интервью, и мы сделали ему оффер. То с остальными пришлось потрудиться изрядно. Звучит фантастично, но на это ушло почти шесть месяцев. И это в столице, в городе с миллионным населением в международную компанию с хорошими условиями труда.
Оказалось, что в Москве существует всего два специализированных агентства, помогающих в карьере людям с инвалидностью. Мы вышли с ними на связь, и они даже направили к нам своих кандидатов.
К сожалению, присланные соискатели были весьма далеки от сферы IT. Несмотря на это, мы были готовы рассматривать людей без опыта или из других областей. Но, увы, на нашем пути всегда находились какие-то препятствия, в результате которых поиск затягивался снова и снова.
Также, мы плотно сотрудничали с городским центром занятости населения, с отделом по трудоустройству инвалидов, которые периодически присылали нам резюме потенциальных кандидатов. Мы проводили конференции в зуме с участием соискателей, рассказывали о компании и нашей вакансии.
К очень большому сожалению, из всех потенциальных соискателей первый этап ─ интервью, не прошел никто. Может показаться, что мы установили какие-то заградительные критерии, но на деле нам был нужен коммуникабельный, оперативный и ответственный коллега со знанием английского языка, готовый к комбинированной работе из дома и в офисе (должность предполагала взаимодействие с зарубежными клиентами компании).
Немаловажный аспект ─ офис. Сейчас все на удаленке из-за пандемии COVID-19, но рано или поздно команде нужно будет возвращаться в привычные локации. Так вот, понимая, что московский офис Parallels располагается в арендованных помещениях, на восьмом и девятом этажах бизнес-центра, приходилось учитывать особенности планировки здания: ширину турникетов, лифтов, удобство подъезда и готовности парковочных мест. К сожалению, далеко не каждому кандидату было удобно подниматься на верхние этажи.
Еще один аспект ─ мотивация самих кандидатов. Несмотря на то, что это люди с особенностями, мы не делали каких-либо дискриминационных скидок на это, спрос и требования такие же, как и для других людей. Нам хотелось найти коллегу, заинтересованного в работе, готового развиваться и выполнять поставленные задачи. И здесь, далеко не всегда наши ожидания совпадали с видением потенциальных кандидатов.
Возвращаясь к теме поиска людей с инвалидностью, как показала практика, карьерные ресурсы не дают возможности отсортировать кандидатов по данной особенности. Возможно это и правильно, поскольку подобное можно было бы воспринять, как дискриминацию.
Другой аспект ─ восприятие своей инвалидности самими кандидатами. Кто-то ее стесняется, кто-то наоборот, пытается использовать для воздействия на потенциального работодателя, включая элементы шантажа. При этом, большинство соискателей, все же предпочитают не указывать информацию об этом в своем резюме. Возможно, думая, что это минус для потенциального работодателя.
Что касается нашего опыта, то он в итоге оказался успешным. В итоге мы получили отклики с сайта Центра занятости населения. По резюме один кандидат превосходил все наши ожидания – и опыт, и знания английского и физическая возможность работы из офиса, все было при нем.
Кандидат успешно прошел все этапы интервью. Более того, он прошел тест на технические знания. Вскоре, мы взяли человека на работу. Кстати, оказалось, что, как и мы, он точно также был в продолжительном поиске подходящей работы.
А дальше пошло уже проще, по накатанной тропинке, и мы набрали необходимое количество людей с особыми потребностями.
К очень большому сожалению, приходится констатировать, что сегодня имеется очевидная пропасть между людьми с особенностями, ищущими работу и компаниями, находящимися в поиске таких людей. Нет никаких специальных и удобных сервисов по поиску работы для них. Было бы приятно ошибиться.
Если вы знаете какие-либо полезные сервисы для помощи, поиска или трудоустройства людей с инвалидностью или имеете отличный от нашего опыт, смело делитесь знаниями в комментариях к статье.
Спасибо за внимание.
P.S. Вот здесь интересный опыт коллег из SAP с практическими советами.
В туризме набирает обороты тренд на инклюзивность: все больше объектов и компаний принимают гостей с особыми потребностями. Вместе с Moscow Travel Hub выбрали проекты, которые делают путешествия доступнее для всех
Инклюзивный туризм как бизнес
По данным Всемирной организации здравоохранения, более 1 млрд людей сегодня живут с инвалидностью. Это примерно 15% всех жителей планеты. Причем цифра постоянно растет — прежде всего, из-за старения населения и увеличения числа хронических заболеваний.
К 2030 году около 20% населения будет старше 65 лет. И, вероятнее всего, до половины из них будут иметь какую-либо форму инвалидности.
Для туристической отрасли это означает, что путешественники с ограниченными возможностями здоровья становятся все более значимым сегментом аудитории. А создание условий для инклюзивного туризма превращается из социальной ответственности в полноценный бизнес.
Несколько лет назад компания Amadeus оценивала потенциальный объем рынка инклюзивных путешествий в Европе и США в $70 млрд. Другие исследования также говорят об активном развитии этого сегмента. «Доступный (для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). — РБК Тренды) туризм представляет собой отдельный сектор, обладающий потенциалом для экстенсивного роста в будущем. Это значительный и прибыльный рынок для поставщиков туристических услуг», — отмечают эксперты. По их оценкам, только в ЕС потенциальные доходы от инклюзивного туризма могут составить €88,6 млрд к 2025 году.
Принимать туристов с ограниченными возможностями порой даже выгоднее, чем обычных путешественников. Как правило, они тратят в 1,5 раза больше других и обычно путешествуют группами от трех-пяти человек. И если туристическая компания или объект не могут принимать путешественников с особыми потребностями, то они теряют не одного потенциального клиента, а целую группу.
Вдобавок инфраструктура для инклюзивного туризма востребована не только людьми с ОВЗ, но и путешественниками старшего поколения. «Специальные возможности принесут пользу как людям с инвалидностью, так и пенсионерам, помогая бизнесу дольше удерживать клиентов», — подчеркивают во Всемирном совете по туризму и путешествиям.
Тем не менее, пока в туризме явно не хватает инфраструктуры и предложений для путешественников с особыми потребностями. Рассказываем о проектах, которые помогают устранить этот дефицит.
Музеи и театры
«Гараж» с глухими гидами
В 2015 году Музей современного искусства «Гараж» открыл первый в российской музейной практике отдел инклюзивных программ. Его задача — адаптировать пространство и экспозицию к особым потребностям посетителей. Программу для людей с ОВЗ разрабатывают каждый выставочный сезон.
Экскурсии для глухих и слабослышащих в музее проводят глухие гиды. На адаптированных мероприятиях работают переводчики русского жестового языка (РЖЯ), педагоги и медиаторы. Кассиры и смотрители «Гаража» знают основы РЖЯ и могут на нем объясняться.
В программе для незрячих и слабовидящих музей использует тактильные модели и тифлокомментарии — краткие описания предметов или действий, которые были бы непонятны слепому человеку без пояснений. Гостям с расстройствами аутического спектра заранее высылают социальную историю — краткий рассказ о визите в музей с иллюстрациями, который помогает подготовиться к посещению.
Сенсорная экскурсия
«Все здание похоже на крещендо», — так сенсорный аудиогид, вышедший в 2020 году, описывает музей Гуггенхайма. Здесь подготовили десять аудиодорожек с подробными рассказами об экспонатах, звуках и поверхностях, которые встречаются во время прогулки по музею.
Прослушать их можно дома или при личном посещении. The New York Times отмечает, что сенсорный гид дает интересный опыт в том числе посетителям с нормальным зрением.
Создание гида — часть программы Mind’s Eye, которую реализует музей. Она включает в себя ежемесячные экскурсии и семинары для слепых и слабовидящих. В этих мероприятиях сочетаются словесные описания, беседы, сенсорный опыт и творческие практики.
Спектакль в тишине
В России есть несколько театров, которые создают визуальные спектакли без слов и музыки. Например, в Петербурге есть инклюзивный театр «Дети тишины». В нем на сцене вместе работают слышащие и слабослышащие артисты.
Постановки созданы в духе классической пантомимы. Идея театра — делать спектакли, понятные любой аудитории, объясняет его режиссер Александр Копосов.
Инклюзивные маршруты и локации
Комплекс ВДНХ
Параллельно с музеями собственные инклюзивные программы развивают и общественные пространства. Среди самых продвинутых в Москве — площадка ВДНХ.
По всей территории комплекса ходит бесплатный транспорт для маломобильных посетителей, есть экскурсии для людей с ограниченными возможностями, бесплатный прокат кресел-колясок, детские спектакли с сурдопереводом и модели для тактильного изучения.
Музей ВДНХ тестирует систему «Говорящий город». Она помогает информировать и ориентировать инвалидов по зрению и других маломобильных горожан.
Знакомство с Петербургом
В Санкт-Петербурге для незрячих туристов разработали обзорный экскурсионный маршрут. Он начинается со вводного занятия в библиотеке для слепых, где участники изучают огромную тактильную карту города.
Затем группа отправляется к основным достопримечательностями. Маршрут построен так, чтобы у экскурсантов была возможность прикоснуться к объектам — например, потрогать гранит набережной или колонны зданий.
На остановках используют тактильные пособия, макеты и рельефно-графические материалы. В маршрут входит экскурсия по Исаакиевскому собору, специально адаптированная для слепых и слабовидящих.
Доступные пляжи
За пределами городов туристам с особыми потребностями сложнее найти доступный маршрут или локацию. Но в последние пару лет таковых стало больше.
Один из недавних примеров — программа «Доступный пляж» в Коста-Рике. Ее запустил местный Совет по туризму вместе с другими госучреждениями и профильными ассоциациями.
На пляжах устанавливают выдвижные тротуары для колясочников и шезлонги-амфибии, на которых можно передвигаться по песку или забираться в воду. К лету 2021 года удалось оборудовать шесть пляжей.
Хайкинг в коляске
Популярную тропу «Близнецы» в хорватском природном парке Медведница полностью адаптировали к потребностям маломобильных туристов. Ее протяженность — около 800 м. Тропу можно полностью пересечь на электрических и обычных инвалидных колясках, с тростью или ходунками.
По всему маршруту есть места отдыха, доступные для посетителей с ограниченными возможностями здоровья. Информационные материалы размещены достаточно низко, чтобы их можно было прочитать с коляски. Содержание стендов продублировано шрифтом Брайля.
Рестораны и гостиницы
Вкусы в темноте
Ресторан «В темноте?!» (Dans Le Noir) начинался как социальный проект. Первое заведение открылось в Париже в 2004 году при участии организации, поддерживающей незрячих людей. Но благодаря необычной концепции и упору на гастрономический опыт такие рестораны стали популярны и появились по всему миру.
Вслед за парижским заведением в разных странах открылось более десяти заведений. Они есть в том числе в Москве и Петербурге.
Посетителям здесь предлагают сосредоточиться на вкусовых ощущениях, находясь в полной темноте. Гидами по меню и пространству выступают в основном незрячие официанты.
Меню голосом
Проект «Доступная еда» создает для кафе и ресторанов голосовые меню. Они позволяют незрячим посетителям выбрать блюдо и напитки без посторонней помощи.
Сначала участники проекта собирались работать со шрифтом Брайля. Но чтобы изучить такое меню, потребовалось бы много времени. Кроме того, его пришлось бы постоянно перепечатывать. Поэтому вместо специального шрифта выбрали голосовой вариант. Аудиодорожки загружают в мобильное приложение, которое управляется с помощью голосовых команд.
К проекту уже присоединились несколько десятков заведений из разных городов России.
Номера в отелях
Для людей с ограниченными возможностями отели предлагают специальные номера. Они больше по площади, в них нет лишних порогов и есть оборудование, помогающее переместиться с кресла на кровать.
Такие номера в Москве есть в отелях международных сетей (например, «Новотель» или «Парк Инн») и крупных гостиницах («Метрополь»). В строящихся объектах тоже, как правило, предусмотрена инфраструктура для людей с ОВЗ.
Мобильность и транспорт
Таблички в самолетах
Чтобы облегчить незрячим пассажирам пребывание в самолете, салон снабжают надписями шрифтом Брайля. Раньше такие таблички встречались в основном на «Боингах» зарубежных авиакомпаний. Но в 2020 году в России выпустили комплекты тактильных наклеек специально для воздушных судов. А летом 2021-го ими оснастили один из лайнеров S7.
Карта доступности
Даже в самых продвинутых с точки зрения инклюзии городах часть объектов остаются недоступными для туристов с ОВЗ. Выбрать маршрут без препятствий помогает онлайн-карта Wheelmap.
Она работает по системе светофора. Зеленым отмечены полностью безбарьерные объекты, желтым — частично безбарьерные (доступ на коляске требует усилий), красным — совсем не приспособленные для колясок.
Похожие задачи решает приложение iAccess Life, которое содержит обзоры и рейтинги ресторанов, отелей и магазинов, доступных для людей с ОВЗ.
Туристические услуги и отдых
Путешествия для всех
Российский проект Globe4All помогает туристам с особыми нуждами выбрать интересный и удобный маршрут для путешествия. На сайте собраны экскурсии, туры, развлечения и мероприятия, адаптированные для людей с ОВЗ. Здесь же публикуются новости, лайфхаки и интервью о доступном туризме, описания туристических объектов и инфраструктуры.
В 2020 году Globe4All стали финалистами в акселераторе, который организовал Moscow Travel Hub для поддержки туриндустрии и развития направления TravelTech.
Инклюзивное агентство
Индийская компания Planet Abled работает как инклюзивное агентство путешествий. Она объединяет людей с ограниченными возможностями в туристические группы, организует логистику, размещение и экскурсионную программу.
Среди путешественников — маломобильные туристы, инвалиды по зрению, слуху и речи, люди с аутизмом и когнитивными нарушениями.
Детский лагерь
В Пермской области работает инновационный лагерь — Новый город «Дружный», в котором отдыхают дети с разными способностями и потребностями. Мероприятия здесь адаптированы для людей с более чем 23 различными диагнозами.
Дети приезжают в лагерь короткими сменами от одной до двух недель. Проект сотрудничает с отделом инклюзивного развития ООН и масштабируется по франшизной модели.
На заключительном этапе вам предстоит разработать проект – провести эмпирическое исследование на реальных данных одной из баз, к которым вы получите доступ. Список баз данных, их описание и короткую видеопрезентацию можно найти на специальной странице.
Выполнять проект одному нельзя – вам предстоит объединиться в команду с другими финалистами и совместно выбрать наиболее приоритетные базы данных, на основе одной из которых вы будете готовить ваше исследование.
ВАЖНО: в олимпиаде DANO, в отличие от множества других олимпиад, заключительный этап начинается с момента оглашения списка финалистов, он делится на заочный и очный периоды. В ходе заочного периода участники в составе своих команд готовят эмпирический исследовательский проект. Во время очного периода команды презентуют свой проект, получают рекомендации от экспертов, дорабатывают проект, и финально защищают его перед жюри.
Памятка участника
В ней вы найдете всю важную информацию по организационным моментам участия в заключительном этапе.
Ознакомиться с памяткой
Важные ссылки в одном месте
-
8-14 ноября
формирование команд участниками
15-16 ноября
формирование команд из тех, кто еще не вошел ни в одну из коман
17-18 ноября
заполнение формы предпочтений от команды
19 ноября
распределение команд по базам
20 ноября – 12 декабря
подготовка проектов
-
13 декабря
заезд и размещение, регистрация, торжественная церемония открытия
14 декабря
предварительная защита исследовательских проектов, образовательная и досуговая программа
15-17 декабря
доработка исследовательских проектов, образовательная и досуговая программа
18 декабря
итоговая защита исследовательских проектов
19 декабря
торжественная церемония награждения, отъезд
Шаг 0: знакомство
Присоединитесь к телеграм-каналу для финалистов и вступите в чат финалистов (ссылки направлены на email и в смс).
В телеграмм канале для финалистов будут публиковаться важные объявления от организаторов, обязательно включите оповещения в нем!
Общайтесь между собой в телеграм-чате для финалистов, устраивайте видеовстречи, узнавайте интересы друг-друга, ищите единомышленников, с которыми вам было бы комфортно работать. Это, пожалуй, один из самых эффективных способов найти себе команду.
Шаг 1: распределение по командам
До 14 ноября вам необходимо объединиться в команды от 3 до 5 человек – меньше 3 человек команда быть не может, выполнять проект вдвоем и тем более одному нельзя! Мы рекомендуем создавать команды из 5 человек, чтобы эффективнее распределять ресурсы между задачами и иметь больше идей для обсуждения. Опыт показывает, что 3-х или 4-х человек не всегда хватает на все задачи, которые необходимо решать в процессе подготовки проекта. Помните, что один из навыков, которые проверяет олимпиада – умение работать в команде.
Что делать, если у вас нет команды?
1. Присоединитесь к каналам и чатам баз данных в Telegram. В них будет публиковаться основная информация по конкретным базам данных. Общайтесь в этих чатах и находите единомышленников, с которыми вы могли бы работать и дальше. Обсуждайте с ними возможные направления исследований по этим базам. В каждом чате будут менторы, которые помимо консультаций по базе данных, будут помогать вам формировать команды.
2. Устраивайте видеовстречи, чтобы познакомиться друг с другом и найти точки соприкосновения. Приглашайте других участников обсудить с вами интересующие вас темы. Если не справляетесь сами – всегда можно попросить менторов помочь организовать встречу.
Если ваша команда сформирована – выберите лидера команды, он должен внести сведения об участниках и названии команды в личном кабинете до 14 ноября включительно.
Внимание: если вы собрали свою команду из участников одного из чатов, посвященного конкретной базе данных, то это не означает, что вы будете работать именно с этой базой данных! Команда – это коллектив, в котором вам должно быть комфортно работать и общаться, и с членами которого у вас совпадают предпочтения по базам данных и возможным темам исследований.
Если вы не смогли присоединится ни к одной команду до 14 ноября, то мы случайным образом объединим вас в команду с другими участниками, которые также не смогли найти себе команду. Для этого будет необходимо заполнить специальную форму, ссылку на нее мы пришлем 14 ноября.
Шаг 2: распределение по базам данных
Мы публикуем базы данных и описания к ним в специальном разделе на сайте, чтобы вы могли найти то, что вам наиболее интересно. В чатах баз данных будут менторы, которые смогут ответить на ваши вопросы, с ними можно обсудить возможные направления исследований и понять что вам нравится больше, а что меньше. С менторами также можно договорится на организацию живого общения в виде вебинара, где обсудить интересующие темы между собой. Тем не менее, каждая база имеет ограниченное количество мест, то есть на ее основе нельзя сделать бесконечное количество проектов, поэтому на каждую базу данных будут распределено определенное количество команд.
Как будет происходить распределение?
Вы должны проранжировать (от наиболее интересной к наименее интересной) базы данных, исходя из общего мнения команды. 17-18 ноября лидеры команд заполняют форму (ссылка на форму будет отправлена капитанам на электронную почту 17 ноября) и указывают предпочтения относительно баз. Вам предстоит упорядочить все базы данных и распределить их от наиболее желаемой к наименее желаемой.
Если лидер команды заполнил форму несколько раз, указав разные последовательности приоритетов, то будет принята во внимание только последняя запись в форме.
Если к концу 18 ноября форма все еще не будет заполнена, то команда будет распределена на одну из баз, где будут свободные места случайным образом.
Собрав все предпочтения команд, запускается распределительный алгоритм. ВНИМАНИЕ! Если вы укажите одну и ту же базу в двух приоритетах, то алгоритм не сможет распределить вас корректно, в таких случаях вы будете приписаны к любой базе, на которой останутся места после процедуры распределения команд с корректным упорядочиванием приоритетов. Будьте внимательны при указании предпочтений в форме.
Распределение команд по базам данных и кменторам будут опубликованы 19 ноября. С этого моменты вы можете приступать к работе над проектом.
Шаг 3: Работа над проектом
После того, как алгоритм определит для вас базу данных, вы должны будете присоединится к соответствующим каналу и чату в телеграмме.
Скачайте базу данных со специальной страницы, изучите ее более внимательно: посмотрите на переменные, посчитайте описательные статистики, постройте предварительные графики и таблицы, обратите внимание на выбросы.
Начинайте обсуждать между собой в команде возможные темы исследований, советуйтесь с ментором. Задача ментора – помочь вам с идейной и технической реализацией вашего проекта.
Продумайте все детали: исследовательский вопрос, гипотезу, механизм, обсудите с ментором.
Разработайте дизайн исследования:
- что вам нужно для того, чтобы ответить на исследовательский вопрос
- что нужно чтобы проверить ту или иную гипотезу
- какие таблицы и графики вам понадобятся
- какую информацию из них можно извлечь
- как интерпретировать получаемые результаты
- помогает ли это в вашем исследовании
- несет ли полезную информацию
- действительно ли эти построенные таблицы и графики необходимы и продвигают ваш проект или может быть необходимы другие
- какие методы и модели вам нужны
- в какой последовательности выполнять все расчеты и построения
Обращайте особое внимание на то, что все эти процедуры должны быть оправданы и продвигать вас в направлении поиска ответа на исследовательский вопрос. Обсуждайте между собой, советуйтесь с ментором.
Распределите задачи между членами команды. Установите сроки. Придерживайтесь взятых на себя обязательств и данных друг другу обещаний – делайте все в срок. Обсуждайте между собой полученные результаты, ищите наиболее удачный способ проверить ваши гипотезы, наиболее удачные графики и таблицы. Советуйтесь с ментором, обращайтесь к нему за помощью – его задача помочь вам отобрать правильные идеи и подсказать как их технически реализовать.
Заведите общее облачное пространство где будут хранится все ваши результаты. Структурируйте, создавайте необходимые папки, называйте папки и документы говорящими именами, оставляйте комментарии.
Шаг 4: Подготовка к защите проекта
Защита проектов пройдет в очном режиме. Ваша команда приедет в Москву и будет защищать проект перед экспертной комиссией.
Соберите все части проекта в единую презентацию. Презентация – основной результат, то, чем вы будете отчитываться по проекту. Будьте готовы показать и рабочие материалы: расчеты в том программном обеспечении, которым вы пользовались, скрипты с кодами, если вы использовали для работы Python или R .
Проверьте, что презентация имеет все необходимое: титульный слайд, на котором указано название проекта и ФИО исполнителей, слайд с описанием использованной базы данных и расшифровкой переменных. Возможно, содержательные части презентации следует разбить на разделы, подумайте на какие. Обязательно наличие слайда с заключением, где кратко представлены результаты и выводы, возможные рекомендации для социально-экономической политики на основе результатов вашего исследования.
Проверьте, что содержательная часть презентации включает в себя все необходимые графики и таблицы, что все грамотно структурировано на слайдах, даны краткие пояснения, выдержан единый стиль, подобраны читаемые шрифты и не режущая глаз цветовая гамма. Избегайте украшательств – это научный стиль, не должно быть ничего лишнего. Советуйтесь с ментором о логике построения презентации и о ее визуальной форме.
Подготовьте рассказ о вашем проекте. Распределите роли, кто что будет рассказывать, но помните, что каждый из членов команды должен разбираться во всем проекте, уметь объяснить любую его часть, уметь прокомментировать любой график или таблицу, любой слайд. Проверьте тайминг: вы должны уложиться в своем рассказе за 15 минут. Потренируйтесь друг перед другом, расскажите ваш проект друзьям или другим финалистам (устройте видеоконференцию), получите от них советы: что было непонятно, где нужно подробнее, где нужно сократить. Проведите свою презентацию ментору, прислушайтесь к его рекомендациям.
Будьте готовы ехать на очную часть финала. Не забудьте взять с собой все необходимые материалы и ноутбуки для работы.
Шаг 5: Презентация и защита проекта
Заезд всех команд в парк-отель, где будет проходить финал, состоится 13 декабря. В этот же день пройдет ряд организационных мероприятий, будет объявлен график презентаций проектов перед экспертами. Используйте свободное время для подготовки. Получите рекомендации от ментора.
14 декабря каждая команда в соответствии с графиком презентует свой проект перед экспертами. Время на презентацию – 15 минут, после чего эксперты зададут уточняющие вопросы и дадут рекомендации по доработке проекта. Прислушайтесь к советам — что нужно изменить и как. Обсудите полученные рекомендации между собой и с ментором. Подумайте как их лучше всего реализовать, в какой мере возможно за короткий срок их выполнить, выберите самую подходящую стратегию по доработке проекта.
15-17 декабря у вас будет время на доработку проекта. Обсудив между собой и с менторами полученные рекомендации, распределите задачи по доработке проекта между собой. В парк-отеле будет интернет для работы, но мы также рекомендуем заранее приобрести сим-карту МТС, чтобы не зависеть от Wi-Fi и использовать также мобильный интернет. Используйте время рационально, чаще советуйтесь между собой и с ментором по содержательной и технической части выполнения рекомендаций. Не забывайте отдыхать. В эти дни вы также сможете принять участие в образовательной и досуговой программе.
Подготовьте обновленный вариант презентации и выступления. Порепетируйте, пригласите ментора и других финалистов – пусть они дадут фидбэк по вашему выступлению. Обсудите между собой и с ментором что еще можно в нем улучшить. Подумайте о его слабых и сильных сторонах, вам могут задать вопросы и о том, что вы не сделали, но могли бы сделать, будьте готовы отвечать и на такие вопросы.
Вечером 17 декабря будет объявлен график финальных защит перед жюри.
18 декабря каждая команда выступит перед комиссией экспертов и презентуют свой проект. Время на презентацию – 15 минут, после – вопросы комисси экспертов. Вопросы могут быть заданы любому члены команды.
Жюри будет оценивать ваш проект по нескольким критериям.
Количество баллов, которые команда получит за свой проект, будет объявлено на следующий день, 19 декабря, после всестороннего обсуждения выступления команд.
Апелляции по результатам оценки проектов не предусмотрены.
При поддержке волонтеров проходят все крупнейшие мероприятия Москвы — с начала года добровольцы посвятили помощи городу около 128 тысяч часов.
Сегодня волонтерство охватывает практически все сферы жизни. Неравнодушные люди помогают детям-сиротам, многодетным семьям, инвалидам, пенсионерам, животным и просто любому, кому нужна поддержка. Волонтеры есть и в культуре, и в спорте, и в медиасреде — так, медиаволонтеры рассказывают о движении и вовлекают в него новых участников. А главное — волонтером может быть каждый, начиная со школы.
В Международный день волонтера рассказываем, как юные москвичи открывают для себя путь добровольчества и помогают окружающим.
Особенное волонтерство
17-летняя Вера Сорокина, ученица Московской международной школы, увлеченно рассказывает о своем пути, пока на фоне идет финал всероссийского добровольческого конкурса «Добро не уходит на каникулы».
Волонтеров девушка впервые увидела в детстве, когда с семьей ходила на акцию «Бессмертный полк», а развить интерес к делу помогли школьные преподаватели.
«На шествии я впервые познакомилась с волонтерами, подходила к ребятам, интересовалась, расспрашивала, как они записались в добровольцы. Я ими искренне восхищалась, — отметила Вера. — Мне тогда мама сказала: “Вот подрастешь — вступишь в их ряды”. Так и вышло: на сайте Мэра Москвы я нашла волонтерский клуб, в школе ходила на теоретические занятия, потом в ресурсном центре “Мосволонтер” мне завели волонтерскую книжку, после чего я начала помогать на форумах, получать первый настоящий опыт».
Вере нравится событийное волонтерство: форумы, общественные мероприятия, помощь в навигации и регистрации. Но настоящее призвание девушки — это помощь людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
«Мне нравится помогать людям, у которых возникли сложности из-за особенностей здоровья. Кроме того, у меня это отлично получается. Все говорят, что это безумно сложно, а я как будто чувствую какую-то связь между мной и человеком, которому помогаю», — говорит Вера.
С единомышленницей Вера запустила проект «Четыре чувства» — как раз с ним она и вышла в финал всероссийского конкурса «Добро не уходит на каникулы». Это интерактивная экскурсия, которая не только рассказывает о жизни незрячих людей, но и дает школьникам возможность поставить себя на их место. Участникам завязывают глаза и предлагают выполнить несколько заданий. Цель инициативы — развить эмоциональный интеллект и сделать молодое поколение толерантнее по отношению к людям с ОВЗ.
Тонна макулатуры и новогодние песни
Со школы начала свой волонтерский путь и 16-летняя Елизавета Семина — стать добровольцем ей предложила учительница географии. По признанию школьницы, после этого ее жизнь кардинально изменилась — осознание того, что можно помогать людям и делать мир добрее, стало для Елизаветы постоянным источником вдохновения.
Добровольчеством девушка занимается всего третий год, однако уже стала лучшим волонтером школы «Марьино» и Музея Победы. Она регулярно участвует в мероприятиях Российского движения школьников.
«Я участвую в разных мероприятиях. Например, в Музее Победы мы помогаем в гардеробе и показываем дорогу посетителям. Бывают акции экологические, например недавно с подругой сажали деревья. Ездим и в приюты для животных — убираем и чистим клетки, меняем воду и еду у кошек, гуляем с собаками», — рассказала школьница.
По словам девушки, один из главных плюсов волонтерства в том, что от него невозможно устать. Наоборот, добровольческая деятельность заряжает человека энергией и дает силы идти дальше.
В этом с ней согласен ученик школы № 2005. Сейчас парню 14 лет, но к движению он присоединился в раннем возрасте, так как волонтерство — традиция его семьи.
«В нашей семье принято помогать людям: родители готовят еду для нуждающихся, отправляют вещи в детские дома и дома престарелых. Когда в школе появилась возможность вступить в волонтерский отряд, я сразу сделал это, — рассказал школьник. — Сегодня я чаще всего посещаю дома престарелых и провожу акции по сбору теплых вещей».
Больше всего Степану запомнился один из его первых выездов в дом престарелых.
«Это было на Новый год, мы приходили в палаты к дедушкам и бабушкам, пели им новогодние песни. Все осталось в памяти, потому что эмоции были неподдельные и многие даже подпевали. Теперь я делаю это ежегодно», — сообщил Степан Болотских.
Волонтерство Степана не ограничивается помощью пожилым людям. Он участвует в мемориально-патронатных акциях Московского центра «Патриот.Спорт» у памятников Москвы и Подмосковья, проводит патриотические уроки, а также организует сбор и отправку подарков в детские дома. С его помощью сотни книг, полученныхв Международный день книгодарения, отправились в Узей-Туклинскую сельскую библиотеку в Удмуртии. Более того, волонтер лично собрал около тонны макулатуры и участвовал в акции «Вода России» по очистке берегов реки Сходни.
Семейный «Муравейник»
С учеником Московской международной школы Николаем Старченко самый запоминающийся волонтерский опыт случился всего за несколько дней до интервью. 12-летний школьник поделился, что все началось с поиска приюта для животных, который нуждался бы в помощи.
«Недавно я нашел частный приют для кошек в Александрове. Он находился в сложном финансовом положении — животным даже приходилось ночевать на улице. Мы оперативно помогли: вместе с товарищами из школы собрали 175 килограммов корма, а потом с родителями повезли в приют. Весь багажник машины, весь салон были доверху заполнены кормом для животных», — сообщил Николай.
Увлекает молодого добровольца и эковолонтерство — уже в 10 лет он стал организатором экологического кружка «Муравейник» для первоклашек. С этого момента началась его осознанная волонтерская деятельность: до пандемии Николай регулярно проводил занятия в кружке, учил младших ребят заботиться, любить и бережно относиться к природе.
Проект появился не просто так — он стал данью памяти дедушке Николая.
«Меня интересовала тема экологии, так как мой дед выпускал журнал для семейного чтения “Муравейник”. К сожалению, дедушка нас покинул, но я решил продолжить его дело — это очень мотивировало. Сегодня наш “Муравейник” ведет активную жизнь в интернете, он превратился в дружное и любознательное сообщество: там есть свои авторы, ежедневно публикуются интересные материалы», — отметил волонтер.
В рамках проекта дети занимаются не только экологическим, но и социальным волонтерством: пишут письма ветеранам, готовят для них поздравительные открытки. Например, в начале 2020 года «Муравейник» начал сотрудничать с фондом «Старость в радость», а школьники подружились с Тамбовским домом-интернатом для ветеранов войны и труда.
Амбассадоры добровольчества
При поддержке волонтеров проходят все крупнейшие мероприятия Москвы — с начала года добровольцы посвятили помощи городу около 128 тысяч часов. Взамен столица дает ребятам новые знакомства, уникальный опыт и карьерные перспективы.
Большинство школьников поддерживает волонтерство как идею, а часть юных москвичей планирует развиваться дальше именно в этой сфере. Они уверены, что в ближайшем будущем добровольчество может стать одним из главных мировых трендов.
«Современным школьникам не просто интересно — у них есть запрос на участие в волонтерской деятельности. Например, на акцию “Помощники вакцинации” я пригласил своих друзей, и согласились почти все. Если дальше продолжать популяризацию, то скоро молодежные отряды станут многочисленнее», — считает Степан Болотских.
Конечно, несмотря на неугасающий энтузиазм волонтеров, даже они сталкиваются со сложностями. Но, как ни странно, в числе проблем ребята не называют выгорание: почти все они утверждают, что не устают от своего дела. Елизавета Семина отметила, что одна из самых больших трудностей — незнание того, как именно можно помочь человеку. Впрочем, в этом случае молодые добровольцы всегда могут спросить совета у своих наставников.
Вера Сорокина по опыту знает, что иногда волонтеры сталкиваются с физическими затруднениями, будь то ранний подъем или долгая дорога.
«Бывает сложно вставать ранним утром, если это событийное волонтерство, просыпаться в пять-шесть утра, чтобы поехать на другой конец города или в Подмосковье. Это может утомить, — рассказала девушка. — При этом мысли о том, чтобы оставить волонтерство, никогда меня не посещают, потому что своей жизни без него пока не представляю».